Почему тариф на тепло для магазина вдвое выше, чем для жилья?

С 1 июля выросли тарифы за жилищно-коммунальные ресурсы. В почтовых ящиках — свежие квитанции. В среднем услуги должны повыситься на четыре процента. Однако в некоторых регионах не смогли сдержать аппетиты.

Куда жаловаться и что делать, если вам предъявили перерасчет на крупную сумму? На вопросы читателей «Российской газеты» ответили исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль» Светлана Разворотнева и начальник Управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Алексей Матюхин.

Наш собкор из Омска Наталья Граф спрашивает: что делать человеку, который в своей платежке обнаружил рост тарифа с 1 июля больше предельных индексов? Например, в селе Кутузовка Чебаркульского района платеж за отопление вырос на 9 процентов.

Алексей Матюхин: Необходимо посмотреть, на сколько в целом увеличилась оплата за все коммунальные услуги. Потому что механизм ограничений позволяет за тот или иной вид ресурса повысить больше, чем это установлено, например на 7 или даже 10 процентов.

Но итоговый совокупный платеж по сравнению с тем, сколько гражданин, к примеру, платил в декабре 2019 года, не должен измениться более, чем это разрешено правительством.

То есть, если объединить тепло, воду, электричество, газ, получится не больше предусмотренного по Омской области.

За разъяснением лучше обратиться в органы Госжилнадзора. Насколько правильно начисляются платежи, можно выяснить и в ФАС. Мы проведем проверку соблюдения предельного индекса по субъекту РФ. Можно попробовать перепроверить правильность начисления через «калькулятор коммунальных платежей» на сайте ФАС.

Насколько правильно начисляются платежи за коммунальные услуги, можно проверить через «калькулятор коммунальных платежей» на сайте ФАС

Некоторые регионы объявили, что из-за пандемии не стали повышать отдельные тарифы. Когда их теперь могут поднять?

Алексей Матюхин: Тарифы по законодательству изменяются с 1 июля. Никакой другой даты не может быть. Но регион может принять решение об установлении с июля льготных тарифов для населения, которые могут равняться, например, тарифу 2019 года.

Тариф для компаний повысился, а для граждан нет. И эту дельту компенсирует бюджет субъекта Федерации. Регион вправе через несколько месяцев отменить такой льготный режим, и у жителей подрастут платежи в квитанциях.

Но плата граждан при этом все равно не должна измениться на процент, больше утвержденного правительством индекса.

На вопросы читателей Светлана Разворотнева отвечает в рубрике «Юрконсультация»

Светлана Разворотнева: Добавлю, что есть еще взносы за капитальный ремонт, которые устанавливаются не федеральным правительством, а в регионе. В прошлом году многие субъекты Федерации приняли решение об их росте, причем размер «прибавки» устанавливали сами.

Звучали предложения заморозить рост тарифов на год по России в целом из-за трудностей в экономике, вызванной пандемией…

Алексей Матюхин: Хотя повышение платы за ЖКУ происходит с 1 июля, решение об этом принимается в декабре 2019 года.

Почему тариф на тепло для магазина вдвое выше, чем для жилья?

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Ольга Бухарова

Долг из-за долгов

Вопрос нашего собкора из Башкирии Ольги Горюновой: будет ли в нынешних условиях рассмотрен вопрос об освобождении многодетных семей или оставшихся без работы от оплаты услуг ЖКХ либо об увеличении размера субсидий?

Светлана Разворотнева: На мой взгляд, освобождением, снижением или заморозкой платы за коммунальные услуги делу не поможешь. Во-первых, эта поддержка не адресная.

Во-вторых, искусственное снижение платежей приводит к тому, что у предприятий не хватает средств на качественное предоставление услуг, проведение текущих ремонтов, подготовку к зиме.

То есть в результате страдают те же потребители.

Почему тариф на тепло для магазина вдвое выше, чем для жилья?

Кабмин упростил порядок получения субсидии на оплату ЖКХ

Самым лучшим инструментом помощи являются не льготы, а жилищные субсидии. Потому что они предоставляют эту помощь в зависимости не от категорий, а именно от нуждаемости. Например, вы можете быть многодетной матерью, но при этом иметь очень хорошо зарабатывающего мужа…

К сожалению, сейчас субсидиями пользуются далеко не все граждане, имеющие на это право. Прежде всего из-за очень сложной процедуры оформления.

Например, в Удмуртии некоторым категориям граждан, претендующим на субсидию, необходимо оформить и принести в МФЦ или соцзащиту 32 документа.

Другая проблема в том, что субсидия предоставляется только тем, у кого нет долгов за ЖКУ либо заключено соглашение о реструктуризации задолженности. Получается замкнутый круг. В период пандемии эту систему попытались поломать в ряде субъектов. Например, Москва и Волгоград начали выдавать субсидии при наличии долгов. Но процедура получения новых субсидий осталась сложной.

Отклонено 90% предложений о превышениях

Насколько тарифы для населения экономически обоснованны? Часто говорят, что мы платим меньше себестоимости.

Светлана Разворотнева: Тарифы везде разные. Где-то они действительно ниже обоснованного, например на Камчатке, на Дальнем Востоке.

Там население платит меньше, и выпадающие доходы субсидируются региональными органами власти. Где-то это происходит завуалированно. У нас тарифы ниже, чем во многих странах Западной Европы, а платим мы по факту больше.

Потому что воровство, теплопотери, неэффективная модернизация, изношенная коммунальная инфраструктура…

Есть те, кто за счет тарифов, я считаю, живут неплохо. Сейчас, слава богу, покончили с практикой, когда в качестве ресурсоснабжающей организации фигурировали предприятия, которым давали метр трубы. На эту трубу отдельный тариф, и участие посредника повышает стоимость услуг в два раза. Такие истории были на Дальнем Востоке, в Ленинградской области.

Алексей Матюхин: Установление тарифов — компетенция субъекта РФ. Но хотел бы обратить внимание, что есть не только желание региона или конкретной компании. Есть основа ценообразования, методические рекомендации, которые должны быть четко соблюдены.

В 2019 году был введен механизм согласований с ФАС превышений индексов, установленных правительством. В предыдущие годы около двух тысяч муниципальных образований на местном уровне согласовывали превышения в разы, в некоторых случаях — в десятки раз больше, чем правительство давало региону.

В прошлые годы около двух тысяч муниципалитетов поднимали тарифы в разы больше предельных индексов, установленных правительством

Нам поступил вал обращений от регионов, мы документы посмотрели и 92% из них вернули обратно. То есть на 90 процентов сократили превышения, которые планировались в этом году с 1 июля.

Нам несли документы: «Мы планируем, возможно, в январе установить норматив такой-то…».

Или письма от глав крупных городов: возможно, мы планируем в июле или в августе 2020 года заключить концессионное соглашение, согласуйте нам рост тарифов на 35 процентов. Это как минимум несерьезно.

Хотелось бы обратить внимание, что мы не согласовываем процент повышения. А только возможность и наличие документов о том, что можно это повысить. А какой процент — просчитывают регионы. Ни одного отказа по той причине, что слишком сильно хотят повысить тарифы, от ФАС не было.

Счетчики — не панацея

После прошлой зимы было много вопросов — почему даже в экстремально теплую погоду жители должны платить за отопление по нормативам, рассчитанным на холодные зимы? Могут ли жители потребовать изменить нормативы, ссылаясь на то, что климат стал теплее?

Алексей Матюхин: Нормативы — это полная компетенция органа власти субъекта РФ. ФАС или другой федеральный орган не может что-то предписать. Есть постановление правительства об установлении нормативов. Если не ошибаюсь, нормативы пересматриваются не реже, чем раз в три года, либо если происходят какие-то точечные изменения по компании, по другим моментам.

Светлана Разворотнева: Изменение нормативов не всегда приводит к тем результатам, на которые надеется население. Тема изменения нормативов на отопление активно обсуждалась весь прошлый год.

Минстрой принял методику расчета. Оказалось, что старые, ветхие, малоэтажные дома, которые реально потребляют очень много тепла, должны получить очень высокий норматив.

Принятие таких нормативов пришлось отложить до января 2022 года.

Марат Хуснуллин рассказал о подготовке ЖКХ к осенне-зимнему сезону

Норматив всегда неизменен, какая бы погода ни стояла на улице. Он всегда несправедлив. Приборы учета — тоже не панацея.

Потому что зачастую у нас из политических соображений устанавливают нормативы ниже реального потребления.

И когда люди ставят прибор учета и видят, что стали потреблять больше, этот прибор моментально «выходит из строя».

Тем не менее прибор устанавливать надо. А главное, нужна аппаратура, которая будет регулировать поступление тепла в дом. У нас было много обращений в начале года, связанных с перерасчетами за тепло. Люди справедливо говорят про теплую зиму.

Но при этом не работает управляющая компания! Есть температурный график — какое количество тепла должно подаваться, если температура воздуха в таких-то пределах. Если управляющая компания за этим не следит, не составляет своевременно претензии, то поставщики «умывают руки»: «Такое количество тепла было связано с необходимостью обеспечить нормативное потребление в той или иной квартире».

Если человек, у которого перетопы, не составляет акты о том, что у него температура в квартире выше 24 градусов, потом уже доказать ничего невозможно.

Почему тариф на тепло для магазина вдвое выше, чем для жилья?

Если искусственно снижать платежи, у предприятий не будет средств на ремонты и подготовку к зиме. Александр Корольков

Мусорные платежи

Много вопросов от читателей про перерасчеты. Жители Подмосковья исправно платят за ЖКУ, долгов нет — и вдруг в следующем месяце в приходит перерасчет на три тысячи рублей за мусор. В Калининграде водоканал прислал перерасчет за два года. Могут ли организации предъявлять счета на такие весьма приличные суммы задним числом?

Читайте также:  К 2030 году четверть населения Земли будет жить в крупных городах

Светлана Разворотнева: Перерасчеты по воде могут быть связаны с тем, что люди несвоевременно подают показания приборов учета.

Если это не связано с несвоевременной передачей показаний, то мне трудно представить, какое может быть законное основание для перерасчета. С мусором тяжелая история. Вышли на рынок поставщики услуг, которые никогда на этом рынке не работали.

Возможно, перерасчет связан с уточнением данных . Если есть сомнения, надо обращаться в ГЖИ.

Вопрос из Самары: как справедливее было бы назначать тарифы на вывоз мусора исходя из метража или количества проживающих?

Светлана Разворотнева: Не мне этот спор разрешить. К нам тоже приходит огромное количество писем от граждан с формулировкой, что мусорят не метры, а люди. Скорее всего, главной причиной такого подхода является простота администрирования платежей. Посчитать количество реально проживающих чрезвычайно сложно: зарегистрирован один человек, а живет 10.

Но больше всего возмущает людей невозможность пересчитать плату в случае неоказания услуги. Если человек уехал на лето на дачу, все равно ему будут приходить платежки за вывоз ТКО. И мы, общественники, и депутаты Госудумы неоднократно поднимали вопрос о необходимости ввести процедуру перерасчета. Однако до сих пор этого не сделано.

Дезинфекция или ремонт

Пандемия породила новые вопросы. Жалоба из города Киржач Владимирской области: управляющая компания взяла с жителей 21 тысячу рублей за дезинфекцию подъездов. Есть ли законные основания списывать эти расходы с жителей?

Светлана Разворотнева: Никаких законных оснований нет, потому что, если следовать Жилищному кодексу, все решения, касающиеся стоимости жилищных услуг, принимаются гражданами.

Расходов на дезинфекцию в минимальном перечне услуг по содержанию общедомового имущества просто нет. И когда региональные власти предписали проводить эти работы то, на мой взгляд, должны были определить источник финансирования.

Было бы логично, если бы такие расходы шли из фондов на чрезвычайные ситуации, которые есть у регионов. К этому же призывал минстрой.

В мае проводили мониторинг, и выяснилось, что минимум в 40 регионах, в том числе во Владимирской области, никакой помощи УК со стороны местных властей не было.

Управляющие компании были вынуждены самостоятельно решать эту проблему. И они ее решили за счет текущих ремонтов, за счет работ по подготовке к зиме. Поэтому есть опасения, что отопительный сезон мы встретим еще менее готовыми.

Почему тариф на тепло для магазина вдвое выше, чем для жилья?

Светлана Разворотнева и Алексей Матюхин: Тарифы везде разные и где-то они действительно ниже экономически обоснованных. Но установка тарифов — компетенция субъектов. rg.ru

Тарифы

Недавно было объявлено, что тарифы на газ вырастают с 1 августа на три процента. Почему не с июля?

Светлана Разворотнева: Речь идет о повышении цен для оптовых потребителей, которое не всегда происходит с 1 июля. На потребителей это сейчас никак не повлияет. Повышение оптовых цен закладывается при установке тарифа. По Московской области было принято решение о переносе сроков повышения тарифа на газ, но это было чисто социальное решение области.

Почему тариф на тепло для магазина вдвое выше, чем для жилья?

Cколько можно сэкономить на оплате ЖКХ при отключении горячей воды

В Москве в последние пару лет тариф на электроэнергию для тех, у кого электрические плиты, растет сильнее, чем для тех, у кого газовые плиты. Обычно это объясняется желанием уравнять тарифы.

Светлана Разворотнева: Это региональные решения. Наверное, у них есть какая-то логика. Для меня установка тарифов в Москве — это всегда загадка. Почему в Москве они всегда растут быстрее, чем по всей стране? Хотя сейчас тарифы в Москве подняли на 3,7 процента, заявку они, исходя из каких-то соображений, делали на 5 процентов.

Алексей Матюхин: Предельные платежи устанавливаются по методике, которая утверждена правительством. На самом деле они утверждены долгосрочно, там определенная формула.

Туда вносятся показатели социально-экономического развития и другие моменты.

Цифра повышения в первую очередь связана с социально-экономическим положением региона, развитием, активным строительством, реализацией программ комплексного развития и другими моментами.

Кто виноват в завышенных тарифах ЖКХ — рассмотрим подробно!

В текущем году индексация коммунальных тарифов будет производиться дважды: повышение на 1,7 процента в январе, и на 2,4 процента в июле. При этом граждане РФ уже и так немало переплачивают за услуги ЖКХ — больше 100 процентов себестоимости.

Почему тариф на тепло для магазина вдвое выше, чем для жилья?Фото взято с сайта: newizv.ru

Кто в этом виноват? ФАС считают, что это дело рук властей на местах, а сенаторы уверены, что тарифы повышают управляющие компании.

Причины роста тарифов

Чиновники Совета Федерации попытались разобраться в ситуации и нашли причину, почему коммунальные тарифы в России постоянно повышаются. Сенатор А.

Пушков, представляющий в Госдуме Пермский край, на заявление главы ФАС И.

Артемьева о переплатах за услуги ЖКХ ответил, что слова Артемьева его совсем не удивляют, поскольку не по наслышке знает о методах работы управляющих компаний.

Ранее в эфире канала НТВ руководитель ФАС сделал заявление о том, что россияне в два раза переплачивают за услуги и виноваты в этом местные власти. По его словам, на сегодняшний день в большинстве регионов тарифы завышены, но есть и регионы, где наоборот, тарифы занижены, причем весьма существенно.

Антимонопольная служба РФ на законодательном уровне взялась за урегулирование этого вопроса, в правительстве уже подготовлен проект закона о тарифном регулировании.

Сейчас утверждением всех тарифов на услуги ЖКХ занимаются подотчетные региональные комиссии Федеральной антимонопольной службы.

При возникновении каких-либо споров по тарифам, они обращаются в суд или в ФАС.

Глава комитета Госдумы по ЖКХ Г. Хованская, комментируя заявление Артемьева на радио «Комсомольская правда» отметила, что готова всецело поддержать намерения ФАС в этом вопросе:

Я полностью поддерживаю законопроект и мне очень бы хотелось, чтобы документ получился достаточно эффективным.

Хованская также подтвердила и то, что нормативы в большинстве случаев завышены и это приводит в итоге к высоким тарифам.

Экспертом ОНФ А. Беленьким было отмечено, что расчет тарифов происходит из себестоимости услуг ЖКХ, а в существенно завышенный итоговый платеж учитывается также плохая эффективность работы управляющих компаний и местных властей.

К примеру, в двух рядом расположенных домах платежки за тепло могут отличаться в два раза и даже больше по той простой причине, что один дом получает тепло от ТЭЦ с тарифом 1300 руб., а другой — от котельной с тарифом 2600 руб. Если бы органы власти занимались эффективным управлением регулируемыми отраслями, а не снижением тарифов, то итоговый платеж был бы существенно ниже.

Решение данной проблемы

Одним из наиболее результативных решений в этом непростом вопросе могла бы быть передача ряда полномочий и обязанностей ФАС профильным министерствам Минэнерго и Минстрою, отвечающим за соответствующие отрасли.

Сейчас контролем коммунальной отрасли занимаются десятки ведомств, но прямой ответственности по сути не несет ни одно из них. Урегулированием тарифов, возможно, должны заниматься те, кто понимает их составляющую, а ФАС при этом бы выполнял бы роль арбитра.

Пояснил журналистам Беленький.

Порядок повышения тарифов на оплату ЖКХ услуг

Ассоциацией «ЖКХ и городская среда» было инициировано повышение тарифов на оплату коммунальных услуг. Данная ассоциация включает в себя как поставщиков, так и посредников – словом, всех тех, кто работает в сфере оказания коммунальных услуг. Среди них – представители управляющих компаний, а также множество организаций, поставляющих соответствующие ресурсы.

Ассоциация направила в адрес руководства Минстроя предложение о повышении тарифов ЖКХ, приведя этому рациональное объяснение.

В связи с увеличением в 2019 году НДС на 2 % все вышеперечисленные члены ассоциации смогут понести колоссальные материальные убытки на сумму от 40 млн. руб., причём уже за первые шесть месяцев наступившего года.

Но из-за стремительного тарифного скачка в первой годовой декаде ЖКХ получило доход в 65 млн. руб.

Предлагаем узнать, как и каким образом был достигнут такой впечатляющий результат, и каков порядок повышения тарифов на оплату жилищного хозяйства в 2019 г.

Основа законодательства

Обратите внимание: до настоящего времени индексация коммунальных тарифов осуществлялась единожды в году, в рамках официального роста инфляции, но не более чем на 4 %. Поэтому нынешний двухэтапный тарифный скачок воспринимается большинством граждан, как крайнее нарушение привычного уклада жизни.

Президентом – В. Путиным, ещё в 2013 г. было дано обещание о том, что тарифы ЖКХ не будут расти с опережением уровня прошлогодней инфляции. Но уже середина лета 2018 года ознаменовалась увеличением тарифной сетки на 4,3 %. И это при том, что, начиная с июля 2017 и заканчивая июлем 2018 гг., показатель инфляции зафиксировался на границе 2,4 %.

Законодательная инициатива

Следует знать: ноябрь 2018 года ознаменовался тем, что председатель Правительства страны – Д. Медведев, одобрил постановление относительно порядка увеличения тарифной сетки на оплату коммунальных услуг за 2019 год. Данное постановление информирует о том, что цифры платежей вырастут дважды, вместо привычного единовременного увеличения в середине года.

Сейчас Государственной Думой рассматривается законопроект под № 332647-7, посвящённый вопросу упрощения порядка льготирования коммунальных счетов. Важный блок поправок внесен в ст. № 159 и № 160 ЖК РФ, согласно которым люди не должны будут лично обращаться за справками об отсутствии долгов по коммунальным услугам, чтобы получить различные услуги и преференции в государственных органах.

Читайте также:  Банки перестали снижать ипотечные ставки

Пересмотр тарифов, с целью их увеличения в два этапа, ещё совсем недавно противоречил законодательной базе. В середине октября 2018 года премьер-министр Д. Медведев подписал Постановление под № 1246 – об изменениях в правительственных нормативных актах, предусматривающих право пересмотра тарифной сетки ЖКХ на основании ряда решений на 2019 год.

Важно! Данным документом зафиксировано, что тарифы первых шести месяцев 2019 г. могут быть скорректированы по причине увеличения НДС до 20 %.

Тарифный рост не сможет сказаться на порядке льготирования. Из государственной казны компенсация сможет быть выплачена лишь в том случае, если сумма оплаты по коммунальным счетам превысит установленные нормативы в отношении конкретных категорий граждан.

Порядок повышения тарифов на коммунальные услуги в 2019 году

С 2019 года Кабинет Министров разработал обновлённую тарифную сетку оплаты услуг ЖКХ. Увеличение начнётся в пределах от 4 до 4,3 %. Рост ценника будет осуществляться в две ступени:

  1. Первого января дан старт внепланового тарифного повышения, связанного с ростом НДС.
  2. Первого июля – старт второго этапа, который является плановым.
Ступени повышения Ступени тарифного роста
Первая ступень (с 1 января 2019 г.) 1,8 % Тарифный скачок обуславливается увеличением НДС с 1 января 2019 года
Вторая ступень (с 1 июля 2019г.) 2,5 % Увеличение тарифов обуславливается инфляцией

Двухэтапный процесс индексации цен за предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства в 2019 г.

, утверждённый Правительством, стал плачевной новостью для большинства россиян: особенно в сравнении с тем, что в прошлые годы ценник на коммунальные услуги увеличивался лишь раз в год, и только летом.

Правительство, понимая, что коммунальные счета подорожают вдвое, и заранее предвкушая массовое недовольство народа, объясняет подорожание ростом НДС, которое без увеличения тарифной сетки ЖКХ станет непосильным бременем для большинства коммунальщиков.

Почему тариф на тепло для магазина вдвое выше, чем для жилья?

Услуги ЖКХ, которые подорожают

Согласно статье № 151.1 ЖК РФ, запрещено увеличивать тарифные расценки на ЖКХ, делая их выше, чем уровень предельных индексов роста. В связи с этим увеличение цен на коммунальные услуги не может превышать 4,3 %, и должно равномерно распределиться на все виды услуг, не превышая границ предельного показателя.

В настоящее время российские коммунальные службы предлагают потребителям следующий перечень услуг:

  • снабжение горячей и холодной водой;
  • отвод воды;
  • снабжение газом;
  • отопление;
  • снабжение электричеством.

Согласно практике, самый высокий показатель индексации, в процентном отношении, приходится на компании, которые обеспечивают людей электричеством, теплом и газом.

В то время как тарифы водоканалов могут на протяжении нескольких лет оставаться без изменений. Поэтому многие граждане, особенно в регионах, жалуются на плохое качество воды: компании не могут купить необходимое оборудование и качественно очищать воду.

Тарифы ЖКХ: что они включают

Тарифы коммунальных услуг состоят из трёх основных компонентов:

№/№ Перечень тарифов Содержание
1. Оплата содержания и текущих ремонтных работ в жилом помещении Это спектр услуг, которые перечислены в тексте договора на управление
2. Погашение коммунальных услуг Это спектр услуг, без наличия которых нельзя вести комфортный уровень жизни: обеспечение электричеством, водоснабжением, теплом и газом
3. Погашение прочих услуг Это спектр дополнительных услуг, предоставляемых иными организациями гражданам, на основании заключения индивидуальных соглашений: обеспечение телевизионным вещанием, предоставление интернет-связи и др.

Резюме

К сожалению, постоянное увеличение оплаты услуг ЖКХ стало привычным явлением для большинства граждан России.

Особенно болезненно данная проблема даёт о себе знать в последние годы, по причине кризисного положения всей экономики страны в целом. Ведь от состояния экономики напрямую зависит увеличение сумм, которые граждане вынуждены платить за услуги коммунальщиков. С наступлением кризисного, 2015 года, рост тарифов увеличился примерно на 8,5 %.

Основу расчёта новых тарифов ЖКХ в 2019 году составляет инфляционный индекс, так как в тарифную сетку всегда закладывается сырьевая стоимость и цена за сопутствующее обслуживание. Эти показатели неизменно увеличиваются при наличии инфляции.

Была ли вам полезна данная статья?

Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила

Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?

С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления.

Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.

Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета.

Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире.

Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.

К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя.

После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета.

В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции. 

Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами.

То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались.

Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.

Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.

Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир.

Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.

Теперь эта проблема решена.

Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).

Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.

В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих. 

В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.

Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.

Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной.

Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.

В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства1, которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.

Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).

1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

Читайте также:  В 2021 году аренда сильнее всего подорожала в крыму

От чего зависит величина тарифа на тепловую энергию — новости — пресс-центр — главная — региональная энергетическая комиссия свердловской области официальный сайт

15 октября 2012

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ВЕЛИЧИНА ТАРИФА НА ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ

Жителей Свердловской области интересует вопрос, почему существует разница в тарифах на тепловую энергию и от чего зависит величина тарифа на тепловую энергию?

Эта разница обусловлена множеством факторов. Во-первых, при сравнении тарифов организаций, расположенных на территориях в схожих климатических и географических условиях, помимо территориальных особенностей, необходимо учитывать режим выработки тепловой энергии — комбинированный и некомбинированный.

Комбинированный режим — это одновременное производство электрической и тепловой энергии, характеризующееся экономичностью и эффективностью использования ресурсов. Как правило в таком режиме работают крупные ТЭЦ.

Чем больше в структуре полезного отпуска доля тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме, тем, соответственно, дешевле услуги теплоснабжения для потребителей. Но если эта доля невелика или комбинированный режим вовсе не применяется, то стоимость тепла выше.

Себестоимость тепловой энергии, производимой котельными в некомбинированном режиме, на 50% и более, превышает себестоимость тепловой энергии, вырабатываемой в комбинированном режиме.

На размер тарифов на тепловую энергию также влияют затраты на используемое в котельных топливо. Эти затраты занимают в структуре тарифа значительную долю (от 50 % до 90 %).

Поэтому вид топлива и, соответственно, его стоимость один из определяющих факторов.

Так, стоимость жидкого (мазут) и твердого (уголь) топлива существенно выше природного газа: при прочих равных условиях тариф на тепло котельной, работающей на мазуте или угле, будет выше, чем на газе.

Помимо того, для котельных, функционирующих на одинаковом виде топлива, разница в тарифах на тепло может быть обусловлена и уровнем энергоемкости установленного оборудования, другими особенностями технологического процесса производства и передачи тепловой энергии.

Следует учитывать, что величина тарифа зависит от эффективности использования (загрузки) мощностей теплоснабжающей организации. При низкой загрузке, т.е.

значительно меньше установленной, на единицу вырабатываемой тепловой энергии приходится больше затрат на её производство, так как в тариф заложены затраты, не зависящие от объема выработки тепловой энергии, а именно: затраты на ремонт оборудования, возмещение его износа, так называемая амортизация, оплата труда производственного персонала, отчисления на социальные нужды, общехозяйственные расходы, налоги. Несмотря на то, что котельная работает не на полную мощность, например, амортизационные отчисления учитываются в тарифе по всему оборудованию, которое находится на балансе предприятия и участвует в выработке и передаче тепловой энергии.

Наконец, немалое значение имеет территориальное расположение котельной и потребителя: чем дальше потребитель от котельной, тем больше протяженность тепловых сетей.

Имеет значение и характер местности: горная, холмистая или равнинная – от этого зависит количество насосов и тепловых пунктов, необходимых для доведения тепла до потребителя. Эти факторы влияют на увеличение затрат на услуги по передаче тепловой энергии: в части содержания сетей и оплаты потерь в тепловых сетях.

Таким образом, затраты на услуги по передаче тепла, являющиеся неотъемлемой частью поставки, также имеют непосредственное влияние на размер тарифа.

Условный пример расчета тарифа на тепловую энергию в зависимости от факторов загрузки оборудования, вида топлива, и удаленности от коллекторов котельной показан на графике.

Кроме указанных выше факторов есть и иные, влияющие на величину тарифа. Например, налоги в зависимости от применяемой системы налогообложения влияют на размер обоснованных расходов из прибыли организации, учитываемых в тарифе, и, тем самым, на величину самого тарифа.

Так, при упрощенной системе налогообложения организация уплачивает единый налог, заменяющий ряд других.

В случае выбора общей системы налогообложения при расчете тарифа необходимо учесть дополнительные средства на уплату налогов на имущество, на добавленную стоимость, на прибыль.

В любом случае при регулировании тарифа на тепловую энергию РЭК Свердловской области руководствуется принципом баланса экономических интересов производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов и бесспорным требованием документарной ответственности.

Назад к списку

Что выгодней:оплата за тепло по тарифу или по счетчику

Регулярное повышение платы за услуги ЖКХ, возможность введения в будущем «социальных норм» на потребление ресурсов, заставляют задуматься о переходе на индивидуальные устройства учета. Достоверно известно, что установка счетчиков холодной и горячей воды позволяет сэкономить по сравнению с оплатой по нормативам.

Что выгодней: оплата за тепло по приборам или по нормативу?

Владельцам жилищ важно понимать, за какой объем потребленной тепловой энергии они платят. Для этого достаточно поставить приборы подсчета расхода тепла. Но сам по себе расходомер ничего не сэкономит.

Работа теплосетей управляется централизовано. Температура воды регулируется там, где она нагревается. Но на ТЭЦ этот процесс занимает много времени. Внутридомовые системы ЦО могут получать избыточное тепло.

Бывает, в апреле за окном +15 градусов, а до батарей рукой не дотронуться. С целью экономии отопительной энергии, необходимо установить автоматизированный тепловой узел.

Кроме функции подсчета, такой узел регулирует подачу тепла, не допуская избыточного отопления весной или недостаточного зимой.

Вторым этапом технологии регулируемого потребления будет установка поквартирных (индивидуальных) учетчиков тепла.  Батареи отопления должны устанавливаться с возможностью изменения параметров обогрева помещения, по желанию собственника жилища. На изменение параметров регулирования батарей, будет соответственно реагировать теплоузел.

Сумма уплаты за отопление – самая значительная строка в квитанциях за ЖКУ, которые приходят владельцам многоквартирных домов. Сэкономить на отоплении весьма проблематично. Объясняется это системой фиксирования и расчетом платы за потребленное тепло.

Как влияет наличие теплосчётчика на оплату

При отсутствии общедомового устройства фиксирования, платежи рассчитываются исходя из усреднённых данных:

  1. Потребления тепла.
  2. Площади помещений.
  3. Тарифа на теплоэнергию.

При наличии общедомового расходомера, израсходованное количество теплоэнергии делится пропорционально площади каждого помещения, плюс общедомовые расходы.

Установка ИПУ  позволяет определить распределение ресурса в комнатах за каждый конкретный месяц отопительного периода. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг №354 от 06.05.2011[1], расчет предоставления сервиса возможен только в том случае, если индивидуальные счетчики установлены во всех квартирах и нежилых комнатах дома.

Способом вычитания из показаний общедомового счетчика объемов ресурса всех индивидуальных  ПУ, можно определить затраты теплоэнергии на общедомовые нужды. Сложив долю жилища в общедомовых расходах, и показания индивидуального устройства – получаем объем потребленного за месяц ресурсв. Далее умножая на тариф, получаются суммы платежей по каждому жилищу.

Новостройки оснащаются общедомовыми и квартирными тепломерами. В некоторых случаях жильцы не вводят счетчики в работу, снимают их, другие не успевают провести поверку к началу отопительного сезона.  В этой ситуации Управляющая компания переводит все квартиры на расчёт по показаниям общедомового тепломера.

Платежи за ЖКУ должны быть прозрачными.  Собственникам необходимо понимать, что они оплачивают свои расходы, а не расходы других «хитрых» жильцов.

До недавнего времени Управляющие компании и суды отказывали владельцам жилья с исправными ИПУ  в праве оплачивать ресурс по показаниям. Ссылаясь при этом на пункт 42.1 Правил, требующих стопроцентной установки приборов учета во всех квартирах и помещениях дома.

Один из жителей Московской области прошел все судебные инстанции вплоть до Конституционного суда РФ. В июле 2018 года КС РФ признал незаконным отказ в расчете платы за теплоэнергию по ИПУ ( Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2018 г. N 46-П[3].

В своем постановлении КС РФ потребовал внести изменения в действующее законодательство. До реализации этих требований, в жилищах с исправными расходомерами ресурса, плата будет рассчитываться по ИПУ. Если в помещениях такие приборы не установлены или не поверены, суммы уплаты будут рассчитываться по нормативам.

Платить за ЦСО по счетчику смогут жители домов, имеющих горизонтальную разводку отопления. Тепло поступает в квартиру по своему стояку, проходя через приборы учета.

Большинство домов постройки 60-80-х годов имеют вертикальную подводящую систему ЦО. Одна труба от подвала до чердака питает последовательно теплоносителем радиаторы на каждом этаже. При такой системе разводки тепла ИПУ придется ставить на каждую батарею, что экономически невыгодно.

Ответ на вопрос, что лучше теплоснабжение по расходомеру или нормативу, непростой.Для этого надо сравнить затраты за один отопительный сезон или год с оплатой по нормативу с затратами за другой отопительный сезон или год с оплатой по тепломерам.

Установив ИПУ и радиаторы с терморегулированием, собственник квартиры сможет получить необходимый уровень сервиса и будет знать, за что он платит.

1.Правилами предоставления коммунальных услуг №354 от 06.05.2011

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *