Минстрой будет замерять индекс комфортности городской среды

Россиянам презентовали первый индекса качества городской среды в нашей стране.

О методике расчета и перспективах дальнейшего использования индекса рассказали зампредседателя Правительства РФ Виталий Мутко, министр строительства и жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации Владимир Якушев, а также представители ДОМ.РФ и КБ «Стрелка». Результаты проведенной масштабной работы опубликованы на сайте Минстроя России и на отдельном сайте Индекс-городов.рф.

Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным перед Правительством РФ была поставлена задача — кардинально улучшить комфортность городской среды, повысить индекс ее качества на 30 процентов и сократить в связи с этим количество городов с неблагоприятной средой в два раза. Для ее выполнения была  разработана методика расчета индекса.

Работа в этом направлении велась с 2016 года. Методика неоднократно корректировалась и дорабатывалась. Специалисты опирались на международный опыт мониторинга состояния городов, изучив свыше 150 систем оценок в контексте актуальных проблем российских городов. Выделено более 200 показателей, которые могут быть использованы и в России.

В результате, создан документ, в котором учтены ключевые современные принципы развития городов: приоритет пешеходной доступности, возможность разнообразного досуга и минимизация временных затрат на дорогу до работы, разнообразие типов общественных пространств в городе, разнообразие доступной инфраструктуры. Доля городов с благоприятной городской средой станет базовым значением, от которого будет рассчитываться рост, заданный национальным проектом «Жилье и городская среда».

Индекс качества городской среды в масштабах целой страны рассчитывается впервые в мире.

Как отметил зампредседателя Правительства РФ Виталий Мутко, индекс представляет собой инструмент мониторинга состояния города, и не является рейтингом.

Оценка Индекса – это руководство к действию, которое четко подсвечивает, какими территориями и какими проблемами в городе необходимо заниматься, уточнил вице-премьер.

На методике расчета и его результатах подробно остановился глава Минстроя России Владимир Якушев. Он сообщил, что специалистами ведомства рассчитаны индексы состояния городской среды в 1114 населенных пунктах за 2018 год. Они были расформированы по 10 размерно-климатическим группам для корректного составления шкал оценки индекса городской среды и сравнения.

«Методика включает 36 индикаторов. Каждый из индикаторов оценивался по десятибалльной шкале. Значения суммировались и составили итоговый индекс качества городской среды. Таким образом, города могли набрать максимум 360 баллов. Соответственно, в городах, набравших более 180 баллов – городская среда считается благоприятной», — рассказал глава ведомства.

Минстрой будет замерять индекс комфортности городской среды

Он отметил, что по результатам произведенных расчетов среднее значение индекса качества городской среды по стране за 2018 год составило 163 балла. А доля городов с благоприятной городской средой по итогам прошлого года – 23%.

«К 2024 году количество городов с благоприятной средой должно стать не менее 676. А среднее значение самого индекса – составлять не менее 212 баллов. Это та задача, которую мы должны совместно с регионами решить в ближайшие пять лет», — уточнил министр.

Владимир Якушев также пояснил, что Минстроем России проделана трудоемкая работа по сбору и анализу данных по базовым показателям. Информация по 19 показателям взята из открытых источников.

Это сведения поисково-информационных картографических служб, данные географической информационной системы, космические снимки территорий, а также социальные сети.

По еще 17 показателям информация собрана от субъектов и органов статистики и федеральных органов исполнительной власти.

Министр остановился еще на одном важном аспекте – на системных ошибках, допущенных регионами при предоставлении информации.

Так, например, ряд субъектов указал, что в их городах нет граждан, проживающих в аварийном жилье. Таких городов по полученным Минстроем России сведениям регионов 246. Ведомством проверена эта информация.

Оказалось, что только в 25 городах представленные сведения соответствуют действительности.

«При выявлении логических ошибок для расчета применялись средние значения баллов по группе. Но, поскольку подсчет индекса будет производиться ежегодно, то мы скорректируем работу с регионами, чтобы к следующему расчету получить более корректную статистику от регионов, которая не потребует внесения значительного количества исправлений», — уточнил министр.

Методика, по которой рассчитывались индексы, носит комплексный характер. Полученные значения будут учитываться при определении размера финансирования регионов, чтобы они смогли создать в своих городах современную, безопасную и комфортную городскую среду, улучшив тем самым и качество жизни горожан.

  • Минстрой будет замерять индекс комфортности городской среды

Обнародован Индекс качества городской среды за 2020 год

Минстрой будет замерять индекс комфортности городской среды

Минстрой России опубликовал результаты Индекса качества городской среды за 2020 год. По итогам прошлого года достигнуть нужной отметки Индекса для признания среды благоприятной смогли 76 городов России. Таким образом, общее количество городов с благоприятной городской средой по всей стране достигло 375, что на 18 городов больше, чем планировалось достигнуть по плану федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».

По итогам оценки качества городской среды для субъектов за 2020-й год, Московская область заняла третье место после Москвы и Санкт-Петербурга, набрав 208 баллов по среднему значению индекса качества городской среды. Доля городов с благоприятной городской средой составила 85% (62 города из 73). Прирост среднего значения индекса качества городской среды к 2019 году составил 3%.

В число крупных городов с численностью населения 250 тыс. – 1 млн. чел., признанных с благоприятной городской средой вошли подмосковные Химки (217 б.), Балашиха (208 б.), Подольск (195 б.).

  • Города-лидеры качества городской среды в своей категории по численности населения:
  • Большие города:
  • 1-е место — Реутов (263 б.),
  • 3-е место — Красногорск (238 б.)
  • 4-е место – Одинцово (232 б.)
  • 5-е место – Люберцы (229 б.)
  • Средние города:
  • 1-е место — Видное (235 б.)
  • 2-е место — Фрязино (228 б.)
  • 3-е место — Лобня (226 б.)
  • 4-е место – Дзержинский (224 б.)

Малые города (25 – 50 тыс. чел.):

  1. 2-е место — Истра (235 б.)
  2. 3-е место — Котельники (232 б.)
  3. 4-е место – Краснознаменск (227 б.)
  4. 5-е место – Можайск (226 б.)

Малые города (5 – 25 тыс.чел.):

  • 1-е место — Талдом (230 б.)
  • 2-е место – Пересвет (229 б.)
  • 4-е место – Черноголовка (220 б.)

«Любой результат складывается из грамотного подхода построения коммуникации внутри большой команды. Это, прежде всего, взаимодействие с профильными ведомствами, совместная и слаженная работа всей команды..

Нам удалось достичь таких высоких результатов благодаря системному подходу к организации работ по повышению Индекса качества городской среды городов Подмосковья в 2020 году.

Это работа Штаба по благоустройству: еженедельный мониторинг дорожных карт, доклады об их выполнении, в случае наличия рисков – принятие управленческих решений и постоянный контроль. Также анализ территорий, социокультурное программирование и взаимодействие с жителями.

И, конечно, спасибо нашему губернатор у Андрею Юрьевичу за то, что он уделяет большое значение реализации программы «Формирование комфортной городской среды» и за создание отдельного ведомства, которое может заниматься всей этой работой», – рассказал министр благоустройства Московской области Михаил Хайкин

«Индекс качества – это инструмент, который помогает выявлять болевые точки. И это действительно инструмент развития городов и регионов», — добавил Михаил Хайкин.

Один из критериев Индекса – вовлечение граждан в принятие решений по вопросам городского развития. Именно граждане создают запрос на определенные территории.

Только они знают, что именно им необходимо для комфортной жизни, чего им не хватает в городе в целом или рядом с домом.

Диалог с жителями и обсуждение с ними ключевых решений позволяет создавать действительно востребованные общественные пространства, повышает экономическую привлекательность территорий.

Минстрой и ДОМ.РФ разработали руководство по повышению Индекса качества городской среды

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России и ДОМ.РФ представили «Руководство по определению первоочередных направлений развития городской среды с помощью Индекса качества городской среды». Документ содержит рекомендации по улучшению показателей качества городской среды.

Национальным проектом «Жилье и городская среда» предусмотрено улучшение качества городской среды к 2030 году в полтора раза. Для выявления существующих проблем ДОМ.РФ совместно с Правительством России, Минстроем и КБ «Стрелка» разработали Индекс качества городской среды.

Он рассчитывается по 36 индикаторам, каждый из которых оценивается по шкале от 1 до 10 баллов. Их значения суммируются и составляют итоговый индекс качества. Город может набрать максимум 360 баллов. Если его итоговая оценка превысит 180 баллов, городская среда считается благоприятной.

Для корректного сравнения все города распределены на 10 групп по размеру и климатическим условиям.

Были проведены подсчеты за 2018 и 2019 годы. Индекс качества за 2020 год будет рассчитан к весне 2021 года, он охватит 1116 городов.

Чтобы количество городов с благоприятной средой постоянно увеличивалось ДОМ.РФ и Минстрой приняли решение разработать специальное методическое руководство.

Читайте также:  Для регионов могут ввести показатели эффективности строительства

Оно предлагает администрациям городов простые решения, позволяющие добиться значительного улучшения показателей.

Для удобства документ разделен на три части – «Как работает Индекс», «Рекомендации по определению первоочередных направлений (мероприятий) комплексного развития городских территорий» и «Примеры работы с конкретными индикаторами».

Первая часть рассказывает об особенностях применения Индексе, например, о том, как ведется расчет его индикаторов. Вторая – дает рекомендации по основным направлениям развития городов и разбирает все 36 индикаторов Индекса качества городской среды – от доли аварийных домов до доли жителей старше 14 лет, вовлеченных в принятие решений по вопросам городского развития.

Например, представлен пункт №14 – «Уровень озеленения». Приводится его определение – «доля городских территорий, покрытых зелеными насаждениями, в общей площади города». Этот показатель позволяет оценить потенциал, в частности, для повышения экологической безопасности горожан.

Далее приводятся причины неоптимального значения этого индикатора в Индексе – вырубка и застройка озелененных территорий, неудовлетворительное качество ухода за посадками и т.д.

Затем даются рекомендации по повышению качества городской среды –например, повышение плотности зеленых насаждений, рациональный выбор озеленения с учетом климата, минимизация влияния на него химикатов. Также в разделе представлены иллюстрации.

Они наглядно показывают, как решаются вопросы с озеленением в городах северных стран – Исландии, Норвегии, Швеции.

«Руководство по повышению Индекса качества городской среды имеет сугубо прикладное значение. Оно позволяет разобраться в том, почему в данном городе такие низкие показатели в конкретных областях, и рекомендует, что можно сделать для повышения оценки.

Задача документа – указать наиболее оптимальный путь развития городской среды, который бы учитывал и выявленные Индексом проблемные точки, и возможности для роста.

Документ предлагает пути практического решения задач национального проекта «Жилье и городская среда» в наиболее емкой и информативной форме», – подчеркнул заместитель министра строительства и жилищной-коммунального хозяйства России Максим Егоров.

Одно из ключевых особенностей Руководства – каждый индикатор рассматривается как отдельно, так и с точки зрения его влияния на другие показатели.

«Уровень озеленения», сказывается не только на смежных индикаторах – «Состоянии зеленых насаждений» и «Привлекательности озелененных территорий», но и на «Индексе пешеходной доступности».

Улучшив один показатель, можно добиться увеличения баллов в других.

Третья часть Руководства посвящена примерам работы с индикаторами – как пошагово добиться улучшения того или иного показателя.

«Городам не хватало эффективного инструмента, как для повышения отдельных индикаторов Индекса, так и для развития в целом. Наше Руководство указывает на простые, понятные решения, учитывающие специфику российских муниципалитетов.

Рекомендации не требуют лишних ресурсов, но позволяют достичь конкретного результата за небольшое количество времени.

Ознакомление с рекомендациями будет полезно не только местным властям, но и девелоперам, малому и среднему бизнесу и простым гражданам, поскольку формирование комфортной и безопасной городской среды является общей задачей», – отметил заместитель генерального директора Фонда ДОМ.РФ Антон Финогенов.

Нацпроект «Жилье и городская среда» включает в себя четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Общий объем финансирования мероприятий нацпроекта из всех источников, в том числе внебюджетных, превышает 1 трлн рублей.

Объясняем, зачем измерять качество городской среды

Индекс качества среды для 1114 городов России был впервые представлен Минстроем в начале ноября 2019 года. Разбираемся, почему индекс нельзя называть рейтингом, как его правильно читать, какую работу в городах предстоит провести в ближайший год и почему не стоит сравнивать значения индекса во всех городах друг с другом.

 

В мире существуют более 200 различных индексов и рейтингов городов. Они касаются 13 различных сфер деятельности: транспорта, экологии, качества жизни, городской экономики, уровня цен и других. Однако ни один из рейтингов не посвящен полностью городской среде.

Например, Индекс лучшей жизни (Better Life Index) оценивает страны в целом, а не отдельные города.

Ещё несколько исследований посвящены городам по всему миру: Инициатива благополучия городов (City Prosperity Initiative), Индекс глобальных городов (Global Cities Index), Рейтинг качества жизни в городах мира (Quality of Living Rankings), а также Глобальный индекс комфорта проживания (Global Liveability Index).

В России индекс — это инструмент мониторинга состояния среды в 1114 городах страны. Он был разработан Минстроем и ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка, чтобы оценивать динамику изменений.

К 2024 году президент поручил повысить индекс качества городской среды на 30% и сократить количество городов с неблагоприятной городской средой в два раза.

Чтобы оценить достижимость этих показателей, был разработан инструмент, который оценивает качество городской среды.

ДОМ.РФ и КБ Стрелка отвечали за данные, участвующие в расчёте 18 из 36 индикаторов качества городской среды в 2019 году. Для этих индикаторов используются открытые большие данные: данные пространственного анализа, геоинформационных систем, дистанционного зондирования Земли и другие.

 

Индекс — это не рейтинг. Индекс — это показатель, важный только для объекта исследования. Например, есть индекс массы тела. Человеку важен собственный индекс массы тела, чтобы выявить какие-то нарушения; для понимания этих проблем не важен индекс массы тела других людей.

Рейтинг, в свою очередь, — это инструмент, который показывает соотношение между объектами исследования. Например, рейтинг цен на «ЦИАНе» показывает, сколько стоят самые дорогие квартиры, как они распределены по районам города. Индекс не должен показывать такого распределения.

Это инструмент для работы каждого города над собственными проблемами, а не для сравнения городов между собой.

 

Индекс качества городской среды — это первый индекс, который оценивает не только статистические показатели, но и реальную морфологию города, то есть то, как город пространственно расположен на территории.

В индексе оцениваются шесть типов городских пространств: жильё, озеленённые пространства, общественно-деловая инфраструктура, социально-досуговая инфраструктура, улично-дорожная сеть и общегородское пространство.

Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды и эффективность управления. На пересечении каждого типа пространства и критерия появляется индикатор.

Например, безопасность дорожной сети оценивается через индикатор «количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях» и так далее.

При разработке методологии изначально ставилась цель сделать её максимально прозрачной. В индексе нет исходного целевого показателя: зачастую его просто невозможно установить.

Не существует точной цифры, насколько город должен быть озеленён. Нельзя сказать, что норма озеленения городов составляет 75% или 25%.

Но при этом понимаем, что ноль ДТП или полное отсутствие аварийного жилья — это хорошо и это тот идеал, к которому нужно стремиться.

Суть методики в том, чтобы перевести восприятие городской среды в измеряемую метрику. Это позволяет уйти от субъективности. Человек, который родился и вырос в одном городе, априори считает, что его город лучше города-конкурента, с командами из которого они соревновались на футболе в школьные годы.

Представления о городе у тех, кто туда просто приезжает и проводит там небольшое количество времени, отличаются от представлений местных жителей.

Туристы формируют свой образ города на основании центральных улиц, ключевых достопримечательностей, гостиниц — всё это только одна пятая часть того, что составляет городскую среду и с чем горожане взаимодействуют каждый день в повседневной жизни.

 

1114 городов разделены на 10 размерно-климатических групп исходя из размера, численности населения и схожих климатических условий. Здесь важно подчеркнуть, что это не попытка создать новый климатический атлас России — ни для кого не секрет, в какой зоне расположен город.

Чтобы индикаторы работали корректно, более важно посмотреть на влияние климатических факторов на состояние и формирование городской среды.

В городах с полярной ночью общественные пространства не имеют в жизни людей такого же значения, как в городах с более благоприятными климатическими условиями.

Сайт индекс-городов.рф — наглядная визуализация результатов формирования индекса, которые опубликованы на сайте Минстроя.

На странице каждого города есть отметка о том, к какой размерной и климатической группе относится город. Климатических групп всего две: с условно комфортными и с тяжёлыми климатическими условиями.

Если мы зайдём в раздел «Результаты» и откроем, например, Мурманск, то увидим, что это город с тяжёлыми климатическими условиями.

Все города с тяжёлыми климатическими условиями не выделяются в отдельную группу, потому что климат не влияет на такие индикаторы, как количество ДТП или доля детей, стоящих на очереди в детский сад.

Поэтому по климатическим группам считаются только индикаторы, касающиеся озеленения города или популярности общественных пространств.

Остальные индикаторы, например доля аварийного жилья, считаются уже по размерным группам.

Города из разных размерных групп сравнивать нельзя, а в пределах одной группы — можно. У каждой размерно-климатической группы есть своя шкала значений.

К примеру, 45% освещённости улиц в Новосибирске (город с населением более 1,6 миллиона человек) — это не то же самое, что 45% освещённости улиц в Бирюсинке (малый город с населением менее 10 тысяч человек), дополненных фонарными столбами на каждом участке с частным домом.

Если для малого города освещённость в 45% — это относительно большой показатель, который оценивается в 5–6 баллов, то миллионник за тот же процент освещённости улиц получит уже 1-2 балла.

Читайте также:  25% территорий городов России нуждается в реновации

 

От баллов уйти невозможно, потому что оцениваются параметры в разных единицах измерения. Они могут быть выражены в процентах, в численности людей, количестве инфраструктурных объектов или безразмерным коэффициентом. Чисто математически логично сравнивать разные показатели друг с другом, используя баллы.

Да, существуют индексы, основанные на качественных показателях, например на социологических опросах или на экспертной оценке. Но такая методика не подходит для масштаба задачи в России. 1114 городов — это очень много, в них живут 75% населения страны.

Если ежегодно проводить соцопросы или выезжать в каждый город, то оценка городской среды превратится в перепись населения. Чтобы охватить такое количество городов, потребуется огромное число людей, и пропорционально будет расти количество ошибок.

Единственная возможность уйти от субъективности и манипуляции данными — переход на количественную оценку.

 

Если мы представим обычный день муниципального чиновника или главы города, то поймём, что он существует в огромном количестве задач, которые формируются реализацией двенадцати национальных проектов, объединяющих по 2-5 федеральных проектов. Дополнительно к этому существуют региональные проекты, набор муниципальных программ, работа с запросами горожан и с частными проектами.

Индекс — это не панацея и не единственный инструмент, который спасёт всю Россию. Это инструмент, который оценивает качество городской среды, а не измеряет качество жизни во всей стране.

Индекс решает только одну задачу: она связана с формированием качественной городской среды.

Он не претендует на то, чтобы решать все проблемы города во всех сферах жизни, это просто инструмент оценки, а не методичка «как всем жить в следующем году».

Чтобы определять, как работать с результатами, есть регламенты, градостроительная документация, институт главных архитекторов города, Стандарт комплексного развития территорий, местные нормативны и правила, концепции развития и другие документы.

 

Индекс будет публиковаться каждый год. Затем региональные чиновники и главы муниципалитетов должны будут разработать комплексные муниципальные программы повышения качества городской среды или внести корректировки в существующие.

Диаграммы с баллами на странице каждого города показывают приоритетные направления работы. Если у города низкий балл по «Озеленённым пространствам», то нужно в первую очередь разобраться с парками и зеленью в городе. Если меньше всего баллов в диаграмме «Жильё», то нужно комплексно решить эту проблему.

Здесь важно понимать: оценка устроена таким образом, что, улучшая только один индикатор, невозможно добиться каких-то значимых результатов.

Например, если в городе выявлены большое количество ДТП, высокая смертность на дорогах, недостаток улиц с развитым стрит-ритейлом и низкий индекс пешеходной доступности, то становится очевидно, что улично-дорожная сеть в таком городе ориентирована на машины и перемещение из точки А в точку Б, а не на людей. Улицы — такое же общественное пространство, что соответствует международным принципам и стандартам развития городской среды.

Что нужно сделать в таком случае: создать комплексную программу развития улиц в городе.

Уже в рамках этой программы, работая со многими индикаторами, попутно можно решить проблему луж в городе, сделать ливневую канализацию, выявить места, в которых наиболее часто происходят ДТП, и сделать их более безопасными. Повышая освещённость улиц, можно повлиять на количество ДТП в тёмное время суток на отдельных участках дороги.

Что у города болит. В России появился первый индекс качества городской среды | Новости ДОМ.РФ

В ноябре этого года Минстрой России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» представили первый индекс качества городской среды, куда вошли данные о 1,114 российских городах. Пилотная часть этого масштабного проекта, куда были включены 90 городов, анонсировалась еще два года назад. «Ъ» разбирался, как индекс позволит улучшить городскую среду и станет ли он руководством к действию для местных властей.

  • Как рассчитывался индекс
  • При разработке методики оценки качества городской среды составители индекса руководствовались международным опытом, обращались к многочисленным исследования в области оценки городских территорий и попытках приведения систем к единой структуре.
  • При отборе индикаторов учитывались действующие общепризнанные международные документы в вопросах формирования комфортной городской среды, в том числе новая программа развития городов ООН-Хабитат 2030 (UN Habitat agenda 2030), Resilient City Policies, сформулированные специалистами ОЭСР.

Представленный в ноябре индекс качества городской среды — это мониторинг, в который были включены 36 индикаторов. «Каждый из них оценивался по десятибалльной шкале, — говорит глава Минстроя РФ Владимир Якушев.

— Значения суммировались и составили итоговый индекс качества городской среды. Таким образом, города могли набрать максимум 360 баллов.

Соответственно, в городах, набравших более 180 баллов, городская среда считается благоприятной».

Матрица из 36 индикаторов сложилась из анализа шести разных типов городских пространств: жилья, уличной, общественно-деловой и социально-досуговой инфраструктуры, озелененных и водных пространств, а также общегородского пространства. Каждый из них оценивается по шести критериям: безопасность, комфорт, экологичность, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, эффективность управления.

Для корректного составления шкал оценки индекса и их корректного сравнения все российские города разделены на десять климатических и размерных групп. Полученные значения индикаторов сравниваются только для городов, находящихся в одной группе. В каждой группе появляется свой лидер, показывающий лучшие значения для схожих с ним городов.

При отнесении города к соответствующей группе учитываются два показателя – географическое расположение города (неизменный фактор) и численность населения города (обновляется ежегодно по данным Росстата на 1 января года, предшествующего году проведения оценки).

По словам министра строительства и ЖКХ, к 2024 году количество городов с благоприятной средой должно стать не менее 676. А среднее значение самого индекса – составлять не менее 212 баллов. «Это та задача, которую мы должны совместно с регионами решить в ближайшие пять лет», — добавляет Владимир Якушев.

Зачем улучшать городскую среду в мире

Еще 200 лет назад население Земли составляло около 1 млрд человек. Сегодня эта цифра в семь раз больше. Вместе с ростом экономики, промышленности и науки росли и развивались города. К настоящему моменту в мире более половины всего населения планеты проживает в городах, и, по прогнозам экспертов, к концу века доля будет более 90%.

Резкий рост населения привел к необходимости расширения городов и способствовал появлению новых. Климатические условия, миграции, хаотичная застройка – все эти факторы привели к неоднородной картине пространств и необходимости их упорядочивать.

В мировой практике неоднократно предпринимались попытки систематизировать городскую среду, прийти к ее осмыслению, чтобы найти оптимальные векторы для развития.

И если на рубеже XIX-XX веков создавались теории развития городских пространств, основанные на существующем опыте, собственных наработках архитекторов и городских властей и порой футуристическом подходе, то технологическая база дала возможность использовать принципиально новую систему, базирующуюся на огромном массиве информации, статистике, больших данных и математических расчетах.

В 1977 году на конференции в канадском Ванкувере Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о создании Комиссии по населенным пунктам.

Ее главной задачей стало содействие развитию международного сотрудничества в области населенных пунктов, жилищно-гражданского строительства и строительных материалов.

В октябре 1978 года образовался Секретариат и исполнительный орган Комиссии ООН по населенным пунктам (Центр ООН по населенным пунктам — Хабитат). В 1996 году появилась так называемая «Повестка дня Хабитат», которая обозначила всемирный план действий по устойчивому развитию.

Эксперты предупреждали, что при отсутствии надлежащего планирования рост городов может привести к усилению социально-экономического неравенства, а также крайне негативно повлиять на окружающую среду, а мегаполисы являются локомотивом экономического роста и поэтому могут сыграть лидирующую роль в достижении Целей устойчивого развития. В связи с этим в ООН призвали государства разрабатывать и внедрять современные и эффективные подходы к развитию городов.

Зачем это надо России

В нашей стране ситуация с неоднородной городской средой стала следствием массовой индустриальной застройки ХХ века. И даже сегодня новые районы, которые составляют 28% жилого фонда страны, до сих пор строятся по советским нормам и воспроизводят с незначительными изменениями советский типовой микрорайон, хотя потребности жителей страны уже давно и значительно изменились.

Назрел вопрос о комплексном подходе в решении проблем на территории всей страны, результатом которого стал проект «Жилье и городская среда», где одним из пунктов значится повышение качества последней на 30%.

Но чтобы понять исходную точку, необходимо было определиться с системой координат, которая позволяла бы показать реальную ситуацию состояния среды во всех 1,117 городах России. Поэтому в 2017 году Минстрой России, ДОМ.

РФ и КБ «Стрелка» приступили к реализации проекта по составлению индекса качества городской среды и презентовали пилотный проект. В первоначальной версии было 90 городов, на примере которых авторы индекса апробировали механизмы масштабного мониторинга.

Почему все города похожи друг на друга

77% существующего жилого фонда создано в советское и постсоветское время, построено по нормативам, принятым в период другой экономики.

Действующие нормы постоянно актуализируются в той или иной части, но этого недостаточно для серьезного изменения облика наших городов.

В результате в российских городах создается застройка, не обеспечивающая комфортность и безопасность горожан, что не стимулирует развитие малого и среднего бизнеса. Более того, хаотичная застройка разрывает существующую ткань городов.

Читайте также:  Минстрой хочет усилить контроль над ук

Формирование комфортной городской среды сегодня – приоритетная задача, обозначенная на федеральном уровне. Результатом трехлетней работы Минстроя России, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» в этом направлении стал Стандарт комплексного развития территорий. Стандарт одобрен проектным комитетом по нацпроекту и готовится к утверждению на федеральном уровне.

Проектирование жилых территорий по принципам Стандарта призвано создать функционально разнообразные, компактные и безопасные города с сомасштабной человеку застройкой, комфортным жильем и высокой транспортной и пешеходной доступностью.

Стандарт помогает адаптировать градостроительные решения под различные целевые модели среды, что особенно актуально для российских городов с зачастую смешанными типами застройки.

Стандарт предусматривает комплекс инструментов развития городских территорий, который охватывает документы всех уровней: стратегия пространственного развития города, объемно-пространственный регламент, дизайн-код.

Пилотные проекты применения Стандарта уже разработаны для Владивостока, Саратова, Калининграда, Иваново, Сергиева Посада и Свободного, Южно-Сахалинска, в разработке находятся проекты для Магадана, Кисловодска, Великого Новгорода и Геленджика.

Реализация вышеупомянутых пилотных проектов, разработанных на основе Стандарта, возможна уже сегодня. Например, в Саратове, Иваново и Калининграде утверждены разработанные для этих городов правила размещения вывесок и навигации (дизайн-коды).

Во Владивостоке принято постановление администрации города о разработке документации по планировке территории на основе мастер-плана острова Русский.

Кроме стратегических и регуляторных документов стандарт определяет правила разработки отдельных проектных решений для городских территорий, в том числе дизайн-проектов благоустройства общественных пространств. С 2017 года ДОМ.

РФ совместно с КБ «Стрелка» при активном участии жителей и профессионального сообщества, а также с привлечением местных архитектурных бюро разработаны дизайн-проекты благоустройства территорий в 46 городах по всей России общей площадью более 1500 га.

Сегодняшнее поколение уже предъявляет другие требования к дому и среде, в которой оно живет. Оно более мобильно, оно предпочитает быстро получить все сервисы и услуги в шаговой доступности от дома или работы. Экономика совместного потребления формирует запрос на новые типы пространств и устойчивые планировочные решения.

Для формирования пула градостроителей новой формации КБ «Стрелка» запустила обучающий курс АРХИТЕКТОРЫ.РФ. Стратегический партнер курса – ДОМ.РФ. Программу поддерживают правительство РФ и Минстрой России. Его участники изучают современные тренды в области архитектуры и урбанистики и стараются применять на практике актуальные инструменты улучшения городской среды.

Советник главы Удмуртской Республики Вячеслав Правдзинский — выпускник программы «Архитекторы.РФ». По его словам, образовательная программа помогает ему полученные навыки применять в повседневной жизни. «Кроме того, — продолжает он, — для нас важным подспорьем является индекс качества городской среды.

Один из важных моментов — корреляция результатов мониторинга с такими ключевыми проблемами территориального развития как внутрирегиональная и межрегиональная миграция населения.

Как правило, направления этой миграции совпадают с направлениями от менее комфортных к более комфортным для проживания городам, и индекс это наглядно показывает».

Более успешные и амбициозные жители малых городов Республики стремятся переехать с столицу региона — Ижевск, индекс качества городской среды которого выше, рассказывает Вячеслав Правдзинский: «Сам же Ижевск сегодня точно так же конкурирует за жителей, но уже с более крупными городами —Казанью, Пермью, Москвой и Санкт-Петербургом». Поэтому, продолжает он, для удмуртской столицы индекс качества городской среды важен как инструмент мониторинга.

Развитие городской среды, повышение ее качества — тема, которая актуальна сегодня для всех городов нашей страны именно в контексте наведения порядка и попытки найти баланс интересов.

Город – это сложная система, балансирующая между запросами жителей на комфорт и безопасность среды, потребностями бизнеса в ресурсе для реализации своих проектов и стремлением власти иметь эффективные инструменты регулирования.

В россии появится индекс цифровизации городского хозяйства

МОСКВА, 20 августа. /ТАСС/. Минстрой России объявил конкурс на создание методики оценки цифровизации городского хозяйства, ее планируется разработать до конца 2019 года. Об этом сообщила во вторник пресс-служба министерства.

«Минстрой России объявил конкурс на разработку методики оценки хода и эффективности цифровой трансформации городского хозяйства в РФ. Сама методика и первые результаты измерения «IQ городов» будут доступны уже в этом году», — говорится в сообщении.

  • Индекс позволит оценить текущий уровень внедрения решений «Умного города», определить точки роста для каждого города, а также оценить объем средств, которые необходимо направить на цифровизацию городского хозяйства.
  • «После того, как «IQ городов» будет разработан и апробирован, он может быть включен в Индекс качества городской среды», — приводятся в сообщении слова главы Минстроя Владимира Якушева.
  • Оценивать индекс планируется ежегодно, уточняется в релизе.

«Умный город» и Индекс качества горсреды

Ведомственный проект Минстроя «Умный город» стартовал в России в 2018 году, начиная с 2019 года он реализуется в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика» и нацпроекта «Жилье и городская среда». В проекте задействованы все населенные пункты с численностью жителей более 100 тыс.

человек, а также, по желанию субъекта, города с меньшим количеством жителей. Стандарт «Умного города» является набором инструментов, направлений и технологических решений для цифровизации городской среды.

На базе федерального стандарта регионы разрабатывают и утверждают региональные программы по реализации проекта «Умный город».

Индекс качества городской среды который правительство утвердило в 2019 году, состоит из 36 параметров. Они отражают вопросы благоустройства и озеленения, формирования комфортной жилой застройки, обеспечения безопасности, применение цифровых технологий в городском хозяйстве, улучшение экологической обстановки и формирование доступной среды для маломобильных граждан.

Оценка индекса качества городской среды входит в целевые показатели нацпроекта «Жилье и городская среда».

Согласно его паспорту, одним из ключевых показателей станет кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение соответствующего индекса на 30% и сокращение вдвое числа городов с неблагоприятной средой. В нацпроекте говорится, что доля городов с благоприятной средой в 2024 году должна составить 60%.

Владимир Якушев: российские города в рамках нацпроекта получат индекс качества городской среды по 36 показателям

Российские города оценят по 26 индикаторам и разделят на муниципальные образования с благоприятной или неблагоприятной городской средой.

Эти индикаторы отражают все основные показатели качества жизни: безопасность, комфортность, идентичность и разнообразие в среде города, состояние экологии и здоровья, эффективность городского управления и др.

Наряду с общественными пространствами будет оцениваться и уличная дорожная сеть, общественно-деловая инфраструктура и состояние жилья.

«По поручению главы государства к 2024 году количество городов в России с неблагоприятной городской средой должно сократиться в два раза – это серьезная задача и на ее решение направлена реализация всех национальных проектов.

Если эта работа будет выполнена качественно, то показатель индекса качества городской среды будет значительно превышать 50% от максимально возможного количества баллов, которое город в принципе может набрать», – пояснил Владимир Якушев.

При расчете индекса будут использоваться данные Росстата и МВД России, спутниковых систем, социальных сетей, государственных информационных и поисково-информационных систем.

Кроме того, для корректного составления шкал оценки индекса и их корректного сравнения все города страны разделены на 10 климатических и размерных групп.

При отнесении города к группе учитывались два показателя – его географическое расположение и численность населения.

В результате индекс позволит сравнивать между собой города как в рамках размерно-климатических групп, так и по уровню развития отдельных типов пространств.

Владимир Якушев подчеркнул, что для повышения уровня комфорта проживания в городах необходима комплексная работа по развитию городов.

Ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства также отмечал необходимость комплексного развития территорий.

«Создание единой системы городского транспорта, комфортных общественных пространств, программа реновации жилья – это проекты, делающие среду удобной и комфортной для каждого человека.

Причем каждый проект — яркий пример комплексного и сбалансированного развития территории», — сказал Марат Хуснуллин.

Напомним, Московский урбанистический форум – крупнейший Международный конгресс, посвященный вызовам развития глобальных мегаполисов. В первый день мероприятия с ключевыми докладами выступили глава Минстроя России Владимир Якушев, мэр Москвы Сергей Собянин, руководитель Строительного комплекса Москвы Марат Хуснуллин.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector