Фас планирует ограничить рост коммунальных тарифов

Россияне должны видеть, что решения, которые власти страны принимают в том числе в сфере ЖКХ, действительно выполняются, а не остаются только на бумаге. Об этом заявил президент России Владимир Путин.

Он поручил главе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву уделить особое внимание росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Ранее правительство приняло постановление, призванное не допустить необоснованного повышения тарифов сверх уровня инфляции.

Федеральная антимонопольная служба должна обратить особое внимание на рост тарифов в регионах Российской Федерации. Об этом заявил Владимир Путин во время рабочей встречи с Игорем Артемьевым.

«Хотел бы начать с того, на что наши граждане постоянно обращают внимание, в том числе это было, вы видели, в ходе последней прямой линии, — это необоснованный, как они считают, рост тарифов во многих регионах России. Давайте с этого начнём. Прошу обратить на это особое внимание, а потом поговорим по другим вопросам», — указал глава государства.

В ходе прямой линии, состоявшейся 20 июня, житель Омской области Роман Дмитриев, проживающий в частном секторе, пожаловался Путину на необоснованный рост тарифов на вывоз мусора. Мужчина продемонстрировал платёжные квитанции, из которых следует, что с апреля по июнь плата выросла в два раза — с 133 до 266 рублей. При этом по факту ситуация с вывозом отходов улучшена не была.

Как заметил Артемьев, решение омских властей было принято до выхода постановления правительства, которое внесло изменения в порядок формирования индексов повышения платы за коммунальные услуги. Между тем, по его словам, ФАС ещё в тот момент успела разобраться в ситуации, провести расследование и выдать предписание. В настоящее время тариф снижается.

«Мне бы очень хотелось, чтобы слова и бумажки, которые производятся в большом количестве на разных уровнях, не расходились с сутью тех решений, которые принимаются, чтобы люди видели, что эти решения работают в реальной жизни», — указал Путин.

Заметим, что российские власти уделяют большое внимание теме ЖКХ.

Так, в середине июня правительство России утвердило постановление, призванное не допустить необоснованного роста цен на услуги ЖКХ выше уровня инфляции.

В документе был сокращён список причин, которые позволяли увеличивать тарифы сверх показателя инфляции. Кроме того, теперь региональные власти должны согласовывать превышение индекса с ФАС.

Между тем с 1 июля тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли на 2,4%. Это второй этап повышения. Первый был в январе — 1,7%. При этом общее увеличение осталось в пределах инфляции.

ФАС планирует ограничить рост коммунальных тарифов

  • Президент Владимир Путин во время встречи с главой ФАС России Игорем Артемьевым
  • kremlin.ru

Кроме того, Владимир Путин подписал закон, запрещающий передачу прав на взыскание долгов по ЖКХ третьим лицам, а также не позволяющий погашать долги граждан за счёт их соседей. Взысканием могут заниматься исключительно профессиональные участники рынка — управляющие компании, ТСЖ, ЖСК или ресурсоснабжающие организации.

К тому же осенью Госдума может принять законопроект, которым вводится единый платёжный документ в сфере ЖКХ вместо множества аналогичных квитанций. Эту инициативу поддержал Минстрой.

«ФАС может признать утверждённый тариф необоснованным»

Как заметила эксперт в области ЖКХ Евгения Юнисова, во время прямой линии большая часть вопросов от населения касалась жилищно-коммунального хозяйства. Она также не исключила, что ряд регионов увеличили тарифы выше уровня инфляции, найдя для этого соответствующие основания. 

Также по теме

ФАС планирует ограничить рост коммунальных тарифов Жёсткий индекс: правительство приняло постановление против необоснованного роста тарифов ЖКХ

Правительство утвердило постановление, цель которого — не допустить роста тарифов ЖКХ выше уровня инфляции. По словам премьер-министра…

«Несмотря на то что есть общие ограничения, региональные власти могли воспользоваться какой-то ситуацией и утвердить тарифы, которые увеличиваются больше, чем на запланированный рост инфляции. В таком случае ФАС должна вмешаться и детально исследовать, был ли этот рост обоснованным и ситуационным.

У ФАС есть большие полномочия на этот счёт. Со своей стороны, она может признать утверждённый тариф необоснованным.

Я знаю случаи, когда по жалобам на необоснованные тарифы ФАС применяла свои полномочия, брала на своё рассмотрение эту ситуацию, возбуждала дело и отменяла решение о необоснованных тарифах», — подчеркнула собеседник RT.

В свою очередь, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева считает, что нынешнее поручение главе ФАС является дополнением к июньскому постановлению правительства.

«Следующим шагом, как я понимаю, планируется инвестиционные программы естественных монополий также согласовывать с ФАС. Служба может провести анализ инвестпрограмм — это хорошо, потому что зачастую не очень продуманные инвестпрограммы ложатся бременем на потребителей.

Самый яркий пример — город Курган, где была одна большая котельная, избыточная, построили вторую, которая была городу не нужна, но все эти избыточные мощности оплачиваются потребителем.

У ФАС достаточно много полномочий, чтобы контролировать этот процесс», — указала она в беседе с RT.

Фас против тарифного «хулиганства» в регионах: прекратят ли россияне переплачивать за жкх? — региональные комментарии

ФАС планирует ограничить рост коммунальных тарифов

Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что жители России переплачивают за коммунальные услуги более чем 100 % от их себестоимости, а в соседних областях тарифы, например, на воду могут отличаться в 54 раза. В антимонопольной службе планируют вводить «эталонный» принцип расчета тарифов и заявляют, что тарифное «хулиганство» происходит на уровне регионов и органов местного самоуправления. Эксперты считают, что цены на коммунальные услуги должны устанавливаться под народным контролем. При этом некоторые собеседники «РК» усмотрели в заявлении Артемьева политическую подоплеку. Подробнее – в нашем обзоре.

Непрозрачные тарифы

Накануне телекомпания НТВ взяла эксклюзивное интервью у главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева. Представитель ведомства «неожиданно» заявил, что россияне уже очень давно переплачивают за коммунальные услуги, причем цены на них могут различаться в 54 раза.

«Если ты производишь куб воды в тех же климатических условиях, в соседней области, в 54 раза дороже, то очевидно (метод сравнительного анализа показывает), что ты получил завышенный тариф.

Как правило, дальше, когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию и так далее.

Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше 100 % себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие, недоплачиваем этим коммунальным монстрам, – это все чушь собачья. Мы давно им все переплачиваем», – сказал в интервью Игорь Артемьев.

Он считает, что тарифное «хулиганство» происходит на уровне регионов и органов местного самоуправления, куда антимонопольной службе «трудно дотянуться».

Артемьев заявил о необходимости принятия закона об основах тарифного регулирования для того, чтобы жители России не платили такие огромные суммы за коммунальные услуги.

Любопытно, что согласно мониторингу Общероссийского народного фронта (ОНФ) в 2018 году в муниципалитетах 11 регионов тарифы взлетели более чем на 10 %, рассказала «Известиям» сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Цунаева. Наибольшее увеличение было отмечено в Калининградской области, где предельный индекс превышен на 10 %, а также в Омской области и в Подмосковье.

Выходом из сложившейся ситуации видят внедрение «эталонного» принципа расчета тарифов. Оно позволило бы уравнять действующую тарифную дискриминацию.

«Необходимо разделять в структуре тарифов операционную составляющую, связанную с текущей деятельностью и предоставлением самого ресурса, например воды или тепла, и инвестиционную, к которой относятся амортизация, налоги и иные мероприятия», – пояснили журналистам в ФАС.

«Можно добиться снижения тарифов за счет масштабного обновления инфраструктуры ЖКХ, но только если вложить в это 4–6 трлн рублей», – считает депутат Госдумы Сергей Пахомов. Об этом пишет «Российская газета».

Тем временем стало известно, что после заявления Игоря Артемьева о том, что россияне переплачивают 100 % себестоимости коммунальных услуг, Госдума поручила запросить в правительстве и ФАС информацию о размерах и причинах завышения тарифов на услуги ЖКХ в регионах. Соответствующее поручение дано двум комитетам нижней палаты парламента – по ЖКХ и экономполитике и предпринимательству.

Глава комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская отметила, что в платеж входит не только тариф на услуги, но и норматив.

«Когда нет счетчиков, даже в тех регионах, в которых заниженные тарифы, может быть очень некрасивая игра с нормативами», — сказала депутат. Ее цитирует «Росбалт».

Решение проблемы

В социальных сетях замечают, что глава ФАС Артемьев мог бы давно обратить внимание не проблему высоких тарифов, но в данном случае лучше поздно, чем никогда.

«Большинство россиян в два раза переплачивают за ряд коммунальных платежей, заявил в интервью НТВ руководитель ФАС Игорь Артемьев. Он считает, что местные власти используют личные связи, чтобы «пробивать» завышенные показатели через региональные энергетические комиссии.

Поэтому ФАС подготовила свой собственный законопроект об основах тарифного регулирования, который сейчас рассматривает правительство. Тот частый случай, когда лучше поздно, чем никогда. Артемьев возглавляет ФАС с марта 2004 года и спустя 15 лет заметил проблему и начал с ней активно бороться.

Читайте также:  Жители Подмосковья назвали лучшие и худшие для жизни города региона

Причем с помощью интервью на центральных телеканалах», – пишет Telegram-канал «Мейстер».

Авторы канала задаются вопросом: «Когда тема тарифов ЖКХ станет главной для партии «Яблоко», членом которой как раз и является Артемьев?»

Тема проблем с ЖКХ нередко обсуждается в социальных сетях. Так, например, канал «Зеленая папка» акцентирует внимание на Республике Алтай, где рейтинг губернатора снизился из-за данной проблемы.

«В Республике Алтай жители возмущены ростом цен на коммунальные услуги, что, конечно, снижает котировки Бердникова», – пишет канал.

Между тем информацию о выступлении Игоря Артемьева обсуждает и канал «Отпетые коммунальщики». По мнению его авторов, внедрение «эталонных затрат» является кардинальным изменением принципов и подходов в тарифном регулировании.

«В зависимости от технических, географических параметров планируется устанавливать единый эталонный уровень затрат на федеральном уровне власти. Это будет являться первой частью тарифа.

Вторую часть тарифа планируется устанавливать на региональном уровне с учетом необходимости вложения инвестиций в целях сбалансирования итогового тарифа.

В ФАС уверены, что после вступления закона в силу региональные органы власти не смогут принять решение по тарифам, если оно не соответствует нормам законодательства», – пишут в соцсети.

При этом авторы сообщества подчеркивают, что чиновники такого уровня никогда ничего не говорят просто так, поддавшись праведным эмоциям.

«Это обозначает лишь то, что ФАС начинает кампанию по урегулированию коммунальных и жилищных тарифов.

В январе Артемьевым был представлен законопроект «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)», которым планируется заменить более 150 различных нормативных правовых актов в сфере тарифного регулирования: 18 законов, более 40 постановлений Правительства РФ и более 100 ведомственных нормативных актов», – резюмируют авторы.

Конфликт во власти?

Собеседники «РК» по-разному оценивают заявление главы ФАС о завышении тарифов ЖКХ. Так, директор Института актуальной экономики Никита Исаев полагает, что неожиданное откровение Артемьева «го­во­рит во­все не о стрем­ле­нии по­мочь лю­дям, а, ско­рее, о кон­флик­тах во вла­сти, внут­ри систе­мы».

«Тема ЖКХ – это то, что беспокоит каждого человека (это не какие-то абстрактные миллиарды рублей, исчезающие в столь далеких от народа крупнейших госкомпаниях). Для многих счета за услуги ЖКХ – основная статья расходов. И каждое заявление в этой сфере находит живой отклик среди людей», – отмечает Исаев.

Эксперт подчеркнул, что говорить о пересмотре тарифов можно будет только после того, как власть примет волевое решение направить средства на приведение коммунальных сетей в порядок.

В свою очередь, заместитель исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов констатирует, что сфера тарифообразования непонятна обычным гражданам.

«Что касается переплат и недоплат, то ситуация везде разная, нужно смотреть от ресурса к ресурсу. Если мы с вами говорим про воду, то где-то она стоит дешевле, где-то дороже, по отоплению то же самое.

Но здесь нужно иметь в виду, что страна у нас большая, климатические зоны разные, ресурс и цена на него могут отличаться от субъекта к субъекту.

А вот когда в двух соседних домах стоимость коммунальных услуг отличается, то это, действительно, вызывает вопросы», – заявил он.

По его мнению, механизм установления сбытовых надбавок поставщиков ресурсов с использованием метода сравнения аналогов, который предлагает ФАС, позволит жителям понять, как сформировался тариф. Этот метод стимулирует поставщиков приобретать электроэнергию дешевле, а их услуги, соответственно, будут привлекательнее для потребителей.

Согласился с заявлением главы ФАС эксперт по жилищному праву и ЖКХ общественного движения «За права человека» Виктор Федорук. По его словам, тарифы на ЖКХ сегодня непро­зрач­ные: люди не знают их каль­ку­ля­ции, из чего они со­сто­ят, за что кон­крет­но собираются деньги.

«Раньше тарифы утверждались горсоветами, но потом депутаты отказались от этой функции и передали ее правительству.

Есть также региональные тарифные комиссии, которые предлагают тарифы и утверждают их, и там нет представителя от народа, который бы отстаивал наши с вами интересы и следил, нет ли в том или ином тарифе приписок, скажем, на содержание базы отдыха, что сейчас модно, и тому подобного», – заявил он.

Он отметил, что сегодня компании идут на разные уловки, чтобы увеличить тарифы, потому что инфляция не очень растет, мешает закон, который сдерживает возможность бесконтрольного увеличения тарифов.

Федорук убежден что если тарифы будут при­ни­мать­ся под на­род­ным кон­тро­лем, то ситуаций с накрученными платежками можно будет избежать. «Ве­дом­ства и сбы­то­вые ком­па­нии за­ду­ма­ют­ся, опа­са­ясь от­че­та пе­ред лю­дь­ми, и по край­ней мере пе­ре­про­ве­рят со­став­ля­ю­щую это­го та­ри­фа, нет ли там необос­но­ван­но­го по­вы­ше­ния», – заключает собеседник «РК».

Фас планирует доработать механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги

Фас планирует доработать механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги

Также служба планирует перевести в цифровой формат как тарифное регулирование, так и взаимодействие с организациями и регулирующими органами

Стратегические цели тарифного регулирования в ЖКХ и электроэнергетике стали ключевой темой выступления заместителя руководителя ФАС России Виталия Королева на открытии практического тарифного семинара антимонопольной службы в Сочи.

Он пояснил, что стратегическаяцель ФАС России по совершенствованию тарифного регулирования в сфере электроэнергетики – поэтапный переход на установление долгосрочных тарифов на услуги естественных монополий, в том числе, развитие регуляторных контрактов. При этом до 2024 года процессы тарифного регулирования в регулируемых сферах деятельности (передаче электроэнергии, водоснабжении) будут унифицированы, в том числе, за счет цифровых технологий.

«Стратегический результат для ФАС до 2030 года – направление не менее 30% валовой выручки ресурсоснабжающих организаций (тепло-, водоснабжение, водоотведение) на капитальные вложения для развития отрасли», — подчеркнул Виталий Королев.

  • По его словам, служба планирует доработать механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги за счет:
  • — установления долгосрочных тарифов (до 15 лет);
  • — введения «эталонного» принципа формирования тарифов;
  • — цифровизации тарифного регулирования;
  • — регуляторных соглашений, которые позволяют направлять экономию тарифа компании на развитие инфраструктуры электроэнергетики региона.
  • Виталий Королев также рассказал о планах службы перевести государственные функции по тарифному регулированию в цифровые сервисы, максимально удобные для потребителей:

«Мы считаем необходимым создать мобильное приложение для граждан, в котором можно будет получать и проверять счета на оплату за коммунальные услуги. Помимо этого ФАС планирует усовершенствовать калькулятор коммунальных платежей, чтобы с его помощью проверять соблюдение установленного индекса платы граждан и размера платежа, применяемых тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг».

Кроме того, планируется, что к 2023 году «тарифный светофор» сможет анализировать тарифные решения по 100 параметрам и более, тогда как сейчас он проводит анализ по 10 параметрам. Напомним, что проект был запущен в 2021 году и позволяет контролировать тарифные решения РЭКов до их принятия.

  1. В ходе мероприятия Виталий Королев также назвал главные изменения регулирования сферы обращения с ТКО:
  2. — региональные операторы теперь могут не привлекать подрядчиков для вывоза ТКО, если аукцион был признан несостоявшимся;
  3. — теперь в случае лишения регионального оператора его статуса новый регоператор может работать по нормативу для прежней организации;
  4. — установлен порядок определения экономически обоснованного размера расходов на транспортирование ТКО;
  5. — скорректированы правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора.

Также он озвучил позицию ФАС России по сохранению темпов изменения тарифов медленнее инфляции и назвал отрасль, в которой тарифы ежегодно снижаются или сохраняются на прежнем уровне.

[photo_1726]

Фас предложила ввести эталонные тарифы на тепло

27 Мая 2021

     В России предложили ввести эталонные тарифы на теплоснабжение. Соответствующий проект постановления правительства ФАС может опубликовать уже в июне. Об этом «Известиям» рассказал замглавы антимонопольной службы Виталий Королев.

По его словам, эталоны на сбыт тепловой энергии будут формироваться исходя из постоянных затрат ресурсоснабжающих компаний (РСО), которые должна будет определить ФАС, и количества точек поставок теплоэнергии потребителям.

     
     Виталий Королев добавил, что эталоны планируют вводить постепенно, и в нескольких регионах компании уже изъявили желание поучаствовать в пилотах. Их реализация запланирована на 1 июля 2022 года.
     
     Сегодня тарифы теплоснабжающих организаций ежегодно устанавливают органы регулирования в субъектах.

Они основаны на расходах предприятий, которые компания может доказать. В такой системе есть пространство для завышения или занижения расходов энергетиков. Эталонный подход заключается в определении среднего уровня расходов среди организаций, осуществляющих аналогичный вид деятельности.

То есть сегодня тариф может быть, например, на 20% выше среднего по рынку, если компания, допустим, вложила крупную сумму в модернизацию оборудования. В случае с эталонным подходом завысить расценки в такой ситуации не получится.

Читайте также:  В Москве предложение апартаментов может вырасти на 50% в этом году

   
     
     Мера позволит избежать роста тарифов на теплоснабжение из-за чрезмерных расходов РСО на ремонтные работы, топливо, транспорт и другое, которые иногда приводятся бизнесом как причина для увеличения тарифов, пояснил представитель ФАС.  
     
     Внедрить эталоны на услуги ЖКУ в России поручил Президент РФ Владимир Путин еще в 2018 году.

С июля 2018 года такой метод используется при расчете сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков (ГП) электроэнергии, напомнил Виталий Королев. Речь о суммах, которые компании-поставщики добавляют к цене за электроэнергию за свои услуги.

Мера позволила сократить разброс в дифференциации таких надбавок по регионам страны почти в два раза, добавил Виталий Королев.
     
     В НП «Совет рынка» также отметили, что введение эталонов позволило выровнять расходы ГП, связанные с обслуживанием конечных потребителей.

Метод позволил снизить сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков для потребителей в Кемеровской, Свердловской, Тульской, Ярославской, Кировской, Воронежской, Владимирской областях, на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, ЯНАО, рассказал замглавы ФАС.
     
     — Принимая во внимание высокую важность исполнения поручения президента по переходу на эталоны, служба активно автоматизирует процесс тарифного регулирования, что должно ускорить внедрение эталонов при регулировании сферы ЖКХ, в том числе в теплоснабжении. Они позволяют исключить субъективизм со стороны регионов при установлении тарифов и сделать ценообразование более прозрачным, — заявил Виталий Королев.

     Он добавил, что в 2020 году метод эталонов был применен в тарифах в сфере ЖКХ для организаций, владеющих небольшими участками водопроводов и канализаций. В ряде случаев этот метод позволил снизить затраты до 30% на такой элемент водоснабжения, как транспортировка воды и сточных вод, заключил он.

    
     
     Минстрой в целом поддерживает инициативу о введении эталонных тарифов на теплоснабжение, сказали «Известиям» в пресс-службе ведомства. Там добавили, что эталонный принцип позволит повысить прозрачность и понятность тарифообразования для потребителя. В Минстрое также отметили, что готовы со своей стороны принять участие в дальнейшей проработке инициативы ФАС.

Но пока проект постановления правительства на рассмотрение в министерство в установленном порядке не поступал.     
     
     В Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) отметили, что введение эталонов сбытовой надбавки электроэнергии повысило финансовую устойчивость компаний, что было особенно важно в период пандемии.

Также введение эталонов для ГП стало дополнительным стимулом для компаний развивать новые технологии и повышать качество обслуживания клиентов, подчеркнули представители бизнеса.
     
     Важно, чтобы внедрение эталонных тарифов в теплоснабжении покрывало экономически обоснованные затраты ресурсоснабжающих организаций, добавили в ПАО «Квадра».

     
     — Риски эталонного тарифа для бизнеса заключаются в том, что он может не учесть все затраты конкретных теплоснабжающих предприятий. В случаях с низким тарифом — наоборот, покрыть все затраты компании, но оказаться менее выгодным для потребителя из-за усреднения этого показателя, — считает заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

     
     Аналитик отметила, что в России около 70 тыс. котельных, преимущественно работающих на угле, а цена на уголь разных марок отличается, поэтому на практике найти аналоги для каждой котельной будет непросто. Также неодинакова и оплата труда в разных регионах, поэтому невозможно сравнивать затраты в Московской области и в Дальневосточном федеральном округе.

Наиболее эффективным для бизнеса было бы рыночное ценообразование, считает Наталья Мильчакова.     
     
     Проект по внедрению эталонов может привести к росту затрат бизнеса, подчеркнули в ассоциации «Сообщество потребителей энергии».

     — Дело в том, что в основе методики могут оказаться вовсе не эталоны, а простое усреднение, причем далеко не самых лучших практик, в чем мы убедились на примере аналогичных проектов для сбытовых надбавок и тарифов на электросетевые услуги. При подобном подходе вряд ли можно ожидать иного результата и на рынке тепла, — отметили в организации.

     
     В ассоциации «Совет производителей энергии» добавили, что представители отрасли выполнили верификацию и тестовые расчеты разработанной ФАС методологии определения эталонных расходов на сбыт тепловой энергии.

     
     — Методика основана на понятном расчете на основании единого алгоритма, учитывающего региональные особенности, а также особенности функционирования сбытовых подразделений, таких как количество точек поставки тепловой энергии, плотность населения, уровень ставки арендной платы помещений, развитость филиальной сети банков, — отметили в ассоциации.

     
     Методика расчета эталонов ФАС в целом показывает соответствие эталонов фактическим расходам на сбыт компаний, генераторы не увидели рисков роста тарифов для конечных потребителей, отметили в «Совете производителей энергии».
     
          
     Источник:

     iz.ru

Фас признав, что тарифы жкх завышены в 2 раза, разрешила не платить?

Сразу после мартовских праздников глава российской Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сделал взбудоражившее общественность громкое заявление.

«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше ста процентов себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие и недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья», — сказал он в ходе интервью с представителями СМИ.

По мнению главы ведомства, подобная ситуация на российском рынке сложилась из-за колоссальных проблем с законодательством. Кроме того, по его мнению, в основе этой проблемы лежат коррупциогенные факторы в регионах.

Речь идет об органах местного самоуправления, которые злоупотребляют своими полномочиями, из-за чего в соседних регионах стоимость тарифов ЖКХ может различаться в 54 раза.

«Когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию и так далее».

Самое интересное, что буквально несколько месяцев назад, в июле 2018 года, эта же самая ФАС не увидела абсолютно никаких нарушений в очередной индексации тарифов ЖКХ и посчитало тогдашнее повышение цен вполне плановым.

Среднее изменение платы за коммунальные услуги по России с 1 июля 2018 не превысит 4%, что соответствует прогнозу социально-экономического развития РФ на 2018 год, говорилось в соответствующем сообщении пресс-службы ведомства, главное, чтобы значения индексов по муниципальным образованиям в совокупности не выходили за значения, установленные правительством РФ для субъекта России.

Тогда же, летом прошлого года, ФАС напомнила, что рост платы за коммунальные услуги в среднем по стране не означает, что именно такая платежка придет гражданам. Власти регионов самостоятельно устанавливают предельные индексы и поэтому в различных муниципальных образованиях могут быть зафиксированы разные проценты роста. В том числе и выше среднего по России.

Почему же вдруг в течение непродолжительного времени ФАС так круто сменила свою риторику?

— Учитывая, что ФАС каждый год просто фиксирует индексацию тарифов на определенный уровень, фиксирует их рост, и вдруг заявляет о двукратной переплате, вызывает очень много вопросов, — констатировал заместитель генерального директора ассоциации «Городская среда», руководитель направления «Управление жилой недвижимости» Дмитрий Гордеев. — По сути, это все равно что расписаться в собственной беспомощности, ведь Игорь Артемьев возглавляет ведомство, которое в настоящее время отвечает за установление тарифов. Если это вдруг вскрылось сейчас, хорошо, что об этом говорят открыто, но фактически это означает, что несколько предыдущих лет работа ведомства была неэффективной.

«СП»: — Говоря о «хулиганстве» региональных властей в сфере установки тарифов Игорь Артемьев посетовал, что этим занимаются дети губернаторов и высокопоставленных чиновников.

Звучит многозначно, особенно если учесть, что с 1 января 2019 года в регионах стартовала так называемая «мусорная реформа», и многие региональные операторы по утилизации ТКО связываются как раз с детьми чиновников высшего эшелона.

Не означает ли это, что сфера ЖКХ находится на пороге какой-нибудь «войны кланов» в этой сфере?

— Не могу это утверждать, но все может быть. Совершенно четко ясно одно — раньше все упреки адресовались управляющим компаниям. Был такой устойчивый тренд — самыми злостными врагами всех потребителей являются именно УК. Теперь же упреки о работающих родственниках звучат в адрес именно ресурсоснабжающих организаций.

«СП»: — А вот эти «колоссальные проблемы с законодательством», о которых также говорил Артемьев, они откуда берутся? Федеральный центр что-то делает неправильно?

— Смотрите, есть федеральные методики установления тарифов, и есть определенная возможность их люфта. Но она обосновывается не столько региональными особенностями, сколько производственными программами конкретных ресурсоснабжающих организаций (РСО). Потому что тарифы устанавливаются даже не для региона, а для отдельных РСО.

У каждой из них своя ситуация: где-то сети в одном состоянии, потому что расположены в относительно новом поселении, а где-то в другом, так как находятся в городе с долгой историей. На замену и развитие этой инфраструктуры требуются разные средства. Они и закладываются в тарифы, так как федеральный бюджет дает что-то только через определенные программы, через Фонд развития ЖКХ.

Региональные же бюджеты скудны, и ничего практически дать не могут.

Если глава ФАС считает нужным скорректировать эти федеральные методики, то пожалуйста, у него есть для этого все рычаги. Это все делается через правительственные и «фасовские» подзаконные акты.

«СП»: — То есть, получается, что федеральный-то центр ведет тарифную политику разумно и логично?

— Федеральный центр делает то, что он хочет. И если проблема действительно там, то тогда возникает вопрос к ФАС — а где же вы были и не предлагали что-то другое. А что касается разумности, то у нас, например, есть саморегулируемые организации РСО.

И если спросить у них, они со своей точки зрения разумность тарифов обоснуют одним образом. Еще есть зависимые и независимые эксперты, а также чиновники, скажем, Минэкономразвития и той же ФАС. У всех у них разные интересы и, соответственно, разные представления о разумности.

Так что там действительно есть над чем поработать и что усовершенствовать.

Читайте также:  Как заставить собственника убрать территорию после пожара?

«СП»: — Чем, по вашему мнению, стоило бы заняться прежде всего?

— Может быть, это прозвучит непопулярно, но надо было бы убрать предельный индекс установления тарифов. Потому что он фактически обрезает объективные потребности тех организаций, для которых устанавливается заниженный тариф. Большое количество организаций просто не может обеспечить должное качество коммунальной услуги.

Если посмотреть стратегию развития ЖКХ до 2020 года, утвержденную правительством, там указано, что порядка 40% всех «Водоканалов» страны не обеспечивает питьевое качество воды. Люди пьют техническую воду. А причина проста — нет средств.

Вот для таких «Водоканадов» надо либо увеличивать тарифы, либо давать бюджетные средства, других источников финансирования нет.

Но о каких конкретно ресурсах говорил Игорь Артемьев, не совсем понятно, потому что у нас есть еще так называемые привилегированные коммунальные сектора.

«СП»: — Какие именно?

— Это прежде всего электроэнергетика и газоснабжение. Вот для них устанавливают те тарифы, какие скажут. Затем, есть еще и теплоэнергетики. То, что касается утилизации ТКО, вывоза мусора — это вообще новая услуга.

И тут пока трудно объективно сказать, правильно ли там составлены тарифные методики или нет.

И все же тут нужна на самом деле нужна не такая вот «вбросовая» информация, как это сделал Игорь Артемьев, а серьезное обсуждение с участием всех заинтересованных сторон — чиновников, СРО и независимых экспертов.

«СП»: — Некоторые эксперты советуют В Минстрое рекомендуют в случае завышенных тарифов обращаться в Госжилинспекцию (ГЖИ). У этого ведомства хватит полномочий разрешать подобные вопросы?

— Я полагаю, это неправильная рекомендация, популистская и даже где-то дилетантская. Во-первых, у них нет специалистов-тарифщиков, а, во-вторых, это прямая обязанность ФАСа — контролировать правильность установления тарифов. Потому что ГЖИ решает вопросы жилищного законодательства, а тут другая сфера, тут отраслевое законодательство.

«СП»: — Хорошо, вот рядовому гражданину, который считает, что он платит много, куда обращаться?

— Если вы говорите о коммунальных тарифах на 1 кубометр воды, газа и так далее, то не надо обращаться ни в УК, ни в ГЖИ. Сначала надо зайти на сайты РСО, посмотреть там обоснование тарифа на вызывающий сомнение ресурс.

Предположим, 1 гигакалория в одном регионе обходится в одну сумму, а в соседнем регионе она дешевле. Тут надо внимательно посмотреть на составляющие. Например, а что там с котельными.

Потому что где-то могут топить нефтью, где-то газом, а где-то углем, и поэтому тарифы будут разные. Еще надо открыть и посмотреть постановления по тарифным методикам. И уже после этого надо обращаться к регуляторам тарифов, к органам госвласти.

И уже им задавать вопросы. И если возникают сомнения в правильности ответов этих органов, то тогда надо уже обращаться как раз к ФАС, к Артемьеву.

Кстати, коль скоро Игорь Артемьев заявил о двукратной переплате по тарифам, то теперь он по сути, обязан в течение ближайших двух лет добиться того, чтобы все тарифы были снижены в два раза во всех субъектах Федерации.

Вся власть у него для этого есть, поскольку именно он методологически руководит всеми тарифными регуляторами в России.

Вот если он этого не седлает, значит, он делать этого либо не хочет, либо не может, либо он сделал опрометчивое заявление.

Проблемы недвижимости: Из кошельков россиян на мусорную реформу вытащат 180 млрд

Новости по теме: Обманутые дольщики единовременно выходят на одиночные пикеты по всей России

Фас предложила ввести эталонные тарифы на тепло :: бизнес :: рбк

По его словам, ФАС может опубликовать соответствующий проект постановления правительства в июне. Представитель ведомства добавил, что эталоны планируется вводить постепенно, и ряд региональных компаний уже выразили желание поучаствовать в пилотных проектах, старт которых запланирован на 1 июля 2022 года.

В Минэнерго запрос издания переадресовали в ФАС и Минстрой.

В пресс-службе Минстроя изданию сообщили, что ведомство в целом поддерживает инициативу ввести эталоны на тепло, поскольку эталонный принцип сделает тарифообразование более прозрачным и понятным для потребителя.

В министерстве также добавили, что готовы поучаствовать в дальнейшей проработке инициативы ФАС, но пока проект постановления правительства не поступал на рассмотрение в ведомство.

РБК направил запросы представителям вице-премьера Александра Новака и Минэнерго, а также в ФАС. 

Эталонный подход может не учесть все расходы теплоснабжающих организаций, а в случае низкого тарифа — наоборот, покроет затраты компании, но окажется менее выгодным для потребителей, отметила в беседе с изданием замруководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее словам, в России около 70 тыс. котельных работают на угле.

При этом цена на уголь разных марок отличается, поэтому на практике найти аналоги для каждой котельной будет непросто, отметила эксперт. Кроме того, в регионах также разная оплата труда, и невозможно сравнивать зарплаты в Московской области и в Дальневосточном федеральном округе, добавила Мильчакова.

Поэтому самым эффективным для бизнеса было бы рыночное ценообразование, считает она.

Введение эталонов на тепло может привести к росту затрат бизнеса, заявили изданию в ассоциации «Сообщество потребителей энергии» (объединяет крупных промышленных потребителей электроэнергии).

«В основе методики могут оказаться вовсе не эталоны, а простое усреднение, в чем мы убедились на примере аналогичных проектов для сбытовых надбавок и тарифов на электросетевые услуги.

При подобном подходе вряд ли можно ожидать иного результата и на рынке тепла», — считают в ней.

В то же время в ассоциации «Совет производителей энергии» изданию сообщили, что представители отрасли проверили методологию определения эталонных расходов на сбыт тепловой энергии, разработанную ФАС. Она в целом соответствует эталонам фактических расходов на сбыт компаний, генераторы не увидели рисков роста тарифов для конечных потребителей, отметили в ассоциации.

По ее данным, в основе методики ФАС лежит единый алгоритм, который учитывает региональные особенности, а также «особенности функционирования сбытовых подразделений, такие как количество точек поставки тепловой энергии, плотность населения, уровень ставки арендной платы помещений, развитость филиальной сети банков».

Фас планирует доработать механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги

Также служба планирует перевести в цифровой формат как тарифное регулирование, так и взаимодействие с организациями и регулирующими органами

Стратегические цели тарифного регулирования в ЖКХ и электроэнергетике стали ключевой темой выступления заместителя руководителя ФАС России Виталия Королева на открытии практического тарифного семинара антимонопольной службы в Сочи.

Он пояснил, что стратегическаяцель ФАС России по совершенствованию тарифного регулирования в сфере электроэнергетики – поэтапный переход на установление долгосрочных тарифов на услуги естественных монополий, в том числе, развитие регуляторных контрактов. При этом до 2024 года процессы тарифного регулирования в регулируемых сферах деятельности (передаче электроэнергии, водоснабжении) будут унифицированы, в том числе, за счет цифровых технологий.

  • «Стратегический результат для ФАС до 2030 года – направление не менее 30% валовой выручки ресурсоснабжающих организаций (тепло-, водоснабжение, водоотведение) на капитальные вложения для развития отрасли», —   подчеркнул Виталий Королев.
  • По его словам, служба планирует доработать механизм ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги за счет:
  • — установления долгосрочных тарифов (до 15 лет);
  • — введения «эталонного» принципа формирования тарифов;
  • — цифровизации тарифного регулирования;
  • — регуляторных соглашений, которые позволяют направлять экономию тарифа компании на развитие инфраструктуры электроэнергетики региона.
  • Виталий Королев также рассказал о планах службы перевести государственные функции по тарифному регулированию в цифровые сервисы, максимально удобные для потребителей:

«Мы считаем необходимым создать мобильное приложение для граждан, в котором можно будет получать и проверять счета на оплату за коммунальные услуги.

Помимо этого ФАС планирует усовершенствовать калькулятор коммунальных платежей, чтобы с его помощью проверять соблюдение установленного индекса платы граждан и размера платежа, применяемых тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг».

Кроме того, планируется, что к 2023 году «тарифный светофор» сможет анализировать тарифные решения по 100 параметрам и более, тогда как сейчас он проводит анализ по 10 параметрам. Напомним, что проект был запущен в 2021 году и позволяет контролировать тарифные решения РЭКов до их принятия.

  1. В ходе мероприятия Виталий Королев также назвал главные изменения регулирования сферы обращения с ТКО:
  2. — региональные операторы теперь могут не привлекать подрядчиков для вывоза ТКО, если аукцион был признан несостоявшимся;
  3. — теперь в случае лишения регионального оператора его статуса новый регоператор может работать по нормативу для прежней организации;
  4. — установлен порядок определения экономически обоснованного размера расходов на транспортирование ТКО;
  5. — скорректированы правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора.
  6. Также он озвучил  позицию ФАС России   по сохранению темпов изменения тарифов медленнее инфляции и назвал отрасль, в которой тарифы ежегодно снижаются или сохраняются на прежнем уровне.
  7. ФАС России

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector