Понятие самостроя в российском законодательстве могут расширить

Сегодняшний пожар в Краснодаре, к счастью не стал причиной гибели людей. Но тем не менее он  является очень интересным примером за счёт того, что после этого пожара стали говорить о сгоревшем здании. Давайте посмотрим что произошло.

  • Понятие самостроя в российском законодательстве могут расширить
  • Так вот, на этот пожар не мог не отреагировать губернатор, и в интервью «Кубанским известиям» он сказал буквально следующее:
  • Понятие самостроя в российском законодательстве могут расширить

Итак, губернатор упомянул термин: «самострой». Это конечно неграмотно, с точки зрения строителя, пожарного специалиста, да и юриста, но тем не менее — данный жаргонизм общепринят, и, как и выражение: «объект самовольного строительства», самострой как термин прочно входит в лексикон всех, кто так или иначе связан со сферой недвижимости.

Правильно этот термин звучит так: 

Самовольная постройка

и определяется она как:

здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.  часть 1 статьи 222 Гражданского Кодекса Российской Федерации 

Как отмечается в Методических рекомендациях Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по рассмотрению споров, связанных с признанием права собственности на объекты самовольной постройки  впервые самовольное строительство нашло свое отражение в Постановлении СНК РСФСР от 22.05.

1940 № 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках». Впоследствии положения о самовольной постройке были закреплены в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года.

В настоящее время основы правового режима объекта недвижимого имущества, являющегося самовольной постройкой, установлены в статье 222 ГК РФ.

В том же источнике рассматриваются три признака самовольной постройки, каждый из которых достаточен для того, чтобы признать здание «самостроем»:

Первый признак самовольной постройки

Нецелевое использование земельного участка. В соответствии с определением термина самовольная постройка в соответствии с котором отвод (т.е. выделение) земельного участка для целей строительства должен соответствовать порядку, установленному законом и иными правовыми актами.

Недостаточно просто быть собственником земельного участка, чтобы начать на нём что-то строить. Необходимо, чтобы правовой режим данного земельного участка соответствовал конкретному целевому назначению.

Такой порядок отвода земельных участков установлен статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Второй признак самовольной постройки

Отсутствие установленных законом разрешений на строительство. Статья 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации устанавливает порядок по которому тот, кто хочет построить здание (за исключением нескольких типов зданий) должен получить определенные разрешения от специальных органов государственной власти.

Третий признак самовольной постройки

Если при возведении здания нарушены градостроительные или строительные нормы и правила, то эта постройка также относится к самовольным.

В указанных выше Методических рекомендациях отдельно определено, что согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.

2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» (далее — Постановление Пленума № 10/22) положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Таким образом мы видим три признака самовольной постройки, в том числе как и нового строительства так и реконструкции. Первый из них никак не касается специалистов по пожарной безопасности, а вот вторые два имеют прямое отношение.

В указанных методических рекомендациях етсь ряд положений, которые касаются пожарной безопасности. Перечислим их.

ВО-ПЕРВЫХ

В силу пунктов 1, 2 статьи 3 Закона об архитектурной деятельности заказчик (застройщик) — гражданин или юридическое лицо, имеющиенамерение осуществить строительство, реконструкцию архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, -обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием. Строительство любого объектадолжно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных

  1. норм и правил.
  2. 4) тот факт, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других (помимо истца) лиц и не создает угрозужизни и здоровью граждан (в том числе гражданина-истца и членов его семьи).

Наличие либо отсутствие нарушения прав других лиц (в том числе неопределенного круга лиц) и угрозы жизни или здоровью гражданустанавливается судом применительно к допущению при возведении постройки существенных нарушений градостроительных, строительных норми правил по законодательству, действовавшему на момент создания постройки (пункты 24, 29 Постановления Пленума №10/22), а также правил пожарной исанитарно-эпидемиологической безопасности (Постановление ФАС СевероКавказского округа от 12.09.2012 по делу N А18-170/2011, Постановление

Новый подход к самовольным постройкам — новости Право.ру

Закон принят для того, чтобы появилось понимание, кто может сносить самовольную постройку, когда, за чей счет, что делать гражданам, оказавшимся вблизи трубопроводов и т. д.

, поясняет Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству: «Нужно защитить добросовестных владельцев построек, в том числе от излишнего формализма».

Такая работа потребовала внести целый ряд поправок в Гражданский кодекс (основные из них представлены в таблице).

Было Стало
Постройка считается самовольной Если возведена без необходимых разрешений или с существенным нарушением строительных норм и правил Если возведена без необходимых разрешений или с существенным нарушением строительных норм и правил, установленных на дату создания объекта
Снос самовольной постройки: 1) с зарегистрированным правом собственности; 2) которая является жилым домом (многоквартирным, садовым); 3) которая создана до вступления в силу Градостроительного и Земельного кодексов По решению суда или ОМСУ Только по решению суда
Административный снос постройки, которая расположена на частных землях Можно Нельзя, исключение – если сохранение самовольного строения на частной земле создает угрозу жизни и здоровью граждан
Снос постройки, права на которую оформлены по «дачной амнистии» Можно Можно, но только с возмещением убытков собственнику
Механизм принудительного изъятия земли у собственника, который не исполнил требование о сносе самовольной постройки в установленный срок. Нет Есть
Механизм приведения самовольной постройки в соответствие установленным требованиям Нет Есть, на это отводится срок от 6 месяцев до 3 лет

По словам Крашенинникова, до настоящего момента отсутствовал комплексный механизм контроля за строительством: требования к нему, способ сноса, гарантии собственникам построек от внесудебного сноса, возмещение убытков, наполнение ЕГРН данными об «особых» зонах, чтобы минимизировать споры о трубах на участках. А перечисленные новеллы позволят сделать механизм признания построек «самовольными» более объективным, усовершенствовать меры противодействия самовольному строительству и установить дополнительную защиту прав граждан и юрлиц на недвижимое имущество, уверен депутат.

Закон № 301924-7 «О внесении изменений в часть I ГК и ст. 22 ФЗ «О введении в действие части I ГК».

Эксперты «Право.ru»: нормы помогут оперативно реагировать на самострои

Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям Региональный рейтинг.

группа Банкротство (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения 7место По количеству юристов Профайл компании
, говорит, что изменения последних лет в обсуждаемой сфере существенно снизили порог доказывания для признания постройки самовольной: «Было достаточно любого нарушения градостроительного регламента даже не на время создания объекта, а на дату судебного спора». Действующая редакция ст. 222 ГК оставляет широкий простор принятия решений о внесудебном сносе объектов для ОМСУ, отмечает Денис Литвинов, управляющий партнер Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Управление частным капиталом 23место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 47место По выручке Профайл компании
. Кроме того, существует правовая коллизия между возможностью внесудебного сноса жилого дома, попавшего в зону с особыми условиями использования территорий, и конституционным правом граждан на жилище, добавляет эксперт: «То есть, по сути, сейчас возможна ситуация, при которой гражданина можно без судебного разбирательства лишить единственного жилища, если оно попадает в вышеуказанную зону». С учетом этого позитивно, что закон существенно ограничивает случаи внесудебного сноса, замечает юрист.

В ситуации, когда сведения об ограничении использования участка отсутствовали в публичном доступе на момент выделения земли и выдачи разрешения на строительство либо на момент регистрации права на уже возведённый жилой дом, постройка не должна признаваться самовольной, приветствует это нововведение Литвинов: «Обратное существенно ухудшало бы правовую определенность имущественного оборота».

Еще одно позитивное нововведение – установление защитного механизма для добросовестных приобретателей объектов, которые впоследствии признаются самовольными постройками, говорит Литвинов. Одним словом, новые нормы позволят более эффективно и оперативно реагировать на наличие «самоволок», которые мешают местным жителям, не сомневается Екатерина Калинина, старший юрист Федеральный рейтинг.

группа Комплаенс группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) группа Трудовое и миграционное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (включая споры) 4место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 19место По выручке
: «Сам механизм признания права собственности на самовольные постройки становится более прозрачным и понятным для собственников таких объектов». Но с учетом инертности судебной практики достаточны ли такие изменения, покажет только время, резюмирует Некрестьянов.

Читайте также:  Руководителей тсж могут освободить от ответственности за долги их компаний

Недостатки закона

Однако не все эксперты единодушны в позитивной оценке обсуждаемых изменений. Литвинов считает спорной новеллу, которая предлагает изымать участок у собственника, не выполнившего решения о сносе самовольной постройки.

Юрист объясняет, что на практике возможны случаи, когда размер участка существенно превышает площадь, занятую самовольной постройкой. Так что в этом случае было бы правильнее говорить об изъятии части участка, отнеся затраты на кадастровые работы на собственника земли, полагает Литвинов.

Интересен и подход законодателя к самовольным постройкам, которые относятся к имуществу религиозного назначения, обращает внимание юрист: «Эти объекты запретят сносить даже в случаях их прямой угрозы жизни и здоровью граждан в связи с нахождением в зонах с особыми условиями использования».

Обоснованность такого решения вызывает сомнения как с точки зрения конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, так и с точки зрения безопасности, констатирует Литвинов. 

Понятие самостроя в российском законодательстве могут расширить

Самострой – это проблема, которая связана с беспорядком в сфере административного регулирования выделения земельных участков и строительных согласований. И эти сложности являются производными от главного – захлебнувшейся реформы вещных прав.

Только наведение порядка в этом вопросе может существенно помочь современному отечественному правопорядку избавиться от пережитков советского прошлого. А обсуждаемый закон – это типичный пример ситуативного реагирования, паллиативная мера, которая существенно ничего не изменит.

Разве Гражданский кодекс мешает сейчас государству возмещать вред, причиненный действиями представителей Росреестра, которые регистрируют право собственности на объекты самовольного строительства?

Денис Быканов, партнер Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения
 

Кроме того, остаётся неразрешенным вопрос – распространяется ли понятие «самовольное строительство» на незавершённые объекты, констатирует Надежда Попова из Федеральный рейтинг.

группа Семейное и наследственное право группа Страховое право группа Управление частным капиталом группа Банкротство (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) Профайл компании
.

К сожалению, новым законом не урегулировано, в каких случаях возможен только снос, а когда – приведение построек в соответствие установленным требованиям, добавляет Светлана Шлюнько, юрист Региональный рейтинг.

группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Интеллектуальная собственность (включая споры) группа Корпоративное право/Слияния и поглощения
. По её мнению, это может привести к злоупотреблениям при принятии соответствующих решений. Но она надеется, что судебная практика выработает подходы к спорному вопросу.

Порядки прошлого века

А вот в 90-е годы добиться легализации самовольных построек получалось достаточно легко, по крайней мере, бизнесменам.

О популярной в то время схеме на примере столичного региона рассказывал «Комсомольской правде» глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк: «Город на пять лет выделял предпринимателю землю под установку некапитального нестационарного объекта.

Коммерсант ставил павильон, быстренько обкладывал его кирпичом. Все это согласовывал или вообще не согласовывал как какие-то фасадные работы». После этого заказывалось некое экспертное заключение в одном из проектных институтов, в котором писалось, что возведенный объект является капитальным сооружением.

Потом коммерсант получал от специалиста Бюро технической инвентаризации дополнительную документацию. Со всеми перечисленными бумагами приходили в регистрационную палату, где ему выдавали свидетельство на право собственности, поясняет Немерюк. 

Когда через пять лет город требовал убрать объект, то предприниматель ссылался на полученный документ о праве собственности.

Судиться в такой ситуации властям тоже было бесполезно, говорит глава департамента торговли и услуг Москвы: «Свидетельство выдано три года назад, и срок исковой давности истек, поэтому все свободны».

При этом суд подтверждал, что «самострой» появился незаконно, но законодательство того времени не позволяло принимать какие-то меры, подчеркивает Немерюк.  

Решения от законодателя и правоприменителя

Тем не менее постепенно судебная практика стала решать существовавшие проблемы с незаконно построенной «самоволкой».

Самым главным в этой связи стало совместное постановление Пленумов ВАС и ВС № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В п.

26 этого документа указано, что «отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку». Вместе с тем в п.

5 Обзора практики от 9 декабря 2010 года № 143 ВАС разъяснил: наличие государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска о сносе этого объекта как самовольной постройки. 

В этом сюжете

У Верховного суда последний объемный обзор на обсуждаемую тему вышел весной 2014 года («Судебная практика по делам, связанным с самовольным строительством»). В  документе ВС задал вектор рассмотрения подобным спорам.

Во-первых, разъяснил, что право собственности на самовольное строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на арендованном им участке, можно признать при определенных условиях.

Таковыми являются: предоставление участка в аренду именно для строительства соответствующего объекта недвижимости, отсутствие существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и, если сохранение спорного строения не нарушает прав и законных интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Во-вторых, действующим законодательством не предусмотрена возможность признать право собственности на часть объекта самовольной постройки. И, в-третьих, в случае самовольной пристройки дополнительных помещений к первоначальному объекту недвижимости интересы собственника можно защитить, признав право в целом на собственность в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту. Под такой случай подпадает даже пристроенный балкон, что ВС отдельно подчеркнул в определении № 18-КГ17-198.

В этом сюжете

Но наиболее существенно правовые «пробелы» 90-х годов решил законодатель. В 2015 году ст. 222 ГК дополнили п. 4, который регламентировал условия и порядок сноса самовольной постройки органом местного самоуправления (ОМСУ). Новелла позволила властям избавляться от самостроев в административном (внесудебном) порядке.

Это возможно в случаях, если объект возвели на земле, которую не предоставили в установленном порядке для этих целей.

А постройка расположена «в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ) или на участке общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения».

Руководство столичного региона тут же воспользовалось нововведением и за два года в пять этапов снесло 385 объектов. Владельцы некоторых из этих помещений пытались обжаловать решение московских властей в судебном порядке, но безрезультатно.

Верховный суд признал законным постановление правительства столицы от 8 декабря 2015 года «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы» № 829, на основании которого и демонтировали здания предпринимателей. А Конституционный суд не нашел нарушений в самой норме, которая допускает внесудебный снос самовольных построек местными властями.

Оформление самостроя через суд

Защита прав. Недвижимость. Строительство.

Будущее — начинается в настоящем!

Самострой. Суд

Для России самовольное возведение строений стало обычным явлением. Действующие нормативные акты не дают четкой схемы легализации подобных строений.

Это вызывает определенные трудности при оформлении права собственности на возведенную постройку.

Если Вы возвели строение без соответствующего на то разрешения, Вы лишены возможности использовать его и распоряжаться им на законных основаниях.

Это здание невозможно продавать, дарить, сдавать, оформлять в залог на легальных основаниях.

Вас могут обязать снести это строение за собственные средства. Как избежать этого? Пройти сложнейшую бюрократическую процедуру административной легализации. Второй вариант – узаконить самострой через суд. Для этого законодательством установлен определенный порядок.

Чтобы узаконить самострой в суде Вам необходимо доказать свое право собственности на земельный участок, на котором возведено строение.

Также следует учитывать, что Закон запрещает возводить постройки, которые каким-либо образом могут нарушить права других лиц или создавать угрозу их здоровью или жизни.

Читайте также:  Дальневосточные бизнесмены попросили путина об ипотеке под 5-6%

Легализовать самострой через суд можно, так как судебное решение является основанием для возникновения гражданских прав.

У вас есть все шансы на узаканивание самостроя в суде, если Вы сможете доказать, что имеете право на землю, а возведенная постройка не может создавать угрозу чьему-либо здоровью или жизни.

Еще один момент, на который обращают внимание при рассмотрении дела в суде – строение не должно нарушать интересы и права других лиц.

При этом Вам придется столкнуться с длительной процедурой судебного разбирательства, в ходе которого нужно обосновать свои требования, подтвердить права доказательствами. Вам понадобится подготовить пакет документов – бумаги на участок, кадастровые паспорта, квитанции об оплате госпошлины.

Даже зная о решении, вынесенном в вашу пользу, в силу целого ряда факторов получение решения на руки может занять много времени.

На это могут быть различные причины – от простой нерасторопности сотрудников суда до принципиальной позиции администрации, выступившей в роли ответчика.

Есть законные способы повлиять на эти обстоятельства, но нужно знать к каким из них стоит прибегнуть в каждом конкретном случае.

Не специалисту будет проблематично вникнуть в тонкости оформления самостроя через суд. Лучше доверить этот важный вопрос профессиональным юристам. Речь идет о недвижимости, стоимость которой растет с каждым годом. Не стоит рисковать вложенными средствами и возможностью пользоваться собственным строением.

Для профессионального юриста оформление права собственности на самострой, как правило, не занимает много времени. А так как оплата его труда зависит от потраченного времени, это значит и расходы на юридическое сопровождение не будут значительными.

Гораздо большие траты возникнут в случае, если Вас обяжут снести возведенное строение. Вы не только можете потерять средства, вложенные в строительные материалы и оплату труда, но понести новые расходы на демонтаж своего строения и штраф.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

И, наоборот, оформив самострой, Вы получаете несомненную выгоду в том, что он приобретет статус недвижимости. Из этого следует возможность официально осуществлять с ней любые сделки. Кроме того, намного возрастет стоимость зарегистрированного здания.

Оформление самовольных построек довольно востребованная услуга. Наша компания имеет огромный опыт легализации самостроев в суде. Дела из категории о признании права собственности на самовольно возведенные строения являются для нас обыденными. Интересы наших клиентов гарантированно будут защищены. С нами эта необходимая процедура пройдет быстро, уверенно и надежно.

  • Вы можете заказать предварительную консультацию по телефону
  • +7 (967) 087-44-23 Или воспользоваться формой обратной связи.
  • Мы будем рады помочь Вам в решении любых возникающих вопросов.

Порядок узаконивания самостроя в Москве через Градостроительно-земельную комиссию (ГЗК)

Table of Contents

Нормативные основания сноса «самостроя» в Москве

8 декабря 2015 года Правительство Москвы приняло Постановление №829-ПП «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». В этом документе утвержден перечень зданий, строений, сооружений, признаваемых самовольными постройками.

К ним относятся сооружения, созданные (возведенные) в городе Москве на земельных участках, не предоставленные в установленном порядке для этих целей, на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.

Такие виды строений подлежат сносу.

С момента вступления в законную силу указанного постановления, перечень объектов, подлежащих сносу, изменился в сторону увеличения в семь раз! Первоначально московский законодатель планировал снести сто четыре объекта, которые были признаны незаконно возведенными. Последняя действующая редакция постановления увеличила количество «самостроя» до трехсот восьмидесяти шести.

Мэрия города Москвы в 2019 году предлагает собственникам самовольных построек компенсацию за добровольный демонтаж. Сумма выплаты формируется из расчета: пятьдесят пять с половиной тысяч рублей за каждый квадратный метр сносимого помещения.

В Постановлении правительства Москвы от 11 декабря 2013 года № 819-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков» расширено понятие «самовольная постройка», которое предусмотрено гражданским законодательством. Согласно положениям ст.

3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса и иных федеральных законов. При этом министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать свои акты, содержащие нормы гражданского права. Однако существует ограничение: эти акты должны быть изданы в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами.

С 11 декабря 2013 года (согласно указанному Постановлению) дополнительным основанием для сноса является незаконное размещение на земельном участке построек, которые не относятся к объектам капитального строительства. Эти строения подлежат сносу в случае, если они зарегистрированы как объекты недвижимого имущества, и у правообладателя имеются свидетельства о государственной регистрации прав собственности.

Читайте так же:  Расторжение брака через загс по обоюдному согласию

Гражданским Кодексом РФ установлено, что правительство Москвы, в качестве органа исполнительной власти, вправе издавать акты, содержащие нормы гражданского права. Однако эти акты не могут расширять нормы, определенные гражданским законодательством. Следовательно, внесение дополнительных оснований для сноса самовольных построек является незаконным.

Законность Постановления №819-ПП уже была предметом судебного рассмотрения. По итогам этого рассмотрения документ признан законным (Решение Московского городского суда от 26 декабря 2013 года по делу № 3-212/2013).

Судебная практика

С момента первого недобровольного сноса, организованного Правительством Москвы в феврале 2016 года, собственники объектов недвижимости, внесенных в Постановления №829-ПП, 819-ПП, уже успели сформировать судебную практику по исключению принадлежащих на праве собственности объектов из перечня.

Для изучения судебной практики в данной области можно ознакомиться со следующими источниками:

  • примеры дел в арбитражном суде: А40-254041/2016, А40-182602/2017, А40-53919/2018;
  • примеры дел в суде общей юрисдикции: № 33а-3206/2016, 33а-3035/2016, 33а-12020/2016;
  • апелляционное определение ВС РФ от 07.02.2018 №5-АПГ17-147.

Верховный суд РФ признал законным Постановление Правительства Москвы о сносе самовольных построек, отказав нескольким заявителям в удовлетворении их жалоб на внесение в реестр самостроя. Проанализировав Постановление №819-ПП, можно увидеть, что достаточно большое количество объектов в разное время были исключены из этого реестра!

К вопросу развития законодательства, регулирующего институт самовольного строительства в рф

Библиографическая ссылка на статью:
Шатилович М.А. К вопросу развития законодательства, регулирующего институт самовольного строительства в рф // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2019/07/26001 (дата обращения: 31.05.2021).

Институт самовольной постройки, по мнению ученых – правоведов, является на данный момент самым проблемным и нестабильным. Это в первую очередь зависит от того, что система Российского права в настоящее время находится на стадии реформирования.

Изменения затрагивают в частности и сферу гражданского права, что ведет за собой непоследовательную политику в отношении института самовольной постройки.

Это выражается в том, что позиция законодателя относительно него, то носит либеральный характер, то напротив – ужесточается.

На наш взгляд, учитывая сложившуюся ситуацию, тема правового режима самовольной постройки стала достаточно актуальной в последние годы. Нельзя отрицать наличие теоретических и практических проблем, появляющихся в процессе реализации граждан права на приобретение права собственности на самовольную постройку.

Обращаясь к историческому опыту необходимо отметить, что термин самовольной постройки впервые появился во время Советского государства, а именно в 1940 году.

Тогда, решением Совета народных комиссаров РСФСР был учрежден институт самовольного строительства, а также разработан план борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках [2].

Данный документ был единственны регулирующим НПА в сфере самовольного строительства и действовал вплоть до 1964 года, когда положения о самовольной постройке были закреплены в Гражданском кодексе РСФСР [1].

В современном российском законодательстве порядок легализации самовольной постройки закреплен в ст. 222 ГК РФ. Положения ст. 222 ГК РФ в редакции до 1 сентября 2006 г.

привели к тому, что лица, осуществившие самовольное строительство, могли воспользоваться судебным признанием права собственности в обход административного порядка, что противоречило исключительному характеру ст. 222 ГК РФ [4].

Это послужило основой изменений, коснувшихся ныне действующий ГК РФ в 2006 году. С 1 сентября 2006 г. право собственности на самовольную постройку может быть признано только за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Читайте также:  Предложение: выдавать субсидии на покупку деревянных домов

По-видимому, изменение правового регулирования приобретения права собственности на самовольную постройку связано с попыткой реализовать принцип «единой судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов», закрепленный в пп. 5 п.1 ст. 1 ЗК РФ.

Данный принцип можно рассматривать как основополагающую идею, по которой земельный участок является главной вещью, а расположенная на нем недвижимость его принадлежностью [5].

До недавнего времени мы могли отмечать достаточно ограниченное количество оснований, по которым лицо могло легализовать самовольную постройку. Свое авторитетное мнение на счет подобной легализации выразили Верховный и Высший Арбитражный суды РФ, в своем совместном постановлении № 10/20 от 29 апреля 2010 г.

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

В указанном документе суды указывают на то, что право собственности на самовольную постройку может быть признано лишь за лицом, которое обращалось в уполномоченные органы за выдачей разрешения на строительство, но по независящим от него причинам разрешение выдано не было [6].

Однако недавно обстоятельства изменились. Они связаны с изменениями в Гражданском кодексе РФ, утвержденные президентом в конце первой недели августа 2018 года, согласно которым собственники “самостроев” получили дополнительные шансы на спасение своего имущества [1].

Подобные изменения были навеяны временем и, как пояснил Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, их внесение необходимо для защиты добросовестных владельцев построек, в том числе от излишнего формализма.

Так, в свете последних изменений гражданского законодательства, изменилось понятие самовольной постройки, исчезла возможность сноса постройки по ОМСУ, а также запрещен административный снос постройки, которая расположена на частных землях, за исключением случаев, когда сохранение самовольного строения на частной земле создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Подводя итоги нашей статьи, стоит отметить, что законодательство, регулирующее институт самовольного строительства не стоит на месте. С советских времен до сегодняшнего дня происходит его трансформация и реформация, что в большей степени продиктовано историческими, а также экономическими реалиями.

Библиографический список

  1. Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5 ст. 410.

Комиссия Правительства по законопроектной деятельности

23 октября 2017 15:30

Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками, принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными требованиями.

Во избежание отнесения к самовольной постройке легально возведённых объектов законопроектом предлагается уточнить понятие самовольной постройки.

Предусматривается запрет на принятие органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки, созданной до вступления в силу Земельного кодекса или Градостроительного кодекса. В этом случае принятие решения о сносе самовольных построек возможно исключительно в судебном порядке.

Принятие законопроекта позволит пресечь наиболее распространённые нарушения в области градостроительной деятельности, защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и приобретателей объектов недвижимого имущества.

  • Проект
    федерального закона «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса
    Российской Федерации (в части уточнения положений о самовольных постройках)»
    (далее соответственно – законопроект, Гражданский кодекс) подготовлен Минстроем
    России во исполнение поручения
    Президента России по итогам заседания Государственного совета по вопросам развития строительного
    комплекса и совершенствования градостроительной деятельности 17 мая 2016 года
    (№Пр-1138ГС, подпункт «а» пункта 2).
  • Законопроект
    направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с
    признанием зданий, сооружений, других строений самовольными постройками,
    принятием решений об их сносе или приведении в соответствие с установленными
    требованиями.
  • Во
    избежание отнесения к самовольной постройке легально возведённых объектов
    законопроектом предлагается уточнить понятие самовольной постройки.

Предусматривается
также запрет на принятие органом местного самоуправления решения о сносе
самовольной постройки, созданной до вступления в силу Земельного кодекса (в
случае если основанием
принятия решения о сносе является отсутствие правоустанавливающих документов на
земельный участок) или Градостроительного кодекса (в случае если основанием принятия
решения о сносе является отсутствие разрешения на строительство). В этом случае
принятие решения о сносе самовольных построек возможно исключительно в судебном
порядке.

Статьёй
42 Земельного кодекса установлены такие обязанности правообладателей земельных
участков, как их
использование в соответствии с целевым назначением, соблюдение при их
использовании требований градостроительных регламентов, строительных,
экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, нормативов.

Федеральным
законом от 3 июля 2016 года №354-ФЗ соответствующие изменения были внесены
в статью 285 Гражданского кодекса в части конкретизации требований
законодательства, в связи с нарушением которых земельный участок может быть
изъят у собственника.

Законопроектом предлагается уточнить, что такое изъятие
возможно только в случае невыполнения лицом обязанности по сносу самовольной
постройки (приведению её
в соответствие с установленными требованиями).

Законопроектом
также вводятся нормы, направленные на защиту имущественных интересов лиц – приобретателей
зданий, сооружений, других строений, право собственности на которые было
зарегистрировано, в случае признания таких объектов самовольными постройками.

В
этом случае предусматривается выплата за счёт казны Российской Федерации
однократной компенсации за утрату права собственности на здание, сооружение или
другое строение, а также компенсация лицам или органам, за счёт которых был произведён снос самовольной постройки
(её приведение в соответствие с установленными требованиями), расходов на такой
снос (приведение в соответствие).

Порядок выплаты компенсации предлагается
урегулировать Федеральным
законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации
недвижимости».

Принятие
законопроекта позволит пресечь наиболее распространённые нарушения в области градостроительной
деятельности, окажет благоприятное влияние на развитие строительной отрасли без
установления дополнительных административных барьеров, которые могут повлиять
на увеличение срока строительства, защитить права и законные интересы добросовестных застройщиков и
приобретателей объектов недвижимого имущества.

Законопроект
будет рассмотрен на заседании Правительства.

Все о самострое: оформить, узаконить, судебная практика

В некоторых городах России особо остро стоит проблема самовольного строительства. Большой объем строительства в России ведется в таких крупных городах как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Семфирополь (Крым), Сочи, Новосибирск. Попробуем разобраться в некоторых аспектах самовольного строительства, оформления и сноса самостроя, с точки зрения законодательства и судебной практики.

Понятие в действующем законодательстве

Законодательство раскрывает понятие самовольной постройки в ст. 222 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).

Так самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (п. 1 ст. 222 ГК РФ). Отсюда можем выделить признаки самостроя:

  • возведён на участке, не предоставленном для целей строительства в установленном порядке;
  • возведён на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта;
  • создан без получения на это необходимых в соответствии с законодательство разрешений;
  • создан с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Обращаясь с иском в суд о сносе объекта строительства, нам не требуется признания судом факта, что возведенная строение является самовольным. Оно является таковым уже в силу того, что имеет один из вышеуказанных признаков.

Обращение же с иском в суд преследует целью защиту и восстановление нарушенных «самостроем» прав заинтересованных лиц (совладельцев, соседей, органов местного самоуправления, публичных интересов и пр.) в порядке, предусмотренном ст. 11 ГК РФ.

Одним из способов защиты права может являться, например, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (снос постройки и(или) приведение земельного участка в первоначальное состояние).

Возможна подача иска о признании права собственности на самовольную постройку. В данном случае способом защиты будет признание права (ст. 12 ГК РФ).

Как оформить самострой в собственность?

Возможность легализовать (оформления, узаконить) самострой заложено в п. 3 ст. 222 ГК РФ. Так, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создан объект, при одновременном соблюдении следующих условий:

  • если в отношении земельного участка лицо, осуществившее строительство, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
  • если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам, содержащимися в иных документах;
  • если сохранение строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *