Путин предложил создать реестр федерального и муниципального имущества

Путин предложил создать реестр федерального и муниципального имущества

Для качественного управления имуществом в России будет сформирован единый реестр государственной и муниципальной собственности. С таким предложением выступил Президент РФ Владимир Путин. Эксперты и законодатели считают, что полноценный учёт и контроль недвижимости и земельных участков повысит наполняемость бюджетов всех уровней.

Зачем нужен реестр

В теории эффективность управления государственной или муниципальной собственностью определяется его социально-экономическими показателями. То есть соотношением народно-хозяйственного эффекта, общественных благ и затрат на управление собственностью.

Путин предложил создать реестр федерального и муниципального имущества

Кадастровую оценку обуздают законом и искусственным интеллектом

На практике всё куда сложнее. Существующие сегодня разрозненные ведомственные базы данных собственности создают условия для злоупотреблений. Это заставляет Росимущество искать новые подходы к повышению КПД своей работы.

Но, видимо, не слишком оперативно идёт работа, так как в ситуацию вынужден был вмешаться глава государства.

На недавнем заседании Госсовета Владимир Путин поручил создать единый реестр по государственному и муниципальному имуществу, особо указав на необходимость в период проведения этой работы активизировать выявление неучтённой или неэффективно используемой собственности.

Тотальный контроль в этом деле, считает член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Валерий Семёнов, играет важную роль. Особенно, если учесть, что тема управления госсобственностью не раз становилась объектом критики со стороны общественности и законодателей.

90 тысяч объектов государственной собственности, по данным Росимущества, насчитывается сегодня. Большую часть представляют памятники, объекты гражданской обороны, общежития, жилые помещения, которые не подлежат приватизации.

«Сегодня принятие решения нередко происходит в пользу собственных региональных или муниципальных структур. Это всякого рода ГУПы, МУПы и так далее. А дальше начинается субаренда, зарабатывание денег. Я считаю, если собственность государственная или муниципальная, она должна приносить максимальный эффект для бюджета», — пояснил сенатор.

Вторым важным моментом парламентарий считает планирование затрат на содержание, эксплуатацию и размещение.

«Не секрет, что сегодня государственные структуры берут в аренду помещения у частника, когда рядом стоят муниципальные, которые можно было бы использовать, тратя деньги только на их содержание.

Я думаю, что это и имел в виду президент. Потому что таких вопросов в части управления собственностью очень много», — подытожил он.

В свою очередь, зампредседателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Будуев связывает поручение президента с необходимостью достижения определённости в земельных вопросах.

«Здесь много неясного. Например, земли, которые состоят на учёте в региональном имущественном фонде, зачастую по размерам превосходят территории субъектов. Или другая проблема. В советское время земельная собственность отображалась на бумаге.

И не всегда корректно. Границы участков отмечались карандашом. Когда переносишь толщину линии карандаша в реальность, то она составляет до ста метров.

При определении собственника земельного участка сегодня из-за этого много судебных тяжб», — пояснил депутат.

Здесь много неясного. Например, земли, которые состоят на учёте в региональном имущественном фонде, зачастую по размерам превосходят территории субъектов.

По мнению первого зампреда Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексея Майорова, создание единого реестра госсобственности поспособствует решению ключевой задачи в рамках долгосрочной государственной политики — выходу государства из капитала несырьевого сектора.

«Для этого и нужен единый имущественный реестр. Думаю, за этим последует приватизация неэффективных государственных и муниципальных предприятий. В каких-то отраслях, конечно, нужно сохранить присутствие, но где-то необходимо сделать так, чтобы доля частного бизнеса выросла», — отметил сенатор.

Избавляемся от неэффективных, повышаем доходность

Помимо создания глобальной базы данных собственности, Правительство считает необходимым разработать дополнительные механизмы повышения эффективности управления федеральной собственностью.

По словам замминистра экономразвития, руководителя Росимущества Дмитрия Пристанскова, сегодня требуется упрощённый механизм приватизации госсобственности, так как существующие законодательные нормы не позволяют оперативно решать вопрос.

Совместно с Минэкономразвития уже подготовлены поправки, согласно которым малые и средние предприятия, арендующие федеральную собственность, наделяются преимущественным правом её выкупа.

«Уже формируется пул профессиональных собственников, готовых инвестировать средства в намеченные к приватизации в 2018 году государственные объекты.

Речь идёт о 1056 акционерных обществах и МУПах, доказавших свою неэффективность.

Выручка от продажи госсобственности прогнозируется в районе шести миллиардов рублей», — пояснил замминистра на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике во вторник, 10 апреля.

В каких-то отраслях, конечно, нужно сохранить присутствие, но где-то необходимо сделать так, чтобы доля частного бизнеса выросла.

Говоря о повышении эффективности управления федеральной собственностью, чиновник напомнил о поручении Владимира Путина снижать долю государства в экономике. В процессе решения этой задачи ведомство столкнулось с рядом препятствий. Первое и самое важное — низкая инвестиционная привлекательность активов, то есть малый спрос на имущество.

Также мешает отсутствие механизма постприватизационного контроля.

«Мы считаем, что при приватизации социально важных для регионов объектов необходимо ввести запрет на перепрофилирование объекта вплоть до 10 лет, на массовые сокращения работников, на сворачивание бизнеса и закрепить сохранение выручки на определённом уровне», — отметил чиновник.

Путин предложил создать реестр федерального и муниципального имущества

Памятники культуры будут спасать от разрушения деньгами частников

В то же время существующие механизмы привлечения инвестиций — государственно-частное партнёрство и концессии, по мнению Пристанскова, не в полной мере удовлетворяют потребности потенциальных инвесторов, так как отсутствует возможность привлечения инвестиций на стадии реорганизации госпредприятия в акционерное общество.

«В настоящее время инвестор не может получить кредит в банке под залог будущего объекта, также он не может рассчитывать на рассрочку. Введение такого финансового рычага позволит Росимуществу стать конкурентоспособным», — заключил глава ведомства.

Президент РФ поручил создать единый реестр государственного и муниципального имущества

На сайте kremlin.ru опубликован перечень поручений президента РФ по итогам заседания Госсовета по вопросу развития конкуренции от 5 апреля.

Среди них – поручение правительству в срок до 1 декабря обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих дополнение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) реестром сведений о государственном и муниципальном недвижимом имуществе.

Читайте также:  Прогноз: ипотечная ставка достигнет 7% уже в 2021 году

Напомним, состав и правила ведения ЕГРН определяются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”. Согласно документу, сейчас ЕГРН состоит из:

  • реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости);
  • реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);
  • реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (реестр границ);
  • реестровых дел;
  • кадастровых карт;
  • книг учета документов.

Ведение же реестров муниципального имущества регламентируется Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Порядок их ведения определен приказом Минэкономразвития. Согласно порядку, ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Реестр состоит из трех разделов:

  1. Сведения о муниципальном недвижимом имуществе (наименование, адрес, кадастровый номер, площадь, балансовая стоимость, сведения о правообладателе и пр.).
  2. Сведения о муниципальном движимом имуществе.
  3. Сведения о муниципальных унитарных предприятиях, муниципальных учреждениях, хозяйственных обществах, товариществах, акции, доли (вклады) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат муниципальным образованиям, иных юридических лицах, в которых муниципальное образование является учредителем (участником).

Муниципальные реестры ведутся на бумажных и электронных носителях. В случае несоответствия информации на указанных носителях приоритет имеет информация на бумажных носителях, говорится в документе.

Из выступления Владимира Путина на Госсовете

Необходимо также сформировать единый реестр государственного и муниципального имущества с полной информацией о правах на него, обременениях и целевом назначении и, пока идёт эта работа, активизировать выявление неучтённых или неэффективно используемых объектов недвижимости и земельных участков.

Тема тоже далеко не новая, но реальных подвижек здесь, к сожалению, пока не видно. В этой связи предлагаю на одном из Госсоветов подробно обсудить вопросы повышения эффективности управления государственным и муниципальным имуществом.

  • Глава Росреестра: запись в реестре – единственное подтверждение права на недвижимость
  • Также президент поручил рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить опубликование и актуализацию на официальных сайтах субъектов РФ и муниципальных образований информации об объектах, находящихся в государственной собственности регионов, в муниципальной собственности, включая сведения о наименованиях объектов, их местонахождении, характеристиках и целевом назначении объектов, существующих ограничениях их использования и обременениях правами третьих лиц.
  • Доклад по этому поручению должен быть представлен до 1 октября.
  • Ответственные: высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Следите за нашим Телеграм-каналом, чтобы не пропускать самое важное!

Путин подписал закон о создании единого регистра сведений о населении :: Общество :: РБК

В пояснительной записке к проекту было сказано, что реестр поможет сократить сроки оказания госуслуг и мошенничество с обязательными платежами, например, при уплате налогов.

Оператором базы станет Федеральная налоговая служба (ФНС). Кроме ее сотрудников, ответственных за регистр, никто не сможет получить полный доступ ко всем личным данным россиян.

Однако сведения из регистра могут предоставляться по запросу госорганам, МФЦ, избирательным комиссиям, нотариусу, а также самому гражданину, если он запрашивает сведения о себе или лицах, находящихся на его попечении.

Хинштейн уточнял, что спецслужбы России смогут запрашивать информацию из базы.

Руководитель международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков отмечал, что любой сбор данных создает определенные риски злоупотребления, а руководитель департамента системных решений компании в сфере кибербезопасности Group-IB Антон Фишман указывал, что важна защита самого механизма обращения к информации базы.

Ранее на электронном ресурсе Change.org появилась петиция, которая назвала создание единой базы данных «угрозой национальной безопасности».

Авторы заявили, что добавление персональных данных россиян в реестр без их согласия нарушает Конституцию и влечет риски «криминального характера».

В петиции сказано, что к личной информации граждан смогут получить доступ «враги России» и различные злоумышленники.

Несколько известных артистов, в том числе Светлана Крючкова, Александр Розенбаум, Александр Михайлов и Сергей Никоненко, записали видеообращение против создания единого федерального регистра. Крючкова, в частности, сравнила создание регистра с введением нумерации заключенных в концлагерях.

«Мы не цифры», — сказала Крючкова, отметив, что жертвами закона в первую очередь станут дети, которых с детства начнут приучать к «тотальному контролю». С концлагерем сравнил регистр и Розенбаум, по словам которого, присвоение номеров обезличивает людей, низводя тех «до скотского положения», что вряд ли устроит граждан.

Михайлов призвал президента России Владимира Путина не подписывать закон о едином федеральном регистре в связи с угрозами, которые тот создает.

2 июня вопрос о создании единого федерального регистра стал поводом для конфликта соведущих программы «Полный контакт» Владимира Соловьева и Анны Шафран. Последняя критиковала идею регистра, что закончилось ее уходом из программы.

Позднее Шафран в интервью RTVi заявила, что закон о регистре, в том числе в связи с возможностью утечки данных, представляет «серьезные риски и угрозы» для внутренней жизни России, связанной с безопасностью граждан, неприкосновенностью частной жизни, с угрозами мошенничества и так далее.

Повышение доступности государственных услуг Росреестра и запрет сайтов-двойников: что изменили поправки в закон о государственной регистрации недвижимости

05.05.2021

В пятницу, 30 апреля, Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав». Документ направлен на упрощение оформления сделок с недвижимостью.

Читайте также:  Эксперты узнали, сколько жилья россияне могут купить на одну зарплату

Как отметил руководитель Росреестра Олег Скуфинский, поправки призваны повысить качество и доступность услуг ведомства, обеспечить их дальнейшую цифровизацию в интересах клиентов. Подготовленные изменения позволят также сделать более прозрачной работу государственных регистраторов.

Законом установлен конкретный срок – три дня, когда регистратор обязан рассмотреть дополнительно представленные документы для снятия приостановления. В течение трех дней регистратор будет обязан в силу решения суда зарегистрировать право. Ранее заявитель сам должен был подать заявление и оплатить госпошлину.

Упрощение оформления сделок с органами власти, «Личный кабинет правообладателя», расширение функционала «Личного кабинета кадастрового инженера»

Если гражданином была заключена сделка с органами государственной власти и местного самоуправления в виде документа на бумажном носителе, такие органы государственной власти и местного самоуправления наделяются правом подготовить скан-образ подписанного собственноручно гражданином документа, удостоверить его равнозначность и обратиться с заявлением о регистрации прав в электронном виде. Необходимость заверения такого скан-образа электронной подписью гражданина отсутствует.

  • Документ также определяет понятие «Личный кабинет правообладателя», посредством которого без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) можно подать документы для:
  • — уточнения границ земельных участков;
  • — учета и регистрации прав на жилые и садовые дома;
  • — учета и регистрации прав в случае раздела, объединения земельных участков;
  • — внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • — исправления технических ошибок и других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости действий.

Законом предусматривается расширение функционала «Личного кабинета кадастрового инженера». В частности, кадастровые инженеры будут уведомляться о принятых органом регистрации прав решениях на основании подготовленных ими документов.

Кадастровые инженеры будут вправе направлять запросы о предоставлении сведений и информации, необходимых для выполнения ими кадастровых работ, в государственные информационные системы, содержащие сведения, которые могут быть получены с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Закон также наделяет кадастрового инженера полномочиями по подаче документов для осуществления учетно-регистрационных действий без доверенности на основании договора подряда.

Цифровизация и проект «Стоп-бумага»

Закон позволит реализовать проект «Стоп-бумага», направленный на переход на электронный документооборот и создание цифрового архива, минимизацию количества хранимой на бумажных носителях информации. Проект является одной из составляющих цифровой трансформации и позволит увеличить скорость предоставления государственных услуг.

  1. «Стоп-бумага» не только решит судьбу накопленных бумажных документов, но и изменит порядок приема новых документов – закон предусматривает, что все представляемые на бумажных носителях (в МФЦ, посредством почтовой связи) документы будут возвращаться заявителям после их перевода в электронный вид и проведения на их основании учетно-регистрационных действий.
  2. В электронном виде будет осуществляться и ведение реестровых дел (в том числе открытых до 1 января 2017 года кадастровых дел, дел правоустанавливающих документов) на бумажном носителе после перевода содержащихся в них документов в электронную форму и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица.
  3. Данный подход позволит исключить необходимость создания новых архивных площадей и изыскания источников для финансирования расходов на их содержание, оптимизировать архивные площади.
  4. Выездной прием
  5. Нововведение позволит воспользоваться таким способом подачи документов для осуществления учетно-регистрационных действий как выездной прием.

«Правительство сделает эту процедуру ещё более доступной. Теперь можно будет оформить и выездной приём представителей МФЦ и Росреестра. Это позволит оперативно решать вопросы кадастрового учёта, регистрации прав на недвижимость. А ветераны Великой Отечественной войны и инвалиды смогут воспользоваться выездным приёмом для оформления документов на дому бесплатно», – сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин.

  • Выездной прием осуществляется без взимания платы для следующих категорий граждан-заявителей: ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I и II групп при предъявлении ими соответствующих документов.
  • Услуга по выездному приему заявлений осуществляется Кадастровой палатой Росреестра.
  • Заявитель может обратиться по вопросу получения услуги и получить консультацию любым удобным способом:
  • по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра 8 (800) 100-34-34;
  • в филиале ФГБУ «ФКП Росреестра» по соответствующему субъекту Российской Федерации;
  • посредством почтового обращения;
  • по электронной почте;
  • в офисах приема-выдачи документов.
  1. Выездной прием также осуществляют многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), порядок предоставления услуги и размеры платы определяют субъекты РФ.
  2. В целях получения документов по результатам госуслуг, оказываемых Росреестром, можно воспользоваться курьерской доставкой.
  3. Курьерскую доставку так же, как и выездной прием, осуществляет Кадастровая палата Росреестра и МФЦ.
  4. Сокращение сроков регистрации ДДУ

После вступления закона в силу сроки регистрации первого ДДУ остались прежними, а последующих – сократились на два дня и составляют семь рабочих дней, если документы подавались в МФЦ на бумажном носителе, и три дня, если документы подавались в электронной форме. В настоящее время регистрация ДДУ занимает до девяти рабочих дней со дня поступления документов в МФЦ – как для первого участника долевого строительства, так и для последующих.

Кроме того, документ устанавливает пределы правовой экспертизы при осуществлении государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома или иного объекта недвижимости.

Согласно закону, проверка законности выдачи уполномоченным органом разрешения на строительство, а также проверка соответствия сведений, содержащихся в проектной декларации или плане создаваемого многоквартирного дома, сведениям, указанным в проектной документации органом регистрации прав не будет осуществляться.

Президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казанец отметил, что изменения положительно повлияют на отрасль в целом.

«Нововведение направлено на оптимизацию взаимодействия между застройщиком и Росреестром, что так или иначе может отражаться на темпах строительства. Мы также приветствуем инициативу исключения задвоенности проверочных мероприятий, например, проверки акта одного государственного органа проверяющими из другого органа», – сообщил Леонид Казинец.

Читайте также:  Треть россиян ожидает повышения цен на жилье

Запрет сайтов-двойников

Закон предусматривает запрет на перепродажу сведений ЕГРН, в том числе посредством сайтов-двойников, поскольку рынок таких перепродаж нарушает права собственников недвижимости и иных пользователей услуг Росреестра. Принятые нормы позволят защитить правообладателей от предоставления недостоверных сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, ограничениях (обременениях).

ФКП Росреестра может выступать исполнителем кадастровых и землеустроительных работ

Закон в числе прочего предусматривает право Федеральной кадастровой палаты (ФГБУ «ФКП Росреестра») в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выполнять кадастровые и землеустроительные работы.

Предлагаемый подход направлен на решение задач по завершению кадастрового учета государственного имущества, определению границ лесничеств, особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ между субъектами Российской Федерации.

Закон вступил в силу с 30 апреля, но для многих положений предусмотрен отложенный срок вступления в силу.

Мишустин хочет создать реестр всех граждан и их доходов. Нас будут контролировать как в Китае? — Meduza

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Новый премьер-министр России Михаил Мишустин на встрече с депутатами фракции КПРФ в Госдуме заявил, что одним из приоритетов его правительства будет создание «реестра доходов домохозяйств».

После этого, по словам Мишустина, которые цитируют депутаты, «каждый доход будет отслеживаться от начала до конца».

«Медуза» разобралась, стоит ли после этого заявления бояться тотального контроля со стороны государства.

Что за реестр доходов?

Это надстройка над реестром данных о населении, который создается в России последние несколько лет.

Идея создания общей электронной базы, куда будут записаны данные обо всех гражданах России, впервые появилась более 10 лет назад. Предполагалось, что государство не будет собирать дополнительные сведения о гражданах, а сведет в одной системе все, что оно собирало раньше.

В 2016 году появилось ее первое практическое воплощение — был принят закон, согласно которому данные всех записей в ЗАГСах с 1926 года и по сей день должны быть сведены в единый реестр, которым будет управлять Федеральная налоговая служба (ФНС). Так появилась база, в которой содержатся имена, фамилии, адреса регистрации, даты рождения и смерти всех граждан России. Эта база, по словам Мишустина, была в целом создана к 2018 году.

В 2019 году правительство внесло в Думу новый законопроект (был принят в первом чтении осенью, второе чтение назначено на февраль 2020 года). Он обяжет разные ведомства добавить в эту базу новые данные о каждом гражданине или проживающем в стране иностранце:

  • Сведения об образовании и ученых степенях, в том числе полученных за границей России. 
  • Данные об обязательном пенсионном и медицинском страховании.
  • Данные о постановке на учет в службе труда для безработных и выдаче права на работу для иностранцев.
  • Информация о регистрации индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
  • Номера, присвоенные при постановке гражданина на учет в налоговой службе.
  • Сведения о постановке на военный учет.

Каждому гражданину в этой системе будет присвоен уникальный номер, который останется с ним до самой смерти (и после нее). Его никто не сможет поменять, даже если человек уедет в другой регион или страну и сменит фамилию и имя. К этому номеру будут привязаны все прочие — от ИНН до номера пенсионного страхования.

В законопроекте написано, что он в целом вступит в силу в 2022 году, а некоторые данные будут добирать до 2025 года.

Для того, чтобы из реестра населения получился реестр доходов, к нему нужно будет присоединить уже собранные данные ФНС о доходах и имуществе граждан, об их крупных расходах (идея создания такой базы обсуждалась правительством несколько лет назад). О том, что реестр населения будет расширен за счет этих и других баз, говорили ранее чиновники правительства.

Данные о доходах отдельных граждан будут сгруппированы по их домохозяйствам (семьям). Именно домохозяйства являются основной статистической единицей при оценке уровня доходов и бедности, а также для социальных выплат.

Мишустин на пленарном заседании, где его назначили премьером, объяснил депутатам, что главная цель реестра — создание системы адресной социальной помощи. Государство с помощью собранных им данных сможет выдавать помощь и льготы не автоматически, а согласно реальным потребностям каждой семьи.

Кроме того, «большие данные» о доходах семей нужны статистикам: сейчас они вынуждены считать динамику доходов населения и уровне бедности по косвенным сведениям о покупках и сбережениях граждан, а после создания базы смогут определять их напрямую, причем «для каждого региона» отдельно, объяснил Мишустин депутатам.

И что это значит? Нас всех будут контролировать, как в Китае?

Нет, скорее как в Европе. Подобные реестры существуют во многих странах Запада. Например, почти такой же набор данных собирает налоговая служба Швеции. В нем есть даже аналог нашей «регистрации по месту жительства» — сведения о том, где каждый человек чаще всего спит по ночам.

Само по себе создание реестра не представляет опасности, потому что государство пока не планирует собирать о гражданах какие-либо данные, которые не собирает сейчас.

В Китае же система «социального кредита» (пока действует в пробном режиме в нескольких провинциях) собирает самые разные данные о гражданах: об их социальном и потребительском поведении, о кредитной истории, о действиях в интернете, об общественной деятельности.

Тем, кому система назначит низкий рейтинг, в разных регионах полагаются различные наказания, в которых участвуют в том числе частные компании: гражданам могут отказать не только в кредите, но и в покупке билетов на самолет или заселении в гостиницу, в приеме в учебные заведения и на руководящие должности и т. д.

Значит нам не стоит беспокоиться?

В будущем новая система может перестать быть безобидной. Создание реестра несет в себе две основные опасности:

  • По законопроекту, все данные будут храниться в правительственной системе, обособленной от Интернета. Однако документ содержит широкий список тех, кто может получить сведения о гражданах. Если статистики могут претендовать только на обезличенные данные, то региональные и муниципальные чиновники, заведующие распределением льгот и социальной помощи, получат все, вплоть до фамилий и адресов. Широкий доступ к реестру и его отдельным частям создает опасность утечки данных; сами эти данные — от состава семьи, благосостояния и потребительской активности до конкретных адресов граждан — очень ценный товар для любых рекламодателей и маркетологов.
  • Вторая опасность — декларируемое чиновниками желание дополнять базу новыми массивами данных. Так, законопроект о реестре сообщает, что он может быть использован для «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации». Вероятно, теми же мотивами руководствовалось правительство Китая, создавая систему «социального кредита».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector