Минстрой не одобряет идею снести хрущевки по всей стране

В России более 10 тысяч пятиэтажек, которые принято называть «хрущевками». Первыми, кто задумался об их сносе (реновации), стали власти Москвы.

Законопроект, который дает столичным властям широкие полномочия по сносу пятиэтажек, был внесен в Госдуму в марте. Его первое чтение должно состояться уже на следующей неделе.

Предполагается, что в ближайшие 20 лет в Москве расселят почти восемь тысяч домов, где живут 1,6 миллиона человек.

Инициативу по избавлению столицы от «хрущевок» проявила и Мосгордума. Правда, с тремя поправками. Первая касалась того, что одним из условий переселения в новое жилье должен стать ремонт квартиры «под ключ».

Во второй речь шла о необходимости предоставления собственникам нежилых помещений в сносимых пятиэтажках равнозначных помещений или 100% компенсации стоимости этих помещений.

И в третьей говорилось о том, что жители пятиэтажек, переехавшие в новое жилье из квартир, находящихся у них в социальном найме, должны иметь возможность бесплатно оформить новую квартиру в собственность или продолжать пользоваться жилплощадью по соцнайму.

В свое время строительство «хрущевок» позволило решить квартирный вопрос для миллионов жителей страны. Прошли десятилетия и эти дома морально и материально давно устарели. И с ними нужно что-то решать в ближайшее время.

Одними из первопроходцев стали власти Санкт-Петербурга — с 2008 года реализуется программа развития застроенных территорий, рассчитанная до 2019 года. Но видимого эффекта, по мнению специалистов, она так и не дала. Уложиться в график в Питере не успеют.

— Вместо заявленных к концу 2015 года 4835 квартир городу переданы только 103, то есть не более двух процентов, — отмечает глава Комитета верхней палаты парламента по федеративному устройству, региональной политике и местному самоуправлению, и делам Севера Дмитрий Азаров.

— Тормозится процесс из-за мягкости программы: жителей переселяют в дома в границах квартала, переговоры с ними — порой до 1,5 года — ведет инвестор на рыночных условиях. Включается и «синдром последнего жильца», когда собственник оставшейся квартиры начинает шантажировать инвестора.

В городе есть примеры, когда две тысячи семей ждали, пока с владельцами последней квартиры в полностью расселенной хрущевке договорятся.

Минстрой не одобряет идею снести хрущевки по всей странеМинстрой не одобряет идею снести хрущевки по всей стране

Немаловажный вопрос — финансирование. В Петербурге в отличие от столицы затраты лежат на инвесторе. Идеи о том, чтобы город проводил программу за счет бюджета, озвучивались не раз, но средств на это нет. По оценкам экспертов, чтобы улучшить жилищные условия всех участников программы, необходимо порядка 300 миллиардов рублей.

Регионы останутся с «хрущевками»

Что касается регионов, то сейчас на дома такого типа приходится значительная часть российских пятиэтажек. Не исключено, что наступит время, когда и здесь начнут избавляться от них. Все зависит от того, как этот процесс пройдет в Москве.

Эту инициативу уже поддержали в Совете Федерации. Но пока эксперты призывают смотреть на вещи реалистично. В регионах есть другие более актуальные вопросы, чем расселение «хрущевок».

В первую очередь это ветхое жилье, к примеру, старые разваливающиеся деревянные бараки, где условия жизни никак нельзя назвать человеческими.

Тем более, что многие из пятиэтажек соответствуют нормам и стандартам.

Мнение эксперта

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень:

Минстрой не одобряет идею снести хрущевки по всей стране

В россии будут сносить старые дома до девяти этажей. в гд рф внесен важный законопроект

Краткое содержание:

  • Законопроект
  • Что предлагается
  • Резюме
  • Обсуждение

Минстрой не одобряет идею снести хрущевки по всей стране

Во многих городах нашей страны можно обязательно встретить панельные дома с пятью или девятью этажами. В народе их прозвали «хрущевками» и «брежневками», поскольку основной пик строительства пришелся на вторую половину 50-х, 60-е и первую половину 70-х годов, во времена правления Хрущева Н.С. и Брежнева Л.С.

Такие дома изначально строились как временные и не были рассчитаны на долгую службу. Но позже наступил кризис, СССР прекратил свое существование, в новой России хватало других забот, поэтому люди так и остались жить в этих домах.

Изначально о расселении жителей таких домов заговорили в Москве, где предыдущий мэр Юрий Лужков подчеркивал, что «хрущевки» портят облик столицы и жителей пора переселять в новые комфортабельные дома, соответствующие современным требованиям.

Но и в Москве происходит не все так гладко, до сих пор программа реновации не выполнена, хоть и продолжается. Но теперь в Государственной думе РФ будет рассматриваться вопрос о распространении программы реновации по всей стране.

Рассмотрим более подробно.

Законопроект

Законодательное собрание г. Санкт-Петербурга внесло на рассмотрение в ГД РФ законопроект под № 825313-7 (ссылка) о реновации жилищного фонда в Российской Федерации. Об этом говорили уже давно, причем такую идею поддерживали и в правящей партии «Единая Россия», что говорит о реальной возможности принятия нового закона.

В пояснительной записке к законопроекту говорится об острой проблеме обновления жилищного фонда в России. Во многих городах нашей страны до сих пор людям приходится жить в ветхих домах первого периода индустриального строения, т.е.

речь о домах, построенных в период 1957–1975 годов. Такие дома строились как временные с расчетным сроком эксплуатации не более 50 лет. Таким образом, срок эксплуатации большинства домов уже вышел или подходит к своему завершению.

При этом состояние таких домов в большинстве случаев признается неудовлетворительным, а некоторых даже аварийным.

Также в пояснительной записке авторы законопроекта ссылаются на успешный опыт реновации в Москве, где десятки тысяч семей переехали в дома, которые соответствуют современным стандартам.

Соответственно, такое право должны получить и другие субъекты РФ, поскольку все в стране должны иметь равные возможности, иначе это противоречит жилищному законодательству РФ.

Что предлагается

Сам законопроект предусматривает несколько категорий жилых домов, которые попадают под реновацию.

Во-первых, это дома, не соответствующие установленным в России градостроительным нормам, а также целевому назначению земельного участка.

Во-вторых, аварийные дома, которые не были включены в программу переселения. В-третьих, жилые дома, имеющие высоту не более 9 этажей, построенные с 1957-го по 1975 год.

Если дом соответствует вышеуказанной категории, то его жильцы могут провести общее собрание собственников и решить вопрос о включении дома в программу реновации. Если дом будет включен в программу, то собственникам будут обязаны предоставить равнозначное жилье, либо денежную компенсацию.

Предполагается, что собственники должны получить новое жилье в том же районе, где и проживают. Финансирование же, согласно законопроекту, ляжет на бюджеты регионов.

Резюме

Уже скоро данный законопроект будет рассмотрен. С одной стороны, его принятие будет являться позитивным моментом, поскольку в России действительно сохраняется много домов, срок эксплуатации которых уже истек или истекает.

С другой стороны, непонятно откуда регионы будут брать денежные средства на реализацию этой программы.

Поэтому высока вероятность, что программа реновации по всей стране может затянуться на десятилетия, особенно в бедных регионах, где ощущается острая нехватка денежных средств.

  • Будем следить за новостями.
  • Если вам понравилась статья, то обязательно поделитесь ей в социальных сетях, это очень важно.
  • В каких случаях можно вернуть деньги, уплаченные за капремонт (подробнее).
  • Благодарю за внимание!

В минстрое считают невозможным снос "хрущевок" по всей россии

Минстрой не одобряет идею снести хрущевки по всей стране

Программа сноса домов первого периода индустриального домостроения, так называемых хрущевок, может быть распространена за пределы Москвы на другие регионы. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на члена наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Игоря Шпектора.

По его словам, несколько дней назад этот вопрос обсуждался на совещании у помощника президента Игоря Левитина. Собеседник издания добавил, что идея получила принципиальное одобрение. В настоящее время обсуждаются возможные механизмы, по которым будут сносить аварийные дома.

В аппарате Игоря Левитина от комментариев воздержались. Между тем в Минстрое информацию «Известий» опровергли. Этот вопрос не обсуждается, сообщил радиостанции «Говорит Москва» пресс-секретарь министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаила Меня Олег Ракитов.

«Мы пока активно смотрим, как это будет делать Москва, помогаем им в законодательном плане, но обсуждать, чтобы для других регионов эта программа действовала, — пока нет», — сказал он. Ракитов также отметил, что в будущем возможно частичное применение столичного опыта в других субъектах страны.

«Но просто взять законодательство, которое мы помогаем делать для столичного города, и приложить это даже пускай на города миллионные — невозможно. Потому что бюджетная обеспеченность у разных регионов разная. И с Москвой вообще нельзя сравнивать», — сказал пресс-секретарь министра.

Между тем «Известия» утверждают, что в правительстве идею запуска новой программы поддержали. Пресс-секретарь вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус подтвердил, что сейчас рассматривается вопрос о продолжении программы по расселению аварийного жилья в регионах. «Обсуждаются разные варианты, но окончательное решение еще не принято», — добавил он.

Окончательное решение о продлении программы примет президент России Владимир Путин на госсовете 4 мая. На мероприятии будут подводить итоги программы расселения аварийного жилья, запущенной в 2012 году. Депутат Госдумы Александр Сидякин подтвердил журналистам, что принятие новой программы весьма вероятно.

Предыдущая программа расселения аварийного жилья должна завершиться в текущем году. По ней надо было переселить 711 тыс. человек и снести 11,15 млн кв. м жилья. По словам Сидякина, в новую программу по расселению могут быть заложены сопоставимые показатели.

Напомним, в феврале Путин на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным заявил, что считает целесообразным снос всех «хрущевок» вместо их капитального ремонта.

Позже выяснилось, что в новую программу расселения ветхого жилья в Москве планируется включить девятиэтажки, находящиеся в пределах одного квартала со сносимыми пятиэтажками.

В администрации города заверяют, что жителей сносимых домов будут переселять в пределах своего или соседнего районов (за исключением жителей ЦАО — им выделят жилье в пределах округа).

Эксперты предварительно оценили затраты на завершение сноса «хрущевок» и переселение из них 1,6 млн человек примерно в 2,5-4 трлн рублей — основную их часть планируется привлечь за счет инвесторов, которым разрешат построить на месте старых домов в три-пять раз больше современного жилья. Ожидается, что снос старых построек и возведение новых займет более 20 лет.

Снос хрущевок: мифы и правда — Новости про недвижимость, строительство, инвестиции

В пятницу, 10 марта, в Госдуму был внесен законопроект по сносу пятиэтажек в Москве. Документ снимает правовые препятствия для реализации программы, наделяя власти Москвы новыми полномочиями.

В частности, документ предполагает поправки сразу к нескольким действующим кодексам и законам, которые снимают правовые препятствия для реализации программы по сносу столичных пятиэтажек.

Московские власти после принятия закона смогут сами определить содержание программы и источники ее финансирования, сформировать списки домов для сноса и устанавливать порядок замены жилья.

Кроме того, под снос могут попасть не только дома из списка, но и те, что попадают в границы территории, оказавшейся под действием программы. Также столичные власти смогут исключать дома на снос из программы капремонта.

Программа по сносу пятиэтажек получила название «Реновация». Речь идет о сносе 7 934 домов, в которых проживают 1,6 млн человек. На строительство новых объектов по расчетам мэрии уйдет 1 581 день.

Программа расселения жителей хрущевок первой волны индустриального домостроения уже заработала. Она затрагивает 1 722 пятиэтажки общей площадью 6,3 млн м2. Все это – наиболее старые серии домов I-510 и I-515.

«Это пятиэтажки, построенные в конце 50-х – начале 60-х годов, которые не соответствуют никаким современным требованиям и нормативам. Они первыми обсуждаются под снос», – рассказал журналистам замглавы комиссии Мосгордумы по градостроительству Олег Сорока.

По его словам, в таких домах невозможно вмонтировать счетчики воды, нет лифта и мусоропровода, протекают крыши. А все коммуникации замурованы в стены, и смежные квартиры имеют общие стояки для санузлов.

На сайте московского департамента строительства опубликован список из 63 домов в 7 городских округах, которые подлежат сносу в 2017 году. Еще 13 с начала года уже демонтировали.

Первые экспериментальные каркасно-панельные дома в Москве построили еще при Сталине, в 1948 году. Затем разработали технологии строительства бескаркасных домов. С 1950 года такие стали строить в Ленинграде, Киеве, Свердловске. Сначала их называли «черемушками» – в честь подмосковной деревни, которую застроили такими домами. Но название не прижилось.

Хрущевки вообще не советское изобретение. Нормы жилплощади – 9 м2 на душу – рассчитали немцы, саму идею малоэтажных многоквартирных жилых домов повышенной функциональности и пониженных архитектурных излишеств предложили французы. Опыт типового строительства жилья был заимствован в США.

А первую механизированную линию по производству панелей СССР купил во Франции.

На первом этапе Москва выделит из собственных средств 300 млрд руб. – по 100 млрд руб. ежегодно. На первых порах дома будут расселяться за счет бюджета, без привлечения инвесторов. Выполнять функции девелопера будет Управление гражданского строительства (УГС). Оно также займется заказом проектов и наймом подрядчиков.

Для переселения жителей хрущевок вместе с очередниками столице потребуется не менее 30 млн м2 нового жилья. Вложения в строительство дополнительных инфраструктурных объектов могут составить около 80 тыс. руб. за 1 м2 жилья.

На строительство, таким образом, может уйти 2,4 трлн руб.

В целом затраты на возведение многоквартирных домов, социальных объектов, парковок, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также на благоустройство территорий мэрия оценила в 3,5 трлн руб.

В Москве насчитывается 560 кварталов со старыми пятиэтажными зданиями. Столичные власти приняли решение сносить и расселять дома целыми кварталами. В том случае, если среди подлежащих сносу пятиэтажек окажутся панельные девятиэтажные дома, их тоже могут снести, сообщил источник в мэрии.

О программе реновации рассказал и мэр Москвы Сергей Собянин. По словам градоначальника, включать дома в список на снос будут только с согласия их жильцов.

Предоставлять новое жилье будут на прежних условиях – «метр за метр», а очередникам – по социальной норме.

В Москве уже создан штаб для реализации этой программы, и мэр поручил ему подготовить предварительный список домов, подлежащих сносу.

Почему закон о реновации вызывает тревогу, что строят вместо панелек в Москве и как модернизировать их без сноса — Дизайн и архитектура на TJ

В столице власти строят дома в два раза выше, чем обещали, а плотность увеличилась в несколько раз. Новый же закон позволит фактически принудительно изымать жильё у россиян.

Разрушенная пятиэтажка в Москве

Госдума приняла закон о всероссийской реновации — теперь панельки будут сносить, а на их месте строить современное жильё. Только на практике оказывается, что панельки не такое уж аварийное и ветхое жильё — его можно модернизировать и уже есть конкретные решения. А вместо комфортных домов власти строят двадцатиэтажные здания, нагружающие устаревшую инфраструктуру.

В обжитых микрорайонах вырубают сотни деревьев, оставляя вместо них всего одно, а жителям предлагают дома у железнодорожных путей, с худшей планировкой и неаккуратным ремонтом. Но смущают в новом законе не только эти недостатки реновации — юристы считают, что он позволит принудительно изымать жильё у россиян.

23 декабря Госдума приняла поправки к Жилищному и Гражданскому кодексу. Теперь московский принцип реновации распространится на всю Россию. Причём в первом чтении предполагалось, что уничтожать будут только ветхое и аварийное жильё, однако в итоге показания к сносу расширились.

  • Аварийные и подлежащие сносу многоквартирные дома;
  • Неаварийное панельное жильё;
  • Жильё с физическим износом (крыши, коммуникаций, фундамента), превышающим нормы региона;
  • Дома, в которых стоимость капитального ремонта превышает допустимую региональными властями;
  • Жильё, в котором нет центральных коммуникаций или с ограниченным техническим состоянием.

Застраивать освобождённые территории будут за счёт местных бюджетов, так что нововведения, скорее, коснутся «богатых» регионов. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он «будет способствовать обновлению жилой застройки городов, созданию комфортной городской среды и улучшению жилищных условий граждан».

Закон подразумевает, что собственник снесённого жилья получит либо равнозначную жилплощадь, либо компенсацию. Рыночную стоимость с учётом «упущенной выгоды» оценит суд. Тем, кто живёт в домах по соцнайму, предоставят другое жильё и сохранят очередь на улучшение условий. Срок передачи собственности — 45 дней.

Юристы считают, что нынешний закон даёт слишком размытые определения аварийных домов, что позволит легко выселять жителей и сносить их дома, прикрываясь целью развития территорий города.

Признаки, которые позволяют сносить дома согласно проекту нового закона, могут быть совершенно произвольными. Это могут быть дома, у которых отсутствуют «централизованные системы инженерно-технического обеспечения».

Какие именно системы — решают власти субъекта РФ. Либо это могут быть дома, у которых износ конструкции превышает какое-то значение. Какое именно значение — решают власти субъекта. Либо это дома, у которых стоимость капремонта превышает какую-то сумму в пересчёте на квадратный метр. Какую именно сумму — решают власти субъекта.

Наконец, это могут быть просто дома, построенные по типовым проектам в какой-то период. В какой именно период — опять-таки, решают власти субъекта. То есть в целом этот перечень охватывает любые дома вообще.

Неаварийные дома снести будет сложнее, однако и здесь многое зависит от решения властей. В соответствии с Жилищным кодексом, жители смогут принимать решение о сносе здания на общем собрании, которые сейчас организовывают сами. Однако с принятием новых поправок, возможно, собрания смогут инициировать только власти.

Хрущевки — это кошмар и ужас. Их нужно сносить. Или нет? — Meduza

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

21 февраля стало известно, что мэрия Москвы намерена снести все пятиэтажки в столице и построить на их месте новое жилье.

Многие из этих пятиэтажек (но не все) — так называемые хрущевки, дома, построенные в 1960-х по типовым проектам, благодаря которым у миллионов советских людей появилось частное пространство.

По просьбе «Медузы» журналист Юрий Болотов, который ведет телеграм-канал об архитектуре, рассказывает, в чем был исходный смысл хрущевок, как их строили, есть ли у них зарубежные аналоги — и действительно ли от них происходят все беды московской городской среды.

Откуда взялись хрущевки?

Главный парадокс первых советских серий панельных домов заключается в том, что на самом деле это вовсе не хрущевки, а самые настоящие сталинки.

После завершения Второй мировой войны Советский Союз столкнулся с чудовищным жилищным кризисом.

Строительство домов отставало от развития промышленности еще в 1930-е, а после войны, во время которой было уничтожено до трети всего жилья в стране, ситуация стала патовой.

Роскошные сталинские дома были жильем сугубо элитарным, и к 1950 году больше половины жителей пятимиллионной Москвы обитали в коммуналках и бараках. В этих условиях надежды возлагались на сборное жилье, куда более дешевое и быстрое в строительстве.

Еще в 1940 году на Ленинградском проспекте появился «Ажурный дом» архитектора Андрея Бурова, собранный, несмотря на свой эффектный вид, из типовых элементов.

После войны эксперименты продолжились: в конце 1940-х годов на Хорошевском шоссе и Соколе были построены жилые дома с металлическим каркасом, внешне неотличимые от других сталинок.

Над проектами работал инженер Виталий Лагутенко (дед солиста группы «Мумий тролль» Ильи Лагутенко).

Массовое внедрение сборного жилья началось с приходом к власти Никиты Хрущева: в 1954 году он потребовал от архитекторов форсировать решение жилищного кризиса с помощью простых и дешевых сборных домов, объединенных в микрорайоны (идею строить индивидуальные дома на манер западных стран отмели из идеологических соображений). Новое жилье должно было стать не архитектурным произведением, а промышленным изделием.

Первым и самым известным проектом, созданным в рамках этой программы, оказался 9-й экспериментальный квартал Новых Черемушек — в нем группа молодых архитекторов под руководством Натана Остермана пыталась применить лучшие решения из зарубежных проектов социального жилья. В микрорайоне с четырехэтажными домами появились большие и тихие дворы с фонтанами и озеленением, школа, детский сад и ясли, магазины и кинотеатр; квартиры жильцам предоставлялись вместе со встроенной мебелью.

9-й квартал произвел большой пропагандистский эффект и имел успех на международных выставках, но вскоре оказалось, что такое жилье стоит не так уж дешево. В массовое строительство пойдет куда более простая серия «К-7», разработанная все тем же Виталием Лагутенко.

Что хорошего было в хрущевках? А что плохого?

Главные проблемы первых хрущевок прямо вытекают из необходимости строить жилье как можно быстрее и дешевле. Балконы и подвалы — это лишние расходы, поэтому в серии «К-7» их убрали.

Отказ от лифтов позволял сэкономить 8% бюджета, и от них отказались тоже — при этом высота здания выросла до пяти этажей.

Потолки снизили с 270 до 250 сантиметров (хотя это все равно больше 226 сантиметров в  Ле Корбюзье).

Предельное упрощение конструкции позволяло монтировать пятиэтажку из панелей всего за 15 дней (некоторые бригады успевали и за неделю), еще месяц уходил на внутреннюю отделку.

Хрущевки неизбежно стали жертвами традиционно плохого качества советских материалов и строительства: жильцы страдали от слабой шумо- и теплоизоляции, и эти проблемы частично исправили лишь к концу десятилетнего производственного цикла серии.

Размер и планировка советских квартир проектировались архитекторами из расчета, что жить в каждой из них будет одна семья. На одного жильца отводилась площадь в 8 квадратных метров; ограничение предопределило отсутствие излишеств — архитекторы предполагали, что одна и та же комната может днем использоваться для обеда и работы, а ночью для сна.

Однако благодаря этим же ограничениям в жизни горожанина появилось само понятие личного пространства.

Переехав в новую квартиру из деревни, барака или все той же коммуналки, он наконец-то мог жить, как хочет, без постоянного внимания со стороны соседей.

Например, приглашать к себе друзей и с ними обсуждать что угодно — из этой возможности родилась неофициальная публичная сфера жизни советского человека.

Несмотря на все недостатки, простое и неряшливо построенное хрущевское жилье решило жилищный кризис в СССР. К концу правления Хрущева в новые квартиры переехали 54 миллиона человек, а еще спустя пятилетку это число увеличилось до 127 миллионов. Союз пережил масштабную урбанизацию, и в 1961 году городское население страны наконец-то превысило сельское. 

Создание массового жилья незаметно произвело социальную революцию, которая стала одним из главных следствий хрущевской оттепели.

Оно гуманизировало отношения государства и гражданина, который работал уже не из страха репрессий, а из желания получить квартиру.

И оно же предопределило растущий разрыв между официальным и повседневным: живущий в лишенном строгих иерархий микрорайоне человек формировал собственную среду, которая была труднодоступна для жесткого идеологического контроля.

Все панельные дома — одинаковые?

Хотя привычные для любого россиянина спальные районы сплошь состоят из панельных многоэтажек, век собственно хрущевок оказался недолгим: от пятиэтажек в Москве отказались уже в конце 1960-х, начав экспериментировать со зданиями в 12, 17 и 25 этажей. Самая популярная московская серия домов — не хрущевка, а позднесоветская 17-этажка «П-44», которую возводили, начиная с 1978 года.

В СССР спроектировали десятки разных серий сборных домов: в них постепенно появились и мусоропровод, и лифты, увеличилась высота потолков и размеры квартир, улучшились планировки, а к концу 1970-х появилось и визуальное разнообразие, — например, ни одно здание московской серии «КМС-101» не похоже на другие. При этом неизменным осталось низкое качество строительства — добавьте к нему неважную эксплуатацию домов в течение десятилетий, и вы получите привычный неказистый вид российской городской среды.

Безликое массовое домостроение было следствием слабости и забюрократизированности советской плановой экономики, но даже в условиях жестких ограничений архитекторы создавали хорошие модернистские дома — правда, зачастую эти эксперименты заканчивались благородным поражением перед лицом советского стройкомплекса. Например, так и не были завершены экспериментальный квартал «Лебедь» на Ленинградском шоссе (архитектор — Андрей Меерсон) или микрорайон «Северное Чертаново» Михаила Посохина, который Федор Бондарчук снимал в фильме «Притяжение», а рэпер Хаски — в своем последнем клипе.

Польский архитектор Куба Снопек в своей книге «Беляево навсегда» описал забавный случай. В 2008 году московские краеведы выступили с инициативой внести 9-й квартал Новых Черемушек в список объектов культурного наследия Москвы.

В качестве причины его сохранения была указана уникальность: квартал послужил моделью для всех прочих микрорайонов страны.

По иронии судьбы, заявка краеведов была отклонена на том основании, что все строения в квартале являются серийными и никакой уникальностью не обладают.

Спальные районы — типично советский феномен?

Панельные многоэтажки — визитная карточка бывших социалистических стран, но на самом деле массовое строительство микрорайонов в принципе характерно для Европы 1960-х — 1970-х годов: весь континент переживал послевоенный жилищный кризис.

Например, пока в восточном Берлине из панельных зданий строили спальный район Марцан, за стеной возводили точно такие же Мэркишес Фиртель и Гропиусштадт.

А без шведской «миллионной программы» строительства социального жилья не было бы бума IKEA, которая продавала компактную мебель для небольших квартир в новостройках.

Однако самый известный и негативный пример зарубежных микрорайонов — французские «большие ансамбли» в Париже, Марселе и других крупных городах.

Первым французским спальным районам не хватало социальной инфраструктуры, к тому же они были слишком удалены от центра.

Все это в совокупности с деиндустриализацией пригородов Парижа и притоком мигрантов привело к социальному кризису в 1980-е годы: многие «большие ансамбли» превратились в бедные этнические гетто.

Если в 1960-е годы Жан-Люк Годар снимал многоэтажки в Ла-Курнёв в своем фильме «Две или три вещи, которые я знаю о ней» как символ современного Парижа, то всего 20 лет спустя их стали взрывать, признав градостроительной ошибкой.

После массовых беспорядков в парижских пригородах 2005 года местные власти занимаются развитием транспорта на окраинах и реконструкцией «больших ансамблей», но из-за высокой безработицы проблема микрорайонов так и остается нерешенной.

Тем не менее, эти районы все равно выглядят куда благополучнее советских — и даже посвященный им боевик «13 район» снимали не в Париже, где происходит действие, а в Бухаресте.

Правда ли, что хрущевки строили на 25 лет, а после этого в них жить нельзя?

В середине 1950-х хрущевки рассматривались как временное жилье, которое позволит советским людям построить коммунизм к 1980 году: предполагалось, что уже при коммунизме советские граждане смогут позволить себе квартиры совсем другого качества. Из-за этого распространено заблуждение, что хрущевки собирались сносить уже через 25 лет — на самом деле, в случае нормальной эксплуатации и своевременного капитального ремонта такие дома могут простоять и больше века.

Программа реновации московских пятиэтажек началась еще в 1999 году.

Хотя в бывших странах Восточного блока панельные здания зачастую надстраивают и модернизируют, московские власти объявили такой подход нерентабельным и выступили с радикальным решением: согласно плану, в столице просто собирались снести все 1722 хрущевки первых серий, а на их месте построить современное жилье (при этом износ отдельных зданий не учитывался).

Спустя 17 лет в радикальном жесте мэра Москвы Юрия Лужкова читается не столько внимание к проблемам горожан, сколько политические амбиции и забота о московском строительном бизнесе. В результате же программы реновации на месте бывших зеленых микрорайонов появилась не современная городская среда, а просто высотки с парковками.

Главная проблема московской городской среды — не в старых пятиэтажных хрущевках, а в новых 25-этажных путинках: хотя СССР развалился, его строительная отрасль живее всех живых и продолжает воспроизводить устаревшие решения ради получения прибыли.

Несмотря на недостатки, советские микрорайоны создавались в первую очередь как гуманная среда (подробнее об этом писал для «Медузы» Максим Трудолюбов:); cовременные российские спальные районы с их высокой плотностью и тысячами малогабаритных квартир — бомба замедленного действия.

Массовый снос: Зачем в Москве собираются избавиться от хрущевок | Капитал страны

Президент Владимир Путин на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным одобрил идею столичного градоначальника о массовом сносе хрущевок и дал поручение Минстрою разработать совместно с московским правительством закон о переселении граждан столицы из ветхого и аварийного жилья. Насколько выполнимы на практике планы столичных властей и зачем понадобилось в кризис затевать столь масштабный проект?

Так принято называть пятиэтажные жилые дома, которые в массовом порядке начали строить в пятидесятые годы прошлого века. Задача тогда стояла в кратчайшие сроки обеспечить жителей бараков и коммуналок отдельными квартирами.

Для этих целей строились домостроительные комбинаты, цементные заводы, налаживался выпуск строительной техники.

Дома возводились быстро и дешево – на строительство одного дома уходило не более 8 месяцев, и себестоимость квадратного метра в нем была в несколько раз ниже, чем в сегодняшних новостройках.

Такой дом был рассчитан на 25–40 лет службы, в зависимости от серии, а заложенный при проектировке и строительстве запас прочности позволяет многим хрущевкам выглядеть вполне сносно и сегодня. За двадцать лет таким образом в стране было построено более 400 млн. кв. метров жилья.

В 80-е годы прошлого века стали задумываться о том, что срок службы значительного числа хрущевок уже истекает и пора бы их на что-то менять, но тут случилась перестройка, а после лихие 90-е, и о каком-либо массовом строительстве в стране на время пришлось забыть. В то время больше была популярна так называемая «точечная» застройка, когда в столице (и в других городах страны) буквально «выгрызались» самые лакомые участки в престижных частях города для застройки элитным жильем.

В 1999 году мэром столицы Лужковым было подписано постановление о комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки.

Согласно этому проекту, сносу подлежали более 1700 хрущевок так называемых «сносимых» серий – К-7, II-32, II-35, 1605-АМ, 1МГ-300.

Это те дома, которые имеют тонкие стены и плохую теплоизоляцию (даже по сравнению с хрущевками других серий) и кроме того их конструкция такова, что капремонт для них неосуществим в принципе.

Срок действия лужковского проекта был рассчитан на 10 лет, но в процессе его реализации коррективы вносились неоднократно. Менялась законодательная база и требования к участникам проекта.

Кризис 2007–2008 годов едва не застопорил программу сноса хрущевок, и сроки ее реализации были сдвинуты на 2016 год.

Для многих инвесторов этого проекта требования города по обустройству прилегающих территорий стали просто неподъемными, и городу последние пару лет пришлось финансировать эти мероприятия из своего бюджета. И все это, конечно же, сопровождалось многочисленными судебными тяжбами. Но это уже детали.

После завершения этой программы планировалось приступить к сносу блочных и панельных девятиэтажек, однако и в эти планы пришлось внести коррективы.

В августе прошлого года стало известно, что лужковская программа сноса пятиэтажек так называемого первого периода индустриального домостроения, возведенных в 1959–1966 годах, фактически остановлена. Теперь сроки ее реализации сдвинуты на 2018 год.

И вот на этом фоне идет разговор о запуске программы по сносу остальных столичных пятиэтажек, а масштабы этого мероприятия обещают быть в разы больше лужковской затеи.

Мегапроект

Те пятиэтажки, которые не попали под действие лужковской программы, называют «несносимыми» (сами эти термины появились еще в 80-х годах прошлого века). Это дома серий I-510, I-511, I-515, II-07, I-335, I-447 и их аналоги, а также дома высотой до 4-х этажей.

Такие дома, по сравнению со «сносимыми», гораздо меньше изношены, часто вполне пригодны для капремонта и иногда допускают надстройки верхних этажей и пристройку лифтов.

По этой причине их и назвали «несносимыми» и всегда рассматривали их замену только в последнюю очередь, после того как будут решены вопросы со «сносимыми» пятиэтажками и панельными и блочными девятиэтажками.

Однако к настоящему времени износ «несносимого» фонда достиг такой величины, что обслуживание и ремонт коммуникаций стали в разы больше, чем в новых домах, а капремонт этих пятиэтажек стал уже неактуальным – «поезд ушел». В такой ситуации строительство нового современного жилья на месте хрущевок имеет гораздо больше смысла, чем усилия по продлению жизни старого жилфонда. Весь вопрос только в актуальности этой задачи с точки зрения ее первоочередности и имеющихся ресурсов.

Кто выиграет от этой мегазатеи

Версии по поводу того, кто будет являться главным выгодополучателем от проекта по сносу хрущевок в Москве, выдвигаются самые разные. Наши сограждане, приученные к тому, что слова «мегапроекет» и «мегараспил» суть синонимы, в блогах строят прогнозы по поводу того, кто может быть подрядчиком в сносе пятиэтажек и будущем строительстве жилья.

Круг называемых имен довольно узок, и все они известны по другим проектам, которые осуществлялись в последние годы в нашей стране на средства бюджета. Дублировать эту информацию большого смысла не имеет, и против этой версии можно возразить следующее. Проект по сносу всех хрущевских пятиэтажек в столице коснется более чем 7 тыс. зданий.

Это в 3,5 раза больше, чем объем лужковской программы, на которую денег не хватает хронически. И хотя мэр Москвы сообщил президенту, что бюджет столицы достаточно устойчив и имеется запас прочности, тем не менее бюджет на этот год сверстан с дефицитом. Более того – объем программы по сносу пятиэтажек специалистами оценивается в сумму 2–4 трлн.

рублей, при том что расходная часть бюджета столицы составляет менее 2 трлн. рублей. Проще говоря, у города денег на осуществление такого проекта нет. Мэр в разговоре с президентом упоминал неких инвесторов, которые могли бы поучаствовать в этом проекте, но и здесь не все радужно – в этом году застройщики выставили на продажу более 3 млн. кв.

метров жилья, что практически вдвое больше, чем в 2014 году. Только вот платежеспособного спроса со стороны населения на эти объемы нет, рынок недвижимости стагнирует. Иными словами, для инвесторов этот рынок сегодня малопривлекателен (во всяком случае в массовом сегменте), бюджетных вливаний в программу сноса хрущевок тоже ожидать не приходится.

Кстати, об отсутствии денег на такой проект прямым текстом говорили московские чиновники, когда предложение муниципальных депутатов по расселению «несносимых» пятиэтажек не поддержало московское правительство.

Глава департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин так охарактеризовал ситуацию с этим проектом: «Где в общем контексте найти колоссальную сумму денег? Я считаю, что это не просто сложно, а, наверное, на сегодняшний день стартовать этой программе – мое личное мнение – даже невозможно».

Иными словами, рассуждения о возможном «мегараспиле» и его предполагаемых бенефициарах, вероятнее всего, лишены оснований по причине отсутствия средств для этого самого «мегараспила».

Слабо верится в осуществление этого проекта в заявляемых объемах (а речь тут идет о строительстве нового жилья по разным оценкам в количестве 75–100 млн. кв. метров) и еще по одной причине. У города нет на этот проект не только денег, но и достаточных производственных мощностей.

Все московские домостроительные комбинаты приватизированы, модернизация на них не проводилась, и за последние годы они успели устареть не только физически, но и морально.

По утверждениям экспертов, ДСК сегодня могут производить панели только для устаревших типов жилья, образно говоря, для тех же самых хрущевок.

Более правдоподобно выглядят версии других экспертов.

Политик Дмитрий Гудков полагает, что вся затея с принятием такой программы понадобилась только для одного – перевести хрущевки, которые еще вполне жизнеспособны и находятся в престижных районах города, в категорию ветхого и аварийного жилья.

И если до этого их сносить было нельзя, то теперь решением двух третей жильцов дома такая хрущевка сносится, а на ее месте строится многоэтажный дом.

И делаться это будет тем самым пресловутым способом «точечной» застройки, а прежние жильцы хрущевки будут переселяться в менее престижные районы города.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector