В Москве началось благоустройство 10 набережных

В Москве началось благоустройство 10 набережных В Москве началось благоустройство 10 набережных В Москве началось благоустройство 10 набережных В Москве началось благоустройство 10 набережных
В Москве началось благоустройство 10 набережных В Москве началось благоустройство 10 набережных В Москве началось благоустройство 10 набережных В Москве началось благоустройство 10 набережных
В Москве началось благоустройство 10 набережных В Москве началось благоустройство 10 набережных

В ближайшие годы в Москве появится 64 км новых набережных и 40 общественных центров. Эти предложения включены в концепцию развития набережных Москвы-реки, победившую в международном конкурсе.

Крутицкая набережная

Крутицкая набережная станет четырехполосной. Реконструкцию проведут на 900-метровом участке от Новоспасского моста до Симоновской набережной.

Сейчас Крутицкая набережная испытывает дефицит пропускной способности, как и остальные улицы и проезды района – Новоспасский мост, 3-й Крутицкий пер., ул. Симоновский вал. Реконструкция увеличит пропускную способность дороги до 1,8 тыс. машин в час.

Для расширения набережной в наиболее узких местах частично займут от четырех до девяти метров акватории Москвы-реки на участке длиной 350 метров. Для горожан сделают пешеходную дорожку шириной три метра.

Краснопресненская набережная

Краснопресненскую набережную продлят от Третьего транспортного кольца (ТТК) до ул. Шеногина. Здесь построят и реконструируют около 3,3 км дорог. Также появятся четыре съезда, связанных с ТТК, дополнительные проезды и пять остановок наземного общественного транспорта с заездными карманами.

На Краснопресненской набережной развернуто строительство Московского международного делового центра «Москва-Сити». Поэтому благоустройство территории вокруг него стало приоритетом для города. Пока же здесь находится полузаброшенная площадка у воды, не имеющая своего «лица».

  •      КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ (СУЩЕСТВУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ)
  • Совсем скоро эта депрессивная зона получит второе рождение: появятся новые транспортные связи, общественные пространства, развитая инфраструктура.

Краснопресненскую набережную разделят на три зоны: многофункциональный террасный парк, многоуровневый линейный парк и пешеходная часть.

Террасный парк протянется вдоль набережной от ул. Шеногина до Причального проезда. Он будет включать прогулочную зону с ландшафтным дизайном. Ширина тротуаров составит три метра. Растения высадят ярусами: сначала кустарники, у воды – многолетние травы и цветы. Появятся и смотровые площадки.

  1. Рядом с парковой зоной расположатся остановки общественного транспорта с заездными карманами, наземные переходы и даже причал для кораблей.

Линейный парк протянется от Причального проезда до Белорусского железнодорожного моста. Здесь сделают двухъярусные прогулочные террасы с лестницами, по ним можно будет спуститься к воде.

Также обустроят детские и спортивные площадки, зону разноуровневых фонтанов, открытый кинотеатр, кафе с открытыми верандами. На набережной можно будет организовать пикник.

Кроме того, здесь появятся Wi-Fi и скейт-парк. Изюминкой станут портовые краны, которые приспособят под арт-объект. Похожие идеи реализованы в парках Лондона и Гамбурга.

Пешеходная зона от небоскребов «Москва-Сити» до линейного парка свяжет Пресненскую и Шелепихинскую набережные. В этой части набережной могут возвести храм.

Мост-галерея длиной 250 метров свяжет станцию Московского центрального кольца (МЦК) «Деловой центр», бизнес-центр «Москва-Сити» и Пресненскую набережную. Он будет иметь прозрачную крышу и стены. Внутри установят лавочки и сделают зону бесплатного Wi-Fi.

У моста будет четыре выхода. Первый выведет на платформу МЦК, второй – к станции метро «Международная», третий – к «Москва-Сити», четвертый – на Пресненскую набережную. Для маломобильных людей у входов установят лифты.

С появлением моста-галереи пешеходный путь от платформы МЦК до «Москва-Сити» сократится вдвое.

Симоновская набережная

Один из самых масштабных проектов по реконструкции набережных Москвы-реки. Делится на две части:

  • Продление Симоновской набережной от Крутицкой набережной до ТТК и далее до проспекта Андропова
  • Строительство участка Симоновской набережной от Южного речного вокзала до 2-го  Южнопортового проезда

Продление Симоновской набережной от Крутицкой набережной до ТТК и далее до проспекта Андропова

После реконструкции Симоновская набережная обеспечит транспортное сообщение для территории реорганизируемой промзоны «ЗИЛ».

Проектом предусмотрена реконструкция набережной от Третьего транспортного кольца до Крутицкой набережной, затем – в сторону ул. Велозаводская, строительство дорог от ул. Восточная до Симоновской набережной и от ул. Ленинская Слобода до третьего Автозаводского проезда.

Помимо этого, предстоит реконструировать Автозаводский проезд и построить четыре подземных перехода.

Строительство участка Симоновской набережной от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда

Новая шестиполосная дорога с мостом через Москву-реку необходима для движения к тематическому парку «Остров мечты» в Нагатинской пойме и транспортного обслуживания бывшей промзоны «ЗИЛ», где активно строится район с жильем, рабочими местами и социальной инфраструктурой.

Новая трасса проходит по части территории Нагатинской поймы, пересекает Москву-реку, проходит в створе 2-го Южнопортового проезда и примыкает к 1-му Южнопортовому проезду.

Вдоль магистрали обустроили съезды на прилегающую территорию и расширили часть 2-го Южнопортового проезда, а также построили шестиполосный мост через Кожуховский затон с тротуарами. Под мостом сделали разворот.

На протяжении всей новой трассы обустроили остановки общественного транспорта с заездными карманами и два пешеходных перехода.

Набережная Марка Шагала

Набережная Марка Шагала на территории бывшей промзоны «ЗИЛ» протянется от Третьего транспортного кольца (ТТК) до старого русла Москвы-реки, ее длина составит 3,8 км. Первые 810 метров нового зеленого пространства города уже готовы. Работы продолжаются. 

Идея создания набережной родилась на стыке двух больших проектов: строительства жилого комплекса бизнес-класса «ЗИЛАРТ» и благоустройства набережных Москвы-реки.

Здесь появится парк, причал-амфитеатр, плавучие сады и многое другое. В основу проекта заложены три базовых принципа: проницаемость, открытость и разнообразие функций.

  • «Секретные сады»
  • Будущий парк берет начало у Даниловского моста и заканчивается у проспекта Андропова, рядом с затоном Новинки. Здесь организованы четыре тематических маршрута:
  • «Магниты»;
  • «Спорт»;
  • «Отдых»;
  • «Променад».

В проекте также продумана система терренкуров – специальных маршрутов для бега и длительных пешеходных прогулок, запланированы три зоны с павильонами для мероприятий и концертов.

Также здесь появятся «секретные сады» – огороженные кустарниками участки со скульптурами и оригинальными ландшафтными композициями. Помимо «секретных садов» на набережной высадили 274 взрослых дерева, причем некоторые из них сразу будут иметь семиметровую высоту. Часть деревьев украшает пешеходную зону новой набережной, выложенную плиткой.

Еще часть деревьев уже начали высаживать в зеленой зоне, в частности, на искусственно созданных холмах. Их условно поделили на четыре зоны, которые за счет разной растительности будут имитировать лес, редколесье, степь, а также луга с разнотравьем. Зоны чередуются на протяжении всей набережной.

Также здесь высадят 1187 вечнозеленых кустарников, 64000 многолетних цветов, а также более 100000 различных луковичных, включая тюльпаны и нарциссы.

Причал

Завершено строительство единственной в Москве 150-метровой пристани-амфитеатра под открытым небом. Вскоре пристань станет пунктом остановки речного транспорта, маршруты которого уже сегодня прорабатываются.

Новый причал длиной в 65 метров с легкостью примет двухпалубный пассажирский Р-51 на 240 мест – самый вместительный из нынешних городских речных теплоходов. В период навигации такие суда курсируют по Москве-реке в течение 10 часов. Раз в час они пристают к причалам, чтобы высадить и забрать пассажиров.

При создании причала со дна реки подняли около 7 тыс. кубометров грунта. Благодаря этому река у причала стала глубже на три метра. Это позволит ему принимать любые суда. После поднятия грунта строители засыпали дно двумя видами щебня. Для лучшей усадки его вручную разровняли водолазы.

Плавучий спа-центр

На набережной обустроят спа-центр. В его составе построят три бассейна, парилку на 15 кв. метров и зону отдыха с раздевалками и душевыми. Планируется, что спа-комплекс будет работать 12 часов в сутки и обслуживать от 15 до 20 человек за день.

Окончательная конструкция комплекса определится в ходе геологических исследований береговой полосы.

Сад на воде

Посетители парка смогут не только выйти к реке, но и пройтись по плавучим понтонам. Таким образом, акватория старого русла станет частью единого благоустроенного пространства набережной, а плавучий сад украсит ее прогулочную зону. В процессе создания зеленого пространства несколько водоемов заполнят растениями – это будут отгороженные участки реки разных форм.

Набережная Химкинского водохранилища

Эта набережная сможет стать новым центром активности у воды: реконструкция эллингов в спортивные, торговые и развлекательные объекты порадует любителей активного образа жизни.

Щукинский полуостров

Щукинский полуостров – уникальное место, которое входит в состав ООПТ «Москворецкий парк». Оно находится в стороне от темпа жизни мегаполиса, и там встречаются животные и растения, занесенные в Красную книгу.

Здесь планируется сформировать парк с экологическими тропами и ограниченным доступом на территорию, где жители смогут узнать больше про природу своего города. Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/v-stolitsie-blaghoustroiat-ieshchie-piat-nabieriezhnykh-moskvy-rieki?from=cl

Набережная вблизи Живописной улицы

Доступ к реке вблизи ул. Живописная ограничен из-за сложного рельефа и близости промышленных объектов. Особенность участка – впадающий в Москву-реку Соболев ручей, который подчеркивает уникальность набережной, а сочетание высоких холмов и ручья в низине позволяет создать уютное пространство для прогулок и отдыха жителей района Щукино.

Здесь планируется создать комфортный прогулочный маршрут от жилой застройки до набережной по пешеходному серпантину вдоль Соболева ручья, а неподалеку от места его впадения в Москву-реку возвести понтонный мост для пешеходной связи с Щукинским полуостровом.

Набережная под Сабуровскими мостами

Находится в сложном месте: с одной стороны она располагается между двумя набережными-парками (Музей-заповедник «Коломенское» и Братеевский каскадный парк), а с юга к ней примыкает молодежный ЖК «Сабурово». Из-за близости ж/д мостов и сложного рельефа жители ЖК «Сабурово» не имеют доступа к этому участку.

Здесь предлагается создать зоны активности, установить детские и спортивные тренажеры и сформировать комфортную безопасную связь с другими парками-набережными города для свободного перемещения москвичей в любую выбранную зону.

Набережная района Капотня

Эта набережная находится в самом конце города, по течению реки, вблизи МКАД. Капотня практически изолирована от остальных районов: с одной стороны расположен Московский нефтеперерабатывающий завод, с другой – МКАД.

Основная задача благоустройства участка – повышение уровня его наполнения и разнообразия, организация доступа жителей к воде за счет устройства пешеходных зон к территории с востока.

Для этого в первую очередь ведется комплексная реорганизация улично-дорожной сети, включая обеспечение пешеходными  маршрутами, а также создание единого непрерывного велопешеходного маршрута. 

Для улучшения пешеходных связей с набережной планируется снос гаражей и благоустройство этих территории. Это сделает район набережной Капотни уютнее и привлекательнее для жителей и гостей.

Иллюстрации: Моспроект-3, Москомархитектура

Читайте также:  Минстрой спрогнозировал еще меньшие объемы ввода жилья, чем прежде

Реконструкция набережных в Москве завершится в 2023 году. Как изменятся территории

Москва-река, как одно из главных достояний столицы, должна стать важнейшей точкой притяжения в городе. С 2011 года для этого сделано уже многое – в Москве привели в порядок свыше 60 километров набережных.

Полностью реконструкция прибрежных территорий должна завершиться в 2023 году, а значит, работы предстоит еще много.

Рассказываем, как преобразятся столичные набережные, а также как новые прибрежные зоны впишутся в общий облик столицы.

Микс современного и исторического на острове

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

Остров Балчуг находится практически в самом центре Москвы – расположение, естественно, привело к тому, что местность заполонили кафе, бары, гостиницы, лофты, общественные центры и другие организации, пользующиеся популярностью у большинства категорий населения города.

В то же время в качестве зоны для променада место практически не используется ни москвичами, ни туристами. Пешеходные зоны на набережных очень узкие, а рядом – оживленное автомобильное движение. Кроме того, территория давно требует косметического ремонта, а также озеленения.

В правительстве на Булчуг уже обратили внимание. Как сообщили в департаменте жилищно-коммунального хозяйства, справиться со всеми работами планируют еще до окончания 2020 года. Правда, дел предстоит немало, ведь речь идет о благоустройстве всего острова, а не отдельного его участка.

В рамках работ на острове Балчуг планируется привести в порядок следующие объекты:

  • Софийскую набережную;
  • Раушскую набережную;
  • Садовническую набережную;
  • Космодамианскую набережную;
  • Садовническую улицу;
  • Комиссариатский переулок;
  • Фалеевский переулок;
  • Раушский переулок;
  • Репинский сквер.

*всего благоустроят 12 километров набережных и примыкающих к ним переулков.

Прогулочная зона на набережных

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

В первую очередь прогулочные зоны отремонтируют. На тротуарах обновят покрытие: старый асфальт заменят на более экологичную и долговечную гранитную плитку. Кроме того, в планах – обновить покрытие проезжей части, а также установить гранитные бордюры вместо обычных старых.

Территория озеленится: вдоль прогулочной зоны высадят деревья и кустарники, а также разобьют газоны, цветники. При этом все существующие зеленые насаждения на Балчуге сохранят – для них будет проведена специальная программа по уходу и оздоровлению.

Помимо клумб, на набережных и примыкающих к ним улицах появится современное освещение – новые фонари с энергосберегающими лампами. Также внимание будет акцентировано на парапете, проходящем вдоль кромки воды, с помощью специального освещения.

Заключительный элемент – малые архитектурные формы. Особенное внимание уделят скамейкам. Их расставят по зонам в зависимости от стиля. Например, вдоль зданий установят лавочки в историческом стиле, соответствующем старинным постройкам.

Возле воды, где горожане катаются на самокатах, скейтах и сегвеях, малые архитектурные формы будут современными.

Больше всего внимания привлекут скамейки на Космодамианской набережной напротив Дома музыки: у них будет комбинированный дизайн, одновременно напоминающий линии этого здания и перекликающийся с темой реки.

Как сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков, перед властями стоит задача сделать на Балчуге зону, пригодную для отдыха людей, но при этом не лишить ее других функций.

Комплексное благоустройство четырех набережных в самом центре столицы улучшит городскую среду вдоль Москвы-реки. Основная задача – создать комфортную прогулочную зону, наполнить новыми функциями и раскрыть рекреационный потенциал набережных, сохранив возможность их транзитного использования.

Петр Бирюков

заместитель мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

Стоит отметить, что вся инфраструктура набережных будет приспособлена для людей с ограниченными возможностями.

Благоустройство скверов

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

Помимо набережных, в планах властей – благоустройство всей зеленой территории Балчуга. Таким образом, работы коснутся и небольших зеленых парков, расположенных в разных частях острова.

Репенский сквер площадью четыре гектара был открыт в 1948 году к 800-летию Москвы. С тех пор никакие глобальные работы по его преображению не происходили.

В рамках благоустройства в сквере увеличат количество зеленых насаждений согласно архивным ситуационным планам, а также сохранят и приведут в порядок старые растения.

Прогулочную зону украсят фонарями, скамейками и урнами, выполненными в стиле конца 40-х годов прошлого века.

Кроме того, в порядок приведут и сквер возле дома № 22 по Космодамианской набережной, где стоит памятник поэту Некрасову.

Концепции благоустройства набережных Балчуга были представлены местным жителям на общественных обсуждениях.

Большинство ими высказанных пожеланий были связаны в первую очередь с высадкой новых деревьев и кустарников, а также с установкой новых малых архитектурных форм и заменой оборудования на детских площадках.

Как сообщили в пресс-службе департамента ЖКХ, все просьбы горожан были учтены в рамках разработки финальных проектов.

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

Проект Филевской набережной также разрабатывался с участием местного населения. Сегодня общественные слушания – обязательная часть многих проектов благоустройства и реконструкции.

Что касается Филевской набережной, правительство планирует привести в порядок участок от Филевского парка до территории театра «Мастерская П. Н. Фоменко».

По словам главного архитектора столицы Сергея Кузнецова, в рамках этого проекта стоит задача привести участок в порядок, при этом не перегрузив его различным функционалом.

Пять оттенков набережной

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

Ввиду особенностей некоторых участков набережной стало невозможным применять один и тот же подход по благоустройству на территории всей набережной. Поэтому ее условно поделили на пять частей.

Мы работали не только над индивидуальными особенностями каждого из участков набережной. Перед нами стояла задача создать единый объект с комфортной инфраструктурой. Мы выявили и усилили лучшие стороны каждой набережной.

Сергей Кузнецов

главный архитектор Москвы

Дело в том, что некоторые участки входят в границы особо охраняемых природных территорий, что накладывает свой отпечаток на работы по благоустройству. На таких территориях применяются ограничения по работам: например, требуются определенные материалы твердых уличных покрытий, специальное освещение, максимальное сохранение озеленения и так далее.

Тем не менее даже на таких отрезках предусмотрено все необходимое для полноценного отдыха горожан. «Новые пешеходные, беговые и велосипедные дорожки сформируют единый маршрут на всем протяжении набережных Москвы-реки», – пояснил Кузнецов. И, несмотря на условное деление территории, всю зону у воды приведут в порядок, а концепция набережной останется единой.

Регулярная и природная зоны

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

Также среди особенностей набережной можно выделить серьезную ширину (50 метров) и значительные перепады высот (до пяти метров). Кроме того, на работы накладывает отпечаток тесное соседство с крупным жилым комплексом. По этой причине создатели проекта разбили набережную на две контрастные зоны – регулярную и пейзажную.

Первая будет располагаться вдоль фасадов домов и будет выполнена в подчинении строгой архитектуре комплекса – она является ее логическим продолжением. По ней параллельно друг другу идут пешеходная, беговая и велосипедная дорожки, разделенные воссозданной лесополосой, прямоугольными клумбами из кустарников и цветниками правильной формы.

В основу разработки пейзажной, или природной, зоны легло условие, что с большей части набережной высоток видно не будет благодаря большому перепаду высот. Она расположится ближе к воде. И здесь архитектура поддастся влиянию природного ландшафта с его плавными живописными линиями.

Спортивная инфраструктура

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

Стоит отметить, что набережная преобразится не только с точки зрения природного ландшафта, в том числе она приобретет естественные для парковой зоны сегодня функции.

Формирование спортивной инфраструктуры – современный тренд, который в первую очередь отвечает потребностям населения. Таким образом, в рамках проекта на набережной появятся беговые и велосипедные дорожки, а также пункты проката.

Для населения, предпочитающего более спокойный образ жизни, архитекторами предусмотрена комфортная прогулочная зона и смотровая площадка, а также точки с уличной едой.

«Умный» ландшафт на набережной Марка Шагала

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

Отличительная черта этого проекта – многофункциональный «умный» ландшафт, который должен оградить отдыхающих от ветра и городского шума.

К моменту запуска первого этапа 820 метров набережной будет разбито на четыре зеленые зоны: цветущие сады, редколесье с травами и кустарником, разнотравье, включающее в себя только лужайки и цветы, а также так называемые пушистые холмы, имитирующие настоящий лес.

Здесь появится более тысячи кустарников и несколько десятков тысяч многолетних цветов, которые прекрасно чувствуют себя в российском климате, например тюльпаны, нарциссы. Также рабочие высадят 274 дерева – некоторые будут достигать в высоту семи метров.

Таким образом, из некогда «шрама» на лице столицы набережная ЗИЛа превратится в огромный зеленый парк у воды – новое пространство получит название «На набережной».

В основу его концепции лягут четыре взаимно интегрированных пространства: «Магниты», «Спорт», «Отдых» и «Променад».

По сути, это тематические маршруты для прогулок, которые горожане смогут выбирать в зависимости от собственных интересов.

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

  • «Магниты» – это пространство, которое включает в себя три основные точки притяжения парка: три площади, восемь площадок для проведения различных мероприятий, а также кафе, киоски, несколько десятков мобильных точек с уличной едой;
  • «Спорт» объединит в себе дорожки для бега и велодорожки, городские пункты велопроката, девять спортивных площадок и шесть площадок для игр, а также два пункта проката соответствующего инвентаря;
  • Маршрут «Отдых» – это аллея для пеших прогулок длиной более двух километров, вдоль которой расположится с десяток «секретных» садов с различными фонтанами, скульптурами и ландшафтными композициями;
  • «Променад» – своеобразный аналог зоны «Отдых» лишь с тем различием, что прогулочная аллея на этом маршруте расположена вдоль реки. Кроме того, в рамках работ планируется построить тут два причала и организовать три спуска к воде.
Читайте также:  Любая налоговая сможет принять сведения о недвижимости

По итогу работ набережная Марка Шагала станет в три раза длиннее – ее протяженность составит 3,8 километра. Реконструкцию участка планируется завершить в третьем квартале 2020 года.

80 километров набережных Москвы

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

Несмотря на то что с 2011 года правительство столицы привело в порядок свыше 60 километров прибрежных территорий, большую часть работ еще только предстоит выполнить. Ведь общая протяженность обоих берегов Москвы-реки, у которых есть потенциал стать самыми популярными точками притяжения города, составляет около 200 километров.

«В данный момент набережные Москвы-реки превращаются в многофункциональные пространства, встроенные в ткань города», – рассказал Москве 24 Сергей Кузнецов. По его словам, с этой точки зрения столица развивается в русле ведущих европейских столиц и учитывает опыт зарубежных коллег при работе с водоемами.

Эту работу можно разделить на две части – ремонт исторических набережных и создание новых набережных для отдыха у воды, особое внимание уделяется формированию доступной и комфортной городской среды.

При этом существует идея соединить все столичные набережные в единый пешеходный маршрут, чтобы человек мог, например, на велосипеде пересечь весь город, не испытывая дискомфорта.

Сергей Кузнецов

главный архитектор Москвы

При этом архитектор отметил, что проект каждой набережной индивидуален: никаких единых критериев реконструкции и благоустройства не существует. Это прекрасно видно на примерах проектов набережных, а также на участках, которые уже привели в порядок. Тем не менее все территории в первую очередь стараются сделать пригодными для пешеходов.

Проектное решение. портал мэра и правительства Москвы

«Мы делаем удобные места для отдыха, качественное озеленение, открываем воду горожанам. То есть там, где возможно, делаем оборудованные спуски к воде, развиваем речной транспорт.

Это лишь ключевые компоненты многофункциональной среды, которые могут и должны меняться в зависимости от конкретной территории – ее архитектурно-градостроительного значения, исторического контекста.

Кроме того, мы всегда должны учитывать пожелания жителей», – заключил Кузнецов.

Как заявил ранее заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев, работы по реконструкции набережных планируется завершить до 2023 года.

Как развиваются территории у Москвы-реки

В Москве началось благоустройство 10 набережных

Донстрой

Протяженность Москвы-реки в пределах МКАД составляет 83 км, ее набережных – 196 км.

Как и во множестве российских городов, кроме, пожалуй, Санкт-Петербурга, где набережные сразу задумывались как парадные фасады города, в столице река долго использовалась только в утилитарных целях, о красоте ее обрамления речи не шло.

По данным Дом.РФ, 752 российских города из 1117 расположены на берегах водоемов, но за пять лет было благоустроено только 10% от всех набережных. 

Пристани в Москве начали строить в X в., их остатки, вполне возможно, сохранились под «парящим мостом» в парке «Зарядье». «Реки были источниками воды и транспортными путями.

Например, кирпич для строительства Успенского собора доставлялся до Кремля по Яузе, – рассказывает краевед Филипп Смирнов.

Строительство набережных в привычном нам виде – по которым можно гулять, со спусками к воде и освещением, по его словам, началось в 30-е гг. XX в. Часть прибрежных территорий до сих пор остаются необустроенными.

По словам партнера архитектурного бюро Syntaxis Александра Старикова, практически на всем протяжении истории столицы у ее главной водной артерии был статус «заднего двора». В прошлом веке значительная часть береговой линии использовалась предприятиями.

Сейчас в столице сотни кварталов расположены вдоль рек, но в большинстве случаев подходы к воде перегорожены, заняты промышленными зонами и т. д. Свободный оборудованный доступ к реке есть примерно у 20 кварталов.

Это крайне мало, учитывая масштабы города и протяженность береговой линии.

Олег Шапиро, сооснователь архитектурного бюро Wowhaus, говорит, что примерно такая ситуация с набережными во всех крупных городах мира (в Лондоне, Лиссабоне, Бордо или Барселоне): исторически вдоль них располагались промышленные предприятия, их причалы, склады. «Сегодня многие набережные заняты или бывшими заводами, или транспортной магистралью.

И обычно при проектировании нужно оптимизировать транспортные схемы и освободить территории там, где можно сделать часть набережной пешеходной, – рассказывает архитектор. – Так, современная Крымская набережная около «Музеона» – это бывшая автодорога, которая вела ниоткуда в никуда.

Мы убедили городские власти полностью перекрыть ее, перераспределить движение и на месте дороги сделать общественное пространство». 

Современный этап комплексного обустройства набережных в Москве начался в 2015 г.

Годом ранее под руководством Москомархитектуры прошел международный конкурс на развитие прибрежных территорий Москвы-реки, победило бюро «Меганом».

Общие принципы из их работы потом легли в основу отдельных проектов. Среди них, например, идея сделать единый пешеходный маршрут с вело- и беговыми дорожками вдоль всей береговой линии.

Единым оператором градостроительного развития прибрежных территории Москвы-реки стал ГАУ «НИиПИ Градплан города Москвы». Он имеет дело с теми территориями, где нужно укрепление берегов, реконструкция, ремонт или строительство новых причалов.

Также в разработке концепций участвует комплекс градостроительной политики города и комплекс городского хозяйства, сосредоточенный на благоустройстве. «Свои» куски набережных приводят в порядок частные застройщики.

Всего из 119,5 км, которые планируется благоустроить к 2023 г.

, в адресно-инвестиционной программе Москвы (АИП) предусмотрено обустройство 39,8 км береговой линии, не вошло в АИП, но есть в планах департамента строительства и департамента капремонта 7,4 км и 69,4 км соответственно. По данным Москомархитектуры, инвесторы будут заниматься всего 2,9 км.

Из 196 км набережных сейчас обустроено 69,6 км. За последние несколько лет открыли набережную парка Северного речного вокзала, Овчинниковскую, Озерковскую, Москворецкую, Лужнецкую и Андреевскую, Прибрежный парк района Капотня, набережную Марка Шагала у ЖК «Зиларт».

Утверждены проекты планировки Дорогомиловской набережной, включая территорию под Белорусским мостом, бульвара вдоль Симоновской набережной, территории бывшей промзоны «ЗиЛ», участка под Шелепихинским мостом. «К 2023 г.

189,1 км набережных приобретут новый вид», – говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.

Стоимость обустройства зависит от сложности проекта. «Километр набережной – с сетями, плиткой, озеленением, с малыми архитектурными формами – стоит примерно от 400 млн руб. до бесконечности. В нашем проекте в Павшинской пойме эта сумма была выше из-за сложности технических решений.

Здесь нижняя набережная опущена практически на один уровень с водой.

Потребовалось установить канализационную насосную станцию на глубину в пять этажей, чтобы откачивать воду, так как даже дождевая вода с поверхности набережной не должна попадать в реку», – рассказывает основатель бюро Basis Иван Охапкин. 

С набережными вообще все непросто. Проектировщики опираются на действующие ГОСТы, нормы СанПиНов.

У Москомархитектуры есть рекомендация предусмотреть возможность создания единого велопешеходнобегового маршрута, у департамента транспорта и развития – стандарт по обустройству причалов.

Сергей Богдановский, руководитель проекта «LIFE – Ботанический сад» (ГК «Пионер»), напоминает, что любая деятельность на территориях, расположенных рядом с водоемами, регулируется еще и Водным кодексом.

«Территория набережной должна быть озеленена не менее чем на 15% от площади участка, который благоустраивается. Подходы со стороны жилой застройки надо сделать через каждые 100–150 м. Архитектурные формы, ограждения, причалы, лестницы должны быть безопасными.

Ширина лестниц и пандусов – не меньше ширины пешеходной дорожки, подводящей к ней.

Нужно сделать две полосы движения на лестнице, не менее 0,75 м каждая, высота одной ступени должна составлять не более 0,12 м», – описывает Амир Идиатулин, гендиректор архитектурной студии IND Architects.

Девелоперы активно осваивают пространства у реки, возможностей для этого стало больше благодаря реновации «ржавого пояса» Москвы – промышленных территорий: из 18 800 га почти 11 000 га расположены вдоль береговой линии.

Реновация идет в промзоне «ЗиЛ», Нагатинском затоне (здесь располагались Московский судостроительный завод, Пролетарский ремонтно-строительный трест), Западном и Южном портах, на месте бывшего Мукомольного завода – теперь это проект «Большого сити», на Симоновской набережной (там была нефтебаза и промышленные предприятия).

Например, Wainbridge реконструирует 7000 кв. м в проекте ЖК Aquatoria (будет 627 квартир) на месте грузового причала. По словам гендиректора Wainbridge в России Бабюра Дикера, расходы могут составить более 200 млн руб.

Сейчас идут работы по берегоукреплению, самые трудоемкие и затратные. Но все окупится благодаря инфраструктуре, которая появится на набережной, уверен застройщик.

Дивиденды от благоустроенной береговой линии в проекте более чем в 2 раза превышают затраты на ее строительство.

В «Ривер парке» уже открыт первый участок набережной (700 м), в которую вложено около 116 млн руб. К концу года планируют закончить работы на втором участке (350 м), который пройдет вдоль трех строящихся корпусов, это еще 150 млн руб.

«Помимо инвестиций в строительство набережной на четырехлетнюю аренду прибрежной зоны дополнительно было потрачено около 210 млн руб., – рассказывает вице-президент AEON Corporation (девелопер проекта) Дмитрий Старостин. – После завершения этого срока территория будет передана городу для дальнейшей эксплуатации».

Жить в «Ривер парке» будут 14 000–16 000 человек, но набережная «в морском стиле» будет общегородским пространством.

ГК «Пионер» завершает благоустройство участка у Яузы (3,72 га) между двумя проектами компании у м. «Ботанический сад» (совокупно 226 000 кв. м жилой площади, жить здесь будет около 7000 человек).

В будущем эта набережная станет частью «Суперпарка Яуза». «Инвестиции составили более 130 млн руб.

Для проведения работ застройщик использовал собственные средства», – сообщает директор по маркетингу ГК «Пионер» Юрий Коган.

500 млн руб. вложил «Донстрой» в набережную у ЖК «Сердце столицы».

«На Шелепихинской набережной появилось новое прогулочное пространство, открытое для всех москвичей, это участок длиной более 600 м и площадью около 5 га», – рассказывают в пресс-службе компании.

В первом проекте «Донстроя» на берегу – в «Алых парусах» набережная в итоге превратилась в частную, но «так сложилось исторически и это исключение из правил», утверждают в компании. 

«Ставить заборы и не пускать людей к воде было характерно для проектов 7–10-летней давности», – считает Старостин.

Читайте также:  Банк-санатор СУ-155 собирается застроить 4 участка компании в Москве

Сегодня набережные у новых ЖК – общественные пространства, здесь размещаются коммерческие объекты, здесь проводят досуг не только те, кто купил квартиры в этом проекте.

Как минимум 5–20 м от воды закрывать не позволяет законодательство – это береговая полоса общего пользования. 

И если у властей есть определенное видение развития той или иной общественной территории в границах проработки проекта, они при необходимости напомнят о нем девелоперу, говорит Старостин.

По разным оценкам, премия за вид на реку может составить от 10 до 50% по сравнению с аналогичными предложениями не у воды. На разницу в цене внутри одного проекта обращает внимание Коган: «Например, трехкомнатная квартира с видом на набережную Яузы стоит примерно на 10% дороже, чем аналогичный вариант, обращенный во двор». 

MR Group обустраивает 750 м берега Спасского затона Москвы-реки в проекте City Bay, и, как говорит Ирина Дзюба, заместитель гендиректора компании, «квартиры с видом на воду и благоустроенную набережную в среднем дороже аналогичных по площади квартир с другими видами на 10–15%». По данным «Донстроя», расположение рядом с набережной не влияет на стоимость квартир в «Сердце столицы», но повышает их ликвидность. 

Видео: как изменятся набережные Москвы :: Город :: РБК Недвижимость

В новом выпуске программы «Город» рассказываем о масштабной городской программе благоустройства столичных набережных

Текстовая версия

Один из градообразующих символов Москвы — это Москва-река, без нее невозможно представить нашу столицу. И прямо сейчас строители создают новый облик московских набережных. В нашей программе расскажем о текущем статусе этой масштабной городской программы.

В середине прошлого десятилетия московские власти обратили внимание на прибрежные городские территории. Это важно, потому как реки, затоны, каналы и искусственные водоемы так или иначе влияют на 80% территории Москвы внутри МКАД.

Всего же площадь городских территорий, находящихся в зоне влияния Москвы-реки, составляет 10,4 тыс. га.

Это означает, что берег того или иного водного объекта находится в радиусе пешеходной доступности почти от каждой произвольно выбранной точки в городе.

Исходя из этого, в 2014 году в Москве был объявлен международный конкурс на развитие прибрежных территорий Москвы-реки. Победителем конкурса тогда стало архитектурное бюро «Проект Меганом».

Чуть позднее, в 2015 году, институт «Генплана Москвы» разработал Концепцию градостроительного развития территорий, прилегающих к Москве-реке (в границах территории города Москвы) с учетом результатов международного конкурса.

Собственно, с этих документов и началось развитие московских набережных.

Еще немного цифр. Общая протяженность Москвы-реки в пределах МКАД составляет 83 км, общая протяженность набережных — 196 км. Из них по состоянию на сентябрь 2020 года благоустроено 69,6 км, не благоустроено — 136,6 км, из которых к 2023 году планируется благоустроить 119,5 км.

А теперь давайте виртуально прогуляемся по московским набережным — поговорим, какими они стали и какими будут.

Самый активный проект 2020 года — реконструкция и благоустройство Бережковской набережной, набережной Тараса Шевченко в Дорогомилово. На набережных Дорогомилово планируется сузить проезжую часть и увеличить пешеходную. Для этого планируется расширить тротуары, отделив их от проезжей части кустарниками, и добавить велосипедные дорожки.

Часть набережной Тараса Шевченко — напротив жилых домов — планируется отдать под детские площадки. Здесь даже можно будет поставить небольшие снежные горки.

На Бережковской набережной будет создана инфраструктура для пассажиров речных трамвайчиков, у которых здесь есть причал. Рядом с гостиницей «Славянская» планируется создать зону прибрежных кафе.

Или вот еще интересный проект. Сад и водные аттракционы появятся на набережной у Южного речного вокзала. Общая площадь благоустройства набережной составит 82,7 га. Южный речной вокзал реконструируют, сохранив его транспортную функцию.

Рядом появится общественно-деловая застройка общей площадью 25,6 тыс. кв. м. Здесь возведут офисы площадью 12 тыс. кв. м и галерею современного искусства площадью 3,6 тыс. кв. м. На набережной также предусмотрены зона для велосипедистов и пешеходов, парковые территории.

Объекты будут отличаться оригинальной архитектурой.

А вот так будет благоустроена набережная Москвы-реки на Ленинградском шоссе в районе Химкинского водохранилища. На территории вдоль Москвы-реки планируется создать ландшафтный парк с площадкой для проведения мероприятий.

Она будет выполнена в виде амфитеатра и доступна для круглогодичного использования: летом здесь разместятся концертная сцена, лекторий, открытый кинотеатр и зона выставок, а зимой — каток и павильоны для проведения ярмарок.

Еще она набережная, которую ждут изменения, — в ближайшее время на набережной Марка Шагала планируют создать прогулочный маршрут с велосипедными и беговыми дорожками. Здесь появятся новые тротуары, газоны и цветники, посадят деревья и кустарники. По сути, это даже не набережная, а настоящий парк.

На набережной Марка Шагала на ЗИЛе планируется комплекс прибрежных сооружений на понтонах, в числе которых спа-центр и плавательные бассейны. Также здесь появятся «секретные сады» — огороженные кустарниками участки со скульптурами и оригинальными ландшафтными композициями.

Помимо «секретных садов», на набережной уже высадили 274 взрослых дерева, причем некоторые из них сразу будут иметь семиметровую высоту. Кроме них, здесь высадят 1187 вечнозеленых кустарников, 64 тыс. многолетних цветов, а также более 100 тыс. различных луковичных, включая тюльпаны и нарциссы.

К слову: в составе комплекса прибрежных сооружений предусмотрены три бассейна, парилка на 15 кв. м и зона отдыха с раздевалками и душевыми. Из соображений безопасности комплекс на воде будет огорожен по периметру. Вот такая вот современная московская набережная.

И в конце еще немного цифр. Целевым показателем до 2023 года в рамках реализации концепции благоустройства набережных Москвы-реки для Стройкомпплекса города является создание 189 км благоустроенных набережных. Цифра впечатляющая. Очень ждем!

Павел Поселёнов, президент ГК «Инград»:

— В Москве реконструируются и благоустраиваются набережные. Как вы оцениваете эти программы и какое участие принимает в них бизнес?

— Мне кажется, что для любого города и мегаполиса вода, река, озеро, любой водоем — это просто неисчерпаемое богатство, и как город сможет этим распорядиться, такой получается эффект для его жителей.

Москва без слова «Москва-река» вообще не существует, это совершенно фантастический ресурс для улучшения качества жизни людей: это рекреационная зона, это в конце концов транспортная, водная артерия, место прогулки, место вдохновения.

Поэтому это важный ресурс, с помощью которого город будет дальше развиваться.

— Бизнесу интересны площадки, которые расположены на набережных?

— Знаете, есть такое понятие, как «вкусная» площадка.

Мне кажется, в Европе (неважно, в любой точке мира) все, что выходит на воду, это самое интересное с коммерческой точки зрения и с точки зрения продукта, который здесь может получиться.

Это хорошо как для жителей, которые получают фантастические виды и совершенную энергетику, так и, например, для коммерческих площадей. Рестораны, кафе, магазины — все это вместе создает неповторимую среду и улучшает качество жизни.

— Расскажите, где мы сейчас находимся, что это за набережная?

— Симоновская набережная. Это историческая набережная Москвы, здесь реализуется ряд масштабных, инвестиционных проектов. Например, в том числе происходит реконструкция этой набережной.

Сейчас, в данный момент, мы видим ту фазу, которая называется строительством жилого комплекса. Он называется RiverSky. Тут же будет реконструироваться старый стадион «Торпедо». То есть на его месте возникнет новая спортивная арена и будет еще строиться вторая очередь — жилой комплекс Foriver.

— А что будет с набережной?

— Здесь мы совместно с городом разрабатываем проект — это набережная. Самое удивительное то, что между Foriver, вот той частью жилого комплекса и рекой не будет никакой автомобильной дороги, то есть жители, выходя из своего подъезда, сразу через 20 м подходят к воде.

— А что делает город здесь?

— В рамках именно этого проекта основная задача города — сделать магистральную дорогу, которая свяжет как раз ту набережную с Третьим транспортным кольцом.

— Переместились в офис продаж. Что можно рассказать о самом проекте?

— Ну, в первую очередь, бросается в глаза Москва-река, набережная. Мы сегодня видели ее в том виде, в котором она существует уже долгие годы. А здесь можно увидеть, как она будет реализована буквально через несколько лет. В первую очередь, это наш проект RiverSky, он будет вводиться в начале 2022 года.

И к этому времени эта часть благоустройства будет сделана, причем нужно отметить, что в данном проекте мы благоустройство делаем вместе с городом.

Город будет осуществлять строительство за счет Адресной инвестиционной программы вот этой большой магистральной дороги, которая пойдет через Симоновскую набережную к Третьему транспортному кольцу и станет артерией, соединяющей районы Москвы с центром.

Но при этом, безусловно, ею будет очень удобно пользоваться — через те, местные дороги, которые мы построим внутри кварталов. Это у нас проект RiverSky, соответственно, вот эта часть набережной будет относиться к нему.

А вот эта часть набережной относится к другому проекту, вернее, ко второй стадии того же самого проекта, называется он Fоrivеr. Мы в этом году начинаем его активно строить. Здесь, обращаю внимание, нет дороги между жилыми домами и рекой.

И жители не только этого прекрасного района, но и всей Москвы могут сюда приезжать и пользоваться благами этой уникальной инфраструктуры, где будут велосипедные дорожки, беговые дорожки, зоны кафе, детские площадки, спортивные площадки.

То есть все, что дает река городу, мы будем здесь использовать полностью.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector