Принят закон об использовании территорий при аэропортах

Осенью депутаты Госдумы пересмотрят закон трёхлетней давности, призванный повысить безопасность авиаперелётов. Документ ужесточает правила застройки приаэродромных территорий (ПАТ), к которым могут отнести до 90 процентов территорий крупных российских городов. Строители озабочены, дольщики пишут Путину, мэры надеются на лучшее.

Одним из инициаторов внесения поправок в федеральный закон выступит член комитета Госдумы по транспорту и строительству, депутат от «Справедливой России» Дмитрий Ионин. Он заявил «Октагону», что введённая этим документом новая норма Воздушного кодекса РФ «относится к разряду законов, которые никогда не будут действовать».

– Не зря управляющие компании аэропортов не спешили устанавливать новые схемы приаэродромных территорий – они надеются, что Госдума поменяет правила игры.

Ведь, согласно этому закону, могут быть отправлены под бульдозер многие жилые кварталы и другие знаковые объекты в крупных городах.

Это приведёт к серьёзным экономическим проблемам, нарушению прав дольщиков и росту социальной нестабильности, – предупреждает депутат.

Катастрофы и правовая неопределённость

До конца нулевых годов в российском законодательстве не были установлены чёткие правила использования земель вблизи аэропортов, что приводило к хаотичной застройке территории и появлению у взлётно-посадочных полос опасных объектов.

Дело сдвинулось с мёртвой точки в 2010 году, когда Госдума обязала создать вблизи воздушных гаваней приаэродромные зоны.

Их границы (определены окружностью радиусом 30 километров от контрольной точки соответствующего аэродрома) установили специальным постановлением Правительства РФ.

В этой зоне, помимо прочего, было запрещено размещение мусорных полигонов, животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих массовому скоплению птиц.

Принят закон об использовании территорий при аэропортахВ 2019 году A321 «Уральских авиалиний», столкнувшись со стаей птиц, совершил аварийную посадку в кукурузном поле около Жуковского. Дмитрий Голубович/ТАСС

Запрет оказался неэффективным. Гендиректор «Российского экологического оператора» (РЭО) Илья Гудков проинформировал научный совет РАН о более чем 100 выявленных в 2020 году приаэродромных свалок.

По данным отраслевой группы авиационной орнитологии, число столкновений птиц с самолётами продолжает расти опережающими темпами. Если в 2009 году было зафиксировано 36 таких инцидентов, то в 2017 году – уже 1029.

Наибольший резонанс вызвала аварийная посадка лайнера «Уральских авиалиний» под Жуковским в 2019 году – птицы вывели из строя сразу два его двигателя.

Нововведения затруднили работу представителей стройотрасли, которых обязали согласовывать проекты строительства новых жилых зданий не только с органами исполнительной власти, но и с администрациями аэропортов, Росавиацией и структурами Роспотребнадзора. Из-за отсутствия в постановлении Правительства чётко определённых правил и критериев контролирующие структуры часто принимали субъективные, противоречивые решения, что приводило к судебным разбирательствам.

«В результате разногласий по вопросу о допустимости строительства страдает население, появляются обманутые дольщики, терпит убытки строительный бизнес в регионах», – говорил в 2017 году бывший вице-премьер Дмитрий Козак.

Была одна зона, стало – семь

Для решения нарастающих проблем Госдума в 2017 году внесла очередные изменения в Воздушный кодекс РФ. Они обязали утвердить для каждого из 241 российского аэропорта новые схемы приаэродромных зон и определили чёткий порядок их использования.

Каждая такая территория должна делиться на семь подзон. На первой могут находиться только взлётные полосы и стоянки для самолётов. На второй – здания аэропортов, хранилища топлива.

На территории третьей запрещено строительство высотных зданий и вышек, на четвёртой – объектов, способных создавать помехи для работы навигационных служб.

Из пятой должны быть удалены производственные объекты, способные повлиять на безопасность полётов, из шестой – объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Строительство жилых зданий на этой территории не допускается.

Каждая приаэродромная территория делится на семь зон. На схемах красным цветом обозначена шестая зона (радиус 15 км), в которой запрещено строительство промышленных объектов и объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

Строительство жилых зданий на этой территории не допускается. Синим цветом обозначена седьмая зона (радиус 30 км).

Здесь запрещено строительство жилых зданий, не обладающих повышенной степенью защиты, а также вводится особый порядок согласования жилищного строительства.

Принят закон об использовании территорий при аэропортах
Принят закон об использовании территорий при аэропортах
Принят закон об использовании территорий при аэропортах

Наиболее обширной является седьмая подзона (территория вокруг аэропорта радиусом 30 километров), в которой самолёты создают повышенный уровень шума и электромагнитного излучения и загрязняют воздух. На её территории запрещено строительство жилых зданий, не обладающих повышенной степенью защиты. Срок принятия решений об установлении границ седьмой подзоны был отложен на 2025 год.

Минстрой и Собянин попытались затормозить реформу

Власти оказались не готовы к реформе. Первым забило тревогу Правительство РФ.

В августе 2019 года министр строительства Владимир Якушев заявил, что «работу по проблеме застройки аэропортовых ˂…˃ зон с особыми условиями нужно вести с применением единого комплексного подхода».

Глава ведомства сообщил, что принято решение отложить установление новых приаэродромных зон до 2021 года, определив до этого времени переходный порядок согласования нового строительства на их территории.

Об опасности реформы предупреждал и мэр Москвы Сергей Собянин.

На совещании в Правительстве РФ в октябре 2019 года он назвал проект предложенной ему приаэродромной зоны Шереметьево оптимальным, но призвал скорректировать проект 15-километровой приаэродромной территории Внуково.

«Если такие подходы реализовать, то они затронут не 25 процентов, а две трети территории Подмосковья и половину территории Москвы, на которых прекращается всякая инвестиционная деятельность… Фактически приостановлено строительство в объёме 50 миллионов квадратных метров жилой и нежилой недвижимости, десятков объектов соцкультбыта. Все объекты у нас стоят, мы не можем ввести ни детские сады, ни школы», – цитирует слова Сергея Собянина официальный сайт мэра Москвы.

Прокуроры не услышали чиновников

Проблема освоения приаэродромных территорий приобрела особую актуальность весной 2020 года, когда президент Владимир Путин заявил о принятии в рамках антикризисного пакета ряда новых мер по поддержке строительной отрасли. Но даже инициативы главы государства не смогли затормозить спорную реформу. Напротив, к форсированию её проведения подключились транспортные прокуратуры.

В апреле 2020 года Росавиация всё же определила границы шести зон ПАТ Шереметьево и Внуково окружностью радиусом 15 километров.

Тогда же по требованию транспортной прокуратуры была определена приаэродромная территория в Пензе. В июле Якутская транспортная прокуратура подала в суд на операторов 18 аэропортов, потребовав утвердить их ПАТ.

В августе суд Сахалинской области удовлетворил аналогичное заявление к предприятию «Аэропорты Курильских островов»; Емельяновский районный суд встал на сторону транспортного прокурора в споре с ФКП «Аэропорты Красноярья»; на Ямале надзорное ведомство обязало ГУП «Аэропорты Мангазеи» исполнить закон трёхлетней давности. Такие же вердикты были вынесены в ряде других регионов.

Принят закон об использовании территорий при аэропортахГраница шестой зоны ПАТ Шереметьево уже определена – 15 километров. Марина Лысцева/ТАСС

«Октагон» направил запросы во все окружные управления транспортной прокуратуры. На момент подготовки материала ответ поступил только от Южной транспортной прокуратуры, представители которой сообщили, что держат вопрос под контролем.

У москвичей отбирают купленные квартиры

Прокуратура также начала тестировать процедуру аннулирования ранее выданных разрешений на строительство в ПАТ жилых зданий.

В сентябре 2019 года Московская межрайонная транспортная прокуратура подала иск к комитету госстройнадзора Москвы с требованием отозвать разрешение на строительство ЖК «Филатов Луг» в приаэродромной зоне Внуково.

Далее последовали другие тяжбы, часть из них девелопер «Инград» выиграл. По остальным продолжаются разбирательства в различных инстанциях.

«Иград» начал работы на стройплощадке в 2017 году, согласовав документы с Росавиацией. Однако спустя два года ведомство аннулировало выданные ранее документы в связи с изменением влияющих на полёты технических параметров.

Принят закон об использовании территорий при аэропортахЖК «Филатов Луг» получил разрешение на строительство вблизи Внуково. Транспортная прокуратура подала иск на его отзыв. В результате больше всех пострадали обычные люди – дольщики. ГК «Инград»

Дольщики «Филатова Луга» создали в соцсети «ВКонтакте» форум, где договорились отправить президенту РФ Владимиру Путину коллективное письмо, в котором говорится следующее:

«Плачевная ситуация с армией обманутых граждан в долевом строительстве до Вашего сведения доводится крайне искажённой или не доводится вовсе руководителями субъектов Федерации.

Мы, дольщики, вправе рассчитывать на помощь от государства в части ликвидации рисков, связанных с долевым строительством в Москве – столице нашей Родины, которая вроде бы должна быть образцом для всех остальных регионов… 784 семьи не могут въехать в новые квартиры из-за проволочек Росавиации.

Читайте также:  Бывший муж получил налоговый вычет за всю квартиру – как забрать половину?

Такое только в России возможно – дать разрешение на строительство, а спустя два года втянуть застройщика в судебные тяжбы. И суды принимают иски от организации, которая сама выдала разрешение на строительство».

Схожие события разворачиваются в Новосибирске. По данным агентства Atas.info, воинская часть 3733 Сибирского округа войск нацгвардии России обратилась в прокуратуру с требованием отозвать разрешение на строительство ЖК «Авиатор».

В целом под вопросом оказался ввод в эксплуатацию 70 домов.

По словам военных, дом находится в зоне маневрирования военных самолётов, что небезопасно для полётов.

Операторы аэродромов спешат включиться в реформу

Активизировали работу по исполнению новой редакции Воздушного кодекса РФ операторы ведущих аэропортов страны. В УК «Аэропорты Регионов» (управляет семью российскими аэропортами) сообщили «Октагону», что ПАТ для аэропорта Саратова утверждена в мае 2020 года.

В Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Петропавловске-Камчатском и Новом Уренгое новые схемы проходят согласования с регулирующими органами.

В аэропорту Екатеринбурга планируется передача проекта на экспертизу на предмет соответствия санитарно-эпидемиологическому законодательству.

– Первоначальные проекты ПАТ аэропортов были разработаны в соответствии с требованиями действующего законодательства в 2019 году и переданы на рассмотрение и утверждение в уполномоченные органы.

После получения первой реакции общественности на данные проекты Роспотребнадзор внёс изменения в правила построения самой большой и критичной по ограничениям седьмой подзоны ПАТ, а также установил ряд новых требований в отношении правил построения иных подзон, то есть появилось новое правовое регулирование.

В связи с чем аэропорты перерабатывают первоначальный проект ПАТ, приводя его в соответствие с новыми требованиями, – пояснили «Октагону» в «Аэропортах Регионов».

«Октагон» направил запрос на получение в компанию «Новапорт», управляющую 16 крупными российскими аэродромами. На момент подготовки материала ответ на него не поступил.

Строители и мэры призывают к компромиссу

Строительные организации обеспокоены продолжающейся реформой и предупреждают о её негативном влиянии на отрасль.

– Этот вопрос занимает центральное место не только в повестке строительного комплекса, но и в развитии Екатеринбурга в целом ˂…˃. «Гильдия строителей Урала» за последние месяцы поднимала и продолжает поднимать его на всех возможных уровнях ˂…˃.

Приаэродромная территория [аэропорта Кольцово] в том виде, в котором мы с ней ознакомлены, в прошлом году запрещала не просто застройку, а практически всю хозяйственную активность почти на половине городской территории и в шести прилегающих муниципалитетах.

Очевидно, это был тот случай, когда благими намерениями была обусловлена дорога с крайне тяжёлыми последствиями, – заявил «Октагону» президент «Гильдии строителей Урала» Вячеслав Трапезников.

По словам руководителя гильдии, представители строительного сообщества, городские и областные власти как устно, так и письменно приглашали Росавиацию к диалогу и поиску компромисса.

Принят закон об использовании территорий при аэропортахВячеслав Трапезников: «Приаэродромная территория в том виде, в котором мы с ней ознакомлены, в прошлом году запрещала не просто застройку, а практически всю хозяйственную активность почти на половине городской территории и в шести прилегающих муниципалитетах». Александр Мамаев/Octagon.Media

– К сожалению, мы не можем пока констатировать, что этот диалог начался. Насколько мне известно, ни Минстрой региона, ни администрация города не получили возможность принимать участие в обсуждении документов на этапе их разработки.

Профессиональное сообщество также продолжают держать в неведении. Из этого я делаю неутешительный вывод о том, что очередная итерация проекта приаэродромной территории после её поступления для согласования в уполномоченные органы и муниципалитеты будет отклонена.

Печально видеть подобные непроизводительные усилия, – сожалеет Трапезников.

О надежде на компромисс говорит и глава Екатеринбурга Александр Высокинский.

– Мы находимся в постоянном диалоге с Росавиацией и надеемся, что нам удастся выработать удовлетворяющие все стороны решения, – сказал мэр.

– У застройщиков Санкт-Петербурга есть серьёзные и обоснованные опасения, что нормы закона 135-ФЗ повлекут значительные изменения высотных параметров застройки прилегающих к аэропорту территорий.

Для Северной столицы это особенно актуально в силу расположения аэропорта прямо в черте города, – заявил «Октагону» генеральный директор СРО А «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов.

Аэропорты обяжут платить компенсации владельцам приаэродромной недвижимости

Принят закон об использовании территорий при аэропортах

фото с сайта freeimages.com

За ограничения на использование недвижимости в связи с эксплуатацией новых взлётно-посадочных полос аэропорты должны будут заплатить компенсацию владельцам построек.

1 июля Президент России одобрил поправки в Воздушный кодекс, согласно которым аэропорты должны будут выплачивать компенсации владельцам частной недвижимости на приаэродромных территориях.

Согласно документу предполагается выплата компенсаций владельцам близлежащей частной недвижимости в случае строительства новых взлётно-посадочных полос.

Строительные компании, владеющие недвижимостью рядом с аэропортами, поправки в кодекс  поддерживают  и приводят в пример опыт западных стран.

Реакция российских операторов аэропортов на поправки была неоднозначной. По мнению большинства аэропортов новый закон создаёт целый ряд рисков, способных нанести  им серьёзный ущерб.

«Приаэродромные территории (30-километровая зона от контрольной точки аэродрома) в настоящий момент накрывают почти половину территории Московской области, а также около 90 процентов территории Москвы.

Именно эти территории, начиная с «советских времен» планировались под перспективную застройку, в том числе для расселения жителей аварийного жилья, и создание новых мест приложения труда.

«Однако в последние годы были введены требования,  ограничивающие градостроительное развитие  большей части московского региона и обусловившие необходимость получения дополнительных согласований  с администрациями аэропортов  и Росавиацией, причём вне формализованных правил, чёткого предмета согласований и оснований для отказа в процессе согласования» —  прокомментировал агентству ТАСС ситуацию с застройкой заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Козак.

Принят закон об использовании территорий при аэропортах

Семь авиакомпаний оштрафовали за задержку рейсов в аэропортах Москвы

В Московской области ежегодно порядка 2,5 тысячи застройщиков, планирующих создать новые производства и рабочие места, построить социальные объекты, расселить аварийные дома, вынуждены обращаться за согласованием в Росавиацию. Только применительно к территории Московской области к настоящему времени в производстве насчитывается 22 судебных дела, непосредственно затрагивающих права и интересы около 30 тысяч человек.

«Результат один — страдает население, терпит убытки строительный бизнес в регионах, существенно сокращаются территориальные ресурсы для экономического развития муниципальных образований, утрачивается возможность долгосрочного планирования такого развития как для государства, так и для бизнеса», — цитирует Дмитрия Козака ТАСС.

Застройщики, построившие жилые комплексы на небольшом отдалении от аэропортов, поправками довольны. Противодействие аэропортов поправкам они оценивают как «нечестную конкурентную борьбу за территорию, которую владельцы аэропорта предполагают использовать под девелопмент и в то же время отмечают, что «необходимо найти цивилизованные пути совместного развития приаэродромных территорий».

«Территория застройки «Пригород Лесное» (застройщик  под одноимённым названием  входит в группу компаний «Самолёт Девелопмент») находится на существенном отдалении от аэропорта, самолёты летают редко и на значительной высоте, что совсем не создаёт какой-либо дискомфорт для человека, находящегося на территории комплекса», — прокомментировал представитель одного   из московских застройщиков «Самолёт Девелопмент». Ограничения жилой застройки и возможности использования территории, подверженной воздействию авиашумов, законодательно реализованы во многих западных странах, напомнили в компании. И как подтвердил заместитель председателя Правительства РФ, механизмы контроля за использованием приаэродромных территорий в России после поправок соответствуют мировому опыту. Например, в Европе зоны шумового воздействия установлены для всех крупных аэропортов и введены законодательные требования о компенсации операторами аэропортов убытков землевладельцам, чьи права нарушены установлением таких зон.

«Вопрос о возмещении ущерба, причинённого гражданам и юридическим лицам в связи с ограничением их прав на земельные участки и иную недвижимость, разрешен в действующих редакциях Гражданского кодекса и Земельного кодекса Российской Федерации — этот ущерб возмещают лица, в интересах которых установлены ограничения. Законопроект лишь уточняет соответствующие положения в случае установления приаэродромных территорий. В отношении действующих аэродромов обязанности по возмещению указанного ущерба возлагаются на операторов аэропортов (независимо от формы собственности), которые являются выгодополучателями аэропортового бизнеса, но только в связи с возникновением на приаэродромных территориях ранее не установленных ограничений», — комментирует независимый эксперт рынка недвижимости Андрей Геннадьевич Бекетов.

Вместе с тем, такой подход формирует действенные стимулы к проектированию, строительству и последующей эксплуатации аэродромов с минимизацией размеров приаэродромных территорий (в целях минимизации объёмов подлежащего возмещению ущерба) за счёт предъявления повышенных требований к шумовым характеристикам воздушных судов и оптимизации маршрутов полётов с безусловным соблюдением требований безопасности полетов.

Читайте также:  Жилищные сертификаты могут разрешить использовать для покупки жилья по ДДУ

Одновременно законопроект содержит механизмы, направленные на стимулирование застройщиков аэродромов и операторов действующих аэродромов принимать меры к сокращению размеров приаэродромных территорий, в том числе за счет снижения уровня шумового воздействия.

Кстати сказать, Правительство Российской Федерации поручило Минтрансу России исходить из необходимости достижения этих целей при подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации о порядке установления границ приаэродромных территорий.

«Сегодня чёткие границы приаэродромных территорий и конкретный режим, действующий на конкретных участках этих территорий, не установлены.

… А в мутной воде — лучше рыбка ловится», — заявил заместитель председателя Правительства  РФ Дмитрий Козак по сообщению Информационного агентства России «ТАСС».

«Достаточно часто бывают ситуации, когда аэропорты требуют дополнительного согласования с ними несмотря на согласование от Росавиации. Обычно данные вопросы решаются параллельно в суде и путем переговоров с аэропортом.

Целью для аэропорта является получить некие коммерческие выгоды с застройщика пользуясь пробелами в действующем законодательстве» — комментирует генеральный директор «Century 21 Еврогруп Недвижимость» Пётр Владимирович Машаров.

В настоящее время застройка земель, находящихся на территории аэропорта и на расстоянии 30 километров от него, ограничена и допустима только после согласования с Росавиацией. Поправки вынудят аэропорты заняться новой разработкой проектов приаэродромных территорий и установить 7 подзон с разными степенями ограничений по использованию.

Принят федеральный закон об упрощении порядка установления приаэродромных территорий

Государственной Думой в окончательном, третьем, чтении в среду, 2 июня 2021 года, принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (законопроект № 957544-7), направленный на устранение проблем, связанных с установлением приаэродромных территорий. С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте Системы обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы.

Национальное объединение строителей в 2021 году приняло активное участие в обсуждении с профессиональным сообществом проблем, связанных с установлением приаэродромных территорий и осуществлением строительства вблизи аэродромов. В марте 2021 года Техническим Советом НОСТРОЙ утверждено заключение по выявлению проблематики строительства на приаэродромных территориях с учетом опыта субъектов Российской Федерации.

В принятом федеральном законе были учтены ключевые предложения НОСТРОЙ, касающиеся оптимизации порядка установления приаэродромных территорий.

Так, наиболее важным положением нового федерального закона является закрепление возможности устанавливать приаэродромные территории в «усеченном» составе – без седьмой подзоны, в которой вводятся ограничения на строительство жилья и социальной инфраструктуры.

Разногласия между федеральными и региональными органами власти по вопросу о границах седьмых подзон аэродромов в последние годы стали одной из основных причин неустановления приаэродромных территорий по правилам, закрепленным Федеральным законом от 01.07.2017 № 135-ФЗ.

В связи с отсутствием единой методики размер седьмой подзоны зачастую проектировался операторами аэродромов без учета интересов городского развития. Седьмая подзона в случае ее установления могла охватить значительную по площади территорию города, полностью заблокировав на ней строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры.

Таким образом, риски блокировки градостроительной деятельности в седьмой подзоне привели к невозможости устанавливать приаэродромные территории в целом.

Это, в свою очередь, вело к сохранению необходимости согласования строительства на прилегающей к аэродрому территории с уполномоченным органом (Росавиация) либо уполномоченной организаций (для аэродромов государственной и экспериментальной авиации).

Единственным выходом из этой ситуации было разрешить временно не устанавливать седьмую подзону до появления единой методики, которая позволила бы устанавливать седьмые подзоны по единым правилам.

На решение данной проблемы направлен принятый федеральный закон. Согласно его положениям седьмые подзоны существующих аэродромов могут не устанавливаться до 1 января 2025 года. До этого момента приаэродромная территория может включать в себя шесть подзон.

В отношении новых аэродромов седьмая подзона также может устанавливаться отдельно от всей приаэродромной территории в случае, если федеральные и региональные органы государственной власти так и не смогут договориться о том, как должны проходить границы седьмой подзоны.

В этом случае седьмая подзона должна быть установлена в течение одного года со дня установления приаэродромной территории. Решение об установлении отдельной подзоны в этом случае принимает Роспотребнадзор.

На Роспотребнадзор также возложена обязанность утвердить методику установления седьмой подзоны. Данная методика позволит устанавливать седьмые подзоны приаэродромных территорий единообразно и прозрачно.

Таким образом, согласно принятому федеральному закону разногласия по границам седьмой подзоны больше не смогут быть препятствием для установления приаэродромных территорий.

Это позволит завершить процесс формирования приаэродромных территорий, что повысит правовую определенность и снизит количество административных барьеров в строительстве, поскольку после установления приаэродромных территорий в составе первой-шестой подзон застройщикам не потребуется получать дополнительные согласования от органов (организаций) в сфере авиации.

Ограничения, обеспечивающие безопасность полетов, должны будут учитываться застройщиками при разработке проектной документации.

Федеральным законом также определено, что ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости в седьмой подзоне приаэродромной территории не применяются в отношении объектов, права на которые возникли до дня установления седьмой подзоны. Такие ограничения, кроме того, не применяются в отношении объектов, разрешение на строительство которых получено до установления седьмой подзоны.

Одновременно закон устанавливает положения об «амнистии» для «бытовой» недвижимости, расположенной на приаэродромной территории, – индивидуальных домов, гаражей. Если такие объекты были созданы до установления приаэродромной территории и не соответствуют установленным ограничениям, они не подлежат сносу при условии, что не являются самовольными постройками.

Федеральный закон направлен для рассмотрения в Совет Федерации.

Земельные новости

Госдума приняла поправки в Воздушный кодекс, против которых выступал Минтранс и аэропорты, пишут Ведомости.  Госдума на прошлой неделе приняла во втором и третьем чтениях поправки в Воздушный кодекс, которые обязывают аэропорты платить владельцам приаэродромной недвижимости. 

Поправки упорядочивают использование приаэродромных территорий – земель в радиусе 30 км от аэропортов, строить на которых можно только после согласования с Росавиацией. В частности, они вводят семь подзон с разным уровнем ограничений по использованию.

В течение года после вступления закона в силу операторы аэродромов (т. е. аэропорты) должны подготовить проект приаэродромной территории и утвердить его в Росавиации.

Проект должны согласовать муниципальные власти, они же рассчитают размер ущерба, который аэропорт должен выплатить владельцам земель и строений за то, что на эту недвижимость накладываются ограничения по использованию. 

Владельцы недвижимости на большой территории смогут обратиться к аэропортам за компенсациями за то, что на землях нельзя строить совсем или можно строить с ограничениями, жители же домов, где превышен допустимый уровень шума, могут потребовать переселения за счет аэропортов, рассказывали топ-менеджеры четырех аэропортов. 

Против поправок до последнего возражал Минтранс.

Положение [о компенсациях] несет существенные риски, требует финансово-экономического анализа изучения его экономического влияния на удорожание авиационных перевозок в целом, поскольку дополнительные затраты аэропортов приведут к росту услуг для авиакомпаний, писал в середине июня министр транспорта Максим Соколов вице-премьеру Дмитрию Козаку. 

Сейчас собственники часто не знают о существующих ограничениях на их земли – законопроект устранит этот пробел, он также даст аэропортам стимул оптимизировать приаэродромные территории по образцу Европы, говорит представитель Козака. 

В принятой Госдумой редакции поправок снимаются ограничения на строительство в седьмой подзоне, если права на землю девелопер получил до вступления поправок в силу. Это самая большая из зон, в ней ограничения будут возможны, если авиационные шумы превышают допустимые нормы. 

Козак в апреле отклонил предложение Минтранса не распространять действие поправок на уже существующие аэропорты. Правительство поручило Минтрансу за 10 месяцев оценить потенциальные расходы от вступления в силу законопроекта, отметил во вторник представитель Минтранса. 

Читайте также:  Как защитить недвижимость от мошенничества с электронными подписями?

«Ограничения по использованию приаэродромных территорий есть и сейчас, и все девелоперы о них знают. Но семь подзон будут введены только этими поправками, т. е. юридически будут новыми, поэтому все владельцы получат права на компенсацию», – говорит топ-менеджер крупного аэропорта. Об этом же предупреждает Козака в письме Соколов.

Законопроект действительно предполагает обратную силу, согласны председатель третейского суда Москвы и Московской области Олег Сухов и член адвокатской коллегии Москвы Елена Лузанова.

Ретроактивные нормы – большая редкость, а в данном случае даже не установлены сроки возведения жилья, которое может претендовать на компенсации, нет никакой формулы расчета – остается догадываться, как в таком виде законопроект дошел до Совета Федерации, добавляет Лузанова. 

«Проблема в том, что жилье строится на не предназначенных для этого территориях, и складывается впечатление, что застройщики чувствуют себя безнаказанными именно потому, что есть способствование их деятельности чиновниками», – говорит Сухов. 

Предыдущая новость Следующая новость

Госдума приняла закон о выделении подзон на приаэродромных территориях

10 Июня 2021

     Госдума на пленарном заседании в среду одобрила в третьем, окончательном чтении законопроект, по которому подзоны на приаэродромных территориях выделяются в обязательном порядке.

     
     Поправки, касающиеся подзон на приаэродромных территориях, были внесены в принятый в первом чтении законопроект об изменении участия граждан в принятии решений в области градостроительной деятельности и приняты во вторник во втором чтении.
     

     Согласно документу, теперь подзоны на приаэродромных территориях выделяются в обязательном порядке с установлением с первой по седьмую или, в определяемом Воздушным кодексом РФ случае, с первой по шестую подзону с последующим установлением седьмой в особом порядке.

     

     Госдума одобрила проект о выделении подзон на приаэродромных территориях, при этом в седьмой подзоне во избежание негативного физического воздействия в связи с превышением уровня шума от полетов воздушных судов устанавливается перечень ограничений использования земельных участков, определенный в соответствии с земельным законодательством с учетом положений Воздушного кодекса РФ.

     
     При этом ограничения использования установленных в седьмой подзоне земельных участков или расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления такой подзоны, и осуществления экономической или иной деятельности не применяются в их отношении. Это же касается и объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления седьмой подзоны, или в случаях, если для их строительства и реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство.
     
     Также положением о приаэродромной территории, которое утверждается правительством РФ, в соответствии с земельным законодательством могут быть определены ее особенности установления, связанные с выполнением полетов воздушных судов государственной или экспериментальной авиации.
     
     В случае строительства или реконструкции аэродрома, в том числе взлетно-посадочных полос, приаэродромная территория вместе с седьмой подзоной устанавливаются с учетом таких работ, при этом убытки, причиненные гражданам и юридическим лицам при ограничении их прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, которые возникают в связи с увеличением количества взлетно-посадочных полос аэродрома или реконструкцией существующих, подлежат возмещению в соответствии с земельным законодательством.
     

     Согласно поправке, снос здания или сооружения, нахождение которых не предусмотрено в соответствии с ограничениями Воздушного кодекса РФ в подзонах приаэродромной территории, не осуществляется, если они были созданы до установления указанных подзон и расположены на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, ведения садоводства для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, строительства гаражей для личных целей, при условии, что их размещение соответствует правовому режиму земель и виду разрешенного использования соответствующего земельного участка. Исключение касается только зданий и сооружений, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки.

     

     
     Источник:

     https://realty.ria.ru/

Поправки в закон о приаэродромных территориях связаны с требованиями к жилой застройке

Источник: Интерфакс

Инициированные Минтрансом новые поправки в закон об установлении приаэродромных территорий (ФЗ-135) обусловлены слишком жесткими требованиями к жилой застройке, заявил глава Росавиации Александр Нерадько.

«Действительно, это так: Минтранс вывесил на сайте regulation.gov.ru изменения в закон, которые касаются приаэродромных территорий. Потому что сейчас получается, что есть семь подзон, и вот эта седьмая подзона таким образом устанавливается, что распространяется на огромные территории, где нельзя строить ни детские сады, ни библиотеки, ни школы, ни жилые помещения. Ну, это просто нереально получается: мы должны огромные территории просто исключить из жизнедеятельности (города — ИФ)», — сообщил А.Нерадько журналистам в кулуарах отраслевой премии «Крылья России».

«Условно говоря, зона вокруг «Шереметьево» — если ее по требованиям санитарно-эпидемиологических служб установить, то детей (из района «Шереметьево» — ИФ) нужно будет возить в детский сад за Солнечногорск. Представляете? Зеленоград тоже подпадает — тоже нельзя строить ничего», — добавил он.

ФЗ-135 в действующей редакции был принят в 2017 году, он обязал аэропорты установить на своих приаэродромных территориях (земли в радиусе 30 км) семь подзон с разными степенями ограничений по использованию. В первой, самой жесткой, можно строить только объекты для обеспечения воздушного движения, в седьмой возможны ограничения застройки, если уровень авиационных шумов превышает допустимый и вредит здоровью. За то, что на земли и недвижимость наложены ограничения в использовании, аэропорт должен платить компенсации их владельцам. Жители домов в зоне авиационных шумов, превышающих допустимый уровень, могут требовать расселения также за счет аэропортов.

Осенью прошлого года Международная ассоциация аэропортов сообщала, что ни в одном аэропорту гражданской авиации РФ приаэродромная территория так и не была установлена. Основная причина в том, что не был определен порядок расчета возмещения ущерба в связи с ограничениями использования земель и объектов недвижимости.

По данным газеты «Коммерсантъ», на 17 апреля было запланировано совещание в Минтрансе — с участием представителей Минстроя, Минобороны, Роспотребнадзора, аэропортов Московского авиаузла и застройщиков Московской области — на котором должны обсудить проблемы, связанные с установлением границ приаэродромных территорий.

Правительство изменило правила охраны аэропортов

30.12.2020  |  14:33

В отношении ряда охраняемых объектов исключены упоминания УВО Минтранса и служб авиационной безопасности.

26 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации опубликовано постановление правительства РФ №2262 от 24 декабря 2020 г.

, вносящее изменения в правила охраны аэропортов и объектов аэропортовой инфраструктуры. Количественно изменений немного — вносятся правки в три пункта постановления №42 от 1 февраля 2011 г.

, ранее регламентировавшего правила охраны, но их содержание требует вдумчивого анализа.

Пункт 4 ПП №42 излагается в следующей редакции: «4.

Охрана границ территории (далее — периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, — подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта; в отношении иных аэропортов — подразделениями транспортной безопасности». Ранее в постановлении указывалось, что охрана периметра аэропортов, не вошедших в правительственный перечень, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Пункт 5 ПП №42 формулируется так: «5.

Охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, и иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется подразделениями транспортной безопасности, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации.». Ранее в числе сил охраны аэропортов упоминались также подразделения ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и службы авиационной безопасности аэропортов.

Также признается утратившим силу абзац второй пункта 6 ПП №42, регламентирующий требования к оснащению периметрового ограждения. Ранее он формулировался следующим образом: «Ограждение аэропорта оборудуется инженерно-техническими системами, обеспечивающими воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц и транспортных средств на территорию аэропорта».

Источник фото: pixabay.com.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *