Минстрой предлагает закрепить обязательства государства по капремонту в законе

Минстрой предлагает закрепить обязательства государства по капремонту в законе

Кто получал Судебные приказы о взыскании задолженностей по оплате взносов на капитальный ремонт? какие действия потом: оплатили или продолжили игнор?

Ведь фонды капремонта, согласно ФЗ № 271, являются некоммерческими организациями (НКО).

Согласно статье 7 ФЗ „О некоммерческих организациях“, НКО учреждаются гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Согласно статье 123.

17 Гражданского кодекса РФ, фонды учреждаются на основе добровольных имущественных взносов. Следовательно, добровольные взносы не могут быть обязательными.

Кроме того, попытки применять начисление пени за еще не оказанные услуги противоречат основам гражданского права, а также ФЗ «О защите прав потребителей».

Что надо знать о решении Конституционного суда по взносам на капремонт

12 апреля на сайте КС РФ наконец-то появилось итоговое решение по поводу проверки на конституционность статей Жилищного кодекса РФ о взносах на капремонт. Сразу скажем: чуда не произошло, и взносы на капремонт не отменили. Однако из огромного постановления можно извлечь пару полезных моментов. Что говорит Конституционный суд по поводу взносов на капремонт?

1. Взносы на капремонт соответствуют Конституции

2. Взносы на капремонт не являются еще одним налогом

4 основных различия между взносами на капремонт и налогами:

  • Налоги собираются на обеспечение всевозможных расходов государства, взносы же за капремонт идут на оплату конкретных работ и услуг по ремонту общего имущества конкретного дома, что отвечает интересам жителя этого дома Василия Пупкина, а не обитателей Кремля и Госдумы.
  • Налоги не имеют конкретного целевого назначения — грубо говоря, идут и на ремонт дорог, и на медицину. У взносов на капремонт есть четкие цели расходования — они перечислены в ч.1 ст.174 ЖК РФ.
  • Взносы за капремонт не перечисляются в бюджет (как налоги), а идут либо на индивидуальный счет дома, либо на счет регионального оператора капремонта. Собственниками собранных взносов являются все владельцы квартир в данном МКД.
  • Взносы на капремонт носят возмездный характер, поскольку взамен каждый из собственников получит отремонтированный дом. Налоги же перечисляются в бюджет безвозмездно, просто так. То есть вы можете платить налоги, но не обязательно воспользуетесь бесплатной медициной или бесплатным образованием.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

3. Сбор взносов не отменяет обязанности государства провести капремонт

Это касается тех домов, которым требовался капремонт на момент приватизации, и записано в ст.

16 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ»: в отношении домов, требующих на момент приватизации капитального ремонта, за бывшими наймодателями сохраняется обязанность проводить капремонт.

Статью никто не отменял, она действует, то есть государство / муниципалитет обязаны сделать один капремонт приватизированного дома за свой счет. Все последующие капремонты таких домов уже будут осуществляться за счет самих собственников квартир.

КС пишет, что эти дома нужно включать в региональную программу капремонта в первоочередном порядке и выделять средства на их ремонт из бюджетов всех уровней. Хотя порядок исполнения этой обязанности по проведению ремонта требует конкретизации.

Важно: непроведение капремонта МКД бывшим наймодателем не освобождает собственников квартир от уплаты взносов на капремонт. Муниципалитеты и государство, которые владеют квартирами в МКД, также обязаны платить за них взносы на капремонт.

4. О собственниках квартир — «молчунах»

Что делать, если собственники квартир в МКД в установленные законом сроки не выбрали вариант накопления взносов (индивидуальный счет дома или общий котел) или приняли решение, но не исполнили его? На этот случай законодательство дает органам местного самоуправления право принять решение за дом и сформировать его фонд капремонта на счете регионального оператора.

Если муниципалитет принял все необходимые меры по информированию жильцов, это правило не противоречит Конституции. Если же муниципалитет такую информацию до жильцов не довел, и в доме еще не был проведен капремонт, жильцы могут по суду досрочно изменить порядок внесения средств и собирать взносы на счет дома.

5. Как уйти от общего котла на спецсчет

Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут в любой момент. Достаточно принять соответствующее решение на общем собрании. Исключение — когда у дома имеется непогашенная задолженность по оплате уже выполненных работ по капремонту, по кредиту или займу.

В течение 5 дней решение надо направить региональному оператору. Однако вступит в силу оно лишь через 2 года. Более короткий срок может быть установлен региональным законодательством.

На данный момент таким правом воспользовались лишь 38 субъектов федерации, и в некоторых из них срок уменьшен до 2-6 месяцев.

После вступления решения в силу региональный оператор в течение 5 дней обязан перечислить все накопленные домом средства на его спецсчет.

Читайте так же:  Выселение без предоставления другого жилого помещения

6. Общий котел не противоречит Конституции

Чем отличается формирование фонда капремонта на спецсчете и в общем котле? При выборе спецсчета собственники сами накапливают нужную сумму и сами занимаются организацией работ по капремонту. При накоплении денег в общем котле организацией капремонта занимается региональный оператор по утвержденной в регионе программе капремонтов.

Централизованный сбор средств помогает региональному оператору своевременно находить средства на проведение ремонтов, в т.ч. для неотложных капремонтов в аварийных домах. У жильцов отремонтированного дома сохраняется обязанность платить взносы за капремонт. За счет них в общий котел будут возвращаться потраченные средства других домов.

Если жильцы считают, что очередность проведения ремонта определена необъективно (без учета состояния дома), тогда они могут оспорить ее в суде. Еще КС напоминает, что региональные операторы капремонта не имеют права тратить средства из общего котла на свои административно-хозяйственные расходы — такой цели расходования нет в ч.1 ст.174 ЖК РФ.

Постановление КС РФ 10-п от 12.04.2016 окончательно и не подлежит обжалованию, вступило в силу с момента провозглашения.

Россияне выигрывают в суде дела по капремонту

Суды в России уже вынесли сотни решений в пользу собственников жилья по вопросу капремонту. Иски граждан удовлетворены на десятки миллиардов рублей. Такие колоссальные размеры расходов уже сейчас не под силу местным бюджетам – они просто не в состоянии исполнить судебные решения, что может привести к банкротству целых городов. Конечно, если не придет помощь из федерального бюджета.

Напомним, что и Верховный суд РФ, и Конституционный Суд РФ уже достаточно ясно выразили свою позицию, что за государством сохраняется перед жителями обязанность по капремонту в домах, в которых уже требовался капремонт на момент приватизации в нём квартир. В таких домах сначала капремонт должен сделать прежний собственник – т.е. муниципалитет (государство), а уж последующие капремонты лягут на плечи собственников, которые приватизировали квартиры в таких домах.

Причем такие дома в первоочередном порядке должны включаться в соответствующие региональные программы по капремонту.

А что на практике?

К примеру, в одном только Омске люди выиграли в суде дела по капремонту на сумму более 13 миллиардов рублей. И это при том, что весь годовой бюджет Омска – порядка 15 миллиардов. Получается, что решения суда есть, а исполнить их в установленные сроки орган власти пока не могут.

Для исполнения судебных решений по капремонту местным бюджетам просто необходима помощь из федерального бюджета. И омские депутаты уже готовят законопроект для внесения в Госдуму, чтобы этот вопрос урегулировать – распределить финансовую нагрузки между муниципалитетами и центром.

Аналогичная ситуация в Барнауле, Хабаровске, Ижевске, Владивостоке. Эти города могут просто не потянуть бремя исполнения судебных решений по искам собственников многоквартирных домов. Ситуация по капремонту сложилась просто критическая: более тысячи удовлетворенных исков, десятки миллиардов долга местных бюджетов.

Но и жители – обычные люди, собственники квартир не обязаны закрывать на это глаза, прощать долги муниципалитетам, государству. Есть закон – и он должен быть исполнен. Именно поэтому суды становятся на сторону собственников по искам по капремонту.

А что в других городах России – почему волна исков собственников к местным администрациям еще не захватила суды?

Все просто – люди просто не знают, что местную администрацию можно через суд обязать сделать капремонт. А те, кто знает, не имеет достаточной подготовки для обращения в суд.

И конечно фактор лени – населению часто кажется, что придет герой и решит за них проблему, сам обратится в суд, сам все организует, наймет юриста, будет тратить свое время, добьется справедливости для всех. Но таких героев дефицит.

А потому во многих городах пока затишье, никаких судебных споров по искам о капремонте нет.

Стоит заметить, что хотя в бюджетах городов часто и нет денег на исполнение решений суда по капремонту, это не значит, формулировка «денег нет» может все оправдать, а об исполнении решений суда можно забыть. Европейский суд по правам человека не допускает произвола в этом вопросе – отсутствие денег у государства – не повод для неисполнения судебных решений.

Актуально по теме «капремонт» – Конституционный суд, решение, поправки в законе

Одним из таких законов и стал 271-ФЗ о поправках в Жилищном Кодексе и других законодательных актах от 25 декабря 2012 года. Изменения коснулись особенностей нововведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Сторонники и противники закона о капремонте

Теперь собственники квартир жилых зданий, включенных в региональную программу, обязаны платить ежемесячные взносы на работы, которые будут проведены в будущем.

Данное новшество вызвало бурю негодования среди граждан.

До сих пор многие жильцы не могут разобраться в особенностях начисления платежей. Такой настрой собственников передался группе представителей Государственной Думы, которые решили отстоять их права.

Среди лиц, ознакомившись с новым законодательным документом, были и те, кто воспринял его как необходимость. Меньшее число граждан, а также такие государственные структуры, как Министерство юстиции и Министерство финансов, поддержали законопроект и одобрили его внедрение в жизнь.

Читайте также:  Покупательница новостройки отсудила 770 тысяч рублей за позднюю сдачу дома

Кто подал иск?

  • 3 марта 2016 года по вопросу «взнос на капремонт» Конституционный суд России принял исковое заявление о неправомерности введения платежей и противоречии нового законодательного акта Конституции РФ.
  • Заявителями стали представители партий КПРФ и «Справедливой России». Ими были выдвинуты несогласия со следующими пунктами Конституции:
  • Звоните юристу
  • Подберем специалиста за вас
  • 8 (499) 350-97-63 — Москва
  • 8 (812) 309-74-28 — СПб

Все «за» и «против» закона о капремонте

  1. Заявители посчитали введенный правовой документ нарушением прав граждан.

    Они сформулировали следующие предложения в Конституционный суд о капремонте, которые, по их мнению, вытекают из акта и противоречат принятым нормам:

  2. введенные сборы — это дополнительные налоги, которые не имеют право на существование;
  3. первоначальный капитальный ремонт в приватизированном многоквартирном доме должен проводиться государством, а не частными собственниками (на основании обзора судебной практики, Верховный суд о капремонте от 2008 года и закона о приватизации);
  4. региональный оператор может без согласия жителей определить способ формирования платежей на его счету (если владельцы квартир в назначенное время этого не сделали), что нарушает права собственников;
  5. наличие общего счета не гарантирует того, что деньги будут потрачены на цели ремонта;
  • государство накопило большой долг перед населением и теперь перекладывает его на плечи последних (а это ухудшает положение граждан, что противоречит Конституции).
  • Те, кто одобрительно воспринял законодательный акт, руководствовались следующими заключениями:

    так как жилой фонд постепенно приходит в негодность, то приватизация и ежемесячные платежи дают отличную возможность отремонтировать самостоятельно жилье;

  • средняя плата за квадратный метр довольно небольшая, но за несколько лет позволяет накопить внушительную сумму.
  • Решение суда

    Итак, по теме капремонт Конституционный суд решение все-таки вынес. Оно содержит следующие пункты:

    каждый собственник несет бремя содержания своего жилья, поэтому и взносы на капремонт Конституционный суд не относит к налогам, так как они расходуются на конкретные цели;

    введение нормативного акта не отменяет обязанности государства провести капремонт, который был необходим на момент приватизации жилья. Такие дома будут отремонтированы в первую очередь за счет взносов и дополнительной финансовой поддержки из бюджета. Суд также обязал конкретизировать исполнение данной обязанности государством;

    жильцы должны оповещаться о возможности формирования фонда на общем и специальном счете. Если данное требование не будет соблюдаться, то собственники вправе в удобное время перейти со счета оператора на специальный счет;

    срок наступления ремонта должен определяться по состоянию дома местными властями. Если жители не согласны с их решением, то могут подать исковое заявление;

  • если какой-то региональный оператор перестанет существовать, государство обязано обеспечить непрерывное функционирование фонда. Органы власти должны вести прозрачную политику в отношении его расходов.
  • Что изменилось после принятого решения?

    Определение Верховного суда: капремонт и основные положения закона остались в силе. Однако есть некоторые изменения, которые граждане могут использовать в своих целях.

    На капремонт Конституционный суд решение вынес, что в итоге? Теперь собственники могут подать иск на регионального оператора, если он не проинформировал их о способах открытия счета.

    Решение суда по капремонту позволяет досрочный переход на специальный счет, средства с которого могут расходоваться только в отношении вашего дома.

    Правда, в стране сейчас мало таких счетов. В основном, жители предпочитают работать напрямую с операторами.

    • Остаются актуальными вопросы: оплата в фонд капитального ремонта, решение суда по этому иску.
    • На законодательном уровне должны разрабатываться дополнительные поправки о финансировании государством капремонта приватизированного жилья.
    • Это немаловажно, так как в нем нуждаются многие дома, и новые нормативные акты должны обязать местные власти участвовать в проведении ремонтных работ.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    После оглашения решения информация по операциям фонда становится более прозрачной и доступной для населения.

    Это значит, что всю необходимую смету по своему дому и региональной программе в целом, можно узнать из публичных источников (например, официальных сайтов).

    Минстрой предложил изменить критерии отнесения граждан к обманутым дольщикам

    12 марта Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ опубликовало проект приказа о внесении изменений в критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также в правила ведения соответствующего реестра, утвержденные Приказом ведомства от 12 августа 2016 г. № 560/пр.

    В частности, из критериев признания граждан пострадавшими (п. 2) предлагается исключить условие о неисполнении застройщиком обязательств по ДДУ в случае отсутствия прироста вложений в незавершенное строительство объекта в течение двух последовательных отчетных периодов (подп. 1).

    Также подлежит исключению из перечня и подп.

    6 о необеспечении обязательств застройщика поручительством банка или страхованием гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилья участнику долевого строительства, либо невозможности выплаты по ДДУ, обеспеченному таким поручительством, ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации.

    Кроме того, предлагается изменить правила ведения реестра пострадавших граждан.

    Так, п. 10 об условиях, при которых заявитель не подлежит включению в реестр, дополнен подп.

    6 и 7, предусматривающими заключение участником долевого строительства договора уступки прав требования по ДДУ после даты признания на данном объекте пострадавшим первого участника строительства и включения его в реестр.

    Также в реестр не сможет быть включен заявитель, получивший выплату по ДДУ, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика.

    Основанием для исключения из реестра (п.

    12) может стать отказ пострадавшего гражданина от мер поддержки и (или) содействия в восстановлении его нарушенных прав, предложенных как органами государственной власти и местного самоуправления, так и специализированными некоммерческими организациями, созданными в этих целях, а также получение пострадавшим выплаты по ДДУ, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика.

    Комментируя «АГ» предложенные поправки, генеральный директор юридической компании по защите прав заемщиков по кредитам «Лига защиты должников» Сергей Крылов отметил целесообразность внесения изменений, направленных на защиту прав граждан, учитывая остроту ситуации, сложившейся в долевом строительстве жилья. «Граждане устали от неопределенности и рисков, связанных с потерей денег при участии в долевом строительстве», – добавил он.

    Однако, по мнению эксперта, критерии – как предложенные в проекте, так и предусмотренные Приказом № 560, – не позволяют в полной мере охватить и включить в реестр все категории граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков. В связи с этим, считает Сергей Крылов, было бы целесообразно предусмотреть порядок, который позволил бы устранить эту проблему.

    В частности, закрепленный Приказом № 560 подход не учитывает такой важный критерий проблемности объекта незавершенного строительства, как введение в отношении застройщика процедуры банкротства, которая фактически означает отсутствие у него финансовой возможности достроить объект.

    «В результате, несмотря на вхождение застройщика в процедуру банкротства, дольщики не имеют возможности попасть в реестр пострадавших граждан до истечения установленного срока признания объекта незавершенного строительства проблемным», – подчеркнул Сергей Крылов.

    При этом он добавил, что введение подобного механизма не увеличит гарантии защиты прав и законных интересов дольщиков.

    По мнению управляющего партнера АБ «Юшин и партнеры», адвоката Анатолия Юшина, предлагаемые изменения не носят принципиального характера.

    С одной стороны, пояснил эксперт, они конкретизируют ряд моментов, которые не нашли отражение в первоначальной редакции приказа, – в частности, уточняют перечень ситуаций, при которых граждане исключаются из списка лиц, чьи права нарушены.

    «Эти уточнения представляются обоснованными и правильными, поскольку в первоначальной редакции эти ситуации (переход прав по уступке или получение выплаты от страховой организации) просто не были учтены», – отметил он.

    Адвокат также обратил внимание, что в проекте отражены предпринятые государством в последнее время меры защиты пострадавших дольщиков – изменения главы о банкротстве застройщиков в Законе о банкротстве, создание федеральной структуры в сфере защиты прав дольщиков «ДОМ.РФ».

    «Оценивая представленный проект, можно сказать, что он не вносит революционных изменений в вопрос регулирования критериев отнесения граждан, денежные средства которых привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права были нарушены, к числу пострадавших, а также в правила ведения реестра пострадавших, а уточняет моменты, не учтенные в первоначальной редакции приказа, приводя регулирование данного вопроса в соответствие с правовыми реалиями», – резюмировал Анатолий Юшин.

    Закон РФ о капитальном ремонте многоквартирных домов: когда вступил в силу, взносы и оплата капремонта

    Почему закон о капитальном ремонте многоквартирных домов по-прежнему вызывает бурю негатива со стороны населения? Попробуем разобраться.

    До определенного момента капитальный ремонт многоквартирных домов осуществлялся за государственный счет, так как долгое время считалось, что державе не накладно содержать общедомовую собственность.

    В 2012 году были внесены поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации и принят Федеральный Закон № 271, в результате вся ответственность за капитальный ремонт общей собственности легла на владельцев квартир.

    Изменения в законодательстве

    В чем суть поправок, которые внесли в Жилищный кодекс? До этого момента положение о капремонте многоквартирных домов не регламентировало правила оплаты владельцами общей собственности.

    На данный момент процедура утверждена законодательно, и ее нарушение может быть наказуемо.

    Таким образом, жильцов обязали сформировать денежный фонд, из которого средства будут поступать на восстановление здания.

    Утвержденное постановление лишает возможности отказаться от отплаты начисленного тарифа. Единственное, что может сделать владелец квартиры — не накапливать долгов по новому виду коммунальных платежей, если он не попадает в льготную категорию, так как мерой пресечения безответственности могут стать арест и конфискация имущества.

    Вопросы по формированию тарифной сетки оставили за региональными властями, поэтому платежи в разных регионах сильно отличаются друг от друга.

    Сумма начисляется в зависимости от площади квартиры: квадратуру умножают на установленную в регионе минимальную тарификацию и получают ежемесячную плату. Ее нужно вносить, чтобы сформировать ресурс для поддержания жилищного фонда в оптимальном для полноценной эксплуатации состоянии.

    При этом совладельцы общей собственности имеют право увеличивать взносы, отталкиваясь от минимума, установленного в регионе проживания.

    Положительным моментом такой реформы стало появление более точных формулировок, которые касаются распределения денежных ресурсов, формирования тарифов, перечня мероприятий, попадающих в категорию капитального ремонта, ответственности за долги, основных обязанностей владельцев общей собственности. Возможно, в 2020 в закон об обязательном капитальном ремонте многоквартирных домов будут внесены незначительные изменения, и, скорее всего, они не коснуться формирования тарифной сетки и порядка, по которому осуществляются выплаты.

      10 вещей, которые вы не должны делать, снимая квартиру

    Действие нормативной базы

    Федеральный закон от 25.12.2012 N 271-ФЗ регулирует изменения, внесенные в жилищный кодекс РФ, связанные с капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов. Эти изменения были внесены в 2012 году, когда оплата капитального ремонта была полностью возложена на службы ЖКХ. Согласно изменениям, теперь фонд формируется из личных средств собственников квартир.

    Владельцы же частных домов сами принимают решение, когда им производить ремонт или реконструкцию жилья. Поэтому на них этот закон не распространяется.

    В 2020 году данный закон претерпел некоторые изменения и был принят в редакции от 29 го июня под номером 176-ФЗ. Дополнения и изменения некоторых статей, внесли ясность и определенность для плательщиков, а главное, гарантию сохранности их денежных средств, формирующих фонд капитального ремонта.

    Это важно знать: Жалоба на постановление об административном правонарушении: образец

    Основные обязанности жильцов многоэтажек

    В ФЗ № 271 сформулированы обязательства и некоторые права собственников многоквартирного дома:

    • на владельцев частей общей собственности многоквартирных домов возложены обязательные денежные расходы по содержанию собственного и общего помещения, сумма подобных затрат формируется в зависимости от доли, которая находится во владении собственника;
    • увеличивать установленные тарифы собственники многоквартирного жилья могут, заключив договор, если совместно принимают решение о внеочередном мероприятии или необходимости других работ по капитальному ремонту;
    • к сведению будущих собственников квадратных метров: приобретая недвижимость, вы должны знать, что к новому владельцу переходят права и обязанности предыдущего, в том числе и невыплаченные долги по этой статье расходов;
    • для финансирования восстановления, модернизации или замены частей коммуникаций, собственники многоквартирного здания могут создать собственный счет или, заключив договор, платить специальному региональному оператору, в обязанности которого вменяется формирование регионального фонда денежных средств.

    По собственному желанию или другим причинам более 85% населения страны добровольно вносят деньги на счета крупных компаний, так называемых региональных операторов.

    Формально, подобная организация может определять очередность и распределять средства, предназначенные на капитальный ремонт. В таком случае неизвестно, когда может дойти очередь до вашей общей собственности.

    Хотя региональные планы создаются на основе технического мониторинга состояния жилых строений.

    Нужно учесть, что в планы автоматически не попадают здания, изношенные более чем на 70%, и частная собственность на гарантии застройщика.

    Фактически в выигрыше от подобного распределения оказывается старый жилой фонд, который невозможно восстановить силами и средствами жильцов, либо потребуется большое количество времени на накопление нужных ресурсов. Которые, с учетом темпов инфляции все более и более обесцениваются.

    Проигрывают жители новостроек: за их счет происходит восстановление старых зданий, проводятся работы, в которых новостройки по объективным причинам не нуждаются и не будут нуждаться еще долгое время. Однако, согласно ФЗ о капитальном ремонте многоквартирных домов, платить должны все.

    Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов

    Федеральный закон 271 говорит следующее: в обязанности владельцев квартир жилых комплексов входит оплата обязательного взноса, который предназначен для капитального ремонта всего дома. Сумму оплаты устанавливает регион России, она зависит от площади квартиры.

    До введения в силу закона финансирование возлагали на фонд по реформированию ЖКХ. Сегодня он занимается расселением людей в порядке переселения из ветхого и аварийного жилья.

    Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов в 2020 году постановил, что органы местного управления формируют фонды и определяют операторов по региону. Операторы, в свою очередь, ознакомят с нововведениями жильцов домов и будут своевременно предоставлять отчеты в сети Интернет. Однако на практике возникло множество вопросов, связанных с процессом сбора и распределения финансов.

    Исполнение закона о капитальном ремонте в России смотрите в видео

    Данные реформы не стали новшеством, в гражданском кодексе зафиксирована обязанность жильцов содержать жилье на свои средства. Закон 271 ФЗ о капитальном ремонте лишь закрепил это повторно, признав оплату за выполнение капремонта и прочих работ в многоквартирном доме обязательной для собственников. Также закон установил механизм осуществления этих работ, их режим.

    О санкциях за неуплату

    Чем грозит неуплата, предусмотрено в ст. 155 закона, а именно:

    • плата в фонд капитального ремонта многоквартирного жилища вносится по такой же схеме, как прочие коммунальные платежи, в сроки, которые устанавливаются собранием собственников многоэтажки или другими уполномоченными органами;
    • произвести оплату можно любым способом: как перечислением на электронные счета организации (оператора или собственного счета МКД), так и оплатой в любых банковских отделениях, которые принимают подобные платежи;
    • отсрочка оплаты возможна, если на сайте компании, принимающей платежи от населения, сведения о текущем движении средств не были размещены в срок;
    • если гражданин не является собственником жилого помещения, он перечисляет квартплату и другие оговоренные платежи владельцу;
    • если владелец квартиры не проживает в ней, он обязан вносить оплату регулярно, как и коммунальные платежи;
    • после 30 дней просроченной оплаты по счетам начинает насчитываться пеня, сначала минимальная, затем ее ставка повышается (после 3 месяцев задолженности).

    Читать также: Как написать и подать жалобу в жилищную инспекцию: образец и порядок оформления

    Так что вопрос о том, законно ли начисление пени, неактуален, так как ее размеры, процентная ставка и время, через которое она станет начисляться на накопленный долг, оговорены в ФЗ № 271. Кроме того, задолженность попадает под статьи закона, где указана возможность наложения ареста и конфискации имущества, принадлежащего должнику, за неуплату.

    Какие льготы предусмотрены данным нормативным актом за услуги

    Некоторые категории граждан имеют право не оплачивать капитальный ремонт зданий. К ним относятся:

    • инвалиды и граждане, воспитывающие детей- инвалидов;
    • многодетные семьи;
    • малообеспеченные граждане;
    • граждане, принимающие участие в ликвидации техногенных катастроф;
    • участники и ветераны ВОВ;
    • пенсионеры старше 70 лет.

    Для всех категорий предусмотрена оплата в 50 % от общей начисленной суммы.

    https://www.youtube.com/watch?v=399Jbz55XNk

    Это важно знать: Кассационная жалоба по гражданскому делу: сроки подачи

    О льготах

    Категории льготников, которые освобождаются от уплаты этого вида коммунальных платежей, совсем немногочисленны.

    Кто имеет право не платить? В первую очередь, от таких выплат освобождены жители аварийной недвижимости, которая не подлежит капитальному ремонту.

    Освобождаются от выплат граждане, проживающие на территории, которая в перспективе переходит в собственность государства или муниципалитета, либо те, кто является арендатором такой собственности, если договор найма не оговаривает этот пункт отдельно.

    На основании закона № 169 о капремонте, 50%-ные льготы положены для пенсионеров, которым исполнилось больше 70 лет, а тем, кому больше 80 — и все 100%. Это все, что касается льгот, установленных и зафиксированных на федеральном уровне. Региональные власти формируют собственные списки льготников, в эту категорию попадают:

    • инвалиды и ветераны боевых действий и ВОВ;
    • ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС и их семьи;
    • реабилитированные жертвы политических репрессий;
    • многодетные, малоимущие семьи;
    • инвалиды.

    И некоторые другие категории граждан. Нюансы и подробности можно узнать в местных органах самоуправления или в службе социальной защиты населения по месту проживания.

    Постановления Правительства РФ о льготах на капремонт

    Минстрой РФ: Оплата взносов на капремонт является обязанностью собственников (2016)

    На основании какого закона собственники жилья в многоквартирных домах должны платить за капремонт?На основании внесения поправок в Жилищный кодекс РФ в 2012 году, которые обязывают собственника жилья вносить деньги на спецсчет для ремонта своего дома либо перечислять их региональному оператору в общий котел.

    Кстати, перечисление денег в «общий котёл» при отсутствии решения общего собрания собственников вводится по умолчанию.

    Каждый субъект Российской Федерации принимает свой собственный нормативный акт, который регулирует порядок оплаты капитального ремонта многоквартирного дома на основании требований, предусмотренных Жилищным кодексом и федеральным законом №185-ФЗ «О Фонде содействия Реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

    • Разве взносы на капремонт не должны быть добровольными?
    • Разве капремонтом домов не должно заниматься государство?
    • Не являются ли сборы на капремонт нарушением Конституции РФ?

    Нет, взносы на капремонт не являются добровольными.

    Связано это с тем, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют также общим имуществом в доме на праве общей долевой собственности и, соответственно, несут бремя содержания такого имущества, в том числе и обязанность по его ремонту. Доля расходов на такое содержание зависит от доли в праве общей собственности (то есть, чем больше площадь, тем больше размер оплаты).

    Таким образом, оплата взносов на капремонт является обязанностью собственников. В ст.154 ч.3 ГК РФ (в редакции Федерального закона № 263-ФЗ от 21 июля 2014 г.) предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт.Каждый из нас поддерживает в порядке свою квартиру, но и сам дом тоже нуждается в уходе.

    За текущий ремонт многоквартирного дома отвечает управляющая компания — она обязана следить за состоянием подъездов, подвалов и иных помещений, находящихся в общем пользовании. Но замена отслуживших свой срок труб или старенького лифта требуют серьезных вложений, поэтому на капитальный ремонт необходимо копить средства и это задача собственников.

    Подобно тому, как собственники частных домов (а их в стране около трети) самостоятельно оплачивают ремонт своих домов, откладывая деньги на капитальные особенно затратные работы.Сейчас в России, по данным Минстроя, из 2,5 миллиарда квадратных метров в многоквартирных домах в капитальном ремонте нуждается примерно половина. При этом даже новый дом рано или поздно придется ремонтировать.

    Чтобы обновить текущую крышу стандартной пятиэтажки, придется потратить около 1,5 миллионов рублей. Замена лифта стоит около 2 миллионов. Из бюджета брать эти средства нерационально.

    В нашей стране около 30% населения живет в частных домах (ремонт крыши которых никому даже в голову не приходит оплачивать из бюджета) — так почему из их налогов должны ремонтироваться многоквартирные дома?Незащищенные категории населения и старшее поколение получают существенную социальную поддержку — на эти цели страна только в 2015 году потратила 32,6 миллиарда рублей.

    Отдельным категориям граждан предоставляется компенсация в размере 50% или 100% взноса на капремонт.

    Нет, не являются. Положение ч.1 ст.169 ЖК РФ, устанавливающее в качестве общего правила обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в этих домах (за исключением установленных законом случаев), по своему конституционно-правовому смыслу предполагает совместное и равное участие всех собственников помещений в таких домах — независимо от даты возникновения права собственности на конкретные помещения, основания его приобретения и формы собственности — в формировании фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и как таковое не противоречит Конституции РФ. На это недавно указал Конституционный Суд в своем постановлении в связи с поступившим запросом депутатов Госдумы (постановление № 10-П от 12.04.2016 г.).

    Конституционный Суд РФ признал взносы на капитальный ремонт жилых зданий соответствующими основному закону страны и отметил, что из права собственности на жилые помещения вытекает обязанность заботиться об общем имуществе и сохранности многоквартирного дома.

    Взносы на капитальный ремонт не являются налогом, поскольку собранные средства должны расходоваться исключительно целевым образом. Этот факт, однако, не отменяет обязательств государства перед жильцами домов, требующих капитального ремонта. Для ремонта таких зданий могут использоваться средства из региональных бюджетов.

    Может ли собственник отказаться от уплаты взносов на капремонт и на каком основании?

    Нет, не может.

    Но есть отдельные категории жильцов, которые освобождены от уплаты таких взносов: жители муниципального жилищного фонда и собственники помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также в многоквартирных домах, в отношении которых принято решение органов государственной власти или органов местного самоуправления об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом доме (например, для строительства объектов транспортной инфраструктуры).Однако законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и льготы по оплате взносов на капремонт для пожилых граждан. С 1 января 2016 года Жилищный кодекс дает регионам такое право — освобождать одиноких неработающих россиян в возрасте 80 лет и старше от уплаты взносов на капитальный ремонт и право предоставить скидку в 50% для одиноких неработающих граждан, достигших 70 лет. Так, например, это право уже реализовано на уровне Москвы и ряда других субъектов РФ.Кроме того, ЖК устанавливается, что инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50% этого взноса.

    А что ждет тех, кто не будет платить за капремонт?

    В соответствии со ст.ст.

    154, 159-160 ЖК РФ, в случае неоплаты взносов на капитальный ремонт предусмотрена ответственность в виде наложения пени, взыскания в судебном порядке образовавшегося долга, приостановление выплаты льгот и субсидий, причитающихся собственникам.

    Материал подготовлен на основании комментариев замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, члена правления ассоциации АКОН Никиты Чулочникова, юриста коллегии адвокатов «Малов и партнеры» Ларисы Мальцевой.

    Источник: Минстрой РФ, 19.07.2016 г.

    Учет фонда капремонта: определяем обязанное лицо

    Источник: Журнал «Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение»

    В 2014 году в доме, которым управляет УК, было проведено общее собрание собственников помещений в МКД по вопросам капитального ремонта общего имущества.

    На этом собрании было принято решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, владельцем которого является региональный оператор.

    Кто в описанной ситуации должен предъявлять собственникам к уплате взносы на капитальный ремонт, составлять платежные документы и вести учет фонда?

    Для ответа на поставленный вопрос, прежде всего, необходимо сформировать представление о том, кто обязан осуществлять капитальный ремонт МКД и связано ли наличие такой обязанности с решением собственников помещений в МКД о выборе способа формирования фонда капремонта.

    Общие положения об обязанностях управляющих

    Надлежащее содержание общего имущества в МКД является одной из ключевых целей управления МКД (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Правила осуществления деятельности по управлению МКД утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416. Согласно п.

    4 названных правил управление МКД обеспечивается выполнением ряда стандартов, одним из которых является подготовка предложений по вопросам проведения капитального ремонта (реконструкции) МКД (см. пп. «в»).

    На основании таких предложений собственники помещений в МКД принимают решения о проведении капитального ремонта общего имущества (ч. 1, 2 ст. 189 ЖК РФ).

    Другой стандарт управления, сформулированный в пп. «ж» п.

    4Правил осуществления деятельности по управлению МКД, посвящен организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Этот стандарт подразумевает, что в обязанности управляющего входят в том числе:

    • начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД. Они производятся в адрес собственников как жилых, так и нежилых помещений, поскольку расходы на содержание общего имущества несут собственники всех помещений в МКД независимо от их статуса (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ);
    • оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД;
    • ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством РФ.

    Напомним, что в состав платы за жилое помещение для собственника помещения в МКД входят (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ):

    1. плата за содержание и ремонт жилого помещения;
    2. взнос на капитальный ремонт.

    Что касается самого надлежащего содержания общего имущества в МКД, то оно осуществляется с учетом требований ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ. Данная статья связывает возникновение у конкретных лиц обязанности по содержанию общего имущества в МКД с выбором способа управления этим домом. Так, в силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией именно она несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение всех работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и Правилам содержания общего имущества. Важно, что капитальный ремонт, как и текущий, назван в числе мероприятий, образующих понятие «содержание общего имущества» (см. пп. «з» п. 11Правил содержания общего имущества).

    • Сделаем вывод. По общему правилу при управлении домом УК на последнюю возлагаются обязанности:
    • по планированию и оказанию услуг и выполнению работ, связанных с капитальным ремонтом общего имущества в МКД;
    • по оформлению платежных документов и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД, а также по ведению претензионной и исковой работы в отношении должников.

    Специальные положения об обязанностях управляющих

    Далее необходимо разобраться, корректируются ли обязанности УК, установленные в общем случае, в зависимости от того, каким способом собственники помещений в МКД формируют фонд капитального ремонта.

    Согласно ч. 2 ст.

    158 ЖК РФ расходы на капитальный ремонт общего имущества в МКД финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Сам фонд пополняется за счет взносов собственников и иных перечисленных в ч. 1 ст.

    170 ЖК РФ поступлений.

    Особенности уплаты взносов на капитальный ремонт установлены в ст. 171 ЖК РФ, однако определенно они сформулированы только в отношении способа формирования фонда на счете регионального оператора.

    Фонд формируется на счете регионального оператора

    В этой ситуации собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, если иное не установлено законом субъекта РФ. Учет фондов (в том числе в разрезе плательщиков взносов) также ведет оператор (ч. 1 ст.

    183 ЖК РФ), поскольку платежи собственников помещений, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, образуют имущество последнего (п. 2 ч. 1 ст. 179 ЖК РФ).

    Одновременно у оператора возникает обязанность перед собственниками помещений в МКД обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в их доме (ст. 182 ЖК РФ).

    В рамках исполнения данной обязанности региональный оператор:

    • подготавливает и направляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и объеме услуг и (или) работ, их стоимости, порядке и источниках финансирования названных работ (услуг) и т. д.;
    • привлекает подрядные организации и контролирует ход выполнения работ;
    • осуществляет приемку выполненных работ и т. д.

    Таким образом, в случае формирования фонда капремонта на счете регионального оператора обязанность по оформлению платежных документов (в части взносов на капитальный ремонт) и направлению их собственникам и пользователям помещений в МКД возлагается на регионального оператора, если иное не установлено субъектом РФ. Одновременно обязанность спланировать и провести капитальный ремонт в доме тоже закреплена за региональным оператором. По логике закона региональный оператор выполняет возложенные на него обязательства без участия УК, таким образом, ряд вопросов, «исторически» подведомственных управляющим, перераспределен на регионального оператора.

    Фонд формируется на специальном счете

    Относительно уплаты взносов собственниками, формирующими фонд капремонта на специальном счете, ст. 171 ЖК РФ не дает никаких особых указаний кроме того, что взносы должны поступать на специальный счет (ч. 2 названной статьи). Важно, что права на денежные средства, находящиеся на специальном счете, принадлежат собственникам помещений в МКД, а не владельцу данного счета, будь то региональный оператор или УК (с 01.01.2015 возможно и такое – см. ч. 2 ст. 175 ЖК РФ

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector