Налог на землю для бизнеса могут привязать к его рентабельности

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданы по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Налог на землю для бизнеса могут привязать к его рентабельности

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления ошибки,, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости, или после ее оспаривания: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы, начиная с периода, в котором ошибочные данные использовались для расчета. То есть пересчитывается база текущего года и прошлых лет, если в них уже применялась ошибочная база;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась в связи с изменением характеристик участка (площадь увеличена, присвоена новая категория земель и пр.): применяйте новую кадастровую стоимость со дня внесения в ЕГРН новых характеристик участка. При расчете налога за текущий год будут использованы две стоимости: до внесения в ЕГРН изменений и после. За прошлый год налог не пересчитывается.

Если земельный участок одновременно находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется кадастровой стоимости доли участка, приходящейся на муниципальное образование.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц в совместную собственность, налоговая база для каждого будет равной долей кадастровой стоимости.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года — по итогам этих периодов нужно платить авансовые платежи.

Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетные периоды. Если их нет, то налог уплачивается только по итогам года, без авансовых платежей.

Налоговая ставка по земельному налогу

  • Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
  • Узнать свою ставку вы можете на сайте ФНС России.
  • Ставки не могут превышать:
  • — 0,3 %
  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, которые входят в состав зон сельскохзяйственного использования населенных пунктов. При этом земли должны фактически использоваться для сельхозпроизводства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для жилищного строительства, кроме используемых в предпринимательской деятельности;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, и земель общего назначения, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • для участков, которые ограничены в обороте и предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Дополнительно местные власти могут вводить свои льготы — они будут действовать только на территории соответствующего муниципального образования (города федерального значения). Узнать о них можно на сайте ФНС России.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы.

Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится по пониженной ставке — 0,3 %, если местные власти не установили ставку ниже. Дополнительно применяется повышающий коэффициент:

  • коэффициент 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации права собственности на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • коэффициент 1, если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • коэффициент 4, если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены авансовые платежи, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ × налоговая ставка × кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю получено до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 16-го числа и позже, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять в ИФНС по месту нахождения налогоплательщика или участка заявление по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

 Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы.

Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Когда сдавать отчетность по земельному налогу

По итогам 2020 года сдавать декларацию по земельному налогу организациям уже не надо. В будущем это тоже не понадобится.

Вместо этого налоговая будет присылать организациям сообщение с суммой земельного налога, который рассчитала по собственным данным. Его пришлют в течение полугода после того, как налогоплательщик должен был уплатить налог, поэтому с расчетом налоговой можно только сверяться, а считать придется самостоятельно.

Проверьте, совпадает ли уплаченная вами сумма с расчетом налоговой. Если да, то поводов для беспокойства нет. Если же есть расхождения, то тут несколько вариантов:

  • вы переплатили налог — вы можете зачесть или вернуть излишне уплаченную сумму;
  • вы недоплатили налог — надо погасить недоимку и заплатить пени;
  • налоговая ошиблась в расчетах — в течение 10 рабочих дней надо дать пояснения, подтверждающие правильность вашего расчета.

Если сообщение от налоговой не пришло до 1 сентября, это может означать, что у нее нет данных о ваших земельных участках.

В таком случае организация обязана сообщить инспекции обо всех объектах налогообложения по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@.

Она подается до 31 декабря года, в котором должно было поступить сообщение от налоговой. За игнорирование этой обязанности грозит штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые с 2021 года стали едиными по всей стране:

  • налог за год — не позднее 1 марта года, следующего за истекшим годом;
  • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

ООО и предприниматели с сотрудниками отчитываются в ПФР. В отчеты вносят данные по работникам на трудовом и гражданско-правовом договоре. Расскажем в статье, какие формы ждет от вас Пенсионный фонд.

, Елена Космакова

Подготовка отчетности организации во многом зависит от того, на каком налоговом режиме работает ООО. Важно вовремя подготовить данные, заполнить актуальные формы отчетов и вовремя направить их в соответствующий контролирующий орган. В статье мы расскажем, какие отчеты должны сдавать юрлица.

, Елена Космакова

Результаты финансовой и хозяйственной деятельности организации отражаются в ее отчетах и декларациях. Правильное и своевременное ведение отчетности помогает руководству принимать верные управленческие решения и избавляет от санкций со стороны контролирующих органов. В этой статье мы расскажем, что важно соблюдать для грамотного ведения отчетности.

, Елена Космакова

Читайте также:  В Москве инвесторы перестали вкладывать в пятиэтажки под снос

Депутаты хотят рассчитывать земельный налог по рентабельности недвижимости

С интересной инициативой выступили депутаты фракции «Справедливой России» Госдумы РФ. Недавно они внесли на рассмотрение коллег законопроект, где предусмотрены поправки к ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Авторы поправок предлагают определять для бизнеса размер земельного налога исходя из рентабельности объектов недвижимости.

Закон «О государственной кадастровой оценке» хотя и вступил в силу с начала 2017 года, однако по нему живет пока лишь треть российских регионов, в т. ч. Ставропольский край. Переходный период установлен по 1 января 2020 года.

А все потому, что изначально этот документ вызывал жаркие споры и справедливо прогнозировалось недовольство населения и бизнеса, которые уже ощутили возросшее налоговое бремя на землю, недвижимость.

Ведь если раньше налог на имущество, например на квартиру, исчислялся от ее инвентаризационной стоимости (и был чисто символическим), то теперь – от кадастровой, которая должна равняться рыночной.

Ставка налога на землю регулируется Налоговым кодексом, где определены максимальные рамки. Для большинства категорий (личные подсобные хозяйства, объекты садоводства, огородничества, сельхозземли и т. д.

) максимум земельного налога установлен в 0,3% от кадастровой стоимости участка. Муниципальные власти, которые на местах регулируют ставку земельного налога, понятно, заинтересованы – и Ставрополье тут в первых рядах – в максимуме этого процента.

А что касается кадастровой оценки земли, проведенной в крае в 2012 году, то она вызвала своей несправедливостью и перегибами такую критику, что новый губернатор Владимир Владимиров был вынужден исправлять чужие огрехи.

Напомню, он инициировал новую работу по государственной кадастровой оценке земель и объектов капитального строительства, которая завершилась в 2015 году.

Подобные недоразумения, которые озлобляют людей, имеют место практически во всех регионах. Жалоб много. Чем, собственно, и вызваны поправки фракции «Справедливой России» в Закон «О государственной кадастровой оценке». Правда, пекутся они в первую очередь о разумном размере земельного налога для бизнеса.

Депутаты хотят определять размер этого налога в зависимости от рентабельности объекта недвижимости. Они предлагают дифференцировать налогооблагаемую базу, устанавливая максимальное или минимальное значение кадастровой стоимости объекта исходя из бухгалтерской отчетности предприятия.

Под этой инициативой подписался и председатель финансового комитета Госдумы РФ Анатолий Аксаков, справедливо отметивший, что власть сегодня всеми силами стремится увеличить отчисления в бюджет за счет повышения кадастровой стоимости недвижимости, не учитывая таким волевым подходом рентабельность бизнеса, особенно малого, что приводит к его разорению.

На мой взгляд, гибкость в применении кадастровой оценки нужна, однако в законопроекте, предлагаемом «справороссами», все-таки много подводных камней. Например, рентабельность одного и того же предприятия может сильно зависеть от человеческого фактора – способностей бизнесмена.

Что касается налога на имущество для физических лиц, то в новых платежках, как успели убедиться ставропольчане, суммы фигурируют хотя и не запредельные, но все же выше, чем в прошлом году, порой в два-три раза.

К сожалению, эти суммы будут расти за счет поправочных коэффициентов до 2020 года, что существенно отразится на кошельках не только малоимущих, но и людей, неплохо зарабатывающих, однако имеющих солидную недвижимость в собственности. В регионах ставка налога на имущество устанавливается для каждого муниципального образования.

На Ставрополье, следует признать, эти ставки одни из самых высоких: например в Ставрополе, Невинномысске и Кисловодске – 0,3% от кадастровой стоимости в год. А вот в большинстве городов Московской области, Краснодарского края – 0,1%.

Отмечу, что в последнее время значительно увеличилось число юридических фирм, предлагающих гражданам и бизнесменам помощь в судах для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и земельных участков. Можно, конечно, воспользоваться их услугами, чтобы попытаться снизить кадастровую стоимость и, соответственно, налоги. Но услуги эти недешевы. Мой вам совет: посчитайте, стоит ли овчинка выделки.

Рентабельность и налоговая нагрузка

Стать «невидимкой» для налоговой хотят многие компании. Для этого нужно всего лишь играть по правилам, которые ФНС озвучивает не первый год. Одно из главных требований – соблюдать показатели налоговой нагрузки и рентабельности, установленные самими налоговиками.

Налоговый калькулятор

С февраля этого года электронный сервис «Прозрачный бизнес», созданный налоговиками, получил новое развитие. Теперь на той же площадке размещен еще один сервис – «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки». Несмотря на, казалось бы, однозначное название, при помощи калькулятора можно выполнить несколько задач: 

  • узнать, насколько значительные суммы налогов к начислению ожидают налоговики от вашей компании;
  • получить важную для перехода в режим невидимости (для налоговиков) информацию, затрагивающую, в том числе, и рентабельность.

Показатели, выданные калькулятором, можно считать негласной нормой, и если ваши цифры ниже более, чем на 10%, то компания – в зоне риска. Значит, ей гарантированы:

  • вызовы на комиссии по легализации; 
  • вал запросов от «камеральщиков» с неприкрытыми попытками доначислений, от которых спасают только тонны документов, возражения, жалобы, а порой и судебные разбирательства;
  • выездная проверка, если показатели оборота и отклонения рентабельности и налоговой нагрузки от «нормативных» показателей достаточны для весомых доначислений, которые инспекторы обязаны «принести в бюджет» (например, по Москве негласно установлен минимальный порог доначислений по выездной проверке – около 38 млн руб.).

Впрочем, для того, чтобы попасть в зону риска, достаточно 5-7-процентного отклонения в меньшую сторону. Именно поэтому мы в 1C-WiseAdvice постоянно следим за тем, чтобы наши клиенты находились в безопасной зоне и при этом не переплачивали государству лишнего: 

  • начисления, превышающие «нормативные» ожидания налоговиков, приводят к тому, что в отношении конкретно вашей компании «планка» по налогам будет поднята, и любое снижение суммы уплаченных налогов начнет вызывать вопросы; 
  • начислять меньше (чтобы не задирать планку), а платить больше – это бесплатный кредит государству (причем возвращать переплату оно очень не любит).

Платить нужно ровно столько, сколько начислено в декларации, ведь налоговики проводят анализ, прежде всего, начисленных налогов. Для того, чтобы соблюсти баланс, существует оптимизация налогообложения и 1C-WiseAdvice предлагает своим клиентам услуги по разработке налоговой стратегии, т.е. законных вариантов снижения налогов. Более подробно о наших способах читайте здесь >>> 

Как проверяющие оценивают налоговую нагрузку и рентабельность

Налоговый калькулятор позволяет увидеть себя глазами налоговиков, но пока он имеет отдельные недостатки:

  • работает в тестовом режиме, что означает не 100-процентную корректность;
  • предназначен исключительно для компаний, применяющих общий режим налогообложения.

Состав «нормативных» показателей налоговики концептуально утвердили еще в 2007 году. Из их величины и нужно исходить в случаях, если налоговый калькулятор не подошел.

Нормативные показатели проверочной концепции

На странице официального сайта ФНС с Концепцией планирования выездных налоговых проверок можно найти ряд полезных таблиц с «нормативными» показателями.

Несмотря на нейтральное название таблиц («Среднегодовые показатели…»), они – про рентабельность и налоговую нагрузку за:

  • 2018 год (как ориентир для 2019 года);
  • 2017 год (необходимо было использовать при подведении итогов за 2018 год).

Данные за прошлый год налоговая служба размещает обычно в мае-июне. В каждом из скачанных файлов вы найдете по два листа, которые отражают показатели налоговой нагрузки и рентабельности, соответственно. Именно с этими константами налоговики сравнивают расчетные показатели, стараясь найти критические отклонения.

Формулы налоговой нагрузки

Налоговую нагрузку налоговики вручную считают редко – все чаще помогают автоматизированные системы анализа. Так, в программы заложены формулы:

  • совокупной налоговой нагрузки (отношение начисленной компанией по декларациям и расчетам суммы всего, что администрирует налоговая, к выручке по Отчету о прибылях и убытках);
  • нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.

Формула по конкретным налогам, как и по совокупной нагрузке, – дробь, в числителе которой всегда стоит налог, отраженный к уплате в декларации. При определении налоговой нагрузки по НДС в сумму начисленного налога не входит НДС налогового агента, так как по правилам заполнения декларации он не включается в итоговую сумму, начисленную к уплате.

Внимание!

При расчете налоговой нагрузки на специальных режимах к сумме УСН и ЕСХН в числителе можно добавить иные налоги, уплачиваемые компанией (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы). НДФЛ в этот список не входит.

Знаменатели формул по конкретным налогам не только разные, но также бывают представлены в нескольких вариантах. Это может быть:

  • сумма из определенных по данным декларации по прибыли дохода от реализации и внереализационного дохода;
  • налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ) или сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт);
  • доход по декларации 3-НДФЛ;
  • доход по УСН-декларации или ЕСХН-декларации.

Итог расчета по любой формуле необходимо умножить на 100 – для сравнения с «нормативными» показателями, выраженными в процентах.

Читайте также:  Тарифы жкх в россии за 5 лет вырастут всего на 4%

Подготовим налоговую стратегию для вашего бизнеса

Как считают рентабельность

Из огромного количества видов рентабельности компаний или, иными словами, эффективности их работы, налоговиков интересует два вида:

  • рентабельность продажи товаров;
  • рентабельность использования активов.

Отметим, что «продажа товаров» – не более, чем фигура речи. Под товарами налоговики понимают и услуги, и работы, и даже аренду.

Формула рентабельности любого из видов – всегда соотношение. При расчете рентабельности двух указанных видов налоговики используют:

  • знаменатель – финансовый результат;
  • числитель – данные бухучета, отражающие себестоимость продаж или стоимость активов, соответственно.

В среднем за 2018 год рентабельность составила:

  • 12,3% – по проданным товарам (работам, услугам);
  • 6,4 % – по активам.

Однако необходимо ориентироваться не на средние показатели, а на вид деятельности (ОКВЭД 2), который указан в балансе. Большинство ОКВЭД представлены в «концептуальной» таблице налоговиков, и разница в величинах довольно существенна.

Как избежать налоговых рисков

Клиенты, которые доверили свою бухгалтерию 1С-WiseAdvice, могут не тревожиться о том, что их компания выбьется из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности и тем самым привлечет к себе повышенное внимание со стороны ИФНС. 

Контроль уровня налоговой нагрузки и других коэффициентов, к которым так трепетно относятся налоговики, входит в стандарт обслуживания 1С-WiseAdvice.

Наши специалисты соблюдают все рекомендации налоговиков, обычно применяя максимально нижние границы требований.

И всякий раз накануне сдачи отчетности мы согласовываем налоговую нагрузку на бизнес и даем клиенту рекомендации по ее безопасной корректировке.

Бухгалтерское обслуживание в 1С-WiseAdvice – отличная альтернатива для компаний, которым для определения зоны риска по налогам приходится платить космические гонорары налоговому аналитику или консультанту. Наши клиенты всегда находятся в зоне налоговой безопасности и могут заниматься бизнесом, не беспокоясь о налоговых последствиях сделок.

Земельный налог в 2021 году для юридических лиц: сроки уплаты

Одним из налогов для юридических лиц является земельный налог. Он относится к местным сборам, поэтому сроки и ставки по нему устанавливаются региональными властями. Федеральным законодательством установлены лишь максимальные пределы суммы налога. Произошли ли изменения в 2021 году, узнаем из статьи ниже.

Нормативным документом по земельному налогообложению является Глава 31 Налогового кодекса. В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:

  • в собственности;
  • в бессрочном постоянном пользовании.

Не платят земельный налог организации:

  • пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
  • в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст. 389 НК.

Список земель не признающихся объектом налогообложения:

Помимо освобождения от налогообложения для юридических лиц устанавливаются льготы по земельному налогу. Они подразделяются на два уровня:

1. Федеральные льготы. Ряд организаций попадают под налоговые послабления, установленные статьей 395 НК. К таким относятся:

  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные и судостроительные организации;
  • общественные организации, где не менее 80% сотрудников являются инвалидами;
  • организации народных художественных промыслов, занимающих производством народных изделий;
  • земельные участки занимаемые людьми или общиной, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
  • учреждения ФСИН России;
  • компании входящие в фонд инновационного научно-технологического центра;
  • компании, во владении которых находятся автомобильные дороги общего доступа.

2. Местные льготы. Все территориальные льготы устанавливаются нормативными актами муниципальных органов власти. Регионы вправе определять размер площади участка, с которого не будет исчисляться земельный налог.

Куда платить налог за землю для юридических лиц?

Уплата исчисленной суммы сбора производится юридическим лицом в налоговый орган по фактическому местонахождению участка земли. Организация может иметь несколько наделов в разных территориальных единицах. Тогда исчисление и уплата налога будет производиться следующим образом:

  • по каждому участку по ставкам, принятым конкретным муниципальным органом;
  • уплата в муниципалитет по месту нахождения каждого из участков.

Ставка налога

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:

Налоговая ставкаКатегории земель
0,3 % ИЖС, ЛПХ, а также садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.
Земли сельхозназначения.
Участки, используемые для таможенных нужд, а также обеспечения обороны и безопасности.
1,5 % Все участки, не отнесенные к категориям выше.

Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов.

Как посмотреть? Пошаговая инструкция:

  1. Отметьте «Вид налога».
  2. Выберите год налогового периода.
  3. Выберите субъект РФ и город.
  4. Нажмите кнопку «Найти».
  5. В таблице последнем столбце нажмите «Подробнее».
  6. Откроется таблица, где можно узнать необходимую информацию по всем ставкам, а также местным и федеральным льготам.

Если в вашем регионе не установлена налоговая ставка, то используйте федеральную (см. выше в таблице).

Расчет земельного налога + калькулятор

Формула расчета земельного налога установлена п.1 ст.396 НК и представляет собой результат применения налоговой ставки к кадастровой стоимости участка земли.

Квартальный платеж рассчитывается в случае установления такого порядка по следующей формуле:

Кадастровая стоимость участка для расчета годовой суммы сбора принимается на 1 января года, по которому производится его исчисление (01.01.2021 год). Организации самостоятельно определяют налоговую базу для исчисления налога.

Ранее мы уже подробно писали, о том как узнать стоимость земельного участка по кадастровому номеру. Чтобы подкрепить ее документально, можно заказать выписку из ЕГРН.

Принадлежность участка земли, которым владеет юридическое лицо, к категории, где установлено налогообложение по указанным ставкам, можно уточнить по выписке из ЕГРН либо документам о праве собственности.

Исчисляется и уплачивается в бюджет налог ежегодно разово или авансовыми платежами. Во втором случае это должно быть отражено в нормативно-правовых актах органов власти муниципалитета по месту нахождения участка и итоговая сумма к уплате станет разницей между годовым налогом и уже внесенным авансам.

В случае, когда участок принадлежит нескольким организациям в общей долевой собственности, кадастровая стоимость определяется по каждому собственнику в равных долях. Соответственно, налог распределяется пропорционально доле.

Подсчет не полного года и месяца. Если организация владела участком земли не полный календарный год, то расчет налога производится пропорционально количеству месяцев фактического владения.

Тогда для исчисления сбора его полная сумма делится на 12 месяцев и умножается на полученное количество месяцев.

При этом следует учитывать, что за полный месяц берется период владения, исходя из следующих условий:

  • приобретение участка до 15 числа текущего месяца устанавливает этот месяц полным для расчета налога;
  • месяц приобретения права после 15 числа не включается в формулу расчета.

Аналогично применяется подсчет месяцев, если право на землю утрачено.

Как уменьшить налог на землю для юридического лица?

При изменении кадастровой стоимости земли в течение календарного периода организация вправе уменьшить налог. Однако, будет принята во внимание причина снижения стоимости, которую необходимо документально разъяснить органам ИФНС.

Причина 1. Снижение стоимости произошло по судебному решению

Снизить налог возможно только после того, как решение будет вынесено, вступит в законную силу и информация будет внесена в ЕГРН. Тогда организация сможет пересчитать сбор с начала года по основаниям аб.6 п.1 ст.391 НК, когда было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Прежде, чем подавать заявление в налоговую инспекцию, необходимо запросить выписку из ЕГРН и убедиться в том, что стоимость снижена.

Организация может снизить арендные платежи в случае, когда земля передана по договору аренды и земельный налог является компенсацией собственнику. При изменении стоимости участка снижается сумма сбора и дает право откорректировать размер арендной платы.

При этом перед обращением в суд за снижением кадастровой стоимости необходимо заручиться письменным согласием на это от собственника земли. Договор об аренде можно переподписать в новой редакции или составить дополнительное соглашение к текущему.

Причина 2. Обнаружены ошибки в ЕГРН и стоимость земли снижена после их исправления

К земельному участку могла применяться завышенная стоимость вследствие ошибок технического или иного характера. После их исправления и отражения в ЕГРН новых сведений организация вправе обратиться в налоговые органы с декларациями, уточняющими сумму налога за все периоды, когда действовала ошибочная стоимость земли. Эта норма закреплена абз.5 п.1 ст. 391 НК).

К декларациям следует приложить пояснения, а также копии выписок из ЕГРН. Налоговая инспекция в рамках межведомственного взаимодействия уточнит в Росреестре причины расхождений и сверит полученные данные с декларациями, представленными организацией.

При уменьшении авансовых платежей по земельному налогу инспекторы ИФНС вправе запросить у компании уточняющие документы. Согласно п.3 ст.88 НК организация обязана из представить в течение 5 рабочих дней либо исправить расхождения в тот же срок.

Причина 3. Стоимость земли изменилась по инициативе местной власти

Читайте также:  В москве в августе было продано рекордное количество квартир бизнес-класса

При обнаружении недостоверных сведений территориальный орган власти вправе уточнить кадастровую оценку земли. Ее снижение дает возможность компании откорректировать земельный налог.

Здесь следует иметь на руках документ, содержащий дату действия новой оценочной стоимости. Только от нее возможно отталкиваться при подаче пояснения в налоговый орган. Снизить налог за предыдущие периоды организация сможет только при указании соответствующей даты.

Сроки уплаты

Сумма земельного налога вносится организацией в бюджет в сроки, установленные нормативными актами территориальной власти, но не ранее даты представления декларации по годовым итогам. Сроки можно уточнить, обратившись к электронному сервису ФНС.

При попадании срока на нерабочий день он переносится на ближайший рабочий и перечисление земельного сбора в эту дату не станет ошибкой, влекущей применение штрафных санкций.

Если местными властями установлен поквартальный (авансовый) режим уплаты земельного налога, то порядок и сроки прописываются в соответствующих нормативных документах. Как правило, крайним сроком уплаты сбора устанавливается последний день месяца, идущего следом за отчетным кварталом.

Для примера рассмотрим сроки уплаты аванса, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74.

Период уплаты земельного налогаСрок уплаты налога для юр. лиц
1 квартал 2020

Налог на землю при использовании УСН в 2021 году

Российские предприниматели должны платить в государственную казну множество различных налогов и выплат.

Среди прочего существует и налоговый сбор за использование в коммерческих целях земельных участков или, проще говоря, земельный налог.

Мы расскажем о том, кто обязан его платить при упрощенной системе налогообложения, а также как рассчитывать данный налог, организовывать его учет и отчитываться перед налоговиками.

Оплата налога на землю при УСН: кто должен платить

Законом РФ предусмотрено, что все предприятия и организации, а также индивидуальные предприниматели, имеющие в собственности и использующие для своей деятельности земельные участки, обязаны платить налог на землю.

Кроме того, необходимость платить данный налог возникает, если юридическое лицо или ИП имеет право бессрочного пользования землей или же реализует право наследования земельного участка.

Следует отметить, что если земля, находящаяся в собственности индивидуальных предпринимателей не используется в коммерческих целях, а только для личных нужд, то стоит переоформить ее, чтобы оплачивать данный налог в общем порядке, как обычным физическим лицам.

Внимание! Если земля находиться в аренде, то арендатор не должен платить земельный налог и арендодатель ни при каких условиях не имеет права пытаться переложить на него эту свою обязанность.

Важно! Независимо от объекта налогообложения: доходы 6% или доходы минус расходы 15%, все плательщики-упрощенцы обязаны платить земельный налог, если земля есть в их собственности и используется при ведении бизнеса.

Ставка налога на землю

По закону ставка земельного налога формируется на уровне местных властей, в зависимости от особенностей каждого конкретного региона. Субъект РФ издает соответствующий закон, где четко прописана категории земельных участков и налоговая ставка на них. Однако, на федеральном уровне определены ее предельные значения:

  • для земель сельскохозяйственного назначения, подсобных хозяйств, и участков под жилищным фондом – 0,3%
  • для иных земель — 1,5%

Руководителям предприятий и организаций следует помнить о том, что юридические лица должны оплачивать налог на землю авансовыми платежами с установленной законом регулярностью.

Правила сдачи отчетности и сроки уплаты налога на землю

Помимо налоговой ставки, региональные власти устанавливают и порядок уплаты земельного налога. Единственное, что жестко регламентирует Федеральный закон – это опять же предельные сроки сдачи отчетности и налоговой оплаты.

Для всех регионов РФ пограничная дата для сдачи декларации в налоговую инспекцию – 1 февраля, причем сам налог юридические лица не имеют права платить до наступления этого числа, а физические, т.е.

ИП – должны выплатить его до 1 декабря следующего за отчетным годом.

Порядок расчета налога на землю

Закон вполне однозначно определяет порядок исчисления земельного налога. Для этого, ставку по данному налогу нужно умножить на базу налогообложения, т.е. кадастровую стоимость земельного участка. Если необходимо посчитать налог за двенадцать месяцев, то есть полный календарный год, то при вычислении налога надо брать кадастровую стоимость по началу периода.

Внимание! В случаях возникновения спорных ситуаций, когда предприниматель или организация оспаривают в суде кадастровую стоимость того или иного участка и добиваются положительного решения, они получают право на полный перерасчет налога на землю вплоть до момента подачи иска о пересмотре стоимости.

Оплата земельного налога на УСН, если земля в собственности менее года

Как и при любых других видах налогов, расчет и оплата земельного налога имеет свои особенности. В частности, довольно часто вопросы возникают у налогоплательщиков в случаях, если право пользования участком появилось в течение года. Как рассчитывать налог в таких ситуациях?

Все просто: кадастровую стоимость участка нужно брать на ту дату, когда произошла постановка на кадастровый учет.

При этом, размер налога надо считать с учетом специального коэффициента, высчитывать который нужно самостоятельно.

Для этого необходимо посмотреть, сколько полных месяцев в году земельный участок был в собственности. Затем полученное число надо разделить на 12 – итог и будет искомым коэффициентом.

Для наглядности приведем пример

Компания ООО «Светоч» купила участок земли. При этом право собственности на землю было зарегистрировано 5 августа 2014 года. Ставка по налогу на землю, установленная на местном муниципальном уровне в отношении данной категории земли, составляет 1,5%. При этом кадастровая стоимость участка равна одному миллиону рублей. Производим расчеты.

Так как права на землю у ООО «Светоч» появились до 15-го августа, то, по закону, период владения участком для целей налогообложения считается с 1 августа 2014 года.

Предприятие высчитывает размер авансовой выплаты за третий квартал 2014 года с учетом специального коэффициента, схему расчета которого мы описали выше.

В данном случае, он составляет 2/3, так как в третьем квартале земля была в собственности ООО «Светоч» всего лишь два месяца – август и сентябрь.

Путем дальнейших нехитрых подсчетов мы получаем, что сумма авансового платежа за третий квартал 2014 года будет составлять:

1 млн. руб. × 1,5% × 1/4 × 2/3 =.2500 рублей
Для того, чтобы рассчитать окончательную сумму годового земельного налога за 2014 год, бухгалтеру ООО «Светоч» нужно опять же высчитать поправочный коэффициент:

5/12 (5 мес. : 12 мес.) Далее считаем:

1 млн. руб. × 1,5% × 5/12= 6250 рублей – сумма по итогам года, но поскольку ООО «Светоч» уже оплачивало авансовый платеж за третий квартал, то его размер нужно вычесть из итоговой суммы:

6250 руб. – 2500 руб. = 3750.рублей – именно столько денег должно выплатить данное предприятие в государственный бюджет в качестве земельного налога.

Ип на усн: уведомления по налогу на землю

Если юридические лица могут самостоятельно высчитывать размер земельного налога, то индивидуальные предприниматели должны дожидаться специального налогового уведомления.

К сведению! Раньше, до наступления 2014 года, сдавать налоговые декларации должны были и физические и юридические лица. Но уже с 2015 года индивидуальные предприниматели были освобождены от этой обязанности – теперь они получают налоговые уведомления с заранее просчитанной суммой земельного налога.

Случается, что уведомление по каким-либо причинам не доходит до адресата, тогда налогоплательщик сам должен явиться в налоговый орган и сообщить об имеющемся в его собственности участке земли. При себе необходимо иметь все регистрационные документы.

Как гласит Налоговый кодекс, представители налоговой инспекции должны отправить уведомления с налоговой суммой за 30 дней до окончания срока оплаты налога на землю. С 2016 года для индивидуальных предпринимателей этот срок — 1 декабря. А значит, позаботиться о предоставлении налоговикам необходимой информации при отсутствии уведомления надо будет уже в ноябре.

Важно! Начиная с 2017 года, в случаях если индивидуальный предприниматель- налогоплательщик, имеющий в собственности землю, не получил уведомления о сумме земельного налога и при этом не обратился в добровольном порядке в налоговую инспекцию с тем, чтобы ему рассчитали и назначили размер налоговой выплаты, он обязан будет понести административную ответственность. В частности, ему будет назначен штраф в размере 20% от неоплаченного налога и пени.

В этой статье мы постарались рассказать обо всех нюансах налога на землю, касающихся организаций и индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения.

Однако для получения более точной информации по каждому конкретному региону РФ, следует обращаться в налоговую инспекцию по месту регистрации, поскольку ставки по земельному налогу, ровно как сроки и порядок его уплаты определяются регионами РФ на местном уровне.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector