ФАС рассказала о самых частых нарушениях в сфере ЖКХ

Федеральная антимонопольная служба РФ (далее – ФАС) получила полномочия на контроль за тарифами ЖКХ в регионах. Соответствующее постановление от 28.10.2016 N 1098 уже опубликовали на сайте Правительства РФ. В чём заключается контроль за тарифами ЖКХ и как ФАС будет его осуществлять – расскажем сегодня.

ФАС рассказала о самых частых нарушениях в сфере ЖКХПрофстандарт: Специалист в области ценообразования и тарифного регулирования в ЖКХ

Контроль за тарифами ЖКХ

25 июля 2015 года Президент РФ дал распоряжение Правительству РФ обеспечить контроль за правомерностью решений, принимаемых органами государственной власти регионов РФ или органов местного самоуправления, по поводу изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. ФАС подготовила текст законопроекта, и 28 октября 2016 года Правительство РФ приняло его.

У ФАС появились полномочия требовать от глав регионов устранять нарушения в случае превышения установленных ограничений на повышение тарифов ЖКХ. Но только в случае, если возможность указанного превышения выявлена ФАС до 1 июня текущего года.

Согласно разделу IX Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, основаниями для изменения платы за коммунальные услуги являются:

  • предоставление в расчётном периоде коммунальной услуги потребителю ненадлежащего качества или с перерывами больше установленной продолжительности;
  • перерывы в предоставлении коммунальных услуг на время проведения ремонта или профилактических работ, превышающие установленную продолжительность.
  • Постановление вводит ещё одно основание для уменьшения тарифов на коммунальные ресурсы – предписание ФАС России.
  • Если в текущем году превышается рост платы за коммунальные услуги в среднем по региону над установленным индексом изменения размера платы за КУ в среднем по субъекту РФ, индекс по субъекту на очередной год будет уменьшаться на величину такого превышения.

ФАС рассказала о самых частых нарушениях в сфере ЖКХЗа просрочку платежей по коммунальным услугам УК, ТСЖ и граждане будут платить штрафы и пени

Предельный индекс платы за коммунальные услуги

В 2014 году Правительство РФ утвердило правила формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (ПП РФ от 30.04.2014 N 400). Согласно этому документу, Правительство РФ каждый год формирует значения индексов по субъектам России на очередной год, руководствуясь при этом долгосрочными индексами по регионам.

Предельные индексы – максимальные изменения размера платы за КУ в муниципальных образованиях. Устанавливаются они на срок не менее трёх лет и разбиваются по годам.

Предельные индексы назначаются с учётом неизменности порядка оплаты КУ, их набора и объёма потребления. Значения предельных индексов платы за коммунальные услуги на первый год периода устанавливаются в процентах и могут разделяться по:

  • типу отопления жилых помещений;
  • степени благоустройства МКД;
  • системам водоснабжения, водоотведения, централизованного теплоснабжения.

На следующие годы периода значения устанавливаются в виде формулы.

ФАС рассказала о самых частых нарушениях в сфере ЖКХГИС, сдавайся! (часть III) Размещаем информацию по ЖКУ в ГИС ЖКХ

Отчёт ФАС

Если фактическое увеличение платы за КУ больше размера предельного индекса для субъекта, размер платы подлежит изменению за 15 рабочих дней с даты выдачи предписания органа ГЖН. При этом потребители имеют право написать заявление на выплату компенсации за счёт регионального бюджета.

Высшему должностному лицу субъекта России – мэру или губернатору – отводится 15 рабочих дней с момента получения предписания на устранение недочётов. После он отправляет в адрес ФАС отчёт о проделанной работе, причём с подтверждающими материалами.

В свою очередь, ФАС через 10 дней после получение от высшего должностного лица региона данных об исправлении нарушений выступает в Правительстве РФ с докладом о проделанной работе.

При грамотном использовании новая функция ФАС сможет стать помощником при осуществлении контроля решений органов государственной власти субъектов РФ, влияющих на рост платы за коммунальные услуги, а в случае нарушений – оперативно реагировать на выявленные нарушения.

«Неправомерный отказ регулятора нарушает антимонопольное законодательство в сфере ЖКХ»

Федеральная антимонопольная служба планирует снизить административную нагрузку на бизнес, повысить качество выполнения контрольно-надзорных функций и понизить уровень ущерба, наносимого конкуренции при нарушениях законодательства за счет внедрения новой системы госконтроля.

Для этого ФАС будет публиковать информацию о наиболее часто встречающихся нарушениях в сфере антимонопольного законодательства, в сфере рекламы, в сфере тарифного регулирования, а также о наиболее распространенных нарушениях в сфере госзаказа, гособоронзаказа и ЖКХ.

Ситуацию прокомментировал заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев:

Эксперт

ФАС рассказала о самых частых нарушениях в сфере ЖКХ подробнее

«При рассмотрении жалоб в сфере жилищно-коммунального хозяйства ФАС России выявляет многократные нарушения, когда хозяйствующие субъекты уклоняются или отказывают от заключения договоров в сферах теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения.

Это препятствует развитию предпринимательства, включая малый и средний бизнес, ограничивают права компаний, которые уже осуществляют деятельность, а также ставит под угрозу надежность и качество теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для потребителей.

Для предотвращения нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектам необходимо ознакомиться с обязательными требованиями нормативных правовых актов, которые регулируют сферу ЖКХ.

Особое внимание стоит обратить на положения, по которым организация не вправе отказать заявителю в заключение определённого договора.

К примеру, для получения тарифа компания предоставляет в региональный тарифный орган документы и материалы, перечень которых является исчерпывающим и четко определенным законодательством.

Если организация предоставила полный комплект документов в установленный законодательством срок, орган регулирования не вправе принять решение об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифа и возврате документов и материалов.

Неправомерный отказ регионального регулятора в установлении тарифа препятствует осуществлению организацией своей деятельности на товарном рынке, что является одновременно как нарушением тарифного законодательства, так и приводит к ограничению конкуренции. Эти действия органа регулирования нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции.

Следующий вид нарушений связан с непроведением органов местного самоуправления конкурса по отбору управляющих организаций. В законодательстве указаны правила проведения такого конкурса и случаи, когда его нужно проводить.

Согласно им, если собственники помещений многоквартирного дома уже выбрали управляющую организацию, то конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

В связи с этим Антимонопольное ведомство рекомендует органам местного самоуправления соблюдать установленные законом правила.

В целом реформа контрольно-надзорной деятельности позволит снизить нагрузку на проверяемых субъектов. Однако следует помнить, что это может быть реализовано только при условии, если хозсубъекты будут добросовестно вести себя на товарных рынках и не нарушать антимонопольное законодательство».

Фас россии определила самые частые нарушения в сфере жкх

Фас россии определила самые частые нарушения в сфере жкх

  • В целях предотвращения нарушений антимонопольного законодательства ведомство рекомендует хозсубъектам в сферах теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения ознакомиться с нормативными правовыми актами, которые регулируют эти сферы
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является участником реформы контрольно-надзорной деятельности.
  • Новая система госконтроля позволит снизить административную нагрузку на бизнес, повысит качество выполнения контрольно-надзорных функций и понизит уровень ущерба, наносимого конкуренции при нарушениях законодательства.
  • Антимонопольная служба будет публиковать сообщения о самых часто встречающихся нарушениях в сфере антимонопольного законодательства, в сфере рекламы, в сфере тарифного регулирования, а также о наиболее распространенных нарушениях в сфере госзаказа и гособоронзаказа.
  • 25 августа 2017 года ФАС России опубликовала новость о количестве и самых частых нарушениях при осуществлении государственного заказа в сфере дорожного строительства.     
  • Что касается жилищно-коммунального хозяйства, то при рассмотрении жалоб ФАС России выявляет многократные нарушения, когда хозяйствующие субъекты уклоняются или отказывают от заключения договоров в сферах теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения.
  • «Такие действия препятствуют развитию предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса, ограничивают права компаний, которые уже осуществляют деятельность, а также ставит под угрозу надежность и качество теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для потребителей», — отметил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

«В целях предотвращения нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектам необходимо ознакомиться с обязательными требованиями нормативных правовых актов, которые регулируют сферу ЖКХ. Особенно с положениями, по которым организация не вправе отказать заявителю в заключение определённого договора», — добавил замглавы ФАС.

Читайте также:  На Дальнем Востоке стартовала раздача бесплатных гектаров

Следующий блок нарушений антимонопольная служба выявляет в действиях органов власти. Так, для получения тарифа компания предоставляет в региональный тарифный орган документы и материалы, перечень которых является исчерпывающим и определен законодательством.

Если организация предоставила полный комплект документов в установленный законодательством срок, орган регулирования не вправе принять решение об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифа и возврате документов и материалов.

«Неправомерный отказ регионального регулятора в установлении тарифа препятствует осуществлению организацией своей деятельности на товарном рынке, что является одновременно как нарушением тарифного законодательства, так и приводит к ограничению конкуренции. Эти действия органа регулирования нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции», — заявил Виталий Королев.

В целях предотвращения таких нарушений тарифным регуляторам необходимо четко соблюдать порядок и правила, которые установлены основами ценообразования.

Еще один вид нарушений – это не проведение органами местного самоуправления конкурса по отбору управляющих организаций.

Правительство Российской Федерации утвердило постановление, в котором указаны правила проведения такого конкурса и случаи, когда его нужно проводить.

Согласно им, если собственники помещений многоквартирного дома уже выбрали управляющую организацию, то конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Во избежание нарушения законодательства ФАС России рекомендует органам местного самоуправления соблюдать установленные правила и проводить конкурентный отбор управляющих компаний.

«Реформа контрольно-надзорной деятельности позволит снизить нагрузку на проверяемых субъектов, но это может быть реализовано при условии, если хозсубъекты будут добросовестно вести себя на товарных рынках и не нарушать законодательство Российской Федерации», — заключил Виталий Королев.

Нарушение антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ

Подготовили очередной обзор практики ФАС за прошедший месяц.

О чём на сайте писала сама антимонопольная служба (а пишет она довольно избирательно):

1. Врезка водопровода является частью подключения к системе водоснабжения, поэтому дополнительно её оплачивать не надо.

УФАС по Республике Коми провёл проверку и выдал предписание водоснабжающей организации. Она являлась субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения.

При подключении к системе водоснабжения организация помимо установленных тарифов на подключение дополнительно взимало с потребителей плату за врезку водопровода.

По её мнению, работы по врезке не являются обязательной составной частью мероприятий по подключению. Антимонопольный орган с таким мнением не согласился и указал среди прочего в предписании:

согласно указаниям по расчету тарифов в сфере водоснабжения, утв. приказом ФСТ России от 27.12.

2013 № 1746-э, в расчет платы за подключение к системам водоснабжения включаются расходы, связанные с подключением, расходы на проведение мероприятий по подключению заявителей (расходы на проектирование, сырье и материалы, оплату труда, и отчислений на социальные нужды, электрическую энергию и т.д.).

Компании предписано возвратить потребителям деньги за врезку.

2. Нельзя использовать тарифы предыдущей организации (видимо, по мнению ФАС, надо бесплатно подавать воду до установления новых тарифов).

Тульское УФАС выявило нарушение в работе водоснабжающей организации. Она за 3 недели до утверждения уполномоченным органом тарифа на воду направила потребителям договоры с указанием тарифа, который еще не был принят.

ФАС разъяснил, что применение тарифов, установленных для одной организации, другой организацией не предусмотрено, за исключением правопреемства. Расчет платы за оказываемые организациями услуги в сфере водоснабжения до утверждения тарифов законом не предусмотрен.

УФАС пришло к выводу, что общество нарушало действующий порядок ценообразования и ущемляло интересы потребителей. В связи с устранением нарушения предписание не выдавалось, но материалы были переданы для привлечения организации к административной ответственности.

3. Необоснованный отказ ресурсоснабжающей организации в заключении договоров нарушает антимонопольное законодательство.

УФАС по Тверской области выявила нарушения закона о защите конкуренции в работе водоснабжающего МУПа. Тот заключил с коммерческой организацией (ООО) контакт, согласно которому ООО за вознаграждение от своего имени ведёт расчёты с абонентами за оказанные МУПом водоснабжение и водоотведение, заключает, изменяет и расторгает от своего имени договоры с абонентами, взыскивает задолженность.

  • Несколько ТСЖ обратились к МУПу с предложением заключить договоры водоснабжения и водоотведения, однако тот перенаправил их в ООО.
  • УФАС указало, что предприятие необоснованно, в нарушение Правил 124 уклонилось от заключения договоров, чем нарушило закон о защите конкуренции, так как занимает доминирующее положение.
  • Муниципальному предприятию направлено предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
  • Практика арбитражных судов.

4. Отказ Газпрома подавать газ из-за задолженности предприятия в стопицотый раз признан незаконным.

ООО Газпром в начале отопительного сезона отказалось подавать газ на котельную из-за задолженности муниципального предприятия за газ. Котельная должна была отапливать 256 квартир, школу и больницу. УФАС посчитала отказ газовиков нарушением законодательства о защите конкуренции. С таким решением согласились и арбитражные суды:

Газпром занимает доминирующее положение. Прекращение обществом снабжения газом оставило горячей воды жителей домов и социально-значимые объекты, которые добросовестно оплачивают  коммунальные услуги.

Горячая вода, вырабатываемая в котельной предприятия, не используется для личных нужд самого задолжавшего предприятия, а предназначается для водоснабжения граждан.

  Общество имеет реальную  возможность решить вопрос о взыскании задолженности с организации-должника в судебном порядке, однако оно пытается применить такой способ  самозащиты прав, который приведет к нарушению прав потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи за коммунальные услуги. Поэтому действия общества следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом.

(12 ААС, №А12-17983/2017)

Последний абзац кочует из решения в решение, однако Газпром всё равно продолжает отключать/не подключать газ и обжаловать решения прокуратур, ФАС и судов. У нас в районе есть решение суда о запрете в будущем ограничивать поставку газа из-за задолженности, всё равно каждый год ограничивают. Мне было тяжело с ними (газовиками) работать, в отличие от электриков.

5. Назначение органами местного самоуправления управляющей компании вместо проведения конкурса нарушает закон о защите конкуренции.

Администрация района заключила с муниципальным предприятием договор на обслуживание домов «до завершения процедуры конкурса по отбору управляющей организации в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации». К слову, в то время МУП ещё даже не имел лицензии на управление МКД.

УФАС признал действия администрации незаконными и суд его поддержал:

орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случае, если собственники не выбрали способ управления, либо доля муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в доме составляет более чем 50%.

Заключение договора управления без проведения конкурса не допускается. Непроведение конкурса может привести к ограничению конкуренции (предоставлению преференции), следовательно, такое бездействие свидетельствует о нарушении ч.1 ст.15 Закона о защите конкуренции.

Обстоятельства, которые свидетельствовали о наличии чрезвычайной ситуации, отсутствовали.

(АС Республики Коми, № А29-9515/2017)

6. Распространение листовок о поверке счётчиков признано нарушением закона о рекламе.

Индивидуальный предприниматель, занимающийся санитарно-техническими работами, распространил по городу листовки о проведении коллективной поверки счётчиков и о необходимости согласования гражданам времени проведения такой поверки. УФАС признал такую рекламу ненадлежащей, нарушившей п. 20 ч. 3, ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе». Предпринимателя привлекли к административной ответственности в виде штрафа 5000 руб. Суд поддержал антимонопольной орган:

использованные в листовках сочетания слов «Единая городская служба по учету водоснабжения», графическое исполнение листовки, сходное с уведомлениями организаций ЖКХ, наличие штрих-кода, круглой печати, а также ссылок на нормативно-правовые акты РФ в совокупности могли пониматься потребителями рекламы как официальное уведомление о проведении городской службой мероприятий по поверке счетчиков воды, носивших обязательный характер. Такие форма и содержание рекламы могли вводить в заблуждение потребителей относительно исполнителя услуг, формировать у них неверное мнение по  поводу организации, производящей поверку, а также необходимости поверки в кратчайшие сроки и только у «Единой городской службы по учету водоснабжения»; отсутствие в тексте рекламы части существенной информации о рекламируемой услуге, а именно указания на  непосредственного исполнителя – ИП — искажало смысл информации, вводило в заблуждение потребителей рекламы.

Читайте также:  Россияне недовольны стоимостью жизни

(АС Республики Карелия, № А26-10120/2017)

7. Обращение управляющей организации к операторам связи заключить договоры о размещении на общедомовом имуществе средств связи не нарушает закон о защите конкуренции.

УФАС проверило управляющую компнию и решило, что она нарушает закон о защите конкуренции: УК инициировала заключение с операторами связи возмездного договора по поводу размещения в общем имуществе средств и линий связи и их последующей эксплуатации. Антимонопольный орган решил, что это приводит (может привести) к установлению и поддержанию (повышению) операторами связи платы за услуги связи или отказу операторов от заключения договора обоказании услуг связи с жителями дома.

  1. Суды с этим не согласились и указали:
  2. установление определенной цены за размещение оборудования операторам связи в доме и доступ к оборудованию обусловлено не самостоятельными произвольными действиями УК, а решением собственников о заключении управляющей организацией договоров возмездного пользования общим имуществом с операторами связи.
  3. (ВС РФ, № 309-КГ17-17755)
  4. Источник: Телеграм-канал ЖКХ (@gkhvsem)

Новости

Примечание: ссылки проставленные в тексте позволяют быстро перейти к документу в обновляемом комплекте КонсультантПлюс, установленном на вашем компьютере (при условии наличия данного документа в вашем комплекте)

Контрольный орган подобрал практику, где суд поддержал его позицию. Перечислим основные выводы, которых стоит придерживаться при составлении документации, рассмотрении заявок участников и заключении контракта.

Не требуйте сведений о товаре, которые можно получить только в результате дополнительных исследований и испытаний

Заказчик потребовал указать не только конкретные показатели товара, но и показатели материалов и технологий, применяемых при его изготовлении, а также сведения о результатах испытаний. Это признали ограничением конкуренции, так как Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь товар в наличии при заполнении заявки.

Чтобы определить, присутствуют ли в техзадании излишние требования, контрольные органы и суды анализируют ГОСТы и иную техническую документацию. Подход един: от участника нельзя требовать сведений, которые можно получить только в результате испытания.

Однако, изучив документы, ФАС и суды могут не обнаружить подобных ограничений и признать требования заказчика правомерными (см., например, постановления АС ВСО, АС СКО).

Перед проведением закупки рекомендуем самостоятельно проанализировать техзадания и инструкции по заполнению заявок, чтобы убедиться в отсутствии лишних требований.

Победителя, представившего неподходящую банковскую гарантию, нужно признать уклонившимся от заключения контракта

Победитель представил банковскую гарантию, содержащую открытый перечень условий, при которых обязательство не будет обеспечено. Заказчик признал его уклонившимся. ФАС и суд поддержали это решение, так как Законом N 44-ФЗ и документацией подобные ограничения не предусмотрены.

Ранее Минфин уточнял: если поставщик не исполнил обязательств, заказчик бесспорно получает от банка денежные средства, так как Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности отказа в оплате по банковской гарантии.

Не отклоняйте заявку участника, в которой не указан товарный знак

Заказчик отклонил такую заявку, пояснив, что она содержит отсылки к ГОСТам, которые предусматривают наличие товарного знака. ФАС и суд признали это нарушением: ГОСТ не должен применяться в обход Закона N 44-ФЗ. Участник должен указывать товарный знак только при наличии.

Напомним общий подход контрольных органов и судов к рассмотрению первых частей заявок: если в целом понятно, что предлагаемый товар соответствует требованиям, не отклоняйте участника.

Так, не стоит этого делать, если участник предложил другое наименование с теми же характеристиками, указал расширенный, но подходящий диапазон или большее количество товара.

Последний случай ранее комментировала ФАС России.

Будьте внимательны при составлении инструкции по заполнению заявок

Заказчик допустил разночтения при составлении инструкции по заполнению заявок: было непонятно, для каких характеристик товара нужно представить согласие, а для каких — конкретные значения. Контрольный орган и суд признали это нарушением. Инструкция должна однозначно определять, как заполнять первую часть заявки.

  • О том, как составить инструкцию по заполнению заявки, читайте в нашем материале.
  • Документ: Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд
  • Обзор подготовлен специалистами компании Консультант Плюс

Фас россии определила самые частые нарушения в сфере жкх

  • В целях предотвращения нарушений антимонопольного законодательства ведомство рекомендует хозсубъектам в сферах теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения ознакомиться с нормативными правовыми актами, которые регулируют эти сферы
  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является участником реформы контрольно-надзорной деятельности.
  • Новая система госконтроля позволит снизить административную нагрузку на бизнес, повысит качество выполнения контрольно-надзорных функций и понизит уровень ущерба, наносимого конкуренции при нарушениях законодательства.
  • Антимонопольная служба будет публиковать сообщения о самых часто встречающихся нарушениях в сфере антимонопольного законодательства, в сфере рекламы, в сфере тарифного регулирования, а также о наиболее распространенных нарушениях в сфере госзаказа и гособоронзаказа.
  • 25 августа 2017 года ФАС России опубликовала новость о количестве и самых частых нарушениях при осуществлении государственного заказа в сфере дорожного строительства.       
  • Что касается жилищно-коммунального хозяйства, то при рассмотрении жалоб ФАС России выявляет многократные нарушения, когда хозяйствующие субъекты уклоняются или отказывают от заключения договоров в сферах теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения.
  • «Такие действия препятствуют развитию предпринимательской деятельности, в том числе малого и среднего бизнеса, ограничивают права компаний, которые уже осуществляют деятельность, а также ставит под угрозу надежность и качество теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для потребителей», — отметил заместитель руководителя ФАС России Виталий Королев.

«В целях предотвращения нарушений антимонопольного законодательства хозяйствующим субъектам необходимо ознакомиться с обязательными требованиями нормативных правовых актов, которые регулируют сферу ЖКХ. Особенно с положениями, по которым организация не вправе отказать заявителю в заключение определённого договора», — добавил замглавы ФАС.

Следующий блок нарушений антимонопольная служба выявляет в действиях органов власти. Так, для получения тарифа компания предоставляет в региональный тарифный орган документы и материалы, перечень которых является исчерпывающим и определен законодательством.

Если организация предоставила полный комплект документов в установленный законодательством срок, орган регулирования не вправе принять решение об отказе в рассмотрении предложений об установлении тарифа и возврате документов и материалов.

«Неправомерный отказ регионального регулятора в установлении тарифа препятствует осуществлению организацией своей деятельности на товарном рынке, что является одновременно как нарушением тарифного законодательства, так и приводит к ограничению конкуренции. Эти действия органа регулирования нарушают статью 15 Закона о защите конкуренции», — заявил Виталий Королев.

В целях предотвращения таких нарушений тарифным регуляторам необходимо четко соблюдать порядок и правила, которые установлены основами ценообразования.

Еще один вид нарушений – это не проведение органами местного самоуправления конкурса по отбору управляющих организаций.

Правительство Российской Федерации утвердило постановление, в котором указаны правила проведения такого конкурса и случаи, когда его нужно проводить.

Согласно им, если собственники помещений многоквартирного дома уже выбрали управляющую организацию, то конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.

Во избежание нарушения законодательства ФАС России рекомендует органам местного самоуправления соблюдать установленные правила и проводить конкурентный отбор управляющих компаний.

Читайте также:  Каким образом можно купить муниципальную землю под ижс?

«Реформа контрольно-надзорной деятельности позволит снизить нагрузку на проверяемых субъектов, но это может быть реализовано при условии, если хозсубъекты будут добросовестно вести себя на товарных рынках и не нарушать законодательство Российской Федерации», — заключил Виталий Королев.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Фас признав, что тарифы жкх завышены в 2 раза, разрешила не платить?

Сразу после мартовских праздников глава российской Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев сделал взбудоражившее общественность громкое заявление.

«Граждане в большинстве своем по большинству коммунальных позиций давно переплачивают больше ста процентов себестоимости, и все эти разговоры, что мы какие-то там убогие и недоплачиваем этим коммунальным монстрам, — это все чушь собачья», — сказал он в ходе интервью с представителями СМИ.

По мнению главы ведомства, подобная ситуация на российском рынке сложилась из-за колоссальных проблем с законодательством. Кроме того, по его мнению, в основе этой проблемы лежат коррупциогенные факторы в регионах.

Речь идет об органах местного самоуправления, которые злоупотребляют своими полномочиями, из-за чего в соседних регионах стоимость тарифов ЖКХ может различаться в 54 раза.

«Когда мы начинаем выяснять, там работает сынуля какого-нибудь губернатора или какого-нибудь высокопоставленного чиновника, который это все пробил через соответствующую региональную энергетическую комиссию и так далее».

Самое интересное, что буквально несколько месяцев назад, в июле 2018 года, эта же самая ФАС не увидела абсолютно никаких нарушений в очередной индексации тарифов ЖКХ и посчитало тогдашнее повышение цен вполне плановым.

Среднее изменение платы за коммунальные услуги по России с 1 июля 2018 не превысит 4%, что соответствует прогнозу социально-экономического развития РФ на 2018 год, говорилось в соответствующем сообщении пресс-службы ведомства, главное, чтобы значения индексов по муниципальным образованиям в совокупности не выходили за значения, установленные правительством РФ для субъекта России.

Тогда же, летом прошлого года, ФАС напомнила, что рост платы за коммунальные услуги в среднем по стране не означает, что именно такая платежка придет гражданам. Власти регионов самостоятельно устанавливают предельные индексы и поэтому в различных муниципальных образованиях могут быть зафиксированы разные проценты роста. В том числе и выше среднего по России.

Почему же вдруг в течение непродолжительного времени ФАС так круто сменила свою риторику?

— Учитывая, что ФАС каждый год просто фиксирует индексацию тарифов на определенный уровень, фиксирует их рост, и вдруг заявляет о двукратной переплате, вызывает очень много вопросов, — констатировал заместитель генерального директора ассоциации «Городская среда», руководитель направления «Управление жилой недвижимости» Дмитрий Гордеев. — По сути, это все равно что расписаться в собственной беспомощности, ведь Игорь Артемьев возглавляет ведомство, которое в настоящее время отвечает за установление тарифов. Если это вдруг вскрылось сейчас, хорошо, что об этом говорят открыто, но фактически это означает, что несколько предыдущих лет работа ведомства была неэффективной.

«СП»: — Говоря о «хулиганстве» региональных властей в сфере установки тарифов Игорь Артемьев посетовал, что этим занимаются дети губернаторов и высокопоставленных чиновников.

Звучит многозначно, особенно если учесть, что с 1 января 2019 года в регионах стартовала так называемая «мусорная реформа», и многие региональные операторы по утилизации ТКО связываются как раз с детьми чиновников высшего эшелона.

Не означает ли это, что сфера ЖКХ находится на пороге какой-нибудь «войны кланов» в этой сфере?

— Не могу это утверждать, но все может быть. Совершенно четко ясно одно — раньше все упреки адресовались управляющим компаниям. Был такой устойчивый тренд — самыми злостными врагами всех потребителей являются именно УК. Теперь же упреки о работающих родственниках звучат в адрес именно ресурсоснабжающих организаций.

«СП»: — А вот эти «колоссальные проблемы с законодательством», о которых также говорил Артемьев, они откуда берутся? Федеральный центр что-то делает неправильно?

— Смотрите, есть федеральные методики установления тарифов, и есть определенная возможность их люфта. Но она обосновывается не столько региональными особенностями, сколько производственными программами конкретных ресурсоснабжающих организаций (РСО). Потому что тарифы устанавливаются даже не для региона, а для отдельных РСО.

У каждой из них своя ситуация: где-то сети в одном состоянии, потому что расположены в относительно новом поселении, а где-то в другом, так как находятся в городе с долгой историей. На замену и развитие этой инфраструктуры требуются разные средства. Они и закладываются в тарифы, так как федеральный бюджет дает что-то только через определенные программы, через Фонд развития ЖКХ.

Региональные же бюджеты скудны, и ничего практически дать не могут.

Если глава ФАС считает нужным скорректировать эти федеральные методики, то пожалуйста, у него есть для этого все рычаги. Это все делается через правительственные и «фасовские» подзаконные акты.

«СП»: — То есть, получается, что федеральный-то центр ведет тарифную политику разумно и логично?

— Федеральный центр делает то, что он хочет. И если проблема действительно там, то тогда возникает вопрос к ФАС — а где же вы были и не предлагали что-то другое. А что касается разумности, то у нас, например, есть саморегулируемые организации РСО.

И если спросить у них, они со своей точки зрения разумность тарифов обоснуют одним образом. Еще есть зависимые и независимые эксперты, а также чиновники, скажем, Минэкономразвития и той же ФАС. У всех у них разные интересы и, соответственно, разные представления о разумности.

Так что там действительно есть над чем поработать и что усовершенствовать.

«СП»: — Чем, по вашему мнению, стоило бы заняться прежде всего?

— Может быть, это прозвучит непопулярно, но надо было бы убрать предельный индекс установления тарифов. Потому что он фактически обрезает объективные потребности тех организаций, для которых устанавливается заниженный тариф. Большое количество организаций просто не может обеспечить должное качество коммунальной услуги.

Если посмотреть стратегию развития ЖКХ до 2020 года, утвержденную правительством, там указано, что порядка 40% всех «Водоканалов» страны не обеспечивает питьевое качество воды. Люди пьют техническую воду. А причина проста — нет средств.

Вот для таких «Водоканадов» надо либо увеличивать тарифы, либо давать бюджетные средства, других источников финансирования нет.

Но о каких конкретно ресурсах говорил Игорь Артемьев, не совсем понятно, потому что у нас есть еще так называемые привилегированные коммунальные сектора.

«СП»: — Какие именно?

— Это прежде всего электроэнергетика и газоснабжение. Вот для них устанавливают те тарифы, какие скажут. Затем, есть еще и теплоэнергетики. То, что касается утилизации ТКО, вывоза мусора — это вообще новая услуга.

И тут пока трудно объективно сказать, правильно ли там составлены тарифные методики или нет.

И все же тут нужна на самом деле нужна не такая вот «вбросовая» информация, как это сделал Игорь Артемьев, а серьезное обсуждение с участием всех заинтересованных сторон — чиновников, СРО и независимых экспертов.

«СП»: — Некоторые эксперты советуют В Минстрое рекомендуют в случае завышенных тарифов обращаться в Госжилинспекцию (ГЖИ). У этого ведомства хватит полномочий разрешать подобные вопросы?

— Я полагаю, это неправильная рекомендация, популистская и даже где-то дилетантская. Во-первых, у них нет специалистов-тарифщиков, а, во-вторых, это прямая обязанность ФАСа — контролировать правильность установления тарифов. Потому что ГЖИ решает вопросы жилищного законодательства, а тут другая сфера, тут отраслевое законодательство.

«СП»: — Хорошо, вот рядовому гражданину, который считает, что он платит много, куда обращаться?

— Если вы говорите о коммунальных тарифах на 1 кубометр воды, газа и так далее, то не надо обращаться ни в УК, ни в ГЖИ. Сначала надо зайти на сайты РСО, посмотреть там обоснование тарифа на вызывающий сомнение ресурс.

Предположим, 1 гигакалория в одном регионе обходится в одну сумму, а в соседнем регионе она дешевле. Тут надо внимательно посмотреть на составляющие. Например, а что там с котельными.

Потому что где-то могут топить нефтью, где-то газом, а где-то углем, и поэтому тарифы будут разные. Еще надо открыть и посмотреть постановления по тарифным методикам. И уже после этого надо обращаться к регуляторам тарифов, к органам госвласти.

И уже им задавать вопросы. И если возникают сомнения в правильности ответов этих органов, то тогда надо уже обращаться как раз к ФАС, к Артемьеву.

Кстати, коль скоро Игорь Артемьев заявил о двукратной переплате по тарифам, то теперь он по сути, обязан в течение ближайших двух лет добиться того, чтобы все тарифы были снижены в два раза во всех субъектах Федерации.

Вся власть у него для этого есть, поскольку именно он методологически руководит всеми тарифными регуляторами в России.

Вот если он этого не седлает, значит, он делать этого либо не хочет, либо не может, либо он сделал опрометчивое заявление.

Проблемы недвижимости: Из кошельков россиян на мусорную реформу вытащат 180 млрд

Новости по теме: Обманутые дольщики единовременно выходят на одиночные пикеты по всей России

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *