Правительство разделило все земли на 3 категории риска

Здесь никаких изменений нет. Просто напоминаем на случай, если вы не уверены, что это вас касается.

Условия, при которых компания должна отчитываться за НВОС, и алгоритм постановки на учёт мы описали в статье «Отчётность в РПН за НВОС: кто и что должен сделать». Если эти критерии выполняются, компании нужно сдавать отчётность и вносить плату за НВОС (за минусом авансовых платежей).

Исключений два:

  • От отчётности освобождены юрлица и ИП, которые работают исключительно на объектах IV категории. 
  • От авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму. 

Новшество 1. В декларации будем указывать способ расчёта авансов

С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, но должен уведомить РПН о том, какой способ он выбрал. 

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Новый лист введён приказом Минприроды РФ от 10.12.2020 №1043. Он вступает в силу 15 января 2021 года и действует до 14 января 2027 года включительно.

До 1 января 2020 года был один алгоритм расчёта авансовых платежей за НВОС: суммы по каждому виду негативного воздействия за прошлый год делили на 4 и перечисляли в бюджет в положенные сроки.

С 1 января 2020 года ввели три способа расчёта на выбор плательщика (новая редакция Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255):

  1. ¼ суммы к уплате за предыдущий отчётный период, как и было раньше.
  2. ¼ суммы платы, но платёжная база определяется исходя из объёма или массы выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов (см. Наименования нормативов в таблице выше).
  3. Сначала определяем платёжную базу. За основу берём данные ПЭК об объёме или о массе выбросов (сбросов), об объёме или о массе размещённых отходов в предыдущем квартале текущего отчётного периода. Затем базу умножаем на ставки платы с коэффициентами (ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Новшество 2. Новые коэффициенты к формулам расчёта суммы платежа

Плату за НВОС за 2020 год рассчитываем по формулам с новыми коэффициентами.

Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 17.08.2020). В этом же постановлении приведены формулы расчётов (правила исчисления и взимания платы за НВОС, далее — Правила).  

Плата за выбросы и сбросы в пределах норматива (п. 17 Правил)

Формула для расчёта такая, как в прошлые годы. Но есть одно изменение.   Для организаций, которые эксплуатируют централизованные системы водоотведения (ЦСВ), ввели коэффициент 0,5.

Компании ЦСВ могут его применять, если сбрасывают загрязняющие вещества, для которых не установлены показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод.

Исключение — если организация запустила программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды.

Таким образом, в разделе 2 в столбце 15 для организаций ЦСВ нужно проставлять 0,5. Для всех остальных этот коэффициент равен 1.

Было Стало
Раздел 2, столбец 15 (Кво): для всех коэффициент 1 Раздел 2, столбец 15 (Кво): для организаций ЦСВ коэффициент 0,5, для остальных — 1

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) в пределах лимитов (п. 18 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Формула в разделе 3 не изменилась. 

Плата за размещение ТКО с превышением установленных лимитов (п. 18 (1) Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.

С 1 января 2020 года в разделе 3.1 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности с превышением лимитов применяется коэффициент 25. Раньше был коэффициент 5.

Было Стало
В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 5 В разделе 3.1, ст. 13 (Ксл) к ставке платы применяется коэффициент 25

Плата в пределах временно разрешённых выбросов и сбросов, превышающих нормативы (п. 19 Правил)

Изменился коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества в пределах временно разрешённых масс и объёмов: вместо коэффициента 5 теперь применяется 25 (столбец 11, раздел 1 и 2). 

Исключение — организации ЦСВ, которые запустили программу повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды (кроме сбросов в пределах технологических нормативов). Они применяют коэффициент 1 (столбец 11 раздела 2 для ЦСВ).

Было Стало
Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 2 — у всех коэффициент 5 Столбец 11 (Квр) раздела 1 и 1.1 — у всех коэффициент 25 Столбец 11 (Квр) раздела 2 — у ЦСВ коэффициент 1, у всех остальных — 25

Плата за размещение отходов (за исключением ТКО) с превышением лимитов (п. 20 Правил)

Речь идёт о лимитах на размещение отходов, о нормативах, указанных в ДВОС или отчётности об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов (за исключением ТКО). 

С 1 января 2021 года, если лимит превышен, в разделе 3 к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности применяется коэффициент не 5, как раньше, а 25.

Было Стало
Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 5 Раздел 3, ст. 14 (Ксл) — коэффициент 25

Плата при превышении разрешённых выбросов и сбросов (п. 21 Правил)

Речь о нормативах, которые зависят от категории объектов.

  • Для объектов I категории смотрим на превышение установленных КЭР выбросов и сбросов.
  • Для объектов II категории говорим о превышении выбросов и сбросов из ДВОС.
  • Для объектов III категории имеем в виду превышение над выбросами и сбросами из отчётов по производственному экологическому контролю. 
  • Для объектов I и II категории в столбцах 12 разделов 1 и 2 используем ставки платы за выбросы или сбросы с коэффициентом 100, а не 25, как раньше. 
  • Когда организации ЦСВ проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, они так же, как и остальные, используют коэффициент 25 в столбце 12 раздела 1, а в столбце 12 раздела 2 применяют коэффициент 1
  • Есть и те, кто в столбце 12 разделов 1 и 2 применяют коэффициент 25.  Это:
  • лица, которые работают на объектах III категории и обязаны вносить плату;
  • лица, которые работают на объектах I и II категории, до 1 января 2019 года получили разрешение на выбросы и сбросы. Условие действует, пока не истечёт срок разрешения, компания не получит КЭР или не представит ДВОС.
Было Стало
Все превышения нормативов по выбросам и сбросам считались с коэффициентом 25 По объектам I и II категории в столбцах 12 (Кср/Кпр) разделов 1, 1.1 и 2, ст. 5 раздела 1.2 — коэффициент 100
Столбец 6 раздела 1.2 (Кнмм) — коэффициент 0,25
Столбец 12 раздела 2 (Кср/Кпр) ЦСВ: коэффициент 1
По объектам III и II категории с разрешением до 1 января 2019 года и при соблюдении условий в столбце 12 (Кср/Кпр) разделов 1 и 2 — коэффициент 25

Плата за выбросы и сбросы при отсутствии КЭР, ДВОС или отчёта о результатах ПЭК (п. 21 (1) Правил)

Речь идёт о компаниях и ИП, которые работают на объектах I категории и с 1 января 2019 года получили или переоформили разрешение или лимит на выбросы и сбросы. Сюда же относится ситуация, когда таких лимитов и разрешений нет. 

Коэффициент у них был и остался 25, изменилась платёжная база. Теперь это фактический объём или масса выбросов или сбросов загрязняющих веществ в тоннах или кубических метрах.

Как обычно, исключением служат организации ЦСВ. Когда они проводят программы повышения экологической эффективности или мероприятия по охране окружающей среды, то в графе 12 раздела 2 используют коэффициент 1. 

Те, кто обязан вносить плату и работает на объектах III категории, с 1 января 2020 года в столбце 12 применяют коэффициент 25.

Плата за размещение утилизированных отходов, кроме ТКО (п. 22 Правил)

Речь о размещении отходов, которые нужно утилизировать. Плата взимается, если компания сама утилизировала эти отходы на своём производстве по технологическому регламенту или передала для утилизации не позднее чем через 11 месяцев. При расчёте платы по таким отходам в столбцах 18 и 21 применяется коэффициент 0. 

Платежная база за размещение отходов (за исключением ТКО) j-го класса опасности считается как:

  • I категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой установленных лимитов на их размещение;
  • II категория — разница между объёмом или массой размещённых отходов (кроме ТКО) и объёмом или массой отходов в ДВОС;
  • III категории — разница между объёмом или массой размещённых отходов и объёмом или массой размещённых отходов, которые указаны в отчёте об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. 

Если компания не сдала отчёт об утилизации, платежная база определяется как фактический объём или масса размещённых отходов.

Плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов (п. 17 Правил)

Речь идёт о выбросах или сбросах, равных технологическим нормативам. Сюда же относится случай, когда компания внедрила НДТ. В этих ситуациях в столбце 10 разделов 1 и 2 применяем коэффициент 0.

Новшество 3. Новые коэффициенты к ставкам платы

С отчётности за 2020 год применяем коэффициент 1,08 к ставкам на 2018 год (Постановление Правительства РФ от 24.01.2020 № 39). 

Ставка платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в отношении пыли каменного угля составляет 61 рубль за тонну. 

Новшество 4. Зачёт переплаты

Теперь переплату по НВОС можно засчитывать не в счёт только ближайшего предстоящего отчётного периода, но и в счёт других будущих периодов (Приказ Росприроднадзора от 17.07.2020 № 857).

Новшество 5. Новый лист с итоговыми суммами 

Теперь в декларации нужно формировать отдельный лист с итоговыми суммами по каждому объекту ОНВ. В таблице напротив категории объекта НВОС нужно будет указать сумму по всем видам негативного воздействия на этом объекте.

Читайте также:  Какой налог нерезиденты платят, продавая жилье в крыму?

Правительство разделило все земли на 3 категории риска

Новшество 6. Изменения в листе, где рассчитывается сумма платы

  1. Если вы сверяете расчёты с Росприроднадзором, ведомство может зачесть вам излишне внесённую плату в счёт будущего периода.

     

  2. Раньше в декларацию просто вносили сумму с корректировкой на переплату, и сотрудникам РПН было сложно выяснить, была ли сверка или плательщик просто взял и снизил себе платёж.

     

  3. Теперь в декларации появилась графа, в которой нужно указать решение Росприроднадзора о зачёте переплаты:

Правительство разделило все земли на 3 категории риска

Новшество 7. ОКТМО объекта

В разделах 3 и 3.1 декларации появилась отдельная строка, в которой нужно указывать ОКТМО объекта размещения отходов.

Это нововведение облегчит работу инспекторов, которые принимают декларации на бумаге. Плата рассчитывается по ОКТМО. Раньше в печатной форме этот код был в расчёте, но не попадал в шапки разделов 3 и 3.1. Инспекторам приходилось смотреть ОКТМО по каждому полигону и проверять, правильно ли рассчитана сумма. Теперь расчёт стал прозрачнее.

Ольга Захарова, эксперт Контура по отчётности в Росприроднадзор

Земельный участок попал в зону с особыми условиями использования: можно ли потребовать его выкупить? — Шортрид

В августе 2018 года в Земельном кодексе появилась глава, регулирующая зоны с особыми условиями использования территории. С этого момента закон позволяет собственникам земли и строений, попавших в такую зону, потребовать их выкупа. Как это сделать на практике? Что делать собственникам недвижимости, если они потребовали выкупа и получили отказ?

Правительство разделило все земли на 3 категории риска

Павел Лобачев,

ведущий юрист Land Law Firm / Содружество Земельных Юристов

Охранные, санитарно-защитные, а также иные зоны с особыми условиям использования территории (ЗОУИТ) предусмотрены законодательством уже давно. Однако систематизировали их совсем недавно. В частности, закрытый перечень ЗОУИТ (теперь их 28) появился в Земельном кодексе только 3 августа 2018 года (Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ).

ПРИЗНАКИ ЗОУИТ:

  • распространяется на определенную ограниченную территорию
  • предусматривает специальный правовой режим, ограничивающий использование земельных участков и недвижимости, попавших в нее
  • устанавливается в связи с размещением особого объекта природного или искусственного происхождения
  • устанавливается с определенной целью: защиты жизни и здоровья граждан, безопасной эксплуатации объектов, охраны окружающей среды

В отношении каждой из зон Правительство должно принять постановление, которое зафиксирует порядок ее установления и изменения, ограничения, которые эти зоны устанавливают, и т.п. Но на сегодняшний день постановления приняты в отношении далеко не всех ЗОУИТ. Поэтому в ряде случаев руководствоваться приходится ранее действовавшим законодательством.

Ограничения из-за ЗОУИТ

Основная специфика таких зон заключается в ограничениях, которые они накладывают на земельные участки и строения, попадающие в эту зону. Ограничения условно можно разделить на два вида:

  • связанные со строительством (строительство запрещено вовсе / запрещено строительство определенных объектов / строительство допускается по согласованию с лицом, в интересах которого установлена ЗОУИТ);
  • запрещающие использование земельного участка или определенные виды деятельности (например, в охранной зоне железной дороги нельзя проводить земельные работы).

Появление ЗОУИТ практически всегда влечет негативные последствия для владельцев земли и недвижимости, попавших в такую зону.

Защита интересов собственника

Чтобы компенсировать собственнику земли и недвижимости, попавших в ЗОУИТ, негативные последствия, закон предусмотрел два механизма.

Первый механизм — возмещение убытков (ст. 57.1 ЗК РФ):

  • связанных со сносом недвижимости, приведением ее параметров в соответствие с ограничениями, с переездом;
  • связанных с изменением стоимости имущества;
  • возникших из-за невозможности исполнять обязательства перед третьими лицами.

Убытки можно было потребовать и до изменений в Земельном кодексе, однако широкого распространения этот механизм не получил.

Второй механизм – выкуп земельного участка (п. 7,8 ст. 107 ЗК РФ) — появился в августе 2018 года:

  • собственник вправе потребовать от лица или органа, в чью пользу установлена ЗОУИТ, выкупа недвижимости. Цена выкупа определяется на дату до установления ЗОУИТ;
  • если недвижимость принадлежит лицу на каком-то ином праве, правообладатель может потребовать возмещения за прекращение прав.

Условия для выкупа

Условия для выкупа отличаются в зависимости от того, когда появилась ЗОУИТ.

Если ЗОУИТ появилась после вступления в силу поправок в ЗК РФ (после 03.08.2018), условия для выкупа следующие (п. 7, 8 ст. 107 ЗК РФ):

  • земельный участок и недвижимость на нем – в собственности;
  • появление ЗОУИТ делает невозможным использование земли и недвижимости в соответствии с их разрешенным использованием;
  • объект не является самовольной постройкой;
  • требование заявляет правообладатель участка;
  • убытки в связи с установлением ЗОУИТ не возмещались.

Требование о выкупе можно направить не позже чем через 5 лет со дня, когда ЗОУИТ установили или правообладатель об этом узнал.

Потребовать выкупа можно и в том случае, если ЗОУИТ установили до изменений в ЗК РФ (до 03.08.2018). В этом случае условия для выкупа следующие (ч. 25 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ):

  • земельный участок и недвижимость на нем приобретены до появления ЗОУИТ либо в правоустанавливающих документах не было информации о ней;
  • объект не является самовольной постройкой;
  • убытки в связи с установлением ЗОУИТ не возмещались;
  • использование земельного участка или недвижимости на нем невозможно из-за того, что они находятся в границах ЗОУИТ, указанной в ч. 27 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ.

На заметку

Последнее условие для выкупа недвижимости в ЗОУИТ, установленной до 03.08.2018, допускает два варианта толкования:

      1. право требовать выкупа могут только те правообладатели, которые должны привести объекты в соответствие с ЗОУИТ;
      2. право требовать выкупа возможно в любом случае, если ЗОУИТ установлена до 1 января 2022 года и сведения о ней есть в ЕГРН.

Судебная практика, пусть пока незначительная, в большей степени склоняется ко второму подходу (Решение АС Московской области от 26.02.2020 по делу № А41-89627/19).

Процедура выкупа

Порядок заключения соглашения о выкупе должно установить Правительство (п. 10 ст. 107 ЗК РФ). Однако на сегодняшний день такого порядка нет. Означает ли отсутствие порядка отсутствие права требовать выкупа? Можно ли попытаться потребовать выкупа в такой ситуации?

Правообладатели уже сейчас принимают попытки потребовать выкупа недвижимости, попавшей в ЗОУИТ. Правда, некоторые суды считают, что поскольку порядка выкупа нет, ответчик своим бездействием закон не нарушает (Решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 23.04.2019 по делу № 2а-109/2018).

Возможно, дело здесь в способе защиты: истцы в таких случаях просили суд признать незаконным бездействие ответчика. Павел Лобачев предложил пойти по другому пути.

Работодателей разделили по категориям риска

Правительство разделило все земли на 3 категории риска

Одним из направлений проводимой в настоящее время реформы контрольно-надзорной деятельности является переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан. Как данный подход реализуется в деятельности Роструда – расскажем.

Группы риска

Все работодатели распределены на 5 групп риска. В зависимости от присвоенной работодателю категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять от 2 до 6 лет.

Группа риска Периодичность плановой проверки
Высокий риск Один раз в 2 года
Значительный риск Один раз в 3 года
Средний риск Один раз в 5 лет
Умеренный риск Один раз в 6 лет
Низкий риск Плановые проверки не проводятся

По данным Роструда, работодателей, деятельность которых отнесена к высокой категории риска в России порядка 6,5 тысяч. Работодателей с умеренной степенью риска – около 2 млн., а тех, кто освобожден от плановых проверок в связи с низким риском – 5 миллионов.

Кто определяет категорию риска

  • Отнесение деятельности юрлица или ИП к категориям риска осуществляется:
  • а) решением главного госинспектора труда РФ (его заместителя) — при отнесении к категории высокого риска;
  • б) решением главного госинспектора труда в субъекте РФ (его заместителя) — при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
  • При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юрлица или ИП считается отнесенной к категории низкого риска.
  • На сайте Роструда размещается и поддерживается в актуальном состоянии информация о юрлицах или ИП, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков.

Перечень работодателей по всем регионам, деятельность которых отнесена к категории высокого риска

Перечень работодателей по всем регионам, деятельность которых отнесена к категории значительного риска

По запросу юрлица или ИП Трудинспекция предоставляет ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска.

Как определяют категорию риска

Категория риска зависит от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.

Группа риска Показатель потенциального риска (Р)
Высокий риск 1 и более
Значительный риск от 0,99 до 0,75
Средний риск от 0,74 до 0,5
Умеренный риск от 0,49 до 0,25
Низкий риск менее 0,24

Вышеназванный показатель Р трудинспекторы вычисляют по сложной формуле.

Показатель Обозначение Значение
показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда Р Р = Т + Ку
показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юрлицами или ИП обязательных требований Т Т = ПВ x М
коэффициент устойчивости добросовестного поведения юрлиц и ИП, связанного с исполнением обязательных требований Ку Ку = Кт + Кз + Кадм
показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований ПВ ПВ = 4 x С + 2 x Т + 0,5 x Л
показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда М
  1. 0,5 — при ССЧ менее 200 человек;
  2. 0,7 — при ССЧ от 200 до 499 человек;
  3. 1 — при ССЧ от 500 до 999 человек;
  4. 1,5 — при ССЧ свыше 1000 человек.
индивидуальный коэффициент при наличии случаев травматизма Кт Кт = Ктт + Ктл
индивидуальный при наличии факта задолженности по зарплате за предшествующий год Кз 0,3 если есть задолженность;0 если нет задолженности
индивидуальный коэффициент при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение ТК за 3 года Кадм 0,1 если были наказания;0 если не было наказаний
показатель наличия тяжелых несчастных случаев, признанных связанными с производством, за предшествующий год Ктт 0,4 за каждый тяжелый несчастный случай
показатель наличия легких несчастных случаев, признанных связанными с производством, за предшествующий год Ктл 0,1 за каждый легкий несчастный случай

Значение показателя ПВ (показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований):

Вид деятельности Показатель ПВ
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 0,49
Добыча полезных ископаемых 1,49
Обрабатывающие производства 0,96
Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха  0,99
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 0,97
Строительство 0,87
Транспортировка и хранение  0,85
Деятельность в области информации и связи 0,58
Образование 0,44
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 0,57
Прочие виды экономической деятельности 0,2

Строительство объекта, нарушающего категорию или вид разрешенного использования участка

Правительство разделило все земли на 3 категории риска

  • Помощь в легализации самовольных построек и защите их от сноса: от коттеджей до торговых центров
  • Ситуация: Частой причиной обращения в нашу компанию является снос самовольной постройки в связи с ее созданием на участке с другой категорией или видом разрешенного использования.
  • Вопрос: Что делать если недвижимость нарушает цель, для которой предоставлен земельный участок (категорию и вид разрешенного использования)?

Ответ: Статья 222 ГК РФ в редакции закона № 258-ФЗ от 13.07.2015 г. признает недвижимость самовольной, если она возведена на участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта. Такая постройка подлежит сносу за счет лица осуществившего ее возведение.

Что понимать под термином «разрешенное использование земельного участка»?

В соответствии со ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утв.

Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 г. № 540. Указанный документ четко описывает наименования видов разрешенного использования и соответствующие способы, которыми можно использовать земельный участок.

В том числе определены виды объектов капительного строительства, которые можно возводить на том или ином участке в зависимости от вида использования.

Начиная с первого января 2015 года, виды разрешенного использования всех земельных участков устанавливаются исключительно в соответствии с Классификатором. Однако еще недавно наименование видов разрешенного использования определялось органами местного самоуправления.

Следствием этого процесса стало огромное количество разнообразных по содержанию правовых режимов, установленных в отношении земельных участков.

В пределах одного населенного пункта и по сей день существуют земли со схожими по названию, но не тождественными по правовому смыслу видами разрешенного использования.

Не редки случаи, когда застройщик сам не понимает, что строить можно, а что нельзя в соответствии с установленным видом разрешенного использования. Так создаются условия для возникновения споров.

Последствия строительства на земельном участке, не соответствующем виду разрешенного использования.

Общие последствия те же, что и для других случаев признания постройки самовольной:

  1. Собственник не приобретает право на такую постройку (не может его зарегистрировать в Росреестре, продать или подарить здание);
  2. Постройка подлежит сносу за счет лица, ее осуществившего.

Но есть более существенные последствия. Признать право собственности на такую самовольную постройку в судебном порядке сложно. Т.е. ее «легализация» в судебном порядке — затруднительная.

О применении риск-ориентированного подхода при государственном земельном надзоре

11 августа 2017 16:00

Постановление от 7 августа 2017 года №943. Установлено, что риск-ориентированный подход будет применяться в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при государственном земельном надзоре.

Это позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности в этой сфере при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить административное давление на предприятия и организации малого и среднего бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Справка

Подготовлено Минэкономразвития
России в целях реализации приоритетной
программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (паспорт
приоритетной программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при
Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21
декабря 2016 года).

Федеральным законом от 13 июля 2015 года №246-ФЗ внесены
изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля», которыми предусмотрено, что с 1 января 2018 года
органами государственного контроля (надзора) при организации отдельных видов
государственного контроля (надзора) применяется риск-ориентированный подход.
Виды государственного контроля, при которых применяется риск-ориентированный
подход, определяются Правительством России. При этом Правительство вправе
определить виды госконтроля, которые могут проводиться с применением
риск-ориентированного подхода ранее этого срока.

  • В целях поэтапной отработки механизма перехода на риск-ориентированную
    модель при отдельных видах госконтроля постановлением
    Правительства от 17 августа 2016 года №806 был утверждён перечень видов
    контроля, при которых такой подход будет применяться до 1 января 2018 года.
  • Постановлением
    Правительства от 2 марта 2017 года №245 в перечень был включён в том числе
    государственный земельный надзор.
  • Подписанным постановлением внесены изменения в Положение о
    государственном земельном надзоре (утверждено постановлением
    Правительства России от 2 января 2015 года №1) и другие нормативные
    правовые акты Правительства в части совершенствования государственного
    земельного надзора.
  • Предусматривается применение Росреестром риск-ориентированного подхода
    при государственном земельном надзоре.
  • Устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к
    определённой категории риска, периодичность проведения плановых проверок в
    зависимости от присвоенной категории риска.
  • Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая.
  • В отношении земельных участков, отнесённых к средней категории риска,
    устанавливается периодичность проведения плановых проверок не чаще чем один раз
    в три года.
  • Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков,
    отнесённых к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет, срок проведения
    плановых проверок – не более 17 рабочих дней.
  • В отношении земельных участков, отнесённых к категории низкого риска,
    плановые проверки не проводятся.

Вводится положение об использовании проверочных листов (списков
контрольных вопросов) при проведении плановых проверок соблюдения требований
земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей. При этом предусматривается, что предмет плановой проверки
будет ограничиваться перечнем включённых в проверочные листы вопросов.

Принятые
решения позволят повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности при
проведении Росреестром и его территориальными органами государственного
земельного надзора при оптимальном использовании материальных, финансовых и
кадровых ресурсов органов федерального государственного контроля, снизить
административное давление на предприятия и организации малого и среднего
бизнеса при контрольных и надзорных мероприятиях.

Категорирование пожарного риска кардинально изменится с 1 января

2 ноября 2020

С 1 января 2021 года вступит в силу Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662 “О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре”.

Данным документом правительство вносит масштабные изменения в правила подсчета категории пожарного риска с учетом риск-ориентированного подхода для осуществления федерального государственного пожарного надзора (госпожнадзора).

Так, меняется порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска, а также механизм подсчета. Периодичность проверок по категории риска не изменится, уточнен только межрейдовый период для земельных участков, территорий СНТ и многоквартирных жилых домов до 28 метров: плановые осмотры и обследования таких объектов будут проводиться один раз в 3 года.

Напомним, на данный момент категории пожарного риска устанавливаются в зависимости от явных характеристик. Сюда относят и сферу действия, и категории взрывоопасности, и количество посетителей, и так далее.

Эти сведения дают понимание, какие могут быть последствия на объекте от несоблюдения требований пожарной безопасности.

Значения по категории могут быть изменены в зависимости от изменений по пожбезопасности: например, случаи пожара или соответствующие предписания.

Основная идея превентивного подхода – применение, так называемого, “ожидаемого” риска. 

Новый порядок предполагает несколько этапов. Сначала будет рассчитываться общий риск негативных последствий от пожаров по стране, в целом, – формула допустимого риска (п. 3 Приложения). 

Далее для каждой отрасли будет определен свой “ожидаемый” риск (базовый риск) последствий на основании общего количества объектов сферы, пожаров на этих объектах, количества жертв (п. 4 Приложения).

Согласно идее, чем “ожидаемый” риск в отрасли выше допустимого риска по стране, тем выше становится категория риска сразу для всех объектов такой отрасли.

Например, пожар в одном из ночных клубов повысит базовую категорию риска для всех подобных заведений. 

Для категорирования в 2021 году будут использоваться данные за 2019 год. Далее ежегодные расчеты будет делать МЧС. В планах – сформировать пятилетний статистический ряд значений и определить их среднестатистическую величину: эту информацию должны опубликовать на официальном сайте ведомства.

Кроме того, в документе установлено, что получившийся базовый риск можно скорректировать  (в положительную или отрицательную сторону) индивидуально для каждого объекта по балльной системе. В ней учитывается до 30 показателей

  • Баллы, снижающие категорию, выдаются за полезные в пожарной безопасности мероприятия: круглосуточный мониторинг работоспособности АУП и АУПС (-4); круглосуточная охрана объекта ЧОПом с лицензией (-5); пожарная охрана со своим пожарно-техническим вооружением (-15).
  • Повышают категорию пожарного риска “очки” за опасные факторы или отрицательную историю объекта: старая электропроводка(+10); печное отопление (+10); пожары на объекте (+20). 

Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662Скачать

Источник: Пресс-служба SRG-ECO

Информация о критериях отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан , к определенной категории риска

Постановлением Правительства Российской Федерации от  17 августа 2016 г.

N 806 «О применении риск – ориентировочного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности.

КАТЕГОРИИ РИСКА И КЛАССЫ (КАТЕГОРИИ) ОПАСНОСТИ

Категории риска Классы (категории) опасности Особенности осуществления мероприятий по контролю
Чрезвычайно высокий риск 1 класс плановая проверка проводится один раз в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Высокий риск 2 класс
Значительный риск 3 класс
Средний риск 4 класс плановая проверка проводится не чаще одного раза в период, предусмотренный положением о виде государственного контроля (надзора)
Умеренный риск 5 класс
Низкий риск 6 класс плановые проверки не проводятся

Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлекающих к трудовой деятельности на территории Российской Федерации  иностранных граждан и лиц без гражданства, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются принимающей или приглашающей стороной, к определенной категории риска, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2012 года № 1162 «Об утверждении положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции».

√ категория чрезвычайно высокого риска — присваивается при наличии: вступившего в законную силу (в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении к категории риска) приговора суда о привлечении к уголовной ответственности должностного лица юридического лица или индивидуального предпринимателя за совершение деяния, предусмотренного статьей 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции);

35-ти и более вступивших в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении к категории риска, решений (постановлений) о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностному лицу или индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 — 6 статьи 18.9 (нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан) или статьями 18.15 — 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в Российской Федерации).

  • √ категория высокого риска — присваивается при наличии от 25-ти до 34-х вступивших в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении к категории риска, решений (постановлений) о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностному лицу или индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, указанных выше;
  • √ категория значительного риска — присваивается при наличии от 20-ти до 24-х вступивших в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении к категории риска, решений (постановлений) о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностному лицу или индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, указанных выше;
  • √ категория умеренного риска — присваивается при наличии от 15-ти до 19-ти вступивших в законную силу в течение 2 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении деятельности к категории риска, решений (постановлений) о назначении административного наказания юридическому лицу и (или) его должностному лицу или индивидуальному предпринимателю за совершение административных правонарушений, указанных выше;

√категории низкого риска — присваивается в случае, если за последние 2 года должностное лицо компании (любое) или ИП не привлекались к уголовной ответственности по статье 322.1 УК РФ и совершили не более 14-ти правонарушений по указанным выше статьям.

         Субъекты надзора по линии федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, зарегистрированные на территории Республики Калмыкия, имеющие категорию чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, отсутствуют.

УВМ МВД по Республике Калмыкия

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *