Предложение: изымать земли у несоблюдающих противопожарные требования

В соответствии с президентским указом от 26 апреля 2019 г., «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края» в Минэкономразвития разработали два законопроекта об изъятии земельных участков у собственников. Под санкции попадут участки, на которых нарушаются требования пожарной безопасности.

Соответствующие поправки внесут в Земельный кодекс и ФЗ «О пожарной безопасности», а также в Гражданский кодекс. В настоящее время они опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, где их можно обсудить и внести свои предложения.

До четвертого июля в отношении этих законопроектов проводится независимая антикоррупционная экспертиза.

Поправки разработаны, чтобы предотвратить чрезвычайные ситуации подобные весенним пожарам в Забайкалье:

  • около 100 сгоревших частных домов;
  • более 30 травмированных человек;
  • 645 потерпевших;
  • 600 миллионов рублей ущерба.

Предложение: изымать земли у несоблюдающих противопожарные требования

Как объясняют авторы законопроектов, от владельцев не требуется чрезмерных финансовых вливаний и больших затрат времени на поддержание участков в соответствии с правилами пожарной безопасности.

Тогда как их несоблюдение влечет за собой угрозу не только имуществу, но и жизни, и не только самих собственников, но и окружающих.

Сегодня основным инструментом борьбы с нарушениями требований пожарной безопасности являются штрафы – до 5 тысяч для физических и от 100 тысяч до 1 миллиона рублей для юридических лиц.

За какие нарушения смогут забирать участки

Исчерпывающий перечень нарушений, за которые будут изымать землю у собственников, в предложенных законопроектах не прописан – его должно будет определить правительство в специальном акте.

Но уже сейчас предложен сводный отчет к поправкам с перечислением основных пунктов – сжигание пожнивных остатков, свалка на участке бытовых отходов, зарастание территории сорняком (летом очень быстро превращается в сухостой, вспыхивающий практически от искры) и подобное.

Предложение: изымать земли у несоблюдающих противопожарные требования

У кого будут забирать участки

Под действие новых законопроектов попадают частные владельцы участков всех категорий, будь то собственники или арендаторы.

Не минует чаша сия и тех, у кого земля в бессрочном или безвозмездном пользовании, а также тех, кому она принадлежит по праву пожизненного наследуемого владения.

Не смогут отнять участок только в двух ситуациях:

  • если он в ипотеке (по сути, им владеет банк, выдавший ссуду, а частник только пользуется, пока ее не погасит).
  • если в отношении собственника проводится процедура банкротства.

Процедура изъятия участков

К счастью, алгоритм «Утром, деньги – вечером, стулья», в данной ситуации разнесен по времени – обнаружив нарушения, органы пожарного надзора обязаны составить акт и выдать владельцу участка соответствующее предписание, на их устранение. Срок на ликвидацию выявленного составляет шесть месяцев. Если по его истечении никаких улучшений – изъятие по суду.

Предложение: изымать земли у несоблюдающих противопожарные требования С иском в судебные инстанции будут обращаться местные власти, они же, в течение полугодия после положительного решения должны выставить изъятую землю на публичные торги.

Не получилось продать сразу – снижение стоимости на 20% и повторные торги. Выручка, за вычетом накладных расходов (кадастровые мероприятия, оценка, сами торги) поступает бывшему владельцу. Новый же владелец обязан устранить все, за что участок отобрали у предыдущего.

Возможные риски

Действительно, заросшие сухостоем, захламленные участки потенциально опасны и в случае чего, пыхнут, как пороховая бочка. И в целом, инициатива полезная, но, только в том случае, если законопроекты будут работать, как задумано, а не станут еще одним инструментом для злоупотреблений. Как у нас водится – благими намерениями устилают дорогу совсем не в ту сторону.

В каких-то случаях составление акта органа государственного пожарного надзора может стать узаконенной формой рейдерства со стороны государства и заинтересованных лиц.

Также в Московском союзе садоводов отмечают, что в поправках должен быть прописан и механизм защиты прав владельцев участков, которые по уважительным причинам не могут устранить нарушения в отведенный срок. И не в состоянии представлять свои интересы в суде ни лично, ни через доверенное лицо.

По мнению же юристов, законотворцы оставили гражданам возможность обойти принимаемые поправки – ни начало процедуры банкротства, ни оформление ипотеки на землю для владельцев сложности не составят.

Предложение: изымать земли у несоблюдающих противопожарные требования

Особенно, с учетом отсутствия в правках конкретного ограничения по срокам регистрации ипотеки и точной процедуры банкротства. А как оно получится на практике – время покажет.

В стране уже принят закон о возвращении заброшенных участков в СНТ, а также закон об изъятии участков местными властями по адресной муниципальной программе. А лишиться дома могут владельцы загородной недвижимости в зонах с особым режимом использования территорий.

Законопроект об изьятии земли за нарушение пожарной безопасности

Минэкономразвития подготовило два законопроекта, прописывающие механизм изъятия частных земельных участков, если они используется с нарушением требований пожарной безопасности.

Предложенные поправки в Земельный кодекс и закон «О пожарной безопасности», а также в Гражданский кодекс опубликованы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Независимая антикоррупционная экспертиза продлится до 4 июля.

Документы разработаны в соответствии с указом Владимира Путина от 26 апреля 2019 года «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края». Этой весной пожары в Забайкалье уничтожили около ста жилых домов, травмы получили более 30 человек, потерпевшими были признаны 645 человек, ущерб оценивался почти в 600 млн руб.

Исполнение требований пожарной безопасности «не требует значительных временных и материальных затрат» от владельцев земельных участков, тогда как несоблюдение же правил может быть опасно для жизни, здоровья и имущества людей, следует из пояснительной записки к одному из законопроектов.

Сейчас за нарушение требований пожарной безопасности граждан могут оштрафовать максимум на 5 тыс. руб. — например, за сжигание сухой травы в лесу. Штрафы для юрлиц варьируются от 100 тыс. до 1 млн руб. в зависимости от тяжести нарушения.

Счет на тысячи

В 2018 году от пожаров в России погибли 7 909 человек и пострадали 9 642 человека, констатирует в своих материалах МЧС России. Это больше прогнозируемых показателей министерства на 1 и 9% соответственно.

  • В пресс-службе МЧС не смогли оперативно прокомментировать инициативу Минэкономразвития.
  • У кого могут изъять земельный участок
  • Законопроект касается всех категорий частных владельцев участков: собственников, арендаторов, а также тех, у кого участок находится в бессрочном пользовании, безвозмездном пользовании или принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения.
  • Новая мера не коснется только двух случаев: изъять участок не смогут, если он является предметом ипотеки и если его собственник проходит процедуру банкротства.

Исключение для ипотеки сделано по аналогии с положениями закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», уточнил представитель Минэкономразвития. Такой подход учитывает законные интересы залогодержателя земельного участка и защищает предмет залога от отчуждения на публичных торгах.

За что планируется изымать землю

Минэкономразвития не прописало в законопроектах, за какие именно нарушения можно будет изъять участок: планируется, что перечень нарушений будет определен в специальном акте правительства. При этом в сводном отчете к предложенным поправкам перечисляются следующие нарушения: «сжигание пожнивных остатков, зарастание земельного участка сорной растительностью, накопление бытовых отходов» и т.п.

К нарушениям могут отнести сжигание любых горючих материалов в непосредственной близости от леса, лесных насаждений или чужих земельных участков с жилыми домами, предполагает партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Павел Ивченков.

К типичным нарушениям можно отнести выполнение работ с открытым огнем на торфяниках, заправку двигателей горючим на лесной территории, добавляет руководитель практики международного арбитража и разрешения споров юридической группы «Парадигма» Марат Хасанов.

Как будут отбирать землю

Изымать участки будут не сразу, как только увидят на них заросли или мусор, следует из документов. Сначала органы государственного пожарного надзора должны будут найти нарушения и выдать владельцу участка предписание, чтобы их исправить. На исправление дается шесть месяцев. Если за полгода ситуация не изменилась, то изымать участок будут через суд.

Иски об изъятии будут подавать органы местного самоуправления. Планируется, что в течение полугода после изъятия участок будет продан на публичных торгах. При этом новый собственник должен будет привести землю в порядок, чтобы она соответствовала требованиям пожарной безопасности.

Если торги не состоялись в первый раз, их устроят еще раз, снизив цену на 20%. Средства, вырученные от продажи участка, за вычетом расходов на кадастровые работы, оценку участка и торги получит бывший собственник земли.

Какие риски несет законопроект

Заросшие, захламленные и замусоренные участки действительно зачастую становятся опасны для соседей и угрожают пожарной безопасности, признает зампредседателя Московского союза садоводов Полина Тришина. Она констатирует, что уже существующие законы, связанные с изъятием неиспользуемых участков, сейчас практически не работают.

Сейчас можно изъять у собственника землю, если она используется не по целевому назначению, если на участке зафиксирован самострой, а в случае сельхозземель — если ее использование снижает плодородие.

Если новая инициатива в отношении заброшенных участков будет работать, это в целом неплохо, считает Тришина.

Однако она опасается, что в каких-то случаях составление акта органа государственного пожарного надзора может стать узаконенной формой рейдерства со стороны государства и заинтересованных лиц.

Законопроект может породить множество новых злоупотреблений должностных лиц органов государственной или муниципальной власти, сопряженных с коррупцией и новым видом давления на предпринимателей, согласен Павел Ивченков.

Важно прописать механизм защиты прав собственников, которые по объективных причинам не смогут в течение полугода привести участок в порядок и не смогут ходить в суд либо направить туда своего представителя, отмечают в Московском союзе садоводов.

Читайте также:  Власти москвы подняли кадастровую стоимость некоторых крупных коммерческих объектов

Для классического гражданского права идея борьбы с пожарами путем использования института изъятия земельного участка и продажи его с торгов является чужеродной, рассуждает Хасанов.

По его словам, в законодательствах как России, так и зарубежных стран для этих целей используются «деликтные иски» — иски о возмещении вреда, которые предъявляют граждане и организации к компании, нарушившей законодательство.

Впрочем, юрист обращает внимание на то, что в текстах поправок уже заложены возможности обойти закон.

Ни инициирование процедуры банкротства, ни передача участка в ипотеку не требует особых усилий для компаний и граждан, отмечает Хасанов.

В документах не конкретизировано, в какой момент может быть зарегистрирована ипотека или какая должна быть процедура, для того чтобы участок был освобожден от изъятия.

Источник на РБК:
https://www.rbc.ru/business/18/06/2019/5d078ef79a7947476d2d950c?from=from_main

Коллизия права: противопожарные разрывы и соседские отношения

В инете много публикаций на тему противопожарных разрывов разного толка, но вопрос о разумности и законности их применения, так и остался открытым. Постараюсь в сжатых рамках по максимуму раскрыть данный вопрос, с которым сталкивается практический каждый заказчик строительства.

Ни для кого не секрет, что градостроительное нормирование в области противопожарной безопасности является делом нужным и правильным, но мало кто из компетентных людей задумывается, какой результат российский законодатель  закладывает в данные нормы, и что из этого получается на самом деле.

Официально противопожарное расстояние должно исключать либо минимизировать распространение пожара от горящего объекта на соседние строения, и следовательно, должно учитываться при строительстве либо реконструкции различных объектов.

Поскольку нормативная база в области градостроительного и другого нормирования в чудо-стране РФ-ии достаточно обширная и неоднозначная, законодатель решил  ее упорядочить и провести соответствующее реформирование.

Таким образом, в 2002 году родился ФЗ N 184-ФЗ  « О техническом регулировании»,   одной из основных целей которого стало применение «единых правил» установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» понятие «технического регулирования» включает в себя установление как обязательных требований, так и требований, предназначенных для добровольно применения (рекомендательного характера).

Обязательные требования устанавливаются в технических регламентах, а требования, предназначенные для применения на добровольной основе — в национальных стандартах, стандартах организаций, а также актах рекомендательного характера, которые в соответствии с пунктом 3 статьи 4 закона могут издаваться федеральными органами исполнительной власти.

Данная правовая позиция доступно изложена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС России от 26 сентября 2007 г. по делу N 6-Г07-8.

  • На основе N 184-ФЗ  в 2008 году  созрел ФЗ № 123-ФЗ  «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в соответствии с которым пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
  • 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
  • 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.

Что касается первого условия, то в случае спора о нарушении противопожарных разрывов между вашим строящимся домом и строениями ваших соседей по смежному зем.

участку, вам необходимо иметь доказательства, подтверждающие, что пожарный риск вашего объекта не превышает допустимых значений, т.е.  необходимо произвести, так называемый, пожарный аудит. Но при этом следует иметь в виду, что  приказом МЧС России № 749 от 12.12.

2011 года из методики расчета величин пожарного риска исключены  объекты классов функциональной пожарной опасности  Ф 1.1,  Ф 1.3 и Ф 1.4.

, в связи с чем, если вы собираетесь строить жилой дом при меньшем противопожарном расстоянии от нормативного,  то обосновать данные разрывы соответствию требованиям пожарной безопасности путем подобного расчета в настоящее время не представляется возможным.

Второе условие подразумевает, что если противопожарные расстояния между вашим объектом защиты и соседними строениями на смежном зем. участке соответствуют табличным, указанным в нормативных документах, то это будет достаточным условием для соблюдения обязательных требований пожарной безопасности.

Такими нормативными документами на день написания настоящего обсуждения являются  СП 4.13130.2013

Обзор судебной практики по вопрос сноса строений/домов за нарушения пожарных норм

ПОЧЕМУ НЕ УДАЕТСЯ ДОБИТЬСЯ СНОСА САМОВОЛЬНЫХ ПОСТРОЕК — анализ практики ВС РФ посносам объектов строительства, при строительстве которых были допущены нарушения норм о противопожарной безопасности

            Проанализировав судебную практику Верховного Суда РФ за последние 5 лет, можно сделать вывод, чтовопрос о сносе объектов строительства в связи с нарушением противопожарной безопасности зависит главным образом от наличия/отсутствия реальной угрозы жизни и здоровья граждан. То есть, само по себе нарушение противопожарных норм не станет причиной для удовлетворения требования о сносе постройки.

Обусловлено это тем, что поскольку снос объекта строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, необходимо доказать, что нарушения норм противопожарной безопасности действительно создают угрозу жизни или здоровью граждан, угрозу повреждения или уничтожения нежилого помещения общества, и в том числе не соответствуют противопожарным нормам, градостроительным правилам и нормам и т.п. Данная позиция отражена также и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», где в п. 26 указано, что  рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Проще говоря, собственник может возводить на своем участке строения, даже если они расположены слишком близко от границы с соседями и мешают им. Несоблюдение минимальных противопожарных расстояний не является единственным основанием для сноса.

В указанных ниже судебных актах собственникам все же удалось доказать наличие реальной угрозы жизни и здоровья граждан, угрозу повреждения или уничтожения нежилого помещения, принадлежащего им.

            Так, например, в Определении Верховного Суда РФ от 5 июля 2019 г. по делу № А32-20638/2017 суд не нашел оснований для отмены решений судов первой и апелляционной инстанции.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, на ответчика возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, осуществить снос спорного объекта, в случае если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истцы вправе совершить снос указанного здания своими силами за счет ответчика.В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, неполную оценку доказательств просит обжалуемые судебные акты отменить. ВС РФ в передаче кассационной жалобы отказал, указав при этом, что, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, в том числе результаты основной и дополнительной судебных экспертиз, установил, что при строительстве спорного объекта нарушены противопожарные нормы и правила, не соблюдены минимально допустимые расстояния от соседних объектов, допущено перекрытие пожарного проезда на территорию торгового комплекса (рынка), что создает угрозу жизни и здоровью людей при его сохранении.

            В Определении Верховного Суда РФ от 28 июля 2017 г.

по делу № А63-2794/2015высказана аналогичная точка зрения: истец обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ответчикам о признании разрешения на строительство, выданное главой муниципального образования недействительным с момента его издания; признании объекта незавершенного строительства, возведенный на земельном участке самовольной постройкой и возложении на ответчика обязанности за свой счет снести самовольно возводимый объект на земельном участке в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.Решением Арбитражный суд Ставропольского края, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.04.2017, исковые требования истца удовлетворены. Ответчики обратились в ВС РФ с кассационной жалобой. ВС РФ, не нашел оснований для передачи жалобы. При этом судом было указано, что на принадлежащем ответчику земельном участке возведен объект капитального строительства — многоквартирный жилой дом — при строительстве которого допущены нарушения норм о противопожарной безопасности (несоблюдение противопожарного расстояния между домом и зданием истца), доказательств, подтверждающих возможность приведения возведенного ответчиком объекта в соответствии с установленными требованиями, в материалы дела не представлено, учитывая, что строительство многоквартирного дома ответчиком не завершено, а разрешение на строительство и внесение в него изменений приняты с нарушением требований статьи 51 ГрК РФ, суд, пришел к выводу, что оспариваемое разрешение на строительство подлежит признанию недействительным, объект признан самовольной постройкой, а ответчик обязан его снести.

            ВОпределении Верховного Суда РФот 28 января 2019 г. по делу № А62-2929/2016рассматривалась кассационная жалоба Макарова А.Е. ИП Иванов В.С. обратился в Арбитражный суд Смоленской области с иском к ИП Макарову А.Е. о сносе (демонтаже) самовольной постройки — объекта незавершенного строительства.

Макаров А.Е. обратился со встречными исковыми требованиями о возложении на Иванова В.С. обязанности убрать находящееся на земельном участке Макарова А.Е.

Читайте также:  Возможен ли возврат налога при военной ипотеке?

здание магазина с его установкой от границ земельного участка в соответствии с нормами градостроительного законодательства, противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

Решением Арбитражного суда Смоленской области, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда, первоначальные исковые требования удовлетворены; на Макарова А.Е.

возложена обязанность произвести в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в силу решения суда снос постройки — объекта незавершенного строительства. В удовлетворении встречных исковых требований отказано.Макаров А.Е. обратился в ВС РФ с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.

            Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья ВС РФ пришел к выводу об отсутствии оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, с учетом результатов проведенных по делу судебных экспертиз, суды установили, что противопожарное расстояние между зданиями истца и ответчика составляет менее, чем в 10 раз по сравнению с предусмотренным законодательством, что влечет угрозу жизни и здоровью граждан, а также имуществу. Учитывая факт строительства магазина Иванова В.С. раньше объекта Макарова А.Е. на основании не оспоренного в установленном порядке разрешения на строительство, регистрацию на него права собственности истца в 2006 году, а также факт строительства Макаровым А.Е. объекта с существенным нарушением градостроительных норм и правил, без учета расположения уже имевшегося и законно построенного здания магазина истца, суды, руководствуясь, исходя из установленных по делу конкретных обстоятельств, сочли незавершенный строительством объект Макарова А.Е. самовольной постройкой, подлежащей сносу.

            В указанных далее судебных актах собственникам не удалось доказать суду наличие угрозы жизни или здоровью граждан, угрозу повреждения или уничтожения нежилого помещения общества, создаваемые самовольными постройками, и как следствие – суд в удовлетворении требований отказал, хотя и признал факт наличия нарушений противопожарных норм.

            Подобная ситуация стала предметом рассмотрения в Определении Верховного Суда РФ от 26 октября 2016 г. по делу № А32-21629/2014. ЗАО «Кубаньторгодежда» обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ИПАвакьянцуС.Ю.

о возложении на ответчика обязанности устранить нарушение права собственности истца на нежилое помещение путем сноса двухэтажного нежилого здания (информационного, компьютерного (игрового) центра) в течение тридцати дней с момента вступления решения в законную силу.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округав иске отказано.

В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

По мнению заявителя жалобы, выводы судов основаны на неверном применении норм законодательства о пожарной безопасности в части соблюдения противопожарных расстояний, сделаны необоснованные выводы об отсутствии нарушений противопожарных расстояний при размещении ответчиком спорных сооружений.

Могут ли у владельца изъять запущенный дачный участок

02.06.2021

Наряду с правом распоряжаться участком земли собственник несет обязательство использовать его по назначению и ухаживать за ним, то есть содержать в надлежащем виде. При несоблюдении этих обязанностей можно столкнуться с применением различных санкций вплоть до изъятия земли. Подробнее расскажем в этой статье.

Правила землепользования

Строгое использование участка согласно его категории и виду разрешенного использования — одно из ключевых правил. Под категорией подразумевается: садовый участок, земля лесного фонда, сельскохозяйственная земля, земля населенного пункта и др.

Ниже приведем ряд случаев, в которых возможна ответственность, и соответствующие ссылки на статьи КОАП: 1. участок используется не по целевому назначению (ч. 2, ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ); 2.

нарушены правила целевого использования: к примеру, если землю дали под выращивание зерновых культур, то построить на нем магазин не получится (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ); 3. допущена порча земли: такое может произойти вследствие неправильного использования ядохимикатов (ст. 8.6 КоАП РФ); 4.

не соблюдено обязательство по рекультивации, которую пользователь земли обязан провести, если участок пострадал в ходе хоздеятельности. К примеру, если планом строительства дома была предусмотрена рекультивация, то без нее не получится ввести дом в эксплуатацию (ст. 8.7 КоАП РФ); 5.

не соблюдено обязательство по приведению участка в подходящее для целевого использования состояние. Например, если на участке сельскохозяйственного назначения все же соорудили магазин, то пользователя земли обяжут вернуть все в первоначальный вид (ч. 4 ст. 8.8 КоАП РФ).

Выявлением участков, которые используются не по целевому назначению, а также неиспользуемых участков, занимаются органы местного самоуправления. В свою очередь за Росреестром закреплены функции государственного земельного надзора.

При обнаружении нарушений владельцу участка выдадут предписание с требованием их устранить. При игнорировании данного требования будет выписан штраф, после чего по-прежнему нужно будет ликвидировать правонарушение.

Сумма штрафа для собственников-физлиц: от 1% до 1,5% кадастровой стоимости объекта (но не менее 20 000 рублей).

В каких случаях есть вероятность изъятия участка

Если говорить о землях СНТ, то для них действует понятие «срока обработки». По закону, если на протяжении трех лет такой участок никак не обрабатывался, могут наложить штраф по ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ. При этом в дальнейшем он может быть изъят.

В этом плане правовые режимы земель СНТ и земель сельхозназначения совпадают. Применительно к землям для индивидуального жилого строительства (ИЖС) вышеуказанный штраф и изъятие не применяются в принципе. Такие земли можно не обрабатывать годами.

Выйти на собственника и уведомить нарушителя до того, как участок изымут, могут муниципалитет, инспектор земельного контроля или председатель СНТ. Подать в суд для изъятия участка уже в судебном порядке могут они же.

Однако, несмотря на наличие заброшенных участков почти в каждом СНТ, судебной практики по этому вопросу нет. То есть на деле ввиду наличия абсолютного права собственности реализовать изъятие участка за нерадивое использование достаточно проблематично.

При этом весной 2021 года Росреестр подготовил поправки в закон, согласно которым председатель СНТ получит право сообщать госорганам о случаях нарушений, после чего будет проводиться проверка.

Это касается владельцев участков, забросивших свою собственность, или использующих ее не по целевому принципу. К примеру, построивших у себя на земле автомойку, гостиницу и пр.

К таким нарушителям предлагается применять штрафы и предписания об устранении нарушений, при игнорировании требований земля будет изыматься.

В каких случаях участок однозначно изымут

Согласно Земельному кодексу, при обнаружении на участке самовольной постройки, которую собственник не хочет сносить или приводить в предписанное законом состояние, он будет изъят. В дальнейшем его выставят на торги.

Также изъять участок могут для муниципальных и государственных нужд (статья 49 Земельного кодекса РФ). Это может произойти в ситуации, когда земля оказывается в глобальном проекте планировки территории.

Такие проекты разрабатываются в рамках комплексного освоения земель, развития микрорайонов, строительства транспортно-пересадочных хабов и пр. В этом случае участок будет оценен по рыночной стоимости, а собственник получит за него компенсацию деньгами.

Если стоимость земли по итогам оценки владельца не устроит, у него есть право оспорить ее через суд.

За нарушение требований пожарной безопасности, при эксплуатации земельных участков, их будут изымать

Соблюдение правил пожарной безопасности не подлежит сомнению. И все же, находятся те, кто допускает нарушения на своих земельных участках. В отношении таких людей и был разработан новый законопроект.

В рамках него собственника земельного участка, игнорирующего предписания надзорных органов, будут привлекать к административной ответственности с принудительным отчуждением земли через суд и ее последующей продажей на публичных торгах.

Ниже приведем более подробную информацию по этому вопросу, укажем на то, что подтолкнуло правительство к ужесточению мер и как отреагировали на это эксперты области.

Нарушение правил пожарной безопасности влечет за собой серьезные последствия.

Так, если владельцы мест массового скопления народа отделываются, чаще всего, штрафами, то с собственниками земельных участков будут поступать по-другому.

За несоблюдение требований пожарной безопасности у собственников будут изымать участки. Исключение будут составлять земли, находящиеся в ипотеке, и земли, принадлежащие обанкротившемуся лицу.

О законопроекте подробнее

Несколькими месяцами ранее в Минэкономразвития предложили два проекта. В проектах были прописаны механизмы изъятия земельных участков у лиц, не соблюдающих нормы пожарной безопасности. В законе предполагается внесение изменений в ст.

Читайте также:  Новостройки в россии дорожают

45 Земельного кодекса РФ, в которой говорится об условиях прекращения права постоянного пользования землей и права владения земельным участком, полученным по наследству. Помимо этого, в законе говорится о введении новой статьи в ФЗ от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ.

В статье представлена информация о принудительном изъятии земли в случае, если ее владелец нарушает требования пожарной безопасности и не принимает мер по устранению нарушений.

Работа над законопроектом была начата по указу Президента РФ. Отправной точки к этому послужила череда пожаров в Забайкальском крае. Напомним, что в результате пожаров пострадали более 15 населенных пунктов, более 150 жилых объектов, погибло 3,2 тысячи животных.

Масштабы происшедшего были катастрофическими, в Забайкальском крае был введен режим ЧС. При этом позже эксперты назвали несколько основных причин возгораний. Среди них были горевшие свалки, обрывы линий электропередач, пал высохшей травы.

Было отмечено, что в одном из поселений люди выбросили золу из печи на землю, и это также стало причиной возгорания. Все это, в конечном итоге, привело к серьезным последствиям.

Чтобы не допустить подобного в дальнейшем, было принято решение разработать новый законопроект, в котором будут отражены последствия в случае нарушений пожарных норм. С 16 июня по 4 июля 2019 года этот законопроект находился на публичном обсуждении, после чего стал проходить следующие этапы.

В мае 2019 года Правительство выделило порядка 450 млн руб. на обеспечение жильем лиц, пострадавших в результате пожаров в Забайкальском крае. Кроме того, по официальным данным МЧС, в 2018 году в результате пожаров в России погибло почти 8 тысяч человек, пострадало более 9 тысяч человек.

При этом до начала рассмотрения нового законопроекта за несоблюдение норм безопасности назначали только штраф. Для физических лиц он составлял порядка 5000 рублей, для компаний — от 100 тысяч рублей до 1 млн. руб. Примерно такие же штрафы предусмотрены в настоящее время за поджог сухой травы.

Вопрос о лишении прав собственности на землю в качестве наказания за игнорирование правил ПБ вводится впервые. И пока можно только предполагать, насколько эти меры окажутся эффективными.

Добавим, что новый законопроект касается владельцев, арендаторов и тех, кто владеет участком бессрочно, пользуется им безвозмездно или обладает правом пожизненного наследуемого владения. Не будут приняты нововведения для тех, кто взял участок на условиях ипотеки и тех, кто проходит процедуру банкротства.

Исключение для ипотечного кредита было принято по аналогии с законом «Об обороте земель с/х назначения». Ввиду этого учтены интересы залогодержателя земли, защищен предмет залога. В то же время многие эксперты сразу же заявили о том, что такие исключения могут помочь обойти новые нормы.

Чтобы не лишиться земли, нарушители могут обратиться в суд и сообщить о своем банкротстве или передать землю в ипотеку.

Усложняет ситуацию и то, что в документах не указано время регистрации ипотеки, не прописана процедура, вследствие которой участок могут освободить от изъятия…Не допустить обхода закона позволит введение дополнительных проверок.

Если вам нужна консультация специалиста в этой области, свяжитесь с нами по телефону +7 (499) 600-20-00 или оставьте сообщение через форму сайта.

Все наши клиенты получают выгодные условия сотрудничества. На все услуги компании предоставляется гарантия. Мы гарантируем профессионализм и опыт сотрудников, индивидуальный подход к каждому клиенту и оперативное решение поставленных задач.

Какие земли будут изымать

В соответствии с законопроектом, изъятию будут подлежать земли, на которых были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности. В случае несоблюдения требований собственнику или арендатору будет предоставлено заключение о необходимости устранения нарушения.

Если лицо проигнорирует предписание, его привлекут к административной ответственности, и в течение 30 последующих дней пожарный надзор проинформирует об этом местные власти. Изъять земельное владение принудительно можно будет только через суд. Обратиться в него должны местные власти.

В пояснительной записке к законопроекту сказано о том, что механизм изъятия земель в России уже есть, но есть и риски, которые требуют его уточнения.

Еще раз напомним, что изъятие земли возможно только при наличии таких обстоятельств:

  • собственник не соблюдает требования пожарной безопасности;
  • лицо пользуется участком полгода и более с момента получения предписания об устранении пожарных нарушений.

Изъять землю сразу после обнаружения нарушений норм пожарной безопасности не получится. Это можно будет сделать только в том случае, если лицо не устранило нарушения в установленный для этого срок.

Порядок изъятия земли

Если лицо не будет соблюдать требования пожарной безопасности на участке, ему выдадут предписание. Письменное распоряжение поступит от пожарного надзора и станет первым шагом на пути лишения земли. Дальнейшие действия будут развиваться в случае, если лицо не выполнит предписания. В срок не более 30 дней его привлекут к административной ответственности.

Информация об этом поступит в исполнительный орган госвласти и в местный управляющий орган. Последний должен будет обратиться в суд с требованием изъять землю и продать ее в ходе публичных торгов. Стартовая цена продажи участка будет соответствовать его цене на рынке недвижимости.

Новый собственник обязательно должен будет привести участок в состояние, полностью соответствующее требованиям ПБ.

В документах о торгах будут указаны условия договора, заключенного в результате торгов. В обязательном порядке там будут прописаны обязательства лица, выигравшего торги. Если торги по какой-то причине не состоятся, их проведут повторно, не позднее двух месяцев от первых.

При этом стартовую цену уменьшат на 20%. Деньги, полученные с продажи земли на условиях публичных торгов, будут переданы бывшему владельцу участка.

При этом из полученной суммы вычтут расходы на проведение подготовительных работ, торги, стоимость кадастровых работ, определение стоимости объекта на рынке недвижимости.

Причины изъятия земли

Несоблюдение норм пожарной безопасности — общее определение. В Минэконоразвития не представили точного списка нарушений, за которыми будут следовать предписания.

Предполагалось, что список нарушений будет опубликован в специальном правительственном акте.

В то же время в свободном отчете к правкам перечислены следующие нарушения: несвоевременное удаление травы с земельного участка и, как следствие, увеличение риска ее возгорания, сжигание пожнивных остатков, сбор отходов.

В качестве нарушений может быть расценен беспорядок на участке, а также хранение на нем горючих, легковоспламеняющихся составов. Особую опасность эти нарушения представляют в том случае, если участок находится недалеко от леса, поля. Увеличивает степень опасности и близкое месторасположение двух соседствующих домов, большое количество деревянных построек на участках.

Существует и ряд так называемых «типичных» нарушений пожарной безопасности. К таким относят действия с огнем на торфянниках, заправку двигателей на территории леса…По сообщениям экспертов, в 90% из 100% на земельных участках находят какие-либо несоответствия нормам ПБ.

Это, в свою очередь, влечет угрозу жизни и здоровью граждан, особей животного мира, уничтожения строительных объектов и целых поселений, наносит вред экономически и социально значимым территориям. Об этом четко написано в пояснительной записке к законопроекту.

Также там сказано о том, что исполнение требований пожарной безопасности не требует от собственников больших временных и денежных затрат. Своевременная уборка мусора, покос травы — все это очевидные действия по уходу за участком.

Риски законопроекта

Как и многие другие законопроекты, законопроект О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и ФЗ «О пожарной безопасности» имеет свои риски. Некоторые эксперты области опасаются, что нововведение станет своего рода узаконенной схемой рейдерства.

Кроме того, новый законопроект может поспособствовать превышению полномочий должностных лиц, новому виду давления на предпринимателей, коррупции. В то же время нельзя не отметить, что риск возгораний вследствие несоблюдения элементарных норм пожарной безопасности очень большой. Зачастую неухоженные, заброшенные участки представляют настоящую угрозу всему окружающему.

К несчастью, бывает и так, что угроза исходит от ухоженных участков, на которых есть несколько рисковых факторов (например, неправильное хранение горючих смесей).

По мнению экспертов, законы о соблюдении норм пожарной безопасности, которые существуют сейчас, малоэффективны или не работают вовсе. Поэтому перемены обязательно нужны. Добавим, что сейчас забрать землю у собственника можно только при обнаружении самостроя или нецелевого использования. В случае с землями сельских хозяйств это использование земли, приводящее к спаду плодородия.

Ситуация довольно сложная и нужно, чтобы новый законопроект был продуман на 100%. Важно уделить внимание тем владельцам земель, которые не смогут привести их в порядок в течение полугода по объективным причинам.

Идея закона понятна, но была воспринята по-разному. Далеко не все граждане взглянули на нововведения положительно. В целом можно сказать, что для эффективной работы закона требуется его детальная проработка.

В противном случае новые предписания могут привести к обратному эффекту.

Например, вместо того, чтобы вовремя косить траву, собственники участков, опасаясь за свое право, станут ее сжигать, а это, в свою очередь, усугубит ситуацию.

Идея закона понятна, но была воспринята по-разному. Далеко не все граждане взглянули на нововведения положительно. В целом можно сказать, что для эффективной работы закона требуется его детальная проработка.

В противном случае новые предписания могут привести к обратному эффекту.

Например, вместо того, чтобы вовремя косить траву, собственники участков, опасаясь за свое право, станут ее сжигать, а это, в свою очередь, усугубит ситуацию.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector