Предложение: разрешить жителям многоэтажек обустраивать придомовую территорию

Наверное, мало кто задумается, покупая квартиру, как будет выглядеть двор, насколько он будет благоустроен, вообще каков статус территории, на которой придется искать место для парковки (если не куплено машино-место в паркинге). Застройщики в свою очередь обещают манну небесную, и площадки, и тренажеры, а бывает сады-огороды, беседки, променады и прочую улично-соблазнительную структуру.

До сдачи

В обязанность застройщика входит не только строительство дома, но и благоустройство территории, к этому дому относящееся. «Нормы благоустройства регламентирует Свод Правил 42.13330.

2016 и Правила землепользования и застройки города Санкт-Петербург (ПЗЗ), где описываются необходимые к размещению на придомовой территории площадки для игр детей, зоны для спорта, отдыха населения, хознужд, их площадь и расположение, количество парковок, дорожек, зеленых насаждений и так далее, — рассказывает директор по маркетингу и рекламе холдинга «Аквилон-Инвест» Надежда Зотова. — Размещение и площадь объектов в границах участка также должно соответствовать нормам СанПиН и пожарной безопасности. К примеру, по текущему ПЗЗ, количество озеленения рассчитывается, исходя из общей площади квартир (23% от общей площади) и встроенных помещений (15%), площадь детских площадок – от расчетного количества детей, которые будут проживать на территории того или иного жилого комплекса».

Стоит все это удовольствие недешево. «Затраты на благоустройство территории комплексов такого класса, в среднем варьируются в пределах 3,5-4 % от стоимости инвестиционно-строительного проекта», — отмечает менеджер по продуктовым решениям компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Вера Малахова.

Кроме регламентируемых элементов благоустройства бывает так, что застройщику приходится тратиться на бессмысленные сооружения, которые новоселам не очень-то и нужны (а понятно, что в конечном итоге за все платит именно он).

Так получилось при строительстве ЖК «Четыре горизонта» — компании RBI пришлось восстановить водонапорную башню Охтинской бумагопрядильной мануфактуры (объект культурного наследия).

Двор в комплексе закрыт от посторонних, так что этот памятник, который занимает немалую часть двора, могут посещать только жители «Четырех горизонтов».

Предложение: разрешить жителям многоэтажек обустраивать придомовую территорию

После сдачи

Самое интересное начинается после сдачи дома в эксплуатацию, когда с объекта уходит застройщик и власть переходит к свеженьким новоселам.

Вся эта благоустроенная территория по закону переходит в их пользование и поддерживать ее функциональность приходится уже самим жителям дома за свой счет. Правда, это собственность не частная, а общая.

Продать, купить, передать по наследству ее нельзя — только вместе с квартирой. При этом, важно, никакого земельного налога платить по закону не надо.

«Кадастрирование и оформление придомовой территории в собственность происходит после полного завершения всех работ на объекте, когда в эксплуатацию введены все очереди. Автоматически к дому присоединяется участок, расположенный четко по линии дома. В процессе оформления участвует не застройщик, а управляющая компания», — рассказывает Надежда Калашникова.

«Согласно пп. 4 п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирного дома (МКД) принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, включая земельный участок, на котором расположен МКД и который сформирован для его эксплуатации», — комментирует юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры» Максим Алексеев.

При этом, добавляет он, право владения, пользования и распоряжения такой придомовой территорией не безгранично. По большому счету отдельный собственник вообще ничего не в праве делать на территории двора, если это не нравится другим собственникам.

Чего нельзя делать на придомовой территории?

Огораживать место для автомобиля: мол, я тут всегда паркуюсь;

Занимать часть придомовой территории для лоджии или балкона (распространенная ситуация для жильцов первых этажей), или отдельного входа в собственное помещение (распространенная ситуация при переводе жилых помещений на первом этаже в нежилой фонд);

Заниматься благоустройством, высаживать, к примеру, растения — у соседей может быть аллергия, делать из шин клумбы. Хотя обычно на такие факты закрывают глаза, если не находится какой-нибудь особо ретивый гражданин.

«Единственным средством собственника обеспечить законные основания для использования части придомовой территории в личных целях является получение от остальных собственников согласия на такое использование – это называется определение порядка пользования», — отмечает юрист.

Звучит просто, но по факту в жилом комплексе, где приживает несколько тысяч человек, собрать собственников вместе бывает практически невозможно.

Жильцы могут участвовать в решении вопросов благоустройства придомовой территории, если в жилом комплексе создан совет дома, рассказывает Надежда Калашникова.

Для решения вопросов по установке дополнительных качелей, скамеек, малых архитектурных форм необходимо проведение общего собрания собственников жилья. После этого инициативная группа может вносить корректировки в существующий план благоустройства.

« Пример тесного взаимодействия УК и жильцов является ЖК «Лондон Парк». Здесь создан совет дома, который активно принимает участие в решении всех текущих вопросов.

По их инициативе был внесен ряд изменений в существовавший план благоустройства.

Кроме того, жители сами принимали активное участие в его реализации: участвовали в субботниках, занимались высадкой декоративных растений», — рассказала Надежда Калашникова.

Предложение: разрешить жителям многоэтажек обустраивать придомовую территорию

Что категорически запрещено делать на придомовой территории?

  • Есть запреты, которые нельзя законно обойти, даже если будет положительное решение всех собственников:
  • Запрещено мыть, ремонтировать транспортные средства;
  • Запрещён проезд и стоянка транспортных средств вне оборудованных проездов, стоянок;
  • Запрещено складирование материалов, загромождение металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, пищевыми отходами;
  • Запрещено разжигание костров;
  • Запрещено размещение несогласованных построек (сараи, гаражи, ограды);
  • Запрещено натягивание бельевых веревок между деревьями, сушка белья, чистка одежды; и множество иного рода запретов и ограничений, которые содержатся в нормативно-правовых актах, в том числе в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме.
  • «Таким образом, закрепление в действующем законодательстве прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении его общего имущества, включая придомовую территорию, не означает полную свободу указанных лиц в определении вариантов использования такого имущества», — резюмирует Максим Алексеев.

Придомовая территория многоквартирного дома. Права и обязанности жильцов дома

Оглавление:

В условиях современной жизни важно знать, какая роль отведена придомовой территории вашего дома, а также кто отвечает за поддержание порядка на ней.

Интерес к этой теме совсем не праздный, так как содержание в нормальном виде земельного участка требует от собственников определенных расходов, но при умелом распоряжении этим ресурсом близлежащий участок может стать и хорошим источником доходов.

Так что такое ─ придомовая территория многоквартирного дома и как ее грамотно эксплуатировать?

Приобретая квартиру, каждый дольщик точно знает, что после завершения сделки он станет полноправным хозяином жилья. Но при этом далеко не каждый новосел задумывается о том, кому принадлежит прилегающая к дому территория.

По простой логике она должна быть собственностью жильцов построенного на ней многоквартирного дома, ведь придомовой участок с его скверами, лавочками и детскими площадками изначально планировался для отдыха людей, проживающих в доме.

На практике вместо жильцов близлежащую к дому территорию нередко используют все кто угодно и на свое усмотрение. Вместо спортивной площадки вырастает магазин, а на месте сквера – еще одна новостройка. Могут ли жильцы стать полновластными хозяевами придомовой территории?

Состав и площадь придомовой территории

Придомовая территория многоквартирного дома – это земля, располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка.

Кроме самого дома, на этой территории могут находиться принадлежащие дому сооружения и необходимые для эксплуатации многоэтажки и удовлетворения потребности ее жильцов и арендаторов нежилые помещения.

Поддерживать ее состояние в нормальном виде должны жильцы многоквартирного дома, который построен на этом участке, потому что она является их совместной собственностью.

Придомовую территорию собственникам квартир в многоэтажке передают бесплатно, хотя она и считается объектом налогообложения. Размер налога для каждого жильца зависит от количества квартир в доме, между которыми он распределяется пропорционально.

Площадь, границы территории и другие ее параметры отображают в кадастровом паспорте. На основании этих данных управляющие компании проводят расчет расходов на уборку этого участка.

Если нет соответствующего оформления придомового участка, то его содержание обеспечивает администрация муниципалитета.

Как определяется придомовая территория многоквартирного дома? Размеры придомового участка определяются на основе существующей плотности окружающей застройки, количества этажей в жилом доме, наличия дорог общего пользования.

Предложение: разрешить жителям многоэтажек обустраивать придомовую территорию

Придомовой участок ─ территория единая, и выделить из нее часть в распоряжение отдельного подъезда или для продажи отдельной квартире нельзя. Согласно Правилам содержания общего имущества многоквартирного дома (№ 491 от 13.08.2006) придомовая территория многоквартирного дома состоит из:

  • участка земли, где возведено строение;
  • элементов озеленения и прочего благоустройства;
  • детских и спортивных площадок;
  • сушилок для белья;
  • коллективных автостоянок;
  • пожарных проездов;
  • трансформаторных подстанций;
  • тепловых пунктов;
  • других объектов, необходимых для нормальной эксплуатации дома.
Читайте также:  К концу 2021 года ключевая ставка цб может снизиться до 9%

Все перечисленные объекты должны быть расположены в пределах границ, которые указаны в кадастровом паспорте. Управление своим участком собственники могут доверить:

  • домовому комитету (самостоятельное управление),
  • ТСЖ или другой специальной некоммерческой организации;
  • управляющей компании.

Использование земельного участка при доме

Ограничивать доступ к территории вокруг дома ее собственники права не имеют, как и чинить любые препятствия для обслуживания инженерных коммуникаций и обустройства участка.

У них есть возможность передавать часть площади в аренду, размещать на ней рекламные щиты, оборудовать платную стоянку.

Вырученные деньги можно использовать для общедомовых потребностей: ремонта дома, частичной оплаты коммунальных услуг и т.п.

Рекомендации по использованию придомовой территории многоквартирного дома

Придомовая территория (ПТ) — это юридическое понятие, которое определяет назначение земельного участка. Это участок, находящийся при доме. Он необходим для того, чтобы обеспечить потребности людей в пространстве с комфортными условиями.

Предложение: разрешить жителям многоэтажек обустраивать придомовую территорию

Что входит в состав придомовой территории

Жилищный кодекс в ст. 36 дает определение общего имущества многоквартирных домов. В данном перечне находится и земельный участок, на котором расположен сам дом и все элементы благоустройства.

Общей собственностью всех владельцев квартир данного дома является территория вокруг дома и земля, расположенная непосредственно под домом. На придомовой территории расположены:

  • зеленые насаждения;
  • детские площадки;
  • парковки;
  • объекты, предназначенные для обслуживания дома;
  • зоны рекреации;
  • дороги и тротуары;
  • магазины, учреждения, предоставляющие услуги.

В последнем случае частью ПТ являются только такие центры, которые расположены в самом доме или рядом с ним. Такие объекты могут быть заложены в проекте или могут быть возведены и после того, как дом будет принят в эксплуатацию.

Распоряжение придомовой территорией

Прилегающая к многовартирному дому территория — это общая собственность всех владельцев квартир. Если дом находится в муниципальной собственности, то и ПТ принадлежит муниципалитету.

Специфика общей собственности состоит в том, что человек может распоряжаться своей долей только с согласия всех владельцев.

Дворовые территории многоквартирных домов нельзя разделить на части, пропорциональные долям владельцев квартир.

ПТ могут быть только в общей собственности. Это означает, что продать свою долю в общей собственности можно, только продав свою квартиру.

Кому принадлежит

Придомовые территории принадлежат владельцам квартир. Это может быть совокупность физических лиц, организация или муниципалитет. Принадлежность определяется в том случае, если ПТ существует как участок, имеющий кадастровый паспорт и номер.

Все дома, построенные в последние 15 лет, имеют территории, обозначенные в документах и на местности. Иногда по периметру такой территории устанавливают забор.

Старые постройки могут не иметь своей территории.

Происходит это по двум причинам. Во-первых, при плотной застройке такая территория почти равна периметру строения. Во-вторых, во время преобладания госсобственности на недвижимость потребности в выделении ПТ не возникало, поскольку управленческие функции были сконцентрированы в одном центре.

Возможна ли приватизация

Переход ПТ в частную собственность возможен только при условии наличия такой собственности на жилую недвижимость. Однако в наше время возможна ситуация, когда все квартиры находятся в частной собственности, а придомовая земля принадлежит муниципалитету. В этом случае алгоритм действий следующий.

  1. В Росреестре проверяется вся документация на земельный участок данного дома. Если ПТ не имеет собственного паспорта и номера, то придется нанимать землеустроителей, которые должны провести оформление придомовой территории.

Как УО и жителям дома реализовать проект по благоустройству двора

Благоустройство придомовой территории относится к компетенции общего собрания собственников, а содержание её в надлежащем состоянии – обязанность управляющей домом организации. Читайте в данной статье о том, как УО совместно с жителями дома может реализовать интересный проект по благоустройству двора.

Кто принимает решение о благоустройстве придомовой территории

Придомовая территория МКД с элементами благоустройства входит в состав общего имущества собственников многоквартирного дома, если земельный участок под МКД поставлен на кадастровый учёт (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). В таком случае организация, заключившая договор управления с собственниками, отвечает за надлежащее содержание участка и находящихся на нём объектов.

Решение о благоустройстве земельного участка, установке на нём новых объектов: детской или спортивной площадки, элементов озеленения, парковки – принимается на общем собрании собственников помещений в доме (п. 2.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Бремя содержания таких объектов лежит на собственниках. Стоимость их содержания включается в перечень работ и услуг по договору управления, также – в размер платы за жилое помещение, выставляемой УО жителям дома. Подобные изменения условий договора управления утверждаются собственниками на ОСС.

С чего начать подготовку к благоустройству двора

Под благоустройством двора понимается перечень различных мероприятий: озеленение, зонирование, асфальтирование, установка детских и спортивных площадок, уличной мебели, ограждений, покрытий, малых архитектурных объектов, организация парковки, освещения. Жители могут решить сделать что-то одно или разработать целый проект по изменению облика придомовой территории.

Чаще жители дома выступают с предложением установить детскую площадку или организовать парковку. Также они имеют право реализовать в своём дворе целый проект с применением арт-дизайна и правил зонирования. Но инициаторы изменений не всегда понимают, что нужно сделать, чтобы получить для этого поддержку других жителей дома, с чего начать.

В этом помогут рекомендации методического пособия по развитию дворов в малых городах, разработанного участниками проекта «Создай свой город».

Согласно пособию, первым шагом к реализации плана по изменению двора многоквартирного дома является как раз создание инициативной группы жителей.

Чаще всего эта группа возникает без участия УО или ТСЖ, и именно она предлагает благоустроить территорию дома.

Зачем проводить собрание инициативной группы

Но идею должны поддержать собственники помещений на общем собрании. Поэтому до того, как провести такое собрание, инициативная группа совместно со специалистами УО должны проработать свои предложения, собрать информацию. Это важно по нескольким причинам:

  1. Инициативные жители дома при этом подтвердят желание участвовать в благоустройстве двора, смогут чётко определить запрос на изменения: что, по их мнению, нужно поменять, какие есть идеи, на чём сделать акцент.
  2. Выносить вопрос о благоустройстве двора на обсуждение с широким кругом жителей, в том числе на общем собрании собственников, нужно только после появления у инициаторов конкретных предложений, чётких вопросов. Люди не любят, когда их отрывают от дел для обсуждения абстрактных идей.
  3. Заранее необходимо определить возможные источники финансирования работ: из средств на текущий или капитальный ремонт, за счёт целевых взносов жителей дома, за счёт участия в муниципальных и федеральных целевых программах.

На заседаниях инициативной группы в обязательном порядке должны присутствовать представители УО. Они помогут жителям дома разобраться в законодательстве, которое регулирует благоустройство дворов, подготовить информацию и документы для ОСС.

Что нужно донести до жителей МКД на первой встрече по благоустройству двора

Авторы методического пособия подчёркивают, что для успешного проекта по благоустройству двора важно активное участие жителей дома в разработке идеи. Это нужно и для того, чтобы обеспечить поддержку планов на общем собрании собственников.

УО и инициативная группа могут сначала провести неофициальное собрание (встречу): рассказать жителям дома о своих предложениях, собрать идеи и вопросы, понять, чего хотят соседи и хотят ли вообще благоустраивать территорию. На таком собрании следует:

  • представить конкретные предложения по благоустройству, их примерную стоимость, сроки реализации, подкрепить слова примерами уже реализованных в стране проектов;
  • донести до жителей дома информацию о том, что все новые объекты на придомовой территории будет необходимо внести в состав общего имущества МКД и нести бремя их содержания будут сами собственники в составе платы за жилое помещение;
  • предложить жителям дома внести свои предложения, указав, кому, как и в какой срок их можно направить;
  • рассказать о возможных источниках финансирования работ.

Таким образом, УО и группа инициаторов получат понимание, поддерживают ли их другие жители дома и какие именно вопросы необходимо вынести на общее собрание собственников, которое проводится в соответствии со ст. ст. 45–46 ЖК РФ.

В методическом пособии отмечается, что инициаторы проекта должны быть готовы к тому, что часть соседей негативно отреагирует на предложение. Их задача – найти поддержку у большинства собственников.

Как подготовить техническое задание по благоустройству двора

Важный этап подготовки проекта – составление технического задания, в котором жители дома должны изложить требования к запланированным работам по благоустройству двора и их результату. В задание включаются технические характеристики будущих объектов, стиль, размещение на территории и т.д. На основании техзадания разрабатывается готовый проект и план-график проведения работ.

Читайте также:  Законопроект об ограничении имущественного налога приняли во втором чтении

Для создания технического задания согласно пожеланиям и возможностям жителей дома инициаторам необходимо пройти этап исследования:

  1. Решить вопрос с постановкой земельного участка под домом на кадастровый учёт, если ранее это не было сделано, и включением его в состав общего имущества дома. Здесь важна помощь УО.
  2. Узнать возможности жителей дома, их вклад в реализацию планов по преображению двора: непосредственное участие в работах по благоустройству, экспертиза, помощь материалами, скидками в магазинах и др. Возможно, жители смогут сделать большую часть работ своими силами и с небольшим бюджетом.
  3. Изучить НПА, выяснить, что разрешено делать на территории, а что нет; узнать порядок согласования с органом МСУ проектов благоустройства.
  4. Изучить действующие на территории муниципалитета программы по благоустройству дворов и возможность получения по ним гранта.

Для прояснения этих важных вопросов, возможно, понадобится несколько встреч с жителями и активная помощь специалистов управляющей организации, например, юристов. Также можно создать группы в мессенджерах или социальных сетях, что позволит быстрее решать возникшие вопросы и делиться информацией.

Когда все вопросы проработаны, информация доведена до собственников, и они поддержали идею, то она должна лечь в основу технического задания. Как отмечают авторы методических указаний, разработка технического задания может стать одним из самых долгих этапов в реализации проекта: задание может несколько раз обсуждаться и изменяться жителями дома.

Какие вопросы нужно вынести на общее собрание собственников

Итак, техническое задание для составления проекта по благоустройству двора готово, с ним согласны жители. Теперь важно утвердить его на общем собрании собственников помещений. На собрании следует утвердить:

  1. Техническое задание для разработки проекта.
  2. Бюджет и план-график работ.
  3. Источник финансирования, при необходимости – согласовать подачу заявки на дополнительное финансирование в рамках муниципальной или федеральной программы.
  4. Выбранного для проведения работ подрядчика и условия договора, если это предусмотрено планом реализации проекта.

Решение по вопросам повестки принимается в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. Возможно, с первого раза утвердить все представленные предложения не получится, тогда следует учесть замечания собственников, внести в документы изменения и снова провести ОСС.

На основе утверждённого технического задания готовится архитектурный проект, который согласовывает орган местного самоуправления, проверив на соответствие законодательным актам, регулирующим благоустройство территории муниципалитета.

На что УО и собственникам обратить внимание при реализации проекта и после него

Когда все формальности соблюдены, можно приступать непосредственно к реализации проекта. В зависимости от принятого решения благоустройство может быть выполнено полностью силами жителей дома и сотрудников УО или с привлечением сторонней компании.

Во втором случае договор на оказание услуг должен быть утверждён на ОСС. Подписать его от имени собственников может управляющая домом организация, если она наделена такими полномочиями.

На всех этапах лидеры проекта должны контролировать ход работ и проверять их на соответствие проекту и качество. Принимать готовый двор и поставленные объекты следует комиссии с участием собственников и представителей УО. При желании двор можно торжественно открыть, собрав на праздник жителей МКД, а если проект был оригинальным или масштабным – представителей муниципалитета и прессы.

Последним этапом в работе станет проведение нового ОСС, на котором собственники должны включить новые объекты в состав общего имущества дома и утвердить новый размер платы за содержание и ремонт (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ). В стоимость услуг УО будет включена цена работ по обслуживанию, ремонту объектов, а при необходимости – охране и уборке.

Как подготовить и реализовать проект благоустройства двора

Резюмируем рекомендации, изложенные в методическом пособии. Для успешного благоустройства придомовой территории, УО и жителям дома необходимо:

  1. Создать инициативную группу и обсудить идеи.
  2. Собрать необходимую информацию о земельном участке, программах по благоустройству, требованиях закона к таким проектам, порядке их согласования.
  3. Довести собранные материалы до сведения всех жителей дома, собрать их предложения, доработать предложения и определить источник финансирования.
  4. Подготовить техническое задание, план-график, смету.
  5. Провести ОСС и утвердить важные вопросы реализации проекта.
  6. Разработать проект и согласовать его с собственниками и органом МСУ.
  7. Реализовать проект и принять выполненные работы.

При подготовке и реализации проекта по благоустройству может потребоваться несколько общих собраний собственников. Их следует провести в соответствии с требованиями жилищного законодательства. В таком случае принятые на ОСС положительные решения будут обязательны для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 46 ЖК РФ).

По материалам портала РосКвартал.

Споры о праве на придомовую территорию

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г.

Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м.

, предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком. 

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом.

В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е.

в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания. 

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно.

Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в.

Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.)1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет)2.

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.

) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным.

Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее.3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве. 

Такие споры можно разделить на четыре большие категории: 

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД. 

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).

Читайте также:  В мае 2021-го ипотеки выдали на 35% больше, чем в мае 2021-го

Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием.

Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7.

При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД4.

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение5.

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г.

№ 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59.

Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г.

№ 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса).

При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета.

При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования.

В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества.

При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016). 

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст.

305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет — при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка»  вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст.

85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД.

Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector