Минприроды назвало регионы, где мусорная реформа забуксовала

Министерство природных ресурсов и экологии РФ проводит горячую линию по вопросам перехода на новую систему обращения с ТКО и даёт ответы на самые частые и актуальные вопросы, поступившие на линию. Рассказываем о наиболее интересных для УО и ТСЖ темах, которые прокомментировало ведомство.

Какие отходы относятся к твёрдым коммунальным

На горячую линию Минприроды РФ поступают вопросы по множеству аспектов работы с твёрдыми коммунальными отходами в регионах, где региональный оператор уже начал свою деятельность:

  • заключение договоров с регоператором,
  • содержание контейнерных площадок,
  • роль УО и ТСЖ в новой схеме обращения с ТКО,
  • о тарифах и выставлении счетов за услугу.

Ведомство в обзоре вопросов «горячей линии» напомнило о том, что к твёрдым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются в процессе потребления частными лицами в жилых помещениях, объекты, утратившие свои изначальные свойства и непригодные для дальнейшего использования для личных и бытовых нужд граждан. К ТКО относятся и подобные виды мусора, который появляется в процессе работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 1 № 89-ФЗ).

К ТКО, в частности, согласно Федеральному каталогу, утверждённому приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, относятся следующие отходы, с которыми сталкиваются управляющие многоквартирным домом организации:

  • бытовые отходы из жилищ;
  • мусор и смёт, собранные при уборке территорий городов и поселений, в том числе газонов и цветников;
  • мусор от офисных и бытовых помещений;
  • отходы, образующиеся после сортировки ТКО.

Минприроды назвало регионы, где мусорная реформа забуксовалаКто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД

Какова роль УО и ТСЖ в новой схеме обращения с ТКО

Одним из самых частых вопросов, которые поступали на горячую линию Минприроды РФ, стал вопрос о роли управляющих организаций, ТСЖ и кооперативов в новой схеме работы с твёрдыми коммунальными отходами.

Согласно ответу ведомства, УО и ТСЖ оставлено всего несколько функций:

  1. Создавать, содержать и убирать контейнерные площадки в том случае, если площадка расположена на придомовой территории МКД, которая включена в состав общего имущества МКД.
  2. По решению общего собрания собственников помещений в доме УО может стать исполнителем коммунальной услуги по обращению ТКО, от имени собственников заключать договоры с регоператором и закупать контейнеры для сбора отходов.

Также ведомство отметило, что собственники земли, на которой обнаружена свалка, обязаны ликвидировать её. Поэтому, если на оформленном земельном участке дома в несанкционированном месте складируются ТКО, то УО или ТСЖ обязаны свалку ликвидировать. Уведомление об этом после обнаружения нарушений направляет в управляющую организацию региональный оператор.

Если УО или ТСЖ, получившие такое уведомление, не выполнят требование, то региональный оператор сам вывезет несанкционированный мусор, но при этом взыщет с УО или товарищества понесённые расходы в судебном порядке.

Минприроды назвало регионы, где мусорная реформа забуксовалаКто покупает и ремонтирует контейнеры для ТКО, – требования закона

С кем заключает договор на вывоз мусора собственник нежилого помещения в доме

Минприроды РФ отдельно остановилось на договорных отношениях между регоператором по обращению с ТКО, УО/ТСЖ и собственниками нежилых помещений в многоквартирном доме.

Так, ведомство отметило, что собственник такого помещения заключает прямой договор на вывоз мусора непосредственно с регоператором (п. 148(1) ПП РФ № 354). При этом в течение трёх рабочих дней с момента получения запроса от УО или ТСЖ он обязан предоставить в ответ информацию об объёмах коммунальной услуги, потреблённой за расчётный период.

Управляющая организация обязана предоставлять региональному оператору по обращению с ТКО сведения о собственниках нежилых помещений в доме, а владельцев таких помещений – уведомлять об их обязанности заключить соответствующие договоры с регоператором напрямую.

Обязан ли регоператор вывозить отходы от содержания зелёных насаждений и газонов

  • Согласно приказу № 242, к ТКО отнесены отходы, образующиеся от смёта и уборки в поселениях и городах, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, кустарниками и деревьями (коды 7 31 200 00 00 0, 7 31 300 00 00 0).
  • Однако в Минприроды РФ отметили, что регоператор не должен вывозить отходы, образующиеся при содержании зелёных насаждений на придомовой территории многоквартирных домов, за счёт установленного тарифа на услугу по обращению с ТКО.
  • Мусор, образующийся при спилке деревьев и кустарников, покосе травы и уборке двора в период листопада, по мнению ведомства, не является твёрдыми коммунальными отходами, поскольку не соответствует главному признаку в соответствии с № 89-ФЗ – образованию в жилых помещениях.
  • То есть в тариф регоператора включен вывоз мусора, который УО или ТСЖ собрали при уборке территории и газонов, а вот отходы от ухода за насаждениями и газонами – ветки, стволы, листья, траву и другие – должны вывозиться по отдельному договору и за отдельную плату.

Минприроды назвало регионы, где мусорная реформа забуксовалаО новых правилах создания и учёта площадок для сбора мусора

Входит ли строительный мусор в состав твёрдых коммунальных отходов

Минприроды РФ дал разъяснения по достаточно спорному вопросу о том, относится ли строительный мусор к крупногабаритным отходам и, следовательно, обязан ли регоператор его вывозить в рамках договора на оказание услуг по обращению с ТКО и за утверждённый тариф.

Ведомство отметило, что к ТКО отнесён такой крупногабаритный мусор, как мебель, бытовая техника, а также отходы от текущего ремонта жилых помещений, который не помещается в установленные для сбора отходов контейнеры (п. 2 ПП РФ № 1156). Это группа отходов от жилищ (код 7 31 110 02 21 5 согласно приказу № 242).

При этом под текущим ремонтом понимаются работы по устранению неисправностей и восстановлению работоспособности элементов зданий, а также поддержанию его эксплуатационных показателей.

К таким отходам не относятся строительные материалы, перечень которых указан в Федеральном каталоге приказа № 242 под кодом 8 00 000 000 00 0. Вот только несколько из подгрупп строительных материалов:

  • отходы строительных материалов на основе цемента, бетона, строительных растворов, в том числе отходы от ремонта инженерных коммуникаций и плиточного клея;
  • отходы керамических материалов: черепицы, кирпича, труб;
  • отходы от гипсокартонных листов, шпатлёвки и мела, штукатурки;
  • битумные отходы;
  • отходы рубироля и толя;
  • отходы линолеума и полимерных плиток;
  • отходы текстиля, загрязнённые цементом, раствором, бетоном;
  • отходы от строительных и ремонтных работ (прочие);
  • загрязнённые кисти, шпатели и валики.

Все эти отходы входят в группу «Отходы строительства и ремонта» и не относятся к крупногабаритному мусору, включённому в ТКО и вывозимому регоператором в рамках договора по оказания коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Такой мусор должен вывозиться по отдельному договору специализированной организацией, в том числе с регоператором, по нерегулируемым ценам.

Остались вопросы? Звоните на «Горячую линию»

«Горячая линия» по вопросам реализации в регионах «мусорной реформы» открыта Минприроды РФ с 1 января 2019 года и работает в 53 субъектах России. Ведомство в постоянном режиме ведёт консультативную и аналитическую работу с регионами.

Но, несмотря на оптимистичные отчёты ведомства о реализации реформы в регионах и позитивные прогнозы, у исполнителей услуги по обращению с ТКО и её потребителей по-прежнему остаётся большое количество вопросов о практической составляющей новой схемы по вывозу и утилизации коммунальных отходов.

Если у вас всё ещё остались вопросы по работе регионального оператора, где вы управляете многоквартирными домами, и по «мусорной реформе» в целом, то вы можете задать его специалистам в вашем регионе по телефонам «Горячей линии» Минприроды РФ.

«Как был бардак, так и продолжается…» Сенаторы обрушились с критикой на Минприроды РФ за «мусорную реформу»

Сегодня сенаторы обрушились с жесткой критикой на чиновников министерства природных ресурсов и экологии РФ в связи с реализацией так называемой «мусорной реформой». Как было заявлено сегодня на заседании комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, в этой сфере «как был бардак, так бардак и продолжается».

Как передает корреспондент РИА «Новый День», поводом для недовольства сенаторов стало выступление советника министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрия Тетенькина и заместителя директора «Российского экологического оператора» Алексея Макрушина.

Представитель правительства РФ заявил, что требуется очередное изменение в уже пакет одобренных Госдумой в первом чтении поправок, которые касаются федеральной схемы обращения твердых бытовых отходов. «Субъекты довольно часто вносят коррективы в свои работы, и Федеральная схема подлежит корректировке.

Плюс возникают вопросы межрегиональных отношений, которые также приходится урегулировать на уровне правительственной комиссии К уже принятым Госдумой в первом чтении поправкам к соответствующему закону мы добавим это изменение.

После утверждения в ближайшие месяц-два внесем изменения в постановление и планируем утверждение данной схемы», – сообщил он.

Со своей стороны Макрушин обратил внимание, что федеральная схема не «бумажный документ», «информационная система, в которой осуществляется моделирование и хранятся все данные».

Она включает в себя сведения «об объектах обращения с отходами, о планируемых к строительству, схему потоков, сведения о деятельности региональных операторов и баланс обращения».

«После утверждения схемы весь этот год и, возможно, начало следующего у нас будет посвящен уточнению территориальных схем и приведению их в соответствие с федеральной схемой, поскольку в текущий момент территориальные схемы во всех практически субъектах требуют корректировки», – сказал замдиректора «Российского экологического оператора».

В ответ сенаторы обратили внимание, что реформа в этой области длится порядка десяти лет, но фактически ничего не изменилось. «Сегодня, если посмотреть на местах, то никаких сдвигов положительных в этом направлении не происходит. Половина доклада – это речь идет о сборе информации», – жестко констатировал сенатор от Якутии Егор Борисов.

По его мнению, проблема заключается отсутствии «вертикали», с помощью которой местные органы власти могли бы подключиться к решению проблем. «То, что эта тема сегодня принадлежит Министерству природных ресурсов, это абсолютно ошибочно. Должна быть федеральная структура, которая бы занималась бы вертикалью на местах.

В этом случае те структуры могли бы более эффективно работать на месте. На сегодняшний день только информацию собирают.

А кто будет организовывать на местах? Те операторы, которые работают там, они ничего не решают… Поэтому еще долго будем говорить по этой схеме, долго будем собираться на совещания, собирать информацию, и все на этом закончится», – сказал Борисов.

В поддержку коллеги выступил сенатор Владимир Лебедев, со своей стороны подчеркнув, что «бардак» в отрасли продолжается. «Вы на себя должны взять нормативку, и ее таким образом сделать, чтобы эта отрасль нормально заработала везде, в том числе и в деревнях.

Можно каждую неделю генеральной уборкой заниматься, но муниципалы на сегодняшний день говорят – «у меня эти стоят и эти стоят», а требований никаких нет как должна выглядеть площадка – куда, что, зачем и почему.

Читайте также:  Банки стали реже одобрять заявки на ипотеку

На сегодняшний день как был бардак, так бардак в этой ситуации и продолжается… Нужно, чтобы субъекты жили в единых правилах», – констатировал сенатор.

Москва, Мария Соколова

Москва. Другие новости 22.04.21

Forbes назвал богатейших россиян: в пандемию они приумножили состояние. / Российские ученые тестируют вакцину от аллергии на кошек. / Обман почти на 460 млн рублей: в Москве обезврежена финансовая пирамида. Читать дальше

© 2021, РИА «Новый День»

Подписывайтесь на каналыЯндекс НовостиЯндекс Дзен YouTube

Минприроды и Минфин отказались дотировать регионы, в которых буксует «мусорная реформа»

Ни Минприроды, ни Минфин не видят необходимости дотировать регионы, в которых возникают проблемы при переходе на новую систему обращения с отходами, которая стартовала с 1 января этого года. Об этом журналистам накануне заявил глава Минприроды и экологии РФ Дмитрий Кобылкин.

По его мнению, такие меры, как отмена НДС для региональных операторов, которая недавно была принята, позволят улучшить ситуацию. «Просто заливать деньгами территории, иногда покрывая чье-то разгильдяйство, мне бы не хотелось. Помочь создать инфраструктуру через зеленые облигации и другие финансовые инструменты — это правильно, и мы этим занимаемся», — цитирует министра ТАСС.

Кобылкин пояснил, что на этом этапе реформы ставились две основные задачи: сформировать пул жизнеспособных региональных операторов и декриминализовать отрасль.

В части борьбы с нелегальным бизнесом начавшиеся изменения в отрасли уже показали свою эффективность: государство получает налоги от «обелившегося» рынка в том объеме, который позволит рефинансировать средства на продолжение реформы, рассказал министр.

В случае с устойчивостью региональных операторов, по его словам, ситуация в регионах разная и ответственность за положение дел в субъектах несут непосредственно губернаторы. «Губернаторы глубоко стали разбираться в тарифообразовании. Мы им не мешаем. Они на молекулярном уровне разобрали эту реформу», — отметил он.

Кобылкин также заявил, что он не видит серьезных рисков для реформы обращения с отходами в России, которая началась в январе 2019 года.

Ранее в прессе публиковалась аналитика Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), в которой говорится, что некоторые региональные операторы по вывозу мусора оказались под риском банкротства из-за низких показателей по собираемости платежей и меняющихся тарифов, и условий работы. Ситуация в целом угрожает реализации реформы обращения с отходами в РФ, делали выводы журналисты. О проблемах со сбором платежей за вывоз отходов в начале лета говорил гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев.

«Есть субъекты, в которых пришлось откатиться назад, например, такие, как Тува.

Такие регионы, где большие расстояния и маленькое количество людей и где формируется небольшое количество мусора, были для нас понятны Они вернулись на прежнюю систему сбора, но муниципалитеты не допустили каких-то коллапсов мусорных Я не вижу проблем сегодня, они не глобального характера — по поводу может ли „захлебнуться“ реформа. Я думаю, это все локально», — прокомментировал ситуацию министр.

В июне этого года в Минприроды называли регионы, которые не перешли на новую форму обращения с твердыми коммунальными отходами: Архангельская и Владимирская, Курганская и Рязанская области, Еврейская автономная область, Забайкальский, Приморский, Хабаровский края, Ненецкий автономный округ. А также города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург.

Два последних субъекта не вышли на реформу согласно поправкам в федеральный закон.

Мусорная реформа забуксовала на старте — МК

В 2019 году каждый житель России оставил после себя примерно 450 кг мусора.

В совокупности всеми жителями было образовано 65 млн тонн бытового мусора.

В Китае есть ГЭС «Три ущелья» — крупнейшее по массе сооружение на земле. Его бетонная плотина весит как раз 65 млн тонн. Длина плотины — 2 км 309 метров, а высота — 181 метр.

  • На территории нашей страны каждый год вырастает очередной мусорный террикон примерно такого же размера.
  • Многие страны, как отмечает Счетная палата, стараются сейчас переходить на многоразовую тару, отказываться от пластиковой посуды и пакетов, минимизировать упаковку продуктов, чтобы сократить объемы отходов.
  • Мы не делаем даже этого.
  • Еще хуже то, что мусор у нас не перерабатывается, не утилизируется, а направляется прямиком на полигоны и свалки.
  • По данным аудиторов, в 32 субъектах РФ мощности мусорных полигонов будут исчерпаны до 2024 года, причем в 17 — до 2022 года.

Хуже всего со свалками в Магаданской области, Бурятии, Забайкальском крае, Еврейской автономной области и Краснодарском крае. Отходы там девать уже категорически некуда.

Сейчас в России легально действуют 2832 мусорных полигона.

Помимо легальных свалок есть еще и нелегальные. Но точное их количество не известно вообще никому.

«За 2019 год органами исполнительной власти субъектов выявлено 27 189 несанкционированных свалок. Их общая площадь составила 12 755 га. Из них ликвидировано 18 039 свалок площадью 1613,3 га.

Росприроднадзором за этот же период выявлено 4664 несанкционированные свалки площадью 753,8 га, из них ликвидировано 2709 свалок площадью 266,78 га».

Приводя эти цифры, Счетная палата основывается на данных Росприроднадзора и субъектов Федерации. Сами аудиторы не могут проверить, сколько обнаружено несанкционированных свалок и сколько из них реально ликвидировано. Да и никто не может это проверить. Подтвержденных выездными проверками сведений о том, что происходит со свалками, у государства нет.

  1. «В условиях отсутствия достоверных данных об отрасли обращения с отходами растет недоверие граждан к действиям, предпринимаемым региональными и федеральными властями в сфере обращения с отходами, которое приводит к тому, что люди протестуют против любых, даже экологически приемлемых и прогрессивных решений (например, против строительства мусоросортировочных предприятий)», — отмечает Счетная палата.
  2. Тем не менее необходимо строить новые объекты: «имеющейся в регионах инфраструктуры обращения с отходами недостаточно для качественного увеличения обработки и утилизации ТКО».
  3. Уровень переработки и утилизации отходов в России не превышает 10%, и эту цифру нельзя даже сравнивать с показателями западных стран.

В Германии на мусорные полигоны попадает всего 2% бытовых отходов. 67% перерабатывается, а 31% сжигается, давая энергию, либо компостируется и потом используется в сельском хозяйстве в качестве почвы, богатой натуральными удобрениями.

  • В Финляндии перерабатывается 28%, сжигается и компостируется — 71%, а на свалки идет всего 1%.
  • Тот же 1% бытовых отходов ложится в землю не только в Финляндии, но и в других скандинавских странах.
  • У нас — 90%.

Соседние страны могут организовать обращение с отходами так, чтоб не загаживать территорию своей страны свалками. А мы не можем.

  1. Поэтому у них чисто, а у нас — вонь и грязь.
  2.   * * *
  3. Органы власти занимаются мусорной реформой с 2014 года.

Потрачены миллиарды бюджетных денег. Заказаны и оплачены сотни исследований, разработаны методические материалы, планы, схемы. Проведены совещания, даны указания, приняты решения. Указом Президента РФ создана специальная структура, ответственная за весь мусор в стране, — публично-правовая компания «Российский экологический оператор» (РЭО).

Все, казалось бы, сделано, что должно быть сделано. А мусор все равно сплошняком вывозится на свалки. Взамен исчерпавших ресурс полигонов открываются новые. Люди задыхаются от свалочного газа и протестуют против мусоросжигающих заводов, закономерно ожидая, что дышать из-за них станет еще тяжелее. И нет даже проблесков надежды на то, что ситуация начнет меняться.

Почему?

Ответ на этот вопрос частично дают эксперты, комментируя отчет Счетной палаты. Главную причину они видят в управленческой беспомощности государственных чиновников и их коррумпированности.

«На основании отчета выявлено, что как федеральная, так и региональная власть действуют неэффективно, нерасторопно и с нарушениями, — уверена Анна Гаркуша, (экологическая ассоциация «РазДельный сбор»). — Имеет место нецелевое расходование денег, с одной стороны, и неспособность освоить выделенный бюджет — с другой. Программные документы составляются некорректно и исполняются не полностью».

  • Описанные Счетной палатой эпизоды вопиющего бардака в работе Минприроды и Росприроднадзора объясняют, почему у эксперта сложилось столь нелицеприятное для властей мнение.
  • Взять, к примеру, историю про создание электронной федеральной схемы обращения с отходами. 
  • Из-за того, что такой схемы до сих пор нет, сотрудники профильных ведомств, а также обычные граждане не имеют доступа к полноценным данным о полигонах, свалках и мусороперерабатывающих предприятиях.

В 2019 г. госкомпания «Российский экологический оператор» хотела за нее взяться. На создание федеральной схемы планировалось потратить 110,55 млн руб. Однако Минприроды не стало финансировать эту работу.

Зато заключило соглашение «на разработку предложений и выполнение научно-методического обоснования состава и содержания нормативных правовых актов, необходимых для функционирования федеральной схемы обращения с ТКО» с Уральским НИИ «Экология».

Субсидия НИИ на эти цели составила 17,3 млн руб.

При этом ровно такие же нормативные акты разработал и внес по ним предложения тот же РЭО в рамках федеральной программы ТКО (твердых коммунальных отходов).

Нашелся еще и третий «участник забега», который тоже взялся за федеральную схему обращения с ТКО: ФГБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия». Для этого ему предоставил субсидию уже не Минприроды, а Росприроднадзор — 142 млн руб.

В итоге над одной и той же электронной федеральной схемой сейчас трудятся три разные госструктуры. Каждая получает отдельное финансирование, и каждая считает, что эта работа поручена только ей.

Читайте также:  Новые правила к застройщикам станут еще жестче

При этом ни одна из структур по определению не может эту работу выполнить, потому что — что такое федеральная территориальная схема? Это 85 региональных территориальных схем, сведенных воедино в один информационный ресурс.

Но нормальные территориальные схемы есть далеко не у всех регионов.

В последние три года из бюджета выделялись миллионы рублей на их разработку, но регионы родили в основном халтуру и профанацию. Счетная палата считает, что только у 30 регионов территориальные схемы обращения с отходами отвечают требованиям.

Поэтому что сводить в федеральную схему? На данный момент — фактически нечего. Надо ждать, когда регионы домучают свои схемы до приемлемого уровня, и тогда уже начинать их агрегировать в федеральный ресурс. Но когда это случится, никто не знает.

Может, и никогда.

Аналогичная беда произошла с государственной информационной системой учета твердых коммунальных отходов (ГИС УТКО).

В конце 2019 г. Минприроды представило проект постановления правительства о ее создании. Само Минприроды назначалось оператором и госзаказчиком по созданию и эксплуатации ГИС УТКО.

Уральский НИИ «Экология» тут же получил от Минприроды субсидию в размере 2,7 млн руб. на изучение и анализ информации в ГИС УТКО, а также на составление техзадания и технико-экономического обоснования по разработке системы.

Одновременно ФГБУ «ФЦАО» получило трехлетнюю субсидию от Росприроднадзора на модернизацию уже действующей единой государственной информационной системы учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ) — 142 млн в 2019 г., 212 млн в 2020-м и еще 212 млн в 2021-м.

Тут пришла Счетная палата и попыталась обнаружить сущностную разницу между ГИС УТКО и ЕГИС УОИТ. Оказалось, разницы нет.

«Сопоставив перечень подсистем в техническом задании на модернизацию ЕГИС УОИТ с перечнем информации, которую должна содержать ГИС учета ТКО в соответствии с пунктом 4 статьи 13.5 Закона № 89-ФЗ, можно сделать вывод об их идентичности», — отмечается в отчете Счетной палаты.

По функционалу и по содержательному наполнению УТКО и УОИТ дублируют друг друга. Так же, как бюджетные средства, которые потрачены дважды на одно и то же.

Координатор Международного экологического союза Святослав Забелин, комментируя такие вот «находки» аудиторов, закономерно предположил, что цель «мусорной реформы» на самом деле совсем не в том, чтоб очистить страну от мусора.

«Что касается выводов отчета Счетной палаты, — замечает Забелин, — то любой читающий легко поймет, что настоящие интересы всех субъектов деятельности по решению «мусорной проблемы» на самом деле далеки от интересов решения самой этой проблемы.

В строках и между строк читается, что главный интерес — присвоить как можно больше сравнительно легких бюджетных денег и, видимо, правильно ими поделиться. Вроде бы это называется коррупцией.

И в случае обращения ТКО, судя по отчету, она даже не слишком вуалируется».

  1.   * * *
  2. Для завершения темы «мусорной реформы» — еще один пример того, как работает государственная система управления, исполняя замечательные, справедливые, стратегически верные указания президента, всегда вызывающие всемерное одобрение и поддержку граждан.
  3. 7 мая 2018 года Президент РФ издал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ до 2024 года».
  4. В нем есть задача, которая прямо относится к мусорной реформе и «ликвидации объектов накопленного вреда»: закрыть все свалки в городских округах, чтобы нигде не было такого безобразия в черте города, когда множество народу постоянно дышат смрадом и отравляются продуктами распада, проникающими в почву и воду.

Реализация указа президента была включена в федеральный проект «Чистая страна». По данным Росприроднадзора, на территориях субъектов на тот момент насчитывалось 8323 свалки, в том числе 916 свалок — в городских округах.

  • Однако в ФП «Чистая страна» оказалась включена только 191 городская свалка.
  • Больше 700 городских свалок, которые по указанию президента также должны были быть ликвидированы и рекультивированы, из проекта выпали.
  • Почему же было проигнорировано указание президента?

Заместитель министра природных ресурсов Константин Румянцев, комментируя отчет Счетной палаты, дал объяснение. Если вы из него поймете, что произошло, честь вам и хвала.

«Одна из основных проблем — это, конечно, ликвидация свалок в границах городов, — согласен замминистра Румянцев. — Сегодня общее число свалок в стране значительно превышает то количество, которое вошло в федеральный проект «Чистая страна». По данным Росприроднадзора, их более 8 тыс., а в проекте — только 191.

Почему так произошло: в соответствии с Указом Президента было установлено два критерия отбора — свалки, которые выявлены на 1 января 2018 года, и те, которые находятся именно в границах городов. Соответственно, в федеральный проект были включены именно те свалки, которые соответствовали этим критериям.

  1. Мы, конечно, понимаем, что свалок намного больше, но в условиях текущего финансирования существенно расширить данный перечень будет затруднительно».
  2. Что тут скажешь.
  3. Исполнительной власти затруднительно выполнить прямое указание президента страны, поэтому она его не выполняет.
  4. Как говорится, это — всё, что вы хотели знать об указах президента, но боялись спросить.

Глава Минприроды назвал 16 регионов, где возможен мусорный коллапс

12 ноября 2019 18:00

  • Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин направил на имя глав и губернаторов субъектов РФ предупреждения, в которых предупредил о надвигающемся мусорном коллапсе, сообщает ТАСС
  • Риск остановки вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) из-за проблем региональных мусорных операторов существует в 16 регионах России, сообщили в пресс-службе Минприроды России.
  • «В целях снижения риска прекращения оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям коммунальной услуги глава Минприроды России [Дмитрий Кобылкин] особое внимание рекомендует обратить на деятельность региональных операторов из 16 субъектов РФ», — говорится в сообщении.
  • Отмечается, что в этот список вошли Алтайский край, Вологодская область, Кабардино-Балкария, Красноярский край, Курская область, Магаданская область, Новгородская область, Новосибирская область, Республика Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Тыва, Томская и Челябинская области.
  • Коллапс в Бийске
  • Кобылкин также разобрал ситуацию в Бийске Алтайского края, где местные власти ввели режим ЧС муниципального значения для недопущения остановки вывоза ТКО из жилого сектора.

«Поручил ППК «Российский экологический оператор» совместно с Росприроднадзором разобраться в ситуации с полигонами и проверить действующий полигон, который отказывается работать на условиях реформы. Важно, что и глава Алтайского края отреагировал и понимает ответственность.

Какими бы ни были причины остановки регоператора, муниципальные власти приняли непопулярное, но верное решение для недопущения возникновения простоя в процессе вывоза отходов с жилых территорий. Город и его жители не должны пострадать от действий или бездействия регионального оператора.

На случай неблагоприятного развития ситуации мы в самом начале реформы предусмотрели возможность для региональных властей вводить временные модели оказания услуг. В данном случае, до разрешения вопроса с региональным оператором, в работу должны включиться муниципальные или региональные службы.

Потому что два или три дня бездействия, действительно, могут привести к «мусорному коллапсу». Также недопустимо, когда спор двух хозяйствующих субъектов становится причиной ухудшения положения во всем городе. Все спорные ситуации должны решаться без ущерба для населения», — заявил министр.

В Минприроды напомнили, что федеральный закон «Об отходах производства и потребления» наделил субъекты РФ правом в случае отсутствия регионального оператора, досрочного прекращения деятельности регоператора, в том числе в случае его отказа от деятельности, привлекать к оказанию услуги лицензированные муниципальные или государственные предприятия.

По данным Znak.com, в ночь на 11 ноября власти Бийска ввели режим чрезвычайной ситуации.

«Распоряжение о введении режима ЧС уже подписано, он введен с 00:00 местного времени 11 ноября. Такие меры пришлось принять из-за мусорной ситуации в городе и ухудшения санитарно-эпидемиологической ситуации», — сказали в мэрии города.

Там отметили, что причиной сложившейся ситуации стало обилие мусора в городе из-за конфликта между региональным оператором, который работает в Бийске, и распорядителями Бийского полигона в части размещения отходов.

Мусорная реформа

Реформа обращения с твердыми коммунальными отходами началась в России 1 января 2019 года.

Ответственность за вывоз мусора перешла от разрозненных мелких компаний к крупным региональным операторам, отобранным правительствами субъектов России по конкурсу.

Ее должны были запустить все регионы, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, которые воспользовались исключительной возможностью отсрочить переход на новую систему до 2022 года.

По последним данным Российского экологического оператора (РЭО), 10 регионов не успевают войти в реформу до конца 2019 года.

Это Приморский, Забайкальский и Хабаровский края, Архангельская, Владимирская, Курганская области, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Москва и Санкт-Петербург. По итогам сентября из перечня исключена Рязанская область.

Еще семь субъектов только частично перешли на новую систему: Воронежская, Магаданская, Саратовская, Ульяновская области, Краснодарский и Красноярский края и Марий Эл.

Целевые показатели реформы мусорной отрасли в России заложены в нацпроект «Экология»: доля обрабатываемого мусора к 2024 году должна увеличиться с 12 до 60%, а перерабатываемого — с 7 до 36%.

В конце января 2019 года вице-премьер России Алексей Гордеев назвал новый приоритет реформы — переход на раздельный сбор отходов до конца 2019 года, а 29 марта Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обозначил еще один приоритет — отказ от нормативов в пользу оплаты вывоза фактически образованного мусора.

Два года мусорной реформе в России: одно почистили, другое провалили

Завершается второй год действия мусорной реформы. За это время в стране должны были ликвидировать свалки и установить во всех дворах раздельные контейнеры для сбора мусора, а также определить региональных операторов.

Сегодня чиновники и эксперты признают: реформа движется, но не такими темпами, как планировалось. Операторов созданы, контейнеры кое-где поставлены. Но свалки как были, так и остались. Одно лишь осталось неизменно: коммунальные тарифы растут строго по плану.

Так чем же стала для страны мусорная реформа: спасением или провалом? Выяснял «ФедералПресс».

Читайте также:  Существуют ли кредиты на ремонт квартиры в новостройке?

Благими намерениями

Мусорная реформа в России действует с января 2019 года. Власти, наконец, задумались о ликвидации незаконных свалок и переходе на раздельный сбор отходов и их сортировку, о переработке вторсырья. Старые полигоны должны рекультивировать, а на местах приемки отходов возвести сортировочные и перерабатывающие заводы.

Всего по итогам реформы должно остаться не больше 300 полигонов. Убирать будут в первую очередь старые свалки, не включенные в госреестр объектов размещения отходов, а также расположенные возле аэропортов.

Напомним, согласно нацпроекту «Экология», на комплексную систему обращения с отходами до 2024 года будет выделено 292,2 млрд рублей, в том числе для создания инфраструктуры для обращения с отходам 1-2 классов опасности 36, миллиарда.

Но радость экологов продлилась недолго. Осенняя проверка Счетной палаты показала, что мощности мусорных полигонов в 17 субъектах будут исчерпаны до 2022 года. Более 90% отходов по-прежнему отправляется на устаревшие полигоны.

При этом все объекты обращения с ТКО должны быть отражены в территориальных схемах субъектов и в федеральной схеме, которая до конца еще не доработана.

По данным РЭО, в 34 субъектах процедуры завершены, «остались только сложные регионы, где есть конфликты в части строительства объектов».

Например, в Свердловской области до сих пор не определена площадка для размещения отходов из екатеринбургской агломерации. Еще даже не выбран инвестор для строительства этой инфраструктуры.

Независимый эксперт Анатолий Кузнецов напоминает, что власти обещали выделить на организацию новой схемы обращения с бытовыми отходами 100 млрд рублей, а добирать необходимую сумму планировалось частными инвестициями. «Очевидно, что именно переработка требует самых больших вложений и, конечно, за счет уменьшения прибыли бенефициаров сферы обращения с отходами», – считает Кузнецов.

Бенефициарами эксперт называет семью экс-генпрокурора Юрия Чайки и главу Ростеха Сергея Чемезова. Так, на днях стало известно, что «Роснано» продаст «Ростеху» и его «дочке» «РТ-инвест» 33,9% доли в Первом экологическом фонде, который строит несколько крупных мусоросжигательных заводов в регионах страны.

По мнению председателя Межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фонд» Олега Иванова, правительство прилагает усилия для упорядочивания взаимоотношений внутри «мусорной» сферы, «в которой идет борьба технологий и лоббистов».

«Пока отстраивается система вторичного использования полезных фракций ТКО, главный вопрос будет состоять в том, сжигать или захоранивать. Это перспектива ближайших десяти лет, поэтому требовать от 2020 года прорыва в мусорной реформе было бы наивно», – уверен Иванов.

Первые ласточки

Мусорная реформа обернулась во многих регионах скандалами и недовольством населения. Конечно же, все из-за резкого скачка тарифов. Да такого, что даже бизнес говорит: пора бы остановиться.

Так, директор Ассоциации жилищных организаций Белгородской области Игорь Волабуев считает, что увеличение нормы на накопление мусора гражданами в ряде случаев необоснованное.

«Мы видим, что порой начисляется плата, а в квартире никто не проживает, и мусор фактически не накапливается», – отметил Волабуев.

Кроме того, предприниматели предложили сократить тарифы за вывоз мусора для населения на 40%. Даже придумали, как: в ассоциации производителей упаковки, электроники и шин считают, что можно перенести расходы по переработке упаковки и товаров, отслуживших свое, на предпринимателей, сократив за счет этого коммунальную плату.

И чиновники услышали. Вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что граждане не должны столкнуться с повышением тарифов.

Наоборот, по ее мнению, при правильном использовании технологии раздельного сбора мусора, тарифы для населения должны снижаться».

А заместитель главы ППК «РЭО» Алексей Макрушин уже объявил, что с января тарифы на вывоз мусора повышаться не будут, а произойдет это 1 июля 2021 года.

Есть и другие положительные моменты в реализации мусорной реформы. Так, по поручению президента промзона Дзержинска в Нижегородской области избавилась от свалки промышленных отходов «Черная дыра», полигона ТБО «Игумново» и шламонакопителя «Белое море».

И это лишь часть масштабных мероприятий, которые зафиксированы в нацпроекте «Экология». В целом, работы на нижегородских объектах стали своего рода полигоном для отладки механизма и поисков решения давно назревшей проблемы, который проверил контрольный орган.

Однозначным плюсом последних двух лет эколог Дмитрий Левашов считает экотехнопарки, созданные на предприятиях. «Правда, это не напрямую относится к мусорной реформе, – отмечает эксперт. – Бизнес как занимался санитарной очисткой населенных пунктов, чисткой и заготовкой вторсырья, так это и делает без серьезных вливаний со стороны государства».

Исполнительный директор национального центра эколого-эпидемиологической безопасности, член Общественного совета при Росприроднадзоре Владислав Жуков полагает, что «одним из основных позитивных показателей является то, что отрасль вышла из теневого сектора, в котором она «прозябала» с начала девяностых, по крайней мере, появилась в понятном правовом поле». Кроме того, сейчас рынок стал понятным. «Рынок обращения с отходами оценивается в сумму 200 млрд рублей в год. Мы знаем, сколько средств в обороте, кто игроки на рынке, и устанавливаем правила игры. Считаю это наиболее позитивным результатом хода реформы», – говорит эксперт.

По мнению независимого эксперта Анатолия Кузнецова, «наверху», наконец, занялись острейшей проблемой, а «внизу» растет гражданское экологическое сознание.

Ошибки надо исправлять

Между тем аудиторы Счетной палаты РФ, которые этой осенью представили доклад о реализации мусорной реформы, считают, что существенных изменений в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) пока нет. Контрольное ведомство выявило ряд недоработок и в пилотных проектах, например, недостаточный объем проведенных работ.

Директор Ассоциации жилищных организаций Белгородской области Игорь Волабуев и вовсе считает мусорную реформу провальной. «Были намечены точечные дворовые проекты по раздельному сбору мусора.

Управляющие компании разъясняли жителям необходимость сортировать мусор, им пообещали снизить оплату за обращение с ТКО.

Но все это мгновенно прервалось, когда люди увидели, что все контейнеры с разделенным мусором загружаются в один мусоровоз с одной емкостью», – заметил Волабуев.

Эксперт также обратил внимание на нехватку обеспечения контейнерным парком, особенно в частном секторе. По новым правилам региональный оператор обязан сначала приобрести контейнеры. По словам Игоря Волабуева, регоператоры порой отказываются вывозить листву и ветки без дополнительной платы, хотя эти виды отходов входят в состав ТКО и в силу закона должны вывозиться бесплатно.

По мнению эколога Дмитрия Левашова, реформа провалилась, например, в плане снижения платежей при сдаче вторсырья, потому что полтора года только платили больше, а по качеству услуга лучше не стала.

«Основная масса денег оседает в карманах регоператоров с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, – сообщил эксперт.

– В целом ситуация далека от идеала, который нам был обещан, когда страна входила в мусорную реформу в январе 2019 года».

Эксперт Владислав Жуков рассказал об экономической проблеме. «Не хватает денег, которые можно привлечь к созданию индустриальной переработки отходов.

Мы думали, что это прибыльный сегмент, но видим, что бизнес не горит желанием инвестировать в рискованную сферу сбора и переработки ТКО.

Государство должно взять на себя основное бремя по созданию первоочередной инфраструктуры обращения с отходами», – считает Жуков.

И, конечно, проблема в кадрах. По словам Жукова, на каждом предприятии должны быть аккредитованные специалисты.

Не заработал до сих пор и принцип расширенной ответственности производителей (РОП). Владислав Жуков считает, что допущен ряд ошибок, в том числе разрешена индивидуальная переработка отходов для производителей. Это замедлило рост экологических сборов и создало спекулятивную возможность для недобросовестных предприятий.

Депутат Мосгордумы Евгений Ступин считает, что в сфере обращения с отходами стало даже хуже, чем до реформы. «Рынок в регионах монополизирован, что сказалось на качестве услуг.

Где-то на местах вообще возник коллапс с вывозом мусора.

Очевидно, что нужны были другие цели – переработка и предупреждение образования отходов, а также ответственность чиновников за несоблюдение этих требований», – убежден Ступин.

А административные проблемы идут с «головы». Как отмечает независимый эксперт Анатолий Кузнецов, глава РЭО Денис Буцаев, который, напомним, уже второй раз назначен на этот пост, «не смог привлечь инвестиции в достаточном объеме в силу недостатка аппаратного веса».

«В итоге, региональные операторы в боях с местным населением осваивали с переменным успехом участки для новых полигонов. при этом зачастую не выполняя обещаний по рекультивации действующих свалок.

По-моему, сегодня ни один регион так и не может похвастаться более-менее выстроенной технологической линией должного обращения с отходами», – считает Кузнецов.

Зампредседателя Российской экологической партии «Зеленые» Алексей Гусенков считает, что новая отрасль обращения с отходами, на которую надеялись эксперты, так и не появилась.

«Сама пертурбация в руководстве РЭО показывает, что реформа удалась слабо. Наверное, на бизнесе нет необходимой ответственности.

Нужно привлекать экологов для управленческих решений, а иностранных инвесторов – в саму инфраструктуру переработки ТКО», – полагает Гусенков.

Что дальше?

Толчком для активизации мусорной реформы, по мнению эколога Дмитрия Левашова, может стать снижение субсидирования регоператоров и улучшение закона о расширенной ответственности производителей. «Должен быть механизм, который заставит все заинтересованные стороны собирать и направлять на переработку упаковку и другие подобные отходы», – полагает эксперт.

Реперные точки определил эколог Владислав Жуков. «Понимаем, что в год образуется 70 млн тонн отходов. Ставим цель к 2024 году до 60% увеличить сортировку и до 30% возвращать на вторичное использование. Кроме того, надо принять закон о вторичных материальных ресурсах, который позволит создать условия для отходов как сырья, а не бесполезного мусора», – сообщил Жуков.

Зампредседателя «Зеленых» Алексей Гусенков, напротив, считает, что государство должно помогать бизнесу субсидиями, налогами и коммуникациями.

Как отмечает председатель «Зеленого фонда» Олег Иванов, нельзя «подгонять» все регионы под общий шаблон в федеральной схеме обращения с отходами. Нужно выбрать наиболее оптимальные технологии для каждого субъекта.

А, по мнению эксперта Анатолия Кузнецова, нацпроект «Экология» будет буксовать до тех пор, «пока не очистят от привычных «распилов» всю вертикаль операторов».

ФедералПресс / Юлия Иванцева

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *