Госдума начала собирать предложения по лесной амнистии на специальном сайте

По данным Рослесхоза, площадь территорий в России, категория которых не определена из-за пересечения границ участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, составляет около 1,7 миллиона гектар. Решить столь масштабную проблему призван закон о так называемой лестной амнистии, который, как ожидается, устранит взаимоисключающие сведения в Государственном лестном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Для реестра недвижимости прописали приоритет

  • Более 263 тысяч пересечений границ  земель иных категорий с землями лесного фонда выявил Рослесхоз ГЛР и ЕГРН 

 представляют собой два отдельных списка. Данные между ними не сверялись, из-за чего стала возможна ситуация, когда один и тот же участок мог числиться в каждом из них.

Проблема вскрылась, когда пару лет назад земли лесного фонда начали ставить на кадастровый учёт, они стали видны и в ЕГРН.

Больше всего случаев пересечений было выявлено в Иркутской, Новосибирской Ленинградской областях и Краснодарском крае, а только в Московской области двойной статус имеет около 10 процентов площади всех лесов.

По данным Рослесхоза, обнаружено более 263 тысяч пересечений границ земель иных категорий с землями лесного фонда на площади около 1,7 миллиона гектар. При этом, опираясь на сведения местоположений границ лесных участков в ЕГРН, Росреестром было и вовсе зафиксировано 377 тысяч нарушений.

Результатом «задвоения» правовых режимов стали многочисленные споры о праве собственности на участки, суды, неопределённость режима использования земельных участков, разные подходы при расчёте платы за землю и сложности при осуществлении территориального планирования. Возникшие противоречия необходимо было решать законодательно.

Разработкой соответствующих поправок занималось Министерство экономического развития РФ. Подготовленный ведомством и одобренный Правительством РФ законопроект Государственная Дума приняла в третьем чтении на пленарном заседании 21 июля.

Им, в частности, предлагается устранить противоречия между ГЛР и ЕГРН путём установления приоритета последнего в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории.

Это положение будет применяться в случае, если права владельца или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. 

При этом данный пункт не распространяется на участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, на земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на них отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы. Также общие положения о приоритете ЕГРН не распространяются на участки, относящиеся к землям сельхозназначения, но при наличии у уполномоченного органа сведений, подтверждающих факт неиспользования такого участка по целевому назначению.

Госдума начала собирать предложения по лесной амнистии на специальном сайте

За «дачной» амнистией может последовать лесная

Помимо этого, устанавливаемые документом правила не распространяется на случаи пересечения земель лесного фонда с землями особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и землями объектов культурного наследия. Если участок относится не только к лесному фонду, но и к особо охраняемым природным территориям, вводится приоритет вторых.

Вместе с тем предложения предусматривают дополнительные критерии отнесения участка к землям населённых пунктов или землям сельскохозяйственного назначения.

К первым он будет относиться, если находится в границах населённого пункта, ко вторым — если, например, в соответствии с Лесным реестром, лесным планом региона, а также сведениями ЕГРН входит в категорию земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года был отдан огородническому или дачному некоммерческому объединению или выделен для строительства и эксплуатации жилого дома. Такая норма действует и в случае перехода прав граждан на такой участок после 8 августа 2008 года.

Также принятый закон определяет процесс образования участка из земель, находящихся в государственной собственности.

Схема его расположения на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений.

Отказ может последовать только в том случае, если участок пересекается с границами лесного участка или лесничества, а также лесопарка, сведения о которых имеются в ГЛР, или в случае нахождения земель в границах лесничества и лесопарка.

Если будет выявлено пересечение границ, схема в течение трёх рабочих дней направляется в федеральные органы исполнительной власти. Они в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют субъект о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании. При этом отказ в согласовании может быть обжалован в суде.

Одновременно с этим не требуется согласования схемы для утверждения земельного участка, если он образуется из государственных земель, расположенных в границах населённого пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, не связана с использованием лесов и расположена за границами населённого пункта. Также не нужно согласовывать участок, образующийся из земель в границах территории, сведения о которых внесены в ЕГРН или в которых отсутствуют лесничества и лесопарки.

Отметим, что статус населённых пунктов предоставляется, помимо прочего, лесным посёлкам и военным городкам, если плотность их застройки составляет не менее 30 процентов. Исключение возможно только по специальному разрешению главы Рослесхоза.

Госдума начала собирать предложения по лесной амнистии на специальном сайте

Предусматривается, что до 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган направит уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения или городского округа в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также разместить такую информацию в Интернете. Кроме того, в течение 45 дней после обнаружения пересечения Рослесхоз будет проверять, законно ли приобретён участок там, где эти пересечения зафиксированы. Право на земельные участки, оформленные с нарушением, ведомство будет оспаривать в судебном порядке.

Как следует из документа, до 1 января 2023 года Росреестр должен будет устранить противоречия в области пересечения границ земельных и лесных участков, а также пересечения границ лесных участков друг с другом. А региональные власти до 2023 года будут обязаны привести сведения лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.

Совфед и Госдума пришли к согласию

Глава Росреестра Виктория Абрамченко ранее заявила, что от принятия закона выиграют и власть, и бизнес, и собственники.

«Государству это позволит эффективнее гарантировать защиту права собственности», — сказала чиновник.

На необходимость скорейшего принятия документа обращал внимание и заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров, который охарактеризовал обстановку с кадастровым учётом лесных участков как «очень тяжёлую». По его словам, проблемы вызваны рядом причин, в том числе тем, что до 2007 года Лесной кодекс не признавал деления лесов на лесные участки.

В свою очередь глава думского Комитета по экологии Ольга Тимофеева не раз напоминала, что после принятия закона о «лесной амнистии» от длительных судебных процедур будут освобождены «не какие-то преступники или богатые и великие люди с полями для гольфа, а обычные люди с шестью сотками и фермеры, на территории дачных участков которых вдруг оказались лесные массивы».

Права последних были ущемлены, подчеркнула депутат, из-за неразберихи в законодательстве: до 2008 года, когда был принят Лесной кодекс РФ, именно на территории лесов можно было получать дачи, садоводческие участки.

В результате сегодня в судах находится почти 300 тысяч дел по таким землям.

В связи с этим ранее Президент РФ дал поручение «навести порядок, помочь обычным людям, чтобы они годами не ходили в суд и смогли воспользоваться своими участками».

Закон нужен уже сейчас, ведь каждый день происходят множественные нарушения.

При этом Тимофеева называла изначальный законопроект, внесённый в Госдуму, «сырым». Три профильных комитета дорабатывали его, чтобы снять с себя максимальное количество рисков. Однако жарких споров в нижней палате избежать всё равно не удалось.

На заседание Государственной Думы 21 июля, когда документ обсуждался в третьем чтении, спикеру палаты Вячеславу Володину даже пришлось пригласить вице-премьера РФ Дмитрия Козака и министра экономического развития Максима Орешкина.

Причиной такого решения стало предложение представителей фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» перенести рассмотрение правительственного законопроекта на осень.

«Правительство разделяет озабоченность депутатов, и я напомню, что мы в течение полутора лет разрабатывали этот законопроект и на завершающей стадии обсуждали со всеми заинтересованными депутатами и пришли к принятому механизму», — сказал вице-премьер Козак при рассмотрении инициативы депутатами в третьем чтении.

Замглавы кабмина подчеркнул, что закон нужен уже сейчас, ведь каждый день происходят множественные нарушения. И в итоге нижняя палата на последней «пленарке» весенней сессии всё же приняла закон в третьем чтении.

Но одновременно с этим депутаты приняли решение создать мониторинговую рабочую группу нижней палаты с участием членов Правительства РФ и наметили на вторую половину октября проведение расширенных парламентских слушаний по реализации закона о «лесной амнистии».

Госдума начала собирать предложения по лесной амнистии на специальном сайте

Лесные посёлки под снос не пойдут

Вместе с тем документ ещё предстоит как рассмотреть Совету Федерации, так и подписать Президенту РФ. Впрочем, закон накануне уже поддержал профильный Комитет палаты регионов по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Его члены — Владимир Лебедев, Сергей Лисовский и Михаил Щетинин — принимали непосредственное участие в доработке документа ко второму чтению в нижней палате, предложив Госдуме четыре поправки.

Читайте также:  Более 30 субъектов РФ поддержали программу реновации

Первая касалась учёта Земельного кодекса при преобразовании участка под объект недвижимости вместо конкретного ограничения в 25 соток.

Вторая вносила изменения в федеральный закон о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, а третья — изменения в закон о государственной  регистрации недвижимости. Последнее изменение дополняло регулирование переходных моментов в документе.

При этом на заседании нижней палаты 20 июля Щетинин поправки отозвал, так как они фактически совпали с изменениями, предложенными думским Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

«Напомню, что сначала были отозваны поправки, предложенные тремя профильными комитетами Госдумы, которые по большому счёту не устраивали нас, а потом были внесены поправки профильного Комитета по природным ресурсам, которые полностью совпадали с нашими. Поэтому для того чтобы наши не отклоняли, мы их сами отозвали», — пояснил «Парламентской газете» сенатор своё решение.

Это эффективный правовой механизм, обеспечивающий как реализацию и защиту конституционных прав граждан, так и сохранение лесов.

По словам Щетинина, даже сняв свои предложения, Совфед получил устраивающий палату результат.

 

«Наш Комитет неоднократно обращал внимание на то, что заявительный принцип осуществления кадастрового учёта и регистрации прав на земельные участки разрушил систему информационного обеспечения управления земельными ресурсами.

Не разграничены земли, находящиеся в государственной собственности, отсутствует актуальная планово-картографическая основа. Сложившаяся ситуация усугубляется неопределённостью границ земельных участков, что порождает нелегитимность сделок», — отметил парламентарий.

Законодатель напомнил, что граждане часто сталкиваются с ситуацией, когда им для решения проблемы нужно обращаться в суд. При этом судебные тяжбы могут длиться годами, и не факт, что решение будет принято в пользу истца. А потому принятый Государственной Думой закон минимизирует такие случаи.

«Это эффективный правовой механизм, обеспечивающий как реализацию и защиту конституционных прав граждан, так и сохранение лесов», — заключил председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

22.10.2018

Долгое время права на земельные участки, в том числе предназначенные для ведения садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства регистрировались по упрощенной схеме.

То есть, владельцам таких участков не нужно было определять их границы для того, чтобы оформить их в собственность.

Аналогичным образом – без определения границ – на кадастровый учет ставились лесные участки.

Это привело к тому, что некоторые участки были учтены дважды, то есть поставлены на учет и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости. По закону, земля, находящаяся в границах лесного фонда, не может использоваться владельцами для ведения садоводства или дачного хозяйства, на ней также запрещено строительство.

Раньше приятное соседство с лесными участками приносило счастливым обладателям таких земельных участков только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо, даже при наличии зарегистрированных прав, граждане рисковали быть лишенными этих прав в судебном порядке. 

Решить эту проблему призван так называемый Закон «О лесной амнистии» (Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»), вступивший в силу в августе 2017 года.

Этот закон призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился на землях лесного фонда. В 2018 году закон о «лесной амнистии» заработал в полную силу. 

Воспользоваться «лесной амнистией» при уточнении (формировании) границ принадлежащих гражданам земельных участков можно в случаях, если право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года, либо если на земельном участке расположен объект недвижимости, не предназначенный для нужд лесопользования, право собственности на который зарегистрировано до 1 января 2016.

Для того чтобы воспользоваться лесной амнистией, собственнику необходимо подготовить ряд документов. В первую очередь следует обратиться к кадастровому инженеру. Специалист подготовит межевой план, в котором сделает отметку о возможности применения положений Закона о «лесной амнистии».

С готовым межевым планом можно обратиться в любой офис многофункционального центра «Мои документы» и подать заявление о постановке на государственный кадастровый учет (учете изменений) земельного участка. В результате для земельного участка будет установлен приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости, информация о таком земельном участке будет исключена из лесного реестра. 

Какой-либо конечный срок, после которого граждане не смогут воспользоваться «лесной амнистией», законом не установлен.

За период действия закона о «лесной амнистии» в Иркутской области поступило 343 обращения граждан и организаций о применении лесной амнистии при уточнении (формировании) границ принадлежащих им земельных участков. По 320 из них приняты положительные решения. Как отмечают в Минэкономразвития, за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.

Подытоживая сказанное, уже можно сделать вывод, что лесная амнистия в Иркутской области успешно применяется, в связи с чем гражданам необходимо знать и пользоваться предоставленными им этим законом возможностями.

Что такое лесная амнистия и как ей воспользоваться — Юридическая консультация

Содержание

Что такое лесная амнистия

Законным способом увеличить часть своего участка за счет земель лесного фонда, находящихся в государственной или муниципальной собственности, стало возможно после принятия так называемого Закона о лесной амнистии (Федеральный закон от 29.07.

2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», далее – Закон о лесной амнистии).

Закон о лесной амнистии устанавливает особенности отнесения земельных участков из состава лесного фонда в соответствии с данными государственного лесного реестра (далее – ГЛР) к землям иных категорий, а также порядок исправления сведений о земельных участках в ЕГРН.

Цель лесной амнистии – приведение субъектами РФ до 1 января 2023 г. сведений ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН.

  • Согласно лесной амнистии данные участков, зафиксированные в ЕГРН, получают приоритет перед сведениями государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод информации о лесах, об их использовании и охране.
  • Таким образом, если есть разница между фактически используемой гражданином площадью земельного участка и площадью кадастровой, указанной в ЕГРН, то согласно Закону о лесной амнистии для такого участка можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на их наложение на лесную территорию.
  • Лесной амнистией можно воспользоваться только в том случае, если земельный участок облагорожен гражданином, огорожен забором, а также находится на территории лесного фонда, земли которого отмежеваны.
  • Для начала надо выяснить, кому действительно принадлежит та земля, которую автор вопроса относит к лесному фонду.

Как определить принадлежность земельного участка к лесному фонду

Принадлежность соседнего земельного участка к определенной категории земель может быть определена в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН.

Один из самых популярных способов получения информации о земельном участке – это электронный сервис «Публичная кадастровая карта», размещенный на официальном сайте Росреестра (pkk5.rosreestr.ru).

Заведя в поисковой строке кадастровый номер своего участка, автор вопроса может убедиться в том, что его участок отмежеван, а границы уточнены и зафиксированы на публичной кадастровой карте (далее – ПКК).

Как утверждает автор, межевание его участка проводилось в 2008 году, но это совсем не значит, что данные межевого плана его участка зафиксированы на ПКК. Если границы участка уточнены, то на ПКК вы увидите, с кем и где граничит ваш участок.

Для получения дополнительной информации автор вопроса также может сделать запрос в Московский областной комитет лесного хозяйства через сервис Госуслуги (https://uslugi.mosreg.ru/services/21142), заказав сведения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель в составе иных категорий на территории Московской области.

Данная справка о пересечении границ земельного участка с землями лесного фонда изготавливается бесплатно и несет информационный характер для определения необходимости применения норм Закона о лесной амнистии в конкретной ситуации.

Подача заявления о прирезке участка

Чтобы прирезать участок лесного фонда, применив Закон о лесной амнистии, заинтересованному гражданину надо подать в органы местного самоуправления по месту нахождения участка заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка (заявление о прирезке участка) и утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Просьба не путать проект межевания территории с межевым планом, в котором указываются координаты границ и площадь конкретного участка, что изготавливают кадастровые инженеры для постановки участка на кадастровый учет.

Проект межевания территории готовят на территорию всего квартала, в нем определены границы и площади всех земельных участков внутри квартала. После публичных слушаний проект межевания территории утверждается органами местного самоуправления.

Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 Градостроительного кодекса РФ).

Читайте также:  Жители двух столиц продают друг другу жилье по 3 причинам

Какие документы необходимы для предоставления участка по «лесной амнистии»

В ст. 39.15 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) прописан порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, указаны требования к заявлению гражданина о прирезке участка и необходимый перечень документов, предоставляемых с ним.

Если у вас отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, то тогда обязательно потребуется предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории (пп. 2 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ).

В любом случае в соответствии с ЗК РФ образование земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее – схема) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на кадастровом плане территории (п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ). Данная схема делается гражданином за свой счет. Схему расположения вы можете предварительно заказать у кадастрового инженера, заключив с ним договор.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется по выбору заинтересованного в прирезке гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п. 9 ст. 11.10 ЗК РФ).

Порядок согласования схемы расположения участка с комитетом лесного хозяйства

При образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений (ч. 1 ст. 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», далее – Закон о введение в действие ЗК РФ).

Таким образом, органы местного самоуправления должны в порядке межведомственного взаимодействия согласовать предоставленную гражданином схему с региональным органом власти, уполномоченным в области лесных отношений. В Московской области таким органом власти является Московский областной комитет лесного хозяйства.

Срок согласования схемы с органом местного самоуправления составляет от 30 до 45 дней со дня поступления от гражданина заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (ст. 39.18 ЗК РФ).

Решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданину является основанием для предоставления земельного участка.

В этом случае с органом местного самоуправления заявитель-гражданин заключает договор, а участок в новых границах ставится на кадастровый учет и оформляется на гражданина.

В п. 6–7 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ перечислены основания для отказа в согласовании предоставленной гражданином схемы. Если вы не согласны с отказом в согласовании схемы, то можете обжаловать его в суде (п. 8 ст. 3.5 Закона о введение в действие ЗК РФ).

В любом случае автору вопроса лучше всего начинать с посещения кадастрового инженера, который поможет и с консультацией по конкретной ситуации, и с оформлением необходимой документации, а также проведет кадастровые работы по изготовлению межевого плана.

«Лесная амнистия» для домов и дачных участков

В 2018 году в полной мере вступают в действие нормы нового Закона №280-ФЗ, регулирующие права владельцев недвижимости, расположенной в границе лесного фонда.

Ситуация до принятия закона

Ранее в регионах Российской Федерации наблюдалось множество проблем, связанных с близостью участков к лесной кромке.

Стали достоянием общественности проблемы с регистрацией прав и изъятием собственности в Иркутской, Псковской, Челябинской областях, Тюмени и многих других местах.

Попытки людей обращаться в суд далеко не всегда приносили положительные результаты: сложившаяся судебная практика, как правило, выносила решения об отказе в регистрации и других обоснованных требований собственников.

Что изменилось с принятием Закона №280-ФЗ

Теперь ограничения в праве регистрации на землю и недвижимость, реализации других возможностей собственников участков, расположенных у кромки лесов, имевшие место вследствие противоречий отдельных положений старого законодательства, сняты. Люди могут не опасаться изъятия принадлежащих им участков и другой недвижимости по причине их расположения в границах лесного массива.

С принятием закона, начала действовать «лесная амнистия»: собственники, имеющие законные права на участки, получили гарантии их реализации без ограничений.

Участок должен быть поставлен на кадастровый учет даже тогда, когда его граница пересекается с границей лесного участка. В кадастр в таком случае вносятся соответствующие изменения о местоположении и границах площади участка леса.

Это также касается граждан, имеющих участки для огородничества и садоводства.

Однако следует знать, что действие положений ФЗ №280-ФЗ касается только участков, оформленных в собственность до начала 2016 года.

Последствия принятия «лесной амнистии»

Закон готовился в условиях жарких дебатов, так как высказывались опасения об уничтожении лесных массивов вследствие массового присвоения участков, расположенных в пределах их границ.

Однако статистические данные не зарегистрировали значительного роста и фактов неправомерного узаконивания лесов.

Зато сейчас люди стали свободны от опасений, что огороды и прочие земельные участки с постройками, находящимися на площадях лесного фонда, могут быть изъяты.

С таким положением дел согласился и Конституционный суд, зафиксировавший 21 сентября 2017 года в своих определениях верховенство права для правообладателей участков.

Центр кадастра и регистрации «Стар-Сервис» готов оказать квалифицированную юридическую помощь в оформлении документов о собственности, оценке, регистрации, узаконивании самостроев и других вопросах, гарантирующих защиту прав собственности на расположенную в границах лесного фонда недвижимость.

Госдума приняла закон о "лесной амнистии"

 РИА НовостиРИА Новости

Документ, внесенный правительством РФ, направлен на изменение порядка определения границ земельных участков из состава земель лесного фонда и устранение взаимоисключающих сведений в Государственном лесном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) путем установления приоритета последнего в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории.

Это позволит урегулировать проблемы, связанные с пересечениями границ земельных участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, считает кабмин.

Положения о приоритете ЕГРН применяются в том случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Данные общие положения о приоритете ЕГРН не распространяются на участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, на земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.

Также общие положения не распространяются на участки, относящиеся к землям сельхозназначения, при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства.

Кроме того, из-под действия закона выводятся участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия.

Если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, данные общие положения не применяются при условии, что после установления таких границ участок будет расположен в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия.

Общие положения применяются к выведенным из-под них участкам, если в течение трех месяцев со дня выявления противоречий между реестрами в орган регистрации прав не поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой участок.

Закон предусматривает дополнительные критерии отнесения участка к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственных назначения в других случаях.

Участок относится к таким землям, если в соответствии с ГЛР, лесным планом субъекта РФ, а также сведениями ЕГРН он относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года был предоставлен огородническому или дачному некоммерческому объединению для ведения соответствующей деятельности, выделен для строительства и эксплуатации жилого дома, а также предоставлен для личного подсобного хозяйства. Такая норма действует и в случае перехода прав граждан на такой участок после 8 августа 2008 года.

Согласование схемы участка

Закон определяет положения о согласовании региональным исполнительным органом схемы вновь образуемого земельного участка из земель, находящихся в госсобственности.

Отказ в согласовании схемы участка уполномоченным органом допускается только в случае пресечения его границ с границами лесного участка или лесничества, лесопарка, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения данного участка в границах лесничества, лесопарка.

Читайте также:  Простые приемы для интерьера в морском стиле

Однако если на таком земельном участке расположен не связанный с использованием лесов объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года и зарегистрированы в ЕГРН, то участок должен быть согласован. При таких условиях отказ допускается в случаях, когда площадь образуемого земельного участка превышает установленные законодательством предельные размеры.

Если такие размеры не установлены, то отказ допускается в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.

Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суде.

Согласование схемы для утверждения земельного участка не требуется, если он образуется из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, не связана с использованием лесов и не является смежной с лесничеством, лесопарком.

Также такое согласование не требуется, если участок образуется из земель в границах территории, сведения о границах которой внесены в ЕГРН.

Кроме того, участок можно не согласовывать, если он образуется из земель в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки или в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в ЕГРН.

До 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган, уполномоченный в области лесных отношений, направляет уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения, городского округа, межселенной территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также размещает такую информацию в интернете.

Изменения в градостроительный кодекс

Глава профильного комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев ранее на заседании комитета при обсуждении закона в редакции второго чтения упомянул проблему лесных и вахтовых поселков, военных городков и прочих поселений. Он описал возможный риск, когда группа домов, которые составляют поселок, могут «обрасти» большими площадями вокруг, и, таким образом, это приведет к исчезновению лесов.

Согласно этим противоречивым положениям документа в первом чтении, сохранившимся во втором и третьем чтениях, при подготовке карты границ поселения или городского округа, включенной в проект генерального плана, в границы таких пунктов включается участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с участками, расположенными в границах населенного пункта, с учетом некоторых ограничений.

Парламентарий рассказал об изменениях, принятых во втором чтении и сохранившихся в третьем чтении, которые направлены на снижение данного риска сокращения лесов.

«По каждому поселку должны приниматься уникальные решения, помимо того, что в эту комиссию, которая принимает эти уникальные решения, будут входить чиновники, будут входить еще и представители общественной палаты региона.

Потому что именно через общественную палату делаются все процедуры по инициации зеленого щита», — рассказал Николаев.

Глава профильного комитета Госдумы также тогда отметил, что, согласно изменениям, принятым во втором чтении и закрепленным в третьем чтении, плотность застройки такого участка около населенного пункта может быть не менее чем 30%.

«То есть, соответственно, сделают границу по застройке», — пояснил он. Парламентарий добавил, что нарушение нормы о 30% возможно только по специальным разрешениям главы Рослесхоза по представлению лично губернатора региона.

Ранее заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров охарактеризовал обстановку с кадастровым учетом лесных участков как «очень тяжелую».

Она была вызвана рядом причин, в том числе тем, что до 2007 года Лесной кодекс не признавал деления лесов на лесные участки. Кроме того, жестких правил, которые есть в государственном кадастре, в лесном реестре не было.

Бочаров напомнил, что лесной реестр начался с «чистого листа», учет лесных участков велся без координатного описания, без проверки на наложение с другими участками, без согласования границ со смежными землепользователями.

По его словам, все это привело к наложению не только лесных участков с прочими участками, но и лесных участков с лесными участками.

Например, сообщил Бочаров, если сложить всю площадь лесных участков, которая имеется в кадастре, получится в 2,5 раза больше, чем площадь всей страны.

«Лесная амнистия» и как ей воспользоваться

18.08.2018

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный Закон от 29 июля 2017 года №280-ФЗ, который в обиходе получил название «Закон о лесной амнистии».

В чем заключается «лесная амнистия» и как ей воспользоваться, согласно принятому Закону? Об этом поясняет Начальник отдела обработки документов и обеспечения учетных действий №1 филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Кировской области Балезина Елена Ивановна.

Положения «лесной амнистии» обеспечивают защиту прав граждан на объекты недвижимости, но в тоже время сохраняют существующие механизмы сохранения лесов и территорий, представляющих наибольшую экологическую ценность.

В первую очередь «лесная амнистия» предусматривает алгоритм действий, когда земли граждан  на бумаге оказались в лесном фонде. В соответствии с положениями Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории.

Каждый земельный участок может относиться только к одной категории земель. Однако применительно к землям лесного фонда данный принцип соблюдается не в полной мере. Порой в территорию лесных участков включены дороги, водные объекты, населенные пункты, садоводческие и дачные товарищества.

Согласно «лесной амнистии» сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) являются приоритетными по отношению к сведениям, содержащимися в лесном реестре.

На практике это означает, что если по сведениям лесного реестра участок относится к землям лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН – к иной категории земель, то категория земель определяется в соответствии со сведениями ЕГРН.

Однако для применения этого правила необходимо, чтобы право на земельный участок возникло до 1 января 2016 года. При этом из под действия «Закона о лесной амнистии» выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, «Закон о лесной амнистии» до 1 января 2023 года не требует согласования границ земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, для индивидуального жилищного строительства, со смежными лесными участками.

Однако согласование границ не требуется только в случае, если земельный участок был предоставлен гражданину до 8 августа 2008 года, либо был образован из земельного участка, предоставленного до 8 августа 2008 года гражданину или некоммерческому объединению граждан для указанных целей.

Указанное  условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после 8 августа 2008 года.

Помимо этого « лесная амнистия» уточняет процедуру согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Не допускается отказ в согласовании схемы в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, если на таком образуемом  участке расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН, и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. Отказ в согласовании схемы возможен только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков.

Кроме того, согласование схемы расположения земельного участка не требуется в случаях образования нового земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта либо в границах территориальных зон, расположенных за границами населенного пункта, разрешенное использование которых не связано с использованием лесов.

В заключение хотелось бы отметить, что «лесная амнистия» находится на особом контроле, в том числе в Государственной Думе РФ.

Для проведения проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с лесным реестром к лесным, а по сведениям ЕГРН –  к землям иных категорий, созданы межведомственные рабочие группы.

В состав таких групп включены представители различных ведомств, в том числе Рослесхоза, Росреестра и Росимущества. В особых случаях на заседаниях межведомственных групп приглашаются представители  прокуратуры и МВД России.

Источник: http://orichevskoe.ru/news/detail.php?id=809874

Наши преимущества

Штат аттестованных кадастровых инженеров. Лицензии СРО.

Оперативность решения вопросов.

Все работы выполняются нашими штатными специалистами

Окончательный расчет производится по факту выполнения работ.

Мы работаем без посредников, поэтому Вы экономите свои средства и время.

Более 5000 выполненных объектов по Москве и Московской области.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector