Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

Подготовка к отопительному сезону начинается сразу после его окончания. В летний период проводятся ремонтные, профилактические работы, которые обеспечивают исправное функционирование всех систем  и коммуникаций, предотвращают преждевременные поломки, износ оборудования.

Но многое зависит от погодных условий, обычно теплоснабжение во многих регионах России отключается в мае, но иногда эта мера может быть проведена позже или раньше положенного срока.

Так, когда же начнется отопительный сезон 2021-2022? На сроки влияют климат в стране и уровень подготовки систем в местных управляющих компаниях.

Отопительный сезон по закону в России

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

До недавнего времени отопительные сезоны в РФ регулировались конкретными сроками. Но из-за изменчивой погоды это оказалось нерациональным, тепло во многих регионах расходовалось неэкономно.

В определенных районах России морозы наступают уже в октябре и могут длиться почти до конца весны. Но в течение зимнего сезона могут наблюдаться промежутки потепления. А в последние годы их стало достаточно много. Поэтому проведение отопления в данные периоды бессмысленно, и это приводит к большому перерасходу тепла.

Правительство учло все эти нюансы, оно разработало законодательные документы и акты. Документы осуществляют регулирование отношений в области подачи тепла. К ним относятся:

  • 27 июля 2010 года был принят закон «О теплоснабжении» (№190-ФЗ);
  • От 6 мая 2011 года действует постановление Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг» № 354;
  • 1 января 2013 года был разработан ГОСТ 30494-2011 «Параметры микроклимата в помещениях».

Все вышеперечисленные документы используют для собственников и коммунальных компаний. Они определяют сроки начала и окончания теплоснабжения.

Когда начинается отопительный сезон в России

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

Отопительный сезон – это промежуток времени, в котором поставка тепла производится через централизованные отопительные системы. Ранее на обогрев отводилось полгода, сезон начинался с 15 октября и длился до середины апреля.

Но из-за того, что во многих регионах России наблюдаются изменчивые погодные условия, то сроки отопительного сезона 2021-2022 будут зависеть от нескольких факторов:

  • Показатели средней температуры в день;
  • Информация о погоде на ближайшие дни.

Если 5 дней показатели температуры не будут переходить +8 градусов, то администрация может вынести постановление о подключении тепла в регионе. При необходимости начало отопительного сезона 2021-2022 может быть изменено, смещено вперед или перенесено на другие даты.

Ниже указано, когда начинается отопительный сезон 2021 в главных городах РФ:

  • Москва – с 25 сентября;
  • В Санкт-Петербурге с 16 сентября по 1 октября;
  • В Твери с 23 сентября начнется отопление со.объектов, а с 26 сентября будет включено тепло в жилых домах;
  • Во Владимире с 23 сентября;
  • В Ярославле с 23-24 сентября по 1 октября.

В Сочи период отопительного сезона составляет три месяца, это связано с теплыми климатическими условиями. В городе теплоснабжение включается с 15 ноября, а отключается оно в первых числах марта.

Когда заканчивается отопительный сезон в России

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

Отопительный сезон 2021-2022 в России регулируется погодой, и если на протяжении последних 5 суток средние показатели температуры днем стоят на отметке +8 градусов и выше, то подача тепла может быть прекращена.

Но из-за того, что в многих регионах отмечаются изменчивые климатические условия, многие местные управляющие компании не спешат отключать отопление, они могут продлить его срок на несколько недель. Дело в том, что перезапуск системы является достаточно трудозатратной мерой, и лучше увеличить период подачи тепла, чем снова его подключать.

В 2021 году были выставлены даты планируемого отключения тепла в главных регионах РФ:

  • Москва – с 30 апреля по 2 мая;
  • Санкт-Петербург – 27 апреля;
  • Тверь – 29 апреля;
  • Владимир – 23 апреля;
  • Ярославль – 27 апреля;
  • Воронеж – 19 апреля;
  • Уфа – 30 апреля.

Подготовка к отопительному сезону 2021-2022

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

Подготовка к отопительному сезону 2021-2022 будет начата после принятия нормативно-правовых документов. Она подготавливается местными органами самоуправления вместе с руководителями организаций, которые занимаются обслуживанием жилых объектов.

Постановление о начале подготовки к отопительному сезону должно быть утверждено до 30 апреля. В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • Информация об уполномоченном лице, которое будет проводить эксплуатацию и непрерывное обслуживание основных объектов теплоэнергетики. Для этих целей назначается специалист, который имеет высшее образование по профессии в сфере теплоэнергетики. Также он должен проходить аттестацию каждый год. По такому же принципу проводится назначение заместителя;
  • В актах должны быть указаны данные о членах комиссии, которые будут осуществлять подготовку энергетических комплексов для их дальнейшей эксплуатации. В их обязанности входит проверка готовности тепловых объектов, исправность и нормальное функционирование на протяжении осени и зимы;
  • Сведения относительно начала и окончания отопительного сезона;
  • В документах должен быть отображен план мероприятий, которые требуется выполнить, чтобы произвести подготовку оборудования к нормальной работе в осенне-зимний сезон. Согласование плана должно быть проведено со всеми участникам, а после он утверждается;
  • Указывает алгоритм процедуры оформления отчетности и мониторинга подготовительных мероприятий, проверки состояния и исправности тепловых систем, приборов, их готовность к подключению;
  • Вносится процедура порядка мероприятий и испытательных работ всех теплоснабжающих систем.

Начало отопительного сезона 2021-2022

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

Каждый год подключение тепла в регионах проводится в разное время. Но все же многих граждан волнует, когда начинается отопительный сезон по закону в России в 2021 году?

Для определения даты учитывается несколько условий:

  • На протяжении последних 5 суток должна стоять устойчивая погода и температура не выше + 8 градусов. Если же подключение будет сдвинуто, то может резко наступить заморозки и это приведет к промерзанию систем отопления. И в итоге компании понесут серьезные убытки, и подключение теплоснабжения может затянуться на длительное время;
  • Подключение тепла должно быть проведено в промежуток с 1 по 15 октября. А вот ранее запускать его будет невыгодно, потому что процесс подключения достаточно тяжелый и затратный;
  • Учитывается прогноз погоды на ближайший месяц. Если в ближайшие дни ожидается резкое потепление, то подключать батареи в домах будет нецелесообразно. В этом случае сроки могут быть перенесены.

Что делать если отопительный сезон начался, но батареи холодные

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

Если после подключения прошло 5 дней, а в квартире батареи холодные, то можно предпринять следующие меры:

  • Позвонить в диспетчерскую службу коммунальной компании по Москве;
  • Можно воспользоваться сайтом «Госуслуги», на нем можно создать аккаунт и оставить заявку;
  • Собственник может связаться с работниками МОЭК по телефону +7 (495) 539 59 59. Центр работает круглые сутки, оператор сможет принять заявку с любое время.

В квартире должны поддерживаться температурные показатели не меньше +18 градусов. Если приборы отопления не поддерживают рекомендованный режим, то лучше обратиться в аварийную службу. Заявку можно отправить по телефону или во время личного обращения.

Эксперты советуют собственникам обратиться в управляющую организацию, в которой они смогут получить данные относительно сроков подключения и выключения подачи тепла. В ЖЭКе имеются требуемые сведения.

Жильцы многоквартирных домов должны знать приблизительные сроки подключения тепла, это поможет вовремя обнаружить неполадки с системой, выявить снижение температуры. Плохая работа и невыполнение обязательств регулирующей компании – прямой повод для обращения с жалобой и заявлением.

В россии началась реформа теплоэнергетики

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

Недостаток инвестиций привел к тому, что значительная часть оборудования ТЭС нуждается в обновлении /А. Махонин

Изменения в закон о теплоснабжении, меняющие систему отношений в теплоэнергетике, подписаны президентом России Владимиром Путиным. Они вступили в силу в понедельник, 31 июля. С этого документа начинается реформа теплоэнергетики, которая должна привлечь в отрасль частные инвестиции.

Объем рынка теплоэнергии оценивается в 1,5 трлн руб., а платежи за тепло составляют более 50% в коммунальных расходах населения. При этом отрасль недофинансирована. Ежегодные госсубсидии составляют около 150 млрд руб. при потребности в 200 млрд руб. Частные инвестиции оцениваются примерно в 90 млрд руб. в год, а потребность – в 250 млрд руб.

37% из этих средств могут быть получены за счет повышения эффективности, отмечается в материалах Минэнерго. Недостаток инвестиций привел к тому, что значительная часть оборудования ТЭС нуждается в обновлении: только 26% котлов и 36% турбин ТЭС моложе 30 лет. К 2020 г.

26–28 ГВт мощностей ТЭЦ выработают свой парковый ресурс, отмечал в докладе Фонд энергетического развития.

Еще одна проблема, которую должна решить реформа, – избыток тепловой мощности. По данным Минэнерго, на сегодня ТЭЦ загружены не более чем на 30% установленной мощности, а котельные – в среднем на 15%.

Неконкурентоспособность ТЭС на оптовом рынке электроэнергии приводит к тому, что станции этого типа получают статус «вынужденных по теплу», т. е.

их невозможно по каким-либо причинам вывести из эксплуатации (например, они являются единственным источником теплоэнергии в регионе), но они получают гарантированный тариф, чтобы покрыть свои высокие расходы. По оценкам Минэнерго, сейчас на рынке работают 10 ГВт «вынужденных», это обходится энергорынку более чем в 9 млрд руб.

Читайте также:  Обманутым дольщикам элитки не компенсируют 100% вложенных средств

Субсидирование рынка теплоэнергетики за счет рынка электроэнергетики, отсутствие долгосрочных тарифов не оставляет теплогенерирующим компаниям мотивации к оптимизации и развитию отрасли, отмечало Минэнерго в своих материалах. Инвесторы готовы вкладывать в это средства, но только под гарантии справедливых и стабильных правил функционирования отрасли – долгосрочных правил ценообразования, сказал представитель «Т плюса».

Благодаря закону отпадала необходимость придания электростанции статуса «вынужденной», отмечает преимущества директор Сообщества потребителей энергии Василий Киселев. Закон также отменяет государственное регулирование цен в теплоэнергетике. Теперь правительство будет устанавливать только предельный уровень цен по так называемому методу альтернативной котельной.

То есть цена на тепло будет высчитываться исходя из того, во сколько потребителям обошлась бы теплоэнергия в случае строительства ими собственной котельной. Предусмотрено также появление ценовых зон, за теплоснабжение внутри них будут отвечать единые теплоснабжающие организации, которые будут обязаны строить, реконструировать и модернизировать объекты теплоснабжения.

Переходный период составит 5–10 лет.

Альтернативная котельная – лишь один из методов регулирования, переход на него не является обязательным для регионов, передал «Ведомостям» через представителя замруководителя ФАС Виталий Королев. В начале июля замминистра энергетики Вячеслав Кравченко говорил, что реформа может стартовать с середины 2018 г. в Казани, Набережных Челнах, Красноярске.

Реформа создаст условия для долгосрочной, предсказуемой ценовой модели, отмечается в материалах Минэнерго. При этом внутри одной системы теплоснабжения предусматривается конкуренция по цене между источниками и возможность приобретать тепловую энергию в большем объеме у источника с низкой себестоимостью, говорилось в докладе Фонда энергетического развития.

Минэнерго ожидает, что приток инвестиций в результате составит 2,5 трлн руб., а нагрузка на госбюджет снизится на 150 млрд руб. ежегодно. Сибирская генерирующая компания готова инвестировать 20 млрд руб. в теплоэнергетику, говорила в начале лета директор компании по тарифообразованию Екатерина Косогова (слова по «Интерфаксу»). Сейчас компания вкладывает около 5 млрд руб.

, срок окупаемости таких проектов – 12 лет, отмечала она.

Рынок теплоэнергетики – один из крупнейших потребительских рынков в России, без участия населения провести реформу, как в электроэнергетике, нельзя, говорит руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Основной риск реформы – социальные последствия.

По ее оценке, цены для населения в среднем по России могут вырасти на 30%. В некоторых случаях, где потребуются значительные инвестиции, рост тарифов на теплоэнергию может оказаться существенным, соглашается Королев.

Не все потребители готовы платить больше за более высокое качество теплоснабжения и региональные власти должны оценивать последствия для своих потребителей, подчеркивает он.

В 60% поселений тариф уже выше предполагаемого уровня альтернативной котельной, говорится в отчете Фонда энергетического развития, следовательно, в этих поселениях можно будет заморозить тариф и не индексировать его в последующие годы. В остальных рост должен быть в пределах инфляции, в ряде случаев – плюс 2–4% сверх инфляции.

В каждом городе должна быть долгосрочная схема теплоснабжения сроком на 15 лет. Но до сих пор некоторые города с населением более 500 000 человек такие схемы не утвердили. За это нет ответственности, хотя она нужна производителям теплоэнергии, чтобы определить технологии и необходимые инвестиции, отмечает Фонд энергетического развития.

Принятый закон предусматривает обязательное соглашение с муниципалитетом об исполнении схемы теплоснабжения, говорит представитель «Т плюса».

Закон создает стимулы для замещения неэффективных источников энергии и инвестиций в теплоснабжение, но важна практическая реализация закона на местах и контроль за расходованием тарифных источников именно на повышение эффективности системы теплоснабжения, говорит руководитель проекта развития бизнеса в энергетическом секторе PwC Дмитрий Стапран. Успех реформы во многом будет зависеть от своевременного принятия необходимых подзаконных актов и гарантий учета в них региональных особенностей, говорит представитель «Газпром энергохолдинга».

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

Реформа стартовала: как изменится система теплоснабжения в России | Инновации на РБК+

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

Валентина Свистунова/Интерпресс/ИТАР-ТАСС

Притоку долгосрочного финансирования в отрасль мешало устаревшее законодательство. Принятые в июле 2017 года поправки к закону «О теплоснабжении» открывают дорогу для системных перемен.

Правила, устанавливаемые новым законодательством, предусматривают отказ от государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в пользу предельных цен для потребителей по методу альтернативной котельной.

Это означает, что цена на тепловую энергию будет рассчитываться исходя из того, сколько могла бы стоить 1 Гкал тепла для потребителей, если бы они построили собственную котельную. Таким образом, появляется возможность более эффективно перераспределить загрузку теплоисточников.

Для примера: по расчетам специалистов Сибирской генерирующей компании (СГК), работающей в одном из наиболее «теплоемких» регионов страны, только в Новокузнецке резерв тепловых мощностей по отношению к текущей нагрузке составляет 142%, в Кемерове — 120%.

Замещение неэффективных источников тепла позволит значительно сократить существующие затраты. Более того, по данным Фонда энергетического развития, через три года 26–28 ГВт мощностей ТЭЦ выработают свой ресурс.

Действующая сегодня система теплоснабжения в городах и населенных пунктах городского типа была создана еще в конце 1930-х годов.

«По тем временам, учитывая, что большинство зданий и сооружений снабжались теплом от индивидуальных котельных, отапливаемых нефтью и мазутом, переход на систему «городская ТЭЦ — внутриквартальные тепловые пункты — квартиры» был благом и неслыханным ростом уровня комфорта», — говорит директор Центра энергосбережения, энергоэффективности, экологического и энергетического аудита Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Леонид Примак. В результате централизации поставок тепла дома стали обеспечены горячей водой зимой и летом, но такая система предполагает огромные потери тепла — вплоть до 90%. У централизации теплоснабжения оказались и другие минусы. «Непонятно, кто отвечает за качество ремонта теплосетей, кто и по каким ценам поставляет топливо, кто обеспечивает водоподготовку и распределение тепловой энергии. Пятьдесят лет был «дружеский междусобойчик», оплачиваемый государственным бюджетом, теперь эта «сказка» заканчивается», — говорит Леонид Примак. По его словам, износ сетей достиг 70%, а у государства денег на их ремонт нет. В то же время эти средства есть у потребителей тепла, но им важно знать, на каком основании установлена именно та цена за тепло, которая указана в счете.

Принятие поправок в закон «О теплоснабжении» — лишь первый шаг на пути реформы, основные подзаконные акты должны быть разработаны до первого полугодия 2018-го, рассказывают в пресс-службе группы «Т Плюс», работающей в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

По словам представителя компании, дискуссия вокруг изменения законодательства в Госдуме и Совете Федерации показала, что дальнейшая судьба теплоснабжения волнует как представителей бизнеса, так и власти всех уровней, и без кардинальных изменений проблемы не решить.

Систему централизованного теплоснабжения сегодня повсеместно разрушают три проблемы, которые оборачиваются вызовами государственного масштаба.

Накопленный «долг» по реновации морально и физически устаревшей теплосетевой инфраструктуры: инвестировать в обновление теплосетей компании не могут уже как минимум 15 лет, поскольку тариф включает только текущие затраты на содержание сети.

Во-первых, низкий уровень надежности, а также тот факт, что система теплоснабжения российских городов не ориентирована на клиента, привели к массовому исходу потребителей, которые стали строить локальные котельные, уступающие по эффективности ТЭЦ.

Во-вторых, из-за децентрализации теплоснабжения мощность тепловых источников превысила даже потенциальный спрос, а расходы на поддержание неэффективного и громоздкого парка оборудования не укладываются в разумный размер тарифа. В-третьих, при существующей схеме теплоснабжения в большинстве крупных городов потребитель не может влиять на качество отопления и поставки горячей воды, его комфорт зависит от настроек всего теплового узла и расположения дома.

Муниципальный эксперимент

Новое законодательство предусматривает добровольный переход субъектов рынка тепловой энергии к его новой модели при согласии главы муниципального образования. «Пока ни один регион не перешел на новый метод тарифообразования, продолжается работа над подзаконными актами.

Тем не менее в ряде регионов мы начали реализацию своих проектов по модернизации теплоснабжения, у компании накоплен опыт, есть возможность и желание вкладывать в развитие отрасли, в том случае если гарантирован возврат инвестиций», — говорит директор по тарифообразованию СГК Екатерина Косогова.

Городом реализации пилотного проекта для компании стал Рубцовск. Вместе с местной и региональной властью СГК рассчитывает, что в ближайшее время в Рубцовске заработает модель «альтернативной котельной».

«Ждать ее внедрения там не было возможности, так как город мог просто до этого момента не дожить, рискуя остаться без отопления в холода. К сожалению, в нашей стране есть и другие города, где требуются срочные меры в теплоснабжении и сроки решения проблемы весьма ограничены», — считает Екатерина Косогова.

Читайте также:  В пушкинском районе петербурга появится 2 новых жк

По ее словам, теперь с изменениями законодательства и у властей, и у энергокомпаний появился инструмент, который поможет справиться с задачей.

«Решение проблемы долго откладывали по вполне очевидной причине: высокая капиталоемкость и низкая рентабельность делают такого рода инвестиции непривлекательными», говорит кандидат экономических наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Владимир Колмаков.

При этом, по его словам, рынок напряженно ждал, пока государство первым предпримет шаги к том, чтобы разрубить этот «гордиев узел», что наконец и произошло.

По мнению старшего аналитика ИК «Фридом Финанс» Богдана Зварича, изменение тарифных правил может ускорить окупаемость проектов в теплоснабжении и привести к росту инвестиций в теплоснабжение для модернизации изношенной, инфраструктуры. Пока изменения, внесенные в закон о теплоснабжении, не дали какого-то видимого результата, что естественно.

«Прошло не так много времени, чтобы отрасль смогла встать на новые рельсы. Именно введение новых тарифов по принципу свободного ценообразования на тепло в рамках предельных уровней, может способствовать росту интереса к данному сектору», — говорит аналитик. Впрочем, по его словам, такие проекты могут быть интересны только крупным компаниям, которые готовы работать на рынке долго.

Без лишнего тепла

Как надеются нынешние и потенциальные инвесторы, новая система также позволит унифицировать отношения в отрасли. «В каждом городе свои правила работы, к каждой теплоснабжающей организации у властей свое, иногда слишком теплое, отношение.

Для того, чтобы искоренить такую ситуацию и планировался переход на «альтернативную котельную», когда все участники находятся на равноудаленном от власти положении», — говорит Екатерина Косогова.

По ее словам, существующая законодательная база не стимулировала участников рынка к вложению средств в отрасль, препятствуя ее развитию и способствуя накоплению долгов, а вольготно себя чувствовали только близкие к власти.

С принятием поправок в закон «О теплоснабжении» появляются равные для всех принципы формирования цены тепловой энергии, таким образом сформированы предпосылки и условия для притока инвестиций в сферу и последующей модернизации, добавляет директор по тарифообразованию СГК.

Новая модель теплоснабжения: Рост цен и выкручивание рук регионам

Москва, 6 февраля 2017, 18:03 — REGNUM В Госдуме обсудили переход теплоснабжения на новую модель функционирования, которая предполагает, что вместо госрегулирования цен будет установлена цена «альтернативной котельной», передает корреспондент ИА REGNUM 6 февраля. Участники слушаний отметили риски монополизации отрасли, которая и сейчас отличается убыточностью, а также риски роста цен и недобровольности перехода регионов к новому способу формирования цен на тепловую энергию.

Реформа теплоснабжения стартует в крупных городах России в 2021 году

Инициированный правительством законопроект о реформе теплоснабжения был принят Госдумой в первом чтении 16 декабря 2016 года. Предполагается введение нового метода тарифного регулирования по принципу так называемой «альтернативной котельной». Это предельная цена на тепло, которая рассчитывается исходя из стоимости возможного строительства нового источника теплоснабжения.

При этом стоимость тепла в населенном пункте не должна превышать стоимость «альтернативной котельной». Планируется, что переход регионов на новую модель будет добровольным. Наряду с этим в городе назначается главный ответственный за теплоснабжение — единая теплоснабжающая организация (ЕТО).

Предполагается, что ЕТО станет единым закупщиком и поставщиком тепла в зоне своей деятельности.

«Тепловая энергетика составляет более 60% энергетики страны. В сфере теплоэнергетики трудится около 1 млн 600 тыс. человек.

На нужды тепловой энергетики и теплоснабжения ежегодно тратится до половины всего объема топлива, которое расходуется в стране.

Слова «реформа теплоснабжения» являются пугающими, и основания для такой реакции имеются», — отметил первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников (КПРФ).

Правительственный законопроект вызвал большую дискуссию, констатировал он. «Инициатива содержит ряд серьезных рисков.

Возникают обоснованные опасения, что переход на новую ценовую модель будет способствовать значительному росту цен на тепловую энергию во многих субъектах РФ.

Вызывает тревогу, что заложенный в реформе подход усилит монопольное положение единых теплоснабжающих организаций и ликвидирует немногие конкурентные отношения в сфере теплоснабжения», — высказал опасения депутат.

Риск монополизации сетей со стороны ЕТО

Россия занимает первое место в мире по развитию теплофикации и протяженности тепловых сетей, сегодня в системе централизованного теплоснабжения вырабатывается около 50% тепла в России, напомнил глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный («Единая Россия»). В то же время эта сфера одна из самых проблемных и экономически немодернизированных, износ инфраструктуры достигает 70%, потери в теплосетях составляют порядка 30%, КПД теплогенерации по сравнению с советским времени ухудшился, говорит он.

Многие ТЭЦ после перераспределения рынка тепла стали убыточными, потребители, остающиеся в централизованных системах, несут все возрастающую нагрузку по их содержанию, и все это ложится нагрузкой на субъекты РФ, указал Завальный.

Депутат отметил опасность, связанную с риском усиления полномочий ЕТО (Единой теплоснабжающей организации), а также опасность увеличения стоимости тепла. «Расчеты по регионам это показывают — это до 50 и более процентов. Вся неэффективность работы сектора перелагается на потребителей, правильно ли это? Есть сомнения.

Еще один риск — риск монополизации сетей теплоснабжения со стороны ЕТО», — сказал депутат.

Регулирование только предельного уровня цен в этих условиях может привести в итоге к повышению стоимости платы для конечного потребителя, «альтернативная котельная» является расчетной, а не конкретной ценой, подчеркнул он.

«Надо четко определить — что такое ЕТО, кто его образует, методы его работы, новая модель не должна подавлять конкуренции в теплогенерации, а способствовать ей.

Иначе мы рано или поздно получим эту предельную цену для потребителей, а этого допустить нельзя», — предупредил он.

Опасность также касается увеличения ответственности теплоснабжающих организаций, считает Завальный. «Хотя новую модель можно применять только с согласия властей региона, регионы опасаются, что им будут выкручивать руки, заставлять переходить на новый принцип без должного основания. Это будет вести к росту тарифов, росту бюджетных расходов и социальной напряженности», — заключил он.

Минэнерго: «альтернативная котельная» работает

В свою очередь замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко признал, что состояние отрасли является плачевным, однако модель «альтернативной котельной» работает. «Что касается ежегодных инвестиций в отрасль теплоснабжения, то фактически они составляют около 87 млрд рублей (по данным 2014 года).

Потребность — около 250 млрд рублей, 37% из которых могут быть получены за счет повышения эффективности», — отмечается в презентации Минэнерго. При повсеместном введении «альтернативной котельной» в теплоснабжение будут привлечены инвестиции в объёме 2,5 трлн рублей, рассказал Кравченко.

А снижение ежегодной нагрузки на бюджет по субсидированию отрасли теплоснабжения составит 150 млрд рублей.

«По-хорошему, «альтернативная» котельная уже работает», сказал он и привел в доказательство своего тезиса данные о падении объемов потребления в системе централизованного теплоснабжения, «поскольку многие потребители из-за высоких промышленных цен стали строить свою собственную тепловую генерацию, цена на которую «значительно ниже».

Нет средств для модернизации

Замглавы ФАС Виталий Королев отметил неоднозначность новой модели — по его словам, ограничение роста стоимости тепловой энергии уровнем 4% в некоторых случаях препятствует привлечению инвестиций в отрасль.

«Тот индекс (роста) платы граждан, который сейчас принят в размере 4% — он, конечно, очень ограниченный, и в некоторых случаях не позволяет найти те средства, которые необходимы для модернизации и нового строительства, в том числе в теплоснабжении», — сказал он.

Королев считает, что «альтернативная котельная» должна быть только одним из способов тарифообразования, который может быть выбран регионом. При этом сохранение возможности устанавливать стоимость тепловой энергии на уровне ниже «альтернативной котельной» — одна из важных составляющих реформы теплоснабжения, убежден замглавы ФАС.

Законопроект очень мягкий и точный — МЭР

Выступление замдиректора департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Дмитрия Вахрукова было посвящено важности инвестиций в теплоснабжение не только через тариф. «Мы считаем, что единая теплоснабжающая организация должна искать инвестиции внутри системы. Не внутри повышения цен, а внутри повышения эффективности», — подчеркнул представитель МЭР.

https://www.youtube.com/watch?v=XUVNDXGoks8

По его мнению, сейчас есть неэффективные котельные с высоким тарифом. «Давайте заберем это и вложим эти деньги», — предложил он.

По мнению МЭР, в теплоснабжении должна быть конкуренция, в том числе по выбору теплоснабжающей организацией, например, для новых строительных проектов. «Законопроект в той редакции очень мягкий, очень точный в той части, чтобы не допустить негативных последствий», — считает Вахруков.

Сохранение конкуренции

Участники слушаний рекомендовали правительству провести оценку экономических последствий при переходе на новую систему в крупных городах севера и востока РФ, в том числе, в Челябинске, Тюмени, Красноярске, предусмотреть в законопроекте механизмы неповышения цены тепловой энергии для потребителя выше темпов инфляции. «Детально проработать иные способы повышения эффективности работы ТЭЦ, а именно рассмотреть возможность реализации части электрической энергии (до 20%), вырабатываемой ими, на розничном рынке электроэнергии в регионе присутствия», — говорится в рекомендациях слушаний. Также правительству рекомендовано усилить меры по сохранению и развитию конкуренции в сфере теплоснабжения, с учетом усиления роли ЕТО, в том числе ограничению доли рынка тепла от одного источника или доли участия в уставном капитале ЕТО (включая аффилированных лиц).

Читайте также:  Минстрой предлагает увеличить размер помощи ипотечным заемщикам

Читайте развитие сюжета: «Новая модель теплоснабжения повысит тарифы на 80%»

Оперативное совещание с вице-премьерами

7 июня 2021 12:20

Совещание прошло в режиме видеоконференции.

Дом Правительства, Москва

Оперативное совещание с вице-премьерами

Вступительное слово Михаила Мишустина:

Добрый
день, коллеги!

  • Правительство утвердило план реализации Энергетической стратегии

Начнём
сегодня с блока вопросов, которые касаются развития топливно-энергетического
комплекса. Правительство утвердило план реализации Энергетической стратегии,
рассчитанной на ближайшие 15 лет. Она была подготовлена с учётом поручений
Президента.

В
план вошли более 130 мероприятий. Они затрагивают все сферы нашего ТЭК – от
добычи ресурсов до снабжения жилых домов энергией и теплом.

Под
каждую задачу предложен свой комплекс мероприятий. Среди них – наращивание
производства сжиженного природного газа до 140 млн т. Создание
центров по его перевалке, хранению и торговле.

Открытие полигонов
низкоуглеродного производства водорода. Развитие зарядной инфраструктуры для
автомобилей. А также – вовлечение в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти
и газа.

Бóльшая часть мероприятий будет реализована в ближайшие полтора года.

Рассчитываем,
что уже в среднесрочном периоде стратегия позволит решить ряд важных для
развития страны задач.

Повысить добычу нефти и газового конденсата в Восточной
Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктической зоне. В разы увеличить производство
СПГ.

Нарастить долю собственного или локализованного передового
технологического оборудования. И существенно расширить объём экспорта в страны
Азиатско-Тихоокеанского региона.

Особое
внимание – формированию общего энергетического рынка Евразийского
экономического союза и обеспечению конкурентного участия там российского
бизнеса. В план включены соответствующие мероприятия по этому направлению.

Теперь
– о развитии инфраструктуры для поставок сжиженного природного газа из России
на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Правительство
приняло решение о выделении более 21 млрд рублей на строительство
подходного канала к морскому перегрузочному комплексу сжиженного природного
газа на Камчатке. Более 5 млрд рублей из них будет направлено уже в этом
году. 

Перевалка
на Камчатке – ключевой объект для реализации нашей стратегии по увеличению
поставок СПГ на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Новый терминал позволит
ежегодно перегружать более 20 млн т сжиженного природного газа.

Речь
идёт о перспективном, растущем рынке с большим объёмом потребления
энергоресурсов. Мы активно развиваем инфраструктуру, чтобы расширить свои
поставки на этом направлении и занять там прочные позиции. Рассчитываем, что в
итоге доля России на мировом рынке возрастёт до 20%.

Следующая тема. По инициативе Президента этот год объявлен
Годом науки и технологий. В нашей стране – 10 научно-образовательных центров
мирового уровня. Они работают в 20 регионах страны. На их поддержку в
федеральном бюджете на текущий год мы предусмотрели свыше 1 млрд рублей.

Оперативное совещание с вице-премьерами

За счёт них каждому научно-образовательному центру
предоставим грант – по 128 млн рублей. Использовать эти средства можно будет на
развитие инфраструктуры, закупку современного оборудования для исследований и
проектов, а также на организацию стажировок для сотрудников, внедрение новых
программ обучения.

Уже сейчас центры ведут передовые разработки в самых
перспективных сферах. Это, среди прочего, умные сервисы, беспилотники,
переработка промышленных отходов в удобрения, технологии на основе
искусственного интеллекта, а также создание инновационных медицинских изделий.
Уверен, что российские учёные способны добиться серьёзных успехов и обеспечить
лидерство нашей страны в науке.

Ещё одна тема – о поддержке предприятий агропромышленного
комплекса.

Правительство расширит перечень инвесторов, которые смогут частично
компенсировать свои расходы на переработку сельхозпродукции за счёт средств
государственной поддержки.

В их число включаем предприятия, которые
специализируются на производстве сухого молока. Оно необходимо для детского и
диетического питания, а также пользуется спросом у кондитеров.

Оборудование там нередко нуждается в обновлении. При этом
спрос на продукцию молочной отрасли продолжает расти, и предприятия работают с
большой нагрузкой.

Теперь они смогут претендовать на компенсацию части
инвестиций, вложенных в модернизацию производства, в размере 25% фактической
стоимости объекта.

Рассчитываем, что это решение поможет предприятиям быстрее
обновить оборудование и приобрести самую современную технику.

Реформу теплоснабжения растянули до 2023 года

Как стало известно «Ъ», правительство наконец согласовало новую модель регулирования на рынке тепла. Но из-за опасения слишком быстрого роста цен государство растянуло срок ее введения до 2023 года.

Кроме того, при переходе к новому механизму, более привлекательному для инвесторов, потолок роста тарифов ограничится 5% в год. Участники рынка в целом оказались удовлетворены реформой, но предупреждают, что сдвиг сроков может затянуть модернизацию теплоснабжения, пишет издание.

Правительство определилось с внедрением новой модели тарифного регулирования на рынке тепла: 12 августа на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича были урегулированы разногласия между Федеральной службой по тарифам (ФСТ), Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Минэкономики и Минэнерго, следует из его протокола. Это подтвердили в Минэнерго, предлагавшем модель. В Минэкономики заявили, что решения соответствуют первоначальной позиции ведомства, в ФСТ не ответили на запрос «Ъ».

Суть новой модели в том, что в крупных городах назначают единую теплоснабжающую организацию (ЕТО), отвечающую за всю цепочку доставки тепла потребителю.

Для ЕТО фиксируется потолок цены на тепло, определенной по принципу альтернативной котельной (стоимость тепла от собственной генерации потребителя). Если тариф ниже этого уровня, его повышают за несколько лет, если выше — замораживают.

Цель новой модели — привлечь инвесторов в отрасль, где износ достигает критического уровня, а потребители уходят от центральной системы теплоснабжения на собственную генерацию.

Основной проблемой при переходе к альткотельной был резкий рост тарифов в большинстве регионов (в среднем по стране на 26%, по оценкам Минэнерго).

Министерство изначально предлагало растянуть рост тарифов до 2016-2017 годов, но в мае заместитель главы Минэнерго Вячеслав Кравченко уже говорил, что переход затянется до 2020 года. Против выступала ФСТ: по ее расчетам, в некоторых случаях тариф вырастет на 400-700%.

На совещании согласовали компромисс: модель будут внедрять поэтапно с 2015 до 2023 года, сказала «Ъ» представитель Аркадия Дворковича, надо избежать рисков существенного роста цен, поэтому по каждому региону решение по срокам будет приниматься отдельно.

Эти решения будут принимать муниципалитеты, следует из протокола. Если при переходе к цене альткотельной ожидается рост тарифов более чем на 5%, то муниципалитеты составляют график перехода со сроком окончания не позднее 31 декабря 2022 года, поясняют в Минэнерго.

Но министерство хотело, чтобы альткотельная была единственным методом регулирования, это отстоять не удалось. ФСТ и ФАС настаивали на сохранении нынешних методов, в том числе метода «затраты плюс».

В итоге правительство допустило их использование до конца переходного периода: тарифы будут регулироваться посредством индексации темпом, установленным в графиках.

«Если альткотельная будет лишь одним из методов, то муниципалитеты, которые недотарифицированы, выберут альткотельную, а те, где тариф выше, выберут другие методы и таким образом поднимут тариф», — пояснял глава «Фортума» Александр Чуваев.

У НП «Совет производителей энергии» (объединяет крупную генерацию) нет возражений по механизму перехода к альткотельной. «Существующей ситуацией в теплоснабжении недовольны все: и бизнес, и потребители, и государство, — замечает директор НП Игорь Миронов.

— C переходом на регулирование по методу альткотельной крупные потребители тепла смогут рассчитывать на справедливую цену без доплаты за население, избавившись от перекрестного субсидирования». Но с этим согласны не все: в подконтрольной ОНЭКСИМу «Квадре» признают, что увеличение сроков перехода затянет модернизацию отрасли.

А при наличии других тарифных методов, кроме альткотельной, в регионах выберут тот, при котором тариф будет меньше, считают в компании.

В «КЭС-Холдинге» Виктора Вексельберга называют срок запуска модели «одним из наиболее критичных параметров для инвесторов» и замечают, что его сдвиг – «сильный негативный сигнал для отрасли».

Срок до 2020 года был «разумным компромиссом между ожиданиями бизнеса и позицией регуляторов», считают в «КЭС-Холдинге».

В Минэнерго признают, что из-за сдвига срока инвестрешения «могут быть более растянуты во времени».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector