Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным

Содержание:

Сферу обращения с отходами в 2021 году ждут изменения. Региональные операторы намерены поднять плату за вывоз мусора в среднем на 4%. Некоторые регионы планируют размещать у контейнерных площадок видеокамеры, чтобы контролировать наполняемость баков и проводить мониторинг по ряду других аспектов.

В рамках новых СанПиН изменятся требования к содержанию городских районов, водоснабжению, очистке воздуха, содержанию жилых помещений. Ужесточатся требования к поддержанию чистоты на контейнерных площадках.

Периодичность проведения дератизации и дезинфекции теперь будет зависеть от погодных условий: чем теплее на улице, тем чаще. Единственным разрешенным способом утилизации опавшей листвы остается складирование мешки и утилизация путем вывоза на свалку, но никак не сжигание.

В зависимости от температуры воздуха также будут выбирать способ обработки тротуаров: летом – это полив и подметание, при температуре ниже нуля – обработка от гололеда.

Подробнее об изменениях в сфере вывоза мусора в 2021 году – читайте далее.

Федеральная схема обращения с отходами – что это

Стратегическая программа обращения с отходами, рассчитанная на несколько лет вперед, выделена в так называемую федеральную схему обращения с отходами.

Ее главная задача заключается в определении мест захоронения отходов, способов утилизации и обработки. Предполагается, что выделенные места будут обозначены на карте РФ. Работа над проектом практически завершена.

Юридический документ, утверждающий принятые решения, планируется подписать ко второму кварталу 2021 года.

Для определения мест захоронения отходов использовалась специальная методика, основанная на принципах математического моделирования.

Стратегическая программа рассчитана как на открытие новых, так и на оптимизацию мощностей старых полигонов. К 2024 году в России будет построено и реконструировано более 850-ти инфраструктурных объектов.

Расширение отрасли объясняется растущими объемами мусора, подлежащего уничтожению или переработке. Таким образом: 

Год Способ утилизации Объем отходов, направленных на обработку Отходов отправлено на вторичное использование
2019 10 млн тонн 5 млн тонн
Ожидается к 2024 42 млн тонн 25 млн тонн

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным

Мусорная реформа – ее суть и цели

Стартом мусорной реформы считается дата 1 января 2019 года. По сути, это целый комплекс мер, направленных на достижение ряда целей. Основные задачи:

  • Полное уничтожение несанкционированных свалок;
  • Уменьшение количества полигонов для захоронения отходов;
  • Рост числа предприятий по переработке отходов;
  • Увеличение доли ТКО, идущих на переработку.

Основным фигурантом, способным воплотить в жизнь намеченное перспективы мусорной реформы, должен стать региональный оператор – юридическое лицо, осуществляющее деятельность в рамках всей цепочки обращения с отходами – от сбора до транспортировки и утилизации. Региональные операторы отвечают за вверенную им территорию и выбираются на конкурсной основе. В обязанности подрядчиков также входят:

  • Установление контроля над сбором отходов физическими лицами и компаниями;
  • Разработка плана по переходу к раздельному сбору мусора и его реализация;
  • Проектирование и возведение мусоросборных станций;
  • Строительство заводов по утилизации отходов;
  • Работа по ликвидации несанкционированных свалок.

В России не должно остаться ни одной стихийной свалки. Особенно остро проблема обозначена в отношении свалок, организованных в лесополосах, оврагах, в акватории водоемов и т.д. Вместо мусорных куч, загрязняющих почву, атмосферу, водные ресурсы, в России появятся высокотехнологичные комплексы по безопасной переработке или утилизации отходов.

На месте свалок и полигонов, разбитых на городских окраинах, спустя необходимый период оздоровления природных субъектов вырастут новые жилые массивы с развитой инфраструктурой.

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным

Новые Санитарные правила и нормы в сфере обращения с ТКО

Закон о мусорной реформе: изменение платы за вывоз отходов

Тарифная политика до принятия закона о вывозе мусора

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным Жилищным Кодексом РФ предусмотрена возможность ежегодного изменения стоимости содержания, но на практике это происходит на много реже. В то время как тариф на вывоз ТБО для мусороуборочных компаний увеличивается ежегодно. В итоге приходилось платить за вывоз мусора больше, чем оплачивали жильцы. Некоторые ЖЭКи и ТСЖ выставляли оплату за мусор отдельной строкой, с ежегодным увеличением тарифа. Однако это противоречило действующему законодательству и, в случае судебной тяжбы, суды обязывали делать перерасчет и возвращать деньги. Все понимали, что это не правильно, но закон есть закон. Муниципалитеты устанавливали тариф на вывоз ТБО для крупных мусороуборочных компаний, охватывающих более 30% общего объема вывоза. В каждом городе, районе и поселениях были разные тарифы. Остальные компании ориентировались на установленные цены, но могли их снижать в борьбе за заказчика или повышать. У рядом стоящих домов, стоимость вывоза могла существенно отличаться.

С другой стороны, крупные компании, не имея возможности изменить установленную для них цену, предлагали заказчикам различные акции, в виде содержания площадок для сбора ТБО, бесплатного предоставления контейнеров и даже бесплатного оборудования площадок ограждением и навесами.

Неразбериха на контейнерной площадке

Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний.

Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей. В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом.

Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики.

Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.

Обращение с отходами компаний и ИП

Оказание услуг по вывозу ТБО для юридических лиц и ИП велось на добровольной договорной основе. С одной стороны, юридические лица, как собственники отходов, обязаны организовать вывоз и утилизацию мусора. С другой – мусороуборочные компании обязаны вывозить его только у населения. Ситуация становилась двусмысленной, позволяя подрядчикам заключать договоры на кабальных условиях.

Суть мусорной реформы

Давно и много говорится о необходимости раздельного сбора отходов, в целях дальнейшей переработки, об опыте зарубежных стран и о последствиях загрязнения почвы на полигонах утилизации.

Но в существовавших ранее условиях невозможно организовать внедрение передовых технологий переработки утилизации.

Желание навести порядок в обращении с отходами, особенно на стадии накопления и вывоза, подвигло государство внести изменения, названные в народе Закон о мусорной реформе.

Тарифы на вывоз мусора

Перевод услуги в разряд коммунальной, позволяет устанавливать единый тариф на всей территории, обслуживаемой одним региональным оператором. Количество таких операторов и базовый тариф устанавливается органом субъекта РФ самостоятельно.

Все потребители услуги заключают договор с региональным оператором, а он обязан заключить договор с любым лицом, включая юридические и ИП. От лица собственников помещений многоквартирного жилого дома выступают управляющие компании и товарищества.

Регулирующий орган устанавливает тариф не только на вывоз ТКО, но и на переработку, обеззараживание и утилизацию. Тариф является единым для всех лиц.

Мусорные площадки МКД: оснащение, уборка, содержание

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным Убирать мусор с площадок накопления отходов теперь обязан региональный оператор. А вот обеспечить исправное состояние оборудования – собственник земельного участка, на котором она расположена. То есть площадки многоквартирных домов содержат собственники помещений, а площадки на городских улицах ремонтирует муниципалитет. Содержание и уборка мусоропровода, камеры сбора мусора, по-прежнему обязанность ЖЭКа. Это внутридомовое оборудование и контейнера выкатывают на площадку для загрузки в мусоровоз. А вот место загрузки обязан убрать оператор по вывозу отходов. Для этого, вместе с водителем, в каждом мусоровозе присутствует рабочий. Количество контейнеров на площадке и периодичность вывоза региональный оператор определяет самостоятельно, с учетом санитарных норм. Все площадки должны быть зарегистрированы в единой базе.

Есть решения и в отношении организации раздельного сбора отходов.

Установление тарифов (расценок) на вывоз мусора после принятия закона

Тарифы на обращение с твердыми коммунальными отходами устанавливаются региональными энергетическими комиссиями, Департаментами цен и тарифов или иными органами исполнительной власти субъекта РФ. Эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.

Вывоз бытовых отходов по правилам 2021

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Реформе, которую с первых дней прозвали «мусорной», скоро год. Положения, меняющие порядок вывоза мусора, вступили в силу 01.01.2019 года. Время идет, но все, что для потребителей изменилось – это новые строки в платежках. Как поменялись правила обращения с ТБО, знают отнюдь не все. Правовед.RU устраняет этот пробел. Изучаем федеральный закон о вывозе мусора (ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления») и основные вопросы, которые он регулирует.

С 1 января 2019 года сбором, транспортировкой и утилизацией коммунальных отходов занимаются региональные операторы, которые должны быть созданы в рамках региональной программы обращения с ТБО (ст.

24.6 ФЗ № 89). Это такие себе частные предприятия, которые будут заниматься вывозом вашего мусора. Власти субъекта выбирают их на конкурсной основе, при условии, что те имеют лицензию на вывоз мусора.

За каждым региональным оператором на территориальной схеме закреплена собственная зона деятельности, которая не пересекается с зонами других операторов. Другими словами, территорию вашей области поделили на кластеры, с каждым из которых работает отдельная компания. Например, в Санкт-Петербурге это СПб ГУП «Завод МПБО-2», а в Московской области это сразу 7 компаний.

Читайте также:  Свидетельства о праве собственности на недвижимость ушли в прошлое

Как работает региональный оператор?

Теперь под обращением с бытовыми отходами понимается не только вывоз мусора, но и весь дальнейший спектр работы с ним (ст. 24.8 ФЗ № 89):

  • прием и сбор твердых и крупногабаритных отходов;
  • транспортировка мусора;
  • обработка, обезвреживание и захоронение отходов.

Откуда вывозится мусор?

Сбор мусора осуществляется исключительно из мест сбора и накопления, которые размещаются утвержденной в регионе схемой обращения с ТКО. Так, вывоз мусора в многоквартирном доме осуществляется только из контейнеров в мусороприемных камерах либо из контейнеров на контейнерных площадках (п. 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016).

Стихийные свалки теперь будут убираться только в порядке исключения. Выявив такую, оператор будет фиксировать ее, и уведомлять о ее образовании собственника земельного участка, органы местного самоуправления и органы эконадзора.

Собственник земли должен ликвидировать ее самостоятельно, и только если он не сделает это в 30-дневный срок, за дело обязан взяться региональный оператор (п. 16 Правил).

Он отвечает за мусор только с момента его погрузки в мусорную машину, содержание мест сбора и накопления – обязанность управляющей организации или ТСЖ.

Именно они должны контролировать состояния ограждения и контейнеров, обеспечивать освещение, своевременный доступ техники к контейнерной площадке.

В частном секторе эта обязанность возложена на собственника земельного участка, на котором та расположена (п. 13 Правил).

Когда вывозится?

Введена и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов. В холодное время суток, когда температура воздуха +5 ̊С и ниже, мусор должен вывозиться не реже, чем раз в три дня. В остальное время года – ежедневно с 7-00 до 23-00.

В случае отклонения от этого графика, сумма в платежка должна быть снижена – на 3,3% за каждые 24 часа отклонения суммарно (Раздел VII Требований к качеству коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011).

Для крупногабаритных отходов сроки хранения иные – они должны вывозиться не реже раза в неделю (п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).

Должны ли вывозиться листья?

Листья, ветки, опилки, трава и иные отходы от зеленых насаждений не соответствуют определению коммунальных отходов как таких, которые образовались в жилых помещениях (ст. 1 ФЗ № 89).

В их вывозе не могут отказать, но он будет осуществляться региональным оператором по дополнительным договорам за отдельную плату.

Ее размер определяется по нерегулируемой цене, то есть по цене, установленной оператором самостоятельно, а не по единому тарифу.

Должен ли вывозиться строительный мусор?

Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора.

Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку.

Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.

С одной стороны, да, нужно. Собственники мусора обязаны заключить такой договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого находятся места накопления их отходов (п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89).

Если они проживают в многоквартирном доме, каждому жильцу лично заключать такой договор не нужно – от их лица это может сделать управляющая организация или ТСЖ.

Если такой договор отсутствует, собственники квартир могут заключить его самостоятельно.

Типовая форма договора утверждена правительственным Постановлением о вывозе мусора № 1156 от 12.11.2016. Он является публичным, потому достаточно заполнить его и направить письмом в адрес оператора. Обратно вернется подписанный экземпляр с печатью компании.

С другой стороны, это не обязательно. Минстрой уверяет: если управляющая организация такой договор с оператором не подписала, он считается подписанным со всеми жильцами многоэтажки с момента заключения соглашения между оператором и муниципалитетом (Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).

Как теперь платить?

С начала 2019 вы тоже стали получать платежки с новой строкой? Все в порядке, это не ошибка. Теперь обращение с ТКО – самостоятельная коммунальная услуга. Ее исключили из состава жилищных услуг, а потому она приходит теперь отдельной строкой в платежке.

Платить по ним нужно ежемесячно. Тарифы на вывоз мусора устанавливаются нормативными актами субъекта федерации (п. 2 ст. 24.8 ФЗ № 89) и обычно состоят из двух составляющих: норматива накопления и непосредственно стоимости вывоза 1 м3 отходов.

В большинстве регионов норматив накопления зависит от количества временно и постоянно проживающих жильцов (в пересчете на 1 жильца), в некоторых регионах (например, в Московской области) – от площади жилых помещений (в пересчете на 1 м2 жилой площади).

Норматив накопления обычно одинаков для всего региона, а вот стоимость вывоза 1 м3 отходов может отличаться. Как посчитала Finexpertiza, средняя стоимость вывоза 1 кубометра мусора по стране составляет 562 рубля.

Конкретные тарифы рекомендуем узнать на сайте своего оператора.

Всё вышеописанное – новеллы законодательства, заставить работать которые лишь предстоит на местах. Ощутимее всего реформа сказалась на платежках: люди стали платить больше, в то время как качество услуг осталось на прежнем уровне. И даже если Счетная палата оценила неэффективность основных показателей мусорной реформы, едва ли стоит это отрицать.

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Закон о Мусорной реформе с 1 января | Вывоз мусора "по закону" в 2020

С 1 января 2019 года на всей территории России была проведена мусорная реформа. В каждом регионе должен был быть выбран оператор, отвечающий за вывоз мусора, его переработку и утилизацию. Также в каждом регионе страны должен был быть пересмотрен тариф на вывоз мусорных отходов.

О необходимости изменения законодательства

Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.

Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки.

Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране.

Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.

Для таких регионов дана отсрочка. Например, в Томской области сразу несколько компаний захотели стать региональными операторами, поэтому потребовалось время на рассмотрение заявок и определение оператора.

Суть закона

Собственно, суть реформы заключается в следующем. Теперь управляющие компании, ТСЖ и другие формы управления домами не могут самостоятельно устанавливать тарифы на вывоз мусора, эти нормы закреплены законодательно на местном уровне.

Вывоз мусора становится отдельным пунктом коммунальной услуги, также как электричество, водоснабжение и оплата за газ. Это закреплено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.

Платить за обращение с твердыми бытовыми отходами будут собственники всех форм помещений, а не только жильцы многоквартирных домов. В этот перечень вошли также собственники дачных и садоводческих участков, частных домов и нежилых помещений.

Осуществлять обращение с ТКО будут региональные операторы, которые должны быть выбраны в каждом регионе, это прописано ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления».

Важные моменты Закона

В связи с реформой введено новое понятие — твердые коммунальные отходы.

Это те отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления физическими и юридическими лицами, предпринимателями, а также товары, утратившие свои свойства после их использования.

К таким отходам относятся бумага, пластик, металл, пищевые отходы и другие. К этому списку относится и крупногабаритный мусор — мебель, бытовая техника, мусор, образовавшийся после проведения текущего ремонта.

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным

Договор

Необходимость заключения договора. Такой договор теперь необходимо заключать. Для этого предназначена специальная форма, согласно п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ. Правильно этот документ называется «договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами».

В нем должна быть прописана информация о заключении — место и дата. Также здесь в обязательном порядке указывается название регионального оператора и сведения о нем, его обязанности по вывозу мусора, транспортировке и иных услугах.

Указывается и информация, необходимая для потребителя — время вывоза, тарифы и места складирования мусора.

Уборка свалок

В случае обнаружения несанкционированных свалок, превышающих общий объем в 1 кубометр, регоператор в течение 5 дней с момента обнаружения обязан: уведомить владельца участка, где была обнаружена свалка, о ее наличии, а также сообщить о необходимость ликвидации в течение 30 дней. Если собственник участка в течение этого времени не ликвидировал несанкционированную свалку или не привлек для этого регионального оператора, то оператор вправе обратиться в суд для решения этой проблемы.

Мусоропровод

В том случае, если жильцы пользуются мусоропроводом, то ответственность за его содержание остается за управляющей организацией. Также она ответственна и за санитарное содержание мусоропровода, поддержание его в порядке и своевременной очистке, дезинсекции и дезинфекции, согласно установленному графику или по возникшей необходимости.

Читайте также:  Продаю квартиру дешевле, чем купила, – какой налог я плачу?

Содержание контейнеров и площадок

С 1 января 2019 года в каждом регионе будет введен реестр всех контейнерных площадок, расположенных на муниципальных территориях, за этим будут следить местные власти. Также ними нужно будут согласовывать размещение площадок для сбора мусора. А ответственность за содержание таких площадок остается в ведомстве управляющих организаций.

О тарифах и их формировании

Согласно данной реформе, предусмотрено два варианта тарификации за вывоз, утилизацию и переработку твердых коммунальных отходов:

  • По определенным нормативам, в зависимости от числа проживающих на данной площади
  • Согласно площади квадратных метров жилья. Расчет будет производиться в зависимости от количества квадратных метров жилья собственника недвижимости.

В том случае, если жильцы выбрали вариант по раздельному сбору мусора, то и в тарификации это должно быть прописано.

Для этого дополнительно должны быть обустроены специальные площадки с определенными контейнерами, позволяющими осуществлять раздельный вывоз ТКО. Такой вариант будет более экономным для жильцов, так как расчет оплаты за обращение с ТКО будет производиться исходя из общих объемов вывезенного мусора.

Также реформа коснулась жителей сельской местности, но платить они должны только в том случае, если для вывоза мусора созданы все необходимые условия.

То есть установлено необходимое количество контейнеров, отходы вывозятся в соответствии с определенным графиком.

Например, в Томской области для сельских жителей с 1 апреля 2019 года был пересмотрен тариф, который начал действовать с января, так как для многих сельчан он оказался непомерным, и его пришлось регулировать местным властям.

Кому платить

После определения регионального оператора плату за вывоз мусора жильцы также будут вносить в организацию, занимающуюся управлением дома.

В том случае, если жильцы не выбрали для себя форму управления или по каким-то причинам расторгли договор с управляющей или иной компанией, деньги нужно будет отдавать уже непосредственно самому региональному оператору.

В том случае, если это дачный или садовый участок, людям придется платить и за вывоз мусора на этой территории.

Если вы прописаны на даче, то расчет будет производиться согласно определенным нормам. В том случае, если на даче никто не прописан, сумма оплаты будет рассчитываться, исходя из общего объема вывезенного мусора.

Что будет если не платить/не заключать договор

Если жильцы не будут оплачивать квитанции, выставленные им за вывоз мусора, то здесь будет действовать общее правило — накопление пени и образование задолженности.

При неоплате услуги региональный оператор вправе подать в суд на собственников жилья.

При этом все льготы, которые действуют на оплату других коммунальных услуг, будут сохранены в обычном порядке, согласно условиям предоставления льготы.

Вывоз мусора в сельской местности законодательство рф

Переход на новые правила утилизации мусора может оказаться сложным

Ликвидация бытовых отходов – распространенная проблема, которая затрагивает каждого гражданина. Деятельность в представленной сфере регулируется нормативными актами различной юридической силы.

[1]

Федеральный закон о ТКО определяет виды и классы отходов, методы утилизации, экономическое регулирование, учет. Кроме этого, описываются меры наказания, которые понесет региональный оператор по утилизации ТБО при нарушениях.

Полный текст 89 федерального закона

Нормативные акты утилизации ТБО

Главная причина, по которой сбор и вывоз твердых бытовых отходов неэффективен заключается в применении устаревших методов, и из-за неправильной законодательной базы.

Процессы по удалению ТКО, регламентируется многочисленными нормативными документами: законами, кодексами, действующими санитарными нормами, техническими стандартами.

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Данный закон представляет собой главный правовой акт, отражающий государственную политику в отрасли ликвидации ТКО. Акт освещает правовые аспекты всех процессов, связанных с ликвидацией отходов.

Цель закона о вывозе твердых бытовых отходов заключается в создании условий для безопасной утилизации остаточных продуктов жизнедеятельности без нанесения существенного вреда окружающей среде.

Закон содержит 8 глав, в которых отражены:

  • Главные понятия об отходах (классификация ТКО, группы опасности).
  • Полномочия государства в отношении отходов.
  • Общие правила обращения с ТКО.
  • Принципы нормирования, учета, отчетности в сфере ликвидации отходов, нормативы накопления ТКО.
  • Принципы экономического регулирования.
  • Госнадзор в области ликвидации ТКО.
  • Ответственность за нарушения ФЗ о ТБО в 2018 году.
  • Переходные положения.

ФЗ №89 включает основные сведения об обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

Закон, регламентирующий вывоз и утилизацию мусора в РФ

Правила ликвидации мусора промышленного и бытового происхождения описаны в ФЗ о ТКО № 89. Помимо этого, законодательство о сборе и утилизации ТКО и другими нормативными актами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Вывоз мусора на мусороперерабатывающий завод

Утилизация твердых бытовых отходов

Нормы и правила ликвидации бытовых и промышленных остатков регулируется многочисленными законами.

К ним относятся:

  • ФЗ №7 “Об охране окружающей среды”. Включает обязанность операторов утилизации производить манипуляции с мусором с соблюдением требований безопасности.
  • ФЗ № 96 “Об охране атмосферного воздуха”. Включает правила и принципы переработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории полигонов с целью снижения вредного воздействия на атмосферу.
  • ФЗ № 52 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Регулируются условия сбора, транспортировки, ликвидации ТКО с учетом действующих санитарных норм.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Вывоз строительного мусора по закону

Вывоз мусора регулируется ФЗ 89 об отходах производства и потребления, а также законом об утверждении правил вывоза твердых и жидких бытовых отходов, в который были внесены изменения с 2017 года.

В число нормативных документов, регулирующих вывоз мусора, включают законы в жилищно-коммунальной области:

  • Жилищный кодекс РФ (ФЗ №188)
  • ФЗ № 210 (отражает основы регулирования коммунальных тарифов)
  • Постановление №155 от 10.02.1997 (утверждает правила вывоза твердых и жидких БО)

Мусор готовят к передаче в собственность региональных операторов

Минприроды внесло в правительство проект поправок к закону об отходах и нормативным актам, устанавливающий понятия вторичных материальных ресурсов (ВМР) и вторсырья, а также уточняет право собственности на коммунальные отходы — его предлагается передать региональным операторам. Хотя авторы документа полагают, что он обеспечит развитие использования вторсырья, эксперты считают, что документ слабый и направлен на решение частных вопросов.

Минприроды внесло в Белый дом законопроект (есть у “Ъ”), который 16 марта вице-премьер Виктория Абрамченко называла «инициативой о вторичных материальных ресурсах как новой сущности» и обещала «в ближайшее время» направить в Госдуму.

Поправки разработаны в рамках «дорожной карты» по введению раздельного накопления и сбора твердых коммунальных отходов (ТКО). Формально разработчик — Минприроды, но, по данным “Ъ”, основной автор проекта — ППК «Российский экологический оператор».

В пояснительной записке отмечается, что документ «направлен на развитие системы обращения» с ВМР.

Для этого авторы вводят понятия ВМР (отходы, которые могут использоваться для получения вторсырья) и самого вторсырья как товара.

ВМР предлагается регулировать законодательством об отходах, а второе — промышленным.

Правила обращения с ВМР должно определить правительство, они потребуют составления информационно-технических справочников таких ресурсов.

Однако попадание в них промышленных отходов, в том числе вскрышных пород и шлаков, чего ранее добивался Минпромторг, может превратить промышленные полигоны в «склады вторичных ресурсов».

«Видимо, Минприроды тщательно просчитало эти риски и знает, как будет предотвращать такие попытки»,— говорит замглавы экологического комитета «Деловой России» Наталья Беляева.

Еще одно новшество — передача права собственности на все ТКО регоператорам.

Они, в свою очередь, должны передавать права на ВМР переработчикам, что стимулирует тех извлекать из ВМР максимум полезных составляющих и инвестировать в переработку (вопрос платы при этом не описан – однако безвозмездная передача ВМР может создать регоператорам «бумажный» убыток и потребовать компенсации). Из документа следует, что даже если другой оператор поставил на площадке свой контейнер для раздельного сбора отходов, то ВМР в нем автоматически становятся собственностью регоператоров. Эксперты отмечают, что последнее не только противоречит текущему законодательству, но и логике Гражданского кодекса.

«Законопроект… вносит еще большую путаницу в терминологию и в систему управления отходами. Кроме явного лоббирования интересов регоператоров, в нем ничего нет»,— говорит руководитель лаборатории по исследованию финансовых, управленческих и технологических основ экономики замкнутого цикла РАНХиГС Содном Будатаров.

По его словам, вторсырье — не «продукция», как пишут авторы законопроекта. «Смысл этого термина в отграничении от «первичного сырья».

Присваивая вторсырью статус «продукции», они превращают его в «товар», по сути, еще глубже хоронят отрасль вторичной переработки, что является экономической ошибкой и противоречит поручению президента по скорейшему переходу к экономике замкнутого цикла»,— убежден эксперт.

С ним соглашается партнер EY, руководитель отдела услуг в области устойчивого развития в Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европе и Центральной Азии Артем Ларин, отмечая, что трактовать предложенные определения однозначно не получается. «Оценить реальный эффект сокращения объемов ТКО текст не позволяет»,— говорит он, добавляя, что принятие поправок повлечет за собой дополнительные затраты участников отрасли.

В Белом доме “Ъ” заверили, что законопроект будет доработан в аппарате правительства.

Источник: ИД «Коммерсантъ»

Читайте также:  Акинфеев за год зарабатывает на 9-комнатный пентхаус в сочи

В россии начала действовать новая схема вывоза и утилизации мусора. новости. первый канал

В России начала действовать новая схема вывоза и утилизации мусора. В некоторых регионах эта проблема по-прежнему остра, и чтобы ее решить, запускаются передовые технологии.

Например, оптический сканер определит тип пластика и отправит бутылки из-под лимонада и шампуня в разные контейнеры на переработку – безотходное производство, соблюдение экологических норм.

В общем, вместо зловонных гор – зеленые холмы. 

Единственный ручной этап работы, где следят за тем, чтобы на ленту не попал крупногабаритный или опасный мусор, как, например, газовые баллоны. А дальше мусор поступает на автоматическую линию и сортируется на 12 видов. Это бумага и картон, железо, алюминий, стекло и несколько видов пластика. По всей ленте установлены магниты и оптические сканеры, которые распознают состав материала.

«Пластик попадает на следующий этап, на следующую дорожку, где такой же оптический сканер уже настроен на то, чтобы отсортировать прозрачный пластик от непрозрачного. Затем разные виды пластика, например, ПНД – это флаконы из-под бытовой химии и пэты – это лимонады, пиво, квас», – пояснил заместитель генерального директора мусоросортировочного завода Илья Беляков.

Эти брикеты отсортированного мусора пойдут на продажу – большой спрос на чистый прозрачный пластик. И на алюминий – те же банки от газировки можно перерабатывать по несколько раз и вновь ставить на прилавок.

Так завод окупает инвестиции. К примеру, килограмм алюминия продают по 60 рублей. Сегодня в России этот комплекс один из крупнейших. Автоматическая линия сортирует мусор из трех городов Нижегородской области.

И это только один из этапов новой системы обращения с отходами, которая заработала в стране с 1 января. Теперь управляющие компании больше не отвечают за сбор бытового мусора.

В каждой области должен появиться региональный оператор, который займется и сбором, и переработкой, и утилизацией.

«Самое главное, сейчас можно с уверенностью сказать, что там, где работает региональный оператор, те отходы, которые вывозятся из городов и других населенных пунктов, они гарантированно попадают на санкционированное месторазмещение», – сказал исполняющий директор компании регионального оператора по обращению с ТКО Андрей Паршин.

В основании нижегородского полигона специальная мембрана, которая не дает стокам попасть в почву. Они выводятся по дренажной системе. Мусор защищен от самовозгорания – свалочный газ выходит через шахты вентиляции.

Каждый участок полигона при заполнении рекультивируют – покрывают слоем грунта. Высаживают растения, со временем здесь будет зеленый холм. Но цель – минимизировать число таких холмов.

Добывать из мусора так называемые полезные фракции, или же просто – вторсырье.

«При, так скажем, увеличении объема продаж полезных фракций и улучшения их отбора тарифная политика будет только снижаться. Соответственно, предприятие будет получать прибыль, и региональная служба по тарифам нам их снизит», – отметил гендиректор мусоросортировочного завода Максим Житников.

Теперь в Нижнем Новгороде займутся и глубокой переработкой пластика. Полученный мусор будут превращать в заготовки для пластиковых изделий. И отправлять обратно производителю. 

Мусорная реформа от 1 января 2021 года: суть закона, как не платить за вывоз мусора

Мусорную реформу в России можно назвать необходимостью, и не только потому, что отходов становится все больше — требуются перемены в плане организации всей системы, в подходе работы со свалками и полигонами. Во времена СССР в стране работал единый стройный алгоритм сбора и вывоза отходов.

Однако в современном мире состав мусора сильно изменился, а методы утилизации – устарели. В советские времени предварительная сортировка по сути уже существовала, занимались ей пионеры во время сбора макулатуры и вторсырья.

В 90-е годы от этой системы отказались, что параллельно с новыми вызовами, например появился пластик, позволило образоваться масштабной мусорной проблеме.

Повсеместно во всех регионах стали образовываться стихийные свалки, переполнялись полигоны для утилизации ТБО, жители близлежащих с ними населенных пунктов задыхались от смрада. Ежегодно в России образовывалось 70 миллионов тонн мусора, утилизировать который оказалось некуда.

Стало ясно, что пришло время для реформирования мусорной сферы — последние новости пока говорят нам о «сыром» законодательстве, однако уже на начало 2021 года есть серьезные подвижки в сторону повышения качества вывоза и обращения с ТКО.

Изменения в законодательстве с 1 января 2021 года

Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:

  1. Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
  2. Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
  3. Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
  • Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
  • Собственниками нежилых помещений.
  • Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.

При этом, если в доме или квартире никто не проживает, а нежилое помещение не используется по назначению, платить за услугу их собственникам всё равно придётся. Кроме того, Законом изменён порядок борьбы со стихийными свалками. Обязанность по устранению стихийной свалки возложена на собственника земельного участка, а при его отсутствии — на местный муниципалитет.

  Виды и характеристики осадков сточных вод

Перспективы и необходимость реформы в РФ

То, что мусорная реформа России необходима – является бесспорным фактом.

Достаточно вспомнить напряженную ситуацию в Подмосковье в течение всего 2021 года, многочисленные отчеты ОНФ и прочих экоактивистов относительно экологического уровня в разных регионах РФ.

Показатели по мусору были запредельными. Однако реформирование должно происходить не в ущерб населению. С этим соглашаются и эксперты, и «операторы» реформы в Министерстве природы РФ.

Глава министерства уже выразил общую точку зрения относительно перспектив: тарифы на обращение с отходами нужно рассчитывать с учетом экономики и социальных особенностей субъектов, развитости инфраструктуры, плотности населения.

Также в перспективе Россия должна перейти на раздельный сбор отходов и их сортировку. В идеале – преемственность европейского опыта с установкой в городах контейнеров разного цвета для разного типа мусора. Граждане сами должны начать сортировать отходы: тем самым снижается не только ущерб внешней среде, но и появляется повод для понижения тарифа.

Наконец, еще одним важным перспективным направлением мусорной реформы является декриминализация данной сферы. С появлением региональных операторов появляется возможность совершенствовать процесс обращения с отходами, повышать его прозрачность и, как оптимистичный итог, навести порядок в одной из самых проблемных сфер.

Зона ответственности регионального оператора, УК и ТСЖ

Для начала нужно разделить понятия жилищная услуга и коммунальная услуга.

Жилищная услуга — это содержание и ремонт жилых многоквартирных домов. Этим занимается Управляющая компания (УК) или Товарищество собственников жилья (ТСЖ).

Коммунальная услуга — это электроснабжение, газоснабжение, водоподача и водоотведение, а с 1 января 2021 года и вывоз мусора.

Таким образом, организацией установки контейнеров для отходов на придомовой территории, а также процесса сбора и хранения ТБО должна заниматься УК (или ТСЖ), а закон о региональном операторе по вывозу мусора возлагает на него ответственность за сбор ТБО из контейнеров, его транспортировку к месту хранения и накопления, а также последующую утилизацию.

Блог

«Мусорная» реформа идет своим чередом уже не один год. С 01 января 2021 года полностью все регионы страны начали работать по-новому. Везде теперь есть новые ресурсоснабжающие организации (РСО) — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (РО по ТКО), а обращение с ТКО стало коммунальной услугой.

Спорным до начала этого года оставался вопрос о том, кто должен устанавливать, ремонтировать и производить замену контейнеров для ТКО на площадках, а также кто их должен оборудовать. Недавно в нашем блоге была опубликована статья об этом.

Как видно из приведенной в ней судебной практики, суды ответственность за оборудование контейнерных площадок с контейнерами на них возлагали в большинстве случаев на органы местного самоуправления (ОМСУ).

То есть, этот вопрос, не урегулированный до этого на законодательном уровне, уже требовал разрешения его в соответствующих нормативно-правовых актах (НПА).

Тот случай, когда придомовая территория оформлена надлежащим образом, а контейнерная площадка с контейнерами на ней является общим имуществом многоквартирного дома (МКД), мы рассматривать не будем. Нормативное урегулирование его содержится в Жилищном кодексе РФ (далее — ЖК РФ), Правилах содержания общего имущества и других НПА.

И вот с этого года, вернее, с 27 декабря 2021 года в НПА по обращению с отходами и жилищное законодательство внесены изменения, которые возложили напрямую обязанность приобретения, содержания, ремонта и замены контейнеров для ТКО на регионального оператора.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *