Жилищные субсидии рассчитают по новому принципу

Жилищные субсидии рассчитают по новому принципу

Правительство России не стало продлевать введенные в 2020 году изменения, касающиеся оплаты услуг ЖКХ и начисления субсидий на нее. В итоге – с 1 апреля не только возвращаются пени, штрафы и отключения электроэнергии должникам, но и отменяется упрощенная процедура оформления господдержки на оплату «коммуналки». Итак, как начисляется субсидия на оплату услуг ЖКХ в 2021 году, и как рассчитать ее размер?  

Право на субсидию вновь нужно подтверждать каждые 6 месяцев

Из-за пандемии и введенного карантина в 2020 году вводилось автоматическое продление права на получение субсидии на оплату услуг ЖКХ тем, кто их уже получал до введения антиковидных мер. Нововведение действовало до 1 апреля.

Всем, у кого после этой даты истекает срок предоставления субсидии, нужно заново собрать пакет документов и подать заявление в соответствующие службы.

Повезло тем, у кого срок выплат закончился в период с 1 января по 1 апреля 2021, так как им выплаты были продлены автоматически на следующие 6 месяцев.

Жилищные субсидии рассчитают по новому принципу

Должникам теперь снова откажут

Субсидия начисляется тем, у кого:

  • коммунальные платежи «съедают» более 22% от семейного бюджета
  • нет лишних квадратных метров (норматив рассчитывается из расчета: по 18 кв. м на семью из 3 и более человек, 42 кв.м. — на двоих, 33 кв.м. — для одинокого человека)

Субсидию может получить временно неработающий человек, если это мама в «декрете», ухаживающий за беспомощным больным, или солдат-срочник.

Откажут в субсидии иностранцам, тем, кто проживает в квартире, но не платит за услуги ЖКХ (например, арендаторы без официального зарегистрированного в Росреестре договора аренды, где была бы прописана их обязанность оплачивать услуги ЖКХ), и должники по оплате «коммуналки».

Кстати, до 1 апреля по части долгов тоже действовало послабление, и неплательщикам все равно оформляли субсидии. Теперь перед подачей документов сначала нужно долги погасить.

С 1 июля 2021 года грядут новые изменения: вступают в силу поправки в Жилищный кодекс России. По ним в господдержке откажут только тем должникам, в отношении которых есть судебное решение о взыскании. И еще: если есть судебное решение, но неплательщик составил с коммунальщиками график погашения долгов, право на получение субсидии ему возвращается.

Рассчитать — положена ли субсидия на оплату услуг ЖКХ – просто. Для этого – сложите доходы всех домочадцев за последние 6 месяцев, разделите на количество членов семьи. Это и есть среднемесячный доход, который сравните с ежемесячным платежом по коммунальной квитанции и высчитайте – сколько процентов дохода вы тратите на оплату этой квитанции. Учтите, что специалисты, занимающиеся оформлением субсидий, считают не только зарплаты. В доходы засчитываются:

  • официальные ЗП
  • все государственные выплаты, как единоразовые, так и ежемесячные
  • любые алименты
  • проценты по банковским вкладам
  • прибыль от продажи недвижимости
  • доходы, которые приносит личное подсобное хозяйство
  • стипендии
  • пенсии

Важно: доходы тех, кто прописан на жилплощади, но не проживает на ней, все равно будут засчитаны в общий бюджет.

Жилищные субсидии рассчитают по новому принципу

Заявление на оформление субсидий подается в органы соцзащиты. Но ходить к ним не нужно – документы подаются только через МФЦ. В пакет документов входят:

  • Заявление (бланк выдадут в МФЦ)
  • Справка о составе семьи.
  • Паспорта и свидетельства о рождении всех зарегистрированных на жилплощади
  • Основание, дающее право на проживание на этой жилплощади (документы о собственности, официально зарегистрированной аренде)
  • Любая официальная бумага, дающая основание проживать на заявленной жилой площади (соглашение о сдаче в аренду, свидетельство о собственности и т. д.).
  • НДФЛ за минувшие полгода от всех работающих домочадцев.
  • Документы об оплате услуг ЖКХ за прошедший месяц.

Тем, у кого нет дохода, тоже нужно собрать справки. Студентами — о размере или отсутствии стипендии, безработным — выписку из Центра занятости и копию трудовой книжки.

 proprikol.ru, ekaterinburg.bezformata.com, krylatskoe.com

Гку гцжс > организационно-экономическая модель предоставления жилищных субсидий и жилищных компенсаций

Институциональные преобразования в 90-х годах XX в. привели к тому, что в России фактически сформировалась своеобразная, характерная для переходного периода, «квазирыночная» хозяйственная система, что в полной мере относится и к жилищно-коммунальной сфере.

В новой системе координат жилищный рынок представляет собой совокупность двух взаимосвязанных сегментов — рынка жилья и рынка жилищных услуг, параллельно начинает функционировать рынок коммунальных услуг, причем эти рынки взаимодействуют между собой и с другими рынками.

На этих рынках государственное участие остается весьма существенным, основной поток жилищных и коммунальных услуг генерируют государственные и муниципальные предприятия, поэтому можно говорить о «квазирынке» как конкуренции рыночного типа, возникающей в государственном и муниципальном секторе экономики.

Поскольку формирование рыночных отношений в жилищно-коммунальной сфере сопровождалось высокими темпами роста расходов населения на оплату жилищных и коммунальных услуг, программа реформирования в качестве важнейшей своей составляющей содержала систему социальной защиты в виде адресных жилищных субсидий, т.е.

частичного возмещения за счет бюджетных средств расходов низкодоходных семей на квартплату. Переход от дотирования жилищно-коммунальных предприятий к субсидированию потребителей оценивается однозначно положительно. Суть схемы такова: государство выплачивает прямую субсидию семьям с низким доходом, покрывая тем самым некоторую часть квартирной платы.

Размер субсидии определяется с учетом дохода семьи, исходя из максимальной доли дохода, больше которой семья не должна платить за квартиру. При построении модели предполагается, что фактическая квартплата меньше некоторой средней рыночной цены квартиры стандартного на данном сегменте размера и качества.

В результате введения жилищных субсидий растет как общая, так и вертикальная эффективность: прямые жилищные субсидии получают те, кто в них действительно нуждается. Обеспеченные семьи не имеют доступа к субсидиям в силу дифференциации потенциальных участников программ субсидирования по критерию достаточности дохода для полного покрытия затрат на предоставление жилищных услуг.

Муниципальное жилье есть во многих странах, и тот факт, что на рынке работают частные компании, не отменяет государственной поддержки социально незащищенных слоев населения, и нигде в мире муниципальное жилье не оплачивается жильцами на 100%, доля оплаты составляет 40-60%. Например, в Швеции предоставляются два вида жилищных пособий: для пенсионеров и для семей с низкими доходами.

Размер пособия зависит от уровня доходов семьи, размера квартплаты и числа детей. Жилищные пособия получают 30% пенсионеров, 20% семей с одним ребенком, 20% — с двумя детьми, свыше 50% — с тремя и более детьми. Размер пособия может составлять от 15 до 80% размера квартплаты.

Пример Швеции и других стран, где успешно действуют программы субсидирования потребителей, показывает, что при выборе получателей государственной помощи можно руководствоваться двумя критериями: низкий доход семьи (жилищные субсидии) либо отнесение получателей к одной из социально незащищенных групп населения (жилищные компенсации). Именно такой подход следует применять и в России. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в большинстве зарубежных стран (именно эта позиция поддерживается Всемирным Банком) субсидии рассматриваются как инструмент борьбы с бедностью, но не средство достижения целей коммунальной реформы, как это сложилось в России.

В настоящее время в нашей стране жилищные субсидии предоставляются гражданам, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле этих расходов в совокупном доходе семьи. В Москве она колеблется от 0 до 10%: при среднедушевом доходе семьи менее 800 руб./мес.

квартирная плата полностью покрывается субсидией, при доходе более 2500 руб./мес. право на получение субсидии наступает в том случае, если эта доля превышает 10%. Все расчеты проводятся на основании региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и стоимости жилищно-коммунальных услуг, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Формула расчета размера жилищной субсидии сходна с формулами, применявшимися в американской программе жилищных ваучеров и в ряде стран Восточной Европы. Аналогичная формула используется в Эстонии и Венгрии, а также в Казахстане.

На первых этапах реформы сумма субсидии перечислялась на лицевые счета граждан в безналичной форме, и с этих счетов денежные средства перечислялись предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги.

В настоящее время регионы переходят на новую модель: субсидия перечисляется на персонифицированный социальный счет получателя и выплачивается ему в денежной форме, при этом участники программы несут ответственность за своевременную оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме.

Дальнейшее развитие системы социальной поддержки населения в ходе жилищно-коммунальной реформы требует рассмотрения вопроса о реструктуризации системы предоставления льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В этой связи, как уже было сказано выше, следует разграничить понятия «жилищная субсидия» и «жилищная компенсация»: субсидии получают семьи с низкими доходами, компенсации — особые категории граждан, имеющих право на льготы (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и др.).

Актуальность проблемы построения эффективной системы жилищных компенсации, наряду со своей очевидной социальной значимостью, подтверждается и статистическими показателями: численность получателей льгот в России остается существенной: в 2006 г. она превышает 39 млн. чел. Существенными являются и расходы бюджета на предоставление льгот — более 102 млрд.

руб. в 2006 г. В Москве льготы на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются более чем 50 категориям граждан. Наиболее многочисленной льготной категорией являются ветераны труда и лица, признанные инвалидами. В городе создана уникальная база данных, которая содержит информацию примерно о 4 млн.

москвичей, пользующихся льготами на оплату жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время с поставщиками жилищно-коммунальных услуг установлены договорные отношения (это более 3 тыс.

организаций), и через Городской центр жилищных субсидий (ГЦЖС) им направляются средства на возмещение выпадающих доходов по предоставлению льгот, объем которых в 2006 году составил 11,8 млрд. рублей. Такая система действует с 1995 г.

Вначале ПГЖС компенсировал только 7 льготных категорий, причем компенсация осуществлялась по схемам, разработанным отдельно для каждой льготной категории с различными сроками предоставления организациями отчетов и перечисления денежных средств. С 2002 г.

компенсационные выплаты по всем существующим льготным категориям граждан в полном объеме проводятся через ГЦЖС, но компенсационные выплаты производятся не населению, а организациям, которые заключили договор на возмещение выпадающих доходов и представляют свои отчеты.

Такой подход не соответствует целям реформы жилищно-коммунального комплекса, одна из главных задач которой — переориентация бюджетного финансирования с субсидирования производителей на субсидирование потребителей.

Для дальнейшего продвижения реформы объективно необходимо уже сложившуюся и хорошо зарекомендовавшую себя систему субсидии дополнить системой компенсаций, в рамках которой денежную компенсацию будут получать не предприятия, а непосредственно льготные категории граждан. Первые шаги по реформе системы выплаты льгот и их монетизации предпринимались в регионах России с 2004 г., и в настоящее время перед органами власти стоит ряд актуальных методических и практических задач, решение которых будет направлено на усиление социальной защиты населения при переходе к рыночным методам хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере. К числу таких задач следует отнести:

  • апробацию способов предоставления мер социальной поддержки, заменяющих льготы;
  • определение оптимального соотношения размеров натуральных льгот и заменяющих их денежных выплат,
  • оценку социальных и экономических последствий реформы предоставления льгот,
  • совершенствование методик прогнозирования объемов средств, необходимых для денежных выплат, заменяющих льготы;
  • выработку подходов к совершенствованию методики расчета объема федеральных трансфертов в региональные бюджеты;
  • выработку оптимальных процедур перечисления средств федеральных трансфертов в региональные бюджеты;
  • выработку подходов к распределению компетенции органов власти всех уровней и организации их взаимодействия.
  • В ходе исследования выяснилось, что на региональном уровне в настоящее время используются три основные модели реформирования системы натуральных льгот при оплате жилых помещений и коммунальных услуг (таблица 1):
  • 1) предоставление денежного эквивалента установленной скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
  • 2) предоставление денежного эквивалента установленной скидки в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая принимается равной размеру регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемого при расчете субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
  • 3) предоставление денежных выплат одинакового размера.
Читайте также:  Недострои по госконтрактам СУ-155 стоят 9,5 млрд

Жилищные субсидии рассчитают по новому принципу

Во второй модели механизм реализации программы жилищных компенсаций строится на тех же принципах, что и система жилищных субсидий, и именно эта модель, с нашей точки зрения, будет преимущественной.

Предлагаемая система жилищных компенсаций предусматривает предоставление в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг ежемесячных денежных выплат в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг: ветеранам труда; реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий; педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); многодетным семьям.

Устанавливать размер компенсаций предлагается в процентном отношении от размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, применяемого при определении прав граждан на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и расчете размеров таких субсидий, что позволяет предоставлять равную социальную поддержку гражданам, проживающим в приблизительно одинаковых условиях (например, в многоквартирных домах или в индивидуальных жилых домах). При этом представляется нецелесообразным связывать размеры компенсаций с размерами фактически начисленной платы за жилые помещения и коммунальные услуги, что позволит гражданам, проживающим в жилых помещениях, не оснащенных каким-то видом благоустройства получать более высокую компенсацию, рассчитанную с использованием регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленного с учетом наличия этого вида благоустройства. При расчете размера компенсаций предусматривается использование региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, установленных органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса и утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, применяемыми при определении прав граждан на субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Такая универсализация применения стандартов облегчает бюджетное планирование, позволяет соотносить размер социальной поддержки с бюджетными возможностями, не применять индексирование размеров компенсаций, поскольку размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, которые будут меняться в зависимости от экономических условий. Указанные региональные стандарты устанавливаются дифференцированно для каждого муниципального образования и применяются при расчете размера компенсации с учетом близости условий проживания гражданина, обратившегося с заявлением о предоставлении компенсации (уровень благоустройства дома, его конструктивные и технические параметры), к уровню благоустройства, конструктивным и техническим параметрам многоквартирного или жилого дома, используемых при расчете самих стандартов. Для эффективной реализации системы жилищных компенсаций должны быть разработаны четкие нормы, позволяющие однозначно относить граждан к числу лиц, имеющих право на льготы и, соответственно, на получение компенсации, и перечень документов, позволяющих определить их статус. Так же, как и для субсидий, предлагается установить заявительный принцип предоставления компенсаций и способы предоставления компенсаций в денежной форме по выбору граждан:

  1. 1) перечисление на счета в выбранных гражданами банках;
    2) выплата (доставка) через организации связи;
  2. 3) выплата из кассы уполномоченного органа.

Предполагается, что заявления о предоставлении компенсаций будут подаваться гражданами по месту постоянного жительства в органы социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Однако в целях расширения возможности реализации в муниципальных образованиях местных социальных программ, а также для исключения существования на территории муниципальных образований параллельных структур целесообразно предусмотреть возможность наделения органов местного самоуправления полномочиями субъекта Российской Федерации по предоставлению жилищных компенсаций. Тем самым учитывается, что в настоящее время без возложения на органы местного самоуправления этих полномочий у муниципалитетов остается крайне мало функций, связанных с организацией социальной защиты населения. Вместе с тем, муниципалитеты в любом случае должны осуществлять функции опеки и попечительства, определять статус малоимущей семьи для целей предоставления жилых помещений на основании договора социального найма. Целесообразно также предусмотреть право граждан получать компенсации не только по месту их постоянного жительства, но и по месту их пребывания на территории субъекта Российской Федерации. Перечень оснований прекращения предоставления компенсации должен очень жестко регулироваться региональным законодательством и быть закрытым. На региональном же уровне должна быть четко прописана компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению реализации программы жилищных компенсаций, а также бюджетные источники их предоставления. В дополнение к компенсациям, установленным на региональном уровне, органы местного самоуправления вправе за счет средств местных бюджетов устанавливать иные меры социальной поддержки. На основе проведенного анализа, помимо определения модели реформирования, выделим ряд ключевых, на наш взгляд, для построения эффективной системы жилищных компенсаций моментов, на которые необходимо обратить внимание при проектировании новой системы социальной защиты населения в ходе жилищно-коммунальной реформы:

  • 1) выбор масштаба реализации новой модели: одновременно на всей территории субъекта РФ; поэтапно по муниципальным образованиям; поэтапно по льготным категориям граждан; постепенно по желанию граждан;
  • 2) выбор категории льгот, монетизация которых предусмотрена моделью: федеральные и региональные льготы; сначала федеральные, а затем региональные льготы; только федеральные льготы; только региональные льготы для всех или отдельных категорий граждан;
  • 3) выбор формы предоставления: компенсация (выплачивается после того, как произведен фактический платеж по оплате жилого помещения и коммунальных услуг); субсидия (предоставляется до момента фактической оплаты)- выплата, не привязанная к сроку оплаты жилого помещения и коммунальных услуг;
  • 4) гарантия финансирования по срокам и объемам; увеличение административных расходов и расходов на субсидии;
  • 5) наличие переходного периода: экспериментальные муниципальные образования; экспериментальные льготные категории.

Таким образом, построение системы жилищных компенсаций, органично дополняющей действующую систему жилищных субсидии, должно обеспечить замену натуральных льгот отдельным категориям граждан денежными компенсациями.

Это позволит исключить возложение региональными законами на организации жилищно-коммунального хозяйства обязательств, не обеспеченных источниками бюджетного финансирования.

Результатом неполного возмещения организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление региональных льгот с учетом недофинансирования льгот, установленных федеральными законами, и субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в форме скидок является снижение качества услуг и работ по содержанию многоквартирных домов, повышение аварийности коммунальной инфраструктуры, плачевное финансовое состояние жилищных и коммунальных организаций, непривлекательность этого сектора экономики для организаций частной формы собственности. Монетизация льгот позволит также гражданам более активно реализовывать свое право выбора способа управления, участия в определении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги, что, в свою очередь, будет способствовать развитию конкуренции в сфере управления жильем, повышению качества жилищно-коммунального обслуживания.

Кому положена жилищная субсидия и как ее рассчитать

Для многих граждан России сегодня актуален вопрос улучшения жилищных условий. Он касается жителей и малых городков и региональных центров. Государством разработано несколько программ помощи ряду категорий россиян, особенно остро в ней нуждающихся. Рассмотрим одну из них – субсидию на приобретение жилья, кому она может быть оказана и в каком порядке.

Финансовая поддержка из бюджета федерального или местного уровня определенным группам населения на покупку жилого помещения выражается в форме субсидии от государства. Помимо приобретения жилья существует субсидирование затрат на услуги ЖКХ.

Виды субсидий на жилье бывают:

Важным моментом является целевое назначение такого рода помощи и ограниченный срок для ее использования. Следует понимать, что государство выдает человеку сертификат с определенным номиналом и указанным сроком его реализации.

Это единовременная помощь и безвозмездная, без права обналичивания и только на покупку или строительство жилья в пределах установленных социальных норм.

То есть сертификат по своей стоимости перекрывает только метры площади из расчета по нормативам, свыше этого гражданин оплачивает самостоятельно.

Есть несколько вариантов использования жилищного сертификата:

  • как первый взнос за квартиру или дом при ипотечном кредитовании;
  • для погашения действующего ипотечного займа;
  • для паевого участия при строительстве нового жилья и вступления в ЖСК;
  • для улучшения жилищных условий с целью расширения имеющегося жилья, которое по своей площади меньше социальных нормативов.

Поскольку сумма по сертификату установлена в пределах норм на семью, то зачастую она не перекрывает потребности граждан, желающих иметь квартиру или дом больше. Но смысл государственной помощи и заключается лишь в том, чтобы обеспечить нуждающихся в достаточном количестве жилых метров. Поэтому претендентам на субсидию до момента получения сертификата нужно располагать:

  1. Собственным жильем, чтобы к моменту приобретения нового с добавлением государственных средств его продать.
  2. Финансовыми средствами, которые потребуется добавить к сертификату, чтобы выплатить полную стоимость приобретаемой квартиры.
  3. Оформленный ипотечный кредит на недостающую сумму.

После получения жилищного сертификата у его владельца есть полгода на реализацию своего права.

Читайте также:  Генпрокуратура поможет тем, кто должен, но не может получить жилье

Если он не использован в течение этого срока, то придется повторно собирать все документы и обращаться за субсидией, и снова ожидать своей очереди.

Поэтому до момента получения лучше позаботиться о поиске подходящего жилья. Оно должно быть чистым с юридической стороны, т.е. не находиться в обременении, под залогом или арестом.

Ряд категорий, имеющих право на субсидирование покупки жилья, определены федеральными законодательными актами. Но основная масса сертификатов выдается за счет средств бюджетов территорий, и местные власти определяют перечень льготников, порядок оказания финансовой поддержки и использования выделяемых средств.

Перечислим группы граждан, которые вправе подать документы для постановки в очередь на получение государственной субсидии:

  • многодетные семьи с детьми до 18-летнего возраста (при условии обучения по очной форме в ВУЗе или нахождения по призыву на воинской службе возрастная планка устанавливается в 23 года);
  • вновь созданные семьи, где супругам еще не исполнилось 30 лет;
  • граждане, отнесенные к категории малоимущих, нуждающиеся в получении жилья;
  • военнослужащие, в том числе уволенные в запас;
  • работники на государственной службе и бюджетники;
  • специалисты, получившие соответствующее образование и переехавшие в сельскую местность для работы на сельхозпредприятиях;
  • лица, проработавшие более 15 лет в районах, приравненных к Крайнему Северу, в случае переезда в другие территории;
  • участники и инвалиды ВОВ, а также их семьи;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей или сиротами.

Все эти граждане могут обратиться за получением государственной помощи в форме жилищной субсидии, если на дату оформления заявления и предоставления документов они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Это значит, что жилое помещение, где они проживают, является:

  • меньшим по метражу из расчета норматива жилой площади на семью;
  • не отвечает установленным к жилью требованиям;
  • является помещением в общежитии или коммунальной квартире;
  • на данной площади в однокомнатной квартире проживают несколько семей в родственных отношениях (родители и взрослые дети с супругами).

Все эти нормы перечислены в региональных и федеральных нормативных документах, устанавливающих порядок выдачи субсидий на жилье.

Факты действий, направленных на предумышленное отнесение семьи к категории нуждающихся в жилье, подлежат проверке со стороны муниципальных властей. Это значит, что обмен помещения на меньшее и т.п.

с целью обращения за субсидией, лишает семью возможности встать в очередь на получение жилищного сертификата.

В период нахождения в очереди обстоятельства, влияющие на право получения субсидии, могут существенно измениться.

Например, переезд молодого специалиста из сельской местности в город, увольнение из организации бюджетной сферы.

В этом случае необходимо известить соответствующую комиссию, куда заявление было подано и рассмотрено, об этих изменениях. Тогда семья подлежит снятию с учета и сертификат не получит.

Величина субсидии рассматривается индивидуально и зависит от следующих моментов:

  • льготной категории, к которой отнесена семья, и количество человек в ее составе;
  • средней стоимости жилой площади, устанавленной государством для расчета размера субсидирования;
  • применения специальных коэффициентов для категорий льготников.

Отметим, что для городского жилья сумма по сертификату может составлять примерно 30%, чего вполне должно хватить на первый взнос по ипотеке или на расширение имеющегося жилья.

Для сельских жителей субсидия может занимать даже 60-70% от стоимости жилого помещения. Законодательство не ограничивает местные власти и дает возможность в конкретных случаях увеличивать размер выплаты.

Но здесь большое значение имеют обстоятельства в каждом случае и имеющиеся бюджетные средства на данные цели.

Поскольку установленные нормы площади для установления нуждаемости и расчета субсидии имеют решающую роль, то обозначим их. Они во всех регионах едины. В этой же таблице укажем коэффициент, который также зависит от размера семьи.

Количество граждан в семье, нуждающейся в субсидировании на приобретение или расширение жилья Норма жилой площади Коэффициент
Одиноко проживающий 36 0,6
2 человека 50 0,67
3 человека 70 0,65
4 человека 85 0,64
5 и более человек каждому члену семьи по 18 0,7

Норматив может быть применен в меньшем объеме, если у семьи льготника уже имеется в собственности жилое помещение, которое подлежит расширению.

Чтобы рассчитать размер субсидии, которая будет указана в сертификате, можно воспользоваться следующей формулой:

С = Н × Ст 1 кв.м. × К, где

  • С – размер субсидии,
  • Н – норма жилой площади, зависящая от размера семьи,
  • Ст 1 кв.м. –стоимость одного квадратного метра жилья, применяемая для расчета субсидии,
  • К – коэффициент, зависящий от размера семьи (указан в таблице выше).

Обе российские столицы занимают лидирующие места по количеству жилищной помощи на приобретение жилья. Однако региональные власти вправе ограничить применение сертификатов на строящиеся жилые дома, процент строительных работ в которых ниже определенного Департаментом жилищного строительства процента. Например, он составляет не менее 70% в Москве.

В 2021 году в этих городах и их областях смягчены требования для оказания субсидирования военнослужащим из других регионов. По своему желанию они могут получить жилье в Москве или Санкт-Петербурге на выгодных условиях.

Как уже упоминалось, порядок получения субсидирования устанавливается региональными законодательными актами. Поэтому предварительно следует уточнить, какие условия применяются в конкретном регионе. Затем претендент обращается в специализированный центр, где работает комиссия по вопросу предоставления жилищной субсидии, с заявлением и пакетом документов:

  • паспорт заявителя и документы личного характера всех членов семьи – паспорта или свидетельства о рождении (оригиналы и копии);
  • свидетельство о браке, если супруги официально зарегистрированы (с копией);
  • справка из жилищной компании о составе семьи;
  • документ о принадлежности к льготной категории для получения гос. помощи на покупку жилья (например, трудовая книжка и копия, заверенная работодателем);
  • правоустанавливающие документы или договор соцнайма на имеющуюся жилплощадь (с копией);
  • при наличии представляются документы о праве на дополнительные кв. метры площади (с копией);
  • копия лицевого счета.

Чаще всего такие комиссии работают при местных администрациях, и срок рассмотрения всех документов составляет примерно месяц. Если в ходе работы комиссии заявление одобряется, то семья подлежит постановке в очередь на получение жилищной субсидии. При отказе документы возвращаются заявителю с изложением причины отказа.

После получения сертификата семье дается полгода на использование суммы, указанной в нем. Она перечисляется на банковский счет получателя субсидии, а затем переводится продавцу.

С 1 апреля у жильцов появятся новые права и обязанности: как будут начислять субсидии и за что можно получить перерасчёт

По обычным правилам субсидии на оплату услуг ЖКХ выдаются на шесть месяцев. Затем требуется снова подавать документы, чтобы подтвердить своё право на льготу. Из-за пандемии коронавируса ограничение в сроках было снято до 31 декабря. Никаких документов предоставлять не требовалось, субсидии предоставляли автоматически. После Нового года такой порядок продлили ещё на три месяца.

Люди, у которых срок предоставления субсидии истекает в период с 1 января по 1 апреля 2021 года, смогут получить господдержку в прежнем размере на последующие шесть месяцев. Подавать заявления и предоставлять нужные документы не потребуется.

С 1 апреля порядок изменится. Субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг снова будут предоставлять сроком на шесть месяцев. Затем нужно будет подтверждать своё право на льготу.

Также стоит напомнить, что с января был снят мораторий на взыскания неустоек (штрафов и пени) за несвоевременную или внесённую не в полном размере плату за жилое помещение, коммунальные услуги и взносы на капитальный ремонт.

В том числе с возможностью приостановления или ограничения коммунальных услуг, — пояснил член Ассоциации юристов России Артём Коростелев.

С 1 марта появятся новые льготы: кто и какие выплаты может получить

Кстати, право на получение субсидии имеют люди, у которых ежемесячно на квартплату уходит больше определённой доли дохода. Каждый регион устанавливает её самостоятельно. Например, в Москве можно получить субсидию, если расходы на ЖКУ составляют более 10% совокупного дохода семьи, а в Санкт-Петербурге — 14%.

Впрочем, есть и общие нормативы. Регионы не могут установить параметры получения субсидии ниже, чем установлено на федеральном уровне. При этом могут снизить долю затрат на ЖКУ в доходах, что позволит получить льготу большему количеству семей. Так и происходит, например, в Москве и Санкт-Петербурге.

В целом же право на получение этой меры социальной поддержки имеют люди, у которых ежемесячно на оплату коммунальных услуг по установленным нормативам потребления уходит больше 22% от доходов. Для многодетных семей этот норматив составляет 15%, — рассказал управляющий партнёр компании AVG Legal Алексей Гавришев.

Юрист также напомнил, что с 1 января 2021 года для назначения субсидий уже не нужно предоставлять квитанции и чеки об оплате жилищно-коммунальных услуг, а также справки об отсутствии задолженности. Госорганы сами получают эти сведения через систему межведомственного электронного взаимодействия.

Ещё одно значимое изменение для получателей субсидий готовится с 1 июля.

Как отметила юрист Европейской юридической службы Людмила Старовойтова, летом изменится порядок выплаты субсидий и компенсаций по оплате ЖКУ.

В частности, приостановить выплаты смогут лишь в том случае, если будет вступивший в силу судебный акт о взыскании задолженности. При этом не должно быть заключённого соглашения о рассрочке погашения долга.

По закону можно изменить размер платы за коммунальные услуги, если их оказывают ненадлежащим образом. В частности, за плохой ремонт в подъезде, перебои с горячей водой или отоплением, несвоевременный вывоз мусора.

Учитывается, например, предоставление услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также качество выполненных работ. Для перерасчёта необходимо зафиксировать нарушения (произвести контрольные изменения, составить акт) и направить заявление с требованием вернуть часть оплаты, — пояснил Артём Коростелев.

С 1 марта отследить качество работы управляющих компаний жильцам должно быть проще. По крайней мере, в вопросах, которые касаются уборки подъезда. Тема эта остаётся больной для многих многоквартирных домов.

На практике отследить время уборки было непросто, ведь мыть полы уборщицы были обязаны только раз в месяц. В лучшем случае влажная уборка проводилась раз в неделю.

Чаще должны очищать и другие помещения, а также много требований появилось к придомовой территории.

Читайте также:  Власти представили новую схему продажи первичного жилья

С 1 марта 2021 года вступили в силу изменения в законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии жителей многоквартирных домов (МКД). Новшеств там много. В основном изменения коснутся уборки общего имущества дома.

Если управляющая компания надлежащим образом не будет исполнять обязанности по уборке и содержанию МКД, то собственники (наниматели) вправе будут требовать перерасчёта в квитанциях за период, в который услуги не оказывались либо оказывались некачественно, — рассказала Людмила Старовойтова.

Кроме того, многие жильцы забывают, что ежемесячно могут сэкономить на квартплате от 500 до 2000 рублей. Для этого достаточно отключить ненужные услуги.

Появились новые льготы для пенсионеров: кому они положены

Как отмечает генеральный директор ЮК «Юрист» Асия Мухамедшина, можно оформить перерасчёт, если человек долго не живёт в квартире. Сэкономить поможет установка счётчиков. Особенно многотарифных.

К тому же можно отключить радиоточку, коллективную телеантенну, домашний телефон, домофон, так как законодательством прямо не урегулирован вопрос о плате за оказание этих услуг, — отметила Асия Мухамедшина.

Семьи с детьми получат компенсации и доплаты: сколько они составят

Целый ряд новых льгот готовятся принять региональные власти. Так, в Коми в этом году должны появиться новые меры поддержки для детей войны. Об этом уже заявили в правительстве региона. Среди мер поддержки — компенсации на оплату услуг ЖКХ.

Аналогичную меру поддержки собираются ввести в Чувашии. В Тюмени планируют начать выплачивать деньги жителям аварийных домов. Им будут оплачивать услуги риелтора и аренду квартиры.

Выплаты продолжатся до тех пор, пока не будет отремонтировано аварийное жильё.

С 1 марта в Курганской области появилась новая мера поддержки. Тем, кто захочет построить собственный жилой дом, будут выдавать бесплатный домокомплект, то есть стройматериалы. Получить их можно для возведения жилья площадью до 80 квадратных метров.

С 1 марта в Амурской области появилась новая мера поддержки для медработников, переезжающих в отдалённые бамовские посёлки. Врачи смогут единовременно получить пять миллионов рублей, а фельдшеры — три миллиона.

Как рассчитать субсидию?

Граждане с низким уровнем дохода часто сталкиваются с трудностями при оплате коммунальных платежей. Высокие цены на услуги ЖКХ и затрудненное финансовое положение в семье — это повод обратиться за материальной помощью к государству.

Стандартные нормы и размеры субсидии

Оформление субсидии на ЖКХ доступно тем семьям, доход в которых на одного человека с учетом оплаты ЖКУ ниже прожиточного минимума по региону. В этом случае граждане имеют право получить дотацию от государства на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Обратите внимание. Размер субсидии не может превышать совокупный объем коммунальных платежей.

Чтобы определить, кому положена дотация в 2019 году, следует учесть следующие факторы:

  • предельно допустимый процент общей стоимости ЖКУ (в нашей ситуации он составил 10%);
  • ежемесячная прибыль в расчете на одного члена семьи;
  • региональный стандарт жилищно-коммунальных услуг.

Важно! Стандарт 1 применяется к гражданам, которые арендуют недвижимость по договору найма, 2 – к тем, кто снимает жилье по договору соцнайма, 3 – рассчитан на тех, кто проживает в собственном помещении. Владельцы квартиры/комнаты в доме должны вносить средства на капремонт. В этом отличие третьего стандарта от четвертого, который рассчитан на собственников, избавленных от этой обязанности.

Что необходимо

Рассмотрим перечень документов, который потребуется, чтобы оформить субсидию. К письменному заявлению необходимо приложить (сканы – к онлайн-заявке, ксерокопии – к письменной) следующие бумаги.

Чтобы получать субсидии, вам потребуются следующие документы:

  • паспорт (копии основных страниц и разворота с данными о постоянной или временной регистрации) заявителя и удостоверения всех членов его семьи, прописанных по этому адресу;
  • договор, подтверждающий право на недвижимость (в качестве него могут выступать свидетельство о приватизации, наследовании, дарственная и пр.);
  • справка о составе семьи, которую получают по месту официальной регистрации;
  • бумаги, которые подтверждают родственные отношения членов семьи (к ним относятся, к примеру, свидетельства о рождении детей, о браке)
  • справка об отсутствии задолженности по оплате ЖКУ с данными о жилплощади;
  • справки о доходах (для всех членов семьи, которые получают зарплату, пенсию, стипендию, в том числе прибыль от инвестиций, ценных бумаг и пр.);
  • справка о том, что гражданин состоит на учете в центре занятости (для безработных).

Важно! Сведения, предоставленные в службу социальной защиты, должны быть подлинными. Если окажется, что с целью получения субсидии заявитель предоставил ложные данные, это может стать основанием для возбуждения уголовного дела по статье 327 – изготовление и оборот поддельных документов или ст. 159 – мошенничество. Также не следует умалчивать и о существовании дополнительных источников дохода – от инвестиций, коммерческой деятельности.

  • справка о получении алиментов (для родителей, которые одиночку воспитывают детей);
  • налоговая декларация каждого члена семьи по форме 3-НДФЛ;
  • копии трудовых книжек (в том числе и для тех, кто не работает на сегодняшний момент, но у кого есть трудовой стаж);
  • справка об инвалидности (для граждан, у которых есть III, II или I группа);
  • СНИЛС;
  • номер лицевого счета, на который будет впоследствии перечисляться субсидия.

Важно! Перед обращением в МФЦ лучше тщательно проверить наличие всех документов. В противном случае недостающие бумаги необходимо будет предо ставить дополнительно, что приведет к задержке в оформлении субсидии.

Как осуществляется расчет

Каким же образом узнать, сможет ли семья рассчитывать на субсидию? В значительной степени ответ на этот вопрос зависит от уровня прожиточного минимума в том регионе, где прописан заявитель.

В каждом субъекте Федерации эти данные отличаются, в связи с чем один и тот же доход, к примеру, в Москве и в Ростове-на-Дону может привести к тому, что москвич будет получать субсидию, а ростовчанин – нет (разница в уровне ПМ составляет порядка 5 тыс. рублей).

От региона зависит и стоимость коммунальных услуг, а значит, и величина финансовой поддержки. На размер субсидии влияют следующие факторы:

  • тип жилого помещения;
  • конструктивные, технические особенности здания (многоквартирного или частного дома);
  • нормативы потребления ЖКУ;
  • размер жилищно-коммунальных тарифов;
  • величина платежей за капитальный ремонт, квартплату, содержание и текущий ремонт жилья.

Важно! Размер платежей в значительной степени зависит от уровня благоустройства и площади недвижимости. К примеру, проживание в большой квартире, в которой используются энергоемкие приборы, скорее всего, будет сопряжено с высокой стоимостью коммунальных услуг.

Чтобы понять, будет ли вам доступна субсидия, необходимо взять сумму всех доходов семьи за полгода (включая не только заработную плату, но и иной доход, в том числе от ценных бумаг и пр.) и поделить на 6 и на всех членов семьи.

Затем нужно сложить совокупный объем коммунальных платежей за месяц и вычесть эту цифру из общего дохода семьи в расчете на одного человека за 1 месяц.

Если получившаяся сумма меньше регионального прожиточного минимума, семья может получить субсидию на оплату ЖКХ.

Формула расчета субсидии

Чтобы узнать, каким будет размер субсидии, существует определенная формула: стоимость ЖКУ в расчете на 1 м2 умножается на количество проживающих в квартире граждан и норму квадратных метров на одного человека.

Полезный совет. Чтобы узнать, какая сумма вам полагается, вы можете рассчитать субсидию с помощью специальной программы. Для этого существуют различные онлайн-калькуляторы. С помощью них вычисления вы сможете произвести быстро и без усилий. Такие калькуляторы есть на сайтах некоторых УК и ТСЖ.

Как правило, они не отличаются набором функций и перечнем параметров, которые нужно указать для расчета. Если программы нет на портале вашей управляющей компании, выберите интернет-страницу любой другой УК.

Рассмотрим пример того, как можно рассчитать субсидию в 2019 году с помощью калькулятора.

К сведению. В рамках социального норматива приемлемым считается размер жилой площади не менее

  • 33 м2 на 1 человека,
  • 42 м2 на семью из 2 человек,
  • 18 м2 на члена семьи, если она состоит из 3 и более человек.

Возьмем условную семью из трех человек, где есть двое – родителей и один четырехлетний ребенок. Все они проживают в многоквартирном доме в Москве.

В качестве исходных данных для расчета в калькуляторе мы используем следующие цифры:

  • количество м2 на семью из трех человек – 18;
  • прожиточный минимум на взрослого работающего человека – 19 351 руб./мес.
  • ПМ на ребенка – 14 647 руб./мес.;
  • стоимость ЖКУ на 1 м2 (как уже говорилось эта цифра может отличаться в зависимости от жилья. Здесь приведена условная цена для примера) – 200 руб.;
  • в сумме зарплата взрослых членов семьи составляет 45 тысяч рублей. Таким образом, уровень семейного дохода в расчете на одного члена семьи – 15 тысяч рублей (цифры условные).

Прожиточный минимум этой семьи составляет 53 349 рублей (19 351×2+14 647). Семья не должна тратить на ЖКУ более 22%, в Москве этот показатель отличается и составляет порядка 10% (возьмем для расчета эту условную цифру).

Далее следует с помощью калькулятора поделить эти проценты на поправочный коэффициент. В нашем случае он составляет чуть более 1,18.

Мы получим цифру более 18%, что практически вдвое превышает предельно допустимый показатель по Москве (в среднем – 10%).

Максимально возможная сумма субсидии составит разницу между допустимыми по закону и реальными затратами семьи на ЖКУ. В нашем случае получается условная цифра в 6300 рублей. Таким будет приблизительный размер субсидии на оплату ЖКХ в месяц.

Кому положена субсидия

Перечислим основные требования к заявителю, который имеет право претендовать на коммунальную субсидию:

  • постоянная регистрация в том помещении, за оплату ЖКУ в котором планируется оформить дотацию;
  • наличие российского гражданства
  • отсутствие долгов по оплате ЖКУ.

Полезный совет. Непогашенная задолженность по коммунальным платежам может стать основанием для отказа в субсидировании. Нередко речь идет о такой сумме, внести которую единовременно с учетом размера семейного бюджета нельзя. Если вы не в состоянии устрашить проблему в короткий срок своими силами, выходом может стать стандартная и достаточно распространенная процедура – реструктуризация долга. Во многом решение вопроса будет зависеть от позиции поставщиков коммунальных услуг и управляющей компании. Для реструктуризации должна быть веская причина. Чтобы начать процедуру, нужно обратиться в вашу УК и оформить соответствующую заявку. Если вы предоставите нужные документы, которые подтверждают, что задолженность образовалась не по вашей вине, вы можете рассчитывать на положительный ответ.

В 2019 году оформить субсидию могут следующие граждане:

  • родители, которые в одиночку воспитывают детей;
  • безработные, состоящие на учете в центре занятости;
  • граждане с инвалидностью;
  • малоимущие, многодетные семьи;
  • семьи военнослужащих, сотрудников внутренних дел или работников экстренных служб, погибших при исполнении своих служебных обязанностей.
  • Таким образом, субсидия доступна тем, кому может тяжело оплачивать услуги ЖКХ самостоятельно.
  • Если доход на одного члена семьи с учетом коммунальных платежей ниже прожиточного минимума в регионе, где они проживают, граждане вправе получать субсидию.

Перерасчет субсидии

Каждые полгода в регионах России происходит перерасчет. Чтобы рассчитать субсидию (удобнее всего – с помощью калькулятора на сайте УК), нужно использовать актуальные данные за текущий месяц. Сама дотация назначается только на полгода.

По окончании этого периода необходимо снова собрать документы и передать их в службу социальной защиты. Вы можете обратиться для этого в МФЦ.

Размер субсидии пересчитывается специалистами с учетом появившихся обстоятельств, если они есть (к примеру, изменился уровень дохода, родился ребенок и пр.).

Важно! Если вы собрали документы и успели подать их до 15 числа определенного месяца, льгота будет начислена с его первого числа. Если обратиться в социальную службу с 16 до 31 числа, субсидия поступит уже только в начале следующего месяца.

Если в условиях жизни заявителя не произошло существенных изменений, субсидия может быть оформлена на прежних основаниях.

Правда и мифы о деньгах в OK

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector