Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзя

Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями.

Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.

Категории особо охраняемых объектов и зон

В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).

Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзя

1.    Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ.

Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2.    Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные.

К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3.    Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки.

Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4.    Историко-культурные зоны.

К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5.    Особо ценные земельные участки.

На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6.    Земли лесного и водного фонда.

Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.

Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзя

Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.

Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.

В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.

Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзя

Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах.

Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию.

При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.

Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений.

Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями.

Местные власти свои действия должны согласовывать с:

•    соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
•    соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;

Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.

Специфические ограничения в водоохранных зонах

Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.

Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзя

  • Строительство жилых помещений разрешается в случаях:
  • •    наличия полного комплекса очистных сооружений;
    •    соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
  • •    прохождение проектной документацией экологической экспертизы.

Для сёл в заповедниках создадут «специальную зону»

Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзя

Геннадий Михеев / ПГ

Запрет на получение садовых участков или земель под строительство индивидуального дома, действующий сегодня для жителей деревень и сёл, которые находятся в границах национальных парков, предлагают отменить.

Также могут разрешить не проводить государственную экологическую экспертизу перед строительством школ и детских садов для местного населения.

Эти поправки планируют разработать в специальной межведомственной рабочей группе при Правительстве, в которую войдут, в том числе, парламентарии и представители регионов, рассказали на парламентских слушаниях в Совете Федерации 20 ноября.

С чем сталкиваются жители нацпарков

Особо охраняемые природные территории занимают около 13 процентов площади России. Особую категорию среди них составляют национальные парки, которых сейчас насчитывается 56. В них действуют жёсткие запреты, которые установлены природоохранным законодательством.

Однако нацпарки — это не сплошные леса, там есть посёлки и деревни. Только на территории 23 нацпарков существует около 700 населённых пунктов с общей численностью населения два миллиона человек.

И из-за действующих норм местные жители сильно ограничены в правах, подчеркнул вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьёв.

Например, они не могут получить земли для садоводства, постройки индивидуального дома или гаража, а чтобы построиться на уже существующих участках, нужно получить разрешение федеральных ведомств.

Есть сложности и со строительством школ и детских садов — для этого необходимо получить заключение государственной экологической экспертизы, а это очень долго и дорого. Поэтому необходимо так менять законодательство, чтобы конституционные права людей соблюдались, а природа не страдала.

Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзя

Юрий Воробьев. пресс-служба Совета Федерации

Какова ситуация в регионах? С самыми большими трудностями сталкиваются в Вологодской области, где находится национальный парк «Русский север», отметил Воробьёв. Он занимает 166 тысяч гектаров, из них 90 тысяч гектаров — это населённые пункты.

Замгубернатора Вологодской области Эдуард Зайнак рассказал, что проблемы начались после того, как поправками 2018 года в закон об особо охраняемых природных территориях все земли нацпарков передали в федеральную собственность без возможности их отчуждения. «120 многодетных семей лишаются права получить землю в собственность бесплатно», — констатировал он.

По словам главы Кирилловского муниципального района Вологодской области Сергея Усова, Минприроды отказало 155 гражданам в получении разрешения на строительство жилья на их собственных участках. Страдает и строительство социальной инфраструктуры.

«Чтобы получить разрешение от Минприроды, нужна государственная экологическая экспертиза, которая проводится от шести до 12 месяцев, и всё это требует больших финансовых затрат», — пояснил он.

 Из-за этого пока не получается сформировать участок под новый детский сад и построить ещё одну школу, чтобы решить проблему второй смены.

Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзя

Что построят рядом с Байкалом?

Те же проблемы в Бурятии, рассказал замруководителя Администрации Тункинского района республики Алдар Эрдынеев (его район полностью входит в состав нацпарка). О строительстве новых социальных объектов для детей там даже не заикаются, пока только ремонтируют старые.

В подмосковных микрорайонах Балашиха и Мытищи, которые входят в состав национального парка «Лосиный остров», также возникают проблемы со строительной деятельностью, отметил министр экологии и природопользования Подмосковья Дмитрий Куракин.

«Я сейчас не веду речь о постройке новых домов, я говорю прежде всего о строительстве инфраструктуры — дорог, инженерии. Мы не можем сделать котельную, очистные сооружения, нормальные ливневые стоки.

Вся деятельность приостановлена на законных основаниях», — сказал он.

Как будут решать проблему

Законодательные попытки разрешить существующие проблемы предпринимались неоднократно, отметил Воробьёв. Последний законопроект на эту тему предложили в Комитете Совете Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Глава комитета Алексей Майоров напомнил его суть: он вводит возможность исключать населённые пункты из территорий национального парка, если одновременно включить в него другие территории — земельные участки или водоёмы.

Это допускается только в том случае, если изменения не повлекут за собой угрозу для сохранения ландшафтов и биологического разнообразия, а также, если получено положительное заключение государственной экологической экспертизы и учтены результаты публичных слушаний по проекту изменения.

Инициативу поддержали в регионах. Кое-где уже начали задумываться, как это можно сделать. Представители Вологодской области рассказали, что в регионе есть около 30 тысяч гектаров подходящих природных территорий, которые можно присоединить к нацпарку «Русский север», тогда как площадь населённых пунктов, которые предлагают вывести, гораздо меньше — около 11 тысяч гектаров.

Читайте также:  Эксперты определили московские районы с самой дешевой вторичкой

Чтобы прийти к консенсусу, сенаторы порекомендовали Правительству создать рабочую группу, в которой будут участвовать сенаторы, депутаты, представители регионов. Группе решили поручить разработать изменения в природоохранное, земельное и другое законодательство.

Но в профильных министерствах идею не поддержали. Воробьёв напомнил, что там предлагают сохранить населённые пункты в границах национальных парков, при этом отменив ряд ограничений для местных жителей.

По словам замминистра природных ресурсов и экологии Елены Пановы, существование проблемы в министерстве признают. В ведомство поступают жалобы на сложности с вывозом мусора, строительством и реконструкцией объектов, управлением землёй. Но такой путь, как выведение населённых пунктов из состава нацпарков, проблемы не решит, сказала чиновник.

«За выведением последуют очередные ограничительные меры, браконьерство в лесах, и мы получим новую волну обращений», — подчеркнула Панова. Поэтому в министерстве предлагают пойти по другому пути.

«Фактически мы приходим к тому, что необходимо законодательно закрепить специальную зону для населённых пунктов, расположенных в нацпарках и заповедниках, жители и местные администрации которых смогут вести хозяйственную и социально-экономическую деятельность, не сталкиваясь с барьерами и чрезмерными запретительными мерами», — сказала она.

Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзя

Кудрин предложил строже наказывать за недострой

Воробьёв отметил, что нужно создать такие правовые механизмы, чтобы можно было в каждом конкретном случае решить проблему соблюдения конституционных прав граждан, обеспечив при этом защиту экосистемы. Территории очень разные, и одним решением не закрыть все вопросы. Возможно, понадобится и тот, и тот подход.

Чтобы прийти к консенсусу, сенаторы порекомендовали Правительству создать рабочую группу, в которой будут участвовать сенаторы, депутаты, представители регионов. Группе решили поручить разработать изменения в природоохранное, земельное и другое законодательство.

Поправки должны определить основания и процедуру изменения границ нацпарков, отменить запрет на предоставление участков для садоводства, индивидуального строительства домов и гаражей, а также упразднить обязательную государственную экологическую экспертизу для строительства и капремонта социально значимых объектов в границах населённых пунктах, говорится в рекомендациях участников. Их направят в Правительство, профильные ведомства и регионы. По словам Елены Пановой, в Минприроды уже собираются создать рабочую группу для законодательного решения накопившихся проблем с нацпарками.

Останавливать застройку заповедников станет намного сложнее

  • Мнение эксперта 4 минуты 17/06/2020 читать и обсуждать наши новости в телеграме читайте наши новости в телеграме
  • Комитет по транспорту и строительству Государственной думы готовит ко второму чтению законопроект № 866900-7, который отменит государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) проектной документации любых объектов на особо охраняемых природных территориях, объектов обезвреживания и размещения отходов, объектов I категории опасности — наиболее опасных для окружающей природы и для здоровья людей.
  • Расскажу, как этот навредит особо охраняемым природным территориям и объектам всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
  • Отмена государственной экологической экспертизы объектов в границах ООПТ означает, что перед строительством любых сооружений на этих природных территориях не будет проводиться оценка экологических рисков. 

Сейчас в заповедниках и национальных парках планируют и даже реализуют довольно много проектов, которые могут оказать существенное воздействие на состояние охраняемых природных комплексов. Например, строительство горнолыжного курорта в Кавказском биосферном заповеднике или добыча нефти в природном парке «Нумто». К сожалению, российское законодательство не всегда запрещает реализацию таких проектов на особо охраняемых природных территориях.

Так, согласно закону «Об особо охраняемых природных территориях»:

  • на биосферных полигонах заповедников разрешено возводить спортивные и познавательно-туристические объекты,
  • в национальных парках разрешено строить объекты, необходимые для работы самих парков и для жителей расположенных в их границах деревень,
  • допускается строительство объектов на части земельных участков в границах охраняемой территории, если такое использование земли разрешено федеральным законом и предельные параметры этой деятельности чётко прописаны в положении об ООПТ.

Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзя

На большинстве особо охраняемых природных территорий — кроме государственных природных заповедников, заповедных и особо охраняемых зон национальных парков — допускается строительство линейных объектов: дорог, линий электропередач, трубопроводов.

Например, в Кургальском заказнике в Ленинградской области проложили газопровод «Северный поток 2». Невозможно без урона для особо охраняемой территории строить и размещать там линейные объекты и вырубать деревья и кустарники на лесных участках ООПТ, чтобы эти линейные объекты обслуживать.

Это подтверждает даже Президиум Верховного суда.

В ряде ООПТ разрешена добыча полезных ископаемых. Например, в заказниках федерального значения «Ненецкий» и «Приазовский», включенных в перечень водно-болотных угодий международного значения, охраняемых международной Рамсарской конвенцией.

При проведении ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) и государственной экологической экспертизы определяется, допустимо ли размещение указанных объектов на особо охраняемой территории, проводится оценка вреда, который может быть причинён природным комплексам, и оценка степени сохранности памятников природы.

Если экспертная комиссия ГЭЭ посчитает, что возможный вред слишком серьёзный или планируемое строительство разрушит охраняемые в ООПТ природные комплексы, она может дать отрицательное заключение. В таком случае проект будет остановлен. Именно так государственная экологическая экспертиза отклонила строительство дороги через Кавказский заповедник из Майкопа в Сочи. 

В процессе проведения ОВОС и государственной экоэкспертизы планируемая технология может быть изменена на более щадящую. Например, изначально коридор трассы газопровода «Северный поток 2» в Кургальском заказнике планировали сделать шириной 100 метров.

В результате общественных обсуждений в рамках ОВОС компания «Норд Стрим 2» была вынуждена изменить проект и сократить ширину трассы до 30-60 метров в зависимости от участков.

 Российское отделение Greenpeace по-прежнему считает прокладку газопровода через заказник недопустимым, однако первый вариант проекта причинил бы охраняемой территории ещё больший ущерб.

Строить в заповедниках и национальных парках больше нельзяВид на озеро Байкал.

В случае, если экоэкспертиза незаконно одобряет экологически опасный проект, у общественности есть шанс обжаловать это решение в суде. Именно так произошло, когда ГЭЭ одобрила строительство нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» в 800 метрах от берега Байкала.

Отмена экологической экспертизы приведёт к разрушению наиболее ценных природных комплексов, в том числе мест обитания редких видов, что прямо запрещено федеральными законами «Об особо охраняемых природных территориях» и «О животном мире». На ООПТ обитает наибольшее количество краснокнижных животных и растений.

Многие охраняемые природные территории нашей страны подпадают под действие международных конвенций и соглашений, в том числе являются объектами всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Международные договоры предусматривают, что ОВОС должна проводиться перед началом любой деятельности, которая может оказать воздействие на объекты, подпадающие под действие этих конвенций.

Отмена экологической экспертизы многократно усилит воздействие на эти территории и приведёт к нарушению международных обязательств России, что противоречит Конституции.

Мы призываем всех, кто ещё не направил в профильные комитеты Думы обращения с требованием сохранить экологическую экспертизу, сделать это прямо сейчас. Если нас будет много, мы в очередной раз сможем защитить от застройки уникальные уголки природы России.

Помогите сохранить экологическую экспертизу

Greenpeace — некоммерческая организация, мы существуем только благодаря поддержке частных лиц. С их помощью мы можем продолжать природоохранную работу и планировать её на годы вперед.

законы особо охраняемые природные территории

Экошок — В заповедниках теперь можно вести строительство и сдавать землю в аренду

Приняты и вступили в силу поправки к закону «Об особо охраняемых природных территориях» (ООПТ), разрешающие капитальное строительство и инфраструктуру в границах заповедников.

Экологи потрясены: теперь кто угодно может добиться выделения себе куска заповедника, чтобы впоследствии сдать его в аренду.

Дело может обернуться легализацией добычи полезных ископаемых на территории заповедников, которая уже много лет ведётся с молчаливого согласия властей.

По официальной версии, новый закон позволит развивать познавательный туризм и здоровый образ жизни в виде спортивных занятий на экологически чистых территориях. Дескать, для получения разрешения на строительство базы отдыха или гостиничного комплекса в такой зоне необходимо будет отправить соответствующую заявку в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Там должны оценить, насколько заявка соответствует международным конвенциям. Затем потребуется обсудить проект на общественных слушаниях. А венчать весь этот процесс будет экологическая экспертиза. Но, как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. В буквальном смысле – про овраги, леса, реки как богатство для всех россиян, а не только отдельно взятых.

Наступление на природу

Для начала разберёмся в понятиях. Существуют федеральные и региональные ООПТ. Первые – это 103 заповедника, 63 государственных природных заказника федерального значения и 48 национальных парков.

По площади они занимают около 3% территории страны. Даже там зафиксированы, увы, успешные попытки бизнес-вторжения на территорию, в частности на Куршской косе в Калининградской области, в Прибайкальском парке и др.

А вот региональные ООПТ вообще поджидает большая опасность.

Всего в России около 13 тыс. региональных особо охраняемых природных территорий, это более 8% территории страны. Ещё до принятия закона были зафиксированы покушения на Волго-Ахтубинскую пойму (Волгоградская область), Южное побережье Невской губы (Санкт-Петербург), заказник «Дмитриевский» (Белгородская область).

Читайте также:  Вторичка подорожала во всех крупных городах россии

В карельском заповеднике «Кивач» вырублен гектар заповедного леса под автостоянку, в заповеднике «Центральносибирский» уникальный участок кедрового леса выделен под установку туристических домиков.

В заповеднике «Остров Врангеля» развитие туристической инфраструктуры, по мнению учёных, уже угрожает уникальным участкам тундры, особенно важным для поддержания популяции белого медведя.

Министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской успокаивает: «Мы ужесточаем административную ответственность за экологические нарушения. Это даёт результаты – Росприроднадзор фиксирует снижение правонарушений. Вносим в КоАП изменения, которые повышают ответственность за нефтеразливы».

Однако по поводу нового закона защитники природы бьют в колокола. По их мнению, определение «развитие туризма» приведёт к увеличению масштаба вреда, наносимого окружающей среде. Ведь в законе формулировка «познавательный туризм» не расшифровывается.

Потому по новому закону в ООПТ спокойно можно будет вести хозяйственную деятельность.

В национальном парке гремят взрывы

Достаточно прочитать биографию министра, чтобы понять, какие именно природные ресурсы, судя по всему, приоритетны для его сферы интересов. Выпускник Государственной академии нефти и газа им.

Губкина, он работал в ЛУКОЙЛе, Минтопэнерго, «Зарубежнефти», был гендиректором госхолдинга ОАО «Росгеология».

Понятно, почему экологи озабочены тем, что Минприроды дало положительное заключение на недавно принятый закон.

Директор по природоохранной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Евгений Шварц считает: «По нашей информации, это нововведение напрямую связано с бизнес-интересами крупных компаний.

Теперь в любом заповеднике интересант, имеющий политический или экономический вес, может получить разрешение на часть его территории. Это несёт опасность изменения природоохранного режима. Любые крупные хищники могут выжить, только если внутри заповедника будет сохранена пространственная целостность.

Однако никто не обсуждал последствия от принятия нового закона со специалистами по вопросам охраны природы».

Одной из таких потенциально горячих точек является природный парк «Нумто» в Ханты-Мансийском автономном округе. На площади более 0,5 млн гектаров находятся святыни и лесных ненцев, и хантов. Озеро Нумто – крупнейшая стоянка на пути миграции птиц, занесённых в Красную книгу.

Хотя оно является ООПТ регионального значения, прямо рядом с озером уже 10 лет работают скважины «Сургутнефтегаза». За 10 лет там выкачано около 4 млн тонн нефти. По словам руководителя программы Гринпис России по ООПТ Михаила Крейндлина, эта компания «лоббирует расширение площадей парка, где допускается добыча нефти».

Новый закон будет для этого как раз кстати.

Такая же проблема стоит перед национальным парком «Югыд ва». Хотя он признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО «Девственные леса Коми», там добывает золото компания «Голд Минералс». При этом проводятся даже буровзрывные работы.

Для этого Минприроды исключило месторождение из границ парка, хотя оно находится в самом центре его северной части. После ряда протестов со стороны ЮНЕСКО Генпрокуратура и Верховный суд наконец заметили абсурд ситуации. По идее, компания должна сворачивать свою деятельность, и вот здесь очень вовремя принимается новый закон.

Теперь уже не надо заморачиваться изменением границ ООПТ, а вести работу прямо внутри неё.

Тем временем

Самые беспрецедентные масштабы коммерческое осваивание ООПТ приобретает в Арктике. Пресс-секретарь и медиакоординатор Гринпис России Халимат Текеева возмущается: «Одним из создателей советской системы заповедников был учёный Феликс Штильмарк, чьим девизом жизни было: «Заповедного не тронь».

В погоне за сиюминутными интересами фирм нельзя забывать, что заповедники берегут в первозданном виде ценные территории, служат домом для многих редких животных и растений. Учёные исследуют, как в естественной среде ведут себя те или иные виды, и на основе этого пишут научные работы, которые позволяют нам лучше понять мир.

Хочется верить, что российские власти на деле повернутся лицом к заповедным территориям и начнут реально вкладывать ресурсы в их сохранение и изучение, а не растаскивать».

Увы, ещё в большей степени экологи надеются на помощь извне. По словам руководителя программы Гринпис России по всемирному природному наследию Андрея Петрова, «комиссия Всемирного наследия ЮНЕСКО не успела предложить свои поправки к законопроекту до его принятия, но они, возможно, будут внесены в следующем году».

Директор Астраханского биосферного заповедника Нина Литвинова отмечает: «Угроза нависает над любым из заповедников. Постоянно идёт ослабление режима ООПТ. Нацпарки в принципе лишены возможности как-то контролировать происходящее на своей территории. Законодательство изменяется не ради сохранения природы, а в угоду тем структурам, которые её эксплуатируют».

Понятно, что бизнесменам новый закон крайне необходим – в отличие от обычных людей и самой нашей прекрасной природы.

Запретить нельзя изъять: что грозит российским заповедникам и нацпаркам

В Сети обнародован подготовленный Министерством природных ресурсов и экологии проект Стратегии развития системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) на период до 2030 года. Инициатива выложена для публичного обсуждения. NEWS.ru выяснил, как новый документ может отразиться на окружающей среде и какие в нём могут быть подводные камни, например, в связи с планами властей разрешить приватизацию участков национальных парков.

Стратегия и проект распоряжения правительства о её утверждении размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Новый документ заменит принятую в 2011 году Концепцию развития системы ООПТ федерального значения до 2020 года. Он предлагает создание заповедной отрасли и системы «экологически связанных ООПТ, обеспечивающей сохранность типичных и уникальных экосистем и ландшафтов, объектов животного и растительного мира», а также «природного и культурного наследия».

Новая стратегия декларирует «гармонизацию положений земельного, лесного, водного, гражданского и градостроительного законодательства и законодательства об ООПТ по вопросам земельных и имущественных отношений и оборотоспособности земельных участков, включённых в границы ООПТ участков без изъятия у их собственников, землепользователей, землевладельцев». Также Минприроды предлагается «регламентация режима особой охраны земельных участков, включённых в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной эксплуатации, а также государственных природных заказников, природных парков, памятников природы»; «регламентация порядка и особенностей осуществления охоты и рыболовства на ООПТ»; «установление законодательного запрета изъятия земельных участков из состава государственных природных заповедников и национальных парков».

Кроме того, стратегия предполагает «определение правового режима территорий, на которых расположены населённые пункты и объекты Минобороны России, в границах ООПТ, включая запрет на расширение площадей таких объектов» и отмену «необоснованных запретов и ограничения деятельности граждан, проживающих в населённых пунктах, расположенных в границах ООПТ».

Документ предусматривает «закрепление возможности использования средств, поступающих в бюджеты бюджетной системы РФ в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду, возмещения вреда, причинённого окружающей среде, административных штрафов и других экологических платежей и налогов, взимаемых на особо охраняемых природных территориях, на обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий». Также в проекте стратегии прописана возможность «направления средств от арендной платы по договорам аренды земельных участков на территориях национальных парков и биосферных полигонов биосферных заповедников на обеспечение финансирования основной деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление национальными парками и биосферными заповедниками».

Ещё один момент: введение «упрощённого порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд в целях последующего создания ООПТ».

Также предлагается усилить ответственность за нарушения законодательства в границах таких территорий.

Другой пункт предусматривает «совершенствование лесного законодательства в части оптимизации механизмов охраны и использования лесов на ООПТ, включая сокращение перечня обязательных лесохозяйственных документов, разрабатываемых для ООПТ».

В рамках новой стратегии в каждом российском субъекте должны быть созданы специальные структуры управления ООПТ, а для эффективной работы в этом направлении Минприроды предлагает образовать информационный ресурс «Государственный кадастр ООПТ».

Ещё в проекте сказано про необходимость экологического туризма, создание условий для привлечения инвестиций в развитие соответствующей инфраструктуры отрасли на ООПТ, института общественных инспекторов и налоговые льготы для жителей населённых пунктов, включённых в границы этих территорий.

Целью стратегии является увеличение общей площади ООПТ всех уровней и категорий с нынешних 13,5% до не менее 17% сухопутной территории России, а также с 3% до не менее 10% морской акватории.

Если сравнить данные по количеству ООПТ в новом документе и старом, то они разнятся. Так, сейчас в РФ действуют порядка 13 тысяч ООПТ. В концепции девятилетней давности указывалось, что их было около 12 тысяч.

Территорий федерального значения сегодня насчитывается 334, в том числе 109 государственных природных заповедников и 64 национальных парка (в 2011-м их было, соответственно, 102 и 42). Государственных природных заказников за девять лет стало меньше: 61 в 2020 году и 70 в 2011-м.

Кроме того, сейчас, как следует из проекта стратегии, в России действуют 36 федеральных памятников природы, а также 64 дендрологических парка и ботанических сада.

Об их количестве в прежней концепции не сказано, но, по данным благотворительного фонда «Центр охраны дикой природы», в 2003 году насчитывалось 39 федеральных памятников природы. Что касается ботсадов и дендропарков федерального значения, то в картотеке сайта ООПТ указано, что их 65.

Читайте также:  Спрос на новостройки в москве растет, а средняя цена снижается

Как рассказал NEWS.ru руководитель программы по особо охраняемым природным территориям отделения Greenpeace в России Михаил Крейндлин, концепция развития ООПТ, действовавшая до 2020 года, была более конкретной, чем проект стратегии.

В ней был план мероприятий по её исполнению, в новом же документе, по словам эколога, этого нет.

Он добавил, что в старой версии было прописано создание до 2020 года 32 новых ООПТ, но «из них создали только 18, а остальные 14 территорий, по идее, должны перейти в новый документ, но пока в стратегии этого нет, но должно появиться в плане мероприятий».

Под новогодний звон бокалов: спешно подписан закон о приватизации национальных парков

В канун Нового года президент подписал закон, разрешающий приватизацию земель национальных парков. По новому закону можно предоставлять земельные участки в границах населенных пунктов в нацпарках в собственность субъектов РФ или муниципалитетов. Бюджеты заинтересованных инвесторов впечатляют.

Столь спешное принятие этого закона наводит на мысль, что кому-то очень нужно срочно решить конкретный вопрос с конкретной территорией национального парка. До этого землю в нацпарках и на ООПТ нельзя было отчуждать. Участки земли в их границах невозможно было ни приватизировать, ни передать в наследство, ни даже арендовать. На их территории нельзя было строить даже соцобъекты.

В проекте этого закона заложены две главные идеи: 1) разрешить передавать земельные участки из федеральной собственности в собственность регионов или муниципалитетов; 2) предоставить правительству РФ по представлению Минприроды РФ право изменять границы национальных парков.

На сегодняшний день национальные парки – это разновидность особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения. При этом нацпарки отличаются от заповедников тем, что внутри них выделяют нескольких зон. В границах нацпарка, например, могут существовать так называемые зоны хозяйственного назначения (ст. 15 Закона об ООПТ).

Напомним: национальные парки — это огромные территории, внутри которых иногда расположены целые города. Земли таких населенных пунктов являются по закону особо охраняемыми природными территориями со всеми вытекающими последствиями в виде многочисленных запретов и ограничений.

Одним из таких ограничений являлся прямой запрет на приватизацию земли, а также на предоставление на территориях национальных парков земельных участков для садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Подписанный за несколько часов до Нового года закон фактически снимает запрет на предоставление участков под эти и другие цели.

Предполагается, что вначале участки будут передаваться из федеральной собственности регионам или муниципалитетам. А они уже потом будут предоставлять участки частным лицам.

«Лосиный остров». Скоро здесь пройдет дублер. Юрий Кавер, РИА Новости.

Эксперты не исключают, что поводом для столь поспешного подписания закона мог стать нацпарк Лосиный остров. Минприроды уже разработало проект постановления правительства, который исключает из состава «Лосиного острова» 140 га территории для дублера Щелковского шоссе. Строительство дублера оценивают в 37-45 млрд рублей. Помимо дублера на охраняемой территории предполагается постройка ТЦ.

Подписанный документ уже раскритиковали экологи. Их аргументом до недавних пор было то, что по закону запрещено изымать участки из особо охраняемых природных территорий и менять границы национальных парков.

«Если такая практика распространится на нацпарки и ООПТ, проект строительства дороги не будет проходить экологическую экспертизу, а значит, меры по предотвращению ущерба природе соблюдаться вообще не будут», — считает представитель «Гринпис» Михаил Крейндин. По сути, это и произошло.

Ответственность федеральные власти перекладывают на руководство регионов и муниципалитеты. Дескать, что с них спросить? Если что, им и пальцем погрозить можно, даже припугнуть. Но может статься, что будет уже поздно…

Закон для местных жителей или для застройщиков?

«Со специалистами этот закон никто не обсуждал, — заявила «НИ» кандидат биологических наук, доцент Пущинского государственного естественно-научного института Галина Васильева. — Если начать строить на территории национальных парков, нарушится экосистема.

Ведь в природе все взаимосвязано: если уничтожить определенные виды растений, из ООПТ уйдут питающиеся ими виды животных, за ними – другие. Биологическая цепочка будет нарушена, все это приведет к вымиранию ценных видов животных и растений, в том числе «краснокнижных».

Странно, что при принятии таких важных законов с учеными никто не советуется», — заявила «НИ» кандидат биологических наук Галина Васильева.

Но у законодателей своя логика. К сожалению, в связи с удаленной работой и каникулами большинство депутатов и сенаторов, приняв этот достаточно спорный закон, сразу разъехались на отдых и стали не доступны. Однако, нам удалось узнать позицию зам. председателя комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексея Майорова.

«Анализ правоприменительной практики показал, что правовой статус земель национальных парков и режим их охраны приводят к существенному ограничению конституционных прав граждан, проживающих в границах этих территорий.

Это также не позволяет органам местного самоуправления реализовывать социально-экономические программы и меры поддержки населения, включая строительство больниц, школ, детских садов и расселение ветхого жилья», — считает Алексей Майоров. Он уточнил, что сейчас в стране 63 национальных парка, в составе 27 национальных парков находится 923 населенных пункта, где проживает более 370 тыс.

человек. «Мы должны обеспечить соблюдение конституционных прав граждан, проживающих на таких территориях», — подчеркивал зам. председателя комитета по природопользованию Совета Федерации.

До этого вице-спикер Совета Федерации Юрий Воробьев сообщил, что новые поправки в законодательство разрешат жителям населенных пунктов, которые находятся в нацпарках, строить дома и заниматься садоводством.

Также предлагалось отменить экологическую экспертизу для возведения в зонах нацпарков детских садов и школ.

По словам Воробьева, сейчас проживающие на территории нацпарков граждане сильно ограничены в правах и не могут ничего строить даже на своих участках.

Но дело тут, думается, не в интересах сельчан, которые живут в границах нацпарка и хотят разбить огород, чтобы посадить, к примеру, картошку. Всего один пример.

Координаты изменяемых границ, заложенные в проекте постановления Лосиного острова, говорят о планах исключить из состава нацпарка участок площадью около 30 га, где в интересах компании «Ташир» ведется строительство торгового центра.

О незаконности этой стройки неоднократно заявляли местные активисты и ОНФ, однако решение все равно пытаются продавить, подложив каталог координат с нужным изменением границ на стол премьер-министру.

Федеральная власть выходит из игры?

С правами граждан, живущих на территории в границах нацпарков, вообще все очень странно получается. Во-первых, возможность предоставления участков для садоводства и ИЖС никак не способствует поддержанию инфраструктуры, то есть строительству школ и больниц, о которых при обсуждении законопроекта столь вдохновенно рассказывали депутаты-единороссы.

Во- вторых, разрешение строительства частных домов внутри расположенных на территориях национальных парков в населенных пунктов возможно и без приватизации. Например, на условиях аренды. Государство часто ничего не может поделать даже с арендатором, нарушающим экологические требования.

Что тут говорить о собственнике? «Все это, на мой взгляд, — прецедент, чтобы снять формально с федеральных органов власти полномочия и переложить их на региональные и муниципальные структуры, где возможна любая коррупция. И федералы потом будут говорить: «Мы не виноваты, но мы разберемся!».

Все это выглядит планомерным наступлением на особо охраняемые природные территории, если принять во внимание другие поправки в законы, касающиеся экологии. Например, ослабляется государственная экспертиза, есть планы отменить оценку воздействия на окружающую среду — она перестанет быть обязательной.

То есть можно будет вести строительные работы в нацпарках и ООПТ до заключения государственной экспертизы. А когда приедут эксперты на место вырубленных деревьев – с кого и какой спрос?» — заявил «НИ» эколог Иван Неслуховский.

Заложенная в законопроекте идея — предоставить Правительству полномочия изменять границы нацпарков — вызывает не меньше вопросов. Ст. 14 Закона об ООПТ предоставляла Правительству только право создавать и расширять границы нацпарков.

Понятно, что такое ограничение вызывало недовольство и сопротивление многих бизнесменов и примкнувшим к ним чиновников. Чего стоят, например, попытки Минприроды вывести месторождение «Чудное» из состава нацпарка «Югыд Ва» в Коми? Если кто не в курсе, это месторождение было предоставлено около десяти лет назад частной компании «Голд минералз».

С тех пор Прокуратура и экологи уже десятиление ведут неравную битву за право нацпарка оставаться самим собой.

Статус ООПТ и национального парка до недавнего времени позволял защищать природные богатства России и уникальные территории от уничтожения — так произошло, например, с шиханом Куштау в Башкирии и с районом Лесная поляна в Кемерово. Принятый под шум новогодних поздравлений и звон бокалов закон, по сути, ставит крест на будущем нацпарков и особо охраняемых природных территорий. То есть на национальном достоянии России.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector