Минэкономразвития предлагает третейским судам решать земельные вопросы

23 ноября 2020 в 12:59

Минэкономразвития предлагает третейским судам решать земельные вопросы

В последнее время (а, точнее, последние несколько лет) много говорят о загруженности арбитражных судов и о необходимости снизить нагрузку на судей. С этой целью вводится упрощенное и приказное производство для несложной категории дел, медиация, привлечение посредника. Альтернативным вариантом является рассмотрение споров третейскими судами.

Когда возможно рассмотреть спор в третейском суде

АПК РФ разрешает сторонам передать в третейские суды по усмотрению сторон некоторых корпоративных и большинства гражданских споров.

Это возможно, если договоренности сторон оформлены письменно:

  • в арбитражном соглашении (относится ко всем спорным вопросам между сторонами либо к отдельным вопросам),
  • в арбитражной оговорке, которая включается в гражданский или корпоративный договор,
  • в уставе общества, принятом единогласно.

Внимание! Федеральный закон от 29.12.2015 N 382-ФЗ регламентирует, что письменная форма соблюдена при обмене письмами, электронными документами, а также, если в исковом заявлении содержится предложение о передаче спора в третейский суд, а в отзыве – согласие на это.

Поэтому, если вы хотите, чтобы спор рассматривался только в системе государственных судов, относитесь со вниманием к содержанию таких документов.

Когда дела рассматриваются только в арбитраже

АПК содержит перечень дел, которые могут рассматриваться только в арбитражном суде:

  • банкротные дела,
  • оспаривание регистрации организаций и ИП,
  • дела по госзаказам,
  • некоторые дела о защите интеллектуальной собственности,
  • большинство корпоративных споров,
  • дела об обжаловании действий/бездействия должностных лиц, постановлений о привлечении к административной ответственности,
  • об установлении юридических фактов,
  • групповые иски.

Что должны сделать стороны:

  1. определить арбитрабильность спора (возможность разрешения дела в третейском суде),
  2. заключить действительное соглашение или включить арбитражную оговорку в основной договор.

В этом вам поможет адвокат, он проанализирует сущность спора и поможет составить юридически грамотные документы.

В чем отличие рассмотрения дел в арбитражном и третейском суде

Третейские суды могут быть:

  • созданными при содействии постоянно действующих арбитражных учреждений (ПДАУ) или временно созданными сторонами для рассмотрения отдельного спора (ad hoc),
  • внутренними или международными.

В чем основные отличия при рассмотрении споров в третейском суде и в арбитражном:

Процессуальные особенности Арбитражный суд Третейский суд
Процессуальные правила Рассматривает споры на основании АПК РФ Руководствуется правилами, утвержденными ПДАУ, а в случае специального создания третейского суда для отдельного спора – правилами, согласованными сторонами. Эти правила определяют, как уведомляются участники спора, в какой очередности заслушиваются, на каком языке происходит судебное разбирательство, где хранятся документы и т.п.
Количество судей (арбитров) Установлено законодательством, в первой инстанции — 1 судья Количество арбитров определяется по соглашению сторон
Выбор судей (арбитров) Стороны не выбирают судью, но могут заявить отвод в установленных случаях Участники выбирают арбитров, основываясь на из профессионализме, авторитете и компетенции
Место рассмотрения Споры рассматриваются как правило, по месту нахождения ответчика, по некоторым категориям споров установлена исключительная подсудность, которая не может быть изменена. По гражданским спорам допускается выбор суда по соглашению сторон. Место рассмотрения спора определяется участниками спора
Состав расходов Государственная пошлина, оплата экспертизы, переводчиков, услуг представителя и иные расходы. Расходы взыскиваются с проигравшей стороны в разумных пределах Выплаты арбитрам, транспортные расходы, оплата экспертизы, услуг переводчиков и представителей. Расходы распределяются по соглашению между сторонами, а если его нет, то пропорционально удовлетворенным требованиям.
Разбирательство Разбирательство как правило открытое, обязательно ведется протокол, сроки рассмотрения дел строго регламентированы Заседания закрытые, участники спора и арбитры строго соблюдают конфиденциальность разбирательства. Протокол может не вестись. Дела как правило рассматриваются в течение месяца.
Истребование доказательств Возможно Нет таких полномочий
Решение суда Обязательно для всех, подлежит у исполнению на основании исполнительного листа. Решения вступает в силу, как правило, после истечения срока на обжалование. Обязательно только для участников, исполнительный лист выдается арбитражным судом после проведения заседания. Решение вступает в силу немедленно.
Обжалование решения Порядок, сроки обжалования, количество инстанций, их полномочия строго регламентированы законодательством Обжалуется в арбитражном суде. Но участники спора могут договориться о том, что решение третейского суда является для них окончательным.

Рассмотрение споров третейскими судами: в чем преимущество

Преимуществом третейских судов являются:

  • их оперативность, так как они не загружена как государственные судьи,
  • возможность выбирать арбитров, что важно при рассмотрении специфических споров, требующих специальных знаний в узкой сфере,
  • конфиденциальность (данные не попадают в картотеку судов, как при рассмотрении дела в арбитраже, что положительно сказывается на деловом имидже компаний).
  • Но для проигравшей стороны, не согласной с вынесенным решением, может быть проблематично его оспорить.
  • Если стороны договорятся об окончательности решения третейского суда, то оспорить его Вы не сможете никогда.
  • Если оспаривание возможно, на это у Вас есть три месяца.

Арбитражный суд проверяет решение на соблюдение процедурных моментов, не противоречие публичному порядку и соблюдение пределов компетенции арбитражных судов. Существо решения суд не проверяет.

Как исполнить решение третейского суда

Стороны обязуются исполнить решение третейского суда добровольно. Но так происходит не всегда.

Если второй участник недобросовестно уклоняется от исполнения акта третейского суда, то необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением о принудительном исполнении решения.

Арбитражный суд выдает исполнительный лист для принудительного исполнения решения, но он может и отказать в выдаче исполнительного листа, например, когда:

  • арбитражное соглашение признано недействительной сделкой,
  • участники не приняли участие в разбирательстве, потому что их не уведомили,
  • вопросы, по которым решение вынесено, не были урегулированы арбитражным соглашением,
  • спор не арбитрабильный.

Международный коммерческий арбитраж

  1. В международных контрактах арбитражная оговорка используется чаще.
  2. Это во многом связано с тем, что решение третейских судов в иностранной юрисдикции исполнить проще, так как почти все государства присоединились к Нью-Йоркской конвенции 1958 года, в соответствии с которой признаются и исполняются решения иностранных третейских судов.

  3. А вот решение государственного суда в другой стране исполнить намного сложнее, особенно, если нет подписанных соглашений между странами.
  4. Какие споры фактически рассматривают третейские суды в России
  5. Согласно статистике МКАС, в 2019 году к нему поступило 239 международных споров и 195 внутренних (в связи с неисполнением обязательств по различным договорам).

  6. Причем и по внутренним и по международным спорам подавляющее большинство дел (более 70%) связано с договорами поставки.
  7. Более половины исков по международным делам с ценой от 10 до 200 тысяч долларов, по внутренним же спорам подано 37% исков на сумму до 500 000 рублей, а 21% — до трех миллионов рублей.

  8. Это говорит о том, что крупные споры стороны предпочитают разрешать в арбитражных судах.

Ваши интересы в арбитражном суде

Минэкономразвития предлагает третейским судам решать земельные вопросыБалдин Дмитрий Александрович, директор Адвокатского бюро «Правовая гарантиЯ»

Адвокаты бюро «Правовая гарантиЯ» представляют интересы доверителей в арбитражных судах. Не смотря на то, что наши офисы расположены в Москве и Омске, мы отправляем адвокатов-представителей по арбитражным спорам в любой город России.

Зачем Вам адвокат в арбитраж?

Дело в том, что к арбитражным спорам предъявляются особые требования. В том числе, требования к наличию высшего юридического образования у представителя.

Арбитражный юрист или арбитражный адвокат — кого выбрать?

Если у Вас есть возможность выбирать, мы рекомендуем воспользоваться услугами адвоката.

Адвокат соблюдает кодекс этики и адвокатскую тайну, а это, согласитесь, очень важно в экономических спорах, затрагивающих коммерческую тайну.

Кроме того, адвокат может получать информацию о сделках, которые доверитель хочет оспорить, посредством адвокатского запроса. Юристу данная информация предоставляется в общем порядке.

Ответственность адвоката выше. И это важно учитывать.

Более подробно об отличии статутов юриста и адвоката читайте в статье

О нашем Бюро Вы можете почитать здесь.

Хотели как лучше, а получилось ли: как идет реформа третейских судов

07.01.2018

Эксперт: Анна Грищенкова Источник: Право.Ru Время чтения: 24 минуты

Минэкономразвития предлагает третейским судам решать земельные вопросы Фото с сайта www.abogadosbo.com

С 1 ноября 2017 года для третейского арбитража в России началась новая эпоха. Теперь рассматривать третейские споры в нашей стране могут только арбитражные учреждения, получившие разрешение правительства. Из-за этого число таких судов уменьшилось более чем в сто раз. Какая судьба ждет обновленный правовой институт в России в ближайшие годы, рассказывают эксперты.

Долгий путь реформы

В декабре 2013 года Владимир Путин в послании к Федеральному собранию поручил правительству совместно с Торгово-промышленной палатой и Российским союзом промышленников и предпринимателей урегулировать нормы о негосударственных арбитражах.

«Третейские суды зачастую являются средством для мошенничества и кражи собственности», – признавала Елена Борисенко, на тот момент заместитель министра юстиции.

Другие проблемы уточнялись в пояснительных записках Минюста – существование «карманных» арбитражей, подконтрольных стороне спора, и общая неурегулированность этой сферы.

Уже 17 января 2014 года Минюст опубликовал первую версию закона, обсуждение и согласование которого заняли почти полтора года. Летом того же года Главное правовое управление (ГПУ) администрации президента раскритиковало реформу.

В частности, Министерству указали на то, что недостаточно четко урегулирована новелла о выдаче разрешений на работу третейских судов, а в целом предусмотрен избыточный госконтроль.

Текст нормативного акта отправили на доработку обратно в Минюст.

На исправления ушло около полугода. Весной 2015 года проект законодательных изменений получил одобрение от Правительства и тогда же поступил в Госдуму. Пакет нововведений состоял из ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ» и сопутствующих правок в отдельные законодательные акты. 

В третьем чтении законопроект приняли уже в декабре 2015 года. Главной новацией стало то, что постоянно действующие арбитражные учреждения (третейские суды) разрешили создавать только при некоммерческих организациях.

НКО, при которых учреждаются арбитражи, должны получить соответствующую рекомендацию от специально созданного Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте, в который вошли участники общественных объединений, предприниматели, представители юридического и научного сообществ. А уже после этого арбитражные учреждения получают разрешение от Правительства.

Закон также установил, что одни и те же арбитры не смогут входить в списки более чем трех третейских судов. Зато парламентарии разрешили стать арбитрами судьям в отставке.

Параллельно Госдума приняла закон, определяющий характер дел, которые можно передать на рассмотрение третейских судов.

В первую очередь, это корпоративные споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юрлица; по искам участника юрлица в связи с его правоотношениями с третьим лицом; об обжаловании решений органов управления юрлица и других.

Также депутаты разрешили передавать в третейские суды разбирательства по вопросам оборота госимущества, кроме тех, которые связаны с госзакупками.

Переходный период привел к сокращениям

Перечисленные поправки вступили в силу осенью 2016 года. Вместе с тем законодательные изменения предусматривали переходный период для уже существующих арбитражей – им дали 1 год, чтобы зарегистрироваться по новым правилам. Этот этап завершился 1 ноября 2017 года.

Тогда выяснилось, что по итогам прошедшей реформы в России осталось лишь четыре третейских суда.

 Притом, что только два из них (АНО «Институт современного арбитража» и Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей») получили разрешение через обновленный механизм.

Еще двум арбитражным учреждениям – Международному коммерческому арбитражному суду при Торгово-промышленной палате РФ (МКАС при ТПП) и Морской арбитражной комиссии (МАК) – дали право работать в силу закона, оценив их как арбитражные центры с признанной международной репутацией. Кроме этого, закон сохранил бизнесу возможность использовать институт ad hoc (третейские суды, которые создаются сторонами для разрешения конкретного спора).

Оказалось, что главной преградой для регистрации арбитражных учреждений стал Минюст, куда подаются документы для первичной проверки. В самом ведомстве отметили, что получали необходимые бумаги с «большим количеством недочетов и ошибок в их заполнении».

 Комментируя сложившуюся ситуацию изданию «Ъ», глава Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте Михаил Гальперин подчеркнул: «Если профессионал не может переписать правильно свои ФИО и паспортные данные, то с ним не о чем больше говорить».

Что делать со старыми делами

Однако к 1 ноября текущего года не все старые суды успели рассмотреть начатые споры. Минюст объяснил, что делать в такой ситуации. Все функции по ранее начатым спорам подлежат выполнению третейским судом, то есть непосредственно составом арбитров, а не учреждением, отметили в Министерстве.

Важно также то, что у многих лиц есть арбитражное соглашение, где они договорились решать споры в конкретном учреждении. Теперь может получиться так, что это соглашение станет неисполнимым, поэтому граждане и юрлица должны подписать новый документ о передаче спора в ту организацию, которая получила право рассматривать дела.

Минюст также обратил внимание на то, что сейчас может появиться много мошеннических схем для обхода закона. Ведомство рекомендует всем проверять информацию об арбитражных учреждениях и внимательнее относиться к документам. Уточнить, имеет ли учреждение право администрировать арбитраж, можно на сайте Минюста.

Вместе с тем на новую процедуру регистрации арбитражных учреждений активно жалуются: одни пытаются оспорить новеллы третейской реформы в Верховном суде, а другие пишут жалобы первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Правда, пока такие действия не привели к изменению существующего механизма учреждения третейских судов.

Эксперты «Право.ru» о первых итогах третейской реформы

Александр Молотников, арбитр Арбитражного центра Института современного арбитража, считает, что пока можно подводить лишь предварительные итоги третейской реформы: «Чтобы говорить о полноценных результатах, должно пройти несколько лет».

Вместе с тем пока Андрей Панов, старший юрист международной юрфирмы Norton Rose Fulbright, не видит успехов от перечисленных изменений. Одной из главных проблем как была, так и осталась настороженность российских государственных судов к обсуждаемому институту, уверяет юрист.

 Леонид Никитинский, член СПЧ и Совета по совершенствованию третейского разбирательства при Минюсте, объясняет, что третейский суд предполагает высокий уровень доверия между гражданами, предпринимателями и государством: «А у нас сейчас нет ни того, ни другого».

И зачем тогда такой арбитраж, если никто никому не доверяет? – задается вопросом эксперт.

Чтобы изменить существующую ситуацию, Председатель КА «Каневский, Чургулия и партнеры», арбитр (третейский судья) Герман Каневскийпредлагает продолжить третейскую реформу на новом, более демократичном уровне: «Надо не сворачивать, а развивать этот правовой институт и прежде всего в регионах». Он убежден, что создание авторитетных региональных институтов третейского разбирательства может способствовать развитию этого инструмента в России на более качественном уровне: «При допустимом контроле со стороны государства».

А пока Панов констатирует, что участников рынка сильно ограничили в выборе третейских судов: «Четырех учреждений может хватить на Москву, но не на такую огромную страну, как Россия».

Крупный бизнес продолжит пользоваться третейским разбирательством, а вот для среднего бизнеса предлагаемый сейчас выбор может оказаться слишком дорогим, уверен Панов.

И Максим Кульков*, управляющий партнер «Кульков, Колотилов и партнёры», сомневается, что количество арбитражных учреждений в России серьезно увеличится в ближайшие годы: «Тенденция, к сожалению, та же, что и везде, – монополизация рынка за счет укрупнения и подчинения госконтролю в том или ином виде».

По словам Никитинского, до прошлого года огромное число «третейских судов» использовалось в двух вариантах: 1) В типовых договорах более сильная сторона принуждала слабую (чаще всего заемщика) решать возможный конфликт в «карманном» третейском суде.

2) В целях легализации разного рода мошеннических сделок. После принятия нового закона эти «лавочки» закрылись, констатирует Никитинский.

Однако обсуждаемый институт пока мертв, полагает эксперт: «Я бы видел лучший путь развития в медиации, но это другая тема».

Позитивные изменения и надежда на будущее

Тем не менее представители двух работающих арбитражных учреждений оценивают проведенные изменения позитивно. Глава аппарата Арбитражного центра при РСПП Александр Замазий считает бесспорным плюсом реформы повышение интереса общества и бизнеса к институту третейского разбирательства.

По его мнению, освещение реформы в СМИ популяризировало арбитраж, дало импульс для серьезных дискуссий и показало, насколько значительна роль третейских судов в нашей правовой системе и экономике.

 Замазийсчитает важным результатом перечисленных изменений «уход со сцены» квазисудов, которые лишь дискредитировали всю систему.

Кроме этого, «реформа подтолкнула нас к тому, чтобы мы новым взглядом посмотрели на наше собственное внутреннее устройство, усовершенствовали многие механизмы», утверждает эксперт.

Он рассказывает, что Арбитражный центр при РСПП планирует расширять свою деятельность и выходить в регионы. Такую цель считает приоритетной и Генеральный директор Института современного арбитража Андрей Горленко.

Вообще, он прогнозирует, что количество споров, передаваемых в арбитраж, только увеличится. Помимо прочего, первостепенной задачей является популяризация профессионального арбитража и среди молодежи, полагает эксперт.

Он отмечает, что с этой целью при Институте современного арбитража проводятся студенческие конкурсы по арбитражу, конференции, создан Совет современного арбитража для молодых специалистов.

Анна Грищенкова, партнер АБ КИАП, член президиума Арбитражного центра Института современного арбитража, тоже верит, что третейское разбирательство может стать популярной и качественной альтернативой разбирательству в государственных судах.

Однако, чтобы достичь этой цели, надо научиться объединять усилия разных, непохожих друг на друга участников процесса и доверять друг другу чуть больше, чем сейчас, добавляет она. В этом плане следующий год будет более показательным, уверен Панов.

Кроме того, появится больше судебной практики по различным аспектам арбитражной реформы, прежде всего, по возможности передачи корпоративных споров в арбитраж, резюмирует юрист.

* Постоянный арбитр Международного арбитражного центра Сингапура (SIAC), Международного третейского суда Торгово-промышленной палаты Республики Кыргызстан, Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), Российской арбитражной ассоциации (РАА). Выступал в качестве арбитра Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты (SCC).

Третейским судам могут запретить рассматривать дела по недвижимости

21.04.2011

Примерное время чтения: 2 мин.

Конституционный суд может изъять из подсудности третейских судов большую категорию дел, связанных с недвижимостью и ипотечными кредитами. В юридическом сообществе такую возможность оценивают со скепсисом.

Конституционный суд (КС) вчера рассматривал вопрос, разрешить ли третейским судам и независимым арбитрам рассматривать вещные споры о недвижимости, в результате которых право собственности на нее может быть передано. Поводом к рассмотрению вопроса стал запрос ВАС, в производстве которого в порядке надзора находится схожее дело.

По словам судьи ВАС Татьяны Нешатаевой, земля связана с территорией государства, по­этому в таких правоотношениях очень важен элемент публичности.

Она ссылается на международное право, запрещающее рассмотрение споров по недвижимости, находящейся в другой стране (Брюссельская конвенция 1968 года), и на ГПК ФРГ, согласно которому титульные и вещные иски находятся в ведении госсудов.

«Это говорит о публичном характере этих правоотношений, а следовательно, и о том, что и третейские суды не могут рассматривать подобные споры», — считает она.

Вследствие этого, с точки зрения ВАС, в законодательство должна быть введена норма о «неарбитрабельности» вещных споров по недвижимости. Такого же мнения придерживается советник генпрокурора Татьяна Александрова.

Напротив, представитель Совета Федерации Елена Виноградова и полпред президента Михаил Кротов выступают против инициативы ВАС, считая, что независимые третейские суды — часть российской системы правосудия.

«Такие иски должны быть арбитрабельны», — заявила вчера г-жа Виноградова, выступая перед судьями КС.

Надо разрешить третейским судам рассматривать подобные споры, говорит партнер «Пепеляев Групп», заслуженный юрист России Галина Баландина.

«Эту категорию дел можно передать медиаторам и третейским судам, но необходимо сохранить судебный контроль, когда сделки, связанные с госрегистрацией перехода права собственности на имущество, могут быть оспорены регистраторами в суде», — считает она.

При этом она предлагает изъять из компетенции негосударственных судов дела по недвижимости, находящейся в госсобственности.

Старший юрист Magisters Александр Ванеев прогнозирует, что законодатель урежет компетенцию третейских судов.

«Но как юрист я с этим не согласен, потому что у государственного суда существуют установленные законом механизмы, позволяющие исключить злоупотребления в решениях третейских судов», — отмечает он.

Однако он разделяет опасения ВАС в ситуации, когда количество злоупотреблений по данной категории дел растет и появляется все больше «карманных» третейских судов, которые выносят много «странных и непонятных» решений.

Приняты масштабные поправки в Закон о государственной регистрации недвижимости

Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ

В конце прошлой недели Президент РФ подписал закон, которым в законодательство вносятся масштабные изменения, связанные с вопросами государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Наибольшим изменениям подвергся Закон о государственной регистрации недвижимости. В числе этих поправок можно отметить следующие.

— Непосредственно в Законе о госрегистрации закреплены полномочия подведомственного учреждения Росреестра (Федеральной кадастровой палаты).

К таким полномочиям отнесены, в частности, выездной прием заявлений о кадастровом учете и госрегистрации, выдача заявителям связанных с учетом (регистрацией) документов, предоставление содержащихся в ЕГРН сведений, выполнение функций оператора информационной системы ведения ЕГРН.

— Перечень оснований для осуществления кадастрового учета и госрегистрации дополнен указанием на решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы; конкретизированы случаи, когда в числе оснований для учета (регистрации) выступают межевой план, технический план, карта-план территории и акт обследования.

— Расширяется круг лиц, которые вправе выступать заявителями при кадастровом учете и госрегистрации.

К таковым отнесены, в частности, обладатели сервитута при учете (регистрации) в связи с созданием на земельном участке объекта недвижимости; наследники лиц, которым принадлежали объекты недвижимости, — при учете (регистрации) в связи с прекращением существования соответствующих объектов; органы государственной власти (местного самоуправления), на которые законом возложена обязанность по образованию земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, — при государственном кадастровом учете таких земельных участков.

— Предусмотрено, что с заявлением о кадастровом учете (госрегистрации) в отношении объекта недвижимости, который приобретается в общую долевую собственность, обращаются все приобретатели этого права.

— На законодательном уровне закреплена выработанная судебной практикой правовая позиция, в соответствии с которой в случае ликвидации юридического лица, являющегося продавцом объекта недвижимости, переход права собственности на этот объект может быть зарегистрирован по заявлению покупателя, если объект передан ему во владение и покупатель исполнил обязанность по оплате. Аналогичным образом этот вопрос будет решаться в случае исключения организации-продавца из ЕГРЮЛ.

  • — Установлено, что в тех случаях, когда отказ в осуществлении кадастрового учета (госрегистрации) признан судом незаконным и в решении суда указано на необходимость осуществить учет (регистрацию), указанные действия осуществляются без подачи заявления на основании решения суда, поступившего в регистрирующий орган.
  • — Вводится запрет на создание неофициальных сайтов и программного обеспечения, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам ЕГРН. При этом не запрещаются действия органов госвласти, органов местного самоуправления, организаций или граждан по предоставлению информации, содержащей сведения ЕГРН, которая одновременно:
  • 1) по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует формам предоставления сведений из ЕГРН;
  • 2) не содержит подписи (в том числе электронной) должностных лиц Росреестра или Федеральной кадастровой палаты.

— Скорректирована ст. 42 Закона о государственной регистрации недвижимости, предусматривающая случаи, в которых обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество не требуется.

В частности, в ней закреплена выработанная судебной практикой правовая позиция, в соответствии с которой, если предметом сделки является доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, то такие сделки не требуют нотариального удостоверения (ранее указанной нормой было предусмотрено, что требование об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество не распространяется на случаи отчуждения земельных долей).

Перечисленные изменения, а также ряд иных положений рассматриваемого закона вступили в силу с даты его официального опубликования — 30 апреля 2021 г.

Ряд изменений начнет действовать в более поздние даты. Так, с 28 октября 2021 г. вступят в силу, в частности, следующие поправки.

— Корректируются сроки госрегистрации по некоторым предусмотренным законом основаниям.

Например, последующие договоры ДДУ, заключенные после государственной регистрации первого такого договора, по общему правилу будут регистрироваться в течение 5 рабочих дней с даты поступления в регистрирующий орган необходимых документов (в случае поступления документов в электронной форме — в течение 3 рабочих дней). При подаче соответствующих документов через МФЦ срок регистрации составит до 7 рабочих дней. Таким образом, срок регистрации последующих договоров ДДУ сократится на два рабочих дня.

— Исключается ограничение максимально допустимого размера машино-места.

— Предусмотрено размещение сведений, содержащихся в ЕГРН, на официальном сайте регистрирующего органа (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, и сведений о правообладателях объектов недвижимости, в том числе их персональных данных). Состав подлежащих размещению сведений и порядок их размещения установит Минэкономразвития России.

Отдельные положения закона вступят в силу с 1 января 2023 г. К их числу относится норма, предусматривающая случаи, когда заявление о кадастровом учете (госрегистрации) может быть направлено через личный кабинет на сайте регистрирующего органа без подписания усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя.

В таком порядке можно будет направить, например, заявление о кадастровом учете и регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом; заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости; заявление правообладателя о невозможности государственной регистрации без его личного участия.

В связи с поправками в Закон о государственной регистрации недвижимости вносятся изменения также в ряд иных федеральных законов, в том числе в Закон о кадастровой деятельности, ЗК РФ, ЖК РФ.

Информация предоставлена: https://demo.garant.ru/#/document/57401944/paragraph/45909:15

фото из источника https://odincovo.kb-realty.ru/uslugi/registraciya-prav-sobstvennosti-na-nedvigimost/

Рассмотрение земельных споров

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Рассмотрение земельных споров

  • Под понятием «земельные споры» подразумевается процесс обсуждения и доказывания своих прав на участок с соблюдением установленной на законодательном уровне процедуры.
  • Содержание
  • Под понятием «земельные споры» подразумевается процесс обсуждения и доказывания своих прав на участок с соблюдением установленной на законодательном уровне процедуры, а также при равноправии всех ее участников перед законом.

Классификация земельных споров может осуществляться по нескольким признакам.

Как правило, категории земельных споров напрямую зависят от причины, связанной с их возникновением.

Выделяют следующие виды земельных споров:

Земельные споры по предоставлению участков:

  • возникающие в связи с нарушением установленных правил предоставления участков и лишения права на владение;
  • возникающие из-за лишения возможности владения участком в установленных границах, которое произошло ввиду проведения отвода участков;

Земельные споры при пользовании участками:

  • вмешательство постороннего лицо в ведение хозяйственной деятельности;
  • вмешательство и создание всевозможных помех, которые лишают возможности нормального землевладения.

Земельные споры при изъятии участков:

  • принятие незаконного решения об изъятии;
  • наличие незаконных требований о прекращении договора временного пользования.

Земельные споры по возмещению убытков:

  • взыскание убытков от неправомерных действий;
  • взыскание убытков от правомерных действий.

Субъекты и объекты земельного спора. Срок давности земельного спора

На законодательном уровне выделены следующие субъекты спора:

  • физические лица, обязанные уплачивать налог на землю;
  • юридические лица, обязанные уплачивать налог на землю.

В качестве объекта спора выступает право собственности на определенный участок земли.

Исковая давность на земельные споры вызывает множество дискуссий, ведь для них не совсем подходит установленный на общих основаниях срок в три года.

В некоторых случаях, срок исковой давности составляет именно эти три года, если речь идет о заключении небольшой сделки. В такой ситуации срок начинается исчисляться с момента заключения договора.

Но в земельном законодательстве есть и некоторые исключения, к примеру, если речь идет об устранении разнообразных препятствий, которые нарушают права собственника на пользование участком. В подобной ситуации срок исковой давности может быть приостановлен на установленный в законе срок.

Порядок, в котором проводится разрешение земельных споров

Каждый гражданин Российской Федерации имеет закрепленное в Конституции РФ право на обеспечение защиты своих прав и свобод. Суть требования заключается в том, что любые действия и бездействия государственных и муниципальных органов, государственных и должностных лиц, могут быть обжалованы в ходе проведения судебного заседания.

Порядок проведения всех необходимых процедур, направленных на защиту конституционных прав и свобод каждого гражданина, определяется в соответствии с подведомственностью, урегулированной процессуальным законодательством. Так, любое подобное нарушение между субъектами может быть рассмотрено путем обращения гражданина:

  • в арбитражный суд;
  • в мировой суд;
  • в третейский суд.

Процессуальные особенности земельных споров определены земельным и гражданским законодательствами. В отдельных случаях, установленных законодательством, решение земельных споров между субъектами может также проводиться и в административном порядке.

Такое решение может быть в дальнейшем оспорено путем обращения в суд. Порядок разрешения земельных споров установлен гражданско-процессуальным законодательством.

Порядок, по которому осуществляется рассмотрение земельных споров в суде

Процесс рассмотрения земельных споров в ходе судебного заседания следующий:

1. На первом этапе происходит обращение в суд для обеспечения защиты своих конституционных прав, то есть нарушенного земельного права. Обращение должно быть выражено в виде подачи искового заявления, содержащего в себе все обстоятельства нарушения.

В обязательном порядке исковое заявление должно содержать наименования сторон, их точные адреса проживания или нахождения, цену иска, обстоятельства, которые выступают в качестве обоснования требования, а также полный перечень всех прилагаемых к документу ходатайств.

В течение месяца после принятия искового заявления суд должен провести его рассмотрение.

2. На втором этапе после рассмотрения заявления происходит возбуждение дела о необходимости провести рассмотрение земельного спора в ходе судебного заседания. На данном этапе суд проверяет все представленные доказательства, а также вызывает и опрашивает обе стороны об известных обстоятельствах спора. Кроме того, суд имеет право при необходимости запросить дополнительные документы.

3. Следующий этап – вступительный, на котором происходит открытие судебного заседания и установление особого режима его проведения. Так, к примеру, в заседании имеют право принимать участие только лица, между которыми произошел спор. Прочие лица, находящиеся в зале, должны соблюдать тишину, в противном случае судья будет вынужден вынести определение о наложении на виновных санкции.

На данном же этапе осуществляется проверка явки всех сторон, а также прочих участников рассмотрения дела. Явившимся должны быть разъяснены их права и обязанности.

4. Далее стадия непосредственно самого судебного разбирательства. В ходе его проведения осуществляется доклад дела, заслушивание всех участников дела, начиная с истца и ответчика, проведение оценки всех представленных доказательств.

5. Заключительная стадия рассмотрения земельного спора в ходе судебного заседания – принятие решения. Оно в обязательном порядке должно быть обоснованным и законным. Кроме того, судья должен основываться только на представленных ему для рассмотрения доказательствах, а не на своих предположениях и предпочтениях. Проигравшей стороне придется уплатить судебные издержки истца.

Порядок рассмотрения земельных споров в третейском суде

Процессуальные особенности данных споров позволяют осуществить его передачу в третейский суд. В Гражданском кодексе России установлено, что для рассмотрения в третейский суд могут быть переданы дела по поводу любых споров, кроме отдельных споров, выделенных на уровне федерального законодательства.

Процессуальные особенности рассмотрения споров, связанных с землей, рассматривают передачу в третейский суд в качестве альтернативной формы защиты своих конституционных прав.

Согласно гражданскому праву решение, принятое третейским судом, не несет никаких юридических последствий.

Следовательно, любое решение, принятое данным судом, исполняется сторонами в добровольном порядке. Принудительное исполнение принятого решения находится за пределами компетенции третейского суда и возможно только после вынесения соответствующего решения мировым или арбитражным судом.

Отдельно стоит сказать, что обязанность по проведению государственной регистрации прав на недвижимость, всех совершаемых с ней действий, не может учитываться в качестве основания, препятствующего передаче дела о защите нарушенных земельных прав в третейский суд.

В отличие от решений мирового или арбитражного суда решение, принятое третейским судом, становится обязательным для исполнения только после прохождения им ряда процедур, среди которых получение соответствующего исполнительного листа. В ходе государственной проверки выявляется соответствие:

  • соблюдение установленных на федеральном уровне гарантий прав и свобод граждан;
  • соблюдение правил формирования состава суда;
  • соответствие принятого решения суда принципам российского законодательства.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector