В россии заработали новые принципы концессии в сфере жкх

В последнее время в жилищно-коммунальном хозяйстве всё больше внимания уделяется такой форме договора, как концессия.

Другими словами, взаимовыгодному сотрудничеству частных собственников и государственных структур.

Сущность концессии в ЖКХ

Такого рода соглашение представляет собой партнёрские отношения желающих инвестировать в государственные объекты, нуждающиеся в реконструкции. Что является основанием для передачи этой недвижимости в эксплуатацию частнику.

Тогда как инвестирующий принимает условие о больших капиталовложениях в создание или ремонт тех или иных объектов, с учётом получения в дальнейшем хорошего дохода.

Такое взаимодействие государства и собственника (сокращённое название ГЧП) считается самым подходящим для обновления и оздоровления жилищно-коммунального хозяйства с помощью инвесторов, ведь сами здания и оборудование полностью сохраняются за государством. То, что это сотрудничество отлично подходит для обеих сторон – вполне очевидно.

В основе партнёрских отношений лежит федеральный закон за номером 115, о порядке заключения таких соглашений, а также постановление правительства под номером 748. которым утверждена типовая форма уступки прав частнику.

Как правило, одной из сторон при передаче в эксплуатацию технических сооружений, используемых в водопроводном, канализационном или тепловом хозяйстве, всегда выступает региональная власть, представляющая интересы государства.

К сведению! Иностранцы не могут участвовать в сделке, партнёрство доступно только российским предпринимателям.

В жилищно-коммунальном хозяйстве подписание такого соглашения возможно только при наличии следующих параметров:

  • длительный срок договора;
  • чёткие акценты, определяющие основные цели и задачи подписанного соглашения сторон в отношении реконструкционных или строительных работ;
  • конкретика в определении вкладываемой инвестиционной суммы, сверх которой обязательства предпринимателя заканчиваются;
  • выполнение частником определённых требований, в том числе энергосбережение, качественное выполнение работ, гарантия надёжности;
  • порядок получения своих затрат подрядчиком, в случае, когда соглашение уже истекло, а деньги ещё недополучены.

Нельзя сказать о том, что сотрудничество частных собственников и государственных органов абсолютно прибыльно, известно и о многих недостатках.

Преимущественные стороны и недостатки концессии ЖКХ

Среди преимущественных сторон можно назвать:

  • открывающаяся перспектива реконструкции и модернизации жилищно-коммунальных зданий и сооружений без привлечения государственных денег;
  • период эксплуатации объектов предпринимателями ограничен конкретными сроками, тогда как сами имущественные комплексы как были государственными либо муниципальными, так и остаются;
  • такая форма уступки прав предусматривает сохранение за государством возможности наблюдения и контроля за хозяйственной деятельностью частника.

В России заработали новые принципы концессии в сфере ЖКХ

Если поближе познакомиться с существующей практикой, то такого рода форма не так уж и безоблачна:

  • разработка проектно-сметной документации, конкурсного пакета, ведение торгов, земельный кадастр и многое другое предусматривает определённую долю вложений из областных и муниципальных денег, минимальный объём которых составляет 20% от необходимых сумм;
  • непросто подобрать подходящего, достаточно состоятельного бизнесмена, который запросто потратит большие деньги на жилищно-коммунальную сферу, обычно заняться этим хотят предприниматели средней руки, а то и вовсе изменившие форму собственности муниципальные структуры, которые не имеют нужной суммы.

Чтобы соглашения в виде концессии работали, создан специальный фонд, содействующий реформам в жилищно-коммунальном хозяйстве. Участвуя в нём, предпринимателям предписано в первую очередь обратить внимание на небольшие города и сёла с числом проживающих не больше 250 тысяч человек.

При этом условия финансирования предполагают, что вложения инвестирующего должны быть не менее 20% от абсолютных затрат. Из фонда же средства могут быть получены в пределах трёхсот миллионов рублей.

В случае, когда бизнесмен нарушил установленные концессией сроки, не выполнил намеченное и остался должен перед фондом – проект не удался. Хотя чаще всего, в связи с упадочным состоянием ЖКХ, это и не является его виной.

Как заключить концессию в ЖКХ

После того, как частник, желающий инвестировать, подобрал подходящий объект типа котельной, алгоритм действий следующий:

  • подать заявку в местную администрацию;
  • исполнительный орган подготовит ПСД и проведёт конкурсные процедуры;
  • комиссия проанализирует документацию всех заявителей и выберет подходящего инвестора;
  • когда пакет документов подал только один претендент, он и будет заниматься инвестированием без всякого конкурса;
  • предпринимателя могут обязать откорректировать свои планы, но иногда этого не требуется.

Текст соглашения частника и государства состоит из нескольких пунктов:

  1. Описательная характеристика объекта уступки прав.
  2. О периоде, когда договор будет действителен.
  3. О величине сумм концессии , в каком виде она будет осуществляться и в какие сроки
  4. О величине сумм и их составляющих, идущих на реконструкционные или строительные мероприятия.
  5. При каких обстоятельствах договор расторгается до окончания намеченного срока.
  6. Каким образом будут разрешаться претензии сторон.
  7. Банковские гарантии.
  8. Данные о субъектах и их подписи.

Кроме того, предпринимателю в обязательном порядке передаются все документы на принимаемые им в эксплуатацию объекты.

Что иногда мешает передать объекты в концессию ЖКХ

Предметом уступки прав может стать любой объект ЖКХ (инженерные сети, электроподстанции, тепловые котельные), но при этом важно:

  • государственная собственность должна быть официальной;
  • в обязательном порядке оформляется уступка прав на объект.

Из-за этого часто бывают проблемы при подписании договоров, т.к. часть трасс до сих пор не имеет правоустанавливающей документации, а некоторые, даже имея полный пакет, не могут рассматриваться для инвестиций из-за скопившихся долгов.

Все необходимые шаги для снятие этих вопросов предпринимаются на уровне Правительства РФ.

По статистическим данным, за 2017 г. количество заключённых концессий в ЖКХ, имеющих успех, изрядно выросло.

Новые механизмы концессии в сфере ЖКХ начали работать в РФ

9 января 2017, 12:08

Официальный портал администрации Петербурга (gov.spb.ru)

Власти получили право передавать инвесторам объекты со значительной долей незарегистрированной и недостроенной недвижимости

Москва. 9 января. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Новые законодательные механизмы, облегчающие концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства, в частности, объектов теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения, вступили в силу в России с 1 января.

Согласно вступившим в силу поправкам в законодательство, органы государственной власти и местного самоуправления теперь могут передавать в концессию объекты ЖКХ со значительной долей незарегистрированного недвижимого имущества (незавершенного строительства), при условии предварительного раскрытия информации о своих планах.

«Донастройка законодательства поможет активизировать работу по привлечению инвестиций и позволит сделать работу концессий более эффективной», — считает заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис.

За девять месяцев 2016 года количество концессионных соглашений в ЖКХ на 17% превысило показатель всего 2015 года и почти в три раза значение 2014 года.

В ЖКХ заключено 1217 концессионных соглашений с объемом инвестиционных обязательств в 172 млрд рублей, что, по оценкам, составляет 34% ежегодных инвестиционных потребностей сектора.

В перспективе, по планам Минстроя, в концессию будет передана большая часть коммунальной инфраструктуры.

Концессии как форма партнерства государства и бизнеса доказали свою эффективность; в частности, в регионах, в которых работают концессии, снизились потери и аварийность в теплоснабжении и водоснабжении, свидетельствуют данные Минстроя.

По новым правилам, концедент (как правило, это орган государственной власти или местного самоуправления) не менее чем за три месяца до начала конкурса на право заключения концессионного соглашения должен раскрыть в общедоступном ресурсе — Федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (fedresurs.ru) — перечень предлагаемого к передаче в концессию незарегистрированного недвижимого имущества. Концессионер должен публиковать в реестре сообщение о завершении государственной регистрации и кадастрового учета имущества. В случае изменения или прекращения концессионного соглашения информацию об этом раскрывает концедент.

Вся эта информация вносится в реестр в электронном виде и в открытом доступе предоставляется для поиска заинтересованным лицам. «Федресурс 27 декабря 2016 года уже обновил функционал реестра, пользователям уже стали доступны новые типы сообщений о концессиях», — сказал «Интерфаксу» глава проекта Алексей Юхнин.

Вступивший в силу закон носит название «О внесении изменений в ФЗ «О концессионных соглашениях».

Заключение концессионного соглашения в сфере ЖКХ

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Как известно, с некоторых пор закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусматривает, что его подписывают не две стороны (концедент и концессионер), а три.

  В качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации. В случае неподписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключенным (ст. 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ).

Говоря о правах и обязанностях субъекта РФ — они, по сути, остались такими же, какими были раньше. Регулируй себе тарифы, утверждай инвестпрограммы, возмещай межтарифную разницу.

При этом закон о концессиях какого-либо участия субъекта РФ в проведении конкурса не предусматривает.  Однако конкурсная документация, прежде чем она станет конкурсной документацией, фактически согласовывается региональным органом тарифного регулирования. Который, как известно, является исполнительным органом власти субъекта.

Читайте также:  Путин потребовал снизить ставки по жилищным кредитам и ввести ипотечные каникулы

После проведения конкурса (как было в нашем случае) концессионное соглашение направляется губернатору. Губернатор отписывает документ в работу министерству ТЭК и ЖКХ. Планировалось, насколько мне известно, передать полномочия субъекта по подписанию концессий в указанное министерство, однако судьба этих инициатив туманна и неизвестна.

Министерство направляет в адрес поселения письмо с указанием выявленных недостатков и уверением о готовности вернуться к вопросу о подписании концессии после их устранения.

Недостатки устранимые, но требуют значительного времени. На права субъекта РФ содержимое концессионного соглашения  повлиять в принципе не может, т.к. его права и обязанности указаны в ст.

40 Закона о концессионных соглашениях.

Фактически, закон просто «впихнул» субъект РФ третьей стороной в соглашение,  никак не урегулировав вопросы его участия в конкурентных процедурах и порядок подписания впоследствии такого соглашения. Не конкретизированы случаи, когда субъект вправе отказаться от подписания, равно как и случаи, когда он подписать соглашение обязан.

Как известно, в сферах водоснабжения, теплоснабжения, сроки очень важны. Чем быстрее предприятие (пусть в большинстве случаев это какие-то мелкие «ручные» ООО, созданные, чтобы хоть как-то обслуживать сети небольших населенных пунктов) войдет в полноценную работу, тем быстрее оно получит все необходимые разрешения и документы. Включая тариф.

Получилась ситуация, когда третье лицо, имеющее к договору совершенно косвенное отношение, фактически может блокировать такой договор по своему усмотрению.

Пусть замечания есть, но они: устранимы, не влияют на права и интересы субъекта РФ как стороны концессионного соглашения.

Конкурс — публичная процедура, все было в открытом доступе, администрация региона могла ознакомиться с документацией и заявить о своих замечанияхвозражениях заблаговременно.

Ничто не мешало бы включить в концессионное соглашение условие о том, что для концедента и концессионера оно вступает в силу с момента его ими, а для субъекта РФ — с момента подписания субъектом РФ (к примеру, после устранения выявленных недостатков и замечаний).

Более того, это было бы выгодно и региону, т.к. предусмотренные законом обязанности у него возникнут лишь когда концессионное соглашение и его объект будут приведены в приемлемое для него состояние. Но закон такого не допускает. Недействительно — и точка.

Решение о заключении концессионного соглашения в отношении муниципального имущества принимается органом местного самоуправления (п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона о концессионных соглашениях). Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке. Могут быть обжалованы и результаты конкурса. Сделано этого не было.

Статьи 421, 422 ГК РФ гласят, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Ст. 445 ГК РФ также подсказывает нам, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Более того, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

https://www.youtube.com/watch?v=DBEqTEx5SJM\u0026t=352s

При этом юридические лица, как известно, свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом. Такая обязанность для субъекта Российской Федерации заключить концессионное соглашение предусмотрена Законом о концессионных соглашениях.

Какие-либо условия или критерии для подписания (отказа от подписания) для региона законодательство не содержит. При этом из ст. 46 Закона о концессионных соглашениях следует, что о подготовке и проведении конкурса региональные власти знают, т.к. согласовывают определенные параметры конкурсной документации. Отсюда, во взаимосвязи с предусмотренными ст.

40 Закона о концессиях правах и обязанностях региона, следует (по моему скромному мнению), что субъект РФ может влиять на заключение и исполнение концессионного соглашения в сфере водо-, теплоснабжения исключительно в части, касающейся тарифного регулирования, инвестиционной составляющей и прочего.

Каких-то иных механизмов влияния на заключение концессионного соглашения закон субъекту Российской Федерации не предоставил.

Логично, что субъект РФ, будучи (если можно так выразиться) ограниченным в правах и обязанностях участником концессионного соглашения, вправе выражать свои замечания и несогласие лишь относительно той части соглашения, которая касается непосредственно его прав и обязанностей. И контролировать его реализацию он может лишь в части, его касающейся.

На мой взгляд, данный пробел нуждается в устранении. Пока этого не сделано — у властей региона имеется неуправляемая возможность препятствовать эксплуатации (в условиях нынешнего состояния систем ЖКХ — хоть какого-нибудь) объектов водопровода и теплоснабжения.

Я не снимаю с муниципалитетов ответственность за низкое качество работы, но я призываю учесть и объем того наследия (отсутствие каких-либо документов на объекты водопроводного хозяйства, их состояние, вызванное в том числе и бесконечной чередой сменявшихся собственников и владельцев), которое им досталось.

Государство в очередной раз фактически устранилось от решения реальной проблемы, а заключавшиеся раньше с горем пополам концессионные соглашения «на местах» теперь просто подвисли и судьба стала неопределенной.

Как думаете, коллеги, возможно ли понуждение к заключению договора в данной ситуации на основании ст.ст. 421, 422, 445 ГК РФ? Фактически ведь законом не оговорены случаи, когда субъект РФ вправе отказаться от подписания концессионного соглашения.

Ему его направляют, о его условиях он знал, результаты торгов не оспаривал. Вправе ли он делать замечания в части, его не касающейся? Министерство, фактически, вообще на сегодня не уполномочено решать вопрос подписания концессионного соглашения, т.е.

надлежащее лицо в принципе уклонилось от его подписания. Или же я не прав?

Горе от концессии

Понятие «концессия» в жилищно-коммунальную сферу вошло сравнительно недавно — закон был принят в 2013 году. Однако активно об этом заговорили позже, в конце 2015-го, когда в Уфе прошел небезызвестный форум «ЖКХ меняется».

Именно тогда замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства России Андрей Чибис преподнес концессию как панацею от всех бед, коими страдает ЖКХ, и как единственную возможность вывести его на новый уровень.

Неэффективным муниципальным предприятиям, не способным поднять «коммуналку», жестко указали на дверь, а частному бизнесу сказали «добро пожаловать». Однако на деле все оказалось не так просто.

Переход с подвохом

Директор предприятия «Коммунальное хозяйство «Авдон» Уфимского района Михаил Карташов одним из первых в республике откликнулся на призыв переходить на концессию. И уже не раз об этом пожалел, ибо «современная» форма оказалась с подвохом. Впрочем, и избежать ее тоже было невозможно: по новому закону коммунальную инфраструктуру старше пяти лет можно передавать только в концессию.

— До 2008 года коммунальным хозяйством в Авдоне занимался МУП, — поясняет М. Карташов. — Затем было создано общество с ограниченной ответственностью.

Как малое предприятие, оно платило налоги по упрощенной системе — 15 процентов с базы доходов минус расходы. Когда же мы перешли на концессию, по коммунальным услугам пришлось платить НДС.

В итоге налоговая нагрузка возросла в три с половиной раза.

Напомним: речь идет не о промышленном гиганте, а о небольшом сельском предприятии, у которого каждая копейка на счету. Инженерные сети в селе изношенные и нуждаются в модернизации.

Но ведь именно для того, чтобы привести инфраструктуру в порядок, и была придумана концессия: у МУПа денег на реконструкцию нет, а частное предприятие способно в нее вложиться.

Источником же возврата инвестиций служит плата за коммунальные услуги.

https://www.youtube.com/watch?v=1KIsYzqnphI

Не единичный случай

Концессионное соглашение «Авдон» заключил на 25 лет, обязуясь вложить в теплосети села 35 млн рублей. Это, получается, больше миллиона в год. Однако откуда брать деньги, если расходы из-за налогов резко возросли? Особенно несправедливо это выглядит, если учесть, что предприятие по сути не изменилось: как было малым, так и осталось.

Читайте также:  Стоимость кв. метра в новостройках «старой» Москвы начинается от 79 тысяч рублей

— Сейчас мы работаем «по нулям», — сетует директор. — Повысить тарифы на коммунальные услуги не можем — они ограничены предельными индексами, да и платежеспособность населения оставляет желать много лучшего.

Государство, конечно, поддерживает, компенсируя часть выпадающих доходов, но ведь это не выход. Чтобы нормально развиваться, предприятие должно быть прибыльным. А у нас доходы после перехода на новую схему, наоборот, уменьшились.

Средства, что мы вкладываем в «коммуналку», вынуждены зарабатывать другими видами работ.

Проблема в том, что случай этот отнюдь не единичный: на концессию должны перейти все малые предприятия, работающие в коммунальном хозяйстве. И им тоже придется столкнуться с той же проблемой, с которой столкнулся «Авдон».

— С одной стороны, государство всячески поддерживает и поощряет малый бизнес, а с другой — не учитывает вот такие «мелочи», которые мешают ему работать, — отмечает М. Карташов.

Изменить кодекс

Директор, впрочем, не сидит на месте и пытается бороться с несправедливостью. Однако сделать это не так просто. Решение о том, чтобы не применять статью 174.

1 Налогового кодекса к концессионным соглашениям в ЖКХ, должно быть принято на федеральном уровне.

Это избавило бы бюджет от необходимости компенсировать «выпадающие доходы» малым предприятиям и активизировало бы привлечение инвестиций в инфраструктуру населенных пунктов, тем более что проблема ее обновления стоит остро.

— За помощью в решении вопроса я обратился в комитет Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, минфин России, а также в Курултай, который вправе выступить с законодательной инициативой, — поясняет директор предприятия. — Там обещали вопрос рассмотреть. Поддержку оказывают министерство ЖКХ республики, госкомитет по тарифам, а также депутат Госдумы от Башкирии Павел Качкаев, курирующий коммунальное хозяйство.

Между тем

Процентная ставка для концессионеров, занимающихся водо- и теплоснабжением населения городов и сел, будет субсидироваться начиная с 2017 года, заявил в ноябре министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства страны Михаил Мень на заседании президиума Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

«Будем субсидировать до пяти процентов, то есть концессионеры смогут кредитоваться под пять процентов, — уточнил чиновник. — Для этого у нас есть 5 млрд рублей в Фонде содействия реформированию ЖКХ. Средства сами по себе небольшие, прямыми субсидиями они не сработают на всю страну, не дадут должного эффекта, а субсидирование процентной ставки даст очень хороший эффект».

33 концессионных соглашения действуют в Хабаровском крае в сфере ЖКХ

В Хабаровском крае продолжается строительство и модернизация коммунальных объектов на условиях государственно-частного партнерства, в том числе через договоры концессии на имущество ЖКХ. Сейчас такие соглашения действуют в отношении 137 объектов отрасли.

Среди них – котельные, водопроводные сети, очистные сооружения, объекты обращения с твердыми коммунальными отходами. Всего в регионе на конец сентября действует 33 концессионных соглашения.

Общий объем капитальных вложений по ним – 2,8 млрд рублей, из которых 2,2 млрд рублей – средства инвесторов.

— Концессия является эффективной формой государственно-частного партнерства. Инвестор вкладывает средства в модернизацию объекта ЖКХ, ставит современное оборудование, внедряет новые технологии.

При этом он получает возможность эксплуатировать этот объект – оказывать коммунальные услуги и извлекать из этого прибыль.

Получается взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса, за счет которого происходит развитие коммунальной сферы и повышается качество предоставляемых услуг, — пояснили в краевом минЖКХ.

Наибольшее количество концессий заключено в Амурском, имени Лазо и Ульчском районах. Опыт этих муниципалитетов должен стимулировать переходить к государственно-частному партнерству и другие территории региона.

Так, в Солнечном районе сейчас готовятся конкурсы на передачу объектов теплосетевого хозяйства и канализации. Активно работают в этом направлении и в Хабаровском районе, где концессионеры могут получить местные котельные.

Завершается конкурс на объекты теплоснабжения в поселке Эльбан Амурского района, где на реконструкцию сетей и установку современных котлов направят 203 млн рублей.

Кроме того, после строительства ТЭЦ в Советской Гавани Дальневосточная генерирующая компания готова провести модернизацию оставшегося там отопительного комплекса, на что планирует потратить 225 млн рублей. Заключение концессионного соглашения уже на финальной стадии.

Самым крупным проектом в сфере концессий в этом году должно стать строительство мусоросортировочного комплекса под Хабаровском. Инвестор запланировал вложить в новое предприятие 1,4 млрд рублей и уже приступил к реализации бизнес-плана.

Завод позволит обрабатывать до 260 тысяч тонн твердых коммунальных отходов в год, из которых до 50% будет использоваться в качестве вторсырья. Крупнейший в регионе мусоросортировочный комбинат планируют построить за три года.

Он возьмет на себя переработку всего мусора, собираемого в Хабаровске.

Пресс-служба губернатора и правительства Хабаровского краяПри использовании материалов ссылка на сайт www.khabkrai.ru обязательна

Вэб и акционеры «альфы» создадут «мегаконцессионера» в сфере жкх :: бизнес :: рбк

Как будет работать новое СП

СП будет создано на базе холдинговой компании «Региональные объединенные системы водоканал» (ХК «РВК») с уставным капиталом 10 тыс. руб., которую три совладельца «Альфы» и Михальков учредили 27 января 2020 года (данные СПАРК).

Руководить новой компанией будет Михальков. «Мы готовились к этой сделке очень серьезно — несколько месяцев, в том числе обсуждали идеологию.

Для ВЭБа это ответственный шаг — решение доверить свое имя бизнесу, и это дорого стоит», — говорит источник, близкий к «Росводоканалу».

За три-четыре года ХК «РВК» может выйти в несколько регионов, объем кредитования составит 12–14 млрд руб. (помимо собственных средств концессионера), говорит источник, близкий к ВЭБу.

По его словам, компания планирует идти не только в крупные города, но и в средние населенные пункты в тех же регионах, однако будет участвовать в конкурсах на общих основаниях с другими претендентами на концессии. «Мы видим возможность ежегодно входить в два-три региона.

За три года мы должны создать на базе ХК «РВК» бизнес, обслуживающий 5 млн человек», — уточняет источник, близкий к «Росводоканалу». По его словам, это «базовый консервативный сценарий».

Де-факто на СП сосредоточится весь новый концессионный бизнес «Росводоканала». «Реализация стратегии [за три-четыре года] позволит практически удвоить бизнес компании», — замечает собеседник, близкий к ВЭБу.

«Росводоканал», который «Альфа-Групп» создала в 2003 году, работает в семи регионах (Архангельске, Барнауле, Воронеже, Краснодаре, Омске, Оренбурге и Тюмени) и обслуживает 5,5 млн человек, его тарифная выручка в 2019 году — 19,1 млрд руб. (прогноз на 2020 год — 23 млрд руб.).

Компания оценивает свою долю среди частных водоканалов в 23%, или более чем 5% российского рынка водоснабжения и водоотведения. Таким образом, совместная доля компании и СП может вырасти как минимум до 10%.

«Если станет ясно, что совместная работа приносит необходимые результаты, то и ВЭБ, и акционеры «Росводоканала», возможно, будут заинтересованы в том, чтобы объединить бизнесы — ХК «РВК» и УК «Росводоканал», — говорит источник, близкий к оператору. Источник, близкий к ВЭБу, не комментирует возможность вхождения в капитал «Росводоканала».

В перспективе партнеры планируют охватить рынок примерным объемом 20 млн человек (20%, весь рынок оценивается в 100 млн человек), но точные сроки реализации этого плана они не называют. Это СП сформирует компанию федерального масштаба, национального оператора ЖКХ, говорит источник, близкий к «Росводоканалу».

Шувалов еще летом 2019 года заявлял о планах госкорпорации начать проекты по чистой воде, очистным сооружениям, коммунальной инфраструктуре в 100 крупнейших городах страны, за исключением Москвы и Петербурга.

В рамках программы развития городской экономики ВЭБ вел переговоры с разными участниками рынка водоснабжения и водоотведения и остановился на партнерстве с акционерами «Росводоканала» как наиболее перспективном, говорит собеседник, близкий к ВЭБу. По его словам, госкорпорация не против, чтобы другие частные операторы присоединились к партнерству, но это «надо отдельно обсуждать».

Крупнейший частный оператор водоснабжения и водоотведения (по объему выручки) «Российские коммунальные системы» (РКС, подконтролен «Ренове» Виктора Вексельберга) также рассматривал возможность партнерства с ВЭБ.РФ, но «принял решение опираться на собственные ресурсы», сказал РБК его представитель Игорь Волобуев.

«Мы положительно оцениваем стремление коллег по отрасли расширять долю рынка, так как это способствует конкуренции в сфере водоснабжения. Реализуемость поставленных показателей и эффективность данной синергии покажет время», — добавил он. РКС работает в девяти регионах (в 11 городах) и обслуживает более 5 млн клиентов.

Его выручка в 2019 году превысила 26,9 млрд руб.

Зачем такое партнерство ВЭБу и акционерам «Росводоканала»

Читайте также:  Пансионаты для пожилых стали новой нишей для инвесторов

Совместное предприятие создается для достижения национальных целей, обозначенных в июльском указе президента Владимира Путина, и повышения уровня жизни людей, говорит источник, близкий к ВЭБу.

Деятельность СП будет сопряжена с реализацией нацпроектов «Экология», «Здравоохранение» и федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

«Госкорпорация будет действовать исходя из закона о госкорпорации и своего меморандума на принципе безубыточности», — добавляет источник. Но он не говорит, сколько ВЭБ на этом планирует заработать.

ВЭБ готов обеспечить финансирование всех проектов СП в том объеме, «насколько это будет необходимо», говорит близкий к нему источник. «Партнеры не видят проблем с привлечением ресурсов, ВЭБ заинтересован в финансировании проектов, при этом они будут вместе также привлекать средства и других банков, что уже происходит», — уточняет собеседник, близкий к «Росводоканалу».

Летом 2020 года оператор и «Сбер» также подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, в рамках которого стороны планируют реализовать проекты ГЧП, говорил вице-президент банка Михаил Чачин. Тогда же «Сбер» предоставил компании кредитную линию на 2 млрд руб.

на модернизацию городских систем и строительство новых объектов водоснабжения и водоотведения в Архангельске. С ВЭБом приоритет — партнерство для разработки и реализации концессий, финансирование вторично, а со «Сбером» — речь именно о финансировании, отмечает источник, близкий к «Росводоканалу».

Источник, близкий к «Сберу», подтвердил РБК, что сотрудничество с оператором продолжится.

Такое партнерство — это фактически альтернатива невозвратным бюджетным деньгам, которые регионы на системной основе просят у федеральных властей, говорит один из собеседников РБК.

Участники СП полагают, что при реализации правильной концессионной модели можно обойтись без мер господдержки либо они должны быть значительно меньше.

При этом убытки регионов из-за услуг водоснабжения с годами будут снижаться и, наоборот, они станут прибыльными, считает он.

Как будут решаться вопросы с выходом в новые регионы

Задача новых партнеров также создать компанию, которая облегчала бы приход оператора в новые регионы. «Росводоканал» привнесет в СП свои технологии, знания и компетенции, а ВЭБ — функцию института развития.

«Рынок водоснабжения и водоотведения зачастую консервативен, многие не хотят там видеть частных инвестиций.

Создаваемое СП позволит регионам комфортно взаимодействовать с оператором, в котором есть доля у государства: они будут уверены в сбалансированности подхода и социальной ответственности бизнеса», — говорит источник, близкий к ВЭБу.

«Росводоканал» не раз сталкивался со сложностями при выходе в новые регионы. Например, в 2010 году губернатор Калужской области Анатолий Артамонов заявил, что из-за деятельности компании ситуация с водоснабжением в Калуге начала ухудшаться, в 2012 году оператору пришлось продать «дочку» городу.

В 2016 году возник конфликт между «Росводоканалом» и правительством Тверской области, в результате которого компании также пришлось покинуть регион. В августе 2020 года «Росводоканал» предложил администрации Рязани передать в концессию систему водоснабжения и водоотведения на 49 лет, обещав инвестировать 49,3 млрд руб.

и удержать рост тарифов на уровне инфляции, но получил отказ. Это решение мэрии Рязани он оспаривает в суде.

«Партнерство с ВЭБом поможет формировать более конструктивный диалог с региональными властями, когда они сомневаются, будет ли концессия работать в интересах граждан», — надеется источник, близкий к «Росводоканалу». «Планируем как можно быстрее двигаться в регионы, помочь снять административные барьеры, которые существуют из-за косного отношения к частному бизнесу», — добавляет источник, близкий к ВЭБу.

Как «Альфа» пыталась решить проблему с регионами

В мае 2018 года Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и французский оператор коммунальных услуг группа Veolia заявили, что намерены на базе «Росводоканала» создать «национального лидера по оказанию коммунальных услуг в России и странах СНГ». Речь шла о покупке как минимум блокирующего пакета компании и об инвестициях в сотни миллионов долларов, выручка оператора должна была вырасти в 4,5 раза, до €1 млрд в год, на горизонте пяти—семи лет.

Один из совладельцев «Росводоканала», Герман Хан, тогда говорил РБК, что участие РФПИ является «достаточно важным и знаковым» с учетом «непростых аспектов», с которыми периодически сталкиваются на российском рынке компании, работающие в ЖКХ, имея в виду процедуру согласования концессионных соглашений и претензий региональных властей. Но сделка не состоялась, так как Veolia решила купить оператора целиком, а это не устроило его акционеров.

Помимо такого отношения региональных властей к бизнесу на заключение каждой концессии уходит 9–15 месяцев и более из-за особенностей российского законодательства.

«Роль ВЭБа состоит в том числе и в том, чтобы сделать этот процесс более гладким и быстрым через инструментарий государственно-частного партнерства. Совместно с Минстроем госкорпорация будет выходить с законодательными инициативами по усовершенствованию регуляторных режимов.

Цель — в рамках законодательных инициатив повысить требования к уровню концессионеров и прозрачность принимаемых решений», — отмечает собеседник РБК.

Простыми словами о концессии: что это такое, какие задачи решает в сфере ЖКХ? Изучаем условия соглашения

Концессия в сфере ЖКХ – это партнёрская форма взаимодействия между государством (муниципалитетом) и частными инвесторами с целью вовлечения части их активов в обустройство и оздоровление объектов социальной инфраструктуры и развитие комплекса отраслей экономики, обеспечивающих функционирование жилых строений, а также создающих безопасность, удобство и комфорт проживания и пребывания в них жильцов, являющихся потребителями комплекса услуг по обслуживанию жилья:

  • отопления;
  • канализации;
  • подачи света;
  • воды и газа;
  • вывоза мусора;
  • текущего ремонта зданий.

Отношения концессионера и концендента регулируются Федеральным Законом о концессионных соглашениях от 21.07.2005 № 115-ФЗ.

Указанный документ чётко регламентирует:

  1. процедуру составления;
  2. регулирование выполнения условий соглашения;
  3. условия, при которых являются возможным прекращение договорённостей концессии.

Проблемы начинаются с подготовки

Однако любое благое начинание, особенно таких масштабов, неизбежно сталкивается с рядом преград на пути его осуществления. В данном случае все начинается уже с законодательного регулирования.

Согласно действующему законодательству, подготовку концессионного проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и прочих необходимых документов, производить следует на условиях софинансирования, рассказывает руководитель Центра развития городского хозяйства НИУ-ВШЭ Павел Усатый.

Как поясняет эксперт, из регионального и местного бюджетов должно быть покрыто минимум 20% от общей суммы затрат.

Но, как правило, региональные бюджеты городов с численностью населения меньше миллиона жителей с трудом находят средства даже на простое поддержание действующей инфраструктуры и уж им точно не до расходов на подготовку документов для заключения концессионных соглашений.

Особенности таких договоренностей

Концессионное соглашение, решающее проблемы жилищно-коммунального хозяйства – это конкретная договорённость между владельцами частной компании и государственными Управляющими организациями (в том числе принадлежащими городу), согласно которой фирма, вкладывающая свои финансы принимает на себя обязательства по созданию (или же возобновлению, проведению реконструкции) определённого имущества (движимого или недвижимого), принадлежащего жилищно-эксплуатационным предприятиям, обеспечивающим работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов, занимающихся обустройством жилищного хозяйства, включая капитальный и текущий ремонт зданий, вопросами теплоснабжения, водоснабжения, обеспечения электроэнергией, ремонтом инженерных коммуникаций, а также благоустройством территорий, утилизацией мусора и уборкой (подробнее об обязанностях по содержанию и ремонту жилья читайте в нашей статье).

Концессионное соглашение содержит такие пункты:

  1. описание объекта заключения соглашения;
  2. срок действия договорённости;
  3. концессионную плату, включая размеры, периодичность и формы оплаты;
  4. плату концедента, включая размеры, структуру платежей на модернизацию, или строительство объекта ЖКХ и его эксплуатацию;
  5. условия, при которых может произойти досрочное расторжение;
  6. способы разрешения противоречий;
  7. банковские гарантии;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.
  • Компания-инвестор не может претендовать на право собственности по отношению имущества, однако может эксплуатировать объект договорённости и производить все необходимые виды работ, позволяющие получать прибыль.
  • Правоисполнитель, в свою очередь, обязан предоставить фирме права владения и пользования имуществом на указанные в соглашении сроки, чтобы компания, вкладывающая инвестиции, могла осуществлять деятельность, предусмотренную договорными обязательствами.
  • Напоминаем, что вы можете получить быструю бесплатную консультацию по телефону: 8 (800) 350-14-90 просто кликните для звонка

Концессионные соглашения: лицом к инвесторам

Предлагаем вниманию читателей обзор поправок, внесенных в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессиях) Федеральным законом от 02.07.2010 № 152-ФЗ.

Разработчики закона стремились повысить привлекательность концессионных соглашений для инвесторов. Посмотрим, удалось ли им это.

Отметим, что некоторые изменения в Законе № 115-ФЗ учитывают пожелания, высказанные ранее в статье «Концессионные соглашения: факторы успеха и причины провала» (№ 2, 2008, стр. 8).

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector