Аэропорт «домодедово» протестует против застройки территорий рядом с ним

На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2019 года было объявлено о подписании нескольких крупных девелоперских соглашений в рамках проекта «Аэротрополис Домодедово». Об особенностях нового города будущего в материале ОКНА МЕДИА.

Аэротрополис Домодедово – что это такое?

В течение 10-15 лет вокруг московского аэропорта должен появиться целый город с развитой инфраструктурой – аэротрополис Домодедово.

Понятие аэротрополис возникло в 21 веке –  это город, в центре которого расположен аэропорт, а вокруг создано много инфраструктурных и жилых объекты. Причем речь идет не о стихийное застройке, а о продуманной архитектурной модели, выстроенной по определенным правилам.

Идеолог создания аэротрополисов американский профессор Джон Касарда позаимствовал название у художника-фантаста Николаса Де Сантиса, который в 1935 году изобразил аэропорт на крыше небоскреба.

Сейчас по всему миру действует, по разным оценкам, от 15 до 25 аэротрополисов, например, в Мемфисе (США), Сеуле, Сингапуре и др. городах.

Аэропорт «Домодедово» протестует против застройки территорий рядом с ним визуализация концепции «Аэротрополис» от профессора Джона КасардыГлавная особенность аэротрополиса – близость к глобальным логистическим цепочкам – дает бизнесу огромное преимущество в виде экономии времени и повышения эффективности. Пассажирам аэропорта, которые прибывают на короткий срок, нет необходимости ехать в столицу, они могут получить все необходимое, не покидая пределов аэротрополиса.

Планы по застройке и схема Аэротрополиса Домодедово

Реализация проекта «Аэротрополис Домодедово» началась в 2012 году. «Домодедово» обладает крупнейшим в Европе резервом земель и большим потенциалом по увеличению пассажиропотока.

Около 16 тысяч гектаров территории в радиусе 25 км будут отданы на развитие аэропорта, в том числе строительство новых взлетно-посадочных полос, а также застройку «Аэротрополиса» с привлечением капитала инвесторов.

Предполагается создать шесть кластеров различной направленности: индустриальный, отельно-рекреационный, торговый, агро- и экспо-кластер, а также бизнес-парк.

Аэропорт «Домодедово» протестует против застройки территорий рядом с ним Аэротрополис Домодедово – примерная схемаВ общей сложности на территории аэротрополиса планируется построить 6 млн м2 недвижимости. Она будет преимущественно коммерческой, но первоначальным планом предусматривалась и малоэтажная застройка. Также запланировано создание парковых зон и дорожной инфраструктуры. Аэротрополис будет построен в границах Домодедово, Ленинского и Раменского районов Московской области.

Аэротрополис Домодедово – инвесторы

Ряд крупных девелоперов уже объявили о своих планах принять участие в проекте.

Отельно-рекреационный кластер:

  • Курорт «Тропический остров», который будет работать круглый год и включать в себя аквапарк, зеленую зону в тропическом стиле, пляжи, центр фитнеса, кинотеатр, планетарий и каток. Территория застройки – 50 Га. Инвестиции –35 млрд рублей. Срок реализации – 6 лет. Девелопер – «СкайКапитал».
  • Гостиница Holiday Inn на 148 номеров. Инвестиции – 900 млн рублей. Срок реализации – 4 квартал 2020 года. Девелопер – «УК Собор».

Торговый кластер:

  • Центр оптово-розничной торговли, включающий торгово-выставочные и офисные центры, конференц-залы, таможенный склад, парковки. Площадь – около 1 млн м2. Инвестиции – 65 млрд рублей. Срок реализации – конец 2023 года. Девелопер – «Капитал Рост».

Индустриальный кластер:

  • Индустриальный парк. Территория застройки – 244 Га. Площадь – около 800 тыс. м2 индустриальных помещений. Срок реализации – 15 лет (застройка первых 100 Га планируется в ближайшие 7 лет). Девелопер – «А плюс девелопмент».

Аэропорт «Домодедово» протестует против застройки территорий рядом с ним

Проект Аэротрополиса Домодедово – перспективы оконного рынка

В условиях увеличения количества застройщиков-банкротов (по итогам 1 квартала 2019 года рост числа банкротств на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) прогнозируется снижение объемов продаж окон в сегменте строительства.

Потенциально спасти ситуацию могут крупные девелоперские проекты, к числу которых можно отнести «Аэротрополис Домодедово». Ряд известных компаний заявились к участию в проекте, а инвестиции оцениваются миллиардами рублей. Оконный сегмент может быть активно вовлечен в реализацию масштабного проекта.

Градостроительный План Земельного Участка с обременением в виде приаэродромной территории — пути разрешения обременений

Аэропорт «Домодедово» протестует против застройки территорий рядом с ним

Раньше при получении градостроительного плана на земельный участок могли наложить обременения в виде — приаэродромная зона какого-либо Аэропорта (Шереметьево, Внуково, Кубинка) и в этом случае обязательно нужно было получать согласование с Росавиацией. С мая месяца ситуация поменялась, теперь если участок находится в зоне подлета к аэропорту, то согласование с Росавиацией также требуется, если нет, то согласование не нужно. В градплане зоны подлета указываются.

Разрешение на строительство объектов недвижимости предоставляется на основании Градостроительного плана земельного участка.

ГПЗУ — документ носящий информационный характер, который содержит данные о межевании участка, красных линиях, сервитутах с указанием координат и территории обременения.

Обременения мешают возведению объектов недвижимости и могут существенно продлить его сроки и увеличить затраты.

Если в ГПЗУ будет указано, что участок находится в зоне обременения по застройке, то необходимо будет согласовать строительство с организацией, отвечающей за допуск к возведению объекта недвижимости в этом месте. Обременений бывает много и приаэродромная территория входит в их число.

Обременение в виде приаэродромной территории

Существует определенный риск возведения объекта недвижимости на обремененном участке. Наложенные ограничения на участке по поводу наличия газовых магистралей, ЛЭП и прочих коммуникаций существенно затрудняют строительство.

Приаэродромная территория используется в неординарных условиях, таких как наличие инженерных коммуникаций по обслуживанию безопасной деятельности аэропорта, радарные системы, военные объекты, находящиеся под особой охраной и контролем.

Все эти обстоятельства накладывают ограничения в использовании земельных участков и строений. Предпринимательство тоже имеет ряд ограничений.

Недавно произошли изменения касающиеся получения разрешения на возведение объектов недвижимости в зоне приаэродромной территории. Теперь же согласно ст. 47 воздушного кодекса РФ, если участок не в зоне подлёта к аэропорту, то согласование не требуется.

Ограничения строительства

Аэропорт «Домодедово» протестует против застройки территорий рядом с нимОграниченное пользование участком. Строительство на участке с ЗОУИТ. После вступления в действие №342-ФЗ, возникли изменения в земельном праве и градостроительстве.# Межевание

Существует семь территориальных подзон, где имеются ограничения по возведению объектов недвижимости. Перечень территориальных подзон аэропорта, в которых имеются наложенные ограничения по строительству и использованию объектов недвижимости, утверждаются уполномоченным органом Правительства Российской Федерации.

Перед началом строительства необходимо произвести сбор технической информации о территории аэропорта, воздушных коридорах и его контрольных точек. Кадастровые инженеры ГКИ Недкадастр окажут вам всю необходимую помощь в сборе вышеуказанных документов.

Контроль за использованием воздушного пространства, установление границ аэропорта, возложено на Росаэронавигацию.

Владельцу участка, планирующему возведение недвижимости, необходимо обратиться в территориальный орган вышеуказанного государственного учреждения за получением информации, требуемой для согласования строительства.

Нарушение правил строительства в рамках приаэродромной территории не допускается. В случае выявления нарушений, владелец участка будет обязан за свой счёт и в установленные сроки снести, перенести или произвести необходимые изменения в объекте недвижимости.

Если в зоне запрета построили дом, то руководство аэродрома, готовит материалы, свидетельствующие о нарушении застройщиком установленных ограничений и направляет их в Федеральное агентство воздушного транспорта, которое в течение десяти дней направляет застройщику предписание об устранении выявленных нарушений или сносе самовольной постройки. Предписание может быть обжаловано в суде.

Проектная документация должна готовиться в соответствии с требованиями действующего законодательства на основании результатов инженерных изысканий. В подготовленном ГПЗУ, кроме допустимости строительства объекта недвижимости на рассматриваемом участке с учетом СНИПов, должны быть указаны параметры строящегося объекта недвижимости.

Указывается возможность присоединения объекта к инженерным коммуникациям, также отражаемое в ГПЗУ. При невозможности размещения объекта недвижимости в соответствии с ГПЗУ, компетентным органом будет отказано в получение разрешения на строительство.

При возникновении любых трудностей, у нас многолетняя практика в решении проектно-строительных вопросов.

Снятие ограничений на строительство

Ещё на этапе выбора участка необходимо обратиться к кадастровым инженерам ГКИ Недкадастр, которые подскажут, насколько расположение участка удобно, и не возникнет ли в дальнейшем проблем с постройкой на нём дома, проведут топосъёмку, в которой укажут необходимые высоты и градусы и сформируют градостроительный план. В случае выявления Управлением Архитектуры обременений, в частности, нахождения участка в зоне подлётов, нужно согласовать градостроительный план с Росавиацией, предоставить топосъёмку, получить заключение о том, что дом не будет мешать полётам самолётов.

При возникновении претензий, юристы ГКИ Недкадастр согласуют объект во всех необходимых инстанциях и будут сопровождать Вас до получения права собственности.

Девелопер требует через суд запретить развитие аэропорта Домодедово » Авиация России

Аэропорт «Домодедово» протестует против застройки территорий рядом с ним

Застройщик ПКФ «Гюнай» требует запретить «Домодедово» строить третью взлётно-посадочную полосу (ВПП), пишет РИА «Недвижимость» со ссылкой на газету «Ведомости».

Читайте также:  Местные власти могут получить контроль над целевым использованием средств ЖСК

Девелопер требует запретить развитие аэропорта «Домодедово» в части, не предусмотренной ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Речь идёт о запрете на любое развитие, в том числе на предпроектные, проектные, изыскательские работы, строительство, реконструкцию действующих и новых взлётно-посадочных полос, говорится в определении.

Иск принял к производству Арбитражный суд Московской области, первое заседание назначено на 10 июля.

«Гюнай» беспокоит будущая третья взлётно-посадочная полоса (ВПП), которая может быть введена в эксплуатацию в 2020 году и для которой «Домодедово» разработало проект санитарно-защитной зоны, говорится в иске.

Этот проект в отличие от строящейся сейчас второй полосы не включён в федеральную целевую программу.

По инвестконтракту с муниципалитетом от 2003 года «Гюнай» должна снести 171 дом постройки 1940-1950 годов в шести микрорайонах города Домодедово и на их месте построить многоэтажки и социальные объекты, пишут «Ведомости» со ссылкой на иск.

Так как земли для застройки расположены на приаэродромной территории (в радиусе 30 километров), то все стройки должна согласовать Росавиация.

В январе 2014 года два первых дома Росавиация строить разрешила, но в декабре 2015 года на три новые высотки разрешения не дала.

Основанием для отказа стало заключение аэропорта о том, что на этой территории будет превышен допустимый уровень авиационного шума.

«Гюнай» пыталась получить разрешение через суд, но ей отказали: суд решил, что уровень шума можно будет замерить только после ввода ВПП-3 в эксплуатацию, отмечает издание. Строительство ВПП-3 причинит истцу вред, не даст ему распоряжаться законно полученными участками (в аренде до 2024 года), исполнить инвестконтракт, а также вредит репутации, говорится в иске «Гюная».

Собеседники «Ведомостей» отмечают, что о подобных исков девелоперов к аэропортам ранее не было. Распространены иски аэропортов о запрете строительства по причине превышения уровня шумов или иски девелоперов к Росавиации о признании незаконным отказа в согласовании проекта строительства.

Аэропорт «Домодедово» протестует против застройки территорий рядом с ним

Московский аэропорт Домодедово является базовым аэропортом для авиационных альянсов OneWorld и Star Alliance. По состоянию на апрель 2017 г., регулярные перевозки в него выполняет 61 авиакомпания, из них 21 из России. Пассажиропоток в 2016 году составил 28,5 млн человек.

Планируется, что к 2018 г. в Домодедово откроется новый сегмент терминала Т2. Общая площадь аэропорта в перспективе вырастет до 500 тыс. кв м, пропускная способность — до 46 млн пассажиров в год.

Также ожидается открытие новой взлётно-посадочной полосы длиной 3 тыс. 800 м, расположенной северо-восточнее и параллельно ВПП-2.

После окончания строительства ВПП-2 будет переоборудована в магистральную рулёжную дорожку.

Загрузка…

Минтранс предложил снести дома в Домодедово

Министерство транспорта подготовило законопроект о сносе построек на приаэродромной территории, если они нарушают безопасность полетов воздушных судов и негативно воздействуют на оборудование аэродромов и здоровье граждан. В оппозицию Минтрансу встало Министерство экономического развития, сотрудники которого заявили о том, что принятие закона может привести к сносу домов в городском округе Домодедово и других населенных пунктах.

Аэропорт «Домодедово» протестует против застройки территорий рядом с ним

Министерство экономического развития РФ опубликовало отрицательное заключение ОРВ на проект федерального закона «О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», которым предлагается наделить уполномоченный орган исполнительной власти правом направлять органам местного самоуправления предписания о сносе построек, если они нарушают безопасность полетов воздушных судов и негативно воздействуют на оборудование аэродромов и здоровье граждан.

Принятие данного акта может привести к сносу в том числе жилых зданий, разрешение на постройку которых было выдано ранее, причем вопрос компенсаций гражданам и юридическим лицам в существующей редакции остается нерешенным.

Документ обязывает органы местного самоуправления принять решение (по представлению Росавиации) о сносе самовольной постройки в течение семи дней после получения представления уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти. Срок сноса, с учетом характера постройки, не должен превышать полугода.

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования, которая должна отображаться на схеме территориального планирования соответствующего субъекта РФ, и на пределах которой любая хозяйственная деятельность должна производиться с соблюдением особых требований и по согласованию с собственником аэродрома. Однако этот разрешительный механизм не нашел своего дальнейшего развития и регламентации в законодательстве, а действующее регулирование содержит противоречия, ставшие ключевым фактором возникших проблем правоприменения.

По словам директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадима Живулина, с принятием проекта акта в существующей редакции, могут возникнуть ситуации массовой выдачи предписаний о сносе зданий. Как административных, так и жилых.

«Например, только на приаэродромной территории аэропорта «Домодедово» потенциальному сносу могут подлежать более 20 населенных пунктов (Востряково, Белые Столбы, Барыбино и др.), – отметил он. – Аэропорт в Иркутске и вовсе располагается в черте города. Аналогичная ситуация в Екатеринбурге.

Принятие проекта может привести к тотальной потере жилья гражданами, банкротству организаций и непомерной нагрузке на бюджеты всех уровней при выплате компенсаций за снос зданий». Минэкономразвития России не может поддержать предлагаемое регулирование.

«Мы считаем, что здесь необходима всесторонняя проработка вопросов определения зоны приаэродромной территории с учетом уже сложившейся застройки», – заявил директор Департамента.

Поделиться в соцсетях:

Застройка приаэродромной территории Домодедово: пятилетний спор закончен

Красногорск, 24 марта 2021, 06:09 — REGNUM Арбитраж Московской области отказал ООО «Домодедово Эрфилд» в удовлетворении иска к межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта центральных районов Федерального агентства воздушного транспорта Минтранса РФ. Истец оспаривал решение ведомства о согласовании застройщику строительства жилых домов на приаэродромной территории. Решение суда может быть обжаловано, передаёт ИА REGNUM.

Аэропорт «Домодедово» протестует против застройки территорий рядом с ним

Новостройка

Иван Шилов © ИА REGNUM

Иск слушался с ноября 2016 года. Первоначально истцом выступало ООО «Международный Аэропорт «Домодедово», правопреемником которого в деле стало «Домодедово Эрфилд».

ООО оспаривало выдачу компании «Вертикаль» согласования на строительство жилых домов в районе деревни Горки Московской области. Документ был оформлен в августе 2016 года, и без него ООО не смогло бы начать застройку. Застраивать планировалось участок с кадастровым номером 50:21:0000000:964.

На публичной кадастровой карте на сегодня он фигурирует как надел, предназначенный для иных видов жилой застройки — «многоквартирные секционные дома до 4 этажей (с земельными участками при квартирах или без участков)». Площадь надела — 10 826 кв. м, кадастровая стоимость — 39 705 437,6 рубля.

Истец в попытке оспорить согласование уточнял, что оно предоставлено в нарушение норм и закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку «авиационные шумы на данной территории превышает допустимый уровень шума, в данной зоне не допускается строительство жилых домов для проживания людей».

Застройщик в суде отметил, что дома уже построены и введены в эксплуатацию согласно разрешениям на ввод.

История вопроса

В последние годы в России в год вводится в действие порядка 80 млн квадратных метров жилых помещений в год, чуть менее половины приходится на индивидуальное жилищное строительство, то есть на частные дома. Вместе с тем, со строительством жилья связаны давние, нерешённые проблемы. По данным отечественного министерства строительства и ЖКХ, в России на начало 2019 года существует 2006 долгостроев, в которых задействованы средства граждан. Многие строительные компании до сих пор находятся на грани банкротства. Пока что тенденции не утешительны: первый квартал 2019 года ознаменовано снижением ввода жилья на 5,6%.

С неба на землю: масштабное развитие москвы остановит авиация?

Амбициозный проект столичной мэрии по развитию «новой Москвы», похоже, уперся в неожиданную преграду. Речь идет о спорном статусе значительных территорий вокруг аэропортов и странной позиции авиационных структур. Впрочем, обо все по порядку.

Будущее города

«Новая Москва» — самый масштабный проект по расширению столицы. 7 лет назад мегаполис присоединил значительную часть Подмосковья, где образовал крупнейший столичный округ. Территорию начали активно осваивать. За это время здесь построили более 14 млн кв. м недвижимости и более 200 км дорог и магистралей, с завидной скоростью прокладывают новые линии метро.

По словам мэра, транспортная инфраструктура в «новой Москве» строится заранее, чтобы новоселы могли сразу ей пользоваться, а не «жили на вечной стройке». Проживать же округе будет 1,5 млн человек — в четыре раза больше, чем сейчас. Такие цифры заложены в генплан развития «новой Москвы» до 2035 года.

Читайте также:  Поправки об изменениях расчета платы за отопление прошли первое чтение

Приобрести здесь собственное жилье в ипотеку москвичи смогут скорее, чем внутри МКАД, где возможности для застройки значительно ограничены, а цены заоблачные.

Решить квартирный вопрос и создать удобную инфраструктуру для жизни, работы и отдыха — главная цель проекта развития территории.

Его реализация позволит также провести реновацию старого ветхого жилфонда и переселить многих жителей «новой Москвы» в новые благоустроенные дома с современной инфраструктурой — недалеко от места прежнего проживания (по примеру реализации программы реновации в «старой» Москве). Сейчас только под эту задачу планируется построить более 250 новых жилых домов.

При этом власти обещают, что массовое строительство жилья и инфраструктуры не должно затронуть лесные массивы — чтобы сохранить «зеленый пояс» вокруг Москвы, в первую очередь будут осваиваться свободные участки земли.

В тени аэропорта

Понятно, что проект не дешевый. Для выполнения масштабных задач необходимо привлечь больше количество инвесторов, девелоперских компаний, готовых вкладываться в развитие территории. Конечно, инвесторы должны видеть возможности дальнейшей финансовой отдачи от вложений. Во-всяком случае, не потерять уже вложенные деньги из-за изменившихся планов города или других влиятельных структур.

Однако подобные риски сегодня существуют. И от них не застрахован, пожалуй, ни один инвестор, как и простой житель — покупатель квартиры в строящемся доме.

Примером такого риска могут стать претензии Росавиации по поводу использования территории в радиусе до 30 км (!) от аэропортов из-за неурегулированных вопросов по статусу земель.

В целях соблюдения авиационной безопасности в России, как и во всем мире, предусмотрены ограничения на строительство на приаэродромных территориях (ПАТ) — вплоть до полного запрета. Сейчас к ПАТ по закону можно отнести земли на расстоянии до 30 км от аэродромов.

Но если посмотреть на карте, где находятся крупнейшие воздушные гавани столицы — Шереметьево, Внуково, Домодедово, — то можно увидеть: «ограничения на строительство» охватывают почти половину территории Подмосковья и около 90% Москвы. Разве это не странно?

Обмен претензиями

Для разрешения спорных ситуаций по использованию приаэродромных земель в 2017 году был принят федеральный закон. По нему каждый аэропорт должен разработать собственный проект ПАТ, а затем согласовать его с региональными властями и утвердить в Росавиации.

Кроме того, законом предлагалось поделить ПАТ на семь зон, по мере их удаленности от аэропорта. В первой разрешается строить только объекты, связанные с аэропортом, в седьмой, наиболее удаленной — допускается возведение жилых домов.

Подобная схема, когда авиационные структуры и региональные власти заранее договариваются, как использовать территории вокруг аэропортов, могла снять часть противоречий.

Однако Росавиация в этом вопросе пока проявляет жесткую позицию и поддерживает ограничительные меры. Усугубляет ситуацию, что в ряде случаев позиция ведомства идет вразрез с позицией самих аэропортов по строительству.

И тормозятся уже начатые проекты. Зато начинаются другие.

В качестве примера можно привести сразу несколько судебных конфликтов Росавиации с застройщиками, возводившими жилые кварталы в районе аэропорта Шереметьево.

Так, в 2016 году авиационное ведомство потребовала отозвать ранее выданное компании «МС Девелопмент» разрешение на строительство жилого комплекса.

В одном случае суд уже встал на сторону застройщика, по некоторым объектам суды еще идут.

Позднее Росавиация отозвала ранее выданное компании «Инград» согласование на строительство 22 этажного жилого комплекса «Филатов луг», который, по мнению ведомства, превысил допустимую высотность. В августе 2019-го застройщик, который уже почти закончил возведение объекта, обратился в суд с иском.

Под угрозой могут оказаться и другие застройщики «новой Москвы», строящие высотные здания вблизи аэропорта Внуково.

Примечательно, что строительство коммерческой недвижимости на этих территориях допускается. В частности, сам аэропорт Внуково, руководство которого выступает против жилой застройки на расположенных поблизости землях, недавно объявил тендер на строительство здесь высотного здания отеля. Но насколько оно безопаснее для взлетающих и садящихся самолетов?

Ответ сторонники ограничений дают простой: речь здесь идет не столько о безопасности полетов, сколько о потенциальном неудобстве для жителей новостроек вблизи аэропортов. Повышенный уровень шума может привести к претензиям к аэропортам, что негативно скажется на возможностях для их дальнейшего развития.

Но даже если авиационные структуры согласуют жилое строительство на приаэродромной территории сегодня, это не гарантирует отсутствие претензий и судебных споров в будущем, считает Роман Гусаров, главный редактор портала AVIA.RU.

«В России запрета на строительство на приаэродромной территории нет, но во времена Советского Союза было установлено правило, что любая хозяйственная деятельность должна вестись с разрешения старшего авиационного начальника аэродрома, — говорит эксперт. — При этом если все разрешительные документы были получены, а согласование осуществляется с Росавиацией, а потом ведомство передумало, есть все основания для обращения в суд с требованием возмещения ущерба».

Точка диалога

Как видим, на данный момент вопрос полностью не урегулирован. Федеральные ведомства в области транспорта и авиации, региональные власти, аэропорты, застройщики и инвесторы имеют свое представление о возможности развития территории в 30 км от аэропортов.

Очевидно, что без наведения порядка и установления понятных условий для возможного строительства, планы мэрии по комплексному развитию территории «новой Москвы» до 2035 года могут быть нарушены.

Впрочем, Москва — не единственный мегаполис, где крупные международные аэропорты находятся вблизи с растущим городом. В большинстве мировых столиц такое соседство совсем не мешает развитию и расширению инфраструктуры, отмечают эксперты. И более того — способствует.

«В Лондоне пять аэропортов, один из них находится почти в центральной зоне, в 10 минутах от центра города.

Так из центра Лондона можно попасть в центр любого европейского города за полтора часа — меньше, чем проехать по стране до южного побережья.

Это открывает новые возможности для жителей, их профессионального развития и налаживания связей с другими городами», — рассказывает Аля Чечеткина, директор проектов КБ Стрелка, преподаватель Лондонской архитектурной ассоциации.

Конечно, шум аэропортов может доставлять жителям определенные неудобства, признает эксперт. Однако в британской столице удалось найти компромиссное решение.

«С одной стороны, жильцы понимают, что вблизи аэропорта купили квадратные метры дешевле, чем в других частях Лондона. С другой — они добились того, что аэропорт ввел систему регулирования приема рейсов. После 23 часов аэропорт рейсы не принимает и не беспокоит жителей ночью, максимально работая в течение рабочего дня», — отмечает Аля Чечеткина.

«Мировой опыт показывает: строительство вокруг аэропортов — совершенно обычная практика, — объясняет Руслан Абрамов, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РЭА им. Г.В. Плеханова.

— Жилые дома, торговые центры, гостиницы, парковочные боксы и развитая транспортная инфраструктура — всё это можно увидеть в непосредственной близости ко многим крупнейшим аэропортам мира.

Особенно если они находятся в мегаполисах, в которые прилетают миллионы туристов. И, как мы видим, проблем там не возникает. Наоборот, близость городской инфраструктуры создает удобство пассажирам.

Главное, чтобы соблюдались строительные и санитарные нормы, а также общепринятые в мире нормы безопасности. Давно существует практика применения данных норм, на которую мы можем просто ориентироваться».

«Ограничения на строительство рядом с аэропортами существовали всегда. Но в разумных пределах, когда, например, есть реальная опасность столкновения самолета с постройкой. То есть крыша дома находится в десятках метров от глиссады — траектории движения воздушного судна при посадке. Или когда здание стоит прямо под линией взлета.

Но есть и другие нормы, которые допускают строительство объектов, где могут пребывать гораздо больше людей, чем в любом жилом доме. Это те же многоэтажные терминалы в аэропортах. Как правило, они расположены вне траектории низкого движения самолета.

И по опыту многих стран мы видим: находиться в таких зданиях не более опасно, чем в сотнях километрах от аэропортов. Главное, чтобы на крышах были специальные красные маяки. Такие маяки сегодня можно увидеть на многих многоэтажках рядом с крупнейшими аэропортами страны.

Например, в подмосковной Лобне, где менее чем в 3 км от аэропорта Шереметьево в последние годы был построен большой микрорайон», — считает эксперт в области безопасности полетов Иван Зайцев.

Как видно, строительство вокруг аэропортов – нормальная практика при соблюдении всех мер и норм безопасности. Казалось бы, можно собрать лучший мировой опыт и использовать его в Москве. Но что же мешает Росавиации договориться с Минтрансом, мэрией, аэропортами?

Читайте также:  Лучшие и худшие районы воронежа

Очевидно, что российские регионы смогут получить гораздо больший импульс для развития, если в ведомстве системно подойдут к вопросу строительства городской инфраструктуры. Чиновники от авиации должны понять: столица растет, этот процесс необратим, и без гармоничного включения широкой зоны вокруг аэропортов в инфраструктуру растущего мегаполиса уже не обойтись.

На фоне многочисленных дискуссий и спорных ситуаций, в августе 2019-го Минтранс разработал законопроект, по которому введение седьмой – самой большой зоны ПАТ, предназначенной под жилую застройку, предлагается отложить до 2025 года. Впрочем, «заморозка» проблемы вряд ли будет способствовать активности девелоперов и инвесторов в реализации региональных строительных проектов.

Жесткая позиция по строительным ограничениям в многокилометровой зоне вокруг аэропортов, которая может выливаться в долгие судебные споры и тормозить развитие территорий, уже не отвечает современным требованиям. Об этом говорят примеры крупнейших аэропортов и мегаполисов мира.

Но чтобы использовать аэропорты не как тормоз, а как стимул для развития современного города, необходимо наладить диалог между всеми заинтересованными сторонами: авиационным ведомством, мэрией, инвесторами, застройщиками, центрами планирования развития территорий…

И постараться в ближайшее время решить вопрос системно, с общим видением будущего столичного региона.

Суд признал законным строительство жилого дома возле аэропорта Домодедово

время публикации: 05 марта 2021 г., 17:21 | последнее обновление: 06 марта 2021 г., 12:13

Арбитражный суд Московской области отказал компании «Домодедово Эрфилд» (оператор аэропорта Домодедово) в иске об оспаривании решения Росавиации о согласовании строительства многоэтажного жилого дома в пределах приаэродромной территории аэропорта. Об этом пишет «Коммерсант».

Речь идет о разбирательстве, которое тянется с 2016 года. В материалах дела указано, что в 2014 году администрация городского округа Домодедово выдала компании «ПКФ «Гюнай» разрешение на строительство жилого дома на Каширском шоссе, где значительная часть квартир предполагалась для расселения аварийного жилья.

В 2015 году проект согласовали в Росавиации, уточнив, что будущий дом окажется в зоне с превышением максимального уровня авиационного шума. В следующем году, когда строительство было завершено на 75%, оператор аэропорта подал иск об отмене согласования Росавиации.

В иске отмечалось, что строительство не было согласовано с аэропортом, который планировал создание новой взлетно-посадочной полосы (ВПП). В 2018 году дом достроили и передали под заселение.

Изначально суд встал на сторону аэропорта, но это решение было отменено Верховным судом, который отправил дело на пересмотр в суд первой инстанции. В решении Верховного суда говорилось о признании недействующей норму, по которой жилищное строительство нужно согласовывать с аэропортом.

Также в нем говорилось, что отмена разрешения на строительство приведет к проблемам с пострадавшими дольщиками. Теперь Арбитражный суд Московской области постановил, что требование оператора аэропорта фактически направлено на оспаривание зарегистрированных прав собственности жильцов.

По мнению юриста фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослава Шицле, истец может подать иски об оспаривании прав жильцов дома на квартиры, но ему все равно придется доказать обстоятельства, которые не удалось доказать в суде ранее.

Отметим, что с момента подачи аэропортом иска планы в отношении строительства новой ВПП не раз менялись. В начале этого года стало известно, что строительство третьей ВПП аэропорта не вошел в генплан его развития до 2026 года.

Это не единственный конфликт такого рода в России.

Так, в 2019 году межрегиональное территориальное управление Росавиации приняло решение аннулировать выданное ранее согласование строительства жилого комплекса «Филатов луг», который возводит девелоперская компания «Инград» около аэропорта Внуково. Суд отменил решение ведомства об отзыве согласования, а в Минстрансе заявили, что корпуса жилого комплекса не мешают безопасности полетов из аэропорта Внуково.

Окончательно урегулировать споры застройщиков с аэропортами должен законопроект о застройке приаэродромных территорий. Как сообщили «Коммерсанту» в аппарате вице-премьера Марата Хуснуллина сейчас документ дорабатывается, а после увязки воздушного законодательства и санитарно-эпидемиологических требований документ планируется внести в правительство.

Согласование строительства с аэропортом Домодедово

Основной проблемой строительства в городском округе Домодедово становится отказ и необходимость согласования порядка работ с Росавиацией.

Как правило собственникам участков требуются дополнительные согласования ограничений, если участок попадает под обременение санитарно-защитной зоны и охранной зоны аэропорта.

Попытки получить согласование самостоятельно нередко оканчиваются неудачей.

С какими проблемами могут столкнуться владельцы участков в охранной зоне аэропорта, и как их решить, мы расспросили руководителя АН «Правозем» Куликова Андрея.

– Как узнать, что участок попадает в охранную зону?

– Ещё до начала строительных работ мы рекомендуем заказать градостроительный план, в котором будут указаны все организации, с которыми потребуется согласовать с Домодедово строительство, а также пятно застройки и разрешённые отступы.

– Можно ли получить согласование с аэропортом Домодедово самостоятельно?

– Можно попробовать, но всё чаще к нам обращаются клиенты с отказом в согласовании. Приходится исправлять всю документацию и подавать повторно. Например, после проведения исследований на участке собственнику выдают свидетельство, в котором говорится, что размещение жилого дома на этом участке не соответствует санитарно-эпидемиологическим нормам.

С таким свидетельством в Росавиации откажут в согласовании. Или сотрудники Роспотребнадзора не дают положительное заключение. К тому же нужно знать, куда и на каком этапе следует обратиться.

Бывало, что люди обращались в администрацию, там говорят, что вопрос с санитарно-защитной зоной они не решают, отправляли в градостроительный комитет, который тоже не занимается этим вопросом.

– Сейчас продлили закон о «дачной амнистии», требуется ли согласование с Росавиацией, если дом будет регистрироваться по упрощённой схеме?

– Да, в этом случае также потребуется согласие Росавиации.

«Дачная амнистия» предполагает упрощённую регистрацию, то есть отпала необходимость подавать уведомления о начале и окончании строительства, но оформление дополнительных разрешений, если участок попадает в охранную зону, никто не отменял. Так как приаэродромная территория аэропорта Домодедово внесена в ЕГРН, избежать этой процедуры не получится.

Какие документы требуется подготовить для подачи в Управление Росавиации?

Оформление строительства на участке вблизи аэропорта Домодедово имеет свои особенности. Прежде чем подавать документы в Управление Росавиации потребуется заключение Роспотребнадзора.

Для того, чтобы его получить, оформляется справка Центра гигиены и эпидемиологии, которую, в свою очередь, выдают на основании протоколов проведённых исследований чистоты воздуха, уровня шумов и электро-магнитного излучения. Помимо этого, потребуется:

  • Заявление, заполненное в соответствии с требованиями;
  • Выписка из Росреестра на земельный участок;
  • Схема расположения объекта на карте;
  • Топографический план;
  • Картографические материалы местности с изображением градостроительной ситуации с радиусом больше 1 км от границ участка.

Сюда же прикладываются заключения Центра гигиены и эпидемиологии, Роспотребнадзора и протоколы исследований.

– Что делать, если участок попадает сразу в несколько охранных зон?

– Это распространённая ситуация для Московской области. В этом случае потребуется получать столько согласований, сколько зон с особыми условиями использования территории указано в градостроительном плане.

Даже в том случае, если участок расположен на приаэродромной территории нескольких аэропортов, например, Домодедово и Внуково, не получится оформить одно согласование в Росавиации. Придётся подготавливать документацию для каждого аэропорта в отдельности.

Кроме этого, участок может попасть в зону охраны культурного наследия (тогда придётся дополнительно получать разрешения от Министерства Культуры), водоохранную зону (Управление Росрыболовства).

Рядом могут располагаться линии электропередач или газовая труба – во всех этих случаях придётся получать согласование организаций, установивших охранные зоны.

Мы занимаемся оформлением согласований строительства для частных и юридических лиц «под ключ». Для аэропорта Домодедово организуем исследования на участке, получаем протоколы и заключение Центра гигиены и эпидемиологии.

После этого подаём документацию в Роспотребнадзор, и вместе с их положительным решением направляем всё в Управление Росавиации. Для этого даже не требуется присутствие собственника, всю документацию собираем самостоятельно. Также получаем согласование с Роснедрами, МОЭСК, Мосавтодор и Росавтодор, Мособлгазом и другими организациями.

Компания А/Н «Правозем», наши услуги https://pravozem.ru/uslugi/domodedovo/stroitelstvo/soglasovanie/

Источник

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector