Мешают ли долги за коммуналку поставить счетчики?

Наниматели социального жилья обязаны платить за потребляемые коммунальные ресурсы, а собственник – оснастить помещения ИПУ. Рассказываем о позиции ВС РФ по вопросу, кто должен платить за КУ, если из-за отсутствия счётчика при расчёте платы за услуги исполнитель услуг применяет повышающий коэффициент.

При отсутствии ИПУ в расчётах применяется норматив и повышающий коэффициент

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 80 ПП РФ № 354, плата за коммунальные услуги рассчитывается на основании показаний установленных индивидуальных приборов учёта, а при отсутствии счётчиков – исходя из нормативов потребления, которые утверждает субъект РФ.

Установить ИПУ должен собственник помещения (п. 81 ПП РФ № 354). В случае, если в квартире есть техническая возможность это сделать, но владелец квартиры такую обязанность не исполнил, то исполнитель коммунальной услуги при расчётах применяет к нормативу повышающий коэффициент 1,5 (абз. 3 п. 42 ПП РФ № 354).

Если жилое помещение в многоквартирном доме, принадлежащее муниципальному жилфонду, сдано по договору социального найма, то муниципалитет обязан выполнять возложенные на него ЖК РФ как на собственника обязанности, в том числе оснащать квартиры ИПУ (ч. 3 ст. 65 ЖК РФ). Наниматель соцжилья со своей стороны обязан вовремя и в полном объёме оплачивать коммунальные и жилищные услуги (п. 5 ч. 3 ст. 67 ЖК РФ).

Получается, что, если собственник муниципального жилья не исполняет обязанность по установке ИПУ, то наниматель такой квартиры получает квитанции с завышенными суммами платы за коммунальный ресурс и обязан её оплатить.

Мешают ли долги за коммуналку поставить счетчики?Что нужно знать о проверке и замене приборов учёта электроэнергии

Муниципалитет отказался платить за последствия неустановки ИПУ в квартирах

С такой ситуацией столкнулась одна из управляющих организаций Санкт-Петербурга. УО, рассудив, что муниципалитет несёт ответственность за неустановку приборов учёта, выставила в адрес казённого жилищного агентства, которое отвечает за муниципальный жилфонд, счёт на 615 тысяч рублей.

Эта сумма являлась разницей между стоимостью объёма электроэнергии, рассчитанного исходя из норматива с применением повышающего коэффициента, и стоимостью ресурса, которая была рассчитана только исходя из норматива, и выставлен к оплате нанимателям социальных квартир.

Жилищное агентство, равно как и муниципалитет, оплатить счета отказалось, сославшись на то, что с момента подписания договора соцнайма плату за коммунальные услуги обязаны вносить наниматели жилых помещений.

Обеспечить установку ИПУ в социальном жилом фонде должен его собственник

Управляющая организация подала в суд иск с требованием взыскать с казённого учреждения, которое представляет интересы администрации города как собственника многоквартирных домов, сумму задолженности (дело № А56-18735/2018).

Суд первой инстанции встал на сторону управляющей организации. Поскольку муниципалитет является собственником помещений в многоквартирном доме, то именно он должен был обеспечить установку в жилых помещениях ИПУ. Ответчики не смогли предоставить документы, подтверждающие, что это технически невозможно.

Управляющая организация имела право вести расчёты с применением повышающего коэффициента, и именно муниципалитет должен оплатить разницу в начислениях с применением повышающего коэффициента и без него.

Суд решил, что казённое учреждение, отвечающее за социальный жилфонд и представляющее администрацию Санкт-Петербурга, обязано оплатить задолженность.

Кто платит за ошибку при определении разрядности прибора учёта

За ЖКУ с момента заключения договора социального найма платят наниматели

Жилищное агентство не согласилось с решением суда и подало апелляцию. В жалобе учреждение указывало на то, что не является собственником помещений или потребителем коммунальных услуг. Выставление в его адрес счетов за КУ неправомерно.

Также агентство утверждало, что нельзя выставить такие счета в адрес публичного собственника – города Санкт-Петербурга, так как у него нет обязанности оплачивать коммунальные услуги в помещениях, сданных по договорам социального найма. При этом администрация ежегодно выделяет средства на установку в муниципальных квартирах ИПУ.

Апелляционный суд, рассматривая доводы сторон, указал на то, что обязанность платить за ЖКУ возникает у нанимателя соцжилья в момент заключения договора соцнайма (п. 1 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).

До заселения такой квартиры расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы госвласти или местного самоуправления, в том числе уполномоченные ими лица. Поскольку спорные многоквартирные дома полностью заселены, то за коммунальные услуги в жилых помещениях обязаны платить наниматели квартир (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Также суд отметил, что при применении в расчётах платы повышающего коэффициента УО была обязана указывать это в платёжных документах и направлять такие счета в адрес жилищного агентства (пп. «г(1)» п. 69 ПП РФ № 354). Управляющая организация не смогла доказать суду, что выполняла эту обязанность.

К тому же, как отметил суд, РСО не предъявляла управляющей организации требования к оплате поставленного ресурса с применением повышающего коэффициента из-за отсутствия в жилых помещениях ИПУ. Ответчик же предоставил суду доказательства того, что агентство запрашивало бюджетные средства на установку в МКД приборов учёта, то есть предпринимало меры по выполнению требований закона.

Апелляционный суд посчитал, что жилищное агентство нарушило требования законодательства об установке ИПУ, поэтому решение первой инстанции было отменено.

Публичный собственник не обязан оплачивать ЖКУ после заключения договора соцнайма

Спор перешёл в суд кассационной инстанции, но и тут управляющая организация не смогла доказать, что именно муниципалитет или его представитель, а не наниматели помещений, обязан оплатить предъявленную сумму задолженности.

Суд поддержал выводы, сделанные апелляционной инстанцией, а также подчеркнул, что законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (п.п. 42, 69 ПП РФ № 354).

Вся сумма к оплате начисляется в адрес потребителя коммунальной услуги.

После заселения социального жилья платить за КУ обязан наниматель помещения, а не орган государственной власти или муниципалитет, которые являются собственниками помещений (ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 155 ЖК РФ).

Взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника в такой ситуации невозможно, ведь он не пользуется жилым помещением и коммунальными услугами.

Мешают ли долги за коммуналку поставить счетчики?Приватизация и оплата капремонта бывшим наймодателем соцжилья

При отсутствии ИПУ наниматель оплачивает норматив, а собственник соцжилья – повышающий коэффициент

Точку в споре управляющей организации и муниципалитета об оплате повышающего коэффициента поставил Верховный суд РФ, куда УО подала жалобу.

ВС РФ проанализировал решения всех предыдущих судов и пришёл к следующим выводам:

  1. Собственники помещений должны были установить в них ИПУ до 1 января 2011 года (ч. 4 ст. 13 № 261-ФЗ, п. 81 ПП РФ № 354). Такая обязанность возложена на всех владельцев помещений в МКД независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилфонду и использует ли собственник это помещение для проживания или сдает это помещения внаём.
  2. Повышающий коэффициент применяется при расчётах платы за коммунальный ресурс для помещений, в которых не установлены ИПУ. Исключение – наличие акта обследования об отсутствии технической возможности поставить счётчик (п. 42 ПП РФ № 354).

Жилищное агентство, против которого подала иск УО, является представителем собственника спорных помещений. Учреждение не представило суду доказательств, что в жилых помещениях нет объективной возможности установить ИПУ.

ВС РФ согласился с выводами суда первой инстанции о том, что нельзя возложить последствия за неустановку счётчиков на нанимателей жилых помещений: они не обязаны оснащать квартиры приборами учёта и не уполномочены самостоятельно принимать об этом решения. Следовательно, управляющая организация не может в силу закона возложить на них обязанность по оплате повышающего коэффициента.

ВС РФ отменил решения, принятые судами апелляционной и кассационной инстанций, и определил, чтобы жилищное агентство выплатило в адрес управляющей организации сумму задолженности согласно решению суда первой инстанции.

Запомнить

Управляющая организация как исполнитель коммунальной услуги имеет право применять при расчётах повышающий коэффициент в соответствии с п. 42 ПП РФ № 354, если:

  • помещение не оснащено индивидуальным прибором учёта коммунальных ресурсов;
  • отсутствует акт, подтверждающий, что установить ИПУ технически невозможно.

Если помещение входит в государственный или муниципальный жилищный фонд, то обязанность оснастить помещения счётчиками лежит на собственнике – органе государственной или муниципальной власти.

Следовательно, как отметил ВС РФ, именно публичный собственник должен оплатить разницу между стоимостью ресурса, рассчитанной с применением повышающего коэффициента, и суммой, начисленной нанимателям помещений исходя из норматива потребления. Жители муниципальной квартиры не должны нести материальной ответственности за невыполнение собственником жилфонда его обязанностей.

Погашение долга при установке счетчика на воду

В соответствии с Постановлением Региональной энергетической комиссии г. Москвы № 75 от года в сфере водоснабжения и водоотведения на 2009 год> с года утверждаются и вводятся в действие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения:

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от года № 1112-ПП Об утверждении цен, ставок и тарифов для населения на 2009 год тарифы на горячее водоснабжение при наличии приборов учета воды составят:

Что такое «МОСКОВСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ»?

Московские чиновники издали документ со сложным названием: «ПЕРЕЧЕНЬ индивидуальных приборов учета объемов потребляемых ресурсов (холодной и горячей воды), рекомендованных в рамках выполнения городского заказа и для внедрения в жилищном фонде города Москвы».

Несмотря на слово «рекомендованных», данный перечень носит фактически запретительный характер, ограничивает права граждан и свободную рыночную конкуренцию производителей. Эти права на словах признаются чиновниками (см.

например пояснения Александра Михайловича Варева на портале городских новостей ). Однако само Государственное учреждение «Инженерная служба города Москвы», руководителем которой является г-н Варев, презентует данный Перечень на своем официальном сайте.

Зачастую данный Перечень можно найти и на досках информации районных ЕРЦ.

Де-юро гражданин имеет право приобрести и установить любой водосчетчик, прошедший процедуру государственной сертификации и внесенный в Государственный Реестр средств измерений, подтверждением чего является Сертификат (с недавних пор — Свидетельство) об утверждении типа СИ.

Де-факто гражданин лишен такой возможности, так как ему предложен некий список отобранных по неизвестным критериям производителей, а «местные» монтажные организации вообще ограничивают этот выбор до одного типа счетчиков, с которым они работают, и отказываются монтировать и принимать в эксплуатацию другие.

Если существование такого Перечня оправдано для так называемых бюджетных установок, т.е. в рамках выполнения городского заказа, то для коммерческих установок (за деньги собственников жилья) — это абсолютно противозаконно.

Также для компетентных людей давно не секрет, что сегодня Перечень наполовину состоит из низкопробной продукции китайского производства, то есть даже благую ограничительную функцию данный документ уже давно перестал выполнять.

Московское Правительство своим Постановлением за года утвердило требования к индивидуальным приборам учета в городе Москве. И хотя многие положения этого документа спорны, тем не менее Правительство города вправе их устанавливать, так как отвечает за сбор и обработку данных, сведение балансов, выставление счетов и т.п.

Ограничивать же круг производителей, предлагающих на рынке счетчики, прошедшие государственную сертификацию и по техническим параметрам соответствующие требованиям Постановления, оно не вправе.

Поэтому у каждого гражданина остается выбор: либо согласиться и заплатить деньги за установку китайского счетчика, либо выбрать самому сертифицированный прибор учета и отстаивать свои законные права.

Подборка наиболее важных документов по запросу Оплата за воду по счетчику (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты. Оплата за воду по счетчику

Статьи, комментарии, ответы на вопросы. Оплата за воду по счетчику

Статья: Спор о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (на основании судебной практики Московского городского суда)

Читайте также:  Власти москвы подняли кадастровую стоимость некоторых крупных коммерческих объектов

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Судебная практика. Оплата за воду по счетчику

  • Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от N Ф07-102/2015 по делу N А26-3594/2014
  • Требование: Об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа.
  • Обстоятельства: Признаны незаконными действия управляющей компании, выразившиеся во взимании с собственника помещения в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении компании, платы за опломбировку приборов учета воды и электроэнергии.
  • Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку компания занимает доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами и выступает исполнителем коммунальных услуг, ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы. АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
  • Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)
  • Постановление Арбитражного суда Уральского округа от N Ф09-7784/14 по делу N А50-20649/2013
  • Требование: О взыскании задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, коммунальных услуг.
  • Обстоятельства: Оказанные управляющей организацией услуги не оплачены.

Источники: http://www.yurist-online.net/article/642/zakon-ob-ustanovke-schetchikov-vodyi-poryadok-ustanovki, http://housing.joosy.ru/questions/627726, http://www.bmeters.ru/ustanovka.htm, http://www.consultant.ru/law/podborki/oplata_za_vodu_po_schetchiku/

Может ли УК / ТСЖ сделать перерасчет по счетчику, если потребитель два года платил по нормативу (хотя счетчик был установлен)?

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

1.
ahmadeev   [05.02.2012 18:45] 
[Материал]

Хорошо, я обязана платить по счетчику, а как я могу быть уверена, что те первоначальные показания которые имеются в ТСЖ мои. Я при заселении ничего не подавала. И вообще исправен ли был счетчик до перепрограммирования. У меня нет на руках ни первоначальных показаний (даже если они есть в ТСЖ, то явно без моей подписи), ни акта ввода в эксплуатацию прибора учета. Я живу одна с маленьким ребенком, нас весь день нет дома, мы не могли тратить больше норматива. А может это рабочие нажгли во время ремонта (дом сдавался с чистовой отделкой), а я теперь должна платить. Как проверить? Какими документами и у кого?
Ответ:Рекомендую обратиться с письменным заявлением в ТСЖ, сославшись на пп. «р» п. 49 Правил: исполнитель по требованию потребителя обязан произвести сверку платы и выдать подтверждающие документы.

2.
Ольга   [16.08.2012 11:34] 
[Материал]

Мой друг купил квартиру в 2009 году. В квартире установлены счетчики горячей, холодной воды и тепла. Он ни разу не подавал показания по счетчикам, платил по нормативам. В августе 2012г наконец-то передал показания счетчиков. Имеет ли он право на перерасчет и за какой период. Если да, то какие документы необходимы на перерасчет. Заранее благодарна.

3.
Кирилл   [21.08.2012 14:42] 
[Материал]

по комментарию ahmadeev [05.02.2012, 17:45] : ответ: действительно, исполнитель обязан хранить журнал показаний индивидуал. и коллектив.приборов учёта, предъявлять его по первому требованию в течение раб.дня. подпись потребителя при «первичном снятии» показаний прибора учёта не требуется законом или иным прав.актом.

4.
Кирилл (г.Владимир)   [21.08.2012 14:48] 
[Материал]

по комментарию Ольга [16.08.2012, 10:34] : ответ: не совсем ясно, что Вы понимаете под словом «перерасчёт» в Вашем запросе. документы никакие не требуются, если Вы уточняете показания средства измерения или переходите на расчёты по прибору учета. если про период временного отсутствия (более 5 дней подряд не считая дня отъезда и дня приезда) — то любые подтверждающие документы с датой и именем составителя документа (командировочные — служ.задание, приказ о направлении, команд.удостоверение, больничные, билеты на поезда, показания свидетелей в письм.форме, иные документы…) — главное дата и подпись или штампы уполномоченных лиц (билеты вовсе могут не содержать подписи, но будут в штамповой форме или клише…). но врем.отсутствие — только при отсутствии индивид.приборов учета. предполагается, коль скоро у вас уже имеются индив.приб.учёта эл-ва, воды, газа, то и перерасчёта по отсутсвию жителя не будет. общедомовые нужды платим всегда. помним о норме части 11 статьи 155 Жилищ.кодекса Росс.Фед. (не используешь жильё — все равно плати). журналы показаний приборов хранит исполнитель. выписку обязан предоставить в течение раб.дня. равно как и все раскрытие информации в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями… по постановл.Правит-ва Росс.Фед. от 23.09.2010 № 731.

5.
Al-7 (Al-7)
  [28.10.2012 01:39] 
[Материал]

Анна

Не опломбировали счётчик? Не платите!

В сегодняшней статье речь пойдёт о приборах, расположенных практически в каждом современном доме, в том числе, наверняка, и в вашем — о приборах учёта, или, попросту говоря, счётчиках. Именно на основании их показаний рассчитывается ваша задолженность по оплате потреблённой электроэнергии, горячей и холодной воды.

Если прибор учёта отсутствует или неисправен, то задолженность рассчитывается по формулам исходя из средних тарифов на соответствующий коммунальный ресурс, без учёта фактического объёма потребления. Неисправным считается, в том числе, счётчик, не опломбированный и не введённый в эксплуатацию в установленном законом порядке.

Проще говоря, если управляющая компания забыла опломбировать вам счётчик или целостность пломбы на нём была нарушена, вы имеете право вообще игнорировать показания такого счётчика и оплачивать потреблённые электричество и воду по средним тарифам.

Ссылаться в суде на показания неопломбированного счётчика с целью взыскания с вас задолженности по оплате коммунальных услуг управляющая компания не вправе.

Разберём эту ситуацию на примере одного судебного дела из моей собственной практики (дело №2-6796/2015, рассматривалось Выборгским районным судом Санкт-Петербурга).

Гражданин Борисов (все фамилии в статье изменены) продал свою квартиру гражданке Ефремовой. Задолженность по оплате коммунальных услуг к моменту передачи квартиры была Борисовым полностью погашена.

Однако, некоторое время спустя обнаружилось, что за квартирой числится-таки задолженность в сумме больше 90 тысяч рублей. Образовалась она потому, что Борисов всё это время ни разу не сдавал в ТСЖ показания счётчиков, а платил за потребляемые ресурсы по фиксированным средним тарифам.

Ефремова, в свою очередь, приобретя квартиру и «считая себя законопослушным гражданином», вовремя предоставила в ТСЖ показания счётчиков, после чего автоматическая вычислительная система расчётного центра перерасчитала сумму задолженности, так как показания счётчиков ранее не сдавались.

ТСЖ «Мурёнка» (название изменено) обратилось в суд с требованием о взыскании с Борисова суммы образовавшейся задолженности.

Вместе с тем, ТСЖ «Мурёнка» было известно, что счётчики в квартире не опломбированы — об этом был составлен соответствующий акт, но уже после того, как собственником квартиры стала Ефремова.

В своём иске ТСЖ ссылалось на пункт 52 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее — Постановление №307), согласно которому потребитель обязан использовать приборы учёта в целях учёта подаваемых ему коммунальных ресурсов. Согласно пункту 16 того же Постановления, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний квартирных приборов учёта.

Ответчик Борисов с иском не согласился и просил в иске полностью отказать, приведя в обоснование своей позиции пункт 31 того же Постановления, по смыслу которому, в случае неисправности индивидуального прибора учета или по истечении срока его поверки, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с фиксированными средними тарифами.

Кроме того, согласно пункту 81(12) Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Постановление №354) устанавливает, чтоприбор учета считается вышедшим из строя, в частности, в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.

  • Согласно пункту 55 Постановления 354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, используемых для подогрева холодной воды, объем потребления таких коммунальных ресурсов определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных для потребителей, проживающих в жилых помещениях при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.
  • В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Также, пунктами 59-60 Постановления №354 установлено, что в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услугс применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.

2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (то есть, опять же по средним тарифам. — С.Ч.).

  1. В соответствии с частью 9 той же статьи, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
  2. В соответствии с частью 10 той же статьи, данные организации обязаны предоставить собственникам жилых домов предложения об оснащении объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.
  3. Никаких предложений об оснащении квартиры приборами учёта ответчику Борисову никогда не поступало.
  4. Кроме того, согласно части з) пункта 31 Постановления №354, исполнитель (в данном случае — ТСЖ) обязан уведомлять потребителей не реже 1 раза в квартал путем указания в платежных документах о сроках и порядке снятия потребителем показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и передачи сведений о показаниях исполнителю или уполномоченному им лицу.

Несмотря на то, что это было прямо предусмотрено законом, ТСЖ не уведомляло ответчика Борисова о необходимости снимать показания счётчиков, более того, направляло ему квитанции, в которых сумма задолженности была рассчитана, исходя из средних тарифов. Таким образом, ответчик правомерно считал себя обязанным оплачивать коммунальные услуги в том объёме, в каком этого от него требовало ТСЖ, и эту обязанность добросовестно выполнял.

В итоге, в иске было частично отказано — истец не смог доказать, что счётчики горячей и холодной воды действительно были опломбированы в спорный период.

Как указал суд в своём решении, несмотря на то, что счётчики были переданы ответчику, опломбированы и приняты на коммерческий учёт они были позднее, уже когда собственницей квартиры стала гражданка Ефремова.

 Ответчиком за период его владения квартирой производилась оплата холодной и горячей воды в соответствии с установленными тарифами, и суд признал это правильным, так как счётчики холодной и горячей воды не были должным образом опломбированы и приняты на коммерческий учёт.

  • Таким образом, сумму задолженности получилось уменьшить практически вдвое.
  • ————————————————————————————————————-
  • Оригинал статьи: http://chaspravosud.ru/blog/sud/plomba/

ВАЖНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ от 19.06.2017 г.:

1) Уважаемые граждане! Все вопросы по статье прошу направлять на е-мэйл, он указан у меня в профиле. Не всегда имею возможность оперативно прочесть комментарий здесь, в блоге.

2) Законодательные акты, приводимые в данной статье, в 2016-2017 годах были изменены, вследствие чего статья нуждается в серьёзных обновлениях, которые непременно последуют чуть позднее.

Что означает коммунальные платежи включены кроме счетчиков

Почти любой человек сталкивался с необходимостью либо снять, либо сдать квартиру на какое-то время. Поиск подходящего варианта происходит по-разному: кто-то ищет через знакомых, кто-то с помощью объявлений… Нашлась – что дальше? А далее будущий квартирант договаривается с хозяевами, во время разговора звучит фраза: «Коммунальные платежи включены, кроме счетчиков». Что же это значит?

Что подразумевается при аренде жилья

Снимая жилье, человек рассчитывает на какой-то минимум бытовых удобств – вода, электроэнергия, газ, отопление. Если дом многоэтажный, сдаваемая квартира не на первом-втором этаже, важен исправно работающий лифт.

Стоимость зависит от условий сдачи:

  • с мебелью или без нее сдается жилплощадь;
  • ремонт в квартире: если помещения нуждаются, чтобы к ним «приложили руки», то арендная плата должна существенно снижаться (по договоренности с хозяевами стоимость затраченных материалов может учитываться как вносимая плата за жилье);
  • состояние необходимой сантехники, бытовой техники (плиты, например).

Влияют на сумму оплаты за аренду недвижимости окружающие факторы:

  1. Близость к станции метро.
  2. Наличие остановок общественного транспорта (при необходимости).
  3. Окружающая инфраструктура – есть ли рядом магазины, особенно продуктовые, подъездные пути к дому, тротуары, детская площадка и многое другое.
  4. Чистота в подъезде, если дом многоквартирный.
  5. Хорошие соседи – никому не хочется жить рядом с алкоголиками или квартирой-приютом для огромного количества бездомных животных.

Решающую роль играет размер платы за проживание.

Как взимается арендная плата за жилье

Размер платежа, срок аренды обговариваются с арендодателем при предварительном просмотре сдаваемого/ снимаемого жилья. Хорошо, если будет заключен договор с отражением взаимных договоренностей.

Оформление займет немного времени, но обезопасит обе стороны договора, позволяя избежать взаимных претензий.

Правильно, если хозяин временно зарегистрирует жильцов по месту проживания; стоит написать заявление управляющей компании о новых жильцах.

Оплата коммунальных платежей

Различают жилищные и коммунальные услуги.

Жилищные услуги

Оказываются, чтобы поддержать исправное состояние недвижимости; к ним относят плату за содержание жилья, взносы по капитальному ремонту, вывоз ТБО. Обычно бремя расходов по жилищным услугам лежит на арендодателе.

Коммунальные услуги

Подразумевают наличие благ для потребителей: водоснабжение, водоотведение, газ, электроэнергия, отопление. Если отопление обычно не зависит от съемщиков, то размер потребления, а, значит, и плата за них по остальным услугам очень сильно зависят от их бытовых привычек.

Вопрос об оплате коммунальных услуг обязательно должен звучать во время заключения договора; надо уточнить, входит ли в сумму аренды оплата за коммуналку.

И вот почему: если арендодатель не уведомит свою управляющую компанию о несоответствии количества проживающих, а затем будет установлен факт такого проживания, то с 1 числа месяца установления факта коммунальные платежи могут быть пересчитаны, закон же возлагает обязанность оплачивать коммунальные услуги фактического потребителя.

По адресу никто не прописан, а появился расход – поиск ответа может заставить управляющую компанию проверить проживающих, а деятельностью арендодателя могут заинтересоваться налоговые инспекторы.

Счетчики

Важно, установлены ли счетчики: для воды, на газ, по электроэнергии. Если собственник обязан, но не установил индивидуальные приборы учета, начисление платы за ресурс осуществляется с применением повышающего коэффициента (арендатор будет вынужден его оплачивать).

Фраза «коммунальные платежи, кроме счетчиков» обычно подразумевает, что собственник жилого помещения оплачивает все, что перечислено в квитанции за ЖКХ, кроме услуг, по которым есть приборы учета. Оплата по показаниям счетчиков в таком случае полностью на ответственности арендатора.

Один раз в месяц необходимо передавать управляющей компании показания приборов – стоит проговорить с арендодателем, кто передает такие данные (чаще это делает собственник, квартиросъемщик только возмещает ему начисленные платежи; если арендатор платит напрямую ресурсоснабжающей организации, то ему придется предъявлять квитанции об оплате хозяину жилья).

По счетчикам оплачивает сам арендатор – стоит зафиксировать текущие показания до момента начала аренды. По день окончания аренды проверяется соответствие фактического расхода заявленному и оплаченному потреблению.

Счета на оплату

Хотя счет для оплаты выписывается управляющими компаниями и приходит на имя собственника, это не обозначает, что только он несет ответственность за своевременную оплату коммунальных услуг.

Если есть заключенный договор, доказать, на ком лежит обязанность по внесению платы за использование коммунальных ресурсов, просто. В пункте 2 статьи 616 ГК[1] указана обязанность арендатора нести расходы на содержание имущества, а в х к ней указано, что данная статья позволяет арендатору и арендодателю распределить расходы по содержанию.

Статьей 614 ГК[2] предусмотрено, что арендная плата может устанавливаться в твердой сумме или меняться из-за ее составляющих (постоянной и переменной части – это могут быть коммунальные платежи).

В х к ст.614[2] говорится: если в договоре размер арендной платы отсутствует, то в случае судебного процесса договор будет считаться незаключенным. Даже при отсутствии договора – должным образом уплачивать за пользование ресурсами обязан в силу закона тот, кто использовал.

При поиске, выборе жилья для аренды или сдаче недвижимости стоит изучить не только предлагаемые варианты, но и законодательную базу – чтобы в дальнейшем не подвергать себя возможным неучтенным рискам, дополнительная предусмотрительность никому не помешает, а пойдет только на пользу, как арендатору, так и арендодателю.

1.пункте 2 статьи 616 ГК.

2.ст.614.

Можно ли поставить счетчики на воду если есть долги

anmbph/Depositphotos

Отвечает вице-президент ГК АРИН, руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

Счетчики может установить любой сантехник, но УК должна их принять и опломбировать. И потом начислять суммы по показаниям. Вполне понятна их позиция, почему они не хотят Вам помогать, пока Вы не оплатите свои долги.

Все дело в том, что сейчас они должны подать на Вас в суд, выиграть дело, отдать судебному приставу, списать с Вашего счета средства, и к этому времени у Вас уже опять будет задолженность. А им лень этим заниматься, и они пытаются с Вами договориться.

Заплатите долги и ставьте счетчик.

Инструкция: как узнать, есть ли у вас долги за ЖКУ?

Могу ли я продать квартиру с долгом за коммуналку?

Отвечает генеральный директор управляющей и эксплуатирующей компании «Высота-сервис» Ксения Шанкина:

Прежде всего отмечу, что Вы сможете установить индивидуальные приборы учета, пригласив мастера даже не из УК, которая обслуживает Ваш дом.

При этом взаимодействовать с представителями УК все же придется, в частности для того, чтобы перекрыть стояк для установки счетчика.

Выбирая приборы учета воды, обратите внимание, что модель должна быть внесена в Государственный реестр средств измерений, в противном случае Вы не сможете зарегистрировать прибор.

Управляющая компания должна пломбировать прибор учета водоснабжения бесплатно. Наличие задолженности по коммунальным платежам не является препятствием для пломбирования счетчика. Необходимо обратиться в УК с официальной заявкой. В случае, если Вы получите от УК письменный отказ опломбировать прибор учета воды, он может стать основанием для обращения в судебные инстанции.

По итогу пломбировки составляется акт ввода прибора в эксплуатацию с указанием номеров счетчиков, датой следующей поверки и начальных показаний. Начиная с этой даты, УК обязана начислять оплату в соответствии с показаниями счетчиков.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Вам необходимо в письменном виде уведомить управляющую компанию об установке приборов. Установка счетчиков никак не связана с долгами — их управляющая компания может взыскать долг в претензионном и далее судебном порядке.

Чем отличается управляющая компания от обслуживающей?

Могу ли я продать или обменять квартиру с долгом?

Отвечает руководитель отделения городской недвижимости «НДВ» Светлана Жукова:

Долги по оплате коммунальных услуг не являются препятствием для установки приборов учета.

Если управляющая компания отказывает в их установке, можно обратиться в любую коммерческую организацию, лицензированную на осуществление такой деятельности.

Долги по коммунальным платежам это не отменит, конечно, и пересмотру они также не подлежат, но принимать показания счетчиков с момента их установки УК будет обязана.

  Можно ли в контакте узнать кто был у тебя в гостях

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

Вам нужно письменно обратиться в УК с требованием установить приборы учета. Обращение должно быть в двух экземплярах, на одном из которых управляющая компания обязана поставить печать о принятии.

При отказе принимать письменное обращение необходимо отправить его по почте ценным письмом с описью вложения. Не существует таких оснований для отказа в постановке приборов учета, как наличие задолженности.

  • Текст подготовила Мария Гуреева
  • Не пропустите:
  • Все материалы рубрики «Хороший вопрос»
  • Как экономить воду и на воде?
  • Должна ли я платить за воду и газ в аварийном доме под снос?
  • Можно ли продавать квартиру с долгом по капремонту?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник

Добрый день, уважаемые читатели. Вы на канале VseSakony.ru, лучшем юридическом канале, на котором вы найдете ответы на сложные юридические вопросы доступным языком.

Отсутствие счетчика или по-научному прибора учета, может дорого обойтись владельцу квартиры или другого жилого помещения.

Получается так по тому, что в случае его отсутствия владельцу придется оплатить потребляемые ресурсы по установленным коэффициентам, что значительно дороже.

Правда и установка счетчика удовольствие не из дешевых. Его нужно купить, установить и в последствии проводить поверку, что тоже требует денежных вложений.

Согласно действующему законодательству обязательными к установке являются счетчики на электричество и воду. В случае если они отсутствуют, то оплата за свет и воду будет проводиться по нормативу, который в данном случае увеличивается на 1,5 раза.

Кроме того, если в случае проверки будет установлено, что в работу счетчика было «вмешательство», например, сорвана пломба, то оплата будет увеличена в 10 раз. Согласитесь — это уже существенно.

За «вмешательство» в работу счетчика предусмотрен штраф.

Счетчики на газ являются обязательными, только в случае, если расход превышает 2 кубических метра в час или же если газ используется для отопления жилого помещения. Счетчики тепла обязательны для установки только в многоквартирных домах.

  1. За отсутствие необходимых приборов учета собственник помещения несет ответственность, которая выражается в денежном эквиваленте.
  2. Теперь хозяевам квартир будет дышать немного легче.
  3. Минстрой России издал приказ с принятием которого, собственник может избежать ответственности за отсутствие приборов учета, если докажет, что у него отсутствует техническая возможность их установки.
  4. Случаи, в которых эта невозможность имеет место, устанавливаются следующие:

1. Прибор учета не возможно установить если для этого потребуется реконструкция, капитальный ремонт помещения или оборудование новой инженерной системы.

При этом необходимость переоборудования щитов или шкафов, в которых эти самые счетчики располагаются не является препятствием для их установки.

К примеру, будет признано не возможным установка счетчика на воду, если водопроводная система сильно изношена и в результате установки могут быть причинены повреждения всей системы. А вот то, что труба спрятана под плитку или в короб, уважительной причиной являться не будет.

По этой же схеме решается вопрос и об установке счетчика в отдельной комнате (к примеру частного дома, на несколько хозяев). Тут определяющим будет факт необходимости переделывать всю систему или же отсутствие такой необходимости.

2. Техническая невозможность установить счетчик признается в случае невозможности исполнить соблюдение обязательных требований к месту его установки и невозможности обеспечить режим его нормальной эксплуатации (влажность, температурный режим и т.д.)

3. Невозможно установить счетчик тепла, если по проекту дома предусмотрена вертикальная разводка системы отопления.

Документ, подтверждающий отсутствие возможности установки счетчика подтверждается актом обследования. Этот акт должен составлять исполнитель коммунальной услуги. Как правило, это управляющая компания или ресурсоснабжающая организация.

Исключение из данных правил относится к жилым домам, которые были построены после 2012 года. Дело в том, что при их постройке уже должны быть предусмотрены все необходимые меры для установки приборов учета.

  Можно ли есть кальмара горячего копчения

В случае если уполномоченная организация отказывается выдать вам такой акт, то его решение можно оспорить в суде. Но в этом случае в подтверждение своей правоты Вам придется представить в суд заключение строительной экспертизы, в которой должно быть указано, что существуют объективные причины для установки приборов учета.

Если Вам удастся доказать, что счетчик не установлен по объективным и не зависящим от вас причинам, то вам удастся избежать не только штрафных санкций, но и добиться перерасчета уже начисленных коммунальных платежей.

Источник

  • С учетом действующих на сегодняшний день правил расчета стоимости коммунальных услуг можно с уверенностью заявить, что счетчик – это самый главный прибор в каждом доме.
  • Обходятся счетчики совсем недешево (установка, поверка – все это стоит денег), но все же отсутствие их выльется собственнику в еще более весомые суммы.
  • Во-первых, плата за такие ресурсы, как электроэнергия и вода, начисляется только на основании показаний счетчиков.
  • Если их нет или приборы признаны неисправными, плата рассчитывается по нормативам с применением повышающего коэффициента – в результате стоимость коммунальных услуг существенно возрастает.
  • А во-вторых, неправильная замена счетчика может обойтись собственнику чрезвычайно дорого.

В последнее время участились случаи, когда собственники квартир, добросовестно заменив неисправные счетчики, получают в результате огромные штрафы (десятки тысяч рублей!). Почему так происходит?

Как известно, обязанности по замене счетчиков возлагаются по закону на собственников жилья. Только жильцы муниципальных квартир могут не беспокоиться о замене счетчиков – этим должна заниматься администрация или управляющая компания.

Поэтому собственник должен заботиться о том, чтобы прибор учета был исправен и вовремя заменялся. А так как счетчик стоит денег, то вполне понятно желание сэкономить и поставить счетчик за минимальную цену.

Многие соблазняются рекламными объявлениями, где предлагаются большие скидки на установку счетчиков. Специалисты таких компаний действительно приходят по вызову и ставят новые счетчики.

  1. Но к самой процедуре вскоре возникают вопросы: новый счетчик должен быть опломбирован и официально введен в эксплуатацию, что часто не обеспечивается компаниями «по объявлениям».
  2. И когда приходит очередная квитанция, она не учитывает новый счетчик, поэтому собственник вынужден обратиться в ресурсоснабжающую организацию (РСО) или управляющую компанию (УК) – в зависимости от того, кто выставляет счет за коммунальную услугу – для принятия на учет нового счетчика.
  3. Когда представитель РСО или УК приходит для осмотра и введения в эксплуатацию нового счетчика, попутно составляется акт о «незаконном вмешательстве в работу прибора учета».
  4. Вслед за этим актом собственника ждет большое доначисление стоимости коммунальных услуг:

— за период до того, когда проводилась последняя проверка счетчика (но не более чем за 3 месяца), плата рассчитывается как норматив потребления, умноженный на коэффициент 10.

Для наглядности представлю пример такого доначисления:

Семья из четырех человек, норматив потребления воды – 5,48 куб метра на человека. Стоимость 1 куб метра воды – 35,4 рублей. За 3 месяца доначислят: 5,48 х 4 чел х 3 мес х 35,4 руб х 10 = 23 279 рублей. Сумма очень даже приличная.

Как этого избежать? Ответ прост: заменять счетчик по всем правилам. А именно:

— перед заменой направить заявку в РСО или УК (в зависимости от того, с кем у вас заключен договор на поставку соответствующей услуги) о планируемой замене счетчика. Сейчас это можно сделать в т.ч. через официальный сайт компании,

— компания свяжется с вами, согласует время визита и направит своего представителя для установки счетчика,

— представитель компании снимет показания со старого счетчика и запротоколирует их.

Далее установит новый счетчик, опломбирует его и составит акт ввода счетчика в эксплуатацию.

  Можно ли есть мюсли с водой

  • На основании этого документа, в течение месяца РСО или УК поставит счетчик на учет и с 1-го числа следующего месяца расчет платы будет производиться уже на основании показаний нового счетчика.
  • Если вы желаете установить счетчик в другой компании, предварительно нужно все равно подать заявку в РСО или УК, договориться о демонтаже прежнего счетчика и присутствии их представителя при установке нового прибора.
  • Словом, без РСО или УК при замене счетчика никак не обойтись – в противном случае придется серьезно раскошелиться на штраф.

© Сивакова И. В., 2018 г.

Источник

Продолжая работу с сайтом taktaktak.ru, вы подтверждаете использование сайтом cookies вашего браузера с целью улучшить предложения и сервис на основе ваших предпочтений и интересов. Подробнее

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс.Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16.

Сервис Яндекс.Метрика использует технологию «cookie» — небольшие текстовые файлы, размещаемые на компьютере пользователей с целью анализа их пользовательской активности.

Согласен

Калужская обл.ЖКХ

юрист (***)

Общий стаж работы — 10 лет.Два высших образования по специальностям:Международные отношения и Юриспруденция (НГУЭиУ).

юрист (пенсионер МВД)

Образование: Высшее. Окончил Хабаровскую Высшую Школу МВД РФ, курсы по технике безопасности и охране труда. Работал: — УВД Приморского края (уголовный розыск, СОБР). вышел на пенсию по выслуге лет; — инженером охраны труда;

— в различных предприятиях заместителем начальника службы…

  1. 26 июля 2013, 17:31,7 лет назад
  2. Рейтинг: 5
  3. Рейтинг обращения определяется активностью обсуждения: числом комментариев и одобрений (лайков).

География:

  • Адыгея респ.
  • Алтай, респ.
  • Алтайский край
  • Амурская обл.
  • Архангельская обл.
  • Астраханская обл.
  • Башкортостан респ.
  • Белгородская обл.
  • Брянская обл.
  • Бурятия респ.
  • Владимирская обл.
  • Волгоградская обл.
  • Вологодская обл.
  • Воронежская обл.
  • Дагестан респ.
  • Еврейская авт. обл.
  • Забайкальский край
  • Ивановская обл.
  • Ингушетия респ.
  • Иркутская обл.
  • Кабардино-Балкарская респ.
  • Калининградская обл.
  • Калмыкия респ.
  • Калужская обл.
  • Камчатский край
  • Карачаево-Черкесская респ.
  • Карелия респ.
  • Кемеровская обл.
  • Кировская обл.
  • Коми респ.
  • Костромская обл.
  • Краснодарский край
  • Красноярский край
  • Крым
  • Курганская обл.
  • Курская обл.
  • Ленинградская обл.
  • Липецкая обл.
  • Магаданская обл.
  • Марий Эл респ.
  • Мордовия респ.
  • Москва
  • Московская обл.
  • Мурманская обл.
  • Ненецкий авт. окр.
  • Нижегородская обл.
  • Новгородская обл.
  • Новосибирская обл.
  • Омская обл.
  • Оренбургская обл.
  • Орловская обл.
  • Пензенская обл.
  • Пермский край
  • Приморский край
  • Псковская обл.
  • Ростовская обл.
  • Рязанская обл.
  • Самарская обл.
  • Санкт-Петербург
  • Саратовская обл.
  • Саха (Якутия) респ.
  • Сахалинская обл.
  • Свердловская обл.
  • Севастополь
  • Северная Осетия — Алания респ.
  • Смоленская обл.
  • Ставропольский край
  • Тамбовская обл.
  • Татарстан, респ.
  • Тверская обл.
  • Томская обл.
  • Тульская обл.
  • Тыва респ.
  • Тюменская обл.
  • Удмуртская респ.
  • Ульяновская обл.
  • Хабаровский край
  • Хакасия респ.
  • Ханты-Мансийский авт. окр. — Югра
  • Челябинская обл.
  • Чеченская респ.
  • Чувашская респ.
  • Чукотский авт. окр.
  • Ямало-Ненецкий авт. окр.
  • Ямало-Ненецкий авт. окр.

Источник

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *