Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах

Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах Госдума в окончательном чтении приняла законопроект, позволяющий вести строительство на территории государственных природных заповедников.

  • Как сообщает «Медуза», такая поправка внесена в закон «Об особо охраняемых природных территориях».
  • РБК отмечает, что это может быть использовано для строительства курортов, опасаются экологи.

Согласно документу, правительство РФ сможет создавать в заповедниках биосферные полигоны, где разрешено вести капитальное строительство и прокладывать необходимую инфраструктуру для «обеспечения развития познавательного туризма, физической культуры и спорта».

  1. Прежде такие полигоны можно было создавать только рядом с территорией заповедников.
  2. Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах
  3. По информации издания «Коммерсантъ», законопроект изначально касался лишь вопроса размещения отходов в Крыму – однако был неожиданно повышен до федерального уровня.

К третьему чтению в нем появилась норма о возможности выделения части заповедных территорий под биосферные полигоны для строительства гостиниц и спортивных сооружений.

Поправка к правительственному законопроекту, устанавливающему переходный период для объектов размещения отходов в Крыму, была внесена председателем комитета коммунистом Владимиром Кашиным и его заместителем единороссом Валерием Язевым.

«Фактически депутаты Кашин и Язев предлагают разрешить строить в заповедниках и нацпарках гостиницы и спортивные комплексы!», – заявил изданию руководитель программы ООПТ «Гринписа России» Михаил Крейндлин.

  • В совместном заявлении российского отделения Всемирного фонда дикой природы и Русского географического общества говорится, что новая поправка «создает угрозу для всей системы особо охраняемых природных территорий, поскольку впервые допускает возможность фактического уменьшения территорий и ослабление режима охраны заповедников».
  • Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах
  • Новости ТВК узнали у посетителей красноярского заповедника «Столбы», что они думают о такой инициативе.
  • В старейшем заповеднике России, который граничит с фанпарком «Бобровый лог» – одним из объектов будущей «Универсиады-2019», Новостям ТВК 26 июня заявили, что надеются не попасть под действие нового закона.

«Вряд ли это коснется «Столбов». У нас уже давно имеется зонирование – более 30 лет.

  1. На «Столбах» выделен туристско-экскурсионный маршрут, заповедное ядро и буферная зона.
  2. Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах
  3. Тем более заповедник второй год находится в стадии преобразования в Национальный парк, закон касается заповедников, поэтому нас он не должен коснуться», – рассказала Новостям ТВК начальник отдела экологического просвещения заповедника «Столбы» Марина Щербакова.

По информации РБК, в России насчитывается 103 государственных природных заповедника.

Из них 35 являются биосферными – теми, рядом с которыми сейчас возможно создание полигонов. Рядом с некоторыми из них созданы биосферные полигоны.

Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах

Российское отделение Всемирного фонда дикой природы полагает, что в первую очередь под угрозой оказался Кавказский биосферный заповедник, на земли которого для строительства горнолыжных курортов претендует сразу несколько компаний.

«У лоббистов горнолыжного освоения Кавказского заповедника есть все основания надеяться, что принятый закон позволит им реализовать свои планы. При этом бизнесменов не беспокоит, что ценнейшая природная территория будет фактически уничтожена», – пишет экологическая организация. Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями.

Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.

Категории особо охраняемых объектов и зон

В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).

Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах

1.    Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ.

Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2.    Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные.

К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3.    Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки.

Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4.    Историко-культурные зоны.

К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5.    Особо ценные земельные участки.

На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6.    Земли лесного и водного фонда.

Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.

Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах

Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.

Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.

В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.

Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах

Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах.

Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию.

При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.

Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений.

Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями.

Местные власти свои действия должны согласовывать с:

•    соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
•    соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;

Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.

Специфические ограничения в водоохранных зонах

Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.

Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах

  • Строительство жилых помещений разрешается в случаях:
  • •    наличия полного комплекса очистных сооружений;
    •    соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
  • •    прохождение проектной документацией экологической экспертизы.

Останавливать застройку заповедников станет намного сложнее

  • Мнение эксперта 4 минуты 17/06/2020 читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме
  • Комитет по транспорту и строительству Государственной думы готовит ко второму чтению законопроект № 866900-7, который отменит государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проектной документации любых объектов на особо охраняемых природных территориях, объектов обезвреживания и размещения отходов, объектов I категории опасности — наиболее опасных для окружающей природы и для здоровья людей.
  • Расскажу, как этот навредит особо охраняемым природным территориям и объектам всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
  • Отмена государственной экологической экспертизы объектов в границах ООПТ означает, что перед строительством любых сооружений на этих природных территориях не будет проводиться оценка экологических рисков. 

Сейчас в заповедниках и национальных парках планируют и даже реализуют довольно много проектов, которые могут оказать существенное воздействие на состояние охраняемых природных комплексов. Например, строительство горнолыжного курорта в Кавказском биосферном заповеднике или добыча нефти в природном парке «Нумто». К сожалению, российское законодательство не всегда запрещает реализацию таких проектов на особо охраняемых природных территориях.

Так, согласно закону «Об особо охраняемых природных территориях»:

  • на биосферных полигонах заповедников разрешено возводить спортивные и познавательно-туристические объекты,
  • в национальных парках разрешено строить объекты, необходимые для работы самих парков и для жителей расположенных в их границах деревень,
  • допускается строительство объектов на части земельных участков в границах охраняемой территории, если такое использование земли разрешено федеральным законом и предельные параметры этой деятельности чётко прописаны в положении об ООПТ.
Читайте также:  Как приватизировать участок меньше минимальной площади?

Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах

На большинстве особо охраняемых природных территорий — кроме государственных природных заповедников, заповедных и особо охраняемых зон национальных парков — допускается строительство линейных объектов: дорог, линий электропередач, трубопроводов.

Например, в Кургальском заказнике в Ленинградской области проложили газопровод «Северный поток 2». Невозможно без урона для особо охраняемой территории строить и размещать там линейные объекты и вырубать деревья и кустарники на лесных участках ООПТ, чтобы эти линейные объекты обслуживать.

Это подтверждает даже Президиум Верховного суда.

В ряде ООПТ разрешена добыча полезных ископаемых. Например, в заказниках федерального значения «Ненецкий» и «Приазовский», включенных в перечень водно-болотных угодий международного значения, охраняемых международной Рамсарской конвенцией.

При проведении ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) и государственной экологической экспертизы определяется, допустимо ли размещение указанных объектов на особо охраняемой территории, проводится оценка вреда, который может быть причинён природным комплексам, и оценка степени сохранности памятников природы.

Если экспертная комиссия ГЭЭ посчитает, что возможный вред слишком серьёзный или планируемое строительство разрушит охраняемые в ООПТ природные комплексы, она может дать отрицательное заключение. В таком случае проект будет остановлен. Именно так государственная экологическая экспертиза отклонила строительство дороги через Кавказский заповедник из Майкопа в Сочи. 

В процессе проведения ОВОС и государственной экоэкспертизы планируемая технология может быть изменена на более щадящую. Например, изначально коридор трассы газопровода «Северный поток 2» в Кургальском заказнике планировали сделать шириной 100 метров.

В результате общественных обсуждений в рамках ОВОС компания «Норд Стрим 2» была вынуждена изменить проект и сократить ширину трассы до 30-60 метров в зависимости от участков.

 Российское отделение Greenpeace по-прежнему считает прокладку газопровода через заказник недопустимым, однако первый вариант проекта причинил бы охраняемой территории ещё больший ущерб.

Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонахВид на озеро Байкал.

В случае, если экоэкспертиза незаконно одобряет экологически опасный проект, у общественности есть шанс обжаловать это решение в суде. Именно так произошло, когда ГЭЭ одобрила строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» в 800 метрах от берега Байкала.

Отмена экологической экспертизы приведёт к разрушению наиболее ценных природных комплексов, в том числе мест обитания редких видов, что прямо запрещено федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях» и «О животном мире». На ООПТ обитает наибольшее количество краснокнижных животных и растений.

Многие охраняемые природные территории нашей страны подпадают под действие международных конвенций и соглашений, в том числе являются объектами всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Международные договоры предусматривают, что ОВОС должна проводиться перед началом любой деятельности, которая может оказать воздействие на объекты, подпадающие под действие этих конвенций.

Отмена экологической экспертизы многократно усилит воздействие на эти территории и приведёт к нарушению международных обязательств России, что противоречит Конституции.

Мы призываем всех, кто ещё не направил в профильные комитеты Думы обращения с требованием сохранить экологическую экспертизу, сделать это прямо сейчас. Если нас будет много, мы в очередной раз сможем защитить от застройки уникальные уголки природы России.

Помогите сохранить экологическую экспертизу

Greenpeace — некоммерческая организация, мы существуем только благодаря поддержке частных лиц. С их помощью мы можем продолжать природоохранную работу и планировать её на годы вперед.

законы особо охраняемые природные территории

Минприроды разрешило застройку охраняемых природных территорий — Охотники.ру

Ведомство разработало документ, регламентирующий изменения охранных зон вокруг особо охраняемых природных территорий. На этих участках могут разрешить строить жилые дома, храмы, культурные учреждения, бизнес-центры и другие объекты.

Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах

  • В настоящее время проект об охранных зонах вокруг ООПТ находится на согласовании.
  • Он определяет регламент установения и корректировки зон вокруг национальных парков, природных заповедников и парков и памятников природы; требования к их площадям и действующие в них ограничения.
  • Проект предложил установить буферные зоны ООПТ до 15 километров, а для объектов в городах федерального значения — до 150 метров.
  • При этом минимальные значения авторы не указали.

Действующие нормы имеют минимальный порог в 1 километр. Предыдущая версия документа предлагала сократить его до 5 метров.

В этих зонах хотят запретить промысловую и любительскую охоту, создание аграрных и промышленных предприятий. При этом в документе нет пункта о запрете на сплошные рубки.

Более того, авторы предложили разрешить строительство жилых домов, зданий культурного, религиозного, научного, рекреативного, административного и бизнес-предназначения.

Разрешение на стройки описано в общих словах. Указана пороговая высота (до 20 метров), процент застройки (не более 1%), а также запрет для домов на негативное влияние на природу.

При этом новые правила не коснутся объектов, которые появились в буферных зонах до появления документа. Это поможет узаконить все постройки, которые появились на территориях в нарушение нынешних законов, подчеркнули специалисты.

По словам опрошенных изданием экспертов, в настоящее время нет единого документа, объединяющего все ограничения относительно охранных зон.

Ранее эти вопросы рассматривались отдельно для каждой территории. В некоторых разрешали строительство в силу местной экономической и социальной ситуации.

Экологи подчеркнули, что зоны созданы для минимизации влияния человека на природные территории. Если они не будут реализовывать эту цель, то они превратятся в фикцию.

Новые правила очень размыты. Так, под определение объектов для предпринимательской деятельности могут попасть полигоны ТБО. Кроме того, здания в этих зонах не проходят экологическую госэкспертизу, из-за чего сложно оценить влияние строительства.

Документ не имеет особого смысла, поскольку и без него на ООПТ никто не обращает внимания. Они напомнили, что новый документ стал вторым. Первый возмутил экологов и общественников из-за сокращения минимального размера буферной зоны до 5 метров.

Теперь же минимум вообще исчез из документа. Кроме того, проект разрешил строить в зонах «что угодно, от жилья до храмов».

По мнению экспертов, «документ подложили под бизнес». Он нужен для легализации незаконной стройки в Лосином острове и в других местах.

22 октября 2019 в 12:27

С 1 января 2021 года вводятся правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов

Минприроды разрешило строить в лесах и охраняемых зонах

  • Правила распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
  • При использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, для размещения объектов, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, должны использоваться нелесные земли, а при отсутствии таких земель — земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
  • В целях размещения объектов, связанных со строительством или реконструкцией линейных объектов, в лесах, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, используются в первую очередь земли, на которых не расположены лесные насаждения.
  • Осуществление строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов должно исключать развитие водной и ветровой эрозии земель на лесных участках, на которых размещаются линейные объекты и их охранные зоны.

Использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов и после подачи лесной декларации. Использование лесов, расположенных на землях иных категорий, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, осуществляется в соответствии с целевым назначением таких земель.

В приложении приведены случаи использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Приказ вступает в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года.

Приказ Минприроды России от 10.07.2020 № 434 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута»

Разъяснения по вопросу выдачи разрешения на строительство на территории ООПТ федерального значения

08.05.2020

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г.

№ 1219, установлено, что Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ).

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» Минприроды России осуществляет государственное управление в области организации и функционировании ООПТ федерального значения.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

Читайте также:  Не приходят квитанции за ЖКУ – должен ли я платить?

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Федеральный закон № 33-ФЗ) установлено, что ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находится в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

  • Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 33-ФЗ национальные парки относятся к ООПТ федерального значения.
  • Частью 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Градостроительный кодекс) определено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5-6 и другими федеральными законами.
  • В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса перед началом проведения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории национального парка необходимо получить разрешение на строительство в Минприроды России.

Кроме того, согласно пункту 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах ООПТ федерального значения подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.

  1. Обращаем внимание, что до получения разрешения на строительство необходимо согласовать вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующего субъекта с Минприроды России в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона № 33-ФЗ.
  2. Для принятия решения о согласовании социально-экономической деятельности на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:
  3. — копии правоустанавливающих документов и (или) выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объектах капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке (при их наличии);
  4. — информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности;
  5. — материалы, обосновывающие соблюдение установленного на территории национального парка режима особой охраны, разработанные согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
  6. — материалы оценки воздействия на окружающую среду.

Обращаем внимание, что подпунктом «л» пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 3 августа 2018 г.

№ 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса дополнена пунктом 1.

1 согласно которому в случае строительства объектов индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС) получение разрешения на строительство не требуется.

При этом строительство или реконструкция объекта ИЖС осуществляется на основании соответствующего уведомления, в порядке, установленном статьей 51.1 Градостроительного кодекса.

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждена приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома».

  • В случае, если строительство ИЖС предполагается на территории национального парка, то до направления уведомления о планируемом строительстве необходимо определить вид разрешенного использования земельного участка.
  • Для принятия решения о согласовании разрешенного использования земельного участка, в том числе для строительства объекта ИЖС на территории национального парка хозяйствующие субъекты должны представить в Минприроды России:
  • — копии правоустанавливающих документов и (или) выписку из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок, объектах капитального строительства, расположенных на указанном земельном участке (при их наличии);
  • — информацию относительно видов предполагаемой (осуществляемой) на земельном участке деятельности.

Заявление и документы в бумажном виде необходимо направить в Минприроды России по адресу: ул. Большая Грузинская, 4/6, г. Москва, 123995.

График работы Минприроды России: понедельник — четверг с 9:00 до 18:00, пятница с 9:00 до 16:45, суббота и воскресенье — выходные.

Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?

Начавшаяся в 2006 году «дачная амнистия» дала возможность оформить в упрощенном порядке собственность на земельные участки, дачные и жилые дома тем, кто не имел на них документов. Объявленная в 2017 году «лесная амнистия» позволит зарегистрировать землю, которая оказалась включена в состав лесного фонда.

«Лесная амнистия» возникла из необходимости защитить права граждан, которые на вполне законных основаниях получили граничащие с лесом земельные участки, затем по какой-то причине включенные в состав лесного фонда. Если границы участка где-то пересекаются с лесом, собственники не только испытывают трудности с оформлением прав на землю, они вообще могут лишиться участка.

«В предыдущие годы были нередки случаи, когда люди десятилетиями пользовались земельными участками, строили на них дачи, а потом этот участок забирали на том основании, что он относится к землям лесного фонда.

Чтобы найти выход во всех подобных ситуациях, и был принят 280-й федеральный закон, который называют законом о «лесной амнистии», — объясняет начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Красноярскому краю Дмитрий Незванов.

«Лесная амнистия» распространяется на земельные участки, предоставленные в собственность до 1 января 2016 года. При этом неважно, когда права на участок появились у нынешнего владельца, он мог купить участок и в 2017 году, главное, чтобы первоначальному собственнику участок был предоставлен до 1 января 2016 года.

Сведения в каких документах имеют решающее значение?

До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными.

Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре.

Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).

«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.

Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию

Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию.

Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений.

Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.

«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру.

Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание.

Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».

Как оформить собственность на лесной земельный участок?

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства).

Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.

Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду.

Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

Росреестр выявляет земельные участки, имеющие пересечение границ с лесным фондом

Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение.

В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов.

— В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».

«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники.

Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.

Татьяна Крупко

Читайте также:  Мешает ли маткапитал получить налоговый вычет?

источник: http://www.sibdom.ru/publication/articles/34/1772/ 

Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан

  • Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс РФ).
  • Частью 3 статьи 45 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса РФ, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении, такие линейные объекты.
  • Права на землю должны быть оформлены на все лесные участки в границах земель лесного фонда, на которых расположены линейные объекты.
  • В соответствии с частью 2 статьи 72 Лесного кодекса РФ, объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
  • Постановка на государственный кадастровый учет является обязательной процедурой при предоставлении лесных участков для целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, в том числе для использование лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (на срок более одного года).
  • Правоотношения в области предоставления лесных участков в силу статьи 9 Лесного кодекса РФ регулируются гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

Согласно статье 3 Лесного кодекса РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Земельный кодекс РФ), если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Статьей 39.14 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Следует отметить, что, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществляется предварительное согласование предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса РФ.

Согласно статье 11.

3 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс РФ), в соответствии с проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренной статьей 11.10 Земельного кодекса РФ.

При этом в целях размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения образование земельных участков осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

Согласно части 6 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 указанной статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.

В силу статьи 43 Градостроительного кодекса РФ установлено, что текстовая часть проекта межевания территории включает в себя целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков).

При подготовке проекта межевания территории в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков их местоположение, границы и площадь определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Согласно части 12.

3 статьи 45 Градостроительного кодекса документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Также указанной статьей установлены уполномоченные органы, которые утверждают документацию по планировке территории.

В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Лесного кодекса при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесного участка, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.

По результату предоставления заявителем в адрес Минлесхоза РБ согласованного и утвержденного уполномоченным органом проекта межевания территории, осуществляется принятие решения о предоставлении лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов на срок от одного года до сорока девяти лет (требуется постановка на государственный кадастровый учет).

На основании принятого Минлесхозом РБ решения о предоставлении лесного участка заинтересованному лицу осуществляется подготовка и подписание договора аренды лесного участка.

Типовой договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утвержден приказом Минприроды России от 20.12.2017 г. № 693 (приложение № 14).

После подписания договора аренды лесного участка в течение 14 дней обеспечивается государственная регистрация права аренды лесного участка (в случае заключения договора аренды лесного участка на срок не менее 1 года).

В течение 6 месяцев со дня заключения договора аренды заявителем обеспечивается разработка и представление в адрес Минлесхоза РБ проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы согласно статье 89 Лесного кодекса РФ.

По результату получения положительного заключения экспертизы проекта освоения лесов, заявителем обеспечивается подача лесной декларации в соответствии со статьей 26 Лесного кодекса.

Обращаем внимание, что освоение лесного участка возможно только после подачи лесной декларации.

Кроме того, Минлесхоз РБ считает необходимым разъяснить вопрос реализации древесины.

Согласно статье 20 Лесного кодекса РФ, право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 — 46 Лесного кодекса РФ, принадлежит Российской Федерации.

Древесина, полученная при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, реализуется согласно постановлению Правительства РФ от 23.07.2009 г. № 604.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию древесины, которая получена при использовании лесов в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ТУ Росимущества по Республике Башкортостан). При этом, присвоение древесины, полученной при использовании лесов в вышеуказанных целях, будет рассматриваться как хищение собственности Российской Федерации.

Кроме того, в случае необходимости размещения линейных объектов, (в частности дорог) проходящих через лесные участки, по целевому назначению лесов, которые отнесены к лесопарковой части зеленой зоны или лесохозяйственной части зеленой зоны, следует принимать во внимание следующие обстоятельства.

Согласно статье 114 Лесного кодекса РФ, в лесопарковой части зеленой зоны и зеленых зонах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений, линий связи, линий электропередачи, подземных трубопроводов. Таким образом, размещение дорог в лесопарковых и зеленых зонах запрещается.

Изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

Функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон определяются в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 14.12.2009 № 1007 «Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон» (далее – Порядок).

В целях дальнейшей возможности размещения дорог на лесных участках по целевому назначению лесов, которые отнесены к лесопарковой или зеленой зоне, необходима процедура изменения их границ. Согласно вышеуказанному порядку, подготовка документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны осуществляется по инициативе заинтересованного лица (является возмездной).

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со статьей 63.

1 Лесного кодекса РФ, лица, использующие леса в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также лицо, обратившееся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Материал подготовлен Отделом арендных отношений и землепользования Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector