В 18% многоквартирных домов в россии нет горячего водоснабжения

Температура горячей воды в кране по нормативу в 2020 году регламентируется СНиП (строительные нормы и правила) N II–34–76 и СанПиН 2.1.4.2496-09. Эти документы определяют качество воды, подаваемой в жилые дома для хозяйственных и питьевых нужд.

В 18% многоквартирных домов в России нет горячего водоснабжения

Температурные нормативы подачи горячей воды

В 18% многоквартирных домов в России нет горячего водоснабженияВода, поступающая в точку водоразбора (например, смеситель умывальника), не должна быть горячее 75 градусов по Цельсию. На это есть несколько причин. Во-первых, более высокая температура опасна для здоровья человека, даже кратковременный контакт грозит серьёзными ожогами. Во-вторых, подача горячей воды выше допустимых значений способна повреждать систему водоснабжения, тем более что в современных квартирах чаще всего устанавливаются трубы из пластика.

Нижняя планка температурного режима зависит от типа системы:

  • открытая – не менее 60 градусов;
  • закрытая – минимум 50 градусов.

В открытой системе потеря тепла больше, поэтому для них установлена более высокая граница.

Если же температура горячей воды в кране ниже допустимой нормы, это может привести загрязнению инфекционными возбудителями и бактериями.

Отклонение температуры воды от нормы: что делать

В 18% многоквартирных домов в России нет горячего водоснабженияНорматив температуры горячей воды в квартире предусматривает незначительные колебания показателей:

  • в ночное время вода может быть холоднее на пять градусов;
  • в дневное (с пяти утра до полуночи) – на три градуса.

Кроме того, степень нагрева воды зависит от температурного графика, который предусматривает температуру воды, выходящей из котельной или ТЭЦ, в соответствии со временем года. В зимний период этот показатель повышается, чтобы компенсировать потерю тепла и обеспечить жильцам комфортные условия в квартире (не менее 18 градусов).

Например.Так, в г. Москве на выходе из основных источников теплоснабжения предусмотрены графики 150/70 °С и 105/70 °С, где первая цифра – максимально допустимый, а вторая – минимальный нагрев воды в сетях.

От этого же графика зависит, как сильно будут нагреваться стояки и радиаторы системы отопления. Например, при —5 °С атмосферного воздуха температура теплоносителя в стояке должна составлять не менее 78 градусов.

Однако, что делать, если горячее водоснабжение в многоквартирном доме не соответствует норме?

Нужно обращаться с претензией (заявкой) в Жилищно-Коммунальное Хозяйство или Управляющую Компанию, которая обслуживает дом.

Замеры температуры: образец акта

В 18% многоквартирных домов в России нет горячего водоснабженияНа голословную жалобу Управляющая Компания, скорее всего, не обратит внимания. Поэтому нужно вооружиться фактами и замерить температуру горячей воды в вашем МКД самостоятельно с помощью специального датчика имеющим встроенный регулятор.

  1. Открыть кран и слить из труб остывшую воду (две – три минуты), затем наполнить любую подходящую ёмкость.
  2. Не закрывая кран, так, чтобы вода продолжала переливаться через края, опустить в ёмкость обычный бытовой термометр.
  3. Когда ртутный столбик перестанет ползти вверх, зафиксировать показания.

Если температура горячей воды в квартире из крана не соответствует нормативам, принятым для 2020г., можно обращаться в ЖКХ.

ГОСТ Р 51617—2000 устанавливает допустимые значения для температуры в жилых помещениях в отопительный сезон. Для жилой комнаты это 18 градусов, для ванной – не ниже 25.

Чтобы проверить эти значения, нужно выбрать пасмурный день, так как прямые солнечные лучи нагреют комнату, даже если за окном мороз, а также убедиться в герметичности помещения, исключив щели в дверных и оконных проёмах.

Скачать бланк: акт замера температуры горячей воды образец

Ненадлежащее качество водопроводной воды

Помимо температуры, горячая вода должна соответствовать таким параметрам, как чистота и давление. Что толку в горячей воде, если она бежит тонкой струйкой или грязная? Повышенное давление тоже не повод для радости: это влечёт за собой поломку муфт, вентилей и других элементов системы водоснабжения.

Для горячей воды установлены пределы давления от 0,3 до 4,5 атмосфер. Выход за эти границы – прямой повод для обращения в УК за перерасчётом.

Примеси в водной среде могут быть как органического, так и неорганического происхождения: ржавчина, попадание в систему земли, гниющая древесина и т. д. Если подобные случаи носят частый и длительный характер, необходимо обращаться с жалобой в водоканал с просьбой провести проверку систем очистки, которая должна осуществляться совместно с ЖЭК.

Как подать жалобу?

В 18% многоквартирных домов в России нет горячего водоснабженияДля начала можно ограничиться звонком в ЖЭК: диспетчер зафиксирует заявку и выяснит причины – возможно, нарушения вызваны поломками на магистрали или плановыми работами.

Если же подача горячей воды нарушена без объективных причин, Управляющая Компания обязана направить к обратившемуся гражданину эксперта, который проведёт замеры и составит соответствующий акт.

Важно! Постановление N 354 гласит, что ЖКХ должно реагировать на жалобу не позднее двух часов с момента обращения.

Управляющие Компании не всегда готовы признать свою вину. Часто можно услышать мнение, что УК и вовсе не обязана решать проблемы подобного рода. Однако это не так. Чаще всего теплоснабжающая организация отвечает только за доставку воды до точки домовой системы, а дальше ответственность за качество воды ложится на УК.

Если администрация ЖЭК или ТСЖ (товарищество собственников жилья) уклоняется от решения проблемы, нужно обращаться в Жилищную инспекцию или сразу в Прокуратуру.

Для подтверждения своей претензии к качеству коммунальных услуг придётся провести независимую экспертизу.

Можно потребовать, чтобы УК возместила её стоимость, однако, если эксперт не выявит недостатков, оплачивать его работу придётся потребителю.

Перерасчёт оплаты ГВС

В 18% многоквартирных домов в России нет горячего водоснабженияИтак, если горячая вода не соответствует нормам СанПиНа или СНиП, оплату за потребление горячей воды можно пересчитать. Полные требования к качеству коммунальных услуг и правилам перерасчёта изложены в Постановлении N 354.

Важно! Если вода имеет температуру ниже 40 градусов по Цельсию, она должна оплачиваться по тарифу холодной.

Согласно ст. 154 Жилищного Кодекса РФ потребитель оплачивает горячую и холодную воду, энергию, затраченную на подогрев воды, водоотведение (канализацию). Общий платёж начисляется исходя из показаний индивидуальных счётчиков либо общедомовых приборов учёта. Если ни тех, ни других нет, то платежи начисляются по нормативам.

В квитанции можно найти графу «перерасчёт», которая корректирует сумму платежа, если для этого есть основания. Разница между уплаченной и реальной суммой переносится в счет будущих выплат по «коммуналке».

Корректировка оплаты в меньшую сторону производится на основании заявления потребителя и акта-протокола о выявленных нарушениях.

В заявлении на перерасчёт нужно указать:

  • в «шапке» – наименование обслуживающей организации и сведения о жильце: Ф.И.О., адрес;
  • в тексте указать причины, на основании которых должен быть произведён перерасчёт: отсутствие воды, низкое качество предоставляемой услуги;
  • перечислить приложения к претензии: акты, протоколы, если они есть;
  • поставить дату и подпись.

 Уменьшить оплату за горячую и холодную воду можно и в том случае, если жилец отсутствовал более пяти дней. Однако это возможно, если оплата начисляется по нормативам, без счётчиков, и требует документального подтверждения (транспортные билеты, справка из больницы и т. п.).

Перерасчёт производится в течение пяти рабочих дней, а если Управляющая Компания не согласна с претензией, то жилец должен получить письменный мотивированный отказ не менее чем через месяц с момента обращения.

Образец заявления на перерасчет за ГВС

  • Если поставщик услуг отказывается производить перерасчёт горячей воды, то потребитель вправе обратиться с исковым заявлением в суд.
  • Скачать бланк: образец заявления о перерасчете платы за горячую воду

Жителям многоквартирных домов навязывают замену водонагревательного оборудования

В конце прошлого года жители многоквартирных домов в Ростове-на-Дону стали получать письма от компаний, которые убеждают их поменять водонагревательное оборудование. Суммы внушительные – до двух миллионов рублей с одной многоэтажки, собранные с собственников квартир.

Получатели писем испытали стресс и от сумм, и от содержания посланий. Мол, это выбор без выбора, все открытые системы горячего водоснабжения (ГВС) должны быть заменены на закрытые, таково требование федерального закона.

А еще коммерсанты, торгующие оборудованием, написали, что все города уже включились в замену, а Ростов-на-Дону и Волгоград в хвосте, и если жители не согласятся скинуться и выложить два миллиона рублей с дома, будет еще хуже, их оштрафуют и заставят поменять систему ГВС.

Специалист юридической службы «Единый центр защиты» Виолетта Колосова рассказала, какова причина активности продавцов водонагревательного оборудования, и как людям правильно реагировать.

До 2013 года согласно законодательству о теплоснабжении могла существовать любая из систем, и открытая, и закрытая. Теперь же, согласно ч. 9 ст.

29 федерального закона «О теплоснабжении», с начала 2022 года нельзя будет использовать централизованные открытые системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) для нужд горячего водоснабжения.

Именно по этой причине многие фирмы осаждают ТСЖ и УК с предложениями провести такую замену.

Не только Ростов столкнулся с данной проблемой. На сегодняшний день около 70% домов используют открытый разбор горячей воды. По мнению некоторых технических экспертов, открытые системы ГВС слишком энергозатратны. Но так ли это на самом деле?

В 18% многоквартирных домов в России нет горячего водоснабжения

Новые дома сейчас повсеместно строятся с закрытыми системами ГВС, что правильно и рационально, но вот задача перевода открытых систем ГВС на закрытые в уже существующем жилфонде — очень масштабна и трудозатратна. К сожалению, законодатель никак не регулирует порядок, последовательность действий, этапы, финансирование такого перевода, что создает массу проблем жильцам.

Закон «О водоснабжении и водоотведении» и Правила горячего водоснабжения, определяют, что ответственность за решение данной проблемы лежит на муниципальных органах.

Правилами предусмотрено, что решение прекратить горячее водоснабжение с использованием открытых систем принимает муниципалитет, но только после того как будет проведено доскональное обследование и обоснование выбранного способа.

Читайте также:  Сбербанк снизил ипотечные ставки на 0,5%

Пользователь, подключенный к открытой системе горячего водоснабжения, в отношении которого принято решение, вправе до первого ноября года, в котором принято указанное решение, направить в орган местного самоуправления свои предложения о переходе.

При этом государство законодательно закрепляет приоритет систем централизованного теплоснабжения.

Каковы плюсы и минусы открытой и закрытой систем ГВС

Надо отметить, что открытая система ГВС имеет свои недостатки. Например, это повышенные расходы на отопление и горячую воду, большой расход топлива и электричества на выработку тепла, высокие затраты на обслуживание котлов и теплосетей, некачественное обслуживание потребителей из-за потерь тепла и повреждений сетей, потеря тепла в трубах при малом пользовании водой

Но у этой системы есть и свои плюсы. Она более стойкая при повреждениях трубопровода, так как имеет несколько теплоисточников, полная остановка циркуляции воды невозможна.

Кроме того, вода при открытой системе ГВС специально подготавливается, снижается ее жесткость, проводится обессоливание, по санитарным нормам. Как будет контролироваться качество воды при закрытых ГВС, пока не ясно, хотя уже сейчас понятно, что без предварительной подготовки жесткая вода способна выводить из строй котельные и теплообменники ввиду образования накипи.

Получается, что проблема подготовки и очистки воды перед подогревом остается, однако теперь она будет лежать не на генерирующих объектах, а на потребителях, которые будут обязаны нести дополнительные расходы на установку и обслуживание в доме неких небольших приборов по очистке воды.

Возникнут проблемы и с ростом числа насосов, которые потребуют дополнительного энергоснабжения. Будут сложности с качественным обслуживанием, если его не смогут обеспечить слесари ТСЖ и УК.

Им предстоит следить за теплообменными аппаратами, автоматами для поддержания нужных параметров воды, системами водоподготовки.

Уровень подготовки этих специалистов гораздо слабее, чем работников энергетических предприятий теплоснабжения.

При переходе на закрытую систему ГВС перед водоканалами также встанет вопрос улучшения пропускной системы трубопроводов, ведь в последние годы многие металлические трубы были заменены на пластиковые. Тарифы на воду, существующие сейчас, не покроют всех расходов на новую замену труб.

Опыт других городов показывает, что эффективно решить проблему перевода на закрытые ГВС удалось только в том случае, когда было улучшено качество горячей воды. Другие меры: расширение просвета трубопроводов, замена труб – экономически неоправданны.

Кроме того, есть большая проблема отделения системы теплоснабжения от системы ГВС, так как гидравлически эти две системы тесно взаимосвязаны, а контуры теплоснабжения — одни из самых загрязненных в доме.

Кто должен платить за новое оборудование

Кто будет финансировать перевод на закрытые ГВС, пока непонятно. В Екатеринбурге замену оборудования обозначили как пилотный проект и профинансировали из бюджета. Запланирован поэтапный переход к закрытым системам ГВС до 2030 года.

В городе будут установлены теплообменники, автоматизированное оборудование с контроллерами.

Намечена полная замена системы теплоснабжения с ведением диспетчера и системы индивидуального учета потребления тепла в каждой квартире, что позволит легко передавать данные для управляющей компании.

Вопрос об обязанности оплатить переход к закрытым системам ГВС, как представляется из норм гражданского и жилищного законодательства, должен решаться так.

Все, что находится в пределах жилого помещения, оплачивает собственник жилого помещения. Все, что за пределами квартиры, — уже общая собственность собственников квартир и общедомовое имущество, следовательно, каждый собственник жилья в доме обязан внести свой частичный вклад в оплату замены систем ГВС.

В 18% многоквартирных домов в России нет горячего водоснабженияВ 18% многоквартирных домов в России нет горячего водоснабженияВ 18% многоквартирных домов в России нет горячего водоснабжения

Однако не все так просто. Например, софинансировать проект в Екатеринбуге предложили и частные компании, но непонятно, кто будет собственником нового оборудования и как передать его в собственность жильцов, этот вопрос пока законодательно не решен.

В любом случае успешный пример перехода на закрытые системы ГВС дал бы возможность разработать нормативную документацию о порядке, этапах, схеме перехода на данную систему, об источниках финансирования и решение вопросов права собственности на оборудование данных систем.

На данный момент возлагать бремя оплаты перехода на закрытые системы ГВС на собственников жилья — необоснованно, да и к тому же жильцы такие огромные расходы все равно не потянут.

Навязывать свои услуги в проведении перевода на такую систему ГВС ни одна компания не вправе, кроме того, ни ТСЖ, ни УК просто не имеют возможности оценить сметы таких компаний на предмет соответствия многочисленным техническим требованиям и экономической обоснованности.

Комментарий министерства ЖКХ Ростовской области

Светлана Кузнецова, главный специалист отдела развития жилищного хозяйства управления реформирования жилищного хозяйства министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области:

– Однозначного ответа на данные вопросы нет. Ситуацию нужно проговаривать с Управляющей и ресурсоснабжающей организацией.

Утечка во времени: 60% домов в России могут остаться с плохой водой

Около 60% жилых домов в России могут остаться с горячей водой низкого качества. Речь о зданиях с открытой системой теплоснабжения, при которой из кранов течет такая же горячая вода, как в батареях. Она опасна для здоровья, плюс такие системы отличаются низкой энергоэффективностью.

В 2011 году правительство приняло поправку в закон, по которой горячая вода для кранов и для батарей в жилых домах должна подаваться раздельно. Но существенных шагов для этого не предпринято до сих пор, рассказали «Известиям» участники отрасли.

Теперь Минстрой намерен внести в Госдуму законопроект об отмене обязательного перехода к закрытым системам, говорится в документах правительства, с которыми ознакомились «Известия».

Риски и сроки

В сентябре 2021 года Минстрой намерен внести в Госдуму законопроект об отмене в жилых домах обязательного перехода к закрытым системам теплоснабжения с открытых. Об этом говорится в плане законопроектной деятельности правительства, с которым ознакомились «Известия». В настоящее время законопроект внесен в правительство РФ, сказали «Известиям» в Минстрое.

С 1 января 2022-го эксплуатация централизованных открытых систем теплоснабжения в многоквартирных жилых домах станет незаконной, предусматривает действующая редакция ФЗ-190 «О теплоснабжении».

В Минэнерго «Известиям» сообщили, что «с учетом ретроспективного анализа темпов закрытия открытых систем горячего водоснабжения до 1 января 2022 года невозможно провести все необходимые мероприятия».

При этом в ведомстве отметили, что введение нормы, предусматривающей обязательное закрытие открытых систем горячего водоснабжения, в первую очередь было направлено на обеспечение безопасности населения и соблюдение санитарно-гигиенических требований.

В открытой системе горячая вода проходит химическую подготовку и нагревается на тепловых электростанциях или в котельных.

Она отбирается из тех же труб, по которым течет к батареям, рассказал «Известиям» доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ Станислав Шубин.

То есть в краны жителей поступает такая же вода, как и в батареи. А она не всегда соответствует санитарным требованиям и может быть вредна для здоровья, подчеркнул эксперт.

Горячая вода из открытых систем может приводить к химической интоксикации организма — поражению внутренних органов, особенно печени, аллергиям и экземам на коже, рассказал председатель технического комитета ТК «Качество воды» Росстандарта, заведующий кафедрой экологии и промышленной безопасности РТУ МИРЭА Георгий Самбурский.

— При открытой системе теплоснабжения в кране с горячей водой оказывается теплоноситель — вода, прошедшая химводообработку для защиты от коррозии металла и накипеобразования в подогревателях, — добавил Станислав Шубин.

Открытая система теплоснабжения от закрытой отличается более низкой энергоэффективностью, отметила председатель экспертного совета комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Ирина Булгакова. Закрытая система позволяет нагревать воду уже в здании при помощи теплообменников — поэтому она не содержит опасных примесей, уточнила она.

Обеспечить обязательный переход к закрытым системам теплоснабжения должны были поправки, внесенные в федеральный закон еще в 2011 году, рассказал «Известиям» профессор факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Сергей Сиваев.

— Поправки дали регионам 10 лет на перевод систем в закрытые. До указанного срока осталось не так много времени — очевидно, что положение закона не будет выполнено. В целом по России около 70% домов получали горячее водоснабжение именно по открытой схеме, однако «закрыться» за минувшие годы успело не более 10% из них, — рассказал Сергей Сиваев.

Законопроект сохраняет действие нормы части 8 статьи 29 ФЗ-190, исключающей возможность подключения объектов капитального строительства потребителей к открытым системам теплоснабжения, подчеркнули в Минстрое. Это позволит обеспечить постепенное строительство закрытых систем горячего водоснабжения, добавили в ведомстве.

Комплексная задача

Согласно разработанному Минстроем законопроекту, правительство должно будет утвердить порядок оценки экономической эффективности перевода систем на закрытые, сказал Сергей Сиваев. И без нее схемы нельзя будет заменять, уточнил он. В Минстрое указали, что решение позволит обеспечить постепенный переход к закрытым системам там, где это необходимо экономически и технологически.

— Но самым простым решением в такой ситуации станет отмена обязательного перехода с открытой на закрытую систему горячего водоснабжения. Причем навсегда, потому что это затратная и комплексная задача, которую без адекватных механизмов институциональной и бюджетной поддержки не решить. Это практика последних десяти лет и показала, — сказал Сергей Сиваев.

В расходы входит установка подогревателей горячего водоснабжения с насосным оборудованием, строительство новых и реконструкция существующих тепловых сетей и вентиляции тепловых пунктов, реконструкция сетей холодного водоснабжения, рассказал эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук.

Читайте также:  Нужно ли платить налог с продажи квартиры, полученной при переселении?

Поправки, отменяющие запрет, Минстрой разработал еще в 2019 году, сообщил он.

Ведомство предлагало осуществлять переход к закрытой системе теплоснабжения только после предварительной оценки экономической целесообразности таких изменений, но инициатива вызвала неоднозначную реакцию экспертного сообщества и не была направлена в Госдуму, заявил Павел Склянчук. Теперь же министерство вновь пытается отменить неудобное требование, добавил он.

Для решения столь сложной проблемы не были созданы необходимые условия, в том числе и финансовые, считает Ирина Булгакова.

— Задача закрытия систем горячего водоснабжения абсолютно правильная, ее главной целью было повышение уровня санитарной безопасности и энергоэффективности коммунальных систем. Но организационных и финансовых механизмов для ее решения на федеральном и региональном уровнях предложено не было, — отметила она.

Эксперт объяснила, что запрещающим открытые системы законом не было определено, за чей счет осуществлять переоборудование. Минстрой не может найти финансирование на такие работы, у ресурсоснабжающих организаций (РСО) также нет на это средств. Поэтому за десять лет почти никто не смог этого сделать, заключила она.

«Известия» направили запросы в крупные РСО. В ресурсоснабжающей компании «Фортум» сообщили, что использование открытых систем горячего водоснабжения приводят к технологическим и экологическим рискам.

В компании отметили, что переход на закрытую схему горячего водоснабжения — это в большинстве случаев окупаемый проект.

Для этого необходимо внести правки в основы ценообразования и отдельно предусмотреть льготное кредитование в реализации подобного рода проектов, считают там.

На сколько могут отключить горячую воду по закону?

Подача горячей воды в квартиры это один из видов услуг, предоставляемых коммунальными службами и регламентируемых нормами, которые нередко нарушаются и подлежат перерасчету в случае превышения того времени на сколько отключают воду по закону.

На какой период возможно нормативное отключение горячей воды

По требованиям [1]СанПиН 2.1.4.2496-09 подача ГВС должна осуществляться бесперебойно. Однако существуют следующие оговорки для решения неординарных случаев:

  1. Для устранения аварийной ситуации не более 8 часов в месяц. При этом дневное ограничение составляет не более 4 часов. Тупиковая магистраль при аварии может ремонтироваться в течение 24 часов подряд. Существуют виды работ, которые носят капитальный характер и по своей сложности не могут быть выполнены в регламентированный срок. Но это является скорее отягчающим обстоятельством для коммунальщиков. И увеличение срока ликвидации аварии служит поводом для выполнения перерасчета.
  2. Для выполнения обязательных профилактических мероприятий, которое производятся только в летний период, допустимая продолжительность проведения работ ограничивается 14 сутками. Если отсутствие горячей воды осенью или того хуже зимой обуславливается профилактическими работами, то это не правдивая информация. Так как данный вид работ проводится с согласования местных органов власти только в летнее время. Несмотря не причиняемые неудобства, профилактика системы гвс очень важна. От качественно выполненной работы зависит дальнейший срок службы системы и ее качественные параметры, такие как давление и температуры сети.

Время перечисленного отключения закреплено законодательно [2]постановлением №354 Правительства РФ. То есть отключение системы гвс на срок более длительный, чем регламентировано в законе, является бесправными действиями со стороны коммунальной компании. Урегулировать ситуацию можно обратившись в территориальное отделение Роспотребнадзора.

Действия коммунальных служб при отключении воды

Любые действия проводимые работниками всех коммунальных служб проработаны «Правилами предоставления коммунальных услуг», где четко прописан алгоритм работы.

В ситуации с отключением горячей воды, независимо от причины этой ситуации, первый шаг у работников – это оповещение жильцов дома с указанием причины и ориентировочной даты ее устранения. Не оповещенный жилец имеет право обжаловать действия коммунальщиков.

В уведомлении не нуждаются действия направленные на оперативное устранение аварии, ликвидации последствий стихии. В этот ряд попадают отсоединения несанкционированных врезок в систему и квартирные отключения должников и нерадивых жильцов, угрожающих соседям затоплением.

Если горячее водоснабжение все же перекрыто, то на основании   [3]главе VIII постановления №354 Правительства РФ должен быть осуществлен перерасчет платы в следующих случаях:

  • в случае превышения допустимой временной продолжительности отключения ГВС оплата за коммунальную услугу снижается в размере 0,15% размера оплаты за каждый просроченный час. Важно понимать, что перерасчет выполняется только по статье «Горячее водоснабжение» и при отсутствии водомера в квартире;
  • в случае отключения горячей воды на летний период оплата снимается полностью. Главное помнить владельцам счетчиков, что из крана гвс может идти вода, предназначенная для ГВС, но не нагретая до нормативной температуры. Показания будут считываться и в итоге Вас вынудят оплатить израсходованные кубы холодной воды по цене горячей. Закрыть задвижки на подающей магистрали обязанность УК, но во избежание неприятной ситуации лучше перекрыть квартирный вентиль на стояке ГВС.

Действия жильцов при отсутствии ГВС

Обнаружив отсутствие горячей воды необходимо немедленно связаться с диспетчером УК  и выяснить причину и ориентировочные сроки устранения неполадок. Если время выходит за дозволенные правилами временные рамки, то свои претензии нужно зафиксировать в коммунальной компании.

Можно по телефону, выяснив у диспетчера номер регистрации Вашего обращения и фамилию ответственного лица. Либо в письменном виде с отметкой на Вашем экземпляре о получении входящего заявления.

По Вашему обращению создается компетентная комиссия, которая проверяет факты, изложенные в заявлении, и фиксирует их в акте. Один экземпляр акта с подписями членов комиссии и заявителя остается у работника коммунальной организации, а второй предоставляется жильцу. Если жилец не согласен с выводами комиссии, он имеет право написать особое мнение на всех экземплярах этого акта.

Отключения ГВ являются нарушением прав жильцов дома, как потребителей. Также частые остановки влекут снижения качества воды. Ущемление прав проживающих в доме наказуемо для ответственных лиц, необходимо только знать свои права и вовремя напоминать об их существовании нерадивым специалистам.

[2]постановлением №354 Правительства РФ
[3]главе VIII постановления №354 Правительства РФ

Ресурсник не отвечает за еле теплую воду, если на вводе в дом вода горячая — КС Цитадель

Если все жильцы МКД перешли на “прямые” договоры с ресурсоснабжающей организацией (РСО), а отдельного договора между управляющей компанией и РСО нет, то и в этом случае РСО отвечает за качество ресурсов лишь до границ общего имущества многоквартирного дома.

И если температура горячей воды в этой точке составляет +65°C, то обязанности РСО как исполнителя коммунальной услуги выполнены, а требования СанПиН 2.1.4.

2496-09 и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354) – исполнены.

На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая кассационную жалобу в рамках спора об оспаривании предписания органа ГЖН (Определение ВС РФ от 9 октября 2018 г. № 309-КГ18-15488).

Ранее жилинспекция провела проверку по жалобам жильцов многоквартирного дома на температуру горячей воды. Действительно, на момент проверки температура горячей воды в точках водозабора составила +41,8°C и +57,2°C, при том что санитарные нормы требуют, чтобы она была не ниже 60°С. В такой ситуации следует выдать “горячее” предписание, но вот кому?

 Допустимая продолжительность отключения КУ летом

Все жильцы в доме перешли на “прямые” договоры, оплачивают горячую воду непосредственно РСО, а между РСО и управляющей МКД организацией договорных отношений нет.

Выходит, исполнителем услуги по горячему водоснабжению однозначно является ресурсоснабжающая организация, и ей же, по мнению ГЖИ, следует выдать предписание: обеспечить предоставление коммунальной услуги надлежащего качества и обеспечить подачу нормативной температуры горячей воды в точку водоразбора (по адресу проверенной квартиры) не ниже +60°С.

Попытка оспорить предписание, поначалу, была неудачной: арбитражный суд счел, что – поскольку РСО является исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению для собственников названного МКД, – то пусть и обеспечит такую температуру поставляемого ресурса на границе ввода в дом, чтобы в конечном итоге потребитель получил горячую воду температурой не ниже +60°С. То есть РСО нужно подогревать ресурс еще сильнее – чтобы с учетом остывания и внутридомовых потерь жители все равно получили бы действительно горячую воду.

Вам может быть интересно: Заявление в ГЖИ если горячей воды нет больше 14 дней

Однако апелляционная и кассационная инстанции отменили и решение первой инстанции, и само спорное предписание:

  • РСО – согласно ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса и п. 21 Правил № 354 – отвечает за поставки своих ресурсов надлежащего качества лишь до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией;
  • иного в спорном случае не установлено – ни в договорах с потребителями, ни договором между РСО и УК (его просто нет);
  • поставка горячей воды исполнителем коммунальной услуги на границу эксплуатационной принадлежности должна обеспечивать ее дальнейшую доставку непосредственному потребителю, причем с установленной нормативной температурой;
  • однако, это можно обеспечить лишь при поддержании в надлежащем состоянии общего имущества МКД – инженерных сетей, обеспечивающих доставку ресурса до потребителя. Но ни в компетенцию, ни в функции РСО при этом не входит содержание в надлежащем состоянии общего имущества МКД, и РСО не может нести бремя негативных последствий за содержание общего имущества МКД в состоянии, не обеспечивающем доставку горячей воды до потребителя;
  • зато лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в МКД (то есть управляющая компания), в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в МКД на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества (п. 16 ст. 161 Жилищного кодекса РФ);
  • РСО обеспечило поставку горячей воды на границу эксплуатационной принадлежности, с температурой + 65,0°С. Следовательно, исполнителем коммунальной услуги в данном случае соблюдены нормы п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 и п. 21 Правил № 354, обязанность по поставке коммунального ресурса с установленной нормативной температурой выполнена надлежащим образом;
  • притом не доказано, что для доставки горячей воды с установленной нормативной температурой непосредственно потребителю необходимо уже на границу эксплуатационной принадлежности поставлять воду горячее +65,0°С;
  • а значит, предписание неисполнимо и подлежит отмене.
Читайте также:  Раздачу дальневосточных гектаров распространили еще на 2 региона

ВС РФ согласился с тем, что предписание недействительно, так как инженерные системы и оборудование, расположенные внутри МКД и внутри квартиры, не относятся к зоне эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации, и отказал в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

Обжалование норматива на подогрев. Определение ВС РФ от 22 января 2020 г. № 14-АПА19-15

Обжалование нормативно-правовых актов (НПА), в том числе и субъектов РФ и органов муниципального самоуправления (ОМСУ) не редкость в судебной практике. Особые баталии развиваются вокруг установления нормативов и тарифов в сфере жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), которыми недовольны ресурсники (РСО) — с одной стороны, и собственники — с другой.

Не стало исключением и рассмотренное в Верховном суде РФ дело по обжалованию нормативов потребления тепловой энергии на подогрев воды, утвержденных нормативно-правовым актом субъекта РФ — Воронежской области.

Приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 18 июня 2019 г.

№ 107 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории Воронежской области» (далее — Приказ 107) утверждены нормативы расходы тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения (ГВС).

Ресурсоснабжающая организация (РСО) посчитала указанный приказ не соответствующим Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306 (далее — Правила 306), поскольку «…Департаментом не были выполнены в установленной последовательности предусмотренные указанными правилами процедуры и не обеспечено применение в расчете приоритетного метода аналогов».

Правилами 306 предусмотрен порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (КР СОИ) в многоквартирном доме (МКД).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса (ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г.

№ 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — закон 416) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г.

№ 354 (далее — Правила 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Согласно пункту 42 Правил 354 в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к данным правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды, а при их отсутствии — исходя из норматива потребления горячей воды.

То есть, компонент на тепловую энергию является величиной, используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду. А компонент на тепловую энергию при расчете платы за коммунальную услугу определяется по нормативу на подогрев, установленному Правилами 306 в соответствии с методикой расчета.

В силу пункта 13 Правил 306 нормативы потребления коммунальных услуг определяются с применением метода аналогов либо расчетного метода с использованием формул согласно приложению № 1 к настоящим Правилам.

Пунктом 19 Правил 306 установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода. Нормативы потребления КР СОИ в многоквартирном доме устанавливаются с применением расчетного метода.

Согласно пункту 22 Правил 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в МКД или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.

В соответствии с положениями пункта 21 указанных правил метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в МКД или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства МКД или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки…

Кроме того, норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по ГВС, устанавливается с учетом вида системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая) внутри МКД или жилого дома, а также следующих конструктивных особенностей таких домов (п. 32.1 Правил 306):

  • а) неизолированные стояки и полотенцесушители;
  • б) изолированные стояки и полотенцесушители;
  • в) неизолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей;
  • г) изолированные стояки и отсутствие полотенцесушителей.

Пунктом 32.2 Правил 306 предусмотрено, что указанная информация предоставляется ОМСУ из сведений технической документации домов, или от исполнителя КУ, если эта информация в техническом паспорте (документации) отсутствует.

Решением Воронежского областного суда от 21 августа 2019 г.

административный иск РСО удовлетворен: Приказ 107 признан не действующим со дня вступления судебного акта в законную силу в части утверждения норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с неизолированными стояками, с полотенцесушителями; на Департамент возложена обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт.

Верховный суд РФ оставил в силе решение областного суда. При этом суд указал, что «…

признавая недействующим оспариваемый норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, для многоквартирных или жилых домов с неизолированными стояками, с полотенцесушителями, установленный расчетным методом, суд, руководствуясь приведенными положениями, правильно исходил из того, что регулирующим органом не представлено доказательств невозможности использования метода аналогов.

…Ссылки в жалобе на необходимость установления нормативов для упорядочивания отношений по расчетам за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, подлежат отклонению».

Имеется немногочисленная судебная практика по аналогичным делам, в основном отрицательная.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 18 сентября 2019 г. № 81-АПА19-18, которым отказано РСО в удовлетворении жалобы на решение областного суда Кемеровской области об отказе в удовлетворении административного иска. Суды посчитали утвержденные нормативы потребления принятыми в соответствии с законодательством РФ.

Аналогичный судебный акт — СК ВС РФ об обжаловании Решения Кемеровского областного суда по оспариванию нормативов потребления тепловой энергии по другому муниципальному образованию— Апелляционное определение от 11 сентября 2019 г. № 81-АПА19-17.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 24 апреля 2019 г.

№ 25-АПА19-2: РСО обжаловало нормативы потребления тепловой энергии, посчитав, что они были изменены ранее истечения 3-х годичного срока, установленного пунктом 14 Правил 306, согласно которому нормативы устанавливаются не менее, чем на три года. Суды не усмотрели нарушений при установлении нормативов потребления тепловой энергии.

Апелляционное определение СК ВС РФ от 2 октября 2019 г.

№ 58-АПА19-12: нормативы потребления тепловой энергии для целей ГВС оспаривались собственников жилого помещения в МКД, так как в результате их применения стала слишком высокой плата за горячую воду.

Суды отказали в удовлетворении иска, посчитав, что нормативы установлены на основании норм закона, а собственники не лишены возможности воспользоваться мерами социальной поддержки.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *