Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Деньги и счет на оплату коммунальных услуг

Источник: Фотобанк Московской области , Александр Кожохин

Жильцы многоквартирных домов Подмосковья ежемесячно получают счета за жилищно-коммунальные услуги. В квитанциях указан перечень услуг от разных поставщиков, и порой в них трудно разобраться. Из чего складывается квартплата и как правильно читать платежку, разъяснили в министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области. Подробнее об этом – в материале mosreg.ru.

  • Как проверить тарифы ЖКХ в Подмосковье>>
  • Жилищные услуги

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Мособлеирц

Источник: ©, пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Евгения Хромушина

  1. Начисления по жилищным услугам размещены в верхней части квитанции. К таким услугам относятся:
  2. – работы по содержанию общего имущества и ремонт дома (в том числе взносы на капремонт);
  3. – благоустройство придомовой территории;
  4. – уборка мест общего пользования;
  5. – содержание лифта;
  6. – плата за наем помещения.

Большая часть жилищных услуг может отражаться в квитанции в объединенном виде в строке «Содержание жилого фонда». Поставщиком этой комплексной услуги является управляющая компания.

Перечень работ по содержанию и текущему ремонту жилого фонда указан в договоре на управление домом. Как правило, информацию также публикуют на сайте управляющей компании.

Внести изменения в перечень или стоимость работ можно по решению общего собрания собственников квартир.

Если такое решение не принято, то размер платы за содержание жилого помещения устанавливает администрация муниципалитета.

  • Как подмосковные власти контролируют деятельность управляющих организаций>>
  • Коммунальные услуги

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Тарифы на жилищно-коммунальные услуги

Источник: Фотобанк Московской области, Алла Федина

  1. К коммунальным услугам относятся:
  2. – холодное и горячее водоснабжение;
  3. – электрическая и тепловая энергия;
  4. – газ;
  5. – водоотведение;
  6. – обращение с твердыми коммунальными отходами.

Поставщиком коммунальных услуг может быть управляющая компания или другие организации (при условии заключения прямых договоров). Например, это может быть ресурсоснабжающая организация или региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

  • Тарифы на коммунальные услуги в Подмосковье устанавливает региональный комитет по ценам и тарифам.
  • Как в Подмосковье вернуть взносы за капремонт>>
  • Общедомовые нужды

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Пятилетняя губернаторская программа по ремонту подъездов досрочно завершится в Реутове

Источник: ©, пресс-служба администрации Реутова

Основную долю коммунальных ресурсов потребляют непосредственно жильцы. Однако некоторая часть идет на обслуживание дома и содержание общедомового имущества.

Общедомовые нужды (ОДН) – это содержание общего имущества дома: освещение подъездов, работа системы водоотведения и другие услуги. В 2017 году услуги по ОДН перешли из разряда коммунальных в жилищные.

  1. Плату за эти услуги начисляют в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома и отражают в квитанции отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
  2. Как в Подмосковье онлайн оформить субсидию на оплату коммунальных услуг>>
  3. Иные услуги

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Домофон на двери подъезда жилого дома

Источник: Фотобанк Московской области

В единый платежный документ могут быть включены дополнительные услуги: техобслуживание внутриквартирного газового оборудования, кабельное ТВ, обслуживание домофона, услуги связи, добровольное страхование, интернет и т. д.

Стоимость таких услуг рассчитывают в соответствии с условиями поставщика услуги. Так, оплата кабельного ТВ может быть фиксированной или зависеть от количества транслируемых каналов.

Подробнее узнать о стоимости таких услуг можно непосредственно у поставщиков.

  • Куда жаловаться на плохое освещение улиц в Подмосковье>>
  • Куда обратиться за разъяснениями

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Телефон

Источник: ©, pixabay.com

  1. За разъяснениями по расчету коммунальных услуг можно обратиться в контактный центр МосОблЕИРЦ, на портал «Добродел» или в социальные сети министерства ЖКХ Московской области.
  2. Справочную информацию о расчетах можно получить ежедневно с 8:00 до 22:00 по телефонам контактного центра МосОблЕИРЦ: +7 (496) 245-15-99, +7 (495) 374-51-61.
  3. Как установить шлагбаум во дворе дома>>

ЖКУ: как будет работать прямой договор? – Моя Околица

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

sibgenco.ru

Минстрой разработал единую форму типового соглашения по оплате ЖКУ. Этот документ поможет жильцам самостоятельно, в обход управляющих компаний, платить поставщикам коммунальных ресурсов.

Минстрой подготовил поправки в постановление правительства о прямых соглашениях между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями (РСО). В их числе — типовой договор управления, который будут заключать жители с РСО, если примут решение исключить управляющую организацию как посредника по оплате услуг.

Благодаря новым правилам, поставщики коммунальных услуг фактически начнут выполнять функцию паспортного стола: к примеру, подсчитывать число жильцов в квартирах, где не установлены счетчики. Владельцы квартир при этом должны своевременно информировать РСО об увеличении или уменьшении числа проживающих.

Договор также вводит обязанность для собственников докладывать обо всех случаях выхода приборов учета из строя.

Вводится обязанность впускать в квартиру представителя РСО для поверки показаний счетчиков. Раньше, если человек не открывал дверь, ему просто пересчитывали плату по нормативным показателям. Теперь же, при переходе на прямой договор, потребитель подпишет согласие пускать ресурсников в дом.

Для работников управляющих компаний и аварийно-диспетчерских служб прописан четкий алгоритм, как они могут попасть в квартиру. Предварительно необходимо позвонить хозяину, объяснить, зачем нужно обеспечить доступ в дом, согласовать время и ФИО сотрудника. У него должен быть бейдж и бахилы.

Согласно документу Минстроя, собственникам квартир придется снимать показания счетчиков и передавать РСО ежемесячно, а не раз в полгода, как сейчас.

Подписанный президентом Закон о прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями призван убрать посредника в виде управляющей компании, чтобы снизить задолженность перед поставщиками ресурсов.

Чтобы перейти на прямые расчеты, жители должны принять решение на общем собрании собственников, а затем направить копию протокола ресурсоснабжающей компании и в орган госжилнадзора.

В течение двух месяцев многоквартирный дом переведут на новую схему оплаты, сообщают «Известия».

https://iz.ru/761406/svetlana-volokhina/minstroi-detaliziroval-priamye-dogovory-po-oplate-zhku

Снижение тарифов, заключение договоров с ЖЭС, экономия в квитанции об оплате – чего ждать от новой жилищно-коммунальной услуги

В июньских квитанциях об оплате жилищно-коммунальных услуг мы увидим новую строку – «услуга по управлению общим имуществом совместного домовладения».

Как новшество повлияет на сумму в счетах-извещениях, кто будет управлять общим имуществом и что от этого выиграет жилец многоквартирного дома? Эти и другие вопросы мы задали консультанту управления жилищного хозяйства Министерства ЖКХ Надежде Севрук.

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Искусство управлять

– Надежда Сергеевна, напомните, пожалуйста, что такое общее имущество совместного домовладения?

– Это помещения, расположенные за пределами квартир или нежилых помещений и предназначенные для обслуживания двух и более жилых или нежилых помещений в многоквартирном жилом доме. Проще говоря, подъезды, подвалы, лифты.

Также к общему имуществу относятся крыши, общедомовые приборы учета, конструктивные элементы и оборудование, находящееся за пределами квартиры. И всем этим нужно управлять – обслуживать, ремонтировать, содержать в надлежащем санитарном состоянии.

И за это нужно платить.

– Но ведь сейчас эти услуги (это я о техобслуживании и капремонте) оплачиваем. Для чего нужно вводить новую?

– Хочу обратить внимание, что эта услуга не новая. Да, за управление общим имуществом мы платили всегда. Просто эти платежи были включены в тарифы других жилищно-коммунальных услуг: в техобслуживание дома и лифта, вывоз ТКО и санитарное содержание вспомогательных помещений.

А что для потребителя, например, техобслуживание и санитарное содержание дома? Человек видит конкретную работу – замену оборудования, установку почтовых ящиков, заваривание мусоропровода. Но этим работам обычно предшествуют другие, которые не на виду.

Например, обследование подъезда, проведение собрания перед капремонтом, контроль за качеством услуг, рассмотрение претензий и обращений граждан. Все это требует трудовых и материальных ресурсов. Поэтому принято решение выделить управление общим имуществом в самостоятельную услугу.

Теперь потребители будут видеть, что у них есть услуга, которую оказывают в их интересах. Потребитель будет понимать, за что платит.

– Эта услуга дополнительная или основная?

– Услуга по управлению общим имуществом не входит в перечень основных или дополнительных. Но приравнивается к основной жилищно-коммунальной услуге.

– Сейчас общим имуществом управляют ТС и ЖСПК, а также организации ЖКХ. Что изменит введение новшества для этих организаций?

– Сегодня Жилищный кодекс предлагает выбор: либо создать организацию собственников (ТС, ЖСПК) и самостоятельно управлять общим имуществом, либо воспользоваться услугами внешнего управляющего – уполномоченного лица.

Читайте также:  При межевании соседний участок залез на мой – что делать?

Пока услуга по управлению общим имуществом была замаскирована в других ЖКУ, казалось, что никакого управления нет. Это не так. Подобного рода деятельность существовала всегда, но платили мы за нее в составе остальных услуг.

Управление совместным домовладением – важная организационная составляющая, поэтому и принято решение сделать ее самостоятельной услугой.

– Как это отразится на сумме в квитанции об оплате?

– Сумма не увеличится. Ведь новую услугу вычленили из некоторых других. Это значит, что уменьшится плата за техобслуживание жилого дома и лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами и уборку подъездов. Издержки, которые раньше несло уполномоченное лицо, теперь перейдут в новую услугу.

Договор остается в силе

– Правильно ли я поняла – теперь собственник или наниматель жилья заключит договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг с уполномоченным лицом, то есть с ЖЭС? Но ведь и сейчас все эти основные и дополнительные услуги мы получаем, образно говоря, из одних рук. В чем тогда отличия? Что изменится для рядового потребителя, жильца многоквартирного дома?

– Для проживающих в домах, которыми управляет ТС или ЖСПК, ничего не меняется. Потому что в уставе юрлица уже обозначены и прописаны взаимоотношения участников этих организаций.

Для жильцов домов, которые обслуживает ЖКХ, изменится оформление взаимоотношений с уполномоченным лицом.

По договору на управление общим имуществом уполномоченное лицо должно организовать оказание основных и дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

Потребителю не нужно будет заключать несколько договоров на предоставление жкх-услуг. Будет один договор с уполномоченным лицом. Исключение составляют лишь услуги газо-, электро-, водоснабжения и водоотведения, которые оплачиваются по показаниям индивидуальных приборов учета. На каждую из услуг у потребителя будет индивидуальный договор.

– Договор заключать обязательно?

– Если человек его не заключит, услуга все равно начислится как фактически оказанная. Оплата будет начисляться, даже если не заключить договор.

В Жилищном кодексе прописано, что уполномоченное лицо обязано предложить потребителю заключить договор на управление общим имуществом. Типовой договор разместят в открытом доступе по принципу публичной оферты.

Чтобы принять условия оферты, нет необходимости что-то подписывать и заверять печатью, достаточно выполнить указанные в ней условия. Например, принять и оплатить услугу. Фактически договор будет считаться заключенным с 1 июня.

Бумажный его вариант можно получить и заключить в РСЦ, а также по месту нахождения уполномоченного лица.

– Давайте рассчитаем примерную сумму в квитанции об оплате жкх-услуг после того, как в ней появится новая строка. Какие тарифы снизятся?

– Размер платы за услугу зависит от площади занимаемой квартиры по аналогии с платой за техобслуживание. Предельно допустимый тариф на управление общим имуществом сегодня – 0,0165 рубля за квадратный метр.

Приведу пример оплаты стандартной двухкомнатной квартиры в 48 квадратных метров, в которой прописаны три человека. Возьмем условную квартиру в Минске. До 1 июня за техобслуживание дома, обращение с ТКО, техобслуживание лифта и за санитарное содержание вспомогательных помещений жильцы заплатят 22,7439 рубля.

С 1 июня себестоимость всех этих услуг снизится. Тариф за техобслуживание дома снижен с 0,1322 до 0,1238 рубля за квадратный метр, за техобслуживание лифта – с 1,5 до 1,43 рубля за одного человека, за санитарное содержание в Минске – с 88 до 85 копеек. Тарифы определены Указом Президента № 490 от 24 декабря 2020 года.

Таким образом, включая новую услугу, оплата за июнь составит 22,5162 рубля.

Елена Мисник, «Рэспубліка», 20 мая 2021 г.

Правила предоставления коммунальных услуг юридическим лицам

Появился проект типового соглашения о прямой оплате ЖКУ

Коммунальные услуги для юридических лиц предоставляются на весь комплекс владений в многоквартирном доме либо любом другом сооружении, подключённым к инженерно-техническим коммуникациям. Плата за предоставление коммунальных услуг не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя, ведь некоторые виды коммуналки потребляются не только в жилищном быту, но и в производственном процессе.

Юридическое лицо как потребитель коммунальных услуг

Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.

В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:

  1. Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
  2. Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
  3. Потребление коммунальных услуг в производственных целях.

Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.

Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).

То есть, отношения юр. лиц с поставщиками или посредниками преимущественно регламентируются общими гражданско-правовыми нормами, а также нормами ведения хозяйственной деятельности. Ответственность и последствия нарушения договорных правил также определяются самими соглашениями.

Виды поставляемых коммунальных услуг

Вопрос — ответ — Физическим лицам

Часто задаваемые вопросы

Для переоформления лицевого счета на нового собственника жилого помещения Вам необходимо на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. направить Заявление на смену собственника, приложить к нему копии необходимых документов:

    • Паспорта всех собственников (в т.ч. долевых);
    • Выписка из ЕГРН (или свидетельство на право собственности);
    • Выписка из домовой книги, единый жилищный документ, финансово-лицевой счет.

Для оформления изменений в составе семьи Вам необходимо на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. направить Заявление изменение состава семьи, приложить к нему копии необходимых документов:

      • Паспорт заявителя;
      • Выписка из домовой книги/единый жилищный документ.

Для оформления льгот Вам необходимо на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. направить Заявление на льготу, приложить к нему копии необходимых документов:

      • Паспорт лица (свидетельство о рождении при необходимости), имеющего право на льготу;
      • Документ, подтверждающий право на льготу;
      • Страховое свидетельство (СНИЛС) на всех членов семьи при распространении льготы на членов семьи;
      • Пенсионное удостоверение;
      • Документы, подтверждающие родство, при распространении льгот на членов семьи.

Вниманию жителей, проживающих на территории ТиНАО города Москвы!

С 1 апреля 2015 года в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июня 2012г.

№275-ПП меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в форме компенсационных выплат (компенсации на оплату ЖКУ) на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (ТиНАО) предоставляются Государственным казенным учреждением города Москвы «Городской центр жилищных субсидий» (ГКУ «ГЦЖС»). Более подробно

Для оформления временного отсутствия Вам необходимо на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. направить Заявление на временное отсутствие, приложить к нему копии необходимых документов:

Для правильной организации расчетов Вам необходимо на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. направить Заявление при невозможности установки ИПУ, приложить к нему копии необходимых документов:

  • Паспорт заявителя;
  • Акт установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета.

Объем коммунальной услуги по отоплению собственникам помещений в МКД, в случае перехода на прямые договоры, определяется  ПАО «МОЭК» в соответствии с п. 42.

1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.

2011 № 354 (далее – Правила № 354), исходя из показаний ОДПУ и ИПУ ТЭ (или без ИПУ ТЭ) за предыдущий год и площади жилого / нежилого помещения в МКД.

При этом, согласно положениям п. 42.1 Правил № 354, п. 3.4 приложения № 2 к Правилам № 354, стоимость потребленной в помещениях МКД тепловой энергии один раз в год корректируется до фактического объема потребления за календарный год.

Таким образом, плата за отопление, предъявленная в расчетно-платежном документе за январь 2020 года равна 1/12 от общего объема фактического потребления тепловой энергии многоквартирным жилым домом в 2019 году, исчисленного общедомовым прибором учета.

Читайте также:  Плата за утилизацию мусора вырастет на 12%

Этот объем тепловой энергии будет предъявляться к оплате равномерно (1/12 от потребления за прошлый год) за каждый месяц в течение всего 2020 года.

Расчеты за коммунальную услугу по отоплению осуществляются равномерно в течении календарного года в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 29.09.2016 № 629-ПП.

  • Размер платы за коммунальную услугу по отоплению при оплате равномерно в течение календарного года подлежит корректировке в I квартале года, следующего за расчетным годом и потребителям, перешедшим на прямые договоры с ПАО «МОЭК» (биллинг МОЭК) будет произведена и отражена в расчетно-платежном документе за февраль 2020 года.
  • Да, такая возможность существует. Заключить «прямые» договоры с ПАО «МОЭК» собственники помещений в многоквартирных домах по своей инициативе могут в следующих случаях:
  • (1) при выборе непосредственного способа управления многоквартирным домом в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем 30 в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ;

(2) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг (с ПАО «МОЭК», например, договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения), предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ.

Порядок участия в оплате жилищно-коммунальных услуг

Порядок участия в оплате жилищно-коммунальных услуг

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (п. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Оплата жилищно-коммунальных услуг по одному платежному документу, выставляемому собственнику или нанимателю жилья, на всех членов семьи и/или совместно проживающих с ним граждан, не всегда отвечает его интересам. В жизни возникают ситуации, когда есть необходимость в определении долей в оплате за жилищно-коммунальные услуги и выставлении отдельных платежных документов.  

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлена частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.

  • Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
  • 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
  • 1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
  • 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
  • 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
  • 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
  • 5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
  • 6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
  • 7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.

! До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Как видно момент, с которого возникает обязанность по оплате жилищно-коммунальных услуг различаются в зависимости от субъекта.

Оплата жилищно-коммунальных услуг при совместной и долевой собственности

Имущество может находиться в собственности одного или нескольких лиц. В последнем случае речь идет об общей собственности, которая подразделяется на совместную и долевую.

  1. Общей собственности посвящена глава 16 Гражданского кодекса Российской Федерации.

  2. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).

  3. По соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия — по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц (пункт 5 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).

  4. Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом (пункт 1 статья 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).

  5. В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Оплата за жилое помещение и коммунальные услуги может производиться на основании одного платежного документа. Если такой порядок не устраивает кого-то из собственников, то возникает необходимость определения порядка несения расходов между ними.

Собственники вправе заключить между собой соглашение, в котором определить размер доли каждого в оплате за жилищно-коммунальные услуги для формирования отдельных платежных документов.

Такое соглашение может быть заключено в простой письменной форме.

Копия соглашения предоставляется в управляющую организацию и/или организацию, производящую начисления и расчет за жилищно-коммунальные услуги (МФЦ, ЕИРЦ и т.д.).

! В случае, когда в квартире помимо собственников зарегистрированы иные лица, в соглашении о распределении суммы расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг лучше оговорить, на кого будут приходиться начисления по ним или в какой пропорции начисления будут распределяться между всеми собственниками квартиры.

Если же соглашение между ними не достигнуто, то они вправе обратиться в суд, который установит порядок оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения.

! Соглашение, определяющее порядок несения расходов на жилое помещение и коммунальные услуги, может заключаться не только между собственниками, но и между собственником и членами его семьи.

В силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определен размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д. (п.

12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

В связи с тем, что Жилищный кодекс Российской Федерации не устанавливает специальных требований к порядку заключения такого соглашения, а также к его форме и условиям, то исходя из норм части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким соглашениям применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации о гражданско-правовых сделках (статьи 153—181 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи (часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации). Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 Жилищного кодекса Российской Федерации). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

!К бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.

Читайте также:  Греф: ипотечная ставка может достичь 8% годовых к 2021 году

Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п.

, а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, которые оцениваются судом в совокупности с другими доказательствами при рассмотрении соответствующего иска.

Обратите внимание, в судебной практике встречаются примеры, когда лицам, не являющимся собственниками, было отказано в требовании об определении доли оплаты жилищно-коммунальных платежей (см., например Апелляционное определение Московского городского суда от 30 июля 2015 г. по делу № 33-27138/2015).

Оплата жилищно-коммунальных услуг по договору социального найма

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора.

Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (часть 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.

А значит граждане, проживающие в социальном жилье, обязаны своевременно и в полном объеме вносить в установленном порядке плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

! В соответствии со статьей 90 Жилищного кодекса Российской Федерации, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие).

Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Бывший член семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма вправе потребовать от наймодателя и нанимателя заключения с ним отдельного соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за наем жилого помещения и коммунальные услуги, ремонт и содержание жилого помещения (пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14). Предложение о заключении такого соглашения может также исходить и от нанимателя. Споры, возникающие в связи с отказом наймодателя и (или) нанимателя заключить такое соглашение или в связи с недостижением соглашения между сторонами по его содержанию, разрешаются в судебном порядке.

Суд, рассматривая подобные споры, вправе определить порядок и размер участия бывшего члена семьи нанимателя в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади жилого помещения, с возложением на наймодателя (управляющую организацию) обязанности заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Если между лицами, проживающими в жилом помещении по договору социального найма, имеется соглашение об определении порядка пользования этим жилым помещением (например, бывший член семьи нанимателя пользуется отдельной комнатой в квартире), то вышеназванные расходы могут быть определены судом с учетом данного обстоятельства.

!Для этой категории дел не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Для суда достаточно самого факта отсутствия соглашения о порядке несения расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг между сторонами.

  • Судебная практика
  • Истец обратился в суд с требованием об определении размера участия в расходах по внесению платы за коммунальные услуги и содержание жилого помещения за собой и ответчиками в определенных долях, обязании управляющей компании выдать истцу и ответчикам отдельные платежные документы.
  • Исковые требования были удовлетворены полностью.

Ответчик не согласился с решением суда первой инстанции.

В апелляционной жалобе он указывал на то, что оснований для удовлетворения иска у суда не было в связи с отсутствием спора между сторонами по вопросу определения порядка оплаты коммунальных услуг, кроме того истец, минуя добровольный порядок разрешения данного вопроса, обратился в суд с иском, по результатам рассмотрения которого с ответчиков взысканы судебные расходы.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда отказала ему, поскольку письменных доказательств, подтверждающих, что между сторонами было достигнуто соглашение об определении порядка оплаты за спорное жилое помещение, а также коммунальных услуг, суду представлено не было. При этом истец имел право обратиться в суд с соответствующими требованиями ввиду отсутствия договоренности с ответчиками об определении порядка оплаты коммунальных услуг (см. Апелляционное определение Московского городского суда от 18 февраля 2016 г. по делу № 33-5223/2016).

Раздел накопившегося долга

  1. При определении порядка несения расходов на жилое помещение и коммунальные услуги также необходимо решить вопрос о разделе накопившегося долга (при его наличии).

  2. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 3 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

  3. Аналогичные правила установлены для нанимателя жилого помещения по договору социального найма и членов его семьи (часть 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).

  4. Должник может исполнить солидарную обязанность по уплате долга как добровольно, так и в исполнение решения суда по требованию кредитора, так как кредитор имеет право предъявить требование об уплате долга как к одному из солидарных должников, так и ко всем сразу.

  5. В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 325 Гражданского кодекса Российской Федерации должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого, если иное не вытекает из отношений между солидарными должниками.

  6. Судебная практика
  7. Гражданка-1 обратилась в суд с иском к гражданке-2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей и об определении долей в оплате за коммунальные услуги.
  8. В обоснование своих требований истица указала, что она и гражданка-2 зарегистрированы в двухкомнатной квартире, в которой каждая занимает по комнате.

С мая 2011 г. гражданка-2 не проживает по адресу регистрации и обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги надлежащим образом не исполняет.

Внесение платы за вышеуказанное жилое помещение гражданкой-1, без участия гражданки-2, подтверждено квитанциями.

Женщины не являются членами одной семьи и общего хозяйства не ведут. Соглашения об определении размера участия в расходах на оплату коммунальных услуг им достигнуть не удалось.

Суд, рассмотрев материалы дела взыскал с гражданки 2 в пользу гражданки-1 64 040,35 руб. (долг по оплате жилого помещения и коммунальные услуги) и 1 915,95 руб. (госпошлина) и обязал производить начисления по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги пополам (Апелляционное определение Московского областного суда от 10 ноября 2014 г. по делу № 33-24826/2014).

  • Таким образом, определение порядка расходов на жилое помещение и коммунальные услуги может производиться в добровольном и судебном порядке.
  • Задолженность за жилищно-коммунальные услуги может быть погашена одним из должников с последующим взысканием в порядке регресса уплаченной суммы за минусом его доли.
  • С лиц, которые пользуются жилищно-коммунальными услугами, но при этом не участвуют в их оплате, выплаченные за них суммы могут быть взысканы в судебном порядке.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector