В России более 8 тысяч несанкционированных свалок

В России более 8 тысяч несанкционированных свалок

  © Игорь Самохвалов / ПГ

Расходы на ликвидацию свалок и рекультивацию мусорных полигонов планируют увеличить. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании Правительства, сообщается в четверг на сайте кабмина.

В ходе заседания он затронул тему ликвидации городских несанкционированных свалок. По его словам, чтобы такая работа проводилась более эффективно, кабмин перераспределит средства, предусмотренные в нацпроекте «Экология».

«Благодаря этому ещё пять регионов — Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Воронежская, Калининградская и Кировская области — получат почти 900 миллионов рублей в течение ближайших трёх лет на ликвидацию свалок», — сказал Мишустин.

В России более 8 тысяч несанкционированных свалок

Деньги на переработку мусора предлагают собирать в специальный фонд

Глава Правительства также подчеркнул, что в 2021 году финансирование работ по рекультивации семи мусорных полигонов в Московской области увеличат более чем на 1,3 миллиарда рублей.

В Минприроды, в свою очередь, сообщили, что регионами с самым большим количеством опасных для окружающей среды объектов являются Ставрополье и Красноярский край, передаёт газета «Известия». В них обнаружено около 260 и 170 свалок и заброшенных площадок соответственно. По всей стране обнаружили более 1,9 тысячи объектов накопленного вреда окружающей среде.

До 2024 года предусмотрено 191 мероприятие по ликвидации несанкционированных свалок в городах и 88 акций по устранению наиболее опасных объектов накопленного вреда, отметили в Минприроды. В соответствии с поручением президента приоритетность ликвидации будет определяться рядом факторов. Среди них — учёт оценки влияния объектов на здоровье граждан и продолжительность их жизни. 

Ранее сообщалось, что со следующего года на обработку и утилизацию отходов от использованных товаров, а также на инвестпроекты, необходимые для создания мощностей по переработке, могут направить около 100 миллиардов рублей. Кроме того, предполагается использовать экологический сбор для снижения тарифов за вывоз мусора.

Отравим природу: эксперты посчитали все незаконные мусорные свалки в России

В России намного больше бед, чем известные две. Третья беда — это мусор. С тех пор, как он перестал быть полностью органическим, отходы занимают очень много места. Потому что они слишком долго разлагаются, а то и вовсе не разлагаются.

А поскольку система обращения с мусором в России все еще не отлажена — регулярно то там, то сям появляются несанкционированные свалки.

Недавно Российский экологический оператор (РЭО) озвучил — сколько в стране таких свалок

РЭО разработал федеральную схему по обращению с отходами. В ней отмечены более 4 тысяч объектов по сортировке, обработке, обезвреживанию, накоплению и захоронению твердых коммунальных отходов.

Более 1,5 тысяч из них — незаконны, их работа должна быть прекращена.

Схема представляет собой интерактивную карту, объекты в нее вносятся на основе данных региональных властей и анализа территориальных схем по обращению с мусором. Также учитываются сведения местных операторов, занимающихся вывозом и утилизацией мусора. К октябрю этого года схема должна быть полностью готова.

Как не купить квартиру «с душком» — свалки и мусорные полигоны Подмосковья

Незаконные свалки — это те, которых нет в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО). В этом реестре имеется информация о 1118 таких объектов — полигонов и свалок. Согласно мусорной реформе, все свалки, введенные в эксплуатацию до ее начала (2019 год), должны быть легализованы. Для этого они должны соответствовать требованиям Росприроднадзора и попасть в реестр.

1553 объекта не смогли этому соответствовать. Среди них:

  • 426 несанкционированных свалок;
  • 571 санкционированная свалка (эти объекты не попали в реестр);
  • 556 мест хранения отходов.

Основная часть этого безобразия находится в регионах, в которых низкий уровень жизни и очень много удаленных населенных пунктов.

Нехватка легальных мусорных полигонов и других объектов не позволяет правильно организовать обращение с отходами.

Экологический рейтинг районов Москвы (карта)

Это территории Дальнего Востока, Северного Кавказа и юга Сибири.

На самом деле несанкционированных свалок в России намного больше. В федеральной схеме отмечены только те, которые до сих пор использовались централизованно и отходы на которые свозились десятилетиями.

В 2019 году в стране было выявлено более 27 тыс. несанкционированных мест размещения отходов.

18 тысяч было ликвидировано, еще около 9 тысяч остались. Практически треть из них находится в Приволжском федеральном округе.

«Москва совершенно спокойно, эгоистично заваливает Подмосковье мусором»

Конечно, свалки «вне закона» нужно рекультивировать. Всё упирается в деньги — в РЭО говорят, что в федеральном проекте «Чистая страна» в рамках нацпроекта «Экология» не хватит средств на то, чтобы разобраться с 1,5 тыс. полигонов.

Бюджет проекта до конца 2024 года составляет 124 млрд рублей и включает рекультивацию — внимание! — всего 191 несанкционированной свалки.

Остальные придется рекультивировать за счет региональных бюджетов, но средств на это пока нет. При этом, поскольку этих свалок нет в реестре, использоваться они не будут — по крайней мере, регоператоры не смогут вывозить на них мусор. То есть неопределенное время они будут просто занимать место!

Некоторые считают, что разумнее не строить новые полигоны, а использовать те, которые уже использовались, но в госреестр не были включены. Для этого их нужно привести в соответствие с требованиями.

Опасный бетон: как стройматериал вредит здоровью новоселов

Другие говорят, что из мест накопления отходов нужно использовать уже построенные полигоны, поскольку они защищают окружающую среду от загрязнения свалочными массами и газами.

А у обычной свалки нет защитного фильтра, поэтому для природы она вредна. Легализация объектов, не имеющих заключения экологической экспертизы и лицензии, повысит экологические риски.

А вы сортируете мусор или нет? Что нужно делать с ним: перерабатывать или сжигать? Делитесь своим мнением в х! Ставьте лайки, подписывайтесь на Новострой-М! Читайте у нас интересные статьи, смотрите объективные аэросъемки новостроек с коптера!

Куратор мусорной реформы раскрыл число незаконных свалок в России :: Бизнес :: РБК

Свалки, работа которых должна быть прекращена, в федеральной схеме разделены на три типа:

  • 426 несанкционированных свалок;
  • 571 санкционированная свалка (не вошла в госреестр объектов размещения отходов);
  • 556 мест хранения отходов.

Суммарно это 1553 объекта. Их основная часть расположена на территории Дальнего Востока, Северного Кавказа и юга Сибири. «Это зоны, где, к сожалению, в силу большого количества удаленных населенных пунктов и низкого уровня жизни не хватает легально созданных полигонов и других объектов, чтобы организовать обращение с отходами надлежащим образом», — сказал представитель РЭО.

«Интерфейс федеральной схемы будет доработан, на карте будет сразу видно, какие полигоны внесены в ГРОРО и эксплуатируются легально, какие полигоны входят в перечень, утвержденный Минприроды, и эксплуатируются временно, до 2023 года, а какие — не имеют соответствующих разрешений и должны быть закрыты», — рассказал замглавы Российского экологического оператора Алексей Маркушин.

Несанкционированных свалок в России больше, но в федеральной схеме отмечены те, которые до сих пор использовались централизованно и на которые десятилетиями свозились отходы, сообщил представитель РЭО.

Росприроднадзор собрал информацию о более чем 27 тыс. несанкционированных мест размещения отходов в России, выявленных в 2019 году, отметил представитель ведомства. Из них 18 тыс. было ликвидировано, осталось около 9 тыс.

свалок разного размера и для разных видов отходов. «В этой цифре учтены как свалки, так и навалы мусора без разделения на виды размещенных на них отходов, в том числе ТКО.

Практически треть таких мест расположена в Приволжском федеральном округе», — пояснил представитель Росприроднадзора.

Ежегодно в России образуется около 70 млн т ТКО, это лишь 5% от общего количества мусора, остальные 95% — промышленные отходы.

Что будет с несанкционированными свалками

По словам представителя РЭО, несанкционированные объекты в будущем необходимо рекультивировать. «К сожалению, денег в федеральном проекте «Чистая страна» в рамках нацпроекта «Экология» на то, чтобы рекультивировать 1,5 тыс. полигонов, не хватит», — отметил он. Бюджет проекта «Чистая страна» включает рекультивацию 191 свалок до конца 2024 года и составляет 124 млрд руб.

К концу 2024 года проблему несанкционированных свалок решить полностью не удастся, предупреждает замруководителя комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева.

Свалки, не вошедшие в паспорт проекта «Чистая страна», предстоит ликвидировать за счет региональных бюджетов, а средств на это пока нет.

Такие свалки не будут использоваться, поскольку не попали в госреестр, и региональные операторы не смогут вывозить туда отходы, но их рекультивация будет отложена на неопределенный срок.

По мнению Беляевой, вместо того чтобы строить новые мусорные полигоны, разумнее было бы использовать потенциал тех, которые устойчиво использовались длительное время, но не были включены в госреестр. Для этого их нужно привести в соответствие всем требованиям Росприроднадзора, чтобы свалки могли быть включены в территориальные схемы, считает она.

Из мест накопления отходов должны использоваться уже построенные полигоны, поскольку это сооружения, которые защищают почвы, воду и воздух от загрязнения свалочными массами и газами, сказала РБК глава АНО «Равноправие», экс-руководитель управления государственного экологического надзора Росприроднадзора Наталья Соколова. А обычная свалка не имеет защитного противофильтрационного экрана, систем вывода газов и очистки фильтрата, поясняет она. По сути, легализация подобных объектов, не имеющих заключения государственной экологической экспертизы и лицензии, по ее мнению, повысит уровень экологических рисков.

РБК направил запросы в пресс-службу Минприроды и представителю вице-премьера Виктории Абрамченко.

В татарии растёт количество несанкционированных свалок

Казань, 8 мая 2021, 11:01 — REGNUM В Татарии с начала санитарно-экологического двухмесячника выявлено более 2 тыс. несанкционированных свалок, 76% из которых ликвидированы. В конце апреля их насчитивалось 1100.

Как заявил министр экологии и природных ресурсов РТ Александр Шадриков, всего с 1 апреля выявлено около 3 тыс. нарушений, составлено 1822 протокола, наложено штрафов на сумму более 7 млн рублей.

По Казани в сфере обращения с отходами выявлено 208 нарушений. К административной ответственности привлекли 22 юридических, 58 должностных лиц и 28 граждан.

Читайте также:  Маткапитал могут разрешить использовать для строительства садовых домиков

В большинстве муниципальных районов оперативно реагируют на выявляемые нарушения. Всего районами в период двухмесячника на полигоны вывезено более 280 тыс. кубометров твердых бытовых отходов, задействовано свыше 500 тыс.

человек, 8 тыс. единиц спецтехники, посажено более 350 тыс. деревьев и кустарников.

Кроме этого, продолжаются авиаоблеты территории республики. На 8 мая в соответствии с графиком обследования проинспектировано 22 района. Выявлено 930 нарушений, основная часть из которых мусорные свалки, добавил министр.

ИА REGNUM напоминает, в Татарии дорожные службы по состоянию на 7 мая уже собрали с обочин автотрасс порядка 4790 кубометров твердых бытовых отходов. Ежедневно в санитарной очистке принимают участие 626 человек и 173 единицы спецтехники.

Коммунальные службы Казани «захлёбываются» от мусора

История вопроса

В последние годы в России ряд массовых протестов был вызван экологическими проблемами. В первую очередь людей волнует вопрос хранения и переработки бытовых отходов: мусорные полигоны и мусоросжигательные заводы, возводящиеся у населённых пунктов, загрязняют воздух и почву; сжигание несортированного мусора грозит выделением ядовитых веществ. Лесной фонд страдает от незаконной вырубки (особенно на Дальнем Востоке и в Сибири) и регулярных пожаров, тушению которых не уделяется достаточно внимания. Так, в июле 2019 года в Сибири площадь лесных пожаров достигла 5,4 млн га; смог от них достиг крупных городов. При этом некоторые политики связывали запущенность пожаров с желанием местных чиновников скрыть незаконные вырубки леса. Страдает Россия и от загрязнения водоёмов. Особо острой является тема выброса отходов и токсинов в самое чистое озеро планеты — Байкал. Вредные вещества поступают в озеро через впадающие в него реки, из туристических баз на берегу Байкала, а до 2013 года — от выбросов целлюлозно-бумажного комбината.

Токсичные подходы: в России выявили почти 2 тыс. «ядовитых территорий»

Наибольшее число «ядовитых территорий» в России выявили в Ставропольском (около 260) и Красноярском (более 170) краях, сообщили «Известиям» в Минприроды.

Ранее по поручению вице-премьера Виктории Абрамченко регионы направили в ведомство информацию о всех объектах, обладающих признаками накопленного вреда. По всей стране обнаружили более 1,9 тыс. таких мест, добавили в министерстве.

Этот перечень позволит определить весь фронт работ по ликвидации и эффективно распределить средства бюджета, отметили в Российском экологическом обществе. В Совфеде считают, что многим регионам для устранения таких объектов потребуется помощь из федерального центра.

Важно при этом заниматься не только решением существующих проблем, но и принимать меры, чтобы накопленный ущерб не появлялся, отметили в СПЧ.

Тысячи объектов

Более 1,9 тыс. «ядовитых территорий» нашли у себя российские регионы, сообщили «Известиям» в Минприроды.

— Наибольшее количество объектов, обладающих признаками объектов накопленного вреда окружающей среде, выявлено на территории Ставропольского края (около 260) и на территории Красноярского края (более 170), — подчеркнули в федеральном ведомстве.

Там также отметили, что до 2024 года предусмотрено 191 природоохранное мероприятие по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов, а также 88 акций по устранению наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде. В ведомстве напомнили, что в соответствии с поручением президента приоритетность ликвидации будет определяться рядом факторов.

  • Среди них — учет оценки влияния объектов на здоровье граждан и продолжительность их жизни.
  • — Итоговый перечень объектов, ликвидация которых будет осуществляться в первоочередном порядке, будет сформирован после проведения такой оценки, — добавили в министерстве.
  • Ранее «Известия» писали о поручении вице-премьера Виктории Абрамченко, согласно которому регионы должны были определить наиболее опасные для окружающей среды места, подлежащие первостепенной ликвидации.

К критериям оценки таких земель относится установление объема или массы загрязняющих веществ, отходов и их классов опасности. В число критериев также входят учет возможности загрязнения водных объектов и наличие на территориях опасных веществ, указанных в международных договорах с участием России. Кроме того, оценивается количество населения, проживающее там.

В перечень входит также площадь земельных и водных ресурсов, на которых расположен объект накопленного вреда. Все эти показатели предусмотрены федеральным законом «Об охране окружающей среды».

В апреле глава Минприроды Александр Козлов отмечал, что в России в настоящее время минимум 29 тыс. объектов накопленного вреда, среди которых свалки возле городов, затонувшие корабли в акваториях бухт, заброшенные скважины.

По его словам, он поддерживает идею президента о необходимости «окрашивания» экологических платежей и направления их на восстановление окружающей среды.

С таким предложением глава государства выступил, обращаясь с посланием к Федеральному собранию.

Первый шаг

В Совете Федерации назвали формирование перечня «ядовитых территорий» своевременным, однако отметили, что многие регионы не способны самостоятельно справиться с ликвидацией.

— Мы эту информацию только получили. Надо посмотреть, где справятся регионы, а где понадобятся федеральные деньги. Мы уже работаем на многих таких больших объектах — «Красный бор», «Усольехимпром», Байкальский ЦБК. Там уже выделены федеральные средства.

Достаточно большое количество таких объектов у нас есть по всей стране. Надо разбираться с каждым и каким-то образом его ликвидировать, — рассказал «Известиям» глава комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

Важность получения сведений от всех российских субъектов в беседе с «Известиями» подчеркнул председатель Российского экологического общества (РЭО) Рашид Исмаилов.

— Инвентаризация накопленного ущерба в стране — это необходимый шаг. Надо видеть весь фронт работы, чтобы эффективно распределять федеральный бюджет. Это вопрос приоритетов. Прежде всего надо смотреть, что это за объекты по уровню их опасности для территории и для жителей. Что-то нужно будет брать в работу как можно раньше, а что-то отложить, — рассказал специалист.

В Совете по правам человека при президенте поддержали инвентаризацию всех опасных объектов.

— Раньше на такую существенную проблему не обращали внимания структуры, которые за это ответственны. Наконец-то этим занялись, это очень важный первый шаг. Вопрос очень серьезный — он имеет значение не только для здоровья людей, но и для жизни, — отметил в разговоре с «Известиями» председатель комиссии СПЧ по экологическим правам Сергей Цыпленков.

Он также добавил, что важно заниматься не только накопленным экологическим вредом, но и предпринимать шаги, чтобы этот ущерб более не появлялся.

По данным Greenpeace, в России 960 тысяч несанкционированных мусорных свалок. Их число удваивается каждый год

Аргументы недели, Олеся Аверьянова

Пока Трамп на теледебатах говорит, что в России, наряду с Индией и Китаем, грязный воздух, власти утверждают единые требования к работе перерабатывающих заводов и мусорных полигонов. Такие правила начнут действовать с 1 января 2021 года, сообщили в пресс-службе правительства. Приказ об этом подписал Михаил Мишустин.

С 1 января будет запрещено утилизировать твердые коммунальные отходы (мебель, бытовую технику), если они не прошли обработку. Исключение составит мусор, который собран раздельным методом.

Захоронить или сжечь отходы можно будет только в том случае, если они непригодны для переработки.

В едином своде требований также упомянуты и мусорные полигоны: они должны быть выведены из эксплуатации, когда будут заполнены до максимальной вместимости или не будут отвечать требованиям экологической безопасности.

Сегодня власти говорят о необходимости международного сотрудничества в вопросах охраны окружающей среды.

  • Вступайте в КЛАН
  • Скачайте свежий номер

«Экология является частью национальных планов развития. Но, конечно, ни одна страна в одиночку справиться с экологическими проблемами не сможет. Здесь необходимо международное сотрудничество и взаимодействие», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

Помощь других стран – необходима. Но для России она преждевременна. Все из-за того, что до начала международного широкомасштабного сотрудничества нам необходимо устранить «экологические неполадки» внутри страны.

До сих пор экологические штрафы в стране остаются катастрофически низкими по сравнению с другими. Глава Роспотребнадзора Светлана Родионова во время пресс-конференции МИА «Россия сегодня» назвала их «мизерными» и «смехотворными».

Подобная система штрафов не стимулирует предприятия внедрять новые технологии для более эффективной и безопасной утилизации мусора. Однако даже повышение штрафов не облехчит ситуацию.

Родионова считает, что необходим мониторинг, подсчет ущерба экологии России и повсеместные комплексные меры.

Эту мысль подтверждают растущие цифры мусорных свалок на природе – они организовываются стихийно на полях или в лесу. Несмотря на принятый в 2019 году проект по ликвидации свалок, число несанкционированных мусорных полигонов не уменьшается. По данным Greenpeace, с каждым годом их количество удваивается.

Если в 2019 году в России насчитывалось 480 тысяч свалок, то в 2020 – уже 960 тысяч. Нетрудно представить, какую цифру стоит ожидать к 2021 году. Становится понятно, что вступление постановления в законную силу – недостаточная мера. Не искоренит проблему и выделение средств из федерального бюджета.

В июле этого года правительство объявило о том, что потратит более 3,5 миллиарда рублей на ликвидацию несанкционированных свалок.

Необходимо тратить средства не только на ликвидацию мусора, но и на формирование новых «экологических привычек» у россиян.

Чтобы снизить нагрузку на объемы мусорных свалок и захоронений, нужно уходить от культуры одноразового потребления – хотя бы в сфере товаров и услуг.

Сложно говорить о многоразовом использовании средств индивидуальной защиты в медицине, – особенно в период пандемии – однако в силах людей снизить уровень потребления одноразовой посуды, пакетов и других вещей из пластика.

Власти уже начали двигаться в этом направлении. В столице с 1 января 2020 года бумагу, пластик, стекло и металл нужно выбрасывать в отдельные контейнеры. Такой сбор мусора уменьшит количество захороненных отходов и увеличит долю вторичной обработки.

Но многие ли москвичи выбрасывают мусор «грамотно»? До конца года на раздельный сбор мусора должны перейти еще 12 регионов. Но выбор «экологичного» поведения – вопрос не только постановлений федеральных и региональных ведомств, но и менталитета граждан.

А его изменения, как известно, сложно координировать.

Читайте также:  Власти хотят вернуть банковские гарантии и страхование застройщиков

Так или иначе это сделать придется: если в России не начнут внедрять переработку, то через 10 лет площади свалок увеличатся в два раза и будут занимать площадь в два Азовских моря.

Грязные секреты российских свалок

Мусорная реформа, о которой так долго говорили в России, стартовала в большинстве регионов, а с 1 января 2019 года охватит всю страну. Народ с нетерпением ждет результатов. Однако механизмы реформы, по мнению экологов и правозащитников, требуют «доводки» и усовершенствования.

Одна из таких угроз – несанкционированные свалки. С началом реформы они никуда не исчезли, продолжают заражать водные источники и атмосферный воздух, провоцировать пожары и служить местом обитания сотен тысяч крыс – переносчиков заболеваний.

Эксперты Общероссийской общественной организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России» («ОЭКР») провели анализ ситуации в 46 регионах страны, где находятся их региональные отделения, и выявили причины, мешающие положить конец мусорной стихии.

В ноябре 2013 года в Российской Федерации, по данным Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, насчитывалось 72 587 несанкционированных свалок.

Через три года их стало 93 000, в то время как количество легальных объектов размещения отходов, внесённых в Государственный реестр, составляло 4645.

В 2017 году надзорное ведомство публично признало, что в стране ежегодно выявляется более 20 тысяч новых несанкционированных свалок, а их общее количество несмотря на расширение области лицензирования видов деятельности по обращению с отходами за 2014-2017 гг. увеличилось на 64%.

О чем говорят эти цифры? Прежде всего о недостаточной эффективности системы лицензирования и отсутствии необходимого потенциала в самом Росприроднадзоре.

Федеральная служба имеет 1799 штатных инспекторов, из них инспекторов экологического надзора – 1150 (на всю Россию!) Этими силами необходимо обеспечить государственный контроль за деятельностью 80 953 объектов федерального экологического надзора и 150 000 хозяйствующих субъектов,

осуществляющих виды деятельности по обращению с отходами, включенными в область лицензирования.Это реально? Нет, это — НЕ реально!

Сложившаяся макроэкономическая ситуация и оптимизация расходов федерального бюджета не позволят в обозримом будущем увеличить штат Росприроднадзора. На наш взгляд, в этом нет и необходимости.

Сама логика реформы подсказывает, что обеспечение эффективного контроля необходимо возложить на участников мусорного рынка, оставив за федеральным ведомством координацию проведения контрольных мероприятий.

Проблема несанкционированных свалок осложняется тем, что лицензирующий орган – Росприроднадзор, не несет ответственности за дальнейшую деятельность участников рынка, которым были выданы лицензии на обращение с отходами.

Эта ответственность попросту не установлена ни «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», ни «Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», принятых в начале 2000-х в иной социально –экономической обстановке и не отвечающих вызовам сегодняшнего дня. «Неустановленная ответственность» равнозначна тому, что ведомство не имеет мотивации на повышение эффективности контрольных мероприятий, а лицензирование по принципу «выдал и забыл» становится основной причиной роста несанкционированных свалок.

ПОЛИГОН ПРИРАВНЯЛИ К МУСОРОВОЗУ

Одним из требований для получения лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами является наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности требованиям государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Необходимость получения такого заключения обусловлена Федеральным законом № 52 от 30.03.

1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и должна быть оценена на соответствие целым рядом СанПиНов -от «Гигиенических требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» до гигиеническихе требованийя к проектированию, строительству, реконструкции, эксплуатации объектов и рекультивации земель.

Возникает вопрос: какое отношение сбор, транспортирование, обработка и утилизация отходов имеют к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов? Каким образом можно установить соответствие (несоответствие) «транспортировочных» видов деятельности с правилами и нормативами для полигонов и свалок? В конце концов, это абсурд – приравнивать полигон к мусоровозу! Отнюдь… Через лицензирование прогоняют тех и других, ничуть не смущаясь несовместимостью козы и баяна. В итоге лицензия оборачивается простой бумажкой за 7 тысяч рублей и никого ни к чему не обязывает.

По мнению экспертов ОЭКР, сегодня необходимо отзывать десятки тысяч фиктивных лицензий, выданных якобы на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов, возвращать десяткам тысяч предпринимателям государственную пошлину, уплаченную за некачественную государственную услугу, разрабатывать и утверждать СанПиНы «не на баян», а конкретно на сбор и транспортировку отходов, после чего заново выдавать лицензии. Иначе – никак, каждый мусоровоз сейчас вне закона, с фальшивкой на руках и, в принципе, — легкая добыча правоохранительных органов, если они сами еще об этом не догадались.

Лицензирование вообще — один из наиболее коррупционноемкий видов предоставления госуслуг. Лицензирование обращения с отходами исключением не является.

Наоборот, Интернет пестрит объявлениями «Не успели получить лицензию в срок? Есть решение! У нас для вас всегда есть в наличии готовые фирмы с лицензией на отходы. Сбор, транспортирование — 1 300 000 руб.

Обезвреживание (переработка путем сжигания) — 4 500 000 руб.»

Кто осуществляет практически открытую продажу готовых фирм с лицензией без обученного персонала, без оборудования, без транспортных средств и без выполнения других требований, установленных постановлением правительства? С большой долей вероятности можно утверждать, что выдача лицензий, как и проведение надзорных мероприятий является одним из источников доходов нечистоплотных сотрудников Росприроднадзора. На эту мысль наводит и тот факт, что любые предложения об изменении сложившегося «порядка» с лицензированием, ведомство встречает в штыки и расценивает, как покушение на «честь мундира».

Тем не менее, мундир давно пошел пятнами. Благодаря СМИ, часть коррупционных скандалов с участием чиновников Росприроднадзора, всплыла наружу.

8 марта 2014 года сотрудники управления УФСБ по ХМАО-Югре и отдела по борьбе с экономическими преступлениями окружного УВД при получении взятки задержали сотрудницу отдела государственной экологической экспертизы и нормирования управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре Яну Копылову.

В декабре 2014 года руководитель ведомства по Мурманской области Руслан Тищенко был задержан при получении взятки в размере 1,5 миллиона рублей. 22 января 2015 года за взятку задержан заместитель начальника отдела экологического нормирования и разрешительной деятельности управления по Мурманской области Вячеслав Спицын.

В тот же день в Краснодаре чиновник Росприроднадзора попался на взятке в 200 тысяч рублей. 19 сентября 2016 года начальника отдела надзора на море департамента Росприроднадзора по Крыму Игоря Влащика обвинили в получении взятки в размере 50 тысяч рублей.

28 декабря 2016 года Главное следственное управление СК РФ по Москве возбудило уголовное дело в отношении помощника руководителя ведомства Дмитрия Валензы за получение взятки в размере 15 млн рублей. 11 августа 2017 года замначальника одного из отделов управления по Саратовской области потребовал от бизнесмена 100 тыс. руб.

за составление акта проверки об отсутствии нарушений без фактического проведения выездной проверки на выдачу лицензии на транспортирование отходов 1-4-го классов опасности. 2 февраля 2018 года, по сообщению прокуратуры, руководитель управления по Воронежской области Виктор Ступин был уволен в связи с утратой доверия.

Поводом для увольнения стали материалы проверки соблюдения в Росприроднадзоре антикоррупционного законодательства.

26 июня 2018 года в департаменте по Приволжскому федеральному округу уволили замначальника Валентина Пономарева, после того как его имя попало в публикацию СМИ о коррупции в местном Росприродназоре.

12 сентября 2018 года главу управления по Омской области Сергея Еремина уволили по подозрению в коррупции.

Ничего не скажешь: азартно работают чиновники на ниве природного надзора, не щадя ни окружающую среду, ни людей! Еще одно подтверждение этому — деятельность полигона «Кучино» в подмосковной Балашихе, закрытому по жалобам жителей лично Президентом Путиным в 2017 году, и полигона «Ядрово» в районе Волоколамска, где 21 марта текущего года были госпитализированы 53 школьника из-за выброса свалочного газа. Но ведь – на минуточку! — полигоны «Ядрово» и «Кучино» были включены в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) и осуществляли деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности на основании лицензией, выданных Росприроднадзором.

Многочисленные факты грубейших нарушений при наличии разрешительных документов имеются во всех регионах, где проводились исследования независимыми экспертами «ОЭКР.

Поэтому можно продолжать защищать «корпоративные интересы» ведомства, доказывать «эффективность» лицензирования и рапортовать руководству страны, что «ситуация под контролем», но такая негосударственная позиция не дает возможности для реализации объективно назревших изменений по совершенствованию разрешительно-надзорной системы, что усугубляет и без того критическое положение дел в сфере с отходами, в том числе с несанкционированными свалками.

Заключение экспертов «Общественного экологического контроля» для «Новых Известий» прокомментировал первый заместитель Национального союза саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству АНДРЕЙ УМНИКОВ.

— Эксперты ОЭКР закончили свое исследование риторическим вопросом – «Нужно ли нам такое лицензирование?» Понятно, что такое формальное и безответственное не нужно. А как сделать, чтобы лицензия действительно была значимым документом, а не оставалась пустой «бумажкой?

— Бизнес сам должен регулировать рыночные отношения и нести ответственность за причиненный ущерб природе – это и есть саморегулирование.

В отличие от лицензирования, в систему саморегулирования изначально заложена персональная ответственность организаций за деятельность своих членов через выплаты из компенсационных фондов в случаях нанесения ущерба окружающей среде или здоровью людей.

Это очень важный момент при обращении с отходами — саморегулируемые организации мотивированы на эффективный контроль за своей деятельностью.

Читайте также:  Три года не приходит квитанция о налоге, что делать?

Также мы считаем, что лицензирование таких видов деятельности, как сбор и транспортирование отходов – избыточный и искусственный административный барьер.

Задайтесь вопросом: почему на выполнение строительных работ на особо опасных и технически сложных объектах (атомной энергии, например, или космической инфраструктуры) допуски дают строительные саморегулируемые организации, а деятельность по сбору и транспортированию ТКО должна лицензироваться? Вариантов ответов два: либо к мусору в стране большее почтение, чем к космосу, либо перевозчики «обязаны» кормить чиновничьи структуры.

— Государственная политика в сфере обращения с ТКО меняется. Мусорная реформа, которую столько ждали и готовили, наконец началась. Непонятно, почему саморегулирующие организации остались в стороне?

— Все зависит от позиции Минприроды России. Вопрос повышения эффективности разрешительно-контрольной системы обращения с отходами мы поднимаем уже 5 лет, но пока решение не принято. Надеемся, что новое руководство Минприроды нас услышит.

Необходимость делегирования части разрешительно-контрольных функций государства некоммерческим организациям, в данном случае СРО, уже давно назрела.

Почему мы выделяем именно транспортирование отходов? , Потому что это самое «слабое звено» в технологической цепочке, от которого зависит, где окажутся отходы – на полигоне, на переработке или на несанкционированной свалке.

Главное сейчас — переломить ситуацию со стихийными свалками за счет повсеместного и комплексного контроля СРО.

Во-вторых, сосредоточить усилия Росприроднадзора на обеспечении эффективного контроля за деятельностью «законных объектов» -полигонов, накопившиеся проблемы которых вызывают широкий общественный резонанс.

— Передача полномочий всегда вызывает подозрение о перераспределении денег в чью-то пользу. Граждане уже и так негодуют, что мусорная реформа обходится им слишком дорого…

— Здесь другой случай. Законодательное закрепление полномочий СРО обеспечит аккумулирование значительных внебюджетных средств, которые станут дополнительным и независимым источником финансирования.

Более того, не рассчитывая на государственные деньги, и понимая, что реально, никто не будет вкладываться в «конечные пункты» доставки отходов за свои деньги (а транспортировщикам уже вести отходы практически некуда, и это касается всей страны), Национальный союз саморегулируемых организаций операторов по обращению с отходами (НССОО) принял решение о запуске своего, пилотного, проекта. Он финансируется не за деньги бюджета, что поднимает расценки за вывоз ТКО для населения, а за счет внутренних ресурсов добросовестных участников рынка. Кстати, предложение по формированию внебюджетного источника финансирования уже поддержано многими министерствами и ведомствами (отзывы имеются).

— Как на это смотрят региональные операторы, у которых теперь вся «полнота власти» над мусором — от ведра в квартире до полигона, и тут вдруг некоммерческая организация пытается отодвинуть их в сторону?

Ликвидация несанкционированных свалок — кто должен заниматься?

Ликвидация несанкционированных свалок — чьи полномочия и обязанности? В общем — кто должен ликвидировать несанкционированные свалки…

Несанкционированные свалки все таки в большей мере представлены отходами группы ТКО.

Как написать жалобу на организацию несанкционированной свалки читаем здесь.

Уборка (ликвидация) несанкционированных свалок собственником земельного участка

Абсолютно все собственники земельных участков должны знать, что они несут ответственность за содержание своих земельных участков.

Это установлено:

  • статьей 210 ГК РФ согласно которой:

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. 

  • статьей 13 Земельного кодекса:

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

защите земель загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

  • Кто может привлечь к ответственности собственника земельного участка?
  • В рамках осуществления государственного земельного надзора за несоблюдение требований земельного законодательства — Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы (Росприроднадзор).
  • Ответственность предусмотрена за:

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

статья 71 Земельного Кодекса РФ

  1. В рамках осуществления муниципального земельного контроля — органы местного самоуправления.
  2. В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.
  3. Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
  4. Таким образом, организация сбора, накопления и вывоза ТКО на территории муниципальных образований — это прямая обязанность органов местного самоуправления, как и осуществление муниципального земельного контроля.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

часть 3 статьи 72 Земельного Кодекса РФ

Предусмотрена ответственность:

Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

часть 2 статьи 8.6 КоАП РФ

Таким образом, если на вашем земельном участке будет обнаружено несанкционированное место размещение отходов, то вас (ЮЛ, ИП, ФЛ) могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ и заставить ликвидировать свалку.

В случае обнаружения несанкционированного места размещения отходов на вашем земельном участке региональным оператором — региональный оператор имеет право и возможность заставить убрать ТКО с участка собственника земельного участка. Об этом ниже.

Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

пункт 18 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

Ликвидация свалок региональным оператором

Ликвидация несанкционированных свалок региональным оператором заключается в:

  • В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
  • а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
  • б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

пункты 16, 17 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641»

Таким образом, региональный оператор имеет право принудить собственника земельного участка ликвидировать места складирования ТКО на своих земельный участках — самостоятельно или силами рег.оператора с оплатой рег. оператору понесенных им расходов.

Дело в том, что у региональных операторов нет особого желания связываться с собственниками земельных участков….

Ликвидация несанкционированных свалок органами МСУ

 Если установлен собственник отходов, то несанкционированную свалку должен убирать он.

Что делать если собственника отходов невозможно установить?

В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» установлено:

собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

По вопросу: ликвидация несанкционированных свалок есть судебное решение: Апелляционное определение Омского областного суда от 13.03.2019 по делу N 33-1402/2019.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector