Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением Наталия Пылина

30 декабря 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 494-ФЗ о комплексном развитии территорий, посвященный так называемой всероссийской реновации. Предполагается, что новый механизм станет толчком к возрождению городской среды и упростит решение многих застарелых градостроительных проблем, в том числе расселения ветхого и аварийного фонда.

«Первыми ласточками» в отработке предложенных мер в Нижнем Новгороде должны стать улицы Черниговская и Ильинская.

Сохранив историческую застройку, здесь планируется создать современные городские кварталы, комфортные для проживания, работы и досуга.

Однако, по мнению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, в столице Приволжья достаточно и других мест исторической среды с недостойными условиями для жизни — эти территории тоже предстоит развивать по новым правилам.

Законодательная инициатива является своевременной и необходимой. Принятие поправок позволит отойти от практики точечной застройки и предотвратить появление долгостроев. Изменения дадут толчок комплексному квартальному развитию и созданию комфортной городской среды, —  подчеркнул Глеб Никитин.

От кого зависит реализация механизма в Нижегородской области? Как принятие закона поможет инвесторам? И защитит ли он права собственников жилья при расселении? Эти и другие вопросы на вебинаре Нижегородского отделения Общероссийского народного фронта разъяснил эксперт по жилищному законодательству РФ, специалист Центра передовых технологий Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, член научно-экспертного совета при комитете по делам местного самоуправления Игорь Кокин.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением Наталия Пылина

Что изменил новый закон?

Новшества Федерального закона № 494-ФЗ коснулись Жилищного, Гражданского, Земельного кодексов и ряда законодательных актов.

Но самое большое количество поправок внесли в Градостроительный кодекс РФ.

Впервые вместо термина «благоустройство» в нем появляется понятие комплексного развития территорий, подразумевающее под собой целую группу мероприятий по обновлению среды и созданию благоприятных условий жизни людей.

Подробному раскрытию термина в документе отведена новая глава № 10. Она знакомит с целями реформы и информирует, в каком порядке следует принимать и реализовывать градостроительные решения.

При этом в законе прописаны только базовые понятия: на их основе губернатору и правительству Нижегородской области предстоит разработать собственные нормативные акты. Региональные власти могут принимать или отклонять целые пункты документа в зависимости от особенностей и показателей своих городов.

Так, в девятом пункте статьи 66 ГК РФ говорится о возможности развивать две несмежные территории по решению субъекта Федерации. Это могут быть, к примеру, земельные участки, разделенные федеральной автотрассой.

Органы государственной власти Нижегородской области получают в свои руки новый, интересный и полезный инструмент. Он позволит решить часть проблем региона, — считает Игорь Кокин.

Законом предусмотрено несколько видов комплексного развития территории. Речь идет о пространствах с жилой и нежилой застройками, а также свободных от объектов.

Новшеством стала возможность проводить реновацию по инициативе правообладателя: данный механизм подробно описан в статье 70 ГК РФ.

Собственник или арендатор земли (при условиях права аренды более пяти лет и при наличии согласия владельца) имеет право обратиться с заявлением о своих намерениях в органы госвласти или местного самоуправления.

В качестве примера Игорь Кокин привел сетевой магазин в одном из российских городов, директор которого захотел благоустроить прилегающую территорию. О своих планах он заявил в мэрию города и без труда в рамках нового закона добился согласия местных властей, которые одобрили бесплатное для казны благоустройство.

Также, согласно изменениям, правообладатели могут включать в границы комплексного развития дополнительные участки без торгов, что раньше не представлялось возможным. При этом участки должны принадлежать городу или муниципалитету и не быть обремененными правами третьих лиц.

Довольно часто возникают ситуации, когда собственник получил разрешение на возведение недвижимости, например, торгового центра. Объект почти завершен, и выясняется, что не хватает места для парковок.

Девелопер обращается к властям с заявлением о предоставлении дополнительных участков, но ему отказывают, так как по старым правилам землю можно было получить только по конкурсу.

В соответствии с новым механизмом теперь торги для заключения договора не проводятся, и муниципальные участки рядом с объектом капитального строительства могут быть предоставлены без этой процедуры, — рассказал Игорь Кокин.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением Наталия Пылина

Решение проблемы старого фонда

Одной из острых проблем современных городов остаются ветхие здания. Речь идет, в первую очередь, о деревянных сооружениях без какой-либо исторической ценности: во многих из них до сих пор живут люди.

Чтобы снести такие дома, ранее следовало включить их в перечень аварийных, что требовало времени и определенных усилий.

Согласно новым правилам, такие объекты по решению региона могут быть уничтожены или реконструированы без статуса аварийности, но с некоторыми оговорками.

Так, согласно пункту 2 статьи 65 ГК РФ, их можно сносить на основании износа основных конструктивных элементов — крыши, стен и фундамента. Значение этого износа самостоятельно определяется субъектом Российской Федерации, написано в законе.

Еще одной веской причиной для избавления от старой постройки является отсутствие в ней инженерно-технических систем. Например, в Нижнем Новгороде до сих пор сохранились многоквартирные дома, в которых нет элементарных удобств — водоснабжения и канализации. Однако, несмотря на это, аварийными они не признаны.

По мнению федеральных законодателей, на городских улицах также нет места зданиям с ограниченно работоспособным техническим состоянием. Значение нового термина Минстрой РФ должен объяснить в ближайшее время, рассказал Игорь Кокин. Пока же этот пункт в документе остается недействующим.

В соответствии с поправками в Градостроительный кодекс под снос могут быть определены многоквартирные дома, возведенные в период индустриального домостроения по типовым проектам. Какой именно — опять-таки должны установить региональные власти.

И наконец, ветхую постройку можно снести, если стоимость капремонта одного квадратного метра общей площади жилых помещений превысит конкретное значение. Его размер также зависит от решения субъекта Федерации. При этом Игорь Кокин напомнил, что сегодня в Нижнем Новгороде идет дискуссия, стоит ли включать непроведенный капремонт в выкупную стоимость жилья при расселении.

При определении норматива власти фактически признают, что расходы на капремонт составляют определенную сумму. Таким образом, у собственников квартир могут появиться все основания спросить, почему ее не включили в выкупную стоимость, — пояснил эксперт по жилищному законодательству.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением Наталия Пылина

Как защищены собственники квартир?

Ускорение сноса или реконструкции неаварийных дома является лишь малой частью работы: нужно расселить его жителей, предоставив людям нормальные условия существования. Для этого предусмотрены новые статьи 67 в Градостроительном и 32.1 в Жилищном кодексах РФ.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселениемНижегородцам представили проект редевелопмента Започаинья

Для начала собственников следует ознакомить с решением о предстоящем комплексном развитии территории, в границы которого попадают их дома. Данная информация должна быть опубликована в специализированных СМИ, на официальном сайте органов госвласти и информационных щитах в местах массового скопления граждан.

Врач раскрыл истинные масштабы третьей волны ковида в России

Нынешняя статистика заболеваемости коронавирусом в России не отражает реального положения дел, заявил Лайфу доктор медицинских наук, практикующий врач Антон Ершов.

Напомним, в июне 2021-го несколько дней подряд фиксируют более девяти тысяч новых случаев CoViD-19. 10 июня выявили 11 699 случаев, из них 5245 — в Москве, и это самое большое число с прошедшей зимы: 16 января 2021 года в столице насчитали 4674 заражённых.

По мнению Ершова, на самом деле их сейчас примерно вдвое больше, чем сообщается в официальных источниках.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением

Медик убеждён, что причина этого кроется в легкомысленном отношении большинства россиян к ситуации с ковидом и вообще к самой этой инфекции: в последнее время люди при появлении характерных признаков коронавируса не спешат к врачу, они часто скрывают свою болезнь и далеко не всегда самоизолируются.

Раньше люди этой болезни боялись, они при появлении симптомов бежали тесты сдавать.

А теперь у нас если человек проконтактировал с кем-то, в самолёте слетал, из отпуска вернулся, то он по симптомам, по своим контактам понимает, что он коронавирусом заболел, но он уже анализы не бежит сдавать. Он просто к знакомым врачам обращается, решает дома полечиться.

И таких людей очень много становится, и мы их всех не считаем, не заносим в официальную статистику. Более того, они не «садятся» на карантин. И мы видим в итоге извращённую картину, — объяснил врач.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением

Доктор медицинских наук также выразил мнение, что в стране создаётся неверное впечатление сравнительного благополучия и именно из-за этого вакцинация от ковида идёт удручающими темпами.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением

Он также отметил повсеместное ослабление контроля в общественных местах. Кстати, 9 июня 2021 года в Москве объявили, что будут строже требовать от людей надевать медицинские маски.

Заболеваемость ещё недавно снижалась, карантинные ограничения снимались, люди себя почувствовали более вальяжно. Если помните, у нас в пик пандемии в метро прямо стеной стояли и не пускали без масок, то теперь каждый второй в метро без маски, — констатировал медик.

Ранее Антон Ершов объяснял, что привитым от коронавируса маски уже не нужны, вот только этих привитых на сегодняшний день катастрофически мало, а меж тем маски перестали носить многие.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением

Вдобавок всех пустили в самолёты, а какие бы фильтры там ни стояли и как бы маски ни носили, всё равно они их снимают как минимум во время еды и инфекция распространяется по салону. И если среди пассажиров нет достаточной прослойки вакцинированных, иммунологически устойчивых, то вирус разносится беспрепятственно, — сказал он.

Читайте также:  Кредитная амнистия может ожидать россиян в 2021 году

Напомним, мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что в ближайшее время в столице откроют ещё несколько больниц для пациентов с ковидом. В стране действительно идёт третья волна пандемии, заверил доктор медицинских наук Антон Ершов, и, по его прогнозам, она станет далеко не последней.

Следующая волна будет в августе-сентябре, а далее и в октябре, пока что они идут примерно с интервалами в 2–3 месяца. Если мы сейчас за лето не вакцинируемся, то нас ждут «приключения» в конце августа и в сентябре-октябре, — предупредил медик.

Россия-2021: упадок, о котором не рассказать

Сергей Шелин

ОбозревательИА «Росбалт»

В советские времена для восхваления режима любили сопоставлять его достижения с тем, что было в 1913-м — последнем предвоенном году. А сейчас в интеллигентном обществе вошло в моду шутки ради вспоминать 2013 год — тоже, мол, последний «мирный», последний «докрымский», последний «досанкционный» и т. д.

Скажу, что причин сравнивать нынешнюю жизнь с этим годом даже больше, чем думают. Для того, кто мыслит в масштабах державы, хозяйственная стагнация началась заметно раньше — после кризиса 2008-го. Но если смотреть с позиции рядового человека, то именно в 2013-м качество его жизни вышло на максимум за всю послесоветскую эпоху.

Это был последний год нефтяной дороговизны и заметного роста доходов среднего россиянина — и первый год перенацеливания всех государственных систем распределения благ на те группы, которые милы и полезны режиму.

Об остальных именно тогда решили заботиться меньше и реже, и этот процесс набирал бы ход, даже если бы не подвернулся Крым.

Поэтому сопоставлять сегодняшние наши обстоятельства с тем, что было в 2013-м, очень даже уместно.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением Россия беднеет особым путем

Реальные располагаемые доходы населения в 2020-м были на 10,6% ниже, чем в 2013-м.

Эти данные немного заржавели, на дворе уже следующий год, но с неприятными сведениями государство теперь не спешит, и об этой крепнущей его склонности тут еще придется поговорить.

А пока отметим, что ковидный кризис дал лишь треть от общего спада доходов. В прочие годы после 2013-го они тоже либо снижались, либо топтались на месте.

При этом благосостояние нескольких десятков миллионов наших сограждан устойчиво росло. Это те, чей вооруженный или мирный труд необходим режиму — на улицах, в учреждениях или хотя бы на избирательных участках. И не будем искать в выборочной щедрости власти желание опереться на каких бы то ни было профессионалов. Даже деятелям науки платят не за ученость, а за покорность.

Однако отрицать, что внушительное меньшинство россиян продолжает процветать, значило бы возводить поклеп на наш режим. Другое дело, что сведения о численности и реальных доходах привилегированных слоев и отдельно взятых начальственных персон все менее доступны и скоро, кажется, совсем попадут под запрет.

Тем временем уровень жизни большинства плавно, а в отдельные годы и резко, движется вниз. Госстатистика сбором подробностей о пострадавших категориях россиян не увлекается. То есть она, конечно, рапортует о числе бедных и докладывает, что их все меньше и меньше, но это, сами понимаете, лишь отклик на путинские указы, предписывающие «бороться с бедностью».

Поэтому, к примеру, не очень-то разберешь, какие группы у нас сейчас преуспевают в решении своего «жилищного вопроса», а какие — остаются на бобах. Известно только, что объемы строительства слегка выросли — с 70,5 млн кв. м в 2013-м до 75,5 млн кв.

м в 2020-м (без построек в садоводствах, которые за это время на страх врагам стали приплюсовывать к «обычным» новопостроенным квартирам и домам).

Но предполагаю, хотя доказать и не могу, что этот прирост квадратных метров с избытком поглощает то самое меньшинство, на которое приходится рост доходов.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением Одну из ошибок Кремль уже допустил

Тот же принцип реализуется и в распределении убытков от инфляции. С ней в эти годы энергично боролись, но не скажешь, что с большим успехом. В 2013-м индекс потребительских цен на товары вырос на 5,9%, в том числе на продукты питания — на 7,3%.

А сейчас (февраль 2021-го к февралю 2020-го) — соответственно на 6,7% и 7,7%. Непривилегированные тратят на еду более высокую долю своих доходов. А раз так, то вполне логично, что продовольствие дорожает быстрее прочих товаров.

Иначе ведь низшие классы просто не смогут терять от инфляции больше, чем привилегированные.

Важно помнить, что эта задача должна решаться, однако не должна афишироваться. Отсюда столько президентско-правительственных забот о том, чтобы еда не дорожала. Как и любой бюрократический нажим, это только ускоряет рост цен, но предположительно утешает народ.

Впрочем, веры в то, что население можно утешить обещаниями, наверху больше нет. Поэтому его успокаивают угрозами. В том числе — обещают наказывать за слухи («фейки») о дороговизне. Законопроект на этот счет уже сочинен. И никто не удивляется. О чем еще у нас сейчас пишутся законы? Логика семи лет упадка естественным порядком ведет к тому, что упоминать о нем просто запретят.

Как советский когда-то человек, скажу, что при Брежневе никого не наказывали за устные рассказы об отсутствии товаров в магазинах (инфляция тогда проявляла себя в росте дефицитов).

Исступление, с которым начальство лезет сейчас в частную жизнь подданных, штампуя кары за высказывания в переписке, личные мнения, интимные предпочтения и прочие приватные вещи, даже и не снилось сонным капитанам позднего большевизма.

В отличие от тогдашнего, нынешний упадок — наступательный.

И когда начальство из чего-то плохого не делает тайну, то прямо удивляешься.

Вот берут и сообщают, что ожидаемая продолжительность жизни в 2020-м (71,1 год) упала на 2,2 года по сравнению с 2019-м и вернулась к уровню 2013-го (70,8 лет). И сведения о резком росте смертности тоже публикуют: в 2020-м — 2,125 тыс. против 1,800 тыс. в 2019-м и 1,896 тыс. в 2013-м.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением Всадники Апокалипсиса для Кремля

Запрещено только говорить, откуда взялась огромная избыточная смертность — значительно больше 300 тыс. за 2020-й, от января до декабря, и примерно 450 тыс.

за последние 11 календарных месяцев, с 1 апреля 2020-го до 1 марта 2021-го, если отсчитывать от тренда за предыдущие годы (оценка демографа Алексея Ракши). Ковид? Но все официальные подсчеты числа умерших от этой болезни в несколько раз меньше.

А за распространение о ковиде так называемых «фейков» специально придумано наказание. Поэтому выбирайте версию сами.

Возможно, самостоятельный выбор версий, сделанный наедине с собой и не предназначенный для того, чтобы делиться с другими, станет правилом во всем, что касается любых наших дел. На восьмом своем году наш упадок все больше напоминает геленджикский дворец, который то ли есть, то ли нет, но рассуждать о нем точно не рекомендуется.

Сергей Шелин

Между капремонтом и расселением

В редакцию «7×7» обратилась жительница Петрозаводска Елена Судавная. До 2015 года она жила в доме по адресу Октябрьский, 44. В январе в доме взорвался газовый баллон, начался пожар, все восемь квартир сильно пострадали.

Для Елены пожар закончился личной трагедией: в огне погибла ее мать. После пожара дом был признан аварийным, но когда жильцов будут переселять, никто ответить не смог — и не может до сих пор. В программу расселения 2015–2017 года дом уже не попал: туда включаются только строения, признанные аварийными до 2012 года.

— Гореть нам, оказывается, раньше надо было! — говорит женщина. — Нет, если бы еще называли какие-то сроки конкретные, сколько нового нормального жилья ждать: там год, например, я бы, может быть, и согласилась тогда на маневренное жилье.

Но сначала мне предлагали комнату в общежитии на Варламова. Помещение было в таком состоянии, что туда заходить было страшно, не то что жить там: плесень по всем стенам. Потом еще раз ходила, снова комнату предложили, в общежитии на Кемской. Там тоже условия ужасные.

Так перееду и застряну.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением

В мэрии подтвердили: дом признали аварийным в 2015 году, в текущую программу расселения он попасть не может. Других способов расселять людей из разваливающихся домов, кроме федеральных программ, у города нет.

Альтернативой им могла бы стать муниципальная программа по сносу и реконструкции многоквартирных домов для развития застроенных территорий (Петросовет утвердил ее 13 июля прошлого года). Первой «тестовой» территорией должен был стать квартал на улице Белинского.

Читайте также:  Эксперты назвали факторы, снижающие стоимость квартиры

В 2015 дома там быстро признали аварийными, чтобы так же быстро передать в руки инвесторов.

Однако на сессии Петросовета в январе 2016 выяснилось, что ни один из них этой идеей не заинтересовался: территория не слишком велика, дома на ней строить разрешили не выше четырех этажей, плюс надо сносить старые дома, предоставлять всем жильцам квартиры — невыгодно.

В настоящее время никаких подвижек с городской программой нет, сообщили нам в пресс-центре администрации. Расселение в Петрозаводске «идет в ногу с республиканской программой расселения».

Сегодня в Петрозаводске — 119 аварийных домов. Из них 66 находятся в программе расселения аварийного жилья (она действует с 2015 по 2017 год). Еще почти столько же — 53 — в нее не попали. Безвыходной ситуацию делает тот факт, что в программу капремонта такие дома тоже включены быть не могут — поскольку признаны аварийными.

Выход для аварийщиков есть, считает руководитель центра общественного контроля в сфере ЖКХ Дмитрий Данильев:

— Программы программами, а как только дом признан аварийным, на муниципалитет возлагается юридическая обязанность его расселить. Если муниципалитет не выполняет своих обязанностей, жители аварийного дома имеют право обратиться в прокуратуру с требованием наказать главу города.

И, я считаю, тогда у них будут шансы чего-то добиться. А что касается федеральных программ, в ту, которая реализуется сейчас, включаются только дома, признанные аварийными до 2012 года. На последующие сроки такая программа пока не определена.

Заявка в Министерство строительства России Карелией отправлена, но ответа пока нет.

Возлагает надежды на деньги федерального центра и глава республики Александр Худилайнен — проблема расселения аварийного жилья стоит во всекарельском масштабе. Об этом он неоднократно говорил на встречах с жителями районных центров.

— Есть слабая надежда на то, что эта программа расселения аварийного жилья будет продолжена, — говорил Худилайнен еще в марте кондопожанам (у которых ситуация с аварийным жильем совсем грустная: в Кондопоге ни один дом не попал в действующую программу расселения). — Мы боремся за нее вместе с Валентиной Пивненко [депутат Госдумы от Карелии].

Елене Судавной и другим жителей дома № 44 по Октябрьскому проспекту, видимо, тоже остается только надеяться — вместе с главой Карелии. Недавно Елена снова ходила на прием в мэрию. Говорит, в этот раз даже ничего не пообещали.

— Сказали, что ничего не могут сделать, мы ведь не в программе, — рассказала женщина. — Сказали, только если будет новая федеральная программа. Или инвестор, который захочет что-то здесь строить. Иначе никак.

Про Русский Север забыли. Стратегия правительства грозит ударом по демографии

Правительство разработало план «Агрессивное развитие инфраструктуры», который предполагает интенсивную застройку в 41 агломерации страны. В этой конфигурации о многих русских регионах уже через 10 лет придётся забыть

В распоряжении Царьграда оказалась презентация правительства, посвящённая направлению «Агрессивное развитие инфраструктуры», которое является частью Стратегии социально-экономического развития страны до 2030 года. В свою очередь, «Агрессивное развитие инфраструктуры» также разбито на несколько блоков:

  1. Сбалансированное пространственное развитие
  2. Новые жилищные возможности
  3. Инфраструктурный прорыв
  4. Новый ритм строительства
  5. Экология – основа для жизни

В данном материале разберём первые два блока: «Сбалансированное пространственное развитие» и «Новые жилищные возможности».

В целом, опорным каркасом всего направления является создание в России 41 агломерации.

Агломерация, согласно научному определению, – это компактное территориальное размещение городских населённых пунктов, объединённых интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями.

Иначе говоря, это когда несколько городов развиваются вместе, как одна система – как Самара и Тольятти или как находящиеся вблизи друг от друга Челябинск и Екатеринбург.

Исходя из решения данной задачи, предполагается строительство соответствующей инфраструктуры: как транспортной, так и жилищной.

Однако критерии выбора агломераций и планы по жилищному строительству вызывают вопросы. Так, 41 агломерация делится на 2 уровня: первого порядка (27 ед.) и второго порядка (14 ед.).

В правительственной презентации указано, что сейчас в указанных агломерациях вводится 77% жилья от всего общего объёма в стране (64 млн м2 из 82,2 млн м2). К 2030 году предполагается несколько сократить данный показатель до 67%, увеличив при этом объём строительства (120 млн м2 по всей стране и 80,6 млн м2 в агломерациях).  

Действительно, агломерации могут стать драйвером экономического развития. Внутри них повышается экономическая активность, идёт более интенсивное развитие технологий и раскрытие человеческого потенциала.

Но, думая об экономике, мы часто забываем о демографии. Безусловно, экономический рост и повышение уровня благосостояния граждан должны являться одной из главных целей правительства.

Но вопрос заключается в том, какой ценой это будет достигнуто.

Опыт европейских государств показывает, что урбанизм привёл к росту благосостояния, но, вместе с этим, привёл к разрушительным последствиям для демографического развития страны.

Правительству России необходимо выработать баланс между экономикой и демографией. В конце концов, в случае успешной реализации стратегии для кого будут созданы блага, если темпы сокращения населения увеличатся? Ради чего все эти стратегии и планы, развитие производств и инфраструктуры? Кто ими будет пользоваться, если не русский человек?

Россия обладает достаточным количеством территории. Нам нет необходимости делать выбор между многоквартирными домами в агломерациях и пространственной малоэтажной застройкой в регионах. Мы способны развивать и то и другое.

Пусть задачей агломераций станет экономический рост, а регионального развития – демографический. При этом один человек может иметь недвижимость как в городе, так и обладать собственным домом вне плотной застройки.

Наши расстояния позволяют предоставить каждому жителю достаточный объём жилой площади.

Соответственно, помимо создания «человейников» в агломерациях, правительство должно делать упор и на развитие малоэтажной застройки, предоставив необходимые условия для всех желающих, решивших покинуть мегаполис.

Каждый третий регион России не справляется с капремонтом и расселением

Помимо этого важно обратить внимание на следующую проблему. Распределение 41 агломерации по территории страны является более чем странным. Так, выделяется оренбургская агломерация, но почему-то не упомянут миллионный Красноярск. К агломерациям относятся Улан-Удэ и Ижевск, но совсем ничего не сказано о Русском Севере: Архангельске, Мурманске, Вологде.

А ведь даже простая экономическая целесообразность требует развития наших северных территорий.

Так, к 2035 году Россия предполагает создать альтернативу Суэцкому каналу, обеспечив круглогодичный транзит по Северному морскому пути (СМП).

Разумеется, на прибрежной территории должна быть построена развитая портовая и навигационная инфраструктура. Всё это требует большого количества демографических ресурсов.

Если говорить о Красноярске, то, к сожалению, этому городу хронически не везёт. Пару лет назад после введения санкций против «Русала» регион оказался на грани экономической катастрофы. До сих пор не решены экологические проблемы, а долгожданный переход с угольной генерации на газовую постоянно откладывается.

В целом план «Агрессивного развития инфраструктуры» вызывает больше вопросов, чем даёт ответов. Хочется верить в то, что это не окончательный вариант, и правительство не просто внесёт в него коррективы, но исправит целые главы.

Эксперт: строительные регионы станут первыми применять комплексное развитие территорий

МОСКВА, 23 декабря. /ТАСС/.

Регионы России с платежеспособным спросом и активным жилищным строительством могут стать первыми, кто начнет применять закон о комплексном развитии территорий, принятый в среду Госдумой.

Среди них Московская и Ленинградская области, считает председатель комиссии Общественной палаты по ЖКХ, строительству и дорогам, исполнительный директор НП ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева.

«Это будут регионы, в которых есть платежеспособный спрос и в которых идет активное строительство. Это в первую очередь, конечно, областные центры. Я бы назвала Московскую и Ленинградскую области», — сказала ТАСС Разворотнева.

Согласно единой информационной системе жилищного строительства, по объемам текущей стройки жилья, помимо Москвы и Петербурга, также лидируют Краснодарский край, Башкирия, Свердловская область.

По словам Разворотневой, само принятие закона при этом еще не означает, что он активно начнет применяться и «инвесторы будут выстраиваться в очередь». Тем не менее благодаря закону определены правила игры, что уже можно считать большим шагом вперед. Эксперт предупредила, что в любом случае все будет зависеть от конкретной территории и ситуации в регионе.

Регионы ждали закон

Возьмется ли субъект РФ за новый механизм комплексного развития территорий — покажет время, но уже сейчас понятно, что многие города нуждаются в обновлении жилого фонда, особенно в центральных частях. Например, во Владивостоке масштабное строительство идет только на городских окраинах, рассказал ТАСС председатель совета ассоциации «Альянс строителей Приморья» Сергей Федоренко.

Читайте также:  Цены на аренду домов на майские в Новосибирске и на Алтае не стали завышать

По его словам, жители новых микрорайонов продолжают работать в центре города и приезжают на работу на автомобилях, как следствие каждое утро и каждый вечер возникают многокилометровые пробки.

Причем заторы распространяются на всю территорию Владивостока — от периферии к центру и обратно.

«Противовесом текущей ситуации может стать реновация в центральной части города, ведь люди, живущие в центре, реже пользуются машинами, потому что живут в шаговой доступности от необходимых учреждений», — считает Федоренко.

Он отметил, что в центральной части города есть целые районы, застроенные пятиэтажками в 1960-е годы. При этом, по его мнению, начинать комплексное развитие территорий логичнее всего в районах, где большую часть занимает частный сектор — жильцов там меньше, чем в пятиэтажке, а инфраструктура хорошо развита.

Закон будет актуален и для Иркутска, считает заместитель председателя городской думы Леонид Усов.

«Только в Ленинском районе около 300 многоквартирных домов построены по типовому проекту 335-й серии, и состояние их наружных стеновых панелей в настоящее время оценивается как близкое к аварийному», — сказал он ТАСС.

Дома — 1950-1980-х годов постройки, а срок их использования — не более 50 лет. «Таким образом, уже спустя пару лет эти дома могут признать ветхими, и они начнут представлять реальную опасность для людей», — подчеркнул Усов.

По его словам, в соседнем Ангарске реализуется пилотный проект расселения домов 335-й серии. При успешной организации этой работы опыт может быть применен и на других территориях.

«Однако надо понимать, что это крайне дорогостоящие мероприятия, и местные бюджеты даже при поддержке из областной казны не в силах с этим справиться.

Необходимы существенные вливания федеральных средств», — уверен Усов.

В Воронеже эту проблему решают за счет инвесторов — их силами расселяют старые, но еще не признанные аварийными дома, сообщил ТАСС мэр Воронежа Вадим Кстенин. По его словам, уже приняты решения о развитии 26 застроенных территорий общей площадью более 85 гектаров. По 13 из них проведены аукционы, а по девяти — уже заключены договоры, благодаря этому будет расселено 97 ветхих домов.

Однако реализация этих проектов идет с трудом, так как раньше переселение было возможно только если все собственники на это согласны. Поэтому строителям приходилось договариваться о расселении с каждым жильцом, а в отдельных случаях вопросы решались только в суде. Новый закон о комплексном развитии территорий предусматривает переселение при согласии большинства — двух третей жильцов.

Закон доработали

С момента внесения законопроекта в Госдуму и до его окончательного принятия документ претерпел достаточные изменения.

В частности, в финальной редакции закона более четко определяется состав территории, которая войдет в программу комплексного развития, какие объекты могут на ней находиться, отметила Разворотнева.

Кроме того, если раньше законопроект был фактически оторван от градостроительной документации, то теперь решения исполнительного органа о комплексном развитии территорий будут увязаны с документами по территориальному зонированию, землепользованию, генпланом, добавила эксперт.

По ее словам, в законе вместе с этим уточнили условия договора с инвестором, в том числе процедуру передачи властям созданной социальной, дорожной инфраструктуры. Также уточнена процедура защиты интересов граждан, предусмотрено равнозначное, равноценное возмещение жилья, правда, в границах того же населенного пункта, а не в границах района, добавила Разворотнева.

Восемь отстающих: названы самые слаборазвитые регионы России

Правительство берет под особый контроль восемь субъектов с наиболее низким уровнем социально-экономического развития. За каждым из них будет закреплен куратор из федерального правительства, который проследит за ходом региональных проектов. Такое решение было принято на заседании кабинета министров под председательством Дмитрия Медведева.

Еще в феврале правительство утвердило Стратегию пространственного развития РФ на период до 2025 года. Цель документа — обеспечение устойчивого и сбалансированного развития страны, сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, обеспечение национальной безопасности.

По словам Дмитрия Медведева, надо, чтобы люди вне зависимости от того, где они живут, имели доступ к качественной медицине, образованию, нормально зарабатывали. Тогда как сейчас уровень жизни в России существенно отличается от региона к региону, иногда в разы.

— Задача государства — предложить инструменты развития, которые позволят эту ситуацию выровнять, — отметил председатель правительства.

— Для этого надо раскрывать потенциал территорий, определять, какая экономика на что способна, разработать для каждого региона конкретные направления развития или рецепты успеха, чтобы каждый субъект находил источники роста внутри себя, а не превращался в огромное бюджетное учреждение, которое целиком и полностью финансируется из Москвы.

В ряде регионов страны — республиках Калмыкия, Мордовия, Марий Эл, Тыва, Алтайском крае, а также в Саратовской, Курганской и Пензенской областях — ситуация наиболее сложная.

Глава кабмина поручил Минэкономразвития, Минфину и Минтруду в срок до 15 апреля представить комплекс мер по ускоренному развитию проблемных субъектов.

За каждым из них будут закреплены кураторы из федерального правительства, которые будут следить за реализацией тех или иных решений.

— Причем речи не идет о том, чтобы банально деньги в очередной раз выделить из резервного фонда, — подчеркнул премьер. — Я это не исключаю, но это точно не главное, это последнее, что можно сделать.

Речь идет именно о развитии: это и грантовая система, и принятие инфраструктурных решений, и создание территорий опережающего развития, особых экономических зон, естественно, работа по национальным проектам.

Где-то, может быть, нужно инвесторов немного подтолкнуть или, наоборот, провести ревизию того, что они сделали или не сделали.

В частности, в Тыве локомотивом развития региона, по словам премьера, может стать первая в регионе железная дорога, которая позволит эффективнее осваивать минерально-сырьевые ресурсы и оживит целый ряд других отраслей — от строительства до туризма.

Стратегией пространственного развития России планируется определить 20 городов, которые должны обеспечить вклад в экономический рост страны более 1% ежегодно, 44 центра, которые дадут прирост от 0,2 до 1%, 31 центр с показателями роста до 0,2%. А также 27 перспективных минерально-сырьевых и агропромышленных центров и 20 центров, в которых сложились условия для формирования научно-образовательных кластеров мирового уровня.

Всего стратегией было сформировано 12 макрорегионов, по которым будет осуществляться работа: Центральный, Центрально-Черноземный, Северо-Западный, Северный, Южный, Северо-Кавказский, Волго-Камский, Волго-Уральский, Уральско-Сибирский, Южно-Сибирский, Ангаро-Енисейский, Дальневосточный.

Путин: "Экономический потенциал есть у каждого региона РФ"

Результаты деятельности экономического блока правительства будут оцениваться по динамике в тех регионах, где остались трудности с инвестиционным климатом.

Президент РФ Владимир Путин, выступая на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021), заявил, что у каждого региона страны есть экономический потенциал.

Глава государства подчеркнул, что ни к одному из них нельзя относиться как к неперспективному. 

«У нас не должно быть так называемых неперспективных регионов, оказавшихся в стороне от экономического роста. Инвестиционный, экономический потенциал есть у каждого субъекта РФ. Нам нужно раскрыть, эффективно реализовать его в интересах граждан и благополучия российских семей», – отметил он.

Глава государства призвал делать все необходимое для улучшения инвестиционного климата. Он поручил активизировать данную работу своим полпредам.

«Мы будем системно помогать регионам в улучшении деловой среды. Прошу полпредов президента в федеральных округах наращивать активную работу в этом направлении. Кроме того, прошу правительство сделать особый акцент на поддержке тех субъектов Федерации, где пока есть проблемы с привлечением инвестиций», – добавил он. 

Путин также обозначил конкретную задачу для органов власти и бизнеса. К 2024 году повсеместно, в каждом регионе страны, должны быть установлены прозрачные, предсказуемые и комфортные условия работы. Это особенно актуально на фоне новостей о возвращении мировой экономики к нормальной жизни и росту ВВП. 

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid2: '229103', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *