Вывоз бытового мусора теперь не жилищная, а коммунальная услуга

Время чтения: 7 минут

В содержание общего имущества МКД входит сбор и вывоз бытового мусора. Оплачивать эту услугу должны жильцы. Однако в платежных документах с 1 января 2016-го года появилась новая строка, где этот мусор называется коммунальными отходами. Граждане интересуются, вывоз ТБО – это жилищная или коммунальная услуга и по каким принципам насчитывается ее оплата.

Вывоз бытового мусора теперь не жилищная, а коммунальная услуга

Что считается твердыми коммунальными отходами

К твердым бытовым отходам относятся продукты и предметы, утратившие свои качества в процессе эксплуатации в жилых помещениях и пришедшие в негодность.

Жильцы выбрасывают их в специальные контейнеры – емкости, предназначенные для сбора мусора. Так Закон от 29.12.

14 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления…» определяет, что такое ТКО в ЖКХ.

Образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП), а также юридических лиц и аналогичные по составу отходы тоже относятся к категории ТКО. Их вывоз оплачивается в соответствии с установленными правилами.

Наиболее распространенные виды ТБО:

  • упаковочные материалы: пленка, различная тара, обертки;
  • полимеры;
  • стекло;
  • текстиль;
  • резина;
  • пищевые отходы;
  • бумага.

Стоит также пояснить, что такое обращение с ТКО в коммунальных услугах, которое предстоит оплачивать жильцам МКД.

Прежде, согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ, операции, которые касались обращения с мусором, относились к категории жилищных услуг и оплачивались как содержание жилья. Реформа ЖКХ затронула все стороны деятельности предприятий, в том числе тарифы и схему расчета оплаты за сбор и утилизацию бытовых отходов.

Введенные постановлением Правительства РФ № 232 от 27.02.17 изменения вступили в силу и термин «обращение с ТКО» теперь подразумевает обязанности уполномоченной организации по их:

  • правильному сбору;
  • транспортировке;
  • утилизации;
  • захоронению;
  • обработке;
  • обезвреживанию.

Вывоз ТКО: статус услуги с точки зрения закона

Законодательные поправки изменили статус операций, связанных с обращением с ТБО. В результате сбор и вывоз мусора – коммунальная услуга с 2017-го года.

До вступления в силу изменений в законодательстве услуги по вывозу мусора оказывали управляющие компании (УК) или товарищества собственников жилья (ТСЖ). Они заключали договоры и контролировали исполнение подрядчиками его требований.

Изменения в правилах обращения с ТКО, закрепленные законодательно, позволяют легко установить, вывоз ТБО – это жилищная услуга или коммунальная услуга. Нормы закона теперь четко определяют, что обращение с твердыми отходами относится к сфере ответственности коммунальных служб, выводя такие операции из перечня услуг по содержанию жилья.

Закон расширяет и изменяет терминологию, определяя этот тип услуг как коммунальные.

В расшифровке обновленной аббревиатуры ТКО (твердые коммунальные отходы) содержится ответ на вопрос, является ли коммунальной услугой или нет обращение с подобным мусором.

Вывоз бытового мусора теперь не жилищная, а коммунальная услуга

Кто отвечает за сбор и вывоз ТБО

Как упоминалось выше, сбор, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов входят в понятие деятельности по обращению с ТКО и поручаются региональному оператору. Так называется юридическое лицо, заключающее договор на оказание подобных услуг с собственником отходов, места сбора которых расположены в зоне его деятельности.

Региональные операторы осуществляют все процедуры самостоятельно или привлекают субподрядчиков.

Плата за вывоз мусора в тарифах ОСМД рассчитывается по новым правилам, установленным законодательством.

Как определяется оператор

Деятельность операторов регулируют положения ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В ФЗ № 89 установлен порядок присвоения такого статуса организациям, работающим с ТКО.

Региональные операторы получают статус на 10 лет. Закон предписывает организацию конкурса для выбора оператора и наделяет правами на его проведение уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Закон о мусорной реформе: изменение платы за вывоз отходов

Тарифная политика до принятия закона о вывозе мусора

Вывоз бытового мусора теперь не жилищная, а коммунальная услуга Жилищным Кодексом РФ предусмотрена возможность ежегодного изменения стоимости содержания, но на практике это происходит на много реже. В то время как тариф на вывоз ТБО для мусороуборочных компаний увеличивается ежегодно. В итоге приходилось платить за вывоз мусора больше, чем оплачивали жильцы. Некоторые ЖЭКи и ТСЖ выставляли оплату за мусор отдельной строкой, с ежегодным увеличением тарифа. Однако это противоречило действующему законодательству и, в случае судебной тяжбы, суды обязывали делать перерасчет и возвращать деньги. Все понимали, что это не правильно, но закон есть закон. Муниципалитеты устанавливали тариф на вывоз ТБО для крупных мусороуборочных компаний, охватывающих более 30% общего объема вывоза. В каждом городе, районе и поселениях были разные тарифы. Остальные компании ориентировались на установленные цены, но могли их снижать в борьбе за заказчика или повышать. У рядом стоящих домов, стоимость вывоза могла существенно отличаться.

С другой стороны, крупные компании, не имея возможности изменить установленную для них цену, предлагали заказчикам различные акции, в виде содержания площадок для сбора ТБО, бесплатного предоставления контейнеров и даже бесплатного оборудования площадок ограждением и навесами.

Неразбериха на контейнерной площадке

Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний.

Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей. В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом.

Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики.

Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.

Обращение с отходами компаний и ИП

Оказание услуг по вывозу ТБО для юридических лиц и ИП велось на добровольной договорной основе. С одной стороны, юридические лица, как собственники отходов, обязаны организовать вывоз и утилизацию мусора. С другой – мусороуборочные компании обязаны вывозить его только у населения. Ситуация становилась двусмысленной, позволяя подрядчикам заключать договоры на кабальных условиях.

Суть мусорной реформы

Давно и много говорится о необходимости раздельного сбора отходов, в целях дальнейшей переработки, об опыте зарубежных стран и о последствиях загрязнения почвы на полигонах утилизации.

Но в существовавших ранее условиях невозможно организовать внедрение передовых технологий переработки утилизации.

Желание навести порядок в обращении с отходами, особенно на стадии накопления и вывоза, подвигло государство внести изменения, названные в народе Закон о мусорной реформе.

Тарифы на вывоз мусора

Перевод услуги в разряд коммунальной, позволяет устанавливать единый тариф на всей территории, обслуживаемой одним региональным оператором. Количество таких операторов и базовый тариф устанавливается органом субъекта РФ самостоятельно.

Все потребители услуги заключают договор с региональным оператором, а он обязан заключить договор с любым лицом, включая юридические и ИП. От лица собственников помещений многоквартирного жилого дома выступают управляющие компании и товарищества.

Регулирующий орган устанавливает тариф не только на вывоз ТКО, но и на переработку, обеззараживание и утилизацию. Тариф является единым для всех лиц.

Мусорные площадки МКД: оснащение, уборка, содержание

Вывоз бытового мусора теперь не жилищная, а коммунальная услуга Убирать мусор с площадок накопления отходов теперь обязан региональный оператор. А вот обеспечить исправное состояние оборудования – собственник земельного участка, на котором она расположена. То есть площадки многоквартирных домов содержат собственники помещений, а площадки на городских улицах ремонтирует муниципалитет. Содержание и уборка мусоропровода, камеры сбора мусора, по-прежнему обязанность ЖЭКа. Это внутридомовое оборудование и контейнера выкатывают на площадку для загрузки в мусоровоз. А вот место загрузки обязан убрать оператор по вывозу отходов. Для этого, вместе с водителем, в каждом мусоровозе присутствует рабочий. Количество контейнеров на площадке и периодичность вывоза региональный оператор определяет самостоятельно, с учетом санитарных норм. Все площадки должны быть зарегистрированы в единой базе.

Есть решения и в отношении организации раздельного сбора отходов.

Установление тарифов (расценок) на вывоз мусора после принятия закона

Тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, Департаментами цен и тарифов или иными органами исполнительной власти субъекта РФ. Эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

Кто теперь может не платить за вывоз мусора: новые решения суда

В результате т. н. «мусорной реформы» вывоз твердых бытовых отходов стал коммунальной услугой. Однако количество вопросов по поводу оплаты этой услуги не только не снизилось, но, наоборот, выросло в разы. И пока нет официальных правительственных постановлений по выявленным пробелам, ответы на них приходится искать в суде.

На данный момент можно выделить два важных судебных решения, дополнившие круг лиц, которые могут не платить за вывоз мусора (в отличие от устоявшейся «отказной» практики региональных операторов).

1. Человек, который не пользовался жильем, не должен платить за вывоз мусора

В Московской области разгорелся спор в связи с ситуацией, которая знакома многим не понаслышке.

Регоператор по вывозу отходов, как обычно, начислил владельцу частного домовладения плату за оказанные услуги.

Однако мужчина не согласился с тем, что должен оплачивать квитанцию, поскольку в тот период, за который она была выставлена (с января по апрель), в доме не проживал ни он, ни кто-либо из членов его семьи.

Загородным домом они пользовались только в теплое время года (с мая по октябрь), а с наступлением холодов переезжали в городскую квартиру. Несложно догадаться, что бытовой мусор не может накапливаться в доме, где никто не живет — а значит, и услугой по его вывозу никто не пользовался.

Мужчина представил регоператору документы, подтверждающие, что он в спорный период проживал с семьей в квартире (оплаченные квитанции по тому адресу за вывоз мусора, справку от управляющей организации).

Но, как обычно в таких случаях происходит, регоператор отказался делать перерасчет и настаивал на оплате его услуг. Дело в том, что в Московской области плата за вывоз ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, а не по числу проживающих.

Но официальной методики, которая бы предусматривала порядок перерасчета при таком варианте начисления платежей, на данный момент нет. Поэтому добиться перерасчета от регоператора за период временного отсутствия в жилом помещении в таких регионах невозможно.

Зато это оказалось возможным в суде. Там обратили внимание на то, что в Правилах № 354 (утв. Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г.) нет прямого запрета на перерасчет платы за вывоз мусора в связи с временным отсутствием жильцов.

Значит, его разрешается делать, и отказывать только лишь из-за отсутствия методики, неправомерно. Истец доказал, что его семья не пользовалась услугой по вывозу ТКО в доме, они оплачивали ее по другому месту своего жительства.

Поэтому начисление платы за период отсутствия в доме было признано незаконным, регоператора обязали сделать перерасчет (Московский облсуд, дело № 33-5339/2020).

2. Собственник может освободиться от платы за вывоз мусора, даже если в его жилье никто не прописан

Как видно по предыдущему примеру, регоператор добровольно сделает перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия жильцов только в том случае, если в регионе плата начисляется по количеству проживающих (а не по метражу жилья).

Читайте также:  Конституционный суд назвал сбор средств на капремонт законным

Но и здесь не все так гладко. Согласно п. 148 (36) уже упомянутых Правил № 354, если в жилом помещении никто не зарегистрирован (ни постоянно, ни временно), то плата за вывоз мусора начисляется по числу его собственников.

С этим правилом пришлось столкнуться жительнице Алтайского края, когда за принадлежащую ей на праве собственности квартиру выставили задолженность по оплате вывоза мусора за целый год.

Это при том, что квартира пустовала (собственница подтвердила, что все это время проживала по другому адресу). Регоператор ссылался на тот самый п. 148 (36) Правил № 354 и отказывался делать перерасчет.

Тогда женщина обратилась в Верховный суд РФ, требуя отменить действие спорного пункта как противоречащего закону. В высшей инстанции не усмотрели нарушения закона, но сделали важное заявление:

  • плата за вывоз мусора начисляется по установленным нормативам,
  • а согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ такие коммунальные платежи подлежат перерасчету, если в жилом помещении временно отсутствуют граждане,
  • следовательно, собственник, который не пользовался своим жильем, также может требовать перерасчета за период своего отсутствия.

Отказ регоператора можно обжаловать в суде (ВС РФ, дело № АКПИ19-967).

Таким образом, в указанных случаях можно освободиться от платы за вывоз мусора. Но, к сожалению, пока только через суд.

Закон о вывозе мусора 2021: кто и за что отвечает?

В результате т. н. «мусорной реформы» вывоз твердых бытовых отходов стал коммунальной услугой. Однако количество вопросов по поводу оплаты этой услуги не только не снизилось, но, наоборот, выросло в разы. И пока нет официальных правительственных постановлений по выявленным пробелам, ответы на них приходится искать в суде.

На данный момент можно выделить два важных судебных решения, дополнившие круг лиц, которые могут не платить за вывоз мусора (в отличие от устоявшейся «отказной» практики региональных операторов).

Человек, который не пользовался жильем, не должен платить за вывоз мусора

В Московской области разгорелся спор в связи с ситуацией, которая знакома многим не понаслышке.

Регоператор по вывозу отходов, как обычно, начислил владельцу частного домовладения плату за оказанные услуги.

Однако мужчина не согласился с тем, что должен оплачивать квитанцию, поскольку в тот период, за который она была выставлена (с января по апрель), в доме не проживал ни он, ни кто-либо из членов его семьи.

Загородным домом они пользовались только в теплое время года (с мая по октябрь), а с наступлением холодов переезжали в городскую квартиру. Несложно догадаться, что бытовой мусор не может накапливаться в доме, где никто не живет — а значит, и услугой по его вывозу никто не пользовался.

Мужчина представил регоператору документы, подтверждающие, что он в спорный период проживал с семьей в квартире (оплаченные квитанции по тому адресу за вывоз мусора, справку от управляющей организации).

Но, как обычно в таких случаях происходит, регоператор отказался делать перерасчет и настаивал на оплате его услуг. Дело в том, что в Московской области плата за вывоз ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, а не по числу проживающих.

Но официальной методики, которая бы предусматривала порядок перерасчета при таком варианте начисления платежей, на данный момент нет. Поэтому добиться перерасчета от регоператора за период временного отсутствия в жилом помещении в таких регионах невозможно.

Зато это оказалось возможным в суде. Там обратили внимание на то, что в Правилах № 354 (утв. Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г.) нет прямого запрета на перерасчет платы за вывоз мусора в связи с временным отсутствием жильцов.

Значит, его разрешается делать, и отказывать только лишь из-за отсутствия методики, неправомерно. Истец доказал, что его семья не пользовалась услугой по вывозу ТКО в доме, они оплачивали ее по другому месту своего жительства.

Поэтому начисление платы за период отсутствия в доме было признано незаконным, регоператора обязали сделать перерасчет (Московский облсуд, дело № 33-5339/2020).

Изменения в законодательстве касательно мусора 2021 года

Неконтролируемая деятельность организаций, оказывающих услуги по вывозу мусора, привела к возникновению несанкционированных свалок, загрязнению природной среды. Для изменения сложившейся ситуации к Федеральному закону № 89-ФЗ принят ряд правок, который вступил в силу в 2021 году в соответствии с Законом №503-ФЗ. Суть нововведений:

  • вывоз мусора приравняли к жилищно-коммунальным услугам и платить за него граждане будут отдельно;
  • региональные власти обязаны назначить оператора по обращению с ТКО;
  • жители частного сектора, собственники дач и садовых участков, зарегистрированных официально, также обязаны вносить плату за вывоз мусора;
  • изменен порядок тарификации, затрагивающий многоквартирный жилой фонд.

Оплата вывоза мусора в частном секторе

Вывоз мусора в частном секторе оплачивается несколькими способами:

  • через кассы и терминалы при оплате коммунальных платежей;
  • через личный кабинет своего банка;
  • через систему «Город»;
  • на сайте управляющей компании.

Ежемесячно владелец дома получает квитанцию на оплату коммунальных услуг. В ней указана сумма начислений за услугу вывоза мусора. Тарифы закрепляются в нормативных актах субъекта РФ (п. 2 ст. 24.8 ФЗ №89). Стоимость услуги формируется из двух частей — цены за 1 м3 и норматива накопления.

Норматив накопления напрямую зависит от количества проживающих в доме человек. Он одинаков для всего региона. Стоимость вывоза 1 м3 мусора может отличаться в разных населенных пунктах. К примеру, в разных районах Москвы она может составлять от 700 до 950 рублей.

При вывозе ТКО может применяться льгота для следующих категорий граждан:

  • многодетные семьи;
  • ветераны труда;
  • инвалиды и родители детей-инвалидов;
  • пенсионеры;
  • пережившие блокаду Ленинграда;
  • ликвидаторы последствий аварии на ЧАЭС.

Размер компенсации определяется в каждом отдельно округе. К примеру, для пенсионеров льгота может составить 30-100% в зависимости от возраста.

Размер оплаты услуг по вывозу мусора формируется органами власти и назначенным оператором, согласно 1 пункту статьи 24.9 ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления».

Юридические нюансы при вывозе мусора из частного сектора

Если договор между домовладельцем и оператором не заключен, собственник участка можем выбрать организацию самостоятельно (п 5 ст. 24.7 ФЗ №89). В этом случае ему будут приходить специальные квитанции от компании, занимающейся утилизацией.

В 2021 году в Закон об отходах внесены изменения, согласно которым необходимо разделять мусор на пищевой и токсичный. Пока идея сортировки отходов по разным контейнерам не получила распространения, однако внедрение практики раздельного сбора мусора согласно новой «мусорной реформе» уже происходит.

Если собственник жилья не проживал в доме, он может приостановить начисление платы на 6 месяцев, согласно Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354.

Обращение с твердыми коммунальными отходами в частном секторе отличается от особенностей их утилизации жильцами многоквартирных домов. В остальном мусорная реформа нацелена на повышение качества услуг и защиту окружающей среды.

Рекомендуем

Обращение с коммунальными отходами в 2021 году: новые правила и региональная практика. Семинар в Москве + Онлайн-трансляция

Участие в семинаре позволит рассмотреть актуальные вопросы реформирования законодательства в сфере обращения с коммунальными отходами.

Особое внимание будет уделено правилам обращения с ТКО, вопросам региональных операторов по обращению с ТКО, ответственности за нарушение правил обращения с ТКО и за негативное воздействие на окружающую среду, тарифному регулированию в отрасли, последним изменениям в отрасли.

Правила вывоза отходов в частных домах

Теоретически доставлять отбросы может любое физическое лицо на специально организованные свалки. Несмотря на то что человек увозит ТБО сам, ему требуется оформить разрешение.

Целесообразно заключить соглашение на доставку с компанией, имеющей лицензию на обращение с ТБО.

Жители в частном секторе часто отказываются заключать договора из-за небольших объёмов отходов. Они утилизируют их самостоятельно, но количество отбросов почему-то увеличивается.

Закон о вывозе ТБО в частном секторе не существует. Но согласно ФЗ «Об отходах производства и потребления», владельцы всех отдельных домов обязаны заключать соглашение на транспортировку ТКО. Услуга собственникам и пользователям помещений предоставляется согласно деятельности региональных операторов.

Для сотрудничества заключается индивидуальный или коллективный договор с компанией. Соглашение содержит цену, объём работ, данные заказчика, адрес площадки, частоту вывоза, наличие требований сортировки, иные условия при которых компания отбросы забирать не будет. Пищевые увозят каждый день, а другие — по мере наполнения или в обозначенный промежуток времени.

Правильный расчёт платы за вывоз мусора

Тарифы в области обращения ТБО включают:

  1. Удалённость объекта.
  2. Объёмы.
  3. Характер отходов.
  4. Наличие сортировки.
  5. Палат за сбор.
  6. Количества проживающих в доме людей.
  7. Дополнительные условия компании.

Оплата за вывоз ТБО из частного сектора выполняется по утверждённым администрацией ценам. Компании, оказывающие услуги по обращению ТКО, не имеют права завышать тарифы, установленные региональными операторами.

Оплата за вывоз мусора в частном доме

Оплата выполняется в соответствии с условиями соглашения или квитанции. Счёт приходит всем собственникам.

Результат региональных программ в области обращения ТБО — формирование фиксированных местных тарифов, которых обязаны придерживаться все представители услуг по транспортировке отбросов.

Какие полномочия и обязанности есть у региональных операторов

Каждый субъект РФ вправе выбрать одного или нескольких региональных операторов по вывозу мусора.

  Можно ли продлевать срочный трудовой договор

Оператора выбирают в рамках конкурса, в соответствии с действующим законодательством. Обязательное требование — наличие лицензии.

В 2021 году работу по вывозу мусора выполняют операторы, которых выбрали в 2021 году. Но если они перестанут соответствовать заявленным требованиям, прекратят деятельность или обанкротятся, контракт можно досрочно расторгнуть и провести новый конкурс.

Что должны делать операторы по вывозу мусора в 2020 году:

  • вывозить отходы с площадок первичного сбора (мест, оборудованных контейнерами и ёмкостями для сбора мусора);
  • убирать с площадок отходы, образовавшиеся при отгрузке и транспортировке мусора;
  • транспортировать отгруженные вывезенные с площадок отходы до мест переработки;
  • сортировать отходы по категориям;
  • перерабатывать отходы, утилизировать и обезвреживать опасные отходы;
  • размещать элементы отходов, относящиеся к I, II, III и IV классам опасности;
  • формировать и развивать инфраструктуру, необходимую для надлежащего обращения с бытовыми отходами;
  • ликвидировать стихийные и незаконные свалки;
  • возводить комплексы, необходимые для сбора, хранения, сортировки, утилизации, переработки и обезвреживания отходов;
  • взимать с населения и компаний оплату за услуги.

Что входит в обязанности и полномочия управляющих компаний и собственников недвижимости:

  • оборудовать контейнерами площадки для первичного приёма мусора;
  • следить за состоянием территорий и ёмкостей;
  • устранять грязь, возникшую по причинам, не связанным с несвоевременным вывозом отходов.
Читайте также:  Госдума приняла закон об оплате общедомовых нужд по счетчику

Региональный оператор может заключить договор со сторонней организацией, занимающейся вывозом мусора и доставкой его до места переработки. При этом работа такой организации нужно постоянно контролировать посредством системы ГЛОНАСС.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С 2021 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько. Это решается на местном уровне, исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области.

В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки.

Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.

2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами» утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области. Им предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом,. С этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Если насчитали больше проживающих, чем есть?

Очень важный вопрос, с которым пришлось столкнуться многим жильцам. Если раньше расчет велся по площади помещения, то с 1 января 2021 года – по количестве жильцов. Поэтому ранее прописанные или проживающие стали учитываться.

Данные региональному оператору подаются управляющей организацией, которая составляет акт о проживающих или зарегистрированных. При отсутствии тех или других, подается количество собственников помещения.

Чтобы снизить стоимость услуг, проживающим нужно доказать, что данные в акте не соответствуют действительности. Для этого подается заявление с подтверждающими документами. Это могут быть копии временной регистрации лица в другом регионе, договор на обучение в ином городе, справка с миграционного ведомства или с места службы. Когда можно не платить за вывоз мусора.

"Обращение с ТКО" в квитанции: что это? Можно не платить за ТКО

С 1 января 2019 года вывоз мусор стал отдельно оплачиваемой коммунальной услугой.

В ст. 154 ЖК РФ указано, что плата за коммунальные услуги включает в себя среди прочего «обращение с твердыми коммунальными отходами» (ТКО) — в квитанции за ЖКХ или электроэнергию теперь присутствует новая графа.

Также поменялся порядок обращения с твёрдыми коммунальными отходами — ТКО. Новые правила закреплены в поправках к закону № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/) — в законе от 31.12.2017 N 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты РФ» — № 503-ФЗ.

Изменения:

  • Местные власти выбирают единого оператора для вывоза отходов.
  • Площадки для сбора мусора подведомственны региональным властям.
  • Тариф на вывоз устанавливает оператор (но под контролем государственных органов).
  • Заключать договоры и оплачивать вывоз обязаны не только жильцы многоквартирных домов, но и собственники нежилых помещений и загородных домов и кооперативов.

Что означает новая графа ТКО в квитанции

Раньше плата за вывоз мусора была частью платы за содержание жилого помещения. Теперь жилищная услуга превратилась в коммунальную, а в квитанции на оплату появилась новая строчка: «обращение с ТКО». Для жителей многоквартирных домов квитанции стандартные, если управляющая компания заключали договор с расчетным центром на начисление по всем услугам.

Если управляющая компания самостоятельно занимается расчетом начислений по жилищно-коммунальным услугам, а начислением за вывоз мусора занимается расчётный центр — в этом случае жильцы получают отдельную квитанцию по мусору от центра.

Для тех, кто живёт в частных домах — строчка про обращение с ТКО вписана в платежку по оплате других услуг.

В квитанции в столбике «объем потребления» по этой услуге указывается тот объем, за который каждый месяц начисляют плату.

Новые тарифы с 1 января 2019

  • Размер стоимости услуги за сбор и вывоз мусора платы устанавливает региональное правительство исходя из тарифов объема накопления твердых коммунальных отходов, жилплощади и числа проживающих в квартире.
  • Для жителей квартир формула для расчёта такая:
  • X * (Y/Z)*W, где
  • X — число человек, которые постоянно или временно живут в квартире;
  • Y — норма накопления ТКО за год;
  • Z — 12 месяцев;
  • W — стоимость услуги.

Пример для квартиры

В квартире живёт семья: муж, жена и ребёнок.

  • Тарифная цена на вывоз мусора — 720,3 руб./куб. м.
  • Годовая норма накопления ТКО, которую утвердили власти региона — 1,9 куб. м/чел.
  • Число человек в квартире — 3.

Рассчитываем плату за услугу: 720,3 x (1,9 /12) x 3 = 342,142

342,142 руб. — столько платит семья ежемесячно чтобы их мусор вывозили.

Если региональные власти решили, что цена на услугу будет зависеть от общей квадратуры жилого помещения, формула для расчёта такая:

X * (Y/Z)*W, где

  • X — общая площадь жилого помещения;
  • Y — норма накопления ТКО за год;
  • Z — 12 месяцев;
  • W — стоимость услуги.

Как правило, по этой формуле рассчитывают расценки за вывоз мусора жители частных домов.

Пример для частного дома

Семья из четверых человек живёт в загородном доме.

  • Тарифная цена на вывоз мусора — 590, 7 руб./куб.м;
  • Годовая норма накопления ТКО, которую утвердили власти региона — 0,069 куб. м;
  • Площадь дома — 124 кв. м.

590, 70 x (0,069/ 12) x 124 = 421,169 руб.

421,169 руб. — нужно платить за мусор каждый месяц.

На сайтах ведомств можно найти калькуляторы для расчёта стоимости услуги. На портале Комитета по ценам и тарифам Подмосковья есть подобный калькулятор.

Что входит в обязанности регионального оператора

Региональный оператор — это компания, которая отвечает за весь процесс обращения с коммунальными отходами. С твердыми отходами с 2019 года могут работать только региональные операторы.

Они проходят конкурсный отбор, и, если выигрывают конкурс становятся ответственными за весь «мусорный процесс» на территории, которая им подведомственна. Конкурс проводят региональные власти.

Компания не может просто собрать и увезти ТКО, в их обязанности входит обработка (сортировка мусора), обезвреживания, утилизация и захоронение. Кроме того оператор устанавливает тариф на сбор мусора. Расценки должны контролировать государственные органы.

Оператора контролируют через систему GPS/Глонасс и смотрят, куда он вывозит мусор. Если в несанкционированное место, его сниму с регионального операторства и оштрафует на несколько десятков миллионов.

С региональным оператором должны в обязательно порядке заключить договор все собственники многоквартирных и загородных домов. Если собственник не хочет заключать договор, он всё равно будет платить за услугу по обращению с ТКО. Об этом сказано в федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как заключить договор с региональным оператором

Вывоз и утилизация ТБО — коммунальная услуга?

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

1.
Al-7 (Al-7)
  [19.11.2011 15:52] 
[Материал]

Геннадий (GIM153) пишет 18.11.2011 г.: Я с семьей переехал из многоквартирного дома (выписался всей семьей) в частный дом . Счета за вывоз мусора и утилизацию ТБО до сих пор приносят, хотя я в ЖХ написал заявление о не начислении платы за вывоз мусора и утилизации ТБО, с приложением копий документов, что по данному адресу никто не проживает. Заявление в ЖХ игнорировали. Пошел разбираться в местный ЖХ, мне объясняют, что вывоз мусора относится к содержанию жилого фонда а не к коммунальным платежам (согласно 307 постановления), хотя за обслуживание жилого фонда приносят отдельную квитанцию, т.е. вывозом мусора занимается другая организация. Начисляют за вывоз мусора с квадратных метров жилой площади. Я в квартире не проживаю, соответственно никакого мусора я не произвожу. Почему я должен за него платить? Как мне быть в такой ситуации? Помогите пожалуйста. Отвечаю: К сожалению, действующее законодательство таково, что взимание платы за вывоз ТБО даже при отсутствии проживающих в квартире — правомерно. Вывоз ТБО действительно относится к услуге по содержанию и ремонту жилья (является её частью), плата же за содержание и ремонт жилья начисляется по площади помещения согласно Жилищному кодексу РФ. Таким же образом начисляется плата за лифт (если он есть). Рекомендую к этой ситуации относиться с пониманием того, что Вы в сегодняшних условиях не можете её изменить, кроме как перестав быть собственником квартиры.

2.
Геннадий (GIM153)
  [20.11.2011 14:03] 
[Материал]

Ответ:Пожалуйста. Вот ещё разъяснения по поводу оплаты вывоза ТБО с квадратного метра: смотрите ответ №14 по этой ссылке.

4.
Al-7 (Al-7)
  [16.03.2012 18:27] 
[Материал]

Тим Анастасия пишет 06.03.2012 г.: Неразбериха в оплате ТБО. Здравствуйте. Я хоть и из Подмосковья, но однажды Ваш ресурс мне очень здорово помог в работе с УК. И я решила прибегнуть к помощи еще раз. Суть: Я собственник квартиры с конца 2009 года. По текущий период в квитанциях наравне со строчкой «техническое обслуживание» была строка «ТБО». При чем расценки по ТБО изменялись 2 раза в год. С 2012 года, как я уже ранее написала, строка такая из квитанций исчезла. Я решила разобраться почему. Нашла Постановление главы своего города о тарифах, начиная аж с 2009 года, где черным по белому сказано, что в «Оплата за содержание и ремонт жилья» включает в себя: — плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; — плату за вывоз твердых бытовых отходов, включающую в себя плату за вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных. НО, беру договор с УК, там, в приложении №3 — вывоз ТБО как отдельный вид услуги, без ссылки на местное Постановление главы города. Вопрос: Как в данном случае рассматривать услугу ТБО собственнику? Нет ли в договоре с УК противоречий городскому постановлению? Спасибо. Заранее благодарю. Отвечаю: Здравствуйте. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме:

    11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: … д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

На этом основании плата за вывоз ТБО включается в плату за содержание и ремонт жилья и начисляется исходя из площади помещения (с кв.м.). Вот что ещё скажу: 1. Постановление главы города о тарифах не распространяется автоматически на собственников жилья при управлении домом УК. Оно распространяется только на ограниченный круг лиц, указанный в постановлении, в основном на нанимателей муниципального жилья. Собственники жилья устанавливают тариф на содержание и ремонт жилья сами, на общем собрании. 2. Хотя плата за вывоз ТБО должна включаться в плату за содержание и ремонт жилья, по распространённой практике в счетах квитанциях она может указываться отдельной строкой. Это не является нарушением. Кстати, согласно утверждённым в сентябре 2011 г. Минрегионом РФ рекомендациям по заполнению новой примерной формы платежного документа (ещё не вступили в силу, и в настоящее время действующих рекомендаций нет), «в графе… должны перечисляться виды услуг по содержанию и ремонту жилого помещения».Поэтому наличие отдельной строчки в квитанции «вывоз ТБО» — это нормально. Главное, чтобы общий размер тарифа за содержание и ремонт жилья соответствовал величине, утверждённой собственниками.

5.
Тим Анастасия   [03.04.2012 16:01] 
[Материал]

Здравствуйте. Спасибо за ответ. (1) То есть я правильно понимаю, что сумма технического обслуживания суммируется с сумой вывоза ТБО и это есть моя ежемесячная плата за содержание? Из этого у меня вытек еще один вопрос. (2) Есть ли документ регламентирующий установление выплат за техническое обслуживание? Возможно, есть какие-либо нормы для разных регионов и климатических условий? Или сколько платить решает сугубо УК (якобы на основании и с уведомления всех собственников)? (3) Я правильно понимаю, что норму начисления УК берет из Постановления главы города, где прописано, что вывоз ТБО в эту норму входит? И тем не менее к этой норме за содержание накидывает еще сумму за ТБО и это уже никак не оспорить, ибо это возможно решение собственников жилья, и возможно оно хитро описано в договоре, с которым я не могу совладать? Спасибо.
+1
6.
otkiV (ViktorrrotkiV)
  [18.10.2012 12:02] 
[Материал]
Добрый день! Такой вопрос. Я являюсь собственником нежилого помещения, сдаю его в аренду под офис. В нашем доме сменилась УК. Раньше был ДЕЗ. На основании чего или каких постановлений, УК устанавливает тариф на вывоз и утилизацию ТБО?

7.
Татьяна   [18.02.2013 13:15] 
[Материал]

Здравствуйте ! Такой вопрос, УК взимает плату с жильцов за капитальный ремонт, тариф ни где не утвержден и не регламентирован, на сессии поселкового совета народных депутатов утвержден тариф за наем жилого помещения ,1,21 м2, в таком размере и берут . В Департаменте строительства сказали (в устной форме), что в орловской области еще не введена такая плата, как капитальный ремонт жилья, и, если жильцы обратятся в прокуратуру, то им вернут уплаченные деньги. Поясните, законно ли взимание платы за капитальный ремонт, могут ли быть в УК протоколы, где, жильцы сами согласны на такую плату ???

8.
Вячеслав (salatei)
  [07.02.2014 17:00] 
[Материал]

Уважаемый администратор сайта ! У меня такой вопрос? Должен ли я заплатить долг по ТБО за прошедший год , не заключив с ним договор ?   Живу в частном сектаре в квартире ( не многоквартирный ). И выше написаному : пришло время поменять водосчетчик ,но прийдя в ЖКХ мне говорят погаси долг и водоснабжение будет  услуга продолжена ( а так они меня перевели на другой договор не по счетчику , а с человека ) и пломбирование . И у меня возник вопрос : Причем тут водоснабжение и ТБО , и как они взаимосвязаны ?
Ответ:Добрый день! 1. Это надо решать исходя из того, пользовались ли Вы данной услугой или нет. Сейчас услуга «Сбор, вывоз ТБО» законодательно включена в состав услуги «Содержание и ремонт жилья». Т.е., если Вы платите (точнее, если Вам начисляют) за «Содержание и ремонт жилья», то за «Сбор, вывоз ТБО» тоже придётся платить. Если Вам не начисляют за «Содержание и ремонт жилья» (например, в случае, если Вы живёте в частном доме), то услуга «Сбор, вывоз ТБО» может быть оказана Вам только по договору на основании гражданских правоотношений с любым надлежащим исполнителем услуг. 2. Отношения по водоснабжению и по установке водосчётчиков в квартире, а также порядок расчётов (по нормативу на человека или по счётчику, как, в каких случаях) регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг (№354). Да, в определённых случаях (указаны в Правилах) исполнитель услуг вправе начать начислять плату по нормативу потребления. Что касается ограничений в предоставлении коммунальных услуг при наличии долга (если он есть), то, опять-таки, в Правилах написано, как это должно осуществляться. Но это (судя по вопросу) не Ваш случай. Вы можете вообще поменять водосчётчик самостоятельно или с привлечением любой сторонней организации, а своему исполнителю услуг после этого подать заявление о вводе прибора учёта в эксплуатацию. Посмотрите Правила.

9.
Al-7 (Al-7)
  [11.02.2014 00:17] 
[Материал]

Зоя Петровна пишет: Доброго дня! Прошу помочь разрешить такую ситуацию. Прокуратура в марте прошлого года подтвердила мои доводы о незаконности взимания платы с собственников за услугу — утилизация ТБО, выставляемой отдельной строкой в счёте-извещении. Подала в городской суд, известила меня и пообещала держать в курсе событий. Прошло много летних месяцев и я узнал из решения суда (достал случайно), что представителя прокуратуры даже не было на суде и, естественно, УК признана «божественной» организацией и везде правильной. Мне же через 6-ть месяцев прокуратура прислала «Определение об отказе возбуждении дела об админст. правонарушении». И, что характерно, и то первое, и это — второе письмо было подписано тем же замом прокурора. Сами себе противоречат. Хочу на такие действия городских прокуроров обратиться повыше. Помогите, пожалуйста, с тезисами или конкретными «болванками» каких то похожих решений на такое действие (бездействие) прокурорских работников, с учётом их халатности и со ссылками на их «Закон о прокуратуре». Спасибо.

10.
Al-7 (Al-7)
  [05.04.2015 03:05] 
[Материал]

К комментарию выше. Без изучения текста конкретных документов сложно делать какие-либо заключения. Если у прокуратуры и у суда в чём-то не совпали взгляды, то вряд ли стоит это называть халатностью. Просто у них у каждого своя работа. Насчёт законности платы за утилизацию ТБО вопрос не закрыт. Надо поизучать ситуацию в регионах.

11.
Al-7 (Al-7)
  [05.04.2015 03:05] 
[Материал]

Владислав пишет 23.03.2015 г.: Возможно ли при оплате (более трёх лет) за услугу «Утилизация ТБО», выставляемой УК по отдельной строке, требовать перерасчёта за время отсутствия (отпуск и т.д.) по примеру корректировки за ХВС и ГВС когда квартира без счётчиков? Возможно ли истребовать корректировки за последние три года? Отвечаю: Перерасчёт по причине отсутствия потребителя предусмотрен только по коммунальным услугам (и если при этом нет счётчиков в квартире). Поскольку в терминах действующего законодательства утилизация ТБО не отнесена к коммунальным услугам (не входит в их перечень), то и применение к ней правил перерасчёта по причине отсутствия потребителя невозможно.

12.
Серега (Serega2015)
  [14.12.2016 11:45] 
[Материал]

Добрый день, у меня вопрос я живу в селе, в собственном доме с печкой, где то пол года назад нагали приходить квитки за утилизацию ТБО, хотя контейнеров на улице нету, начал узнавать они говорят мол 1 человек по нормативу накапливает 1куб мусора в год, и должен платить за утилизацию, у меня три печки дома в бани и на улице, весь мусор сжигается в печках. Должен ли я платить за услугу которой не пользуюсь и почему ее навязывают шлют и шлют эти квитки

13.
Al-7 (Al-7)
  [30.01.2017 23:08] 
[Материал]

Юрий пишет: Кто устанавливает тариф на сбор и вывоз ТБО: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики или организация, занимающаяся сбором и вывозом ТБО? Отвечаю:

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector