Принцип учета обманутых дольщиков усовершенствуют

Принцип учета обманутых дольщиков усовершенствуют Петр КРАЙНОВ 20.12.2020

Количество дольщиков, пострадавших от несостоятельного ФЗ-214, мошеннических действий застройщиков и попустительства местных властей, исчисляется сотнями тысяч. Понять, как решается проблема людей, которые в один момент остались без денег, квартир и надежды на скорое восстановление справедливости, можно на примере самого известного долгостроя Ленинградской области – ЖК «Десяткино 2.0». За судьбой этого долгостроя газета «Совершенно секретно» пристально наблюдает второй год. Продолжаем рассказывать обо всех перипетиях этого объекта и пытаемся найти ответ на вопрос – является ли Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства панацеей от бед обманутых дольщиков?

Начнем с позитива – долгострой «Десяткино 2.0» был рассмотрен на Наблюдательном совете в сентябре 2020 года. Для обманутых дольщиков это событие было долгожданным, поскольку именно на Наблюдательном совете определяется способ восстановления их прав: достройка или компенсация. По «Десяткино 2.0» было принято решение в пользу достройки.

ПОРЯДОК БЕЗ ПОРЯДКА

Виталий Мутко, заместитель председателя Правительства РФ по вопросам строительства и регионального развития, еще летом 2019 года приезжал с рабочим визитом в Ленинградскую область.

Тогда на примере ЖК «Шотландия» он проговорил схему поддержки: «С Александром Юрьевичем на примере данного ЖК обсудили, как запустить модель поддержки вообще для достройки таких проблемных объектов. Мы сегодня посмотрели, что, в принципе, эту первую очередь оптимально быстро можно завершить.

Этот механизм пойдет – мы и дальше будем с Ленинградской областью реализовывать поддержку других объектов, где нарушили права людей».

Правда, говорить о параллельном начале строительства пока не приходится, хотя порядок достройки действительно выглядит простым. Для начала фонд и регион заключают соглашение о финансировании, в соответствии с которым из бюджета региона предоставляется взнос в фонд. К слову, оно было заключено 25 октября 2019 года.

После фонд обследует проблемные объекты и определяет сумму и срок на их завершение, затем сравнивает сумму, необходимую для достройки проблемного объекта, с суммой предполагаемой компенсации. Например, решение в пользу компенсации могут принять, если на объекте много свободных квартир.

В этом случае сумма выплат дольщикам окажется меньше расходов на предстоящее строительство. Дольщикам выплачивают деньги, а объект оставляют под реализацию себе. Получить прибыль с долгостроя «Десяткино 2.0» можно едва ли: из 1672 квартир жилого комплекса продано 1644 квартиры, степень готовности объекта едва превышает 30%.

Даже с учетом того, что на достройку объекта требуется порядка 1,721 млрд рублей, достроить его все равно окажется дешевле, чем выплатить всем пострадавшим людям компенсации – 5,005 млрд рублей. Также на Наблюдательном совете принимается решение о финансировании, на котором определяются объемы – сколько из компенсационного фонда, а сколько из регионального.

Фонд заключает соглашение о финансировании с региональным фондом и открывает расчетный счет для получения финансирования. Потом региональный фонд направляет заявление о намерении стать приобретателем в арбитражный суд. На этом пока все – «Десяткино 2.0» находится примерно на этом этапе.

Примерно потому, что заявление в арбитраж уже направлено, но с нарушением установленных сроков: вместо декабря – крайнего по закону срока – рассмотрение пройдет в январе. Объясняют это порядком очередности проблемных объектов – их в Ленинградской области слишком много.

Для людей, которые годами ждут своих квартир, это объяснение в отставании от сроков уже звучит подозрительно, но еще подозрительнее обстоит ситуация с финансированием.

НА ФОНД НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ

Поправки в бюджет с учетом предполагаемых трат на долгострои были приняты еще в октябре 2019 года.

Доходы региональной казны на 2019 год увеличены на 15,6 млрд рублей, причем общий объем доходов областного бюджета, согласно законопроекту вырастет до 138,7 млрд рублей.

Комитету по строительству направили 1,18 млрд рублей, из которых 800 млн – имущественный взнос в Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства.

По версии 47news дело было так: «Сначала федеральный бюджет обещал 80% софинансирования со своей стороны, а потом сократил сумму с 9 до 2 млрд. Тут уж Александр Дрозденко смекнул, что два федеральных миллиарда – тоже деньги, и согласился на них».

Если поначалу регионы обрадовались хотя бы какой-то федеральной поддержке, то спустя время обнаружилось, что ее явно не достаточно. Еще бы: только на завершение долгостроя «Десяткино 2.0» потребуется 1,721 млрд рублей.

Логично предполагая, что денег на всех не хватит, дольщики стали требовать подтверждение выделенного финансирования конкретно на их объект. Но никакого подтверждения этому не получили, кроме убедительных заверений Дрозденко, что денег хватит.

Когда вопросов стало слишком много, с дольщиками связался один из активистов, который лично держит связь с губернатором и подтвердил, что этот документ он видел, но почему его не показывают всем, точно не знает.

Одни дольщики сомневаются в существовании такого документа в принципе, другие – понимают, что отсутствие прозрачности в таких очевидных вопросах, как наличие финансирования, продолжает оттягивать решение их проблемы.

«НАС ПРОСТО РАЗВЕЛИ»

По части софинансирования Александр Дрозденко ориентировался, в том числе, и на средства компенсационного фонда. Отвечая на многочисленные вопросы дольщиков, хватит ли денег, губернатор убедительно отвечал: «Еще раз объясню, вопрос принципиальный.

На Ленинградскую область выделено порядка 10 млрд рублей, из них 2,8 млрд – это бюджет Ленинградской области, 2,8 млрд – зеркально отвечает бюджет РФ, и средства страхового фонда, которые идут в федеральный бюджет, но ими распоряжается Дом.РФ и Банк «Дом. РФ» – это 5 млрд. Так вот, и 5 млрд, и наш аванс, и аванс федерального бюджета находятся в Дом.РФ, в банке.

Потрачено на Ленинградскую область на сегодняшний день менее 10% от указанной суммы, в том числе практически не потрачен наш перечисленный аванс».

Однако в этом году порядок финансирования изменили. Отчисления, которые делали застройщики в компенсационный фонд, больше не учитываются, они ушли в бюджет. Возник серьезный дефицит, который фонд предлагает покрыть за счет бюджета региона.

В Ленинградской области пытались изменить ситуацию и договориться с Фондом защиты прав граждан-участников долевого строительства и Минстроем, понимая, что на ближайшие три года дополнительных средств на эти цели просто нет. Власти Ленобласти считают справедливым адресно направить деньги компенсационного фонда, но в фонде считают иначе. Для обманутых дольщиков «Десяткино 2.

0» ситуация обиднее вдвойне: Александр Дрозденко при принятии бюджета не озвучивал, что рассчитывает на компенсационный фонд. Ведь «Норманн» отчисления не делал.

Денег из компенсационного фонда на решение проблемы обманутых дольщиков нет, поэтому фонд требует их с регионов. В ноябре текущего года фонд сообщил, что финансировать достройку и выплачивать компенсации они будут только после дополнительного взноса. Всего федералы предлагают Ленобласти потратить 6,165 млрд.

Это в два с лишним раза больше, чем было оговорено в прошлом году. От первоначальных договоренностей Ленинградской области с фондом не осталось и следа. Изначально от региона требовалось софинансирование «всего» в 2,8 млрд рублей, затем потребовалось еще, теперь хотят 6 млрд.

Даже если предположить, что Ленобласть изыщет эти средства в бюджете, то где гарантии, что фонд начнет стройку, а не запросит еще?

По словам Александра Дрозденко, фонд изменил условия соглашения в одностороннем порядке. Во время заседания правительства Ленобласти 26 ноября он заявил следующее: «Все мы понимаем, что внести в расходную часть 6 миллиардов сегодня не представляется возможным. Не потому, что мы не хотим, а потому что нет такой возможности.

Мы хотели бы получить ответ на вопрос, где деньги из компенсационного фонда? И где те, что поступили на счет фонда? Я не говорю, что это не решаемая проблема. Более того, мы заинтересованы работать с фондом, и хотим до 2025 года закрыть все проблемы обманутых дольщиков.

Но менять условия соглашения в одностороннем порядке – это не по-партнерски, не по-товарищески и незаконно».

Уверенности, что и дальше все будет так, как предполагали в Ленобласти, тоже нет. На вопросы дольщиков в Instagram пресс-секретарь строительного блока Константин Андрианов теперь отвечает: «В декабре мы предполагали, что региону выделят еще около 4 млрд на достройку домов из компенсационного фонда. Потом они ушли в бюджет именем Федерального закона.

У нас нет уверенности, что дальше все будет так, как мы предполагали. Сейчас ситуация такова: проектные работы финансируются, на стройку есть деньги согласно смете. Но эти деньги находятся в федеральном фонде, и ими распоряжается он».

Открытый для общения в соцсетях губернатор Александр Дрозденко и вовсе комментирует сложившуюся ситуацию так: «Нас просто развели».

АППЕТИТЫ РАСТУТ, ДЕНЬГИ ТАЮТ

Схема с компенсационным фондом до боли напоминает схему с пенсионными накоплениями. Вроде бы средства должны где-то аккумулироваться и ежегодно индексироваться, но почему-то всегда оказываются нужны в другом месте.

Так и здесь. Застройщики исправно отчисляли взносы в казну, чтобы при случае было из чего решать возникшие проблемы. Тот самый случай наступил, а держатели этой самой казны перекладывают решение проблемы на регионы.

Отдельно стоит заметить, что по закону регионы были не обязаны вносить взносы в фонд.

В Ленинградской области осознанно пошли на этот шаг, чтобы давно назревшая в регионе проблема долгостроев решилась быстрее.

Эти средства были выделены на объекты, застройщики которых не делали взносы в компенсационный фонд, восстановить права остальных дольщиков планировалось именно за счет средств компенсационного фонда.

«Кинули область на 5 миллиардов, которые должны были поступить из компенсационного фонда. А теперь заявили, что денег не будет.

Мы свои обязательства выполняем на 100%», – открыто отвечает Александр Дрозденко на комментарии обманутых дольщиков о сложившейся ситуации в своем Instagram.

В качестве отступления отдельно стоит отметить, что такой вариант развития событий Александр Дрозденко предвидел еще в прошлом году, когда принимал решение о софинансировании: «Выражаясь языком девяностых, надеюсь, нас не кинут».

Выражаясь все тем же языком девяностых, дольщики надеются, что в этой схеме помощи дольщикам не было изначально подвоха. Для обманутых людей ситуация, в которую они угодили, по-прежнему выглядит так, будто помогать им изначально не собирались ни местные власти, ни фонд. Только теперь это преподносится под соусом «не договорились».

Читайте также:  С начала года квадратный метр в россии подорожал на 6,1%

Принцип учета обманутых дольщиков усовершенствуют

Губернатор официально напоминает о договоренностях Марату Хуснуллину: «Это нарушает логику ранее выстроенных взаимоотношений фонда и региона в части финансирования проблемных объектов в ЛО…

Прошу Вас оказать содействие в обеспечении выполнения обязательств фондом перед пострадавшими дольщиками, застройщики которых платили взносы в компенсационный фонд, а также платили за страховку гражданской ответственности.

Кроме того, прошу рассмотреть возможность изменить пропорции софинансирования проблемных объектов (застройщики которых не платили в КФ и не страховались) по аналогии с нацпроектами: 67% на 33%, где 67% – федеральный бюджет, а 33% – казна Ленобласти». Но положительного ответа от Москвы пока нет и, судя по всему, навряд ли будет.

Принцип учета обманутых дольщиков усовершенствуют

По данным Счетной палаты, в период с 2017 по 2019 годы фонд собрал – от застройщиков, регионов и федерального бюджета – около 101,5 млрд рублей. При этом на завершение проблемных объектов было потрачено всего 17 млрд – это примерно 3 тыс. квартир и 1300 дольщиков под компенсацию. Для сравнения: только в Ленобласти около 17 тыс. обманутых дольщиков.

На что действительно идут аккумулируемые в фонде средства, остается только предполагать. Например, на зарплаты. Сотрудникам этой структуры остается только позавидовать: им платят 200–400 тыс. рублей в месяц. Обманутым дольщикам, которые продолжают со своих средних зарплат платить ипотеку за воздух, а то и одновременно за аренду, такие доходы и не снились.

Странным расходам и низкой эффективности структуры лично удивлялся и руководитель СК РФ Александр Бастрыкин. А тут еще и Правительство РФ затеяло реформу «институтов развития»: Фонд зашиты прав дольщиков предполагается объединить с Фондом ЖКХ. Для чего решение проблем обманутых дольщиков понадобилось «привинтить» к аварийному жилью и кто будет заведовать всеми деньгами – не ясно.

НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ, А В ИХ КОЛИЧЕСТВЕ

Зато ясно одно – решение проблемы обманутых дольщиков выходит на новый виток обмана: сначала застройщик, потом местные власти, теперь и фонд. Пока губернатор в очередной раз заявляет, что их просто развели, обманутые дольщики иронизируют, что на каждую рыбу всегда найдется рыба покрупнее: в Ленинградской области разводили обманутых дольщиков, а федералы развели Ленобласть.

Когда в 2017 году запускали Фонд защиты прав граждан-пострадавших участников долевого строительства, то предполагали, что к 2023 году в России не останется обманутых дольщиков. Надежды не оправдались уже в 2020 году, обещания не сбылись.

Дольщикам остается только предполагать, чего еще им ждать от властей и всерьез опасаться, что арбитражный суд в январе может запросто отказать в передаче «Десяткино 2.0» из-за отсутствия финансирования и долгострой будет пущен с молотка в процедуре банкротства. Активисты заверяют, что пойдут на все, если что-то пойдет не так, как им было обещано.

Опыта в организации громких акций им не занимать, а тут еще и обманутые дольщики «норманновских» объектов из Санкт-Петербурга подали хороший пример своим областным коллегам по несчастью, устроив голодовку. Метод оказался эффективным: строительство началось без участия фонда.

Еще одно интересное наблюдение, которым поделились дольщики: фонд отлично расходует деньги на малую родину приближенных чиновников. Работы по восстановлению прав дольщиков активно начались в Саратовской области, откуда родом Вячеслав Володин. Увеличили финансирование для Татарстана, хотя регион не относится к числу проблемных, как Ленобласть.

Может быть, потому что Марат Хуснуллин и Ирек Файзулин родом из Татарстана? Конечно, это все из разряда догадок, но Ленинградской области тоже было бы неплохо найти земляка в фонде.

На фоне происходящего все больше вопросов вызывают принимаемые властями решения. Например, недавно в Ленобласти подписали постановление о создании Центра управления регионом. Новая структура будет отвечать за мониторинг жалоб местных жителей в Интернете.

Получается, что многолетние жалобы дольщиков так и не привели к возобновлению строительства, зато аккаунты чиновников теперь будут вести за счет бюджета. Или вот еще новость – Минфин придумал игру «Не в деньгах счастье», при помощи которой планирует повысить уровень финансовой грамотности населения.

Вот уж действительно, как еще можно помочь людям, которые остались без денег и квартир? Только играми. Как говорится, счастье не в деньгах, а в их количестве.

Фото из архива автора

Авторы:  Петр КРАЙНОВ

Проблема обманутых дольщиков: кто должен платить за недострои

Для решения проблем обманутых дольщиков, законодатели спокойно забираются в карманы россиян, чтобы решать насущные проблемы государственного уровня. Несколько лет назад очень неплохо заработали многочисленные страховые компании на страховании ответственности застройщиков.

По официальной информации, они собрали за пять лет 57 млрд рублей, а выплатили страховок на 2 млрд — неплохой бизнес! Сейчас создан Фонд защиты прав граждан-участников долевого строительства, в который за полтора года перечислено почти 32 млрд рублей (1,2% от суммы каждого ДДУ).

Деньги большие, но чтобы решить проблему долгостроев, их может быть недостаточно. Поэтому привлекаются федеральный и региональный бюджеты.

Всем миром

Очевидно, что решить проблемы долгостроев, собирая «налог» только с дольщиков, никак не получается. Государство щедрой рукой забрасывает бюджетные средства, чтобы эту проблему решить. 

«Как показывает практика, большинство фондов — это не более чем очередной способ «честного отъёма денег у населения». Ведь фонды обычно формируются из средств, которые обязаны вносить застройщики. Естественно, сумма закладывается в стоимость квадратного метра, и цена увеличивается.

При этом в случае необходимости собранных средств, как правило, на достройку не хватает, —  отмечает директор по развитию компании «Л1» Надежда Калашникова.

 —  Кроме того, в свете вступления в силу изменений в 214 ФЗ и переход на проектное финансирование смысл таких фондов становится в принципе не понятен: в случае, если строительство останавливается и сроки сдачи объекта срываются, покупатель может забрать свои деньги с эскроу-счёта».

Принцип учета обманутых дольщиков усовершенствуют

И одного фонда мало

Складывается впечатление, что чиновники из Минстрой не уверены, что проблему с долгостроями удастся решить оперативно, а значит, тысячи обманутых дольщиков будут продолжать портить им предпенсионную жизнь, лишая премий и наград. Президент ясно дал понять, чтобы в течение пары лет «мы избавились от такого позорного словосочетания и явления, как обманутый дольщик».

Однако, так до сих пор нет полного списка проблемных домов, неизвестно количество обманутых дольщиков и сколько средств необходимо для достройки. Минстрой только формирует Единый реестр проблемных объектов, хотя должен был это сделать ещё несколько лет назад. На сегодняшний день в базе более 2,5 тыс. домов площадью почти 14 млн кв. м (чиновники называю цифру в 200 тыс.

семей).

Кроме того, так и не был проведен анализ, а почему, собственно, появилось столько недостроенных объектов, кто виноват.

Редкие уголовные дела против застройщиков не объясняют, куда делись деньги дольщиков объектов Urban Group, ГК «Город», O2 Development и многих других.

Конечно, проще решать проблему, вливая в неё бюджетные деньги, которые можно было бы потратить на более важные программы, на борьбу с бедностью, к примеру.

Кстати, пока что «Фонд защиты прав дольщиков» помогает в достройке только объектов в Подмосковье и Нижнем Новгороде. Ленобласти, в которой насчитывается 1,28 млн кв. м проблемного новостроя (входит в тройку лидеров: в Подмосковье насчитали 3,2 млн кв.

м проблемных строек, в Москве — 1,3 млн), пока что приходится справляться — худо-бедно — своими силами, используя в том числе и возможности крупных застройщиков. «Если говорить о долгостроях, то их постепенно становится меньше.

В основном завершение проблемных объектов ведут сильные компании, которые получают соответствующие предложения от властей и компенсируют свои расходы за счёт продажи свободных квартир или иных преференций от власти», —  рассказывает Надежда Калашникова.

Принцип учета обманутых дольщиков усовершенствуют

«Для решения проблем обманутых дольщиков есть два механизма. Первый — это государственная поддержка, второй — различные преференции и льготы для строительных компаний.

Например, за завершение объекта компания получает от государства земельный участок.

Также застройщики могут достроить проблемный объект, если их расходы полностью покроет прибыль от продажи оставшегося жилья в этом доме», —  добавляет исполнительный директор АО «Ойкумена» Роман Мирошников.

Ленобласть идёт дальше и одной из первых планирует до конца года запустить региональный Фонд защиты прав дольщиков, местную структуру, которая будет заниматься завершением проблемных объектов.

Как объясняют эксперты, «местный фонд» сможет использовать не только федеральные и региональные бюджетные средства, но и привлекать деньги из других источников, например, продавать квартиры в достраиваемых домах.

Если их захочет хоть кто-нибудь купить.

В общем, многое делается, чтобы и следа обманутых дольщиков не осталось на земле. Вся страна в едином российском порыве вынуждена исправлять ошибки вороватых чиновников и миллионеров-строителей. Так живём.

Прогноз дефицита компенсационного фонда

Дата Прогнозируемая величина компенсационного фонда, млн рублей Прогнозируемая величина резерва, млн рублей Дефицит средств, млн рублей

СП: решить проблему обманутых дольщиков поможет их полный учет и увеличение финансирования

Счетная палата проанализировала ситуацию в сфере долевого строительства и выявила риски невыполнения программ помощи обманутым дольщикам и дальнейшего роста числа граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. С одной стороны, это обусловлено текущей экономической обстановкой, с другой – нехваткой финансирования. 

«На март текущего года в Единый реестр проблемных объектов включено более трех тысяч домов и свыше тысячи застройщиков в 76 регионах. Наиболее сложная ситуация складывается в Москве, Московской, Ленинградской, Нижегородской областях и Краснодарском крае.

С учетом снижения покупательной способности населения, а также участившихся случаев банкротства небольших и средних застройщиков, есть риски дальнейшего увеличения количества проблемных объектов и, соответственно, числа обманутых дольщиков», – заявила на Коллегии аудитор Счетной палаты Светлана Орлова. 

Проблема усугубляется еще и тем, что до сих пор нет полной и достоверной информации о количестве граждан, права которых были нарушены. 

«Из-за изменений в законодательстве с середины 2019 года регионы не ведут реестр таких граждан. На июль прошлого года в нем числилось порядка 48 тыс. человек. В то же время по различным экспертным оценкам, их общее количество сейчас составляет от 180 до 200 тыс. человек. Поэтому Счетная палата рекомендует Правительству в первую очередь провести совместно с регионами полную инвентаризацию обманутых дольщиков», – отметила аудитор. 

Следующее, что важно сделать, – это оценить финансовые возможности бюджетов всех уровней по софинансированию программ помощи обманутым дольщикам. По мнению Счетной палаты, проблема финансирования – это сейчас один из главных сдерживающих факторов. 

Читайте также:  Правительство предлагает запретить лишать жилья добросовестных приобретателей

Так, по оценке Фонда защиты прав дольщиков, на 1 января 2020 года необходимо достроить 3137 жилых домов, и на это нужно 686 млрд рублей. В свою очередь в «АО «ДОМ.

РФ» подсчитали, что только из федерального бюджета в 2020-2024 годах на эти цели потребуется порядка 722 млрд рублей.

При этом законом о бюджете Фонду в 2020 году предусмотрено только 3 млрд рублей, а в 2021-2022 годах бюджетные ассигнования вообще не запланированы. 

Аналогичная ситуация складывается и по региональным бюджетам. Так, в 2020-2022 годах средства на достройку проблемных объектов предусмотрены только в 31 регионе в размере немногим более 40 млрд рублей.

При этом большинство регионов, согласно утвержденным «дорожным картам», планировали полностью восстановить права обманутых дольщиков в 2020-2022 годах. «Отсутствие финансирования, особенно в условиях распространения короновируса, создает существенные риски незавершения реализуемых мероприятий в установленные сроки.

А это, в свою очередь, может привести к увеличению социальной напряженности в обществе», – считает Светлана Орлова. 

Есть вопросы и к работе самого Фонда. 

Во-первых, это низкий уровень расходования средств, которые Фонд получил из федерального бюджета в 2018-2019 годах. Так, в 2018 году из предусмотренных 8 млрд рублей он использовал только 43,5 млн рублей (0,54%), в 2019 году – 8,11 млрд рублей из 43,56 млрд рублей (18,6%). 

«Это свидетельствует о крайне низком качестве бюджетного планирования у Минстроя России. Бюджетные средства выделялись Фонду в отсутствие оценки степени технической готовности проблемных объектов, без определения необходимого размера денежных средств и сроков завершения строительства, а также размера предполагаемого возмещения обманутым дольщикам», – констатировала Светлана Орлова. 

Второе, что обращает на себя внимание, – это многократное превышение заработной платы сотрудников Фонда относительно средней по России и Москве. При этом высокий уровень зарплат пока не подкреплен значимыми результатами.

«Результаты деятельности Фонда как института развития можно охарактеризовать как «весьма скромные, – отметила аудитор. – Так, за три года его работы (с 2017 по 2019 годы) завершено строительство чуть более 3 тысяч жилых помещений, а компенсации выплачены немногим более 1 300 обманутым дольщикам». 

По итогам анализа Счетная палата направила Президенту и в Правительство информационные письма с конкретными предложениями решения выявленных проблем.

Международный опыт 

  • Государственное контрольное управление США 

Министерство жилищного строительства и городского развития США оказывает поддержку в вопросах жилищной аренды для домохозяйств с низким уровнем дохода.

Поддержка осуществляется через ваучерную программу выбора жилья: домохозяйству выдается специальный документ (ваучер), который используется для покрытия платежей в рамках аренды частных квартир или домов, доступных на рынке. В 2016 году на реализацию программы было выделено около 20 млрд долл. США, и порядка 2,4 млн домохозяйств получили поддержку.

Государственные жилищные агентства, с помощью которых осуществляется программа, сообщили о различных схемах мошенничества в отношении участников ваучерной программы. В ходе проверки онлайн-объявлений и сайтов, посвященных аренде, ВОА США выявил несколько потенциальных признаков мошеннических схем.

Проведенный ВОА анализ ситуации показал, что вид мошенничества зависит от стадии ваучерной программы и статуса участника – заявитель, держатель ваучера или домовладелец.   

  • Национальное контрольно-ревизионное управление Великобритании 

В апреле 2013 года правительство запустило программу поддержки граждан, желающих приобрести жилье, «Помощь в покупке» (Help to Buy). Целью программы является стимулирование спроса на новое жилье за счет повышения доступности ипотечного финансирования и стимулирования застройщиков к строительству новых домов.

В рамках программы правительство предлагает покупателям жилья в новых домах кредит на оплату первоначального взноса по ипотеке в размере до 20% от стоимости покупки. Это дополняет собственный взнос покупателя, который обычно должен составлять не менее 5%.

Затем покупатели берут ипотечный кредит, как правило, в размере 75% от стоимости собственности. Ипотечные кредиты в размере 75% или менее от стоимости недвижимости зачастую имеют более низкую процентную ставку.

ВОА Великобритании отмечает, что размер программы и механизм ее реализации соответствуют намерению Министерства по делам общин и местного самоуправления оказать существенное влияние на рынок недвижимости. Максимальный бюджет программы составил 4,6 млрд долл. США.

Спрос в начале осуществления программы оказался высоким: за первые девять месяцев программой воспользовались 12,875 покупателей. Министерство рассчитывает вернуть инвестиции в размере около 6 млрд долл. США к 2040–2041 годам. 

  • Национальное контрольно-ревизионное управление КНР 

ВОА Китая проводит ежегодные проверки в отношении городских жилищных проектов, субсидируемых государством. В отчете 2016 года сообщается, что ВОА провел аудит 14,8 тыс. жилищных проектов.

В ходе проверки было установлено, что объем средств на жилищные проекты, которые были незаконно выведены или присвоены, снизился на 78% по сравнению с предыдущим годом.

Тем не менее, аудит выявил ряд проблем: 

  1. наблюдались недостатки в управлении и контроле за проектами жилищного строительства;
  2. не применялись налоговые или финансовые преференции;
  3. политика в отношении реновации трущоб и строительства вспомогательных объектов не была осуществлена в полной мере;
  4. отмечались недостатки со стороны управляющих организаций в вопросах управления, в механизмах проверок и контроля. 

Полномочия Фонда защиты прав дольщиков расширят

  • «Принятый сегодня закон защитит законные интересы граждан – участников долевого строительства», — отметил Председатель ГД Вячеслав Володин. 
  • Он пояснил, что, в соответствии с поправками, Фонд защиты прав дольщиков получит право достраивать проблемные объекты и строить новые многоквартирные дома без использования счетов эскроу для скорейшего исполнения обязательств застройщика перед участниками долевого строительства.
  • Кроме того, фонд сможет получать в упрощенном порядке в аренду или безвозмездное пользование земельные участки под строительство многоквартирных домов.
  • Фонд будет наделен функциями технического заказчика, он также сможет создавать коммерческие и некоммерческие организации, направлять на финансирование строительства часть временно свободных средств.

«Такое расширение прав фонда позволит быстрее достраивать дома и строить новые, а значит — люди быстрее смогут переехать в собственное жилье», — сказал Председатель Государственной Думы.

Вячеслав Володин подчеркнул, что «тема обманутых дольщиков — на особом контроле Государственной Думы. За несколько лет нам законодательно удалось решить многие вопросы. Деятельность застройщиков стала более прозрачной, а права граждан, покупающих жилье в строящемся доме, защищены».

Подробнее о законе

В соответствии с законом в единой информационной системе жилищного строительства будут созданы личные кабинеты регионов, конкурсных управляющих и расширен перечень информации, которую необходимо размещать на платформе.

Уточняются также основания для исключения долгостроев из единого реестра проблемных объектов. Это должно обеспечить достоверный учет домов, в которых есть обманутые дольщики и по которым необходимо принять решения о способе восстановления их прав. 

У регионов появится право решать вопрос о нежилых помещениях, расположенных на первых этажах многоквартирных домов, которые приобретались гражданами для ведения предпринимательской деятельности, и передавать помещения в случае такой возможности. Можно будет детально рассматривать каждый объект.

Кроме того, ко второму чтению исключили из документа норму, которая могла лишить дольщиков права не принимать квартиру у застройщика с недостатками. Ранее она вызвала большой резонанс, поэтому было решено сохранить нынешнее положение дел, пояснил ранее один из авторов проекта закона Председатель Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

Рынок долевого строительства в 2020 г.: по-новому регулируем и рискуем

Эксперты прокомментировали важные поправки в законодательство о долевом строительстве: новые гарантии улучшат положение дольщиков, но меры поддержки застройщиков приведут к уменьшению размера их компенсации в случае задержки строительства. Также эксперты рассказали, как нарушались права дольщиков в этом году, как защититься от таких рисков и что делать, если избежать этого не удалось

13 июля этого года в Закон об участии в долевом строительстве были внесены изменения1. Адвокат Наталья Тарасова рассказала о поправках, касающихся эскроу-счетов. Прежде она напомнила, что с июля 2019 г.

застройщиков обязали заключать договоры участия в долевом строительстве (ДДУ) с использованием эскроу-счетов. Это значит, что в банке открывается специальный счет, на который перечисляются денежные средства покупателя недвижимости для передачи их застройщику.

Деньги дольщика находятся в банке весь период строительства. Застройщик может их забрать только после ввода объекта в эксплуатацию.

Для дольщиков использование эскроу-счетов при заключении ДДУ является гарантией возврата денег.

В случае банкротства застройщика, вступления в силу решения арбитражного суда о его ликвидации, при предъявлении кредитором требования о досрочном исполнении застройщиком обязательств по кредитному договору и об обращении взыскания на земельный участок, принадлежащий застройщику на праве собственности или аренды, дольщик может в одностороннем порядке расторгнуть ДДУ и забрать деньги, внесенные на эскроу-счет. В случае банкротства банка, в котором размещены средства на покупку недвижимости, дольщики-физлица могут получить страховое возмещение, но не более 10 млн руб.

Согласно июльским поправкам застройщику больше не нужно ждать регистрации права собственности на первую квартиру, чтобы получить деньги с эскроу-счета. Достаточно представить в банк разрешение на ввод дома в эксплуатацию. В этом случае срок получения застройщиком денежных средств значительно сократится.

Дольщиков больше не смогут обманутьСчета эскроу и контроль банков помогут сохранить переданные застройщикам денежные средства

Наталья Тарасова рассказала также о предоставлении дополнительных гарантий участникам долевого строительства, которые решили использовать для покупки недвижимости средства материнского капитала. Их можно вернуть, если ДДУ был прекращен.

Это касается и тех случаев, когда маткапитал использовался при заключении кредитного договора (договора займа) для расчетов по ДДУ, который впоследствии был прекращен.

Уполномоченный банк на основании заявления дольщика направляет в Пенсионный фонд РФ запрос, после чего возврат средств осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Юрист адвокатского бюро Asterisk Степан Хантимиров отметил еще несколько важных изменений, предусмотренных новым законом.

Так, застройщики смогут выдавать целевые займы дочерним обществам, получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, поставить его на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности, если согласно техническому плану площадь построенного здания отличается от площади в проектной документации не более и не менее чем на 5%. Это возможно, только если не изменилось количество этажей, помещений и машино-мест.

Также предусмотрены изменения, упрощающие процедуру регистрации права собственности, которые призваны облегчить жизнь как застройщикам, так и дольщикам. Застройщики получили право самостоятельно регистрировать право собственности на объект долевого строительства за дольщиками.

Читайте также:  Эксперты выяснили, сколько россияне готовы тратить на ремонт

Соответствующее заявление и доверенность при этом не требуются.

После завершения процедуры регистрации застройщик передает собственнику выписку из ЕГРН, а затем собственник представляет в орган регистрации подлинный экземпляр договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав требований по ДДУ для совершения на нем специальной регистрационной надписи.

С учетом нововведений залог земельного участка (залог прав аренды, субаренды) в пользу дольщиков или банка прекращается после постановки дома на кадастровый учет. Подавать заявление о прекращении залога застройщику не нужно, Росреестр удалит запись о нем самостоятельно. Правило действует, если земельный участок образован в границах, в которых он переходит в собственность дольщиков.

«Поправки коснулись и проектной документации, – отметил ведущий юрист ООО “Содружество земельных юристов” Павел Лобачев. – Теперь застройщики обязаны вносить изменения в проектную декларацию ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Был расширен перечень сведений, которые подлежат отражению в декларации».

Также Павел Лобачев рассказал, что в этом году правительство утвердило несколько актов, регулирующих рынок долевого строительства. Для поддержки застройщиков в период пандемии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 423 установлены ограничения их ответственности:

  • не начисляется неустойка, не придется возмещать убытки за нарушение сроков передачи квартир, допущенное с 3 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г.;
  • не начисляются проценты за просрочку возврата денег при расторжении ДДУ;
  • если требования об уплате неустойки, процентов и возмещении убытков предъявлены до 3 апреля 2020 г., то застройщику предоставляется отсрочка до 1 января 2021 г.;
  • до 1 января 2021 г. уполномоченные органы не вправе обращаться в арбитражный суд с требованием о приостановлении деятельности застройщика, а объект застройки не может быть включен в реестр проблемных.

После принятия Постановления Правительства РФ от 23 апреля 2020 г. № 566 стала возможна льготная ставка по кредиту в размере 6,5% годовых на покупку жилья в новостройках. Это позволило застройщикам увеличить продажи даже в сложный период пандемии.

Требования к организации государственного контроля в сфере долевого строительства получили закрепление в Постановлении Правительства РФ от 2 сентября 2020 г. № 1336. Установлены механизмы госконтроля за деятельностью застройщиков, в частности его формы: внеплановые проверки, контроль без взаимодействия с застройщиками, профилактика нарушений и принятие мер по их пресечению.

«4 сентября премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о подписании постановления Правительства РФ. По его словам, принятые изменения должны ускорить темпы достройки проблемных объектов и выплаты компенсаций за недостроенное жилье, – добавил Павел Лобачев. – Но только время покажет, не повлияет ли унификация методики расчета на объективность расчетов».

Несмотря на принимаемые меры по защите прав дольщиков, они продолжают сталкиваться с проблемами. Наталья Тарасова напомнила о нескольких громких делах этого года.

  • В Ростове-на-Дону к сносу готовится 175 домов. Без квартир могут остаться около 4,5 тысячи человек. У застройщика не было надлежащей разрешительной документации.
  • В Томской области директор двух коммерческих организаций, рекламировавших дом в поселке Ключи, предстанет перед судом по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. С декабря 2015 г. по февраль 2019 г. она собирала деньги у дольщиков, не имея материально-технической базы для строительства. Сумма ущерба составила более 18 млн руб.
  • «Проминстрах» рассылает пострадавшим дольщикам письма с угрозами уголовного преследования. Например, такое письмо получила Лейла Таирова, купившая квартиру в ЖК «Солнечная система», который начинал строить обанкротившийся застройщик UrbanGroup. Пытаясь вернуть свои деньги, женщина добилась в суде не только компенсации от Фонда защиты прав дольщиков, но и страховых выплат за срыв сроков сдачи объекта. Она даже получила исполнительный лист об аресте имущества «Проминстраха». Именно это страховщик называет покушением на мошенничество и требует отозвать исполнительный лист, поскольку компенсацию от фонда Лейла Таирова уже получила. Конечно, такие действия «Проминстраха» нельзя назвать правомерными.
  • Наряду с классическими случаями строительства многоквартирных домов на не предназначенных для этого земельных участках и подмены ожидаемых квартир нежилыми апартаментами в этом году массовое распространение получили случаи задержки строительства из-за пандемии и запрета на работу стройобъектов.

Павел Лобачев подтвердил, что пандемия сказалась на темпах строительства, и обратил внимание на то, что в случае нарушения его сроков дольщики получат куда меньшую компенсацию в связи с введением мер поддержки застройщиков, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 423, о которых речь шла выше. «Сохраняется проблема банкротства застройщиков. На 2020 г. установлен запрет на возбуждение новых дел о банкротстве, но это не гарантирует, что их не будет в 2021 г., – продолжил юрист. – Остается актуальной проблема качества построенных объектов, например несоответствие их проектам, замена стройматериалов на более дешевые и т.д. Кроме того, в случаях, когда ответственность застройщика была застрахована, при наступлении страхового случая, например банкротства, дольщики сталкиваются с трудностями в получении страхового возмещения».

Как минимизировать риски, рассказали Павел Лобачев и Наталья Тарасова.

  • Проверьте застройщика, чтобы удостовериться в его надежности. Для этого нужно изучить единый реестр застройщиков, выяснить, есть ли у него проблемные объекты, проверить наличие судебных споров, изучить учредительные документы, данные готовых отчетов и бухгалтерский баланс, аудиторское заключение (можно найти на сайте застройщика).
  • Проверьте проектную и разрешительную документацию на объект на сайте застройщика.
  • Внимательно ознакомьтесь с договором долевого участия. Важно обратить внимание на параметры квартиры и условия о сроке, порядке ее передачи и об ответственности за их нарушение.

(О том, как проверить застройщика и что должно быть указано в договоре долевого участия, читайте также в статье «Как избежать рисков при покупке квартиры в строящемся доме».)

Кроме того, при приобретении апартаментов важно помнить, что они будут считаться нежилым помещением. В случае банкротства застройщика покупатели такой недвижимости не вправе включаться в реестр требований участников строительства.

А реестр этот имеет большое значение, поскольку включенные в него дольщики смогут получить свои квартиры после того, как застройщика заменят и дом все же достроят.

При этом покупатели апартаментов смогут лишь потребовать вернуть переданные застройщику денежные средства, что с учетом его банкротства будет малоперспективно.

Юристы рекомендуют обращаться с претензией к застройщику или в суд, если ваши права нарушены. В суде можно взыскать компенсацию в случае передачи объекта ненадлежащего качества. Если были существенно нарушены условия договора, вы вправе требовать его расторжения, возврата уплаченных денежных средств, неустойки и возмещения морального вреда.

«Но важно понимать, что если застройщик на грани банкротства, то вероятность получить деньги невысока. Поэтому целесообразно сохранить договор в силе, чтобы после завершения строительства стать обладателем квартиры, – предупредил Павел Лобачев.

– В этом случае вам нужно будет обратиться в суд для включения вашего требования в реестр требований участников строительства».

Если застройщик нарушает условия договора, повлиять на него можно, обратившись в уполномоченный орган, который осуществляет контроль за соблюдением застройщиками Закона об участии в долевом строительстве (например, в Москве это Москомстройинвест).

Если ответственность застройщика была застрахована, вы вправе обратиться за получением страхового возмещения. Но помните: при выплате возмещения в размере внесенных по договору долевого участия денежных средств вы утратите право на квартиру.

Оноприенко Инесса

1 Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Новые критерии «обманутого дольщика» или как попасть в реестр пострадавших граждан

В конце прошлого когда был опубликован приказ Минстроя, содержащий в себе новые критерии граждан с целью включения их требований в реестр обманутых дольщиков. При соответствии данным критериям дольщику будет присвоен статус пострадавшего. Новые критерии вступают в силу с 01 июля 2017 года. Про реестр я ранее писала здесь.

Критерии для включения в реестр обманутых дольщиков

    • неисполнение застройщиком своих обязательств по договору в течении более 9 месяцев и отсутствие прироста вложений в незавершенное строительство по данным последних двух отчетных периодов;
  • привлечение денежных средств граждан на основании ДДУ, заключенного в соответствии с 214 ФЗ — то есть пайщики ЖСК и прочих форм организации строительства не имеют шанса попасть в реестр, но при этом у них остается шанс предъявить требования застройщику в процедуре банкротства;
  • полное исполнение своих обязательств перед застройщиком самим дольщиком. Таким образом в реестр не будут включены граждане, которые не полностью внесли плату за квартиру по ДДУ;
  • отсутствие правопреемника у застройщика, простыми словами — нет того, на кого можно было бы в суд подать и предъявить свои претензии;
  • отсутствие обеспечения у застройщика — как банковского, так и страховки (словом, платить за застройщика некому);
  • отсутствие дольщика в реестре по другому объекту — если у вас ДДУ заключен в отношении двух квартир, в реестр будет включено требование только по одной из двух.

Для включение в реестр гражданин должен соответствовать всем критериям, установленным приказом, а не одному из них или нескольким. В приказе указаны основания, по которым (помимо несоответсвия критериям) дольщик не будет включен в реестр, одним из них является расторжение договора долевого участия.

Сам приказ Минстроя с критериями можно скачать здесь.

Как попасть в реестр?

Включение в реестр носит заявительный характер. Гражданин должен подать заявление, приложив к нему копию паспорта, копию ДДУ, копию платежки (чека), подтверждающего полную (100%) оплату по договору, копию решения суда (при наличии).

А если договор был заключен до 01 июля 2017 года — каким критериям я должен соответствовать?

Если заявление не было подано до 01 июля 2017 года, то его рассмотрение уже после этой даты будет по новым правилам.

Похожее

Страница 1 из 11

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector