На них были выделены деньги из федерального и региональных бюджетов Елена ОДИНЦОВА
Счетная палата пересчитала все бюджетные долгострои по стране. Их набралось более 62,6 тысяч — на общую сумму в 4 трлн руб. Из них стройки на 260 млн руб. — уже откровенный недострой: они либо вообще законсервированы, либо никаких работ там не велось более полугода. По остальным — пока только сорваны сроки.
Ясности ради: речь идет не об обманутых дольщиках. Жилые дома обычно возводятся на коммерческих основах — поэтому в эту статистику не входят.
А учитываются в ней те стройки, которые финансируются из бюджета, — больницы, школы, учреждения культуры, какие-то административные здания, дороги, взлетные полосы и т. п.
Вполне возможно, что таких долгостроев даже и больше — некоторые регионы просто не предоставили аудиторам Счетной палаты данные.
Счетная палата нашла в стране долгостроев на общую сумму в 4 трлн рублей. Алексей БУЛАТОВ
Большая часть долгостроев — в ведении региональных властей: 58,5 тысяч на 2,9 трлн руб. В одной только сравнительно небольшой Чечне их — 188. В соседней Ингушетии — 194. Впрочем, и у вполне себе не бедных регионов стройки тоже затягиваются. В Московской области долгостроев насчитывается 1376, из них «плохих» (то есть которые стоят уже более полугода) — свыше 50.
- Среди причин называются спад в строительной области, банкротства застройщиков и излишняя бюрократия, из-за которой недострой, пусть и бюджетный, сложно передать другому застройщику.
- ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
- В Москве дольщики вложили в новостройки 1,7 триллиона рублей
- Почти треть всех средств дольщиков России вложены в московские новостройки (подробности)
- ИСТОЧНИК KP.RU
В России числится 62 тысячи незавершенных объектов строительства, финансируемых на государственные деньги.Фонтанка В Счетной палате рассказали о стоимости незавершенных строек. Объем вложений в неоконченные стройки из бюджета суммарно составил более 4,048 триллионов рублей.ИА Невские Новости ГАZЕТА.СПб ГАZЕТА.СПб Санкт-Петербург.ру Кадры с горящим общественным транспортом попали в соцсети. ФОТО Группы «ДТП и ЧП. С.-Петербургские ведомости Столкновение байкеров. На перекрестке улиц Краснопутиловская и Зайцева столкнулись два мотоциклиста. ГТРК Санкт-Петербург Возгорание возникло в пятикомнатной, коммунальной квартире. ФОТО Pixabay В Санкт-Петербурге во время пожара в коммуналке погибла женщина. С.-Петербургские ведомости
Официальный талисман чемпионата Европы по футболу 2020 года мальчик Скиллзи. Новая газета в СПб Сегодня на стадионе «Олимпико» в Риме стартует чемпионат Европы по футболу, а уже завтра в 22.00 первый из семи своих матчей примет Петербург. С.-Петербургские ведомости Галина Артеменко / для «Новой» На то, что данные Межведомственного координационного совета по противодействию распространения в городе ковида исчезли с сайта Смольного с начала Петербургского экономического форума, Новая газета в СПб Сто лет тому назад, в мае 1921 года, были подписаны документы об учреждении в Петрограде Государственной филармонии, С.-Петербургские ведомости В особняке Румянцева (Музей истории Петербурга), что на Английской набережной, 44, открылась выставка «Сверхзадача – выжить». С.-Петербургские ведомости Майя Бондарь На месте радужного граффити на Лиговском появился серый рисунок со скрепами На месте закрашенного граффити на Лиговском проспекте радужным поп-итом появилось новое – в серых тонах. Metro Петербург
Около 62 тысяч недостроенных объектов нашла Счетная палата РФ | Телеканал 360°
На территории России находятся свыше 62,6 тысяч объектов незаконченного строительства (ОНС) на сумму более четырех триллионов рублей. Эту информацию обнародовала Счетная палата (СП) России.
Об этом сказано в сообщении по итогам анализа открытых данных финансовой отчетности, опубликованном на сайте СП.«В России 62,6 тысячи объектов незавершенного строительства.
Среди них — детские сады, школы, университетские кампусы, объекты транспортной и коммунальной инфраструктуры.
К началу 2019 года в эти ОНС вложено 4,048 трлн рублей бюджетных средств (с учетом текущего строительства)», — говорится в сообщении.
Также выяснилось, что на приостановленные на полгода или законсервированные государственные стройки направлено 260 миллиардов рублей. Таких объектов оказалось более 4,3 тысяч.
Лидируют в списке ОНС Московская область (79,73 миллиардов рублей) и Ямало-Ненецкий автономный округ (70,2 миллиарда рублей). Всего в ведении региональных властей находятся 58 тысяч незаконченных строек на 2,9 триллиона рублей.
26 федеральных органов власти вложили в незаконченное строительство 1,157 триллионов рублей. В этом списке лидируют Федеральное агентство воздушного транспорта (103,5 миллиардов рублей) и Минкульт РФ (51,8 миллиардов рублей).
«Сейчас Счетная палата готовит официальное письмо на имя президента России, в котором сообщит о системных недостатках в этой сфере и предложит решения», — говорится в пресс-релизе ведомства.
В россии насчитали 62,5 тыс. брошенных строек
Счетная палата впервые подготовила сводный отчет по объектам незавершенного строительства (ОНС) в России, включив в него данные как о федеральных, так и о региональных стройках. В общей сложности на 1 января этого года таких объектов насчитывалось 62,56 тыс. с суммарным объемом вложений в 4 трлн рублей.
Как пишут «Коммерсант», в отчете говорится, что основная часть недостроев пришлась на ОНС, финансируемые регионами (2,9 трлн рублей на 58,5 тыс. объектов). В то же время объем федеральных средств, вложенных в ОНС, снизился до 1,2 трлн рублей, хотя с 2015 года он составлял 2-2,5 трлн рублей.
В ведомстве объяснили интерес к представленным впервые данным о стройках, которые финансируются из региональных бюджетов, неудовлетворительными результатами проверки строек в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) и отдельно в Ингушетии.
Так, в СКФО на 1 января прошлого года насчитывалось около 4 тыс. незавершенных строек, 1,2 тыс. из них были начаты более восьми лет назад, а 1 тыс. строек была остановлена без консервации.
В Ингушетии инвентаризация незавершенного строительства в 2015–2018 годах вообще не проводилась, хотя в республике имеется 233 замороженных объекта.
Если оценивать ОНС в денежном выражении, то проверка зафиксировала в СКФО самые низкие объемы – 132,8 млрд рублей.
Лидером этого списка аудиторы назвали Центральный федеральный округ (1,3 трлн рублей, из них 1 трлн приходится на Москву). Далее следуют Северо-Западный и Уральский федеральные округа (по 299 млрд рублей).
При этом некоторые регионы, предоставившие Счетной палате информацию о недостроях, отказались от публичного раскрытия этих сведений.
По мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, для снижения объемов и количества ОНС из федерального бюджета не надо выделять регионам средства на строительство новых объектов до завершения текущих строек.
Кудрин пообещал передать предложения на эту тему в правительство, а также анонсировал разработку инструментов «общественного характера», включая рейтинг регионов со списками объектов незавершенного строительства, который должен привлечь внимание к проблеме долгостроев.
Глава фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева полагает, что данные Счетной палаты не дают поводов для беспокойства из-за ОНС, поскольку лишь 6% объема текущего строительства являются объектами, строительство которых приостановлено более чем на полгода или законсервировано.
В числе причин приостановки строительства Косарева назвала недостаток бюджетных средств, а также банкротство застройщиков.
При этом она отметила, что спад в строительной отрасли может усугубить ситуацию из-за длительности процедур банкротства и сложностей передачи объектов новым застройщикам.
Более 4 трлн рублей вложено в незавершенные стройки из бюджета РФ
2 июля 2019, 08:05
Пресс-служба В.Ресина
Счетная палата нашла в стране 62,6 тыс. объектов незавершенного строительства
Москва. 2 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Счетная палата (СП) выявила на территории России около 62,6 тыс. объектов незавершенного строительства (ОНС), обошедшихся бюджету более чем в 4 трлн рублей, сообщила во вторник пресс-служба ведомства.
«В России 62,6 тысячи объектов незавершенного строительства. Среди них — детские сады, школы, университетские кампусы, объекты транспортной и коммунальной инфраструктуры. К началу 2019 года в эти ОНС вложено 4,048 трлн рублей бюджетных средств (с учетом текущего строительства)», — говорится в сообщении.
К таким выводам СП пришла по итогу анализа открытых данных финансовой отчетности.
В ведомстве добавили, что на государственные стройки, которые были приостановлены более чем на полгода или законсервированы (более 4,3 тыс. объектов), направлено 260 млрд рублей.
По данным аудиторов, к ведению региональных властей относятся 58 тыс. незаконченных строек, которые в стоимостном выражении составляют 2,9 трлн рублей.
Рекордсменами по ОНС здесь являются Московская область и Ямало-Ненецкий автономный округ (79,73 и 70,2 млрд рублей соответственно).
Объем вложений в неоконченные стройки федеральных органов власти и 26 главных распорядителей бюджетных средств с учетом текущего строительства составляет 1,157 трлн рублей. Здесь более 103,5 млрд рублей приходится на ОНС Федерального агентства воздушного транспорта, 51,8 млрд рублей — на объекты Минкультуры.
«Сейчас Счетная палата готовит официальное письмо на имя президента России, в котором сообщит о системных недостатках в этой сфере и предложит решения», — говорится в пресс-релизе.
Ранее глава СП Алексей Кудрин отмечал, что поручения президента РФ Владимира Путина, касающиеся сокращения объемов незавершенного строительства, выполняются не в полном объеме.
«Поручением президента, которое было дано в 2015 году, были даны сроки завершить инвентаризацию незавершенного строительства и принять программы по «расчистке» незавершенного строительства.
Можно снять с баланса, если не подлежит уже достройке, продать или поставить на достройку.
Хочу обратить внимание, что наши министерства и ведомства финансируют новые объекты, хотя по такого же рода объектам есть незавершенное строительство», — заявлял Кудрин во время выступления в Госдуме в сентябре 2018 года.
Позже Счетная палата сообщила, что намерена в трехлетний срок разработать предложения, направленные на сокращение количества ОНС и вовлечение их в хозяйственный оборот.
Счетная палата: незавершенные стройки обошлись бюджету в пять триллионов рублей
По данным на 1 января 2020 года 5,094 триллиона рублей были потрачены из федерального и региональных бюджетов на стройки, которые так и не закончились. Всего же по всей России как «незавершенное строительство» числятся 74,6 тысячи объектов, — говорится в отчете Счетной палаты.
Как отмечает finanz.ru, программы капитального строительства за счет бюджетных средств превратились в «черную дыру», которая лишь плодит «стройки-призраки», в конечном итоге повисающие на балансе государства в виде объектов незавершенного строительства.
«Одна из проблем, которая существенно тормозит решение задач незавершенного строительства, – несовершенное регулирование в этой сфере.
Оно не обеспечивает необходимые условия и действенные инструменты для эффективного сокращения объема и количества объектов незавершенного строительства. В частности, в законодательстве до сих пор не закреплено само понятие «незавершенное строительство».
Ранее Счетная палата уже отмечала эту проблему, однако соответствующие изменения в нормативные правовые акты так и не были внесены», — говорится в отчете Счетной палаты.
В частности, в «долгострой» превратилось до 3400 зданий и инфраструктурных сооружений, на которых «осваиваются» бюджетные деньги. Они обошлись бюджету в 875 миллиардов рублей, но за пять лет так и не достроены. 4300 объектов общей стоимостью в 248 миллиардов рублей и вовсе классифицируются как «брошенные»: их строительство приостановлено или законсервировано.
Проблема с каждым годом лишь усугубляется — за прошлый, еще «докоронавирусный» год объектов «долгостроя» стало больше на 47, а заброшенных строек — на шесть.
Рекордсменом по «стройкам-призракам» стал Росприродназдор: все без исключения объекты этого ведомства, которые финансировались из его бюджета, стали проблемными.
Более 80% денег, выделенных на стройки, ушло в «заброшки» и «долгострой» у Минтранса, Росархива, Россельхознадзора и Росводресурсов.
Чуть лучше обстоят дела у Минэнерго, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы, Роспечати — у них по 50% долгостроящихся и заброшенных объектов, у Росрыболовства (57,1% объектов), у Роспотребнадзора (51,6%), ФМБА (55,6%), Минобрнауки (58%), Минсельхоза (59,1%) и Минэкономразвития (66,7%).
И даже в Управлении делами президента почти каждая четвертая строка (24,1%) превратилась в объект незавершенного строительства, при этом наиболее проблемными стали самые дорогие объекты, на которые потрачено 75,4% строительного бюджета.
«Нет эффективной системы учета и контроля за вовлечением объектов незавершенного строительства в хозяйственный оборот. Это создает условия, при которых федеральные и региональные органы исполнительной власти принимают решения о строительстве новых объектов без оценки возможности завершения аналогичных недостроенных объектов», — говорится в отчете Счетной палаты.
Стоимость недостроя приблизилась к триллиону
В условиях кризиса на первое место выходит оптимизация расходов. Какие-то статьи пересматриваются, иные и урезаются. Расчет делается на то, что «ужавшись» сегодня можно будет получить больше в будущем. Но на фоне всех этих мер пустыми глазами не застекленных окон в это самое будущее смотрит пресловутый российский недострой.
Объекты незавершенного строительства разбросаны по всей стране. Счетная палата уже не первый год бьет тревогу, ведь это деньги налогоплательщиков, рассыпающиеся в прах на заброшенных стройках. Аудиторы заявляют: реализуемые на федеральном и региональном уровнях меры к принципиальному изменению ситуации так и не привели.
Всего на строительство объектов за счет бюджета (таковых насчиталось 76,6 тысяч) по состоянию на 1 января 2020 года было направлено 5,094 трлн рублей. Естественно, в категорию «объекты незавершенного строительства» попали и текущие стройки, где все идет по плану.
Но среди них хватает и проблемных объектов. Так объектов, чье возведение приостановлено или законсервировано, называемых «брошенными» по итогам 2019 года выросло до 4,3 тысяч. А общее число «долгостроя» (так называют объекты, строящиеся более 5 лет) выросло до 3,4 тысяч.
А вложено в них было 875,563 млрд рублей.
Фаип или не фаип?
Естественно, первое, что отслеживает Счетная палата, это движение финансовых потоков. А в случае с ОНС они иногда бывают довольно запутанными.
Речь идет, в частности, о Федеральной адресной инвестиционной программе. Оказывается, ее порядок формирования на следующий финансовый год позволяет вносить новые объекты капитального строительства при наличии ОНС, не обеспеченных финансированием в очередном финансовом году, но ранее финансируемых в рамках ФАИП.
Слепые пятна в работе системы позволяют до бесконечности переносить сроки ввода объектов в эксплуатацию. И при этом – тратить деньги на «такие же, но другие» объекты.
«Отсутствие эффективной системы по учету, оценке ОНС и контролю за вовлечением таких объектов в хозяйственный оборот создает условия, при которых соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются решения о строительстве новых объектов, аналогичных тем, по которым строительство не закончено, без оценки возможности завершения строительства таких объектов», – отмечают в СП.
Экс-министр строительства Владимир Якушев, выступая на онлайн-конференции «Борьба с незавершенным строительством как драйвер развития регионов» в рамках Форума стратегов-2020» описал несколько иную ситуацию: «Хочу отметить, что на данный момент мы получили такой объем незавершенки еще и потому, что субъекты Российской Федерации не получали полное финансирование в рамках ФАИП. Сначала регионам выделяли средства, благодаря которым можно было начать строительство, а потом, при формировании федерального бюджета на следующие годы, про них просто забывали, и денег регионы не получали».
Однако по словам замминистра экономического развития РФ Сергея Назарова, не нужно складывать все в одну корзину.
«Что касается федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), то большая часть объектов незавершенного строительства реализовывалась в рамках других, отличных от нее механизмов.
В первую очередь это применимо к объектам региональной и муниципальной собственности», – поясняет он, добавляя, что ежегодно в ФАИП включается не больше 100–150 новых объектов, а остальные переходящими (ранее уже реализуемыми в рамках программы).
При этом в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, по словам Назарова, в эксплуатацию ежегодно вводится 200–300 объектов. И конкретно Минэкономразвития регулярно проверяет как реализуются проекты, в том числе и отстающие по срокам, заявил замглавы ведомства.
«Таким образом, ФАИП является единственным действенным инструментом, позволяющим не «плодить» новые брошенные объекты, учитывая предусмотренные законодательством механизмы принятия решений о выделении средств на капитальные вложения и механизмы контроля за их эффективным использованием», – подчеркнул Назаров.
Объекты вне закона
Одна из ключевых причин того, что решение проблемы с ОНС превратилось в классический долгострой, в том, что по всей строгости закона спросить за эти объекты нельзя. Просто потому что соответствующего закона нет. Ни в Градостроительном кодексе РФ, ни в других нормативно-правовых актах нет понятия «незавершенное строительство». Ну а на нет и объектов нет.
«На мой взгляд, без закона мы не обойдемся, нам нужен закон, так как существует слишком много пробелов, которые пытались закрыть нормативными правовыми актами, но это не получается», – комментирует ситуацию председатель комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Как отмечают в Счетной Палате,сейчас даже нет критериев принятия решения о способе вовлечения в хозяйственный оборот ОНС (завершение строительства, консервация, списание и снос, иные способы).
«В реестре федерального имущества подлежат учету объекты, признанные ОНС и прошедшие регистрацию в Едином государственном реестре недвижимости.
До момента регистрации в Едином государственном реестре недвижимости такие объекты являются капитальными вложениями и не подлежат учету в реестре федерального имущества», – поясняют в контрольном ведомстве, добавляя, что критерии, определяющие, какие объекты незавершенного строительства все-таки могут быть зарегистрированы, как недвижимость, тоже отсутствуют. Не предусмотрены ни степень готовности от общего объема строительства, ни необходимость вовлечения в хозяйственный оборот.
Более того, спрашивать за «долгострой» и брошенные объекты сейчас еще и не с кого: на федеральном уровне за решение проблем незавершенного строительства по факту ни одно ведомство полностью не отвечает. Да, к решению проблем привлекли и Минстрой, и Минэкономразвития, и Минфин. Но кого-то одного, кто соберет в одну руку концы всех нитей – нет.
Пересчитать и … снести
Конечно, нельзя сказать, что на недостроенные объекты просто махнули рукой, решив, что «проще новое построить». Сейчас по всей стране идет оцифровка объектов ОНС. Потом, как пояснил Владимир Якушев, будут приниматься решения о дальнейшем их использовании.
Минфину и Минэкономразвития предстоит разобраться с финансовой стороной вопроса: кому и как будут выделяться деньги. При этом что-то, видимо, придется изобретать на ходу, ведь, напомню, критериев и нормативов по большинству вопросов нет.
Минстрой, в свою очередь, будет оценивать весь этот недострой с технической точки зрения, разобраться с проектно-сметной документацией. Правда, экс-глава ведомства все-таки полагал, что что-то проще будет снести.
«Только когда будут определены денежные затраты и технология экономической эффективности, можно принимать решение о том, что выгоднее будет сделать с объектом незавершенного строительства: достраивать или строить новый.
Хочу отметить, что технологии строительства ушли далеко вперед и некоторые объекты лучше построить заново, несмотря на то что финансово его выгоднее достроить», – рассуждал Якушев.
Однако у его преемника может быть и другая позиция.
Но пока ведомства определяются с отдельными позициями, Счетная палата настаивает на том, что нужно выбрать того, кто же все-таки приведет все это к общему знаменателю. И дать ему в руки подходящие инструменты в виде адекватных нормативных актов и законов. Иначе деньги налогоплательщиков так и будут уходить на стройки, которым не суждено стать чем-то большим.