Минсельхоз хочет быстрее изымать неиспользуемые участки

2021-03-21T09:57:58+10:00 2021-03-21T09:57:58+10:00 2021-03-21T09:57:58+10:00

Минсельхоз хочет быстрее изымать неиспользуемые участки

фото pixabay.com

Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев рассказал в Госдуме о новой редакции программы по вводу в оборот сельхозземель. Она должна заработать с начала 2022 г. Планируется вернуть в оборот 13 млн га за 10 лет. Стоимость проекта – 754 млрд руб., 539 из которых – за счет федерального бюджета.

Но с реализацией программы уже сейчас не все гладко. На пути в прямом смысле вырос лес. После 2014 г. на волне продэмбарго российский АПК начал усиленно развиваться – агрохолдингам вдруг стало мало земли. Но простая рыночная идея выкупить нужные площади у хозяев, почистить их от подлеска и засеять почему-то не срабатывает. Гораздо дешевле – землю отобрать.

По этому пути пошли лоббисты из правительства. С осени прошлого года вопрос изъятия может решаться быстрее и проще прежнего: по новым правилам неиспользуемым стал считаться участок, даже если на четверти его площади не ведется сельхоздеятельность. А особо ценные угодья могут отобрать в случае зарастания чуть более чем на 20%.

В России весь лес по закону принадлежит государству. Но есть леса, которые выросли там, где им быть не положено – на землях сельскохозяйственного назначения. Чаще всего речь о земле, которую при распаде СССР бывшие колхозники получили в собственность.

Из 380 млн га сельхозземель до 80 млн сейчас зарастает лесом. Часть земли собственники продают под дачи. Но в основном, чтобы не подпадать под штрафы, просто сжигают подлесок, откуда пожары могут перекинуться на леса государственные.

В сентябре прошлого года было принято постановление № 1509 о лесах на землях сельхозназначения. Оно дает право собственникам земли выращивать на угодьях свой лес. Бывшие нарушители закона простым заявлением могут превратиться в собственников частных лесов.

Для аграрного лобби, которое намерено просто изымать заросшие деревьями угодья, постановление № 1509 – это преграда на пути госпрограммы по вводу земель.  Конфликт пытались решить недавно на слушании в Госдуме, но пока безуспешно.

Напомним, премьер Михаил Мишустин поручил Минсельхозу и Минфину ускориться с обновлением госпрограммы по вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель. Площадь таковых по разным данным на сегодня колеблется от 44 до 100 млн га. Половина из которых – пашня.

В Приморском крае имеется почти 1,9 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения, из которых 1,4 млн пригодны для ведения сельского хозяйства. В 2018 г. сообщалось, что в регионе более 100 тыс. гектаров земель сельхозназначения, не входящих в паевые земли, не используется.

Минсельхоз подготовил порядок ускоренного изъятия неиспользуемых сельхозземель

Министерство сельского хозяйства подготовило проект изменений в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые предусматривают изменение порядка изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего  использования.

Об этом в ходе «нулевого чтения» законопроекта, прошедшего в Общественной палате РФ, заявил заместитель директора Департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России Эдуард Галишин. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев. 

В частности, предлагается сократить «контрольный срок» неиспользования участка, после которого он может быть изъят, с пяти до трех лет. В свою очередь, новый собственник участка должен будет приступить к его надлежащему использованию в течение года с момента покупки. В противном случае он может быть привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 8.8 КоАП.

В закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля» предлагается внести изменения, согласно которым проверка участка может осуществляться в отсутствие собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов (при условии их надлежащего уведомления о проверке). 

В месячный срок со дня поступления материалов от Россельхознадзора  орган исполнительной власти субъекта РФ должен обратиться в суд с требованием об изъятии  участка и о его продаже с публичных торгов. Сами торги должны быть проведены в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При этом лицо, у которого изымается участок, не может участвовать в торгах.

Если участок запущен, то его начальная цена уменьшается на величину расходов на культуртехнические работы, но не более чем на 20 процентов. При повторных торгах цена снижается на двадцать процентов.

Если и повторные торги признаны несостоявшимися, участок может быть приобретен в муниципальную собственность по цене вдвое меньше начальной цены, заявленной на повторных торгах.

Если участок не приобретен в муниципальную собственность, его по указанной цене обязан приобрести субъект РФ.

По словам Эдуарда Галишина, законопроект получил одобрение 80 субъектов РФ, завершается его согласование с причастными министерствами и ведомствами перед внесением в Госдуму. 

Завкафедрой земельного права Государственного университета по землеустройству Станислав Липски напомнил о неразмежеванных до сих пор земельных паях, которые в 1990-х годах выдавались работникам сельхозпредприятий.  выданные населению.

По его словам, число таких паёв хоть и сокращается, однако в сумме их по стране до сих пор насчитывается 9 миллионов. Липски призвал учесть эту особенность и при принятии закона выделить неразмежеванные паи в отдельную категорию участков.

Представитель ГУЗ также напомнил о том, что в Налоговом кодексе и сегодня есть «вилка» — от 0,3% до 1,5% кадастровой стоимости участки, и ставку можно поднимать, если земля не используется по назначению. По словам Липски, такая практика уже освоена в Московской области, где земельная и налоговая инспекции наладили плодотворное взаимодействие.

Директор Центра агропродовольственной политики РАНХ и ГС Наталья Шагайда тем временем подчеркнула, что из неиспользуемых сельскохозяйственных земель лишь 15% это частные земли, остальное — в собственности государства.

«Однако законопроект направлен именно против частного собственника, нерационально использующего землю, — отметила она. — Это дискриминация и, более того, коррупционногенный фактор».

Мой сосед по даче забросил участок и перестал за ним смотреть

Мои соседи по даче не размежевали участок, не платят взносы за вывоз мусора и даже не показываются. Я думал, что владельцев вообще нет, и попросил администрацию района выделить мне эту землю через аукцион. Но выяснилось, что ее уже выделили в 1993 году некой гражданке. Я нашел ее, а она заявила, что продала этот участок 15 лет назад.

Подскажите, неужели право собственности на землю не предполагает никаких обязанностей? Хотя бы минимальных, например косить сухостой? Можно ли как-то найти соседа или лишить его собственности? Найти сам не могу: ни Росреестр, ни сельсовет, ни районная администрация не знают собственника и говорят, что не обязаны знать.

Странно: если за квартиру не платить, то быстро выселяют. А тут получается схожая ситуация без срока давности. Вдруг хозяина вообще нет: например, он умер, а наследников нет?

Что вообще в такой ситуации можно сделать?

Игорь К.

Любое право собственности состоит из трех элементов.

Право владения — это право физического, материального контроля над объектом собственности. То есть вы, как владелец земли, можете ее огородить и никого туда не пускать, а как владелец дорогой картины — спрятать и никому не показывать.

Право пользования — это право использовать свое имущество любым способом, который не запрещен законом, в том числе и извлекать выгоду из пользования. Например, сдавать в аренду квартиру, как ее владелец, или отдавать картину для экспонирования в галерею и получать с этого деньги.

Вас в этом списке интересует третий пункт. Существует несколько вариантов возможного развития событий.

Закон прямо говорит: если участок для ведения сельского хозяйства, индивидуального жилищного или иного строительства не используется по назначению более трех лет, его можно изъять у собственника.

Более того, за это еще сначала оштрафуют. Штраф считается от кадастровой стоимости и будет не менее 20 000 рублей.

Участок изымают только на основании решения местного органа самоуправления: мэрии, городской или поселковой администрации и так далее. Если собственник согласен, участок сразу уходит на публичные торги.

Если не согласен, решение может принять только суд по иску местной администрации. После того как суд принял решение, через шесть месяцев участок продается с публичных торгов.

Средства от продажи идут бывшему собственнику за вычетом расходов на процедуру изъятия. Цену продажи определяет независимая оценка.

Таким образом, вы напрямую не можете повлиять на изъятие участка у собственника. Есть только вариант предложить администрации изъять его или обратиться в суд. Насколько они в этом заинтересованы — сказать сложно.

Существует такая форма перехода права собственности, как приобретение права собственности на вещь, у которой нет хозяина, — бесхозяйную вещь. Тут есть варианты: собственника нет, он неизвестен или он отказался от прав.

Остальные варианты не подходят. У земли всегда есть собственник. Если собственника — неважно, физического или юридического лица — нет, значит, собственник — Российская Федерация, или регион, или муниципалитет.

То, что собственник неизвестен, тоже не основание признавать землю бесхозной. Если право на земельный участок когда-то возникло, оно должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Если право не зарегистрировано, его вообще нет, потому что право собственности возникает с момента его регистрации.

Если нет доказательств отказа бывшего собственника от прав признать именно землю бесхозяйной — ничего не выйдет. Строение можно признать бесхозяйным, а землю — нет.

Читайте также:  Россияне меньше всех в мире тратят на ремонт

Судя по тому, что участок выделен давно, я вообще не уверен, что он выделен на основании права собственности. Возможно, он был выделен на основании права пожизненного наследуемого владения, которое надо было переоформлять, но его не переоформили. Если сведений в Росреестре об этом нет, значит, его не переоформили. Это сложный вопрос, и в этой статье я не буду в него углубляться.

По кадастровому номеру или адресу участка можно обратиться в любой МФЦ, в котором оказывают услуги Росреестра, за выпиской по земельному участку. Там должен быть указан собственник. Росреестр не может отказать, если вы подали официальный запрос: они должны или дать сведения, или указать, что сведения о собственнике в реестре не зарегистрированы.

Если в Росреестре сведений нет, значит, нужно обращаться за архивными документами в местную администрацию. До того как стали вести единый реестр, учет вели именно они. Можете приложить к заявлению копию публичной карты и обвести интересующий вас участок маркером.

При этом я допускаю, что, если земля находится в небольшом сельском поселении, за 20 лет администрация могла потерять все архивы и не хочет в этом сознаваться. Там будут пытаться переложить все на Росреестр, у которого нет документов за тот срок. В этом случае вряд ли удастся найти собственника.

Никаких гарантий, что это подействует, нет, но попробовать можно.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Статья: "Когда могут изъять земельный участок?"

В России идут земельные преобразования, и важно, чтобы уникальные природные ресурсы, богатейшая земля России использовались на благо каждого жителя нашей страны.

В современных условиях государственный контроль (надзор) за рациональным использованием земель приобретает все большее значение.

Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле.

В то же время такая деятельность не должна, как указано в  статье 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц, а также государства.

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 года было необходимость существенных реформ в АПК страны.

В частности, президент заявил, что в следующую пятилетку необходимо полностью заместить импортные продукты сельского хозяйства теми, которые произведены в России.

Для этого одной из мер предусмотрено отобрать (изъять) неиспользуемые земельные участки у нерадивых собственников и передать их тем, кто может землю обработать.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов. А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем.

В своем выступлении президент поручил Федеральному собранию до лета-осени 2016 года разработать новую нормативную базу для регулирования рынка сельхозземель. А инициативные депутаты из аграрного комитета заявили, что уже готовы представить предложения по этому поводу.

В данной статье также будут рассмотрены возможные новшества, которые помогут правительству ускорить и сделать более масштабным процесс изъятия «гулевых» земель.

Случаи изъятия земельных участков

Уже сама фраза «изъятие земельных участков» звучит неприятно, не сулит ничего хорошего для граждан. Но как показывает практика – в современных рыночных отношениях есть место этому понятию. К сожалению, без принудительного или по соглашению сторон изъятия земельных участков сегодня также нельзя обойтись.

Рассмотрим 4 ситуации, когда в Российской Федерации по закону предусмотрена возможность изъятия земли у собственников и других правообладателей: (см. таблицу).

Для государствен-х или муниципальных нужд В случае ненадлежащего использования земли В случае реквизиции В случае конфискации
Ссылки на нормативную базу ст. 279 ГК РФ; ст. 49 и глава 7.1 ЗК РФ (ст. 56.2 — 56.11) ст. 284-286 ГК РФ; и глава 7 ЗК РФ (ст. 44 – 47, 54); ст. 6 ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ; ст.104.1-104.3 УК РФ
Категория земель Любая Любая (но в большей мере относится к землям с/х назначения и землям для строительства) Любая Любая
Категория правообладателей Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) Любые правообладатели (лица, которым земельный участок принадлежит на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного (наследуемого) владения или на праве аренды) Собственник Собственник
Причины изъятия
  • В исключ-ных случаях, связанных с государст-ми (муниц-ными) нуждами:
  • 1)  для выполнения международ-х договоров Российской Федерации;
  • 2)  для строительства, реконструкции объектов государственного значения или объектов местного значения.
  1. Ненадлежащее использование земельного участка:
  2. 1)  неисполь-ние по целевому назначению земельных участков с/х назначения или земельных участков, предназ-ных для строительства;
  3. 2)  земельный участок используется с нарушением правил рационального использования;
  4. 3)  порча земель;
  5. 4)  невыполн-ие обязательств по рекультивации;
  6. 5)  невыполн-ие обязательств по приведению земельного участка в состояние пригодное для целевого использования.
В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Применение санкции за совершение преступления (получение земельного участка в результате совершения преступления или получение земельного участка на средства, полученные в результате совершения преступления
Основания изъятия Решение уполномоченного органа и заключение с правооблад-лем соглашения или судебное решение о принудит-м изъятии земельного участка для государств-х или муницип-х нужд. Согласие правообладателя или решение суда. Решение уполномоч-го органа государственной власти. Обвинит-ный приговор суда.
Условия изъятия Прохождение длительной процедуры изъятия земельных участков для государствен-х или муниципальн-х нужд. Земельные участки для государствен-х или муниципальн-х нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий, приведенных в ст. 56.3 ЗК РФ. Принудительное изъятие земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после назначения административного наказания. Принятие решения о реквизиции земельного участка. Вступление в силу обвинительного приговора.
Кто принимает решение об изъятии Решения об изъятии земельных участков принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня (уполном-ные федеральные органы исполнит-ной власти, исполнит-ные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправ-ния Уполномоченный исполнительный орган государственной власти по осуществлению государственного земельного надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, суд. Уполном-ный исполнит-ный орган государств-ной власти. Суд.
Срок изъятия На постоянной основе. На постоянной основе. На постоянной основе или временно до прекращения обстоятельств, вызвавших необходимость реквизиции. На постоянной основе.
Цель изъятия Для выполнения международ-х договоров или строительства объектов государств-го или муниципальн-о значения. Для прекращения фактов ненадлежащего использования земельных участков и передачи земли в пользование тем, кто умеет на ней работать. Для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи чрезвыч-ми обстоят-вами угроз. Для возмещения ущерба и в качестве наказания.
Плата при изъятии За изымаемый земельный участок его правооблад-лю предоставл-ся возмещение. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов. В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок. Земельный участок изымается принудительно и безвозмездно.
Можно ли избежать изъятия Нет Да. Для предотвращения изъятия следует устранить факты ненадлежащего использования земельного участка и уплатить штраф по администр. правонарушению в сроки, указанные в предписании. Нет. Но лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранивш-ся имущества. Нет

Как избежать изъятия участка?

Если у вас есть земельный участок сельскохозяйственного назначения, участок для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества и он уже давно не используется, есть вероятность, что его могут изъять. Для того чтобы узнать, как легально избежать изъятия, рассмотрим существующий порядок этой процедуры:

1)  Орган государственного земельного надзора проводит плановое или внеплановое административное обследование земельного участка. По его результатам составляется акт обследования.

В случае наличия нарушений орган государственного земельного надзора проводит внеплановую проверку и выдает собственнику земельного участка обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Также одновременно назначаются административное наказание в виде штрафа за неиспользование земельного участка.

2)  Принудительное изъятие у собственника земельного участка может осуществляться при условии неустранения фактов ненадлежащего использования после назначения административного наказания.

Читайте также:  На маткапитал можно купить 2 метра жилья в москве или 39 – в воркуте

В этом случае подтверждением факта неустранения ненадлежащего использования земельного участка является назначение административного наказания в виде штрафа за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор.

3)  В случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, орган государственного земельного надзора, вынесший предписание, направляет материалы об этом в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

4)  Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов вправе обратиться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов.

5)  В течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ по отношению до такого земельного участка и проводит публичные торги по его продаже.

6)  Если публичные торги по продаже признаны несостоявшимися, земельный участок в течение 2 месяцев может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.

7)  Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов либо приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов.

Таким образом, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

С учетом изложенного в статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации определен перечень обязанностей не только собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Минсельхоз запланировал на 2022 год вовлечение новых земель в оборот

Минсельхоз РФ рассчитывает в 2022 году приступить к реализации госпрограммы по эффективному вовлечению земель в оборот и развитию мелиоративного комплекса.

«Это основной стратегический документ, который будет формировать земельную политику в долгосрочной перспективе. Сейчас госпрограмма рассматривается на площадке правительства. К реализации рассчитываем приступить с 2022 года», — сообщил министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев на заседании президиума Совета законодателей РФ в пятницу.

По его словам, реализация госпрограммы позволит за 10 лет ввести в оборот не менее 13 млн га сельхозземель. Из них 5 млн га выпавших сельхозугодий будут вовлечены за счет культуртехнических мероприятий с господдержкой.

«Госпрограмма, в том числе, включает отдельные мероприятия по повышению плодородия земель сельхозназначения за счет известкования 4,5 млн га до 2031 года, — сообщил глава Минсельхоза. — Она будет также направлена на существенное обновление технических сооружений мелиоративного комплекса в целом».

Это окажет положительное влияние на развитие отрасли и обеспечит реализацию эффективного использования земель сельхозназначения как основного средства для наращивания производства сельхозпродуции, отметил он.

Министр напомнил, что госпрограмма разработана по поручению президента РФ по итогам заседания Госсовета в декабре 2019 года.

Как сообщил Патрушев, Минсельхоз также подготовил предложения по определению критериев отнесения сельхозземель к ценным и особо ценным, а также по введению обязанности регионов по установлению их границ.

«Предлагаем, чтобы информация об этих участках вносилась в единый государственный реестр недвижимости, — сказал он.

— Предлагается также ограничить добычу общераспространенных полезных ископаемых на землях сельхозназначения».

Кроме того, ведомство внесло в правительство законопроект о семеноводстве, который в феврале 2021 года будет направлен в Госдуму, сообщил глава Минсельхоза.

«Он, в том числе, направлен на предотвращение ввоза на территорию РФ семян растений, содержащих ГМО, а также на организацию обязательной проверки сортовых и посевных качеств семян.

Это позволит сделать землепользования более эффективным и бережливым», — заявил Патрушев.

Площадь неиспользуемых сельхозземель в РФ оценивается почти в 44 млн га, из которых 20 млн га — пашня.

По данным на 1 января 2019 года, общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляла 382,5 млн га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 197,7 млн га.

Кроме того, в составе других категорий земель также имеются незначительные площади сельскохозяйственных угодий, которые используются для ведения гражданами дачных, огородных, личных подсобных, крестьянских (фермерских) хозяйств, для размещения зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения, а также в учебных и научных целях. Общая площадь таких сельскохозяйственных угодий в составе всех категорий земель в Российской Федерации составляет более 222 млн га.

Изъятие земельных участков сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться не только по праву аренды, но и по праву постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения. Однако существуют причины, по которым эти права могут быть прекращены, а земли изъяты. В ЗК РФ указываются следующие основания для прекращения прав на землю:

  • изъятие участка для государственных или муниципальных нужд;
  • реквизиция;
  • конфискация;
  • использование с нарушением требований законодательства;
  • неиспользование по целевому назначению.

Признаки неиспользования земельных участков сельхозназначения:

  1. Не возделываются сельскохозяйственные культуры и не обрабатывается почва на пашне.
  2. Не осуществляется сенокошение на сенокосах.
  3. Сорных травы на культурных сенокосах занимают более 30% их общей территории.
  4. На пастбищах не выпасается скот.

  5. Не производится уход за многолетними насаждениями и не происходит сбор урожая на них.
  6. Более 15% площади пашни занята лесами и/или кустарниками, а для других видов сельскохозяйственных угодий — более 30%.

  7. Заболачивание и закочкаренность участка более 20% (Постановление Правительства РФ N 369).

Критерии существенного снижения плодородия почвы

То, что плодородие почвы существенно снижено, утверждается в случае изменения значений не менее 3-х из следующих критериев:

  1. Содержание органического вещества в пахотном горизонте уменьшилось на 15 и более процентов.
  2. Кислотность в кислых почвах упала на 10 и более процентов.
  3. Щелочность в щелочных почвах повысилась на 10 и более процентов.
  4. Количество подвижного фосфора понизилось на 25 и более процентов.
  5. Содержание обменного калия упало на 25 и более процентов (Постановление Правительства РФ N 612).

Определение размера вреда нанесенного окружающей среде

Вред, который нанесен окружающей среде вследствие несоответствующего использования сельскохозяйственных земель, должен быть возмещен. Сумма убытка, согласно ч.3 ст.77  ФЗ N 7-ФЗ, подсчитывается на основании такс и методик исчисления, которые утверждены законодательством. При их отсутствии, подсчет производится с учетом:

  • фактических затрат на восстановление окружающей среды;
  • понесенных убытков;
  • упущенной выгоды.

Изъятие при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ

Изъятие земель сельхозназначения, за исключением тех земельных участков, которые находятся в ипотеке, или к собственникам которых возбуждено судом дело о банкротстве, происходит по причине:

  • использования земли с нарушением законодательства РФ, которое повлекло существенное снижение уровня ее плодородия или причинило вред окружающей среде;
  • неиспользования земли для осуществления сельскохозяйственной деятельности в течение 3-х и более лет с момента, как государственным земельным надзором был установлен факт неиспользования земли по назначению или использования с нарушениями законов РФ. Если земли сельхозназначения не использовались по причинам, исключающим такую возможность (стихийное бедствие), то отсчет времени в такой период не осуществляется.

Земли изымаются по причинам, которые указаны в обоих пунктах выше, в случае неустранения нарушений собственником и только после назначения административного взыскания (ч.2-5 ст.6  N 101-ФЗ).

Административный штраф

Неиспользование земли сельскохозяйственного назначения для предусмотренной деятельности в установленный срок влечет штраф:

  • для граждан — 0.3-0.5% от кадастровой стоимости (далее КС), но не меньше 3 000 рублей;
  • для должностных лиц — 0.5-1.5% от КС, но не меньше 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — 2-10% от КС, но не меньше 200 000 рублей.

Для нового собственника, который приобрел изъятую землю на публичных торгах, не использование по назначению или использование с нарушениями законодательства в установленные сроки, применяется штраф:

  • для граждан и ИП — 0.1-0.3% от КС, но не меньше 2 000 рублей;
  • для ЮЛ — 1-6% от КС, но не меньше 100 000 рублей.

Порядок изъятия и публичные торги

Одновременно с назначением административного штрафа уполномоченные органы исполнительной власти по государственному земельному надзору выписывают предписание, в котором содержатся сроки устранения правонарушений. Если собственник не устранил нарушения, то упомянутые органы:

  1. Направляют в орган исполнительной власти субъекта РФ материалы, подтверждающие этот факт. Данный орган в течение 2-х месяцев с момента получения этой информации, обязан обратиться в суд с заявлением об изъятии такого участка из земель сельскохозяйственного назначения и выставлении ее на продажу через публичные торги.
  2. Подает в орган исполнительной власти, который ответственен за регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним, заявление о том, что по отношению к изымаемому участку сельхозназначения до завершения рассмотрения дела судом невозможно осуществлять какие-либо операции по государственной регистрации (ч.6,7 ст.6  N 101-ФЗ).
Читайте также:  Жилинспекторы смогут следить за ведением перепланировок

После принятия соответствующего решения судом, орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 6 месяцев обязан провести публичные торги по продаже земли, а также, при необходимости — предварительно провести кадастровые работы (ч.8 ст.6  N 101-ФЗ).

В публичных торгах по продаже такого участка сельскохозяйственного назначения не могут участвовать:

  • юридические лица, в которых собственник земли является учредителем либо участником;
  • члены семьи собственника;
  • организации, оценивающие продаваемый участок, а также их сотрудники;
  • должностные лица органов власти, члены их семей, участие которых может оказать влияние на результаты торгов;

Если данные правила будут нарушены, то сделка признается недействительной (ч.9 ст.6  N 101-ФЗ). Начальной ценой с/х участка признается его рыночная либо кадастровая стоимость, действительная на момент проведения торгов.

Ее величина может быть уменьшена, если будет установлено, что земля не пригодная для сельскохозяйственной деятельности и ее качество необходимо восстанавливать.

Тогда цена может уменьшается на величину расходов, необходимых для проведения восстановительных работ, однако не больше, чем на 20% от установленной стоимости земли (ч.10,11ст.6  N 101-ФЗ).

Порядок проведения повторных торгов:

  1. Если торги были признаны несостоявшимися, то не позже 2-х месяцев с их проведения, торги повторяются. Цена земли снижается на 20% от начальной.
  2. При признании повторных торгов несостоявшимися земля продается с помощью публичного предложения. Начальная стоимость продажи равна начальной стоимости повторных торгов, но фактически не может быть продана меньше чем за 50% от ее величины.
  3. Если торги с помощью публичного предложения тоже были признаны несостоявшимися, то в течение 1 месяца землю можно приобрести в муниципальную собственность по ее территориальному расположению посредством торгов публичного предложения. В таком случае цена принимается минимальной.
  4. Если в установленный срок участок не был приобретен в муниципальную собственность, то орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 1 месяца обязан приобрести эту землю в государственную собственность. Это осуществляется в форме публичного предложения по минимальной цене (ч.13,14 ст.6  N 101-ФЗ).

Из средств, вырученных с продажи земли, вычитаются затраты на проведение ее обследования, оценки, а также на подготовку и осуществление торгов. Остаток денег передается бывшему владельцу с/х участка.

Новый собственник, признанный по итогам публичных торгов обязан в течение года начать использовать землю по назначение. За исполнением этого требования осуществляет контроль орган государственного земельного надзора (ч.

15,16 ст.6  N 101-ФЗ).

Порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных  на праве пожизненного наследуемого владения и праве постоянного (бессрочного) пользования по причине неиспользования по назначению или использованию с нарушением законодательства

Прекращение права на участок сельхозназначения и последующее его изъятие по упомянутым причинам осуществляется на основании:

  • соответствующего судебного акта;
  • соответствующего решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

По какому варианту будут развиваться события зависит от того, кто владел данным участком. Если земля была в пользовании у государственного или муниципального учреждения, казенного предприятия (за исключением госучреждений и академий наук, которые входят в состав Российской академии наук) — достаточно будет решения компетентных органов государственной власти или местного самоуправления.

В остальных случаях изъятие осуществляется в судебном порядке по инициативе упомянутых органов.

В обоих случаях проведение данной процедуры возможно при условии, что после назначения административного наказания собственник так и не устранил само правонарушение.

О том, что виновник не предпринял никаких мер для исправления сложившейся ситуации органы исполнительной власти информирует орган государственного земельного надзора.

На основании полученной информации, а также учитывая то, у кого был участок в пользовании, используется один из вариантов:

  1. Принимается решение об изъятии.
  2. Направляется требование об изъятии в суд.

Если в ЕГРН есть записи о праве на участок, то компетентные органы обязаны обратиться в данную инстанцию с просьбой о том, чтобы было зарегистрировано прекращение такого права. Вся процедура должна быть осуществлена в 10-дневный срок с момента принятия решения или вступления в силу судебного акта. К обращению прилагаются копии соответствующих документов.

При условии, что в ЕГРН право на пользование землей не зарегистрировано, то компетентные органы должны проинформировать орган регистрации прав и налоговую о том, что данное право было прекращено.

Сделать они это обязаны в 7-дневный срок с того момента, как было принято решение или вступил в силу соответствующий судебный акт.

Решение органов государственной власти или местного самоуправления об изъятии участка сельхозназначения может быть оспорено в суде (ст.54 ЗК РФ).

Изъятие участков сельскохозяйственного назначения для муниципальных и государственных нужд

Такое изъятие возможно в случае, если это связано с выполнением государством международных договоров.

Также причиной может послужить строительство или реконструкция объектов местного или государственного значения, если других вариантов осуществить его не существует.

Не исключаются и другие причины для проведения данной процедуры, если они предусмотрены федеральным законодательством(ст.49 ЗК РФ).

Кем осуществляется изъятие

Процедура осуществляется согласно решениям уполномоченных:

  • федеральных органов исполнительной власти — для государственных нужд РФ и размещения федеральных объектов;
  • исполнительных органов государственной власти субъекта РФ — для региональных нужд и размещения региональных объектов;
  • органов местного самоуправления — для муниципальных нужд и для того, чтобы разместить объекты местного значения (ст.56.2 ЗК РФ).

Соответствующее решение может быть принято как по собственной инициативе вышеупомянутых органов, так и по ходатайству организаций. Изъятие по ходатайству возможно при условии, что данные организации полностью или частично покроют затраты на строительство и реконструкцию объектов (ч. 4, 7 ст. 56.3 ЗК РФ).

"Известия": Минсельхоз планирует забрать у предпринимателей неиспользуемые земли

МОСКВА, 26 августа. /ТАСС/.

Министерство сельского хозяйства РФ планирует ввести в оборот 4,8 млн га земель сельскохозяйственного назначения до 2024 года, в том числе за счет изъятия участков, которые находятся в собственности предпринимателей, однако не используются ими. Это позволит Минсельхозу выполнить поручение президента о наращивании агроэкспорта, сообщила в понедельник газета «Известия» со ссылкой на источники в ведомстве.

«Предлагаемый механизм позволит сократить на три года срок вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земельных участков, которые в течение длительного периода неиспользования заросли древесно-кустарниковой растительностью», — сообщили «Известиям» в пресс-службе Минсельхоза.

По данным издания, перечень критериев, по которым можно будет определить, использовалась ли земля или нет, должно утвердить правительство. В соответствии с этим, бывшему владельцу земельного участка будет выплачена сумма, полученная от продажи изъятой на торгах земли.

В Минсельхозе «Известиям» пояснили, что указанная норма не относится к садовым, огородным участкам, землям, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, а также к участкам, на которых расположены объекты недвижимости, то есть не затрагивает дачников.

Как отмечает издание, стоимость земельного участка может оказаться значительно ниже рыночной: к примеру, если он пришел в негодность и для его использования необходимо провести ряд работ, цена участка может быть снижена до 85% от изначальной. В ведомстве «Известиям» также уточнили, что если земля не была продана на повторных открытых торгах, то фермер, который владеет соседним участком, может купить ее со скидкой в 10% от суммы, заявленной на вторые торги.

В пресс-службе Россельхознадзора изданию сообщили, что общая площадь сельскохозяйственных земель в России составляет 385 млн га, из которых около 12% не используются. За последние три года было выявлено более 2,3 млн га брошенных участков, в то время как за тот же срок удалось вернуть в оборот лишь треть от выявленных объемов и чуть более 1,5% от общей площади неиспользуемых земель.

Ранее президент РФ Владимир Путин заявлял о том, что страна должна ввести в оборот миллионы гектаров неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, и давал правительству поручение, согласно которому Россия должна к 2020 году полностью обеспечивать себя продовольствием.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector