Минстрой пообещал ввести дифференцированные тарифы ЖКХ

        Любая управляющая домом организация стремится к тому, чтобы заложить тариф, достаточный для содержания общего имущества, чтобы не реализовывать убыточную экономическую политику. Закон исходит из принципа равенства прав участников жилищных отношений, но судебная практика идет по иному пути.

        Общая проблема заниженности тарифов

        Структура платы за содержание жилого помещения для собственника определена в п. 2 ст. 154 ЖК РФ и включает:

  • — плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
  • — взнос на капитальный ремонт;
  • — плату за коммунальные услуги.

        Из всех этих групп платежей в руках у собственников находится только плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Все остальное тарифообразование является государственно-регулируемым.

        Самая главная проблема тарифа на содержание – его заниженность. Если тарифы на коммунальные ресурсы, поставляемые ресурсоснабжающими организациями, или взнос на капитальный ремонт – устанавливаются государственными органами власти и, как правило, ежегодно индексируются, то сфера жилищных услуг является наиболее недофинансированной.

        Причины такой ситуации очевидны: жители, испытывая на себе непрекращающееся падение доходов из-за тяжелой экономической ситуации в стране, хотят платить как можно меньше. А поскольку размер тарифа находится в руках жильцов, то они вправе отказывать управляющей организации в увеличении тарифа бесконечное число раз.

        Более того, у собственников есть теоретическая возможность даже принять решение о снижении тарифа на содержание, например, с 30 рублей до 1 рубля с 1 м2.

        Так, в соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Однако, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности.

        Управляющая организация (как одна из сторон договора) осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом. Собственники такую деятельность не осуществляют, а потому они вправе в одностороннем порядке снизить тариф. В дальнейшем это создаст проблемы управляющей организации, которая будет оспаривать принятые на общем собрании решения.

        С другой стороны, очень часто собственники не заинтересованы вопросами установления тарифа на текущее содержание, а общие собрания, проводимые с данной повесткой, игнорируются.

Управляющая компания, с одной стороны, не может убедить собственников увеличить тариф (потому что прежний тариф убыточен), с другой стороны, не может стимулировать явку на общее собрание для принятия нужных решений.

Минстрой пообещал ввести дифференцированные тарифы ЖКХ

        Градация тарифов исходя из категории собственников

        Вопросы установления разных тарифов для разных категорий собственников – являются щепетильными прежде всего потому, что в соответствии со ст. 1 ЖК РФ признается равенство участников регулируемых жилищным законодательством отношений. Дифференцированные тарифы отчасти игнорируют принцип равенства.

        Общий порядок установления тарифа на содержание установлен в п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, далее – Правила № 491) и предполагает следующий алгоритм:

  1. — управляющая организация обязана представить собственникам помещений предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания;
  2. — если предложенный тариф превышает размер платы за содержание жилого помещения, установленный органом местного самоуправления, то в предложении управляющей организации о размере платы должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы.
  3.         При этом Правила № 491 исходят из того, что размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
  4.         Судебная практика высших судов идет вразрез с Правилами № 491.

        В постановлении Конституционного суда от 29.01.2018 № 5-П были обозначены условия возможности установить дифференциацию размеров платы за жилищные услуги и учитывать особенности жилых и нежилых помещений при определении платежей или иные объективные обстоятельства.

Как отмечает Конституционный суд, подобный подход позволяет обеспечить на основе автономии воли собственников помещений в многоквартирном доме принятие ими решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения либо размера обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, с опорой на конкретные характеристики соответствующих помещений и условия их использования.

        Таким образом, общее собрание вправе установить дифференцированные тарифы для разных типов собственников помещений многоквартирного дома в ситуации, если одинаковый тариф не будет отвечать принципу справедливости и разумности.

Например, если одинаковый тариф для собственников жилых и нежилых помещений грубо нарушает права и публичные интересы собственников жилых помещений (которые вынуждены своими средствами покрывать расходы по содержанию за самого крупного собственника в доме, а также собственников, использующих нежилое помещение для ведения своей деятельности), может быть принято решение о дифференцированном тарифе.

  •         Таким образом, градация на разные тарифы может идти по принципу:
  • — жилое помещение или нежилое;
  • — используется помещение для предпринимательской деятельности или не используется;
  • — является ли собственником физическое лицо или юридическое лицо.

        Судебная практика по дифференцированным тарифам

        Помимо позиции Конституционного суда РФ реальной судебной практики в арбитражных судах или судах общей юрисдикции – немного. Однако она есть. Например, по одному из нежилых помещений общей площадью более 2000 м2 удалось установить и закрепить тариф в 30 р. с 1 м2 (при тарифе на жилые помещения в 18 р. с 1 м2).

        Решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-1779/2019 от 25.04.2019 г. было определено, что установление дифференцированного тарифа за содержание нежилых помещений, не являющихся общим имуществом МКД, в сумме 30 руб. за 1 м2 нежилого помещения МКД не противоречит закону, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

        С другой стороны, нужно учитывать, что дифференцированные тарифы не обязательно должны быть выше: они могут быть и ниже, если к тому есть соответствующие основания. Конечные решение и сметное проектирование необходимо осуществлять исходя из особенностей дома.

         Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

Порядок повышения тарифов на оплату ЖКХ услуг

Ассоциацией «ЖКХ и городская среда» было инициировано повышение тарифов на оплату коммунальных услуг. Данная ассоциация включает в себя как поставщиков, так и посредников – словом, всех тех, кто работает в сфере оказания коммунальных услуг. Среди них – представители управляющих компаний, а также множество организаций, поставляющих соответствующие ресурсы.

Ассоциация направила в адрес руководства Минстроя предложение о повышении тарифов ЖКХ, приведя этому рациональное объяснение.

В связи с увеличением в 2019 году НДС на 2 % все вышеперечисленные члены ассоциации смогут понести колоссальные материальные убытки на сумму от 40 млн. руб., причём уже за первые шесть месяцев наступившего года.

Но из-за стремительного тарифного скачка в первой годовой декаде ЖКХ получило доход в 65 млн. руб.

Предлагаем узнать, как и каким образом был достигнут такой впечатляющий результат, и каков порядок повышения тарифов на оплату жилищного хозяйства в 2019 г.

Основа законодательства

Обратите внимание: до настоящего времени индексация коммунальных тарифов осуществлялась единожды в году, в рамках официального роста инфляции, но не более чем на 4 %. Поэтому нынешний двухэтапный тарифный скачок воспринимается большинством граждан, как крайнее нарушение привычного уклада жизни.

Президентом – В. Путиным, ещё в 2013 г. было дано обещание о том, что тарифы ЖКХ не будут расти с опережением уровня прошлогодней инфляции. Но уже середина лета 2018 года ознаменовалась увеличением тарифной сетки на 4,3 %. И это при том, что, начиная с июля 2017 и заканчивая июлем 2018 гг., показатель инфляции зафиксировался на границе 2,4 %.

Законодательная инициатива

Следует знать: ноябрь 2018 года ознаменовался тем, что председатель Правительства страны – Д. Медведев, одобрил постановление относительно порядка увеличения тарифной сетки на оплату коммунальных услуг за 2019 год. Данное постановление информирует о том, что цифры платежей вырастут дважды, вместо привычного единовременного увеличения в середине года.

Сейчас Государственной Думой рассматривается законопроект под № 332647-7, посвящённый вопросу упрощения порядка льготирования коммунальных счетов. Важный блок поправок внесен в ст. № 159 и № 160 ЖК РФ, согласно которым люди не должны будут лично обращаться за справками об отсутствии долгов по коммунальным услугам, чтобы получить различные услуги и преференции в государственных органах.

Пересмотр тарифов, с целью их увеличения в два этапа, ещё совсем недавно противоречил законодательной базе. В середине октября 2018 года премьер-министр Д. Медведев подписал Постановление под № 1246 – об изменениях в правительственных нормативных актах, предусматривающих право пересмотра тарифной сетки ЖКХ на основании ряда решений на 2019 год.

Важно! Данным документом зафиксировано, что тарифы первых шести месяцев 2019 г. могут быть скорректированы по причине увеличения НДС до 20 %.

Тарифный рост не сможет сказаться на порядке льготирования. Из государственной казны компенсация сможет быть выплачена лишь в том случае, если сумма оплаты по коммунальным счетам превысит установленные нормативы в отношении конкретных категорий граждан.

Читайте также:  Предложение: не повышать коэффициент налога на имущество

Порядок повышения тарифов на коммунальные услуги в 2019 году

С 2019 года Кабинет Министров разработал обновлённую тарифную сетку оплаты услуг ЖКХ. Увеличение начнётся в пределах от 4 до 4,3 %. Рост ценника будет осуществляться в две ступени:

  1. Первого января дан старт внепланового тарифного повышения, связанного с ростом НДС.
  2. Первого июля – старт второго этапа, который является плановым.
Ступени повышения Ступени тарифного роста
Первая ступень (с 1 января 2019 г.) 1,8 % Тарифный скачок обуславливается увеличением НДС с 1 января 2019 года
Вторая ступень (с 1 июля 2019г.) 2,5 % Увеличение тарифов обуславливается инфляцией

Двухэтапный процесс индексации цен за предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства в 2019 г.

, утверждённый Правительством, стал плачевной новостью для большинства россиян: особенно в сравнении с тем, что в прошлые годы ценник на коммунальные услуги увеличивался лишь раз в год, и только летом.

Правительство, понимая, что коммунальные счета подорожают вдвое, и заранее предвкушая массовое недовольство народа, объясняет подорожание ростом НДС, которое без увеличения тарифной сетки ЖКХ станет непосильным бременем для большинства коммунальщиков.

Минстрой пообещал ввести дифференцированные тарифы ЖКХ

Услуги ЖКХ, которые подорожают

Согласно статье № 151.1 ЖК РФ, запрещено увеличивать тарифные расценки на ЖКХ, делая их выше, чем уровень предельных индексов роста. В связи с этим увеличение цен на коммунальные услуги не может превышать 4,3 %, и должно равномерно распределиться на все виды услуг, не превышая границ предельного показателя.

В настоящее время российские коммунальные службы предлагают потребителям следующий перечень услуг:

  • снабжение горячей и холодной водой;
  • отвод воды;
  • снабжение газом;
  • отопление;
  • снабжение электричеством.

Согласно практике, самый высокий показатель индексации, в процентном отношении, приходится на компании, которые обеспечивают людей электричеством, теплом и газом.

В то время как тарифы водоканалов могут на протяжении нескольких лет оставаться без изменений. Поэтому многие граждане, особенно в регионах, жалуются на плохое качество воды: компании не могут купить необходимое оборудование и качественно очищать воду.

Тарифы ЖКХ: что они включают

Тарифы коммунальных услуг состоят из трёх основных компонентов:

№/№ Перечень тарифов Содержание
1. Оплата содержания и текущих ремонтных работ в жилом помещении Это спектр услуг, которые перечислены в тексте договора на управление
2. Погашение коммунальных услуг Это спектр услуг, без наличия которых нельзя вести комфортный уровень жизни: обеспечение электричеством, водоснабжением, теплом и газом
3. Погашение прочих услуг Это спектр дополнительных услуг, предоставляемых иными организациями гражданам, на основании заключения индивидуальных соглашений: обеспечение телевизионным вещанием, предоставление интернет-связи и др.

Резюме

К сожалению, постоянное увеличение оплаты услуг ЖКХ стало привычным явлением для большинства граждан России.

Особенно болезненно данная проблема даёт о себе знать в последние годы, по причине кризисного положения всей экономики страны в целом. Ведь от состояния экономики напрямую зависит увеличение сумм, которые граждане вынуждены платить за услуги коммунальщиков. С наступлением кризисного, 2015 года, рост тарифов увеличился примерно на 8,5 %.

Основу расчёта новых тарифов ЖКХ в 2019 году составляет инфляционный индекс, так как в тарифную сетку всегда закладывается сырьевая стоимость и цена за сопутствующее обслуживание. Эти показатели неизменно увеличиваются при наличии инфляции.

Была ли вам полезна данная статья?

Минстрой напомнил, что собственники не могут самостоятельно изменять размер платы за содержание жилья

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства в Письме от 12 июля 2019 г.

№ 25373-ИА/04 напомнило, что согласно Жилищному кодексу и Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г.

№ 491, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, способном обеспечить содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Если в многоквартирном доме не создано ТСЖ или другой специализированный потребительский кооператив, то размер платы за содержание жилого помещения определяется на общем собрании собственников. При этом необходимо учесть предложения управляющей организации (ч. 7 ст. 156 ЖК, п. 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).

ВС РФ разъяснил «коммуналку»Пленум ВС РФ принял постановление, посвященное вопросам рассмотрения судами споров по оплате услуг ЖКХ

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя в ответе на обращение по данному вопросу сослался на Постановление Пленума ВС от 27 июня 2017 г. № 22, которое касается споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения в многоквартирном доме.

В нем указано, что утвержденный общим собранием собственников размер платы не может устанавливаться произвольно.

Он должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также отвечать требованиям разумности.

В своем письме Минстрой России отразил позицию КС, выраженную последним в Постановлении от 29 января 2018 г. № 5-П.

Согласно этому акту при установлении на общем собрании платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме собственникам необходимо учесть, что ее размер должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Департамент обратил внимание на тот факт, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, размер платы за коммунальные услуги и порядок ее внесения являются существенными условиями договора управления многоквартирным домом.

Исходя из этого, Минстрой сделал вывод, что стороны такого соглашения не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и размер этой платы.

Данное правило, по его мнению, распространяется и на случаи, когда общее собрание изменяет размер платы без предложения управляющей организации.

Платежи собственников жилых и нежилых помещений в доме должны отвечать требованиям разумностиКонституционный Суд указал, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно устанавливать различные по размеру ставки платежей за содержание общего имущества

Ведомство разъяснило, что в случае нарушения ее прав управляющая организация может обратиться в суд с требованием о признании недействительным решения общего собрания собственников. Это возможно в случае, если решение принято без учета ее предложения, изменяет установленный договором размер платы, а также влечет убытки организации, связанные с выполнением предусмотренного нормативными актами объема работ и услуг. Такие затраты, по мнению госоргана, являются неосновательным обогащением собственников помещений.

Адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков пояснил «АГ», с чем связана необходимость издания Минстроем данного письма. Он рассказал, что норма о праве собственников устанавливать размер платы за жилое помещение (плату за содержание и текущий ремонт) долгое время не работала.

«Дело в том, что параллельно с ней действует правило о том, что, если собственники не принимают соответствующее решение, применяется тариф, установленный муниципальным образованием.

Большая часть домов “жила” по муниципальному тарифу, поскольку жители не проводили собрания по данному вопросу», – сообщил эксперт.

Как изменятся тарифы и когда это станет заметно по квитанциям

Уже сейчас известно, на сколько вырастут тарифы в Москве, Ярославле, Краснодаре и на Чукотке и когда именно это отразится на суммах в квитанциях.

Эти индексы — максимально возможный рост тарифов.

То есть федеральные власти как бы говорят региональным: вы там сами решайте, как подорожает вода, газ и электроэнергия, но чтобы не больше вот этих значений.

Конкретное повышение цен установят в каждом регионе. Даже в Москве и Московской области удорожание будет разным. Оно может быть меньше или равно индексу из распоряжения правительства, но точно не выше.

Предельные индексы не касаются увеличения платы по нормативам — если нет счетчиков. Например, в квартире можно поставить счетчик, а собственники не хотят. Или долго не передают показания счетчиков. Тогда для них тариф будет на 50% выше, а расход воды и электроэнергии посчитают по нормативам.

Все о том, как жить в РоссииИ взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Повышение тарифов в пределах утвержденных норм коснется только коммунальных услуг. Но не все строчки в квитанциях относятся к коммунальным услугам.

Индексы регулируют повышение цен на такие услуги:

  1. Горячая и холодная вода.
  2. Газ.
  3. Электроэнергия.
  4. Отопление.
  5. Канализация.
  6. Вывоз мусора.

Текущий ремонт дома, содержание общего имущества, охрана, парковка и домофон — это не коммунальные услуги. Их тоже надо оплачивать, но это не значит, что суммы изменятся в пределах утвержденных индексов.

Жильцы сами решают, сколько будут платить за содержание дома, нужна ли им охрана и по сколько скидываться на установку шлагбаума. Правительство эти цены не регулирует.

Так что фактически квартплата может вырасти не на 4%, которые указаны в распоряжении правительства, а больше.

Тарифы на свет, газ и воду вырастут не больше, чем указано в списке правительства с новыми индексами. Там отдельное значение для каждого региона. Сильнее всего коммуналка может подорожать в Чечне: на 6,5%. В Москве — на 5%, в Московской и Новгородской областях — на 4,1%, а самый низкий показатель — в Ненецком автономном округе: 2,4%.

Чеченская Республика

Читайте также:  Почти каждая 10-я квартира в новостройках россии – студия

6,5%

Кабардино-Балкарская Республика

5,4%

Республика Ингушетия

5,1%

Республика Саха (Якутия)

5%

Ненецкий автономный округ

2,4%

А вот содержание дома, охрана и ремонт могут подорожать сильнее. Но на эти цены можно влиять. Например, сменить управляющую компанию или пересмотреть набор услуг, которые она оказывает.

От некоторых услуг можно вообще отказаться — например отключить антенну и радиоточку и экономить больше тысячи рублей в год.

А еще можно не платить консьержке, которая сама себя назначила, собирает на что-то деньги и записывает их в тетрадочку.

Удорожание происходит каждый год. По общему правилу — с 1 июля. В прошлом году коммуналка из-за повышения НДС дорожала дважды, но общее повышение все равно укладывалось в предельный индекс, просто его разбили на две части.

Отменить повышение тарифов нельзя, не платить за воду и свет в квартире и подъезде тоже нельзя. Но можно законно сэкономить на коммунальных платежах гораздо больше, чем сумма повышения по предельным индексам.

Вот несколько способов, которые можно использовать прямо сейчас:

«Никогда такого не было, и вот опять»: тарифы ЖКХ подняли

Июль – не первый месяц 2019 года, который принёс нам повышение тарифов ЖКХ. Первый раз цены на «коммуналку» поднялись 1 января. Тогда жители России узнали, что летом произойдёт повторное подорожание.

Причина – известная, которой объясняют в этом году рост всего и сразу: подорожание НДС. Но ФАС считает, что россияне и без того слишком много тратят на ЖКУ. Разбираемся, сколько и за что будем платить.

1 января услуги ЖКХ подорожали на 1,7% по сравнению с ценами II половины прошлого года. С 1 июля жители нашей страны будут платить в среднем на 2,4% больше, и новые квитанции с повышенными тарифами вы получите уже в августе. Разброс оказался существенным: в каких-то регионах тарифы выросли на 2%, а в других – на все 4,8%.

В начале нового года ЖКУ подорожали не дифференцированно, как в этот раз, а на 1,7% во всех регионах. На этот раз рост цен будет зависеть от типа коммунальных услуг и от самого субъекта.

Подорожают по всей России

В среднем по России тарифы на «коммуналку» вырастут на 2,4%. Сильнее всего, конечно, подорожают услуги в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге – на 4,8%, 3,6% и 4,5%. Также наиболее сильный рост ожидает жителей Республики Дагестан – 3,8%. В Тульской области средний индекс – 3,5%.

Далее по списку идут Иркутская область – плюс 2,9%. В Республике Бурятия ЖКУ вырастут на 2,8%. На 2,7% дороже придётся платить за коммуналку жителям Красноярского края, а Приморского – на 2,6%.

На 2% подорожают ЖКУ в Пермском каре, Свердловской, Оренбургской областях, в Ставропольском крае, Липецкой, Рязанской и Тверской областях. На такой же процент поднимутся тарифы в Вологодской, Нижегородской и Воронежской области.

Что подорожало?

Выросли цены на все ЖКУ. Сильнее всего подорожали капремонт в многоэтажках, вывоз твёрдого бытового мусора (ТБО). Но за утилизацию мусора, возможно, придётся заплатить меньше, чем прогнозируют.

Это связано с поправками в законодательстве: поначалу новые ставки за негативное воздействие на природу снизят тарифы на вывоз мусора. После чего тарифы вырастут из-за подорожания ЖКУ.

Таким образом, цены могут подняться не на 2%, а на 1,5% по сравнению с первым летним месяцем. Но, конечно, утешение слабое.

Также придётся раскошелиться на содержание общедомового имущества. Появится новое понятие – нормы на электричество. Это значит, что тарифы за электроэнергию сделают дифференцированными: введут базовый норматив в 300 кВт/ч за месяц. Если укладываетесь в норму, то будете платить только за этот объем. Но если «жжете» больше света, то готовьтесь платить за превышение.

Почему «коммуналка» вновь дорожает?

В первую очередь, необходимость в повышении цен объяснили ростом НДС с 18% до 20%. Но тарифы индексируют ежегодно – почему же в 2019 году потребовалось это делать дважды?

Эксперты рынка ЖКХ объясняют необходимость инфляцией, а также издержками самих тарифов. Сюда включают несколько причин: долги по «коммуналке» других граждан, которые невозможно взыскать, инвестиции в сферу, зарплата сотрудникам коммунальных служб и арендная плата. Процесс делают управляемым, чтобы цены не «взвинтились» резко.

Государство устанавливает предельные индексы роста ЖКУ, которые призваны сдерживать рост на услуги. Такие показатели устанавливают на долгосрочную перспективу – минимум на три года, разбивают на определённые периоды и вписывают каждый в календарь.

Кроме того, каждый субъект Федерации имеет ещё и свой предельно допустимый региональный коэффициент. Это значение определяют власти муниципалитета. Например, губернатор может установить его равным федеральному, или больше.

Также каждый муниципалитет выбирает определённые виды услуг, которые дорожают. Это зависит от экономических требования субъекта, поставки ресурсов и региональной инфляции. К примеру, в муниципалитете с тёплым климатом отопление может подорожать незначительно, а холодная вода – сильнее.

Но общий рост на услуги при этом не должен превышать предельное значение для каждого субъекта.

Россияне переплачивают за ЖКХ

Именно так считает Федеральная антимонопольная служба. Почти ¾ субъектов РФ платят слишком много за «коммуналку», отметил глава ФАС Игорь Артемьев. Большая часть тарифов должна быть в два раза ниже, и в том, что люди переплачивают, виноваты муниципальные власти. Антимонополистам сложно добраться до регионов: в 54 раза могут разниться цены на ЖКУ в соседних областях, поясняет служба.

Эксперты полагают, что повышение цен на «коммуналку» по всей стране в один день – малоэффективная мера. Во-первых, качество услуг не вырастет. Во-вторых, рост оказался больше, чем доложен быть по закону. И, в-третьих, нет индивидуального расчёта для отдельных категорий граждан.

За ценой постоим: Минстрой проконтролирует стоимость ЖКХ в регионах

Губернаторам по согласованию с Минстроем предоставят право выбирать систему расчета за коммунальные ресурсы, которые потребляются при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах. Такой законопроект готовится к внесению в Госдуму в сентябре.

Как пояснили «Известиям» в министерстве, в настоящий момент в регионах действует система расчета, которая была введена еще в 2017 году. По мнению депутатов, инициатива приведет к снижению цены и повышению качества услуг — поддержать инициативу готовы во всех фракциях Госдумы.

Эксперты предлагают установить за ней общественный контроль, чтобы не получить повышения цен за эти услуги.

Больше контроля

Как сообщили «Известиям» в правительстве, законопроект «О внесении изменений в статьи 12 и 156 Жилищного кодекса РФ» согласно плану будет внесен в кабмин в марте, а в Госдуму в сентябре этого года.

Этот документ наделяет исполнительную власть субъектов правом по согласованию с Минстроем выбирать «вариативную систему» оплаты за коммунальные ресурсы, которые потребляются при использовании и содержании подъездов, лифтов, дворов, домофонов или подвалов. То есть устанавливать индивидуальный для своей территории порядок расчета расходов граждан и организаций, управляющих многоквартирными домами.

«Нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ может быть установлен иной от предусмотренных частями 9.2 и 9.3 настоящей статьи (156, ЖК) порядок расчета», — говорится в тексте законопроекта.

Как рассказали «Известиям» в министерстве, в настоящий момент в регионах действует система расчета, которая была введена еще три года назад.

Согласно постановлению правительства, расчет по единой схеме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных организаций. Никакого согласования с Минстроем не требуется.

— Речь идет о начислении платы за содержание жилого помещения, которая включает в себя коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Эта система отличается от той, что сегодня уже используется в Москве, — пояснили в пресс-службе министерства.

Там отметили, что помимо поправок в Жилищный кодекс будут также внесены изменения в федеральный закон «О статусе столицы РФ».

Законопроект Минстроя позитивно оценили во фракции «Единой России» в Госдуме.

— Думаю, что эту инициативу можно поддержать, так как она направлена на наведение порядка. Страна у нас большая, регионы разные. Поэтому правильно оставить за Минстроем право устанавливать верхние и нижние границы стоимости этих услуг, — пояснил «Известиям» член фракции, первый зампред комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергей Пахомов.

По его словам, если плата будет слишком низкой, это убьет бизнес, который занимается обслуживанием многоквартирных домов. Если высокой, то будет недовольно население.

— Думаю, что граждане от этого только выиграют, потому то появится контроль. Ведь сегодня где-то эти тарифы уже завышены, и люди не могут добиться понимания, — пояснил депутат.

  • По его его словам, ранее с Минстроем уже проводили консультации на эту тему.
  • Глава профильного комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, представитель фракции «Справедливой России» Галина Хованская заявила «Известиям», что проблема завышения стоимости этих услуг существует, но она бы хотела ознакомиться с законопроектом.

— Ресурсники требуют свое, но ведь за услуги платят не все граждане, а где-то около 80%. И где взять эту дельту управляющим организациям — большая проблема, потому что они реально банкротятся, — пояснила депутат, отметив, что недавно по этому поводу к ней обратилась одна из управляющих организаций Краснодарского края.

Своя цифра

Позитивно отнеслись к инициативе в оппозиционных фракциях.

— Сегодня каждый многоквартирный дом, чтобы установить эту плату, собирает собрание, на котором управляющая кампания предлагает гражданам ее величину и обоснование. Жильцы могут с этим не соглашаться, но в итоге у каждого дома получается своя цифра.

Если эти нормы будут устанавливаться под контролем Минстроя, который будет регулировать их предельную величину, то порядка будет больше, а завышения стоимости меньше, — заявил «Известиям» первый зампред комитета по бюджету Госдумы, коммунист Валентин Шурчанов

Зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов отметил, что вопросов к работе управляющих компаний и ТСЖ очень много.

— У населения есть претензии и к качеству, и к стоимости этих услуг. Поэтому если этот законопроект Минстроя приведет к снижению цены и повышению качества при участии министерства, то это надо поддерживать. Но окончательный вывод можно будет сделать, когда текст этого законопроекта поступит в Госдуму и будет рассмотрен региональными парламентами, — пояснил «Известиям» парламентарий.

Читайте также:  Программа капремонта проходит с тысячами нарушений

По его словам, важно, чтобы за красивыми формулировками не появилось что-то отрицательное.

Член комиссии Общественной палаты по ЖКХ, строительству и дорогам Артем Кирьянов заявил «Известиям», что данная инициатива логична, потому что вопросы с определением стоимости содержании общего имущества должны решаться с учетом региональной специфики и экономической ситуации на местах. По его мнению, она может быть поддержана, но при этом нужно, чтобы за ее реализацией был организован общественный контроль, хотя бы в рамках переходного периода. Это исключит ситуации, при которых произойдет повышение стоимости содержания общедомового имущества, отметил эксперт.

Государство оплатит: в России планируют поменять условия оплаты услуг ЖКХ

Проработать вопрос об установлении стандарта допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с учётом экономических и социальных особенностей субъектов РФ, — говорится в поручении, адресованном Минэкономразвития, Минтруда, Минстрою и Минфину РФ.

Сейчас семьи, в совокупном доходе которых доля платежей за ЖКХ составляет от 22% и больше, получают субсидии от государства. Таких семей в РФ насчитывается около 3 млн.

Год назад норму федерального стандарта максимально допустимой доли расходов россиян на оплату услуг ЖКХ уже предлагали снизить с 22 до 15% по всей России.

Сейчас доля расходов россиян на оплату ЖКУ различается в зависимости от региона. В 58 субъектах РФ максимально допустимая доля расходов на ЖКХ составляет 22%, в 24 субъектах — от 15 до 21%, и лишь в трёх — менее 15%.

После введения нового стандарта субсидии смогли бы получить ещё 1 млн россиян.

Мишустин: вопрос дотаций на оплату услуг ЖКХ должны решать регионы

Премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что вопросом федеральных дотаций на оплату коммунальных услуг должны заниматься субъекты России, пишет ТАСС.

По его словам, просто выделения средств недостаточно, поэтому соответствующую идею он не поддерживает. Мишустин отметил, что данный вопрос требует детального решения в увязке с источником финансирования и с особенностями каждого субъекта.

Премьер также добавил, что необходимо разобраться с полномочиями регионов в плане финансирования.

Поручу это министру экономического развития, — заключил он.Ранее КПРФ предложила кабмину на время освободить россиян от платы за услуги ЖКХ, погашения задолженностей по кредитам и уплаты налогов. По мнению лидера партии Геннадия Зюганова, подобные меры необходимы «в условиях эпидемии и нарастающего кризиса».

В россии обозначили предел роста тарифов на коммунальные услуги

Минэкономразвития России обозначило предел роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В среднем по стране показатель не превысит четырех процентов. Об этом стало известно из сценарных условий, опубликованных на сайте министерства.

Показатель относится к росту тарифов на услуги в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. По данным министерства, значение соответствует целевой инфляции. Что касается газоснабжения, то рост тарифов в этой сфере достигнет не более трех процентов в год, что соответствует ранее принятым параметрам.

Однако в некоторых муниципальных образованиях размер индексации может превысить определенные параметры. В случае с водоснабжением рост тарифов будет связан с «реализацией мероприятий, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры», введением нормативов потребления ЖКУ или переходом на альтернативную котельную.

Россиянам назвали условие для роста тарифов на электроэнергию

Тарифы на электроэнергию для россиян могут вырасти в том случае, если государство решит их отрегулировать «исходя из политических соображений». Повышение оптовых цен на электроэнергию не должно привести к подорожанию. Об этом пишет РБК со ссылкой на опрошенных экспертов.

«В наших условиях население платит меньше рыночной цены, поскольку государство очень озабочено сдерживанием тарифов», — заявила председатель правления некоммерческого партнерства гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая.

В качестве еще одного условия для пересмотра тарифов она назвала инфляцию, однако добавила, что обычно такую ситуацию решают за счет других участников рынка, а не населения.

Другой эксперт, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль»» Светлана Разворотнева, полагает, что в ближайшее время не стоит ожидать подорожания платежки по той же причине — тарифы регулируются государством.

Минэнерго подтвердило данную информацию, отметив, что никаких отклонений по росту тарифов на электроэнергию для населения не произошло, а увеличение цен было в пределах инфляции.

Ранее стало известно, что стоимость электроэнергии в стране выросла до максимальных значений за последние пять лет, при этом спрос упал до рекордно низкого за десятилетие показателя.

Россиян снова начали штрафовать за долги по услугам ЖКХ

1 января 2021 года россиян снова разрешили штрафовать за долги по жилищно-коммунальным услугам (ЖКУ). Пени и штрафы за несвоевременное или неполное внесение платы за январь начнут зачислять уже в феврале.

Об этом говорится в ответе замглавы Минстроя Максима Егорова депутату Госдумы Анатолию Выборному.

В письме указано, что с начала 2021 года прекратили действовать послабления, введённые правительством в апреле 2020 года, сообщила газета «Известия».

В период пандемии коммунальщикам, ресурсоснабжающим организациям и мусорным компаниям запретили приостанавливать оказание коммунальных услуг при их неполной оплате. Теперь же вернулись «докоронавирусные» правила.

Выборный рассказал газете, что мораторий потерял свою актуальность — ранее правительство решило до 1 апреля 2021 года предоставить дополнительные субсидии на оплату ЖКУ.

По словам исполнительного директора НП «ЖКХ Контроль» Светланы Разворотневой, мораторий изначально не нужно было вводить. Постановление правительства «бессмысленно, безадресно и только расслабило население, которое и так не очень аккуратно платило». Она добавила, что мораторий окончательно потерял смысл, когда власти сняли часть ограничений летом.

Исполнительный директор Гильдии управляющих компаний в ЖКХ Вера Москвина отметила, что граждане расценили мораторий как разрешение совсем не платить за ЖКУ, что обернулось для управляющих компаний и для отрасли «катастрофой».

Рост цен на коммуналку оказался рекордно низким почти за 20 лет

В России жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в среднем подорожали по итогам 2020 года на 3,55% при инфляции в 4,91%. Это минимальный рост за весь доступный период статистики, то есть за 19 лет, подсчитали эксперты международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.

Специалисты объяснили такой результат тем, что в прошлом году на фоне пандемии нового коронавируса ряд регионов не стал повышать цены на отдельные услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Кроме того, часть регионов приостановила сбор взносов на капремонт.

В то же время в 15 российских регионах тарифы на ЖКХ выросли сильнее инфляции по стране. Исследование FinExpertiza есть в распоряжении «Секрета фирмы».

Максимальный рост зафиксирован в Республике Коми — 16,2%. Таким образом, цены в 3,3 раза обогнали общероссийскую инфляцию. В топ-10 по росту тарифов также вошли:

  • Воронежская область (+7,8%);
  • Забайкальский край (+7,1%);
  • Кемеровская область (+6,7%);
  • Удмуртия (+6,6%);
  • Тыва (+5,8%);
  • Архангельская область (+5,4%);
  • Амурская область (+5,1%);
  • Якутия и Белгородская область (по 5%).

При этом в Москве цены на ЖКУ выросли на 3%, то есть менее чем в среднем по стране. В Санкт-Петербурге рост составил 4,6%, это ниже инфляции.

«Жилищно-коммунальные услуги для многих россиян продолжают оставаться обременительной статьёй расходов. Трудности с оплатой коммуналки имеют более 5% домохозяйств, а среди неполных и многодетных семей — свыше 10%. Тема ЖКХ стала ещё более злободневной в период пандемического кризиса, обернувшегося серьёзным падением доходов населения», — отметила президент FinExpertiza Елена Трубникова.

В 2020 году среди услуг ЖКХ сильнее всего подорожали оплата жилья в неприватизированных квартирах (+4,71%) и водоотведение (+4,78%). Выросла также стоимость горячей воды (+4,32%) и электричества (+3,96%).

Самая весомая статья расходов в квитанции — отопление — подорожала на 3,36%. Наибольший рост зафиксирован в Кемеровской области (+8,1%), Ингушетии (+7,7%), Кировской области (+7,5%) и Дагестане (+6,7%).

Эксперт рассказал, как быть, если требуют долг 10-летней давности за ЖКХ

Участившиеся случаи, когда владельцы квартир получают от управляющих компаний счета за коммунальные услуги, якобы не оплаченные более десяти лет назад, могут быть вызваны компьютерной ошибкой, рассказал «АиФ» координатор федерального проекта «Школа грамотного потребителя» Александр Козлов.

По его словам, если жилец считает, что ему неправомерно начислена задолженность за ЖКУ, то погашать ее он не обязан.

«Но советую тщательно проверить бумажные квитанции об оплате и историю своих платежей в интернет-банке. Иначе, если долг все же есть, позже придется заплатить пени», — советует он.

Эксперт добавил, что у УК есть право выставить счет на оплату долга за прошлые годы. Отсчет трехлетнего срока давности, в течение которого она затем может подать на должника в суд, начинается только с этого момента.

При этом обязанность управляющей компании — обосновать возникновение спорной задолженности. Если ее сотрудники отказываются дать пояснения, нужно подать жалобу в жилищную инспекцию или прокуратуру.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector