В Петербурге судят похитителей средств на модернизацию городской системы ЖКХ

11 августа 2016, 17:13

Санкт-Петербург. 11 августа. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Ленинский районный суд Санкт-Петербурга приступил к рассмотрению дела о хищении крупной суммы бюджетных средств, выделенных на строительство и капремонт объектов тепло- и водоснабжения города.

Как сообщили «Интерфаксу» в суде, первое заседание по делу проходит в четверг. Дело рассматривает судья Евгений Никитин.

Согласно картотеке суда, на скамье подсудимых шесть человек: экс-директор государственного казенного учреждения «Управление заказчика Санкт-Петербурга» Константин Мосин, бывшие начальники двух отделов того же учреждения Анатолий Хютти и Леонид Шишов, бывшие руководители компании «Петроком» Алексей Муравьев и Сергей Жуковский, а также учредитель ООО «Руструбпром» Игорь Селиверстов.

В зависимости от роли каждого из них в совершении преступления они обвиняются в мошенничестве и злоупотреблении должностными полномочиями.

29 ноября 2012 года в МВД России сообщили, что правоохранительные органы пресекли противоправную деятельность организованной группы, участники которой подозреваются в хищениях денег из бюджета Санкт-Петербурга.

Было возбуждено уголовное дело о мошенничестве при распределении средств на строительство и капитальный ремонт объектов тепло- и водоснабжения города.

В рамках дела были допрошены около 10 чиновников, включая главу комитета по энергетике Петербурга Владислава Петрова, ушедшего позднее с должности.

Сумма похищенных средств составила порядка 3 млрд рублей.

По месту жительства и работы фигурантов дела было проведено более 30 обысков, вскрыты сейфовые ячейки в банках.

«Изъято около 25 млн рублей, 200 тыс. евро, $100 тыс., а также документация и электронные носители информации, имеющие значение для дела, изъяты свидетельства о собственности на квартиры в элитных районах Санкт-Петербурга, загородную недвижимость, земельные участки», — сообщали в МВД.

В ходе обыска в квартире В.Петрова были обнаружены и изъяты 18 млн рублей, $100 тыс. и 100 тыс. евро. 30 ноября его освободили от должности.

1 декабря этого же года Тверской суд Москвы санкционировал арест доставленных в Москву чиновников — бывшего гендиректора «Петрокома» А.Муравьева, учредителя ООО «Петроком» А.

Кадкина, директора государственного казенного учреждения «Управление заказчика Санкт-Петербурга» К.Мосина, а также замгендиректора «Петрокома» С.Жуковского.

Еще несколько задержанных были отпущены под подписку о невыезде.

В конце декабря 2012 года был задержан экс-глава комитета по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга О.Тришкин. Его взяли под стражу, было предъявлено обвинение в мошенничестве. О.Тришкин был этапирован в Москву. Через год он был отпущен под залог, а затем и освобожден от ответственности.

Капремонт домов по-питерски: кому он золотая жила, а кому — тяжкий крест

Генеральная прокуратуры и Счётная палаты РФ дважды за последние два с половиной года проверяла региональные фонды капремонта. Работа большинства из них названа провальной. Десятки миллиардов рублей проходят через руки чиновников и расходуются не по назначению. Почему так — выяснили «Новые Известия».

По данным надзорных ведомств, собираемость средств в среднем по стране составляет 92%. Ежегодно россияне перечисляют на капремонт до 150 млрд рублей. Однако только 67% от собранных за 2018 год средств были потрачены на завершение капремонта (это всего 3% многоквартирных домов, включенных в региональные программы).

Минстрой РФ согласился с выводами прокуратуры и СП, что выстроенная система ФКР требует кардинальной перестройки. По итогам проверок было возбуждено 62 уголовных дела.

Большинство из них закончились как обычно — кадровым перестановками и чисто символическими наказаниями.

Более того, по прошествии двух лет с момента «перестройки» количество изношенного и аварийного жилья в стране выросло, усовершенствовалась и схема вывода денег, собранных населением на капремонт.

— Если раньше фонды «незаметно» отщипывали из общей копилки на свои нужды, — то сейчас, например, в Питере схему отладили так, что она прямо вопит «Укради меня!» — поделилась с «НИ» ведущий эксперт по жилищной политике межрегионального Центра по борьбе с коррупцией Наталья Пшеничная. –Мы об говорили давно, но теперь и Контрольно-счетная палата Петербурга пришла к выводу, что региональный оператор ФКР из ремонтной организации превратился в сборщика податей и бесконтрольного распорядителя средств жителей.

Сенсационный отчет питерской КСП вышел несколько дней назад. Он охватывает три года жизни регионального оператора в условиях непрекращающейся борьбы с ветхим фондом.

Местная программа рассчитана до 2039 года и включает в себя более 22 тысяч зданий, построенных с 1728 по 2014 год. Значительна часть из них исторические здания, требующие ремонта особой сложности по высоким расценкам. .

Общая стоимость программы составляет более 700 млрд рублей.

Вопрос – где взять деньги? Если до 2012 года действовали различные схемы двойного или тройного софинансирования, когда львиная доля расходов ложилась на федеральный бюджет, то с принятием поправок в Жилищный кодекс почетное право ремонтировать свои дома присвоили жильцам, а свои обременительные обязанности по капремонту государство постепенно сводит к нулю. Причем, даже в таких сложных городах в плане капремонта как Петербург.

Депутат петербургского ЗакСобрания Алексей Ковалев уверен, что плохое состояние домов в Северной столице — головная боль не только и не столько петербуржцев.

«Виноваты в этом не граждане, которые нерадиво содержали свои дома. Еще в СССР эксплуатации зданий не уделяли должного внимания, и поэтому они пришли в такую негодность.

Возлагать на петербуржцев этот недоремонт, накопившийся десятилетиями, недопустимо»,— считает парламентарий.

Представители Смольного и регионального оператора отвергают этот тезис: «Жители должны считать своим имуществом не только квартиру, но и многоквартирный дом в целом. Им принадлежит все: кровля, подвалы, лифты, лепнина на потолке и старинный винтаж в парадном. И за это нужно платить».

Счетная палата в своем обзоре указывает, что Смольный нашел оригинальный ответ на вопрос «где взять деньги?» – «Для снижения бюджетной нагрузки повышаются взносы с населения, — говорится в отчете.

За два года они выросли в три раза, до 12 рублей за квадратный метр». И далеко не всегда, по мнению, аудиторов СП, рост экономически обоснован и справедлив по отношению к жителям.

Строго говоря, у питерской программы капремонта два финансовых источника — бюджетные субсидии и взносы горожан. Конечная цель чиновников — свести участие казны к минимуму. В 2018–2020 годах потребность ассигнований на капремонт, по данным жилищного комитета, составляла 32 миллиарда рублей.

План предусматривал постепенное снижение доли бюджета с 60 % до 23 %. За три года субсидии фонду должны были составить 13 миллиардов, остальные почти 19 миллиардов требовалось собрать с собственников.

И это получилось путем закручивания гаек со стороны Смольного и выкручиванием рук со стороны ФКР, который обложил неплательщиков дикими штрафами и судебными исками. В итоге, в 2019 году на капремонт Смольный направил 4,3 млрд рублей, а с жителей собрали 4,7 млрд рублей.

В 2020-м пропорция изменилась: из городской казны на ремонт домов пошло только 3 млрд, в то время как оброк с собственников составил уже 10 млрд рублей.

При этом на счете фонда постоянно хранятся собранные с собственников помещений деньги. К началу 2021 года сумма неизрасходованных средств достигла 5,2 миллиарда рублей.

В 2014–2019 годах, выяснила проверка во главе с аудитором Юрием Шутовым, фонд получил почти полмиллиарда рублей дохода в виде начисленных банком процентов за пользование деньгами. Из них на финансирование капремонта направили всего 40 миллионов — 8,2 %.

Остальные доходы распределялись на цели, не соответствующие жилищному законодательству. В 2018 году, например, из заработанных фондом денег руководство расписало себе и своим работникам 28 миллионов рублей в виде премий.

Дополнительным вознаграждениям в ФКР уделяли повышенное внимание, следует из отчета. За три года сотрудникам выплатили сверх зарплаты 220 миллионов рублей за достижение «ключевых показателей эффективности» при отсутствии критериев оценки этой самой эффективности.

Камертоном продуктивности для аудиторов стал предыдущий директор Денис Шабуров, проработавший с 2015 года до июня 2020-го.

За успехи — их оценивали вышестоящие жилкомитет и аппарат профильного вице-губернатора — руководителю выплачивали из горбюджета ежемесячное поощрение в размере 80 % от должностного оклада.

В последний год перед уходом Шабурову восемь раз это поощрение срезали – видимо, и до Смольного дошло, что Фонд не выполняет поставленные перед ним задачи, делает вывод КСП.

К тому же Фонд целиком живет за чужой счет. Имея в штате 450 человек, он потребляет из бюджета по 800 миллионов рублей в год на собственные нужды. Фонд квартирует в бизнес-центре на Тобольской улице.

Его арендуют тоже за бюджетные деньги — примерно 200 миллионов за три года, по шесть миллионов в месяц.

Сравнив цены на коммерческую недвижимость в городе, КСП пришла к выводу, что Фонд переплачивает по меньшей мере 30 %, при полном попустительстве Смольного как учредителя этой прожорливой конторы.

Зато в охоте за долгами фонд превзошел самого себя. В отчетной документации аудиторы нашли взаимоисключающие сведения по взносам горожан. Судя по одному отчету, организация в роли сборщика податей перевыполняет план. В другой отчетности указано, что долги за пару лет выросли вдвое и достигли 2,7 миллиарда.

Перевод стрелок на неплательщиков позволял фонду «выбивать» дополнительное финансирование на взыскательскую работу. Судя по официальным цифрам, в Петербурге крайне востребованы онлайн-консультации фондовского сall-центра. В год бюджет оплачивает 760 тысяч минут на разговоры с собственниками помещений. На самом деле, это автодозвон с уведомлением о долгах.

Минута такой услуги стоит пять с половиной рублей.

В 2019 году «Фонтанка» рассказала о судебной гиперактивности Фонда капремонта. Он массово подавал заявления на выдачу судебных приказов в адрес должников. Эффективность этой работы оказалась глубоко отрицательной. В 2018–2020 годах фонд потратил на оплату госпошлин и услуги юристов 40 миллионов рублей.

По решениям судов взысканы 8,7 % от вложенных денег — 3,5 миллиона. С бюджетной точки зрения лучше бы ФКР ничего не делал. Еще взыскательская работа включала печать и рассылку 334 тысяч претензий, оплату услуг платежных агентов — ГУП «ВЦКП» и «Петроэлектросбыта».

Деньги на эти расходы перебрасывались из средств, выделенных собственно на капремонт.

«Несмотря на значительный объем финансирования, программа капитального ремонта не дает реального результата», — делают вывод аудиторы КСП. И причина явно не в том, что у собственников помещений копятся долги.

Контрольно-счетная палата полагает, что фонд в отчетном периоде проверки за 2018, 2019 и девять месяцев 2020-го провел работы по капремонту при отсутствии экспертизы о достоверности сметной стоимости на общую сумму 5,9 миллиарда рублей.

Потери бюджета аудиторы оценивают в 2,7 миллиарда.

В реестре квалифицированных подрядных организаций, получивших право на участие в капремонте, состоят более 400 компаний, но конкуренции на электронных аукционах в абсолютном большинстве случаев нет. Доля договоров, заключаемых по максимальной цене с единственным участников аукциона, достигает 85 % в год.

В качестве маркера эффективности фонда КСП привела пример несуществующих домов. К концу 2017 года исключению из программы капремонта подлежали по меньшей мере десять объектов, в том числе снесенных. Эти же дома фигурировали в адресном перечне и в декабре 2020 года.

В ходе выборочной проверки КСП нашла на Рабфаковской и Запорожской улицах два подлежавших расселению дома, на ремонт которых фонд зачем-то потратил 38 миллионов рублей из взносов горожан и бюджетных субсидий.

С одним из этих зданий случился еще один казус: дом на Рабфаковской является студенческим общежитием и находятся в оперативном управлении СПбГУЭ, Росреестра, Росгвардии. Тем не менее, обитателям общаги начислены взносы в размере 844 тысяч рублей, правда, содрать со студентов удалось всего 7 тысяч.

Дому на Запорожской накануне расселения фонд отремонтировал крышу . По предположению горожан, «очень надо было заплатить кому-то из своих…»

В целом, по данным Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, региональный фонд капремонта за три года допустил 113 нарушений на сумму 1,3 млрд рублей

Эксперт межрегионального Центра по борьбе с коррупцией, кандидат юридических наук Наталья Пшеничная – «Новым Известиям»:

— Реакция Фонда на отчет КСП ожидаема и типична: «замечания рассмотрели, по каждому представили аргументированные возражения, продолжим процедуру взаимодействия».

Можно не сомневаться, что все останется по прежнему. Потому что сама система создания, организации и управления региональными фондами является порочной и противозаконной, и все ФКР работают не по закону, а по тем правилам, которые им предложены.

Как не было, так и нет вразумительных разъяснений, почему в квитанциях по ЖКХ теперь две строки – текущий и капитальный ремонт, практически совпадающие по суммам. Нет законодательного обоснования, почему принудительный взнос на капремонт, попадая на счета ФКР, согласно его уставу, называются ПОЖЕРТВОВАНИЕМ.

По законам РФ фонд — это НКО, цитирую: «…не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели». ФКР — добровольная некоммерческая организация? Но тогда объясните, почему неплательщиков преследуют судебные приставы, почему им назначаются гигантские штрафы и пени за просрочку, а у фондов нет договоров со своими «жертвователями». Но и это ещё не всё.

Поскольку фонд объявлен «негосударственным», то он, как и все НКО, не подпадает под действие закона о госзакупках.

Что это значит? Тендеры по выбору подрядных организаций регфонды проводят по собственным правилам, руководствуясь своими же внутренними инструкциями. Так что, как они ищут подрядчиков, какие откаты берут за выгодные объекты и непрозрачные сметы, никто не знает.

Очередность домов на капремонт в большинстве регионов тоже вещь весьма условная. Обследование жилого фонда практически нигде не проводилось, значит и нет четкого представления, какие дома остро нуждаются в ремонте, а каким на него еще копить да копить.

Руководителю фонда достаточно немного пошевелить пальцами, чтобы один дом включить в план ремонта немедленно, другой — позже, третий — еще позже, и соответственно, повлиять на конкурс подрядчиков. Государство как специально создавало этим конторам питательную среду для паразитического существования.

Но в общем-то наше ЖКХ всегда этим отличалось – неэффективностью управления, существованием за счет потребителей, текучкой кадров, неэффективностью управления из-за обилия в случайных людей в отрасли.

В начале 2000-х проблема перезрела, стали искать выход, запуск региональных программ капитального ремонта казался светом в конце тоннеля. Увы, это оказались те же грабли, только теперь на них наступают граждане России за свой счет.

Исходные параметры этого драматичного для населения процесса были озвучены в Думе: нуждается в капремонте свыше двух миллиардов квадратных метров жилой площади в стране, а миллиард— в немедленном ремонте.

Причем, никакого обследования домов на ветхость и аварийность не проводилось, все на глазок, или скорее наобум, чтобы ужаснуть страну масштабами бедствия и тем самым заставить собственников быть посговорчивее. Это удалось в отсутствие всякой законодательной базы и элементарной нормативной документации.

Документов нет, но при этом есть показатель, по сути, административно установленной дискриминации граждан: взносы на капитальный ремонт должны сдавать все собственники жилья, но в региональные программы капитального ремонта включено только 36,5% домов. А 63,5% домов, соответственно, не включены.

То есть жильцы «добровольно» платят за ремонт чужого имущества. Эту диспропорцию необходимо устранять.

Второе. Непрозрачность (и, как следствие, коррупциогенность) работы региональных фондов капитального ремонта. Плательщику невозможно узнать, сколько денег собрано за тот или иной период. К этому добавляется ситуация, связанная с завышением расходов на содержание и зарплаты фондов, включая их высокие зарплаты.

Часть вопросов была бы снята или вообще бы не возникла, если бы каждый дом имел свой накопительный счет и мог самостоятельно распоряжаться средствами на капремонт. Но на самом деле гражданам административно не дают переходить на спецсчета, чтобы не упускать управление их деньгами. Только 1% собственников по всей стране смог добиться контроля за своими средствами.

В Москве, например, в год собирается порядка 30 миллионов рублей на 6-этажный многоквартирный дом. Если бы жители делали ремонт сами, то он обошелся бы во много раз дешевле меньше и был бы во много раз качественней.

Сегодня же практика такая, что фонды подряжают на капремонт малоквалифицированных рабочих, которые не всегда получают от своих работодателей зарплату и могут только вредить дому своими действиями.

Жителей как заинтересованную сторону— инвестора и одновременно потребителя услуг капремонта— не приглашают обсудить состав, технологии работ, расценки, качество и количество стройматериалов, а ставят перед фактом исполнения огромных смет, в которых, кроме приписок объемов дорогостоящих ремонтных работ, еще закладываются по завышенным расценкам и строительные материалы, заменяемые к тому же на аналоги худшего качества. И все это вырастает в миллионы денег, освоенных региональными фондами.

За перереформироние реформы капремонта с 2016 года последовательно выступают практически все политические партии – КПРФ, Справедлиая Россия, Яблоко. По мнению одного из авторов предложений депутата Госдумы Сергея Обухова, пока в законодательстве в сфере капремонта существуют лазейки, сохранность средств фондов находится под угрозой. Перед выборами на этой теме поднимутся многие.

Главное, чтобы дошло до реальных мер — неэффективные и коррумпированные фонды капремонта были ликвидированы, заработная плата директоров была установлена на законодательном уровне, а принудительный оброк с населения отменен. Прогрессивным моментом стало бы всероссийское обсуждение результатов работы региональных фондов и их нормативного обеспечения.

Порядок в доме надо начинать с этого.

В петербурге раскрыт коррупционный сговор коммунальщиков

Массовый десант оперативников нагрянул по десяткам петербургских адресов — домашних и офисных. Все они проходят по одному уголовному делу. Коммунальщиков подозревают в сговоре ради сверхприбылей.

Работа сразу нескольких коммунальных предприятий в Петербурге с утра пошла не по плану. На двери табличка «закрыто по техническим причинам». На самом деле по криминальным. Еще в марте 2017 года операторы сотовой связи обратились с жалобой на действия компании, с которой их вынуждали заключать договор.

— Сама компания не предоставляет абсолютно никаких услуг. Это чисто посредническая фирма только для того, чтобы провайдер нес деньги сначала туда и там они распределялись между этой компанией и Жилкомсервисом, — говорит руководитель Санкт-Петербургской коллегии адвокатов Владислав Мещеряков.

По информации адвоката, 63 управляющие компании предоставили одной некой фирме данные провайдеров. Почувствовав себя монополистом, та начала взвинчивать цены на аренду чердаков для установки оборудования. Тем, кто пытался отказаться, давали понять в стиле 90-х, что без опеки работать не получится.

 — Вот это метод. Просто вандализм в отношении оператора, когда приходит эта компания почему-то вдруг начинается вандализм, — говорит исполнительный директор компании провайдера Андрей Лебедев.

В одном из домов развернулась одна из самых жестких коммуникационных битв: следы обрезанных проводов и выдранного оборудования до сих пор видны на стенах. Небольшой фирме требовалось несколько дней и сотни тысяч рублей на устранение последствий, а в это время жильцы сидели без интернета и телевизоров. Конец перебоям со связью положил визит полиции.

Больше всего вопросов у следователей к компании, которая находится на 4 этаже этого бизнес центра. Именно с ней — должны были заключать договоры операторы связи. Охрана, чтобы уберечь своего арендатора, идет на все. Даже на откровенную ложь.

— А их нету сегодня ребята, у них корпоратив.

У кого технические причины, а у кого — корпоратив. Но все фирмы, причастные к схеме, свою работу приостановили.

По данным СМИ, в городе работает 200 следователей, документация изымается как в Жилкомсервисах, где навязывали договор с фирмой-посредником, так и в квартирах руководителей сразу нескольких компаний, занятых в этой серой схеме. Человек, фамилией которого подписана одна из бумаг, уверяет он лишь следил за порядком.

— А как операторы вообще находятся на зданиях. Есть ли у них договора на электроснабжение? Есть ли у них протоколы? Есть ли у них ТУ от ТСЖ — вот такие согласования. Все это должно быть зафиксировано.

Вот видимо и решили бизнесмены взять на себя функции контролирующего органа. А за порядок — надо платить. Обесточить систему нелегального обогащения призвана спецоперация оперативников.

Ранее Пятый канал сообщал о том, что в Следственный комитет Петербурга доставлены десятки сотрудников жилконтор.

Миллиардные платежи петербуржцев за ЖКХ «вылетают в трубу»

Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ разобралась в хитросплетениях распределения денег, которые горожане ежемесячно оплачивают за коммунальные услуги.

Весомая часть этих платежей уходит на  обслуживание многомиллиардного долга перед поставщиками энергоресурсов, который не меняется с 2012 года.

На выполнение ремонтных работ, уборку парадных и территорий возле домов в интересах жителей Петербурга денег у управляющих компаний зачастую просто не остается.

Как сообщил НЕВСКИМ НОВОСТЯМэксперт ЗАКСа по вопросам ЖКХ Владислав Воронков, в прошлом году долг населения перед управляющими компаниями находился в пределах 17 млрд рублей, а долг этих компаний перед ресурсоснабжающими организациями составил 14 млрд рублей. Разрыв между этими показателями — 3 млрд рублей. Получается, что население должно коммунальщикам больше, чем сами коммунальщики должны монополистам.

«Откуда взялись эти лишние миллиарды? Ресурсники говорят, что они хорошо работают с должниками — управляющими компаниями и ТСЖ. Но ни одного уголовного дела об отмывании этих денежных средств мы не увидели.

Где же взяли деньги ресурсоснабжающие организации на закрытие долгов? Это деньги, которые жители заплатили за ремонт своих домов, за безопасность лифтового оборудования, за безопасность газовых сетей и ремонт парадных.

Именно эти деньги по решению суда РФ взыскиваются в рамках исполнительного производства, потому что монополисты считают, что долг перед ними архиважный на фоне всего остального», — заявляет эксперт в сфере ЖКХ.

По традиции, причиной роста долга перед ресурсниками принято считать неплатежи населения. Об этом говорят и сами управляющие компании.

«Задолженность у собственников жилых помещений  за услуги ЖКХ существенна. Большая часть – долг перед ресурсоснабжающими организациями, — сообщили в «Жилкомсервис 1 Невского района», — Несвоевременная оплата ЖКУ ставит под угрозу нормальное жизнеобеспечение населения и не позволяет проводить по плану многие ремонтные работы».

«В связи с отсутствием 100 % оплаты населением за услуги ЖКХ, управляющие организации не имеют возможности выполнять запланированные работы и услуги в полном объеме», — ответили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в пресс-службе администрации Центрального района.

Этот довод частично опровергают в Жилищном комитете.

Как сообщили НЕВСКИМ НОВОСТЯМ в Жилкоме, собираемость на  домах, где расчеты ведет ГУП «ВЦКП», выросла: в самый разгар пандемии, в апреле, она составила 86 %, а в октябре 105 %.

За 10 месяцев 2020 года фактический процент собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги, по данным ГУП ВЦКП, достиг 97 %, что соответствует показателю прошлого года.

Парадокса в ситуацию добавляют сами ресурсники: они не считают, что управляющие компании стали заложниками неплательщиков за услуги ЖКХ. Об этом, к примеру, заявили в ГУП Водоканал.

«Значительная часть поступления от жителей в адрес Водоканала происходит, минуя расчетные счета Управляющих компаний через городской расчетный центр ГУП ВЦКП. Снижения поступлений от расчетного центра мы не видим.

Тем самым, можно сделать вывод, что платежная дисциплина жителей сильно не изменилась.

Более того городские управляющие компании продолжают снижать объем своей задолженности перед Водоканалом, по частным управляющим компаниям продолжается прирост задолженности».

Однако, несмотря на повышенные сборы, долги абонентов продолжают расти, причем не только в частных организациях и ТСЖ, но и в управляющих компаниях с госучастием. Об этом НЕВСКИМ НОВОСТЯМ ранее сообщал пресс-секретарь Жилкома Николай Серый, говоря о сборах, которые идут через ГУП ВЦКП:

«Дебиторка (долги абонентов, — прим. ред.) — да, подросла. Но она так или иначе будет нарастать в связи с тем, что растут тарифы».

Неподвластная логика, по которой ресурсоснабжающие организации всегда стоят на первом месте при распределении денежных средств, собранных управляющими компаниями с жителей Петербурга, давно не вызывает вопросов у властей города.

Все привыкли к тому, что коммунальщиков заботит не безопасность зданий и газового оборудования, не чистота парадных и их санитарная обработка (которая напрямую влияет на здоровье и жизнь петербуржцев в период пандемии), а необходимость заплатить за воду и электричество.

С одной стороны, причина такого подхода понятна, ведь ТСЖ и управляющие компании у ресурсников «под колпаком»: им могут заблокировать расчетные счета или инициировать процедуру банкротства.

Но почему система защищает монополистов, а не простых жителей большого города — вопрос, достойный отдельного внимания.

Ранее НЕВСКИЕ НОВОСТИ сообщали об инициативе депутата ЗАКСа Андрея Анохина, который хочет кардинально решить проблему многомиллиардного долга петербуржцев за услуги ЖКХ, списав его значительную часть. 

Новости | Реформа ЖКХ

  • 19 мая 2021 года первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко провел «круглый стол» на тему «Проблемы модернизации коммунальной инфраструктуры».
  • В рамках мероприятия были рассмотрены вопросы осуществления модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Российской Федерации, в том числе деятельность Фонда содействия реформированию ЖКХ по реализации предусмотренной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2015 года №1451 программы государственной поддержки таких проектов, а также обсуждены возможные направления совершенствования существующего механизма поддержки модернизации систем коммунальной инфраструктуры в целях повышения эффективности его реализации.
  • В обсуждении приняли участие первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий, заместитель Министра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий, заместитель генерального директора государственной корпорации — Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк, а также представители профессионального сообщества, эксперты отрасли.

В своем выступлении первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко сообщил, что на сегодняшний день степень износа коммунальной инфраструктуры в целом по стране варьируется в пределах 60%. При этом ее значительная часть помимо высокого уровня изношенности уже давно не отвечает требованиям энергоэффективности и экологичности.

Андрей Шевченко напомнил, что Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в марте текущего года в ходе совещания с членами Правительства РФ проблема износа сетей была отмечена как требующая системных решений, связанных с своевременным проведением модернизации.

Он также подчеркнул, что в ряде регионов ситуация с состоянием коммунальной инфраструктуры вызывает обеспокоенность. Согласно данным единой межведомственной информационно-статистической системы в некоторых субъектах РФ общий уровень износа всей коммунальной инфраструктуры превышает 70%, а по отдельным ее видам — более 80%.

При этом практически во всех регионах наблюдается постоянный прирост изношенной инфраструктуры.

Чтобы переломить негативную ситуацию, по данным Министерства строительства и ЖКХ РФ, необходима ежегодная замена не менее 5% труб с высоким износом, а сейчас меняется лишь 2%. На замену либо модернизацию коммунальной инфраструктуры уже сейчас требуется не менее 4 трлн. рублей.

— С учетом того, что бюджеты большинства субъектов РФ, а также муниципальных образований носят дефицитный характер, они явно не смогут изыскать соответствующие финансовые ресурсы. В подавляющем большинстве денег у регионов хватает лишь на то, чтобы устранять последствия ежегодно происходящих аварий в коммунальных сетях, проложенных еще в советское время, — сказал Андрей Шевченко.

Кроме того, он отметил, что наибольшую продуктивность в решении обсуждаемой проблемы показала работа Фонда содействия реформированию ЖКХ, который с 2016 года реализует программу государственной поддержки проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры с привлечением средств из внебюджетных источников финансирования. Однако в текущем году средств на реализацию данной программы Фонду ЖКХ не выделено.

Заместитель Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Максим Егоров подробно рассказал о статистике аварийных ситуаций и инцидентов на объектах коммунальной инфраструктуры за прошедший отопительный период.

Всего было зафиксировано порядка 9,5 тыс. аварий, из них более 60% — на сетях водоснабжения и водоотведения, 20% — в системе теплоснабжения.

Данная статистика демонстрирует, что наибольший износ имеет коммунальная инфраструктура в сфере водоснабжения и водоотведения.

Кроме того, Максим Егоров подчеркнул, что в целом по стране средний показатель износа коммунальной инфраструктуры составляет 58%. Большое количество аварий связано с рядом факторов, в том числе с неправильной эксплуатацией оборудования, усугубленное его износом, а также повышенной нагрузкой на сети.

Еще одним важным фактором является фактическое отсутствие системы технического аудита сетей. Зачастую производится замена сетей большого диаметра, которые удобно менять. Но, как показывает практика, наибольшее количество аварий происходит на сетях меньшего диаметра.

Минстрой России сейчас проводит работу по данному направлению на примере объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.

Заместитель генерального директора государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ Ольга Сердюк сообщила, что прежде чем приступить к реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, госкорпорация накопила значительный опыт в сфере переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

— В первую очередь важно отметить, что неправильно возводить новые дома на устаревших коммунальных сетях.

Обеспечение населения коммунальными услугами необходимого качества, надежности и безопасности – вот основная задача, для которой в 2015 году было принято постановление Правительства РФ о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.

Также важно снизить вред, наносимый экологии, создать возможность для привлечения средств из внебюджетных источников финансирования, при этом избежав повышения тарифов за предоставляемые коммунальные услуги.

Поэтому когда мы совместно с субъектами РФ приступили к формированию проектов модернизации, особое внимание уделялось оценке целесообразности их выполнения. Всего с 2016 года Фондом ЖКХ одобрены заявки 40 регионов на реализацию 118 проектов. Общая стоимость работ составляет 32 млрд. рублей, из них 16,6 млрд.

рублей – средства Фонда ЖКХ. На всех объектах проводились техническое обследование, работа по оценке бюджетных последствий и влияния предусмотренных к выполнению работ на тарифы. Подводя итоги, можно отметить, что программа показала положительный эффект и была широко востребована, — подчеркнула Ольга Сердюк.

Также она отметила, что субъекты РФ продолжают работу по подготовке заявок на выполнение проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры. В настоящее время 36 регионов изъявили готовность реализовать 107 проектов на общую сумму 24 млрд. рублей.

В связи с этим Фонд ЖКХ направил обращения в адрес Правительства РФ и Минстроя России с предложением рассмотреть возможность продолжить действие данной программы и выделения денежных средств на увеличение имущественного взноса Фонда ЖКХ в размере 5 млрд. рублей ежегодно.

Кроме того, исходя из накопленного опыта за время реализации таких проектов, существует необходимость упрощения доступа регионов к поддержке госкорпорации путем установления возможности оказания Фондом ЖКХ такой поддержки в размере до 80% от стоимости проекта модернизации исходя из уровня бюджетной обеспеченности регионов, а также отмены верхнего лимита объема предоставляемой поддержки для одного субъекта РФ.

Заместитель генерального директора госкорпорации рассказала, что Фондом ЖКХ совместно с Минстроем России и Минфином России ведется работа над задачей, поставленной Заместителем Председателя Правительства РФ в части определения проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры, которые могут быть профинансированы из средств Фонда национального благосостояния России:

— Отрасль нуждается в длительных займах, они будут эффективно использованы в проектах модернизации.

Однако мы понимаем, что остаются проекты, финансирование которых должно осуществляться на безвозмездной основе ввиду невозможности увеличения платы граждан за коммунальные услуги.

Поэтому необходима широкая линейка инструментов государственной поддержки для модернизации систем коммунальной инфраструктуры. Данная тема имеет высокую актуальность. Надеюсь, что выводы, которые мы сегодня сделаем по итогу обсуждения, будут услышаны.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Владимир Городецкий в своем выступлении подчеркнул высокую эффективность реализации проектов модернизации систем коммунальной инфраструктуры с участием средств Фонда ЖКХ на примере Новосибирской области.

— В результате профессионального взаимодействия мы отработали идеальную модель сотрудничества Фонда ЖКХ и региональных органов власти по реализации этих проектов.

Были достигнуты все заявленные показатели – и по улучшению предоставляемых коммунальных услуг, и по экологии. Важнейший показатель – экономический эффект.

Мы добились безубыточности коммунальной инфраструктуры, — заявил Владимир Городецкий.

  1. Кроме того, он подчеркнул необходимость продления данной программы.
  2. Также в ходе «круглого стола» с докладами выступили министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов, министр строительства и инфраструктуры Челябинской области Юлий Элбакидзе, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер, исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елена Довлатова, представители Министерства финансов РФ, Счетной палаты Российской Федерации.
  3. Департамент внешних коммуникаций и связей с общественностью ГК ФСР ЖКХ

Не снижая темпа: Как Петербург продолжит развивать общественные пространства и систему ЖКХ

На уходящей неделе губернатор Петербурга Александр Беглов принял участие во встрече, которую президент России Владимир Путин провел с избранными 8 сентября главами регионов.

Прорывное развитие Петербурга отвечает национальным интересам России и горожан. На этой неделе в Кремле президент Владимир Путин встретился с губернаторами, избранными в единый день голосования. Среди участников встречи был и глава Петербурга Александр Беглов. Ключевые темы, касающиеся Северной столицы в репортаже корреспондента телеканала «Санкт-Петербург» Евгения Соловьева.

Встреча в Кремле — событие не рядовое, хотя бы в силу статуса ее участников. Но формат общения с главой государства сам собой получился полуофициальным. Избранных глав регионов Владимир Путин по сути напутствовал на старте их 5-летнего рабочего контракта с избирателями.

Президент подчеркнул, что у новых губернаторов достаточно опыта и жизненного, и профессионального, чтобы эффективно исполнить свой долг перед субъектами федерации и их жителями. Александр Беглов в свою очередь выразил уверенность, что при поддержке федерального центра Северная столица сделает решительный шаг вперед. 

«Сегодня реализуем 40 региональных проектов в рамках национальных проектов. Одна из больших поддержек — ликвидация дисбаланса между жилищной застройкой и социальной. По поручению президента были выделены средства. Мы за счет федеральных средств выкупаем сегодня 15 детских садов, 3 школы, 16 офисов для врачей общей практики».

Губернатор Петербурга напомнил и о проекте создания арт-парка на набережной Малой Невки, который также поддержал Владимир Путин.

По словам главы города, такие масштабные общественные пространства в историческом центре не строили несколько десятков лет.

Кроме того, в беседе с журналистами Александр Беглов заявил, что введение с 1 октября электронных виз для граждан 53-х стран позволит увеличить турпоток в Петербурге до 12 миллионов человек в год. 

Вместе с тем Александр Беглов привез в Москву законодательную инициативу, которая позволит Петербургу безболезненно выполнить требования федерального закона о переводе теплосетей на закрытые схемы.

Делать это планируется в обязательном порядке по всей стране и не позднее 2022 года. Но есть ряд проблем. Во-первых, модернизация ударит по карману жителей.

Во-вторых, ремонтные бригады тепловиков в прямом смысле зайдут в каждый дом.

«В каждом доме половина квартиросъемщиков категорически возражает, потому что надо ломать перекрытия, пол вскрывать, где-то можно повредить стены и так далее».

Переход на закрытую схему обоснован намерениями благими. Речь о том, чтобы горячая вода поступала в краны и батареи из разных источников. При существующей открытой схеме она пригодна для отопления, но мыть такой же водой посуду или мыться самим, мягко говоря, не всегда приятно.

Александр Беглов настаивает — у Петербурга ситуация не похожая на другие регионы. У нас в большинстве домов даже в батареях вода питьевого качества. И поголовный переход на новые схемы не нужен.

Это можно сделать избирательно и сэкономить для городского бюджета порядка 75 милиардов рублей. Эти деньги Петербург мог бы потратить, например, на обновление теплосетей.

Законодательная инициатива Александра Беглова уже направлена в Совет Федерации.

Подписывайтесь на нас в «Яндекс.Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Читайте другие новости по теме в рубрике «Смольный».

Фото и видео: телеканал «Санкт-Петербург»

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector