Минстрой научит граждан следить за порядком проведения капремонта

Власти сами не платят взносы по своим же законам, а население получает первые иски

Поправки в Жилищный кодекс, которые четыре года назад ввели понятие взносов на капитальные ремонты домов, вылились в череду скандалов. Регионы долго разрабатывали свои законы о капремонтах, не по разу их правили, но все равно не смогли обезопасить деньги собственников и сделать финансирование ремонтов прозрачным. Те взносы, которые попадают в «общий котел» – к региональному оператору программы капремонтов, – исчезают, вкладываются в депозиты в коммерческих банках, идут на зарплаты чиновников, а в лучшем случае – расходуются на ремонт других домов. Кстати, взносы не платят и игнорируют исполнение закона даже его авторы.

Тема взносов на капремонты в рейтинге обращений в центр общественного контроля «ЖКХ-Контроль» занимает четвертое место, обгоняя жалобы на ветхое и аварийное жилье и плохое состояние многоквартирных домов. Чаще всего люди жаловались на сроки проведения капремонта, размеры взноса и отсутствие информации о региональных программах капремонтов.

Причем, обращения становятся все менее политизированными. Жителей интересуют практические вопросы, например, как ускорить сроки проведения ремонта, сейчас копить на него нужно 23-30 лет. Срок проведения ремонта рассчитывается исходя из условия, что взносы платят все.

На январь, по данным Минстроя, собираемость взносов по России составила 70%, но это лишь «средняя температура по больнице». 

«В восьми субъектах РФ доля собираемости взносов составила менее 30%: Республика Ингушетия (1,55%), Кабардино-Балкарская Республика (6,21%), Республика Северная Осетия – Алания (12,33%), Республика Тыва (14,6%), Республика Дагестан (15,94%), Пермский край (25%).

Средний уровень собираемости платы за капремонт в Северо-Кавказском федеральном округе на начало января 2016 г. составляет 37,76%. В то время как, например, в Москве этот показатель составляет примерно 94%», — рассказал заместитель министра строительства России Андрей Чибис. Причины низкой собираемости в Минстрое не обсуждали.

Можно предположить, что процесс стопорят скандалы вокруг «капитальных» денег, возникающие, к слову, не на пустом месте.

До 2012 г. взносов на капремонты не было, ремонты финансировались за счет бюджета, субсидий Фонда содействия реформированию ЖКХ. К тому же в структуре квартплаты есть плата за содержание и обслуживание дома.

Отдельные регионы после того, как ремонты переложили на собственников, плату по этой графе уменьшили, но в большинстве квитанций сумма осталась неизменной и исправно индексируется.

Депутат Госдумы Вячеслав Тетёкин сравнил такое положение дел с двойным и тройным налогообложением: «Происходит то же самое, что и с дальнобойщиками, которые платят за ремонт дорог в виде транспортного налога, акцизов, и теперь появляется третий налог».

Минстрой научит граждан следить за порядком проведения капремонта

Если взносы нельзя отменить полностью, то необходимо справедливо поделить их между собственниками и государством, которое, вопреки закону, не провело ремонт всего жилого фонда перед приватизацией, говорит депутат:

 «85% взносов должно оплачивать государство, 15% — население. И освободить от взносов нужно уже тех, кто старше 70 лет, а не 80-ти, как предложило Правительство. Программа капремонтов рассчитана на 30 лет, до 100 лет у нас мало кто доживает». 

До 90-х такого понятия, как «частный собственник квартиры», не существовало, теперь 80% жилого фонда находится в частной собственности. Однако муниципалитеты обязаны были передать жильцам отремонтированное жилье, подтверждает руководитель юридического отдела по вопросам ЖКХ «ХЕДЗ» Артем Колчин.

«Собственники имели право потребовать от муниципалитетов провести капремонт, и кто-то в судебном порядке добивался его. Но это единичные случаи, не все об этом знали. Наше общество не совсем юридически грамотно, и уверено, что государство должно их защищать.

Поэтому введение взносов несправедливо. Власти должны исполнить свои обязательства перед собственниками и вводить обязательную плату после того, как во всех домах, построенных на момент приватизации, проведут ремонт», — рассказал Накануне.RU юрист.

По его мнению, «общие котлы» – счета региональных операторов – продвигались субъектами именно для того, чтобы «замести следы» после приватизации 90-х.

«У собственников изначально была возможность аккумулирования средств на спецсчете дома, а не в региональном фонде. Принять решение им должны были помочь муниципалитеты, а именно провести собрания, если сами собственники их не организовали. Муниципалитеты не приняли никаких мер для того, чтобы у каждого дома был свой счет.

Регионам выгоднее «общие котлы», поскольку тогда можно в первую очередь провести ремонты в тех домах, в которых они не были сделаны в 90-е годы.

И сейчас благополучный дом, в котором ремонт будет проводиться лет через 20, содержит за свой счет те ветхие дома, которые когда-то не отремонтировали«, — отмечает Колчин.

Регионы исполняли решения судов  о проведении ремонта в зависимости от финансовой возможности, поэтому большое количество домов остались без капремонтов даже после судебного постановления, добавляет начальник управления юридического сопровождения НП «ЖКХ-Контроль» Валерий Новиков

«В Жилищном кодексе РФ отмечено, что при формировании региональной программы капитального ремонта в неё в первую очередь включают те дома, в которых по решению суда необходимо было провести капитальный ремонт. Норма была принята изначально в 2012 г.

, но ремонтироваться дома будут уже за счет средств собственников. У субъекта есть право софинансировать региональную программу, при наличии средств власти могут пополнять счет регионального оператора», — рассказал Накануне.RU юрист.

 

Схема прописана в законе и формально ничего не нарушает, первые процессы в Верховном суде по оспариванию взносов ничего не принесли.

Обратиться в Конституционный суд намерены депутаты  «Справедливой России», федеральный парламентарий от Челябинской области Валерий Гартунг рассказал, что возмущений взносами нет как раз в тех регионах, где средства поступают на лицевой счет дома, а не идут в «общий котел».

«Например, в Удмуртии более двух третей взносов собираются на лицевые счета граждан, в «общий котел» идет не более одной трети. И там ситуация более-менее нормальная, потому что граждане, которые собирают взносы на капитальный ремонт своих домов, они к этому относятся нормально.

Наша фракция считает, что это нормально — собирать  взносы на капремонт своих домов. Но мы считаем абсолютно неприемлемым, когда в принудительном порядке граждан заставляют платить за ремонт чужих домов. В Челябинской области ситуация обратная.

Статистика показывает, что 94-95% взносов сегодня собирается в общий котел, и только 5-6% домов открыли лицевые счета«, — сказал депутат.

Но порой региональный оператор распределяет средства еще более странно. В Ханты-Мансийском автономном округе ждут развязки истории с выплатой зарплат сотрудникам фонда капремонтов за счет взносов югорчан.

Решение с согласия наблюдательного совета принимал руководитель оператора Сергей Макаров, себя он тоже не обделил, выплатив 10 млн руб. вознаграждения. Макаров пост покинул, официально — по собственному желанию, правда, этому предшествовала прокурорская проверка.

Депутаты всех уровней вопросительно смотрят на правоохранителей, которые пока остаются равнодушными к фактам, напоминающим должностное преступление.

«Никаких коррупционных схем у нас быть не должно», — говорил он

«Я надеюсь, что УМВД объективно и всесторонне рассмотрит этот вопрос без давления окружных властей, которые в очередной раз попытаются замять эту тему. Мы давно говорили, что в фонде Югры не все так хорошо, и что там давно нужно навести порядок.

Нас очень обрадовало, что Генеральная прокуратура провела проверку и выявила факты неэффективного и нецелевого расходования денег граждан, которые идут на капремонт.

Наблюдательный совет фонда свою работу не выполнил, и, на мой взгляд, сейчас ко всем чиновникам и членам наблюдательного совета также должны быть применены меры вплоть до увольнения с основной работы. Наблюдательный совет полностью должен быть распущен, а не просто там должна быть произведена ротация каких-то людей.

К ним должны быть применены меры хотя бы дисциплинарного взыскания за то, что они допустили такую ситуацию», — сообщил депутат Госдумы Владимир Сысоев корреспонденту Накануне.RU.

Минстрой научит граждан следить за порядком проведения капремонта

Министерство строительства и ЖКХ создаст специальную инструкцию для собственников многоквартирных домов. Новая методичка позволит гражданам контролировать процесс капитального ремонта в их доме. Об этом сообщает МИА «Россия сегодня» со ссылкой на директора Департамента городской среды Минстроя Оксану Демченко. В методичке, по словам чиновницы, будет содержаться пошаговая инструкция.

Уровень организации капитального ремонта в жилых домах в регионах России сейчас далек не только от идеального, но даже от удовлетворительного. Об этом сообщил в ходе выступления в Госдуме прокурор управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генпрокуратуры Максим Умрихин.

К 1 октября прокуратура доложит президенту Путину о состоянии законности в сфере капитального ремонта. Сейчас нарушения происходят на всех стадиях ведения ремонтных работ. Больше всего проблем — с собираемостью средств и тем порядком, в котором они расходуются.

Почти в любом субъекте федерации прокуратура фиксирует факты хищения или других криминальных схем с деньгами, собранными на нужды капремонта. Как правило, такие хищения становятся возможны из-за неполного или слишком некачественного исполнения работ по капремонту.

Отметим, что в феврале 2017 года глава Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин выступил с предложением освободить жильцов новостроек от необходимости вносить взносы на капремонт в первые 5 лет проживания. Сбор средств в отсутствие необходимости их расходования в скорой перспективе также дает возможность для финансовых спекуляций.

  • illustrez-vous/Fotolia
  • Не пропустите:
  • Правительство утвердило требования к энергоэффективности домов
  • Программу расселения в России реализовали только на 72%
  • Новое аварийное жилье появляется так же быстро, как расселяют старое
  • Депутаты хотят освободить пенсионеров от оплаты капремонта

Об авторе

Антон Запускалов

Автор новостей портала Domofond.ru

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

  • МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПИСЬМО от 28 октября 2020 г. N 43518-ИФ/09
  • Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с изменениями порядка расчета государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости (далее — проверка сметной стоимости) капитального ремонта объектов капитального строительства сообщает следующее.

Частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 данной статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».

В соответствии с частью 12.2 статьи 48 Кодекса в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.

3 Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (далее — дефектный акт).

Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.

Таким образом, при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства градостроительным законодательством не предусмотрена обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.

Согласно части 2 статьи 8.

Читайте также:  В Москве застроят жильем промзону у метро «Октябрьское поле»

3 Кодекса при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства если сметная стоимость капитального ремонта, фиксируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектов Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке сметной стоимости в случаях, установленных пунктом 27(4) Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее — Положение N 145).

  1. Пунктом 27(3) Положения N 145 установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации проводится изучение и оценка соответствия указанных в абзаце первом пункта 27(3) расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и в дефектный акт по состоянию на дату обследования.
  2. Пунктом 16(4) Положения N 145 предусмотрено, что для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства (в случае, если такие работы не связаны со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) представляется в том числе проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации (подпункт «г» пункта 13) а также дефектный акт по состоянию на дату обследования.
  3. При представлении для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства проектной документации на объект капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 51(1) Положения N 145.
  4. В случае если для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства за исключением многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах) представляется одновременно со сметой на капитальный ремонт объекта капитального строительства дефектный акт, то для определения размера платы за проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта применяется положение пункта 57(2) Положения N 145.

За проведение проверки сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов (общего имущества в многоквартирных домах), осуществляемой без проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и оценки соответствия проектной документации, в соответствии с пунктами 57 и 57(3) Положения N 145 взимается плата в размере 24 тыс. рублей, в т.ч. НДС.

Вместо с тем, отдельно следует рассматривать вопрос о порядке расчета стоимости проверки сметной стоимости капитального ремонта автомобильных дорог.

Учитывая, что при капитальном ремонте автомобильных дорог на проверку сметной стоимости одновременно со сметой на капитальный ремонт предоставляются проектная документация и материалы инженерных изысканий, обязательность разработки которых предусмотрена подпунктом 5 пункта 3 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных работ, утвержденной приказом Минтранса России от 16 ноября 2012 г. N 402, для определения размера платы за проведение такой проверки применяется и положение пункта 57(1) Положения N 145.

В целях однозначного толкования Положения N 145 в настоящее время Минстрой России подготавливает соответствующие уточнения.

                                                                                                                                                                                                                И.Э.ФАЙЗУЛЛИН

Скачать: Письмо Минстроя России от 28.10.2020 N 43518-ИФ/09 «О проверке сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства при проведении государственной экспертизы проектной документации»

Минстрой подготовил проект актуализации правил капитального ремонта жилых зданий

8 Февраля 2021

     Ведомством подготовлены изменения в свод правил 368 «Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта». Обновленный документ приведен в соответствие с последними изменениями Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности, изменения коснулись перечня основных работ, проводимых при капитальном ремонте.

Новая редакция свода правил предусматривает применение технологий, конструкций и материалов, отвечающих уровню развития современной строительной науки.

     Предыдущая редакция свода правил, главным образом, базировалась на ведомственных строительных нормах ВСН 58-88(р), разработанных в конце прошлого столетия. Об этом рассказал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков.

     «В соответствии с требованиями того времени в перечень работ были включены, с одной стороны, работы, которые действующая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к реконструкции: например, замена (восстановление) перекрытий или перепланировка помещений. С другой стороны, в перечень включены работы, которые реализуются в рамках текущего ремонта. Такая путаница создавала сложности, в частности, при оценке целевого использования средств фондов капитального ремонта», — пояснил Дмитрий Волков.

     Документ дополнен техническими решениями по переводу невентилируемых крыш в вентилируемые, устройству навесных вентилируемых и композиционных фасадных систем, использованию ПВХ, стеклопакетов для оконных заполнений, применению современных битумно-полимерных, в том числе мембранных, кровельных материалов, полимерных труб, светодиодных светильников. Серьезного пересмотра и расширения потребовал перечень технологий и материалов ремонтных работ с учетом достижений последних десятилетий.      Большинство указанных решений зарекомендовали себя на практике, что позволяет говорить о плановом эксплуатационном эффекте — увеличении межремонтных сроков по причине улучшения качества проведенных работ, повышении энергосберегающих характеристик здания, приведении комфортности ремонтируемого жилья к нормативному уровню.      «Важно отметить, что актуализированный свод правил не только обеспечит возможность применения современных строительных материалов и технологий, но и ограничит использование устаревших. Например, введен запрет на использование восстановленных труб при замене элементов систем инженерно-технического обеспечения здания», — подчеркнул директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко.

     В обновленном документе детально проработан вопрос определения необходимости проведения капитального ремонта. В частности, предусмотрена возможность применения СП 454 «Здания жилые многоквартирные.

Правила оценки ограниченно-работоспособного и аварийного состояния» в качестве технического основания для принятия соответствующего решения.

Уточнение требований к оценке технического состояния жилого здания при постановке на капитальный ремонт закрепляет нормативно-техническую базу, определяющую основания и необходимость проведения капитального ремонта.

     «Ранее, когда речь шла не о плановом капитальном ремонте, а о выборочном ремонте отдельных конструктивных элементов, для принятия решения необходимо было проводить полное обследование по ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Это дорогостоящая процедура, которая включает в себя не только обследование, но и большую расчетную часть.

После актуализации СП 368 стало возможным проводить для этих целей обследование по упрощенной процедуре СП 454, которая значительно дешевле, и ее могут заказать сами жители», — пояснила ведущий научный сотрудник АО «ЦНИИПромзданий» Елена Лепешкина.

     Шагом в будущее цифровой экономики можно назвать новое положение об установке автоматизированных систем учета потребления ресурсов, представляющих собой комплекс программно-технических средств и оборудования, обеспечивающих дистанционный сбор, обработку, передачу и хранение данных о тепловой энергии, горячей и холодной воде, электрической энергии, газе, потребляемых в многоквартирных жилых зданиях.      При подготовке изменений в СП 368 «Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» были учтены результаты научно-исследовательских работ:      — «Разработка технических решений и технологий по капитальному ремонту мягких кровель»;      — «Определение перечня необходимых для эксплуатации объектов капитального строительства работ и услуг, а также периодичности их выполнения (оказания)»;      — «Проведение обследований многоквартирных жилых домов в различных климатических районах РФ для установления зависимости сроков эксплуатации от технического состояния объектов и условий эксплуатации».      Оптимизация затрат на техническое обслуживание жилых зданий во многом обусловлена рациональным планированием системы текущих и капитальных ремонтов. Качественное проведение капитального ремонта продлевает срок службы здания в несколько раз, а его своевременность снижает затраты непосредственно на ремонтные работы и последующие эксплуатационные затраты по зданию. Все это позволяет повысить надежность, безопасность и комфортность жилья.

     Работа по подготовке изменений СП 368 организована ФАУ «ФЦС» и выполнена авторскими коллективами АО «ЦНИИПромзданий» и АО «НИЦ «Строительство».      Источник:

     https://minstroyrf.gov.ru/

     

Порядок проведения капитального ремонта многоквартирного дома

Любое строение имеет свою длительность эксплуатации. Наличие мероприятий по поддержанию состояния здания в удовлетворительном виде любого характера – текущего или капитального, отражается на главных характеристиках помещений.

И если текущий ремонт это действие, предупреждающее серьёзные разрушения, то капремонт это совокупность мероприятий, которые направлены на замену, а также восстановление и модернизацию конструктивов МЖД и коммуникационных элементов, в связи с их физической изношенностью.

Порядок проведения капитального ремонта определён ФЗ№ 271[1] и его целью является благоустройство строения без внесения любых изменений в строительные параметры объекта.

Правила осуществления капремонта в МКД

Обновление многоэтажного дома капитального характера, которое предусмотрено согласно  статье 167 Жилищного кодекса[2] выполняется специализированными организациями, закреплёнными за жилой недвижимостью.

Масштабы проведения капиталки конструктивов и коммуникаций разняться в зависимости от рабочего состояния многоквартирного дома и потребностей существующих у живущих в нём граждан.

Длительная эксплуатация конструкций изнашивает их, и, как результат – разрушение определённых частей здания. Во избежание возникновения необратимых процессов здание требуется капитально ремонтировать. Также основой для проведения КР является соответствие сооружения, предназначенного для проживания, всем санитарным нормам и техническим правилам, закреплённым в законе.

Капитальные замены в квартирах частично могут осуществляться самими владельцами квартир. Выполняется это для обеспечения комфорта и безопасности своего жилища и перечень действий хозяин квартиры принимает по своему усмотрению. Такое правило не распространяется на владельцев муниципального жилищного фонда.

Поскольку действия дорогостоящие, то вовремя выполненные текущие мероприятия, помогут избежать трудоёмкого процесса капремонта с большим вложением средств. При этом важно знать, что собственники жилища производят мероприятия за счёт собственных средств, в наниматели госфонда обеспечиваются за счёт средств общего фонда КР.

Следует отличать реконструкционные меры от капремонта. Установка новых перегородок или смещения дверных проёмов приравнивается к реконструкционным действиям, на которые требуется получение спецразрешения в профильных ведомствах.

Если внутриквартирные решения владелец может осуществлять по своему усмотрению, но при наличии разрешений, то какие мероприятия внести в список на капитальные меры общего имущества МКД, решается на собрании жителей.

Также поводом для внесения работ в перечень капремонта может быть определение спецкомиссии, а периодичность и объёмы заданий назначаются компетентными инспекторами регионального фонда КР. При этом необходимость проведения восстановления жилых зданий регламентируется ЖК.

Так, на основании этого закона выполнять его необходимо при таком износе строения:

  1. Каменного здания процент изношенности должен находиться в пределах от 30 до 70%.
  2. Деревянного строения – не более 65%.

Порядок реализации капитального ремонта

На основании глава 18 ЖК РФ[3], закреплено, что возмещение трат на действия, связанные с капитальным ремонтом в МЖД осуществляется за средства регионального направления или местного бюджета. Однако также внедрена их оплата жильцами для наполнения фонда КР определённого ЖД.

Для инициирования проведения капремонта следует получить распорядительный документ от компании, которая несёт ответственность за содержание этого дома и проведение в нём эксплуатации оборудования. Основанием для возникновения такого документа может быть:

  • завершение даты эксплуатационного предела отдельных конструктивов строения;
  • требование жителей, основанное на неисправности какого-либо элемента здания.
Читайте также:  Платят ли граждане казахстана налог на покупку квартиры в москве?

Следует знать, что сроки выполнения капремонта каждого индивидуального конструктива или оборудования устанавливаются обособленно в зависимости от материала.

Нормативами закреплены минимальные временные отрезки безопасной эксплуатации каждого несущего элемента. И действия должны быть произведены не позднее, чем эксплуатационная способность этого конструктива перестанет исполнять свои основные функционалы, призванные обеспечивать комфортное нахождение людей в жилище на фоне безопасности.

Если обоснованное требование населения, обратившегося с вопросом назначения действий капитального характера, не удовлетворено предусмотренным способом, то следует инициировать судебное разбирательство с постановлением обязать проведение указанного регламента.

Согласно СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные[4], первичный КР в полном объёме, необходимо проводить не позднее тридцатилетнего срока последующего за введением ЖД в эксплуатацию, выборочный – по исходу двадцати лет. Срок службы всех элементов МЖД зависит от материалов, использованных при строительстве, нормативные показатели следующие:

  1. Для фундаментных и стеновых материалов – от 30 до 90 лет.
  2. Балконных элементов, лестничных маршей, крылец, веранд – от 30 до 80 лет.
  3. Элементов кровли, дверных и оконных проёмов – до 30 лет. При этом деревянные составляющие кровли установлены с запасом прочности до 80 лет.
  4. Внутренняя отделка помещений, при соответствующем производстве текущего ремонта может прослужить до 30 лет.

Каждый МЖД с момента его ввода в эксплуатацию паспортизирован. Техпаспорт, который содержит первоначальные сведения об отстроенном здании, оснащён специальными графами, в которых отображается периоды проведения всех ремонтов, состояние домовых конструктивов и всех элементов.

За проведением осмотров закреплены коммунальные конторы. Согласно их зоны ответственности, осуществление осмотров должно происходить дважды в году.

Визуальные характеристики вносятся в паспорт, по этим сведениям происходит анализ состояния дома и необходимость выполнения капитального ремонта. Прохождение осмотров регламентировано правилами. Для реализации полного цикла работ, регламент осуществления обследования состояния дома прописан в статье 55 Градостроительного норматива[5] и Постановлением Правительства №170[6].

Определение важности выполнения работ входит в непосредственные обязанности профильной комиссии. Специалисты приглашённых ведомств, изучив данные проведенных осмотров, составляют акт с рекомендациями о необходимости инициирования обновлений. В большинстве случаев здание осматривают с выходом на место.

При получении рекомендаций к осуществлению КР окончательное решение принимается на общем сходе собственников жилищ, инициатором которого выступает коммунальная контора, получившая заключительный документ. Жильцы должны определить необходимость выполнения капиталки, объёмы выполнения, продолжительность реализации рекомендаций и порядок финансирования.

Полученное решение общего схода документально оформляется в установленном порядке и жилконтора может нанимать подрядную организацию. Жильцы вправе отказаться от выполнения деяний, если предоставленная смета указанного ремонта или материалов не обоснована и, по мнению жителей, завышена.

Однако, если это касается капремонта небезопасных аварийных коммуникаций или оборудования лифтового хозяйства, то выполнение лучше не затягивать. Можно подключить к действиям по выбору строителей и приобретению материалов инициативную группу жильцов, возможно, тем самым уменьшить общую стоимость капремонта.

Кто принимает выполненные работы КР

Все произведенные мероприятия подлежат обязательной приёмке. Порядок осуществления приёмки работ следующий:

  • за неделю до предположительного окончания действия, подрядчик оповещает об этом заказывающую сторону.
    • Если заказчик региональный оператор – именно он создаёт приёмочную комиссию и сам ответственный за составление акта строительного контроля объекта.
    • В случае заказа со стороны собственника помещения – ответственность за приглашение приёмочной комиссии лежит на нём.
  • на месте проводится исследование выполненных работ. В случае обнаружения брака, происходит его ликвидация за счёт виновной стороны;
  • одновременно с приёмным актом оформляется гарантия выполненных работ. Гарантийный срок, который начинает свой отсчёт со дня принятия объекта – пять лет. При наступлении гарантийной ситуации следует обратиться к региональному оператору или непосредственно к подрядному исполнителю. При этом все поломки устраняются за счёт подрядчика в сроки, которые лучше закрепить при составлении гарантии.

Все документы, которые сопровождают исполнение мероприятий, должны быть оформлены в соответствии с существующим законодательством и отвечать требованиям делопроизводства.

Важность правильно составленных бумаг заключается в том, что в случае восстановления своих прав в судебном порядке недооформленный документ или акт, составленный не по правилам, может быть причиной для не рассмотрения иска потерпевшей стороны.

2.статье 167 Жилищного кодекса 4.СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные
5.статье 55 Градостроительного норматива
6.Постановлением Правительства №170.

Минстрой России актуализировал правила капитального ремонта жилых зданий

Предлагаем купить стройматериалы в Саратове оптом по доступным ценам. У нас большой каталог строительных и отделочных материалов, а также скидки для постоянных покупателей!

Ведомством подготовлены изменения в свод правил 368 «Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта».

Обновленный документ приведен в соответствие с последними изменениями Жилищного кодекса Российской Федерации. В частности, изменения коснулись перечня основных работ, проводимых при капитальном ремонте.

Новая редакция свода правил предусматривает применение технологий, конструкций и материалов, отвечающих уровню развития современной строительной науки.

Предыдущая редакция свода правил, главным образом, базировалась на ведомственных строительных нормах ВСН 58-88(р), разработанных в конце прошлого столетия. Об этом рассказал заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Дмитрий Волков.

«В соответствии с требованиями того времени в перечень работ были включены, с одной стороны, работы, которые действующая редакция Градостроительного кодекса Российской Федерации относит к реконструкции: например, замена (восстановление) перекрытий или перепланировка помещений. С другой стороны, в перечень включены работы, которые реализуются в рамках текущего ремонта. Такая путаница создавала сложности, в частности, при оценке целевого использования средств фондов капитального ремонта», — пояснил Дмитрий Волков.

Документ дополнен техническими решениями по переводу невентилируемых крыш в вентилируемые, устройству навесных вентилируемых и композиционных фасадных систем, использованию ПВХ стеклопакетов для оконных заполнений, применению современных битумно-полимерных, в том числе мембранных, кровельных материалов, полимерных труб, светодиодных светильников. Серьезного пересмотра и расширения потребовал перечень технологий и материалов ремонтных работ с учетом достижений последних десятилетий.

Большинство указанных решений зарекомендовали себя на практике, что позволяет говорить о плановом эксплуатационном эффекте – увеличение межремонтных сроков по причине улучшения качества проведенных работ, повышении энергосберегающих характеристик здания, приведении комфортности ремонтируемого жилья к нормативному уровню.

«Важно отметить, что актуализированный свод правил не только обеспечит возможность применения современных строительных материалов и технологий, но и ограничит использование устаревших. Например, введен запрет на использование восстановленных труб при замене элементов систем инженерно-технического обеспечения здания», — подчеркнул директор ФАУ «ФЦС» Сергей Музыченко.

В обновленном документе детально проработан вопрос определения необходимости проведения капитального ремонта. В частности, предусмотрена возможность применения СП 454 «Здания жилые многоквартирные.

Правила оценки ограниченно-работоспособного и аварийного состояния» в качестве технического основания для принятия соответствующего решения.

Уточнение требований к оценке технического состояния жилого здания при постановке на капитальный ремонт закрепляет нормативно-техническую базу, определяющую основания и необходимость проведения капитального ремонта.

«Ранее, когда речь шла не о плановом капитальном ремонте, а о выборочном ремонте отдельных конструктивных элементов, для принятия решения необходимо было проводить полное обследование по ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Это дорогостоящая процедура, которая включает в себя не только обследование, но и большую расчетную часть.

После актуализации СП 368 стало возможным проводить для этих целей обследование по упрощенной процедуре СП 454, которая значительно дешевле и ее могут заказать сами жители», — пояснила ведущий научный сотрудник АО «ЦНИИПромзданий» Елена Лепешкина.

Шагом в будущее цифровой экономики можно назвать новое положение об установке автоматизированных систем учета потребления ресурсов, представляющих собой комплекс программно-технических средств и оборудования, обеспечивающих дистанционный сбор, обработку, передачу и хранение данных о тепловой энергии, горячей и холодной воде, электрической энергии, газе, потребляемых в многоквартирных жилых зданиях.

При подготовке изменений в СП 368 «Здания жилые. Правила проектирования капитального ремонта» были учтены результаты научно-исследовательских работ:

  • «Разработка технических решений и технологий по капитальному ремонту мягких кровель»;
  • «Определение перечня необходимых для эксплуатации объектов капитального строительства работ и услуг, а также периодичности их выполнения (оказания)»;
  • «Проведение обследований многоквартирных жилых домов в различных климатических районах РФ для установления зависимости сроков эксплуатации от технического состояния объектов и условий эксплуатации».

Оптимизация затрат на техническое обслуживание жилых зданий во многом обусловлена рациональным планированием системы текущих и капитальных ремонтов.

Качественное проведение капитального ремонта продлевает срок службы здания в несколько раз, а его своевременность снижает затраты непосредственно на ремонтные работы и последующие эксплуатационные затраты по зданию.

Все это позволяет повысить надежность, безопасность и комфортность жилья.

Работа по подготовке изменений СП 368 организована ФАУ «ФЦС» и выполнена авторскими коллективами АО «ЦНИИПромзданий» и АО «НИЦ «Строительство».

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Основные результаты работы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за 2012–2017 годы

  • Работа Правительства: факты и цифры.
  • Регулирование в сфере строительстваЖилищная
    политика. Рынок жильяЖилищно-коммунальное
    хозяйство
  • Регулирование в сфере строительства

За 6 лет Россия
поднялась в рейтинге Всемирного банка Doing Business по
направлению «Получение разрешения на строительство» (далее – Рейтинг) на 63
позиции, с 178-го места до 115-го.

Количество процедур сократилось более чем в
2 раза – с 36 до 14, срок их прохождения сократился на 67 дней, а
стоимость проведения процедур для бизнеса сократилась практически в
2 раза.

В 2017 году
Правительством завершена работа по формированию и утверждению исчерпывающих
перечней процедур в сферах строительства, предусмотренных «дорожной
картой» национальной предпринимательской инициативы в сфере строительства.

Проведена работа по оптимизации процедур в том числе в сфере подключения
(технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям
инженерно-технического обеспечения – исключено в общей сложности 108 излишних
процедур.

На начало 2017 года исчерпывающий перечень
процедур в сфере жилищного строительства содержал 141 процедуру, за год он был
сокращён на 40 процедур в основном за счёт оптимизации процедур подключения
объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Теперь
перечень включает 101 процедуру, в то время как в 2013 году он состоял из
256 процедур. В 2018 году планируется сократить его ещё на 5 процедур.
Аналогичная работа по исключению излишних процедур в настоящее время проводится
и в отношении других исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства.

В период с 2015
по 2017 год средний по Российской Федерации срок получения разрешения на
строительство сократился с 140 до 120 дней, а уровень удовлетворённости
хозяйствующих субъектов деятельностью уполномоченных региональных и
муниципальных органов власти в сфере строительства увеличился с 3,97 до 4,27
балла.

Запущена Федеральная
государственная информационная система ценообразования в строительстве
(ФГИС ЦС – сайт fgiscs.minstroyrf.ru).

Во
ФГИС ЦС размещены утверждённые сметные нормативы, классификатор
строительных ресурсов, а также перечень из более чем 22 тыс. юридических лиц, которые обязаны предоставлять
информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов.

Всем им необходимо пройти процедуру авторизации на портале госуслуг и получить
усиленную квалифицированную электронную подпись.

В течение 2017 года
осуществлялось поэтапное совершенствование системы сметного нормирования и
ценообразования в области градостроительной деятельности.

Утверждены 12 методик,
необходимых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и
капитального ремонта объектов капстроительства.

Актуализированы 255 сборников
государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок.

В 2015 году Правительством
принято решение о реализации комплексной программы развития системы технического регулирования в строительстве.

За время реализации программы разработаны и актуализированы 126 сводов правил,
22 из которых утверждены в 2015 году, 104 – в 2016 году.

Читайте также:  Где в россии вторичка дешевле новостроек, а где дороже?

В
2017 году разработано 45 новых сводов правил, 21 изменение к действующим
сводам правил, пересмотрено 9 сводов правил.

  1. Среди обновлённых сводов правил такие
    актуальные и остро востребованные строительной отраслью уточнённые
    конструктивные требования, как проектирование деревянных конструкций,
    требования, регулирующие внедрение использования технологий информационного
    моделирования в процессах проектирования, строительства (реконструкции,
    капитального ремонта), и другие.
  2. Реформирование системы технического
    регулирования в строительстве позволит создать современную нормативную базу
    отрасли, содержащую порядка 500 нормативно-технических документов, а по
    достижении объёма и уровня, необходимого для полноценного функционирования и
    развития отрасли, поддерживать её в актуальном состоянии.
  3. Жилищная
    политика. Рынок жилья

В последние годы в
России существенно увеличился объём
вводимого жилья
. Если в 2005 году было введено всего 43,6 млн
кв. м жилья, то последние годы стали рекордными
для российского рынка жилищного строительства: объём ввода жилья в
2014 году составил 84,2 млн кв. м, в 2015 году –
85,3 млн кв. м, в 2016 году – 80,2 млн кв. м, в
2017 году – 78,6 млн кв. м.

По итогам
2017 года объём ввода жилья в России составил 78,6 млн кв. м, что на
2,1% ниже показателя 2016 года. За 4 года введено в строй 328,3 млн
кв. м жилья. По данным Минстроя России, объём ввода жилья экономического
класса в 2017 году составил 44,5 млн кв.

 м,
что составляет 56,5% от общего объёма ввода жилья в 2017 году и на 11,3%
больше аналогичного периода 2016 года.

Снижение в 2017 году связано с тем, что в 2017 году вводилось
жильё, строительство которого было начато в кризисные 2014–2015 годы,
когда многие проекты останавливались, а новые не начинались.

В 2017 году получили поддержку более 60 проектов по строительству
жилья в 32 регионах с объёмом строительства более 6 млн кв. м.
Ведётся строительство 92 объектов социальной инфраструктуры, а также
126 км внутриквартальных дорог.

В результате увеличения объёмов жилищного строительства произошло снижение цен на новое жильё: с
2012 года они снизились на 23% в реальном выражении, то есть с поправкой
на инфляцию.

К концу 2011 года рынок ипотеки полностью восстановился
после кризиса 2008–2009 годов и перешёл к устойчивому росту. В
2014 году был поставлен рекорд выдачи ипотеки – более 1 млн кредитов на
1,8 трлн рублей.

Рост рынка ипотечного
кредитования происходил в условиях низкой волатильности ставок по
ипотеке – 12–13%. В 2015 году выдача ипотеки сократилась вслед за
ухудшением макроэкономических условий: ключевая ставка Банка России выросла до
17%, значения ставок по ипотеке установились на уровне 15–18% и выше. Возросли
риски остановки жилищного строительства.

В марте 2015 года Правительство
оперативно приняло программу субсидирования процентных
ставок по ипотечным кредитам на приобретение жилья в новостройках. В рамках
программы ставка субсидировалась за счёт бюджетных средств до уровня не более
12% годовых.

Программа поддержала как рынок ипотеки, так и жилищное
строительство: строительный сектор получил возможность достроить начатые в
период высокого спроса дома (общий объём стройки в 2015 году поставил рекорд –
было введено более 85 млн кв. м жилья, из них более 50 млн
кв.

 м – в многоквартирных домах, остальное – индивидуальное жилищное
строительство) и начать новые стройки (на 1 апреля 2017 года в стадии
строительства находилось более 110 млн кв. м жилья, остановлено
строительство лишь 4 млн кв. м жилья). Всего в рамках программы было
выдано 514 тыс.

ипотечных кредитов на сумму 929 млрд рублей –
почти 40% всей выдачи ипотеки за период действия программы
(март 2015 года – декабрь 2016 года). Населением
приобретено 25,7 млн кв. м жилья, в жилищное строительство привлечено
1,5 трлн рублей, в том числе 550 млрд рублей средств населения. На
1 рубль бюджетных средств в жилищное строительство было привлечено более
100 рублей внебюджетного финансирования.

Благодаря
принятым мерам уже в 2016 году рынок ипотеки вернулся к росту. Текущие
рыночные ставки (программа субсидирования завершена в конце 2016 года)
достигли минимального уровня за последние 5 лет: средние ставки по
кредитам на покупку жилья на этапе строительства опустились ниже 11%, а на
вторичном рынке составляют 11,7%.

  • По
    данным Банка России, по состоянию на 1 января 2018 года в России
    выдано 1,087 млн ипотечных кредитов на общую сумму
    2 021 398 млн рублей (на 26,9% выше аналогичного показателя
    2016 года в количественном и на 37,29% выше в денежном выражении).
  • Уровень
    ставок по рублёвым ипотечным кредитам, выданным на 1 января 2018 года, составил 10,64%, что на
    1,84 процентного пункта ниже аналогичного периода 2016 года.
  • Таким
    образом, с 2015 года по настоящее время, после резкого увеличения ключевой
    ставки Банка России, в результате эффективной денежно-кредитной политики,
    реализуемой Банком России и Правительством, ставки по ипотечным кредитам не
    только вернулись к докризисному уровню, но и находятся на минимальных значениях
    за всю историю развития рынка ипотеки в России.

В 2017 году восстановлены права
обманутых граждан – участников строительства
140 проблемных объектов.

За второе полугодие 2017 года в соответствии с «дорожными картами» решены
проблемы граждан по 110 объектам: введено в эксплуатацию 98 проблемных
объектов, в отношении 12 объектов гражданам, состоящим в реестре пострадавших
граждан и вложившим средства в их строительство, предоставлена компенсационная
мера (денежные выплаты, квартира в другом доме и др.). Принятые меры позволили
восстановить права порядка 6 тысяч семей обманутых дольщиков.

Решается проблема дольщиков компании «СУ-155».
Одобренная Правительством концепция достройки объектов компании даёт положительные
результаты. За 2016 и 2017 годы решены проблемы 101 жилого дома (более
21 тыс. квартир, ранее проданных участникам строительства). Дома сдаются,
граждане получают свои квартиры. Всего предстоит достроить 130 домов. Завершить
их достройку планируется в 2018 году.

По состоянию на 1 января 2018 года в 16 субъектах Федерации
отсутствуют проблемные объекты и граждане, включённые в реестр пострадавших.
«Индекс проблемности» на 1 января 2018 года – 6,96%. В реестре 30 851 пострадавший.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской
Федерации от 26 мая 2017 года №1063-р субъекты Федерации представили
планы-графики по осуществлению мер по решению проблем обманутых дольщиков. В 2018 году субъектами Федерации запланировано
восстановить права граждан – участников строительства 360 проблемных
объектов.

По новым договорам
долевого участия требования к
застройщикам
значительно ужесточены. Законом расширены полномочия по
контролю за целевым использованием застройщиками денежных средств участников
долевого строительства. С 1 октября 2017 года начал работать
компенсационный фонд защиты дольщиков. Общий объём поступивших взносов на
1 февраля 2018 года составляет 180 млн рублей.

По данным
Минстроя, все граждане России, жильё которых было признано аварийным до
1 января 2012 года, должны переехать в новые дома.

Всего в рамках
программы расселения аварийного фонда
должно быть расселено 11,1 млн кв. м жилья, в которых проживает 711,5
тысячи человек.

2014 и 2015 годы стали прорывными в расселении аварийного
жилья – ликвидировано в 3 раза больше трущоб, чем в предыдущие годы.

По данным на
1 января 2018 года, программы переселения из аварийного жилья
выполнены почти на 98% плановых показателей: расселено более 670 тысячи человек
из 10,55 млн кв. м аварийного жилья. Полностью завершили расселение запланированного
аварийного жилищного фонда 68 регионов, 15 регионов завершают программы.

В
рамках мониторинга реализации программ переселения за период с 2014 по
2017 год проведены 603 выездные проверки, которые охватили 1899
муниципальных образований 83 субъектов Федерации.

Жилищно-коммунальное
хозяйство

В течение 6 лет в
России системно формируются благоприятные и комфортные условия для ведения
бизнеса в сфере ЖКХ. Приняты решения для активного привлечения в отрасль
частных инвестиций.

Рынок концессионных проектов в сфере ЖКХ сформирован и
активно развивается.

По данным на январь 2018 года, в России заключено 1831
концессионное соглашение в сфере ЖКХ в 72 регионах страны на сумму
инвестиционных обязательств 257 млрд рублей.

В регионах, в которых реализуются концессии, аварийность в теплоснабжении снизилась на 47%,
потери в сетях сократились на 18%. В сфере водоснабжения аварийность снизилась
на 21%, сократились потери на 14%.

В целом за
6 лет количество аварий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на
объектах теплоснабжения снизилось в 1,6 раза, на объектах
водоснабжения – в 1,9 раза (на 39% – с 9397 единиц до 5738
единиц и на 48% – с 142 893 единиц до 74 412 единиц
соответственно).

Годовой оборот рынка управления жильём в
России составляет 500 млрд рублей. В стране 2,4 млн многоквартирных
домов. С мая 2015 года введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными
домами, которое ещё на первом этапе не прошли 13% управляющих компаний.

Уже
после введения лицензирования по тем или иным причинам, в том числе по жалобам
граждан, лицензий лишились 437 управляющих компаний. По данным государственной
информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, на 1 ноября 2017 года в стране действует 20 448
лицензий.

За период с 1 января 2016 года по 31 декабря
2017 года органы государственного жилищного надзора провели 837 988
проверок (по лицензионному контролю – 610 724 проверки, по жилищному
надзору – 227 264 проверки), по итогам которых выявлено
1 561 260 нарушений (из них по лицензионному контролю –
1 119 885 нарушений, по жилищному надзору – 441 375
нарушений).

В
региональные программы капремонта
включено более 745 тыс. многоквартирных домов. В 2017 году капитальный
ремонт выполнен в 46 251 многоквартирном доме общей площадью
172,8 млн кв. м, в которых проживают 6,3 миллиона человек.

Средний
размер минимального взноса на капитальный ремонт в 2017 году составлял
6,59 рубля за 1 кв. м (в 2016 году – 6,28 рубля за
1 кв. м, в 2015 году – 6,26 рубля за 1 кв. м).
Важным показателем является рост собираемости взносов на капитальный ремонт.

За
2017 год начислено 186 323,3 млн рублей, собрано
171 621,57 млн рублей, показатель собираемости взносов достиг 92,11%,
тогда как в начале действия программы он был 75,8%. Рост по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года – 6,38%. Правительство следит за тем,
чтобы платежи за капремонт были посильны для населения.

Расширяется число
категорий населения, имеющих льготы по оплате капитального ремонта.

Установлен
многоступенчатый контроль качества ремонта: 5 лет
гарантии на все работы; в приёмке работ участвуют представители собственников,
управляющей компании; проводится предварительный отбор добросовестных
подрядчиков, а затем сам конкурс проводится только среди компаний, уже
доказавших свою компетентность и надёжность.

Принята
нормативно-правовая база, направленная на стимулирование проведения
капитального ремонта с использованием энергоэффективных технологий, утверждён
примерный перечень действий при капитальном ремонте общего имущества
многоквартирных домов, осуществление которых в большей степени способствует
энергосбережению и эффективности.

На
федеральном уровне введён единый подход по определению размера предельной
стоимости услуг (работ) по капитальному ремонту общего имущества в
многоквартирных домах.

Создан механизм реализации постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2016 года по
исполнению обязанности проводить капитальный ремонт бывшим наймодателем и
усилению работы по информированию собственников о работе региональных систем
капитального ремонта многоквартирных домов.

Действует
государственная информационная система ГИС ЖКХ в сфере жилищно-коммунального
хозяйства (dom.gosuslugi.ru). Система состоит
из открытой части, в которой размещена общедоступная информация, и закрытой,
где используются личные кабинеты граждан, органов власти и участников рынка
ЖКХ.

Каждый человек может узнать в системе полные и актуальные сведения о
выполняемых по дому работах, в том числе по капитальному ремонту, и оказываемых
услугах, о начислениях за жилищно-коммунальные услуги, об управляющих и
ресурсоснабжающих организациях своего дома.

Органам власти система помогает
принимать взвешенные управленческие решения на основе актуальной аналитической
информации. Работа по созданию ГИС ЖКХ велась в течение трёх лет. 1 июля 2016 года система была введена в промышленную
эксплуатацию на всей территории страны.

Обязанность по размещению информации в
ГИС ЖКХ наступила с 1 июля 2017 года, а административная
ответственность за её неразмещение – с 1 января 2018 года. Теперь
граждане имеют удобный и всегда актуальный инструмент контроля и мониторинга
потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за них.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector