На жильцов домов с ТСЖ могут упасть долги соседей

В Государственную Думу на рассмотрение поступил законопроект под номером 89454-7. Он любопытен с точки зрения содержания. Законодатели предлагают отменить материальную ответственность ТСЖ за долги жителей по обязательным платежам.

Как возникла эта идея и почему в законопроекте нет ни слова об управляющих организациях, расскажем сегодня.

На жильцов домов с ТСЖ могут упасть долги соседейВознаграждение членам правления ТСЖ

О чём этот законопроект

Авторы законопроекта в пояснительной записке рассказывают, что хотят внести изменения в действующий Гражданский кодекс в части ответственности организации за свои долги. Сейчас долги организации можно взыскивать с её руководителя (ст. 53.1 ГК РФ). Это правило работает для организаций, управляющих МКД, в том числе для ТЖС, ЖК и ЖСК.

Законотворцы считают, что для коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью по управлению МКД, такие меры справедливы. Это воспитательная мера, которая научит их ответственно относиться к работе и отвечать за свои ошибки:

  • выявлять «резиновые» квартиры,
  • пресекать незаконные подключения,
  • ответственно относиться к поквартирному обходу.
  • Время покажет, поможет ли такая жёсткость управляющим организациям эффективнее управлять МКД.
  • Что касается долгов ТСЖ, ЖК или ЖСК, то они часто возникают не по их вине:
  • жильцы и собственники жилых помещений МКД не оплачивают обязательные платежи,
  • приходится оплачивать ОДН и долги по коммунальным платежам.

Авторы проекта Федерального закона считают несправедливым перекладывать ответственность на ТСЖ за долги жителей по обязательным платежам.

Просят помнить, что у товариществ есть ещё налоговые и иные обязательные платежи.

А в случае банкротства материальная ответственность переходит на председателя ТСЖ, ЖК или ЖСК, в том числе за непередачу арбитражному управляющему документов, которых у товарищества может и не быть.

При этом у руководства товарищества нет реальной возможности влиять на собственников помещений. Именно поэтому был разработан этот законопроект.

На жильцов домов с ТСЖ могут упасть долги соседейПост-релиз вебинара «ГИС ЖКХ для ТСЖ»

Что предлагают изменить

Авторы предлагают внести изменения в п. 2 ст. 53.1 ГК РФ. Она касается наступления ответственности за недобросовестное или неразумное осуществление своих обязанностей. Если законопроект примут, то ответственность не будет касаться председателей правлений товариществ и потребительских кооператив, занимающихся содержанием МКД.

Эта норма закрепится в Федеральном законе от 30.11.1994 г. N 52-ФЗ – в него хотят добавить новую статью 23 и освободить ТСЖ, ЖК и ЖСК от материальной ответственности за долги, возникшие из-за того, что собственники помещений не внесли или несвоевременного внесли обязательные платежи. Эта же норма продублируется в Жилищный кодекс РФ.

Если законопроект одобрит Государственная Дума РФ и всё пойдёт по плану, то документ вступит в силу 1 марта 2017 года.

Читайте об актуальном законодательстве для ТСЖ.

Солидарная ответственность собственников за долги других жильцов в доме

Экспертами из ЦСР (Центр стратегических разработок) разработана новая реформа для российского населения. На сей раз новшество касается коммунальной сферы. Центр предлагает обязать владельцев недвижимости в многоэтажных домах нести солидарную ответственность за долги по коммуналке. Иными словами, долг у одного – платят все.

На жильцов домов с ТСЖ могут упасть долги соседей

Когда долг будет выплачен, то собственники квартир могут в судебном порядке требовать с должников погасить задолженность в отношении их.

Задумка простая – члены ТСЖ должны погашать задолженность недобросовестных собственников. Причем это не добрая воля, а обязанность.

Если кто-то не платил за услуги управляющей компании, за капитальный ремонт либо на содержание общедомового имущества, то остальные члены ТСЖ должны из своих средств погасить задолженность, а затем уже взыскивать с должника через суд. Когда и это не поможет, должника предлагают лишать собственности в принудительном порядке.

По мнению Центра стратегических разработок, учреждать ТСЖ будут сами собственники недвижимости, как и происходит в настоящее время. Когда решение по формированию ТСЖ принято, то в товарищество включают всех владельцев недвижимости в доме. Включают в обязательном порядке, а не добровольно.

Если имеются долги у одного из собственников, то нести ответственность материального характера будут все жильцы дома без исключения. Но при этом в дальнейшем предполагается уже самостоятельно взыскивать с должника деньги. Как это будет происходить, вопрос другой. И получится ли вернуть свои средства, неизвестно.

ЦСР предлагает несколько способов взыскания такого плана. Когда долги по коммунальным услугам за период 6 месяцев и дольше, то недвижимость становится своеобразным залогом. При непогашении задолженности в установленный срок жилье передается ТСЖ.

По мнению ЦСР, создание такой структуры ТСЖ не только обеспечивает солидарную ответственность всех владельцев квартир, но и способствует тому, что такие ТСЖ будут рассматриваться надежными защитниками на финансовом рынке для усовершенствования общего имущества многоэтажных объектов.

ЦСР отмечает, что действующая модель ТСЖ, иными словами, сосуществование в одном доме членов ТСЖ и жильцов, не вступивших в товарищество, предстает неэффективной и не отличается стабильностью.

Официальное заявление по поводу данной инициативы поступило от Министерства строительства РФ. По мнению министров, такая модель – это из мира фантастики, попытка подстроиться под европейские кондоминиумы.

Незаконность идеи о солидарной ответственности собственников

Предложение, которое подразумевает оплату долгов неплательщиков, противоречит законам Российской Федерации. На этом акцентировал внимание зампред комитета Государственной Думы по политике жилищной направленности и ЖКХ А. Сидякин.

Такая идея противоречит ГК РФ. Человек не может оплачивать чужую задолженность, это не его обязательства. Можно обязать гражданина гасить чужой долг, если это установлено каким-либо договором в рамках гражданско-правовых отношений. Но в ситуации с ЖКХ этого не прослеживается. Кстати, законодательный проект в Государственную Думу еще не поступал.

Так, предложение ЦСР нереалистичное, предстает прямым копированием действующего регламента управления в Европе кондоминиумами.

Состояние гражданского российского общества не достигло того уровня, когда все жители многоквартирных объектов будут готовы нести солидарную ответственность, выступать объединением владельцев в качестве корпорации. И это нормально, кому же хочется уплачивать чужие долги.

А еще в таком предложении усматривается нарушение принципов права свободы собственности, прописанных в Конституции РФ. Изменить новое законодательство в угоду такой инициативе, также не представляется возможным.

Рост тарифов на ЖКХ в 2019 году

Уже с 1-ого января следующего года тарифы на коммунальные услуги увеличатся – в планах повышение на 1,7%. Среднее увеличение за 2019 год составит до 4% включительно. Это базируется на изменении ставки НДС. Официальное заявление поступило от Министерства строительства.

Несмотря на увеличение ставки НДС с 2019 года, Министерство экономики и развития сохранило подход к индексации тарифов на уровне инфляционного уровня.

(1 оценок) Загрузка…

Рекомендуем к прочтению:

Долги по ЖКХ могут запретить раскидывать по жильцам | Рестра

На жильцов домов с ТСЖ могут упасть долги соседейДолги по ЖКХ — актуальная в последнее время тема

Долги россиян за услуги ЖКХ всё чаще становятся предметом обсуждения. Появляются разного рода предложения, например, возможность заключения прямого договора с поставщиками коммунальных услуг. Мы писали об этом ранее. Идею реализовали, но стало ли от этого лучше?

По замыслу, инициатива должна была ликвидировать «прокладку» между гражданами и ресурсоснабжающими организациями. Прокладку в виде управляющих компаний, ТСЖ и тому подобных юридических лиц. Такой подход должен был снизить финансовую нагрузку на граждан. Но, как говорится, что-то пошло не так. Долги россиян за ЖКХ медленно, но верно увеличиваются.

В ряд инициатив можно поставить и недавнее предложение передать коллекторам право на взыскание долгов граждан за ЖКУ. Кроме того, в России могут появиться и частные приставы-исполнители. Об этом сообщали СМИ.

Если сложить эти предложения в один ряд, то вскоре в РФ долгами по «коммуналке» займутся частные приставы и коллекторы.

Читайте также:  Юит построит новый жилой комплекс в казани

Видимо, это показалось законотворцам наиболее эффективным путём развития ситуации с задолженностью за ЖКУ.

О размерах долгов

Что касается размера долга, то по России в общем этот показатель находится на уровне полутора триллионов рублей. Если пересчитать на каждого гражданина РФ, получается немного, казалось бы — около 10 рублей. Но, конечно же, за ЖКХ платят либо семьёй, либо организацией.

При этом, принято различать просто неплательщиков и злостных неплательщиков. Злостными являются те, кто не платит давно и, видимо, платить не собирается. Согласно данным, приводимым Национальным бюро кредитных историй, на каждого злостного неплательщика приходится около 46 тысяч рублей задолженности за ЖКХ.

Долг одного — всем жильцам

Существует практика раскидывания долгов неплательщиков на всех жильцов МКД. В том числе и на исправных плательщиков. Долг «распиливается» и включается в платежки всего дома, например, в ОДН. ОДН — это плата за общедомовые нужды, например, электричество на освещение подъезда, на техническую воду и т.д. Эту практику даже желали узаконить в своё время. Однако, дальше инициативы не пошло.

За дело взялся депутат

И вот настал черёд инициативы, обратной той, которую предлагал Центр стратегических разработок. Депутат от фракции ЕР В.Ф. Шрейдер внёс в Госдуму законопроект, которым в ст. 157 ЖК РФ может быть установлен запрет на раскидывание долга на других. С его принятием, долги как граждан, так и огранизаций за ЖКХ нельзя будет перераспределить.

В целом, суть предложения предельно ясна — негоже добропорядочных плательщиков заставлять платить по долгам недобропорядочных. Реализация инициативы депутата поможет защитить права граждан. Без сомнения, актуальное предложение. Тарифы то только растут, как их не ограничивай.

Не хочу платить по долгам соседей — хочу, чтобы им отключили свет и воду

У некоторых жильцов в нашем многоквартирном доме огромный долг за коммунальные услуги. Один из них задолжал почти 200 000 Р, а управляющая компания не предпринимает никаких активных действий, чтобы этот долг взыскать. Только пишут на квитанции большими буквами «ДОЛГ», и все.

УК не ставит заглушки на водоотведение должникам: говорят, если кого-то затопят, то ответственность будет на УК. Боятся издержек. Электроэнергию тоже не отключают: нет технической возможности. Даже иск в суд не подают.

Насколько мне известно, срок исковой давности по долгам за ЖКУ — три года. Потом долг становится невозвратным, и УК может распределить эту сумму между другими собственниками и обязать все выплатить.

Нет никакого желания оплачивать долги соседа и бездействие УК. Скажите, как можно повлиять на сотрудников УК, чтобы они проводили работу по взысканию задолженности?

Катерина

Повлиять на УК в этом случае вы не можете. У управляющей компании бывают трудности с взысканием долгов за ЖКУ. Возможно, сотрудники УК все же проводили работу по взысканию задолженности. Но вы не можете и не должны об этом знать.

До 1 января 2021 года у коммунальщиков есть еще одна трудность: из-за коронавируса нельзя отключать должникам коммунальные услуги. Но именно про порядок отключения света и воды я хочу рассказать: когда-то пандемия закончится и этот способ борьбы с должниками вернется.

А вот жильцы из разных квартир никак между собой не связаны — за соседей вас платить не заставят.

Все о том, как жить в РоссииИ взаимодействовать с УК и соседями — в нашей рассылке. Подпишитесь, чтобы не пропустить важные статьи

Исполнитель — это организация, которая предоставляет коммунальные услуги. Исполнитель может не совпадать с ресурсоснабжающей организацией, которая продает коммунальные ресурсы.

Например, очевидно, что воду продает водоканал. И в моих квитанциях указано, что исполнитель услуги «Холодное водоснабжение» — водоканал.

Но исполнители услуг «ХВС на нужды ГВС» и «Тепловая энергия на нужды ГВС», то есть те, кто предоставляет мне горячую воду, — это управляющая компания и энергосбыт.

Так что сотрудники УК или энергосбыта могут перестать нагревать воду мне или моим соседям, а сотрудники водоканала — нет.

Например, в моем городе суммарный норматив потребления холодной и горячей воды за месяц составляет почти 10 кубометров, а я трачу только 3,5. Это означает, что в моем случае неполной оплатой будет долг за 6 месяцев: 2 × 10 / 3,5.

Обычно квитанции приходят с 10 по 25 число и оплатить их нужно до 25 числа. То есть, чтобы в моем случае оплата была неполной и несвоевременной, должно пройти 6 месяцев и 25 дней.

Какие услуги отключать нельзя. Отключить потребителю свет или воду можно, только если у потребителя долг именно за свет или воду. Но около 70% начислений за ЖКУ — за отопление и содержание жилого помещения. А эти услуги приостановить нельзя.

То есть если существует риск, что из-за заглушек пострадают соседи снизу, перекрывать горячую воду нельзя. УК действует правомерно.

Для борьбы с должниками остается только отключение газа и электроэнергии.

К примеру, нашему читателю полностью отключили газ и электричество за долги — это приостановление. В доме другого читателя из-за долгов отключили один из лифтов — это ограничение по объему. Верховный суд РФ рассматривал дело об отключении света в подъезде в определенные дни — это ограничение по графику.

Получить предупреждение должен именно потребитель-должник. Предупредить его могут:

  1. Заказным письмом с уведомлением о вручении.
  2. Письмом на электронную почту.
  3. Лично под расписку.
  4. Включив текст предупреждения в квитанцию за ЖКУ.
  5. Позвонив и записав разговор.

Что делать, если долги соседа по коммуналке скинули на вас?

Иногда случаются ситуации, когда долги соседей по коммуналке перекладывают на тех, кто вносит оплату исправно. Негодование последних является правомерным. Стоит понимать, в каких случаях такое возможно и что необходимо делать в этом случае.

Что делать при перекладывании долга соседа по коммуналке

Не так давно жильцы коммунальных домов начали жаловаться, что их счета за услуги ресурсоснабжающих компаний значительно возросли.

Когда они стали разбираться в ситуации, то выяснили: долги их соседей, которые являются неплательщиками, распределились среди тех, кто платить исправно.

Естественно, они высказали свое возмущение и получили ответ со ссылкой на правовые акты. Необходимо подробнее рассмотреть все нюансы, связанные с таким распределением долгов.

Расскажите друзьям в социальной сети, что делать если долги по коммуналке переложили на вас? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал «Налоговый эксперт»!

Согласно Жилищному кодексу РФ, сотрудники управляющей компании могут переводить задолженность на других лиц пропорционально занимаемой площади.

Но это возможно только при наличии прямого договора с ресурсоснабжающими компаниями. Если же работа идет через управляющую компанию, то такое распределение задолженности невозможно.

Всю разницу УК должна выплачивать самостоятельно и бороться с должниками за свой счет.

Таким образом, УК заинтересованы в заключении прямых договоров. В этом случае проблем со взысканием задолженности по ОДН не возникнет. То есть, организация не несет никаких убытков, расписывая ОДН на всех собственников многоквартирного дома, исключая злостных неплательщиков.

Что касается задолженности по индивидуальным счетчикам, то ее невозможно перевести на других жильцов, поэтому ресурсоснабжающие компании вынуждены бороться с такими людьми законными методами.

В Постановлении Правительства РФ №344 указано, что все заботы, которые связаны с оптимизацией затрат на содержание многоквартирного дома можно переложить на жильцов. То же указано и в положениях Жилищного кодекса РФ.

Таким образом, управляющие компании действуют легально, когда переводят задолженность по ОДН на тех, кто честно производит оплату.

В этом случае должников исключают из платежных документов и распределение идет на всех жителей, у которых нет просрочек по оплате. При попытке жаловаться в правоохранительные органы сотрудники управляющей компании окажутся правыми.

Они действуют в рамках закона, а решение о переходе на прямые договоры было принято собранием собственников жильцов на добровольной основе.

Возможно эти статьи вас также заинтересуют:

  • Займы, которые дают абсолютно всем без процентов и без отказа
  • Банки, которые выдают кредит на карту онлайн не без посещения банка
  • Список МФО, выдающих первые займы под 0%.

Работа с должниками: по-соседски, по-человечески, по закону

При использовании данного материала интерактивная ссылка на источник обязательна ©«Председатель ТСЖ»

Читайте также:  Как оформить налоговый вычет, если живешь в другом городе?

Опубликовано в журнала «Председатель ТСЖ» №7-8 (129-130) 2018

Работа с должниками за жилищно-коммунальные услуги в ТСЖ / ЖСК не может быть только жесткой фискальной функцией. Председатель ТСЖ – это все-таки не гендиректор ООО, и начиная свою борьбу с должниками за жилищно-коммунальные услуги, он должен быть безукоризненно корректен и справедлив. В этом деле главное – продуманная методика с долгами собственников .

Параграф №1. Своевременность и точность:

Итак — до десятого числа последующего месяца, в соответствии со ст. 155 ЖК РФ, собственник должен внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Это означит, что не позднее 5 числа все платежки в ТСЖ рассчитаны и доведены до каждой квартиры.

В разных регионах это делается по-разному: разнесены по почтовым ящикам или размещены в «личном кабинете» в электронной системе. Важно чтобы заплатить долг за жилищно-коммунальные услуги было легко и удобно. На обратной стороне платежки полезно напечатать самые доступные места оплаты, чтоб недалеко, без очереди и – разумеется – без процента.

Там, где Правление ТСЖ не поленилось составить такой перечень, — число первичных, «одномесячных» долгов за квартиру резко уменьшается.

Параграф №2. Пени – это требование Закона

В соответствии ч. 14 и ч. 14.1 ст.

155 ЖК РФ, при наличии долга за квартиру, ТСЖ может требовать уплаты пеней с лиц, в чьи обязанности входит внесение платы за жилое помещение, коммунальные услуги и иные платежи, одобренные собственниками помещений (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ и ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ).  Процесс начисления пени начинают после окончания установленного срока оплаты, сразу же на следующий день.

Подробно о начислении пеней в статье «ТСЖ считает пени» («Председатель ТСЖ » №11 (109) 2016)

Параграф №3. Платят все, кто живет в квартире.

За последние годы сложилась судебная практика предъявления требования не к одному только собственнику, который, возможно, а) потерял работу, б) состарился.

За своевременно непогашенный долг за квартиру солидарную ответственность несут все дееспособные члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему помещении (ст. 210, 292 ГК РФ, ст. 30, 31 ЖК РФ). Напоминание об этом помогает родственникам быстро решить проблему внутри семьи.

Параграф №4. Государство расширяет перечень мер воздействия на  должника ЖКХ при вынесении судебного решения.

— возможно ограничение предоставляемых коммунальных услуг (п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

  • — мировой судья рассматривает заявление управляющей организации о взыскании долга за жилищно-коммунальные услуги в упрощенном порядке в течение 5 дней (ст.121 ГПК РФ):
  • — по решению суда, с должника, помимо долга и пеней за просрочку оплаты, будут взысканы расходы управляющей организации на: — оплату государственной пошлины; — расходы ТСЖ по представительству в суде юриста и иные судебные издержки.
  • — на сумму задолженности суд может быть арестовать имущество должника и/или списать долг за квартиру с банковской карты.

— за неисполнение судебного решения законом предусмотрено ограничение выезда должника за границу (ст.67 ФЗ-229- от 02.10.2007 г.) и временное лишение должника прав на вождение автомобиля (ст. 67.1 там же).

«Плохие» долги жильцов перед ТСЖ

Традиционно в статьях, адресованных коммерческим организациям, на тему безнадежных и сомнительных долгов основное внимание уделяется налоговому учету.

Известно, что НК РФ позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль на суммы такой дебиторской задолженности, вопрос лишь в деталях (какие именно долги признаются сомнительными и безнадежными, в каком порядке они включаются в состав расходов).

Для ТСЖ эта проблема неактуальна, поскольку в большинстве случаев платежи собственников помещений не относятся к доходам, соответственно, расходы (в частности, в виде безнадежных долгов и резерва по сомнительным долгам) не формируются. Однако долги, которые невозможно взыскать, – это реалии практики любого ТСЖ.

Каковы требования бухгалтерского законодательства, предъявляемые к организациям, имеющим задолженность, нереальную к взысканию, а также сомнительную задолженность? Как они должны исполняться товариществами?

Требования бухгалтерского законодательства

Нереальные для взыскания долги

Обязанность организации (подчеркнем: любой организации, а не только коммерческой) списывать дебиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, нереальные для взыскания, установлена п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ[1].

Основания для списания – данные проведенной инвентаризации, письменное обоснование, приказ (распоряжение) руководителя организации.

Суммы долгов относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.

Далее в приведенной норме сказано: списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Как видим, некоммерческой организации, в том числе ТСЖ, не удастся избежать списания долгов, нереальных для взыскания (хотя бы потому, что в п. 77 указанного документа некоммерческие организации прямо упомянуты).

Дебиторская задолженность в сумме обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, а также платы за содержание и ремонт общего имущества и платы за коммунальные услуги, вносимой собственниками помещений, не вступившими в ТСЖ, формируется ежемесячно в бухгалтерском учете товарищества проводкой Дебет 76 Кредит 86[2].

Отражение именно задолженности по целевому финансированию (в противовес учету целевого финансирования кассовым методом) обусловлено правовым статусом ТСЖ:

  • в случае неисполнения собственниками помещений в МКД своих обязанностей по участию в осуществлении общих расходов ТСЖ в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов (п. 3 ст. 137 ЖК РФ);
  • товарищество может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в МКД обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов (п. 4 ст. 137 ЖК РФ);
  • ТСЖ обязано обеспечивать выполнение всеми собственниками помещений в МКД обязанностей по содержанию и ремонту общего имущества в доме в соответствии с их долями в праве общей собственности на данное имущество (п. 5 ст. 138 ЖК РФ).
  • В пункте 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ речь идет о любой дебиторской задолженности, а не только о задолженности, возникшей в связи с реализацией товаров, работ, услуг. Следовательно, задолженность жильцов может рассматриваться как нереальная к взысканию и подлежит списанию и в той ситуации, когда ТСЖ не расценивает свою уставную деятельность как реализацию работ, услуг.

    Критерии для признания задолженности нереальной для взыскания не установлены (за исключением истечения срока исковой давности). Они должны содержаться в письменном обосновании, которое необходимо для списания задолженности[3].

    Что касается применения срока исковой давности, он составляет три года и отсчитывается с момента, когда право ТСЖ было нарушено должником, то есть когда должник не внес платеж в срок (п. 2 ст. 200 ГК РФ), а именно (в общем случае согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ) с 10 го числа месяца, следующего за расчетным.

    Срок исковой давности применяется судом по заявлению стороны в споре. Если же должник не заявит о его истечении, спор будет рассмотрен по существу (п. 2 ст. 199 ГК РФ). Иначе говоря, подать иск в суд о взыскании долга с жильца можно в любом случае.

    Следует учитывать, что срок исковой давности может прерываться, в частности, предъявлением иска и совершением должником действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва срок начинает течь заново (ст. 203 ГК РФ). К действиям, свидетельствующим о признании долга, с учетом разъяснений, представленных в п.

     20 Постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 № 15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 № 18, могут относиться просьба жильца о рассрочке или отсрочке платежа, заключение соглашения о рассрочке или отсрочке, частичная уплата долга.

    Между тем нужно понимать, что платежи собственников помещений имеют периодический (ежемесячный) характер и действия, свидетельствующие о признании долга, в отношении определенных платежей не являются основанием для перерыва срока исковой давности по другим платежам.

    Итак, бухгалтерское законодательство обязывает ТСЖ контролировать дебиторскую задолженность как минимум с точки зрения течения срока исковой давности, а также списывать долг, когда такой срок истек.

    В связи с этим, полагаем, ТСЖ вправе считать долгами, нереальными для взыскания, лишь те, по которым истек срок исковой давности (а иные долги, которые коммерческая организация обычно списывает, не считать таковыми[4]).

    Читайте также:  Должен ли пенсионер платить налог с продажи квартиры?

    На практике встречаются ситуации, когда товарищества списывают подобные долги лишь после того, как суд применит срок исковой давности по заявлению должника (в этих ТСЖ налажена работа по взысканию долгов, в том числе в судебном порядке).

    Резервы сомнительных долгов

    Обязательность создания резервов сомнительных долгов для всех организаций установлена п.

     70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, а также следует из ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

    Так, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной.

    В свою очередь, сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

    Для целей применения ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения (которым, в частности, является величина резерва по сомнительным долгам) признается корректировка стоимости актива (дебиторской задолженности), которая обусловлена появлением новой информации, производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности (п. 23 ПБУ 21/2008). В бухгалтерской отчетности резерв сомнительных долгов отдельно не показывается, а уменьшает величину «дебиторки» в активе баланса (п. 35 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»[5]). Как видим, вопрос о признании задолженности сомнительной и определении суммы резерва решается в каждой ситуации отдельно, четких критериев бухгалтерские стандарты не устанавливают.

    Цель создания резерва сомнительных долгов (кстати, он создается по каждому долгу в величине, зависящей от платежеспособности должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично) – показать в отчетности достоверную информацию о дебиторской задолженности.

    Впрочем, списание нереальных для взыскания долгов преследует ту же цель. Поэтому в п.

     77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ сказано, что такие долги списываются в состав расходов, только если их суммы в предыдущем отчетном году не были зарезервированы.

    У ТСЖ могут возникнуть сомнения, а действительно ли задолженность собственников помещений является сомнительной и подлежит резервированию. Буквальное прочтение п.

     70 и 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ вообще может натолкнуть на мысль о создании некоммерческой организацией резерва только по долгам, возникшим в связи с хозяйственной деятельностью.

    Так, суммы созданных резервов (как и не использованные на конец года резервы) предписано относить на финансовые результаты деятельности организации, кроме того, задолженность признается сомнительной, если нарушен срок, установленныйдоговором (между ТСЖ и его членами договор не заключается, по крайней мере в части содержания и ремонта общего имущества), а в п. 77 фраза построена так, что можно сделать вывод: долги могут быть отнесены за счет резерва только у коммерческой организации. Тем не менее эти сомнения необоснованны. Во-первых, из актуальной редакции п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, сформированной Приказом Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н, исключено упоминание о том, что сомнительные долги возникают только в связи с расчетами за продукцию, товары, работы и услуги, значит, и в связи с получением целевых средств могут возникать сомнительные долги (естественно, если целевое финансирование не учитывается кассовым методом). Во-вторых, в ПБУ 21/2008 отсутствует упоминание о том, что данный стандарт распространяется лишь на коммерческие организации либо на некоммерческие организации, но только в части фактов, относящихся к предпринимательской деятельности (такая оговорка, кстати, есть во многих ПБУ). В-третьих, в силу п. 4 ПБУ 21/2008 изменение оценочного значения подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в состав доходов или расходов организации (а эта формулировка уже не исключает ее применения некоммерческими организациями).

    Поэтому ТСЖ, как и любая некоммерческая организация, обязано создавать резерв сомнительных долгов. На это указывает и Минфин в Информации об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)[6]. При этом стратегическим вопросом является определение критериев сомнительности задолженности.

    Его следует проработать заранее и включить выбранные критерии в учетную политику для целей бухгалтерского учета.

    Формально, раз вероятность погашения просроченного долга оценивается индивидуально, ничто не мешает ТСЖ оценивать ее как высокую (особенно в случае добросовестного подхода членов правления к стимулированию платежной дисциплины) и, как следствие, не иметь в учете такого показателя, как резерв сомнительных долгов.

    Особенности финансирования расходов ТСЖ

    Как известно, необходимые расходы на установленные законом и уставом ТСЖ цели формируют расходную часть сметы.

    На ее основе определяется доходная часть, которая служит базой для расчета размера платежей и взносов каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество (см. пп. 23 п. 1 ст.

     137 ЖК РФ). Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда ТСЖ не имеет доходов от хозяйственной деятельности. На размер бюджетных субсидий в качестве одного из источников доходов по смете товарищество фактически не может влиять.

    Единственный вид поступлений, определение величины которого подконтрольно органам управления ТСЖ, а именно общему собранию его членов (пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ), – платежи собственников помещений.

    Смета доходов и расходов предусматривает соответствие поступлений и платежей ТСЖ.

    Понятно, что составить на год вперед смету, расходная часть которой будет в точности исполнена, практически невозможно, так как отклонения в виде экономии или перерасхода по тем или иным статьям неизбежны. Совершенно нормальная практика – создание фонда непредвиденных расходов и установление порядка его расходования[7].

    Ключевой вывод:

    Создание фонда непредвиденных расходов согласно финансовому плану ТСЖ и создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете – абсолютно разные вещи.

    Принятие общим собранием членов ТСЖ решения о создании фонда означает, что собственники помещений будут вносить в составе соответствующей платы определенную сумму денежных средств для финансирования конкретных видов расходов. Это значит, что источник их финансирования уже определен и сформирован.

    Например, за счет средств специального фонда можно списать безнадежные долги, если, конечно, в положении о фонде предусмотрен подобный вид расходования.

    В свою очередь, создание резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете не зависит от волеизъявления членов ТСЖ и готовности собственников помещений покрыть за свой счет «плохие» долги соседей. Резерв создается в силу закона, даже если собственники отказываются его финансировать.

    Тем не менее нередко в хозяйственной жизни ТСЖ возникают чрезвычайные расходы, не предусмотренные сметой и не включенные в возможные направления трат за счет такого фонда. Будем исходить из того, что непредвиденные расходы не зависят от воли товарищества (например, санкции государственных органов, выплаты по решениям суда и пр.).

    Вполне справедливо, что подобные вынужденные расходы, понесенные в рамках уставной деятельности, должны быть покрыты за счет платежей собственников помещений (или членов ТСЖ).

    Если же общее собрание членов ТСЖ (а именно за ним остается последнее слово) не санкционирует увеличение взносов на покрытие непредвиденных расходов, нужно понимать, что это прямой путь к банкротству.

    Дело в том, что рассматриваемые платежи будут произведены независимо от воли членов ТСЖ (как правило, не уплаченные добровольно суммы списываются со счета товарищества в принудительном порядке), в итоге не будет погашена задолженность перед контрагентами ТСЖ, которая предусмотрена сметой. Накопление долгов свыше определенной суммы является одним из оснований для инициации процедуры банкротства[8].

    Вернемся к «плохим» долгам жильцов. Отсутствие запланированных поступлений по смете означает, что ТСЖ не сможет расплатиться по своим обязательствам, что также влечет риск банкротства.

    Одновременно отражение в балансе товарищества «дебиторки», которая является нереальной для взыскания, искажает информацию для пользователей бухгалтерской отчетности и нарушает требования бухгалтерского законодательства.

    Списать с баланса нереальные для взыскания долги ТСЖ обязано в силу закона, поэтому необходимо определить источник финансирования таких расходов.

    _____________________________

    [1] Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.[2] См. статьи Н. Н. Шишкоедовой «Бухгалтерский и налоговый учет в ТСЖ: а есть ли реализация?» (№ 10, 2011), «Учет платы, полученной от собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ» (№ 11, 2011).

    [3] Причиной признания долга собственника помещения нереальным для взыскания может стать постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства и возврате исполнительного документа ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (ст.

    46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

     [4] Так, вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания не запрещает впоследствии вновь предъявить исполнительный лист к исполнению, что указывает на теоретическую возможность взыскания спорной задолженности.[5]

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector