В России откажутся от микрорайонной застройки

В России разрабатываются новые правила развития городских территорий. Основной градостроительной единицей станет квартал. Что это значит для горожан, властей и строителей — в карточках вопросов и ответов

В России откажутся от микрорайонной застройки

Жилые районы в России много лет застраиваются по одним и тем же принципам. Но города растут, меняются социальные и экономические условия, а вместе с ними и потребности горожан.

Сегодня покупатели жилья ориентируются не только на будущую квартиру, но и на район целиком — то есть на среду, в которой они станут жить.

На первый план для них выходят не квадратные метры, а комфорт и безопасность жизни, экономия личного времени и удобство пользования социальной и коммерческой инфраструктурой, экология и близость места работы.

Для формирования современной городской среды потребовались новые образцы освоения свободных и развития уже застроенных городских территорий. Дом.

РФ (АИЖК) и КБ «Стрелка» совместно с Минстроем России сейчас разрабатывают Принципы комплексного развития территорий.

Уже есть результаты — первая книга «Свод принципов комплексного развития городских территорий», которая рассказывает о том, каким должно быть идеальное современное жилье и современная жилая среда. Основные тезисы из книги — в карточках вопросов и ответов.

Зачем это нужно В России строится много жилья, оно не отвечает современным требованиям

В последние десятилетия во всем мире на смену жестким нормативам приходит гибкая система регулирования (guidelines). Она устанавливает минимальные ограничения, связанные в первую очередь с безопасностью граждан, и предлагает множество вариантов решений для каждой задачи, стоящей перед проектировщиками.

Например, чтобы ограничить шум, который распространяется от транспортных магистралей к жилой застройке, в российских нормах предусмотрено только одно решение — буферные зоны шириной до 50 м.

В международной практике широко используются ландшафт — например, небольшой холм высотой 1 м блокирует 60% пыли и шума от дорожного трафика, и дома могут стоять ближе. И таких решений множество.

Создавая возможности для разнообразных решений, можно сделать узнаваемым и уникальным облик каждого города и построить жилье, соответствующее индивидуальным потребностям горожан.

Например, в австралийском городе Аделаида утвержден Adelaide Design Manual, который включает руководство по проектированию и зданий, и общественных пространств. А в Великобритании в 2000 году принят Urban Design Compendium, благодаря которому страна, по качеству жилья отстававшая от большинства государств Европы, смогла переломить ситуацию — площади квартир стали больше, жилье комфортнее.

Жилищное строительство в России ведется высокими темпами. В 2017 году в стране построено 78,6 млн кв. м жилья, в 2016-м в эксплуатацию введено 79,8 млн кв. м, а годом ранее — рекордные для российской строительной отрасли 85 млн кв. м. К 2025 году в России планируется достичь отметки в 120 млн кв. м.

Новое жилье в городах России, как правило, воспроизводит панельные микрорайоны советского образца, которые разрабатывались в условиях плановой экономики. Сегодня такая застройка не отвечает современным запросам горожан и не учитывает изменений в социальной, политической, экономической, культурной и информационной сферах.

Принципы комплексного развития территорий должны стать инструментом повышения качества среды и перехода российских городов к современным моделям развития.

Анна Броновицкая, директор по исследованиям Института модернизма, преподаватель Московской архитектурной школы (МАРШ):

— Новые стандарты необходимы, потому что задача постепенной замены массовой жилой застройки 1960–1980-х годов становится насущной, и к этому нужно готовиться. Принципы должны защитить интересы жителей и установить четкие правила для девелоперов.

Но они должны разрабатываться отдельно для разных территорий. Дискуссии, развернувшиеся после объявления о реновации в Москве, показали, что люди ценят среднеэтажное жилье и просторные дворы.

Там, где это возможно, должна появляться и малоэтажная застройка — сохранившиеся до сих пор послевоенные (так называемые немецкие) городки могут служить в этом смысле образцом.

В деловом центре города (в Москве это Сити) и рядом с ним может появляться и очень высотное жилье — для тех, кто комфортно себя в нем чувствует и хочет жить недалеко от места работы.

Почему только города Потому что две трети россиян проживают именно в городах, которые служат двигателями экономики

К 2050 году около 70% населения мира будет жить в городах. В России этот показатель уже сейчас стремится к 75%. Города служат основными двигателями экономики своей страны — около 70% ВВП производится в городах. В них сконцентрированы квалифицированные кадры, что способствует внедрению инноваций.

Человеческий капитал — это одно из основных условий роста экономики города и страны в целом. На количество профессиональных кадров в городе напрямую влияет качество жизни.

Привлекательная среда для специалистов должна отличаться разнообразием: пространственным, функциональным, социальным, транспортным.

При этом на смену отраслевым индикаторам, определяющим количественные показатели развития различных объектов городской инфраструктуры (протяженность дорог, количество построенных квадратных метров жилья), сегодня приходят сервисные.

Они отражают уровень комфорта городской среды для горожан: время в пути до места работы, доступность объектов коммерческой, культурной и досуговой инфраструктуры каждому жителю на повседневной основе, уровень обособленности частной жизни для каждого из покупателей новых квартир. Все эти факторы учитываются в модели компактного города.

В России откажутся от микрорайонной застройки

Рост урбанизации и уровня ВВП на душу населения в мире (%) ( Дом.РФ via ООН-Хабитат)

Компактный город Это модель развития города, где все под рукой

Важное условие разнообразия городской среды — компактность, то есть сочетание высокой плотности застройки и улично-дорожной сети при сохранении средней этажности со смешанным функциональным использованием зданий и территорий.

Такая среда имеет четыре ключевые характеристики: 1) высокая концентрация пользователей и застройки на небольшой территории; 2) совмещение жилых и коммерческих функций в одном здании или квартале; 3) застройка высотой не более девяти этажей; 4) доступность общественного транспорта и пешеходная связность.

В России откажутся от микрорайонной застройки

Функциональный баланс территории ( Дом.РФ)

Среда должна быть соразмерна человеку и хорошо им ощущаться. Приемлемое соотношение высоты застройки к ширине улицы колеблется в пределах 1:1, 1:3 и к 1:6.

Среднеэтажные здания позволяют жителям почувствовать визуальный контакт с открытыми городскими пространствами, создают ощущение безопасности и способствуют развитию взаимодействия между соседями. Оптимальное расстояние до улицы — около 25 м.

Поэтому уже на уровне шестого этажа, что соответствует отметке в 20 м, этот контакт с окружающим пространством начинает пропадать.

А чего хотят горожане Наиболее важными факторами для покупателей квартир являются планировка квартиры, транспортная доступность и качество среды

Согласно исследованию Центра городской антропологии КБ «Стрелка», огромное значение для покупателей жилья имеют качество и планировка помещения. Ценятся кирпичные или монолитные дома, важны размеры комнат и кухни, возможность перепланировки, высота потолков, наличие балкона или лоджии, хорошее состояние инженерных коммуникаций.

В целом, выбирая жилье, россияне отдают предпочтение городским коттеджам. По мнению горожан, коттеджная застройка обладает такими плюсами, как большая площадь, удобная планировка, яркий внешний облик, возможность самостоятельно обустроить пространство.

Популярностью пользуются сталинки и так называемые брежневки. Квартиры в таких домах ценят за большие комнаты, удобную планировку, хорошую теплоизоляцию.

Среди аутсайдеров по типу застройки — хрущевки, панельные пятиэтажки первого периода индустриального домостроения. Небольшие размеры комнат и кухни, неудобные планировки, плохая звукоизоляция, аварийное состояние коммуникаций — все это делает квартиры крайне непривлекательными в глазах жильцов.

В небольших городах, где происходит активный отток населения, именно хрущевки в первую очередь рискуют оказаться полностью заброшенными из-за отсутствия желающих покупать там квартиры. Следующим по значению фактором является транспортная доступность.

При выборе квартиры люди оценивают, сколько им добираться до работы. Если оказывается, что больше часа, то жилье стараются не покупать. Также покупатели смотрят на качество жилой среды в районе проживания.

В тех случаях, когда район проживания резко отличается в плохую сторону от соседних территорий (считается криминальным или экологически неблагополучным), это может стать весомой причиной отказаться там жить. Проведенное антропологическое исследование позволило определить типовые сценарии повседневной жизни людей.

На основе этих данных в Принципах сформировано три основные модели жилой среды, которые учитывают все вышеперечисленные факторы.

Елена Еременко, директор по продукту компании «Брусника»:

— Россияне сегодня выбирают не лучшее, а «наименее плохое жилье». И фактом является отсутствие на рынке достойного предложения в необходимом количестве. Рост благосостояния опередил эволюцию покупательского опыта. У людей недостаточно навыков отличия хорошего жилья от плохого.

Новые Принципы должны стать единым языком для всех, в хорошем смысле пропагандой качества. Создание новых ориентиров ускорит воспитание потребителя, и, как следствие, остальных участников рынка.

Государство и его специализированные институты должны выступить платформой, на которой профессиональное сообщество сформирует общее видение и договорится о стандартах отрасли.

Что предлагается Главное единицей городского планирования должен стать квартал

Книга «Свод принципов комплексного развития городских территорий» предлагает при планировке городских территорий перейти от микрорайонной к квартальной застройке средней этажности (до девяти этажей) с качественными общественными пространствами, плотной улично-дорожной сетью и широким спектром объектов торговли и услуг в пешеходной доступности.

В идеале квартал должен быть площадью до 5 га — вместо действующей нормы размера микрорайона до 60 га. А плотность улично-дорожной сети — 15 км/ кв. км. 20–30% от общей площади застройки должна составлять доля объектов торговли, услуг, досуга.

Читайте также:  Дарим доли, потом продаем квартиру. Нужно ли платить налог?

В России откажутся от микрорайонной застройки

Настоящее и будущее жилых районов ( Дом.РФ)

В основу правил формирования жилой среды заложен принцип конструктора: город составляют районы, которые, в свою очередь, сформированы из нескольких застроенных кварталов.

При проектировании важна непрерывность городской ткани — она обеспечивает условия комфортного перемещения пользователей из одного района в другой и рост потоков посетителей объектов коммерческой инфраструктуры.

Например, очень удачно, если объекты коммерческой, культурной или досуговой инфраструктуры, расположенные в соседних районах, дополняют друг друга.

От размеров, пропорций, расположения квартала зависит, насколько он будет комфортными для жизни. Например, размеры квартала определяют удобство пешеходного или автомобильного перемещения.

Чем больше размер квартала, тем менее комфортно передвигаться пешком и тем больше пользователей выбирают автомобиль. В небольших кварталах чаще организованы перекрестки, что повышает безопасность дорожного движения.

У пешеходов меньше соблазна пересекать дорогу в неположенном месте, а у водителей — превышать скорость. Но для автомобилей удобнее — большой квартал.

Оптимальный баланс между удобством для пешеходного и автомобильного перемещения достигается в кварталах со стороной 80–110 м. Наиболее известный пример планировки на основе вытянутых кварталов — Манхэттен со средним размером квартала 80 × 274 м. На острове четко разделяются авеню с высокой уличной активностью и улицы, где преимущественно располагается жилье.

Еще одна «хитрость» — для увеличения пешеходной активности крупные кварталы необходимо делать проницаемыми — с аллеями и бульварами, разбивающими квартал посередине.

Важно также расположение квартала с учетом преобладающих направлений сезонных ветров. Застройка должна защищать от холодных зимних ветров, а летом, наоборот, не препятствовать сквозным ветрам, снижающим эффект теплового острова.

В России откажутся от микрорайонной застройки

Комплексная плотность: взаимосвязь параметров ( Дом.РФ)

Расположение центра в микрорайоне ( Дом.РФ)

Дмитрий Цветов, директор по маркетингу и разработке продукта ГК «А101»:

— Проблемы организации жилой застройки есть в городах, где превалирует строительство точечных объектов или используются мощности морально устаревших ДСК.

Застройщики, которые занимаются комплексным освоением территорий и собираются долго работать на рынке, заботятся о соотношении «цена-качество».

Такие девелоперы, по сути, и помогли сформировать набор характеристик жилых объектов, которые изучали разработчики Принципов. Существует ряд характеристик действительно качественной застройки. Одна из ключевых — создание бытовой и социальной инфраструктуры.

Человек не должен ехать в течение нескольких часов, чтобы получить бытовую услугу, сходить в кафе или попасть на то или иное событие. Сокращение времени и расстояния до подобных услуг — первостепенная задача и девелопера, и городской власти.

Сценарии городской жизни Для российских городов разработали три базовые модели развития территорий

Стандарты выделяют три базовых сценария повседневной жизни, которые должны быть учтены при формировании современной жилой среды: малоэтажная жилая, среднеэтажная жилая и центральная.

Малоэтажная жилая модель — жизнь в частном доме с индивидуальным участком либо в малоквартирном доме не выше пяти этажей. Размер квартала — 2–4 га. Предполагаемая плотность жителей — до 80 чел./га, плотность застройки — 4–6 тыс. кв. м/га. Обеспеченность парковками — 375 мест на 1 тыс. жителей.

Модель предусматривает создание плотной застройки, необходимой для эффективного использования инженерной и транспортной инфраструктуры, внедрение локальных источников водоснабжения и отопления, очистных сооружений, альтернативных источников энергии, энергоэффективных материалов и технологий.

Коммерческая и социальная инфраструктура должна быть в пешеходной доступности.

В России откажутся от микрорайонной застройки

Малоэтажная модель территориального планирования ( Дом.РФ)

Среднеэтажная жилая модель — самый массовый вид жилой застройки. Плотность жителей — 350–450 чел./га, высота домов — пять — девять этажей, обеспеченность парковками — 235 мест на 1 тыс. человек.

У жителей городской модели просторные квартиры с гибкой планировкой, с выходом в собственный палисадник из квартир на первых этажах.

Еще одна отличительная черта городской модели — развитая сеть общественного транспорта, обеспечивающая доступность объектов социальной инфраструктуры и природных территорий.

В России откажутся от микрорайонной застройки

Среднеэтажная модель территориального планирования ( Дом.РФ)

Центральная модель предлагает создание небольших кварталов (до 1,5 га) со смешанной застройкой (жилье и коммерческие площади), с разветвленной сетью пешеходных и автомобильных линий, развитым общественным транспортом. В домах высотой не выше девяти этажей — компактные квартиры, поскольку жители много времени проводят вне дома. Для высотных доминант района предусмотрена высота здания — 18 этажей.

В России откажутся от микрорайонной застройки

Центральная модель территориального планирования ( Дом.РФ)

Как применять новые принципы Принципы — это рекомендации, учебник для городских властей, проектировщиков и других специалистов, задействованных в процессе развития городов

Книга «Свод принципов комплексного развития городских территорий» — первая часть Принципов, содержащих рекомендации по разработке и реализации проектов жилищного строительства при реконструкции или освоении застроенных территорий и при комплексной застройке новых территорий. Документ разработан ДОМ.РФ (АИЖК) и КБ «Стрелка» совместно с Минстроем России.

Новый методический документ закладывает основу для комплексного изменения существующих строительных нормативов (Сводов правил, стандартов и СанПиН).

Будущее микрорайонов или как спасать города

?

Аркадий Гершман (gre4ark) wrote, 2016-11-01 10:05:00 Аркадий Гершман gre4ark 2016-11-01 10:05:00 Category: В России откажутся от микрорайонной застройки

То, что микрорайоны вредны для городов — факт. Об этом я уже неоднократно писал, повторяться не будем. Но поговорим о том, как нам придётся всё это разруливать, ведь микрорайонные поля порою занимают большую часть территории города. Реконструкция улиц не спасёт — они в принципе не выполняют роли общественных пространств при свободной расстановке домов в углублении квартала, изменение профиля поспособствует только росту безопасности движения. Масштабное благоустройство тоже не даст значительного эффекта, но зато капитально просадит бюджет. Что же остаётся? Конечно же застраивать.

Промзоны

В случае Москвы и практически всех других городов России, внутри сложившейся застройки есть ценнейший ресурс в виде промзон, которые часто как раз разделяют микрорайоны.

Их реновация и застройка в смешанном стиле позволит соединить городскую ткань, а также разбавить исключительно жилое зонирование местности, благодаря чему на улицы вернутся люди и бизнес.

Тут пионером выступает Москва, у которой это дело поставлено на поток, но схожие планы есть в СПб и практически во всех крупных городах. Тут важно не допустить ошибку, застроив эти дома теми же самыми жилыми муравейниками.

В России откажутся от микрорайонной застройкиНо это весьма простой путь решения: жильцов нет, территорию можно просто пустить под ковш, договорившись с одним или несколькими собственниками. Плюс это не решит проблему самих мкр с их планировкой, скорее ослабит негативное влияние. Если же говорить непосредственно о мкр, то тут есть несколько путей их реконструкции:

Снести и построить заново

С нашей экономикой и правом собственности на каждую квартиру это чуть более, чем невозможно. Слишком долго, слишком сложно, слишком дорого.

Это на западе панельные дома в мкр раздавали под социальное жильё, где квартиры были в собственности государства, или же у дома был единый собственник.

У нас же всё и вся приватизировано, из-за чего только бумажная работа займёт годы, а позволить себе экономически снести что-то в массовом порядке может себе позволить только Москва.

Ну и будем честны — на уровне государства только-только начинают зарождаться сомнения в правильности текущих проектов застройки. В регионах же чиновники вообще часто не подозревают, что роют сами себе яму, застраивая поля по принципам середины прошлого века с криворукой оптимизацией на автомобилизацию.

Уплотнение и создание кварталов

Практически всегда в мкр остаются большие пустыри, которые можно застроить, уплотнив район. Речь, конечно же, не идёт о высотных жилых домах (этого и так кругом много), но вот пристройки офисного или торгового формата лишними не будут. Хотя это могут быть просто учебные корпуса ВУЗов или какие-нибудь бизнес-инкубаторы — вариантов много.

Делать это, в том числе, можно за счёт парковок:В России откажутся от микрорайонной застройкиЭто позволит сделать город компактным и соединить городскую ткань, а также насытить жилые районы жизнью. Кроме того, если при этом образуется квартал, то повышается качество жизни. Но вам придётся объясняться с местными жителями, которые с пеной у рта будут защищать никому не нужный пустырь или свою ракушку, просто на основании того, что делайте это где угодно, но не в моём дворе. Важно выстроить диалог и объяснить людям, зачем и почему это надо сделать.В России откажутся от микрорайонной застройкиТаким путём решили пойти в Берлине, где панельные кварталы предлагается сохранять и достраивать. Основная задача — создать квартальную застройку. Черным показаны существующие здания, красным — проектируемые. Новая архитектура максимально разнообразит монотонную существующую, а замкнутые дворы приблизят кварталы к классическим немецким. Большая часть существующих домов не превышает 5-6 этажей и новые постройки будут придерживаться такой же высоты, что позволит сохранить солнечный свет в квартирах и дворах, хотя в некоторых местах затруднения с инсоляцией будут:В России откажутся от микрорайонной застройкиСо спутника хорошо видна граница между восточным и западным Берлином и можно заметить, что проект уже активно реализуется:В России откажутся от микрорайонной застройкиПравда в Берлине основной упор идёт именно на жильё, так как там сейчас рост покупки недвижимости, а в старых панельках люди покупают квартиры очень неохотно, а новые районы находятся далеко от центра.

Читайте также:  В 2021 году в Москве в продажу выйдет рекордное число элитных новостроек

Вывод

В России откажутся от микрорайонной застройкиОсновная и реальная задача по экономическому и социальному спасению мкр и городов в целом сейчас может строится только на реновации промзон и частичному уплотнению этих самых мкр. В будущем, при оптимистических планах, можно будет говорить о частичном сносе домов или снижении этажности при одновременном формировании кварталов, но пока даже Москва об этом не может мечтать.

Плюс, конечно же, надо уже сейчас пытаться отходить от мкр в пользу кварталов при новой застройке (как это сделать я писал здесь).

Советую также подписаться:

Подборка постов про застройку

Почему микрорайоны – это ужасно

В России откажутся от микрорайонной застройки

Недавно вышло хорошее интервью декана Высшей школы урбанистики Алексея Новикова, который доступно объяснил, почему спальные районы — это плохо. Речь идёт в основном о Москве, но аргументы легко применимы к любому постсоветскому городу. Привожу ту часть интервью, которая касается как раз микрорайонной застройки:

В чем главная проблема Москвы с точки зрения урбанистики?

Спальные районы. Большую часть города построили в советской идеологии: административный центр, какие-то промышленные зоны и огромный спальный район. Получается воронка: плотность населения в центре очень низкая и растет к окраинам. Это была бы не проблема, если бы плотность деловой и коммерческой активности распространялась подобным же образом.

А она идет ровно наоборот: пик в центре и дефицит на периферии.Еще одна проблема спальных районов — строительный бум, который продолжается, несмотря на кризис. Порождение «голландской болезни»: в страну приходят деньги от продажи энергосырья, и в условиях мелкого рынка ценных бумаг и неустойчивой банковской системы их направляют в актив, который считается надежным.

Поскольку спрос на жилье практически не ограничен, девелоперы продают квадратные метры вместо того, чтобы продавать качественную среду.В России откажутся от микрорайонной застройкиЖителям спальных районов проще потратить два часа в пробке, добавить себя к этой пробке, но уехать в торговый центр, чтобы удовлетворить свои потребности и развлечься. Это колоссальные потери времени и экологические издержки. Спальные районы — бремя на экономике всей страны, там не может расцвести малый и средний бизнес. Все говорят, что бизнесу мешают коррупция и административные барьеры. Да, действительно, но куда больше — городская планировка.В России откажутся от микрорайонной застройки

Спальные районы — более серьезная проблема для бизнеса, чем коррупция?

По масштабу влияния — гораздо, гораздо. Я уверен, что если бы городская среда в Москве была устроена по-другому, коррупция свелась бы на нет. По плотности населения Москва почти догнала Дакку, самый густонаселенный город в мире, но плотность застройки очень рыхлая.В России откажутся от микрорайонной застройки

Можно эту проблему решить?

Нужно наращивать центры деловой активности в спальных районах. Настоящий подарок — старые промышленные зоны, вроде «Серпа и молота» и ЗИЛа, которые могли бы стать центрами занятости для жителей окраин.Нужно создавать хорды и избавляться от перепробегов — а это четвертая часть всех утренних перемещений. Грубо говоря, люди едут из точки А в точку Б через центр, делают крюк. Представьте, в вагоне метро может быть на четверть людей меньше, если между точками А и Б появится хорда. Она сейчас возникает в виде Московского центрального кольца, но должны быть и другие.Очень может помочь линейный центр вдоль Москвы-реки, который пока существует только в проекте. Благодаря извилистости реки, центр выйдет в периферийные районы и сможет создать то качество центральности, которое нужно людям.

В чем вы видите преимущества Москвы?

В первую очередь, огромное неиспользованное пространство; из него можно сделать симпатичную перепланировку спальных районов. Правда, никто не знает как.

Во-вторых, очень повезло с расположением промышленных зон, с рекой и старой железнодорожной инфраструктурой, которую можно использовать как каркас для общественного транспорта.Затем, Москва — это сильно социально перемешанная среда.

Нет чудовищного гетто, как, например, в Вашингтоне, когда зашел в другой квартал, а там совсем глухо и тяжело. Где-то похуже, где-то получше, но бросающегося в глаза неравенства и, тем более, сегрегации, закрепленной в территории, у нас нет.

Это, может быть, единственное, что осталось хорошего от советского времени.В России откажутся от микрорайонной застройки

Как вы относитесь к политике Собянина? Он делает скорее хорошо или скорее плохо?

Второе, что замечательно, — вытеснение автомобилей из города. Возьмем платную парковку в спальных районах, которая, по сути, никакого отношения к парковке не имеет.

Эта инициатива призвана выдавить желание купить второй автомобиль и желание вообще иметь автомобиль, если есть возможность его не иметь. Да, это идет через неудобства и искреннее возмущение, но это самая мягкая мера, которую только можно придумать.В России откажутся от микрорайонной застройкиА этот абсурдный присоединенный кусок — Новая Москва, который оттягивает ресурсы у города совершенно не на то. Я считаю, это самое идиотское решение в мире, и сейчас мы все понимаем, насколько идиотское. Референдума никакого не было, решение приняли скоропалительно — от идеи до ее реализации прошло максимум полгода. Но, постойте, вообще-то такие вещи годами обсуждают: нужно нам это или нет, хотим или не хотим.Район застраивается безумными квадратными метрами без нормальной социальной инфраструктуры. Предыдущие власти Московской области выдавали в этом месте разрешения на строительство пачками, зная, что там будет Москва и цена домов вырастет.

Полная версия интервью — на «Снобе», там затрагиваются и другие вопросы.

Подписывайтесь:

  • Обратите внимание:

Точечную застройку в РФ могут запретить

Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил запретить точечную застройку в городах России. Для поиска законодательного пути решения этой и других проблем в строительной сфере будет создана рабочая группа. Законопроект о запрете точечного строительства может быть внесен до конца года.

Эта тема была поднята на «Правительственном часе» с вице-премьером Виталием Мутко.

«Давайте примем решение запретить точечную застройку, — предложил председатель ГД, — чтобы высотки, с одной стороны, не уродовали исторические центры… Сохраним, просто, наши города».

В России откажутся от микрорайонной застройки

Новостройки обяжут сдавать с социальной инфраструктурой

С другой стороны, продолжил он, на эти высотки не рассчитана та инфраструктура, которая есть в микрорайоне. «Ни вода, ни дороги, ни транспортное сообщение, нет мест в детских садах рядом с этими высотками, нет мест в школах, поликлиниках. Но они у нас растут, а почему растут?» — обратился к министру спикер.

«Сажаем» высотку, а воды нет на верхних этажах, тепла нет», — отметил он.

Вполне реально выполнить планы по вводу жилья, но надо быть уверенными, что «люди будут защищены федеральным законом от этой точечной застройки, уродующей города, от этих серых схем, проблем, которые нам несет этот подход и рвачество», резюмировал спикер.

Он предложил создать совместную с правительством рабочую группу по совершенствованию законодательства в области строительства.

Кабмину, по словам Володина, следует вместе с депутатами принять решения, которые позволят исправить многие проблемы.

В рамках рабочей группы будут разрабатываться меры как против точечной застройки, так и связанные с обязательством застройщика сдавать вместе с новостройками социальную инфраструктуру.

В России откажутся от микрорайонной застройки

Какие сделки с недвижимостью следует оформлять у нотариуса

«Давайте создадим рабочую группу, поставим конкретные сроки», — заявил Володин.

Он дал поручение профильным комитетам подготовить проект постановления и внести в него предложения по решению вопросов комплексной застройки, точечного строительства.

Необходимо «вместе с профильным министерством и Виталием Мутко согласовать подходы при внесении законодательных инициатив с тем, чтобы до конца года инициировать эти законопроекты», заявил председатель ГД.

По его словам, это позволит защитить федеральным законом людей от точечной застройки, серых схем в строительстве и проблем, которые возникают при строительстве домов в районах без инфраструктуры.

Вице-премьер ответил согласием на предложение о рабочей группе. Он заверил, что при реализации нацпроекта правительство будет учитывать и указанные стандарты, и необходимое регулирование деятельности застройщиков.

Позже в разговоре с журналистами Мутко отметил, что только запретами проблемы жилищного строительства сложно решить. «Все-таки мы должны исходить из разграничения полномочий субъектов РФ: есть полномочия муниципальные, субъектовые, все-таки есть генеральный план застройки территорий», — сказал он.

Архитектор призвал отказаться от микрорайонной застройки при реновации

В конце мая стартовал прием заявок от российских и зарубежных архитектурных бюро на участие в конкурсе по разработке концепций реновации хрущевок в Москве.

Допущенным к участию в нем предложат разработать архитектурно-градостроительные концепции пяти экспериментальных площадок под новое строительство на месте снесенных пятиэтажек.

Об этом рассказал заммэра столицы по градостроительной политике Марат Хуснуллин. По его словам, первые итоги конкурса будут подведены через два-три месяца.

Член правления Союза московских архитекторов Андрей Гнездилов объяснил НСН, почему привлекать проектировщиков и застройщиков будут на конкурсной основе.

«А как еще? Другого просто нет пути, чтобы подобрать качественного архитектора, который соответствует уровню поставленной задачи. Она с одной стороны политически и социально сложная, с другой – если мы собираемся менять часть города – и застройку и планировку – должен быть качественный проект. Конкурс – это самая надежная процедура для обеспечения качества проекта», — подчеркнул он.

Читайте также:  5 элементов барокко в интерьере квартиры

По словам архитектора, решающими факторами при отборе соискателей станут наличие у них опыта в реконструкции и градостроительном проектировании и понимание того, что в современной социально-экономической ситуации в Москве идет переход от микрорайонной планировки к квартальной.

«В условиях квартальной планировки и застройка другая. Когда планировка имеет большую плотность улично-дорожной сети, тогда и застройка другая. Другое отношение к земле, к собственности в коллективном пользовании.

Уже 20 лет прошло с введения частной собственности, но мы все еще живем по принципам и методикам социалистического землепользования.

Пришло время осознать, что мы живем в другой социально-экономической формации», — отметил он.

Собеседник НСН сформулировал основные требования к планировке создаваемых на месте хрущевок кварталов. Он считает, что это должна быть комфортная среда, в которой должны быть учтены интересы как частного собственника – жильца, у которого есть своя дворовая территория.

«Они должны быть так спланированы, чтобы не конкурировать, не конфликтовать с соседями. Поэтому это, видимо, некая ярусная сеть общественных пространств. Ячейки этой сети – это территории с жилой, общественной застройкой.

Где легко сформировать приватные участки. Я имею в виду дворы. Это может быть периметральная застройка, может быть другая. Самое главное, чтобы частные интересы не конфликтовали с публичными.

В этом главная идея планировки и застройки», — заключил эксперт.

Ранее стало известно, что в программе реновации жилфонда столицы готовы принять участие девять московских домостроительных комбинатов.

Российская Федерация уменьшится в два раза

Российские власти планируют вернуться к политике укрупнение регионов, в результате чего в России должна остаться 41 мегатерритория.

Как сообщает URA.RU. власти изменили тактику объединения регионов, встреченного в штыки жителями и элитами субъектов РФ. Теперь планируется использовать мягкий механизм создания агломераций. По словам источника URA.RU., первыми участниками проекта станут восемь субъектов страны. Впоследствии этот опыт будет распространен на другие регионы.

Собеседник издания рассказал, что в правительстве в проекте Фронтальной стратегии развития страны, которая разрабатывается под руководством Марата Хуснуллина, объединение субъектов РФ будет вестись в виде создания межрегиональных агломераций.

На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) вице-премьер объяснил, что «мегаполисы должны развиваться в первую очередь», так как там сосредоточены «наибольшие точки роста».

Эта позиция основана наопыте работы чиновника в московской мэрии, где он работал в 2010—2020 годах и занимался градостроительной политикой (в том числе Новой Москвы — бывшей территории Подмосковья), развитием Московского железнодорожного узла.

По данным инсайдера, уже определены «приоритетные агломерации первого порядка» — Московская, Петербургская, Казанская и Краснодарская.

Самой крупной в России является столичная агломерация, объединяющая Москву и Московскую область, в которой проживает более 17 млн человек. Ежедневно из Подмосковья на работу в столицу ездят около 800 тысяч жителей.

Часть из них пользуется запущенными в 2019 году Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые соединяют города области и центр Москвы, часть — личным транспортом. Здесь строится Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД, проходит по области).

Границы между Москвой и Подмосковьем размыты: по сути это давно единый макрорегион с разными органами управления.

В Санкт-Петербургскую агломерацию входят Северная столица и Ленинградская область (более 6 млн человек). Она будет увеличиваться за счет развития «городских электричек» (по образцу МЦД). Губернатор Александр Беглов на ПМЭФ-2021 заявил, что строительство скоростной железной дороги позволит присоединить к агломерации еще и Новгородскую область, а это почти 600 тысяч человек.

В Краснодарскую агломерацию войдет часть Адыгеи. Общая численность составит 2,7 млн человек. Казанская агломерация тоже объединит два региона — Татарстан и частично республику Марий Эл (города Волжск и Звенигово). В совокупности население этой агломерации превысит 1,6 млн человек.

На примере первых четырех агломераций можно увидеть значительную разницу в бюджетной обеспеченности субъектов. Так, доходы Москвы в этом году прогнозируются на уровне 2,6 трлн рублей, Подмосковья — 589 миллиардов.

Бюджет Санкт-Петербурга запланирован в 651 млрд рублей, Ленинградской области — 155,3 млрд, Новгородской — всего 39 миллиардов. В казне Краснодарского края доходы прогнозируются в размере 294 млрд рублей, в Адыгее — 26,5 миллиарда.

Бюджет Татарстана составляет 274 млрд рублей, Марий Эл — 40 миллиардов.

— Об изменении федеративной структуры России говорится уже давно, — рассказывает директор Института свободы, член бюро политсовета партии «Родина» Фёдор Бирюков.

— Так, например, идею объединить Санкт-Петербург и Ленинградскую область уже много лет продвигает партия «Родина» в Ленобласти. А власть только с недавнего времени всерьёз заинтересовывалась этим вопросом.

Но лучше поздно, чем никогда.

Административно-территориальное устройство досталось РФ ещё от советского времени. В первую очередь это касается так называемых национальных республик, «нарезанных» когда-то коммунистами совершенно произвольным образом.

Эта производная «нарезка» служила и до сих пор служит основой для различных тенденций, сепаратистских в том числе.

Да само количество субъектов федерации делает неизбежной чрезмерно громоздкую структуру управления территориями, создаёт ненужные административно-экономические препятствия для развития регионов.

«СП»: — Инициативы власти решат эти противоречия?

— Создание крупных агломераций путём объединения — лишь самый популярный на сегодняшний день вариант решения проблемы, но отнюдь не панацея.

При объединении властям придётся проявить максимум своего социально-политического творческого потенциала, чтобы создать принципиально новую и эффективную систему управления.

Неизбежны здесь и «клановые» войны за влияние и власть в новой системе региональных координат. И конфликты экономического характера между корпорациями, крупным бизнесом — за раздел сфер влияния.

Тем не менее создание агломераций — процесс стратегически важный и перспективный. Он позволит наконец-то уйти от порочного деления регионов на «донорские» и «дотационные», перезапустить и социализировать экономические механизмы на местах.

Но для этого государству необходимо изменить и экономическую модель. Вместо корпоративно-олигархического старого порядка нам нужен новый экономический порядок — экономика национальных интересов, социальной справедливости и солидарности.

Деньги — народу!

— В проекте, который разрабатывался под руководством Хуснуллина, речь идет не столько об изменении административных границ регионов, сколько о создании межрегиональных городских агломераций вокруг 8 крупнейших мегаполисов, — отмечает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.

— Очевидно, что такие агломерации будут обладать собственными бюджетами, что позволит ускоренными темпами развивать транспортную инфраструктуру как в мегаполисах, так и в примыкающих к ним районам. Очевидно, что в таком случае строительные корпорации, связанные с властью, смогут получить дополнительные заказы.

Кроме того, власти регионов, где будут образованы агломерации, получат возможность контролировать развитие тех территорий, которые в настоящее время относятся к иным субъектам федерации.

Так, Москва и Петербург получат контроль над прилегающими районами областей, а Краснодарский край — над Адыгеей.

Это также откроет перед строительными корпорациями и девелоперскими компаниями новые перспективы.

«СП»: — Есть ли в таком уплотнении реальная экономическая выгода? Кто это лоббирует и с какими целями?

— Как мне кажется, это делается для того, чтобы строительные магнаты могли компенсировать неизбежное снижение спроса на жилье и коммерческую недвижимость благодаря участию в реализации проектов, связанных с развитием межрегиональных городских агломераций.

Поэтому, если говорить об экономической выгоде от объединения регионов, то приближенные к власти строительные корпорации точно ее получат.

Скорее всего, жители мегаполисов и прилегающих к ним районов также почувствуют изменения к лучшему, прежде всего в сфере транспортных коммуникаций.

Но что касается тех граждан России, которым не посчастливится оказаться в новых межрегиональных агломерациях, то их социально-экономическое положение станет заметно хуже. Чем крупнее будут становится агломерации мегаполисов, тем больше там будет разрыв в доходах между агломерациями и остальной страной.

Соответственно, отток населения в эти агломерации из других населенных пунктов будет усиливаться. Причем уезжать будут главным образом наиболее трудоспособные и социально активные. Экономическая активность и финансовые ресурсы будут все больше концентрироваться в агломерациях.

Вследствие этого число депрессивных городов и регионов будет увеличиваться, а межрегиональное неравенство, и без того чрезвычайно высокое, продолжит расти.

«СП»: — Власти изменили тактику объединения регионов, встреченного в штыки жителями и элитами субъектов РФ. Почему?

— Нежелание жителей более благополучных регионов объединяться с более бедными и стремление региональной элиты небольших регионов сохранить свою самостоятельность мешало корпорациям зарабатывать на возведении объектов инфраструктуры, развитии транспортных коммуникаций, строительстве жилья и коммерческой недвижимости.

Теперь правительство нашло способ удовлетворить запросы корпораций без проведения референдумов.

Думаю, что создание межрегиональных агломераций будет проходить по образцу расширения Москвы за счет присоединения так называемой «новой Москвы».

Подобная процедура позволит получить нужный результат, не вступая в соглашения с региональной элитой и не учитывая мнение жителей тех территорий, которые войдут в агломерации.

«СП»: — Кстати, есть ли у вопроса политическая составляющая?

— С одной стороны, новый проект объединения регионов, на мой взгляд, направлен главным образом на извлечение экономической выгоды.

С другой, его реализация была бы невозможной, если бы руководство страны не проводило политический курс, снижающий влияние региональной элиты и помогающий обеспечить доминирование корпораций во всех выгодных экономических нишах.

Поэтому хотя этот вопрос не является политическим, он неразрывно связан с внутриполитической стратегией власти.

«СП»: — Есть ли положительный опыт создания таких агломерации в других странах? Насколько можно сравнивать с Россией?

— Вероятно, самой известной агломерацией в мире является Токио — Иокогама, население которой составляет 37 миллионов человек. В агломерациях самих по себе, на мой взгляд, нет ничего плохого.

Но нельзя допустить, чтобы их формирование происходило за счет выкачивания людских и финансовых ресурсов из всей остальной страны.

В России в агломерациях вокруг мегаполисов сосредотачивается экономическая, социальная и культурная жизнь, а на развитие территории всей остальной страны ресурсов практически не остается. И правительство собирается ускорить этот опасный процесс.

«СП»: — По итогу проекта число субъектов РФ сократится в два раза. Всего в России должна остаться 41 мегатерритория. К чему это может привести? Какие могут проявиться «побочные эффекты»?

— Прежде всего, значительно сократится средний бизнес, который сегодня во многом выживает благодаря близости к региональной элите. А она в процессе укрупнения регионов неизбежно утратит свои позиции.

Кроме того, существенно ухудшится положение тех средних городов, которые перестанут быть малыми центрами, а деградация малых городов, находящихся вдали от мегаполисов, существенно ускорится.

В результате усилится отток населения в мегаполисы, что приведет к повышению в них социальной напряженности и понижению уровня оплаты труда.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector