Правительство хочет ускорить переход на прямые договоры ЖКХ

Правительство хочет ускорить переход на прямые договоры ЖКХ

Депутаты Госдумы поддержали инициативу депутатов Галины Хованской и Павла Качкаева о внесении поправок в Жилищный кодекс РФ, предусматривающих возможность заключения прямых договоров собственников жилья с ресурсоснабжающими организациями. Проект, поддержанный регионами, принят в первом чтении, передает корреспондент Накануне.RU.

В настоящее время посредниками между жильцами и «ресурсниками» выступают управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, специализированные потребительские кооперативы.

В октябре председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев предложил проводить расчеты напрямую с ресурсоснабжающими организациями, так как у последних копятся долги из-за действий посредников — деньги жильцов не доходят до поставщиков коммунальных услуг.

Депутатская инициатива о заключении прямых договоров появилась раньше указаний премьера, в июне 2017 г. Но депутаты руководствовались иной логикой.

Наличие посредника позволяет ресурсоснабжающим организациям предъявлять к УК или ТСЖ претензии по оплате за коммунальные услуги, хотя долги копит собственник, отмечают авторы. К УК же обращаются и собственники с жалобами на поставку коммунальных услуг.

Вместе с тем управляющая компания, выполняя, по сути, несвойственную им функцию (она отвечает за надлежащее содержание инженерных сетей, а не за поставку воды, газа, тепла в квартиру), не получают какое-либо вознаграждение.

УК приходится изыскивать дополнительные средства (как правило, из статьи расходов «содержание общего имущества в многоквартирном доме») для покрытия не принадлежащих им долгов, то есть долгов конечных потребителей — собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах.

Правительство хочет ускорить переход на прямые договоры ЖКХ

«Это влияет и на качество предоставления услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, и на финансовое состояние лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. В результате долги перед ресурсоснабжающими организациями могут привести к банкротству этих организаций», — говорится в пояснениях к проекту.

  • Депутаты обратили внимание и на проблему, озвученную премьером:
  • «Недобросовестность в действиях отдельных управляющих организаций, когда средства, полученные за коммунальные услуги, используются не по назначению, приводит к образованию задолженности за коммунальные ресурсы перед ресурсоснабжающими организациями, необоснованным начислениям собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах платы за коммунальные услуги».
  • Механизм, предложенный депутатами, предусматривает возможность заключения договора на поставку горячего и холодного водоснабжения, тепла, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Автоматического перехода не будет. Решение должно быть принято собранием собственников жилья, также переход на прямой договор осуществляется в том случае, если поставщик услуг в одностороннем порядке расторг договор с управляющей организацией или ТСЖ из-за долгов.

СУК: «коммунальщики» вправе разорвать договор если «управляшка» в течение двух месяцев имеет неоплаченный долг за ЖКХ. Наличие задолженности необходимо подтвердить по суду.

Во избежание появления»двойных» квитанций о заключении или расторжении договора уведомляется орган государственного жилищного надзора.

Депутаты Госдумы обсудили законопроект в первом чтении на минувшей «пленарке». По словам Павла Качкаева, типовое соглашение собственников с ресурсоснабжающими организациями будет утверждено Правительством, до этого момента отношения с коммунальщиками будут строиться по старой схеме.

Депутаты во время обсуждения отметили, что жильцы могут столкнуться с неудобствами из-за того, что будут получать не одну квитанцию от управляющей компании, а сразу несколько от разных организаций.

По словам авторов, вторым этапом может стать введение единого платежного документа, перевод средств в ту или иную организацию будет осуществлять банк на основании штрих-кодов.

Возникли вопросы и об оплате коммунальных ресурсов, используемых для мест общего пользования.

Правительство хочет ускорить переход на прямые договоры ЖКХ

«Места общего пользования — сфера деятельности управляющей организации и это относится к общему имуществу многоквартирного дома, ровно как и внутридомовые инженерные сети», — ответил Качкаев, добавив, что договоры с ресурсоснабжающими организациями будут касаться только тепла, света и газа, потребленных в квартире.

Из 70 регионов, которым была направлена инициатива, положительные заключения дали 40 субъектов.

«Достаточно ли мер в поправках для того, чтобы ресурсоснабжающая организация заключила договор с собственниками?» — поинтересовался депутат Алексей Хохлов.

По словам Хованской, самая большая сложность будет заключаться в проведении общих собраний жильцов. «Никто не будет бегать и заключать отдельные договоры», — отметила она.

«Если мы раньше знали, что за тепло в доме отвечает управляющая компания, то как будет сейчас? Когда УК будет ссылаться на тепловиков, тепловики — на УК, а потребитель может оказаться один на один со своими проблемами», — спросил Алексей Куринный. На границе дома ответственность ресурсоснабжающей организации заканчивается, сказала Хованская, так как за состояние коммуникаций внутри дома будет отвечать управляющая организация.

Обсуждаемый вопрос — важнейший для всей системы ЖКХ, отметил депутат ГД Дмитрий Ионин. Прямые договоры были до принятия Жилищного кодекса РФ, который и распространил систему посредников.

«На сегодня подавляющее большинство УК убыточны, а раз компания продолжает заниматься бизнесом, который приносит убыток, либо ей управляет идеалист-фанатик, либо, скорее всего, использует схемы вывода денег.

Мы понимаем, что в нынешней системе УК идут на нарушения закона вынужденно, кто-то, потому что так планируется бизнес-модель.

Мы говорим о том, что прямые расчеты позволят тем добросовестным участникам рынка, которые планируют работать и качественно оказывать услуги, таковыми стать, очиститься от транзитной функции», — выступил депутат.

При этом он отметил, что остается нерешенным вопрос об ответственном за качество предоставленного ресурса.

После обсуждения 380 депутатов поддержали инициативу. Второе чтение проекта состоится в январе 2018 г.

Как и зачем переходить на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией

Кто несет ответственность за качество услуг? Кому передавать показания счетчиков?

3 апреля 2018 года вступили в силу изменения в ЖК РФ, принятые федеральным законом о прямых Договорах между потребителями и поставщиками коммунальных услуг в многоквартирных домах. Жилищный кодекс был дополнен ст. 157.2, которая так и называется

«Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Собственники квартир получили возможность заключения Договоров по услугам холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления и вывоза мусора напрямую с ресурсниками. Без посредничества управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК.

Инструкция Центра защиты прав граждан «Прямые договоры в ЖКХ» расскажет, в чем преимущество прямых Договоров с ресурсниками, как перейти на такой Договор, кто несет ответственность за качество предоставляемых услуг.

Правительство хочет ускорить переход на прямые договоры ЖКХ

У кого беру – тому и плачу

В большинстве регионов управляющие компании и ТСЖ выставляют гражданам единую платежку, где помимо платы за содержание общего имущества собственникам рассчитывают платежи за потребленные свет, газ, воду и отопление. Разумеется, ни УК, ни ТСЖ или ЖСК не являются поставщиками газа или света. Это всего лишь посредники при расчетах за потребленные коммунальные услуги.

По данным Минстроя РФ, порядка 40% долгов в сфере ЖКХ составляет задолженность именно управляющих компаний перед поставщиками ресурсов. То есть граждане платят, а до ресурсников средства не доходят.

Прямые расчеты с поставщиками позволят вывести из оборота управляющих компаний значительный объем не принадлежащих им средств. Как следствие – с рынка уйдут УК, которые заинтересованы не в управлении домом, а лишь в возможности «погреть руки» на обороте денежных средств.

Эксперты полагают, что ресурсоснабжающие организации, которые начнут своевременно получать весь объем платежей, смогут выделять больше средств на реконструкцию и модернизацию сетей.

Что в конечном счете скажется на качестве предоставляемых услуг. Да и потребителю так спокойнее: сколько израсходовал воды, газа или света – за столько и рассчитался. И никто не отключит тебя от ресурса за мнимые долги.

Итак, изменения вступили в законную силу в 2018 году.

Ниже мы рассмотрим процедуру перевода многоквартирного дома на заключение прямых договоров с РСО.

Правительство хочет ускорить переход на прямые договоры ЖКХ

Как инициировать процедуру перехода на прямой договор с РСО

Инициатором могут выступить как собственники, так и ресурсоснабжающая организация

Если переход на прямые расчеты инициируют собственники МКД

Всё о расчётах за услуги ЖКХ без управляющих компаний

В конце марта этого года Госдума приняла закон о прямых расчетах с ресурсоснабжающими организациями (РСО)…

Правительство хочет ускорить переход на прямые договоры ЖКХ

Так, с апреля 2018 года собственники квартир могут заключать договоры об оказании услуг ЖКХ, минуя управляющие компании (УК).

Портал недвижимости superrielt.ru выяснил, с какой целью приняты эти изменения, как заключить прямой договор с РСО и какую выгоду при этом получат потребители.

Почему жильцам разрешили рассчитываться напрямую с РСО

Таким способом власти решили бороться с долгами управляющих компаний перед РСО. Как сообщают в Минстрое, на сегодняшний день сумма такого долга управляющих компаний составляет 250 миллиардов рублей. Причем УК собрали эти деньги с жильцов, но так и не перечислили РСО.

Осенью 2017 года глава российского правительства Дмитрий Медведев в ходе встречи со своими заместителями заявил, что сложившаяся ситуация с долгами возмутительна, поскольку люди своевременно рассчитываются за услуги ЖКХ, а по вине недобросовестных УК дом лишают теплоснабжения.

На ежегодной пресс-конференции Владимир Путин также заявил, что УК необходимо отрезать от денежного потока, так как они далеко не всегда рассчитываются вовремя и не перечисляют деньги в полном объеме.

Читайте также:  Жители Подмосковья назвали лучшие и худшие для жизни города региона

За какие услуги ЖКХ теперь можно будет рассчитываться напрямую

Согласно закону, граждане могут заключать договоры на прямую оплату горячего и холодного водоснабжения, отопления, водоотведения, а также на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (вывоз мусора). За газ и электричество россияне уже рассчитываются, минуя управляющие компании.

Обязательно ли переходить на прямые договоры с РСО

Нет, это делать не обязательно. Если жильцы довольны работой УК или товарищества собственников жилья, они могут платить за услуги ЖКХ по старой схеме. Но важно, чтобы у УК не было долгов перед РСО, иначе ресурсники откажутся от ее услуг в одностороннем порядке.

Если жильцы заплатили за два месяца, но эти деньги так и не были перечислены РСО, то ресурсники по решению суда или по акту сверки могут перейти на получение оплаты от собственников напрямую.

Может ли собственник квартиры самостоятельно отказаться от посреднических услуг УК

Нет, один человек не может заключить прямой договор с РСО. Такое решение должно быть принято на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Для перехода на прямые договоры необходимо согласие собственников как минимум половины имущества дома.

Когда такое решение будет принято, жильцы должны принести его копию и копию протокола собрания собственников в РСО. Подписывать договор не нужно – он будет заключен автоматически после предоставления документов.

Сколько длится переход к прямой оплате

Если переход происходит по инициативе жильцов, то у РСО есть до трех месяцев на подготовку прямых расчетов с этим домом.

Если же договор с управляющей компанией расторгнут по инициативе РСО, то переход на прямые расчеты с жильцами должен состояться в течение 30 дней со дня, когда уведомление об одностороннем отказе от услуг было направлено в УК.

Какие изменения ожидают потребителей услуг

По идее, на практике для потребителей ничего не изменится. Но благодаря новому механизму можно быть уверенным, что выплаченные средства дошли до поставщика ресурсов, а не осели в УК и используются не по назначению.

Повлияет ли прямая оплата на стоимость коммунальных услуг

Нет, стоимость услуг при переходе на прямые расчеты останется прежней. Возрастание тарифов будет обычным – сейчас в среднем по России это 4% в год.

Какие последствия перехода на прямые расчеты для УК

Минстрой прогнозирует, что после перехода на прямые расчеты с РСО с рынка ЖКХ вынуждены будут уйти примерно 30% управляющих компаний. По словам главы Минстроя Михаила Меня, это как раз компании, использовавшие деньги не по назначению, то есть зарабатывали не на управлении жильем, а на управлении деньгами.

Прямые договоры с РСО и на сколько это выгодно владельцу квартиры

Прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией – это одно из последних нововведений в Жилищном кодексе. Теперь владельцы недвижимости имеют право на получение коммунальных услуг непосредственно от РСО. Но в воздухе зависло много вопросов, рассмотрим их.

Правительство хочет ускорить переход на прямые договоры ЖКХ

На этот вопрос попыталось ответить Министерство строительства. По мнению оного, передачу данных с приборов учета (квартирных), а также общедомовых должна осуществлять УК – управляющая компания. При этом Министерство строительство ссылается на 161 статью Жилищного кодекса, в частности, на 11 подпункт.

Но в законодательной норме написано, что передача показаний счетчиков – это обязанность УК только в той ситуации, если такая же обязанность имеется у владельцев недвижимости, то есть собственников жилья. Но как быть, если они таким правом не обладают? На этот вопрос ответа не было получено.

В настоящий момент фактически Постановление Правительства РФ от шестого мая 2011 года под номером 354 (об услугах ЖКХ) не применяется. А это означает, что определить, кто конкретно предоставил показания, ссылаясь на обязанности собственников и исполнителей, невозможно. Поэтому пока не внесут поправки в данное постановление, выявляется немалый правовой пробел.

Надо ли менять договор управления многоквартирным домом в свете прямых расчетов с РСО?

Прямые договоры нивелируют посредника, коим является управляющая компания, поэтому теперь собственники имеют право получать ресурсы непосредственно от РСО. И этот момент приводит к вопросам. Например, нужно ли менять договор управления МКД?

Дело в том, что раньше передавать показания должна была УК. И сейчас эта обязанность не нивелировалась. Но предоставлять услуги коммунальные может и непосредственно ресурсоснабжающая компания.

Условия, касающиеся предоставления услуг, включали во все договоры управления. Так, если общим собранием жильцов будет принято решение о переходе на прямые договоры, то, как быть с этим условием в договоре с УК?

Министерство отмечает, что если было принято решение на общем собрании перейти на прямые договоры, то это предстает основанием для преобразования условий в договоре управления многоквартирным домом. Отдельное постановление о поправках не нужно.

Подводные камни прямых договоров с РСО

Давайте разберемся, так ли положителен переход на прямые договоры с РСО для собственников либо нет? В данный момент считается, что имеются причины, которые данный переход делают нецелесообразным.

Первая причина – это не выгодно. Когда Государственной Думой вносились изменения, касающиеся разрешения перехода на прямые договоры, то она обосновывала это заботой интересов РСО. Якобы, УК получают деньги, при этом не перечисляют денежные средства РСО, вследствие чего формируется большая задолженность, а это уже мешает работать организации, которая поставляет ресурсы.

Но это не так. РСО и раньше имела право отказаться от услуг УК и перейти на прямые договоры с владельцами недвижимости. Однако по какой-то причине этого не делала, соответственно, это ей не выгодно.

Но и собственникам переход на прямые договоры не выгоден. За коммунальные услуги перечисляет денежные средства УК. Если будут вопросы от собственников, то все они будут задаваться управляющей компании. А когда будут проблемы с РСО, а это неизбежно, по каждой услуге придется разбираться самостоятельно именно с РСО.

Вторая причина – не понятно, кто несет ответственность за качество поставляемых услуг. Раньше суд соглашался с тем, что УК должна нести ответственность.

Даже в ситуациях, когда качество страдало по вине РСО. Но в настоящий момент переход на прямые договоры разрешили, но ответственности для ресурсоснабжающей компании не установили.

Поэтому при переходе собственники рискуют нажить немало проблем.

Третья причина – нельзя использовать Правила коммунальных услуг. Поясним. В этом документе четко оговорены условия перерасчета за ЖКХ при отсутствии собственника в квартире, уменьшение квартплаты вследствие поставки некачественной услуги, порядок проведения поверок прибора учета и пр.

Фактически это постановление нельзя применять к прямым договорам с РСО. Их можно использовать только в отношении договоров поставки воды, электричества, но не к документу оказания коммунальных услуг. Безусловно, это можно назвать «буквоедством». Но ведь никто не запрещает РСО отказать в пересчете, ссылаясь на то, что Постановление использовать нельзя. А это еще один риск для собственников.

Как итог: пока Правительство РФ не внесет требуемые изменения и поправки в нормативные акты, лучше на прямые договоры не переходить. Слишком много дополнительных рисков для собственников недвижимости.

Альтернативное мнение

(2 оценок) Загрузка…

Рекомендуем к прочтению:

Переход на прямые договоры будет разрешен

Правительство хочет ускорить переход на прямые договоры ЖКХ

25 января 2018 года комитет Госдумы по жилищной политике и ЖКХ единогласно поддержал поправки ко второму чтению законопроекта о переходе собственников на прямые договоры. Напомним, что в настоящий момент даже, если собственники приняли решение на общем собрании о переходе на прямые платежи по оплате за коммунальные услуги, ресурсоснабжающая организация может наложить вето на решение собственников о таком переходе.

А всё дело в том, что ресурсоснабжающая организация вместо тысяч управляющих компаний – плательщиков услуг теперь получит миллионы собственников плательщиков. Для этого необходимо создавать крупные расчетные центры и привлекать дополнительные ресурсы.

И хотя гиганты компании только и жалуются на УК, которые не перечисляют им деньги, переход на прямые договоры дается им тяжело. Именно поэтому этот законопроект уже долгие годы не двигался с места.  Теперь это право вето будет отменено.

Таким образом, при желании собственников многоквартирного дома перейти на прямые договоры минуя управляющую компанию, ресурсоснабжающая организация должна обеспечить реализацию таких расчетов в срок 3 месяца.

Переход на прямые договоры состоится в этом году

Законопроект, поддержанный Минстроем России, предлагает новый формат договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями.

С принятием законопроекта договор будет возможно заключить между ними напрямую, минуя управляющую компанию.

При этом договор по типовой форме, утвержденной Правительством РФ будет заключаться автоматически, без необходимости подписывать какие-либо документы. А «единым окном» по всем вопросам потребителя остается УК.

Переход на прямые договоры может быть осуществлен решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома или в принудительном порядке, в случае если судом зафиксирована двукратная задолженность управляющей компании перед ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, законопроект сохраняет действие прямых договоров, заключенных потребителями с ресурсоснабжающими организациями ранее.

Исключение «права вето» ресурсоснабжающей компании на решение собственников о переходе на прямые договоры – это принципиальное условие обеспечения прав потребителя. В том числе, это поможет сделать рынок управления жильем экономически неинтересным для недобросовестных УК.

Читайте также:  ГК «Эталон» построит новый ЖК на юге Петербурга

Которые ранее боролись за этот рынок лишь с целью обогащения на деньгах за коммунальные услуги. Теперь в случае принятие собственниками решения о переходы на прямые платежи, управляющие компания будут получать на свои счета денежные средства только за содержание и ремонт жилья. Эти средства являются малой частью всех собираемых средств в настоящий момент.

Те, кто не заинтересован заниматься только содержанием общего имущества дома могут уйти с рынка.

Данный законопроект направлен на создание прозрачной системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги. Исключение возможности утаивать на счетах управляющих компаний часть средств, причитающихся ресурсоснабжающим организациям, и общее укрепление платежной дисциплины.

data-full-width-responsive=»true»

Что изменится после перехода на прямые договоры?

Правительство хочет ускорить переход на прямые договоры ЖКХ

В Ульяновске начался массовый перевод МКД на прямые договоры с поставщиками коммунальных ресурсов. Зачем это делается и в чьих интересах?

Накануне был принят Федеральный закон от 03.04.2018 №59-ФЗ, который внес изменения в Жилищный кодекс РФ.

Согласно документу, устанавливается возможность заключения договоров на холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно между организациями, оказывающими соответствующие услуги, и потребителями услуг.

— Закон дает право каждому многоквартирному дому провести общее собрание собственников и принять решение платить напрямую, — прокомментировал первый заместитель председателя Правительства Ульяновской области Андрей ТЮРИН. — Это во многом добавит прозрачности в расчетах между потребителями и поставщиками.

Вместе с тем, что касается оплаты общедомовых услуг, то здесь проблема не уйдет и будет зависеть от качества работы управляющей организации.

Исключат посредников принудительно

Основная идея данного изменения в ЖК РФ состоит в борьбе с громадными долгами перед ресурсниками. По мнению авторов, эта законодательная инициатива призвана исключить посредников в цепочке расчетов за коммунальные ресурсы. И это должно благотворно сказаться на собираемости платежей. А недобросовестные УК, которые использовали деньги жителей не по назначению, уйдут.

— Исключение «права вето» ресурсоснабжающей компании на решение собственников о переходе на прямые договоры — это принципиальное условие обеспечения прав потребителя.

В том числе, это поможет сделать рынок управления жильем экономически неинтересным для недобросовестных управляющих компаний, которые ранее боролись за этот рынок лишь с целью обогащения на чужом финансовом потоке, — пояснил глава Минстроя России Михаил МЕНЬ в ходе всероссийского совещания с регионами 11 апреля.

Помимо добровольного заключения прямых договоров, закон теперь разрешает сделать это принудительно в случае, если судом зафиксирована задолженность УК перед ресурсоснабжающей организацией в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины платежей. По данным Росстата на второй квартал 2017 года, объем задолженности управляющих организаций составил почти 250 млрд рублей. То есть эти деньги были собраны управляющими компаниями с потребителей, но ресурсникам так и не перечислены.

По ранее озвученным публично данным ульяновского филиала ОАО «ЭнергосбыТ Плюс», в целом долг за поставленные тепло и ГВС по нашему региону составляет 3 млрд рублей. Впрочем, значительная часть из этой суммы была накоплена еще до 2012 года, и есть эксперты, которые считают эти долги весьма спорными.

Так или иначе, энергетики настаивают на том, что таким образом муниципальные компании Ульяновска «Теплоком» и «Теплосервис» должны им по тем старым счетам порядка 1 млрд рублей. Кроме того, по данным сайта «Т Плюс», общий долг УК, ТСЖ и ЖСК составляет 1,7 млрд рублей.

Причем наибольшая задолженность накопилась у ГУК Засвияжского района (603 млн рублей), ЖСК «Комплекс» (133 млн рублей), ГУК Ленинского района (74 млн рублей), ООО СК «Фундамент» (73 млн рублей) и др.

В целом аналогичные претензии имеются к 102 управляющим организациям. Многие из этих УК уже просужены энергетиками, часть признана банкротами, их счета арестованы, а поступающие от жителей деньги на содержание МКД уходят в счет погашения долга.

Еще раз обратим внимание на то, что закон дает право, но не обязывает заключать прямые договоры.

И если ваша УК справляется и не имеет задолженности перед энергетиками, никто не заставит жителей заключать прямой договор без их желания и решения общего собрания собственников.

Кому платежи, а кому ответственность

В разговоре о прямых договорах зачастую под ними понимают не конкретно договор, а скорее прямые платежи. Именно это выгодно для ресурсников: получать деньги от потребителей напрямую.

А вот как при этом будет обеспечиваться качество поставляемой по договору коммунальной услуги в квартире у потребителя — этот момент в разговоре предпочитают обходить.

Между тем, именно УК является исполнителем коммунальной услуги и несет ответственность по ее обеспечению в МКД. Давайте посмотрим, что в этом плане говорит закон.

Так, он допускает переход к новым договорным отношениям между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями. При этом вводится невиданный ранее ни Жилищным, ни Гражданским кодексами термин «договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг».

— К сожалению, ЖК РФ не содержит легального определения данного договора. При этом даже комплексный анализ действующего законодательства не позволяет определить его существенные условия, — считает директор Контакт-центра при Главе города Ульяновска Денис СЕДОВ. — В частности, не совсем понятно, что именно является предметом договора: коммунальный ресурс или коммунальная услуга.

На первый взгляд, наименование статьи 157.2 ЖК РФ «Предоставление коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями» дает ответ на этот сложный вопрос.

Однако справедливо возникает другой вопрос: становится ли ресурсоснабжающая организация исполнителем коммунальных услуг и к кому потребители должны предъявлять требования к качеству коммунальных услуг? Более того, в случае одностороннего прекращения договора с УК ресурсоснабжающая организация обязана лишь уведомить (в том числе с использованием ГИС ЖКХ) собственников об этом, и затем заключается прямой договор. При этом письменной формы договора не требуется, и он считается заключенным со всеми жильцами (собственниками и нанимателями) МКД одновременно.

  • Кроме того, договор ресурсоснабжения с собственниками помещений в многоквартирном доме считается заключенным в следующих случаях:
  • • в случае отсутствия заключенного договора ресурсоснабжения с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом;
  • • если не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован;
  • • при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений.
  • При этом вся ответственность остается на управляющих организациях. Так, к числу обязанностей УК, ТСЖ, ЖСК относятся:
  • • предоставление ресурсоснабжающим организациям необходимой для начисления платы за коммунальные услуги информации, в том числе показания индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета;
  • • осуществление контроля качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ общего имущества в МКД;
  • • принятие от собственников и пользователей помещений обращений о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями, проведение проверки фактов, изложенных в них, устранение выявленных нарушений и направление информации о результатах рассмотрения обращений;
  • • обеспечение ресурсоснабжающим организациям доступа к общему имуществу в МКД для осуществления приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.

Последний пункт в данном списке, очевидно, необходим для борьбы со злостными неплательщиками. Так как обязанность по борьбе с ними при прямых договорах переходит от УК к ресурникам.

И это один из ключевых моментов, который вносит изменения во взаимоотношения между потребителями и поставщиками. Раньше с должниками пытались бороться УК, у которых это в отсутствие полномочий получалось откровенно плохо и вело к накоплению долгов.

В остальном для жителей никаких значительных изменений произойти не должно.

Прямой договор с ресурсоснабжающей организацией. Заключать ли?

3 апреля 2018 года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс, позволяющие собственникам помещений в МКД заключить прямой договор с каждой ресурсоснабжающей организацией о предоставлении коммунальных услуг (договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения) и договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами напрямую с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (письмо Минстроя России от 4 мая 2018 г. № 20073-АЧ/04).

В связи с большим количеством поступивших в Минстрой России обращений, специалисты Министерства высказали свою позицию по ряду вопросов, связанных с заключением таких «прямых» договоров (далее – прямые договоры).

В частности, в письме подробно разъяснен механизм защиты граждан от получения «двойных» квитанций на оплату коммунальных услуг после перехода на прямые договоры.

В случае, если после заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией последняя продолжает выставлять плату за коммунальные услуги, она должна будет уплатить потребителям, которым были представлены такие платежные документы, штраф.

Кроме того, специалисты Министерства отметили, что при заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится ресурсоснабжающая организация и именно на нее возлагается обязанность по представлению платежных документов потребителям.

Читайте также:  Госдума запретит изымать добросовестно приобретенное выморочное жилье

Поэтому выставление платежек лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в этом случае является нарушением лицензионного требования. Лицензионный контроль в отношении управляющих организаций осуществляется органами государственного жилищного надзора субъектов Российской Федерации.

Отвечая на вопрос о разграничении зон ответственности управляющей организации и РСО в случае заключения прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при предоставлении некачественных коммунальных услуг, Минстрой России указал следующее.

Лицо, осуществляющее управление МКД, выступает «единым окном» для приема жалоб потребителей на нарушение качества предоставляемых коммунальных услуг и отвечает за качество таких услуг внутри многоквартирного дома в части надлежащего содержания внутридомовых инженерных коммуникаций.

Ресурсоснабжающая организация отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

  • Также в письме пояснено, что плата за общедомовые нужды при переходе на прямые договоры выставляется ресурсоснабжающей организацией лицу, осуществляющему управление МКД, а последний выставляет соответствующую плату собственникам помещений в многоквартирном доме в составе платы за содержание жилого помещения.
  • На вопрос о том, как будет осуществляться передача показаний индивидуальных и коллективных (общедомовых) приборов учета при переходе на прямые договоры, Минстрой России ответил, что предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками/ нанимателями) и коллективных (общедомовых) приборов учета, должны лица, осуществляющие управление МКД.
  • Приведены ответы на ряд иных вопросов.
  • Так, например, отмечено, что ресурсоснабжающая организация не обязана получать согласие собственников помещений в многоквартирном доме для реализации права на односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в связи с наличием у последнего задолженности перед РСО.

В отношении данного основания расторжения договора ресурсоснабжения Минстрой России также пояснил, что юридически значимым в этом случае является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги. Наличие задолженности за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания общего имущества в МКД, не является основанием для одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения.

Также Минстрой России указал, что принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения о заключении прямого договора с РСО, влечет изменение договора управления многоквартирным домом в силу закона.

По материалам информационного портала ГАРАНТ.РУ

Переход на прямые договора — Физическим лицам

В связи с изменениями жилищного законодательства с 03.04.2018 собственники помещений в многоквартирных домах (МКД) наделены правом перехода на прямые договоры — договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг — с ресурсоснабжающими организациями (РСО).

Одновременно ресурсоснабжающим организациям также предоставлено право одностороннего отказа от заключенного с исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК и т.п.) договора ресурсоснабжения и заключения прямого договора с каждым собственником помещения в многоквартирном доме.

Односторонний отказ РСО от заключенного с исполнителем коммунальных услуг договора допустим при наличии у последнего задолженности, равной или превышающей две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения.

При переходе на прямые договоры отношения по поставке коммунальных ресурсов в помещения МКД возникают непосредственно между каждым из собственников помещений и ресурсоснабжающей организацией, минуя управляющую организацию дома.

Основания и процедура перехода на прямые договоры предусмотрены ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ.

Для перехода на прямые договоры по инициативе собственников помещений МКД необходимо на общем собрании принять решение о заключении собственниками помещений прямых договоров непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В протоколе общего собрания собственников помещений также должна быть отражена дата перехода на «прямые» договоры.

При принятии соответствующего решения прямые договоры с каждым собственником помещения в МКД будут считаться заключенными с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в МКД. При этом РСО вправе перенести указанный срок, но не более, чем на три календарных месяца.

Прямые договоры заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством РФ (а до их утверждения – в соответствии с нормами жилищного законодательства), при этом заключение договора в письменной форме не требуется (ч. 6 ст. 157.2 ЖК РФ).

Уведомления о переходе на прямые договоры по инициативе ПАО «МОЭК»

  • Нормативно-правовая база:
  • Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. N 59-ФЗ
  • Приказ Минстроя России № 44/пр

Постановление Правительства РФ от 13.07.2019 № 897

  1. Типовой договор на оказание коммунальных услуг физическим лицам
  2. Документы, необходимые для перехода на прямые договоры по инициативе собственников:
  3. Алгоритм проведения общего собрания собственников помещений
  4. Инструкция по оформлению протокола
  5. Протокол общего собрания
  6. Добро пожаловать в ПАО «МОЭК»!

О переходе на "прямые договоры" с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг — новости — пресс-центр — главная — департамент государственного жилищного и строительного надзора свердловской области официальный сайт

6 июля 2018

О переходе на «прямые договоры» с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг

В апреле 2018 вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым предусмотрена возможность перехода на «прямые» договоры между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями.

  • Переход на «прямые» договоры возможен в случае одностороннего расторжения ресурсоснабжающей организацией договора с управляющей организацией, а также в случае принятия решения на общем собрании собственников.
  • Разберем порядок одностороннего расторжения ресурсоснабжающей организацией договора с управляющей организацией.
  • Расторжение ресурсоснабжающей организацией договора с управляющей организацией в одностороннем порядке возможно при наличии подтверждённой задолженности за потребленные коммунальные ресурсы.
  • Задолженность должна быть признана управляющей организацией (по подписанному акту сверки задолженности) или подтверждена вступившим в законную силу решением суда (независимо от факта последующей оплаты данной задолженности), за исключением случая полного погашения данной задолженности до вступления в законную силу судебного акта.
  • В случае отказа со стороны ресурсоснабжающей организации от договора с управляющей организацией ввиду наличия задолженности, согласие собственников помещений в многоквартирном доме на заключение «прямого» договора не требуется.
  • Ресурсоснабжающей организацией необходимо соблюсти порядок уведомления о расторжении договора ресурсоснабжения, который предусматривает:
  • уведомление, направленное управляющей организации и органу государственного жилищного надзора об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления (в том числе с использованием ГИС ЖКХ);
  • уведомления, направленные собственникам помещений, путем: размещения в общедоступных местах (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом); опубликования в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления; размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте ресурсоснабжающей организации; размещения в ГИС ЖКХ.

По истечение 30 дней с даты направления в управляющую организацию уведомления, договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в МКД, но продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

В указанном случае «прямой» договор с собственниками помещений считается заключенным со всеми собственниками помещений в МКД одновременно на неопределенный срок. При этом форма договора будет утверждаться правительством Российской Федерации и заключения договора в письменной форме не требуется.

Таким образом, при соблюдении всех вышеперечисленных условий, ресурсоснабжающей организация имеет право выставлять собственникам (нанимателям) плату за потребные коммунальные услуги напрямую, минуя управляющую организацию, а управляющая организация, в свою очередь, лишается права выставлять собственникам (нанимателям) плату за потребленные коммунальные услуги (на индивидуальные нужды).

В целях информирования населения Свердловской области, Департамент на официальном сайте http://nadzor.midural.ru будет публиковать Реестр уведомлений, поступивших от ресурсоснабжающих организаций об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, направленных в адрес управляющих организаций.

Обращаем внимание, что в случае выставления управляющей организацией платы за коммунальные услуги после перехода на «прямые» договоры, управляющая организация будет обязана заплатить собственникам штраф в двукратном размере суммы, подлежащей уплате собственниками, согласно выставленным им документам.

Кроме того, выставление лицом, осуществляющем управление многоквартирным домом, платы за коммунальные ресурсы после перехода на «прямые» договоры с ресурсоснабжающими организациями является нарушением лицензионных требований и является основанием для принятия органами государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации мер реагирования в рамках осуществления лицензионного контроля.

Уважаемые жители, обращайте внимание на информационные объявления, размещенные на информационных стендах ваших многоквартирных домов, в целях определения надлежащего получателя денежных средств за оказанные коммунальные услуги.

Если же оплата собственником (нанимателем) произведена управляющей организацией, не имевшей право выставлять квитанцию за коммунальные услуги, повторно оплачивать в ресурсоснабжающую организацию плату за коммунальные услуги, внесенную по платежному документу в управляющую организацию, собственникам (потребителям) не придется, так как собственник (потребитель) будет признаваться надлежаще исполнившим обязанность по внесению платы за коммунальные услуги. В такой ситуации ресурсоснабжающая организация обязана взыскивать задолженность по оплате с управляющей организации. Тем не менее, во избежание споров, необходимо убедиться в надлежащем получателе платы.

  1. При переходе на «прямые» договоры ресурсоснабжения в обязанности лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, вменяется предоставление информации о показаниях индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
  2. Плата за коммунальные ресурсы, потребленные в целях использования и содержания общего имущества в многоквартирном доме, при переходе на «прямые» договоры по-прежнему будет выставляться лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом для последующего выставления собственникам помещений в многоквартирном доме.
  3. Назад к списку

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector