Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить

Последнее обновление: 15.03.2021

Проблема мусора в России всегда стояла довольно жёстко. Например, в Европе половина всех отходов перерабатывается во вторичное сырьё, в России – только 5%. Поэтому уже несколько лет открыто стоял вопрос о реорганизации всей «мусорной» системы. Необходимо было менять порядок сбора, вывоза, переработки. Так в 2019 году началась мусорная реформа.

Необходимость мусорной реформы

Каждый год количество ТБО увеличивается почти на 50 млн. тонн. Это катастрофические цифры! В России не так много заводов, которые могут перерабатывать мусор в достаточном количестве – всего лишь 10% от ежегодно вывозимого объёма.

По этой причине почти все мусорные полигоны переполнены, они наносят вред окружающее среде. Кроме того, близлежащие населённые пункты становятся «зоной отчуждения», что наносит вред экономике региона и страны в целом.

Поэтому был принят закон о мусорной реформе, который вступил в силу с января 2019 года. Разработчики законопроекта предлагают, в первую очередь, создать современные мусорные полигоны, на которых будут располагаться перерабатывающие заводы. Отвечать за утилизацию ТБО будут собственники участков или организации, которые взяли на себя ответственность за переработку.

Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить

Предполагается, что все нелегальные свалки и полигоны будут ликвидированы в ближайшие годы. Для этих целей выделяются средства из федерального и регионального бюджета. В обязанности местных властей входит разработка планов по рекультивации этих участков с целью возрождения плодородности.

Цели и задачи мусорной реформы

Мусорная реформа с 1 января 2019 года преследует определённые цели. Основная из них – ликвидация незаконных свалок и полигонов, возрождение испорченных земель, их последующее целевое использование. Есть и другие цели:

  • Переход на раздельный сбор мусора. Это означает, что ТБО различного назначения должны собираться в разные контейнеры, вывозиться на разных машинах, складироваться на отдельных полигонах и перерабатываться по-разному.
  • Правильная сортировка отходов.
  • Их своевременная переработка.

Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить

Мусор должен быть рассортирован уже в момент выбрасывания

Примечание. Согласно системе, которая действовала до принятия соответствующего законопроекта, компании, которые занимались сбором мусора, могли отвезти его в любое место, даже в лес. К ответственности их привлекали редко. Эту систему необходимо искоренить!

Внедрить и осуществить эти цели в короткие сроки – основная задача внедрённого законопроекта. Последние новости мусорной реформы  таковы – к 2024 году объём сжигаемого и перерабатываемого мусора должен увеличиться с 5% до 60%. К началу 2021 году в России должно быть ликвидировано подавляющее большинство нелегальных свалок.

Суть мусорной реформы

Она заключается в следующем:

  • передача полномочий по организации системы обращения с ТБО на региональный уровень;
  • данная услуга должна быть выделена в отдельную строку в платёжных документах граждан за коммунальные услуги. То есть, собственники жилья должны знать, за что они платят;
  • полная замена схемы по обращению с твёрдыми бытовыми отходами;
  • в качестве исполнителя реформы необходимо привлечь региональных операторов;
  • платежи за сбор и вывоз должны формироваться по новой схеме.

Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить

Основные направления мусорной реформы

Обратите внимание! Плату за сбор и вывоз мусора должны теперь осуществлять все – собственники квартир в многоквартирных домах, владельцы нежилых помещений, жители частных домов, различные товарищества и общества, осуществляющие садоводческую и огородническую деятельность.

 Закон о вывозе мусора

Отдельного закона о мусоре не существует. Мусорная реформа вступила в силу с 01.01.2019 года и является изменениями в Закон № 503-ФЗ. В этом законопроекте сказано, что все регионы, кроме городов федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, должны были представить к началу прошлого, 2019 года, план по обращению с твёрдыми отходами у себя в регионе.

Выбор регионального оператора происходит посредством проведения публичного конкурса.

Те регионы, которые провели конкурс, но по его итогам не выявлен победитель, могут отсрочить выбор регоператора до января текущего, 2021 года.

То есть, с наступлением нового календарного года все регионы, список которых представлен в законопроекте, уже должны перейти на новые правила сортировки, вывоза и переработки мусора.

Также у субъектов федерации появилось новое право – самостоятельно устанавливать нормативы по накоплению мусора и определять порядок его сортировки и раздельного сбора. Для городов федерального значения переход на новую систему предполагается начать с января 2022 года. До этого времени идёт подготовительный этап к эффективному внедрению нововведений.

Как формируются тарифы?

Когда речь пошла о нововведениях в «мусорной» сфере, самым спорным вопросом стали тарифы для физических лиц. Ранее они были включены в общедомовые расходы, и собственники жилья «не замечали» их в общей сумме коммунальных платежей.

Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить

С 01.01.2019 года ТБО вывели отдельной строкой в квитанции за услуги ЖКХ. Многие собственники возмутились высокой платой за вывоз и переработку мусора. Многие считают, что она необоснованно высока. Кроме того, некоторые отказываются платить, поэтому долги перед региональным оператором растут. Отсюда проблемы с вывозом мусора на территориях жилых комплексов и во дворах многоквартирных домов.

Определение платы за вывоз и переработку ТБО – обязанность региональных властей с 2019 года. Но тарифы должны определяться в строгом соответствии с нормативными актами. Формирование их в произвольной форме запрещено.

Кроме регионального законодательства, власти регионов должны руководствоваться Законом № 89-ФЗ. Многие регионы вели расчёт, исходя из годового объёма выбрасываемого мусора для различных категорий собственников. Например, жители ЖК и МКД в год выкидывают меньше мусора, чем жильцы частных домов в сельской местности. Отсюда разница в тарифах.

Кто занимается сбором мусора?

Теперь этим должны заниматься региональные операторы. Выбор такового происходит в каждом регионе с помощью проведения открытого конкурса. В одном регионе может работать несколько операторов.

Если предприятие прошло конкурсный отбор, с ним заключается договор. Как правило, срок его действия – 10 лет и более. Но если подрядчик не будет справляться со своими обязанностями, он будет лишён возможности осуществлять свою деятельность.

Чтобы предприятие или частное лицо могло участвовать в тендере, необходимо соблюсти несколько условий. Основное из них – внесение денежного залога, который будет являться гарантией качественного исполнения обязанностей. Поэтому недобросовестному оператору грозят серьёзные финансовые потери.

Обратите внимание! Если мусор не вывозится не по вине регоператора, то ответственность за загрязнение мусорной площадки лежит на УК, местных властях или собственнике участка, на котором эта площадка располагается.

Реализация реформы

Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить

К реализации норм нового законопроекта приступили 70 субъектов РФ с начал прошлого, 2019 года. В 9 регионах принято решение об отсрочке до 2020-2022 года. Причинами тому стали:

  • отсутствие регионального оператора и возможности его выбора;
  • отсутствие необходимых предприятий для переработки мусора;
  • отсутствие возможностей для формирования новых современных полигонов.

В городах федерального значения отсутствует возможность обустройства новых современных полигонов. Поэтому здесь реформа начнёт своё действие позже – с января 2022 года. Пока эти города плавно переходят на раздельный сбор мусора. Однако эти положения не касаются близлежащих областей.

Регион Москва и Московская область: особенности

К 2022 году планируется построить и оборудовать 4 новых мусороперерабатывающих полигона в Московской области. С этого момента ТБО из Москвы будут вывозить туда. Сейчас «московский» мусор складируется в Ярославской области.

Мусорная реформа в Московской области, в отличие от Москвы, начала своё действие с января прошлого, 2019 года. Как показала практика, регион совершенно не был готов к нововведениям в этой сфере. Область должны была перейти полностью на раздельный сбор мусора, для чего были оборудованы мусорные площадки и закуплены разноцветные баки.

На сегодняшний день, в области работает 7 региональных операторов. За 2019 год объём перерабатываемого мусора увеличился с 7% до 20% от общего объёма привозимого. Дополнительно строится ещё 4 полигона с заводами по переработке мусора. Это позволит значительно увеличить объёмы переработки.

Но существует ряд проблем:

  • население крайне недовольно тарифами на ТБО;
  • строительство новых полигонов также вызвало крайнее недовольство;
  • рекультивация ранее работавших полигонов и свалок также доставляет жителям близлежащих населённых пунктов неудобства.

Поэтому власти предприняли меры поддержки. Те собственники помещений, которые живут вблизи полигонов, получили 70% скидки по тарифам на ТБО.

Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить

Регион Санкт-Петербург и Ленинградская область: особенности

Аналогичная ситуация с мусорной реформой в Ленинградской области. Регион оказался не готов к нововведениям, проходят митинги. Существуют явные проблемы с вывозом мусора с площадок. Собственники помещений не хотят платить.

Читайте также:  В петербурге mirland development построит новый жк в московском районе

Кроме того, выбранные региональные операторы не справляются со своими задачами. То есть, новый тариф за ТБО включён в платёжные документы с января 2019 года, а по факту контейнеров для раздельного сбора мусора нет до сих пор во многих населённых пунктах области.

Предварительные итоги и проблемы реформы

Россия – большая страна. С введением новых законодательных «мусорных» норм в некоторых регионах стали разделять мусор по разным контейнерам, а в некоторых радуются, что его вообще стали вывозить куда-то. Нередко в деревнях мусорным баком и полигоном служит ближайший овраг.

Подводить итоги ещё рано, но жалобы на некачественную работу регионального оператора, высокие тарифы на вновь оказываемую услугу стали поступать со всех уголков страны. В некоторых регионах были проведены проверки, которые выявили необоснованное завышение тарифов. У региональных операторов тоже проблемы – они столкнулись с тем, что граждане не хотят им платить.

Проблему несовершенной мусорной реформы затронули во время ежегодной прямой линии с Президентом. Ему были заданы вопросы относительно возросшей платы и заваленных мусором дорог. Президент обещал доработать законопроект.

Заключение

Перемены в «мусорных делах» России необходимы. Нельзя допускать образование стихийных свалок, их нужно ликвидировать. Ориентируясь на Европу нужно организовать раздельный сбор мусора, оборудовать современной техникой перерабатывающие заводы.

Заказать бесплатную консультацию юриста

В «жкх контроль» назвали старт в 2019 году «мусорной реформы» преждевременным

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева заявила, что с проведением в нашей стране реформы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), которая началась в нынешнем году, явно поторопились.

По словам члена Общественной палаты РФ и заместителя председателя Общественного совета Минстроя России, сказанным в эксклюзивном интервью Федеральному агентству новостей, налицо некая попытка монополизации данного рынка. Потому что так называемая «мусорная реформа» на самом деле не прибавила ни полигонов, ни контейнерных площадок, да и вообще не навела порядок в уборке территорий.

— Светлана Викторовна, как проходит эта сильно нашумевшая в начале 2019-го реформа? Какая тут собираемость денег?

— Она где-то пока порядка 70%. К концу года немножко подросла — по сравнению с его началом. Но операторы ТКО все равно в трауре. Уже есть значительная часть, которая грозится уйти с рынка, объявить себя банкротом. Думаю, что это не только их беда, но и вина.

— В чем она заключается?

— Очень много туда пришло людей, которые никогда ранее этой деятельностью не занимались. Они занимались бог знает чем. Ладно, у них не было баз данных потребителей, плательщиков. Это действительно их беда. И взять им такую информацию неоткуда было абсолютно. Особенно в тех регионах, где начисления идут из расчета квадратных метров жилья.

Таких баз данных вообще нет. Поэтому операторы, конечно, пытались как-то выкрутиться, присоединялись к тем или другим поставщикам услуг. Например, в Московской области в одном кластере они выставляют плату вместе с энергетиками, а в другом — с Фондом капитального ремонта (ФКР).

Люди, конечно, реально удивляются и спрашивают: «А как между собой связаны ТКО и капремонт?»

— Жильцам приходит одна платежка, а там счета за обе эти услуги?

— Именно.

Но самое главное, что эти люди, которые пришли на «мусорный» рынок, зачастую не имели даже десяти рублей на своем банковском счете, у них не было ни своей техники, ни какого-то персонала, они сейчас нанимают тех же перевозчиков, которые и раньше мусор возили. Когда начиналась эта реформа, говорилось о том, что вот теперь у нас не будет, так сказать, ничейного мусора. Они, операторы, будут убирать все. А еще перед ними ставилась задача строить новые сертифицированные полигоны для переработки.

— И как она выполняется?

— В значительном количестве контрактов отсутствует, однако, то, что они должны строить эти полигоны и перерабатывать мусор. То есть пришли такие классические посредники, которые, видимо, думали, что сейчас по-быстрому срубят денег на этом деле. Но как-то не получается.

И люди, соответственно, не платят по квитанциям. И снова задают справедливый вопрос: «Почему, собственно говоря, качество вывоза мусора осталось таким же, а то и даже стало хуже (особенно в сельской местности), и я должен за это платить?» Все в этой реформе идет сложно, трудно.

Там масса проблем, скандал на скандале. Хотя сейчас немного и поутихло.

Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложить

— Какую проблему можно назвать наиболее существенной?

— Если говорить с нашей стороны, потребительской, самый болезненный вопрос, что вроде бы ТКО перевели в коммунальную услугу, которая, по логике вещей, должна предоставляться, только если ты ее получаешь.

Но точного механизма перерасчета не предусмотрено в принципе. Там, где начисляют по квадратным метрам, ты платишь за всю свою недвижимость.

Живешь ли ты там, или у тебя дача где-нибудь в Подмосковье, или еще какой-то домишко от бабушки в деревне достался, и ты там сто лет не был. Но ты обязан!

— Все равно платишь?

— Да, пересчитать никак это нельзя. Вот если ты, например, куда-то уезжаешь. Допустим, за воду платишь по нормативу. И по возвращении ты можешь написать обращение, приложить билеты, и тебе пересчитают.

— Но если есть счетчик, то ты и вовсе не пользуешься в это время водой. Есть такой щекотливый момент — вот два контейнера. Приезжает один мусоровоз, товарищи всё скопом в него сваливают и увозят. В чем тогда смысл раздельного сбора мусора?

— Я тоже так как-то высказывалась, но потом мне объяснили, что, во-первых, это может быть одна и та же машина, которая последовательно собирает сначала одни контейнеры. Например, с «мокрым» мусором. А потом другие — с «сухим». Во-вторых, есть машины с разными отделениями. Поэтому не факт, что сваливают все в одну кучу.

Хочу еще сказать кое-что о расчетах по фактическому потреблению. Они предусмотрены как минимум для юридических лиц, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (ТСЖ). Но когда люди пытаются перейти на это самое фактическое потребление, то сталкиваются с каким-то колоссальным количеством препятствий. Например, в том же Подмосковье.

У людей требуют, чтобы контейнерная площадка была охраняемой, там висела камера, стоял часовой, а еще были весы. Это странно, потому что все должны быть заинтересованы. И операторы по обращению с ТКО отчаянно пытаются не заключать такие договоры. Теперь что касается раздельного сбора мусора. Действительно, существующая система не предусматривает никакого стимулирования в этом деле.

Оно абсолютно никому не интересно, в первую очередь самим операторам по обращению с ТКО.

— Лишняя морока для них?

— Не совсем так. Просто чем больше мусора они вывозят, тем выгоднее. Но если люди начинают что-то там сортировать, а некоторые даже, не дай бог, пытаются самостоятельно сдавать куда-то свой мусор, операторы получают меньше за вывоз ТКО. И им это неинтересно.

— Грубо говоря, они меньше зарабатывают?

— Ну да. Впрочем, где-то у нас сейчас, кстати, по-разному обстоит дело с переработкой. Надо сказать, что лучше всего перерабатывается пластик. На него очень хороший спрос. Тут действительно большой объем возможностей.

Пластик используется потом в дорожном строительстве, в строительных материалах, в отделочных. Да, есть региональные операторы, которые пытаются зарабатывать еще и за счет организации переработки.

Но все-таки большинство рассчитывает исключительно на тарифы, и за счет них они хотят получать прибыль.

— То есть они больше никакой деятельности не ведут, а только забирают мусор и отвозят его на свалку? Они не собираются строить никаких полигонов по переработке?

— Многое зависит от того или иного контракта, который заключают с ними местные власти.

Старт «мусорной реформы» в некоторых регионах могут отложитьФедеральное агентство новостей  / Кирилл Оттер

— Эти контракты как-то отличаются?

— В каждом регионе может быть свой. К слову, сейчас Российский экологический оператор пытается все-таки хоть немного стандартизировать деятельность субъектов РФ. Потому что во многих из них очень плохо продуманы территориальные схемы обращения с отходами. Просто элементарно неправильно подсчитано, сколько у них отходов.

Нормативы накопления в десятки раз могут отличаться от региона к региону. Мы платим в основном по нормативу, и непонятно, например, почему в Дагестане мусор потребляют и производят в десять раз меньше, чем, скажем, в Краснодарском крае. Мне кажется, что создание Российского экологического оператора — хороший шаг.

Читайте также:  Правительство отказалось вводить социальную норму энергопотребления

Я даже искренне опечалилась, что вот такой же полноценный институт развития не был создан в сфере ЖКХ. А ведь мы очень хотели.

— В чем плюсы такого оператора?

— Благодаря ему идет не только методическое сопровождение регионов и мониторинг реформы обращения с ТКО. Также есть возможность привлечения инвесторов, его сотрудники сами ходят на все эти предприятия по переработке.

Вообще, на мой взгляд, реформа началась немного не с того. У нас перевозчики и так работали. Худо-бедно, но работали. У нас были проблемы с инфраструктурой.

Отсутствие полигонов, соответствующих современным экологическим требованиям, и фактических контейнерных площадок.

— Говоря откровенно, поторопились в России с этой «мусорной реформой»? Не подготовили инфраструктуру…

— Я считаю, что это была попытка монополизации рынка. Потому что вместо какого-то там количества разрозненных перевозчиков у нас в каждом регионе появилось от одного до нескольких «монстров». Но в действительности это не прибавило ни полигонов, ни контейнерных площадок, ни порядка в уборке территорий.

Полный текст интервью со Светланой Разворотневой читайте на сайте ФАН в ближайшее время.

«Не реформа, а профанация». Почему Россия продолжит «погружаться в мусор»

Почти два года в России идет «мусорная реформа»: работают региональные операторы, а граждане и предприятия оплачивают вывоз и переработку твёрдых коммунальных отходов (ТКО) по новым тарифам. Однако об успехах начинания говорит до сих пор не приходится.

«Реформа неуспешная, это мнение не только нашей партии, но и Счетной палаты, и многих экспертов. И в регионах население недовольно этой реформой, много протестов», — сообщил председатель российской экологической партии «Зелёные» Анатолий Панфилов.

Его заместитель, бизнес-омбудсмен по экологии Ильдар Неверов заметил, что реформу не приняли ни население, ни бизнес, ни государственные институты.

«Реформа не прижилась», — констатировал он.

По мнению эксперта, необходим демонтаж мусорной реформы, так как до сих пор перерабатывает и сортируется не более 7% от общего объема твердых коммунальных отходов. Кроме того, паспорт нацпроекта по обращению с ТКО предполагает «чистку» лишь 190 с небольшим свалок, а в реальности их в России более 8 тысяч.

«В 32 регионах России к 2024 году, а этой крайний год реализации нацпроекта, некуда будет складывать отходы, полигоны исчерпают свои мощности», — сказал эксперт.

Ильдар Неверов также отметил, что в 42% регионов России не занимаются раздельным сбором мусора, а в некоторых об этом даже не знают. При этом тариф на вывоз мусора отличается более чем в 6 раз — примерно от 200 до 1400 рублей. Омбудсмен обратил внимание, что не работает и механизм ответственности производителей, который должны были запустить в рамках реформы.

«По мнению Счетной палаты, реформа недофинансирована, а это в районе 430 млрд рублей, и откуда брать деньги неизвестно», — подчеркнул он.

Эксперт считает, что в ситуации с мусорной реформой уместно говорить о профанации. Одна из причин — территориальные схемы в рамках, которых отходы должны перемещаться в рамках одного субъекта. Эти схемы, по его словам, не работают в большинстве регионов. Собираемость тарифа от 5 до 70 процентов в разных субъектах.

«Население не платит, не понимая сути реформы», — подчеркнул он.

Свою роль играют и административные риски: регион может регулировать инвестиционные процессы, но не каждый инвестор готов довериться региональным правительствам. Напомнил Ильдар Неверов и о появлении и росте социальных протестов против строительства мусороперерабатывающих предприятий.

Анатолий Панфилов добавил, что раньше в регулировании тарифов и работе с недовольным населением участвовали губернаторы, однако с приходим региональных операторов ситуация изменилась.

«Пришла чужая команда, и губернаторы во многих субъекта РФ сказали, что они этим не занимаются, что они „умывают руки“, пусть этим занимаются региональные операторы. И пустили эту реформу на самотек», — пояснил он.

По его словам, это сразу привело к росту тарифов на вывоз мусора, а кроме губернаторов, эти вопросы никто не решит.

Нет в России и технологической готовности к реформе: пока не производится оборудование, позволяющее выполнить показатели нацпроекта.

«Все, что говорят о переработке 50% и выше — это лишь победные реляции. Такого нет», — заявил эксперт Ильдар Неверов.

Бизнес-омбудсмен по экологии предлагает новый вариант мусорной реформы, предполагающая, что платить будет бизнес, а не население, для которого постоянно растут тарифы.

«Денежный поток сформируется от бизнеса, который будет изначально финансировать утилизацию своих произведенных товаров, и от импортеров, которые ввозят позиции, требующие в дальнейшем утилизации. Они должны платить экологический сбор», — заключил Ильдар Неверов.

Из этих средств будет оплачиваться утилизация упаковки, шин, утилизация аккумуляторных батарей и прочих отходов.

Член партии «Зеленые», президент Фонда «Дорогами Ломоносова» Елена Кутукова привела данные статистики, согласно которым за последние 10 лет происходит рост объемов таких отходов, как пластиковые пакеты, контейнеры и бутылки. Например, только в одной из торговых сетей этот объем вырос в 2 раза.

«Если каждый покупатель приобрел пять упаковок с продуктами, то объемы потенциальных отходов составили в 2010 году 1,3 млрд. рублей, а в 2020 — 2, 9 млрд.», — рассказала она.

При этом только одну эту торговую сеть за 10 лет посетили около 3 млрд покупателей, которые приобрели в среднем не менее 18 млрд. пластиковых упаковок. Они оплатили их стоимость и дальнейшую утилизацию, привела она пример ответственного отношения бизнеса.

В тоже время, по ее словам, каждый житель одного из сел Каргопольского района ежемесячно платит компании, которая вывозит мусор, 51 руб. 50 коп. Но если в селе, например, всего пять домов, то стоимость увеличивается на количество домов.

«Для жителей села Русского Севера эта цена неподъемна, потому что, получая зарплату 12−15 тысяч рублей, они не могут позволить себе заплатить даже 50 рублей за утилизацию», — подчеркнула эксперт.

Она считает, что реформу необходимо пересмотреть и повысить ответственность производителей.

А вот вопрос мусоропроводов касается каждого из нас. Как сообщили экологи, отныне дома в России будут строится без этих привычных удобств в многоквартирных домах. Впрочем, как минимум, один положительный эффект от такого решения точно должен быть — в подъездах исчезнут неприятные запахи, а также крысы.

Эксперты также обратили внимание, что целый пласт вопросов вообще оказался вне реформы, в частности, медицинские отходы, проблема которых в этом год стала очень актуальна.

«Медицинские отходы требуют самостоятельного регулирования. Это острейшая тема», — подчеркнул Ильдар Неверов.

Однако, заметил он, попытки выработать правила игры на этом поле появляются только сейчас. Пока же вопросы утилизации медотходов решаются хаотично. Впрочем, промышленных отходов, добавил эксперт, мусорная реформа также не коснулась.

Провал реформы эксперты объясняют во многом формальным подходом, непродуманностью, нежеланием ответственных представителей власти плотнее работать с широкой общественностью и учеными-экологами, которые задают неприятные вопросы.

«К сожалению, они не привлекаются. Привлекаются аффилированные, тем, с кем удобно работать», — резюмировал Анатолий Панфилов.

Михаил Мень: В реализации "мусорной" реформы должен участвовать каждый россиянин

Недавно Счетная Палата выпустила отчет, основные выводы которого поражают: мусорная реформа пробуксовывает, в большей части страны уже через три года не останется места на полигонах; при этом 90% отходов по-прежнему отправляется туда, а не перерабатывается.

Отчет готовил Михаил Мень, аудитор Счетной палаты, в недавнем прошлом глава Минстроя России. «Собеседник» обсудил с ним, есть ли шанс стране не утонуть в мусоре.

Балансируем на грани. Мусорной

– Можете назвать, кто из региональных операторов работает хуже всех?

– Видите ли, после того, как мы обнародовали итоги анализа, в некоторых регионах ситуация улучшилась. А в других, наоборот появились проблемы.

– Так, может, гласность в данном вопросе – как раз то, что нужно для улучшения ситуации?

– По состоянию на 1 июля, мы отмечали риск прекращения оказания коммунальных услуг 22 региональными операторами. А это 19 субъектов, где проживает больше 15 млн человек. Напомню, это цифра на начало лета. С тех пор, повторю, кое-где ситуация улучшилась.

Видите ли, проверка носила экспертно-аналитический характер: мы хотели посмотреть, что вообще творится в этой сфере. А вот в начале следующего года уже проведем контрольные мероприятия, во время которых, в том числе, посмотрим, как были израсходованы средства, которые пошли на поддержку региональных операторов. Тогда и обнародуем списки.

– Как бы то ни было, а провал мусорной реформы вы обозначили. Несмотря на 10 млрд субсидий, которые правительство выделяло «мусорщикам»…

– Справедливости ради мы констатировали не очень удачный старт реформы, напомню, её реализация началась меньше двух лет назад. О провале всей реформы сейчас речь не идёт.

Что касается 10 млрд… Эти средства изначально предназначались для реформы – помощи тем предприятиям, которые инвестируют в производственные мощности по переработке и утилизации мусора. А что вышло?

Деньги ушли в ППК «Российский экологический оператор» в самом конце 2019-го, и понятно, что ППК «РЭО» ничего не успел сделать, был вынужден вернуть средства в Резервный фонд. К тому же и правила, по которым планировался отбор подобных предприятий, и порядок предоставления этой финансовой поддержки до сих пор не определены.

  • Олег Митволь: Мы все скоро увязнем в мусоре
Читайте также:  Правила хорошего микроклимата в доме

Потом, по сути, почти ту же сумму власти направили на поддержку регоператоров. Это, безусловно, была вынужденная мера, но по нашей оценке, для поддержки нельзя было использовать средства, предназначенные на реализацию реформы. Вот как раз в 2021-м мы и намерены проверить: как эти деньги были израсходованы, кому из регоператоров они действительно помогли, а где не дали эффекта.

Нацпроект положения не спасет

– Как решается вопрос с незаконными свалками в черте городов?

– Есть нацпроект «Экология», в его рамках – федеральный проект «Чистая страна», который среди других задач решает и вопрос ликвидации свалок в черте городов. Это сегодня самый больной вопрос для жителей.

По данным Росприроднадзора, на момент формирования нацпроекта, в России в черте городов порядка 900 несанкционированных свалок. А в нацпроекте заложена рекультивация всего 191-й.

То есть даже если нацпроект будет выполнен на все 100%, то в черте городов так и останутся более 700 незаконных свалок.

Мы обратили на это внимание Правительства и надеемся, при корректировке паспорта нацпроекта это будет учтено.

– А можете перечислить регионы, в которых ситуация с полигонами критическая?

– Могу. Речь идет о 15 регионах, где мощности полигонов будут исчерпаны к 2024-му. Но это еще не самое страшное – в 17 субъектах эти мощности закончатся еще до 2022-го.

Вот эти 32 региона: Магадан, Бурятия, Забайкалье, Сахалин, ЕАО, Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Камчатка, Омская область, Саха/Якутия, Волгоградская, Новосибирская, Калмыкия, Крым, Башкортостан, Ингушетия, Северная Осетия, Томская область, республика Тыва, Архангельская область, Дагестан, Тула, Курск, Курган, Алтай, Псковская область, Брянская, Ивановская, Белгородская область, Орловская, Ростовская и Чукотский АО.

Наше спасение – раздельный сбор

– И что же делать со всем этим мусором?

– Выход один – создание комплексной системы обращения с отходами. Только это позволит избежать коллапса. Важно также не забывать о том, что в реализации реформы должен участвовать каждый гражданин нашей страны без исключения! Только одним нормативным регулированием проблему не решить.

– Но ради этого все и задумывалось. А результат пока один – с населения берут новую плату, но воз и ныне там.

– Помимо всего прочего нам нужно учиться производить меньше мусора. Возьмите любой европейский супермаркет – практически нигде на кассе вам не выдадут целлофановый пакет, только бумажные. Везде одноразовая посуда – картонная, бумажная, из дерева.

А у нас – пластик, пластик, пластик, который разлагается сотни лет… Сейчас все пользуются интернет-магазинами, и к вам привозят заказы, сплошь упакованные в пластик. И куда все это девать? В этом большая проблема.

Когда мусор будет сортироваться самими гражданами, тогда и на сортировочных предприятиях извлечение ВМР, вторичного материального ресурса, будет значительно проще.

  • «Россия – не помойка!» «Мусорная реформа» допекла россиян

– Пока же люди не понимают, зачем заводить в квартирах кучу бачков для мусора, если на выходе машина все грузит скопом и увозит на полигон. А вместо мусороперерабатывающих заводов нам обещают построить мусоросжигательные, от которых эксперты прогнозируют только вред…

– Почему? Мусоросжигание – это технология, которую используют многие страны мира, в основном, их строят рядом с крупными агломерациями.

Но сжигать-то нужно уже отсортированный мусор. Тогда это экологически правильная история. Также важно, чтобы от этого сжигания производилась тепловая энергия. Тогда это и есть цикличная экономика, к которой стремятся все страны мира: мусор перерабатывается во вторичный ресурс, в данном случае, в тепловую энергию.

Счетная палата верит экспертизам

– Говорят, что это очень вредно.

– Конечно, вредно, если сжигать всё подряд.

Но если на завод попадают уже отсортированные отходы, после извлечения материалов, пригодных к переработке, вредных фракций, то и сжигание в данном случае не приносит экологических последствий.

Это вполне допустимая технология, широко применяемая во многих странах, уделяющих большое внимание защите окружающей среды, развитию технологий безопасных для здоровья граждан.

Сейчас ведется строительство пяти современных мусоросжигательных заводов – четыре в Подмосковье и один в Татарстане. Их строит компания РТ-Инвест, входящая в структуру Ростеха, крупной и ответственной государственной компании.

– Именно по этим заводам много вопросов.

– Оценивать их работу и влияние на экологию мы сможем, когда предприятия будут введены в эксплуатацию, и мы получим исследования от Росприроднадзора. Только тогда можно будет делать соответствующие выводы.

– А какие-то перерабатывающие заводы уже есть в России?

– У нас в стране есть переработка, поверьте. Но, к сожалению, из всех отходов в переработку идет только 7%. В странах, где реформа состоялась, эти цифры в несколько раз выше. Например, в Швеции, Австрии, Франции, Финляндии, Словении на переработку направляется более 60% всех коммунальных отходов.

Что делают из мусора

– А что и во что перерабатывают?

– К примеру, пластик – в гранулы, а уже их запускают во вторичное производство и делают из них те же пластиковые бутылки, синтетическое волокно… Его использование очень перспективно.

Сейчас это, например, обивка салонов самолетов, поездов, автомобилей. Полиэфир добавляют в любую, даже самую качественную ткань для пошива одежды. Этого не надо бояться.

Или возьмите всю современную спортивную одежду – это исключительно высокотехнологичные синтетические материалы.

К слову, когда я был губернатором Ивановской области, у нас планировалось строительство комбината синтетического волокна (это же текстильный край, а хлопок у нас не растет, требовались новые решения), который до 10-15% мог потреблять сделанные из вторсырья гранулы. Проект получил все необходимые согласования. До сих пор не могу понять, почему этот проект в дальнейшем не был реализован.

Неплохо обстоят дела с переработкой бумаги, картона, хуже – со стеклом…

– Кажется, стекло начали перерабатывать в Калуге…

– К сожалению, это один из немногих положительных примеров. Сейчас единых стандартов по использованию стеклотары нет, поэтому оно просто перерабатывается, и полученная фракция добавляется при создании нового продукта из стекла. Это не очень рентабельно, и если не стимулировать стекольщиков с помощью государственной поддержки, они едва ли будут заниматься такой переработкой.

Откуда берутся тарифы

– Один из самых больных вопросов – тарифы. Вы – аудитор Счетной палаты РФ – можете нам объяснить, как они формируются? Почему в разы отличаются в регионах со схожими условиями?

– Проверка показала, что от региона к региону уровень тарифов отличается до пяти с половиной раз. Мы видим, пока люди не понимают экономическую обоснованность тарифов, голосуют рублем. В 2019-м собираемость платежей по вывозу ТБО была 79%, а в нынешнем – прогноз всего 76%.

  • Насколько мне известно, сейчас Минприроды вместе с ППК «РЭО» и ФАС вырабатывают методику расчета. Предполагается отработать схему, аналогичную тарифообразованию в сфере коммунальных услуг: базовый тариф по стране, по регионам…
  • Справедливости ради надо отметить, что работа по наведению порядка в тарифах началась, в 2020-ом году средний тариф по стране снизился на 3%, и эта работа продолжается. 
  • Что еще выявила проверка
  • Требуют корректировки основные документы реформы и региональные программы.
  • Из 67 проверенных субъектов РФ только 9 при создании инфраструктуры по обращению с ТБО используют принципы НДТ (наилучшие и доступные технологии).
  • Только 39 регионов предусмотрели мероприятия по внедрению раздельного сбора отходов.
  • Только 24 субъекта РФ провели анализ морфологического состава отходов. А если нет такого анализа, то нет и данных для определения потребности в мощности объектов по обработке и утилизации. То есть мы не очень понимаем, в каком регионе что нужно.
  • Лишь в 19 субъектах предусмотрены мероприятия по привлечению бизнеса в эту сферу, в том числе предоставления региональных льгот.
  • В 45 субъектах созданы предпосылки привлечения населения к раздельному сбору отходов и воспитания экологической ответственности. То есть лишь в половине регионов что-то начали делать, и то не очень правильно.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2020 под заголовком «Михаил Мень вынес сор из избы».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector