Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домов

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домов

Водопроводный кран

Источник: © , pixabay.com

С 1 января 2021 года в Подмосковье вступили в силу новые тарифы на подключение к централизованной коммунальной инфраструктуре — сетям теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. Как рассчитать, во сколько обойдется подключение объекта капитального строительства к сетям и сколько будет стоить заведение в частный дом холодной воды, читайте на mosreg.ru.

  • Как изменятся тарифы на услуги ЖКХ в Подмосковье в 2021 году. Инфографика>>
  • В каких случаях получится подключиться

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домов Источник: ©, пресс-служба заместителя председателя правительтсва Московской области Дмитрия Пестова

  1. Подключиться к отопительной сети получится, если на источнике теплоснабжения есть достаточный резерв мощности, а существующие тепловые сети обладают нужной пропускной способностью.
  2. Подключиться к сетям водоснабжения и водоотведения можно, если предполагаемая нагрузка не превышает 250 кубических метров в сутки, а прокладка труб планируется диаметром не более 250 миллиметров.
  3. Как жителям Подмосковья оплатить коммунальные услуги через интернет>>
  4. Из чего состоят тарифы на подключение к сетям

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домов

Займы

Источник: Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области

Стоимость подключения к коммунальным сетям включает в себя ставки тарифа за подключаемую нагрузку и за протяженность сети.

Тариф за протяженность сети зависит от диаметра, длины и способа прокладки инженерных коммуникаций. Тарифы на присоединение к сетям позволяют определить экономически обоснованный размер платы за подключение исходя из сведений о подключаемой нагрузке и протяженности требуемых для подключения инженерных коммуникаций.

  • Как изменятся тарифы на электроэнергию в 2021 году в Подмосковье. Инфографика>>
  • Как узнать стоимость подключения

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домов

Деньги

Источник: ©, пресс-служба уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области

  1. Узнать, какой будет стоимость присоединения к коммунальным сетям, можно на сайте Комитета по ценам и тарифам Московской области в разделе с онлайн-калькуляторами.
  2. Калькуляторы помогут рассчитать примерную стоимость подключения объекта капитального строительства к сетям с учетом подключаемой мощности и работ ресурсоснабжающей организации.

Так, для частного дома или небольшого магазина будет достаточен один кубометр ресурса в сутки. Если понадобится прокладка труб диаметром 40 миллиметров и длиной 50 метров, итоговая стоимость подключения к холодной воде составит 217 209 рублей без НДС. Если стройка не потребуется, стоимость подключения составит всего 2 460 рублей.

  • Как в Подмосковье контролировать взносы на капремонт>>
  • Как подать заявку на присоединение

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домов

Ноутбук

Источник: Министерство энергетики Московской области

Чтобы присоединить здание или строение к сетям инженерно-технического обеспечения, нужно подать единую заявку на региональном портале госуслуг.

В рамках одного обращения можно оформить заявление по всем видам ресурсов. В результате заявитель получит нужные документы для подключения — технические условия, договора и акты о подключении.

Поможем разобраться: раздельный сбор мусора>>

Как платить за воду напрямую Водоканалу

В Жилищный кодекс внесены изменения, позволяющие ресурсоснабжающим компаниям и владельцам жилья в многоквартирных строениях заключать договоры прямого типа с целью исключения посредников в оплате потреблённых жильцами коммунальных ресурсов.

МУП «Водоканал» при переходе на прямые соглашения становится «исполнителем» жилищных услуг холодного водоснабжения и водоотведения в больших постройках, в отношении которых осуществляется переход.

Итак, как платить за воду напрямую Водоканалу и что это дает?

Как было раньше?

Заключить соглашение напрямую с поставщиком ресурсов было нельзя. УК отправляла счета, в которых сама указывала определенные суммы, тарифы и нормы. Владельцы переводили всю сумму на счет управляющей организации, а та — поставщикам.

В ЖК была возможность для оплаты напрямую, но не всем можно было ее использовать. Соглашение между владельцем жилья и поставщиком при этом все равно не заключалось: прямой могла быть лишь оплата. Но теперь все изменилось.

Чаще всего у дома есть УК или ТСЖ, которые отправляют счета и принимают средства. Некоторые управляющие организации честно выполняют работу: не завышают оплату, переводят деньги вовремя и не меняют показания. Тогда собственники не платят много, а дом не числится в должниках у поставщиков.

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домовИсточник: getty

Однако есть нечестные управляющие организации. Они искажают показания, неправильно зачисляют плату, а средства от клиентов не переводят вовремя. Иногда подобные фирмы даже воруют средства, а потом банкротятся или исчезают. На постройке висят долги, а разбираться с этим приходится владельцам жилья или новой УК.

Долгое время граждане не могли полностью контролировать платежи. Приходилось доверять УК, но это не всегда приводило к хорошему результату.

Что изменилось?

Изменения в ЖК России, позволяющие клиентам заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими компаниями, были одобрены, как объясняют разработчики проекта, из-за огромного количества жалоб на УК. Компании не вовремя платили поставщикам несмотря на то, что жители исправно переводили им средства за коммунальные услуги.

Теперь, согласно новым нормативам ЖК, инициировать переход на прямые соглашения между владельцами помещений в многоквартирных постройках и РСО могут сами жители и поставщики.

Если желание избавиться от посредничества УК по оплате жилищных услуг проявляют собственники помещений, то им необходимо провести общего типа собрание и принять решение об оформлении прямых договоров с РСО.

Протокол собрания с принятым решением отправляется к поставщикам и региональному оператору по обращению с твердыми отходами. Отдельные письменные соглашения с ресурсоснабжающими компаниями заключать не придется.

Договор вступает в силу с момента платежа по выставленному счету.

РСО могут избавиться от услуг УК и перейти на прямой расчет с клиентами, только если управляющая фирма накопила немаленький долг, превышающий 2 среднемесячные величины обязательства по оплате по соглашению ресурсного снабжения или договору на оказание услуг по вывозу мусора. В таком случае по желанию поставщиков с управляющей организацией прерываются договоренности, а перечислять деньги начинают владельцы квартир.

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домовИсточник: pixabay

Но даже если собственники помещений перешли на прямые договора с ресурсниками, готовность инженерных коммуникаций и иного оборудования, входящего в состав общедомового имущества, к предоставлению услуг обеспечивают все равно управляющие организации.

Важно!! Если сравнивать тарифы ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний, то можно прийти к выводу, что они не отличаются. Например, тарифы за жилищные услуги, по которым идет расчет владельцев ЖК «Георгиевский» с УК «Престиж» в Краснодаре, один в один совпадают с тарифами, выставленными городскими РСО.

На какие услуги можно заключить договор с поставщиком

Напрямую можно перечислять деньги за все жилищные услуги:

  • водоснабжение;
  • водоотведение;
  • отопление;
  • электричество;
  • газовое снабжение;
  • вывоз мусора.

Можно заключать прямые соглашения на все разновидности услуг или только на вывоз мусора и отопление.

Заключить соглашение по желанию владельцев жилья

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домов
Источник: pinterest

Чтобы осуществлять прямой расчет, необходимо провести собрание собственников. Договор с РСО заключается со всеми жильцами одновременно. Не будет такого, что один человек платит напрямую в Водоканал, а другой — управляющей фирме.

Если на общем собрании все проголосуют за прямую оплату, это решение придется направить в РСО. Тогда жители будут получать счета от Водоканала и средства переводить тоже ему.

Как платить за воду напрямую Водоканалу из-за задолженности УК

Если УК или ТСЖ задолжали РСО деньги больше чем за 2 месяца, договор с ними могут разорвать в принудительном порядке. Для этого поставщик должен подать на управляющую организацию в суд и выиграть дело.

Водоканал или энергосбыт пришлют владельцам сообщение о разрыве договора с управляющей фирмой и заключении прямых соглашений. Жителям новый договор заключать не надо: отказ РСО работать через УК будет односторонним.

Информацию о переходе на прямой расчет разместят где-то на видном для собственников месте, опубликуют на портале и выделят в официальной газете.

Через месяц после получения уведомления соглашение с УК теряет свою силу. Жители начинают платить напрямую. УК больше не сможет отправлять счета за воду, свет, газ и требовать денег. А если она так сделает, ее можно оштрафовать: хитрая управляющая организация заплатит собственнику в 2 раза больше, чем выставила в счете.

Кому пожаловаться на качество жилищных услуг

Даже при наличии прямого соглашения с РСО жаловаться можно по-прежнему в УК. По закону она должна содержать все системы зданий в порядке, даже если за ресурсы жильцы платят не ей.

Если владелец найдет ошибку в квитанции или жидкость покажется ему недостаточно горячей, можно обратиться в управляющую компанию.

Не забывайте, УК не может ответить: «С кем заключали соглашение, туда и идите», — она должна принять жалобу и отреагировать. Но нести ответственность за качество услуг по прямому соглашению будет РСО, а не УК. За коммуникации в постройке даже при прямых соглашениях отвечает управляющая фирма. Если течет труба или проблемы с электричеством, можно требовать от УК все починить.

Если жилец задолжал поставщику услуг

По договоренности с поставщиком управляющая организация может ограничить ему доступ к ресурсам. Отключить в помещениях должников свет может сотрудник из энергосбыта, а может — из УК. Они договорятся, кто это сделает: ведь все законно.

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домовИсточник: getty

Зачем тогда необходима управляющая организация?

УК зарабатывает не на ресурсах, а на обслуживании строения и содержании общедомового имущества. Свою прибыль она не потеряет: владельцы будут платить ей по определенным тарифам за текущий ремонт, уборку и иные услуги, которые есть в соглашении на управление домом.

Даже заключив договора прямого типа, вы все равно будет получать счета от управляющей фирмы и обязаны их оплачивать. Там просто не будут значиться те ресурсы, которые вы оплачиваете РСО.

Читайте также:  Средняя цена новых коттеджей на рынке подмосковья выросла на четверть за три года

Как заключить прямое соглашение с поставщиком услуг

Вправе ли поставщик воды использовать частные объекты водоснабжения

В России сегодня не прецедентное право, однако, часто решения Верховного суда РФ влияют на судебную практику нижестоящих инстанций по аналогичным спорам. Поэтому рассказываем о деле, в котором нашему партнёру МКА «Арбат» удалось спасти поставщика воды от многомиллионного иска за использование объектов системы водоснабжения, принадлежащих частной компании.

Владелец объектов системы водоснабжения требовал у поставщика воды освободить их и возместить убытки

Дело № А41-12232/2018 длилось более двух лет и, прежде чем попасть в Верховный суд РФ, прошло два круга во всех инстанциях. Гарантирующий поставщик воды в Московской области для предоставления услуг водоснабжения использовал объекты, которые находились в частной собственности.

Коммунальная компания обращалась к владельцу, чтобы заключить договор аренды, но он предложил завышенную цену аренды. Договор заключён не был, но компания – поставщик воды продолжила использование сооружений.

Тем временем собственник объектов решил сдать их в аренду другой организации.

Стороны подписали документы об этом, но владелец так и не смог передать сооружения арендатору, поскольку они находились в пользовании гарантирующего поставщика.

Мы получили комментарий от МКА «Арбат», представлявшего интересы гарантирующего поставщика в ВС РФ: «Собственник заключил договор с ООО “ЖЭК” об аренде всех коммуникаций за астрономическую сумму.

В штате этого ООО числился всего один человек, и оно явно не могло осуществлять поставку воды.

А если бы гарантирующий поставщик перестал поставлять этот жизненно важный ресурс населению, директора привлекли бы к уголовной ответственности».

Владелец объектов подал в суд иск к поставщику воды с требованием взыскать с компании свыше 17 млн рублей упущенной выгоды: столько бы он получил по договору аренды.

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домовО расчёте за потреблённый коммунальный ресурс при смене тарифов

Суды обязали поставщика воды освободить объекты и возместить собственнику убытки

Первая инстанция и апелляция в иске отказали полностью.

Суды установили, что арендатор был уведомлен собственником, что на день заключения договора аренды имущество находилось в незаконном пользовании гарантирующего поставщика.

Владелец объектов знал, что не может передать второй стороне договора аренды свои объекты, но всё равно заключил договор и не пытался его впоследствии расторгнуть. Такие действия суды квалифицировали как злоупотребление правом.

По мнению суда, собственник сам возложил на себя дополнительные обязательства, подписав договор аренды, в том числе по передаче своего имущества арендатору, и их неисполнение привело к неблагоприятным последствиям для него.

Истец не только не пытался расторгнуть договор, но и неоднократно по согласованию со второй стороной вносил изменения в него, передвигая срок передачи имущества, а также увеличивая размер штрафа за просрочку.

Суд посчитал, что истец умышленно не предпринимал действий для минимизации возможных убытков и способствовал их наступлению. Иск был отклонён, и решение устояло в апелляционном суде.

Кассационный суд не согласился с такой позицией коллег. Он указал, что суды не учли, что предметом дела являлась упущенная выгода из-за неправомерного поведения ответчика – гарантирующего поставщика воды.

Вопрос недобросовестности собственника объектов не имеет значения для рассмотрения настоящего спора. Согласно положениям ст.

15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков.

Дело было направлено на новое рассмотрение. На этот раз суды первой инстанции, апелляции и кассации удовлетворили иск собственника полностью, основываясь на следующих доводах:

  1. Незаконное использование имущества истца ответчиком подтверждено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 30.07.2018 по делу № А41-48793/2017.
  2. Гарантирующий поставщик не исполнил решение суда и не вернул объекты владельцу.
  3. Истец лишён возможности на свободную реализацию прав в отношении своего имущества, в том числе путём сдачи его в аренду и получения от этого дохода.

«С ответчика было взыскано более 17 млн рублей. По этой схеме собственнику объектов уже удалось обанкротить прошлого гарантирующего поставщика в городе. По всей видимости, наш клиент был следующим в очереди», – отметили в МКА «Арбат».

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домовО взыскании повышающего коэффициента к нормативу коммунальных услуг

Вс рф: владелец объектов социальной инфраструктуры не вправе свободно ими распоряжаться

Летом 2019 года генеральный директор гарантирующего поставщика воды обратилась в МКА «Арбат» за помощью в разрешении сложившейся ситуации. У юристов оставалась всего одна возможность – подать жалобу в Верховный суд РФ, предложив абсолютно новую схему защиты. Доводы юристов были учтены ВС РФ, который встал на сторону поставщика воды.

ВС РФ указал на то, что при рассмотрении дела нижестоящие суды не учли особого назначения спорного имущества. Объекты предназначены для деятельности по водоснабжению потребителей. Статус таких объектов определён в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ.

Спорная недвижимость входит в состав городской централизованной системы водоснабжения и используется ответчиком для предоставления потребителям соответствующих услуг. При этом компания обслуживает объекты и поддерживает их надлежащее техническое состояние и бесперебойную работу.

В силу № 416-ФЗ собственник объектов социальной инфраструктуры не вправе свободно распоряжаться ими путём передачи в аренду третьему лицу, если оно не наделено статусом гарантирующей организации, и не может в таком случае получать доход в виде арендной платы. При этом ответчик не в силах оплачивать аренду спорного имущества по произвольно установленной собственником цене, поскольку ограничен утверждённым в регионе тарифом на коммунальную услугу.

ВС РФ указал, что собственник объектов при заключении договора аренды с ООО «ЖЭК» действовал как недобросовестный участник гражданских правоотношений, поскольку ему было известно, что гарантирующий поставщик не может вернуть имущество, так как оно входит в централизованную систему водоснабжения.

При этом ООО «ЖЭК» не имеет статуса гарантирующей организации и не располагает ресурсами для использования специализированного имущества. В компании официально работает один человек.

Фактическая передача объектов централизованного водоснабжения ООО «ЖЭК», которое не обладает ресурсами для обеспечения безопасной эксплуатации системы централизованного водоснабжения, может повлечь прекращение водоснабжения.

ВС РФ сделал вывод, что заключённый договор аренды объектов в силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ является недействительной сделкой, следовательно, не может быть речи об упущенной выгоде в виде арендной платы. Предыдущие решения судов были отменены, а дело – вновь направлено на пересмотр.

Частные компании смогут заниматься водоснабжением многоквартирных домовПорядок расчёта платы за ЖКУ для пустующей квартиры

На заметку

«Решение Верховного суда станет отправной точкой в регулировании сферы не только поставки жизненно важного ресурса – воды – потребителям, но и положит конец своего рода рейдерскому захвату коммунальных сетей коммерческими предприятиями без цели их использования, а только лишь с целью наживы.

Отдай гарантирующий поставщик объекты в руки собственника, кто даст гарантию, что на следующий день вентили не были бы закрыты и 30 тысяч человек не остались бы без воды? Или повысь поставщик тарифы за воду для потребителей в 10 раз для безубыточности, как предусматривал арендный договор, чтобы произошло бы и какова была бы реакция на коммунальные платежи со стороны жителей? Вот на что мы обратили внимание суда и были услышаны», – резюмировал руководитель банкротной практики МКА «Арбат» Алексей Симоненко.

Коттеджные посёлки: правовой режим объектов инфраструктуры

Верховный суд России 6 октября принял определение по гражданскому делу № 5-КГ20-107-К2, в котором поднял довольно актуальные для практики вопросы и озвучил интересные мысли относительно правового режима так называемого «коттеджного посёлка» и условий взаимоотношения между собственником индивидуального дома, земельного участка, с одной стороны, и управляющей организацией, товариществом собственников недвижимости (ТСН), с другой стороны, относительно пользования, несения расходов на содержание имущества, которое обеспечивает функционирование всего населённого пункта (объекты инфраструктуры).

В рамках данного определения Верховный суд пришел к следующим выводам и обозначил нижеизложенные вопросы.

1.

Верховный суд России наконец-то однозначно и чётко сформулировал позицию о том, что к отношениям, которые возникают в таких населённых пунктах, не применяется закон о садоводстве и огородничестве, так как в большинстве случаев такие посёлки изначально создаются для постоянного проживания граждан, а все земельные участки в них  являются землями населенных пунктов для строительства индивидуальных жилых домов.

Данное разъяснение имеет важное правовое значение, поскольку нижестоящие суды общей юрисдикции последовательно при разрешении аналогичных споров ошибочно ссылаются на Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд …» (или предшествующий ему закон о садоводстве), что ведёт к принятию неправильного судебного акта по существу дела и, как следствие, к нарушению прав собственников индивидуальных земель и домов в таких населённых пунктах.

2. Высшая судебная инстанция обозначила отсутствие в отечественном законодательстве понятия и института «коттеджный посёлок».

Несмотря на данный вывод, Верховный суд в тексте судебного акта использует в отношении населённого пункта незнакомое для российского публичного права обозначение «поселок закрытого типа» (не путать с Закрытым административно-территориальным образованием), что, впрочем, не является предметом деятельности судебной коллегии по гражданским делам и объектом изучения частного права в целом.

Судебная коллегия также раскрыла содержание этого обозначения — жилой комплекс с единой территорией застройки, включающей земельные участки в установленных границах и расположенные на них жилые дома и иные строения, принадлежащие физическим и юридическим лицам. Однако из этого определения не представляется возможным выделить какие-либо сущностные и отличительные черты данного института.

Читайте также:  Компенсационный фонд для дольщиков заработает только летом

Также в этой части суд указывает на то, что коттеджный посёлок не является садоводческим, огородническим, дачным объединением граждан, объединением собственников недвижимости, каким-либо иным гражданско-правовым сообществом, объединенным одной территорией.

Таким образом, Верховный суд обозначил наличие правового пробела в области данных отношений.

3. Правовой режим объектов инфраструктуры всего посёлка и бремя несения расходов на его содержание.

Судебная коллегия со ссылкой на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года № 23-П указал на отсутствие в действующем законодательстве единого специального регулирования, посвященного правовому режиму имущества общего пользования собственников индивидуальных жилых домов. Тем самым, Верховный суд подчеркнул отсутствие оснований для аналогии условного режима коттеджного посёлка с режимом общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме. 

Практика отечественных судов общей юрисдикции до принятия названного выше «знакового» постановления Конституционного суда расходилась.

Некоторые суды отказывали жителям – собственникам индивидуальных домов в аналогичных посёлков в признании за ними общей долевой собственности на общую инфраструктуру (дороги, детские площадки, пляж, парки), другие — признавали общую долевую собственность и прекращали право собственности у застройщика (ТСН, управляющая организация), при этом обосновывали своё решение нормами Гражданского и Жилищного кодексов об общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме (аналогия закона).

Теперь высшие суды определённо разъяснили свою позицию о неправомерности применения нижестоящими судами норм гражданского законодательства об общем имуществе собственников квартир в многоквартирном доме к схожим отношениям, которые возникают в коттеджных посёлках.

Следовательно, согласно позиции Конституционного и Верховного судов, лицо, приобретая индивидуальный дом и участок под ним в таких населённых пунктах, в силу закона автоматически не приобретает право собственности на так называемое инфраструктурное имущество, которое обеспечивает функционирование всего посёлка (прежде всего общие дороги). 

Исходя из вышесказанного, в силу ст. 210 Гражданского кодекса только собственник должен нести бремя содержания такого имущества – объектов инфраструктуры всего посёлка (как правило, ТСН, управляющая организация или застройщик). Однако именно здесь наиболее ярко начинает проявляться правовая проблема в этой отрасли.

А именно собственник такого инфраструктурного имущества возлагает на каждого собственника частного дома и (или) участка обязанность по периодической уплате денежных средств за пользование таким имуществом (дороги, тротуары, детские и спортивные площадки, пляж, беседки) в целях поддержания их в надлежащем состоянии и компенсации расходов собственника по уплате средств третьим лицам (охранная, подрядная организации, др.). 

На такие требования собственника инфраструктурного имущества посёлка совершенного обоснованно поступают возражения со стороны собственников частных домов и участков (жителей).

  ТСН (управляющая организация) возлагает в одностороннем порядке обязанность на собственников частных земель по уплате денежных средств за пользование и в качестве компенсации расходов на содержание общепоселковой инфраструктуры в условиях отсутствия какого-либо соглашения (сделки) между ними или нормы закона, которая бы возлагала на граждан такие обязательства.

И очень часто возникает ситуация, когда гражданин-собственник не является членом (участником) ТСН, не принимает участия в его деятельности, воля последнего не учитывается при принятии решения о тарифах, заключении договоров с третьими организациями для поддержания инфраструктуры в надлежащем состоянии. Однако данное обстоятельство не препятствует ТСН (управляющей организации) взыскивать в судебном порядке на основании норм о неосновательном обогащении денежные средства по тарифам и условиям, которые были утверждены ТСН (управляющей организацией) в одностороннем порядке. Судебная практика по такой категории дел складывается не в пользу собственников частных земель, суды взыскивают такие долги, при этом не учитывая объём и рыночную стоимость полученных благ (предоставления)  жителями посёлка. 

Более того, не существует закон, который бы возлагал на собственника индивидуального дома по аналогии со статусом собственника квартиры в многоквартирном доме содержать и нести расходы в отношении общего имущества.

В многоквартирном доме собственник жилого помещения в силу закона автоматически становится и собственником общего имущества всего дома, однако в коттеджных посёлках гражданин, приобретая земельный участок и (или) индивидуальный дом, не становится по общему правилу (исходя из разъяснений Конституционного суда) собственником общепоселковой инфраструктуры.

Поэтому совершенно обоснованно и правомерно возлагать бремя содержания общего имущества многоквартирного дома на собственников жилых помещений, так как последние являются собственниками общего имущества.

Однако в коттеджных посёлках имущество, которое обеспечивает функционирование всего населённого пункта, сохраняется в собственности застройщика или его аффилированного ТСН (управляющей организации), но это не мешает им возлагать бремя содержания их имущества на собственников частных земель и домов без учёта объёма блага, которые последние получают от использования инфраструктуры. То есть совершенно обоснованно возлагать на собственника квартиры бремя несения расходов на поддержание общедомовой инфраструктуры в надлежащем состоянии вне зависимости от использования или неиспользования им этого имущества, объёма полученного им блага, поскольку собственник квартиры является и собственником общего имущества. В частности, не имеет правового значения для уплаты денежных средств за содержание лифта или лестничной площадки факт и объём их использования со стороны собственника квартиры – он может купить квартиру и не проживать в ней, не пользоваться общедомовой инфраструктурой, но, будучи сособственником такого общего имущества, обязан содержать его. 

Применение такого же подхода со стороны застройщиков и ТСН к собственникам частных домов в коттеджных посёлках является необоснованной, ибо последние, не являясь собственниками объектов инфраструктуры, не должны нести бремя его содержания, а обязаны уплачивать денежные средства в пользу собственника – ТСН (застройщика, управляющей организации) только ровно в том объёме, который был получен в качестве блага (предоставления) в результате использования таким индивидуальным собственником общепоселковой инфраструктуры. Именно такой подход возобладал в правовой позиции Верховного суда, который обязал нижестоящие суды устанавливать и учитывать в каждом случае объём и реальную рыночную стоимость пользования гражданином-собственником общепоселковой инфраструктуры. 

Также Верховный суд в своем постановлении подчеркнул, что неправомерно применять тарифы и условия пользования имуществом, которые были утверждены ТСН (застройщиком, управляющей организацией) в одностороннем порядке без учёта волеизъявления собственника частного дома или земельного участка.

К сожалению,  в коттеджных посёлках довольно часто складывается ситуация, в которой ТСН утверждает в статусе собственника инфраструктуры всего посёлка тарифы пользования данным имуществом без учёта воли и интересов жителей населённого пункта, затем взыскивает с них в судах по этим тарифам якобы неосновательное обогащение.

Как правило, данные тарифы являются завышенными по сравнению с рыночной стоимостью соответствующих товаров, услуг и экономически необоснованными.

Автор настоящей статьи участвовал в судебных делах, где взыскивались долги в пользу ТСН и управляющей организации с жителей посёлка (около 300 индивидуальных домов), в которые были включены расходы товарищества на уплату заработной платы финансовому аналитику и маркетологу!

Исходя из вышеизложенного подхода, теперь ТСН при предъявлении требования к собственнику-жителю посёлка по уплате компенсации за содержание и пользование объектов инфраструктуры должен в каждом случае учитывать объём своего предоставления такому собственнику-жителю населенного пункта.

Так, собственник частного дома, который проживает в посёлке только в летнее время или не использует спортивную, детскую площадку, пляж не должен нести расходы наравне с собственником частного дома, который проживает в посёлке постоянно и активно использует соответствующее имущество ТСН.

Здесь нужно отметить довольно интересный по содержанию довод нижестоящих судов, которым возражали против названного выше принципа распределения обязательств по содержанию инфраструктуры, а именно, удовлетворяя требования управляющей организации о взыскании с гражданина в полном размере понесенных затрат по содержанию имущества и объектов инфраструктуры (без учёта объёма и рыночной стоимости полученного блага этим гражданином), суды сослались на нарушения прав других собственников, проживающих в коттеджном поселке, в том случае, если кто- либо будет освобожден от несения этих расходов или размер этих расходов будет уменьшен. Тем самым, нижестоящие суды пришли к выводу о том, что факт приобретения гражданином индивидуального дома и (или) земельного участка в коттеджном посёлка автоматически порождает у последнего обязательства нести соответствующие расходы на содержание всей инфраструктуры посёлка без учёта объёма использования такого имущества и встречного предоставления со стороны ТСН (управляющей организации), даже в условиях отсутствия как права собственности жителей на поселковую инфраструктуру, так и соответствующей нормы закона, которая бы возлагала на них такие обязательства.

Нужно здесь отметить, названный выше довод нижестоящих судов не лишён основания и логики, ведь соответствующая инфраструктура создаётся застройщиком в интересах всех жителей посёлка, такое имущество необходимо для полноценной жизни в населённом пункте всего сообщества.

Кроме того, возложение бремени несения расходов на содержание данного имущества только на собственников, которые ими фактически пользуются, приведёт к неразумно высокому размеру платы в пользу ТСН, что ляжет на плечи частных домохозяйств, а также в целом не будет способствовать возникновению интереса у застройщиков обеспечивать и развивать дополнительную инфраструктуру (спортивные площадки, общие зоны отдыха, пляж, парки).

В силу вышеизложенного, для разрешения названных в настоящей статье проблем и преодоления правового пробела в этой отрасли отношений необходимо ввести в Гражданский и Жилищный кодекс институт аналогичный единому недвижимому комплексу с детальным описанием правовой судьбы общепоселковой инфраструктуры после завершения проекта застройщиком, порядка и оснований несения расходов на его содержание со стороны собственников-жителей населённого пункта. Или, если решать этот вопрос через институты публичного права, то целесообразно предусмотреть в муниципальном и земельном законодательстве обязанность застройщика после завершения проекта передавать объекты общепоселковой инфраструктуры в собственность муниципального образования, которое за счёт муниципального бюджета будет нести расходы на содержание данного имущества в интересах каждого жителя коттеджного посёлка, учитывая, что коттеджные посёлки, как правило, согласно документам о планировке новых территории входят в состав постоянно действующих населённых пунктов и юридически являются составной частью муниципальных образований. При этом есть большая вероятность того, что публичные органы власти в ответ потребуют у жителей снести ограждение (шлагбаумы) в месте въезда в коттеджный посёлок, поскольку он входит в границы муниципального образования. А как показывает практика и гражданский оборот, такие населённые пункты прежде всего ценны именно своей «закрытостью», обособленностью от других посёлков и ограничением (контролем) въезда на его территорию.

Читайте также:  Верховный суд: оформлять право собственности на недострой нельзя

Нужно ли устанавливать счетчик воды в 2021 году?

Началом массовых установок учетов потребления энергоресурсов можно считать 2009 год. С принятием закона от 23.11.2009 г.

№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» были внесены ряд изменений в законодательные акты.

Теперь на владельцев квартир налагается обязанность установить счетчики учета потребления ресурсов: электроэнергии, газа, воды в своем жилом помещении.

В Законе указан срок установки счетчиков воды – до 1 июля 2013 года (пункт 12 статьи 13), но его постоянно отодвигают. Многие владельцы жилой площади с вступлением в силу документа начали активно устанавливать их. Этому способствовала и активная деятельность компаний, предлагающих произвести работы на выгодных условиях.

Однако тем, кто по-прежнему не торопится обзавестись прибором учета расходуемой воды, следует учесть, что правительство за неисполнение законодательных норм предусмотрело введение штрафных санкций. Исполняться это будет в виде постоянного значительного увеличения тарифов, что вынудит население перейти на учет воды.

Когда необходимо ставить счетчики на воду в 2021 году по закону

Как уже говорилось ранее, ставить счетчики на воду – наша обязанность по закону. Поэтому, несмотря на разговоры о возможной отмене этой нормы, ожидать ее вряд ли стоит. Непосредственно жильцов, не желающих устанавливать прибор учета или не имеющих на это средств, никто наказать не может. Но возрастающие тарифы могут сильно ударить по карману.

В итоге остается просчитать все расходы на сами индивидуальные приборы учета, их установку и ежемесячную плату и сопоставить их с тем, что ожидает в 2021 году жильцов в квартирах без них. В таком жилье плата за расходование воды рассчитывается путем умножения нормативного тарифа, утвержденного местными властями, на количество прописанных людей на данной жилплощади.

С каждым годом к тарифу будет применяться добавочный коэффициент. В 2021 году повышающий коэффициент на воду без счетчика остается прежним, как и в 2020 году, согласно Постановления от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам МКД» действующий с 27.12.2018 года.

Таким образом, в 2021 году те, кто не установил счетчики на воду, платят за расход на 50% больше, то есть повышающий коэффициент составит 1,5. Это значительно ударяет по семейному бюджету.

Помимо прочего, за то, насколько исполняются нормы Закона во вверенных им домам, отвечают управляющие компании. Их задача добиться максимального количества квартир, оснащенных счетчиками на воду. Поэтому они активно работают в этом направлении, предоставляя даже порой рассрочку платежа на несколько месяцев.

С установкой приборов вы лишитесь головной боли в лице управляющей компании, настойчиво требующей это сделать, и значительное снижение платы за воду, поскольку она будет напрямую зависеть от фактического потребления.

Чтобы установить водомер, необходимо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не имеет разрешения на эту деятельность, то обязана предоставить перечень организаций, оказывающих эту услугу.

Собственникам муниципального жилья счетчики на воду устанавливаются бесплатно, для приватизированных квартир стоимость может варьироваться в пределах 4000-7000 рублей.

После установки необходимо пригласить представителя управляющей компании, который составит акт ввода в эксплуатацию и поставит пломбу. Опломбировка является бесплатной услугой.

А Вы знаете, кто должен устанавливать общедомовой счетчик тепла в многоквартирном доме?

Установка индивидуальных приборов учета (счетчиков) попадает под нормы действующего законодательства. Федеральный закон № 261-ФЗ обязывает применять их, ведь это повлечет значительную экономию энергетических, водных ресурсов, а также позволит вести учет их расходования.

Что же касается новостроек, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу Закона, то они однозначно должны оснащаться всеми необходимыми счетчиками: газа, воды и электричества. Это означает, что все жилые помещения должны вводиться в эксплуатацию с такими приборами.

Компании-застройщики обязательно устанавливают счетчики на воду в том количестве, сколько требуется в конкретную квартиру, то есть на каждую трубу водоснабжения как холодного, так и горячего, а также общедомовой прибор учета.

Жильцы при осмотре помещений должны обязательно обращать на это внимание и не подписывать передаточный акт при их отсутствии.

Если их нет, то этот факт нужно отразить в документе или письменном уведомлении застройщику, который обязан исправить ситуацию.

Стоит отметить и тот факт, что без счетчиков на воду вводимое в эксплуатацию жилье не может быть принято государственной комиссией. А это значит, что сам факт приемки комиссией не позволит квартиры в доме реализовать и заселить.

Срок эксплуатации счетчиков на воду в квартирах

Прибор учета потребляемой жильцами воды является измерительным и с течением времени может становиться недостаточно точным. Это искажает фактические цифры, уменьшая или увеличивая их.

Для того, чтобы не допускать таких расхождений, введены правила и сроки проверки счетчиков на воду. Они составляют:

  • для холодной воды – 6 лет,
  • для горячей воды – 4 года.

Если проверка показала исправность измерительного инструмента, им можно продолжать пользоваться до следующей проверки, в ином случае следует заменить. Отметим, что средний срок эксплуатации счетчиков на воду составляет 12 лет.

Отслеживать окончание межпроверочного периода обязан сам собственник жилья и вовремя обращаться в специализированные организации, занимающиеся проверкой и выдачей соответствующего акта. Узнать срок окончания такого периода можно из акта установки счетчиков или предыдущего акта поверки. Не рекомендуем откладывать процедуру поверки на последние дни, а позаботиться об этом заранее.

Как проверяются счетчики на воду

Проверка может быть осуществлена двумя способами:

  1. Без снятия счетчика. Специалисты выезжают на место и производят тесты водомера. В итоге собственник получает на руки акт с указанием даты и результатов испытаний. Это удобно для жильцов – достаточно лишь предоставить беспрепятственный доступ к счетчику – и требует минимальных затрат времени.
  2. Со снятием счетчика. Представители фирмы демонтируют его, увозят в лабораторию и там производят измерения. Если обнаружится небольшая проблема в механизме, то они могут ее исправить и установить счетчик обратно. В случае, когда счетчик проверяется на месте, исправить ничего невозможно. Поэтому мастер может предложить снять его и отвезти в ремонт либо выдать акт с заключением о замене.

Самый простой способ, конечно, первый. Он не требует отключения стояка, чтобы снять прибор и дождаться обратной установки. По времени это может занимать от нескольких часов до нескольких дней. Чтобы не возникало вопросов к качеству проверки, сразу уточните у фирмы, имеет ли она соответствующие разрешения на этот вид деятельности.

Проверка является платной услугой. Стоимость проверки одного счетчика может составлять в пределах 1000 рублей.

Видео: Обязательно ли ставить счётчики воды? Как обманывают при установке счетчика?

Установка счетчиков учета расходования воды подчиняются ряду правил и норм. Они практически одинаковые как для жителей многоквартирных домов, так и для частных жилых строений. Поэтому перечислим, какие должны быть соблюдены правила при установке приборов учета воды:

  1. Использовать необходимо только приборы, прошедшие сертификацию в России. К каждому должен прилагаться технический паспорт. Заводской номер, содержащийся в этом документе, должен соответствовать нанесенному на корпус счетчика. Показания на табло обнулять не нужно, поскольку они будут зафиксированы при опломбировке и станут отправной точкой отсчета расходования воды.
  2. В трубу до места установки счетчика должен быть врезан фильтр грубой очистки. Это необходимо, чтобы прибор прослужил дольше. В поступающей из водопровода воде могут содержаться плотные частицы, приводящие к быстрому износу водомера, точнее его механических деталей. Наличие фильтра приводит к снижению вероятности различных проблем и повышает точность работы прибора.
  3. Обязательно необходима опломбировка прибора учета, иначе его показания не будут считаться действительными. Пломбируют их в квартире представитель управляющей компании, а в частном доме – организации, осуществляющей водоснабжение. Стоимость услуги по закону — бесплатно.
  4. Следует соблюдать определенное расстояние, которое составляет не более 20 см от входа в трубопровод до счетчика. Это необходимое условие, чтобы хозяин не смог осуществить самостоятельную врезку до прибора учета.
  5. Устанавливать счетчик в частном доме нужно в помещении, в которое выведена труба из центрального трубопровода. Она должна проходить вдоль стены. При этом в помещении должна присутствовать температура воздуха не ниже 5 градусов. Если водопроводная магистраль находится в достаточно большом отдалении от дома, то потребуется установить прибор учета на улице. В этом случае строится специальный колодец, где он размещается. Пломбируется тогда не только сам счетчик, но и крышка, которой колодец закрывает. Сорвать пломбу на крышке разрешено только в случае аварии или пожара.Владелец жилого строения несет ответственность за состояние трубопровода от местонахождения прибора учета воды до самого дома.

Видео: Что нужно знать при установке счетчика на воду

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector