Строительный надзор распространится на дачные участки

В последнее время дачи стали объектом повышенного внимания со стороны контролирующих органов. Причина кроется в том, что очень часто загородные участки стали использовать не по назначению.

Строительный надзор распространится на дачные участки egrn.org

Возьмем такой пример: на протяжении долгого времени на участках садоводческих товариществ возводились многоэтажные дома. В документе значилась дача, но по факту в этом «дачном домике» бойко шла продажа квартир в виде долей, потому что в документах никаких квартир не было.

Такая ситуация привела к тому, что государство стало усиливать контроль за использованием земель, отданных под дачное строительство. Что же ждет садоводов в текущем 2019 году?

Плановая проверка Росреестра

Росреестру сейчас поручено заниматься государственными делами, связанными с земельным надзором. В первую очередь этот надзорный орган будет интересовать вопрос: все ли делает владелец участка в соответствии с законом.

Проверка Росреестра будет проходить по таким пунктам, как:

  • Определение целевого назначения земли, нет ли здесь нарушений 

Начиная с этого года на садовых участках официально разрешается выращивать сельхозкультуры для личного пользования и возводить капитальные строения как жилого, так и нежилого назначения.

Если земельный надел относится к категории «огородный«, то капитальное строительство на нем запрещено. Можно только возводить временные постройки для хранения урожая непродолжительное время.

  • Законно ли дачник пользуется участком.

По этому пункту самым частым нарушением является выход за границу своего надела. К примеру, по данным Росреестра значится, что участок дачника имеет площадь 5 соток, но если измерить площадь внутри забора, то он имеет площадь 6 соток. А за это полагается штраф, потому что земля самовольно захвачена.

  • Участок используется не по назначению или простаивает.

Все земельные наделы должны быть использованы в соответствии со своим назначением. Например, на участке, выделенном Росреестром под индивидуальное строительство, к определенному сроку ничего не построено. В этом случае владелец будет оштрафован.

  • Госстройнадзор идет с проверкой.

Только в прошлом году дачное строительство стало объектом строительного надзора. Если у проверяющих есть на руках документ (постановление), то они могут приехать на участок в любой момент.

Проверка будет касаться того, насколько точно соблюдаются строительные правила и нормы. В первую очередь смотрят, соответствует ли дачный дом строительным нормам для этой категории построек (он должен быть высотой не больше 20 м, по количеству этажей — не больше 3-х).

Проверка будет назначена только тогда, когда в надзорный орган поступит жалоба от граждан или организации. Если нарушение подтвердится, то об этом будет уведомлена местная администрация, которая обязана направить заявление в суд по вопросу принудительного сноса постройки.

  • Проверку будет осуществлять и налоговая служба.

Проверка от ФНС будет касаться правильности начисления налогов. Так как мы говорим о садовых участках, то налога на землю.Ставка налога в данном случае составляет 0.3%. от кадастровой стоимости земли.

В том случае, если владелец ведет коммерческую деятельность (выращивает для продажи), то ставка налога буде выше и составит уже 1.5 % от стоимости земли по кадастру.

Отдыхайте на своих сотках, но про проверки не забывайте!

Тех, кто строит дом на своем участке, теперь ждут новые проверки

  • Этим летом произошло немало серьезных изменений в градостроительном законодательстве, многие из которых напрямую коснулись дачников и владельцев частных жилых домов.
  • Подробнее о новых правилах строительства на участках граждан я подробно рассказывала здесь.
  • Но нельзя не упомянуть и еще об одном важном нововведении, которое Минстрой уже давно вынашивал в своих планах: введение дополнительного надзора за индивидуальным жилищным строительством.
  • Напомню, что дачников и частных домовладельцев могут проверить в рамках своих полномочий органы: Россельхознадзора, Росреестра, санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора.
  • Теперь к числу проверяющих добавятся еще и органы государственного строительного надзора.
  • Что это за новый вид проверок, который теперь грозит дачникам и частным домовладельцам?
  • 1) Чем обусловлено введение нового вида надзора?
  • Законом от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ на общефедеральном уровне впервые были сформулированы единые параметры дачных и частных жилых домов:

— все жилые строения, которые располагаются на дачных участках, участках под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, определяются теперь так: «объект индивидуального жилищного строительства» (ИЖС).

  1. И все эти объекты должны соответствовать следующим требованиям: в высоту не превышать 20-ти метров и трех этажей в наземной части, не предполагать раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
  2. В связи с этим вводится и система государственного надзора за дачным и индивидуальным жилищным строительством – чтобы проверять выполнение всех требований законодательства гражданами, которые ведут строительство на своих участках.
  3. Раньше закон предусматривал ведение строительного надзора только за капитальными строениями, для которых требовалось получать разрешение на строительство и оформлять проектную документацию.
  4. По новому закону на все объекты ИЖС теперь не нужно получать разрешения на строительство: будет действовать особа уведомительная система (в местную администрацию застройщик направляет уведомление о начале и об окончании строительства).
  5. Однако строительный надзор за объектами ИЖС все равно теперь будет проводиться – региональными инспекциями государственного строительного надзора.
  6. 2) Что будут проверять органы строительного надзора?

— насколько соответствует построенный или реконструированный объект допустимым параметрам объекта ИЖС,- соблюдены ли требования землепользования и застройки, утвержденные для данной территории,- выполняются ли нормы строительства, пожарной, санитарной и экологической безопасности при возведении объекта ИЖС

(начиная с 2007 года все эти виды надзора в отношении строящихся объектов выполняет исключительно государственный строительный надзор).

3) Как будет проходить проверка?

Государственный строительный надзор будет проводиться в форме выездных проверок. Гражданин должен предоставить инспекторам доступ к своему строящемуся объекту при предъявлении ему копии приказа о проверке и служебного удостоверения.

Если по итогам проверки выявлены нарушения, инспекторы обязаны в срок до 5-ти рабочих дней направить в местную администрацию уведомление о выявлении самовольной постройки.

Последствием для застройщика станет судебный иск от администрации о сносе самовольного строения.

Кроме того, государственный строительный надзор может наложить административные штрафы за нарушение гражданином-застройщиком требований в области строительства (ст. 9.4 КоАП) и установленного порядка в области строительства (ст. 9.5 КоАП).

4) Что станет основанием для проверки?

— обращение граждан, организаций или предпринимателей в инспекцию по государственному строительному надзору по факту нарушений, которые допускаются при строительстве объекта ИЖС,- опубликование в СМИ информации о нарушениях обязательных требований строительства,- получение сведений от органов государственной власти или местного самоуправления.

Иными словами, жалобы соседей, которым надоело слушать бесконечный шум от строительных работ, теперь будет вполне достаточно, чтобы пришла инспекция с проверкой.

© Сивакова И. В., 2018 г.

Осуществление земельного контроля за садовыми и дачными земельными участками в 2019 году: регламент, порядок осуществления, проблемы | Земельный эксперт

4166

Содержание статьи:

Контролирующие органы

Порядок осуществления муниципального земельного контроля за садовыми и дачными земельными участками установлен федеральными законами, постановлениями Правительства и регламентами органов местного самоуправления по административным образованиям России. Перечень главенствующих нормативно-правовых актов, регулирующих данную отрасль:

Согласно нормативам, государственный надзор в сфере использования земельных участков для дачной и садоводческой деятельности регулируется следующими структурами:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

  1. Росреестром.
  2. Россельхознадзором.
  3. Росприроднадзором.
  4. Росводресурсом.

Перечисленные учреждения отвечают за конкретные области использования ресурсов в соответствии с предоставленными федеральным законодательством полномочиями и принятыми нормативами.

Полномочия по осуществлению земельного контроля за садовыми и дачными земельными участками

Полномочия Росреестра:

  • Выполнение надзорных функций за использованием отведенной территории уполномоченным на это лицом, а также предотвращением самовольного занятия земель.
  • Организация переоформления вещных прав на имущество. Например, изменение прав пользования и аренды или передача определенного участка во владение.
  • Контроль за надлежащей эксплуатацией участка в зависимости от целевого использования дачного надела.
  • Организация надзорных функций за исполнением строительных обязательств в оговоренный период на территории садоводческого товарищества, если это определено законами или уставом общности.
  • Реализация государственных программ по предоставлению земель муниципальной собственности во владение частных лиц и некоммерческих кооперативов.
  • Осуществление контроля над мероприятиями по восстановлению земель, подвергшихся химическому или радиоактивному загрязнению, а также испорченных в результате техногенных ситуаций.
  • Надзор за исполнением указаний государственных органов.
Читайте также:  Почти каждая 10-я квартира в новостройках россии – студия

Полномочия Росприроднадзора распространяются на садовые участки в области охраны экологии. Представители данного ведомства имеют право:

  • Согласовывать с заинтересованной стороной возможность предоставления конкретного участка для использования в садоводческой деятельности.
  • Контролировать добычу полезных ископаемых с последующей рекультивацией плодородного слоя почвы.
  • Лицензировать утилизацию отходов.
  • Проверять состояние скважин водообеспечения садоводческого или дачного товарищества.
  • Контролировать систему сточных вод.

Полномочия Россельхознадзора:

  • Ввод в эксплуатацию заброшенных дачных участков.
  • Контроль над животноводством в пределах дачной общности, если такое допустимо уставом товарищества.
  • Надзор за фитосанитарным состоянием плодовоовощных культур.
  • Наложение запрета на самовольное удаление или уничтожение плодородного слоя земли, в том числе при использовании химических удобрений.
  • Организация процедур по улучшению качества почвы.

Полномочия Росводресурса:

  • Организация забора воды для полива в дачном или садоводческом товариществе.
  • Установление платы за использование воды (ст. 20 Водного кодекса). Такие ставки определены ПП РФ № 876 от 30.12.06.

Порядок осуществления земельного контроля за садовыми и дачными земельными участками

Этапы осуществления надзорных функций производятся согласно федеральным законам, отдельным положениям, регулирующим деятельность госучреждений и административным регламентам. Последние нормативы утверждаются каждый год региональными властями или муниципалитетами отдельных образований (городов, поселений).

Проверки садовых и дачных земельных участков проводятся в форме регулярного ежегодного мониторинга и внеплановых процедур, а также путем систематического наблюдения за деятельностью дачных организаций. Внеочередное мероприятие осуществляется в связи с предписанием местной администрации или по случаю выявления факта нарушений законных требований по природопользованию.

При организации регулярного мониторинга должностные лица обязаны:

  1. Информировать владельцев дачной недвижимости о проведении мероприятия.
  2. Укладываться в предусмотренный законом период для проведения проверки.
  3. Не превышать должностных обязанностей. При выявлении противоправного факта, не относящегося по компетенции к проводящему проверку госучреждению, исполнитель должен известить об этом уполномоченное лицо.

Права должностных лиц закреплены в ч. 4 ст. 71 Земельного кодекса. В концентрированном виде можно указать следующие полномочия проверяющих лиц:

  • Подготовка и проведение процедуры, и составление акта проверки.
  • Получение всей необходимой для проверки информации и документации.
  • Беспрепятственный доступ к соответствующему земельному участку.
  • Проводить административное обследование объектов земельных отношений.
  • Обращаться в органы внутренних дел за содействием в проведении проверки.
  • Осуществление в пределах своей компетенции административного производства.
  • Вынесение соответствующего решения.
  • Контроль за исполнением законных требований и устранением проблем природопользования.

Обязанности лиц, в отношении которых проводятся проверки:

  • Организовать полный доступ представителю госучреждения для исполнения мониторинга.
  • Устранить причины, препятствующие надлежащему использованию земельного участка.
  • Возместить ущерб, причиненный противоправными действиями.

Пример по осуществлению земельного контроля за садовыми и дачными земельными участками

Управление Россельхознадзора Пензенской области в ходе очередного рейда по выявлению подкарантинной продукции установило факт реализации саженцев плодово-ягодных культур, которые не прошли обязательную проверку согласно ФЗ № 206 от 21.07.14.

На основании выявленного правонарушения садовод Иванов П.Н. был привлечен к административной ответственности согласно ст. 10.3 КоАП РФ. По закону нарушителю грозит штраф в размере от 200 до 500 рублей.

Заключение

Осуществление земельного контроля за садовыми и дачными участками подотчетно следующим госучреждениям:

  1. Росреестру. В области перехода вещного права и соблюдения законности землепользования.
  2. Россельхознадзору. В сфере охраны состава почвы, санитарии животноводства и фитосанитарии растениеводства.
  3. Росприроднадзору. В области контроля добычи полезных ископаемых и утилизации отходов производственной деятельности человека.
  4. Росводресурсу. В сфере водозабора и установления за это оплаты.

Также может осуществляться муниципальный и общественный земельный контроль.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по осуществлению земельного контроля за садовыми и дачными земельными участками

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Виталий. Кем разрабатываются мероприятия по проведению очередных проверок в области охраны природы и землепользования на территории дачного товарищества?

Ответ: Здравствуйте, Виталий. Согласно ст. 8 Положения о государственном земельном надзоре, план по ежегодной очередной проверке разрабатывается и утверждается территориальными отделениями органов власти. Такие рекомендации различны в зависимости от субъекта Федерации.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Новые правила строительства объектов индивидуального жилищного строительства, порядок осуществления государственного строительного надзора при их строительстве — Новости — Пресс-центр — Главная — Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Официальный сайт

20 августа 2018

Новые правила строительства объектов индивидуального жилищного строительства, порядок осуществления государственного строительного надзора при их строительстве

04.08.2018 вступил в силу Федеральный закон от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), направленный, в том числе, на совершенствование законодательства в сфере строительства объектов индивидуального жилищного строительства.

Законом определено понятие «объект индивидуального жилищного строительства», которым признается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Законом устанавливается, что осуществление подготовки проектной документации, выдача разрешения на строительство и в дальнейшем получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства (далее – объект ИЖС) в эксплуатацию с 04.08.2018 не требуются. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к такому объекту.

В целях строительства или реконструкции объекта ИЖС необходимо подать в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее – уполномоченный орган), уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС (далее – уведомление о планируемом строительстве), форма которого будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Перечень сведений, которые должны содержатся в уведомлении о планируемом строительстве установлен законом, включает в себя сведения о застройщике, земельном участке, на котором планируется осуществить строительство или реконструкцию, а также о планируемых параметрах объекта ИЖС, в том числе об отступах от границ земельного участка. К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются правоустанавливающие документы на земельный участок, документы, подтверждающие полномочия представителя лица, направляющего уведомление, а в случае, если строительство или реконструкция объекта ИЖС планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения – описание внешнего облика объекта ИЖС либо указание на использование типового архитектурного решения. Уведомление о планируемом строительстве можно направить в уполномоченный орган на бумажном носителе посредством личного обращения либо через многофункциональный центр, а также посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг. Форма такого уведомления будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В течение семи рабочих дней с момента поступления уведомления о планируемом строительстве уполномоченным органом принимается решение о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке либо об их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, о чем уведомляется заявитель. Решение о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке может быть принято только в случаях, строго определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Получение уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, ненаправление никакого уведомления в адрес заявителя уполномоченным органом, считается согласованием указанным органом строительства или реконструкции объекта ИЖС и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления о планируемом строительстве. По общему правилу, данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС.

В случае изменения параметров планируемого строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик подает уведомление об этом в уполномоченный орган с указанием изменяемых параметров.

В срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС в порядке, аналогичном описанному выше, в уполномоченный орган подается уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС, к которому прилагаются технический план объекта ИЖС, заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект ИЖС в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект ИЖС, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора. Форма уведомления также будет утверждена Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

  • По результатам рассмотрения уведомления об окончании строительства принимается решение о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о его несоответствии таким требованиям с указанием всех оснований для направления такого уведомления, строго определенных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
  • В случае принятия решения о соответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности на уполномоченный орган возлагается обязанность направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект ИЖС и прилагаемые к нему документы, о чем уведомляется застройщик.
  • В случае принятия решения о несоответствии построенного или реконструированного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности информация об этом направляется в органы, уполномоченные на осуществления государственного строительного надзора, земельного надзора в целях принятия мер реагирования.
Читайте также:  Ипотека на деревянные дома не стала востребованной

Как разносить расходы в программе, чтобы на затратных счетах не болтались хвосты

Генеральный директор Московского областного БТИ Роман Ларин и эксперт Федеральной кадастровой палаты Росреестра Надежда Лещенко ответили на самые актуальные вопросы читателей «Российской газеты» о регистрации и строительстве дачных домов, теплиц и других объектов.

Нужно ли регистрировать теплицы?

Начнём с, пожалуй, самого актуального вопроса в последние три месяца. Как только собственники садов и огородов узнали об обязательной регистрации (и, соответственно, налогов) хозпостроек на фундаменте, посыпались вопросы о том, что же делать с теплицами и сараями, туалетами и пр.

Резонанс был так высок, что в конце апреля заместитель председателя Государственной Думы Ирина Яровая попросила главу ФНС Михаила Мишустина проверить информацию и еще раз разъяснить «платить или не платить».

  • Специалисты из БТИ и Росреестра ответили так:
  • Необходимость регистрации хозпостроек, в том числе теплиц и сараев, зависит от назначения участка.

«Если земля предназначена для ведения огородничества, то на таких участках не допускается возведение объектов капитального строительства. Значит, все хозпостройки (сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения) не могут быть возведены как капитальные — на прочном фундаменте.

А вот на садовых участках могут размещаться капитальные хозпостройки, прочно связанные с землей, то есть объекты, перемещение которых без ущерба для их назначения невозможно. Права на такие объекты подлежат регистрации».

Вывод: если на огородных участках появятся теплицы на капитальном фундаменте, то их придётся сносить, если на садовых — регистрировать.

Обратим внимание, что в настоящее время Минэкономразвития России разрабатывает законопроект, в котором уточняются критерии отнесения объектов к недвижимым или движимым вещам.

Согласно проекту закона, вспомогательные постройки — сараи, теплицы и прочее — будут считать улучшениями земельного участка или основного объекта, например, жилого дома.

Ранее зарегистрированные постройки можно будет исключать из ЕГРН в упрощенном порядке по заявлению правообладателя.

Нужно ли регистрировать маленький садовый домик, в котором живут только летом?

Представим такую ситуацию: в СНТ стоит дом из бруса площадью 6×6, на цементных блоках, с мансардой. Живут в нём только летом. Нужно ли оформлять?

Да, строение носит все признаки садового дома, который используется для временного проживания. Однако процедура носит заявительный характер.

Зачем дачную амнистию снова хотят продлить? Сколько сегодня неоформленных дач?

Дачная амнистия, по сути, завершилась досрочно 1 марта 2019 года, когда закончился переходный период для новых правил, которые ввели поправки в Градостроительный кодекс от 4 августа 2018 года. Правда, в Госдуму уже внесли законопроект о продлении дачной амнистии до 1 марта 2022 года. «Ни у Росреестра, ни у Кадастровой палаты таких данных нет.

Информация о том, сколько не зарегистрированных индивидуальных домов и дач, должна быть у органов местного самоуправления.

Потому что в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения только о поставленных на кадастровый учет объектах недвижимости и зарегистрированных правах на них.

С 2006 года по упрощенной процедуре зарегистрировано порядка 13 миллионов прав собственности».

С какими основными сложностями собственник может столкнуться при регистрации старых домов и строений, если дачную амнистию не продлят?

«Прежде всего это нарушения по отступам. То есть дома раньше строились без учета того, насколько близко они расположены к границам земельного участка. Сплошь и рядом крыльцо дома практически смотрит в забор соседнего участка.

Не соблюдались также особые условия использования территорий, например, есть жилые строения, попадающие в зону аэропортов, линий электропередач, природоохранных зон.

Существуют нарушения по видам разрешенного использования земельных участков.

В ряде случаев параметры построенных домов выходят за установленные Градостроительным кодексом нормы: не более 3 надземных этажей и не более 20 метров в высоту. Во всех этих случаях оформить дом в собственность будет невозможно».

Пример из жизни: гражданин арендовал землю под ИЖС. На участке был недостроенный дом. Он решил оформить участок в собственность, но не может это сделать из-за требования — завершить строительство дома. Правомерен ли отказ?

Да, в соответствии с действующим законодательством, право приобретения в собственность находящихся на праве аренды земельных участков возникает только у собственников зданий, строений, сооружений, находящихся на этом участке. Гражданин обязан сначала завершить строительство и зарегистрировать право на дом. Только после этого он сможет выкупить землю.

Какие еще строения, помимо домов и дач, подпадают под дачную амнистию?

Например, гаражи, хозпостройки с признаками капитального строительства, не предназначенные для коммерческой деятельности.

За какой период гражданин должен построить дом?

Уведомительный характер строительства и регистрации недвижимости, который введен поправками в Градостроительный кодекс, предполагает, что человеку дается 10 лет на строительство индивидуального жилого или садового дома.

В этот срок он должен уложиться, после чего подать уведомление об окончании строительства.

Если строение возвели по правилам, то органы местного самоуправления сами подают документы на регистрацию в Росреестр.

При таких правилах от регистрации объектов недвижимости нельзя уклониться, иначе объект сочтут самовольной постройкой и постановят его снести.

Можно ли исключить из ЕГРН полуразвалившиеся строения, которые не стоят того, чтобы платить за них налог?

Представим ситуацию: когда-то гражданка зарегистрировала сарай и теплицы, стоящие на подпорках, теперь они почти развалились, но налог она продолжает платить.

Можно ли исключить из ЕГРН? «Исключить из ЕГРН объекты, право на которые зарегистрировано в заявительном порядке, можно только в случае уничтожения, гибели объектов.

Для фиксации прекращения существования объектов надо вызвать кадастрового инженера. Он составит акт обследования указанных объектов.

Это документ, подтверждающий прекращение существования объекта. Он и будет основанием для прекращения права в ЕГРН и снятия с кадастрового учета».

Можно ли построить два дома на одном участке? Или один придётся сносить?

Теоретически построить два дома на одном земельном участке возможно. Но только с соблюдением норм земельного и градостроительного законодательства, строительных норм и правил, в частности, площадь земельного участка должна позволять такое строительство.

Если же «земельный участок физически не позволяет построить на нем второй жилой дом, так как не будут соблюдены необходимые отступы от границ, иные нормы и правила (например, противопожарные), то один из домов порекомендуют снести.

Но можно попробовать признать право на второй дом в судебном порядке».

Могут ли у собственника изъять землю?

Да. В Земельном кодексе есть норма о прекращении права на земельный участок.

Если земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования им либо пожизненного наследуемого владения, не используется в течение 3 лет, то он может быть изъят.

Участок могут изъять и в случае, когда землю не используется по целевому назначению.

К примеру, участок выделен для ведения сельского хозяйства, а там построили магазин, или деятельность, которая организована на участке, наносит вред окружающей среде (например, работает автомойка).

Какой земельный участок надо выбрать, чтобы можно было строить на нём дом и разводить огород для личных нужд?

Земельный участок должен находиться в границах населенного пункта. Категория земель: земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования земельного участка должен быть либо для ИЖС (индивидуального жилищного строительства), либо для ЛПХ (личного подсобного хозяйства).Что можно делать на землях ИЖС?

  • строить жилой дом (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более трех, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для проживания);
  • разбивать огород для выращивания сельскохозяйственных культур для личного пользования;
  • размещать индивидуальные гаражи и хозяйственные постройки.

Что можно делать на землях ЛПХ?

  • построить жилой дом,
  • выращивать сельхозпродукцию,
  • размещать гаражи и иных вспомогательные сооружения,
  • содержать сельскохозяйственных животных.

О правовом статусе и проблематике защиты прав садоводческих и дачных некоммерческих объединений

Понимая как, увы, невелик интерес, все же выставляю заключение диссертационной работы (здесь половину и половину в следующем посте).

Миллионы граждан Российской Федерации являются членами тысяч и тысяч некоммерческих объединений граждан – садоводческих и огороднических товариществ, дачных потребительских кооперативов, других объединений. Большинство из них созданы в период социалистического строя и функционируют по настоящее время.

Как ни странно это прозвучит, но проблематика защиты их прав была избрана темой магистерской диссертации по той причине, что правомочия обсуждаемых объединений именно приходится защищать в суде – вопреки тому статусу, который таким объединениям был придан ранее советским, а затем российским правом.

Сам по себе правовой статус (в силу того, что мы фактически не знаем примеров осуществления такими объединениями предпринимательской деятельности) защищал бы их наилучшим образом, если бы не проблемы в правоприменении, так как он не подразумевает (возможно, за исключением некоторых ситуаций) такой их ответственности как гражданско-правовая, и абсолютно, с нашей точки зрения, не подразумевает правовых оснований для привлечения их к административной ответственности.

Наиболее серьезную озабоченность вызывает тот факт, что судебная и внесудебная практика начиная приблизительно с 2005 года дает нам примеры привлечения обсуждаемых объединений к административной ответственности органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, судебными органами.

При советском социалистическом строе проблемы таких объединений проистекали в основном из внутренних правоотношений, а проблем, возникающих «извне», практически не наблюдалось. Начиная с 90-х гг. ХХ в. с усилением после (по нашим наблюдениям) 2005-06 гг.

Читайте также:  В Петербурге барный квартал в центре города сделают пешеходным

проблемы, возникающие из правоотношений между такими объединениями и государственными структурами, а в том числе и с органами местного самоуправления, которые не являются по закону органами государственной власти, но служат элементом государственного устройства, стали нарастать буквально «как снежный ком».

При этом следует учесть, что правовой статус таких объединений по сравнению с тем, которым они обладали в советском праве, не должен был претерпеть изменений и согласно российскому праву и законодательству не претерпел – также соответственно и тому, что сами объединения (в советское время существовавшие исключительно в форме садовых товариществ и дачно-строительных кооперативов) не были ликвидированы или реорганизованы в переходный период становления российского права, которое сохранило за ними первоначальные правомочия и дееспособность. 

Одной из задач данного исследования можно назвать изучение законодательства «переходного периода», когда еще действовали уже измененные нормативные акты СССР-РСФСР, и на смену им приходили законодательные акты РФ.

Такое изучение было необходимо для выявления четко прописанных ранее норм (в отличие от аналогичных им, но принятых впоследствии), которые не должны были изменить правовое регулирование обсуждаемых вопросов в сторону ухудшения правового положения, умаления прав обсуждаемых объединений.

Единственное, что изменилось в их статусе с приходом рыночных отношений, это наделение правом осуществлять предпринимательскую деятельность, однако законодатель не углублялся в вопрос, возможна ли для них сама реализация такого права.

По аналогии с правом и законодательством европейских стран и США в российском праве и законодательстве появились понятия коммерческих и, в отличие от них, некоммерческих организаций. Упоминание о том, что садоводческие и другие подобные некоммерческие объединения являются некоммерческими организациями, впервые появилось в 1998 г.

в принятом специальном Законе № 66-ФЗ. При этом в ГК РФ и в соответствии с ГК РФ ни одна из определенных для таких объединений организационно-правовых форм не упоминалась, не считая того, что положения о потребительском кооперативе перешли в ГК РФ из предшествовавшего ему ГК РСФСР, но теперь как о форме некоммерческой организации.

Авторы изученных нами диссертационных исследований подходили к вопросу о правосубъектности некоммерческих организаций и объединений, изначально занимая позицию, что они являются юридическими лицами, и не рассматривая при этом вопрос, должны ли они ими являться и могут ли они юридическими лицами не являться.

Регулирующий внутренние правоотношения в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (и отдельные моменты существования таких объединений в публичном правовом поле) Закон № 66-ФЗ, действие которого закончится 1 января 2019 года, сохраняет преемственность правового регулирования в отношении садоводческих товариществ, дачно-строительных кооперативов в ХХ в. до начала становления рыночной экономики в России. Период с 1992 до 1998 года, когда был наконец принят Закон № 66-ФЗ (напомним, что ранее в законодательстве СССР и России такие объединения не только не имели специального закона, но и не упоминались в гражданских кодексах республик, за исключением того, что форма существования дачно-строительного кооператива отвечала положениям ГК РСФСР о кооперативной собственности), а также последующие несколько лет были относительно «спокойными» для таких объединений. Они не являлись стороной иных судебных процессов, кроме тех, которые были инициированы изнутри, а именно – споров между членами объединений, между членами объединений и правлением и т.п.

Начиная примерно с 2005 г. стали наблюдаться контрольно-надзорные вмешательства со стороны органов пожарного надзора, экологического надзора, налоговых и других органов, ранее не имевшие места в отношении садоводческих и дачных некоммерческих объединений.

Что же изменилось именно в указанные годы? Этот переломный момент и его последствия подробно рассмотрены в параграфах 1.2, 1.4, 1.

5, и одной из причин вероятнее всего является исключение из законодательных актов термина «предприятие» с его заменой на другие: сначала – «организация», затем – «юридическое лицо».

Причем термин «организация» так и не обрел дефиниции в законодательстве, и сохраняется правовая неопределенность в понятийном аппарате, при том что НК РФ оперирует исключительно понятием «организация», а КоАП РФ – «юридическое лицо».  

В отсутствие законных оснований для привлечения некоммерческих объединений к ответственности таким косвенным основанием стала их повсеместная государственная регистрация в качестве юридических лиц, осуществлявшаяся согласно принятому в 2001 году Закону № 129-ФЗ, но не в добровольном, а фактически в принудительном порядке.

Соответственно в то же время в судебной практике они появляются в качестве лиц, привлекаемых по делам об административных правонарушениях в порядке введенного в действие КоАП РФ, который устанавливал вину юридических лиц.

Надзорные органы стали полагать их субъектами административных правоотношений, а органы прокуратуры также и субъектами гражданско-правовой ответственности.

Действия и решения указанных ведомств в некоторых случаях принимают критический, даже абсурдный характер: к примеру, один из дачных поселков получил предписание в определенный срок построить на собственные средства наружный противопожарный сухотруб протяженностью 11 километров.

Защита прав некоммерческих объединений и защита их от незаконного возложения обязанностей оказывается проблематичной, когда на другой стороне спора – орган государственной власти, демонстрирующий непонимание их правового статуса и, как следствие, неправильное правоприменение.

В то же время кардинальные изменения в главу 4 ГК РФ о юридических лицах, внесенные Законом от 05.05.

2014 № 99-ФЗ, никак не затронули основополагающую для ГК РФ статью 2 о том, что гражданское законодательство определяет правовое положение именно участников гражданского оборота, тем более, в статью 50 был внесен пункт 6, согласно которому к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства по статье 2, правила Кодекса не применяются.

Однако в силу неправомерного обязания, фактически, понуждения пройти в 2002 г.

государственную регистрацию в качестве юридических лиц, а в 2004 году – «выбрать» вид экономической деятельности, садоводческие и дачные объединения, ранее подлежавшие регистрации в органах юстиции, оказались в одной базе данных ФНС РФ с юридическими лицами – коммерческими организациями, государственными корпорациями и компаниями, унитарными предприятиями, правительственными некоммерческими организациями и НКО, созданными муниципальными советами. Такие действия можно расценивать как непрофессионализм власти или как умысел, а тем более – ошибку, но в результате был нарушен конституционный принцип доверия к установленному правопорядку, который гарантирует гражданам и объединениям граждан уверенность в неизменности своего официально признанного статуса. Защита уже приобретенных прав при внесении изменений в правовое регулирование также является конституционным требованием.

В дальнейшем любая инициатива пересмотреть оформленные в таком порядке правоотношения с налоговыми органами пресекалась с обоснованием, что заявители изначально вступили в эти правоотношения якобы добровольно.

При этом неопределенность в отношении организационной формы крестьянского (фермерского) хозяйства, которая первоначально была также отнесена к юридическим лицам, со временем была устранена. Крестьянское (фермерское) хозяйство по действующему законодательству вправе быть созданным как с образованием, так и без образования юридического лица.

Что касается садоводческих и дачных объединений, абсолютно не имеющих, в отличие от указанных хозяйств, условий для осуществления экономической деятельности с целью извлечения прибыли, то им такое право так и не было предоставлено.

Целью «деятельности» объединения (указано в кавычках, так как законодательство РФ под «деятельностью» подразумевает экономическую деятельность, которую за 70 и более лет своего существования садоводства и дачные кооперативы никогда не могли осуществлять и не осуществляли) согласно статье 1 специального Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ является содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Такие объединения создавались, как правило, из городских жителей на базе государственных учреждений и предприятий, на средства таких учреждений, предприятий либо их вышестоящих ведомств с целью содействия отдыху граждан. Добровольное участие в дачной либо садоводческой застройке ограничивалось отбором (по решению коллектива и руководства таких учреждений, предприятий) кандидатов в индивидуальные застройщики, впоследствии – кандидатов в члены садоводства, огородничества либо дачно-строительного кооператива. Формулировка «на добровольных началах для содействия своим членам в решении общих хозяйственных и социальных задач» появилась уже в период становления рыночной экономики, но и она не соответствует ни одному из содержащихся в ОКВЭД видов экономической деятельности.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *