Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях жкх

В этом году в ЖКХ наблюдается концессионный бум. Но процесс проходит не без проблем

То, что государство так долго и упорно продвигало в сфере ЖКХ, похоже, начинает обретать вполне реальные очертания. В жилищно-коммунальную отрасль пошли частные инвестиции.

Если до недавнего времени количество концессионных соглашений можно было по пальцам пересчитать, то в этом году отмечен качественный скачок.

На просторах российского ЖКХ полноценно работает уже 900 концессий! О проблемах государственно-частного партнерства в коммунальной сфере шел разговор на недавнем III Общероссийском форуме частных операторов коммунальной инфраструктуры.

Условия созданы, милости просим!

В ЖКХ, наконец, пришли частные деньги. В целом за счет механизма ГЧП в отрасль привлечено 183 млрд руб. А значит, как отметили участники форума, инвестор поверил в отрасль. Достигнут определенный прогресс и в формировании концессионного законодательства.

— Сейчас у нас для частных операторов созданы такие условия, каких нет даже в некоторых экономически развитых странах, — отметила на форуме руководитель Департамента ЖКХ Минстроя РФ Оксана Демченко.

И действительно, изменения в сторону «благоприятствования» частным инвесторам видны невооруженным глазом. Например, теперь можно передавать в концессию объекты со значительной долей незарегистрированного имущества, предприятия с долгами. Продлен срок трансформации арендных соглашений в концессионные.

Любопытный факт. Везде, куда приходит концессионер, наблюдается улучшение ситуации: снижается аварийность, ведется ресурсосберегающая политика. По данным Минстроя, на концессионных предприятиях, занимающихся теплоснабжением, потери снизились на 18%, а аварийность — на 47%!

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ

Но чтобы частный инвестор в отрасли заработал в полную силу, нужно окончательно решить вопрос прямых договоров с ресурсниками, сошлись во мнении участники форума.

Кроме того, двигаться дальше мешает отсутствие квалифицированных управленцев в ЖКХ. В отрасль приходит инновационное оборудование, но, к сожалению, многие коммунальные предприятия продолжают работать так, как привыкли — по старинке.

В планах министерства, по словам Оксаны Демченко, продолжение политики активного привлечения частных инвесторов, отстройку механизмов установления предельного уровня тарифов по оплате ЖКХ (чтобы частник не задирал цены), формирование перечня показателей по привлечению частных инвесторов (за чем теперь регулятор будет строго следить).

А муниципалитеты — против…

Между тем на пути развития частного сектора в ЖКХ есть серьезные преграды. И главная из них, как отметил председатель правления Центра государственно-частного партнерства Павел Селезнев, это, как ни странно, «тихое» противодействие муниципалитетов. Последние достаточно ощутимо препятствуют допуску частных инвесторов на свою территорию.

Причина проста: «чужаками» сложнее управлять. Ведь частник, конечно же, будет проявлять самостоятельность в принятии решений. А многие муниципалитеты привыкли к так называемому ручному управлению подотчетными предприятиями ЖКХ.

Кроме того, присутствует и боязнь каких-либо нововведений в принципе.

— Нужно активнее рассказывать о новых форматах в ЖКХ местным депутатам, представителям администрации, — убежден Павел Селезнев. — А то ведь частный инвестор порой просто бежит из города, столкнувшись с непониманием со стороны местной власти.

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ

А вот заместитель председателя Правительства Московской области Денис Буцаев считает, что опасения муниципальных властей вполне понятны. И дело здесь даже не в какой-то злонамеренности и тем более корысти.

ЖКХ — это тот сектор, откуда поступает больше всего жалоб.

И муниципалитеты вполне объяснимо боятся того, что если они будут лишены управленческих рычагов, то не смогут вмешаться в ситуацию в случае каких-то чрезвычайных обстоятельств.

Кроме того, региональным властям пока не понятно, какую тарифную политику будет вести частный инвестор, как он удержится в том тарифном коридоре, который обозначило государство. Будут ли у него стимулы модернизировать переданную ему инфраструктуру.

Еще одна не очень хорошая тенденция: не все выигравшие конкурс концессионеры потом заключают концессионное соглашение. То есть они заявляют о своем желании войти в ГЧП, получают определенную выгоду от аккумуляции финансов, а когда доходит до вложения собственных средств — дают задний ход.

— У нас в Подмосковье немало сделок находится в таком подвешенном состоянии, — признался Денис Буцаев. — И как с этим бороться, пока не совсем ясно.

Обеспокоила участников форума и практика так называемой смены вывесок. Сейчас предприятие ЖКХ, взятое в аренду, можно переоформить в концессию. И предприниматели этим активно пользуются.

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ

В предпринимательской среде это называется «переобуться». То есть частник просто юридически меняет форму собственности, опять же не вкладывая при этом собственных средств.

— Из трехсот предприятий, которые изъявили желание оформить концессию, только сто — это реальные концессионеры. Остальные «переобулись», переоформили аренду в концессию, — сообщил вице-премьер подмосковного правительства.

А Павел Селезнев даже посетовал:

— Не хочется, чтобы такое «переобувание» стало для местной административной элиты удобным механизмом по «отжатию» собственности.

Зачем концессионеру застарелые «болячки» местного ЖКХ

Между тем есть претензии к государству и у представителей другой стороны — у самих концессионеров, участников государственно-частных партнерств. Первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов, например, посетовал на излишнее внимание надзорных органов:

— За последний год у нас прошло 120 проверок — по одной каждые две недели, — поделился он с участниками форума. — А ведь что такое проверка? Это выемка документов, отвлечение людей и пр. Конечно, со стороны может показаться, что все это не так ужасно. Но есть же пределы, есть психологическая усталость! — не без пафоса заключил он.

По мнению Юрия Сизова, предпринимателям должны быть понятны правила игры. В самом деле, зачем постоянно проверять предприятие, где и так все прозрачно?

— У нас 14 районов охвачено передовой системой сбора мусора. Мы сами себя проверим лучше любого проверяющего! — волнуется Юрий Сергеевич.

Вывод несложен: должен быть налажен тщательный мониторинг, анализ концессий. Тех, кто хорошо работает, надо оставить в покое и прекратить «кошмарить». А вот те, кто паразитирует не на инвестициях, а на обещаниях, должны серьезно призадуматься.

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ

Еще одна головная боль «правильных» концессионеров — попытка городских властей свалить на них все прежние беды коммунальной инфраструктуры.

Частный оператор нередко заключает концессионное соглашение вслепую, а потом выясняется, что трубопровод, который он должен теперь обслуживать, не ремонтировался последние 20 лет.

Начинаются бесконечные протечки, и, понятное дело, затраты инвестора возрастают многократно.

Вице-президент ЗАО «СМИТ групп» Андрей Демин считает, что муниципалитеты должны корректно формулировать условия конкурса и честно прописывать там параметры и состояние инфраструктуры ЖКХ.

Если же на уровне тендерного соглашения это прописать невозможно, муниципалитет должен гарантировать, что сдаваемые в концессию инженерные сети прослужат столько-то и столько-то.

Причем гарантии должны быть подкреплены денежными средствами.

«Тепло», «мусор» и «вода» — наши лучшие друзья?

Какие же направления больше всего интересуют частных инвесторов? Как оказалось, аншлаг наблюдается в сфере «мусорного» предпринимательства — вывоза ТБО, оборудования мусорных свалок и т.д. Популярны и объекты теплоснабжения: 456 проектов на 29,8 млрд руб. Традиционно пользуются спросом водоснабжение и водоподготовка: концессионеры активно разбирают региональные водоканалы.

— Сегодня нас тревожит отсутствие запроса муниципалитетов на частных операторов ЖКХ, — признался генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков. — Мы работаем в отрасли 13 лет и уже давно доказали, что предприятия ЖКХ могут быть прибыльными и функционировать без копейки бюджетных дотаций.

Причина неудач в работе частных операторов в ЖКХ (да, собственно, и муниципальных операторов!) — это, по мнению Антона Михалькова, неумение сформировать правильные тарифы. А «неправильные» тарифы ведут к накапливанию долгов, невыплате по кредитам, а при худшем сценарии — и к банкротству.

…И все же процесс «концессионирования» в ЖКХ уже не остановить. Да, новый формат продвигается не без сложностей. Но когда у нас в России что-то проходило без сложностей? И все-таки надо признать, что там, где у коммунальной инфраструктуры есть хозяин, с подачей коммунальных ресурсов и качеством услуг ситуация становится значительно лучше.

А значит, мы на верном пути.

Елена МАЦЕЙКО

В коммунальный сектор привлекут концессионеров: что такое концессия

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ

Министерство строительства и ЖКХ РФ подготовило поправки в Налоговый кодекс, согласно которым государство гарантирует концессионерам жилищно-коммунальной сферы возмещение расходов на модернизацию предприятий. Что такое концессия в ЖКХ и какие поправки готовит Минстрой и налоговая.

Дополнительные расходы покроют за счет налогового вычета. По мнению экспертов, изменение призвано привлечь частных инвесторов в коммунальный сектор.

Поправки, предлагаемые Министерством строительства и ЖКХ,  изменяют правила налогообложения для инвесторов, заключивших концессии в жилищно-коммунальной сфере. Как пояснили в пресс-службе Минстроя, изменения в Налоговый кодекс подготовлены для того, «чтобы он не демотивировал инвесторов в ЖКХ».

Как известно, при передаче объекта на баланс, даже если сделка безвозмездная, приобретатель получает налоговой вычет.

И при возвращении объекта концессионер должен восстановить НДС к уплате, причем уже по текущей стоимости объекта.

Допустим, предприниматель, получивший в концессию разрушенный объект ЖКХ, вложил миллиард в реконструкцию. И размер НДС, который надо возвратить, начисляется уже со стоимости объекта после реконструкции. Предложенные поправки наконец эту ситуацию исправляют.

Как уточнили в пресс-службе Минстроя, действующий порядок налогообложения является препятствием для перехода ЖКХ на концессионную модель. Это форма государственно-частного партнерства, оптимальная для всех сторон.

Проблема в том, что сам источник компенсации НДС при этом отсутствует – резкое повышение тарифа недопустимо по регуляторным и по социально-экономическим причинам. Минстрой и предлагает это требование отменить.

Читайте также:  С загородного рынка петербурга уходят непрофессиональные застройщики

Кроме того, ведомство предлагает дать инвестору возможность при заключении концессии оставаться на упрощенной системе налогообложения – сейчас в этом случае он должен перейти на общую систему.

Таким образом поправки вводятся, чтобы устранить реальные проблемы, с которыми в Минстрой обращались инвесторы. Чиновники признают, что есть проблемы с восстановлением НДС. Причем счет идет на десятки миллионов рублей, что для конкретного проекта может стать непреодолимым препятствием.

Чтобы устранить подобные противоречия планируется сделать ЖКХ более привлекательным для инвесторов. В случае концессии объекты ЖКХ передаются частным инвесторам, которые обеспечивают модернизацию, а государство гарантирует объем валовой выручки, позволяющий возместить расходы.

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ

Как изменит нашу жизнь закон об оплате общедомовых услуг по счетчикам

Как показывает практика, благодаря концессиям в регионах России отмечается существенный рост качества жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, созданы новые рабочие места, благодаря внедрению современных технологий в ряде регионов улучшилась экологическая ситуация.

При этом Минстрой оказывает необходимую методологическую поддержку, запущен интерактивный справочник наиболее эффективных технологий в ЖКХ, регионы им активно пользуются, — сообщили в пресс-службе Минстроя.

Как известно, концессии имеют ряд преимуществ перед традиционными ГУПами и МУПами, которые они должны заменить.  Эксперты не зря называют ГУПы и МУПы системой коллективной безответственности. Концессия –единственная возможность привлечь деньги на модернизацию коммунальных систем.

Пока у МУПа нет проблем, все спокойно сидят, а в определенный момент оказывается, что надо проложить коллектор за 1 млрд рублей или построить очистные сооружения. Тарифы поднять нельзя, кредиты не привлечешь. И тгда концессия остается единственным выходом.

Еще один немаловажный момент: провинциальные МУПы не могут получить кредиты, а с концессионерами банки активно сотрудничают.

В нашей системе у государства нет денег на модернизацию коммунальной инфраструктуры, при этом инвестиции окупаются достаточно долго. В такой ситуации концессии являются единственным механизмом, позволяющим эффективно модернизировать ЖКХ.

Как отмечает директор ассоциации операторов по обращению с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин, есть субъекты РФ, где концессии активно заключаются, всё работает. Это значит, что власть берет там на себя ответственность и реально что-то делает.

По информации Минстроя, по состоянию на 1 июля 2017 года реализуется 1676 концессионных соглашений, объем частных инвестиций в ЖКХ по ним составляет 194,8 млрд рублей. По данным 35 регионов, где концессии работают полтора года и больше, отмечено снижение аварийности и потерь ресурсов. Так, в теплоснабжении аварийность сократилась на 47 процентов, а потери – на 18 процентов. В водоснабжении показатели составили 21 и 14 процента соответственно.

  • Концессия — форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного имущества  на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.
  • Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.
  • Основными плюсами концессии являются:
  • обеспечение для частного инвестора разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки,  при изменении нормативных правовых актов;
  • прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия —  дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);
  • сохранение имущества в государственной собственности.

Существенными условиями концессии в коммунальной сфере являются:

  • долгосрочные параметры и метод регулирования тарифов;
  • задание и основные мероприятия, определяющие обязательства по созданию (реконструкции) объекта соглашения;
  • предельный размер средств на создание (реконструкцию) объекта соглашения;
  • плановые значения показателей деятельности концессионера (в том числе показателей качества, надежности и энергоэффективности);
  • порядок возмещения расходов концессионера, не возмещенных к моменту окончания концессионного соглашения.

Минстрой хочет привлечь средства граждан и пенсионных фондов в развитие инфраструктуры ЖКХ

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ Rambler News ServiceRambler News Service

«Я же взял на себя обязательство, чтобы через год у нас была другая ситуация с готовностью людей, у которых есть накопления, вкладывать в ЖКХ. Мы внимательно будем с банками отрабатывать инструмент, как сделать так, чтобы те частные деньги, частные капиталы, которые сегодня лежат на депозитах, направлялись в инфраструктуру», — сказал Чибис. Он добавил, что также нужно задействовать средства, «которые есть в принципе в отрасли, объем денег пенсионных фондов».

По словам чиновника, планируется рассмотреть возможность выпуска инфраструктурных облигаций, которые ранее предложили в Газпромбанке.

«Это в том числе вопрос информационной работы, вопрос разъяснения, что, помимо существующих механизмов, есть и другие. Мы этой темой в июле плотно займемся», — отметил замминистра, подчеркнув, что механизм выпуска облигаций уже применен в Волгограде, где «концессионер как раз и выпустил облигации на 7 млрд руб.».

Первый вице-президент, руководитель «Газпромбанк Private Banking» Дмитрий Пешнев-Подольский в ходе сессии ПМЭФ-2016 заявил, что привлечь инвестиции в сферу жилищно-коммунального хозяйство можно за счет выпуска инфраструктурных облигаций.

«Банковские кредиты в два раза короче, чем облигации, как в развитых, так и в развивающихся странах. Если мы говорим о той сфере, которой требуются инвестиции на более длительный срок, то надо обратить внимание на создание инвестиционных инструментов.

Прежде всего, на наш взгляд, в виде облигаций.

Есть очень интересная форма инфраструктурных облигаций, которая активно обсуждается, и очень надеемся, в ближайшее время начнется их выпуск в достаточном объеме, чтобы на рынке сформировалась ликвидность», — сказал Пешнев-Подольский.

По его словам, именно этот инструмент может привлечь в ЖКХ значительную часть средств от частных клиентов. Привлекательность таких облигаций, по мнению эксперта, в том, что клиент берет на себя риск не должника, а конкретного проекта.

Ранее заместитель министра экономического развития Николай Подгузов в интервью RNS рассказал, что инвестиции в убыточное жилищно-коммунальное хозяйство небольших населенных пунктов можно привлечь через присоединение таких проектов к тем, что реализуются в более крупных муниципалитетах.

« Есть муниципалитеты или крупные города, где жилищно-коммунальная сфера позволяет «отбивать» эти инвестиции достаточно хорошо, а есть небольшие муниципалитеты, где эта сфера явно убыточна. Необходимо правильное конфигурирование проекта с точки зрения вхождения в него муниципалитетов и с высокой потенциальной инвестиционной отдачей, и с низкой», — сказал Подгузов.

Правильная конфигурация, например через укрупнение водоканалов, может привлечь инвесторов в эту сферу, полагает он.

«Окупаемость проектов в сфере ЖКХ часто может быть за пределами выборного срока губернатора или главы муниципалитета. Соответственно, существует риск, когда через какое-то время после того, как этот проект сложится, условия по тарифам будут пересмотрены», — отметил Подгузов.

На прошлой неделе вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что в 2015 году объем инвестиций в сферу ЖКХ в России составил 183 млрд руб.

Минстрой готовит два законопроекта для упрощения механизма концессий в сфере ЖКХ

Минстрой хочет активнее использовать деньги пенсионных фондов в концессиях ЖКХ
Минстрой готовит два законопроекта для упрощения механизма концессий в сфере ЖКХ

Минстрой России готовит два законопроекта для упрощения механизма концессий в сфере ЖКХ, заявила статс-секретарь ведомства Светлана Иванова. «Правительство одобрило для внесения в Думу два проекта. Один касается концессий в малых городах и освобождения от налогов, второй касается упрощенного порядка трансформации из ренты в концессию. И предложение в части снятия ограничений по срокам при передаче объектов в концессию тоже поддерживаем и в этой части, может быть, на площадке Думы как раз доработаем наши инициативы», — сказала Иванова на рабочей встрече депутатов Госдумы с представителями Минстроя.

Она также отметила, что в ближайшее время в регионы будет направлено письмо с методологическими разъяснениями, как использовать лучший опыт субъектов РФ по концессиям и пользоваться уже имеющимися инструментами до внесения изменений в законодательство.

Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин привел в качестве удачных примеров «Росводоканал» в Тюмени, который объединил разные направления в рамках одного предприятия, и проект по утилизации илового осадка на очистных сооружениях Омска. Оба проекта работают в рамках концессионных соглашений в регионах.

«Я считаю, что руководители субъектов в этой части должны смотреть комплексно. Сегодня плюсовой результат, который они имеют в крупном городе, должен компенсироваться некоторыми затратами на других территориях. Поэтому объединение этих сложных водоканалов на территории — это, наверное, комплексная задача», — отметил Файзуллин.

Ранее правительство РФ подготовило законопроект, предусматривающий заключение концессий по управлению коммунальной инфраструктурой вне конкурса.

Премьер-министр России Михаил Мишустин заявлял, что в малых городах, где проживает до 50 тыс. человек, профильные концессии будут освобождены от налога на добавленную стоимость. «Мы рассчитываем, что эти решения будут способствовать модернизации коммунальной инфраструктуры, повысят качество сервисов для людей и бизнеса», — подчеркнул премьер.

«ТрансФин-М» выставил оферты по трем выпускам облигаций общим объемом до 3,6 млрд рублей
IFX — 15.06.2021

Совет директоров ПАО «ТрансФин-М» (MOEX: TRFM) принял решение выставить оферты по соглашению с владельцами облигаций серии БО-30, БО-31 и БО-38 суммарным объемом до 3,6 млрд…

S&P изменило прогноз рейтинга Setl Group на позитивный со стабильного
IFX — 15.06.2021

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings изменило прогноз рейтинга петербургского строительного холдинга Setl Group на «позитивный» со «стабильного».
При этом…

Сбербанк 16 июня за полчаса проведет сбор заявок на бонды объемом 20 млрд рублей
IFX — 15.06.2021

Читайте также:  Что будет с ценами на жилье в москве в 2021 году?

Сбербанк 16 июня с 12:00 до 12:30 МСК планирует провести сбор заявок на выпуск 5-летних облигаций серии 001Р-SBER28 объемом 20 млрд рублей, сообщается на сайте «Московской биржи»…

Предупреждение: Fusion Media

аœаИаНбб‚б€аОаЙ аПб€аЕаДаЛаАаГаАаЕб‚ б€аАаЗб€аЕбˆаИб‚бŒ ааŸаЄ аИаНаВаЕбб‚аИб€аОаВаАб‚бŒ аВ а–аšаЅ аВ аМаАаЛб‹б… аГаОб€аОаДаАб… | 07.04.17

аœаИаНбб‚б€аОаЙ аПаЛаАаНаИб€бƒаЕб‚ аОаБб€аАб‚аИб‚бŒбб аВ аІаЕаНб‚б€аАаЛбŒаНб‹аЙ аБаАаНаК б аПб€аЕаДаЛаОаЖаЕаНаИаЕаМ б€аАббˆаИб€аИб‚бŒ аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚аИ аНаЕаГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНб‹б… аПаЕаНбаИаОаНаНб‹б… б„аОаНаДаОаВ (ааŸаЄ) аИ б€аАаЗб€аЕбˆаИб‚бŒ аИаМ аИаНаВаЕбб‚аИб€аОаВаАб‚бŒ баВаОаИ бб€аЕаДбб‚аВаА аВ аКаОаНб†аЕббаИаИ аВ бб„аЕб€аЕ а–аšаЅ аВ аГаОб€аОаДаАб… б аНаАбаЕаЛаЕаНаИаЕаМ баВб‹бˆаЕ 250 б‚б‹ббб‡ б‡аЕаЛаОаВаЕаК. аžаБ бб‚аОаМ баОаОаБб‰аИаЛ аЖбƒб€аНаАаЛаИбб‚аАаМ аГаЛаАаВаА аœаИаНбб‚б€аОб аœаИб…аАаИаЛ аœаЕаНбŒ.

аЁаЕаЙб‡аАб аПаО аДаЕаЙбб‚аВбƒбŽб‰аИаМ аНаОб€аМаАаМ аПаЕаНбаИаОаНаНб‹аЕ б„аОаНаДб‹ аМаОаГбƒб‚ аИаНаВаЕбб‚аИб€аОаВаАб‚бŒ аВ аКаОаНб†аЕббаИаИ аВ а–аšаЅ аПаОб€баДаКаА 10% аОб‚ баВаОаИб… бб€аЕаДбб‚аВ, аНаО б‚аОаЛбŒаКаО аВ аГаОб€аОаДаА-аМаИаЛаЛаИаОаНаНаИаКаИ.

ТЋаœб‹ аБбƒаДаЕаМ аНаАаПб€аАаВаЛбб‚бŒ баОаОб‚аВаЕб‚бб‚аВбƒбŽб‰аЕаЕ аОаБб€аАб‰аЕаНаИаЕ аВ аІаЕаНб‚б€аАаЛбŒаНб‹аЙ аБаАаНаК, аОаБббƒаЖаДаАб‚бŒ аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚бŒ аИаЗаМаЕаНаЕаНаИб б€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИб аНаЕаГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНб‹б… аПаЕаНбаИаОаНаНб‹б… б„аОаНаДаОаВ.

аœб‹ б…аОб‚аЕаЛаИ аБб‹, б‡б‚аОаБб‹ бб‚аИ б„аОаНаДб‹ б€аАаБаОб‚аАаЛаИ аИ аВ аДб€бƒаГаИб… аГаОб€аОаДаАб…, аИ аБбƒаДаЕаМ аОаБббƒаЖаДаАб‚бŒ б аІа‘ аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚бŒ аИаЗаМаЕаНаЕаНаИб б€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИб аДаО 250 б‚б‹ббб‡аНб‹б… аГаОб€аОаДаОаВТЛ, — баКаАаЗаАаЛ аœаЕаНбŒ.

аŸаО аДаАаНаНб‹аМ аœаИаНбб‚б€аОб, б‚аАаКаОаЕ аИаЗаМаЕаНаЕаНаИаЕ аВ 5 б€аАаЗ бƒаВаЕаЛаИб‡аИб‚ аВаОаЗаМаОаЖаНаОбб‚аИ аИаНаВаЕбб‚аИб€аОаВаАаНаИб бб€аЕаДбб‚аВ аИаЗ аПаЕаНбаИаОаНаНб‹б… б„аОаНаДаОаВ.

ТЋаЃаВаЕб€аЕаН, б‡б‚аО аНаАаМ бƒаДаАбб‚бб аДаОаГаОаВаОб€аИб‚бŒбб б аІа‘ аИ бб‚аО аИаЗаМаЕаНаИб‚ баИб‚бƒаАб†аИбŽ аПаО аПб€аИаВаЛаЕб‡аЕаНаИбŽ бб€аЕаДбб‚аВТЛ, — аЗаАбаВаИаЛ аМаИаНаИбб‚б€.

аžаН аНаАаПаОаМаНаИаЛ, б‡б‚аО аœаИаНбб‚б€аОаЙ аПаЛаАаНаОаМаЕб€аНаО б€аАаБаОб‚аАаЕб‚ аВ б€аАаМаКаАб… б€аАаЗаВаИб‚аИб бб‚б€аАб‚аЕаГаИаИ а–аšаЅ аПаО аПб€аИаВаЛаЕб‡аЕаНаИбŽ аНаЕаГаОббƒаДаАб€бб‚аВаЕаНаНб‹б… аИаНаВаЕбб‚аИб†аИаЙ аВ бб‚бƒ бб„аЕб€бƒ.

ТЋаЅаОб‡бƒ баКаАаЗаАб‚бŒ, б‡б‚аО аМб‹ аИаЗаМаЕаНаИаЛаИ аЗаАаКаОаНаОаДаАб‚аЕаЛбŒбб‚аВаО: аВаВаЕаДаЕаНаО аДаОаЛаГаОбб€аОб‡аНаОаЕ б‚аАб€аИб„аНаОаЕ б€аЕаГбƒаЛаИб€аОаВаАаНаИаЕ, аЗаАб„аИаКбаИб€аОаВаАаНаА аПб€аЕаДаПб€аИаНаИаМаАб‚аЕаЛбŒбаКаАб аПб€аИаБб‹аЛбŒ, б€аЕаГаИаОаН аВаВаЕаДаЕаН б‚б€аЕб‚бŒаЕаЙ бб‚аОб€аОаНаОаЙ аКаОаНб†аЕббаИаЙТЛ, — аНаАаПаОаМаНаИаЛ аœаЕаНбŒ.

а˜аНб„аОб€аМаАб†аИаОаНаНаОаЕ аАаГаЕаНб‚бб‚аВаО а аОббаИаИ аЂааЁаЁ

Помогут ли концессии решить инвестиционные проблемы в коммунальной сфере?

Стратегией развития ЖКХ в России до 2020 года1 концессия определена в качестве одного из приоритетных направлений для привлечения частных инвестиций в коммунальную сферу.

По российскому законодательству основными отраслями заключения концессионных соглашений в коммунальной сфере являются производство, передача и распределение тепловой и электрической энергии, воды, системы водоотведения, обработка, накопление, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, а также отдельные объекты таких систем.

Коммунальная сфера долгое время находилась без внимания со стороны частного сектора по разным причинам.

Это и традиционная ответственность за данную сферу только органов государственной и муниципальной власти, и отсутствие долгосрочных тарифных программ и законодательных норм, и ряд других причин. Основной формой привлечения бизнеса в коммунальную инфраструктуру являлись договоры аренды.

Однако такая форма партнерства не может быть эффективной, поскольку ответственность за модернизацию и развитие арендуемых основных фондов целиком лежит на собственнике фондов и не переходит к арендатору, который отвечает только за их эксплуатацию и содержание.

Вместе с тем, коммунальные объекты, прежде всего, нуждаются в техническом обновлении. По мнению Минстроя России, объем требуемых инвестиций в их модернизацию оценивается в 500 миллиардов рублей ежегодно.

Значительные затраты на коммунальную инфраструктуру и уменьшение бюджетного финансирования капитальных вложений на фоне резкого сокращения доходов населения, требуют других подходов и источников финансирования.

В этой ситуации необходимы частные инвестиции на основе государственно-частного партнерства (ГЧП).

Правительству РФ стало окончательно понятно, что в отдельности ни любой бюджет, ни частник не в состоянии решить проблемы требуемых капитальных вложений в коммунальную инфраструктуру, сделать эффективной ее эксплуатацию, содержание и ремонт.

Зарубежный опыт девяностых и начала двухтысячных годов по привлечению частного сектора в коммунальную инфраструктуру (например, в Казахстане и Армении) оказался неоднозначным, особенно в виде приватизации.

Сначала новые собственники пытались наладить свой коммунальный бизнес, но потом потеряли к нему интерес в результате безнадежной убыточности из-за падения доходов населения, снижения объемов реализации, отставания роста тарифов от инфляции.

Это, в ряде случаев, закончилось разборкой трубопроводов, сдачей их и другого оборудования в металлолом.

Часть больших концессий в водоснабжении и водоотведении, например, в Латинской Америке, несмотря на участие в их подготовке Всемирного банка и привлечении крупных международных операторов с большими деньгами, в ряде случаев потерпели неудачу. Причинами послужили завышенные ожидания от концессий, неприятие населением роста тарифов, политические риски.

Развитие концессионного законодательства

Большое значение имеет качественная законодательная база ГЧП в коммунальной сфере. Попробуем кратко прокомментировать регулирующие документы по рассматриваемой теме.

Правовые основы для заключения концессионных договоров в Российской Федерации были созданы больше десяти лет назад с принятием Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Но этот закон был ориентирован, в первую очередь, на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры.

Поэтому в течение долгого времени концессионная форма отношений владения и пользования объектами коммунальной инфраструктуры не могла быть применена на практике в сфере ЖКХ, несмотря на систематические дополнения и изменения в данный закон.

Пенсионный фонд России

Высокие дворцы из стекла и бетона, с колоннами, лепниной и тремя буквами на фасаде — ПФР — так выглядят отделения пенсионного фонда в большинстве регионов страны. Среди безликих зданий они выглядят как замки феодалов. В излишней расточительности администраторов пенсионных накоплений упрекают и простые налогоплательщики, и некоторые чиновники.

Один из самых известных противников Фонда — ярославский депутат Дмитрий Петровский. Он считает, что на ежегодное содержание этого аппарата тратиться слишком много денег.

Дмитрий Петровский, депутат Ярославской городской думы: «Если внимательно подумать над этой цифрой, то 111 миллиардов рублей — это содержание двух крупных областей. Соответственно, у нас в Пенсионном фонде работает 111 тысяч человек, и на них мы тратим столько же, сколько на содержание двух крупных областей. На мой взгляд, это совершенно неразумная трата денег».

По штату сотрудников, Пенсионный фонд России уверенно лидирует. Коллег из США они опережают почти в два раза. А в Японии, где население сравнимо с нашей страной — в пенсионном фонде работает в три раза меньше специалистов.

Зарплаты, служебные командировки, содержание офисов и аренду представительских автомобилей отчисления россиян не покрывают, приходится доплачивать из госбюджета.

Эксперты считают, что эти деньги можно сэкономить и немного повысить пенсии.

Анатолий Аксаков, депутат Государственной Думы: «Если честно, я в своё время очень критиковал само создание Пенсионного фонда. Это было в 90-е годы. Потому что, с моей точки зрения, всю эту функцию могло выполнять Министерство финансов, казначейство либо налоговая служба».

За последние годы штат сотрудников фонда сократился на 17%, а вместе с этим и расходы на его содержание. Высокооплачиваемых специалистов частично заменили бескорыстные компьютеры. Но, специфика пенсионного фонда такова, что без живого общения с клиентами в красивых офисах не обойтись.

Сергей Смирнов, доктор экономических наук: «Клиентура пенсионного фонда — это человек, который приходит, как правило возрастной, у которого есть свои проблемы, который не всегда умеет общаться с компьютерами, с техникой. И который решает проблемы свои, задаёт вопросы, предъявляет какие-то документы, и поэтому здесь очень важно участие человека».

Расхожее мнение — что россияне могут откладывать деньги на старость без посредников — финансисты опровергают. Говорят, без участия государственной службы, работники не смогут формировать будущую пенсию.

Татьяна Омельчук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института: «Основная составляющая везде — это распределительная составляющая.

Это взносы, которые в этом году поступают от работников, сразу идут на выплаты текущих пенсий. И, собственно, пенсионный фонд занимается администрированием этих средств.

То есть, оценивает права, которые формируются у каждого работника, и в момент назначения пенсий, считает его размер пенсий, и дальше уже занимается выплатой».

По собственным подсчетам Пенсионного фонда, их затраты на администрирование не такие уж и большие, менее полутора процентов от всех расходов ПФР. Для сравнения, в Евросоюзе этот показатель в два раза больше.

Максим Волков, Эрика Вилль и Сергей Ялдин, ОТР.

Концессия в сфере ЖКХ выгодна, прежде всего, самим потребителям

На прошедшем недавно мероприятии для журналистов «Энергокухня» представители энергетических компаний рассказали о концессионном механизме, как форме партнерства государства и бизнеса.

Дмитрий Назин, заместитель директора по перспективному развитию «Корпорации СТС» рассказал о том, что такое концессия и чем она выгодна всем нам, включая государство и самих потребителей коммунальных услуг.

Одна из самых больших инвестиционных программ компании реализуется на территории Тюменской области.

Корпорация СТС была создана в 2001 году как энергетический проект, связанный с электроэнергетикой, с передачей электрической энергии, в основном на территории Тюменской и Курганской областей.

«Пройдя этот путь, мы превратились в приличный энергетический холдинг.

В 2010 году было принято решение акционерами диверсифицировать бизнес и развивать такие направления как теплоснабжение, попробовать свои силы в водоснабжении и водоотведении. И начали активно развиваться именно в этом направлении.

В Корпорации СТС с учетом всех сервисных компаний работает 12,5 тысяч человек. И по итогам 2018 года ее выручка составила около 45 млрд рублей», — уточнил Дмитрий Назин.

Энергокухня-2019

УСТЭК

С 2015 года компания занимается реализацией концессионных соглашений и первой ласточкой стала Тюменская область. С 2016 года компания заключила десять таких соглашений с сфере водоснабжения и водоотведения.

По словам Дмитрия Назина, у корпорации есть достаточно крупные проекты, например, в Ноябрьске, где представлено коммунальное предприятие, которое охватывает все сферы коммунальных услуг города.

В Тобольске, где реализуется проект с участием федерального центра по программе софинансирования через Фонд содействия и реформирования ЖКХ – строится новый водозабор с подземными источниками взамен существующего.

Читайте также:  Как рассчитать налог при продаже квартиры?

«Концессионные обязательства составляют более 2 млрд рублей. В работе еще пять концессионных соглашений с общим объемом около 15 млрд рублей. Это вся система теплоснабжения города Нижневартовска, Сургута.

В Мегионе — все системы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. И крупный проект в Челябинске, касающийся системы теплоснабжения, модернизации теплосетей», — говорит представитель Корпорации СТС.

Необходимость опрессовок отпадет, если в России сделают как в Дании

Все задаются вопросом, что такое концессия? Все почему-то думают, что это новый какой-то механизм. Так вот в музее Кисловодской государственной филармонии есть документ — концессионное соглашение 1872 года, где написано, что акционерное общество будет обязано построить железную дорогу за свой счет и страх в соответствии с означенным указом и приложенными техническими условиями.

«Дело в том, что у нас сейчас существует не совсем идеальная правовая база, регулирующая данный вид деятельности. Тем не менее, она четко определяет правила в этой сфере.

С точки зрения законодателя, концессия – это форма государственно-частного партнерства, позволяющая частной стороне эксплуатировать объекты муниципальной и государственной собственности, получать выгоду, но с принятыми на себя инвестиционными обязательствами», — пояснил Дмитрий Назин.

Энергокухня-2019

УСТЭК

Концессия – это механизм, который позволяет четко спрогнозировать условия эксплуатации, четко определить инвестиционные обязательства и понять тарифные последствия.

В основном возникают вопросы при передаче имущества частной стороне. Притом, никто не ставит своей целью детально разобраться в этом вопросе. На самом деле концессионный механизм прописан детально с точки зрения обязательств концессионера (частной стороны), которая заходит, приносит свои деньги, обязуется их потратить с определенным условием возвратности капитала.

Концессионер является гарантом исполнения этих обязательств путем предоставления банковских гарантий, тех штрафных санкций, предусмотренных за неисполнение.

Концессионное законодательство также обязывает частную сторону при эксплуатации этого имущества достигать определенных целевых показателей.

И это накладывает определенные требования на деятельность оператора, которые не позволяют ему недобросовестно относиться к своим обязательствам.

Почему пришли к такому механизму? Потому что МУПы и ГУПы показали себя неэффективными, сказывалось также недофинансирование.

В том числе, сдерживание роста тарифа, удерживание его на каком-то определенном уровне, тем самым ограничивая финансирование программы развития, на которую не было денег.

Зачастую, МУПы страдали тем, что у них не была проработана техническая программа, не позволяющая реализовывать инновационные проекты. Они не могли повысить энергоэффективность оборудования и эксплуатации данных систем.

По мнению Дмитрия Назина, это не говорит о том, что там работают недостаточно профессиональные сотрудники, а просто о том, что нет возможности использовать бюджет в полной мере для использования современных технологий.

Энергокухня-2019

УСТЭК

Все эти проблемы, они зачастую и порождали большую проблему для муниципальных предприятий. Высокие эксплуатационные затраты, низкая эффективность использования ресурсов. Все это приводило к банкротству, к созданию новых муниципальных предприятий.

Новая программа правительства РФ предписывает до 2025 года избавиться от всех муниципальных предприятий и передать все объекты теплоснабжения в частные руки.

Что может дать этот механизм? Это гарантии концессионера по соглашению перед муниципалитетом в части исполнения своих обязательств, это четкая инвестиционная программа с техническими, инновационными решениями для повышения эффективности эксплуатации сетей. Это минимизация объемов финансирования со стороны бюджетов различных уровней. Частная сторона берет на себя финансирование инвестиционных программ.

Это четкое понимание прогнозов по тарифному регулированию. И самое главное – это повышение эффективности управления системами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения за счет внедрения современных инновационных технологий, а также повышения эффективности бизнес-процессов внутри предприятия.

Пенсионные накопления разрешат инвестировать в IPO и ЖКХ-проекты :: Финансы :: РБК

  • НПФ приобретает не более 5% от общего количества акций, которые предлагаются при IPO;
  • совокупная стоимость акций, предлагаемых в ходе IPO, составляет не менее 50 млрд руб.;
  • эмитент акций должен иметь инвестиционный уровень рейтинга;
  • эмитентом акций заключен договор о поддержании цен на акции;
  • участие осуществляется на условиях предпоставки ценных бумаг со стороны контрагента или при участии на организованных торгах на условиях поставки против платежа.

По действующим сейчас правилам управляющие компании могут инвестировать средства НПФ «после того, как они начнут обращаться на бирже», напоминает директор группы рейтингов финансовых институтов Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Юрий Ногин.

«Соответственно, они теряют инвестиционный доход в сравнении с тем, который был бы, если бы они участвовали в первичном размещении», — отмечает он. «Данная инициатива этот момент нивелирует. Она не увеличивает риски, поскольку вложения должны соответствовать требованиям по рейтингу, но открывает определенные возможности по получению доходности», — считает эксперт.

По мнению управляющего директора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Павла Митрофанова, инвестиции НПФ в IPO могут быть «штучной историей». «IPO в принципе сейчас мало, особенно [по объему] не менее 50 млрд руб.», — пояснил эксперт свою точку зрения.

Одним из таких IPO, которые могут заинтересовать НПФ в виду новых указаний ЦБ, может стать будущая приватизация «Совкомфлота», полагает эксперт.

В 2017 году Минэкономразвития просило Центробанк убрать ограничения для НПФ, чтобы они могли участвовать как раз в приватизации этой компании, которая была запланирована еще в 2016 году, но постоянно откладывается.

В последнее время всего несколько крупных российских компаний публично говорили о планах в будущем выйти на IPO. Например, публичные предложения акций нефтехимического «Сибура» и углепроизводителя СУЭК могут соответствовать новым требованиям ЦБ по инвестициям пенсионных накоплений, но по срокам IPO этих компаний определенности пока нет.

По словам президента Независимой ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константина Угрюмова, в проекте ЦБ содержатся «серьезные ограничения» для ценных бумаг, размещаемых в ходе IPO. «Эти ограничения мы считаем разумными и направленными на защиту интересов клиентов фондов», — указал он.

По состоянию на 1 октября под управлением НПФ находилось 2,6 трлн руб. пенсионных накоплений.

Средневзвешенная доходность инвестирования пенсионных накоплений в НПФ за первое полугодие 2018 года составила 4,4% из-за убытков, которые зафиксировали шесть фондов — четыре фонда ФГ «Будущее» Бориса Минца и два НПФ санируемого «ФК Открытие». При этом ряд крупных НПФ показал доходность гораздо выше — от 7 до 10%.

С 2014 года пенсионные накопления россиян не пополняются, поэтому НПФ могут наращивать средства под управлением только за счет переманивания клиентов друг у другу или у ВЭБа, где консолидированы накопления так называемых молчунов, то есть тех россиян, которые не подали заявлений о переводе пенсионных накоплений в НПФ.

Инвестиции в проекты ЖКХ

Фондам также планируют разрешить инвестиции пенсионных накоплений в муниципальные концессионные бумаги без кредитного рейтинга при условии, что:

  • третьей стороной в соглашении выступает регион, где реализуется проект;
  • оъектом соглашения являются проекты по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению;
  • услуги в рамках концессии оказываются по регулируемым государством тарифам, если регулятором не выступает муниципалитет.

НПФ могли инвестировать в концессии и раньше, но только в городах с численностью населения более 1 млн человек.

«То, что это ограничение снимается, — это очень логичная и нужная мера», — говорит генеральный директор ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин. «Во всем мире в ЖКХ инвестируют прежде всего пенсионные деньги.

Инвестиции в ЖКХ считаются низкорискованными и приносят относительно небольшой доход», — отмечает он.

По словам Ногина, участие государственных структур в проекте «нивелирует риски», связанные с отсутствием кредитного рейтинга у бумаг концессионных соглашений.

Покупка облигаций таких концессионных соглашений позволит фондам наращивать портфель за счет достаточно долгосрочных бумаг, добавляет эксперт. «Они будут учитываться в стресс-тестах ближе к госбумагам.

Это будет плодотворно влиять на достаточность капитала», — говорит он.

Отвязка облигаций от рейтинга выглядит рискованной, не согласен с ним Митрофанов. «Концессионность» как таковая еще не является гарантией низкого риска, так как публичной стороной концессии могут быть не самые кредитоспособные регионы», — аргументирует эксперт.

По его мнению, послабления в этой сфере связаны с выполнением майского указа президента по повышению качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения.

Для выполнения президентского указа запущен федеральный проект «Чистая вода», на который, по данным Минстроя, планируется потратить 245,05 млрд руб. в 2019–2024 годы. 85,5 млрд руб. власти намерены привлечь из внебюджетных источников.

Впрочем, для полной модернизации систем водоснабжения в России нужно втрое больше средств — 943,75 млрд руб.​, говорится в паспорте проекта.

Одним из примеров концессионных соглашений с пенсионными деньгами Алексей​ Макрушин называет деятельность УК «Лидер», которая распоряжается деньгами НПФ «Газфонда».

В 2016 году в Волгограде была создана компания «Концессионные соглашения», для того чтобы модернизировать систему теплоснабжения и горячего водоснабжения города.

В первые три года предполагалось вложить в инфраструктуру Волгограда 6,4 млрд руб. Организатором выпуска концессионных облигаций была как раз УК «Лидер».

Как отмечает Юрий Ногин, рынок концессионных бумаг «не очень расторгован». «В основном их покупают НПФ, близкие к организаторам размещений, потому что имеют дополнительную информацию о том, что это за бумаги и какие риски они в себе несут», — указывает эксперт.​

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector