Законопроект от известных парламентариев предлагает, по аналогии с Москвой, распространить опыт реновации на другие регионы. Не все представители от власти и бизнеса согласны, что эта актуально для российской глубинки и интересно для потенциальных инвесторов.
stroi.mos.ru
В Госдуму внесен законопроект «О реновации жилищного фонда в Российской Федерации», разработанный руководителем фракции «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым и председателем думского Комитета по жилищной политике и ЖКХ Галиной Хованской.
Документ предлагает осуществлять обновление (реновацию) жилья в регионах России по аналогии с тем, как это происходит в Москве. То есть строить новые дома на месте снесенных старых и переселять туда людей.
Законопроект дает исчерпывающее определение самому термину: «реконструкция или снос, не подлежащих капитальному ремонту объектов жилищного фонда, и жилищное строительство на высвобождаемой территории с обеспечением территории реновации объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также проведением мероприятий по благоустройству жилых территорий».
www.nsktv.ru
- Все задачи по организации и финансированию строительства (можно и рекомендуется привлекать частных инвесторов) законопроектом возлагаются на региональные и местные власти.
- Как сказано в пояснительной записке к документу, органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления наделяются полномочиями определять:
- • содержание программы реновации;
- • источники и объемы ее финансирования;
- • порядок и условия улучшения жилищных условий граждан (собственников и нанимателей), проживающих в многоквартирных домах (МКД), жилых домах, подлежащих сносу или реконструкции.
www.23kvartiri.ru
Законопроект учитывает интересы граждан (теоретически, они могут не захотеть переселяться в новое жилье, пускай даже более качественное и возведенное неподалеку от снесенного старого).
Для этого включение каждого МКД в проект программы реновации осуществляется в соответствии с решением собственников помещений в таком доме, принятым на общем собрании. Все собственники должны быть проинформированы властями о программе реновации не позднее чем за 90 дней до ее утверждения.
- Если хотя бы один из участников собрания проголосует против, то дом в программу реновации не включается.
- Собственники жилья в реновируемых домах, согласно законопроекту, вправе получить за свою квартиру равноценное возмещение «в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения» (на выбор собственника).
- Арендаторы государственного или муниципального жилья, подлежащего реновации, должны получать взамен равнозначное жилье, то есть не меньшей площади, с таким же количеством комнат, соответствующее всем стандартам благоустройства и расположенное в том же населенном пункте или в городском районе (для городов федерального значения).
www.rcmm.ru
С темой реновации тесно связана тема расселения аварийного жилищного (жилого) фонда. Вторая отличается от первой тем, что предполагает обязательное выселение людей — также с предоставлением взамен равнозначного и равноценного жилья — из не просто ветхих зданий, а зданий, находящихся в аварийном состоянии и тем самым опасных для проживания.
www.minstroyrf.ru
По мнению главы Минстроя Владимира Якушева (на фото), расселение аварийного фонда — задача сегодня в регионах куда более актуальная, чем реновация. По его мнению, в отличие от богатой Москвы, другие субъекты РФ просто финансово не могут позволить себе сносить морально устаревшие, но еще крепкие пятиэтажки и заменять их современными высотками.
«Реновация — вещь хорошая, но у большинства субъектов Российской Федерации финансовых возможностей сегодня на это нет», — заявил министр в одном из недавних интервью РБК. А свою позицию подтвердил подготовкой законопроекта, продляющего полномочия Фонда ЖКХ (занятого, в частности, решением проблемы ликвидации аварийного жилья) до начала 2026 года.
С мнением госчиновника солидарна управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая (на фото): «В регионах сейчас не хватает средств на более насущные нужды, и программа сноса хрущевок — это непозволительная роскошь», — убеждена аналитик. При этом на интерес частного инвестора, полагает она, также рассчитывать не приходится — по причинам экономической нестабильности, непредсказуемости кредитно-денежной политики и регулирования в строительной сфере.
www.mshj.ru
- Другие публикации по теме:
- Работа Фонда ЖКХ продлится до начала 2026 года
- В рамках реновации на месте снесенных хрущевок в Северном Измайлово будут возведены 31-этажные дома
- Надежда Косарева: Нужно расширять линейку вариантов по улучшению жилищных условий
- 37 субъектов РФ представили свои предложения в нацпроект «Жилье и городская среда»
- Александр Плутник: Среда обитания, жилье и условия его приобретения станут максимально комфортными для россиян
- ДОМ.РФ направил на дивиденды в федеральный бюджет более половины прибыли за прошлый год
- В нацпроекте «Жилье и городская среда» отразят предложения региональных застройщиков
- ДОМ.РФ и другие институты консолидируют усилия по развитию городов
- Владимир Якушев рассказал о структуре нацпроекта «Жилье и городская среда»
- Андрей Чибис рассказал в ООН о российском проекте формирования комфортной городской среды
- Общественная палата: Если территория заброшена, она должна изыматься
- Правительство внесет в Госдуму проект, активизирующий редевелопмент территорий
- Сергей Миронов: Под разговоры о конкуренции на строительном рынке идет неприкрытая картелизация
- Губернаторов будут оценивать по доступности жилья и услуг ЖКХ
- Галина Хованская: Законопроект о проведении реновации в регионах готов на 80—90% и серьезно отличается от московской версии
- Госдума во втором чтении приняла закон о реновации жилья
- Обрушит ли реновация столичный рынок новостроек?
- Порядок сноса строений, мешающих редевелопменту, предельно упрощен
Реновация в регионах
В середине сентября 2018 года Галиной Хованской и руководителем партии «Справедливая Россия» Сергеем Мироновым на рассмотрение Думы был внесен законопроект о реновации жилищного фонда в регионах России, который нацелен на недопущение появления аварийного жилищного фонда и предоставление субъектам возможности при помощи средств бюджета выполнять программы обновления жилья.
К исполнению реновации жилья в регионах России сейчас способны приступить лишь в пяти субъектах: республиках Башкортостан и Татарстан, городе Санкт-Петербурге, Ярославской и Ленинградской областях. Соответственно, список городов, которые уже готовы попасть под реновацию — это Казань, Уфа, Санкт-Петербург, Ярославль.
Что же включается в понятие «реновации»?
Реновация – это реконструкция или снос жилых домов, которые не подлежат ремонту, и строительство на их месте новых зданий и инфраструктуры.
Проще говоря, из всех домов, откуда переселят граждан, только часть будут снесены. Остальные дома подвергнутся реконструкции, модернизации с применением энергоэффективных методик и технологий, обеспечивающих потребление меньшего количества энергии для питания зданий.
Как предполагается, лица, чьи квартиры попадут в программу, будут иметь возможность получить либо другую квартиру, либо компенсацию. К тому же, если законопроект будет принят, размер компенсации будет больше рыночной стоимости жилья.
Так происходит, потому что при вычислении её величины собираются учесть компенсацию за не произведенные работы по капитальному ремонту, а также стоимость доли земельного участка, принадлежащий гражданину.
Но для этого требуется, чтобы участок обязательно был поставлен на кадастровый учет в регистрационном органе и принадлежал жильцам на праве собственности.
Согласно новому проекту планируется также освободить от обязательных платежей на проведение капитального ремонта только тех людей, которые попадут в программу реновации, предусмотренную к реализации на срок от трех до пяти лет. Во всех остальных случаях все платежи подлежат оплате.
Законопроектом предусмотрена процедура проведения общих собраний собственников жилья для решения вопроса о потребности в реновации, причем все собственники, принявшие участие в таком собрании, должны выразить свое согласие.
Далее предполагается, что с собственниками будет заключаться предварительный договор, требующий опять-таки их согласия на реновацию. Форма и существенные условия этого договора пока законопроектом не определены.
Параллельно с разработкой данного проекта будет решен вопрос о внесении изменений в Градостроительный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Само собой, реновация должна будет проводиться с неукоснительным соблюдением всех норм и требований, установленных градостроительным законодательством. Как отмечает Галина Хованская, планируется сохранить все существующие генеральные планы, имеющиеся на местах.
Области реновации будут по отдельности фиксироваться в генеральных планах того или иного муниципального образования, субъекта.
Настоящий проект, несмотря на наличие некоторые различий, по своей направленности и концепции во многом перекликается со вступившим в силу летом 2017 года законом о реновации в городе Москве.
Так, оба проекта ориентированы не только на существенное повышение качества и совершенствование условий проживания населения, но и на благоустройство и облагораживание территории, в пределах которой проводится переселение. Депутат законодательного органа заострила внимание на назревшей необходимости комплексного развития всей инфраструктуры территории для создания наиболее комфортных условий проживания.
При этом, пусть столичный опыт нельзя целиком и полностью внедрить в регионах, значимость этого проекта должна мотивировать и активизировать как федеральные, так и региональные органы власти искать шансы и пути его использования в остальной части России.
Здесь потребуются и политическая решительность, точный и грамотный экономический расчет с учетом участия частного капитала и гарантия постоянного повышенного интереса инвесторов.
И основной задачей, естественно, должно являться – улучшение качества жизни граждан.
Кроме того, закон о реновации в регионах будет работать только совместно с соответствующими нормативными правовыми актами на уровне субъектов федерации, которые учитывают региональную специфику.
Также исполнительные органы власти субъектов смогут устанавливать условия и сроки выполнения программы реновации, при этом гарантии улучшения жилищных условий тем лицам, которым они положены по закону, не должны быть ущемлены.
Как ранее упоминалось, в настоящее время к реализации программы в полном объеме готовы лишь 5 субъектов. Заметьте, что все эти регионы являются регионами-донорами, располагающими достаточными финансовыми возможностями для участия в программе реновации.
Остальные субъекты за неимением или недостаточностью региональных бюджетных средств будут вынуждены изыскивать средства, обращаться за помощью к федеральному бюджету и частным инвесторам.
А в одиннадцати регионах программа по переселению из аварийного и ветхого жилья еще не закончена в полном объеме.
Каковы были предпосылки для разработки данного законопроекта?
Как оказалось, программа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья носит локальный характер, а данная программа, как надеются разработчики, станет наиболее эффективным методом решения проблемы аварийного жилья.
В случае принятия закона программа реновации на местах запустится после окончания переселения граждан из аварийного и ветхого жилья и, следовательно, завершения реализации соответствующей программы.
Но по мнению главы Минстроя Владимира Якушева, законопроект в настоящее время требует доработки и детального обсуждения, а вопрос о возможности о реновации жилья в масштабах всей страны надо изучать исходя из источников финансирования программы. Между тем, в ближайшее время реновация вряд ли придет в регионы.
Первоочередное значение должно иметь завершение уже начатой программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья. На это планируется выделить 433 млрд. рублей, что почти в два раза больше первоначально заложенной суммы. Соответственно, реальная возможность для широкого внедрения программы реновации в других регионах страны мала.
С этими доводами чиновника согласны также и независимые эксперты.
Слушания по рассмотрению данного законопроекта состоятся 23 ноября текущего года.
Статистика показывает, что жители регионов крайне негативно оценивает качество жилья на местах. И новость о законопроекте о реновации городов вселила надежду на качественное улучшение условий проживания в жителей провинций. И многие из них с нетерпением ждут начала реализации новой программы.
© Источник: Реновар.ру
- Бесплатная консультация юриста круглосуточно
- Москва и московская область
- Онлайн-чат (круглосуточно)
- Ответ в течение 15 минут
3522 просмотров
Реновация: в каких регионах будет запущена программа
Летом 2017 года в столице РФ начала реализовываться программа реновации жилищного фонда. С тех пор этот термин, означающий обновление или замещение, стал необычайно популярен. В Москве сообщения о планах мэрии расселить и снести так называемые «хрущёвки» вызвали мощную волну протеста, спровоцированную, в основном, тем, что власти предварительно не провели нормальную разъяснительную работу. В настоящее время программа действует, построены первые дома для переселенцев, бывшие жители пятиэтажек получают новые квартиры. Специалисты считают, что этот опыт следует распространить на всю страну. Реновация в регионах РФ в 2019 году может стать реальностью, благодаря принятию закона, внесенного на рассмотрение в Госдуму.
Правовая основа
Авторами законопроекта № 550294-7 стали лидер «Справедливой России» Сергей Миронов и член этой партии, председатель комитета по жилищной политике и ЖКХ Госдумы Галина Хованская. В пояснительной записке они называют причину, которая побудила их подготовить документ.
Это острая необходимость обновления жилфонда, повышения его комфортности. Действующая программа расселения аварийных домов, которая на сегодняшний день не выполнена в 12 регионах страны, включает в себя только помещения, абсолютно непригодные для нормального проживания.
Реновация – это прогрессивная технология, применяющаяся во многих странах. Она позволяет работать на опережение, предотвращать появление аварийных домов.
Законопроект допускает, помимо сноса, восстановление и реконструкцию расселенного жилья. До 09.11.
2018 года ведется сбор отзывов от всех заинтересованных сторон, на декабрь намечено рассмотрение документа в первом чтении депутатами Госдумы.
К чему готовиться жителям расселяемых домов
Квартиры, особенно в регионах, зачастую являются единственной ценностью, принадлежащей человеку, поэтому любая попытка изъятия воспринимается крайне болезненно. В законопроекте подробно прописано, как дома попадут в программу, а также урегулированы вопросы с правами собственности, определены гарантии владельцам и нанимателям квартир.
Кто принимает решение
Проект программы готовится профильным министерством республики, края или области. Не позднее, чем за 90 дней до даты подписания документа, информация должна быть доведена до жильцов многоквартирных домов, предполагаемых к расселению.
За месяц до принятия программы десять и более процентов собственников жилья вправе организовать проведение собрания. Оно будет считаться легитимным при участии не менее 70% собственников.
Владелец квартиры располагает голосом, пропорциональным его доле в праве на общедомовое имущество, которая напрямую зависит от размера квартиры.
В госдуме предложили отозвать проект всероссийской реновации
Законопроект о реновации жилого фонда в российских регионах не может быть принят в нынешней редакции, его необходимо отозвать, заявила глава комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская.
— Сейчас мы сами настояли на том, чтобы быть соисполнителями по этом законопроекту. Я считаю, что этот документ не имеет права на существование, в той редакции, в которой он внесен, он должен быть отозван, — передает «Интерфакс» слова Хованской.
Она объяснила, что в законе уже содержатся положения, предусматривающие механизм изъятия жилья у собственников, даже если оно не является аварийным.
— Если дом не аварийный, то нет основания для изъятия. А здесь практически изъятие, в документе написано, что ты обязан заключить договор. А договор – это двухстороннее соглашение, — объяснила Хованская и добавила, что если документ разработан для нужд застройщиков, то представить его нужно в другом виде.
Она также отметила, что в комитете намерены «сделать все, чтобы не допустить нарушение прав собственников и нанимателей жилья».
— С жильцами нужно договариваться, иначе мы завязнем в судах, — констатировала парламентарий.
За основу документа была взята программа реновации, реализуемая с 2017 года в Москве. Речь идёт о законопроекте, согласно которому реновация может быть поведена во всех российских регионах при согласии 2/3 собственников или нанимателей квартир в многоквартирном доме.
В документе указывается, что регионы могут быть наделены полномочиями по определению порядка формирования и утверждения адресных программ и технических характеристик домов, которые могут быть включены в программу.
Комитет по жилищной политике проект закона поддержал, но заключение содержит целый ряд замечаний.
Ранее в Госдуме признали недостатки закона о всероссийской реновации. Члены комитета указывали, что в законопроекте отсутствует «целостный подход к проектам комплексного развития территории». Кроме того, требования для реализации проектов установлены только для половины земель.
Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что внесенный в Госдуму законопроект о реконструкции жилья не предполагает проведения всероссийской реновации по аналогии с проводимой в Москве.
Отметим, что аналогичный законопроект, который предполагает комплексное развитие территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов, вносили в Госдуму еще в 2018 году. Однако его раскритиковали и отозвали.
Проект на 65 трлн рублей: во сколько может обойтись реновация по всей России
Заявление вице-премьера о намерении масштабировать программу реновации на всю страну прозвучало сенсационно, однако позже в интервью Марат Хуснуллин оговорился, что немедленно запускать дорогостоящую программу по всей России никто не будет. Попробуем предположить, с какими сложностями пришлось бы столкнуться авторам проекта всероссийской реновации. О каких суммах может идти речь?
В середине 2000-х годов при моем непосредственном участии управление градостроительных программ правительства Москвы проанализировало, какой процент всего жилого фонда столицы нуждается в реновации.
Если экстраполировать эти данные на весь жилой фонд страны, получается, что придется снести около 524 млн кв. м.
Оценить денежные затраты не так легко: у каждого города и даже у каждого дома есть свои особенности.
Если взять для оценки цифры из московской реновации (125 000 рублей за кв. м), то получится 65 трлн рублей. Это, очевидно, максимальная и завышенная цифра: в Москве было четыре волны реновации («сталинская», «хрущевская», «брежневская», «лужковская»), что тоже привело к удорожанию ресурсов в столице.
В других городах, где к реновации не приступали, ресурсы дешевле. В ценах фонда ЖКХ (себестоимость 35 000 рублей за кв. м) на строительство придется потратить 18,3 трлн рублей — это можно принять за минимальную оценку. Очевидно, что реальная цифра лежит где-то посередине, однако в любом случае таких денег в бюджете нет.
Поэтому к реновации надо подключать частных инвесторов.
Сделать это можно только с использованием комплексного подхода. Вот простой пример. ДСК-1 в 2003 году выиграл конкурс на реновацию 115-го микрорайона Кузьминок.
Предполагалось разместить новые дома между пятиэтажками, которые надо было сносить одновременно, поскольку они «сидели» на общей линии коммуникаций. В результате должна была получиться красивая застройка вдоль шоссе.
«Моспроект» с большим трудом, но все-таки составил алгоритм переселения, согласно которому все квартиры из первых трех построенных домов должны были пойти на размещение жителей из восьми пятиэтажек.
Однако исполнитель этот алгоритм не выполнил. Схема предполагала отказ от получения прибыли на первый, второй и третий год, но все три дома застройщик продал, не оставив квартир, чтобы переселить вторую и третью волну. В результате контракт с городом был расторгнут, и исполнитель был вынужден заплатить большие штрафы. Делать реновацию, используя точечную застройку, оказалось невыгодно.
Если создавать всю цепочку сразу — разрабатывать генпланы, проекты планировки на миллион квадратных метров, запускать специализированные производства, — экономия может достигать 50%. Крупные домостроительные комбинаты могут производить универсальный набор изделий, но они несут большие затраты на зарплаты, оборудование, и их продукция оказывается дорогой.
Однако под проект реновации на миллион, например, квадратных метров, можно построить специальный ДСК — небольшой, мощностью 100 000 кв. м. Без лишних людей, станков. За десять лет проект может быть реализован, потому что себестоимость будет вдвое ниже и экономика сложится.
При таком подходе участвовать в реновации могут не только гигантские ДСК, но и более мобильные средние подрядные организации, которые создают свои производства.
В 2006-2009 годах подобный комплексный подход позволил управлению градостроительных программ Москвы увеличить ввод муниципального жилья вдвое, доведя до 1,9 млн кв. м.
Причем это произошло практически без прироста бюджетных расходов — за счет роста конкуренции себестоимость снижалась на 30%.
Кроме того, двукратного снижения себестоимости удалось добиться за счет разработки подробных перечней всех строений на территории реновации, включая не только жилые дома, детские сады и школы, но и коммерческие здания.
Планирование на десятилетие вперед позволило системно работать с ремонтом и реконструкцией сетей, прогнозировать увеличение сетевых мощностей и необходимость в новых питательных центрах. Увеличение мощности турбины на ТЭЦ — сложный и долгий проект, и чем раньше необходимость в этом будет спрогнозирована, тем дешевле обойдутся работы.
Процессы, связанные с жилищным строительством, очень сложны и запутанны, схемы разнятся от региона к региону. У такой путаницы есть очевидные бенефициары: руководители местных строительных ведомств. Они платили миллионы долларов за свои посты не для того, чтобы все было просто, прозрачно и ясно.
Госдума сейчас рассматривает законопроект «О реновации». В нем приводится поэтапная инструкция для органов исполнительной власти. Процесс реновации описан от первых шагов (выбор адресов) до заключительных (гарантии жителям домов). Инструкция универсальная. Как бы ни сложилась конфигурация стройкомплекса в том или ином городе, алгоритм сохранит актуальность.
Вся проектная работа в городе, от градостроительной документации до проектной и рабочей, должна быть сосредоточена в одном центре (подобном тому, каким в процессе «лужковской» реновации стал институт «Моспроект»). Когда задача растаскивается как лоскутное одеяло между несколькими организациями, неизбежны ошибки.
В каждом регионе должен появиться девелопер территорий — Фонд реновации. Фонд будет контролировать расход как бюджетных, так и частных инвестиций, направленных на реновацию жилья, заниматься разработкой проектов планировки и другой документации. В фонде будут аккумулироваться знания о реновации, он будет обмениваться информацией с федеральной властью.
С чего можно начать? По программе сноса аварийного жилья в ближайшие пять лет нужно снести 13 млн кв. м, государство выделило на это 400 млрд рублей. А ведь это порядка 200 000 га земли в центрах городов. Это тот стартовый капитал, который нельзя разбазарить.
Его нужно сохранить и использовать эти земли для проектирования комплексных застроек, для запуска волнового переселения в каждом городе. Подготовить площадки можно за счет бюджета: это 5% от всех затрат. А на готовые площадки охотно придут частные инвесторы.
Все пройдет нормально, если реновация будет рыночной, то есть чиновники не будут пытаться через свои госконторы, типа АО «Мосинжпроекта», за бюджетные деньги строить для продажи, пытаясь оправдаться, что им надо компенсировать от налогов деньги, вложенные в стройку для муниципальных нужд. Чиновник должен создавать условия для рынка, а не конкурировать с рынком беспроцентными кредитными бюджетами и абсолютным административным ресурсом, когда его ошибки или нарушения закона не ведут к увольнению или наказанию.
У «всероссийской реновации» есть еще один важный аспект. Как известно, московская реновация была неоднозначно воспринята общественным мнением и породила немало громких скандалов. Разумеется, следует всячески избегать того, чтобы подобные социальные напряжения масштабировались на всю страну.
Проблема в том, что по действующим законам жители участвуют в обсуждении проекта реновации своей территории на самом последнем этапе, когда все проектные работы уже выполнены и прошли согласования. Обратного хода нет.
В московском районе Покровское-Стрешнево только ценой громадного скандала удалось изменить проект, уменьшив вдвое этажность башни. Это потребовало переделки всей проектной работы, что означало выброшенные в мусорную корзину деньги и выговоры всем руководителям разного уровня.
Чтобы избежать такого поворота событий, чиновники любыми способами продавливают на общественных слушаниях то решение, которое уже нарисовано на бумаге.
Такая ситуация существовала не всегда: до середины 2010-х в документах присутствовала более ранняя стадия «проекта застройки территории». Она была отменена в ходе борьбы за упрощение документации. В тот момент в Москве земля кончилась, застройщики ушли в Московскую область и застраивали поля, где такая детальная документация действительно, казалось бы, была не слишком нужна.
Однако это решение было ошибкой. В результате общественные слушания стали проводиться по очень сложным документам, на которые уже затрачены значительные бюджетные средства, а в процессе слушаний выявлялись и технические ошибки, и решения, выгодные для чиновников, но неприемлемые для жильцов.
В представленном проекте закона о реновации предпринята попытка эту ошибку исправить. Предполагается, что порядок слушаний будет изменен: люди смогут обсудить проект еще на уровне идеи и разговаривать с ними будут не зампрефекты, а архитекторы и разработчики.
Справедливо начинать обсуждение проекта реновации территории с жильцами на самой ранней стадии — стадии эскиза мастер-плана.
Такая система принята во всем мире: эскиз проекта застройки содержит в себе понятную картинку для инвестора и потребителя, без перегрузки техническими деталями.
Надо сказать, что уже сейчас, до принятия закона, подобная практика применяется некоторыми архитекторами.
Так, к примеру, действует архитектор Александр Коллонтай, разрабатывающий генеральный план Воронежа, а также главный архитектор Уфы Олег Байдин.
Таким образом, нынешняя чреватая скандалами и социальными напряжениями ситуация уже начинает исправляться, а с принятием закона может окончательно уйти в прошлое.
Реновацию невозможно сделать вопреки желаниям жителей. В конечном итоге именно они первые покупатели квартир, первые инвесторы. С жителями надо обращаться очень вежливо и справедливо.
Примечание редакции: Алексей Шепель с 90-х годов занимается бизнесом в сфере строительства в Москве. С 2003 по 2006 год возглавлял один из московских строительных ГУПов, а в 2006-2009 годах работал в стройкомплексе Владимира Ресина, где руководил Управлением градостроительных программ жилищной политики и курировал то, что сейчас называет «лужковской» реновацией.
В 2009 году Шепель вернулся в бизнес: его компания S. Holding строила жилье в Москве и регионах. С 2017 года Шепель стал помощником главы думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галины Хованской. Является одним из авторов федерального законопроекта о реновации, который Галина Хованская и Сергей Миронов внесли на рассмотрение Госдумы осенью 2018 года.
Член совета директоров АО «Моспроект», в котором владеет 18% акций.