24% жилья, признанного аварийным 5 лет назад и более, не расселено

Красноярцы живут в доме с трещинами на стенах, дырами в полу и невыносимым запахом. Здание признали аварийным 5 лет назад, но до сих пор жители вынуждены оставаться в таких условиях.

Дому на ул. Щербакова  67 лет. Его признали аварийным 5 лет назад, но все еще не снесли. Все  это время здание постепенно уходит под землю. Лилия Васильевна, жительница дома, говорит, что обращалась во все инстанции и даже в суд.

Год назад пенсионерка чуть не лишилась жизни в этом доме. На 72-летнюю женщину вместе с куском стены упал кухонный шкаф. Лилия Васильевна боится, что в любой момент может рухнуть и потолок. Однако по документам получается, что с каждым годом дом становится только лучше.

«Дом стоит фактически с 1952 г. У меня есть документы, что износ дома был 74%. Прошло 15 лет, и теперь в документах пишут меньший процент износа – 67%. Вот как дом по истечению стольких лет улучшился? Документы подтверждают, что износ стал меньше, и жить еще можно», – рассказала Лилия Мельникова.

Вместе с пенсионеркой в доме сейчас живут две семьи, они также ждут расселения. Была еще одна – на втором этаже. Люди съехали, когда в их квартире появилась сквозная трещина. Согласно графику сноса аварийных зданий, дом планируют снести только через два года.

«В этом году будут даны предложения гражданам по условиям расселения. На Щербакова проживают только собственники,  им предусмотрена выкупная стоимость в соответствии с законодательством», – сообщила Оксана Покаместова, начальник отдела департамента градостроительства.

Пока жильцам предложили комнаты в общежитии маневренного фонда. Однако условия там не лучше, чем те, в которых они живут сейчас. По закону в таких ситуациях выделяют 6 кв.м человека. К примеру, Лилия Васильевна живет не одна, а с сыном и невесткой – оба инвалиды. В одну комнату они не поместятся. В мэрии говорят: такой порядок.

«Если человек является инвалидом, то предусматриваются дополнительные меры в законодательстве. Может, когда им предлагали в первый раз, то в наличии были маленькие комнаты. Сейчас освободились побольше. Им могут их выделить», – пояснила Светлана Трушкова, пресс-секретарь департамента городского хозяйства.

Сейчас  жителям аварийного дома на Щербакова предлагают набраться терпения, как и жителям еще 236 домов. Именно такое количество зданий сейчас находится в списке ветхого жилья. Там проживают 14,5 тыс. человек.

Ранее в Красноярске не нашли денег, чтобы расселить разваливающийся аварийный дом. 

24% жилья, признанного аварийным 5 лет назад и более, не расселено

Как признать дом аварийным и добиться его расселения?

Жильцы домов, которые находятся не в самом лучшем состоянии, надеются попасть под программу расселения ветхого и аварийного жилья, чтобы получить новые квартиры…

24% жилья, признанного аварийным 5 лет назад и более, не расселено

Портал недвижимости superrielt.ru выяснил у специалистов общественной организации НП «ЖКХ Контроль», у кого есть шанс воспользоваться такой программой и что делать в случаях, когда что-то пошло не по плану.

Что такое «ветхий» и «аварийный» дом?

Ветхим называют дом, построенный много лет назад, в котором протекает крыша и просел фундамент. Это определение – бытовое и означает высокую степень износа. Но не существует методики определения «ветхости» жилья, и этот статус не несет каких-либо юридических последствий.

С понятием аварийного дома все обстоит иначе. Этот термин обозначает, что дом не только старый, но и что в нем опасно проживать. Дом могут признать аварийным не только по причине высокого износа, но и если, например, в материалах дома высокая концентрация вредных веществ, уровень шума превышает допустимую норму или обнаружены другие факторы, которые могут повлиять на здоровье жильцов.

Кто определяет, аварийный дом или нет?

  • Аварийным дом может признать межведомственная комиссия при муниципальном образовании.
  • Члены комиссии – представители органов местного самоуправления, представители органов, в чьи полномочия входит проведение регионального жилищного надзора, надзора в сферах пожарной, санитарно-эпидемиологической, промышленной, экологической и прочей безопасности, государственного контроля, благополучия человека, защиты прав потребителей и другие эксперты.
  • Владелец жилого помещения взаимодействует с комиссией и имеет право на совещательный голос.

Как пригласить комиссию для проверки дома на аварийность?

Любой владелец или наниматель жилья может подать заявление в муниципальную межведомственную комиссию.

К документу необходимо приложить выписку из Росреестра (подтверждение права собственности на жилплощадь в доме) или договор социального найма и заключение экспертной организации об обследовании дома.

Комиссия рассмотрит вопрос признания дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу.

Кроме того, в межведомственную комиссию могут обратиться органы прокуратуры или жилищного надзора. В таком случае они должны обеспечить проведение экспертизы. То есть, обратившись в эти органы, собственники могут сэкономить деньги.

Решение о проведении технической экспертизы должно быть принято на собрании собственников помещений многоквартирного дома и ими же оплачено.

Что происходит, когда дом признали аварийным?

Когда получено заключение комиссии, соответствующий орган власти в 30-дневный срок должен издать распоряжение, где будет определено дальнейшее использование помещений и срок расселения жильцов, если дом признают аварийным и подлежащим реконструкции или сносу или заключат, что здание нуждается в проведении ремонтно-восстановительных работ.

Согласно Жилищному кодексу, обязанности по сносу аварийного дома возложены на владельцев помещений. Они должны самостоятельно оплатить это мероприятие.

На практике за переселение аварийных домов, как правило, отвечают органы местного самоуправления (к тому же, во многих домах есть муниципальные квартиры, поэтому муниципалитет является полноправным владельцем наряду с физлицами). Если у жильцов сформирован участок земли под домом, и она представляет ценность, ее можно продать либо заключить инвестиционный контракт со строительной компанией на возведение нового дома.

Что делать, если дом давно признан аварийным, но все еще не расселен?

Прежде всего, необходимо выяснить, когда дом был признан аварийным и в какую программу его включили.

Если такой статус был присвоен до 2012 года, то, вероятнее всего, многоквартирный дом включили в программу переселения из аварийного жилья, софинансируемую Фондом содействия реформирования ЖКХ. Но дом мог попасть и в другие программы, которые финансируются из федерального, субъектного или местного бюджета.

Дома, включенные в программу «Фонда ЖКХ», значатся в соответствующем перечне на сайте организации.

Кроме того, на таких домах должны быть таблички, где указаны сроки и место переселения. Если заявленные сроки переселения подходят, а жильцов не переселяют, необходимо уточнить этот вопрос в администрации муниципального образования или в самом Фонде ЖКХ.

Что касается домов, попавших в другую программу, за необходимой информацией необходимо обращаться в администрацию муниципального образования.

Куда обращаться с жалобой, если заявленные сроки расселения нарушены?

Органы государственной власти (федеральные и региональные органы, министерства и ведомства) должны расселить аварийный дом по соответствующему решению межведомственной комиссии, если являются владельцами этого дома.

Обязанность по переселению дома лежит на органе местного самоуправления как на одном из собственников, который владеет муниципальными программами, и как на органе, который учредил межведомственную комиссию и обязан содействовать собственникам в сносе аварийного жилья, а также переселить жильцов, заключивших договор социального найма помещений в этом доме.

Обычно органы государственного жилищного надзора, Роспотребнадзора и прокуратуры входят в муниципальные межведомственные комиссии.

Роспотребнадзор и Госжилинспекция, ссылаясь на заключения о техническом и санитарно-эпидемиологическом состоянии дома, вправе принудит органы местного самоуправления к переселению.

Прокуратура следит за выполнением решений, которые были приняты на основании федерального закона.

Переселение из аварийного жилья. Споры с местными администрациями

Недавно Верховный Суд РФ обобщил судебную практику рассмотрения дел по спорам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого помещения либо многоквартирного жилого дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Одновременно судьями был выработан ряд рекомендаций разрешения подобных споров, предметом которых зачастую является бездействие и ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления своих обязанностей в сфере жилищного строительства.

Впрочем, как показала судебная практика, подавая в суд иски, заявители нередко сами пытаются нарушить административный порядок признания своего жилья аварийным, обойдя его через суд. Причиной этого является банальное незнание закона.

В качестве примера в Обзоре, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.

2014 года, приводятся действия истицы, заявившей в суд требования о признании своей квартиры непригодной для проживания, а также не подлежащей восстановлению путем реконструкции и ремонта.

Суды, отказывая в удовлетворении данных требований, сослались на то, что решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии и не входит в полномочия судебных органов. Данная комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления, то есть в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду.

Иными словами, решить вопрос о признании жилья аварийным через суд, минуя спецкомиссию, нельзя.

Равным образом нельзя обязать и местные администрации признать жилые здания аварийными, непригодными для проживания и предоставить заявителям новые жилые помещения.

Понуждение администрации к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий.

ВС РФ поддерживает данную позицию, отмечая, что заявительница может обратиться в суд лишь в одном случае. А именно тогда, когда будет налицо бездействие межведомственной комиссии и органа местного самоуправления по принятию решения, связанного с признанием жилого помещения непригодным для проживания.

Таким образом, для того, чтобы признать жилье ветхим необходимо соблюдение законной процедуры.

Читайте также:  В госдуме поддержали идею вернуть бумажные свидетельства о собственности

Данная процедура подробно регламентирована Положением о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года.

Согласно данному положению, признание жилого помещения пригодным или непригодным для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу производится специальной межведомственной комиссией. Для этого требуется наличие заявления собственника помещения (нанимателя), либо заключение органов государственного жилищного надзора.

По результатам работы комиссия принимает решение: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

Только потом и именно на основании полученного от комиссии заключения администрация может принять решение и издать соответствующее распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Другое дело, когда вышеуказанное заключение делается комиссией формально, без фактической проверки и обследования жилых помещений.

Например, когда вместо проведения строительных и санитарных экспертиз, замеров, снятия параметров микроклимата, обследования несущих конструкций, проверки инженерно-технических систем отопления и электроснабжения, комиссией проводится исключительно визуальный осмотр помещений.

В этих случаях действия, а, скорее всего, бездействие, комиссии могут быть признаны судом неправомерными, а заключение – вынесенным без учета требований законодательства. В противовес заключению комиссии здесь может быть представлено заключение независимого эксперта, нанятого за счет самих жильцов ветхого жилья.

Если комиссия не сможет опровергнуть выводы независимой экспертизы, ее действия будут считаться незаконными.

Кроме того, о бездействии будет свидетельствовать и отсутствие у комиссии технических заключений и актов органов жилищного надзора, из которых следует соответствие, либо несоответствие состояния помещений требованиям СНиПов.

Установив бездействие комиссии, суд возлагает на нее обязанность в оговоренный срок провести оценку соответствия помещения установленным законом требованиям.

В свою очередь недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению.

Следовательно, у принявшего его органа возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

Немало споров вызывает и решение вопроса о предоставлении собственникам (нанимателям) жилья, признанного аварийным, новых жилых помещений.

По закону если собственники жилых помещений в аварийном доме не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Нетрудно догадаться, что заключать с жильцами данные соглашения местные администрации не торопятся, ссылаясь на недофинансирование и прочие проблемы местного масштаба.

В этих случаях жильцы спешат в суд с требованиями о возложении на администрацию обязанности предоставить им другое пригодное для проживания жилое помещение.

Со своей стороны суды отказывают жильцам в удовлетворении таких требований, что, с точки зрения ВС РФ, является правильным.

В обзоре поясняется, что в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением. Это обусловлено тем, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается лишь обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Следовательно, если соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого не имеется, суд не вправе обязать орган местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жильем.

С другой стороны, если между органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого, не может быть удовлетворено и требование о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи.

Между тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению, то собственнику жилого помещения в таком доме не может быть отказано в предоставлении другого жилого помещения.

И если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жильцы уже на законных основаниях и по своему выбору имеют право требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.

К слову, даже в тех случаях, когда вопрос с переселением из аварийного жилья уже решен, права и интересы жильцов многими администрациями продолжают нарушаться.

Например, путем понуждении к заключению договора мены жилых помещений и принудительного выселения с предоставлением другого жилого помещения.

При этом ряд судов полагает возможным удовлетворение исков о принудительном переселении собственников жилых помещений в аварийных многоквартирных домах в предлагаемые органами местного самоуправления жилые помещения, ссылаясь на равноценность и благоустроенность предлагаемого жилья.

Другие же суды исходят из того, что предоставление собственнику непригодного для проживания жилого помещения другого жилого помещения на праве собственности возможно исключительно при наличии достигнутого об этом соглашения с органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение о сносе дома. То есть, принудительно переселить жильцов, пусть даже из непригодного для проживания помещения, администрация не имеет права. Причем данную позицию судов ВС РФ и признает правильной и обоснованной.

Теперь что касается выкупа. В соответствии с нормами ЖК РФ, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются путем выкупа изымаемого жилого помещения.

При этом выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется, исходя из рыночной его стоимости. По общему же правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

Поэтому нетрудно догадаться, что, определяя выкупную стоимость изымаемого жилья, местные администрации в целях экономии средств нередко занижают ее истинное значение.

В связи с этим Пленум ВС дает судам на этот счет ряд важных рекомендаций. Так, при определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме.

Это объясняется тем, что гражданским законодательством сейчас установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме всегда следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.

Следовательно, стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.

То же самое касается и земельного участка под аварийным домом. Здесь следует обратить внимание на то, что с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме к жильцу переходит и доля в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет.

ВС РФ подчеркивает, что поскольку отдельно стоимость земельного участка при выкупе жилого помещения не определяется, так как предназначен он именно для обеспечения возможности пользования жилым помещением, то при определении выкупной цены необходимо учитывать рыночную стоимость принадлежащей ответчику доли в праве общей собственности на земельный участок под домом.

Более того, ВС РФ рекомендует судам учитывать, что выкупная цена изымаемого жилого помещения в обязательном порядке должна включать в себя и все дополнительные расходы убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.

В частности, в выкупную стоимость подлежат включению расходы жильца на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения.

Разумеется, расходы могут быть учтены лишь в разумных пределах и стоимость роскошных апартаментов и питания в ресторанах на время решения вопроса о выплате выкупной цены никто компенсировать не станет.

Читайте также:  Где и как производят хрусталь и хрустальные люстры в России?

Все чрезмерные расходы жильцов учету не подлежат.

Стоит отметить, что данный перечень возможных расходов жильцов закрытым не является и при желании может быть расширен. В качестве примера здесь ВС РФ приводит спор относительно размера предложенной администрацией муниципального образования выкупной цены, который не включал сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт дома.

Установив, что обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, суд пришел к выводу, что невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.

В свою очередь к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах. Соответственно, все вышеуказанные расходы, определенные по рыночным ценам, и подлежат включению в выкупную стоимость жилья.

Минстрой спускает на тормозах программу по расселению аварийного жилья

Главная » Расселение » Программа расселения из аварийного жилья

Дмитрий Алексеев

Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке.

Март 10, 2021 Нет комментариев

В нашей стране действуют законодательные акты, регулирующие проблему расселения граждан из непригодного для проживания жилья.

В случае признания здания ветхим или аварийным, жильцы должны быть переселены в другое комфортное жилье, отвечающее требованиям безопасности.

Но сложности связаны с несовершенством законодательства, которое приводило к затягиванию сроков переселения граждан на продолжительные сроки.

  Дарственная на деньги от родителей

Однако, в 2021 году порядок расселения жильцов из аварийных домов изменился.

Эта процедура регламентируется федеральной программой «Жилье и городская среда».

Обещается, что процедура расселения будет совершаться в более короткие сроки, при этом предоставляемое жилье будет соответствовать всем установленным техническим м санитарным правилам.

Разберем в данной статье особенности указанной программы, а также положения действующих законов, затрагивающих этот вопрос.

Механизм расселения в 2021 году

Процесс расселения жильцов из аварийных жилых домов в другие квартиры основывается на программе, также известной как нацпроект «Жилье и городская среда».

Задачами программы является обеспечение российских граждан доступным жильем, создание возможностей для покупки жилых помещений с использованием ипотеки, процентная ставка по которой менее 8%, а также обеспечение стабильного сокращения непригодного для проживания жилого фонда.

Нацпроект разработан для ускорения процесса переселения жильцов из ветхого и аварийного жилья, в соответствии с надлежащим порядком, установленном в жилищном законодательстве.

Для национального проекта были определены цели и сроки, за которые они должны быть реализованы. У программы имеется бюджет, заложено количество объектов недвижимости, которые должны быть построены за время действия нацпроекта.

Срок действия программы

В соответствии с положениями указанной программы существует период для осуществления переселения жильцом в новую жилплощадь. Кроме того, такая процедура выполняется согласно принципу очередности.

Граждан, проживающих в аварийных домах, вставших в очередь в 2013 году, переселили в 2021 году. К примеру, здание было признано непригодным для проживания в 2021 года, то жильцам не стоит ожидать переезда в 2021 году.

В случае включения владельцев жилого помещения в очередь на переселение в 2021 году, фактическое расселение будет осуществлено не раньше 2024 года.

Статистические показатели на период конца 2021 года говорят о том, что на территории РФ более 40 тыс. жилых домов находятся в аварийном состоянии.

Кроме того, в программу расселения из аварийных домов были сделаны некоторые видоизменения. В частности, сменились источники финансирования этой программы.

Прежде финансирование осуществлялось в равных частях за счет федерального и региональных бюджетов. Сейчас регионам предоставляются субсидии до 80%, что является крайне выгодным для субъектов РФ.

Это позволяет надеяться на то, что выполнение нацпроекта по расселению будет происходить быстрее.

Также в 2021 году изменились и общие положения о расселении. В настоящее время граждане, проживающие в аварийном жилье, имеют право на оплату за счет него первоначального взноса по ипотечному кредиту.

Программа в данный момент корректируется в отношении понятия ветхого жилья. Планируется раскрыть в законодательстве содержание терминов ветхое и аварийное жилье, что сделает более простым формирование списков жилья для реконструкции и сноса.

Намечается разработка заключения социального найма с последующим выкупом квартиры. Наниматели аварийных помещений смогут стать собственниками на новое жилье на протяжении 10-20 лет.

  Как получить выписку из лицевого счета на квартиру

Предполагается внесение в программу положений для решения спорных вопросов переселения в экстренных случаях. Существуют объекты недвижимости, которые должны быть расселены в безотлагательном порядке.

  • Для чего формируются резервные жилищные фонды в муниципальных образованиях, жилые площади которых предназначены для временного переезда жильцов из аварийных домов в неотложных случаях.
  • Мнение эксперта
  • Дмитрий Алексеев
  • Автор статьи, практикующий юрист, эксперт по жилищному праву и ипотеке.
  • Задать вопрос

К 2021 году органы государственной власти планируют приступить к привлечению инвесторов в нацпроект. Для увеличения финансирования программы, нужно искать способы привлечения из разных источников. При этом за счет инвестиций для реализации проекты, им будут предоставлены участки земли, на котором находится расселяемый дом под снос.

Перечень аварийных домов для расселения

Муниципальная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа» Утверждена Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.10.2016 №1985
  1. Срок реализации Программы 2019-2024 годы
  2. Денежные средства, предусмотренные на реализацию Программы в соответствии с утвержденным бюджетом ПКГО, позволяют осуществить мероприятие по расселению домов, признанных аварийными с января по июль (частично) 2021 года
  3. .

Период реализации программы: Предусмотренные ассигнования (тыс. руб.)
2020 124 276,45
2021 92 951,13
2022 90 595,64
2023 (на уровне 2022 г.) 90 595,64
2024 (на уровне 2023 г.) 90 595,64

Гражданам, проживающим в муниципальных жилых помещениях, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными, предоставляются другие жилые помещения по договорам социального найма (пункт 4.3 Муниципальной программы).

  • Жилищные права собственников жилых помещений в аварийных домах регулируются положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), из содержания которой следует, что на орган местного самоуправления возлагается обязанность по выплате возмещения за изымаемое жилое помещение.
  • Разные даты начала процедур расселения граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде и собственников жилых помещений связан с необходимостью подготовки землеустроительной документации по формированию земельных участков для выкупа у собственников.
  • В отношении домов, вошедших в программу, но у которых не указаны сроки начала расселения, мероприятия по расселению будут проводиться при наличии дополнительного финансирования или в рамках следующего планового периода реализации программы.

  Что включает в себя капитальный ремонт лифта?

Перечень многоквартирных жилых домов, подлежащих расселению в рамках Муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа», утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13.10.2016 № 1985 (срок реализации программы 2019-2024 годы)

№ п/п Адрес дома Реквизиты распоряжения о признании дома аварийным и подлежащим сносу Начало процедуры расселения жилых помещений (плановые сроки) Примечание
улица № дома дата муници-пальная собст-венность частная собст-венность
1 Ленинградская 68 05.02.2015 24-р расселены 2019
2 Рябиковская 64 в

Аварийный дом: получение жилья при расселении, процедура, права граждан | Правоведус

Одной из важнейших задач в жилищной политике российского государства является – переселение собственников жилых помещений, признанных ветхими или аварийными.

Порядок действия по расселению граждан из ветхого жилья регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47, а также, ст.

32 Жилищного кодекса РФ и утвержденными программами в каждом отдельном регионе, действующими в рамках Постановления Правительства №1743. Стоит отметить, что ветхое и аварийное жилье – понятия различимые, в частности:

  • ветхое жилье – объекты, износ которых составляет не менее 70% в кирпичных строениях и не меньше 65% — в деревянных, здания не соответствуют требованиям действующих санитарных и эксплуатационных норм, хотя основная конструкция не несет собой угрозу разрушения; 
  • аварийное жилье – объекты, износ которых составляет от 70 до 100%; здания имеют сильно поврежденные несущие конструкции, что влечет за собой опасность для жизни и здоровья граждан. 

Жилье признается ветхим специальной комиссией, в которую входят специалисты отдела архитектуры и градостроительства, жилищной инспекции, специалисты отдела коммунального хозяйства и благоустройства.

Процесс оценки жилья на несоответствие требованиям и стандартам инициируется на основании личного обращения граждан и государственных структур от лица форм самоуправления.

Результат проведенного исследования несущих стен, перекрытий и коммуникационных сетей выдается на руки всем проживающим в помещении лицам.

В соответствии с Постановлением №47 жилье признается ветхим по следующим критериям:

  • естественный износ несущих стен и перекрытий, составляющий не менее 65-70%, не может быть восстановлен даже при проведении капитального ремонта (осыпание отдельных частей конструкций, гниение деревянных элементов); 
  • недостаточный уровень поступления электро- и водоснабжения, приводящие в результате к техногенным авариям; 
  • износ конструкций стал причиной возникновения бактериологической и химической угрозы, а также других негативных последствий для жизни и здоровья граждан. 
Читайте также:  Брат не оформляет наследство – могу ли я это сделать?

После проведения оценки комиссией составляется заключение о том, что данное помещение не может быть восстановлено для полноценной эксплуатации даже после проведения крупномаштабных ремонтных работ. Чаще всего ветхими домами признаются жилые помещения, амортизационный ресурс которых составляет более 70 лет.

Рассчитывать на расселение из ветхого и аварийного жилья в новый дом с комфортными условиями для проживания могут следующие категории граждан:

  • владельцы муниципального жилья, признанного аварийным, либо их правопреемники, проживающие в жилом помещении на основании договора соцнайма, заключенного с местной администрацией много лет назад; 
  • собственники жилых помещений, прошедших государственную регистрацию права собственности, находящихся в муниципальном многоквартирном доме или собственники частных домов, чьи владения располагаются на муниципальной земле; 
  • владельцы комнат в коммунальных квартирах и общежитиях, являющихся также муниципальной собственностью. 

Аварийное жилье: варианты расселения жильцов

В соответствии с результатами, полученными после оценки комиссией, и принятии ею решения о признании жилья ветхим или аварийным, все жильцы получают на руки характеристики и уведомления для дальнейших действий. Большими правами и, соответственно, наибольшей самостоятельностью, обладают владельцы жилых помещений, прошедших процедуру регистрации права собственности в Госреестре.

Этой категории граждан государство обязано предоставить альтернативный вариант квартиры или денежную компенсацию, которая, в свою очередь, определяется с учетом проведения анализа рыночной стоимости жилых помещений аналогичной площади и благоустройства района (ст.ст. 32, 87 и 89 Жилищного кодекса РФ).

Наименьшим перечнем возможностей обладают наниматели жилья, признанного в дальнейшем ветхим или аварийным. В данном случае граждане обязаны заключить новый договор аренды с муниципальным управлением или вправе отказаться от дальнейшего найма, если жилое помещение не соответствуют условиям для комфортного проживания.

На основании этого отказа обязаны предоставить нанимателю альтернативный вариант жилого помещения, в противном случае все вопросы разрешаются в судебном порядке.

Квартиры и иные жилые помещения, которые предлагаются гражданам в качестве альтернативы для переселения из непригодного для жизни жилья, являются объектами, возводимыми в рамках региональных программ переселения из ветхого жилья. Данное строительство находится под строгим контролем у государственных органов, в единичных случаях программа ветхое жилье допускает выкуп квартир на рынке вторичной недвижимости.

Как определяется рыночная стоимость ветхого жилья

Программа переселения из ветхого жилья предполагает выдачу собственнику, при наличии его согласия, денежной компенсации, срок выплаты определяется по соглашению с собственником в индивидуальном порядке.

В соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным, рассчитывается с учетом таких факторов, как:

  • рыночная стоимость квартиры, подлежащей выкупу; 
  • расходы, которые понес собственник в связи с выкупом квартиры;
  • расходы, возникшие в связи с переездом, а также поиском другого жилья для его дальнейшего оформления; 
  • расходы владельца, возникшие в связи с прекращением обязательств в досрочном порядке, при этом учитывается обязательство по возмещению упущенной выгоды. 

Важно! Если владелец не согласен с размером назначенной денежной компенсации, данный вопрос может быть рассмотрен в судебном порядке. В случае выбора владельцем ветхого жилья альтернативного варианта квартиры, компенсация засчитывается в качестве оплаты за новое жилье.

Если рассчитанной компенсации недостаточно для полной оплаты нового жилья, допускается установление долевой собственности между физическим лицом и муниципальным образованием (то есть часть жилого помещения предоставляется в пользование по договору социального найма).

Переселение из ветхого или аварийного жилья: сколько положено квадратных метров

Многие владельцы жилых помещений, признанных ветхим или аварийными, задаются вопросом, сколько будет выделено для них квадратных метров жилой площади в случае предоставления альтернативного жилья.

В соответствии с действующим законодательством, переселяемым из ветхого жилья гражданам должно быть предоставлено равноценное по площади и показателям благоустройства жилье.

Количество квадратных метров должно составлять не менее, чем в аварийном жилом помещении, и вместе с тем этот показатель должен быть равен не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи.

Стоит отметить, что этот показатель может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от программы переселения из ветхого жилья, действующей в конкретном регионе или области.

Расселение из ветхого и аварийного жилья собственников: порядок действий

Как мы уже писали выше, для того, чтобы дом был признан аварийным или ветхим с последующим выселением из него жильцов, в соответствии с Постановлением №47 создается региональная межведомственная комиссия, которая выносит решение о пригодности или непригодности жилого помещения для проживания.

Порядок обращения в комиссию включает в себя несколько этапов: 1. Письменное обращение лично собственником или нанимателем в соответствующие органы с требованием признать жилье непригодным для проживания. 2.

Заключение органа, осуществляющего контроль и надзор за состоянием жилых помещений, о том, что жилье не соответствует установленным нормам и стандартам. 

3. Подача заявления вместе с пакетом документов может быть осуществлена лично заявителем, через МФЦ или на сайте Госуслуг: 

  • копии документов, подтверждающих право заявителя на проживание в данной квартире; 
  • проект реконструкции помещения; 
  • документ, выданный экспертной комиссией, и подтверждающий факт того, что помещение признано не пригодным для проживания; 
  • иные документы, имеющие прямое отношение к делу и переселении. 

4. Рассмотрение заявления и проверка представленных сведений осуществляется в течение 30 рабочих дней с момента подачи. 

5. Вынесение соответствующего решения комиссией:

  • жилое помещение пригодно для проживания; 
  • существует необходимость в проведении капитального ремонта; 
  • данное жилое помещение нуждается в реконструкции или перепланировке; 
  • жилье не пригодно для проживания ввиду несоответствия нормам и требованиям действующих законодательных актов; 
  • аварийный дом подлежит восстановлению в связи с проведением в нем крупномасштабных ремонтных ремонт; 
  • дом признается аварийным и подлежит сносу.

На основании решения комиссии о непригодности жилья выносится решение о переселении жильцов из аварийного дома, и в дальнейшем издается распоряжение исполнительного органа государственной власти о порядке расселения.

Заключение комиссии составляется в 3-х экземплярах, направляется заявителю, собственнику помещения и один остается в комиссии.

В случае, если обращение было направлено почтовым отправлением или посредством портала Госуслуг, срок отправления решения заявителю, принятого комиссией, составляет 5 рабочих дней.

Расселение из ветхого и аварийного жилья имеет определенный порядок, который зависит от принадлежности к категории жилого помещения, это может быть жилищный фонд:

  • частный; 
  • государственный; 
  • муниципальный. 

Вместе с тем, программа переселения из ветхого жилья предполагает следующие меры компенсации:

1. Предоставление равноценного жилого помещения.

Данная мера возможна, если выселяется собственник. Предоставляется жилье, полностью соответствующее техническим характеристикам прежнего помещения, включая размер общей площади и количество комнат.

2. Предоставление альтернативного жилья по договору социального найма.

Жилые помещения, которые предоставляются по договору соцнайма для граждан, расселяемых из ветхого или аварийного жилья, должны находиться на учете в фонде социального пользования. Размер такого жилого помещения соответствует установленным в регионе нормам, положенным на каждого члена семьи на момент принятия распоряжения о выселении. Предоставляемое по соцнайму жилье должно располагаться в том же районе или области, что и признанное аварийным. В случае, если владельцы помещений, признанных непригодными для проживания, отказываются расторгать договор социального найма, данный вопрос будет рассматриваться в судебном порядке. Судом будет вынесено решение о принудительном выселении жильцов с предоставлением альтернативного жилья.

3. Выплата выкупной стоимости жилья, признанного ветхим или аварийным.

В соответствии со ст. 32 ЖК РФ граждане имеют право получить денежную компенсацию, как альтернативу предоставления иного жилого помещения. Выкупная стоимость включает в себя рыночную стоимость жилья, оформления правоустанавливающих документов и расходы на переезд.

В случае, если собственник отказывается от получения выкупной цены, государственный орган вправе обратиться в суд. В судебном решении будет указываться стоимость, которая будет выплачена владельцу помещения.

Как показывает практика, большинство судебных споров связано с искусственно заниженной выкупной ценой государством, и, учитывая безвыходность своего положения, собственники зачастую вынуждены соглашаться на такие кабальные сделки.

Переселение жильцов на время проведения ремонтно-восстановительных работ

Признание жилья аварийным нередко требует переселения его жильцов только на период проведения ремонтных работ по реконструкции и восстановлению здания. В этом случае наймодатель должен предоставить гражданам альтернативное жилье, входящее в так называемый маневренный фонд (ст. 95 ЖК РФ).

Жильцы, которые не согласны на временное выселение, могут быть переселены в принудительном порядке на основании судебного решения. При этом за нанимателем сохраняется право на возвращение в реконструированное помещение независимо от продолжительности ремонтно-восстановительных работ.

Важно! Гражданин не сможет вернуться в помещение, где он раньше проживал, если после ремонта были изменены размеры площади, не соответствующие в результате необходимым нормам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector