В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

25 августа на Декабристов, 25 открывается новый творческий кластер «Четверть». Раньше в этом здании находились военные казармы и общежития, но последние два года пять этажей пустовали.

Теперь же сюда заселятся архитектурные и дизайнерские бюро, студия йоги и танцевальная школа, несколько кафе, парикмахерская и ещё много молодых проектов, которым нужна комфортная среда для развития потенциала и невысокая арендная ставка, чтобы поднять свой малый бизнес.

Непустое здание

После того, как военные съехали, здание выставили на торги.

Город продал пространство компании Ruric AB — она учреждена шведскими холдингами, инвестиционными компаниями и пенсионными фондами специально для работы с доходной недвижимостью в России, прежде всего в Петербурге.

У шведов есть серьёзный опыт реконструкции исторических зданий под бизнес-центры, например бывшего здания царского Министерства внутренних дел на Фонтанке и огромного строения на углу Мойки и улицы Глинки. Им также принадлежат 33 гектара земли в Стрельне и Апраксин двор.

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казармВ Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казармВ Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казармВ Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казармВ Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казармВ Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казармВ Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казармВ Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

Процесс перехода здания от города к инвестору занимает пять-семь лет: нужно подготовить все необходимые бумаги. Ruric решили, что не хотят видеть пространство на Декабристов, 25 пустующим в этот период: без человеческой энергии строения разрушаются куда быстрее.

Поэтому компания вышла к городу с вопросом о том, как использовать здание. Ответ нашёлся довольно скоро: низкая арендная ставка на три-четыре года для молодых творческих активностей могла бы привести к кластеризации, которой Петербургу сильно не хватает.

В итоге помещение на договорной основе сняла нынешний координатор проекта Ирина.

Кураторы

Сегодня у проекта есть пять кураторов — так называемая ответственная группа, которая занимается арт-дирекшеном, поиском и отбором арендаторов и даже самостоятельным ремонтом общих помещений. Например, чтобы расшевелить участников и создать общий настрой, ребята сами за три дня отремонтировали коридор первого этажа. Говорят, пример сработал.

Рома, Никита, Даша, Илья и Серёжа работают с кластером на волонтёрских началах, занимаясь всем одновременно — от взаимодействия с техническими службами, которые проводят электричество и восстанавливают туалеты, до отбора художественных проектов для большой выставки на четвёртом этаже.

Когда «Четверть» официально заработает, каждый из ребят возьмёт на себя определённое направление деятельности.

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

В здании пять этажей, несколько лестниц, а общая площадь помещений составляет 7 000 квадратных метров. Изначально планировалось заселить только один этаж, но первый же анонс в социальных сетях о возможности дешёвой аренды в центре города принёс 400 запросов за день. Стало понятно, что куда большему количеству творческих коллективов и инициатив нужно своё пространство.

За полтора месяца работы два с половиной этажа уже заселены под завязку. Осталось сдать ещё столько же. По признанию кураторской группы, после официального открытия проблем с этим не должно возникнуть. Арендная ставка здесь варьируется в зависимости от степени убитости помещения, наличия окон, а также вида стен — несущих или построенных военными.

В итоге квадратный метр стоит от 300 до 600 рублей в месяц.

Куратор проекта «Четверть» Мы дали объявление «ВКонтакте», предполагая заселить только первый этаж, в итоге посыпался шквал заявок и комментариев. Но мы выбираем проекты, которые будут жить в этих стенах, тщательно: здесь должно сформироваться комьюнити. Мы могли это здание целиком заселить репточками и музыкальными студиями, и было у нас больше 30 таких заявок, но мы решили этого не делать. Нам хочется разнообразия, чтобы проекты влияли на развитие человека и несли позитив. Мы отказывали парням, выделывающим шкуры животных, не слишком хорошим рекламным агентствам, пвсевдодизайн-студиям. Интернет-провайдеры тоже приходили. Отказ получили и отвратительные салоны красоты.

Ремонт своими руками

Здание на Декабристов, 25 затянуто жёлтыми лесами, и со стороны Мариинского театра кажется, что внутри нет ни души. На входе сидит дисциплинированный охранник, который строго спрашивает все явки и пароли, но после дорогой металлической двери начинается истинный хаос.

В заброшенных коридорах валяются остатки быта военных — здесь можно наткнуться и на советскую мебель, и на сломанный тренажёр. Где-то зияют дыры в полу, а электричество провели только на днях. Но на первых этажах под пятиметровыми сводами уже чувствуется жизнь: арендаторы делают ремонт, аккуратно циклюя сохранившийся паркет-ёлочку или крася стены в белый цвет.

Кто-то обходится своими силами, некоторые нанимают рабочих — всё зависит от финансов.

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

В огромном пустом дворе стоит здание котельной. Рядом, за бетонной стеной, уже сколотили веранду — здесь в сентябре должна заработать кофейня с воком, салатами и летней террасой.

Роман гордо сообщает, что совсем скоро этот забор покроют граффити берлинские художники. Если верить далеко идущим планам участников проекта, прямо здесь, во дворе, может появиться стоянка для туристических автобусов.

Иностранцы будут покупать всё то, что предлагают в местных шоу-румах и лавках ручных подарков. Но это пока проекты.

Отчётливее всего размах и неосвоенность этого места понимаешь на пятом этаже, где когда-то находились классы военной подготовки, комнаты хранения оружия и кабинеты стратегии.

От огромного коридора отходят многочисленные классы разных размеров, где на стенах до сих пор висят старые доски, плакаты вроде «Служить хотел — служи!» и редкие изображения героев боевиков из 90-х.

Разбросанная повсюду местная мебель — стулья, столы, шкафы и полки — предмет интереса разбирающихся арендаторов вроде архитектурных бюро и дизайн-студий, которые выходят на неосвоенные пока территории за ценными экспонатами для своих будущих офисов.

Весь ремонт арендаторы делают в своих помещениях сами. Тактика, которая отлично сработала когда-то в пространстве «Тайга», — сделай своё пространство таким, как ты хочешь, — скорее всего приживётся и здесь.

Менять можно всё что угодно: перекрашивать стены, стелить новый пол, реанимировать советскую мебель и даже надстраивать этажи — при сводах в пять метров иногда это необходимо.

Единственное, что нельзя, — сносить несущие стены.

Арендаторы и первые открытия

Основная масса проектов откроется здесь в сентябре, однако находятся и те арендаторы, кто уже сделал ремонт и готов работать. Небольшие презентации проходят чуть ли не каждую неделю — гости знакомятся со зданием, задумываются о переезде сюда и рассказывают о городском проекте с небывалой площадью друзьям. В общем, эффект сарафанного радио в действии.

Первыми, кто начал активно работать здесь, стала парикмахерская Hairfuckers на втором этаже кластера.

Владельцы барбершопа на Казанской, 7 Кирилл и Маша арендовали в «Четверти» три зала, быстро сделали ремонт, расставили мебель и уже принимают первых посетителей.

Один зал — для мастеров, второй всё ещё в процессе ремонта, а третий используется как фотостудия, где снимают стрижки, и место для вечеринок или кинопоказов.

Совладелец парикмахерской Hairfuckers Мы вкладываемся не настолько сильно, чтобы потом это потерять. Но нам интересно, и мы не то что не боимся рисков, а наоборот, работаем со всеми, кто здесь есть. Пока к нам ходят только свои, но нам бы и не хотелось стать обычным салоном. Мастера в Hairfuckers делятся на три вида: у ассистентов в целом можно подстричься за 500 рублей, у мастеров — за 1 500 рублей, и эти стрижки мы снимаем как законченные проекты. Такая интеграция всего. Своими соседями пока довольны: знаю, что справа какие-то акустические системы, а слева мыло варят.

Следующим на открытие претендует фреш-кафе Momo на первом этаже. В большом помещении со сводами деревянный серый пол, деревянная барная стойка, огромные окна с видом на Декабристов и приветливые хозяева.

Денис и Денис, один из которых раньше занимался кафе в «Тайге» и баром «Доброта», видят Momo как дискуссионную площадку, где можно поработать, потому что есть необходимая оргтехника, выпить фреш, съесть фруктовый салат или сэндвич.

По вечерам будут даже кинопоказы.

Совладелец Momo Хочется сделать что-то хорошее, потому что именно так может быть построен новый вид бизнеса. Люди приходят на энергию, мне кажется, в этом месте она потенциально возможна. Иными словами, всё должно притягивать людей, только так выживают абсолютно всё. Мы делаем вегетарианское кафе, дискуссионный клуб по искусству, возможно, скоро сможем обзавестись летней террасой, а также готовить начнём в другом помещении.

Жилые квартиры

«Четверть» вполне может стать государством в государстве, потому что здесь не только работают, но ещё и живут. В левом крыле основного здания практически три этажа квартир разного метража.

Всё это бывшие офицерские комнаты, где есть небольшие ванные, возможность оборудовать маленькую кухню и всё те же уникальные 4,5-метровые своды. Немного напоминает пионерский лагерь, где на дверях в общий коридор дети пишут «Здесь живут Толик и Вовик».

Но это только пока — как и во всём здании, в части квартир не прекращается ремонт. Так называемые студии с огромными окнами, паркетом-ёлочкой и остатками сантехники стоят от 20 до 25 тысяч рублей в месяц.

Изначально жилой корпус и корпус арендаторов существовали обособленно. Но подобное притянуло подобное, и на трёх этажах теперь живут в основном представители творческих профессий и им сочувствующие.

Соседи активно между собой общаются, знакомятся в группе «ВКонтакте» и помогают вновь прибывшим стройматериалами и инструментом. В общих коридорах появляются первые велосипеды.

Со всеми жителями кластера договор заключается на 11 месяцев, однако это не мешает некоторым по полной вкладываться в свои квартиры.

Декоратор, житель «Четверти» Я снёс стену между небольшим закутком и общей студией, теперь здесь совсем просторно. Строю добротный второй этаж — всё сам до миллиметра расчерчивал в автокаде. Здесь такие высокие потолки, что вполне можно это себе позволить. Здесь, видимо, раньше просто шли своды, а уже потом пространство поделили на эти квартиры — стены-то деревянные, как выяснилось. Даже решили одну из них оставить такой, какая она есть. Узнали о возможности заселиться от знакомых, так и сняли. Страшно, конечно, вкладываться так сильно на 11 месяцев, но всё-таки хочется сделать что-то своё, а менять всё так, как здесь, больше нигде нельзя.

График работы

Как будет работать пространство для посетителей, пока до конца неясно. Это решат на общем собрании всех участников проекта совсем скоро, а пока все называют время с 10:00 до 23:00. У здания на Декабристов нет соседей, которым можно было бы помешать, поэтому ночные мероприятия, например вечеринки и концерты, здесь тоже возможны по согласованию. Площадка для этого есть — на четвёртом этаже находится большой зал, где кураторы пока предполагают делать выставки и проводить лекции. 
Читайте также:  Закон о согласовании перепланировок внесен в правительство

Дмитрий Цыренщиков

История «Бертгольд Центра»

Пространство «Бертгольд Центр» на Гражданской улице работает уже больше года. Внутри восстановленного дореволюционного здания находятся кафе, бары, магазины, студии, а во дворе проводят фестивали и ресторанные дни.«Бертгольд Центр» придумал Роман Красильников.

Несколько лет назад созданное им пространство «Четверть» со скандалом выселяли из особняка в переулке Пирогова из-за конфликта с собственником.

В новом кластере, по словам Красильникова, этот опыт учли: пространство создавали вместе с владельцем здания, а к договорам и аренде теперь относятся намного серьезнее.

«Бумага» рассказывает, из чего складывается экономика креативного пространства, как «Бертгольд Центр» отбирает резидентов и почему аренда там стоит дороже рынка.

Креативный директор «Бертгольд Центра» Роман Красильников известен в Петербурге по нескольким кластерам. Он основал пространство «Четверть», которое сначала находилось на улице Декабристов, а затем рядом — в особняке в переулке Пирогова.

Кластер выселили в 2014 году после конфликта между командой креативного пространства и собственниками здания, которые решили прекратить сотрудничество с «Четвертью».

Собственники запирали двери особняка вместе со всем имуществом резидентов, а однажды во дворе пространства даже произошла драка.

Владельцы здания в переулке Пирогова позже судились с ООО «Четверть» и, как следует из материалов дела, пытались взыскать с организации и ее директора Дениса Дегтярева больше 2 млн рублей. При этом требования к Красильникову суд признал необоснованными. По словам Романа, это удалось доказать «в одно-два заседания».

В то время команда «Четверти», говорит Роман, тоже могла подать иск — например, чтобы возместить потраченные на ремонт средства. Но делать этого не стали: после закрытия кластера организаторы всё равно не стали бы возвращаться в здание, да и судебный процесс требовал расходов.

— Мы делали это [пространство] на суперэнтузиазме — не сказать, что у нас были какие-то серьезные заработки. На какой-нибудь работе можно было больше зарабатывать, чем там. Поэтому мы бы не потянули эти суды.

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

Летом 2014 года во дворе за Большим Казачьим переулком работало пространство Salon — следующий проект Красильникова. В гаражах и промышленных контейнерах располагались галереи и киоски с уличной едой.

Роман также работал и с пространством Contour на Кима, 6 — вместе с бывшим партнером по «Четверти» Денисом Дегтяревым, но быстро ушел из проекта: понял, что там нет «ни денег, ни договоров».

Сам Contour проработал на острове Декабристов несколько месяцев и под названием Contour Family переехал в здание Ленполиграфмаша на Аптекарском проспекте.

В 2016-м его оттуда выселили: собственники расторгли договор аренды с компанией, занимавшейся креативным пространством, но при этом дали возможность некоторым резидентам перезаключить договор напрямую.

на ремонт части здания, где находится «бертгольд центр», потратили Около 10 млн рублей

«Бертгольд Центр» находится на Гражданской улице, 13–15, недалеко от Сенной площади. Арка с улицы ведет во внутренний двор пространства: здесь стоят скамейки и столы летних террас, над ними протянуты гирлянды с цветными лампочками. По вечерам в выходные территория заполнена посетителями местных баров — «Юс Юса», Laboratorio Distilita и других.

В дальнем конце двора — высокая лестница. По ней можно подняться на крышу с видом на центр города. За углом — ближе к части здания, которую занимает отель «Гутенберг», — еще ведутся строительные работы.

После опыта «Четверти» Красильников решил, что создавать пространство изначально нужно вместе с собственником здания, чтобы не повторилась ситуация с выселением.

— Работать с субарендой очень ненадежно: тебя сначала могут использовать как рабочую силу, которая приведет в порядок здание, а потом выгонят. Условия договора аренды очень ненадежные. Конечно, есть способы этого избежать, но законодательство всё равно на стороне арендодателя, и если он не захочет, то ничего не получится.

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

В 2016-м Красильников нашел инвесторов, которые выкупили здание на Гражданской под будущее креативное пространство. По его словам, это родители его друга из Иркутска.

Когда те приехали в Петербург, он показал им другие креативные пространства города — «Этажи» и тогда еще работавшую «Тайгу». Инвесторы согласились на проект, здание на Гражданской было выбрано совместно.

Решающую роль, говорит Красильников, сыграло даже не расположение дома, а его цена (которую руководители проекта не озвучивают) и возможность организовать там креативный центр.

По плану, часть здания должна была отойти под отель, который собирался строить сам собственник, а другая — под креативный центр. «Он (центр — прим. «Бумаги»), по сути, очень хорошо дополняет отель. Гостям есть где попить, на что посмотреть и куда сходить. С такой концепцией мы начали делать проект совместно с собственником», — говорит Красильников.

из 6 тысяч кв. м ПОМЕЩЕНИй в «бертгольд центре» сданы все

В доме на Гражданской 1900–1901 года постройки в начале ХХ века находилось акционерное общество «Словолитня и производство медных линеек  Г. Бертгольд». Предприятие занималось установкой типографий и производством шрифтов и других типографских материалов. В начале 2018 года здание признали объектом культурного наследия регионального значения.

Как рассказывает Роман, дом изначально был в «кошмарном состоянии»: «Как будто там была война». Так как у особняка на Гражданской охранный статус, реконструкцию нужно было согласовывать с КГИОП. Например, необходимо было сохранить стены во дворе здания. «У нас задача привести здание к нормам нынешнего времени и в то же время сохранить какой-то его дух».

В ремонт той части здания, где находится креативное пространство, вложили, по примерным оценкам Красильникова, около 10 млн рублей.

Еще порядка 15 млн потратили уже сами резиденты, которые ремонтировали арендуемые помещения своими силами.

«Нам было бессмысленно делать ремонт [в помещениях под сдачу], всё равно арендатор будет его переделывать, особенно если речь идет о коммерции», — объясняет Красильников.

Затраты на ремонт резидентам возместили арендными каникулами: для небольших помещений — один месяц, для больших — два или три, в зависимости от сложности ремонта.

Хотя кластер открыт уже больше года, строительные работы продолжаются до сих пор. Например, недавно бар The DogWalk выстроил себе террасу на втором этаже, куда с улицы можно попасть по винтовой лестнице, а команда самого «Бертгольд Центра» в этом сезоне открыла крышу здания.

Первые резиденты начали заселяться в «Бертгольд Центр» летом 2016 года. К осени он был заполнен примерно на треть, а к марту 2017 года — окончательно.

Первый этаж «Бертгольд Центра» задуман как продолжение улицы. Здесь находится торгово-развлекательная зона с кафе, барами, книжным, магазинами одежды, а также двором, где проходят события. На втором этаже — студии, мастерские, офисы.

Из 6 тысяч кв. м помещений, говорит Красильников, сдано в эксплуатацию и арендовано 100 %, а в листе ожидания — еще около 250 заявок от потенциальных резидентов. «Если кто-то съедет, то мы сразу знаем, кого можно посадить на его место».

Собственник, по словам Красильникова, в курсе, какие проекты заезжают в центр, но лично отбором не занимается.

Сам креативный директор объясняет, что нет четкой пропорции, по которой распределяется, например, число баров и магазинов, но центр старались сделать разноплановым: «Важно понимать, что собираются сделать ребята, как это будет выглядеть, как работать, какой у них бэкграунд. Мы знаем, что они (нынешние резиденты — прим. „Бумаги“) сделают классно, и с удовольствием им сдаем».

Среди арендаторов, например, центр «Фотодепартамент», студия причесок «Покрас», кафе Oversize с полуторакилограммовыми треугольными пиццами. Некоторые резиденты — в том числе магазин одежды «Волчок» и магазин часов и аксессуаров Rediska — арендовали помещения еще в «Четверти».

После переулка Пирогова Rediska работала во дворе на Невском проспекте. Но, как рассказывает бывшая владелица магазина Татьяна Арабей (в феврале 2018 года основатели проекта продали его), посетителей туда приходилось «заманивать своими силами». В креативных же пространствах, замечает Татьяна, всегда есть поток людей, так что магазин решили вновь перенести в одно из них.

— Но все хорошие места в работающих пространствах, конечно, были заняты. Вот мы и решили посмотреть, что там задумал Роман. Конечно, это было рискованно. Но место на первом этаже, самая гуща событий нас соблазнили.

Rediska переехала в «Бертгольд» в августе 2016 года, когда центр только открывался. По словам Татьяны, в помещении делали всё с нуля.

«Там даже не было пола, потом и окна выбили [во время ремонта], а вставили через месяц. Мы работали с [окнами], заколоченными деревяшками».

Арабей говорит, что «Бертгольд» сильно отличается от «Четверти», и считает, что когда ремонт в пространстве завершится, «всё будет идеально».

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

— Здесь всё серьезно, всё по-взрослому. Много начальства, много документов, постоянный ремонт. «Четверть» была самодельная — просто тусовка. И директора [«Четверти»] — такие же ребята, как мы. Которые точно не знали, как и что делается, думали, что устные договоренности имеют какую-то силу. И что их только пугают, когда обещают выгнать.

Создатели «Бертгольд Центр» изначально задумывали его как событийную площадку.

Так, в пространстве проходят выставки, лекции, на крыше организуют занятия йогой, а во дворе — фестивали: например, Ресторанный день или «Веган фест».

«Это такая социальная нагрузка, которую мы на себя берем и которая формирует поток и делает нас более приятными, душевными и интересными для посетителей», — говорит Красильников.

средняя посещаемость «бертгольд центра» — около 1,5 тысяч человек в неделю

Основные доходы «Бертгольда» (точную сумму создатели проекта не озвучивают) приносит аренда. При этом Красильников говорит, что, если судить по затратам на ремонт, «креативная часть окупила себя — и не один раз».

Договоры с резидентами заключаются на разные сроки: это может быть и 11 месяцев, и 5 лет — в зависимости от того, насколько понятно, «выживет проект или нет». Аренда: 1,5–2 тысячи рублей за квадратный метр на первом этаже и от 1 тысячи — на втором. Это, по словам Красильникова, выше средней рыночной стоимости примерно на 30 %.

Читайте также:  Как выбрать и установить окна в деревянном доме?

— Специфика [креативных пространств] довольно сложная: надо понимать, что классно, а что — нет. Нельзя просто открыть здание функционального типа и сказать, что это креативный центр.

В креативном центре маркетинг и концепция выходят на первый план и становятся важнее самой недвижимости. У нас [у недвижимости] класс С, а мы сдаем по ставке как B, а то и B+.

Можно просто хлеб продавать, а можно открыть пекарню «Цех» или «Буше», где тот же хлеб дороже не из-за того, что мука лучше, а потому что там оформление, дизайн, работа с публикой.

При этом в «Бертгольде», рассказывает Красильников, жестко следят за оплатой: если в течение нескольких дней после дедлайна не рассчитываются, дверь в помещение могут просто закрыть. Правда, такое происходило только однажды.

Как считает создатель пространства «Тайга» Марк Калинин, подбор резидентов зависит в первую очередь от тематики проекта: «Конкретной формулы здесь нет: бывает очень успешная кофейня, а бывает невероятно крутой магазин, который создает трафик».

Калинин основал пространство «Тайга» в особняке на Дворцовой набережной в 2011 году. Проект просуществовал до 2017 года, пока его не выселили: владелец здания разорвал контракт, несмотря на договоренность о продлении. Калинин также открыл рабочее пространство «Практик» на 7-й Советской, а сейчас занимается коворкингом «КБ Футурист» на проспекте Медиков.

По словам Калинина, в креативных пространствах обычно сдаются помещения небольшой площади, поэтому резиденты могут позволить себе снять их даже по цене выше рыночной. Поэтому, предполагает Калинин, с точки зрения коммерческой выгоды креативные пространства сейчас не сильно уступают, например, бизнес-центрам или гостиницам.

Посещаемость «Бертгольд Центра» в среднем составляет 1–1,5 тысячи человек в неделю. В дни мероприятий она может достигать 5–6 тысяч за выходные. «Это не очень много, но плюс в том, что это целевой трафик. Люди идут именно сюда», — говорит Красильников.

При этом, по словам креативного директора, мероприятия составляют незначительную часть доходов «Бертгольд Центра». Например, художники или фотографы могут проводить здесь выставку бесплатно: они не платят за аренду и продвижение и к тому же получают 20 % выручки за билеты — остальное оставляет себе пространство.

По словам Калинина, события тоже могут приносить пространству доходы, сопоставимые с арендой. Однако это зависит от концепции кластера.

— Допустим, на таких больших площадках, как «Севкабель», конечно, общий бюджет формируют крупные мероприятия. А, например, в «Тайге» все мероприятия были бесплатные: мы проводили свои события, поддерживали молодых кураторов и, понятно, не брали с них деньги за аренду. Это скорее был такой драйвер проекта.

Особняк в переулке Пирогова, в котором когда-то находилась «Четверть», сейчас занимает пространство «Пальма». Здесь находится кафе на крыше Solaris lab, магазины, а главный зал сдают под разные события.

Управляющий пространства Дмитрий Гуревич считает, что мероприятия необходимо проводить в любом случае: «С одной только постоянной арендой будет мало отличий от бизнес-центра.

Гостей и резидентов надо развлекать».

Среди преимуществ «Бертгольд Центра» Гуревич называет большую площадь, собственный закрытый внутренний двор, подбор резидентов, а также удачную, хотя и «не самую топовую», локацию. Марк Калинин считает, что концепция «Бертгольд Центра» удачна тем, что креативная команда изначально работает с собственником.

— Если собственник отказывается вкладываться [в пространство], то и малый бизнес чувствует себя плохо: все себе арендовали по комнате, всё красиво сделали, а общая территория остается в разрухе. Поэтому собственник должен быть заинтересован в том, чтобы такой проект жил.

Это «Бертгольд Центр» – кластер в дореволюционном здании

24 сентября 2018

Роман Красильников известен в Петербурге неоднократными попытками приобщить горожан к креативным индустриям.

Первым его проектом был кластер «Четверть» на улице Декабристов, впоследствии обосновавшийся в особняке в переулке Пирогова.

В 2014 году разгорелся жуткий скандал между собственниками здания и владельцами кластера: доходило до запирания дверей, выбрасывания имущества кластера, драк, а впоследствии и судебных исков.

Иски были адресованы Красильникову и Денису Дегтярёву — соучредителям «Четверти». Сумма доходила до двух миллионов рублей, однако требования к Роману суд признал необоснованными. По его словам, кластер тоже мог бы подать в суд — например, чтобы взыскать деньги за проведённый в помещении ремонт, но делать этого не стал.

Роман Красильниковоснователь «Бертгольд Центра»

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

Летом 2014 года, после развала «Четверти», Красильников занимался пространством Salon, где в гаражах и промышленных контейнерах располагались киоски с едой и художественные галереи.

Затем вместе с Дегтярёвым работал над пространством Contour, но быстро покинул проект: по словам Романа, там не было «ни денег, ни договоров».

В итоге в 2016 с Contour произошло почти то же, что и с «Четвертью» — его выселили из здания Ленполиграфмаша.

«Бертгольд Центр» располагается на Гражданской улице, недалеко от Сенной площади. От взглядов прохожих пространство с барами, кофейнями, магазинами и отелем отделяет арка, через которую открывается вид на внутренний двор с гирляндами и летними верандами.

После истории с «Четвертью» и Contour Красильников решил, что связываться с субарендой помещений не будет — слишком дорого это в итоге обходится. И стал искать инвесторов.

Роман Красильниковоснователь «Бертгольд Центра»

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

Заинтересованными лицами в итоге оказались родители друга Романа из Иркутска. Он показал им подобные петербургские проекты — «Этажи» и работавшую на тот момент «Тайгу», и они загорелись. В 2016 инвесторы выкупили здание, часть которого запланировали отдать креативному пространству, а в другой части сделать отель.

Роман Красильниковоснователь «Бертгольд Центра»

Ремонт здания 1900-х годов постройки оказался непростым. На работы на уровне собственников было потрачено порядка 10 млн рублей (стоимость здания Красильников и инвесторы при этом не раскрывают), ещё около 15 млн вложили резиденты.

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казармВ Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

Роман Красильниковоснователь «Бертгольд Центра»

Эти затраты резидентам возместили арендными каникулами: дали бесплатный месяц пребывания небольшим помещениям и два или три — большим, в зависимости от сложности ремонта.

Осложнял процесс и тот факт, что особняк на Гражданской признан объектом культурного наследия регионального значения — всю реконструкцию приходилось координировать с властями. Само состояние здания, по словам Романа, было ужасным — «как будто там была война».

Первые резиденты заселились в «Бертгольд» летом 2016 года, а уже к марту 2017 все 6 тыс. квадратных метров площадей были заняты. Первый этаж — практически продолжение улицы — заняли книжный, бары, кафе и магазины, на втором расположились мастерские и студии.

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

Несмотря на полную занятость, в листе ожидания у Красильникова — порядка 250 проектов. Поэтому если кто-то хочет съехать, его тут же заменяют другим, исходя из специализации арендатора и особенностей помещения.

Роман Красильниковоснователь «Бертгольд Центра»

Некоторые арендаторы пришли в «Бертгольд» вслед за Красильниковым — магазины «Волчок» и Rediska Shop когда-то арендовали места ещё в «Четверти», потом пытались работать вне кластера, но поняли, что это не так удобно в плане посещаемости. Сейчас в неделю в «Бертгольд Центр» приходят 1.5 тысячи человек, в дни мероприятий — до 6 тысяч.

Роман Красильниковоснователь «Бертгольд Центра»

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

Сумму дохода создатели проекта не озвучивают, но, по словам Красильникова, «креативная часть окупила себя — и не один раз». Это и не удивительно: аренда в «Бертгольде» варьируется от 1.5 до 2 тысяч рублей за квадратный метр, что выше средней по рынку на 30%.

Роман Красильниковоснователь «Бертгольд Центра»

С проектами заключают договоры на сроки от 11 месяцев до пяти лет — в зависимости от того, как арендодатели оценивают его «выживаемость». И очень жёстко следят за оплатой: если арендатор не внёс необходимую сумму в течение нескольких дней после дедлайна, дверь в его помещение могут просто закрыть. Но, по словам Красильникова, такое происходило лишь один раз.  

Помимо пространства для аренды «Бертгольд» — это ещё и событийная площадка. Здесь проходят выставки, лекции и фестивали, некоторые из которых пускают в кластер без арендной платы. Красильников считает это «социальной нагрузкой», которая формирует поток и делает кластер более приятным для людей.

Егор Цветков, Дарья Пискарёва

В центре петербурга появятся еще два креативных пространства :: с.-петербург :: рбк

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

Предприниматель Александр Басалыгин ( BS Art Development Group)

BS Art Development Group весной 2021 года откроет в Петербурге два новых креативных пространства. Об этом РБК Петербург рассказал основатель компании Александр Басалыгин.

По его словам, одно из них появится на Васильевском острове (оно станет аналогом проекта «Голицын Лофт», который весной 2020 года был закрыт). Второе — откроется в Центральном районе города.

Инвестиции в оба проекта оцениваются в пределах 150 млн руб.

Руин-бары и мастерские

Первый проект займет комплекс зданий в Тучковом переулке площадью 30 тыс. кв. м. В креативном пространстве будут бары, рестораны, выставочные помещения и театр. «Проект на Васильевском острове будет духовным наследником «Голицын Лофта».

Мы сделаем акцент на руин-барах (небольших небрежных барах), крафтовых пивоварнях, различных кофейнях.

В этом пространстве — большие внутреннее дворы, благодаря которым будет чувствоваться атмосфера Петербурга», — рассказал РБК Петербург Александр Басалыгин.

Второй проект площадью 2 тыс. кв. м. появится на Тележной улице. Это здание будет разбито на небольшие помещения, которые будут сдаваться малому бизнесу под частные мастерские и ремесленные магазины.

По словам Басалыгина, инвестиции в оба проекта составят около 150 млн руб.

В комплексе зданий на Тучковом переулке будет проведён только косметический ремонт, в здании на Тележной улице будут проведены «полноценные работы» по приспособлению здания под креативное пространство — в частности, компания намерена отремонтировать фасад здания. Первые резиденты в обоих проектах появятся весной 2021 года.

Изголодавшаяся молодёжь

Оценивая потенциальную успешность проектов, эксперты в сфере коммерческой недвижимости разошлись во мнениях.

По мнению генерального директора Colliers International в Санкт-Петербурге Андрея Косарева, новые креативные пространства могут стать востребованными благодаря локациям, так как они сосредоточены в местах с большим потоком горожан и туристов.

«Также компания имеет значительный опыт управления подобными пространствами и площадками. Думаю, они смогут заполнить пространство резидентами, несмотря на большую площадь объекта на Васильевском острове, и успешно управлять и привлекать нужную аудиторию», — говорит эксперт.

Читайте также:  5 самых вредных строительных и отделочных материалов

По словам Косарева, компания выбрала удачное время для запуска таких проектов, так как у креативных пространств основной поток посетителей приходится на период с мая по сентябрь.

«Весной пандемия с высокой вероятностью должна пойти на спад.

Молодёжь, изголодавшаяся по тусовкам, общению, интересным пространствам, солнцу, теплому воздуху, вылезет из самоизоляции и первым делом пойдёт в новые интересные пространства», — считает он.

Страдающие арендаторы

Противоположной точки зрения придерживается куратор проекта «Севкабель Порт» Алексей Онацко. Он с осторожностью относится к проектам Александра Басалыгина, так как ни один из них не прожил достаточно долго. Идею возродить «Голицын Лофт» на Васильевском острове Онацко назвал неудачной.

«Я не считаю проект «Голицын Лофт» удачным в плане концепции, потому что он был стихийным. В помещениях не было сделано качественного ремонта, арендаторы были подобраны без разбора, из-за чего они же и страдали», — говорит эксперт, добавляя, что заявленных инвестиций недостаточно для ремонта площади 20 тыс. кв.

м. в Тучковом переулке.

Что касается второго проекта с частными мастерскими, то он, по мнению Онацко, может быть востребованным, так как запрос среди арендаторов на такой формат помещений в Петербурге высокий. «В городе много художественных вузов и много людей с творческими специальностями.

Сейчас практически во всех креативных пространствах часть помещений отдана под небольшие мастерские», — отмечает он.

По словам собеседника РБК Петербург, сейчас в Петербурге небольшие частные мастерские рассоложены в деловом центре «Обводный Двор», в зданиях завода «Красный треугольник» и завода им. Степана Разина.

Справка

BS Art Development Group — управляющая и инвестиционная компания в сфере недвижимости, основанная в Петербурге в 2010 году. Известным проектом компании было пространство «Голицын Лофт», которые закрылось весной 2020 года из-за недоговоренности с арендодателем.

Сейчас в управлении компании находятся проекты «Флигель», «Третий кластер», «Мультиплейс 17/26» и «Дом Культуры».

По данным информационной системы «СПАРК-Интерфакс», на Александра Басалыгина зарегистрировано несколько компаний, большинство из которых последние несколько лет несут убытки.

Кластер творческих индустрий планируют открыть в бывших казармах Новочеркасского полка в Петербурге

В Петербурге творческий кластер появится на месте дореволюционных казарм

На территории бывших казарм Новочеркасского пехотного полка в Санкт-Петербурге планируется создать креативно-деловое пространство стоимостью более 2 миллиардов рублей. Об этом сообщает девелоперская компания «3S Development».

В настоящее время на территории располагаются здания постройки XIX и XX веков.

Здесь с 1886 по 1917 год размещался Новочеркасский пехотный полк императора Александра III, а с 1970-х годов в построенных рядом с казармами объектах – Центральное конструкторское бюро машиностроения.

Весь комплекс зданий и участок в 2015 году приобрела компания «Тандем Истейт». На тот момент большинство объектов находились в заброшенном состоянии, в некоторых из них велась производственная деятельность.

Территория будущего креативного пространства ограничена Красногвардейской площадью, набережной реки Охта, улицей Помяловского и Новочеркасским проспектом.

Площадь участка составляет 6,5 гектара, площадь застройки после приспособления объектов под современное использование составит 80 тысяч квадратных метров.

«Все здания территории, представляющие историческую ценность, будут приспособлены под современное использование – получат обновленный вид с сохранением фасадов и других архитектурных решений», — говорится в сообщении.

Весной 2017 года планируется открытие первой очереди площадки – делового пространства для креативных индустрий (кластер творческих индустрий).

Инвестиции в первую очередь составят 600 миллионов рублей, площадь объектов – 30 тысяч квадратных метров.

Кроме офисных площадей, здесь планируется разместить шоу-румы, объекты стрит-ритейла, рестораны и кафе, центры образования, залы для деловых мероприятий, выставочные площадки.

Открытие второй очереди проекта (Культурно-досуговый центр) запланировано на 2018 год. Инвестиции во вторую очередь составят 1,5 миллиарда рублей, площадь объектов — 50 тысяч квадратных метров.

В Культурно-Досуговом центре откроются творческие студии и арт-школы, лектории, магазины независимых дизайнеров, салоны красоты и фитнес-клубы, отель, будут организованы пространства для спортивных и культурных мероприятий.

К настоящему времени на объекте проведена историко-культурная экспертиза. По ее итогам сформирован перечень предметов охраны культурного наследия. На площадке проведены инженерные изыскания и обследование зданий. Также получено разрешение на подготовительные противоаварийные работы, в процессе разработки и согласования находится проектная документация.

Источник: riarealty.ru

Казармы Новочеркасского полка превратят в креативно-деловой кластер

Как сообщает пресс-служба компании 3S Development, все здания территории, представляющие историческую ценность, будут приспособлены под современное использование и получат обновленный вид с сохранением фасадов и других архитектурных решений.

Территория будущего креативного пространства ограничена Красногвардейской площадью, набережной реки Охта, улицей Помяловского и Новочеркасским проспектом. Площадь участка составляет 6,5 гектара, площадь застройки после приспособления объектов под современное использование составит 80 тыс. кв. м.

В данный момент на территории располагаются здания постройки XIX и XX веков. Здесь с 1886 по 1917 год размещался Новочеркасский пехотный полк императора Александра III, а с 1970-х годов в построенных рядом с казармами объектах — Центральное конструкторское бюро машиностроения.

Весной 2017 года планируется открытие первой очереди площадки — делового пространства для креативных индустрий, представляющего собой комплекс из пяти объектов общей площадью 30 тыс. кв. м. Объем инвестиций в первую очередь составляют 600 млн рублей.

Помимо офисных пространств, здесь планируется разместить шоу-румы, объекты стрит-ритейла, рестораны и кафе, центры образования, залы для деловых мероприятий, организовать выставочные площадки и проводить ярмарки. Как ожидается, кластер творческих индустрий в основном будет загружен в дневное время рабочих дней.

Во вторую очередь проекта должен войти культурно-досуговый центр («хобби-центр») на 50 тыс. кв. м. Предполагается, что он расположится в зданиях ЦКБ машиностроения. Его открытие запланировано на 2018 год, инвестиции в проект второй очереди оцениваются в 1,5 млрд рублей.

По проекту, в культурно-досуговом центре откроются творческие студии и арт-школы, лектории, магазины независимых дизайнеров, салоны красоты и фитнес-клубы, отель, будут организованы пространства для спортивных и культурных мероприятий.

По словам Наталии Киреевой, руководителя отдела исследований рынка недвижимости компании Maris в ассоциации с CBRE, в Санкт-Петербурге по-прежнему существует потенциал для редевелопмента исторических зданий под офисные или другие нужды.

«При нехватке свободных площадей под застройку в центральной части города и прилегающих районах такие здания интересны девелоперам.

Офисные клерки занимают сейчас помещения бывших банков (Невский, 38), банных комплексов (Некрасова, 14), дореволюционных казарм (Конногвардейский, 4), советских домов культуры (Блохина,8) и др», — добавила Киреева.

Креативно-деловой квартал за 2 млрд руб. появится на месте казарм в Петербурге

26 апреля 2016, 15:41

Санкт-Петербург. 26 апреля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Компания 3S Development планирует создание креативного и делового пространства на территории бывших казарм Новочеркасского пехотного полка в Петербурге, сообщает пресс-служба компании.

Территория проекта ограничена Красногвардейской площадью, набережной реки Охта, улицей Помяловского и Новочеркасским проспектом. Площадь участка — 6,5 га, планируемая площадь застройки — 80 тыс. кв. м. Участок принадлежит компании «Тандем Истейт», которая выступает инвестором проекта.

Проект планируется реализовать в две очереди. Первая очередь предполагает создание делового пространства для креативных индустрий на бывших площадях зданий казарм. Комплекс будет состоять из пяти объектов общей площадью около 30 тыс. кв. м.

Объем инвестиций в первую очередь оценивается в 600 млн рублей.

Помимо офисных помещений, в комплексе планируется разместить шоу-румы, объекты стрит-ритейла, рестораны и кафе, центры образования, залы для деловых мероприятий, организовать выставочные площадки и места для проведения ярмарок.

Открытие первой очереди намечено на весну 2017 года. Вторая очередь проекта предполагает создание культурно-досугового центра (хобби-центра). Он будет располагаться в зданиях ЦКБ машиностроения.

В центре планируется сформировать творческие студии и арт-школы, лектории, магазины независимых дизайнеров, салоны красоты и фитнес-клубы и отель. Также планируется создание пространства для спортивных и культурных мероприятий.

Объем инвестиции во вторую очередь проекта оценивается в 1,5 млрд рублей, площадь центра составит около 50 тыс. кв. м, его открытие намечено на 2018 год.

В настоящее время на территории проекта располагаются здания постройки XIX и XX веков. С 1886 по 1917 год на участке размещался Новочеркасский пехотный полк императора Александра III, а с 1970-х годов в построенных рядом с казармами объектах — Центральное конструкторское бюро машиностроения.

Все здания, представляющие историческую ценность, планируется приспособить под современное использование. На объекте была проведена историко-культурная экспертиза, согласованная с комитетом по охране памятников.

По ее итогам был сформирован перечень предметов охраны культурного наследия, получено разрешение на подготовительные противоаварийные работы, в процессе разработки и согласования находится проектная документация.

Партнером проекта выступает управляющая компания Artplay.

Во второй половине XVII века на территории проекта располагались бастионы крепости Ниеншанц, которую предполагалось расширить из-за неудобного расположения на Охтинском мысе. В ходе Северной войны территория отошла к России, и на ней начали развиваться судостроительные верфи, открылся Пороховой завод, была создана Матросская слобода для рабочих предприятий.

В XIX веке Охтинская верфь получила статус Адмиралтейства и стала одним из центров судостроительной промышленности Петербурга. 145-й Новочеркасский пехотный полк был расквартирован на Малой Охте в 1878 году.

Изначально он располагался в переоборудованных помещениях бывшей ткацкой фабрики графа Евграфа Комаровского и в упраздненном военном поселении Охтинского порохового завода.

Новые казармы для полка были открыты в 1886 году, все здания были выполнены в краснокирпичном функциональном стиле, характерном для казарменного строительства последней трети XIX — начала XX веков. В 1895 году во дворе казарм был размещен бронзовый бюст императора Александра III, который был разрушен после революции 1917 года. В это же время был расформирован и 145-й Новочеркасский полк.

В начале 1970-х годов на территории были построены и открыты несколько корпусов для размещения Центрального конструкторского бюро Машиностроения. Комплекс бывших казарм также был преобразован под нужды ЦКБ.

3S Development — девелоперская компания, которая предоставляет услуги от подбора и оформления земельного участка до управления недвижимостью, включая привлечение инвесторов. В портфеле компании около 40 проектов общей площадью около 400 тыс. кв.

м в Петербурге и Ленинградской области.

ООО «Тандем Истейт», согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс», зарегистрировано в Москве и на 100% принадлежит Numisma Invest S.A.R.L (Люксембург). ООО «Группа три С» на 100% принадлежит гендиректору компании Евгению Чистякову.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector