За 5 лет на благоустройство регионов потратят 125 млрд рублей

За 5 лет на благоустройство регионов потратят 125 млрд рублейhttps://www.znak.com/2019-11-21/za_polgoda_moskva_potratila_na_blagoustroystvo_godovye_byudzhety_5_krupneyshih_gorodov_strany

2019.11.21

Что в ближайшие месяцы и годы ожидает мировую и российскую экономику? Какие из российских регионов наиболее привлекательны для инвестиций и с точки зрения поиска работы, и с точки зрения «нормальной» зарплаты? Можно ли надеяться на отдачу национальных проектов? Эти проблемы обсуждали участники XIV Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен» (традиционные организаторы — Уральский федеральный университет, аналитический центр «Эксперт» и журнал «Эксперт-Урал»).

Komsomolskaya pravda / Global Look Press

Сохраняется риск глобальной рецессии

По информации Марека Домбровски, профессора Высшей школы экономики и одного из «архитекторов» польского «экономического чуда» 1990-х, мировая экономика настроена оптимистично: развитые страны рассчитывают на 2-3% роста, а Китай, Индонезия и в особенности Индия — на 6-8% (именно эти страны выступают основными драйверами мировой экономики), намечается ускорение на Ближнем Востоке и в Африке.

В то же время сохраняется риск глобальной рецессии. По мнению главного экономиста ВТБ Андрея Клепача, она может наступить уже через год.

Возможно, скажутся торможение промышленности в Европе и конкретно в Германии, возвращение к протекционизму и конкретно последствия торговой войны США и Китая, раздувание биржевых пузырей, сокращение трудоспособного, хорошо образованного и квалифицированного населения, потенциальные конфликты в «чувствительных» регионах: в Персидском заливе, в Южно-Китайском море, конфликт между Индией и Пакистаном.

Если говорить о российской экономике, то ее доля в мировом ВВП незначительна и неадекватна. 

Если доля Китая выросла с 3,2% в 2000 году до 18,7% в 2018-м, доля Индии, соответственно, с 4,2% до 7,7%, то доля России сократилась с 3,3% до 3,1%.

В этом году, даже по оптимистичным оценкам, рост российской экономики составит лишь 1,2%: эффекты таких крупных инфраструктурных проектов, как строительство Крымского моста, а также от чемпионата мира по футболу, исчерпаны.

Более того, объекты, возведенные к мундиалю, из арен для праздника и веселья превратились в бремя для регионов. Экономическое отставание России продолжится, тем более в случае глобальной рецессии и уменьшения цен на нефть и другие сырьевые товары.

За 5 лет на благоустройство регионов потратят 125 млрд рублейЦентральный стадион в Екатеринбурге был реконструирован к мундиалюЯромир Романов / Znak.com

191 млрд рублей — бюджет благоустройства Москвы на полгода

В мире идет расслоение на лидеров и аутсайдеров, развитых и отсталых, богатых и бедных, и Россия не в авангарде. Мало того, такой же процесс поляризации, начавшийся несколько лет назад, продолжается и внутри страны.

По данным, представленным эконом-географом Натальей Зубаревич, динамика российского ВВП — на уровне начала поворотного 2014 года, инвестиций — середины того же года, доходов населения — осени 2014 года. «Все как-то скорее никак, чем как-то», — охарактеризовала ситуацию Наталья Васильевна.

При этом в связи с санкционными шоками деньги (и вслед за ними трудовые ресурсы) идут туда, где четко выражены конкурентные преимущества и инвестиции точно себя оправдают: в Москву и Подмосковье, в Питер и Ленинградскую область, другие крупные агломерации типа Казани и Екатеринбурга, в Тюменскую область с нефтегазовыми Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами и другие подобные регионы, в южные, комфортные для проживания территории страны — Краснодарский край и Крым.

За 5 лет на благоустройство регионов потратят 125 млрд рублейЯромир Романов / Znak.com

Если в среднем по стране объем инвестиций — ниже докризисного 2013 года, то Москва — в недосягаемом отрыве: 20% всех инвестиций в прошлом году, плюс 5% с 2014 года.

На столицу приходится почти 30% всех поступлений в региональные бюджеты налога на прибыль и НДФЛ, по итогам января-июля текущего года в Москву ушло более половины выросших акцизов и трансфертов.

Рост расходов Москвы на образование, соцполитику, ЖКХ — на 3-6% выше, чем по стране, рост расходов на благоустройство — больше в четыре раза.

В январе–июле этого года Москва потратила на благоустройство 191 млрд рублей, 15% своего бюджета, остальные регионы смогли позволить себе направить на те же цели не более 1-2%. 

Чтобы было понятнее: 191 млрд рублей — это больше всех бюджетных расходов пяти крупнейших городов страны (без Санкт-Петербурга) — Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани и Челябинска — за весь 2019 год. Или больше годовых расходов Крыма (185 млрд рублей).

По мнению Зубаревич, смены «пейзажа» ожидать не стоит, и значит, наиболее мобильная и «продвинутая» часть населения будет по-прежнему «всасываться» немногочисленными растущими городами и регионами.

Загвоздка в том, отметил директор ВШЭ-Санкт-Петербург Сергей Кадочников, что за последние десять лет агломерации, сформированные вокруг городов-миллионников, не нарастили свою долю в ВВП страны. «Исчерпан ресурс, связанный с притоком людей, количество не переходит в качество.

Каков уровень их образования, их отраслевая занятость — вот центральные вопросы сегодня», — пояснил эксперт.

Приманивая таланты, миллионники служат трамплинами для прыжка за рубеж.

Из порядка тысячи состоявшихся инновационных предприятий, созданных за последнее десятилетие студентами и выпускниками отечественных вузов, российскую «прописку» сохранили меньше половины (наиболее крупные центры инновационной активности в России — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск, Казань, Екатеринбург).

Штаб-квартиры других компаний переехали в США, Канаду, Великобританию, страны Евросоюза, Китай, Сингапур. Об этом на конференции сообщил и. о. директора Института экономики и управления Уральского федерального университета Дмитрий Толмачев.

Будущее регионов: отставание и угасание

Нетрудно представить будущее большинства российских регионов: постепенное отставание и угасание. Это видно по положению в Уральском экономическом «кусте» (часть Поволжья, Урал, Западная Сибирь).

По описаниям Дмитрия Толмачева, наиболее динамично развивающаяся экономика Урало-Поволжья и Западной Сибири — в Тюменской области (без автономных округов).

Этот субъект федерации демонстрирует уверенный рост инвестиций, промышленности и валового регионального продукта. Юг Тюменской области без преувеличения «передовик индустриализации»: за 10 лет, благодаря инвестиционной активности властей и бизнеса, объемы промышленного производства там выросли втрое, и сейчас мощности тюменской промышленности сопоставимы со свердловскими.

В категорию «чемпионов» по всем трем показателям (динамика инвестиции, промышленности и ВРП) входит и Ямало-Ненецкий автономный округ, где в настоящее время на берегу Карского моря строится крупнейший в России завод по производству сжиженного природного газа. Значительный прирост промпроизводства и ВРП, выше общероссийского уровня, наблюдается также в Башкортостане и Свердловской области. 

Абсолютным аутсайдером по тем же параметрам является Челябинская область: у нее нулевые или отрицательные результаты. В группе «неудачников» и аграрно-машиностроительная Курганская область.

При этом за последние пять лет доходы населения выросли только у жителей Ямала. В Удмуртии, Оренбуржье, Башкортостане темпы прироста доходов сократились, в Свердловской области доходы вернулись к уровню 2007 года, а в Челябинской, Курганской областях, Пермском крае и Ханты-Мансийском автономном округе упали ниже отметок 2007 года.

Даже на юге Тюменской области подъем инвестиций, промышленности и регионального валового продукта не сказался на доходах людей. «Связи между экономическими успехами отдельных регионов и динамикой реально располагаемых денежных доходов населения почти нет. Экономические успехи до людей не докатились», — подчеркнул Дмитрий Толмачев.

По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы разрывы между регионами-лидерами, такими как Тюменская область и Башкортостан, и остальными территориями (это особенно характерно для ХМАО, Челябинской и Курганской областей) будут нарастать. Аналитики, в частности, предсказывают сокращение населения Зауралья на 20% в течение следующих 15 лет. 

«Потребность российских компаний в кредитах и инвестициях — 10 трлн рублей в год»

«Переломить негативные тенденции и реализовать существующий потенциал экономического роста на 3-4% в год — возможно», — убежден Андрей Клепач.

Если поднять доходы бюджетников и пенсионеров, подогреть платежеспособный спрос, удешевить и «удлинить» кредиты для бизнеса, поддержать инвестиции, вложиться в здравоохранение и образование, в инновации и транспортную инфраструктуру.

Почему бы нет: федеральный бюджет, перечислил Андрей Клепач, в профиците, государственные сбережения, размещенные за границей, достигли 9% ВВП и будут увеличиваться, корпоративная закредитованность невелика.

Но тот же Клепач признает: проект федерального бюджета на ближайшие три года значимого повышения зарплат бюджетников не предусматривает, дальнейшее увеличение численности пенсионеров в сравнении с группой трудоспособного населения ведет к отставанию пенсий от среднего уровня доходов.

И без того небольшие, на уровне около 4%, доли бюджетных расходов на здравоохранение и образование сокращаются с начала десятилетия и даже к 2024-му, году президентских выборов, по планам, не превысят показателей 2010 года.

За 5 лет на благоустройство регионов потратят 125 млрд рублейЯромир Романов / Znak.com

Также все эти годы падали расходы на транспортную инфраструктуру (не считая нефтегазовой «трубы»), и через пять лет они в лучшем случае вернутся к уровню того же 2010 года.

Наглядный пример: Китай за последнюю четверть века в полтора раза обогнал Америку по протяженности дорог высшей технической категории, по ударным темпам строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей обошел весь остальной мир, мы же о ВСМ пока лишь мечтаем.

«Хочется надеяться, что при нашей жизни что-то будет», — не без иронии прокомментировал Андрей Клепач.

По подсчетам бизнесмена Андрея Бриля, потребность российских компаний в кредитах и инвестициях — 10 трлн рублей в год, но фонды развития предоставляют лишь несколько десятков миллиардов.

Ключевая ставка ЦБ, хоть и понижена за последний год с 7,75% до 6,5%, все равно не вызывает энтузиазма у предпринимателей.

По замечанию Бриля, российские банки отказались от своей главной функции — преобразования накоплений клиентов в длинные кредитные ресурсы, процедуры и условия кредитования сложны и дорогостоящи. Плюс сомнительное «удовольствие» взаимодействовать с чиновниками и силовиками.

Стоит ли удивляться тому, что, по опросам Левада-центра, настроение у наших бизнесменов вдвое хуже, чем в 2007 году, чистый отток капитала за границу превысил по итогам последних трех кварталов 30 млрд долларов, пухнут остатки компаний на банковских счетах: в условиях неопределенности бизнес инвестировать не рискует.

Национальные прожекты 

Официально преподносится, что сделать технологический и экономической рывок, сгладить территориальное неравенство помогут 13 национальных проектов, провозглашенных Владимиром Путиным в самом начале текущего президентского срока и оцененных в 25,7 трлн рублей. У экспертов на этот счет меньше восторженных ожиданий и больше сомнений.

Во-первых, напомнил Андрей Клепач, государственные программы по развитию здравоохранения, образования, науки и технологий, транспорта уже принимались и выполнены далеко не полностью, к примеру, транспортная программа лишь наполовину.

Во-вторых, по словам Клепача, даже в случае полной реализации национальных проектов в образовании и здравоохранении (вклад нацпроектов в эти сферы — по 3% и 6%) мы окажемся ниже уровня 2010 года, и это точно не тот рост, чтобы сравняться с развитыми странами.

То же можно сказать о нацпроекте «Наука». «Расходы по нему — мизер, меньше 1% того, что тратится в России на НИОКР, а тратится относительно ВВП в два раза меньше, чем в Китае, причем наш ВВП в пять-шесть раз меньше китайского», — подчеркнул Клепач (упомянув, что инновационную активность в последнее время демонстрируют такие госкорпорации, как «Газпром» и «Росатом»).

Читайте также:  Верховный суд пояснил, как увеличить квартиру за счет чердака или подвала

От себя добавим, что нацпроект по поддержке малого и среднего бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы (привет Андрею Брилю) по объемам финансирования — третий с конца, а замыкает список нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости», тогда как по производительности мы на четвертом десятке стран.

В-третьих, крупнейшим выгодоприобретателем от исполнения нацпроектов является все та же Москва.

«Восприятие национальных проектов как панацеи меня поражает. Никакими нацпроектами, будь то мост на Сахалин или Трансевропейско-азиатская дорога, проблема поляризации и роста территориального неравенства не вылечивается», — резюмировала Наталья Зубаревич.

И Зубаревич, и другие специалисты убеждены: успех принесет смена всей экономической модели — раскрепощение муниципалитетов и регионов, разгосударствление экономики, освобождение личной инициативы и предпринимательства. Но такого национального проекта у нас нет.

 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

«Это ворованная красота»: почему на Москву тратят миллиарды, а регионы выпрашивают деньги

За десять месяцев 2019 г. на благоустройство Москвы выделили 281 млрд руб. – это чуть больше, чем на строительство Крымского моста. Красноярск за 2018 г. потратил на благоустройство около 9 млрд руб. О бюджетном неравенстве между столицей и регионами – в материале «ТВК Красноярск».

Тротуары и дороги Москвы вычищены, мусор нигде не валяется – можно только догадываться, сколько людей ежедневно трудятся над этой чистотой. «Город с картинки» – именно так сейчас говорят о Москве.

Все это не кажется удивительным, когда узнаешь, какие суммы на это тратят. За 10 месяцев на благоустройство столицы тратят средств, больше, чем, например, на строительство крымского моста – 281 млрд руб. 228 млрд руб. С 2011 г. власти столицы потратили на благоустройство Москвы 1,5 трлн руб., все остальные города нашей страны вместе взятые тем временем израсходовали 1,7 трлн руб.

На эти деньги сделано очень много. Минимум раз в год в центре столицы меняют брусчатку, обновляют фонари и иллюминацию. За последние 9 лет в столице обновили 732 парка. Но еще полгода назад известный журналист Александр Невзоров говорил – красота эта ворованная:

«Мы же понимаем, что это ворованная красота. Москва, ради себя, ради витрины, обобрала Россию, которая осталась такой же неприглядной, такой же страшной. Эти огни высосаны у Кургана, Омска, Новокузнецка, Соликамска, Выборга. Я уж не говорю про адские совсем городишки провинциальные с хибарами, где единственное украшение – треснутый обелиск».

Для сравнения Красноярск потратил на благоустройство за 2018 г. 9 млрд руб. У других региональных городов бюджет не больше. На это обратила внимание экономист, доктор наук Наталья Зубаревич. На прошлой неделе в пятницу, с докладом на эту тему она выступила перед сенаторами Совфедом.

«Мы вообще уже другая страна за четверть века, и тут очень много политического. Страна, в которой сильнейшим образом выросло неравенство по доходу. Квинтиль – это 20% населения. Посмотрите, какой рывок в неравенстве был осуществлен за постсоветкий период. Особенно в период экономического роста, потому что все росли, но рост всегда распределяется неравномерно.

Пока доходы двух нижних квинтилей (это 40% населения) росли, люди к этому адаптировались. В условиях падения доходов запрос на перераспределительную политику неизбежно будет расти, он растет на справедливость социальную. Это объективная история. Нам придется с этим жить, если динамика доходов не будет быстрой, если не будет быстрого роста.

Надо понимать, что пришло время политических решений».

Содержат Москву в том числе из федерального бюджета, который складывается из вливаний со всех регионов. Дальше вопрос в распределении этих средств. Красноярский край в 2018 г. собрал 817 млрд руб. в виде налоговых отчислений.

585 из них ушли в Москву, в бюджет федерации, а вернулись в регион только 39 млрд руб. Для сравнения, согласно данным с сайта мэрии Москвы, город получил из федерации в форме только межбюджетных трансфертов – 76 млрд руб.

Эксперты говорят – история не новая, такая ситуация в стране уже много лет. Проблема вовсе не в том, что на развитие столицы тратят огромные деньги, а в том, что остальными регионами никто не занимается.

Местные власти вынуждены буквально выпрашивать помощь у федерации, придумывать различные мероприятия, или проводить спортивные соревнования, как, например, у нас в городе – Универсиада.

«Средства выделяются только на выполнение предписанных обязательств, а инициативные проекты, они, как правило, запускаются на благо конкретных людей на территориях, необходимо либо согласование с вышестоящими органами, а в некоторых случаях и прямые заперты.

Таких кардинальных изменений в бюджетный кодекс, которые направлены на то, чтобы улучшить положение территорий, они пока еще только такими маленькими шагами – изменение, распределение ставок, предоставление каких-то расширенных полномочий пока не решают кардинально проблемы накопленных долгов», – считает кандидат экономических наук Евгения Бухарова.

По словам экспертов, в ближайшие годы серьезных изменений ждать и не стоит. Меньше вкладывать в Москву никто не станет, наоборот – аппетиты столицы продолжат расти. Это видно даже по бюджету города на 2020 г. – он будет больше, чем потратит вся Россия на оборонную отрасль – 3 трлн 150 млрд руб.

За 5 лет на благоустройство регионов потратят 125 млрд рублей

На благоустройства Капотни власти Москвы планируют потратить 996 млн рублей. Контракт получила компания близкая к Capital Group — Daily Storm

В середине апреля власти Москвы анонсировали проект реконструкции района Капотня. Работы планируется завершить к 2020 году. За это время будут облагорожены более 120 гектаров земли. Первый тендер по комплексному благоустройству был разыгран 16 апреля. Контракт почти на миллиард рублей (996 миллионов) получила фирма, чей владелец близок к Capital Group.

Проект благоустройства

Капотня — район, расположенный на юго-востоке Москвы. Считается одним из самых неблагоприятных с точки зрения качества жизни и экологии. Такая ситуация сложилась из-за большого количества промзон и, в частности, находящегося здесь нефтеперерабатывающего завода.

Но в скором времени ситуация может измениться. В середине апреля власти анонсировали проект реконструкции района. В 2019 году Капотня станет одной из главных площадок столичного благоустройства, говорят в пресс-службе Департамента капитального ремонта Москвы.

На месте нынешних пустырей и замусоренных территорий появятся парки, детские площадки и широкие тротуары. Благоустройство затронет дворы жилых домов и улицы, а также прибрежную зону в Капотне.

На территории между парком 850-летия Москвы и ландшафтным заказником «Берег реки Москвы в Капотне» планируют открыть новый районный парк с экотропой через болота — с натуральным настилом и ограждениями.

В общей сложности к 2020 году будет благоустроена территория в 120 гектаров. Несмотря на то что власти сделали анонс недавно, подготовка к работам идет полным ходом. Первый тендер по комплексному благоустройству был разыгран 16 апреля этого года. Стоимость контракта составила практически миллиард — 996 миллионов рублей.

За эти деньги московские власти намерены провести целый комплекс работ: будет установлена ливневая канализация в парках и скверах, построят террасы, установят освещение, высадят новые деревья и кустарники.

Согласно информации с сайта госзакупок, контракт будет заключен с фирмой «Спецснабтранс». Компания — единственная подавшая заявку на участие в конкурсе.

Самое интересное — на нашем канале в Яндекс.Дзен

Партнеры Capital Group

«Спецснабтранс» упоминается в СМИ нечасто. Сейчас фирмой владеет бизнесмен Игорь Василенко. Он приобрел компанию весной 2016 года. Именно в это время у организации начал формироваться портфель из государственных заказов.

Согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», за последние несколько лет «Спецснабтранс» выиграл три конкурса на сумму более чем в два миллиарда рублей. Один контракт достался от Объединенной энергетической компании и еще два — от Дирекции капитального ремонта города Москвы (ДКР): фирма вела работы по благоустройству столичных объектов.

Помимо «Спецснабтранса» Игорь Василенко имеет 50-процентную долю в фирме «Строй Твик», где его партнером выступает Игорь Чердынцев. Этот человек, а также компания уже упоминались в прессе.

В 2015 году журналисты РБК писали, что Чердынцев владеет 33-процентными долями в ООО «Гольфстрим-2000» и «Лавиния», где его партнерами являются Дмитрий и Павел Те. Последний известен как совладелец строительной компании Capital Group.

Кроме того, РБК отмечал, что ООО «Строй Твик» работало на крупнейших тендерах ДКР в паре с компанией «Спецстрой», которую журналисты связывали с Capital Group.

В системе «СПАРК-Интерфакс» мы нашли три контракта, датируемых 2015 годом. Компании действительно принимали парное участие в конкурсах. Судя по результатам торгов, конкурировать между собой они не пыталась.

Разница по цене между предложениями составляла всего 0,6-1,6%.

Также в 2016 году «Строй Твик» строил комплекс апартаментов в московском районе Новокосино по заказу компании «ТехноАвиаАльянс». Тогда 50% этой фирмы контролировал через ООО «Пантеон групп» все тот же совладелец Capital Group Павел Те. Сейчас ему принадлежит 100% «ТехноАвиаАльянса».

За 5 лет на благоустройство регионов потратят 125 млрд рублей Район Копотня © GLOBAL LOOK press / Komsomolskaya Pravda

Капитал Бирюковых

Capital Group — крупная девелоперская компания. Она участвует в строительстве объектов под реновацию в столице.

А в ноябре 2018-го «Коммерсантъ» написал, что Павел Те планирует приобрести здание Центрального телеграфа, построенное в 1980-х годах в Никитском переулке в центре Москвы. Capital Group стала единственным претендентом на покупку.

Торги признаны несостоявшимися, поэтому объект может быть передан с дисконтом в 10%, то есть за 1,8 миллиарда рублей.

Именно в Capital Group начинал свою карьеру Александр Бирюков — младший сын Петра Бирюкова, заместителя мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройству. В декабре 2015 года члены семьи чиновника выкупили девять пентхаусов в элитном жилом комплексе «Легенда Цветного» (расположен у «Трубной»).

По информации издания Meduza, четыре квартиры достались старшей дочери Петра Бирюкова — 46-летней Ирине Бирюковой; две — 41-летнему сыну Александру Бирюкову; еще три — жене Александра, 31-летней Екатерине Бирюковой. Рыночная цена этих апартаментов может достигать 1,6 миллиарда рублей. Построил и владеет «Легендой Цветного» холдинг Capital Group.

Читайте также:  Рейтинг 200 городов по работе общественного транспорта

Благоустройство Москвы в этом году оказалось дороже Крымского моста

За 5 лет на благоустройство регионов потратят 125 млрд рублей

Благоустройство Москвы по стоимости сопоставимо с бюджетами Татарстана или Свердловской области /Сергей Савостьянов / ТАСС

Первый год руководства Сергея Собянина запомнился москвичам развороченными тротуарами в центре: их мостили плиткой.

Необходимость замены асфальта власти объясняли заботой о здоровье москвичей: мол, при укладке асфальта выделяются вредные вещества, а плитка экологически безопасна.

«Конечно, некомфортно, но это ведь временно, и через две недели после окончания работ об этом никто и не вспомнит», – говорил в 2011 г. в интервью «Ведомостям» Собянин. Но работы растянулись на годы.

В 2015 г. власти запустили новый проект «Моя улица».

На сайте мэра он называется «крупнейшим проектом благоустройства в современной истории Москвы», задача которого – «создать комфортную городскую среду и сделать Москву местом, удобным для жизни».

В итоге на удобную жизнь с 2011 г. власти потратили более 1,5 трлн руб., свидетельствуют данные бюджета Москвы. Примерно столько же на благоустройство потратила вся остальная Россия (1,7 трлн руб.).

За 10 месяцев 2019 г. по статье «Благоустройство» город освоил 281 млрд руб. Это больше, чем потратил федеральный бюджет на строительство Крымского моста (228 млрд руб.), сопоставимо с бюджетами Краснодарского края, Татарстана или Свердловской области. И почти столько же, сколько столица тратит на строительство метро и новых дорог (в 2019 г. на это потратят 319,3 млрд руб.).

Приоритетом нового руководства Москвы в 2010 г. было названо развитие инфраструктуры, Собянин правильно перенаправил расходы бюджета на инфраструктуру, так как она развивалась недостаточными темпами, комментирует экономист Наталья Зубаревич.

Но такой рост расходов на благоустройство она называет «не очень нормальным»: за девять месяцев город направил на это 15% всех расходов бюджета и они превысили все расходы города на образование. Зубаревич объясняет это ростом доходов города: если в 2011 г. они составили 1,13 трлн руб., то в 2020 г. ожидаются на уровне 2,8 трлн руб. «То, что сейчас собирает Москва, – это фантастика.

Деньги были направлены на инфраструктуру, но оказалось, что и на это их потратить нельзя. А тратить надо было, чтобы не забрал центр», – считает она.

«Меня часто спрашивают, когда закончится программа «Моя улица».
Отвечаю: никогда».

Минфин и мэрия не раз пытались договориться, что федеральные власти не будут забирать никакие доходы города, рассказывает федеральный чиновник, но закрепить такую договоренность законодательно пока не получается и получить твердые гарантии Москва не может.

Например, Москва заявляла, что может потерять порядка 28 млрд руб. из-за увеличения федеральной доли налога на прибыль с 2 до 3 п. п. из 20% в 2017–2020 гг. – эти деньги были направлены на поддержку бедных регионов.

«Есть субъекты России (например, Москва), которые за счет прибыли получают большие объемы ресурсов.

Если мы централизуем часть налога на прибыль, то сможем собрать этот доход у регионов, которые пользуются, например, столичными функциями», – говорил министр финансов Антон Силуанов на ПМЭФе.

В сентябре 2018 г. он предлагал зафиксировать условия межбюджетных отношений до 2024 г. «Такие золотые слова надо высечь на камне», – ответил Собянин и пообещал найти для этого подходящее место в Москве.

Но с тех пор проблема так и не решена, а финансовые условия работы регионов ужесточаются все сильнее, не удивительно, что городу проще потратить больше денег, чем опасаться, что его доходы заберут, признает чиновник.

«У Москвы очень сильное финансовое положение за счет роста налоговых доходов, есть свободные средства. А благоустройство – это такая статья расходов, где быстро можно показать результат. Тут возможности совпали с желанием продемонстрировать, как власти Москвы заботятся о жителях, такая визитная карточка», – комментирует старший директор Fitch Владимир Редькин.

Чем больше город вкладывает средств в инфраструктуру, тем лучше, уверен урбанист Петр Кудрявцев. По его мнению, Москва, как и любой постсоветский город, фактически не занималась развитием улиц, скверов, парков, набережных всю вторую половину XX в., сейчас приходится восполнять этот пробел.

«Развитие общественных пространств влияет на инвестиционную привлекательность города, с годами эти вложения вернутся», – считает Кудрявцев. С ним соглашается представитель администрации Перми: «В Перми на благоустройство тратится до 20% бюджета, сюда входит капремонт домов, дворы, парки, общественные пространства, озеленение, содержание дорог.

Это влияет на настроение людей, их отношение к себе и к региону не меньше, чем расходы на образование и здравоохранение». Позитивные изменения от благоустройства в Москве есть – например, расширили тротуары, считает сооснователь «Городских проектов» Максим Кац.

Но с точки зрения размера инвестиций не понятно, куда были потрачены такие деньги, отмечает Кац: возможно, траты связаны с избыточными работами по замене асфальта и бордюров, на которые жалуются москвичи.

Несмотря на гигантские инвестиции, Москва заняла 52-е место среди 100 российских городов, где комфортно и не очень дорого жить, в рейтинге Института территориального планирования «Урбаника», писал РБК. В ноябре федеральные власти составили собственный рейтинг, и вице-премьер Виталий Мутко назвал самым комфортным городом Москву.

К моменту публикации в правительстве Москвы на запрос «Ведомостей» не ответили.

Москва – не Россия? Сравниваем рекордный столичный бюджет на 2021 год и отстающие расходы регионов

В декабре мэр Москвы Сергей Собянин утвердил новый бюджет города. В следующем, 2021 году столица собирается потратить больше 3 трлн рублей – рекордную сумму, такого бюджета не было ни у одного города России.

На что уходят эти деньги?

Бюджет Москвы на следующие три года – это почти 10 трлн рублей, около 130 млрд долларов. Сама по себе эта цифра ни о чем не скажет, если не сравнить бюджет Москвы с бюджетами других регионов России.

Расходы бюджета Москвы

202120222023Всего
₽3,15 трлн
$43,1 млрд
₽3,15 трлн
$43,1 млрд
₽3,18 трлн
$43,5 млрд
₽9,48 трлн
$129,7 млрд

В опубликованном мэрией проекте бюджета на следующие три года 70 статей. Самая затратная из них – транспорт.

Расходы бюджета Москвы на транспорт

202120222023Всего
₽511,5 млрд
$6,9 млрд
₽547,1 млрд
$7,5 млрд
₽571,3 млрд
$7,8 млрд
₽1,6 тлн
$22,2 млрд

Каждый год в Москве открывают по десятку новых станций метро, из-за этого на транспорт в следующие три года потратят более 1,5 трлн рублей – по 500 млрд с лишним каждый год. Кроме Москвы, метро в России есть еще в шести городах, например в Екатеринбурге.

Расходы на транспорт в 2021 году

МоскваСвердл. обл.
₽511,5 млрд
$6,9 млрд
₽1,140 млрд
$0,0156 млрд

Общие траты Свердловской области на транспорт – 1,14 млрд рублей. Почти в 450 раз меньше, чем в Москве. Денег на строительство метро в Свердловской области попросту нет.

Расходы на ремонт дорог (дорожные фонды) в 2021 году

МоскваСвердл. обл.
₽140,8 млрд
$1,9 млрд
₽20,9 млрд
$0,287 млрд

Кстати, на строительство дорог в Свердловской области потратят почти 21 млрд. А в Москве – 140 млрд. Это в семь раз больше.

Те, кто живет в Москве, знают, что зачастую тут делают ремонт вовсе не тогда, когда он необходим. Благоустройство – это вторая по объему статья расходов бюджета Москвы, за три года на это потратят 925 млрд рублей, почти триллион. В бюджете 2021 года на благоустройство Москвы заложено 287 млрд рублей.

Расходы бюджета Москвы на благоустройство

202120222023Всего
₽286,9 млрд
$3,9 млрд
₽320,8 млрд
$4,4 млрд
₽317,9 млрд
$4,3 млрд
₽925,6 млрд
$12,6 млрд

А вот, например, в бюджетах Нижегородской области и Нижнего Новгорода, который в следующем году отметит 800-летний юбилей, на благоустройство суммарно заложено около 9 млрд, в 32 раза меньше. Вообще, московские затраты на благоустройство превышают совокупные бюджеты 82 регионов России.

Расходы на благоустройство в 2021 году

МоскваНижегор. обл.
₽286,9 млрд
$3,9 млрд
₽8,8 млрд
$0,12 млрд

Расходы на благоустройство в ближайшие три года в Москве постоянно растут. А расходы на здравоохранение – постоянно уменьшаются. Например, на благоустройство в 2022-м и 2023 году в Москве потратят больше, чем на здравоохранение. В 2022-м – 320 миллиардов против 315, а в 2023-м – 318 против 287.

Расходы бюджета Москвы на здравоохранение

202120222023Всего
₽344,5 млрд
$4,7 млрд
₽315,6 млрд
$4,3 млрд
₽286,9 млрд
$3,9 млрд
₽947 млрд
$12,9 млрд

Для сравнения: в бюджете Новосибирской области в 2021 году на здравоохранение запланировано 16 млрд рублей. И это в 21 раз меньше, чем Москва тратит на здравоохранение (на душу населения получается в 4,5 раза меньше). И в 17 раз меньше, чем на благоустройство.

Расходы на здравоохранение в 2021 году

МоскваНовосиб. обл.
₽344,5 млрд
$4,7 млрд
₽16,3 млрд
$0,222 млрд

Интересно, что в разгар эпидемии коронавируса на дезинфекцию улиц и подъездов, а также обустройство обсерваторов в Москве потратили почти 9 млрд рублей. Но в следующем году траты на это несравнимо меньше – всего 166 миллионов. Даже на финансирование работы мэра Собянина потратят больше 200 млн.

Расходы бюджета Москвы на работу мэра

202120222023Всего
₽242 млн
$3,29 млн
₽204 млн
$2,77 млн
₽207 млн
$2,81 млн
₽653 млрд
$8,87 млрд

Еще по 13 млрд рублей ежегодно и почти 40 миллиардов за три года Москва потратит на работу СМИ. Это, например, телеканал «Москва 24» и газета «Вечерняя Москва», которую жителям столицы еженедельно опускают в почтовые ящики без их согласия.

О митингах против недопуска кандидатов на выборы в Мосгордуму летом 2019 года, например, эти СМИ не рассказывали. Но на работу своих медиа мэрия Москвы потратит сумму, превышающую весь бюджет Еврейской автономной области на востоке России (он меньше 12 млрд рублей).

Расходы в 2021 году

Москва
(СМИ мэрии)Евр. авт. обл.
(все расходы)
₽13,1 млрд
$179 млн
₽11,8 млрд
$162 млн
Читайте также:  Минстрой: УК должны более детально отчитываться перед жильцами

Увидев все эти цифры, можно возразить, что в Москве людей живет больше, чем в остальных городах России, а значит, логично тратить в столице больше. Но есть один показатель: бюджетные расходы на душу населения, то есть – сколько денег тратят из бюджета на каждого жителя города в год. Средняя цифра по России – 133 тысячи рублей, 1800 долларов. В Москве тратят в два раза больше.

Расходы бюджета на душу населения

МоскваСред. по РФ
₽250 000
$3400
₽133 000
$1800

И в 79 регионах страны эта сумма меньше московской. В 70 регионах тратят меньше 100 тысяч рублей на каждого жителя.

Все эти бюджетные преимущества Москва имеет потому, что главные бюджетообразующие налоги субъектов Федерации – это налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. В Москве сконцентрированы головные офисы крупного бизнеса, федеральные ведомства, банки и представительства международных компаний – поэтому налогов здесь собирают значительно больше.

Впрочем, жителям других регионов вряд ли от этого легче.

За 5 лет на благоустройство регионов потратят 125 млрд рублей Подписаться

Москва за 9 лет потратила на благоустройство столько же, сколько остальные города РФ

За девять лет власти Москвы потратили на благоустройство столицы 1,5 трлн руб.

С самого начала своей работы на должности главы московской администрации Сергей Собянин принялся мостить плиткой городские тротуары. Власти объясняли это заботой о здоровье москвичей.

По словам специалистов, плитка оказалась наиболее безопасна, в отличие от асфальта, при укладке которого выделялись вредные пары.

Работы по тотальной замене вредного асфальта в центре столицы на экологичную плитку затянулись на годы, сообщают «Ведомости».

Издание напоминает, что в 2015 году власти запустили новый проект «Моя улица», который сейчас на сайте мэра Сергея Собянина называется «крупнейшим проектом благоустройства в современной истории Москвы».

Задача проекта в создании «комфортной городской среды» и превращения столицы в «удобный город для жизни». На «удобную жизнь» было потрачено свыше полутора триллионов рублей с 2011 года.

Отметим, что почти такую же сумму – 1,7 трлн руб – ушло на благоустройство остальной России.

За первые 10 месяцев 2019 года Москвой было освоено 281 млрд руб по статье «Благоустройство». Это вполне сопоставимо с бюджетами Краснодарского края, Татарстана или Свердловской области. К слову, на строительство Крымского моста из федерального бюджета ушла меньшая сумма – 228 млрд руб. На строительство метро и новых дорог Москва тратит больше – 319,3 млрд руб.

В 2010 году новое руководство столицы объявило приоритетом развитие инфраструктуры. Сергей Собянин перенаправил расходы бюджета в соответствии с этим вектором.

Экономист Наталья Зубаревич называет такой расход на благоустройство «не очень нормальным» — за девять месяцев Москва направило на это 15% всех расходов бюджета, превысившие все расходы города на образование.

Эксперт объяснила это ростом доходов столицы – по сравнению с 1,13 трлн руб, собранных в 2011 году, в 2020-м ожидаются порядка 2,8 трлн руб.

— То, что сейчас собирает Москва, – это фантастика. Деньги были направлены на инфраструктуру, но оказалось, что и на это их потратить нельзя. А тратить надо было, чтобы не забрал центр, — сказала Зубаревич.

Москва заявляла, что может потерять 28 млрд руб из-за увеличения федеральной доли налога на прибыль с 2 до 3 п.п. из 20% в 2017-2020 гг. Эти средства были направлены на поддержку регионов.

Министр финансов Антон Силуанов говорил о том, что некоторые субъекты, например Москва, «за счет прибыли получают большие объемы ресурсов.

Если мы централизуем часть налога на прибыль, то сможем собрать этот доход у регионов, которые пользуются, например, столичными функциями».

Глава ведомства в прошлом году предлагал зафиксировать условия малобюджетных отношений до 2024 года. Собянин ответил, что «такие золотые слова надо высечь на камне» и пообещал, что отыщет в столице для этого подходящее место. Однако проблема осталась нерешенной, а финансовые условия работы регионов становятся все более жесткими.

Старший директор Fitch Владимир Редькин говорил о том, что сегодня у Москвы очень сильное финансовое положение за счет роста налоговых доходов.

— Благоустройство – это такая статья расходов, где быстро можно показать результат. Тут возможности совпали с желанием продемонстрировать, как власти Москвы заботятся о жителях, такая визитная карточка, — отмечает Редькин.

Всю вторую половину ХХ века Москва, как и любой город во время постсоветского периода, практически не занималась развитием инфраструктуры. Такое мнение высказал урбанист Петр Кудрявцев. При этом, развитие общественных пространств, по словам урбаниста, прямо влияет на инвестиционную привлекательность города, а вложения окупятся с годами.

Отметим, что при действительно гигантских инвестициях Москва заняла только 52 место среди сотни городов России, где жить комфортно и не очень дорого. Рейтинг составит Институт территориального планирования «Урбаника». У властей же оказался собственный рейтинг – вице-премьер Виталий Мутко назвал самым комфортным городом столицу.

Москва потратит на благоустройство в 2021 году рекордные 107 млрд рублей несмотря на пандемию

В проекте московского бюджета на следующие три года заложено почти 300 миллиардов рублей расходов на благоустройство, из которых 107 млрд рублей потратят в 2021 году, подсчитали «Открытые медиа». Это новый рекорд: несмотря на то, что бюджет будет дефицитным и власти вынуждены сокращать затраты, на наведение красоты в столице в следующем году потратят на 16 млрд рублей больше, чем в 2020-м.

Из-за коронавирусной инфекции бюджет Москвы оказался в минусе.

В октябре заммэра Москвы по вопросам экономической политики Владимир Ефимов оценил потери города из-за пандемии в 800 млрд рублей, из которых недополученные доходы составят порядка 500 млрд руб, а ещё 300 млрд руб уйдёт на переоборудование больниц под приём пациентов с COVID-19.

Как следствие, дефицит бюджета в 2021 году составит 510 млрд рублей. Мэрия надеется покрыть его за счёт размещения гособлигаций. Общие доходы бюджета в 2021 году составят 2,6 триллиона, а расходы — 3,1 триллиона рублей.

Как будут улучшать Москву

Мэрия решила сократить расходы на благоустройство в ближайшие два года по сравнению с заложенными в прогнозе на 19,1 млрд рублей (в 2021 — на 8,4 млрд, в 2022 — на 10,7 млрд).

Что будет сокращено?

  • финансирование программы «Моя улица» снизится с запланированных год назад рекордных 45,5 млрд рублей до 28,8 млрд рублей. В целом за три года реализация этой программы обойдется бюджету в 93,6 млрд рублей ;
  • расходы по статье «благоустройство административных округов» на три года снижены с 60 млрд рублей до 53,3 млрд рублей, их которых 26 млрд рублей будет потрачено в следующем году
  • меньше средств будет направлено на озеленение и благоустройство парков — 14,3 миллиарда рублей за три года против 18,6, заложенных на эти цели действующим бюджетом. Например 2021 году Москва потратит на озеленение всего 2,2 млрд рублей, вместо прогнозных 6,5 млрд рублей.

На что пойдет больше денег?

  • Сильно вырастут затраты на благоустройство территории жилой застройки: в 2021 год оно обойдётся бюджету в 9,8 миллиардов рублей — это в два раза больше, чем в текущем году (4,8 млрд) и в два с половиной — чем было заложено в прогнозной части действующего бюджета (3,9 млрд);
  • на ремонт и содержание дворов в 2021 году выделят 29,7 млрд рублей, еще 1 млрд рублей потратят на мероприятия по развитию районов. В целом расходы по этим трём статьям за три года составят 113,1 млрд рублей — на миллиард больше, чем отводилось на три года действующим бюджетом, считал РБК;
  • также повысят расходы на содержание памятников и примыкающих к ним зон отдыха — на эти цели за три года планируется потратить чуть больше 7 млрд рублей, на 800 млн рублей больше, чем предусматривал на три года действующий бюджет;
  • на благоустройство территорий образовательных учреждений направят 13,5 млрд рублей — их них 7,7 млрд придётся уже на следующий год, хотя нынешний бюджет предусматривал на эти цели всего 2,9 миллиарда рублей.

В сумме за три года московские власти потратят на благоустройство около 295 млрд рублей вместо заложенных на этот период действующим бюджетом 313 млрд рублей.

Тем не менее, расходы на благоустройство в 2021 году — 107 млрд рублей — станут рекордными за всё время: в 2017 году они составили 69,8 млрд, в 2018 — 84,2 млрд, в 2019 — 69,5 млрд, а в 2020 должны достигнуть 91 млрд рублей, следует из законов о бюджете и об его исполнении.

Экономия на полиции, транспорте, инфраструктуре и образовании

Большая часть расходов бюджета Москвы — 2,9 трлн рублей из 3,1 трлн рублей в 2021 году — тратится по схеме «городских программ». В период пандемии город заметнее всего снижает траты на программы, связанные с развитием транспортной и коммунальной инфраструктуры, а также правоохранительной системы, следует из проекта бюджета.

Так, на развитие транспортной системы в 2021 году в новом проекте бюджета Москвы заложено 641 млрд рублей, на 86 млрд меньше, чем планировалось в действующем бюджете. На развитие коммунально-инженерной инфраструктуры пойдет 103 млрд рублей, хотя изначально планировалось потратить 119 млрд.

Программа «Безопасный город» в следующем году недополучит 5,6 миллиардов рублей — расходы по этому направлению составят 37 миллиардов против 43 млрд, заложенных на 2021 год действующим бюджетом.

Из них 3,3 млрд будет сэкономлено на обеспечении правопорядка, 800 млн — на защите жителей от чрезвычайных ситуаций и ещё 1,5 млрд — на внедрении цифровых технологий в целях профилактики правонарушений.

Город увеличивает расходы на здравоохранение и социальную поддержку, но не так сильно, как сокращает другие статьи. Так, на развитие здравоохранения в 2021 году Москва потратит на 10% больше, запланированного, выделив дополнительные 40 млрд рублей к заложенным в действующем бюджете 406 млрд.

Расходы на социальную поддержку жителей увеличатся с 541 до 568 млрд рублей, то есть менее чем на 5%.

Дополнительные средства московские власти планируют направить на развитие культуры и туризма (9,4 млрд рублей), программу «Спорт Москвы» (4,4 млрд рублей) и развитие цифровой среды (9,4 млрд рублей).

На развитие образования в следующем году власти планируют выделить дополнительные 4,2 миллиарда рублей (рост менее чем на 1% по сравнению с заложенными в действующем бюджете 422 млрд рублей). Однако уже в 2022 году расходы на образование планируется сократить на 22 млрд рублей. В итоге за три года на образование бюджет потратит на 9 млрд рублей меньше, чем было запланировано.

Депутат Мосгордумы от КПРФ Екатерина Енгалычева считает пятипроцентное увеличение в следующем году расходов на социальную поддержку жителей не более чем «само собой разумеющейся» индексацией после обвала курса рубля к доллару и евро.

«С учётом того, что люди сейчас загибаются и теряют работу в Москве, программу „Моя Улица“ можно вообще остановить полностью на год или на два, и эти суммы пустить на соцподдержку — никто от этого не пострадает», — уверена депутат.

«В первую очередь помощь нужно направлять на зарплаты медикам, а городу необходимы те самые инфекционные больницы, которые позакрывали в рамках оптимизации, из-за чего и пришлось перепрофилировать обычные, — считает Енгалычева.

— Выделение денег на здравоохранение звучит здорово, но, когда ко мне и к моим коллегам обращаются врачи и водители скорой помощи, которые до сих пор не получили обещанных надбавок, мы не понимаем, на что уходят эти бюджетные средства».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector