Власти москвы подняли кадастровую стоимость некоторых крупных коммерческих объектов

Кадастровая стоимость – это рыночная стоимость объекта недвижимости, которая определяется в процессе государственной кадастровой оценки. На ее формирование влияет множество факторов: территория и площадь земельного участка, его категория, вид разрешенного использования и др.

Для граждан установление справедливой кадастровой стоимости важно тем, что именно от нее зависит размер земельного налога. Поскольку государственная кадастровая оценка носит массовый характер, то в отдельных случаях могут возникать ошибки в определении стоимости недвижимости.

О том, куда жители Московской области должны обращаться для пересмотра кадастровой стоимости объектов, и какие документы для этого необходимы, читайте в материале портала mosreg.ru.

  • Узнайте, как зарегистрировать недвижимость в Московской области>>
  • Почему возникают ошибки в определении кадастровой стоимости

Власти Москвы подняли кадастровую стоимость некоторых крупных коммерческих объектов Источник: Фотобанк Московской области

Справедливая кадастровая стоимость объекта недвижимости не должна резко отличаться от рыночного уровня цен. Как правило, превышение кадастровой стоимости над рыночной связано с ошибками в ее определении. Также речь может идти о непринятии во внимание уникальных особенностей недвижимости.

Например, одна из типичных ошибок – неправильное отнесение объекта капитального строительства к стоимостной группе вида разрешенного использования при проведении кадастровой оценки. В этом случае рыночная и кадастровая стоимость могут отличаться в несколько раз.

  1. Узнайте, как оформить в собственность нежилое помещение в Подмосковье>>
  2. Как узнать кадастровую стоимость объекта

Власти Москвы подняли кадастровую стоимость некоторых крупных коммерческих объектов

Работа в офисе

Источник: Фотобанк Московской области, Александр Кожохин

Чтобы узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости, можно обратиться к публичной кадастровой карте Росреестра – достаточно кликнуть по нужному участку земли. Чтобы упростить поиск, можно сразу ввести кадастровый номер участка в строке в левом верхнем углу карты.

Также кадастровую стоимость земли можно узнать с помощью отдельного сервиса Росреестра по тому же кадастровому номеру.

Кроме того, эту информацию можно получить в виде выписки на том же портале в разделе «Получение выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости».

  • Как в Подмосковье онлайн оформить субсидию на оплату коммунальных услуг>>
  • Куда обращаться для пересмотра кадастровой стоимости

Власти Москвы подняли кадастровую стоимость некоторых крупных коммерческих объектов

Подписание документов

Источник: Фотобанк Московской области, Анастасия Осипова

Чтобы добиться пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при наличии сомнений в верности ее определения, необходимо обратиться в Министерство имущественных отношений Московской области.

Для этого нужно написать заявление на имя министра, к которому приложить копии документов, подтверждающих выявленную ошибку (о регистрации права, кадастровые паспорта или кадастровые выписки, письма администрации района или иные документы).

Заявление и документы принимаются по адресу: Московская область, город Красногорск, бульвар Строителей, дом 1, здание бюро пропусков, окно «прием корреспонденции», или на электронную почту министерства: mio@mosreg.ru.

Также заявление о необходимости пересмотра кадастровой стоимости можно оставить на портале «Добродел» в разделе «Сообщить о высокой кадастровой стоимости участка».

Срок рассмотрения заявлений занимает 30 календарных дней. В итоге заявителю направляется мотивированный ответ о наличии или отсутствии кадастровых ошибок.

В случае выявления ошибки Минмособлимущество проводит перерасчет кадастровой стоимости, утверждает результаты новой кадастровой оценки и направляет сведения о новой кадастровой стоимости в Кадастровую палату для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

  1. Узнайте, как построить дачу в Московской области: выбор участка и разрешение>>
  2. Как оспорить результаты

Власти Москвы подняли кадастровую стоимость некоторых крупных коммерческих объектов

Судебное решение

Источник: ©, Управление Федеральной антимонопольной службы по Московской области

Если по результатам проверки специалистам не удалось выявить ошибок при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости, но при этом она все равно значительно превышает рыночную (выше стоимости сделок по аналогичным объектам), то целесообразно обратиться в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Московской области. В ее состав входят представители Росреестра, Кадастровой палаты, Минмособлимущества и представитель оценочного сообщества.

В комиссию необходимо направить заявление в произвольной форме с приложением следующих документов:

  • кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости и дате определения кадастровой стоимости (выдается любым отделом Кадастровой палаты);
  • нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа или выписки из Единого государственного реестра недвижимости на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  • документов, подтверждающих недостоверность сведений, использованных при определении кадастровой стоимости (если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчета об оценке объекта недвижимости (если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости).

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца с даты его поступления.

В семидневный срок комиссия направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости. При желании заявитель может лично присутствовать на заседании комиссии.

Заявление и документы можно направить в комиссию почтовым отправлением на адрес: 121170, Москва, улица Поклонная, дом 13.

Адрес для подачи заявлений в комиссию лично: Москва, улица Обручева, дом. 46, кабинет 715. Телефон для связи: 8 (499) 264-40-22.

Долги за коммуналку в Подмосковье: взыскание через суд или мировое соглашение>>

Новый список бизнес-объектов налог на которые рассчитывается от кадастровой стоимости, принесет в бюджет порядка 6 млрд рублей

Власти Москвы подняли кадастровую стоимость некоторых крупных коммерческих объектов

Министр имущественных отношений Московской области Владислав Коган рассказал, что перечень объектов для начисления налога от кадастровой стоимости формируется в конце каждого года для определения особого режима налогообложения крупных объектов недвижимости, используемых для торговли, общепита и бытовых услуг. Это сделано для того, чтобы облегчить налоговую нагрузку на малый бизнес, у которого в собственности объекты небольшого метража —  до 1000 кв.м.

Так, налог на объекты торгового назначения, не включенные в перечень,  рассчитывается  от балансовой стоимости по ставке 2,2 %, а включенные в перечень объекты облагаются налогом по ставке 1,5% от кадастровой стоимости. 

Ежеквартально на межведомственной комиссии рассматриваются заявления предпринимателей об исключении или включении бизнес-объектов от 1000 кв.м в перечень для налогообложения от кадастра.

По итогам комиссии из перечня могут быть исключены объекты, которые не относятся к торговле, общественному питанию или бытовых услуг.

Кому-то из собственников выгодно попасть в перечень, а кому-то быть исключенным.

«В этом квартале на комиссии были рассмотрены обращения собственников 15 объектов капитального строительства, в результате чего из перечня исключили 6 объектов, а 1 объект внесли. Собственники 5 объектов получили отказ по включению и исключению из перечня, поскольку в ходе рассмотрения заявки не подтвердился заявленный вид использования здания.

Например,  собственник хотел «выйти» из перечня по причине неторгового назначения объекта, заявив, что это склад. При проверке склад не подтвердился, на месте оказался торговый объект.

Благодаря отказам по включению и исключению объектов в перечень предотвращено выпадение налоговых доходов из консолидированного бюджета области в размере 4 млн рублей в год», — отметил Владислав Коган. 

Сейчас в перечне 3174 объекта, которые можно увидеть  на сайте Министерства имущественных отношений Московской области (http://mio.mosreg.ru/deyatelnost/perechen-obektov-nedvizhimogo-imushchestva-v).

Любой собственник может обратиться в Министерство для включения / исключения объектов недвижимости из перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Для этого необходимо собрать пакет документов: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, документы о госрегистрации права собственности на объект недвижимости и земельный участок, на котором стоит объект, технический паспорт, и привезти его лично, направить почтой  по адресу: 143407, Московская область, г.

Красногорск, б-р Строителей, д. 1 или по электронной почте  mio@mosreg.ru в адрес Минмособлимущества.

После получения документов Минмособлимущество проведет обследование объекта для определения его фактического использования и опубликует результат обследования  на сайте: http://mio.mosreg.ru/deyatelnost/perechen-obektov-nedvizhimogo-imushchestva-v.

После этого вопрос будет рассмотрен на Межведомственной комиссии и, в случае положительного решения о включении/ исключении, в перечень будут внесены изменения.

Справочно:

Налоговым кодексом РФ регионам предоставлено право начислять налог от кадастровой стоимости объектов любой площади, Московская область в качестве поддержки малого бизнеса  установила порог площади, которая будет облагаться налогом от кадастровой стоимости в 1000 кв.м.

В 2015 году в перечень был включен 1031 объект, а в 2018 году данный список увеличился до 2098 объектов, что обеспечило рост налоговых поступлений с 2,8 млрд. рублей в 2015 году до 4,9  млрд. рублей в 2018.

Как изменится кадастровая стоимость земли в 2021 году?

Новые правила определения стоимости по кадастру на земельный участок.

Что ждать собственникам? Постепенно в субъектах начинает проводиться переход на новый метод определения цены по кадастру на объекты имущества недвижимого характера.

На вопрос, как изменится кадастровая стоимость земли в 2021 году, можно сказать, что появился кардинально новый подход. На основании ФЗ № 334 от 03 августа 2018 года зафиксировано три ведущих изменения, касающиеся цены по кадастру.

Читайте также:  Какие вторичные квартиры не стоит покупать? качественные характеристики

Власти Москвы подняли кадастровую стоимость некоторых крупных коммерческих объектовНововведения в сфере кадастра

Основное изменение, с которым столкнулись собственники объектов недвижимости в 2021 году коснулось периода исчисления налогов и его применения к размеру стоимости. Теперь она рассчитывается из данных, вписанных в единый реестр по состоянию на 1 января 2021 года.

Теперь, если гражданин подает обращение в судебные инстанции об оспаривании размера стоимости, а решение приняли уже после января 2021 года, то налог будет исчисляться с даты применения стоимости по кадастру, которые были предметом спора.

В налоговом законодательстве указано, что перерасчет размера выплат может быть осуществлен только за предыдущие три года.

Особенности переоценки массового характера

В 2017 году на основании положений Федерального кодекса № 135 «Об оценочной деятельности» устанавливались все размеры стоимости по кадастру. Они важны не только государству, которое проводит расчет налоговой базы, но владельцам земли. Все результаты определения показателей вводятся в единую базу Росереестра.

Собственнику земельных участков необходимо знать кадастровую стоимость, так ка она влияет на множество действий:

  1. Уменьшения размера налога на землю.
  2. Установление более выгодной цены во время проведения сделки.
  3. Уменьшение платы за пользование арендой.

ВНИМАНИЕ !!! В 2014 году в России была проведена массовая переоценка. Это привело к тому, что владельцы столкнулись с большим повышением. При этом чаще всего стоимость кадастра получалась выше, чем предложения на рынке.

Из-за этого многие владельцы земель пошли с исковыми заявлениями для оспаривания.

Изменения в законе, внесенные в 2021 году, предполагают при расчете налога брать за основу кадастровую стоимость, определенную до 2014 года.

Взаимосвязь размера по кадастру и налога

С 2015 года многие субъекты рассчитывали земельный налог по результатам оценки по кадастру. В планах Правительства ввести эту систему с начала 2020 году во всех регионах без исключения.

ВНИМАНИЕ !!! С начала 2021 года налог на участки коснулось значительное увеличение. Он был поднят на 20% по сравнению с 2018 годом. В 2020 году это увеличение достигнет уже 60%. Одновременно запланировано проведение переоценки. В соответствии с новыми поправками в законодательстве будет изменена формула расчета налогов, и уменьшены параметры льгот и вычетов.

Очередная кадастровая переоценка проводится органами субъекта. Процедура должна проводиться каждые пять лет.

В Москве, столице Крыма и Санкт-Петербурге действует исключение. Здесь можно проводить переоценку каждые два года.

Особенности изменения

С 2021 года кадастровую оценку будут проводить только бюджетные организации, относящиеся к категории независимых. Сама процедура будет проходить под надзором Росреестра.

Если возникла необходимость обращения за переоценкой, владелец участка может привлекать независимых специалистов. Результаты их актов рассматриваются судом. Кроме этого, в каждом субъекте должна быть создана комиссия, занимающаяся определением кадастровой стоимости. У владельцев земельных участков есть право обратиться как в суд, так и в комиссию.

ВАЖНО !!! Форма оспаривания размера стоимости через судебные инстанции относится к самым сложным,  тем не менее она самая эффективная. Право на выдвижении инициативы по проведению переоценки дается не только самим собственникам, а также арендаторам.

Такое становится возможным в том случае, если арендная плата за пользование землей зависит от стоимости по кадастру. Но для проведения проверки правильности установления стоимости по кадастру по заявлению арендатора, потребуется предоставить дополнительно письменное согласие самого собственника.

ВАЖНО !!! Органы муниципалитета не могут подать обращение о перерасчете кадастровой стоимости в судебном порядке, не пройдя комиссию. В 2021 году действует мораторий на проведение переоценки самими владельцами и представителями администраций.

Процедура может быть инициирована только в трех случаях:

  1. Если последний раз стоимость по кадастру определялась в 2013 году, и наступило предельное время.
  2. При смене вида назначения или характеристик участка.
  3. Несогласие с прежними оценочными итогами.

Переоценка вне утвержденного законом срока может быть проведена по инициативе органов власти в следующих случаях:

  1. При необходимости проведения межевания.
  2. Если требуется ввести в эксплуатацию возведенный объект.
  3. Для проведения инфраструктуры.
  4. При изменении ситуации с ценами на рынке недвижимости.

  5. При переводе с ИЖС в сельхоз назначение, или, наоборот, при переводе в ИЖС.

Для Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга предусмотрена возможность подачи заявления на пересмотр суммы по кадастру только в одном случае, если есть подозрения, что гражданин намеренно через комиссию сделал ее существенно меньше. При этом земля не должна принадлежать муниципалитету.

Конституционный Суд утвердил факты, по которым представительство от местных администраций может обращаться в судебные инстанции с целью проведения процедуры оспаривания стоимости, установленной комиссией.

Если в 2021 году собственник столкнется с нижеперечисленными ситуациями, ему предстоит изменение в стоимости по кадастру на участки:

  1. Если появилась необходимость во внеплановой поездке со стороны Администрации.
  2. Объединение наделов, ввод в эксплуатацию строений.

В 2021 году остается такой же порядок досудебного урегулирования проблем с земельными вопросами. У граждан остается право обращаться в комиссию по кадастровой стоимости.

Такой способ снижается финансовую нагрузку, так как отсутствует необходимость оплачивать судебные издержки.

Включение объекта недвижимости в перечень объектов, подлежащих налогообложению по кадастровой стоимости можно оспорить

С 2014 года большое количество компаний столкнулась с проблемой расчета и уплаты налога на имущество, когда в качестве базы для расчета налога берется кадастровая стоимость такого здания или строения в соответствии со статьей 378.

2 Налогового кодекса РФ и Законом г. Москвы от 05.11.2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций».

В результате нового расчета суммы налога у многих московских предприятий налоговая нагрузка выросла в разы, в десятки, а то и сотни раз!

Налоговая нагрузка на организации растет из года в год

Актуальность проблемы заключается в том, что включение зданий в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее в тексте статьи «Перечень»),  производится каждый год с 2014 года.

И данный процесс носит лавинообразный характер, поскольку критерии – площадь строения, рассматриваемого в качестве объекта налогообложения, — ежегодно пересматриваются с целью включения максимального количества предприятий и увеличения налоговой нагрузки на все большее количество организаций Москвы.

Так, в Перечень 2014 года было включено 1816 объектов, на 2015 год — 5386 объектов, на 2016 год — 7183 объекта, а на 2017 год — 23 835 объектов! Дополнительным фактором актуализации проблемы в 2017 году явилось утверждение в ноябре 2016 года Правительством Москвы новых результатов кадастровой оценки земельных участков и зданий, применяемых с 1 января 2017 года.

Согласно подпункту 2  ст.1.1  Закона  г. Москвы от 05  ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций» с 01 января 2017 г.

налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется, в том  числе,  в отношении отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв.

метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В 2016 году критерий площади равнялся от 2000 квадратных метров, а в 2015 рассматривали здания более 3000 квадратных метров.

Имеете на балансе АДЦ —  готовьтесь платить налог по кадастровой стоимости

Величина имущественного налога – это особенно острая проблема для  производственных предприятий города Москвы, когда их заводоуправления, лабораторно-исследовательские корпуса Департаменты Правительства Москвы, Государственная инспекция по недвижимости, а вслед за ними и налоговые органы, рассматривают в качестве административно-деловых центров, в которых размещены офисные помещения, в соответствии с содержанием статьи 378.2 Налогового кодекса РФ. Данной статьей установлены особенности определения налоговой  базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, согласно которой налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом  налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания…».

В соответствии с пунктом 3 ст.378.2 НК РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

  • 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
  • 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
  • — здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
  • — фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
  • Объект недвижимости: здание, строение, сооружение,  может попасть в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, а соответственно и налог на имущество по такому зданию будет исчисляться на основе его кадастровой стоимости в зависимости от двух причин:
  1. вида разрешенного использования арендуемого Вами или Вашего собственного земельного участка, на котором расположено здание;
  2. или здание фактически используется под офисные помещения, объекты торговли, бытового обслуживания, в том числе не только собственником зданий, но и арендаторами.
Читайте также:  Может ли жена отказаться от вычета в пользу мужа?

Рассмотрим оба основания.

Вид разрешенного использования земельного участка под зданием – это важно

В отношении первого пунктом 1 статьи 1.1 Закона г.

Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 «О налоге на имущество организаций» предусмотрено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Необходимо подчеркнуть, что в предыдущей редакции содержалось ограничение по площади для таких объектов недвижимого имущества – «общей площадью свыше 3000 кв. метров», — однако с 12 июля 2017 года такое ограничение снято. Поэтому со следующего года мы ожидаем существенное дополнение Перечня всеми зданиями, которые ранее имели площадь менее 3000 кв. метров.

На основании абз. 2 п. 2 ст. 7 ЗК РФ и ч. 4 ст. 37 ГрК РФ организация вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования выбрать вид разрешенного использования земельного участка из всех видов разрешенного использования, указанных в градостроительном плане земельного участка и установленных градостроительным регламентом территориальной зоны.

Частью 3 ст. 37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка до утверждения правил землепользования и застройки применительно к городу Москве установлен в постановлении Правительства Москвы от 28 апреля 2009 года N 363-ПП «О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве» пунктом 3.2 которого в действующей на сегодня редакции предусмотрено, что разрешенное использование земельного участка указывается в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков». В предыдущей редакции 363-ПП было установлено, что разрешенное использование земельных участков указывается в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (далее — Методические указания), на основании градостроительного плана, а при его отсутствии — на основании фактического использования такого земельного участка.

Власти Москвы подняли кадастровую стоимость некоторых крупных коммерческих объектов

Проанализировав судебную практику, можно выделить три практически существующих случая определения вида разрешенного использования земельного участка:

а) вид разрешенного использования определен договором аренды земельного участка. Подобное характерно для долгосрочных договоров аренды, заключенных в 1990е годы, которые не изменялись впоследствии. В этом случае вид разрешенного использования будет иметь лишь словесное определение – например, «для эксплуатации производственных и административно-деловых зданий»;

б) вид разрешенного использования земельного участка определен приказом МЭРТ РФ от 15 февраля 2007 года N 39. Наиболее часты случаи указания следующих видов разрешенного использования – 1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; или 1.2.7.

Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения; или 1.2.9.

Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок;

в) вид разрешенного использования земельного участка определен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540. В этом случае разрешенное использование будет установлено по классификатору. Для примера: «пищевая промышленность» (6.4); склады (6.9); деловое управление (4.1); магазины (4.4) и так далее.

Судебные решения за 2014 – 2017 года выработали подход соотношения вида разрешенного использования конкретного земельного участка со следующими двумя:

1.2.5. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; и

1.2.7. Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Если у предприятия в кадастровом паспорте земельного участка, арендуемого или находящегося в собственности, указан хотя бы один из данных двух видов разрешенного использования земельного участка, то располагающееся на нем строение будет включено в Перечень.

Обратим внимание, что фактическое использование предприятием такого строения во внимание не берется – будь в нем хоть производственный цех, всё равно по «земельному» критерию налог будет увеличен.

В качестве примера подобного дела можно привести рассмотрение Верховным судом РФ 30 марта 2017 года дела № 5-АПГ17-25, в котором суд прямо указал, что: «Таким образом, расположение указанного здания на земельном участке с видом разрешенного использования, который предусматривает размещение объектов бытового обслуживания, позволяет отнести названный объект недвижимости к торговому центру на основании подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы «О налоге на имущество организаций».

При этом не имеют правового значения доводы *** о фактическом неиспользовании помещения, поскольку здание, в котором находится нежилое помещение, принадлежащее административному истцу, правомерно включено Правительством Москвы в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

Должны ли большие магазины платить налог от кадастровой стоимости

В России появилась новая тенденция, когда департаменты экономической политики включают супермаркеты и гипермаркеты или иные сетевые розничные магазины в перечень имущества, которое облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости. Его ставка составляет до 2% от стоимости имущества, что весьма существенно для бизнеса. Под угрозой дополнительного налогообложения оказались не только юридические лица, но и ИП.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

· административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв.

м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

· отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Следует отметить, что в соответствии с п. 53 и п. 54 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 торговый комплекс представляет собой совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг. А также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Торговый центр представляет собой совокупность торговых предприятий и (или) предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории.

Таким образом, торговые комплексы, торговые центры представляют собой совокупность расположенных на одной территории торговых предприятий как имущественных комплексов, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг.

Читайте также:  В Ростове-на-Дону на месте завода «Красный Аксай» построят жилье

В соответствии с п. 42 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 супермаркет (универсам) — это магазин с площадью торгового зала от 400 кв.

 м, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания. В соответствии с п.

47 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 гипермаркет — это магазин с площадью торгового зала от 5000 кв.

 м, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента преимущественно по методу самообслуживания. Из вышесказанного можно сделать вывод, что супермаркеты и даже гипермаркеты не являются торговыми центрами и не должны включаться в перечень имущества, которое облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости.

Рассмотрим теперь возможность включения супермаркетов и гипермаркетов в перечень имущества, которое облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости, как отдельно стоящие нежилые здания общей площадью свыше 1000 кв.

м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения. А также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу п. 2 примечания к табл.

4 Строительных норм и правил, утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 года № 30, под отдельно стоящим зданием или строением следует понимать здание или строение, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений. Поэтому, как правило, и в эту категорию зданий и сооружений супермаркеты и гипермаркеты не попадают.

В случае попадания супермаркетов и гипермаркетов в перечень имущества, которое облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости, во избежание излишней налоговой нагрузки по налогу на имущество советуем обращаться в суд с административным исковым заявлением.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о признании нормативного правового акта недействующим частично

Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято Постановление № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее — Постановление № 700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 года в издании «Вестник Мэра и Правительства Москвы» № 67, а также размещен 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.

Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Москвы внесены изменения в постановление № 700-ПП, согласно которым соответствующим пунктом приложения 1 «Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», включено нежилое здание, которое является гипермаркетом.

Данное нежилое здание, включенное в перечень, не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» и статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Включение нежилого здания в перечень противоречит приведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, так как незаконно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.

В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Оспариваемыми в части нормативными правовыми актами урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв.

м и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

  • При наличии одного из приведенных условий, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
  • Поскольку нет достоверно выявленных признаков размещения офисов, торговых объектов в здании с приложением соответствующих фотоматериалов с привязкой к наименованию улицы и номеру дома, то нет доказательств, безусловным образом свидетельствующих о фактическом использовании здания в целях налогообложения.
  • Соответственно, вывод комиссии, что нежилое здание используется для размещения офисов, торговых объектов, без расчета вышеуказанных показателей является незаконным, необоснованным.
  • ПРОШУ:
  • признать недействующим соответствующий пункт Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».
  • В качестве доказательств к указанному заявлению можно использовать копию плана БТИ спорного объекта, а также фотографии и иную техническую документацию по объекту.

Налог на имущество «от кадастра»

Алексей Крайнев, налоговый юрист

Кто должен платить налог на имущество по кадастровой (т. е. рыночной) стоимости?

Категории плательщиков, которые должны платить налог на имущество по кадастровой стоимости, прописаны в ст. 378.2 НК РФ.

Среди них владельцы административно-деловых и торговых центров (комплексов), а также владельцы нежилых помещений, предназначенных либо фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Обратите внимание, что обязанность уплачивать налог на имущество «от кадастра» возникает и у собственников помещений, находящихся внутри торговых и бизнес-центров независимо от площади.

В некоторых случаях в расчет доли кадастровой стоимости помещения, находящегося в таком центре, включается площадь парковок и прочих технических помещений самого центра.

Это зависит от того, как были составлены документы при регистрации торгового или бизнес-центра (кадастровый паспорт и документы технического учета БТИ).

Если данные площади включены в общую площадь центра, то они будут участвовать в расчете доли кадастровой стоимости.

Поскольку налог на имущество региональный. «Под кадастр» попадают только те объекты, которые органы власти субъектов РФ включили в соответствующий перечень. Он должен быть утвержден  и опубликован не позднее 1 января.

Чтобы определить, надо ли платить налог исходя из кадастровой стоимости, поищите адрес своего объекта в перечне объектов, утвержденном органами власти субъекта РФ, где находится недвижимость. Если он там назван, значит, налог нужно платить «по кадастру».

Если нет — по остаточной стоимости, даже если формально этот объект удовлетворяет критериям бизнес- или торгового центра.

Также налог на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости должны уплачивать все иностранные организации по критериям, четко определенным в НК РФ.

Где узнать кадастровую стоимость конкретного помещения внутри торгового или бизнес-центра?

Стоимость любого объекта недвижимости указывается в его кадастровом паспорте. Также узнать кадастровую стоимость можно из справки о кадастровой стоимости, выдаваемой органами Роскадастра.

Мы рекомендуем обращаться за такой справкой ежегодно, так как кадастровая стоимость может меняться.

Если у конкретного помещения нет кадастрового номера и, следовательно, кадастровой стоимости, налог рассчитывается исходя из доли кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующей доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания (п. 6 ст. 378.

2 НК РФ). Проще говоря, если вы являетесь собственником 100 квадратных метров в бизнес-центре общей площадью 5 000 квадратных метров, а кадастровая стоимость вашего помещения не установлена, то налог вы будете платить исходя из 2 % кадастровой стоимости всего бизнес-центра.

Можно ли оспорить включение объекта в перечень, утвержденный субъектом РФ?

Налоговый кодекс подобной возможности не предусматривает. Поэтому налоговые органы претензии плательщиков по вопросу обоснованности включения объектов в соответствующий перечень не рассматривают. В то же время власти субъекта РФ могут установить такой порядок.

Например, в Москве, в случае несогласия с включением объекта недвижимого имущества в перечень, налогоплательщик вправе обратиться в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы с соответствующим  заявлением, по результатам которого объект может быть исключен из перечня.

Можно ли оспорить кадастровую стоимость?

По Закону от 29.07.1998 № 135-ФЗ результаты кадастровой оценки можно обжаловать, приводя ее таким образом в соответствие с рыночной (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11). Для начала стоит обратиться в специальную комиссию, созданную при органах Роскадастра.

Основанием для оспаривания, как правило, является сам метод кадастровой оценки. Ведь по законодательству кадастровая оценка — это оценка массовая, так как стоимость определяется не по конкретному объекту, а по группе однородных объектов, что может давать погрешность.

На практике эта «погрешность» может достигать 50 %!

Что еще нужно знать о налоге на недвижимость «от кадастра»?

  • Максимальный размер ставки по налогу на недвижимость «от кадастра» ниже ставки, установленной в отношении объектов, по которым налог рассчитывается исходя из остаточной стоимости: 2 % против 2,2 (п. 1.1 ст. 380 НК РФ). В течение переходного периода (2014 2016 годы) максимальная ставка еще ниже. Так, в 2014 году в Москве это 0,9 %, а в 2015 — 1,5 %.
  • В отношении объектов, по которым налоговая база по налогу на имущество определяется от «кадастра», применяются все льготы, установленные в ст. 381 НК РФ. Кроме того, власти субъектов РФ могут вводить дополнительные льготы. В Москве, например, действуют льготы для малых предприятий, образовательных и научных организаций.
  • Кадастровая стоимость пересматривается не чаще чем раз в три года, а для объектов, расположенных на территории городов федерального значения, — не чаще чем раз в два года (ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ).
  • Налог платится в инспекцию по местонахождению объекта в том же порядке, что и по «обычным» объектам.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector