Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию

Хозяев установок, работающих на энергии солнца, ветра или воды и позволяющих получать электричество мощностью до 15 кВт, могут освободить от уплаты НДФЛ при продаже излишек сетевым компаниям.

Соответствующий законопроект был одобрен к внесению в Госдуму на заседании Правительства 15 августа. А документ, который разрешает владельцам малых ветряков и солнечных батарей торговать электроэнергией, тем временем готовится ко второму чтению.

Ожидается, что депутаты рассмотрят его уже в осеннюю сессию.

Частному дому — собственный ветряк

Потребности населения в электроэнергии грозят опередить ещё недавно подключенные мощности. Эксперты предупреждают, что через семь лет ресурс введённых за последние 10 лет в России 35 тысяч МВт может быть исчерпан.

Так что нам необходимо не менее 15 процентов «зелёной энергии» в общей генерации, считают специалисты.

Выходом может стать как строительство крупных мощностей, так и появление у населения личных источников альтернативной энергии.

В феврале в первом чтении Госдума одобрила законопроект, внесённый Минэнерго в рамках программы по развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Документ, кроме прочего, предусматривает, что физические лица, имеющие электростанции мощностью до 15 кВт включительно, работающих на ВИЭ, смогут продавать выработанную электроэнергию на розничных рынках.

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию

У России большие планы на ветер, солнце и воду

Председатель Комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный пояснил «Парламентской газете», что благодаря этому «каждый гражданин получит право поставить солнечную батарею или ветряк на собственном доме».

«Бытовые компании и генерирующие компании будут функционировать отдельно. Закон даст право людям производить электроэнергию самим. Мало того, при её избытке — поставлять её в сети. Сетевые компании будут обязаны покупать эту электроэнергию по цене рынка», — объяснил он.

«Личная» энергия обезопасит жителей Севера

Обеспечение стабильной электроэнергией жителей труднодоступных регионов Сибири и Дальнего Востока всегда было актуальной задачей. Но для этого приходится тянуть ЛЭП на сотни километров.

Там, где это невозможно, приходится завозить по воде тысячи тонн мазута, причём процесс усложняется тем, что период навигации ограничен.

Есть примеры изолированной от остальной страны генерации электроэнергии — это Билибинская АЭС на Чукотке и идущая ей на смену плавучая АЭС «Ломоносов», береговая инфраструктура для которой уже строится.

В то же время удалённые регионы обладают огромным потенциалом возобновляемых источников энергии, в первую очередь — ветряной, отчасти солнечной.

В Тикси, например, начато строительство ветряной электростанции, которая сможет снабжать отрезанный от энергосистемы страны один из важнейших портов на Северном морском пути.

Но если посёлок в целом может иметь независимую «зелёную» генерацию, почему и его жителям также не могут организовать автономные источники энергии, чтобы использовать климатические сложности как преимущества — морской арктический ветер и полярную ночь?

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию

Павел Завальный. Пресс-служба Госдумы

Если каждый житель удалённых регионов сможет законно иметь собственную генерацию, он будет чувствовать себя в большей безопасности, — такое мнение высказал «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских. «Основная задача рассматриваемого нами закона о микрогенерации — позволить пользоваться «зелёной» энергетикой в виде ветряков и солнечных батарей в труднодоступных районах», — пояснил депутат.

  • Он также отметил, что, хотя сейчас в России малые агрегаты для возобновляемой энергетики «дороговаты», как и в принципе вся «зелёная» энергетика, тем не менее собственные солнечные батареи стали уже «одними из самых эффективных в мире».
  • «Думаю, что этот закон будет стимулировать производство российских агрегатов для малой генерации — солнечных панелей и других», — надеется депутат.

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию

Игорь Ананских: Юрий Паршинцев / ПГ

Выгода для дачников и владельцев частных домов

Впрочем, даже в российских регионах с развитыми электросетями есть «белые пятна», куда большим компаниям невыгодно тянуть ЛЭП. Поэтому рассматриваемый закон, по словам Ананских, может решить и эту проблему.

«Там, где невыгодно проводить газ или электричество, 15 собственных киловатт для личных нужд иметь гораздо выгодней. И поэтому данный закон призван удешевить электричество на отдалённых и приусадебных участках, дачных посёлках, на метеостанциях, куда невыгодно проводить электричество», — объяснил парламентарий.

Он также добавил, что законопроект пока не касается городов и многоквартирных домов, так как там уже действует особый правовой порядок. «Там, где инфраструктуры в достатке, генерирующая организация по уже существующему законодательству обязана за небольшую сумму поставить и довести до каждого потребителя 15 кВт, что гораздо выгодней», — констатировал он.

Там, где невыгодно проводить газ или электричество, 15 собственных киловатт для личных нужд иметь гораздо выгодней.

В то же время для частных домов, по его мнению, в дальнейшем необходимо будет скорректировать разрешённое значение для личной генерации. «В дальнейшем нам надо подумать над увеличением разрешённой мощности для малой генерации. Если дом большой, то 15 кВт может не хватить», — считает Ананских.

Это мнение разделяет и первый заместитель Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерий Гартунг.

«Надо расширять зону действия закона. Даже для частных лиц 15 кВт — это минимум. Если приличный дом, то 50, 60 и даже 100 кВт нужны точно. В качестве первого шага можно остановиться на 15 кВт. А уже через год надо бы поднять до 100 кВт», — подчеркнул Гартунг в комментарии для «Парламентской газеты».

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию

Валерий Гартунг. Юрий Паршинцев / ПГ

Для снижения цен и демонополизации рынка электроэнергии

Дальнейшее повышение разрешённого порогового значения для микрогенерации предполагает ещё одну цель — демонополизацию и децентрализацию российской электроэнергетики в будущем, считает Гартунг.

Он отметил, что для этого необходимо развивать малую генерацию в принципе, причём не только основанную на альтернативных источниках энергии, и для личных нужд физических лиц.

«Надо дать возможность малому бизнесу развивать источники малой генерации, чтобы они тоже имели достаточно простые и понятные условия по продаже излишков энергии и подачи её в сеть», — сказал он.

Депутат объяснил, что, таким образом, в перспективе эффективность производства и потребления электроэнергии может возрасти.

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию

За тепло в доме будут платить по справедливости

«Тогда бы мы децентрализовали источники генерации, и фактически у нас сам бизнес, потребитель, смог бы сбалансировать спрос и предложение. На производстве — разная загрузка в течение суток. Даже на непрерывном цикле у многих предприятий основная нагрузка идёт в первую смену, а во вторую и третью — снижается. В то же время у граждан больше потребность в электроэнергии в основном вечером. Так что есть утренние и вечерние пики потребления. И это можно было бы сглаживать за счёт малой генерации», — считает Гартунг.

Депутат посетовал, что электросети оказывают «дикое» сопротивление таким предложениям, так как им невыгодно присутствие на рынке малой генерации, потому что «малая генерация будет размонополивать рынок, децентрализировать его». А ведь, отметил он, последнее как раз выгодно и гражданам, потребителям, и государству, так как сократит издержки на передачу, составляющие от трети до половины цены, и в итоге снизит стоимость энергии.

Впрочем, Гартунг уверен, что внесённый закон в нынешнем виде пока «больше символический», он — «первый шаг в правильном направлении, но явно недостаточный». «С другой стороны, этот закон — как прецедент — важен.

Он позволит отработать механизмы взаимодействия частной малой генерации с сетевиками, вскроет недостатки, препятствия, описав которые, можно будет дорабатывать схему и устранять недостатки.

И уже потом можно поднимать порог генерации», — заключил депутат.

«Зелёная» энергетика в России и в мире

Человечество активно переходит к использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на фоне угрозы исчерпания ископаемого топлива и негативных последствий от его использования для экологии.

В целом увеличение мощностей возобновляемой энергетики уже опережает традиционные источники — с 2015 года это 55 процентов прироста.

47 стран к середине века планируют на 100 процентов перейти на «зелёную» энергию, а о переводе 30 процентов генерации на ВИЭ к 2030 году заявили Китай, Бразилия, Япония и Канада.

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию

Усилия России помогли затормозить глобальное потепление почти на год

Только ветряные электростанции по всему миру уже вырабатывают больше, чем вся энергетика России. Одним из ярких примеров в использовании энергии ветра является Дания — там ветер даёт более 40 процентов генерации.

Сейчас лидером по использованию ВИЭ в целом является Китай — как ветра, так и солнца (почти 26 процентов генерации). В США для сравнения: 21 процент. Лидирующие позиции также занимают такие страны, как Германия, Испания и Индия.

Читайте также:  В начале 2021 года россияне брали меньше ипотеки, чем в начале 2021

В России, где использование ВИЭ не превышает одного процента, несмотря на огромные запасы углеводородов и другого ископаемого топлива, имеется огромный потенциал для развития «зеленой» энергии.

Ещё с советских времён действует Кислогубская приливная электростанция, ряд других мощностей — геотермальные, солнечные и ветряные станции.

 С 2010-х возобновлены проекты по постройке ветряных электростанций в Ростовской области, Адыгее и других регионах.

К 2024 году Россия планирует довести долю ВИЭ до 2,4 процента

Как можно будет заработать на продаже «зеленой» энергии после всех изменений в законодательстве

В Беларуси принято несколько законодательных актов, которые могут сделать «зеленую» энергетику привлекательной для бизнеса. Комментирует директор белорусского офиса международного юридического альянса «COBALT» Дарья Жук.

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергиюРоссияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергиюРоссияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергиюФото с сайта martijnrichters.nl

– В Беларуси меняются правила игры в сфере альтернативной энергетики. Они могут открыть новые возможности для целого ряда бизнесов.

  • 19 августа вступил в силу президентский указ от 18 мая 2015 №209 «Об использовании возобновляемых источников энергии», позволяющий зафиксировать тарифы выкупа электроэнергии у бизнеса.
  • 21 августа вступает в силу постановление Совмина от 6 августа 2015 года №662 «Об установлении и распределении квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии».

В чем суть изменений

В Беларуси вводится квотирование на создание установок (солнечные панели, ветрогенераторы и т.д.) по выработке энергии из возобновляемых источников:

  • Квоты на создание установок будут определяться для каждого источника энергии в отдельности и сразу для всей территории Беларуси. После чего распределяться между компаниями.
  • Оговаривается также суммарная электрическая мощность установок.

Объем квот будет устанавливать специальная Республиканская межведомственная комиссия (по согласованию с Минэнерго, Минэкономики, Минприроды, Департаментом по энергоэффективности Госкомстандарта, при участии местных исполкомов).

Квоты будут устанавливаться на три года. При необходимости – корректироваться межведомственной комиссией. Корректировки возможны ежегодно – в срок до 30 апреля (в 2015 году до 15 сентября).

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергиюФото с сайта priroda.su

Как бизнес может зарабатывать на альтернативной энергии

Произведенную энергию у владельцев установок будут покупать организации, входящие в государственную систему «Белэнерго» (Минскэнерго, Брестэнерго и т.д.).

При ее выкупе применяются повышающие коэффициенты (к действующему тарифу на электроэнергию), размер которых будет предлагать сам бизнес перед участием в конкурсе на получение квот (до этого коэффициенты устанавливались постановлением Минэкономики №100 от 30 июня 2011 года).

В случае получения квот, предложенный компанией коэффициент будет фиксироваться для нее на 10 лет. Срок действия коэффициента начинается с момента ввода установки в эксплуатацию.

Что изменят нововведения

Вот что было до изменений:

  • Отсутствие стабильности в регулировании тарифов. При общем декларировании повышающих тарифов на практике их размер мог меняться. Например, в апреле 2014 государство резко снизило коэффициенты на покупку энергии, вырабатываемой из таких источников, как солнце (с 3 до 2,7) и вода (с 1,3 до 1,1).
  • Сложно было говорить о стабильности и гарантированности интересов инвесторов в сфере «зеленой» энергии. Поскольку разработать правильный бизнес-план и просчитать денежные потоки из-за изменчивости тарифов было практически невозможно.
  • Не защищала от негативных изменений законодательства и «стабилизационная оговорка» для отдельных инвестиционных проектов. То есть несмотря на то, что размер повышающего тарифа фиксировался в инвестиционном договоре с местными облисполкомами, на практике это не работало. Тариф для таких инвесторов менялся в общем порядке.

В результате, по опыту своих клиентов мы видели тупиковую ситуацию, когда, с одной стороны, в Беларуси было:

  • Достаточно прогрессивное законодательство, учитывающее мировой опыт развития «зеленой» энергетики.
  • Привлекательные повышающие тарифы.
  • Отсутствие конкуренции на этом рынке.
  • Подходящие погодные и климатические условия.
  • Интерес со стороны местных и иностранных инвесторов.

Но с другой:

  • Непрозрачные правила игры в формировании тарифов. Как следствие, отказ местных и иностранных банков и финансовых институтов от финансирования таких проектов.
  • Отказ многих инвесторов от реализации проектов даже при наличии проектно-сметной документации и выделенного земельного участка.
  • Прямые финансовые потери, убытки.

В целом, это привело к отсутствию инвестиционных договоров в этой сфере на протяжении 2014-2015.

Что дадут бизнесу изменения

1. Работающую стабилизационную оговорку для инвесторов, запускающих установки или заключивших инвестдоговора до вступления в силу Указа №209. Эти компании смогут реализовать проекты без учета квот и по тарифам, установленным Минэкономики на 19 мая 2015 (после подписания Указа). Их размер не подлежит изменению в течение 10 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию.

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергиюФото с сайта masterok.livejournal.com

2. Работающую стабилизационную оговорку для инвесторов, получивших квоты. Коэффициент, применяемый к стоимости энергии, не будет для них меняться в течение 10 лет со дня ввода установки в эксплуатацию. Инвестор будет предлагать свой коэффициент, который будет применяться при продаже выработанной им энергии государству.Это нужно будет сделать на этапе подачи заявки для участия в конкурсе.

В целом, на наш взгляд, новые правила игры являются достаточно прогрессивными и учитывают мировой опыт введения квот для проектов «зеленой» энергетики.

Что изменится для тех, кто обеспечивает себя электроэнергией, а излишки продает

В Указе №209 есть оговорка, что у таких производителей государство выкупает энергию без каких-либо квот и по стимулирующим тарифам.

В целом, думаю, что компаниям такая схема работы все равно будет выгодна, т.к. гарантированная покупка энергии для них предусмотрена в любом случае. Вопрос, конечно, в цене.

Но даже если это будут самые минимальные коэффициенты (например 1,1), это все равно будет прибыльно.

https://www.youtube.com/watch?v=h7_VxxUzf_w

Если же говорить о предприятиях, которые только начинают производство «зеленой» энергии и могут продавать ее излишки, то размеры стимулирующих тарифов будут устанавливаться государством отдельно. От их изменения страховки уже нет.

В данном случае логика законодателя ясна: такие бизнесы строят установки, прежде всего, для собственных нужд, а продают уже только излишки. То есть их основная цель – не прибыль от продажи энергии, а экономия на производственных затратах для основного бизнеса.

Кто и как получит квоты

По новому порядку получить квоты на производство энергии может любой бизнес.

Как будет проводиться распределение квот:

  • Ежегодно до 1 сентября (а в 2015 году – до 20 сентября) можно подать заявку на участие в специальном конкурсе в исполком по месту предполагаемого нахождения установок.
  • Исполком направляет все заявки в Министерство энергетики. А министерство – в межведомственную комиссию, которая и принимает окончательное решение.
  • Список организаций и ИП, получивших квоты, утверждается ежегодно до 30 ноября.

Подача заявок для создания установок не требуется проектам:

1. Реализуемым по международными и инвестиционным договорам. Это актуально для проектов, у которых строительство мощностей – лишь составная часть инвестпроекта. Правило касается как государственных инвестпроектов, так и частных.

2. Финансируемых за счет внешних займов под гарантии правительства.

3. С одобренными правительством проектами международной технической помощи.

4. С использованием иностранной безвозмездной помощи.

Под «проекты-исключения» квоты будут выдаваться из общего объема квот перед проведением общего конкурса.

К кому не применяется квотирование

Важно отметить, что новые правила не применяются:

  • В отношении установок, запущенных до 19 мая 2015 года.
  • В отношении установок, создающихся на основании заключенных и зарегистрированных до 19 мая инвестиционных договоров.

Энергия с таких установок покупается государством в течение 10 лет с даты запуска. К ней применяется повышающие коэффициенты, установленные постановлением Минэкономики №100 от 30 июня 2011.

В соответствии с постановлением, стоимость выкупа устанавливается на уровне тарифов на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей. К тарифам применяются коэффициенты от 1,3 (вода, биогаз) до 3 (энергия солнца), с поправкой на изменения курса белорусского рубля.

Откуда бизнесу можно ждать «сюрпризов»

При всех позитивных моментах для бизнеса, есть один нюанс, касающийся рассмотрения внеконкурсных проектов. Так, из принятых законодательных актов четко не следует:

  • Какая часть квот из ежегодно устанавливаемых будет направлена на внеконкурсные предложения.
  • По каким критериям будут распределяться квоты внутри внеконкурсных проектов (будет ли там свой конкурс, если да, то на каких условиях.Если нет – означает ли это, что квоты получат все «проекты-исключения»).
  • Нет четких критериев, с какими инвесторами заключаются инвестиционные или международные договоры (данный термин, в принципе, не до конца ясен) и как им предоставлять гарантии правительства под внешние займы.
Читайте также:  Более чем в 20 регионах создадут туристические кластеры

Таким образом, мы видим, что государство вновь оставляет поле для маневра. Надеемся, что этот вопрос также будет уточнен регулятором в ближайшем будущем. Это сохранит положительные эффекты от внесенных изменений и не создаст новых тормозящих факторов развитию этой отрасли в Беларуси.

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергиюФото с сайта icarussolarpower.co.uk

Уверена: рынок «зеленой» энергии в Беларуси должен, наконец-то, ожить. Пройдет немного времени (думаю, до объявления первых квот) и все игроки рынка: инвесторы, финансовые институты и само государство – думаю, увидят выгоду в данной сфере.

Для каждого она будет своя. На примере наших клиентов могу сказать, что интерес к альтернативной энергетике был всегда. Традиционно это инвесторы из стран Балтии, России, Китая. Сейчас, с вводом более прозрачных правил он еще больше возрос.

Могу отметить, что и белорусский бизнес начал проявлять инициативу. У нас есть шансы добиться результатов, не хуже, чем в ЕС, где доля альтернативной энергетики в некоторых странах занимает более 20% в общем объеме производства энергии.

Дарья Жук

  •  Директор белорусского офиса международного юридического альянса «COBALT».
  • Юрист, эксперт в области альтернативной энергетики.

Госдума приняла поправки в закон об электроэнергетике в части микрогенерации. Будет ли счастье у альтернативщиков?

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию

11 декабря 2019 года (как раз накануне Дня Конституции) Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» (проект № 581324-7).

Неужели в России наконец-то будет «зелёный тариф»? Данный закон вносит в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» такое понятие, как «объект микрогенерации», тем самым упрощая возможность установки, подключения к общей сети и продажу электроэнергии частным лицам. Как и было указано в ранних версиях законопроекта, максимальная мощность объектов микрогенерации на территории России не может превышать 15кВт.

Что такое «объект микрогенерации»?

Объектом микрогенерации являются объекты по производству электрической энергии, принадлежащие на праве собственности или ином законном основании потребителю (частному лицу или организации).

Генераторами могут выступать как мощности ВИЭ (солнечные батареи, ветрогенераторы, приливные/волновые электростанции и т.д.), так и объекты традиционной энергетики (например, дизельные генераторы). А также их комбинации.

Важно: Потребители смогут продавать в общую сеть только излишки электроэнергии, которые остались после собственного потребления.

Технологическое присоединение (подключение) объектов микрогенерации может осуществляться к объектам электрического хозяйства не более 1кВ. Также на сайте Государственной Думы пояснили причины максимально мощности в 15кВт:

Предельная цифра в 15 кВт обусловлена тем, что присоединение небольших объектов генерации к общей сети имеет целью бытовое потребление и не должна угрожать безопасности самих потребителей и энергосистемы в целом. Порядок присоединения таких объектов будет упрощенным, это поможет гражданам обойтись без излишней бюрократии В статью 37 добавили пункт 2, в котором говорится, что реализация потребителями излишков электроэнергии с объектов микрогенерации не является предпринимательской деятельностью. Следовательно, налог на доход физических лиц от такой продажи платить не нужно. Но правки в Налоговый кодекс, инициированные правительством ещё в конце 2018 года, говорят о том, что «микрогенераторов» освободят от уплаты НДФЛ только до 1 января 2029 года.

Самое ужасное напоследок

Хотя гарантирующим поставщикам (тем организациям, которые покупают электроэнергию на оптовом рынке у больших производителей) и запрещено отказываться покупать электроэнергию у владельцев объектов микрогенерации, они будут это делать по ценам оптового рынка.

А покупать электроэнергию потребитель (объект микрогенерации) будет у гарантирующего поставщика по розничным ценам.То есть, продавая электроэнергию в сеть по 1-1,5 рубля, купить её можно за 5 рублей. Так, за один «приобретённый киловатт*час» придётся отдать 3-5 «сгенерированных».

Таким образом, если разделить примерную стоимость, например, сетевой солнечной электростанции от «Хевел» на её суточную выработку, умноженную на цену оптового рынка, получим срок окупаемости в 25 лет. Что сопоставимо со сроком службы солнечных панелей и почти в два раза меньше срока службы сетевого инвертора. Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию Получается, что объекты микрогенерации не выгодно покупать для получения прибыли от продажи электроэнергии, так как «зелёный тариф» — то есть один из двух механизмов стимулирования потребителей, основанный на разнице между стоимостями отданной в сеть и полученной из сети электроэнергии отнюдь не в пользу потребителя. Также не получится использовать сеть, как огромный аккумулятор — не работает второй механизм стимулирования потребителя: взаимозачёт. В этом случае у потребителя стоит двунаправленный счётчик, считающий отдельно объём отданной в сеть электроэнергии и объём полученной электроэнергии. В конце месяца подбивается баланс и, если объект сгенерировал электроэнергии больше, чем потребил, владельцу выплачивают разницу (рассчитанную как раз по оптовым ценам рынка). Если же он сгенерировал электроэнергии меньше, чем потребил, оплачивает дельту уже по розничной цене.

Что будет дальше и насколько закон рабочий

Следующим шагом, после принятия Закона Государственной Думой, является направление его для одобрения в Совет Федерации (в двухнедельный срок) и затем на подпись Президенту (также в течение двух недель).

Если Президент наложит на него вето, то закон отправляется на доработку обратно в Государственную Думу.

Таким образом, шансы на то, что (в первую очередь) частным лицам получится предоставить удобные условия для развития микрогенерации и тем самым

«способствовать достижению целей, поставленных Президентом России» — Председатель Комитета по энергетике Павел Завальный всё-таки есть. Если же пересмотра закона в части стимулирования потребителей не произойдёт, то это может негативно сказаться на системе энергетики в целом:Дело в том, что сейчас вся генерация продает киловатт-часы по оптовой цене, а в розничную цену заложены расходы на передачу и сбыт, которые вынуждены оплачивать конечные потребители. Но потребителям это не нравится, и по мере возможностей, с развитием технологий они будут стараться уходить в собственную, частную генерацию, считают эксперты. Проблема в том, что поскольку принимаемый закон не стимулирует частников оставаться в общей сети, они будут от нее отключаться. Когда это явление станет по-настоящему массовым, именно оно может стать испытанием для энергосистемы, сказавшись, в первую очередь, на объемах передачи энергии. Чем меньше эти объемы, тем дороже сама передача, а значит, выше стоимость энергии для конечного потребителя и больше его желание найти альтернативу. Получается, оберегая энергосистему, регулятор тем самым рискует поставить ее под удар. Источник

Всё ли так мрачно?

Если же искать позитив и в этой, казалось бы, хмурой новости, то следует обратить внимание на Постановление Государственной Думы от 11 декабря, в котором во втором пункте указано, что Правительство РФ должно до 1 июля 2020 года передать в Государственную Думу информацию о принятых нормативно-правовых актах, касающихся данного Закона. Возможно, среди них будет и законопроект о внесении правок в 35-ФЗ, касающийся более активного стимулирования частных потребителей-владельцев объектов микрогенерации. Но это не точно… Ну а пока в России преобладают автономные солнечные электростанции и устанавливают их в основном на крышах домов или придомовых строений

Только зарегистрированные пользователи могут участвовать в опросе. Войдите, пожалуйста.

  • 5,4%Да, я хотел бы стать владельцем объекта микрогенерации в текущей редакции Закона и планирую им стать14
  • 59,9%Да, я хотел бы стать владельцем объекта микрогенерации, но планирую им стать в более лояльной редакции Закона154
  • 29,6%Нет, я не хотел бы становиться владельцем объекта микрогенерации ни при какой редакции Закона76
  • 5,1%Я уже владелец объекта микрогенерации13

Заигрались в зеленую энергетику и «зеленый» тариф. Чем рискует Украина

Как следует из ежегодного отчета Climatescope 2019, подготовленного исследовательским агентством Bloomberg New Energy Finance, в 2019 году Украина поднялась сразу на 55 позиций в рейтинге привлекательности развивающихся стран с точки зрения инвестиций в возобновляемую энергетику, тогда как в прошлогоднем страна занимала 63 строчку.

Известно, что в 2018 году европейские страны, не входящие в Евросоюз, установили рекорд по привлеченным инвестициям в чистую энергию в размере $2,2 млрд. Причем сумма за 2018 год составила более четверти от общего объема инвестиций в регион за последнее десятилетие.

Рост произошел в основном из-за огромного скачка инвестиционных потоков на Украину, который в 2018 году составил $801 млн по сравнению с $46 млн в 2017 году.

По данным аналитического центра, причиной такого роста Украины стали реформы энергетического сектора, привлекательные «зеленые» тарифы и налоговые ставки.

Читайте также:  Минсвязи добивается наличия коммуникаций в новостройках

Радиоактивная «зеленая энергия»: На ЧАЭС поставят солнечные батареи за €1 млрдРоссияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию© РИА Новости, Александр Кряжев / Перейти в фотобанк

«Зеленый» тариф, законодательно закрепленный на Украине в 2018 году, — это специальный тариф, по которому государство закупает электроэнергию по завышенной цене у предприятий и частных лиц, использующих альтернативные источники энергии. Таким образом, юридические и физические лица, которые пользуются энергией солнца, ветра, микро- или мини-гидроэлектростанциями и другими возобновляемыми источниками энергии, могут продавать полученную электроэнергию государству по чрезвычайно выгодной для себя цене.

Как показывает практика, «зеленый» тариф как метод дотирования развития отрасли альтернативной энергетики, призванный компенсировать высокую себестоимость солнечных панелей и ветровых электростанций, себя уже исчерпал.

Дело в том, что из-за высокого тарифа (0,18 евро за один киловатт, а это значительно выше тарифов, по которым закупается энергия из атомных и тепловых электростанций) в последние несколько лет «зеленая энергетика» на Украине переживает настоящий бум.

В свое время с подачи энергетических лоббистов государство дало долгосрочные гарантии закупки энергии из возобновляемых источников по повышенной цене — законодательство Украины и подписанные ею международные договоры гарантируют сохранение «зеленого» тарифа на неизменном уровне до 2030 года. И благодаря этому специальный тариф из стимулирующего фактора стал источником сверхприбыли.

Тариф есть, а денег нет

Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» заявляла о нехватке к началу ноября 481 млн грн ($20,02 млн) для выплаты ГП «Гарантированный покупатель» аванса в размере 821 млн грн ($34,17 млн) по оплате «зеленого» тарифа.

Основной причиной нехватки средств для компенсации сейчас является неравномерность и задолженность по уплате участниками рынка услуги НЭК «Укрэнерго» по передаче электроэнергии.

На середину ноября потребители задолжали более 1,2 млрд грн ($50 млн).

Кабмин окончательно отпустил тарифы ЖКХ в «свободное плавание» — ГольдарбРоссияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию©

Россияне скоро смогут заработать на продажах излишков электроэнергии

С правилами согласен: Принято

У россиян вскоре появится новая возможность дополнительного заработка. Домовладельцы, установившие альтернативные источники энергии, смогут продавать излишки электроэнергии в сеть.

11 декабря 2019 года (как раз накануне Дня Конституции) Государственная Дума Российской Федерации в третьем чтении приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части развития микрогенерации» (проект № 581324-7).

Правовое управление Государственной Думы РФ вынесло постановление о том, что проектируемый федеральный закон о микрогенерации должен быть официально опубликован не позднее конца 31 декабря 2019 года.

Данный закон вносит в Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» такое понятие, как «объект микрогенерации», тем самым упрощая возможность установки, подключения к общей сети и продажу электроэнергии частным лицам.

Как и было указано в ранних версиях законопроекта, максимальная мощность объектов микрогенерации на территории России не может превышать 15кВт.

Также на сайте Государственной Думы пояснили причины максимально мощности в 15кВт: Предельная цифра в 15 кВт обусловлена тем, что присоединение небольших объектов генерации к общей сети имеет целью бытовое потребление и не должна угрожать безопасности самих потребителей и энергосистемы в целом. Порядок присоединения таких объектов будет упрощенным, это поможет гражданам обойтись без излишней бюрократии

Во многих странах мира подобные решения уже давно и успешно реализованы. Смысл нового закона о микрогенерации заключается в следующем. Если у домовладельца есть источник альтернативной электроэнергии (например, солнечные батареи или ветрогенератор), то он может продавать излишки в сеть. Для этого в доме устанавливается специальный двунаправленный счетчик.

Такая схема выгодна как людям, которые получают дополнительный источник заработка, так и государству, которое таким образом будет продвигать «Зеленую энергетику».

Потребители смогут продавать в общую сеть только излишки электроэнергии, которые остались после собственного потребления. Генераторами могут выступать как мощности ВИЭ (солнечные батареи, ветрогенераторы, приливные/волновые электростанции и т.д.

), так и объекты традиционной энергетики (например, дизельные генераторы). А также их комбинации.

Россияне смогут сами продавать «зеленую» электроэнергию

Мы обратились к экспертам отрасли, чтобы они прокомментировали это нововведение.

«Многие думают, что в России слишком мало возможностей для альтернативной энергетики. Но это не так. Например, солнечных дней в одном только Московском регионе гораздо больше, чем, например, в Финляндии и Германии. Хотя там солнечная энергия уже активно используется. Поэтому нам просто необходим закон о микрогенерации.

Сейчас люди больше устанавливают солнечные батареи не из-за экономии, а из-за борьбы с перебоями электричества. Возможность заработать на излишках – станет очень весомым стимулом.

Использование альтернативных видов энергии – это забота об экологии, о будущем наших детей и нашей планеты», — пояснил представитель интернет-магазина Econrj.ru.

В статью 37 добавили пункт 2, в котором говорится, что реализация потребителями излишков электроэнергии с объектов микрогенерации не является предпринимательской деятельностью.

Следовательно, налог на доход физических лиц от такой продажи платить не нужно.

Но правки в Налоговый кодекс, инициированные правительством ещё в конце 2018 года, говорят о том, что «микрогенераторов» освободят от уплаты НДФЛ только до 1 января 2029 года.

Ложка дегтя

Хотя гарантирующим поставщикам (тем организациям, которые покупают электроэнергию на оптовом рынке у больших производителей) и запрещено отказываться покупать электроэнергию у владельцев объектов микрогенерации, они будут это делать по ценам оптового рынка.

А покупать электроэнергию потребитель (объект микрогенерации) будет у гарантирующего поставщика по розничным ценам, то есть, продавая электроэнергию в сеть по 1-1,5 рубля, купить её можно за 5 рублей.

Так, за один «приобретённый киловатт*час» придётся отдать 3-5 «сгенерированных».

Так же следует обратить внимание на Постановление Государственной Думы от 11 декабря, в котором во втором пункте указано, что Правительство РФ должно до 1 июля 2020 года передать в Государственную Думу информацию о принятых нормативно-правовых актах, касающихся данного Закона. Возможно, среди них будет и законопроект о внесении правок в 35-ФЗ, касающийся более активного стимулирования частных потребителей-владельцев объектов микрогенерации.

Источник: habr.com

Мосэнергосбыт запускает проект «Зеленая энергия»

Массовый интерес к альтернативным источникам энергии обусловил начало активной работы как российских, так и иностранных энергетических организаций в этом направлении.

Не остался в стороне и ОАО «Мосэнергосбыт», который ведет сегодня активную работу по организации покупки электроэнергии у генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Для дальнейшей реализации и развития данного направления в компании создан проект «Зеленая энергия».

Покупка электроэнергии и мощности в рамках этого проекта будет производиться у ряда ГЭС оптового рынка: ОАО «Русгидро» и ОАО «ТГК». Кстати, гидрогенерирующие установки уже имеются и у ряда крупных клиентов Мосэнергосбыта (МГУП «Мосводоканал», Канал имени Москвы).

Осуществлять покупку электроэнергии Мосэнергосбыт будет также и у розничных поставщиков, функционирующих на основе ВИЭ – это Экотехпром и Экосервис. Эти станции используют в качестве топлива бытовые отходы.

Роман Мединцев, директор по маркетингу: «Исследования, проведённые Мосэнергосбытом, показали, что существует значительная доля спроса на «зеленую» электроэнергию. Потребителям не все равно, какую электроэнергию использовать.

Для Мосэнергосбыта это, в первую очередь, инновационный проект, ориентированный на сохранение окружающей среды.

В перспективе, данный проект – это возможность для нашей компании развивать инвестиции в альтернативные источники электроэнергии.

Начиная с маленьких объемов, мы планируем наращивать обороты, в том числе, может, и с помощью создания собственной экологической генерации».

Учитывая происходящую сейчас либерализацию рынка электроэнергетики, одной из главных задач Мосэнергосбыта по-прежнему остается повышение лояльности клиентов. Проект «Зеленая энергия» позволит удовлетворить спрос клиентов на продукт, позволяющий поддерживать экологическую стабильность, и, следовательно, улучшить клиентоориентированность компании.

Альтернативная энергетика – это совокупность перспективных способов получения энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при низком риске причинения вреда экологии.

Это энергия солнца, энергия ветра, энергия вод (в том числе энергия сточных вод), энергия приливов, энергия волн водных объектов, в том числе всех видов водоемов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей и т.д.

Вернуться к списку новостей

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector