В россии может появиться госпрограмма энергоэффективности

В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

«Томскэнергосбыт» по энергосервисному контракту модернизировал систему уличного освещения на территории Могочинского сельского поселения, что позволит поселению сэкономить 750 тыс. кВт·ч электрической энергии.

Как сообщили НИА Томск в компании, специалисты «Томскэнергосбыта» установили более 300 светильников со светодиодными лампами, заменив неэффективные образцы на новые экономичные источники света.

При этом сеть уличного освещения была расширена, после модернизации территория села освещается полностью. Были смонтированы 9 шкафов учёта и управления с автоматическим регулированием включения и отключения светильников в зависимости от времени суток.

Также был осуществлён монтаж порядка 4 км дополнительных линий освещения.

Подробнее… В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

В настоящее время в Кировском районе Санкт-Петербурга заключено и реализуется 8 энергосервисных контрактов в образовательных учреждениях, направленных на модернизацию систем освещения.

В рамках энергосервисных контрактов осуществляется замена существующей системы освещения на энергосберегающую, вследствие чего обеспечиваются оптимальные условия нахождения сотрудников и подопечных в государственном учреждении, устраняются проблемы неравномерного освещения и мерцающего светового потока.

Подробнее… В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

17 июня 2021 года, состоялся третий семинар для субъектов РФ, который был организован и проведен Фондом содействия реформированию ЖКХ совместно с Немецким энергетическим агентством (dena) и Ассоциацией региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов на тему «Организация проведения мероприятий по энергосбережению в Федеративной Республике Германия и Российской Федерации».

В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственные за подготовку заявок на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ, региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов, органов местного самоуправления, лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, эксперты площадки Фонда ЖКХ «Энергоэффективность».

Подробнее… В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

В июне 2021 года Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга сообщила, что после проверки представленных деклараций в Невском районе, Инспекцией были присвоены классы энергоэффективности 6 многоквартирным домам.

Подробнее… В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

По заказу Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» в мае 2021 года ВЦИОМ совместно с IFORS провели онлайн-исследование среди жителей городов-миллионников.

Данные исследования показали, что большинство россиян готовы платить больше за энергоэффективное жилье.

Подробнее… В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

Комиссия контрольного управления Новосибирской области предписала городскому центру организации дорожного движения аннулировать торги на заключение контракта по энергосбережению и эффективности использования электроэнергии при эксплуатации объектов уличного освещения.

Закупка с начальной ценой 901 млн руб. была размещена в середине мая, подведение итогов планировалось в начале июля. Согласно документам закупки, срок действия энергосервисного контракта — семь лет, срок выполнения энергосберегающих мероприятий — 350 дней. Указано также, что гарантийный срок на светодиодные светильники должен составлять 50 тыс. часов.

Подробнее… В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

По результатам реализации Государственной программы Республики Беларусь «Энергосбережение» на 2016 – 2020 годы доля местных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в валовом потреблении ТЭР в среднем Могилевской области достигла 20,6 процента.

А в региональном разрезе, в зависимости от лесистости района, доля использования местных энергоресурсов достигает и более 60 процентов. Увеличение использования древесной биомассы наиболее актуально для организаций жилищно-коммунального хозяйства.

Так, Белыничским УКП «Жилкомхоз» за 2020 г. достигнут показатель 43,1% от потребленного котельно-печного топлива.

Сообщает Старший инспектор производственно-технического отдела Могилевского областного управления по надзору за рациональным использованием ТЭР Департамента по энергоэффективности Галина Мейсен.

Подробнее… В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

16 июня 2021 года на заседании правления государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ была одобрена заявка Липецкой области на получение финансовой поддержки за счет средств госкорпорации для проведения энергоэффективного капитального ремонта 7 многоквартирных домов, расположенных в городах Липецке и Ельце.

Согласно одобренной заявке Липецкая область получит из средств Фонда ЖКХ 4,58 млн. рублей. Общая стоимость работ по энергоэффективному капремонту в этих домах составляет 59,71 млн. рублей (размер финансовой поддержки Фонда ЖКХ – 7,68% от данной суммы).

Подробнее… В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

Профильное ведомство не поддержало введение обязательности повсеместного применении оборудования, стабилизирующего параметры электроэнергии.

Министерство строительства и ЖКХ России совместно с представителями электросетевого хозяйства обсудили вопрос о целесообразности включения требований о применении оборудования, стабилизирующего и оптимизирующего параметры электрической сети (оборудование), для зданий и сооружений различного назначения.

Подробнее… В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

«Взлет» цен на уголь, наблюдаемый в настоящее время на мировом рынке, вызван слабой конкуренцией и не оказывает существенного влияния на возможную корректировку среднесрочных и долгосрочных планов по переводу российских угольных ТЭС на газ, считают эксперты РЭУ имени Г.В. Плеханова.

Эксперты напоминают, что процесс перехода на газ российских угольных ТЭЦ, включая станции Дальнего Востока, осуществляется более 10 лет и связан с ужесточением требований по защите окружающей среды.

Подробнее…

Читаем проект нового Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики

Много амбиций, интеграция с другими ведомствами, больше ограничений и требований, новые финансовые механизмы. Кто из ФОИВ испугается и будет против? Посмотрим.

В России может появиться госпрограмма энергоэффективности

Мария СТЕПАНОВА,
директор Эксперт-бюро “ЭнергиаВита”

Комплексный план повышения энергоэффективности экономики России обновлен! Минэкономразвития направило его проект в ФОИВы, а мы имеем возможность его изучить, сравнить с предыдущими намерениями и распоряжениями и представить, что нас ждет.

Считаю, план смелый. Не столько по показателям, сколько по амбициям его таким согласовать. Да одна эта амбиция стоит того, чтобы отдали в Минэкономразвития функцию формирования госполитики энергоэффективности.

Правильно сделали.

Вот так и должен думать уполномоченный орган – интегрировать разные направления и инструменты госполитики, привлекать другие ведомства, сводить воедино, вшивать в разные документы и предлагать новые механизмы.

Если коротко – необычная для последних государственных документов интеграция различных направлений; новые финансовые инструменты; заметно больше требований и ограничений, чем в предыдущей версии.

Впечатление, что не побоялись вложить в правительственный документ многолетние рекомендации отраслевых сообществ и площадок, которые, мы уже привыкли, годами оставались уделом отраслевых экспертов и не были услышаны на уровне лиц, принимающих решения.

В чем-то мы были готовы заранее, из выступлений представителей Департамента энергоэффективности Минэкономразвития в СМИ, в чем-то удивились. Скорее, приятно удивились.

41 страница. 77 мероприятия в 13 разделах.

Основной показатель результативности – снижение энергоемкости ВВП за счет технологического фактора (к 2030 году на 20% по сравнению с 2017). В прошлой версии Комплексного плана (распоряжение №703-р) была цель 1,5% в год.

Указывается, что цель должна достигаться усилением государственной политики в сфере энергосбережения в секторах экономики с наибольшим объемом потребления энергии. Таковыми признаются 4 сектора:

  • электроэнергетика и теплоэнергетика,
  • обрабатывающая промышленность,
  • транспорт,
  • сектор зданий и ЖКХ.
  • В прошлой версии это были «предприятия промышленности, регулируемые организации, организации с государственным участием, организации бюджетной сферы, многоквартирные дома».
  • Повышение энергетической эффективности бюджетного сектора рассматривается в контексте снижения прямых расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, пусть это не самая большая доля расходов.
  • Что бросилось в глаза при первом прочтении.

Интеграция энергоэффективности в госполитику

Мы давно говорим, что энергоэффективность – макроэкономическая категория, которая характеризует любую экономическую систему и может быть как ее характеристикой, так и рычагом для изменения (как управляемой, так и управляющей), и точно не может выступать и рассматриваться изолированно. И в данном документе это полностью отражено, что возможно сделать именно и исключительно из позиции планового органа, каковым является Минэкономразвития России. Ни одно отраслевое ведомство такой план предложить бы не могло.

С какими направлениями и инструментами госполитики предложено интегрировать госполитику энергоэффективности:

  • Климат и Парижское соглашение – упоминаются как обоснование и в этом контексте приводятся ожидаемые результаты
  • Циклическая экономика – использование вторичных ресурсов, трейд-ин для транспорта.
  • Цифровизация – в части АИС по интеллектуальному учета и новых планов на ГИС Энергоэффективность.
  • ДПМ. В разделе «Энергоэффективная электроэнергетика» единственное мероприятие – это совершенствование порядка и критериев конкурентного отбора проектов модернизации тепловой генерации, направленное на стимулирование внедрения парогазовых технологий и развитие когенерации.
  • НДТ. Природоохранное законодательство и переход на технологическое нормирование на основе наилучших доступных технологий и через несколько лет остается нововведением для российской промышленности, которое до сих пор некоторые пытаются оспаривать. Потеря времени. Минэкономразвития в проекте Комплексного плана предлагает актуализировать справочники НДТ в части дополнения показателями энергоэффективности, в частности, обновить «горизонтальный» ИТС48 по энергоэффективности в части утилизации вторичных энергоресурсов с расчетом комплекса экономических и экологических эффектов.
  • Стандартизация (упоминаются и новые ГОСТ Р, и работа в рамках ЕАЭС, и ужесточение требований к проектированию).
  • Тарифы (формирование консолидированных фондов из тарифных надбавок как инструмент финансирования, сохранение неизменных тарифов на срок энергосервисного контракта для РСО, выступающих ЭСКО).
  • Налоги (дифференцированный налог на имущество в отношении  зданий бюджетных учреждений в зависимости от класса энергетической эффективности).
  • Урбанистика, назовем так несколько направлений, важных для развития современных городов. Здесь и транспорт, которому посвящен отдельный раздел из нескольких мероприятий, и строительство (ужесточение норм и регламентов, требований к зданиям, кнут и пряник – ограничения и создание рынка, капитализирующего усилия по повышению энергоэффективности).
  • Госзакупки (ужесточение требований)
  • И даже законодательство по конкуренции – с его помощью предложено давать государственные и муниципальные преференции для производства энергоэффективной продукции, ВИЭ и иной энергоэффективной деятельности.
Читайте также:  Информационная система ЖКХ готова к работе не во всех регионах

При условии отзывчивости и вовлеченности участвующих федеральных ведомств, план может обрасти и новыми блоками, потому что энергоэффективность сегодня должна и может быть встроена во все сферы деятельности.

Сектора влияния комплексного плана

Охвачены:

  • бюджетная сфера (100%-й учет, единые требования и функции регцентров, их финансирование из госпрограммы, требования к программам энергосбережения бюджетных учреждений, разработка типового набора энергосберегающих мероприятий и обеспечение их источниками финансирования, введение в бюджетных учреждениях энергоменежеров!), в части общественных зданий – капитализация энергоэффективности, запреты, программа строительства «нулевых» зданий
  • жилищный сектор, МКД (100%-й учет, повышенные требования, типовые мероприятия, рынок энергоэффективных зданий, обязательный энергоаудит при определении класса энергоэффективности для МКД при новом строительстве, отдельный подраздел по энергоэффективному капитальному ремонту, программа строительства «нулевых» домов)
  • электроэнергетика (в части ДПМ) и теплоэнергетика (приоритет когенерации вплоть до запрета строительства новых котельных в зоне эффективного теплоснабжения, льготное кредитование для перекладки сетей, стимулирование перехода на закрытые системы в городах 500k+)
  • промышленный сектор (НДТ, плата за превышение предельных значений показателей энергоэффективности промышленных технологий, утилизация тепла и использования вторичных энергоресурсов)
  • продукция и материалы (повышенные требования к стройматериалам и изоляции, к энергопотребляющим устройствам, к зданиям, к тепловой защите зданий)
  • транспорт (ограничение срока эксплуатации, механизмы трейд ин, комплексная программа модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях,

Финансирование энергоэффективных мероприятий

Предложены иногда нетривиальные источники финансирования.

Из традиционных.

Через госпрограмму (теперь энергоэффективность оформлена подпрограммой Д в госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика») предложено финансировать автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления энергетических ресурсов и воды, мероприятия по реализации типовых энергоэффективных проектов в государственных (муниципальных) учреждениях, а также, впервые за более чем 10 лет, финансировать деятельность региональных центров энергосбережения.

Не забыт энергосервис.

Ускорение оборачиваемости активов за счет факторинга (при условии заключения контрактов жизненного цикла), сокращение размера и срока финансового обеспечения при заключении энергосервисного контракта, компенсация убытков ЭСКО при необходимости приведения объекта в нормативной состояние, привод РСО в энергосервис (регуляторные соглашения и сохранение достигнутой экономии в тарифе).

Из менее ожидаемых источников финансирования – сильное решение открыть доступ энергоэффективным проектам к набирающему силу «зеленому» финансированию, объемы и рынки которого будут расти, а ставки должны быть весьма привлекательными, в т.ч. за рубежом.

Создавать консолидированные фонды (по сути, револьверные) софинансирования проектов, в т.ч. в регионах, в т.ч. за счет тарифных надбавок. Уже упоминавшиеся льготы по налогу на имущество на энергоэффективное жилье и общественные здания.

Государственное льготное кредитование приобретения энергоэффективного жилья у застройщиков, а также ИЖС. Поддержка субъектов МСП, реализующих мероприятия по энергосбережению.

Пропаганда энергоэффективности

Достаточно сказать три названия – «Почта России», «Мои документы» и портал госуслуг – именно через них предложено информировать население о необходимости и возможностях повышения энергоэффективности.

А еще рейтинг субъектов РФ по энергоэффективности))) Предлагаю сразу отдать АСИ, они справятся, субъекты бегом побегут повышать.

Учет

  1. Пора упомянуть намерение добиться 100-процентного учета потребления энергоресурсов и воды, не указано, в каких конкретно сферах – подразумеваем, во всех – это самый первый раздел плана.

  2. Кроме того, внедрение автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления в бюджетном секторе; разобраться с порядком оплаты за отопление с использованием приборов учета в МКД; снять ограничения по способам индивидуального учета тепла и обеспечить возможности индивидуального регулирования теплопотребления в МКД; развитие интеллектуального учета; ужесточение норм при проектировании и требований к УК.
  3. Отдельно стоит сказать о планах интеграции ГИС ЭЭ и системы ФГИС «Аршин» в части данных о наличии и состоянии приборов учета в бюджетных учреждениях.
  4. Кроме стимулирования и регулирования предлагается также ужесточить штрафы за несоблюдение требований по наличию приборов учета, а из этих сумм через консолидированные фонды финансировать новые установки ПУ.

Больше запретов и требований к энергоэффективности

Запретов и ограничений ощутимо больше, чем в предыдущем Комплексном плане (распоряжение 703-р).

  • Проектирование и строительство МКД без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления.
  • Проектирование вертикальной разводки инженерных систем отопления в МКД.
  • Строительство МКД без автоматизированного погодного регулирования теплопотребления.
  • Строительство новых котельных при наличии свободной тепловой мощности ТЭЦ в зоне эффективного теплоснабжения.
  • Формирование перечня товаров и технологий, имеющих низкую энергетическую эффективность и последующий запрет их к производству и обороту.

Не план, а пир духа. Жаль, таким мы его вряд ли еще увидим. Согласующие ФОИВы испугаются, поправят по делу и не очень, уйдут от ответственности, снизят планку. Но подход к снаряду отличный. Надо на всех уровнях учиться планировать дерзко, ставить цели ближе и круче. Именно такого и ждут от сводного планового органа.

Однако, даже оставив за скобками сложности межведомственных согласований, даже если этот проект был бы принят в таком виде, и этого мало. Надо еще, чтобы дали над ним поработать несколько лет.

А когда постоянно меняются команды и условия, страдают преемственность и последовательность, и мы каждый раз с новым замиранием дыхания встречаем новые планы, очаровываемся сначала и разочаровываемся потом.

Этот отличный, давайте лет пять его будем реализовывать без революций? Иногда кажется, это важнее, чем собственно самые позитивные планы – сделать его главным пунктом “дайте поработать”.

Открыть документ

Это официальная версия, ушедшая в ФОИВ и опубликованная на сайте Минэкономразвития.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» | Министерство энергетики

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики» со сроком реализации до 2024 года.

Целями государственной программы являются надежное, качественное и экономически обоснованное обеспечение потребностей внутреннего рынка в энергоносителях, энергии и сырье на принципах энергосбережения и энергоэффективности, а также выполнение обязательств по зарубежным контрактам.

Параметры государственной программы актуализированы в соответствии со стратегическими ориентирами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г.

№ 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г.

№ 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г. № 8028п-П13.

Структура государственной программы предусматривает реализацию 5 подпрограмм, имеющих отраслевую направленность, 44 целевых показателей (индикаторов) и 25 основных мероприятий, в том числе двух федеральных и одного ведомственного проекта, а именно:

  • Федеральный проект «Гарантированное обеспечение доступной электроэнергией»;
  • Федеральный проект «Гарантированное обеспечение транспорта нефти, нефтепродуктов, газа и газового конденсата»;
  • Ведомственный проект «Цифровая энергетика».

Для обеспечения опережающего социально-экономического развития приоритетных территорий, в том числе Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Калининградской области, Арктической зоны Российской Федерации, Республики Крым и г. Севастополя, в государственной программе выделены специальные разделы, включающие в себя цели и задачи, конкретные проекты, индикаторы и ключевые показатели на указанных территориях.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственная программа включает в себя:

  • Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя на компенсацию территориальным сетевым организациям, функционирующим в Республике Крым и г. Севастополе, выпадающих доходов, образованных вследствие установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня;
  • Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при развитии заправочной инфраструктуры компримированного природного газа;
  • Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при поддержке переоборудования существующей автомобильной техники, включая общественный транспорт и коммунальную технику, для использования природного газа в качестве топлива.
Читайте также:  4 балла из 10: россиян не устраивают дороги и парковки в стране

Ежегодно ход реализации государственной программы и предложения по ее корректировке проходит общественное и экспертное обсуждение на заседаниях Комитета Государственной Думы по энергетике, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, в рамках Общественного совета при Министерстве энергетики Российской Федерации.

Минэкономразвития России обновило план мероприятий по повышению энергоэффективности экономики | Министерство экономического развития Российской Федерации

Минэкономразвития направило на согласование в федеральные органы исполнительной власти проект обновленного комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России. Документ разрабатывался по поручению Правительства совместно с профильными федеральными и региональными органами исполнительной власти, экспертным и бизнес-сообществом.

В качестве мероприятий по развитию инструментов финансирования повышения энергоэффективности предлагается снять ограничения для развития энергосервисной деятельности, привлечение в энергосбережение «зеленых» инвестиций, льготное кредитование проектов по энергоэффективности, в том числе населения и субъектов МСП. Предлагается создать специализированный фонд, средства которого инвестировать в проекты по повышению энергоэффективности.

«Обновленный план направлен на повышение энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономики, которые потребляют свыше 80% всей энергии в стране: энергетика, промышленность, транспорт и жилищно-коммунальный сектор.

Технологическое обновление экономики с внедрением энергоэффективных технологий, по нашему мнению, должно стать ключевым драйвером для реализации накопленного потенциала энергосбережения», — сообщил заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов.

Реализация мероприятий обновленного комплексного плана позволит снизить энергоемкость ВВП только за счет технологического фактора на 20% к 2030 году относительно 2017 г. Общее же снижение энергоемкости ВВП составит до 35%. Экономия энергетических ресурсов составит свыше 140 млн тонн условного топлива, что эквивалентно сокращению выбросов парниковых газов в размере 280 млн тонн СО2.

  • Проект комплексного плана по повышению энергоэффективности является основным инструментом достижения климатических целей РФ по снижению выбросов парниковых газов и синхронизирован с проектом стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года, подготовленной Минэкономразвития и внесенной в Правительство в апреле 2020 года.
  • Проект комплексного плана включает шесть основных отраслевых блоков мероприятий: электро- и теплоэнергетика, промышленные технологии, энергоэффективные материалы, жилые и общественные здания, ЖКХ, транспорт, бюджетный сектор.
  • Достичь высоких показателей энергоэффективности в промышленности предлагается за счет введения обязательных требований по энергоэффективности при внедрении наилучших доступных технологий, расширять и совершенствовать требования к энергопотреблению бытовых электроприборов, ужесточать требования к энергоэффективности теплоизоляционных материалов и конструкций.

«Жилым и общественным зданиям как крупнейшему потребителю энергетических ресурсов в комплексном плане уделяется особое внимание. Современные аналоги существующих в стране зданий потребляют вдвое меньше энергии, а информация о классе энергоэффективности зданий давно стала мировой нормой», — отметил замминистра.

Повышение эффективности в жилищном секторе будет обеспечиваться путем проведения энергоэффективных капитальных ремонтов МКД.

Для этих целей предлагается увеличить финансирование Фонда содействия реформированию ЖКХ и вовлекать в энергоэффективный капремонт ресурсоснабжающие организации.

При новом строительстве предлагается запретить использование неэнергонеэффективных технических решений и оборудования с низкой энергоэффективностью. Стимулирование спроса на энергоэффективное жилье предлагается осуществлять за счет выдачи льготных ипотечных кредитов.

Комитет по энергетике рассмотрел предварительные результаты реализации Госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики»

6 марта на расширенном заседании Комитета Государственной Думы по энергетике под председательством Павла Завального состоялось обсуждение предварительных результатов хода реализации Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Как отметил председатель Комитета по энергетике П.Завальный, открывая заседание, «ежегодно будем «отсматривать», как выполняется эта программа и другие в рамках стратегического планирования», а также констатировал снижение показателей энергоэффективности на 20%, что в 2 раза ниже заявленных в отраслевой Стратегии.

С отчетом и объяснением причин снижения плановых показателей перед депутатами выступил директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго России Алексей Кулапин. По его словам, Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» была утверждена Постановлением Правительства РФ № 321 от 15 апреля 2014 г.

Её целью является: надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами; повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов; снижение антропогенного воздействия ТЭК комплекса на окружающую среду.

Задачи Госпрограммы: развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности; обеспечение потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом; развитие нефтегазовой и угольной отраслей для эффективного обеспечения углеводородным и угольным сырьем потребностей внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам; содействие инновационному развитию ТЭК.

Говоря о реализации федерального закона о стратегическом планировании и представляя статистические данные и многочисленные графики по реализации Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики, А.Кулапин с сожалением пояснил, что «ряд важных документов еще не принят, они находятся в стадии разработки».

Важным сейчас, по его словам, является соотношение бюджетных ассигнований и целей Госпрограммы, так как за последние три года финансирование Госпрограммы сократилось на 9%.

Например, не удалось достигнуть показателей планового уровня по добыче газа из‑за теплого осенне-зимнего периода и сокращения поставок на Украину, а также из‑за снижения инвестиционной активности.

Но, несмотря на это, Россия занимает второе место в мире по добыче газа, а отечественный ТЭК проводит все необходимые мероприятия социально-экономического характера, сохраняя кадры и развивая технологии.

Затем представитель Минэнерго подробно представил предварительные результаты за 2016 год ряда подпрограмм Госпрограммы, в частности, рассказал о совпадении показателей с целевыми индикаторами, говоря о потерях в сетях.

Упомянул подпрограмму модернизации энергосбережения в обеспечении инфраструктурных объектов на Дальнем Востоке, строительстве там четырех ТЭС (теплоэлектростанций).

Отметил конструктивную законодательную работу Госдумы и Правительства по введению рыночных механизмов в регулирование отрасли теплоснабжения.

Алексей Кулапин сообщил, что на 9% сократилось число аварий на электростанциях и на 4% в электросетях. Продолжается освоение нефтяных месторождений. Кроме того, за прошлый год произошел переход на топливо пятого поколения и выше.

По его словам, потенциал газовой отрасли также превышает потребности внутреннего и внешнего рынка.

Перечислив объемы строящихся газопроводы и перспективные проекты, резюмировал, что диверсификация потоков позволит Российской Федерации сохранить лидирующие позиции среди экспортеров газа.

Важным для достижения показателей энергоэффекритвности докладчик назвал и обеспечение безопасности, в частности, в угольной отрасли, и развитие ВИЭ.

Директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон согласился с большинством выводов Минэнерго, остановившись в своем выступлении на проблемах. Одной из них Я.

Мандрон назвал возможность появления «накопленной ошибки» из‑за различных систем мониторинга данных и методик государственных информационных систем, считая их в большой степени корпоративными.

Еще одной проблемой, требующей решения уже к июню 2017 года, он назвал необходимость переформатирования Госпрограммы по энергоэффективности с учетом экологии в соответствии с перечнем поручений Госсовета по экологии.

В свою очередь, выступили представители министерств-соисполнителей по Госпрограмме: заместитель директора Департамента госполитики в области техрегулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России Сергей Кораблев рассказал о разработке требований по классификатору энергоэффективности товаров, а представитель Минстроя России Александр Фадеев сообщил о большом количестве документов, подготовленных ведомством относительно требований к зданиям и сооружениям по энергоэффективности, рассказал о Приказе об установлении классов энергоэффективности для многоквартирных домов.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Валерий Богомолов проинформировал членов Комитета по энергетике о результатах проведенных в рамках парламентского контроля проверок, в результате которых был сделан вывод о несоответствии целей Госпрограммы Энергетической стратегии развития до 2020 года. По его словам, «цели не увязаны со Стратегией». Критике аудитора подверглись и недостатки в планировании Минэнерго, и низкий уровень расходов бюджета, в частности по ВИЭ, и неравномерное использование и выделение средств, а также динамика производительности труда и энерго-обеспеченность инфраструктурных объектов Дальнего Востока. Так, аудитор указал на задержку сроков на 1,5 – 2 года по четырем строящимся на Дальнем Востоке ТЭС. «Все у нас должно решаться взимоувязано», — подчеркнул аудитор.

Позицию Счетной палаты поддержал Павел Завальный и депутаты – члены Комитета по энергетике. По их убеждению, неквалифицированное планирование уже привело к избыткам электроэнергии на рынке, что приводит к перекладыванию расходов на потребителей. «Важно не потерять будущий год и перспективу, — заявил П.Завальный. – Законы должны быть отражением Стратегии и её направлений».

Государственная программа Ростовской области «Энергоэффективность и развитие промышленности и энергетики»

  • общий объем финансирования государственной программы составляет 454 890 961,9 тыс. рублей, в том числе:
  • в 2019 году – 49 258 145,9 тыс. рублей;
  • в 2020 году – 57 406 652,4 тыс. рублей;
  • в 2021 году – 47 274 115,6 тыс. рублей;
  • в 2022 году – 28 197 670,0 тыс. рублей;
  • в 2023 году – 29 614 988,2 тыс. рублей;
  • в 2024 году – 29 845 265,1 тыс. рублей;
  • в 2025 году – 31 687 320,7 тыс. рублей;
  • в 2026 году – 32 629 498,4 тыс. рублей;
  • в 2027 году – 33 816 433,9 тыс. рублей;
  • в 2028 году – 36 469 685,0 тыс. рублей;
  • в 2029 году – 38 244 016,8 тыс. рублей;
Читайте также:  5 кругов ада для тех, кто не платит коммуналку

в 2030 году – 40 447 169,9 тыс.

рублей.

  1. За счет средств областного бюджета –
  2. 2 696 170,2 тыс. рублей, в том числе:
  3. в 2019 году – 609 638,9 тыс. рублей;
  4. в 2020 году – 579 779,2 тыс. рублей;
  5. в 2021 году – 446 235,0 тыс. рублей;
  6. в 2022 году – 290 371,7 тыс. рублей;
  7. в 2023 году – 254 378,5 тыс. рублей;
  8. в 2024 году – 73 632,0 тыс. рублей;
  9. в 2025 году – 73 747,6 тыс. рублей;
  10. в 2026 году – 73 702,9 тыс. рублей;
  11. в 2027 году – 73 601,9 тыс. рублей;
  12. в 2028 году – 73 777,7 тыс. рублей;
  13. в 2029 году – 73 672,8 тыс. рублей;

в 2030 году – 73 632,0 тыс. рублей.

  • из них общий объем финансирования за счет безвозмездных поступлений в областной бюджет – 996 840,0 тыс. рублей, в том числе:
  • в 2020 году – 417 600,0 тыс. рублей;
  • в 2021 году – 250 560,0 тыс. рублей;
  • в 2022 году – 179 280,0 тыс. рублей;

в 2023 году – 149 400,0 тыс. рублей.

  1. в том числе по источникам финансирования:
  2. за счет средств федерального бюджета – 996 840,0 тыс. рублей, в том числе:
  3. в 2020 году – 417 600,0 тыс. рублей;
  4. в 2021 году – 250 560,0 тыс. рублей;
  5. в 2022 году – 179 280,0 тыс. рублей;

в 2023 году – 149 400,0 тыс. рублей.

  • За счет средств местного бюджета –
  • 236 438,6 тыс. рублей, в том числе:
  • в 2019 году – 117 193,3 тыс. рублей;
  • в 2020 году – 21 640,8 тыс. рублей;
  • в 2021 году – 23 875,6 тыс. рублей;
  • в 2022 году – 15 785,3 тыс. рублей;
  • в 2023 году – 11 016,7 тыс. рублей;
  • в 2024 году – 6 244,1 тыс. рублей;
  • в 2025 году – 6 141,1 тыс. рублей;
  • в 2026 году – 5 967,5 тыс. рублей;
  • в 2027 году – 7 231,0 тыс. рублей;
  • в 2028 году – 8 342,3 тыс. рублей;
  • в 2029 году – 6 714,0 тыс. рублей;

в 2030 году – 6 286,9 тыс. рублей.

  1. За счет внебюджетных средств – 451 958 353,1 тыс. рублей, в том числе:
  2. в 2019 году – 48 531 313,7 тыс. рублей;
  3. в 2020 году – 56 805 232,4 тыс. рублей;
  4. в 2021 году – 46 804 005,0 тыс. рублей;
  5. в 2022 году – 27 891 513,0 тыс. рублей;
  6. в 2023 году – 29 349 593,0 тыс. рублей;
  7. в 2024 году – 29 765 389,0 тыс. рублей;
  8. в 2025 году – 31 607 432,0 тыс. рублей;
  9. в 2026 году – 32 549 828,0 тыс. рублей;
  10. в 2027 году – 33 735 601,0 тыс. рублей;
  11. в 2028 году – 36 387 565,0 тыс. рублей;
  12. в 2029 году – 38 163 630,0 тыс. рублей;

в 2030 году – 40 367 251,0 тыс. рублей.

Объемы финансирования по мероприятиям государственной программы являются прогнозными и подлежат уточнению в соответствии с действующим законодательством

Энергоэффективности обновили цель и средства

Минэкономики направило на рассмотрение коллег по правительству обновленный план повышения энергоэффективности, представив новую цель снижения энергоемкости ВВП к 2030 году — 35% от уровня 2017 года за счет современных технологий в энергетике, на транспорте и в ЖКХ. Эксперты в целом приветствуют новый документ, отмечая, с одной стороны, медлительность властей в достижении целей, с другой — появление за это время более эффективных инструментов экономии и практических возможностей для их применения.

Обновленный план повышения энергоэффективности (есть у “Ъ”) — очередная попытка Минэкономики реанимировать тему в российском политическом и экономическом контексте.

Закон об энергоэффективности был принят еще в 2009 году и предписывал снижение энергоемкости российского ВВП на 40% к 2020 году, но с 2015 года бюджетная поддержка проектов энергоэффективности была свернута (см.

“Ъ” от 19 декабря 2014 года), а средства — перенаправлены на развитие футбольной инфраструктуры и поддержку моногородов.

К 2017 году власти признали, что цель, скорее всего, не будет достигнута, одновременно Минэкономики (получившее эти полномочия от Минэнерго) разработало первую версию нового плана. В декабре 2019 года Минэкономики признало, что «за прошедшие десять лет энергоемкость ВВП снизилась всего на 9%, а в последние четыре года она не снижается» (см. “Ъ” от 15 января).

Как пояснили “Ъ” в Минэкономики, новый план готовился с участием ведомств, регионов, а также бизнеса и экспертного сообщества и ориентирован в первую очередь на «повышение энергоэффективности наиболее энергоемких секторов экономики и бюджетного сектора».

План синхронизирован со стратегией долгосрочного низкоуглеродного развития и должен стать основным инструментом достижения климатических целей РФ по «базовому сценарию» (см. “Ъ” от 23 марта).

Новая цель для РФ в области снижения энергоемкости на 2030 год — порядка 35% снижения энергоемкости от уровня 2017 года в целом (или порядка 42% от уровня 2009 года), более половины эффекта (20%) должен обеспечить технологический фактор.

Получается, что цель 2009 года «переносят» на десять лет вперед, однако предлагаются более реальные механизмы ее достижения, говорят эксперты.

«Обновление экономики с внедрением энергоэффективных технологий, по нашему мнению, должно стать ключевым драйвером для реализации накопленного потенциала энергосбережения», — прокомментировал после выхода материала замминистра экономического развития Илья Торосов.

План включает шесть блоков мероприятий — в электроэнергетике, промышленности, энергоэффективных материалах, ЖКХ, теплоснабжении и на транспорте, отдельно выделена бюджетная сфера. «Нулевой» этап плана — введение 100-процентного приборного учета (в том числе с автоматическим сбором показаний).

Основным инструментом в энергетике названа «модернизация генерирующих объектов», в том числе внедрение высокоэффективных парогазовых технологий на электростанциях и содействие развитию когенерации.

План также предлагает дополнение справочников НДТ и регламентов ЕАЭС предельными показателями энергоэффективности, обновление требований к стройматериалам, капремонту и новому строительству многоквартирных домов, стимулирование спроса и предложения на рынке энергоэффективного жилья (сектор ЖКХ в РФ потребляет около 17% первичной энергии, при этом более половины многоквартирных домов энергетически неэффективны и лишь треть новых имеют высокие классы энергоэффективности), снижение потерь в тепловых сетях, обновление парка автобусов и грузовой техники. Наконец, план включает и ряд предложений по развитию зеленого финансирования — в том числе за счет инструментов энергосервиса, льготных кредитов, господдержки энергоэффективных товаров и технологий.

Эксперты отмечают, что в процессе работы над планом Минэкономики удалось сделать его более подробным и качественным, однако указывают на возможность сокращения ряда пунктов в процессе согласования с ведомствами, а также на забытое в процессе требование к банкам с госучастием подключиться к борьбе за экономию за счет стандартизации зеленых финансовых инструментов.

Ангелина Давыдова

Советник аппарата комитета Госдумы по энергетике Александр Фадеев (ранее курировал тему в Минстрое) характеризует новую версию плана как «более подробную и качественную», включающую привязку к конкретным результатам, новым целям и мировым трендам, не исключив, однако, что документ вызовет в Минстрое «желание убрать ряд пунктов». Старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников также не исключает, что есть риск «усыхания» плана при согласовании с ведомствами, в частности в вопросах экономической эффективности. Член профильной рабочей группы экспертного совета при Минэкономики Мария Степанова отмечает как положительные факторы «интеграцию с другими направлениями и инструментами госполитики — ДПМ, НДТ, тарифами», а также большее количество прямых запретов и требований, чем в прежней версии. «Очевиден отход от традиционной приоритизации «первым делом — бюджетный сектор и лампочки»»,— считает Юрий Мельников.

Директор Исследовательского центра энергетической политики в Европейском университете Максим Титов отмечает, что в плане «сделана попытка представить все направления, по которым повышение энергоэффективности необходимо», отмечая, однако, также «забытые» моменты — от требований к банкам с госучастием разработать стандартные финансовые продукты до развития общественного электротранспорта. «Также необходимо объяснить, почему предыдущая цель осталась невыполненной даже наполовину»,— считает эксперт.

Ангелина Давыдова

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *